Психолог и психотерапевт: разница, чем они отличаются — психолог и психотерапевт

11.08.2019
  • для того чтобы получить совет по поводу какой-либо ситуации в семье;
  • чтобы проконсультироваться по методам воспитания ребенка, конфликта на работе и т. д.;
  • для того чтобы лучше понять себя, свои поступки, побороть негативные установки.

В чем разница между психологом и психотерапевтом

У вас возник вопрос, чем отличается психолог от психотерапевта? В этой статье мы расскажем о различиях этих специализаций.

Разница между психологом и психотерапевтом

Для основной массы людей, далеких от медицины и психологии, эти понятия идентичны. Но это в корне неверно. Ведь каждый из этих специалистов занимается разными видами деятельности.

Начнем с главного отличия: психотерапевт – это врач, он имеет высшее медицинское образование. В компетенции психотерапевта – лечение психики человека. Врач работает с патологией, то есть отклонениями от нормы. Лечение происходит как с помощью специальных методик, так и воздействием медикаментозных средств. Психотерапевт совмещает функции психиатра и психолога. Он вправе ставить диагноз, определять дееспособность, назначать курсы фармакологического лечения. Психотерапевт – это психиатр, имеющий практику не менее 3 лет и прошедший курс дополнительного обучения.

Психолог – не врач! Это не медицинская специализация, в отличие от психотерапевт

Психолог – специалист, который занимается изучением психики человека. Данную специализацию дает обучение в вузе на факультете психологии. Специализация психолога может быть общей, социальной, медицинской, педагогической.

Психолог вправе вести следующую деятельность:

Перечисленные виды деятельности – это сбор информации о психике человека и при необходимости – выдача определенных рекомендаций.

Психолог не имеет права ставить диагноз и лечить, он вправе помогать лишь психически здоровому человеку, заниматься вариантами нормы. Практиковать в области психотерапии психолог может только после специального обучения.

К кому обращаться в случае необходимости

Поняв разницу между психологом и психотерапевтом, можно без труда определить, к какому специалисту при возникшей необходимости нужно обращаться за помощью.

К психологу следует идти в следующих случаях:

Эти и подобные проблемы за 2−3 сеанса может разрешить психолог-консультант.

Визит к психотерапевту не стоит откладывать, если вы замечаете у себя или своих близких следующие симптомы:

Эти признаки могут быть сигналами о патологическом изменении психики. С подобными проблемами может справиться только врач.

Если вы все же не решаетесь обратиться к психотерапевту, посетите психолога. Он выслушает вашу проблему и определит, нужно ли в конкретном случае вмешательство врача. Будьте внимательны к себе и своим близким!

Источник: http://www.wday.ru/stil-zhizny/kop/v-chem-raznitsa-mejdu-psihologom-i-psihoterapevtom/

Психолог, психотерапевт, психоаналитик в Москве

Я — психолог, психотерапевт , Беляева Татьяна, приветствую Вас на своем сайте!

психолог и психотерапевт

Почему люди принимают такое решение обратиться за помощью к психологу, психотерапевту ?

Страдания, душевная боль, неудовлетворенность собой, отношениями, образом жизни, тяжелые внутренние состояния — весь этот дискомфорт и невозможность справиться с этим самостоятельно поддталкивают человека к осознанию того, что ему необходима помощь психолога, помощь психотерапевта. Осознание этого является первым шагом на пути к самому себе и к собственному счастью.

Некоторые из людей , приходя к психологу, наделяют психолога сверхъестественными способностями, надеясь на мгновенный результат. Но психолог — не волшебник. И чудо может произойти, но для этого нужно будет хорошенько потрудиться, приложить определенные усилия для того, чтобы совершить внутреннюю работу над самим собой при поддержке психолога, психотерапевта, психоаналитика.

Психолог и психотерапевт — в чем разница?

ПСИХОЛОГ — специалист, имеющий высшее психологическое образование и занимающийся изучением закономерностей функционирования и развития психики человека.

Работа с психологом может ограничиваться несколькими консультациями. Так бывает, когда человек обращается к специалисту, чтобы получить возможность взглянуть на ситуацию со стороны, получить некий объективный беспристрастный взгляд на проблему, на ситуацию и рекомендации психолога. Тогда бывает достаточно 1-5 встреч со специалистом.

Но есть проблемы, которые тянутся годами. Как правило , эти проблемы , касающиеся внутренней жизни человека, имеют глубокие корни , тянущиеся из детства. И эти запутанные клубки невозможно распутать при помощи нескольких встреч с психологом. Для этого требуется время и более сложная и кропотливая психотерапевтическая работа. Здесь понадобится помощь и консультация психотерапевта.

ПСИХОТЕРАПЕВТ — специалист, который занимается терапией (лечением) души (психики) человека. Психотерапевт имеет либо высшее психологическое образование по специальности » медицинский (клинический) психолог «, либо высшее медицинское образование по специальности » психиатр » и дополнительное образование в виде профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по специальности » психотерапевт «.

Источник: http://lpsy.ru/

Психолог Демидкова Н.А.

Психотерапевт, специалист интегральной нейропсихологии

нужен хороший психолог?
консультация психотерапевта,
психотерапевт в Москве —
формат работы: очно или
по Skype дистанционно

Консультация психотерапевта в Москве
очно или по Skype дистанционно — на ваш выбор

С какими проблемами ко мне обращаются клиенты?

Основная масса обращений, около 95%, это неврозы и психосоматика.
Примеры:

Здоровье

Душевное здоровье, психологическое здоровье, физическое здоровье

Материальное благополучие

Финансовые успехи и наличие денежных средств

Работа

Успехи в карьере, прогресс в самореализации

Взаимоотношения

Зависимость или созависимость в отношениях

Любовь

Наличие отношений с любимым человеком

Физиологическая возможность и наличие полового партнёра

Консультирование отношений в семье

Равнодушие, непонимание друг друга, разрыв отношений, угроза развода

Неуверенность в себе

Сомнения в своих умениях, выборах, силах и исполнении задуманного. Отказ от выполнения активных действий

Зависимость от людей

Незаконченные отношения. Последствия развода. Любовная зависимость. Смерть родных или близких

Низкая самооценка

Самобичевание, чрезмерное недовольство собой, самокритика, болезненная зависимость от чужого мнения и обвинение себя без всякого на то повода

Депрессия и стресс

Плохое настроение со снижением психической активности и двигательной заторможенностью. Печаль, волнение, бессонница

Фобии и страхи

Боязнь животных, знакомств с людьми, боязнь мнения других людей, общения, общественных выступлений, транспорта, высоты, замкнутых пространств

психолог и психотерапевт

психолог и психотерапевт

Демидкова Наталья Александровна

Я занимаюсь психологической помощью и активной психотерапией. В работе с клиентами использую методики интегрального нейро программирования, основанные на работе с личным бессознательным клиента. Ищете хорошего психолога или нужна консультация психотерапевта в Москве?
ВАЖНО: Моя деятельность не является медицинской услугой. Я провожу консультирование и осуществляю активную психотерапию, но не выписываю препараты, т.к. это относится к клинической психиатрии.
Прием медикаментов и изменения дозировок Вы обсуждаете со своим лечащим врачом. Если Вы принимаете медикаменты, которые влияют на психологическое состояние – то Вы сообщаете мне об этом в начале приема, чтобы я учла это во время работы.

Различия между психологом и психотерапевтом

Психолог (консультация психолога) — специалист, который работает с психологическими симптомами людей, получившими невроз или стресс, либо находящихся в сложной жизненной ситуации. Изучает поведение человека по его рассказам и классифицирует поведение человека на основе базовых данных.
Психотерапевт (консультация психотерапевта) — специалист, который работает с людьми психически здоровыми и после консультации и определения методик взаимодействия — ведёт клиента по пути выхода из сложившейся ситуации.

Программа работы со мной

Напишите мне в форму ниже или на WhatsApp краткое описание проблемы для первичной консультации. После чего я запишу Вас на приём. Если телефон выключен или я не поднимаю трубку, то скорее всего, я занята. Если вы обязательно хотите сначала поговорить перед записью на приём, то укажите Ваше имя и какой у вас запрос. Как освобожусь, напишу Вам в какое время можно будет перезвонить или перезвоню вам.

Запись на приём осуществляется после оплаты первичной консультации. Оплата производится на банковскую карту или электронным платежом через эквайринг службу Сбербанка, гаранта.
На первичной консультации проводится диагностика и решение вопроса о том, подойдет ли Вам метод интегральной нейро психотерапии, готовы ли Вы к терапии и прочее, на основе этого я принимаю решение: работать с Вами или нет.
Запись на последующий сеанс, производятся после 100% предоплаты. Цены на услуги по этой ссылке.
Приём очно — кабинет в г. Москва (метро Тушинская).
Либо, по Skype — дистанционно .
Конфиденциально.

психолог и психотерапевт

Общая информация:
Консультации у психотерапевта

Возможности человека безграничны, и он может сам менять обстоятельства своей жизни. Но не всегда находит для этого ресурсы, может не замечать оптимальных вариантов. Психолог и психотерапевт Демидкова Наталья Александровна предлагает профессиональную помощь – оптимизацию внутренних ресурсов человека методом интегрального нейропрограммирования.

Преимущества данного метода:

Чтобы воспользоваться данной помощью, запишитесь на предварительную консультацию психотерапевта, заполнив специальную форму онлайн или напишите в whatsapp, также, можно позвонить по указанному телефону. Первичный прием – это еще не коррекция. На нем психотерапевт поможет уточнить запрос и проведет личную психологическую диагностику, чтобы выяснить, насколько эффективен метод интегрального нейропрограммирования именно для вас.

По результатам первичного приема определяется направление, объем и продолжительность необходимой психотерапевтической поддержки для решения конкретной задачи, например:

Чаще всего на первичный прием к психотерапевту в Москве приходят с неопределенностью – человек понимает, что в жизни что-то нужно менять, но не может четко обозначить, что именно. Цель такой консультации – диагностика. Она помогает определить возможные изменения и выяснить, насколько человек к ним готов (хочет, чтобы они осуществились).

При коррекции, применяя метод интегрального нейропрограммирования,специалист работает с клиентом на уровне подсознания, обходя выстроенные сознанием блоки и запреты.

Обратите внимание: психотерапевт – не волшебник. Если у вас нет голоса и музыкального слуха, то он не сделает вас музыкантом или певцом. Но – при наличии таланта – поможет воспользоваться им с максимальным успехом. Каждый человек рождается, чтобы быть счастливым. И если что-то мешает этому, то психотерапевт обнаружит преграду и поможет вам её устранить.

Заполните форму заявки прямо сейчас, чтобы записаться на первичный приём в удобное для вас время.

Источник: http://nad-psy.ru/

Чем отличаются психолог и психотерапевт и почему в этом важно разбираться?

Непонимание принципов работы и пользы психотерапии — огромная социальная проблема. Я расскажу, в чем разница между психологом и психотерапевтом, почему понятие “психотерапевт” можно понимать двумя разными способами и как так получилось, что никто в этом не разбирается. В общем, поговорим о том, как устроен рынок психотерапевтических услуг “у нас”, то есть на постсоветском пространстве.

Психологом можно стать и после гуманитарного, и после медицинского образования

Есть две возможных ветки обучения и профессионального развития психолога: гуманитарная и медицинская. Каждая ветка готовит специалиста для соответствующей области. Гуманитарные вузы готовят психологов общего профиля, которые потом находят себя, например, в роли школьного психолога, научного сотрудника в НИИ, HR в частной организации. Учиться 5-6 лет.

Медицинские вузы готовят специалистов для медицинских учреждений, то есть медицинских психологов. Насколько мне известно, в некоторых постсоветских странах сейчас разрабатывают (или уже приняли) закон, который запрещает гуманитарным психологам работать в медицинских учреждениях. Что логично: нет медицинской квалификации. Так же логично, что и учиться дольше — 7 лет: шире область знаний и больше ответственности в работе.

Теперь разберемся, что вообще дает образование? С практической точки зрения — ничего. Никакие вузы не готовят практикующих специалистов для классической индивидуальной работы, даже если так называется специальность в дипломе. А кого тогда готовят? Диагностов, научных сотрудников и теоретиков. В первую очередь, вуз готовит специалиста-диагноста, который умеет собирать информацию (анкеты, интервью, проективные методики), анализировать ее и на основе этого давать рекомендации. Причем чаще всего рекомендации адресованы администрации учреждения, которое обслуживает психолог.

Вузы готовят диагностов и теоретиков, а не индивидуальных психотерапевтов

Объясню на примере школьного психолога. Он находится в учебном заведении в первую очередь в интересах школы, а не, как может показаться, в личных интересах родителей и детей. Его задача — наблюдать психологический климат, знать о проблемных зонах в коллективах и разрабатывать рекомендации для решения этих проблем, согласовывая их с администрацией. Разговор с родителями может быть всего лишь частью решения конкретной проблемы. С точки зрения здравого смысла, школьный психолог работает ради детей, но в первую очередь он обслуживает задачи учебного заведения.

Предположим, у какого-то школьника разводятся родители, он тяжело это переживает и срывается на своих одноклассниках. Школьный психолог должен это отследить, обсудить с администрацией школы и учителями, разработать рекомендации и применить их. Разговор с родителями будет примерно таким: “Мы со своей стороны задействуем вашего ребенка в активных мероприятиях (попросим помочь старшеклассникам сделать выпускной вечер), чтобы отвлечь и увлечь, предупредим весь преподавательский состав о том, что нужно делать в случае проявления агрессии со стороны ребенка или по отношению к нему, а вам рекомендуем обратится с частному детскому психологу для долгосрочной психологической поддержки ребенка.” Технически на этом ответственность школьного психолога заканчивается. Долгосрочная индивидуальная работа с ребенком — не компетенция школьного психолога. Просто потому, что детей в школе сотни. И хотя школьный психолог вкладывается в работу, его задача в первую очередь стратегическая.

В случае с медицинским учреждением хорошим примером будет совместная работа мед. психолога и кардиолога. Где после жалобы на “сердечный приступ” одного из пациентов кардиолог после всех анализов уверен, что с сердцем все в порядке, и тут попахивет паническим атаками. В таком случае кардиолог в тандеме с мед. психологом отрабатывает такую версию, и если она подтверждается, мед.психолог популярно объясняет пациенту, что это соматическое проявление психики. С сердечком все хорошо и нужно пойти решать эту проблему к психотерапевту.

В обоих примерах в какой-то момент история доходит до точки, где ответственность и компетенция психолога (или мед.психолога) заканчивается. Стратегическая работа выполнена, а дальше речь идет о тактической индивидуальной работе с конкретным случаем, конкретным запросом, конкретным человеком со своей историей. Или другими словами, об индивидуальной работе НЕ в рамках учреждения.

Обратите внимание: Практиков в вузах не готовят, скорее теоретиков и диагностов.

Тактическая работа, то есть индивидуальная долгосрочная работа с запросом, требует особенной подготовки и навыков. Повторюсь еще раз: вузы не дают этой подготовки. А что дает? Психотерапевтические сертификационные программы обучения.

Вести частную практику без прохождения международной сертификационной программы по подготовке психотерапевта нельзя с этической точки зрения (хотя по закону — можно).

Психоаналитик (≈7 лет), гештальт-терапевт (≈5 лет), КПТшник (когнитивно-поведенческая терапия (≈3,5 года)) и другие специалисты — это люди, которые закончили сертификационные программы. Независимо от направления, любая такая программа — это исключительно практическое обучение, формирующее подготовленных для индивидуальной работы психотерапевтов.

Дело в том, что любой уважающий себя психолог трезво понимает, что для индивидуальной работы с клиентами ему категорически не хватит вузовского образования. Поэтому если психологу интересна работа с людьми в формате частной практики, он идет учится на психотерапевта. Психотерапевт — это своего рода надстройка над психологическим образованием, позволяющая компетентно вести частную практику.

Может ли психолог на территории постсоветских стран вести частную практику, имея только вузовское образование и не имея сертификата психотерапевта? Юридически — да. С точки зрения этики и эффективности — нет.

Вот в этом недоразумении и кроется одна из причин сомнительной репутации психотерапии. Большое количество людей позволяют себе вести частную практику, будучи не подготовленным, — просто потому что могут. Отсюда и истории про неадекватных специалистов “с бубнами”.

Психотерапевт обязан пройти личную терапию

Пройти сотни часов личной терапии (в качестве клиента) — одно из обязательных требований психотерапевтических сертификационных программ обучения. Это, как правило, сводит к минимуму “неадекватность” обучающихся в программе будущих специалистов. Кстати обязательная личная терапия — одна из причин, почему многие не хотят учиться на психотерапевта — нужно идти и прорабатывать свои раны и неадекват. Огромное количество специалистов избегают этого, и так и не выучиваются на психотерапевтов. Да и зачем? Ведь юридически для ведения частной практики в постсоветских странах специалист-психолог (медицинский психолог, врач-психотерапевт) не обязан заканчивать частные сертификационные программы по подготовке психотерапевтов, и что самое главное — не обязан проходить личную терапию.

Международные нормы профессии определяются Страсбургской декларацией

Теперь самое интересное. Когда я говорю “психотерапевт”, то подразумеваю это слово в международном понимании этой профессии. Но есть и другое. В первом случае (в международном понимании), речь идет о человеке, который окончил психотерапевтическую сертификационную программу согласно международным нормам. А именно — нормам Страсбургской декларации

Нас интересует пункт 5 этой декларации: нельзя окончить какую-либо программу по подготовке психотерапевтов, предварительно не имея соответствующего образования. По гуманитарной ветке это психология, социальная психология, социальная работа, педагогика. По медицинской ветке — медицинская психология и психиатрия.

Это своего рода фильтр, чтобы не допустить к работе совершенно неподготовленных людей. То есть имея какое-либо образование из списка, можно приступить к обучению в сертификационной программе, не имея — нельзя. Но главное в том, что, согласно международным нормам, чтобы стать психотерапевтом, не обязательно иметь медицинское образование, можно также иметь и гуманитарное. Все эти психотерапевты, которые сидят в уютных кабинетах в фильмах, по образованию могут быть психологами, могут быть психиатрами и даже социологами. Это правильно и нормально, потому что “психотерапия” междисциплинарна.

К образованию добавляем упомянутые выше сотни часов клиентского опыта в период обучения — вот вам и трезвый вменяемый профессионал.

Законодательство определяет “психотерапевта” по-своему, причем некорректно

Я говорил и о другом понятии “психотерапевт”. Дело в том, что на законодательном уровне практически в любой постсоветской стране “психотерапевт” — это вообще не то, о чем вы сейчас прочитали. Если вы откроете законодательную базу своей страны, то обнаружите, что “психотерапевт” — это человек, получивший медицинское образование по специальности “психиатр”, а потом прошедший дополнительную государственную специализацию (3 месяца!) “психотерапия”. Вуаля. Врач-психотерапевт.

Основная загвоздка в том, что когда вы переживаете из-за развода и думаете, что не мешало бы вам сходит к психотерапевту, гугл выдает вам “врача-психотерапевта”, и вы думаете “наверно, это оно”. Но это не так. Потому что врач-психотерапевт совсем не поможет вам с разводом. Он откровенно не подготовлен к этой работе. Это человек, который просто получил образование диагноста в рамках медицинской ветки (мы об этом говорили), потом +3 месяца государственных курсов и все, может писать, что он врач-психотерапевт и вести прием. Разница в том, что это просто человек с государственным образованием.

Здесь работает та же схема. Есть ли у такого человека юридическое право вести частную практику? Конечно, есть. Но этического права — нет. Он вообще не подготовлен для индивидуальной работы с точки зрения запросов рынка. Он не учился в программе по подготовке психотерапевтов в международном понимании этой профессии.

Постсоветское наследие и международные стандарты

Сообщество согласовало международное понимание профессии в 1990 году в том самом Страсбурге. Не важно, какое психологическое образование получил человек (гуманитарное или из медицинского направления), важно, что у него есть необходимые знания в области психики и психологии, и главное — чтобы он получил нужные практические навыки и квалификацию.

Мы же стали наследниками советской культуры и законодательства. В Советском Союзе признавался только материалистичный подход (Павлов, Бехтерев), а следовательно, исключительно поведенческие направления (стимул-реакция). Потому что коммунизм, потому что Маркс. Весь нематериалистичный взгляд на мир был исключен. В небытие канули все другие по своей философии направления, например психоанализ. Место для психологии осталось только в рамках медицины, потому что там все четко и в канонах материализма.

В какой-то момент стало понятно, что в психологии нужно прогрессировать и реагировать на индивидуальные запросы. Идея “психотерапии” в целом понравилась, но при попытке натянуть ее на актуальную бюрократическую и идеологическую основу получился урод. Потому что:

1. У нас коммунизм и материализм, поэтому психотерапия — это исключительно область медицины.

2. Во всем мире программы по подготовке психотерапевтов — это локальные частные структуры, которые основывались вокруг видных деятелей и профессионалов, передающих свой опыт. В Советском Союзе есть только государственное образование и точка. Значит, сделаем курсы повышения квалификации. А раз за бюджетные деньги, то давайте не разглагольствовать: пусть будут не 5 лет, а 3 месяца.

3. Во всем мире психотерапия — это ремесло, а значит, частный прием и частное предпринимательство. В Советском Союзе нет частного предпринимательства, а есть только государственная медицина. Значит, туда психотерапию и запихнем.

Отсутствие культуры обращаться за психологической помощью и досталось нам в наследство. Вместе со страшилками о советской психиатрии. Вокруг них тоже немало мифов, но суть в том, что с точки зрения делопроизводства тревожные расстройства и шизофрению не сильно отличали, так как для всех запросов была только одна точка входа. Люди не очень-то частили со своими “душевными” проблемами к врачам. Слово “психотерапевт” недолюбливают до сих пор, потому что оно ассоциируется с неадекватной психикой. Болтовня на кухне под водочку всех устраивала.

Ну и конечно, в нашем наследственном активе законодательная база, которая действует по сей день. Просто ощутите разницу: 3 месяца гос. курсов и 5 лет в программе международного образца с сообществом, которое постоянно двигает дисциплину вперед. Получается, что сейчас на рынке услуг и те, и другие носят звание “психотерапевт”. Только одни в современном международном понимании, а другие — в советском. К кому бы вы хотели попасть?

Не обращайтесь к психологам, у которых есть только вузовское образование

А теперь нужно внести важные уточнения, чтобы картина окончательно сложилась.

Я призываю не пользоваться в индивидуальном формате и долгосрочном режиме услугами специалистов, которые имеют “голое” вузовское образование по какой-либо ветке. Речь идет и о психологах (в том числе медицинских), и о врачах-психотерапевтах. Такие специалисты могут быть безусловно талантливы, могут быть прекрасными диагностами, но они не подготовлены для долгосрочной индивидуальной работы с запросом клиента. У них нет опыта личной терапии и не поставлены навыки ведения частной практики. Таких специалистов довольно много, и они без труда, как вы поняли, мимикрируют в общем потоке рынка услуг.

К примеру, человек работает школьным психологом и параллельно освоил и закончил соответствующие специальные программы по работе с детьми или общую психотерапевтическую программу (гештальт-подход, КПТ и т.д). Он может предложить вам работать с вашим ребенком индивидуально. В таком случае на моменте рекомендаций заканчивается его работа как школьного психолога и начинается работа частного детского психотерапевта в формате индивидуальных встреч. В этом нет ничего плохого. Но если школьный психолог предлагает работать индивидуально, но при этом не заканчивал специализированных программ, это некорректное поведение специалиста.

Тот же пример с мед. психологом. Специалист может предложить вам работать с паническими атаками индивидуально в рамках частной практики. В том чтобы набирать практику и клиентов в структурах, в которых ты работаешь, нет ничего зазорного. Только лишь в случае, если ты проходишь или уже имеешь сертификацию в программе по подготовке психотерапевтов. Если ты просто мед. психолог с вузовским дипломом об образовании и все, — это не юридическое, но социальное преступление.

Совмещение работы на позиции психолога/мед.психолога/психиатра и ведение частной практики психотерапевта — это круто. Специалисты, имеющие в своем активе опыт работы в госучреждениях или других структурах на стратегических позициях по профильному образованию, обладают форой в опыте и понимании своей дисциплины. Там всегда колоссальный поток контактов, и мастерство диагноста оттачивается безупречно. Это всегда приятный бонус в работе психотерапевта. Но всего лишь бонус, диагностика — важный, но не основной инструмент.

“Практический психолог” — это все равно психотерапевт

Он имеет на это юридическое и этическое право, если находится в процессе обучения или уже сертифицировался в программе по подготовке психотерапевтов того или иного направления. Если это не так, он имеет только юридическое право работать. Категорически не рекомендую обращаться к такому специалисту в частном порядке для индивидуальной длительной работы. Максимум — за рекомендациями и диагностической обратной связью.

Исключение составляют люди, которые часть своего времени регулярно тратят на теоретическую работу. Обычно это преподаватели и теоретики. Они пишут книги и вообще фанаты своего дела. Если речь идет о кандидатской как единоразовой акции, у меня всегда возникают вопросы о мотиве человека ее написать. Я лично не знаю ни одного человека, который бы сделал это ради науки. Как правило, это “синдром вечного студента” или холодный расчет ради “статуса и солидности”.

Сама по себе профессия психолога связана с практикой. Когда так пишут, хотят дать понять, что ведут частный прием, но, как мы помним, это уже психотерапевт, и тут три варианта:

1) Хотят избежать слова “психотерапевт” потому что, как мы выяснили, его боятся. И стремятся написать понятнее для “непосвященных”, чтобы не упустить клиентов. По факту это психотерапия.

2) Не хотят признаваться, что работают с “голым” образованием без обучения в программе по подготовке психотерапевтов. Таких проверить просто. Если дальше нет упоминаний про работу в рамках какого-то направления, скорее всего, это самодур и надо бежать.

3) Человек пытается дать понять, что занимается не теоретической психологией в каком-то НИИ, а именно ведет практику… но это смешно даже предполагать.

Фраза “Детский психолог” приемлема для человека, который работает с детьми в рамках частной практики. Так получилось, что говорить “детский психотерапевт” не принято, хотя по механике своей работы это часто именно психотерапия, но специалисты не всегда имеют право так себя называть, а иногда просто не хотят.

Особенность связана с тем, что для работы с детьми специалисты не всегда обучаются в рамках классических программ по подготовке психотерапевтов, так как те не очень щедры на специализации и техники по работе с детьми. Специалисты идут учиться к конкретным мастерам на курсы по их методикам. Поскольку такие курсы, как правило, не аккредитованы как программа по подготовке психотерапевта, — назвать себя “психотерапевтом” нельзя. Однако часто детский психолог имеет сертификацию в какой-то классической программе по подготовке психотерапевта (этого вполне достаточно для работы), но дальше все основные силы и фокус внимания направляет на методики и техники работы с детьми, зачастую не связанные с направлением, где сертифицировался.

То есть детский психолог может быть сертифицированным психоаналитиком или гештальт-терапевтом, но больше не изучать это направление, а концентрироваться на интересных для него методиках и техниках в рамках детской психологии. Можно сказать, что детская психология — это само по себе отдельное направление. Так что фраза “детский психолог” — это нормально, редко можно встретить “детский психотерапевт”, хотя это тоже нормально. Все это не отменяет того, что родителям нужно быть осведомленным о подготовке специалиста. Стандартного государственного образования для работы с детьми в рамках частной практики не достаточно.

Очень хотелось бы, чтобы каждый специалист знал свои ограничения и зону компетенции. В условиях, где ответственность за проведенную черту между психологом и психотерапевтом лежит на плечах самих специалистов и грамотности клиентов, довольно много соблазна воспользоваться этим хаосом. Задача психологов и психотерапевтов — работать над созданием психологической культуры, как это давно делают в западных странах. Ответственность клиентов — по возможности разбираться в особенностях рынка и помогать созданию этой культуры.

Позвольте мне, как новичку на форуме, рассказать вам одну историю. Я не психотерапевт, я просто сейчас врач эпидемиолог, но очень хорошо понимаю разницу между доморощенными психотерапевтами, и клиническими, с медицинским образованием.
Дело в том, что в 90-е годы была распространена дианетика, это такая американская форма психотерапии, ныне известная как сайентология. Прочтя книгу Рона Хаббарда, и познакомившись с несколькими людьми в Краснодаре, я был приобщен к практике в свои 28 лет. На тот момент час работы с клиентом позволял мне купить 4 банки пива Gesser.
Все, что было нужно — вытаскивать из человека «инграммы», то есть варианты детских (и даже перинатальных) травм. А по простому слушать, задавать вопросы. Правильные вопросы. Какие именно — было написано в книге. Я не апологет, вы не подумайте, я вообще то ученый химик, и обладаю вполне сформированным критическим мышлением.
В 7 из 10 случаев это работало.
Разумеется, все это было нелегальное, внемедицинское шаманство 90-х годов. Но таков мой личный опыт.

Да, можно разными способами вытаскивать детские травмы. Вопрос в том, что потом с этим делать. Как, так сказать — «терапевтировать» — залечивать эти травмы/раны. Это как раз и есть различие «психолога» и «психотерапевта».
Точно так же как хороший анатом может красиво препарировать патологически изменённый орган и великолепно его продемонстрировать. Тот же самый Гюнтер фон Хагенс — не занимается лечением, хотя — великолепно может «продемонстрировать».

А в психотерапии — в «лечении разговором» — важны не только и может быть даже не столько — «озарения» — сколько «проработка» травм и ситуаций — через постепенное осознание. Это — процесс постепенный.
И поэтому меня очень откровенно смешат «писихологи», которые вроде как позиционируют себя большими специалистами — и в то же время утверждают, что — «для решения любой вашей проблемы нужно не более 3-5 встреч». утверждают так на самом деле лишь потому, что сами никогда не были в психотерапии и не знают, как всё это на самом деле работает.

ПётрЮрьевич, ну лично я то с вами согласен полностью. Все так и есть. Я вообще всегда за профессиональный подход и научный метод, а психологи не понятно на что опираются в своей работе, много сомнительных методик. Сейчас в какую барыню камень ни кинь — попадешь в «психолога». Мужики этим реже грешат, в основном все таки имеют хотя бы медицинское образование. Хотя был я как то на b17 — там всяких полно )))

Источник: http://psy-therapist.ru/content.php?r=385-psy-psy

Психотерапевт и психолог — кто есть кто

психолог и психотерапевт

Содержание

Здравствуйте, уважаемые читатели! Понять чем занимается хирург, терапевт или ЛОР довольно-таки просто. Что касается лечения организма, даже не будучи сведущим в этом вопросе, мы понимаем к какому специалисту обратиться. Но когда речь заходит о работе с психикой, то возникает вопрос: к кому идти за помощью. Сегодня я предлагаю вам разобраться в специальностях психотерапевт и психолог, в чем разница, какими спецификациями они обладают и в какой ситуации к кому обращаться.

Как разобраться

психолог и психотерапевт

Есть один простой способ раз и навсегда понять, кто чем занимается. В нашей стране часто путают психиатра, психотерапевта и психолога. Почему так происходит сказать сложно. Бытует мнение, что так сложилось исторически. Все понятия смешались воедино и все, что касается человеческой психики сваливают в кучу. Давайте разбираться.

Главное отличие специалистов заключается в том, есть ли медицинское образование или нет. Психиатр и психотерапевт имеют медицинское образование и в своей практике применяют медикаментозное воздействие. Психолог не имеет права выписывать таблетки.

Психиатр — это врач. Что он лечит? Он работает с тяжелыми психотическими состояниями. Здесь речь идет о нездоровой психике. Такие специалисты обязаны пройти медицинское обучение, упор делается на анатомию, физиологию. Такой специалист будет прибегать, скорее всего, только к медикаментозной терапии. В некоторых случаях психиатры работают в паре с психотерапевтами.

Психотерапевт тоже является врачом с необходимым медицинским образованием, он что-то среднее между психиатром и психологом. Часто путают с психиатром, именно потому, что они оба врачи и применяют в своей практике лекарственные препараты.

Единственным отличием психотерапевта и психолога, является возможность назначать медикаменты. А в работе эти два специалиста делают, по сути, одни и те же вещи- используют психологические методики и приемы для вербальной коррекции.

Если вы решили пройти психотерапию, изучить себя, разобрать своих тараканов, с чем-то определиться, получить мнение со стороны и, в конце концов, выдохнуть груз проблем, то можете обратиться как к психологу, так и к психотерапевту.

Вам следует спросить у специалиста, которого вы выбираете, в каком методе он работает. Так например если вам больше подходит работа в форме разговора-общения, то вам наверняка не понравятся приемы где нужно будет рисовать, читать сказки или танцевать.

Психотерапевты, как правило, не стремятся использовать лекарственные препараты, они являются скорее дополнением к работе, при острой необходимости. Например если у клиента обострение и без воздействия медикаментов не возможно проводить вербальную коррекцию.

Психолог же вовсе не использует в своей практике медикаментозное лечение, а применяет психологический подход в решении проблем. Образование психолога больше гуманитарное.

Существуют различные направления психологии. Детская, возрастная, организационная и так далее. Давайте подробнее поговорим про психологов и чем они могут помочь.

Больше, чем просто совет

психолог и психотерапевт

Многие считают, что психолог просто раздает советы на тему, как сохранить отношения с мужем, как найти общий язык с подростком и так далее. Некоторые считают, что можно поговорить с подругой, которая даст полезный совет. Зачем переплачивать?

Но вся суть заключается в том, что психолог и психотерапевт не дают советов. Они оказывают помощь в поиске причины возникших проблем. Прием специалиста может проходить очень по-разному. В зависимости от того, какой теории придерживается психолог, в каком методе он работает, с какой проблемой к нему обратились.

Но ведь психолог не ограничивается только личными проблемами. Кроме этого, существует возрастная (детская) психология. Здесь специалист работает с детьми и родителями, с подростками. Занимается изучением возрастных кризисов у человека.

Существует организационная психология. Такой специалист очень пригодится как маленькому, так и крупному предприятию. Я считаю, что в каждом кадровом отделе обязательно должен сидеть психолог, который будет заниматься подбором персонала, созданием нужной рабочей атмосферы. Хороший кадровик обязательно имеет психологическое образование.

Кроме того, многие психологи предлагают услуги личного тренера для бизнесменов. Они повышают его авторитет на предприятии, подсказывают, какие навыки необходимо развивать для достижения большего успеха. Такие люди делают из скромного и забитого человека настоящего лидера.

Социальная психология занимается изучением общества. Как человек ведет себя в группе, какие бывают группы, что влияет на поведение человека в социуме. Часто они работают вместе с социологами, маркетологами. Эти навыки будут полезны в сферах, которые занимаются изучением человека с точки зрения группы.

Психологическое образование будет полезно для многих профессий. Даже в обычной жизни вам пригодятся некоторые навыки. Всем известный язык тела помогает на совещаниях, при совершении сделки, для распознавания лжи.

Если вы хотите сильнее углубиться в изучение вопроса, то настоятельно рекомендую вам прочитать статью «Перенос и контрперенос в психотерапии».

Кроме того, вам наверняка будет полезна книга Максима Гончарова «Почему психотерапевт лучше дружеской жилетки».

Надеюсь, мне удалось внести ясность и теперь вы запросто отличите психиатра от психолога.
Обращались ли вы когда-нибудь за помощью к психотерапевту или психологу? С какой проблемой? Помог ли вам специалист?

Источник: http://ezy-life.ru/o-psihoterapii/raznitsa-psihoterapevta-i-psihologa.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *