Работа педагог-психолог, вакансия педагог-психолог в Казани — педагог психолог вакансии

09.11.2018

от 22 000 рублей

Работа педагог-психолог, вакансия педагог-психолог в Казани

Тысячи соискателей уже нашли работу с помощью Job in Moscow. Начните создавать свою карьеру с бесплатного размещения резюме.

Найдено вакансий — 17

График работы: Полный день

Высшее образование,опыт работы,работоспособность,ответственность,работоспособность,коммуникабельность,дисциплинированность.

от 16 000 рублей

График работы: Полный день

высшее профессиональное образование (психологическое), опыт работы, ответственность, серьезное отношение к.

от 11 000 рублей

График работы: Полный день

Опыт работы не менее 3-х лет, высшее образование, без вредных привычек

от 8 000 рублей

График работы: Полный день

Высшее образование,медицинская книжка,пунктуальность,работоспособность,дисциплинированность,ответственность,умение работать с.

от 18 000 рублей

График работы: Полный день

Должен пони­мать других людей и психологически корректно воздей­ствовать на них.

от 15 903 рублей

График работы: Полный день

Высшее образование, опыт работы от 2 лет,трудовые функции с профессиональными стандартами «Психолог в СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ».

от 22 000 рублей

График работы: Не полный день

Высшее педагогическое образование, добросовестное отношение к работе, ответственность, коммуникабельность

от 15 000 рублей

График работы: Полный день

Высшее образование,опыт работы,инициативность,коммуникабельность,работоспособность,дисциплинированность,медицинская.

от 15 000 рублей

График работы: Сменный график

Среднее либо высшее профессиональное образование. Желательно опыт работы.Знание основных методов и принципов преподавания учебной программы.Стаж профессиональной деятельности и опыт работы с детьми.

от 20 000 рублей

График работы: Полный день

Высшее образование,ответственность,дисциплинированность,умение работать с людьми,коммуникабельность,работоспобность.

от 20 000 рублей

График работы: Полный день

Высшее образование,опыт работы,дисциплинированность,умение работать в команде,медицинская.

от 15 000 рублей

График работы: Сменный график

Высшее педагогическое образование, добросовестное отношение к работе, ответственность, коммуникабельность

от 15 000 рублей

График работы: Полный день

Опыт работы. Справка с МВД об отсуттствии судимости.

от 12 000 рублей

График работы: Полный день

Высшее образование,работоспособность,дисциплинированность,медицинская книжка,пункутальность,ответственность,умение работать с.

от 21 000 рублей

График работы: Полный день

Высшее образование.Желательно опыт работы.Ответственность,исполнительность,коммуникабельность.Отсутствие вредных привычек.

от 8 331 рублей

График работы: Полный день

средне-специальное или высшее педагогическое образование,опыт работы,аккуратность,доброжелательность,таксичность,оперативность.

от 13 800 рублей

График работы: Полный день

наличие высшего образования, серьезное отношение к работе,без вредных привычек

от 16 000 рублей

Раздел «Работа в Казани»

В этом разделе Вы можете найти работу в Казани. Все вакансии в Казани упорядочены по дате размещения. На текущий момент в базе вакансии размещено 17 предложений работы в Казани от ведущих работодателей и кадровых агентств.

Источник: http://kazan.jobinmoscow.ru/searchv.php?srprofecy=%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3

План работы педагога- психолога в школе

педагог психолог вакансии

Просмотр содержимого документа
«План работы педагога- психолога в школе»

директор МБОУ « СОШ № 10»

___ сентября 2017г

План — работы

педагога – психолога МБОУ «СОШ №10» ИМРСК

Рожковой Марины Васильевны

на 2017 – 2018 учебный год.

Цель: психологическое сопровождение ребенка в процессе всего школьного обучения.

Мониторинг личностных, интеллектуальных качеств учащихся, особенностей эмоционально – волевой и

мотивационной сферы с целью обеспечения помощи педагогическому коллективу в создании образовательной

среды, учитывающей психофизиологические особенности учащихся и с тем, чтобы отследить динамику

изменений и вовремя оказать коррекционную помощь.

Разработка учебно-методических рекомендаций по созданию образовательной среды, учитывающей

психофизиологические особенности учащихся.

Отслеживание и профилактика суицидальных наклонностей учащихся группы риска.

Оказание психологической помощи учащимся 9,11 класса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Оказание коррекционно – развивающей помощи учащимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности.

Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними.

Оказание психологической помощи учащимся группы риска.

Оказание психологической помощи одаренным учащимся.

Оказание содействия педагогическому коллективу в повышении профессиональной компетентности через просветительскую работу.

Совершенствование организации работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами и их родителями.

Отслеживание процесса развития и формирование УУД учащихся для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Выполняемые задачи на разных этапах обучения:

Начальная школа:

Обеспечение адаптации к школе.

Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы;

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики развития психических функций:

— мышления (анализа, обобщения, сравнения, аналогии, классификации и др.),

— памяти (кратковременной, отсроченной, слуховой, зрительной),

— внимания (объема, распределения, устойчивости, способности к быстрому переключению),

— восприятия (слухового, зрительного, целостности, фрагментарности).

Повышение заинтересованности детей в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации.

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Поддержка в формировании желания и умения учиться, развитие творческих способностей.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основная школа:

Сопровождение перехода в среднее звено.

Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития.

Развитие самосознания, обучение анализу своих чувств и поступков.

Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.

Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.

Профилактика девиантного поведения.

Старшая школа:

Сопровождение перехода в старшее звено.

Помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.

Развитие психосоциальной компетентности.

Профилактика девиантного поведения, разного рода зависимостей.

Поддержка в самопознании.

Направления психологической работы:

1. Психопрофилактическая работа:

формирование у детей, педагогов, родителей общей психологической культуры с помощью бесед и тренингов;

своевременное предупреждение нарушений в становлении личности, развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка;

профилактика отклонений в развитии, поведении и деятельности детей;

оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учебно-воспитательного учреждения;

определение психологической готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов, связанных с неблагоприятными условиями жизни. Обучение и воспитание детей;

создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм обучения.

2. Психодиагностическая работа:

психологическое обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения им необходимыми навыками и умениями;

изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, оказание помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, нарушений поведения;

диагностику характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения.

3. Развивающая и психокоррекционная работа.

Работа предполагает осуществление программ, предусматривающих:

развитие и коррекцию отклонений в психическом развитии;

обучение методам и приемам саморегуляции и преодоления эмоциональных стрессов.

4. Консультативная работа.:

консультирование педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей;

Источник: http://multiurok.ru/files/plan-raboty-piedaghogha-psikhologha-v-shkolie.html

Основные методы работы педагога-психолога

Каждый метод объединяет множество, иногда сотни и даже тысячи, методик, методических приемов и техник.

Из всего многообразия методик и техник каждый специалист формирует свой «арсенал» или методическую копилку. Чем же он при этом руководствуется? Прежде всего методологической позицией педагога-психолога, т. е. системой принципов, лежащих в основе его работы, и способов организации его деятельности. В методологической позиции можно условно выделить три уровня:

1) общеметодологический, или общефилософский;

2) методологию отрасли знания;

3) конкретно-методологический, или уровень конкретных теоретических подходов.

Общеметодологический уровень определяется философией, господствующей в обществе, т. е. материалистической диалектикой, ее принципами и законами.

В педагогике в настоящее время наиболее распространены два подхода: субъектно-объектный, характерный для авторитарной педагогики, и субъектно-субъектный, присущий современной гуманистической педагогике. В субъектно-объектном подходе ребенок рассматривается как объект образовательной и воспитательной деятельности. Ребенок для учителя — своего рода «чистая доска», на которую необходимо «записать» знания, моральные нормы, правила поведения и т. д. При этом ученик не воспринимается как индивидуальность, методы работы со всеми детьми одинаковы и результаты также должны быть получены одинаковыми. В субъектно-субъектном подходе ребенок выступает как индивидуальность и равноправный, активный член образовательного процесса.

Методологическую позицию определяют и теоретические позиции и предпочтения педагога-психолога. В психологии и педагогике существует несколько основных теоретических подходов. Как правило, специалист выделяет для себя один-два и выбирает конкретные методы работы, сконструированные в русле именно данных подходов.

На выбор методов влияют особенности и требования конкретной ситуации, например, необходимый уровень глубины анализа, время, отводимое на работу, количество детей, которых нужно охватить данной работой, и т. д.

Методы работы педагога-психолога можно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие). Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов. Он выделил шесть групп методов:

педагог психолог вакансии

В работе педагога-психолога диагностика — это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Как отмечает И.В. Дубровина, «в диагностике необходимо выделить психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от учителей, родителей, учащихся, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая». Разумеется, не все методы диагностики используются одинаково часто. Остановимся подробнее на некоторых из них.

Наблюдение — один из основных методов, относящихся к так называемым эмпирическим методам, т.е. основанным на практике, и заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Цель наблюдения — изучение воспринимаемых явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и отыскание смысла явлений и происходящих с ними изменений. В школе педагог-психолог использует наблюдение для изучения отдельных учеников (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и целых классных коллективов (взаимоотношений в них, ролевого распределения). Нельзя понимать метод наблюдения как простую фиксацию того, что видит педагог-психолог. Фиксация — лишь первый этап работы. Методом научного познания наблюдение становится лишь после того, как специалист переходит к формулировке гипотез, проверке их в ходе новых наблюдений и истолкованию результатов.

Наблюдение — один из наиболее субъективных методов, в нем многое зависит от ценностных ориентации, особенностей личности и состояния наблюдателя, от его отношения к наблюдаемым, а также стереотипов суждений. Известный психолог А. А. Бодалев доказал это в небольшом, но очень показательном эксперименте. Двум группам людей показали фотографию одного и того же человека. Одной группе сказали, что это герой, другой — что преступник. Людей просили описать портрет изображенного человека. Лицо «героя» описывали как мужественное, волевое, с правильными чертами, выразительным взглядом. «Преступника» — как зверюгу с мешками под глазами, массивной фигурой и тяжелой челюстью. То же самое происходит и с педагогом-психологом. У «хороших» учеников он начинает замечать хорошие поступки и не обращать внимания на плохие, у «плохих» — наоборот.

Результаты наблюдения в значительной степени зависят от опыта и уровня квалификации педагога-психолога. Для того чтобы сделать наблюдение более объективным, его организуют с соблюдением целого ряда правил.

1. Перед началом наблюдения необходимо точно определить его цель и задачи. Например, фраза типа: «Посмотреть, как ведет себя ребенок в классе» — не является ни целью, ни тем более задачей наблюдения. Целью может быть наблюдение за взаимодействием ребенка с одноклассниками, а задачами — наблюдение взаимоотношений в различных ситуациях (с друзьями и теми, кто к друзьям не относится, в ситуации одобрения, принятия и непринятия, конфликта и т. д.).

2. Наблюдатель должен иметь точные теоретические представления о наблюдаемой ситуации. Например, для того чтобы наблюдать за взаимоотношениями ребенка в классе, необходимо иметь знания о возрастных особенностях детей и их взаимоотношений в разных возрастах, особенностях личности наблюдаемого подростка, социометрических особенностях конкретного класса и т. д.

3. Необходимо заранее разработать систему наблюдения и фиксации наблюдаемых явлений. В систему наблюдения могут входить конкретные ситуации, особенности деятельности, проявление черт характера и т. д. Фиксацию лучше проводить непосредственно в момент наблюдения, разработав систему специальных сокращений и знаков. Если в момент наблюдения фиксировать происходящее нельзя (например, потому, что это приведет к потере контакта с ребенком, нарушению естественности его поведения), то записи следует сделать сразу после завершения наблюдения. Надеяться при этом на свою память нельзя. Человеческая память не обладает фотографичностью. Даже через 15-20 мин часть событий сотрется из памяти, часть будет казаться более значимой, чем было в действительности, часть — менее, произойдет смещение реального времени (что-то покажется более длительным, что-то более коротким по сравнению с реальным временем), может даже произойти наслоение реального поведения ребенка и представлений педагога-психолога об этом поведении, смешение результатов предыдущего наблюдения с настоящим.

4. Исследователь должен иметь точную систему измерения и интерпретации наблюдаемых явлений. Измерение может проводиться по частоте проявления отдельных явлений, длительности, интенсивности и др. При интерпретации педагог-психолог должен уметь доказать, почему то или иное внешнее проявление поведения человека отражает определенную черту характера, особенность личности или состояние. Например, резкие слова, сказанные учеником однокласснику, не всегда служат проявлением его агрессивности как черты характера, т. е. нужно уметь отделять проявления ситуативные от стабильных.

5. В процессе наблюдения лучше отказаться от преждевременных обобщений и выводов, многократно проводить наблюдение за сходными ситуациями, контролировать результаты другими методами психолого-педагогических исследований.

Один из видов наблюдения — самонаблюдение, или интроспекция. До возникновения научной психологии оно было чуть ли не единственным методом изучения психики. Самонаблюдение до сих пор является одним из методов работы педагога-психолога, хотя давно утратило свои лидирующие позиции в науке. Оно продолжает оставаться частью процесса рефлексии, необходимой для накопления профессионального опыта, самоанализа, крайне важного для повышения объективности в работе педагога-психолога.

Анализ продуктов деятельности. По продуктам и результатам деятельности можно судить об особенностях психики, развития личности ребенка, его общения с другими людьми. К таким результатам можно отнести, например, детские рисунки и сочинения, в которых выражены отношение ученика к себе, другим людям, моральным нормам и ценностям, его мысли о будущем; продукты трудовой деятельности человека, по которым можно судить об уровне его квалификации и таланта; результаты выполнения заданий по отдельным предметам.

Педагог-психолог широко использует опросные методы: анкетирование, интервью, опрос, беседу.

Анкетирование родилось как попытка психологов упорядочить наблюдение, сделать его более объективным. Как правило, анкетирование проводится для выявления биографических данных, мнений, установок, ценностных ориентации, социальных установок, личностных черт.

Анкета представляет собой набор вопросов, которые предъявляются обследуемым в устной (интервью) или письменной форме. Вопросы составляются авторами анкет так, чтобы полностью достичь цели исследования и проверить выдвинутые гипотезы. Процесс перевода гипотез и задач исследования в вопросы очень сложен, трудоемок и требует специальной подготовки. «Хорошие» анкеты — результат коллективного труда. Составление анкеты можно разделить на три этапа:

1. Определение содержания анкеты — круга фактов, которые необходимо охватить, мотивов, мнений, интенсивности их выражения.

2. Выбор нужного типа вопросов, который определяет педагог-психолог: открытые (на которые можно давать свои ответы) или закрытые (в которых ученики выбирают ответ из предложенных); его функции (основные или наводящие, контрольные или уточняющие).

3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

В случае, когда анкета применяется для составления обобщенного портрета (школы, класса, детей определенного возраста), необходимо добиваться надежности этого «портрета». Для этого надо удостовериться, что опрошено количество детей, достаточное для обобщения результатов и распространения их на представителей всей группы, что в анкетировании представлены все группы детей, на которых будут распространяться результаты (по полу, возрасту, социальной принадлежности и т. д.).

Формулировка вопросов может привести педагога-психолога и ученика к непониманию в разговоре, к ложной информации со стороны ученика. Вот неполный перечень ошибок при постановке вопросов (И.А. Бутенко).

Длинные высказывания или вопросы. Если фраза включает в себя более 11 слов, то ее восприятие значительно ухудшается. Ученик в состоянии уловить только часть длинной фразы (обычно ту, которая по каким-то причинам привлекла его внимание), и, соответственно, отвечать он также будет не на всю фразу, а лишь на ее часть.

Вводные фразы в длинном предложении, особенно такие, которые требуют сопоставить мнение ученика с мнением других людей. Внимание ребенка будет привлечено к обдумыванию того, как он относится к высказанному мнению или людям, его высказавшим, и вторая часть сообщения может быть им не воспринята или воспринята не полностью.

Незнакомые слова. Люди, особенно дети, не всегда признаются, что они не понимают смысла того или иного слова, поэтому дают ответ либо на часть вопроса (ту, которая им понятна), Либо на вопрос в целом (с искажением смысла). Возможен и отказ от разговора.

Речевые штампы. Для одних людей штампы несут большую речевую нагрузку, в то время как для других они совершенно неинформативны и выполняют функцию знака некоторой ситуации.

Ключевые слова и термины. Смысл ключевых слов может быть неодинаково понят разными учениками.

Вопросы, требующие обобщения, вычислений и воспоминаний. Ребенку трудно быстро найти полный ответ на такие вопросы. Ему необходимо сосредоточиться, проанализировать информацию или потратить время на точные воспоминания.

Множественные вопросы, т. е. такого вопроса, который содержит в себе по сути не один, а несколько вопросов. Ответа на такой вопрос целиком ребенок не даст. Он будет отвечать лишь на ту его часть, которая легче для восприятия или интереснее.

Вопросы с готовыми вариантами ответов. В этом случае существует четкое правило: либо давать все возможные варианты ответов, либо не давать ни одного. Второе правило заключается в том, что на слух не воспринимается слишком большое количество перечислений (в том числе вариантов ответов).

Тенденциозные вопросы, т. е. вопросы, в которых человек, проводящий беседу, пытается навязать отвечающему свою точку зрения.

Деликатные вопросы. К деликатным относятся вопросы, затрагивающие наиболее интимные свойства человека, его отношения с другими людьми. Надо быть готовым к тому, что ученик (как и любой человек в подобной ситуации) будет стремиться щадить свои чувства, а не выяснять истину, уклоняться от обсуждения, чтобы не нарушать самооценку, не ломать привычные представления о себе и своем месте в семье, классе.

Вопросы о фактах поведения. При описании поведения происходит смешение реального и нереального, эмоционального и рационального. Дифференцировать их при анализе описываемого поведения практически невозможно.

Экспертные вопросы. Если человека просят выступить экспертом, он чувствует повышенную ответственность и даже, если чего-либо не знает, ни в коем случае этого не покажет и будет отвечать с полной уверенностью. Кроме того, у ребенка, выступающего экспертом, повышается критичность и резкость оценок.

Ответы, даваемые школьниками, иногда нуждаются в проверке на степень достоверности. В психологии и педагогике выделяется несколько методов проверки и коррекции ответов. Среди них наиболее важными и часто применяемыми являются: проверка с помощью документов; контрольные вопросы; вопросы с преамбулой; вопросы-фильтры; вопросы-ловушки.

Один из видов интервью — так называемое стандартизованное интервью — является разновидностью анкеты, проводимой в устной форме во время прямого или опосредованного (например, интервью по телефону) общения педагога-психолога с ребенком или взрослым. Требования и особенности составления вопросов для интервью ничем не отличаются от соответствующих требований к анкетам. Другой вид интервью носит название свободного и не регламентирован заранее составленными вопросами, а иногда даже и темой, и формой беседы. В таком случае педагог-психолог более свободен в выборе вопросов, позволяющих ему наиболее эффективно добиваться поставленной цели. При проведении интервью специалист также проявляет заботу о соблюдении объективности исследования. С этой целью педагогу-психологу не следует показывать собеседнику, как он относится к теме разговора, к ответам ученика или к содержанию отдельных вопросов. Интервью следует проводить в ровном, доброжелательном тоне, не выделяя отдельных вопросов тоном или тембром голоса, не давая оценок, по возможности не высказывая своего мнения.

Опросники также представляют собой вид анкеты, составленной для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Отличают опросники от анкеты цель проведения (изучение личности) и наличие заранее составленных вариантов ответов на каждый вопрос (чаще всего это ответы «да» или «нет»). Каждый отдельно взятый вопрос прост для понимания и ответа, но, сообщая о своем самочувствии, формах поведения, особенностях взаимоотношений с окружающими, человек постепенно рисует целостную картину свойств личности, черт характера, темперамента и т. д. Более сложные опросники направлены на выявление сразу нескольких черт. В этом случае вопросы для диагностики различных черт распределены в тексте в случайном порядке, но при обработке они группируются таким образом, чтобы охарактеризовать каждую из черт. Каждая группа вопросов носит название «шкала». Результаты опросников, как правило, переводятся в особые стандартизованные баллы, что дает возможность сравнивать опрашиваемых друг с другом или с заранее вычисленной нормой. В некоторых опросниках цель и смысл вопросов скрываются, чтобы опрашиваемый не давал искаженных ответов.

Тестирование. Тест — это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности. Как правило, тесты создаются для измерения какого-то одного качества (они называются гомогенными). Тесты, объединенные одной теоретической концепцией или идеей, направленные на измерение различных качеств, называются гетерогенными, или батареей. Как самостоятельный метод измерения в психологии тесты возникли в конце XIX в. и были связаны прежде всего с выявлением умственно отсталых людей.

Достоинство любого теста в том, что он дает возможность количественно, в цифрах, баллах или процентах, оценить сложные качества и свойства личности или характера (например, выраженность той или иной черты характера, типа темперамента). Вследствие того, что тесты направлены на измерение сложных личностных образований, к ним предъявляются особые требования при их создании и практической проверке (подробнее о психометрической проверке см. далее). При проверке используются специально сконструированные психологические и математико-статистические процедуры.

Как правило, тесты трудоемки в проведении и обработке, поэтому они проводятся при индивидуальном исследовании ребенка. Реже они используются для получения общей характеристики класса или детей того или иного возраста.

Основными сферами практического применения тестов всегда были образование, профессиональная подготовка и отбор кадров, психологическое консультирование. Профессиональный уровень педагога-психолога проявляется на всех трех этапах работы с тестом.

1. На этапе выбора теста — в том, что выбирается тест, позволяющий достичь максимума эффективности при минимуме затрат сил и времени.

2. На этапе проведения — в соблюдении требований к проведению (например, нельзя подсказыввать детям желательный ответ, помогать им в работе и т. д.). Многие люди испытывают перед тестированием тревогу, что вполне закономерно, поскольку, как указывает А. Анастази, каждый тест задевает престиж человека, вмешивается в глубоко личное. Задача педагога-психолога — успокоить детей, рассказав все что возможно о процедуре тестирования, самом тесте и применении его результатов. В то же время не следует раскрывать особенностей теста, это является конфиденциальной информацией.

3. На этапе обработки и интерпретации результатов — и то, и другое требует специальных знаний и навыков. Для обработки нужны и математические знания (необходимо правильно подсчитать результаты в соответствии с формулами), и знания психологической теории, в русле которой разработан тест. Результаты обработки некоторых, особенно проективных, тестов во многом зависят от субъективного отношения психолога-педагога. Интерпретация результатов напрямую зависит от профессионального уровня специалиста: чем больше он знает, тем больше информации почерпнет из самого простейшего теста.

Тесты разделяют на несколько групп. Например, тесты достижений выявляют, насколько ученик владеет конкретными знаниями, умениями и навыками. Они наиболее просты в применении и обработке. Тесты интеллекта предназначены для выявления умственного потенциала ученика, его способности выполнять отдельные мыслительные операции (см. подробнее о них в разделе 3.5). Существуют особые группы тестов на выявление отдельных групп способностей и склонностей детей, например творческих. Личностные тесты предназначены для измерения установок, ценностей, отношений, эмоциональной сферы, мотивации, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими.

Тест отличается от опросника тем, что он имеет шкалу значений, т. е. результатом проведения теста является не просто количественное выражение той или иной черты, а сравнение результата с нормой, присущей тому или иному типу людей.

Методы психологического консультирования. В первом разделе данной главы были рассмотрены особенности консультирования как вида деятельности педагога-психолога, теперь подробнее остановимся на методах, которые используются во время его проведения. Консультативные методы применяются при коррекционной и развивающей работе. В их основе лежит специальным образом построенное общение педагога-психолога с учеником или группой учащихся. Применяют методы консультирования для того, чтобы с их помощью актуализировать или активизировать особенности человека (способности, черты характера, особенности личности, навыки общения и др.) и дать ему возможность развить их, изменить или с их помощью найти выход из сложной жизненной ситуации.

Как же подразделяются методы консультирования? Во-первых, отдельно выделяют методы индивидуального и группового консультирования. И в том, и в другом случае возможно использование диалогов, направленных на воспоминание, анализ, актуализацию представлений и т. д. При индивидуальном консультировании делается более глубокий анализ ученика, при работе с группой детей анализ бывает более поверхностным, но возможна организация дискуссии между учащимися, сравнение мнения ребенка с мнением сверстников. Соответственно и методы в обоих случаях будут различны.

Во-вторых, можно выделить методы активного и пассивного консультирования. Первая группа основана на активном вовлечении учащихся в процесс обсуждения их проблем и направлений развития, преодоления негативных черт поведения и тренировки необходимых навыков. Вторая группа методов применяется в том случае, когда консультант разъясняет ученику особенности его личности и поведения, но ученик при этом пассивен.

Третий способ классификации методов консультирования — в зависимости от теории, на основе которой он разработан. В основе консультативных методик лежат различные психологические теории. Каждый метод, таким образом, является отражением теоретической основы и в отрыве от нее может быть неправильно интерпретирован.

Дидактические методы. Кроме перечисленных методов работы (в качестве психолога) специалист занимается педагогической, преподавательской деятельностью. Ведь он не просто психолог, а педагог-психолог, который может проводить уроки в педагогических классах, вести факультативные занятия и практикумы, выступать перед учителями, родителями. Ему следует в совершенстве владеть всеми современными методами обучения: рассказом, объяснением, лекционным изложением, ведением дискуссий. Рассказ характеризуется в основном изложением фактов, он может быть описательным (описание использования каких-либо методов) и повествовательным.

Объяснение — это доказательное изложение материала, носящего преимущественно теоретический характер. Этот метод предполагает использование рассуждений, расчетов, доказательств.

В проведении дискуссии педагог, как правило, выступает в качестве ее организатора и ведущего. Ее успех во многом определяется актуальностью тематики, дискуссионностью проблемы (наличием противоположных точек зрения), техникой ведения, под которой понимается умение создавать ситуации, способствующие свободному обмену мнений, корректность по отношению к ораторам, убеждённость в правильности своих позиций, умение воздействовать на аудиторию.

Лекционное изложение предполагает сравнительно длительное монологичное изложение материала. Лекция позволяет за короткий срок изложить сравнительно большой объем теоретического материала. Выступление на педагогическую тему должно содержать хотя бы небольшую программу действий.

Прослушавший лекцию человек должен ясно представлять, что и как он может и должен делать для решения той или иной проблемы. Кроме того, выступление на педагогическую тему всегда является воспитывающим для слушателей, т. е. позволяющим превращать знания в убеждения. Для того чтобы решить эти задачи, необходимо владеть основами ораторского искусства, умением воздействовать на аудиторию, а также основами проблемного изложения, под которыми понимается такое обучение, в котором активное участие, открывая для себя те или иные истины, принимают учащиеся, поставленные как бы в позицию исследователя. Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации, чаще всего выражающейся в противоречии между желанием (потребностью) ответить на какой-либо вопрос (решить задачу) и отсутствием необходимых для этого знаний.

Педагогу-психологу необходимо владеть методом упражнений. Ведь даже тренинг, являющийся специфически психологическим методом, — своеобразный вид упражнений. Упражнение — это занятие в действии, многократное повторение действий, в ходе которых происходит формирование умений и навыков. По уровню самостоятельности принято различать воспроизводящие, вариативные и теоретические упражнения. В учебном процессе следует использовать все эти три типа, переходя постепенно от воспроизводящих к творческим.

Для эффективного использования упражнений следует соблюдать ряд педагогических условий: позитивную мотивацию школьников в отношении выполняемых действий, их осознанность, разнообразие упражнений и т. д.

Для успешной работы педагог-психолог должен владеть разнообразными методами и в то же время определить те, которые ему более удаются, и уже опираясь на них, формировать свой индивидуальный стиль деятельности.

Источник: http://med-books.info/professiyu-psiholog-vvedenie/osnovnyie-metodyi-rabotyi-pedagoga.html

Содружество Педагогов и Психологов Раннего Развития

г. Москва, Алтуфьевское ш. дом 44

Международная Академия

Лицензия на образовательную деятельность 77ЛО1 № 0011348

Анонс семинаров на месяц:

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

Семинар-практикум для начинающих психологов и родителей
«Я — детский психолог»

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

ОН-ЛАЙН КУРС

NEW 03 июня

NEW 10 июня

17 июня

Вступить в СПРР

Представительство СПРР в вашем городе

педагог психолог вакансии

Международная Академия С одружества Педагогов и Психологов Раннего Развития — это организация, созданная для поддержки всех детских учреждений и частных педагогов-психологов, чья деятельность направлена на организацию детского досуга и обучения. О сновной акцент мы делаем на ранний возраст, как самый важный и интересный период в развитии Человека.

Документы от образовании, выдаваемые МАСПРР признаются действительными на всей территории РФ и являются подтверждением успешного завершении обучения по программам Академии.

Академия реализует образовательные программы на основании закона «Об образовании в РФ».

Проверить действие образовательной Лицензии (серия 77ЛО1 №0011348) можно на официальном сайте Рособрнадзора.

Обучение и повышение квалификации в МА СПРР для:
  • Педагогов-психологов раннего развития
  • Педагогов по подготовке к школе
  • Начинающих детских психологов
  • Помощников воспитателей
  • Руководителей частных детских организаций
  • Логопедов
  • Репетиторов
  • Нянь
  • Заинтересованных родителей
  • Студентов педагогических и психологических Вузов

педагог психолог вакансии

Нормативно-правовые акты, лицензии, регламентирующие деятельность Международной Академии Содружества Педагогов и Психологов Раннего Развития:

Ежеквартально учебный центр при СПРР выпускает более 100 специалистов в области раннего и дошкольного развития ребенка. Только за последний год мы обучили и трудоустроили более 700 человек.

Партнерская база Содружества уже сегодня насчитывает 700 центров детского развития в Москве и Московской области, а также 500 частных детских учреждений в региональной части России

Источник: http://sprr.net/

Справочник педагога-психолога. Детский сад 2011 №00 — файл 1.doc

Доступные файлы (1):

1.doc636kb.17.11.2011 07:58скачать

содержание

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией»……………………………………………………………………….стр. 4

На вопросы редакции отвечает док­тор психологических наук, профес­сор, ректор Московского городско­го психолого-педагогического уни­верситета, президент Федерации психологов образования России

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

Трудовые права педагога-психолога………………………………………….стр. 7

Нормативы для введения должности «педагог-психолог». Продолжительность рабочего времени и отпуска. Назначение досрочной трудовой пенсии

Ответственность педагога-психолога за нарушение правил работы с конфиденциальной информацией………………………………………………….стр. 12

Виды информации, охраняемой за­коном. Требования к работе с конфи­денциальной информацией. Ответ­ственность за нарушение требова­ний: административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная

Рабочее место педагога-психолога образовательного учреждения……….стр. 19

Расположение кабинета педагога-психолога. Зонирование рабоче­го пространства. Примерный пере­чень мебели для оборудования по­мещения. Светоцветовое оформле­ние и техническое оснащение ка­бинета

Должностная инструкция педагога-психолога………………………………стр. 27

Проект Этического кодекса педагога-психолога……………………………стр. 31

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИК

Венгер А.Л., Морозова Е.И.

Цели и задачи психологического обследования детей………………………стр. 36

Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения. Консультирование родителей вос­питанников. Выявление детей груп­пы риска и направлений коррекции

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля по­знавательного развития………………………………………………стр. 40

Параметры оценки познаватель­ной деятельности воспитанников. Задания и перечень диагностиче­ского оборудования для психолого-педагогического обследования де­тей. Рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Организация консультативной работы в образовательном учреждении…стр. 46

Критерии эффективности консульта­тивной работы психолога детского сада. Рекомендации по организации консультативной работы

Психолого-педагогическое сопровождение иннова­ционного воспитательно-образовательного процесса……………………………………………………………стр. 49

Формы психолого-педагогического сопровождения инновационной де­ятельности: реализация авторских проектов, обеспечение психологи­ческой безопасности эксперимен­тальной работы, оценка результатов

^ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий……стр. 52

Принципы коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. Диагностика уровня развития ребенка. Формы и методы проведе­ния коррекционно-развивающих занятий

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………стр. 56

План проведения коррекционно-развивающего занятия с примене­нием компьютерных технологий. Рекомендации для педагогов по ис­пользованию на занятиях мультиме­дийных презентаций

^ ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ

  • Перспективный план работы педагога-психолога ДОУ компенсирующего вида на учебный год
  • Индивидуальные образовательные маршруты по оказанию психокоррекционной помощи детям
  • Комплексное обследование особенностей психического развития ребенка, поступающего в школу
  • Составление плана работы ДОУ с проблемными семьями
  • Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм
  • Семинар-практикум с родителями и детьми 4-5 лет на тему: «Играйте вместе с детьми»
  • Психологическое сопровождение заикающегося дошкольника и его семьи в ДОУ

В последнее время все чаще приходится слышать о том, что руководители образовательных учреждений недовольны работой своих психологов, кото­рые, по их мнению, занимаются только написанием отчетов инее состоя­нии повлиять на воспитательный и учебный процесс. Это приводит к тому,

что при первой же возможности у руководителей появляется соблазн «избавиться» от лишнего спе­циалиста. Для того чтобы разобраться в проблеме мы обратились к нашему сегодняшнему собеседнику Виталию Владимировичу Рубцову.

Владимирович

д-р психолог, наук, проф., действитель­ный член РАО, ректор Московского город­ского психолого-педагогического уни­верситета, директор Психологического института РАО, президент Федерации психологов образования России

«У педагога психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией»

Виталий Владимирович, так нужен ли педагог-психолог школе и детскому саду, в состоянии ли он оказывать реальную помощь всем, кто в ней нуждается?

Вопрос справедливый и актуальный, мое мнение — про­сто необходим. Педагог-психолог может оказывать ре­альную помощь детям, педагогам и родителям, в том случае, конечно, если перед ним ставить четкие задачи.

В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что зада­ет жесткие требования к работе школ и детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам.

У педагога-психолога две задачи: с одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых об­разовательных стандартов, а с другой стороны — влиять на них. Как? Через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать

образовательные траектории каждого ребен­ка. Также педагогу-психологу необходимо владеть технологиями оценки развития надпредметных и личностных компетенций.

Руководитель, который понимает, что от образовательных ре­зультатов обучающихся и воспитанников зависит работа его учреждения, сделает все, чтобы педагог-психолог остался в штате.

Могут ли дипломированные специалисты непедагогических вузов пойти работать в школу или детский сад? Как сделать образова­тельное учреждение привлекательным для высокопрофессиональ­ного психолога, который, как правило, пока не спешит идти работать в систему образования?

Дело вовсе не в том, педагогический вуз готовит психологов или нет. Здесь важно другое. Необходимо, чтобы вуз готовил специали­стов на должном уровне. Нужен специалист, который может обеспе­чивать траектории развития детей в соответствии с новыми образо­вательными стандартами и требованиями. К сожалению, не только непедагогические, но и педагогические вузы сегодня не обеспечи­вают необходимую подготовку психологов.

А вот как сделать образовательные учреждения привлекатель­ными для высокопрофессионального психолога? По моему мне­нию, очень важно предложить ему условия для развития и соот­ветствующую оплату, которая может быть обеспечена введением дополнительных образовательных услуг.

Сегодня запрос родителей на каче­ство образования настолько велик, что они начинают контролировать образова­тельную среду и ее влияние на качество обучения своих детей. Ес­ли учреждение готово отвечать на запросы родителей, то оно, несомненно, будет привлекательным для любого высококлассного специалиста.

^ А как руководитель образовательного учреждения может опреде­лить квалификацию педагога-психолога? Существуют объективные критерии оценки качества его работы?

Руководителю образовательного учреждения действительно слож­но самостоятельно определить квалификацию такого специалиста.

Единственным документом, подтверждающим его квалифика­цию, до сих пор является диплом, выдаваемый по окончании учеб­ного заведения. Но диплом — дипломом, а что происходит после того, как психолог пришел в образовательное учреждение? Как он осуществляет свою профессиональную деятельность, на каком уровне?

Наш университет совместно с Федерацией психологов обра­зования России разрабатывает такую систему оценки деятельно­сти педагога-психолога, которая предусматривает проведение общественной экспертизы. Во многих странах свою квалификацию психологи подтверждают через профессиональные сообщества. Мы только в самом начале этого пути.

^ Может ли педагог-психолог влиять на развитие инновационной дея­тельности образовательного учреждения?

Да, но только в том случае, если он способен обеспечивать разви­тие детей. Результатом инновационной деятельности образователь­ного учреждения является человек, способный к активной социали­зации, владению знаниями, работе с информационной средой и тех­нологиями. Корректировать образовательную траекторию каждого обучающегося или воспитанника — задача образовательного учреж­дения, функционирующего в инновационном режиме.

Как педагогу-психологу наладить взаимодействие с администраци­ей и достичь такого положения в образовательном учреждении, что­бы к его мнению прислушивались и обращались к нему за советом?

Как правило, педагог-психолог находится в прямом подчинении у директора школы или заведующего детским садом. Если речь идет о руководителе, который всерьез занимается инновационным разви­тием своего учреждения, то психолог востребован, к нему обраща­ются за советом, к нему прислушиваются.

В любом случае у педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией, поскольку в долж­ностном функционале и заместителей руководителя, и психолога есть обязанности, которые эффективнее выполнять совместно.

Например, для всех участников обра­зовательного процесса важно обсуждать актуальные направления работы образовательного учреждения, совместно планировать свою деятельность таким образом, что­бы быстрее достигать поставленной педагогическим коллективом цели. В ходе взаимодействия уточняется запрос на психологиче­ское сопровождение, психолог получает информацию о том, какие формы и методы работы востребованы администрацией образо­вательного учреждения, а также имеет возможность рассказать о важности и необходимости своей работы.

Беседовала Т.П. Анишина,

гл. редактор информационного центра

«МЦФЭР Ресурсы образования»

Государство гарантирует работникам образовательных учреждений, в том числе педагогам-психологам, защиту их права на труд. Об особенностях регулирования рабочего времени и времени отдыха специа­листов читайте в статье эксперта.

В.Н. Понкратова, эксперт Общероссийского профсоюза образования

^ Трудовые права педагога-психолога

Продолжительность рабочего времени

Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п. 1 приложения к постановлению Прави­тельства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»). При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов рабо­ты в пределах их должностных обязан­ностей.

Каждое образовательное учреж­дение (далее — ОУ) с учетом специ­фики его деятельности вправе са­мостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность ра­боты непосредственно с обучающимися и воспитанниками (Положение об особенностях режима рабочего времени и вре­мени отдыха педагогических и других работников образова­тельных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее — Положение).

Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пре­делах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами вну­треннего трудового распорядка ОУ с учетом:

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч. определяется и режим рабочего времени работников, утвержда­ются работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 Трудового кодекса Российской Фе­дерации). На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных перегово­ров (в т. ч. при принятии правил внутреннего трудового распоряд­ка), интересы всех работников независимо от их членства в про­фсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации.

Должность «педагог-психолог»

Наименование должности «педагог-психолог» появилось не сразу.

Первоначально (на основании письма Гособра­зования СССР от 27.04.1989 № 16, продублированно­го письмом Минобразования РСФСР от 30.05.1989 № 542/1 Зт) было разрешено в пределах общего фон­да заработной платы работников учреждений на­родного образования вводить в штаты детских са­дов, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведе­ний должность «психолог» при наличии специали­стов, получивших квалификационное свидетельство факультетов переподготовки учителей по направле­нию «Психология», или специалистов, имеющих за­конченное высшее психологическое образование. Образовательные учреждения при реализации дан­ного указания в отдельных случаях именовали пси­хологов «практическими психологами».

Следует отметить, что ни то, ни другое наимено­вание должности впоследствии оказалось неприем­лемым, поскольку при введении в декабре 1992 г. Еди­ной тарифной сетки (далее — ETC) оплата труда по та­ким должностям предусматривалась лишь на уровне 6-11 разрядов даже при наличии высшего професси­онального образования. Оплата труда самих учителей определялась в диапазоне 7-14 разрядов.

С тем чтобы не допускать ущемления прав от­дельных категорий работников и оттока их из дет­ских садов и школ при введении ETC, руководители образовательных учреждений (согласно приказу Минобразования России от 25.01.1993 N« 21) долж­ны были привести наименования ряда должностей в соответствие с наименованиями, предусмотрен­ными тарифно-квалификационными характеристи­ками.

Так, должности «психолог», «практический пси­холог» переименовывались в должность «педагог-психолог», для которой в дальнейшем были опреде­лены продолжительность рабочего времени, еже­годный удлиненный оплачиваемый отпуск и неко­торые другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников.

Принадлежность педагогов-психологов к педа­гогическим работникам в настоящее время закре­плена приказами Минздравсоцразвития России (от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессио­нальных квалификационных групп должностей ра­ботников образования» и от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справоч­ника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характери­стики должностей работников образования»»).

^ Квалификационные характеристики должности «педагог-психолог»

Квалификационные характеристики утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н.

Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций*, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

* С должностной инструкцией педагога-психолога можно ознакомиться на с. 32.

^ Дополнительная оплачиваемая работа

В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.

Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее — ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством (подп. «е» п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, меди­цинских, фармацевтических работников и работников культуры»).

Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Однако если работа в должности педагога-психолога выпол­няется помимо основной работы (например, старшим воспитате­лем ДОУ), то такая работа является совместительством, может вы­полняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.

^ Продолжительность отпуска.

Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпу­ска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правитель­ства РФ от 01.10.2002 № 724).

Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:

  • в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;
  • специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонения­ми в развитии;
  • ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;
  • оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном ле­чении;
  • ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении;
  • специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;
  • ОУдля детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по­мощи;
  • межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских;
  • учреждениях начального и среднего профессионального образования;
  • учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного про­фессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • психологических службах системы образования;
  • учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограничен­ные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного обра­зования детей, в учебных, учебно-методических, методических ка­бинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.

^ Досрочная трудовая пенсия

В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспе­чение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педа­гогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 («О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пен­сия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального зако­на «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ста­тьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Феде­рации»»).

Несмотря на то что должность «педагог-психолог» включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды рабо­ты в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи ра­ботают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержден­ных этим же постановлением.

Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обуча­ющихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

Время работы в других учреждениях для детей, например, в обще­образовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учрежде­ниях дополнительного образования детей и некоторых других, не по­именованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудо­вой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды ра­боты в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограниче­ние можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.

^ Нормативы для введения должности «педагог-психолог»

Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вво­дить в штат ОУ должности психологов, какого-либо централизованного норматива не предлагалось.

Вместе с тем в некоторых учреждениях, для ко­торых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения должности «педагог-психолог» уже преду­сматривался.

Так, в нормативах по определению численно­сти персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постанов­лением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), долж­ность «педагог-психолог» предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед. должности.

Примерными штатными нормативами (утверж­денными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что

должность психолога в штатах учреждения, состоя­щего из l-XI(XII) классов и дошкольных групп, устанав­ливается при наличии специалиста, имеющего специ­альное психологическое образование.

Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некоторых субъектах РФ, предусматри­вается различный норматив должности «педагог-психолог». Например, одна должность «педагог-психолог» в ДОУ предусматривается на 4 группы.

Вместе с тем каким бы ни был установлен­ный штатный норматив по должности «педагог-психолог», это не означает, что ОУ не могут его изме­нять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреж­дения, в связи с чем оно вправе действовать по дан­ному вопросу самостоятельно в пределах имеюще­гося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ «Об обра­зовании»).

Сведения о состоянии здоровья воспитанников детского сада, а также их пер­сональные данные запрещено разглашать и несанкционированно, предавать другим лицам. За нарушение данного требования законодательства педагог-психолог может быть привлечен к юридической ответственности.

А.И. Вавилов, ст. науч. сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования — Высшей школы экономики

^ Ответственность педагога-психолога за нарушение правил работы с конфиденциальной информацией

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ — ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ОПЕРАТОРОМ ИЛИ ИНЫМ ПОЛУЧИВШИМ ДОСТУП К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ ЛИЦОМ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУ­СКАТЬ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕЗ СОГЛАСИЯ СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИЛИ НА­ЛИЧИЯ ИНОГО ЗАКОННОГО ОСНОВАНИЯ.

Нормы федерального законодательства, устанавливающие запреты и требования при работе с информацией о гражданах и их семьях, основаны на Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ). Она предусматривает, что «каждый имеет пра­во на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну, защиту сво­ей чести и доброго имени» (ст. 23 Консти­туции РФ).

Федеральное законодательство опре­деляет разные виды сведений, которые подлежат правовой охра­не и защите и, таким образом, составляют ту или иную тайну. Но не­посредственное отношение к работе педагога-психолога име­ют только некоторые из них. В частности, это полученные в связи с выполнением трудовых обязанностей сведения о личной и се­мейной жизни, персональные данные о воспитанниках и членах их семей, а также информация об их психическом состоянии.

Персональными данными является «любая информация, относяща­яся к определенному или определяемому на основании такой ин­формации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образо­вание, профессия, доходы, другая информация» (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее — Закон № 152-ФЗ).

Важные для понимания личной и семейной тайны положения со­держат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее — Основы законода­тельства РФ об охране здоровья граждан) в части определения вра­чебной тайны.

ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА — СВЕДЕНИЯ О ПАЦИЕНТЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ В СВЯЗИ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИ­ЦИНСКИХ УСЛУГ, РАЗГЛАШЕНИЕ КОТОРЫХ МО­ЖЕТ ПОВРЕДИТЬ ЕМУ И ЕГО БЛИЗКИМ.

Педагога-психолога в некоторых аспектах его работы можно срав­нить с врачом, хотя юридическая конструкция «врачебной тайны» непосредственно к педагогу-психологу неприменима. Для характеристики рабо­ты педагога-психолога правильнее исполь­зовать термин «профессиональная тайна».

И поскольку законы, устанавливающие ме­ры ответственности за разглашение конфиденциальной информации, оперируют более общими понятиями (личная и семейная тайна), то аналогия профессиональной тайны педагога-психолога и врачебной тайны медицинского работника в данном случае представляется бо­лее чем уместной.

Обладателем права на врачебную тайну является сам гражда­нин (в т. ч. в лице его законного представителя), но не учреждение и не медицинский работник. Лицами, обязанными сохранять врачеб­ную тайну, становятся медицинские работники, а также любые дру­гие лица, работающие в учреждении. При этом на учреждение возлагается обязанность установить для своих ра­ботников режим, исключающий разгла­шение врачебной тайны, а гражданину (его законному представителю) должна быть подтверждена гаран­тия конфиденциальности передаваемых им данных.

Врачебную тайну составляют сведения о самом факте обраще­ния за помощью, диагнозе и состоянии здоровья пациента, получен­ные в связи с оказанием медицинской помощи (т.е. в процессе при­ема, обследования и лечения). В содержание врачебной тайны так­ же входит информация немедицинского характера, выявленная в результате общения с пациентом и относящаяся к личной и семейной тайне.

За разглашение врачебной (медицинской) тайны предусматривается уголовная ответственность.

Правовой режим, установленный для врачебной тайны, должен учитываться и в работе педагогов-психологов, поскольку в настоящее время нет специального федерального закона о психологической помощи (Педагогам-психологам столичных образовательных учреждений следует руководствоваться в своей работе положениями закона г.Москвы от 07.10.2009 №43 «О психологической помощи населению в городе Москве»).

^ Требования к работав конфиденциальной информацией

Правила работы с информацией конфиденциального характера определяются федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах работодателя. Дошкольные образовательные учреждения (далее — ДОУ) должны иметь такие локальные акты, а принятые на работу педагоги-психологи — быть ознакомлены с ними под роспись.

ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ — ДЕЙСТВИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ, НАКОПЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ (ОБНОВЛЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ), ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ (В Т. Ч. ПЕРЕДАЧУ), ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ, БЛОКИРОВАНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. «Запрещается требовать от гражданина (физического лица)

предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами» (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ). Правила сбора, хранения и уничтожения персональных данных устанавливает Закон № 152-ФЗ и обозначает эти действия термином «обработка персональных данных».

Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются «действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных». Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2. ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают свою конфиденциальность (ст. 7Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей.

Также не менее значимы правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, «избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе». Персональные данные должны храниться не «дольше, чем этого требуют цели их обработки», и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ).

Закон № 152-ФЗ устанавливает общее правило — получение согласия на обработку персональных данных от их обладателей (субъектов), а в случае если обладателями таких данных являются недееспособные лица (например, несовершеннолетние воспитанники ДОУ) — получение согласия в письменной форме от их законных представителей (родителей, опекунов и других лиц, их заменяющих).

Однако если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, то согласия не требуется. Таким договором может признаваться образовательный договор, т. е. договорные отношения с родителями, возникающие в связи с приемом воспитанника в ДОУ.

В особую категорию выделяются данные, касающиеся «расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни» (ст. 10 Закона № 152-ФЗ). Обработка таких данных допускается в случае, если от их обладателя (его законного представителя) получено разрешение по установленной форме (п. 4 ст. 9Закона № 152-ФЗ).

Согласия не требуется, если персональные данные «относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно». Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование.

Источник: http://gendocs.ru/v5774/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0._%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%B0%D0%B4_2011_00

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты