Психоанализ Фрейда: кратко и понятно — основоположник психоаналитической теории — кто из известных ученых является основоположником психоанализа

03.11.2018

Сегодня это трудно представить, но ещё в середине XIX века о подсознании человеческого мышления никто не говорил, такого термина просто не было.

Кратко и понятно об основных идеях психоанализа Зигмунда Фрейда

кто из известных ученых является основоположником психоанализа

Сегодня это трудно представить, но ещё в середине XIX века о подсознании человеческого мышления никто не говорил, такого термина просто не было.

Сегодня мы часто употребляем слово «подсознательно» в значении «рефлекторно», « практически необдуманно», и делаем это почти правильно, поскольку такие инстинктивные действия — часть человеческой психики.

Но первым учёным, употребившим этот термин, был австрийский психолог Зигмунд Фрейд.

Со многими его выводами некоторые исследователи спорят до сих пор, но нельзя не признать главного, — по сути, Фрейд был первым психотерапевтом в истории человечества, он стал основателем психотерапии и фактически автором целого направления в лечении и диагностике психических расстройств человека, которое было названо психоанализом. Кратко и понятно об этом далее.

О значении процесса сублимации по Фрейду вы можете узнать из нашей статьи.

Предыстоия и автор теории психоанализа

кто из известных ученых является основоположником психоанализа

Оосновоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд.

Учёный, чьи исследования во многом перенаправили развитие психиатрии, родился на территории нынешней Чехии в 1856 году, но политические волнения, происходившие в Европе в то время, заставили семью перебраться в Лейпциг, а затем в Вену.

О своём детстве Фрейд вспоминать не любил: жить пришлось в бедном квартале со скандальными соседями, где стремление к образованию, скорее, высмеивалось, чем поощрялось.

Любопытно, что позже именно детскими впечатлениями З. Фрейд объяснит в своей теории подсознательные поступки человека уже во взрослой жизни, но как его собственное детство сказалось на последующих поступках, психоаналитик так и не упомянул.

Согласно общественным устоям того времени, мальчик из еврейской семьи мог поступить не во все высшие учебные заведения, но медицина относилась к разрешённым образовательным направлениям.

Зигмунд её и выбрал, но чисто к прикладной терапевтической деятельности относился прохладно. Его больше интересовали исследования психологии, тайны сознания человека.

В то время в психиатрии было популярно лечение психических расстройств и отклонений с помощью гипноза, молодой студент им и увлёкся.

Затем некоторое время работал в лаборатории Жана Шарко — известнейшего тогда учёного, открывшего известный метод терапии психических отклонений с помощью сильно направленного контрастного душа.

кто из известных ученых является основоположником психоанализа

Позже Фрейд работал в лабораториях многих крупных европейских психологов (и вспоминал потом об их наставлениях с искренней благодарностью), но вскоре незавидное материальное положение и стремление к самостоятельности побудили его открыть собственный неврологический кабинет, где он и начал проверять на практике основы своей будущей теории психоанализа.

Суть её состояла в следующем. Если раньше психиатрическое исследование состояния больного основывалось на наблюдении за его поведением, поступками и реакцией на какие-то явления, то Фрейд стал базироваться на беседах с пациентами, исследовании мотивации их поступков и выявления различных ассоциаций, которые могли бы эти поступки вызывать.

При этом молодой учёный создавал максимально комфортные условия для опрашиваемого, так появилась знаменитая кушетка Фрейда, на которую он укладывал больных для достижения состояния расслабленности во время разговора.

Снам и ассоциациям учёный придавал очень большое значение, интересуясь их природой. Одно время это даже привело психолога к употреблению кокаина, но пагубную зависимость ему всё-таки удалось преодолеть.

Одной из первых известных его работ стала книга «Толкование снов», которая и стала основой его знаменитой теории.

Стадии психосексуального развития

Каковы основные идеи теории? Основываясь на своих исследованиях, Зигмунд Фред предположил, что в детстве каждый человек проходит 5 стадий психосексуального развития.

Оральная

кто из известных ученых является основоположником психоанализа

Она начинается с самого рождения и продолжается до 2 лет.

В это время ребёнок главное удовлетворение получает через сосание груди или соски для приёма пищи.

По мнению учёного, уже в этот период закладываются определённые поведенческие основы взрослой личности.

Если в это время младенец получает большое удовольствие и удовлетворение, то и во взрослой жизни он будет уверенным, даже чрезмерно. А недокормленность будет выражаться в низкой самооценке. Такие люди, по Фрейду, подсознательно любят леденцы и жевательную резинку.

Анальная

Продолжается от 2 до 3 лет. На этой стадии ребёнок приобретает навыки хождения в туалет через задний проход.

Дети, прошедшие эту стадию без проблем, отличаются великодушием и гибкостью мышления.

Если же ребёнок, наоборот, приручался к порядку долго и трудно, он и во взрослой жизни будет склонен к анархизму.

Фаллическая

кто из известных ученых является основоположником психоанализа

Её границы — от 4 до 5 лет.

По мнению Фрейда, именно в этот период может развиться комплекс, связанный с симпатией к родителю противоположного пола и неприязнью по отношению к другому.

У мальчиков такой комплекс назван был Эдиповым, у девочек — комплексом Электры.

Латентная

Продолжается от 6 до 12 лет. Сексуальное влечение находится ещё в дремлющем состоянии. Но зато контакт с представителями своего пола достигается успешно.

В этот период ребёнок начинает соизмерять своё поведение с нормами, принятыми в обществе.

Генитальная

От 12 до 18 лет основной потребностью становится удовлетворение сексуального желания с представителем противоположного пола.

Теория Эриксона

Следуя теории психоанализа, немецкий психолог Эрик Эриксон тоже выделил несколько стадий развития личности:

  • грудной возраст доверия-недоверия;
  • в 1-2 года развиваются стыд и сомнение;
  • в 3-5 лет — чувство вины;
  • в младшем школьном возрасте — неполноценность и трудолюбие;
  • в юности формируется индивидуальность;
  • в начале взрослого периода — интимность и одиночество;
  • в зрелом возрасте — творческая активность либо её отсутствие;
  • к старости приходит либо умиротворение, либо отчаяние.
  • Обе теории концепцию психоанализа успешно дополняют.

    Психоаналитическая концепция Фрейда

    На протяжении всей жизни человека, считал учёный, нами движут инстинкты и стимулы. Среди них есть 2 основополагающих:

    Основой либидо по теории психоанализа является сексуальная природа.

    Классический психоанализ Фрейда основывается на трёх инстанциях личности:

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    По Фрейду получается, что инстанция «я» является как бы барьером между постоянной борьбой «оно» и «сверх я».

    Нарушение этого слоя и ведёт к психическим расстройствам и заболеваниям.

    В качестве примера подобной борьбы часто приводится следующий эпизод.

    Учительница ведёт урок, но ей постоянно мешает болтающий ученик. Подсознательно она может дойти до такого состояния (вот оно — «оно»), что ей захочется его ударить.

    Но она только стучит указкой по столу и требует от воспитанника соблюдать правила поведения на уроке. Так нормы, принятые в обществе, определяют сдерживание подсознательных влечений.

    Однако Фрейд небезосновательно считал, что противодействие между подсознательными влечениями и собственно сознанием одними волевыми усилиями сдерживать невозможно.

    По мнению учёного, для решения этого конфликта человеческая психика использует следующие способы:

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    В своей книге «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд предположил, что часто повторяющиеся сны — это проявление нереализованных подсознательных желаний, выход их хотя бы на таком уровне.

    Так же проявляется и сублимация — замещение нереализованного в какой-либо деятельности, — например, в творчестве.

    Женщина, которая по определённым причинам не может завести детей или вообще семью, иногда начинает трогательно заботиться о домашних животных, комнатных растениях, активно участвовать в общественных движениях.

    Мужчины могут уходить в занятие спортом, увлечение рыбалкой, в спиртном, наконец, хотя это может закончиться уже зависимостью на медицинском уровне.

    Чем выше уровень интеллекта, считал учёный, тем замещение подсознательных потребностей ближе к требованиям «супер я».

    Иногда это замещение бывает вынужденным. Например, это происходит, когда человек по каким-то причинам теряет зрение. Тогда, в большинстве случаев, у него обостряется слух и повышается чувствительность пальцев.

    Любопытно, что учёный, много писавший о сексуальном влечении, сам очень долго сторонился женщин и поздно женился. Но это не умаляет значение его теории, появление которой стало настоящей революцией в психологии.

    С некоторыми положениями основ психоанализа можно не соглашаться. Но часть из них, бесспорно, стала фундаментом психотерапии.

    Основные положения психоанализа Фрейда:

    https://youtube.com/watch?v=COYW40JlQ_4

    Источник: http://psyholic.ru/psihiatriya/psihoanaliz-frejda-kratko-i-ponyatno.html

    Отец психоанализа – Зигмунд Фрейд

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Зигмунд Фрейд являлся физиологом, врачом и отцом психоанализа. Как правило, его называют одним из самых влиятельных и авторитетных мыслителей двадцатого столетия. Он был австрийским неврологом и соучредителем психоаналитической школы психологии.

    Чем известен Зигмунд Фрейд?

    Зигмунда Фрейда обычно называют «отцом психоанализа». Его работа оказала огромное влияние на общественное представление о психике человека, популяризировав такие понятия, как бессознательное, защитные механизмы, ошибки по Фрейду и интерпретацию сновидений. Она также оказала продолжительное влияние на такие разные сферы, как литература, кино, марксистские и феминистские теории, литературная критика, философия и психология.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Его вклад в психоанализ

    Фрейд наиболее известен своими теориями бессознательного, особенно включающими механизм репрессий; его переопределением сексуального желания как подвижного и направленного на широкий спектр объектов; и его терапевтической техникой, особенно его пониманием переноса в терапевтических отношениях и предполагаемой ценности снов как источников понимания бессознательных желаний.

    Самые известные теории и работы Фрейда

    Одна из лучших теорий Зигмунда Фрейда заключалась в том, что разговоры о наших проблемах могут помочь облегчить их. Именно благодаря общению со своим близким другом и коллегой Йозефом Брейером Фрейд узнал о женщине, известной в истории болезни как Анна О. Она стала пациенткой Брейера после того, как у нее начались проблемы с истощением, а также с проявлением таких проблем, как помутнение зрения, галлюцинации и частичный паралич. Казалось, общение немного облегчило ее симптомы. Именно Анна О и начала называть такое лечение «лечением разговором».

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Хотя Анну О часто называют одной из пациенток Фрейда, они никогда не встречались. Однако Зигмунд часто обсуждал этот случай с Брейером, и они совместно работали над книгой тысяча восемьсот девяносто пятого года, основанной на ее лечении под названием «Исследования истерии». Фрейд пришел к выводу, что ее истерия была результатом сексуального насилия в детстве, и эта точка зрения привела к разрыву в профессиональных и личных отношениях Фрейда и Брейера. Анна О, возможно, на самом деле не была пациентом австрийского психоаналитика, но ее случай многое рассказал о работе Зигмунда и более поздних теориях о терапии и психоанализе.

    Согласно психоаналитической теории Фрейда, вся психическая энергия генерируется либидо. Фрейд предположил, что на наши психические состояния влияют две конкурирующие силы: катексис и антикатексис. Катексис был описан как вложение психической энергии в человека, идею или объект. Например, если вы голодны, вы можете создать мысленный образ вкусной еды, которую вы так жаждете. В других случаях эго может использовать часть энергии идентификатора для поиска действий, связанных с деятельностью, чтобы рассеять часть избыточной энергии от идентификатора. Если вы не можете найти еду, чтобы утолить голод, вместо этого вы можете пролистать кулинарную книгу или просмотреть свой любимый блог рецептов.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Антикатексис включает в себя эго, блокирующее социально неприемлемые потребности личности. Подавление позывов и желаний является одной из распространенных форм антикатексиса, но оно требует значительных затрат энергии.

    Похожие личности

    К похожим личностям можно отнести следующих деятелей:

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Заключение

    Фрейд полагал, что большая часть человеческого поведения мотивировалась двумя движущими инстинктами: инстинктами жизни и инстинктами смерти. Жизненные инстинкты — это те, которые связаны с основной потребностью в выживании, размножении и удовольствии. Они включают в себя такие вещи, как потребность в еде, жилье, любви и сексе. Он также предположил, что у всех людей есть бессознательное желание смерти, которое он назвал инстинктами смерти. Саморазрушительное поведение, считал он, было одним из проявлений влечения к смерти. Тем не менее, он полагал, что эти инстинкты смерти были в значительной степени смягчены инстинктами жизни.

    Источник: http://silamira.ru/osnovatel-psihoanaliza/

    Фрейд Зигмунд. Книги онлайн

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Зигмунд Фрейд (допустимо также Фройд; нем. Sigmund Freud, 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психоаналитик, психиатр и невролог.

    Родился в городке Фрайберг в Моравии (тогда провинция Австрии). Поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873. Работал в терапевтической, психиатрической клиниках Вены, у Шарко — в Париже, у Бернхайма — в Нанси. В 1881 получил степень доктора медицины. Вместе с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов. В 1895 вышла их книга «Исследования истерий». От нее принято вести историю психоанализа. С 1902 — профессор Венского университета.

    Более сорока лет посвятил разработке теории и практике психоанализа. Работы: «Толкование сновидений» (1899), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1917), «Психология масс и анализ человеческого „Я“» (1921), «„Я“ и „Оно“» (1923), «Будущее одной иллюзий» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» (1930) и другие. В 1930 удостоен Премии Гёте, в 1936 избирается иностранным членом Королевского научного общества (Лондон).

    Фрейда называют и ученым, и провидцем, и основоположником нового направления в науке. С его именем связывают понятие бессознательного в психике человека. Его теория обогатила многие области современных знаний.

    В 1938, после вторжения нацистов в Австрию, стал узником гетто. Его лишили паспорта, конфисковали имущество, библиотеку. Международное психоаналитическое общество пыталось вызволить Фрейда. Фашисты потребовали выкуп. Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт, заплатила 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.

    Умер в Лондоне 23 сентября 1939 года.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Книги (44)

    Но у нас имеется основание видеть в этих данных очень неправильное отражение действительности: если присмотреться к ним ближе, то они оказываются полными ошибок, неточностей и поверхностностей».

    `Тотем и табу` — одна из самых интересных и концептуальных работ Зигмунда Фрейда (1856 — 1939). По словам автора, его сочинение `представляет собой первую попытку применить точку зрения и результаты психоанализа к невыясненным проблемам психологии первобытной культуры и религии`, т. е. к тем самым темам, которые и сегодня, и всегда будут наиболее интересными и спорными. Многое из сказанного на этих страницах Фрейдом заслуживает самого пристального внимания читателей. `Я соединил здесь четыре статьи, рассчитанные на внимание широкого круга образованных людей, но их, собственно говоря, могут понять и оценить только те немногие, кому не чужд психоанализ во всем его многообразии` (3.Фрейд).

    Для психотерапевтов, психологов, социологов и всех интересующихся вопросами психоанализа.

    Ведь здесь — «отец психоанализа» выступает не столько как психоаналитик, сколько как классический психолог, исследующий не столько личностные, сколько социальные аспекты развития внутреннего мира человека и скрытых, глубинных мотивов формирования его мироощущения.

    Поэтому я считаю себя вправе отстаивать ту точку зрения, что еще и теперь никто лучше меня не может знать, что такое психоанализ, чем он отличается от других способов исследования душевной жизни, чему можно дать такое имя и чего не следует так называть».

    С расцветом естественнонаучного мышления вся эта остроумная мифология превратилась в психологию, и в настоящее время лишь весьма немногие из образованных людей сомневаются в том, что сновидение является продуктом психической деятельности самого видящего сон.

    Предлагаемая вниманию читателя книга представляет собой последовательное изложение лекций, которые в 1915-1917 годах прочитал Зигмунд Фрейд — всемирно известный психиатр и психолог, основатель психоанализа. Этот труд занимает важное место в ряду других его произведений, в нем излагаются основные положения психоаналитической теории личности.

    Для психологов, социологов, медиков, философов.

    Вероятно, в первую очередь бросится в глаза читателю работы «Моисей и монотеизм», так это некоторая неортодоксальность или даже эксцентричность ее построения. Но если в Моисее и монотеизме чего-то и не достает в отношении формы представления материала, то это не подразумевает критики по поводу содержания или убедительности доводов.

    То мастерство, с которым под исходные посылки подводятся психологические выводы, вероятно, будет убедительным для непредвзятого читателя. Те, кто знаком с психоанализом личности, будут особенно очарованы той же последовательностью ступеней развития, продемонстрированной на примере национальной группы.

    По ту сторону принципа удовольствия
    Толкование сновидений
    О психоанализе
    Психопатология обыденной жизни
    Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии
    Введение в психоанализ

    О сновидении
    Очерк истории психоанализа
    3 очерка по теории сексуальности
    Анализ фобии пятилетнего мальчика
    Анализ конечный и бесконечный
    Я и Оно
    Бред и сны в «Градиве» В. Иенсена

    Недовольство культурой
    Фрагмент анализа истерии
    Из истории одного детского невроза
    Психология масс и анализ человеческого Я
    Моисей и монотеизм

    Введение в психологию
    Письма к невесте
    Табу девственности
    Остроумие и его отношение к бессознательному
    Леонардо да Винчи: воспоминание детства
    Очерки по психологии сексуальности

    Знаменитые работы основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, выдержавшие рекордное количество переизданий, остаются одними из главных научных бестселлеров столетия! Самое полное и точное введение в теорию и практику психоанализа, психологию и психоанализ сновидений, человеческого поведения в норме и патологии.

    Перевод выполнен ведущим переводчиком Фрейда и выгодно отличается от предыдущих переводов особой выверенностью терминологии, уточненной и приведенной в соответствие с современными языковыми и научными нормами.

    Введение в психоанализ. Лекции. Три очерка по теории сексуальности. Я и Оно (сборник).

    Знаменитые работы основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда. Самое полное и точное введение в теорию и практику классического психоанализа, сновидений, неврозов и человеческой сексуальности. В этих работах содержится основа созданной Зигмундом Фрейдом концепции: дается описание теоретических принципов и методов психоанализа, способов истолкования данных, получаемых в результате психоаналитического исследования, излагаются общие принципы психоаналитической теории личности.

    Перевод с немецкого языка выполнен ведущими современными переводчиками Фрейда и выгодно отличается от предыдущих переводов особой выверенностью терминологии, уточненной и приведенной в соответствие с современными нормами.

    В своей работе З. Фрейд затрагивает проблемы программного преобразования культуры. Это своего рода послание его потомкам (то есть нам, людям постмодерна), с учетом изменений и общих тенденций в европейской цивилизации конца 19 — начала 20 веков.

    Фрейд попытался обозначить необходимые программные требования к преобразованию культуры. Невозможно все отвергнуть, все принять. Человечеству следует найти ту золотую середину, которая не допустит проникновения отрицательного и разовьет положительное, надо стремиться к правильному соотношению в культуре научного и религиозного начал.

    Одна только группировка различных форм образования масс и описание проявленных ими психических феноменов требуют усиленных наблюдений и умелого отображения и уже породили обильную литературу.

    Автор остановился лишь на некоторых вопросах, особенно интересных для глубинного психоаналитического исследования.

    В книге собраны описания шести самых известных терапевтических случаев, к которым имел отношение З. Фрейд.

    Изложение драматических обстоятельств жизни и хода лечения пациентов, прокомментированное творцом новой науки, и по сей день служит незаменимым пособием по изучению основ психоанализа.

    Книга будет интересна как специалистам-психологам, так и широкому кругу читателей.

    Соавтор: Эдуард Марон

    Зигмунд Фрейд с юных лет мечтал изменить мир, мечтал о победе разума и пьедестале славы.

    И действительно, творческие личности, деятели науки, простые обыватели прошлого столетия с азартом поддались модному течению — взирать глазами Фрейда на человеческие влечения и поступки, вслед за ним анализировать сновидения, изучать методы гипноза и раскрывать суть неврозов и страхов будь то в жизни или в искусстве. Психология, медицина, социология, антропология, литература XX века прониклись идеями фрейдизма. Ни один другой ученый не имел столь мощного влияния в обществе.

    Он явился основателем теории психоанализа и эдипова комплекса, внес новое и неожиданное понимание в трактовку бессознательного, воздействия полового инстинкта на психику, соотношения Я и Оно, показал, как массы меняют индивида, а тот, в свою очередь, влияет на психологию толпы.

    Настоящую хрестоматию составили произведения, отражающие основные взгляды ученого.

    В настоящий том вошли работы, в которых рассматриваются два основных комплекса невротических расстройств — истерические симптомы, а также проявления, выражающееся в виде тревоги, страха и фобий. Эти работы не только содержат фактический материал, легший в основу теоретических постулатов Фрейда, но и предоставляют читателю возможность ознакомиться с психоанализом «в действии» — с тем, каким образом Фрейд работал со своими больными.

    Леонардо да Винчи (1452—1519) – великий итальянец, титан Ренессанса, всесторонний гений, очертания которого можно только предчувствовать, но никогда не познать.

    «Воспоминание детства» — психоаналитическое исследование творчества и собственно личности этого гиганта человеческого рода. Исследуя биографические детали, Фрейд проникает в слой детских воспоминаний Леонардо, оторванного от родной матери и помещенного в чуждый ему мир отца.

    В настоящий том вошли работы, в которых рассматриваются механизмы возникновения невроза навязчивых состояний, паранойи, гомосексуализма и мазохистской перверсии. Помимо чисто теоретических сочинений, в которых выделяются конституциональные и внешнесредовые факторы, предрасполагающие к развитию данных расстройств, Фрейд на конкретных примерах демонстрирует подходы к лечению таких пациентов.

    «Мои работы и работы моих учеников выставляют со все большей категоричностью требование, чтобы анализ невротиков проникал также и в первый период детства, в период раннего расцвета сексуальной жизни.

    Лишь исследовав первые проявления привнесенных в конституцию влечений и явления самых ранних жизненных впечатлений, можно правильно постичь движущие силы наступившего впоследствии невроза и обеспечить себя от ошибок, совершению которых могут способствовать преобразования и наслоения периода зрелости».

    Зигмунд Фрейд наиболее известен как основатель психоанализа, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века.

    Воззрения Фрейда на природу человека были новаторскими для его времени и на протяжении всей жизни исследователя не прекращали вызывать резонанс в научном сообществе.

    Интерес к теориям ученого не угасает и в наши дни.

    Карл Юнг был верным учеником Зигмунда Фрейда и считался его «престолонаследником», однако затем между ними произошел конфликт, в результате которого Юнг покинул Фрейда.

    Причиной конфликта стало различное понимание мотивов поведения человека — Фрейд считал, что в его основе лежат главным образом подавленные сексуальные желания; Юнг отводил сексуальности гораздо меньшую роль. Согласно представлениям Юнга, поведение человека более зависит от «архетипических образов» и «коллективного бессознательного», чем от сексуальной энергии «либидо».

    В книге содержатся наиболее значимые произведения Фрейда и Юнга, в которых дается ответ на вопрос, что движет человеком в его поведении. Кроме того, приводятся воспоминания Юнга о Фрейде, где читатель найдет любопытные сведения об этом великом психоаналитике, а также познакомится с тем, как Юнг объясняет причины произошедшего между ними конфликта.

    На рубеже веков З.Фрейд создал ряд фундаментальных работ, в которых стремился объяснить сущность таких психологических феноменов как сновидения, ошибочные действия и остроумие.

    С каждым из этих случаев мы встречаемся как в жизни, так и в психотерапевтической ситуации.

    От автора:
    Я тщательно избегал ввода научных предположений из общей сексуальной биологии или из сексуальной биологии отдельных видов животных в исследование.

    Мною руководила цель — узнать, что можно открыть средствами психологического исследования в области биологии человеческой сексуальной жизни; мне удалось указать на связи и совпадения, выявившиеся при этом исследовании, но мне не следовало скрывать от себя то обстоятельство, что в некоторых важных пунктах психоаналитическое исследование привело к выводам и взглядам, значительно отступающим от основанных только на биологических данных.

    В письмах, отправленных Фрейдом из Вены, Парижа и Берлина своей возлюбленной Марте Бернайс и охватывающих четырехлетний период — от помолвки до свадьбы (1882 — 1886), — будущий великий ученый и мыслитель предстает истинным поэтом.

    Исполненные нежности, любви и благородства, эти послания содержат также философские раздумья о жизни и смерти, о тайне человеческого бытия и психологических загадках, многие из которых Фрейд впервые исследует и объясняет миру.

    Зигмунд Фрейд, австрийский психоаналитик, основатель психоанализа, считал сексуальные мотивы и любовное влечение определяющими характер каждого конкретного человека; в своих трудах он уделял этим аспектам главное внимание.

    Эрих Фромм, немецкий психолог и психоаналитик, был одним из основателей неофрейдизма. С точки зрения Фромма, сексуальные влечения следует рассматривать не сами по себе, но во всей целостности, включая этические нормы любви. В этом Фромм развивал и дополнял теорию Фрейда, перенося акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы.

    В данной книге собраны наиболее значительные работы Зигмунда Фрейда и Эриха Фромма о природе любви.

    В сборник произведений всемирно известного австрийского врача и мыслителя Зигмунда Фрейда включены работы, связанные общей темой — психоанализом художественного творчества.

    Фрейд дает оригинальные интерпретации шедевров Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ф. М. Достоевского, выявляя в них ключевые фигуры авторского бессознательного, подлежащего рационализации и научно-философскому осмыслению.

    В данную книгу вошли крупнейшие работы австрийского ученого-психолога, основоположника психоанализа З. Фрейда, создавшего систему анализа душевной жизни человека. В представленных работах — «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Три очерка по теории сексуальности», «О сновидении», «По ту сторону удовольствия», «Я и Оно» и др. — показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности.

    В данной книге представляют большой интерес анализ детских неврозов, учение о влечениях, о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных клинических случаев и фактов повседневной жизни человека. Центральное место в сборнике занимает работа «Психопатология обыденной жизни», в которой на основе теории вытеснения Фрейд показал, что неосозноваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, что может быть эффективно использовано в целях диагностики и терапии.

    «Психология сексуальности» — одно из самых знаменитых произведений выдающегося австрийского ученого, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда, которое полностью перевернуло европейские представления о сексуальности, так как в нем автор впервые затрагивает вопросы детской сексуальности, рассматривает природу полового влечения и различных сексуальных отклонений.

    «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений

    В данной работе Зигмунд Фрейд исследует механизмы формирования сексуальных извращений у детей.

    Пять статей о кокаине и кокаинизме великого австрийского психолога и психиатра, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда.

    Молодой ученый потратил немало времени на изучение медицинских свойств коки. В первое время Фрейд считал кокаин антидепрессантом как в соматическом, так и в психологическом отношениях. И то и другое воздействие Фрейд испытал на себе, как впоследствии исследовал бессознательное с помощью самоанализа. Позднее ученый объявит кокаин опасным наркотиком и забросит дальнейшие исследования в этой сфере.

    Немногие детали сексуальной жизни примитивных народов производят такое странное впечатление на наше чувство, как оценка этими народами девственности, женской нетронутости.

    Ценность девственности с точки зрения ухаживающего мужчины кажется, настолько несомненной и само собой понятной, что нами почти овладевает смущение, когда мы хотим оправдать и обосновать это мнение.

    В сборник вошли наиболее известные произведения Зигмунда Фрейда.

    В работах «Психология масс и анализ человеческого „Я“ » и «Будущее одной иллюзии » изложены взгляды Фрейда как теоретика общества: масштабные проблемы преобразования культуры, основанного на гармоничном соотношении рационально научного и духовно религиозного начал; результаты изучения коллективной психологии масс, всегда испытывающих потребность в вожде и одновременно страх перед ним.

    В очерках «О нарциссизме », «Таинство девственности », «К теории полового влечения » Фрейд утверждает центральную роль сексуальности в психоаналитической концепции человека, открывает главный источник эмоциональной энергии — либидо — как фундамент характера, поведения и поступков людей, как ведущий мотив их деятельности.

    Наконец, статья «История одного детского невроза» представляет другое направление богатого наследия Фрейда.

    В книгу включено большинство работ Зигмунда Фрейда (1856—1939), имеющих отношение к психоаналитическому исследованию художественного творчества, биографий художников и отдельных произведений искусства. Такого полного сборника произведений знаменитого ученого на эту тему в нашей стране еще не выходило.

    Он позволяет составить исчерпывающее представление об этой стороне творчества Фрейда, познакомиться с его анализом произведений Софокла, Шекспира, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Гёте, Достоевского, Ибсена и других выдающихся мастеров литературы и искусства.

    Последней работой стопроцентного атеиста и отца психоанализа стала невероятная психоистория «Человек по имени Моисей». Зигмунд Фрейд поставил перед собой амбициозную задачу: проанализировать целый народ и найти причины появления иудаизма.

    Что за человек был Моисей? Как ему удалось стать основоположником новой религии? Возможно ли, что он, будучи египтянином, просто хотел сохранить свою веру в бога солнца Атона?

    Автор книги по-своему интерпретировал книгу Исхода. Как и всегда, работа Фрейда вызвала ожесточенные споры. Стройная логика и почти детективный сюжет, несомненно, захватят внимание читателя, который сам сможет судить о правомерности психоаналитического толкования истории Моисея и глубже разобраться в бессознательных мотивах коллективного и личного поведения.

    «Психопатология обыденной жизни» (1901) — одно из основных исследований великого австрийского ученого Зигмунда Фрейда, заложившее фундамент его теории психоанализа наряду с «Толкованием сновидений» (1900), «Введением в психоанализ» (1910), «Я и оно» (1923). Эта небольшая книга стала научной классикой XX века. Изучая различные отклонения от стереотипов обыденного поведения, странные дефекты и сбои, а также на первый взгляд случайные ошибки и обмолвки, автор приходит к выводу, что они свидетельствуют о глубинных нарушениях психики, о симптомах психоневроза.

    Анализируя многочисленные случаи таких отклонений, он приходит к выводу, что «граница между нормальным и ненормальным в области нервозности непрочна и что все мы немного нервозны. подобные симптомы оказываются в силах нарушить питание, сексуальные отправления, обычную работу, общение с людьми».

    Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

    Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

    Это — страхи. Это — сны. Это — страшные сны. Это — правда. Жестокая. Честная. Правда, о которой вы хотели бы знать, но боялись спросить. Не бойтесь. Анализируйте.

    Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

    Комментарии читателей

    доХтор / 5.01.2016 Фрейд лишь сказал что психическая энергия человека сексуального происхождения и поэтому сексуально окрашена, но она служит не только сексуальным целям, но вообще всем целям человека в обществе. В этом суть сублимации. Такова сульба всех инстинуктов в атмосфере социума. Не только у человека, но у животных. Все инстинкты лишаются до определённой степени своей индивидуальной цели и вынуждены служить интересам общества людей или стаи. » —— — вопрос: если творчество и пр. — сублимация, что нами движут гормоны, то как обосновать творчество у маленьких детей, творчество у тех, кто родился без яичников и яичек (такое бывает)? )) Совету ознакомиться с более научными работами социобиологов, такими как М. Боуэн — один из немногих, кто прекраснейшим образом объяснил поведение людей с научной точки зрения (со всем уважением во многом субъективным работам Фрейда)

    А Фрейда не нужно «защищать», пусть правда (если она имеет место быть) докажет себя сама в виде научного эксперимента. Фрейд хорошо писал, но если его правильно понимать 9не вырывая фразы из контекста) многие его приверженцы просто бы покинули его, т.к. Фрейд отнюдь не выступал сторонником секса, он позиционировал себя как довольно эмоционально сдержанного в этом плане, чрезвычайно подверженного морали буржуазного общества.

    Источник: http://www.koob.ru/freud_zigmind/

    Кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Уважаемые читатели!
    6 мая 2011 года исполняется 155 лет со дня рождения австрийского ученого Зигмунда Фрейда. В преддверии этой даты абонемент научной литературы с 3.05 по 16.05.2011 года представляет Вашему вниманию выставку «Родоначальник психоанализа» .

    ЗИГМУНД ФРЕЙД (нем. Sigmund FreudЗигмунд Фройд, полное имя Сигизмунд Шломо Фрейд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.
    На выставке представлено 20 книг, обзор некоторых из них предлагаем вашему вниманию:

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Фрейд, З. Техника психоанализа / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. А. М. Боковикова. – М. : Академ. Проект, 2008. – 292 с. – (Психологические технологии).

    В эту книгу вошли работы, посвященные теоретическим и практическим проблемам психотерапии в целом и психоанализа в частности. Представленные в хронологической последовательности работы позволяют проследить изменения психотерапевтической техники, применяющейся Фрейдом, от использования гипноза и катартического метода Брейера до создания им собственно психоаналитического метода. Особый интерес представляют собственные оценки Фрейда возможностей и эффективности психоаналитического метода.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / Зигмунд Фрейд. – М. : Прогресс, 1992. – 569 с. – (Мемуары и биографии).

    В обширном творческом наследии австрийского ученого XX века, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда (1836-1939) особое место занимают автобиографические эссе и письма. Они не только позволяют проследить биографическую подоплеку зарождения тех или иных научных идей, но и сами идеи и концепции зачастую формулируются здесь в более наглядном и сжатом виде. Автобиографические эссе и письма дают возможность по- новому увидеть многотрудную и яркую жизнь «гениального Фрейда» (Герман Гессе), «первопроходца будущего гуманизма» (Томас Манн) в контексте бурных событий эпохи. В сборнике публикуется переписка с философом К. Г. Юнгом – учеником Фрейда, с писателем С. Цвейгом, письма другу юности Э. Флусу, а также письма Р. Роллану и А. Эйнштейну.

    Почти все эссе и письма публикуются на русском языке впервые.
    Рекомендуется широкому кругу читателей.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Стоун, И. Страсти ума, или жизнь Фрейда : роман / Ирвинг Стоун. – М. : Мысль, 1998. – 750 с. – (Всемирная история в лицах).

    Роман известного американского писателя Ирвинга Стоуна посвящен жизни и деятельности Зигмунда Фрейда (1856 – 1939), австрийского врача и психолога, создателя теории психоанализа. Место действия романа – империя Габсбургов конца XIX – начала XX века, Австрия, США, столицы крупнейших государств Европы. В числе действующих лиц – известные имена интеллектуальной и художественной элиты, современники Зигмунда Фрейда. Строго документальная основа произведения в сочетании с мастерством автора придает книге, по праву считающейся бестселлером, особую познавательную ценность.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. Г. Барышникова. – СПб. : Питер, 2006. – 382 с. – (Золотой фонд психотерапии).

    Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» представляет собой точное изложение лекций, прочитанных в 1915 – 1917 и 1930 годах. Эта работа занимает в ряду его произведений особое место. В ней содержится ядро, основа, созданной Фрейдом концепции: дается описании теоретических принципов и методов психоанализа, способов истолкования данных, получаемых в результате психоаналитического исследования, излагаются общие принципы психоаналитической теории неврозов и личности. Для психологов, медиков, философов, социологов, длявсех образованных гуманитариев.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд ; вступ. ст. М. Г. Ярошевского ; предисл.: Л. С. Выготского, Ал. Лурия. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2003. – 390 с. – (Мастера психологии).

    В данную книгу вошли крупнейшие работы крупнейшие работы австрийского ученого-психолога, основоположника психоанализа З. Фрейда, создавшего систему анализа душевной жизни человека. В представленных работах «Анализ фобии пятилетнего мальчика», «Три очерка по теории сексуальности», «О сновидении», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно» и др. – показано, что сознание неотделимо от глубинных уровней психической активности. В данной книге представляют большой интерес анализ детских неврозов, учение о влечениях , о принципах регуляции психической жизни, разбор конкретных клинических случаев и фактов повседневной жизни человека. Центральное место в сборнике занимает работа «Психопатология обыденной жизни», в которой на основе теории вытеснения Фрейд показал, что неосознаваемые мотивы обусловливают поведение человека в норме и патологии, что может быть эффективно использовано в целях диагностики и практики.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа

    Джонс, Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда : пер. с англ. / Эрнест Джонс ; общ. ред. А. М. Руткевича. – М. : Гуманитарий, 1997. – 446,[1] с.

    Эрнест Джонс (1879 – 1958) – известный психолог и психоаналитик, сыгравший основополагающую роль в становлении психоанализа в Англии и США, был учеником и одним из ближайших сподвижников Зигмунда Фрейда более тридцати лет.

    Данная книга составлена на основе написанной Э. Джонсом биографии Фрейда в трех томах и содержит обширную информацию о его жизни, научной деятельности и литературном наследии.

    Автору удалось совместить глубочайшее уважение к наделенной, яркой индивидуальностью личности Фрейда с бесстрастным научным анализом его сложной жизни, эволюции его мышления и творчества.

    Книга адресована как специалистам в области психоанализа, так и самому широкому кругу читателей.

    Приглашаем посетить нашу выставку!

    Информация по теме в сети Интернет:

    Источник: http://lib.volsu.ru/virtvyst/?p=144

    Лекция 3. Основные направления в психологии XX века.

    Психология XXI столетия

    В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализаВ целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958) — автор программной статьи нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста», написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior — «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения — индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций. Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по устранению фобии у маленького Альберта. В исследованиях Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое время страх может вызваться уже одним только показом кролика. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    Главный представитель этого направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул — реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S — R появились «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Берриса Фредерика Скиннера (1904-1990), разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение «промежуточных переменных» между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие «оперантного обусловливания», которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в «классическом» обусловливании И.П. Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения.

    Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Приход нацистов к власти в Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи «критического реализма» и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт (от нем. Gestalt — форма, структура). Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    Макс Вертгеймер (1880-1943) – основатель гештальтпсихологии — в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое «короткое замыкание». С 20-х гг. приступил при помощи метода «рассуждения вслух» (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы». В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод «рассуждения вслух» — и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт — особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. При этом возникновение того или иного решения в «продуктивном мышлении» животных и человека трактовалось как результат образования «хороших гештальтов» в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    кто из известных ученых является основоположником психоанализаКурт Левин (1890-1947) расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения «личностного измерения». Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) – по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, Гита Васильевна Биренбаум (1903-1952) – по проблеме забывания намерений, а также Т. Дембо по проблеме фрустрации, А. Карстен — психического пресыщениея, Ф. Хоппе — уровню притязаний. На основе этих и других исследований К. Левиным была создана топологическая психология (от греч. topos — место, psyche — душа и logos – учение). В ее центре стояла личность, которая трактовалась в единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии «поле» как суммы сил валентных для личности объектов. В психологической школе, созданной К. Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу «New Look». Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

    В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены: гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования, как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению — танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция — соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» — внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

    В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам З. Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов — вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит освободиться от них. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что движущие силы психического развития — не сексуальные влечения по преимуществу, а

    А. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. По словам же К. Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков». В противоположность ориентированности экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные процессы, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила («горме»), которая проявляется в виде инстинктов. Так возникло направление — гормическая психология (от греч. horme — возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche — душа, logos – учение). Есть содержательная связь данного направления и психоанализа. Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались реформаторы психоанализа З. Фрейда (неофрейдисты) — Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949) и Эрик Фромм (1900-1980). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г. Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Э. Фромм).

    Когнитивная психология (от лат. cоgnitiо — знание + греч. psyche — душа + logos) возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера — психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса. Ульрих Найссер (род. 1927) определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование «схемы» как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия «иконическая память», «эхоическая память». Работая вместе с Дж.Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии. Для представителей когнитивной психологии центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

    Гуманистическая психология (от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905), Шарлотта Бюлер (1893-1974), Ролло Мэй (род. 1909) и др. Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)

    о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты. Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

    На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу «здесь и теперь» — прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии:

    характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. К. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект — субъектный характер.

    Экзистенциальная психология (от лат. existentia — существование и греч. psyche — душа, logos – учение) — психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии. Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (род. 1904), Ролло Мэй (род.1909), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905). В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии — человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

    Трансперсональная психология (от лат. trans — сквозь, через + рersоna — личность и греч. psyche — душа + logos – учение) — ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются Станислав Гроф, Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896). В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, «ключевые переживания», сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии — обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида. С. Гроф использовал различные практики и техники, направленные на изменение сознания. Для картографии возникающих при этом переживаний предложил антропологическую модель, в которой было выделено четыре области: сенсорные переживания, ранние биографические переживания, пренатальные переживания, трансперсональный опыт. Считается, что благодаря сильнейшим переживаниям, связанным со смертью и воскресением, ранними событиями индивидуальной жизни, встречами со значимыми архетипическими персонами, с подключением к «энергиям», происходит достижение человеком психологической целостности. Р. Ассаджоли разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г. Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития является устойчивое перемещение локуса сознания (Я) от низших уровней к высшим. К. Дюркгейм исходил из понимания того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития — интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник — глубинной и гуманистической психологии, гештальттерапия, психодрама, биоэнергетический анализ, айкидо, упражнений с луком и пр. А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.Фрейд (1930) трактовал медитативные («океанические») ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как «самоиндуцированную кататонию». Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается, прежде всего, в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Многие положения этого направления получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это — относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это — сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техни
    ки, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

    Отечественная психологическая мысль в XX веке

    Значительный вклад в развитии психологии XX в. внесли наши ученые Лев Семенович Выготский (1896-1934), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Александр Романович Лурия (1902-1977), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1938).

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

    кто из известных ученых является основоположником психоанализа
    А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки — нейропсихологии. П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

    Интегративная психология как методологическая система психологической науки ХХI века

    За последние 15 лет психологическое сообщество, находясь в поиске наиболее адекватной методологической системы психологии и попытки целостного описания психической реальности, сформировало учение об интегративной психологии. Психология в данном контексте и есть метод теоретического описания психического, исследования феномелогии психической реальности и воздействия на нее. Основателем интегративной психологии является ведущий ученый современности – российский психолог Владимир Васильевич Козлов (род. 1957) Метод в интегративной психологии представлен в его триединстве: 1. Как способ теоретического исследования. 2. Как система способов и приемов эмпирического изучения. 3. Как профессиональное психологическое психотехническое практическое воздействие или взаимодействие с субъектом. Важно выстроить минимальные требования к теоретическим построениям, которые существуют в психологии. Любое теоретическое построение в психологии должно обладать тремя качествами, для того, чтобы адекватно отражать свой предмет и быть точным методом исследования своего предмета: 1. Понятность и доступность. Необходимо найти некоторую срединность изложения между псевдонаучной сложностью и плоским упрощением психологии. 2.Точность и соответствие реальности. Ни в философии, ни в психологии, ни в духовных традициях нет абсолютно точной теории, описывающей психическое. Несоответствие теории психического с самой психической реальностью, является движущей силой методологических поисков в психологии в течение последних 2,5 тысячелетий. Часто, анализируя психологические теории, мы приходим к выводу, что они мало соприкасаются с жизнью людей, существующих в объективном мире. 3.Достаточная подробность. Многие психологи и педагоги умудряются жить в тех методологических пространствах, которые были существенно важны и адекватны 100-150 лет назад. «Как часто видишь, — говорит В.В. Козлов, — как бродят по кафедрам и образовательным учреждениям молодые или седые тени физиологических психологов… черви в хоботах мамонтов, воображающих себя мамонтами». Конечно, вне сомнения, каждый достаточно образованный психолог, педагог понимает, что психическая и образовательная реальность всегда более сложна и многомерна, чем любая теоретическая модель. Таких психологов и педагогов отпугивает все новое и в своей маниакальной чистоплотности «соблюдения научных традиций» они готовы «к кострам очищения». Таким образом, особенно необходимо сформировать установку открытости и понимания среди разных поколений психологов и педагогов. И суть предмета и метода психологии и педагогики не в том, что теория психического подробно не описана, а в том, что эти подробные теории ни как не могут вписаться в мировоззренческие модели самих психологов и педагогов. Для интегративного подхода на уровне метода, как теоретического способа исследования, важно, что идея поиска адекватной теории психического была доминирующей не только в психологии, но и в психодуховных традициях большей части цивилизованного человечества на протяжении почти всей его истории, как в религиозных, так и в философских, психологических и педагогических системах. Концептуальное осмысление психической реальности является центральной для эволюции человечества. Она сформировала не только экзистенцию мировых традиций – даосизма, буддизма, христианства, мусульманства, но и теорий величайших философов, психологов, педагогов. Реализация метода как способа теоретического исследования и понимания психического в различных подходах имеет следующие базовые различия:

    1. Различия в терминологическом аппарате. Теория как исследовательский метод – это не зеркальное отражение феноменологии психического, а некоторая ее интерпретация, осуществляемая отдельными психологами, которые отличаются друг от друга. Поэтому любая психологическая теория — это динамическое явление: она постоянно уточняется. Следует помнить, что теория – это лишь один из методов, на которых « говорит» психология. Познать категориальный строй, изучая отдельную психологическую теорию, — это не означает познать все компоненты реальности теории. За теорией стоят ощущения, эмоции, образы и символы, культурный и языковой опыт, как среда, из которого родилась и в котором формировалась теория. Любая психологическая теория включает множество смыслов, которые остаются «за кадром»:
      • теории, исходящие из основных мировоззренческих концептов создателя;
      • условий, в которых он рос, учился, жил и работал;
      • традиций и обычаев, которые соблюдал;
      • стратегию его жизни, идеалы;
      • архетипическая идентификация (какие архетипы поведения он избрал для себя).
    2. Степень сложности структурно-функциональной дифференциации психического. Любая сложившаяся традиция (религиозная, философская, психологическая, педагогическая) предполагает определенную структурно-функциональную расчлененность психики и иерархически выстроенный путь к целостности высшего порядка. Сама иерархия и выстроена для того, чтобы простроить развитие человека и его духовный рост.
    3. Специфика предмета, фокусировка исследовательских усилий на различных структурных компонентах, свойствах, уровнях, механизмах психического.

    Если подойти к вопросу более обобщенно и анализировать «тело» современной психологии, то можно выделить семь базовых парадигм психологии, которые по-своему понимают свой научный предмет. Напомним, что много философских, теологических, духовных моделей психической реальности было построено на эмпирическом методе – опыте интроспекции и опыте основателей этих традиций. Началом психологии научной была психология физиологическая, а первым ее предметом – физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировалось с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Вторая парадигма в развитии предмета психологии принадлежит психоанализу. Это первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личность и попыталась объяснить ее динамику. Впервые З. Фрейд предпринял попытку раскрыть личность в нескольких аспектах: динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил); энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе), структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного). Третья волна психологии – это бихевиоризм. Д. Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой лишь, когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии – поведение. Возникновение любого направления и «новой волны» психологии стимулируется социальным заказом. В этом смысле психоанализ является ответом на появление личности, разотождествленной с общиной и впервые почувствовавшей одиночество и автономность в принятии решений и невротическую ответственность за свой выбор и судьбу. Становление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Данный социально-экономический контекст приветствовал такое представление о человеке, согласно которому поведение принимает адекватные ситуации формы. Практическое приложение этой теории – введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными социальными системами. Четвертая волна психологии – экзистенциально-гуманистическое направление связано с еще одним расширением предмета психологии – нравственность и экзистенциальные проблемы бытия в мире. Вторая мировая война показала главный урок – недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение – необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей. В экзестенционально-гуманистической психологии видим новую нравственно психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я. Выражением широты предмета психологии является пятая волна – трансперсональная психология. Это связано с современными глобальными проблемами и цивилизационными процессами. Грандиозные изменения, происходящие сегодня во всех уголках нашей планеты, сотрясающие всё социальные группы и затрагивающие каждого человека, имеют фундаментальное измерение, ранее ускользавшее от философского и психологического анализа. Земная цивилизация вступает в новую фазу своего роста, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию, когда активная преображение человечества происходит в объединении знаний и усилий западных технологий внешнего и восточных технологий внутреннего. Пятая волна психологии выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувства самотождественности выходит за пределы индивидуальной (личной) самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос. Шестая волна психологии – коммуникативная психология – выделяет в качестве предмета межличностные отношения. Предельным выражением предмета седьмой волны психологии – интегративной психологии является целостная картина психической реальности человека . Просто психология для того, чтобы стать наукой, принесла сна
    чала в жертву Дух и божественное, затем заклала душу и сознание, обнажившись до физиологического акта. И затем психология, набравшись сил интеллектуальной мощи, возвратила себе всю возможную феноменологию психической жизни, включая и трансперсональный проект, который является корневым подходом в мировых духовных и философских традициях и вне которого всегда был «пуст орех бытия» человеческого сознания. Предел предмета психологии достигнут – семь колец расширения предмета психологии как годовые кольца Древа жизни привели к ее предельной взрослости, и семь ветвей с огромным количеством веточек и листьев поражают воображение своей силой и реализованностью. Все семь направлений, парадигм психологии существуют и сосуществуют прямо сейчас одновременно. Безусловно, не всегда это существование мирное и эмпатичное. Но именно множественность, конкуренция, борьба создают то напряжение, которое двигает эволюцию психологической науки.

    Источник: http://xn--e1afgc0b.xn--p1ai/vuz/gp/1_3.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *