Сознание в психологии: структура, характеристика и чувства — психика и сознание в психологии кратко

08.10.2019

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

Понятие и роль сознания в психологии

Суть и значение

У термина «сознание» много значений. Феномен сознания изучают философия, социология, нейрофизиология. В психологии сознание — высший уровень психической саморегуляции. Из всех живых существ он есть только у человека. Сознание необходимо для нормального сосуществования людей. С его помощью можно создавать совокупности умственных и чувственных образов, регулировать поведение.

Структура

Существует 3 уровня познания. Человек с детства имеет низший уровень, который с возрастом повышается. Если этого не происходит, индивид остается с низшим уровнем сознания. Он воспринимает мир как ребенок, не способен выстраивать нормальные отношения.

У каждого уровня есть свои типичные особенности:

  1. Высокий уровень. Для личности, достигшей высшей формы развития, характерна сильная интуиция, высокий интеллект, объективность, развитое аналитической мышление. Скорость развития зависит от внешних обстоятельств и деятельности. Индивиды, занятые интеллектуальным трудом, быстрее развиваются. Они более склонны к рефлексии и глубокому анализу явлений. Развитие проходит быстрее у людей, работающих в творческой сфере. Развитая интуиция — необходимое качество для успешной деятельности. Такие люди уже в раннем возрасте отличаются от сверстников тем, что быстрее справляются с усвоением новой информации и решением сложных задач. Таких людей не более 15% от общего числа.
  2. психика и сознание в психологии краткоСредний уровень. Он присущ большинству людей. Этого уровня сознания достаточно, чтобы удовлетворять жизненные потребности. Люди со средним уровнем развития заняты решением только своих проблем. Их не интересуют философские вопросы, уровень интеллекта и осознанности не позволяет им оперировать такими категориями познания.
  3. Низкий уровень. Встречается у 20–25% людей старше 18 лет. Таких людей относят к невежественным и интеллектуально неразвитым. Они не заинтересованы в саморазвитии. Все интересы направлены на достижение удовольствия без оценки последствий своих действий. Люди с низким уровнем развития обладают примитивным мышлением, которое обычно свойственно детям дошкольного возраста.

Познание динамично. При желании индивид может самостоятельно развить его и достичь высокого уровня. Чем старше он становится, тем сложнее перестроить работу процесса изучения мира и стимулировать его развитие.

Функции и свойства

Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:

психика и сознание в психологии краткоПомимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:

Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.

Формы и виды

В психологии сознания есть разные виды восприятия действительности: адекватное и неадекватные. Адекватной формой называют объективное восприятие окружающего мира. Человек в адекватном состоянии обладает способностью к осмысленной речи, быстро реагирует на изменения, легко ориентируется в пространстве.

Неадекватные виды восприятия:

  1. Неясное — индивид отрешен от окружающего мира, не реагирует на других людей. Не отвечает на вопросы, или делает это медленно, невпопад. Внимание притупляется, движения замедленные.
  2. Ступор — человек ведет себя так, словно его разбудили от глубокого сна. Он заторможенный, вялый, разговаривает неразборчиво, не заинтересован в общении, часто смотрит в одну точку.
  3. Отупление — человек полностью уходит в себя, проводя большую часть времени во сне. Просыпаясь, он не может понять, где находится, не может рассказать, что он делал, прежде чем уснул.
  4. Кома — состояние глубокого сна, из которого человека невозможно вывести. Он не реагирует на звуки, касания, не оценивает происходящее. Кома — медицинский феномен. Врачи не могут найти средство предотвращения коматозного состояния и способ выхода из него. Больной может проснуться только самостоятельно, контролировать это невозможно.
  5. Бред — искаженное восприятие действительности. Человек теряет способность мыслить адекватно, не может объяснить свое поведение и поступки.
  6. психика и сознание в психологии краткоГаллюцинации — навязчивые зрительные и слуховые искажения. Человек видит и слышит то, чего нет на самом деле. Регулярные галлюцинации порождают недоверие к окружающим, тревожность, параноидальное состояние.

Формы сознания различаются по направленности:

Типы сознания в психологии:

Методы развития и управления

психика и сознание в психологии краткоЧувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.

Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:

Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.

Связь с бессознательным

Сознание может воздействовать на процессы обработки информации, которые протекают в бессознательном. Они не подчиняются логике, но обладают большей мощностью. Бессознательное помогает решать творческие задачи. Начало анализа проблемы спонтанно. Когда в подсознании накапливается достаточно информации, начинается ее обработка. В результате появляется решение, которое из области бессознательного переходит в область сознания. Этот процесс можно расценивать как проявление интуиции.

психика и сознание в психологии краткоНекоторые типы задач решаются на сознательном и бессознательном уровне. Как именно задача переходит из низших сфер психики в высшую, психологам не известно. Согласно теории Я. Пономарева, это древний механизм, сформировавшийся эволюционно. Связь с бессознательным компонентом неразрывна. В обычном состоянии человек не может определить, какое решение пришло из подсознания, а какое было сформировано в высшей части психики.

Если бессознательное не подчиняется контролю, индивид утрачивает способность регулировать свое поведение. Все скрытые, низменные желания становятся доминирующими. Личность теряет социальные навыки, ее развития откатывается до уровня ребенка двух лет. Он эгоистичен, не способен на компромиссы, часто становится опасным.

Проблемы и их анализ

Изучение феномена сопряжено с рядом проблем. Это затрудняет и само исследование, и классификацию результатов. У психологов-исследователей есть несколько теорий, позволяющих объяснить значение сознания.

Система взглядов Выготского рассматривает сознание как инструмент самопознания. Оно не возникает спонтанно, не является обязательным врожденным компонентом. Только нахождение в социуме дает толчок к появлению познавательного интереса, стремлению изучать себя, свою деятельность. Ключом к его пробуждению является речь. Задача психологов — исследование познавательного процесса и его составляющих.

Леонтьев опирался на идеи Выготского, но дополнил их результатами своих наблюдений. Он определил сознание как сформированную картину мира, в которую человек включает себя, окружающих и предметы, свои действия и состояния. Вначале человек только изучает мир, формируя свое представление о нем. На более поздних этапах развития — взаимодействует с ним, стремится повлиять на собственные действия и действия других людей.

Ананьев рассматривает сознание как необходимую часть действия. Вначале ребенок изучает мир с помощью собственных действий. Они не являются направленными: он просто выполняет действие и наблюдает, к какому результату оно приведет. По мере развития ребенок учится контролировать деятельность, планировать результат. Высшей точкой развития является навык переключения между разными видами деятельности.

Рубинштейн, изучая сознание, выделяет отдельные свойства в его структуре: переживание, познание, построение отношений. Каждый акт работы сознания включает минимум один компонент, но чаще он объединяет все свойства. Выражены они неравномерно. Для каждого акта взаимодействия с миром сознание выстраивает новые координаты и соотношение свойств.

Источник: http://mystroimmir.ru/psihologiya/osobennosti-soznaniya.html

Краткий курс конспектов. краткий конспект лекций. Конспект лекций по курсу Психология личности и группы (для студентов заочного отделения)

НазваниеКонспект лекций по курсу Психология личности и группы (для студентов заочного отделения)
АнкорКраткий курс конспектов
Дата20.01.2020
Размер328 Kb.
Формат файла
Имя файлакраткий конспект лекций.doc
ТипКонспект лекций
#105041
страница3 из 19
Подборка по базе: Конспект лекций Логистика. 2011.pdf, МКИЖжӨ Конспект лекций Мамандык- 5В071200-«Машина жасау» -скеме, Студенттің психологиялық портреті.docx, ОПОРНІ КОНСПЕКТИ ЛЕКЦІЙ.docx, краткий курс лекций микра.doc, ВКР Игнатьева Н.А. ГруппаПиП-43 (552, Педагогика и психология).p, Психология развития и возрастная психология.doc, Опорный конспект лекции 1..pdf, Новичков Д, ЭБ-92 Психология.docx, дз психология сверстники.doc

6. Развитие психики и сознания.

Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

7. Сознание и самосознание.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

8. Сознательное и бессознательное в структуре личности.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

  • бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);
  • сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;
  • бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).

Источник: http://topuch.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-psihologiya-lichnosti-i-gruppi-dlya-s/index3.html

Развитие психики и сознания

1. Основные этапы развития психики в филогенезе.

Этапы развития в филогенезе и их краткая характеристика представлены в таблице.
психика и сознание в психологии краткопсихика и сознание в психологии краткопсихика и сознание в психологии кратко

2. Основные особенности онтогенеза психики человека.

1) В развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на шкале филогенетического развития, тем сложнее его нервная система, но тем больше времени ему требуется для достижения полной психологической и поведенческой зрелости. Человеческий индивид рождается на свет наименее приспособленным к самостоятельной жизни из всех живущих на Земле существ, однако это компенсируется чрезвычайной пластичностью его мозга, способностью к прижизненному формированию функциональных систем.

Если у животных видовой опыт зафиксирован преимущественно в генетических программах, которые автоматически развертываются по мере индивидуального развития, то у человека большая часть видового опыта фиксирована не в генетической, а во внешней форме — в виде культурно-исторического опыта, который усваивается ребенком в процессе взаимодействия со взрослыми.

Различие процессов онтогенетического развития психики у животных и у человека можно пояснить следующей схемой.

психика и сознание в психологии кратко

2) Психическое развитие ребенка зависит от совместного влияния двух факторов:

  • биологического созревания организма,
  • от взаимодействия со средой.

Для каждого психологического свойства индивида есть свой оптимальный период формирования, когда влияние среды максимально эффективно. Он носит название сензитивного периода для данного свойства. Так, например, сензитивный период оптимального становления речи охватывает возраст от 1 года до 3-х лет.

3) Развитие психики человека идет одновременно по нескольким линиям: познавательное (интеллектуальное) развитие; социальное развитие; личностное развитие; морально-нравственное развитие и проч. Развитие разных сфер психики происходит неравномерно: по каким-то линиям развитие может идти интенсивнее, по другим медленнее. Неравномерность психического развития приводит к возникновению так называемых кризисов развития. В качестве примера можно привести кризис одного года, кризис трех лет или кризис подросткового возраста, которые возникают как результат несоответствия в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер.

Положительное значение таких кризисов заключается в том, что они стимулируют развитие «отстающих» сфер, являясь, таким образом, движущей силой саморазвития личности в целом.

3. Характеристика человеческого сознания.
Сознание, как высшая форма психического отражения, имеет ряд отличительных особенностей.

  1. В структуру сознания входит совокупность знаний о мире. Благодаря языку эти знания получаются человеком не только из индивидуального опыта (как у животных), но и из культурного опыта, от прошлых поколений. Человек может получать знания о предметах и явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.
  2. Отличительной особенностью сознания является разделение субъекта и объекта, т. е. различение «Я» и «не-Я», способность отделять объект от своего отношения к нему. У животных и маленьких детей субъект и объект слиты. Т. е. чувства, эмоции, которые вызывает некоторый предмет (или человек), воспринимаются как свойства самого предмета (или человека). По мере развития сознания человек научается отличать одно от другого. (Хотя и взрослые люди зачастую бывают склонны смешивать объективные характеристики ситуации со своим к ней отношением).
  3. Сознательный индивид обладает способностью к целеполагающей деятельности, благодаря которой становится возможной произвольная регуляция поведения.

У животного активность направляется и регулируется биологической потребностью или внешней ситуацией. Человек может совершать действия в отсутствии актуальной потребности (к примеру, готовить пищу, не будучи голодным). Человек способен ориентироваться в своей активности не только на нынешнюю ситуацию, но и на ситуацию, которая, возможно, будет иметь место в будущем. Т. о., человек, обладающий сознанием, имеет возможность не идти на поводу у ситуации или потребности. Функцию регуляции его поведения берет на себя осознанно поставленная цель.

Случается, что активность человека обуславливается не целью, но непосредственной потребностью или ситуацией (фрейдовские «ошибочные действия», различные виды импульсивного или рефлекторного поведения и проч.). Это объясняется генетической многоплановостью человеческой психики, т. е. тем, что с сознанием сосуществуют досознательные (генетически более ранние) формы психики.

Источник: http://psyera.ru/4917/razvitie-psihiki-i-soznaniya

Тема 4. Категории «психика» и «сознание» в психологии

Понятие о психике. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Структурная организация психики. Психологическая структура сознания. Основные подходы к структуре сознания (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко). Сознание и бессознательное. Учение о бессознательном в психологии. Понятие о механизмах психологической защиты. Самосознание человека. Самопознание и самооценка. Рефлексивное сознание. Понятие о психике как одной из форм отражения объективной реальности. Своеобразие психического отражения как субъективного образа объективного мира. Физиологические механизмы психического.

Филогенетическое развитие психики. Сущность различий психики человека и животных. Уровни отражения у человека. Сознание, его функции, свойства. Историческая обусловленность развития сознания. Сознание человека древних культур. Мифологическое сознание. Сознание и самосознание античности. Сознание и переживания человека средних веков. Сознание и понятие о внутреннем мире. Сознание Возрождения. Новое время и становление самосознания.

Краткое содержание лекций (Азарова Е.А., Белоусова А.К., Коваль Ю.Б.).

Психика возникает на определённом этапе развития материи, она вторична по отношению к окружающему миру. Психика функционирует как свойство особым образом организованной материи. Психика – отражение внешнего мира и сама познаваема, как и другие явления. Психика человека – общественно-исторически обусловлена. Психика возникает на основе практического взаимодействия субъекта с внешним миром и выполняет в нём активную роль. Психика развивается, в ходе этого развития происходит переход количественных изменений в качественные. Источником развития являются внутренние противоречия.

Психика– свойство живых, высокоорганизованных материальных тел, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность.

Ощущение связано только с высшими формами материи, у которой существует способность, сходная с ощущением, — свойство отражения. Понятие отражения является ключевым для теоретической психологии, в нем – идея развития, идея изучения различных условий и форм отражения.

Отражение– общее свойство материи, обусловлено тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Объекты, воздействуя друг на друга, производят определенные изменения. Формы отражения зависят от структурной организации взаимодействующих тел. Содержание отражение выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны воздействующего предмета они воспроизводят.

На уровне неорганической материи — физическое отражение (зеркальное).

При переходе к органическому миру — более высокая, сложная форма отражения – биологическое. Носит активный характер (например, деревья, листья при высокой температуре изменяют просвет устьевых отверстий, свертывают листья). Биологическое отражение – необходимое условие существование тела. Элементарная и исходная форма отражения – раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий. Тропизм – способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим факторам. (фото-, термо-, хемотропизмы). Биологическая форма отражения исчерпывается данными реакциями. Тропизмы животных – механизмы элементарных процессов поведения, способного к адаптации.

По А.Н.Леонтьевучувствительностьпсихическое отражение — раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнализирующую функцию. Основное условие – переход от жизни в однородной среде к жизни в среде дискретных предметов, к всецело оформленным итогам жизни.

Активность психического отражения

Отражение является результатом активного процесса, т.е. для того, чтобы возникло отражение, одного воздействия отражаемого объекта на живую систему недостаточно, необходимо, чтобы существовал «встречный» процесс — деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности. В этом активном процессе и происходит формирование отражения, его проверка и коррекция. Если нет этого активного процесса, нет и психического отражения.

Необходимость ощущений, дающих правильное отражение действительности, лежит в требованиях и условиях самой жизни, т.е. в тех процессах, которые реально связывают человека с окружающей действительностью.

Активность психического отражения проявляется:

1) В активной роли отражения в управлении жизненными процессами, процессами поведения (наличие побуждений, активный поиск наилучшего решения, перебор вариантов возможного поведения).

2) Активность отражения в смысле того, что отражение – результат активного процесса (для того, чтобы возникло отражении одного воздействия объекта на живую систему недостаточно, необходима встречная деятельность субъекта по отношению к отражаемой реальности). Процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимодействия.

2. Структурная организация психики: психические процессы, психические свойства и состояния. Психические процессы– наиболее динамичные явления в структуре психики, как правило, носят познавательный характер. Выделяют: чисто познавательные – ощущения, восприятия, мышление, воображение; вспомогательные – внимание, память. Психические состояния– более стабильные состояния в структуре психики, они носят эмоциональный характер, целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Психические свойства– самые стабильные явления в структуре психики, характеризуют постоянные способы взаимодействия человека с миром.

3. Сознание– высшая, свойственная человеку форма отражения объективных, устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

По В.И.Слободчикову, сознание оказывается многомерным, объемным, оно причинно обусловлено на различных, одновременно существующих уровнях: на уровне механики социального, механики бессознательного, механики знаковых систем культуры.

1. Сознание есть отношение в самой действительности, т.е. оно встроено в реальный процесс жизни людей.

2. Сознание не имеет индивидуального существования или индивидуального представительства. Оно просто есть, ни к кому-либо, и ни к чему конкретно не приуроченное. Как таковое, сознание есть культурно (знаково-символически), действенно (результативно), предметно (смыслово), со-оргонизованное сообщество, которое оказывается подлинным «телом» сознания.

Практика сознания означает, что, благодаря действиям человека, сознание перестает быть непосредственным автоматическим функционированием. Сознание впервые начинает быть рефлексией (разрыв, выход человека из полной поглощённости непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней).

По А.Н.Леонтьеву, сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, – это отражение предметной действительности в ее отдаленности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

Труд создал сознание человека. Возникновение и развитее труда – привело к изменению и очеловечиванию его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств.

Употребление и изготовление орудий – характерно для трудовой деятельности, в условиях совместной, коллективной деятельности, так что человек вступает не только в отношения с природой, но и в отношения с людьми.

Итак, деятельность высших животных подчиняющаяся естественным, вещным связям и отношениям, превращается у человека в деятельность, подчиняющуюся связям и отношениям, изначально общественным. Это и составляет основную причину возникновения специфически человеческой формы отражения действительности – сознания. Основные условия возникновения сознания: 1.коллективный труд; 2.речь и язык. Биологические условия: изменения головного мозга: вес, проекционные зоны, органы чувств.

I. Коллективный труд.Употребление и изготовление орудий.

Совершается в условиях совместной, коллективной деятельности, вступает в определенные отношения к природе и другим людям. Основания труда можно найти в деятельности животных, а именно: 1)совместный ход инстинктивных действий и наличие иерархии отношений между людьми; 2)выделение в деятельности животного фазы подготовки и фазы осуществления, которые могут быть значительно отодвинуты друг от друга. Но у животных деятельность подчиняется естественным, вещным связям, а у человека деятельность подчиняется общественным отношениям.

Орудийный характер — трудовые операции осуществляются с помощью орудий. Орудие – предмет, которым осуществляют трудовое действие. Орудие является носителем первой абстракцией, первого обобщения. Орудие – это общественный предмет, т.е. предмет, имеющий определенный способ употребления, который общественно выработан в процессе коллективного труда и который закреплен за ним. Орудие – то, что специально изготавливается или отыскивается, что хранится человеком и само хранит осуществляемый им способ действия. Орудие для человека – это общественно выработанный способ действия (А.Н.Леонтьев, 1981)

II. Язык.Конкретной формой сознания людьми окружающего мира является язык. Возникновение языка может быть понято лишь в связи с появлением у людей в процессе труда необходимостью что-то сказать друг другу.

На природу На других людей

Функция непосредственно производственная Функция общения

В дальнейшем обе эти функции разделяются между собой. В тех условиях, когда движение не приводит к практическому результату, оно способно воздействовать на других участников производства, например, способно привлечь их к совместному выполнению данного действия. Такие движения превращаются в жесты. Жест – это и есть не что иное, как движение, отделенное от своего результата, и приложенное к тому предмету, на который оно направлено. Потом главная роль переходит от жестов к звукам голоса – возникает звуковая членораздельная речь. То или иное содержание, означаемое в речи, фиксируется, закрепляется в языке. Производства языка и речи, как и сознания, первоначально непосредственно вплетено в производственную деятельность – и это главнейшее условие, под влиянием которого они развивались как носители сознательного отражения действительности.

Язык выступает не только как средство общения людей, он выступает как форма человеческого сознания. Итак, условия перехода от досознательной психики к сознанию человека:

— когда отношение к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми;

— в условиях трудовой деятельности посредством орудий – и это практическая форма человеческого познания.

Возможно только в условиях существования языка, возникающего вместе с ним в процессе труда. Индивидуальное сознание возможно только в условиях существования сознания общественного, т.о. сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.

Дата публикования: 2014-10-30 ; Прочитано: 1369 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Источник: http://studopedia.org/1-137233.html

Психология как наука

страница24/29
Дата23.01.2018
Размер303.5 Kb.
Название файлаobschpsikhol.doc
ТипЗакон
Психика и сознание
Психика состоит (краткое содержание структуры) из:

  1. Сознания – целенаправленная активность человека в разных видах деятельности.
  2. Бессознательная структурная единица – связана с неосознаваемыми актами человеческой деятельности – работа организма
  3. Подсознание – характеристика неосознаваемой мыслительной деятельности, связана с интуицией

Выделяют четыре основных уровня развития психики и живых организмов:

  1. Раздражимость это свойство, которое отличает живую материю от неживой. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, называемый «тропизм» (вынужденное движение). Таким образом, живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них фигуры, при чем их реагирование по своему характеру реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
  2. Чувствительность (ощущения). Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А.Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Отличительной чертой чувствительности по сравнению по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды.
  3. Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение) – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности (чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведения). Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формироватьмотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
  4. Сознание человека (самодетерминированное поведение) – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения, сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувсвенных и умственных образов, непосредственно представших перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Можно предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание. В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т.е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития. Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходит в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. Психика человека формируется и проявляется в его деятельности.

Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического процесса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:

  1. Психика возникла на определенной стадии развития материи — стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
  2. Возникновение психики человека обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
  3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
  4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
  5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Существует несколько различных точек зрения в отношении происхождения психики:

    • С одной точки зрения – идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связана с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.
    • С другой точки зрения – дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом.
    • С точки зрения — материалистической – феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоорганизованной материи.

По концепции Л.С. Выготского, человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Эта концепция сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. В современной науке нет однозначного ответа на вопрос о происхождении психики, хотя объяснить ее происхождение пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философия, религия, физиология и т.д.
Если психика – свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективного мира, то сознание — высший, качественно новый уровень развития психики, свойственный только человеку способ отношения к окружающей действительности, опосредованный формами общественно-исторической деятельности людей.

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) важнейшими атрибутами психики считал:

— переживания (эмоции, чувства, потребности),

— познание (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление),

Свойственные как человеку, так и позвоночным животным, и отношение, присущее только человеку. Отсюда можно сделать вывод, что сознание есть только у человека, психика — у позвоночных животных, имеющих кору головного мозга, а у насекомых, как и у всей ветви беспозвоночных животных, как и у растений, психики нет.

Сознание имеет общественно-исторический характер. Оно возникло в результате перехода человека к трудовой деятельности. Поскольку человек — существо социальное, на его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым и принадлежит решающая роль.

Животное отражает только те явления или их стороны, которые отвечают их биологическим потребностям, а у человека действия и поступки подчинены специфически человеческим потребностям и интересам, т.е. побуждаются социальными, а не биологическими потребностями.

Сознание меняется:

Сознание осуществляется в форме теоретического мышления , т.е носит обобщенный и абстрактный характер в форме познания существенных связей и отношений окружающего мира, оно неразрывно связано с языком, в котором отражаются цели действий людей, пути и способы их достижения, происходит оценка поступков. Благодаря языку человек отражает не только внешний, но и внутренний мир, самого себя, свои переживания, желания, сомнения, мысли.

Источник: http://genew.ru/psihologiya-kak-nauka.html?page=24

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *