Вклад в психологию Леонтьева А — психолог леонтьев

28.09.2019

Особого внимания требует теория возникновения деятельности, обоснованная А.Н. Леонтьевым. В основах данной теории А.Н. Леонтьев рассматривает личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида, сознания.

Вклад в психологию Леонтьева А.Н.

Нестерова И.А. Вклад в психологию Леонтьева А.Н. // Энциклопедия Нестеровых

Леонтьев А.Н. Величайший советский психолог. Его труды положили начало многим аспектам современной психологии. Он, наряду с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, разрабатывал культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований и совершил несколько открытий в психологии, облегчающих диагностику.

  1. Биография Леонтьева А.Н.
  2. Теория возникновения деятельности А.Н. Леонтьева

психолог леонтьев

психолог леонтьев

Биография Леонтьева А.Н.

А.Н. Леонтьев родился в 1903 году в Москве еще во времена царской России. В 1924 году будущий гений психологии завершил обучение на факультете общественных наук Московского университета. Доподлинно не известно завершил ли он там курс обучения, или же был отчислен за неуспеваемость.

В период обучения в Московском Уиверситете А.Н. Леонтьев слушал лекции самых разных ученых, таких как Г.Г. Шпет, П.С. Преображенский, М.Н. Покровский и Д.М. Петрушевский, В.П. Волгин. В Коммунистической аудитории МГУ тогда впервые читал курс исторического материализма Н.И. Бухарин.

В начале своего пути по научной стезе Леонтьев увлекся философией. Сказывалась потребность мировоззренчески осмыслить все происходившее в стране на его глазах. Своим обращением к психологии он обязан Г.И. Челпанову, по инициативе которого им были написаны первые научные работы – статье «Учение Джемса об идеомоторных актах» (он сохранился) и несохранившаяся работа о Спенсере.

Затем А.Н. Леонтьев попал на работу в Психологический институт, где работали Н.А. Бернштейн, М.А. Рейснер, П.П. Блонский, из молодежи – А.Р. Лурия, а с 1924 года – Л.С. Выготский.

В научных кругах укоренилась версия, согласно которой пришли к Выготскому молодые психологи А.Р. Лурия и А.Н.Леонтьев, и началась школа Л.С. Выготского. На самом деле, пришли к А.Р. Лурия молодые психологи Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев [1].

В самом начале кружок возглавлялся А.Р. Лурия, так как он был старшим по должности. Кроме того, к моменту организации кружка у Лурия уже были научные работы и имя в среде ученых. Однако позднее кружок возглавил Л.С. Выготский.

психолог леонтьев

Леонтьев начал свою научную деятельность как последователь идей А.Р. Лурия. Они были посвященные аффектам, сопряженной моторной методике. Все первые труды А.Н. Леонтьева выполнялись под руководством А.Р. Лурия. Чуть позднее А.Н. Леонтьев начинает писать в ключе культурно-исторической парадигмы Л.С. Выготского.

В начале 30-х Леонтьев попал на Украину. Он был командирован в Харьков. Там Леонтьев возглавил кафедру психологии в пединституте. Параллельно он был назначен главой отдела психологии в НИИ педагогики. На этой почве зародилась легендарная Харьковская школа. Ряд ученых считает её ответвлением школы Выгодского. Однако существует мнение, что Харьковская школа является самостоятельным научным образованием.

В 1934 году, после смерти Выгодского, А. Н. Леонтьев возглавил московскую лабораторию. Однако там он смог проработать относительно недолго.

Причиной отстранения от должности послужил доклад Леонтьева о психологическом исследовании речи. Он не понравился научному сообществу. Ученый был обвинен в некомпетентности. Леонтьев снова остался без работы.

После увольнения Леонтьеву пришлось сотрудничать с небольшом научно-исследовательском институте при ВКИПе. Там ученый увлеченно изучал психологию восприятия искусства в ГИТИСе и во ВГИКе. Там он нашел общий язык с С.М. Эйзенштейном.

После того, как на педагогическую психологию начались гонения, А.Н. Леонтьеву пришлось покинуть научно-исследовательский институт при ВКИПе.

После этого А.Н. Леонтьев вернулся к своим исследованиям, которые начал еще в бытность Харьковской школы. Он занимался проблемами восприятием рисунка и фоточувствительностью кожи. На этом и была основана его Диссертация на степень доктора. Она носила название «Развитие психики». Диссертация начиналась как грандиозный проект. Леонтьев создал два тома. Продолжение он не написал, так как Б.М. Теплов убедил его, что для защиты достаточно и того, что есть. Диссертацию Леонтьев защитил в 1940 году.

психолог леонтьев

Особый вклад А.Н. Леонтьев внес в теорию личности. Однако первая научная работа по данной проблеме увидела свет лишь в 1968 году. В последней главе книги «Деятельность. Сознание. Личность» нашли отражение взгляды А.Н, Леонтьева на личность. Труд опубликован в 1974 году.

О проблемах личности А.Н. Леонтьев писал еще в 1940 году. Однако, в те времена, понятие личности, индивидуальности были не востребованы. Они могли вызвать неадекватную реакцию.

А.Н. Леонтьев участвовал в Великой отечественной Войне. В 1941 году. Он вступил в ополчение. Однако уже в сентябре Генеральный штаб отзывает его для выполнения специальных оборонных заданий [2].

Только в 1954 году СССР вплотную занялось восстановлением международных связей. Ученых стали выпускать за границу для участия в различного рода конференциях. Так в 1954 году советские психологи приняли участие в очередном Международном психологическом конгрессе в Монреале В делегацию входили следующие именитые ученые: Леонтьев, Теплов, Запорожец, Асратян, Соколов и Костюк. После конференции А.Н. Леонтьев увлекся установлением международных связей и обменом опытом. В 1966 году А.Н. Леонтьев организовал Международный психологический конгресс в Москве, президентом которого он был.

В конце жизни Леонтьев много раз обращался к истории советской психологической науки. Умер А.Н. Леонтьев в Москве в 1975 году.

психолог леонтьев

Теория возникновения деятельности А.Н. Леонтьева

Особого внимания требует теория возникновения деятельности, обоснованная А.Н. Леонтьевым. В основах данной теории А.Н. Леонтьев рассматривает личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида, сознания.

психолог леонтьев

Из представленной на рисунке цепочки очевидно, что действие – это процесс. Оно обладает целью и мотивом. Любое действие связано с предметом. Если мотив и предмет не совпадают – возникает действие, лишенное смысла. Такое действие становится лишним.

По мнению А.Н. Леонтьева слияние отдельных действий в одно знаменуют превращение отдельных действий в операции.

Вместе с изменением строения деятельности человека меняется и внутреннее строение его сознания. Возникновение системы соподчиненных действий, т. е. сложного действия, обозначает переход от сознательной цели к осознаваемому условию действия, появление уровней осознания. Разделение труда, производственная специализация рождают «сдвиг мотива на цель» и превращение действия в деятельность. Происходит рождение новых мотивов и потребностей, что влечет за собой качественную дифференциацию осознания.

психолог леонтьев

Определение личности по А.Н. Леонтьеву [4]

Леонтьев вкладывал в понимание личности важность того, что личность зародилась в обществе не сразу. Общественные отношения реализуются совокупностью разнообразных деятельностей. Личность характеризуют иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов.

психолог леонтьев

Определение становления личности по А.Н. Леонтьеву [4]

Фундаментальным вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию стала разработка проблемы ведущей деятельности. Этот выдающийся ученый не только охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, но и положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.

Источник: http://odiplom.ru/lab/vklad-v-psihologiyu-leonteva-a-n.html

Леонтьев Алексей Николаевич | Биография

психолог леонтьевГоды жизни:1903 -1979

Родина: Москва (Российская Империя)

Леонтьев Алексей Николаевич — психолог, действительный член АПН РСФСР (1950), доктор педагогических наук (по психологии) (1940), профессор (1932).

В 1924 г. окончил факультет общественных наук Московского университета. В 1924-31 гг. вел научную и преподавательскую работу в Москве (Институт психологии, Академия Коммунистического Воспитания им. Н. К. Крупской), в 1931-1935 гг. — в Харькове (Украинская Психоневрологическая академия, Педагогический институт).

В 1936-1956 гг. — в Институте психологии АПН. В годы Великой Отечественной войны — начальник экпериментального госпиталя восстановления движений под Свердловском. С 1941 г. — профессор МГУ, с 1950 г. — зав. кафедрой психологии, с 1966 г. — декан факультета психологии МГУ. Академик-секретарь отделения психологии (1950-1957 г.г.) и вице-президент (1959-1961 г.г.) АПН РСФСР.

Профессиональное становление Леонтьева как ученого произошло в 1920-е гг. под влиянием его прямого учителя Л. С. Выготского, который буквально взорвал традиционную психологию своими методологическими, теоретическими и экспериментальными работами, заложившими основы новой психологии. Своими работами конца 20-х гг. Леонтьев также внес вклад в разработку созданного Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики.

Однако уже в начале 1930-х гг. Леонтьев, не порывая с культурно-исторической парадигмой, начинает дискутировать с Выготским о путях ее дальнейшего развития. Если для Выготского основным предметом изучения было сознание, то для Леонтьева более важным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизнедеятельности. В работах Леонтьева 30-х гг., опубликованных лишь посмертно, он стремился утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и понять закономерности этого формирования в фило- и онтогенезе. Его докторская диссертация была посвящена эволюции психического в животном мире — от элементарной раздражимости у простейших до человеческого сознания. Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции «внешнее — внутреннее» Леонтьев противопоставляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориальную пару «процесс-образ». Леонтьев разрабатывает категорию деятельности как действительного (в гегелевском смысле) отношения человека к миру, которая и выступает как основа этого единства. Это отношение не является в строгом смысле индивидуальным, а опосредованно отношениями с другими людьми и социокультурно выработанными формами практики.

Советская психология в 1920-1930 годах

. выготсковедение · Леонтьев, А.Н. Проблема деятельности в истории советской психологии , Вопросы психологии, 1986, . Психопатология и политика: становление идей и практики психогигиены в России · Савенко, Ю. . запрещены, и были поглощены психологией. Годы Большого террора (1937-38 . под названием Исторический смысл психологического кризиса, ставшие манифестом культурно-исторической психологии 1927 · апрель .

Сама структура деятельности по своей природе социогенна. Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в деятельности и посредством деятельности, послужила основой многочисленных экспериментальных исследований развития и формирования психических функций в онтогенезе, выполненных Леонтьевым и его сотрудниками в 1930-60-е гг. Эти исследования заложили основу для целого ряда новаторских психолого-педагогических концепций развивающего обучения и воспитания, которые в последнее десятилетие получили широкое распространение в педагогической практике.

К периоду конца 30-х — началу 40-х годов относится также разработка хорошо известных представлений Леонтьева о структуре и единицах анализа деятельности и сознания. Согласно этим представлениям, в структуре деятельности различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт деятельности), выделяемой по критерию ее мотива, действий, вычленяемых по критерию направленности на достижение осознанных целей, и операций, соотносящихся с условиями осуществления деятельности. Для анализа сознания принципиально важной оказалась введенная Леонтьевым дихотомия «значение — личностный смысл», первый полюс которой характеризует «безличное», всеобщее, социокультурно усвоенное содержание сознания, а второй — его пристрастность, субъективность, обусловленную неповторимым индивидуальным опытом и структурой мотивации.

Во второй половине 1950-60-х гг. Леонтьев формулирует тезис о системном строении психики и вслед за Выготским разрабатывает на новой концептуальной основе принцип исторического развития психических функций. Практическая и «внутренняя» психическая деятельность не только едины, но могут переходить из одной формы в другую. По сути, речь идет о единой деятельности, которая может переходить из внешней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация) и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компоненты.

1. Феноменологические признаки психических явлений и ошибки, возникающие при восприятии субъектом собственной психики

11 ЛЕКЦИЯ 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ План: Предмет психологии чрезвычайно сложен и до настоящего времени не существует полного согла­сия между научными направлениями исследования психиче­ских явлений даже в том, что такое психика. Существует большое разнообразие психических явлений, которые может наблюдать каждый человек с достаточно раз­витым самосознанием .

В 1959 г. вышла первым изданием книга Леонтьева «Проблемы развития психики», обобщавшая его работы 1930-50-х гг., за которую он был удостоен Ленинской премии.

В 1960-70-х гг. Леонтьевпродолжает разрабатывать «деятельностный подход» или «общепсихологическую теорию деятельности». Аппарат деятельностной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. Рассмотрение их как активных процессов, имеющих деятельностную природу, позволило продвинуться на новый уровень их понимания. В частности, Леонтьевым была выдвинута и подкреплена эмпирическими данными гипотеза уподобления, гласящая, что для построения чувственных образов необходима встречная активность органов восприятия.

В конце 1960-х гг. Леонтьев обращается к проблеме личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием.

В 1975 г. выходит книга Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность», в которой он, подводя итоги своим работам 60-70-х гг., излагает философско-методологические основания психологии, стремится «психологически осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов». Категория деятельности вводится Леонтьевым в этой книге как путь преодоления «постулата непосредственности» воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, который нашел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле «стимул — реакция». Деятельность выступает как «молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта». Ключевым признаком деятельности выступает ее предметность, в понимании которой Леонтьев опирается на идеи Гегеля и раннего Маркса. Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно. В его структуре выделяются три основных составляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной памятью, и личностный смысл, связывающий сознание с реальной жизнью субъекта.

Анализ деятельности и индивидуального сознания

. , стала работа Леонтьева Деятельность. Сознание. Личность. В своей теории деятельности Леонтьев выдвигал следующие научные идеи: 1. Деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его . интеллект: сложная среда, сложная деятельность — восприятие отношений. Пример: обезьяна 2. Сознание 2.1 Структура сознания Сознание — это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека .

Основанием для анализа личности также выступает деятельность, вернее система деятельностей, осуществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее иерархия мотивов или смыслов, и задает структуру личности человека. В 1970-е гг. Леонтьев вновь обращается к проблемам восприятия и психического отражения, но по-иному. Ключевым для него становится понятие образа мира, за которым стоит прежде всего идея непрерывности воспринимаемой картины действительности и образов отдельных объектов. Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст задает перцептивные гипотезы, направляющие процесс восприятия и опознания. Это направление работ не успело получить какого-либо завершения. Леонтьев создал обширную научную школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей других гуманитарных наук.

Источник: http://forpsy.ru/biography/otechestvennye_psikhologi/leontev_aleksey_nikolaevich/

А. А. Леонтьев — российский психолог и лингвист. Биография, основные труды

Алексей Леонтьев – лингвист , доктор филологических наук. Ученый родился в 1936 г., 14 января, в Москве. Он являлся действительным членом РАО и АПСН. Им было написано множество статей и книг. Сложно переоценить вклад, который внес в развитие науки о языке и речевой деятельности А. Леонтьев. Труды ученого стали методическим пособием для многих педагогов и воспитателей. Рассмотрим далее основные проблемы, которые изучал лингвист.

психолог леонтьев

Леонтьев Алексей: биография

В 1958 г. будущий выдающийся ученый окончил романо-германское отделение филфака МГУ (специальность «немецкий язык»). После выпуска по 1975 г. А.А. Леонтьев работал сначала младшим, затем старшим научным сотрудником Института языкознания АН СССР. С 1963 по 1975 г. он защитил три диссертации. После этого стал заведующим кафедрой по методике и психологии в Институте русского языка им. Пушкина. В 1976 стал профессором МГПИ, а в 1997 – МГУ.

С 1992 г. Алексей Алексеевич Леонтьев являлся действительным членом РАО, а с 1997 — в АПСН. Он также был членом президиума в правлении Педагогического общества и руководил секцией «Массовые коммуникации в воспитании и обучении» ПО РСФСР. Кроме этого, Алексей Алексеевич являлся председателем в Научно-методическом совете по интенсивному изучению иностранных языков при АПН СССР, членом редакционных коллегий разных методических журналов.

Начиная с 1970-х гг. российский психолог Леонтьев занялся проблемами педагогики. В течение многих лет он тесно сотрудничал с Давыдовым, Амонашвили и прочими видными деятелями. А.А. Леонтьев руководил лабораторией языкового образования во Временном научно-исследовательском коллективе «Школа» и в МИРОС. Он является автором огромного количества научно-популярных статей, в которых рассматриваются вопросы вузовского и среднего образования. В 1997 г. ученый становится научным руководителем ассоциации «Школа 2000», а с 2001 – ее президентом. Скончался ученый в 2004 г., 12 августа, в Москве.

психолог леонтьев

Леонтьев А.А. «Основы психолингвистики»

Ученый является автором более 800 статей и 30 книг. Одной из самых значимых работ считается книга «Основы психолингвистики». Чем уникально это издание? Как отмечает сам автор, до выпуска книги пособий по психолингвистике практически не было. В начале 1970-х гг. был создан толстый компендиум. Ученые того периода, используя принятую тогда терминологию, называли его «Основами теории речевой деятельности». Среди авторов этого издания были Зимняя, Леонтьев (отец Алексея Алексеевича), Ильясов, Вольф, Зиндер, Бондарко, Гриншпун, Костомаров и пр. Эта книга была весьма содержательной. Ее и сегодня рекомендуют студентам. Однако эта работа не совсем адаптирована под современные условия.

В 1990 г. Л. Сахарный издал книгу «Введение в психолингвистику». Она была написана на великолепном дидактическом и научном уровне. Однако тираж издания был настолько мал, что труд не дошел даже до Москвы. Все это обусловило необходимость выпуска книги Леонтьева. Ее написание и издание поддерживал институт «Открытое общество».

психолог леонтьев

Теория и методология

В первой части книги А.А. Леонтьев определяет специфику науки. Он характеризует ее место среди прочих дисциплин, изучающих человека. Автор говорит о том, что достаточно продолжительное время психолингвистика рассматривалась советскими учеными как область познания, находящаяся на границе языкознания и психологии. Такой подход обуславливался приблизительным, неточным представлением о научной системе в целом и о взаимодействиях дисциплин в частности.

Считается, что некоторые области, к которым относят психологию, лингвистику, патологию и физиологию речи, поэтику и пр., имеют один объект. В свою очередь, это значит, что все они используют одинаковые индивидуальные события, факты. Но научная абстракция протекает в них по-разному. В итоге формируется многообразие абстрактных объектов. Они представляют собой средства, характеризующие реальные индивидуальные явления, процессы, события, исследуемой области.

психолог леонтьев

Объект

Описание его, как считает А.А. Леонтьев , может быть различно в зависимости от направления науки. Между тем в исследуемой автором области объект – комплекс речевых (и не только) реакций, актов, действий. Лингвисту важен набор средств выражения, психологу – непосредственный речевой процесс, дефектологу – отклонения от нормального его течения. Каждый специалист выстраивает свою систему моделей актов, реакций или действий. Учитываются не только объективные свойства, но и точка зрения науки на момент исследования. Она, в свою очередь, определяется и путем, пройденным до формирования предмета, и задачами, стоящими перед дисциплиной.

Из этого можно сделать следующий вывод. Объект у разных наук может быть одинаковым, но предмет будет специфичен для каждой науки. Он является тем, что видит в ней отдельный специалист. Психология речи, языкознание и прочие аналогичные науки используют одни и те же объекты или события. Но абстракция формируется по-разному. В результате выстраиваются различные системы логических моделей. И каждая из них будет соответствовать научному предмету. Это рассуждение относится к генетическому подходу формулирования теории.

Существует и аксиоматический метод. При его использовании область предметов, по отношению к которой формулируется теория, не принимается за исходное. Отправным компонентом выступает некоторая система высказываний. Она описывает определенную область объектов. Кроме этого, исходным звеном является система логических действий.

психолог леонтьев

Особенности науки

Психолингвистика исследует те процессы, в которых намерения говорящих трансформируются в сигналы кода, принятого в рамках данной культуры. Они, в свою очередь, преобразуются в интерпретации тех, кто слушает. Иначе говоря, психолингвистика изучает процессы кодирования и декодирования.

Определение

Одно из них принадлежит Ч. Осгуду. Оно сформулировано так: психолингвистика в широком смысле занимается сопоставлением структуры сообщений с характеристиками индивидов, которые их получают и производят. Д. Слобин и С. Эрвин-Трипп дали краткое определение дисциплины. Они характеризуют ее как науку об усвоении и применении структуры языка.

В 1968 г. А. Леонтьев одновременно дал 2 разных определения психолингвистики. В первом обобщалось понимание дисциплины другими учеными. В соответствии с ним, психолингвистика – наука, в которой предметом выступает соотношение между языковой системой и способностью. Второе определение было сформулировано «на перспективу». В соответствии с ним, предметом психолингвистики выступает речевая деятельность в целом и закономерности ее моделирования.

психолог леонтьев

Изменение взглядов

В 1989 г. Леонтьев полагал, что в качестве предмета психолингвистики выступает структура процессов производства и восприятия сообщений в их соотношении с языковой структурой. Исследования направлены на оценку отношения человеческой способности к речевой деятельности, с одной стороны, и к лингвистической системе — с другой. В 1996 г. автор, говоря о целях дисциплины, указывал, что ими выступает рассмотрение специфики функционирования механизмов воспроизведения и восприятия сообщений в связи с задачами речевой активности общества и развитием личности.

Выводы

По приведенным выше определениям можно проследить, как эволюционировали взгляды на предмет психолингвистики. Сначала он рассматривался как отношение намерений или состояний слушающего и говорящего к структуре сообщений, как механизм (процесс) кодирования и декодирования с помощью языковой системы. При этом акцент делался на следующем: состояние участников общения характеризовалось через текущие свойства сознания. Процесс коммуникации рассматривался как передача информации от одного человека к другому.

психолог леонтьев

Развитие подхода

В рамках изучения психолингвистики возникла идея о речевой деятельности и не двух-, а трехчленной системы. При этом первую стали рассматривать не просто как кодирование и декодирование содержания, данного заранее. Речевую деятельность начали характеризовать как процесс, в котором она формируется. Вместе с тем стало углубляться и расширяться понимание способности языка. Ее начали соотносить не только с сознанием, но и с целостной личностью.

Непосредственная трактовка деятельности также претерпела изменения. Ее начали рассматривать с позиции общения. Его же стали интерпретировать не как направление информации от одного человека к другому. Коммуникацию начали характеризовать как процесс саморегуляции социума.

Источник: http://www.syl.ru/article/295488/a-a-leontev—rossiyskiy-psiholog-i-lingvist-biografiya-osnovnyie-trudyi

Алексей Леонтьев — Психология общения

психолог леонтьев

Описание книги «Психология общения»

Описание и краткое содержание «Психология общения» читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие включает в себя основополагающую книгу «Психология общения» доктора филологических и доктора психологических наук, академика РАО А.А.Леонтьева, не утратившую своего значения со времени первого издания в 1974 г. а также ряд работ автора, тематически к нему примыкающих и раскрывающих проблемы общения на материале лекционной деятельности, искусства и массовой коммуникации. Психологам и всем, изучающим общую и социальную психологию как профильные и непрофильные предметы.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Предисловие ко второму изданию

Книга “Психология общения” вышла первым изданием в издательстве Тартуского университета в 1974 году. Тираж ее был микроскопический – всего 750 экземпляров, и она моментально превратилась в раритет. Но это была первая монография на русском языке о психологии общения, и ее до сих пор помнят и цитируют.

Когда издательство “Смысл” предложило переиздать эту книгу для студентов-психологов, я как автор оказался в трудном положении. За более чем 20 лет (и каких лет!) психология, да и вся ситуация в стране вообще и в науке в частности, изменилась весьма основательно. Что же – переписывать всю книгу заново? Мы решили пойти по другому пути: воспроизвести текст 1974 года, дополнив его несколькими публикациями более позднего времени, показывающими, в каком направлении развивались взгляды автора книги, а также публикациями, дополняющими ее в содержательном плане (например, посвященными психологическим вопросам массовой коммуникации). Таким образом и сложилась книга, лежащая перед читателем.

В 1974 году в книге часто цитировались К. Маркс и Ф. Энгельс, да и вся концепция книги во многом опирается на философию марксизма. Не вижу никакого криминала в этом и сегодня. Так что изменений в этой части книги я не делал, если не считать чисто “косметической” правки – в нескольких местах я убрал естественные для начала 70-х годов обязательные слова и цитаты. Впрочем, мест таких оказалось на удивление мало. Я вычеркнул также два-три утверждения, от которых вскоре пришлось оказаться. Аналогичная косметическая операция произведена с текстами других публикаций.

Многие “герои” книги, бывшие тогда студентами и аспирантами, сейчас широко известны как крупнейшие специалисты. Б.Х. Бгажноков стал этнографом, доктором исторических наук и специалистом по адыгской культуре, В.С. Собкин вырос в члена-корреспондента Российской академии образования, В.К. Вилюнас – профессор факультета психологии МГУ, Ян Вальсинер уехал в Швецию и известен сейчас как крупнейший психолог и автор неплохой книги о Л.С. Выготском.

“Психология общения” трижды выходила в Германии в двух различных переводах.

Статья “Деятельность и общение” была написана по заказу редакции журнала “Вопросы философии” как первое из выступлений в задуманной редакцией дискуссии (которую позже кто-то из психологов назвал “последней дискуссией в советской психологии”). Ожидалось, что Б.Ф. Ломов сразу же ответит. Он, однако, тянул более полугода и ответил только в номере восьмом за 1979 год (моя статья вышла в первом номере), причем довольно вяло, так что дискуссия закончилась, не успев начаться. Статья была опубликована также на японском языке.

Раздел, названный здесь “Лекционное общение”, – это отрывок из брошюры “Лекция как общение”, рассчитанной на лекторов и выпущенной обществом “Знание” РСФСР в том же 1974 году, что и “Психология общения”.

“Общение в массовой коммуникации” – раздел из коллективной монографии “Психолингвистические проблемы массовой коммуникации” (М., 1974). Первый параграф этого раздела – незначительно отредактированная статья “К психологии речевого воздействия”, впервые опубликованная в сборнике “Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации”(М., 1972). Эта статья была переведена на английский, немецкий и чешский языки.

Под названием “Искусство как общение” перепечатывается статья “Поэтический язык как способ общения искусством” (Вопросы литературы. 1973. № 6; статья была переведена на немецкий язык). Работа “Психологический подход к анализу искусства” опубликована в сборнике Педагогического общества РСФСР “Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы” в 1978 году. Наконец, статья “Телевизионное искусство глазами психолога” вышла в сборнике “Телевидение вчера, сегодня, завтра” (Вып. 4. М.: Искусство, 1984).

Публикуемые здесь статьи имеют отдельные “пересечения” друг с другом и с книгой “Психология общения”. Сначала я пытался от таких повторений избавиться, но это повело к нарушению композиции статей, и в конце концов я решил, что если студент прочитает важную для автора мысль несколько раз в разных контекстах, ничего страшного не произойдет.

… А теперь автор отступает и оставляет читателя наедине со своей книгой. Пусть дальше говорит она.

Учебное пособие, предлагаемое вниманию читателя, представляет собой курс лекций, прочитанных осенью 1973 года студентам и преподавателям Тартуского государственного университета.

В нем широко использованы более ранние публикации автора, а также материал спецкурсов “Психолингвистика” и “Психологические проблемы общения в больших системах”, прочитанных на психологическом факультете МГУ в 1968–1973 годах, лекций и циклов лекций, прочитанных в те же годы в Университете марксизма-ленинизма АОН при ЦК КПСС, в ЛГПИ им. А.И. Герцена, Институте повышения квалификации АПН СССР, в различных вузах и научных учреждениях Москвы, Минска, Таллинна, Казани, Запорожья, Ташкента, Алма-Аты. Материал, вошедший в курс и затем в книгу, обсуждался на Всесоюзном симпозиуме по общению (Ленинград, 1973), конференции “Мышление и общение” (Алма-Ата, 1973), методологическом семинаре по социальной психологии Института психологии АН СССР, на международных конгрессах по психологии (Лондон, 1969) и антропологии и этнографии (Чикаго, 1973).

Проведенный в настоящей работе анализ не является чисто теоретическим, но опирается на обширный конкретный, в частности, экспериментальный материал, частично полученный в ходе специальных исследований, осуществленных в последние несколько лет под руководством или при участии автора. Самому автору представляется особенно важным указать на то, что он в значительной мере опирался также и на практический опыт прикладных областей психологии общения, охарактеризованных далее; а практика, как известно, есть главный критерий истины.

Задача, стоявшая при написании пособия, была крайне непростой, так как до сих пор на русском языке, насколько нам известно, аналогичных работ не существовало. Это, однако, не служит извинением недостаткам пособия. За указание на них автор будет признателен всем читателям. Один из таких недостатков очевиден уже сейчас – это, несмотря на широко очерченный предмет психологии общения (см. главу I, § 1), известная узость рассматриваемых в книге проблем, бесспорно, не исчерпывающих содержание анализируемой в ней научной области. Именно здесь автор особенно нуждается в советах и указаниях специалистов по психологии общения.

Автор считает своим приятным долгом принести благодарность всем своим российским и зарубежным коллегам и ученикам, в общении (лично и социально ориентированном) с которыми формировались отдельные стороны концепции, изложенной в данной книге, прежде всего – сотрудникам и аспирантам Группы психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР и моим тартуским друзьям, особенно X. Миккину и Я. Вальсинеру. Им я обязан и возможностью ознакомиться с некоторыми работами по проксемике и “социальной технике” общения.

И совершенно особую благодарность автор выражает А.Н. Леонтьеву, к чьей школе он причисляет себя и чьи идеи еще более 12 лет назад дали ему первый толчок к занятиям психологией общения.

Деятельность общения как объект научного исследования

§ 1. Предмет психологии общения

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение (как бы мы его ни определяли) в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как “общественного человека” (Маркс), невозможен без общения; если его роль в этом процессе в нормальных условиях несколько замаскирована, то, скажем, при обучении слепоглухонемых она выступает с особенной ясностью[1]. Однако общение есть в то же время и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу – а поскольку мы в соответствии с традицией советской психологии говорим о деятельности лишь тогда, когда эта деятельность социальна по существу, если не по внешним формам ее осуществления, можно утверждать вслед за ленинградским исследователем В.Н. Панферовым, что “любая человеческая деятельность невозможна вне общения”[2]. Особенно ясно выступают эти функции общения в коллективной трудовой деятельности. Отдельную проблему, приобретающую все большую и большую остроту, составляет роль общения в коллективном познании, – то, что в работах логиков и философов нередко неточно именуется проблемой “языка науки”. Наконец, следует указать и на место процессов общения в диалектике взаимоотношений общественного и индивидуального сознания, в психологическом воздействии общества на его членов, – это особенно существенно в связи с лавинообразным увеличением значимости массовой коммуникации в жизни современного человека.

Источник: http://www.libfox.ru/656265-aleksey-leontev-psihologiya-obshcheniya.html

Мир Психологии

психолог леонтьев

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) — сов. психолог, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии. В конце 1920-х гг. в качестве сотрудника Л.С. Выготского провел известные исследования памяти на основе идей культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

В нач. 1930-х гг. Леонтьев выступает главой Харьковской школы, которая начинает разрабатывать теоретически и экспериментально проблему деятельности. Исследования Л. касаются едва ли не всех проблем психологической науки: проблемы возникновения и развития психики в филогенезе и роли деятельности животных в этом процессе, проблемы возникновения сознания в антропогенезе в связи с развитием трудовой коллективной деятельности человека, проблем психического развития в онтогенезе ( см . Ведущая деятельность), структуры деятельности ( см . также Действие, Операция), структуры сознания ( см . Значение, Личностный смысл, смысл), мотивационно-смысловой сферы личности ( см . Мотив), методологии и истории психологии и др.

В настоящее время деятельностный подход к исследованию сознания и психики в варианте Л. разрабатывается в педагогической, мед., возрастной, социальной и др. отраслях психологии, находит своих последователей во многих странах мира (Германии, Франции, Италии, США и др.). (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Леонтьев Алексей Николаевич (1903–1979) — советский психолог. Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы («Развитие памяти», 1931).

Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности ( см . Деятельностный подход, Деятельность), являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведенным Л. анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека («Проблемы развития психики», 1959). На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди к-рых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и «чувственной ткани» в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).

Источник: http://www.persev.ru/leontev-aleksej-nikolaevich

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *