Великие психологи — великие психологи

26.09.2019
  • особенности психики ребенка;
  • адаптивная природа интеллекта;
  • развитие структур интеллекта;
  • развитие мышления ребенка.

Великие психологи

великие психологи

Природа человека изучалась еще в античные и средние века, великими учеными, как часть естественных наук. Аристотель, Авицена, Платон предлагали свое видение душевного здоровья и понимания основ, влияющих на поведение человека. Как научная дисциплина, психология начала рассматриваться в 19 веке, Вильгельм Вунд открыл первую психологическую лабораторию. За время с конца 19 века и до начала 21, психология отделилась от физиологии, неврологии, психиатрии и философии и стала абсолютно самостоятельной. Среди множества психологов можно выделить тех, чьи достижения в психологии дали большой толчок ее развитию, а теории и в наше время сохраняют свою актуальность.

Вильгельм Вундт – основатель экспериментальной психологии

В. Вундт стал основателем экспериментальной психологии. Психолог разработал методы исследования психики, опираясь на элементарную физиологию. По его мнению, все проявления сознания опираются на полученный ранее опыт, культурные особенности народа и физиологию. Его основной вклад в развитие психологии в том, что он в 1879 году открыл первую лабораторию, занимающуюся экспериментальным исследованием психологии человека. Именно это событие считается основополагающим в отделении психологии от других естественных наук. Это способствовало формированию основных понятий изучения сознания человека. Список его достижений не ограничивается только этим, за свою жизнь он публиковал работы по философии, физиологии, физике и психологии. Это был разносторонне развитый человек, добившийся всемирного признания, в его честь был даже назван астероид.

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа. Несмотря на то, что его методы исследования сознания и нахождения решения на основе прошлого человека, вызывали споры в научном обществе. Даже в наше время теории Фрейда собирают большие дискуссии вокруг себя. На основе его учений зародились:

По мнению великого психоаналитика, все проблемы, приводящие к психическим расстройствам, скрываются в жизни человека, в его детстве, родителях и сексуальном отношении. Большую часть патологий психологического характера можно решить, просто найдя первоисточник, приводящий к такому поведению и восприятию мира.

Его труды легли в основу дальнейших теорий, хотя некоторые из психологов и в наше время считают его шарлатаном и коммерсантом, просто поймавшим волну в момент процветания атеизма и снижения нравственных норм. Но при этом его исследования лежат в основе нескольких теорий, дающих понимание сути формирования человеческого сознания, они используются в классической и патологической психологии. Помогают направить развитие личности в нужное русло, просто исправив несколько ошибок.

Карл Юнг – родоначальник аналитической психологии

Современник и ученик Фрейда Карл Юнг как психолог вначале не одобрял часть учений великого психоаналитика. Карл Густав Юнг – родоначальник аналитической психологии. Она базируется на понятии коллективного бессознательного. Он ввел в психологию такие понятия как

Основная его теория в том, что личность рождается целостной и формирование психики происходит исходя из заданных изначально способностей и возможностей. При этом развитие личности происходит под влиянием окружающих, которые могут только подталкивать ее в заданном направлении, но не оказывать на нее давление непосредственно. Он считал что существует наследственная модель психики, которая и задает нам нужное направление развития, зная ее, можно более правильно и объективно корректировать собственное саморазвитие. Бессознательное было разделено на несколько видов:

Его лечение происходит более емко, чем у Фрейда, не только методом анализа, но и действий, позволяющих высвободить подсознание и интегрировать в него психологические составляющие личности.

Жан Пиаже – детский психолог

Жан Пиаже прославился своим глубоким изучением детской психологии. Он уделил особое внимание развитию детского мышления и интеллекта, которые лежат в основе формирования личности любого взрослого. Жан Пиаже изучал такие направления:

До него разум ребенка считался примитивной структурой, постепенно взрослеющей и набирающейся опыта, Пиаже доказал что все намного сложнее. Общая теория стадий развития помогла разобраться в становлении мышления маленького ребенка в разном возрасте и понять, почему они совершают одни и те же поступки, ошибки и как они помогают личности сформироваться. Кроме того, рассматривались отклонения и способы их лечения. Он разработал технику беседы и диагностики, список вопросов, которые помогут обнаружить симптоматику нарушений развития, а также выявить причины их возникновения. Исходя из полученных данных, психолог разрабатывает мероприятия для адаптации и восстановления ребенка.

Курт Левин – социальный психолог

Курт Левин – великий психолог, родился и вырос в Германии, но из-за своего еврейского происхождения ему пришлось иммигрировать в Америку. Здесь он создал идеи, которые легли в основу социальной психологии. Основное его достижение – теория поля, она доказывает, что человек проживающий в социуме подсознательно не контролирует свои поступки и большую часть из них он делает исходя из того в каком обществе он находится и рос.

Курт Левин провел множество практических исследований, опирающихся на развитие социального поведения человека. Список вопросов, которыми он занимался в дальнейшем, стали основополагающими для многих профессионалов:

Работы этого психолога позволили объединить поведение окружающих, выделить нормы для каждого человека, а также разработать основы решения возникающих проблем, отталкиваясь от поведения в обществе.

Источник: http://brainapps.ru/blog/2017/11/velikie-psikhologi/

Школы, направления, концепции в психологии

Наука психология создала немало школ, направлений, концепций. Отношение к ним было разное, вплоть до отрицания. Так, от советской психологии идеологические работники постоянно требовали монотеистического подхода к изучению и интерпретации психических явлений. Методологической основой исследования психики была диалектически — материалистическая философия. Диалектический материализм — термин, которым называлась философия К. Маркса (1818-1883). Диалектика Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) была идеалистической, а материализм Л. А. Шевченко (1804-1872) – не диалектическим (метафизическим). К. Маркс соединил материализм и диалектику.

Несмотря на попытки партийных идеологов сориентировать психологию бывшего Советского Союза на единый подход к выяснению сущности психики, все же во многих случаях отечественные ученые в конкретных исследованиях использовали достижения психологов различных направлений и школ. Такое творчество в науке оправданно, если иметь в виду чрезвычайную сложность предмета исследования, численность факторов, действующих на те, или иные психические явления.

Интроспективная психология охватывает ряд направлений. Общим у них является то, что все они пользуются основным методом изучения психики — методом самонаблюдения, т.е. наблюдения человека за собственным сознанием.

Одним из направлений интроспективной психологии является учение о «внутреннем опыте», с позиции которого психические явления познаются принципиально иным способом, чем материальные (Дж. Локк (1632 — 1704), Р. Декарт (1596-1650) и др.). Интроспективную психологию следует рассматривать как важный этап в развитии науки. В конце концов, почти все современные психологи считают сознание совокупностью феноменов, часть которых можно изучать с помощью самонаблюдения, т.е. интроспекции (от лат. introspectare — смотрю внутрь).

Ассоциативная психология берет свое начало от древней философии. В рамках этого направления психические явления объяснялись преимущественно посредством понятия ассоциации. Еще Аристотель высказал мнение, что психические явления сочетаются, по сути, сходством и контрастностью. Это направление в психологии существовало довольно долго. Более поздние исследования побудили отказаться от его абсолютизации, особенно в отношении мышления, психологического обоснования обучения и др. Так, было доказано, то что построенное на ассоциативной теории обучения дает репродуктивные знания. Но положение представителей ассоциативной психологии плодотворно используются в современной психологии, например, при объяснении некоторых механизмов памяти в психоанализе.

Некоторые из представителей ассоциативной психологии придерживались теории «элементарности», согласно которой сознание состоит из простых элементов (ощущения, упоминания т.п.), а эти элементы объединяются по законам ассоциаций.

Психоаналитический подход разработал 3. Фрейд (1856-1939) в конце XIX — начале XX века, сперва для лечения психических заболеваний, а затем применил для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Фрейд стремился создать обобщение не только психологического, а и философского характера, построить оригинальную теорию психоаналитической психологии и философии, в анатомии личности Фрейд выделял три взаимодействующие компоненты: «Оно», «Я», «Над-Я», бессознательное «Оно», по 3. Фрейду, унаследовано человеческой организацией, глубинным слоем, «кипящим котлом инстинктов», неугомонных рвений человека. Сознательное «Я» является посредником между «Оно» и внешним миром. «Я» выполняет функцию воздействия этого мира на несознательное «Оно». «Над-Я» — это интернализированная версия общественных норм и стандартов поведения.

По 3. Фрейду, «Я» пытается подчинить себе «Оно», а если это не удается, то «Я» подчиняется «Оно», создавая видимость своего превосходства над ним. «Над-Я» тоже может господствовать над «Я», выступая в роли совести или подсознательного чувства вины. Итак, по 3. Фрейду, «Я» как бы сжатое в тисках многих противоречий. «Я», отмечает Фрейд, находится под угрозой со стороны внешнего мира, со стороны «возмущений» «Оно» и суверенности «Я».

Психоанализ 3. Фрейда со временем претерпел изменений — появился неофрейдизм. Один из его представителей — немецко-американский психолог Э. Фромм (1900-1980) — опроверг биологизм , 3. Фрейд пересмотрел символику бессознательного, смещая акценты с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социальными причинами. Он ввел понятие «социального характера», трактуя его как связующее звено между психологией индивида и социальной структурой общества.

Объективная психология — психологическая школа, направленная на применение объективных методов анализа, основанных на конвенционных правилах фиксации психических явлений. К таким проявлениям относят поведение, реакции, рефлексы и т.д. Из этой школы берут начало другие направления в психологии.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж. Б. Уотсон (1878 — 1958) выступил против понимания психологии как науки о непосредственных субъективных явлениях. Вместо этого он предложил считать предметом психологии поведение. Понятия образы, мышление, чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями о мышечные и секреторные реакции.

Уотсон предложил схему «стимул — реакция» (S — R), которая означает, что каждой ситуации стимула S соответствует определенное поведение или реакция R. Он считал, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека. Стимулом является каждый физический, химический или механический агент, способен раздражать рецепторы кожи, глаза, уха, носа или языка. Однако такие взгляды оказались ограниченными, и на смену бихевиоризму пришел необихевиоризм.

Необихевиоризм возник в 30-х годах XX века, принял главные положения бихевиоризма, согласно которым предметом психологии является объективное наблюдение реакции организма на стимул внешней среды (схема S — R). Однако представители необихевиоризма ввели в общей схеме «промежуточную переменную» — связующее звено между «стимулом» и «реакцией» (S — О — R), они считают, что понятие «промежуточная переменная» (О) определяет познавательные и мотивационные компоненты поведения. Сторонники этого направления обосновали «закон эффекта» ( «закон выгоды»), рассматривая поведение личности как совокупность «воздействий» (реакций) за определенные «вознаграждения» (стимулы), которые получает человек. Они считают, что среднее звено (О) не поддается анализу с помощью объективных методов.

Один из представителей необихевиоризма американский психолог Б. Ф. Скиннер (1904-1990) феномены сознания, самопознание, моральные ценности и мотивы, субъективность человека пытается объяснить мотивацией поведения. Цель человеческой деятельности, утверждает он, лежит вне индивида, в сфере объективных надличностных структур.

Гештальтпсихология (от нем. gestalt — целостная форма, образ) — одно из направлений в психологии 20-30-х годов XX века, созданных М. Вертгеймером (1880-1943), В. Келером (1887-1967), К. Каффкой ( 1886 — 1941) и другими немецкими психологами. Они исходили из преимущества целого над частями, формы над материалом. Начальным и основным элементом психики гештальтисты считают не ощущения, а целостные образы — гештальт. Эти образы возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и стойкость. Гештальтисты перенесли термин «гештальт» на мышление и культурные образования как целостности, элементы которых связаны в единую структуру.

Психологическая школа, связанная с деятельным подходом, была создана в бывшем Советском Союзе. Эта школа строилась на принципах развития, предметности и историзма. Представители этой школы творчески обрабатывали идеи иностранных ученых, в частности швейцарского психолога, философа и логика Ж. Пиаже (1896-1980) о операционной концепции интеллекта. Немало разработок этой школы имеют определенную научную ценность.

Персонализм (от лат. persona — лицо) — направление в психологии и философии, возникшее в конце XIX в. в России, Украине и США. Представителями персонализма были украинский и русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948), американский философ Б. П. Боун (1847-1910), французский мыслитель Э. Мунье (1905-1950) и др. Они провозглашали личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» — Бога. По мнению представителей этого направления, исследования развития личности — основа для изучения всех психических явлений.

Гуманистическая психология возникла в начале 50-х годов XX ст. Представители этого направления — американские психологи А. X. Маслоу (1908-1970) и К. Роджерс (1902-1982) и др. сосредотачивали внимание на автономности, самоактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностям и т.п.

В центре внимания гуманистической психологии — проблемы личности, ее развитие. В противовес психоанализа представители гуманистической психологии подчеркивают роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека. Например, К. Роджерс рассматривает эмпатии как основной метод «центрирования на клиентов» психотерапии, в которой психолог вступает в глубокий контакт с пациентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Психологов этого направления интересовали ведущие мотивы в жизни человека, потребности личности в положительной оценке и т.п.

Когнитивная психология (от лат. cognitus — знание, познание) — одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципу когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому. Значительное влияние на развитие понятийного аппарата когнитивной психологии произвела теория информации и исследования в области искусственного интеллекта.

Экзистенциальная психология (от лат. existentia — существование) — направление, основанное на принципах гуманистической психологии и смысле бытия человека, связанного с проблемами стресса и тревоги.

Представители этого направления считают, что основными в психологии должны быть проблемы времени, жизни и смерти человека; ее свободы, ответственности и выбора; общения, любви и одинокости человека; смысла жизни и поиск этого смысла.

Экзистенциальный психоанализ направлен на рассмотрение человеческого бытия, на осмысление человеческой реальности через будущее, а не прошлого.

Функциональная психология ориентируется на исследование приспосабливающихся функций психики. Она возникла в США в конце XIX в. В последствии дифференцировалась, выделив несколько течений, возглавляемых Т. А. Рибо (1839-1916) во Франции, Н. Н. Ланге (1858 — 1921) в Украине, и др. Все они определяли психологию как науку о функциях сознания.

Аналитическая психология основана швейцарским психологом и психиатром К. Г. Юнгом (1875-1961). Он трактовал процесс психического развития индивида как ассимиляцию сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.

По К. Юнгу, центром психики является архетип Самости (архетип — от греч. — начальный образ, идея). Понятие Самость у Юнга употребляется, как архетип коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе ее индивидуализации идет от сознания к личному бессознательному, а от него — до коллективного бессознательного, центром которого является Самость. К. Юнг отмечает, что в мифах, сказках, сновидениях символами Самости часто выступают мудрый дедушка, крест, круг, квадрат и прочие символы целостности. Он использует это понятие для обоснования самореализации, глубины коллективного бессознательного. Конечной целью индивидуального развития является достижение личной неповторимости. В соответствии с К. Юнгом, человеческая психика объединяет в себе различные архетипы. Все они рассматриваются как глубинный, первоначальный образ, который человек воспринимает только интуитивно и который в результате несознательной деятельности оказывается «на поверхности сознания» в форме разнообразных представлений, символов — важной подоплеки воображения, фантазии.

Срок используется в аналитической психологии для оценки субъективного внутреннего видения, которое складывается у субъекта о самом себе, о своих чувствах, помыслы и т.д. Употребляется и понятие «свое глубинное». Оно означает совокупность знаний человека о своем внутреннем мире, который независимый от внешней реальности.

К. Юнг ввел понятие комплекс — совокупность взаимосвязанных, эмоционально заряженных идей. В психоанализе комплекс трактуется как бессознательно психическое образование, которое возникает вследствие вытеснения из сознания идей, связанных с важными для индивида переживаниями. Распространены понятия «комплекс неполноценности», «комплекс предпочтения» и т.д.

Комплекс (от англ. complex и лат. complexus — связь, сочетание) — термин, используемый в психологии для обозначения болезненного осознания собственного несовершенства.

Структурный психоанализ — направление современного психоанализа. Основывается на значении языка для характеристики бессознательного, подсознательного и для терапии психоневрологических заболеваний.

Феноменологический психоанализ охватывает психоаналитические взгляды и концепции, направленные на расширение феноменологических составляющих психоанализа и переосмысливания их на базе феноменологической концепции сознания, то есть концепции, согласно которой духовная сущность сознания не зависит от реального существования человека и его жизненного опыта.

Глубинная психология — направление, в котором решающее значение придается бессознательным компонентам, расположенным в «глубинах» психики человека, спрятанные за поверхностью сознания.

Проективная психология построена на положениях о целостности личности как единого «организма», неотделимость личности от социальной среды; о рассмотрении личности как саморегулирующей системы с целью организации субъективного опыта в соответствии с задачами адаптации и т.п.

Топологическая психология — направление гештальтпсихологии, разработанное немецким и американским психологом К. Левином (1890 — 1947), согласно которым описание поведения человека во внешнем мире можно сделать с помощью математических понятий топологии, одного из разделов математики, которая изучает те свойства фигур, которые не изменяются при любых деформациях.

Концепция психологии народов — одно из направлений в социальной психологии. Возникло в Германии в середине XIX ст. Согласно этой концепции главной движущей силой истории является народ, «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, воспитании, языке, мифах, легендах, обычаях и т.п. Представители этой концепции исходят из того, что индивидуальная психика, сознание личности является продуктом целого, звеном в социально-психологической связи. Психологию народов они считали отдельной наукой. К представителям этой концепции принадлежал, в частности, в Германии В. Вундт (1832-1920), в Украине — А. А. Потебня (1835-1891).

Эпистемология основана швейцарским ученым Ж. Пиаже (1896-1980). Ведущим фактором интеллектуального развития ребенка он считал процессы социализации. Источником интеллектуального развития, по Ж. Пиаже, являются действия с вещами.

По мнению Ж. Пиаже, психика функционирует и развивается в рамках адаптации индивида к схемам поведения, а также приспособления (акомодации) этих схем к конкретным ситуациям. Высшей формой уравновешенности субъекта и объекта является образование так называемых операционных структур. Под операцией понимают действие, способное координироваться с операциями в структуре ансамбля. Ж. Пиаже употреблял понятие схема, каким обозначал организованную совокупность движений (смоктание, схватывание, толкание, присущих ребенку от рождения или приобретенных или операций (анализ, классификация, измерение и т.д.), которые развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Концепция отношений личности. Разработана украинским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917) и российским психологом В. М. Мясищевим (1892-1972). Согласно этой концепции психологическим ядром личности является ее сознательно-избирательное отношение к действительности.

Программно-ролевая концепция научного коллектива касается коллективной научной деятельности.

Концепция поэтапного формирования умственных действий разработана российским и украинским психологом Б. Я. Гальперин (1902 — 1988); связана с учением о создании у человека действий, образов и понятий.

Психоаналитическая герменевтика — одна из научных течений, в которой рассматривается мыслительное толкование текстов при психоаналитических исследованиях.

Биопсихизм — теория, согласно которой психика приписывается всему живому, вплоть до растений.

Психология поступка – предложенная украинским психологом В. А. Роменцем (1926-1998). На современном этапе выступает как концепция, в которой автор пытался соединить гуманистические идеи с другими, которые возникли в прошлом.

Логотерапия — направление, связанное с поисками смысла жизни.

Психосоматика — направление в медицине, основано на признании исключительной привилегии роли психических факторов в появлении и развитии болезней и выздоровления пациента.

Неопсихоанализ — направление в психологии, психоанализе и психотерапии.

Неофрейдизм — направление в современной психологии, психоанализе, философии и социологии.

В отечественной психологии преобладает общий взгляд на психику как функцию мозга, как отражение объективной реальности; отмечается самодетерминация психической деятельности, общественная обусловленность сознания человека, единство сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Кроме объяснения природы психического, для отечественной психологии характерным является выяснение его движущих сил, настоящего регулятора психической активности, поиск ответа на вопрос, который выводит на проблему «внутреннего и внешнего».

Не утратили своей актуальности формулы С. Л. Рубинштейна «внешнее через внутреннее» и А. Н. Леонтьева «внутреннее через внешнее», принцип детерминизма Г. С. Костюка и А. М. Ткаченко и мысли Г. С. Костюка о объектах психологических законов, которые определяют становление, возникновение и развитие субъективного. Они направлены на раскрытие механизмов функционирования и развития психики человека.

Источник: http://sites.google.com/site/interesnaapsihologia/teoria/velikie-psihologi

ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ.

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.

В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.

В сентябре 1927 г. Б.Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то

время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.

Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологаческой точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.

В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.

В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.

Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.

Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.

Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.

В 1943 г. Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинфадском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.

На рубеже 1940—1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.

В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.

Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962—1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплекс-ный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.

В это же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.

Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б.Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы.

В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии Год спустя Б.Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси.

В начале 1970-х гг. Б.Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.

Научное значение трудов Б.Г. Ананьева трудно переоценить Несмотря на то что ему пришлось отказаться от исследований в области педологии, ученый продолжил активную научную работу в различных областях психологии: от исторических основ науки до изучения чувствительности и некоторых психологических функций. Кроме того, Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.

Дата публикования: 2015-01-10 ; Прочитано: 162 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/7-96149.html

Как возникла психология как наука? История психологии. Великие психологи

Психология как наука возникла в Древней Греции и до сих пор является актуальной отраслью. На основе трактатов и работ ученых были разработаны механизмы, модели и системы, позволяющие изучить поведение, восприятие, осознание и приспособляемость человека в социуме. Давайте узнаем краткую историю психологии, а также познакомимся с известными деятелями, которые внесли огромный вклад в развитие этой гуманитарной науки.
великие психологи

Краткая история психологии

С чего все началось? Как возникла психология как наука? На самом деле эта отрасль тесно связана и с философией, и с историей, и социологией. На сегодняшний день психология активно взаимодействует с биологией и нейропсихологией, несмотря на то что изначально ученые в этой отрасли пытались найти доказательства существование души в теле человека. Само название и произошло от двух производных: логос («учение») и психо («душа»). И только после 18 века ученые провели тончайшую связь между самим определением науки и человеческим характером. Так и появилось новое понятие психологии — исследователи стали строить психоанализ, изучать поведение каждого человека, выявлять категории и патологии, которые влияют на интересы, приспособляемость, настроение и жизненный выбор.

Многие великие психологи, такие как С. Рубинштейн и Р. Гоклениус, отмечали, что данная наука является важной в познании человека. Испокон веков исследователи изучают связь разума с религией, веры с духовностью, сознания с поведением.

Что это такое

Психология как самостоятельная наука изучает психические процессы, взаимодействие человека с окружающим миром и поведением в нем. Основным объектом в учении является психика, что в переводе с древнегреческого означает «душевный». Иными словами, психика — реализованные действия человека, которые базируются на первичных знаниях о реальности.
великие психологи

Краткие тезисы, определяющие психологию:

Что изучает психология

Давайте ответим на главный вопрос — что изучает наука психология? В первую очередь все психические процессы и их составляющие. Исследователи установили, что данные процессы можно разделить на три вида: воля, чувства, познание. К их числу относятся и мышление человека, и память, и эмоции, и цель, и принятие решений. Отсюда появляется второе явление, которое изучает наука — психические состояния. Что изучает психология:

Давайте теперь начнем формулировать ответ на главный вопрос — как возникла психология как наука? Изначально исследователи обращали внимание на простые явления психики, за которыми и стали вести наблюдения. Было замечено, что любой психический процесс может длиться как всего несколько секунд, так и более, порой достигая 30-60 минут. Это вызвало неподдельный интерес, и впоследствии вся психическая деятельность людей была отнесена к сложным мозговым процессам.

великие психологи

Сегодня наука изучает каждого индивидуума по отдельности, выявляя все новые психические явления, хотя раньше все было разделено на несколько видов. Чувство подавленности, причины раздражения, рассеянность, перепады настроения, формирование характера и темперамента, саморазвитие и эволюция — это лишь малая часть того, что повлияло на развитие психологии как науки.

Главные задачи науки

Как возникла психология как наука? Все началось с того, что мыслители и философы начали обращать внимание на психические процессы. Это и стало основной задачей учения. Исследователи анализировали особенности всех процессов, связанных напрямую с психикой. Они считали, что данное направление отражает действительность, то есть все события влияют на психоэмоциональное состояние человека, что побуждает его на то или иное действие.

Анализ всех явлений, связанных с психикой, и их развитие — это вторая задача науки. Затем появилась и третья, важная ступень в психологии — изучение всех физиологических механизмов, которыми управляют психические явления.

Если говорить о задачах кратко, то можно разделить их на несколько пунктов:

  1. Психология должна научить понимать все психологические процессы.
  2. После этого мы учимся контролировать их, а затем и вовсе управлять ими.
  3. Все знания направляем в развитие психологии, которая тесно связана со многими гуманитарными и естественными науками.

великие психологи

Благодаря основным задачам фундаментальная психология (то есть наука ради науки) была разделена на несколько ветвей, к которым относится и изучение детских характеров, поведения в рабочей среде, темперамент и черты творческих, технических и спортивных личностей.

Методики, которые используются наукой

Все этапы становления психологии как науки связаны с великими умами, мыслителями и философами, которые и разработали абсолютно уникальную сферу, изучающую поведение, характер и умения людей. История подтверждает, что основоположниками учения стали Гиппократ, Платон и Аристотель — авторы и исследователи античности. Именно они и предположили (конечно, в разные отрезки времени), что существует несколько видов темперамента, которые отражаются на поведении и целях.

Психология, прежде чем стать полноценной наукой, прошла огромный путь и затронула практически каждого известного философа, врача и биолога. Одними из таких представителей являются Фома Аквинский и Авиценна. Позже, в конце XVI века, в развитии психологии участвовал Рене Декарт. По его мнению, душа — это субстанция внутри субстанции. Именно Декарт впервые внес в обиход слово «дуализм», что означает наличие духовной энергии внутри физического тела, которые очень плотно сотрудничают между собой. Разум, как установил философ, и есть проявления нашей души. Несмотря на то что многие теории ученого были высмеяны и опровергнуты спустя несколько веков, он стал главным основоположником психологии как науки.

Сразу после работ Рене Декарта стали появляться новые трактаты и учения, написанные Оттоном Касманом, Рудольфом Гоклениусом, Сергеем Рубиншейном, Уильямом Джеймсом. Они шагнули дальше и стали обнародовать новые теории. Так, например, У. Джеймс в конце XIX века доказал наличие потока сознания с помощью клинических исследований. Главная задача философа и психолога была обнаружить не только душу, но и ее структуру. Джеймс предположил, что мы — это двойственное существо, в котором «обитает» и субъект, и объект. Давайте рассмотрим вклады других, не менее значимых ученых, таких как Вильгельм Максимилиан Вундт и Карл Густав Юнг и др.

великие психологи

С. Рубинштейн

Сергей Леонидович Рубинштейн — это один из основателей новой школы в психологии. Работал в начале XX века в Московском государственном университете, был преподавателем и параллельно проводил исследования. Основной вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна был сделан в педагогическую психологию, логику и историю. Он подробно изучал типы личностей, их темперамент и эмоции. Именно Рубинштейн создал всем известный принцип детерминизма, который обозначал, что все действия и поступки человека напрямую связаны с внешним (окружающим) миром. Благодаря своим исследованиям был награжден многочисленными медалями, орденами и премиями.

Сергей Леонидович подробно описал свои теории в книгах, которые впоследствии поступили в тираж. К ним относится и «Принцип творческой самодеятельности», и «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса». Во второй работе Рубинштейн рассмотрел общество как единое целое, которое следует по единому пути. Для этого ученому пришлось провести глубокий анализ советского народа и сравнить с зарубежной психологией.

Сергей Леонидович также стал основоположником исследования личностей, но, ко всеобщему сожалению, не смог закончить работу. Однако его вклад заметно продвинул развитие отечественной психологии и укрепил ее статус как науки.

О. Касман

Оттон Касман в психологии сыграл значительную роль, несмотря на то что длительный период являлся главным пастором и богословом в немецком городе Штаде. Именно этот общественный религиозный деятель назвал все психические явления научными объектами. Об этом основоположнике практически нет информации, так как за четыре века произошло довольно много событий. Однако Оттон Касман оставил нам ценные труды, которые называются Psychologia anthropologica и Angelographia.

Богослов и деятель внес коррективы в термин «антропология» и объяснил, что биологическая природа человека напрямую связана с абстрактным миром. Несмотря на то что Касман внес неоценимый вклад в психологию, сам пастор тщательно изучал антропологию и пытался провести параллель между этим учением и философией.

Р. Гоклениус

Рудольф Гоклениус в психологии является важным звеном, несмотря на то что был доктором физических, математических и медицинских наук. Жил ученый в 16-17 веках и за свою длительную жизнь создал немало важных трудов. Как и Оттон Касман, Гоклениус стал использовать в обиходе слово «психология».
великие психологи

Интересный факт, но Гоклениус являлся персональным учителем Касмана. Получив докторскую степень, Рудольф стал подробно изучать философию и психологию. Именно поэтому сегодня мы знакомы с именем Гоклениуса, ведь он был представителем неосхоластики, которая совмещала в себе и религию, и философские учения. Ну а так как ученый жил и работал в Европе, он выступал от католической церкви, которая и создала новое направление схоластики — неосхоластику.

В. Вундт

Имя Вундта известно в психологии так же, как и Юнга, и Рубинштейна. Вильгельм Максимилиан жил в 19 веке и активно практиковал экспериментальную психологию. Данное течение включало в себя нестандартные и уникальные практики, которые позволяли изучить все психологические явления.

Как и Рубинштейн, Вундт изучал детерминизм, объективность и тонкую грань между деятельностью человека и его сознанием. Главная особенность ученого в том, что он являлся опытным физиологом, который понимал все физические процессы живых организмов. В какой-то мере Вильгельму Максимилиану было гораздо проще посвятить свою жизнь такой науке, как психология. За всю жизнь он обучил десятки деятелей, в числе которых Бехтерев и Серебреников.

Вундт стремился познать, как работает наш разум, поэтому нередко проводил эксперименты, позволяющие ему выяснить химические реакции в организме. Именно работы этого ученого и заложили фундамент в создании и продвижении такой науки, как нейропсихология. Вильгельм Максимилиан любил наблюдать за поведением людей в разных ситуациях, поэтому разработал уникальную методику — интроспекцию. Так как сам Вундт был еще и изобретателем, то многие эксперименты прорабатывались самим ученым. Однако интроспекция не включала в себя использование приборов или инструментов, а лишь только наблюдение, как правило, за собственными психическими явлениями и процессами.

К. Юнг

Карл Густав Юнг, возможно, один из самых популярных и амбициозных ученых, который посвятил свою жизнь психологии и психиатрии. Причем деятель не просто пытался понять психологические явления, он еще и открыл новое направление — аналитическую психологию.

Юнг тщательно проработал архетипы или структуры (модели поведения), которые появляются на свет вместе с человеком. Ученый тщательно изучал каждый характер и темперамент, связывал их одним звеном и дополнял новой информацией, наблюдая за своими пациентами. Юнг также доказал, что несколько человек, находясь в едином коллективе, могут неосознанно совершать схожие действия. И именно благодаря этим работам ученый начал анализировать индивидуальность каждого человека, изучать, есть ли она вообще.

великие психологи

Именно этот деятель предположил, что все архетипы являются врожденными, но главная их особенность в том, что они развиваются сотни лет и передаются из поколения в поколение. Впоследствии все типы напрямую влияют на наш выбор, поступки, чувства и эмоции.

Кто такой психолог сегодня

На сегодняшний день психолог, в отличие от философа, должен получить хотя бы степень бакалавра в университете, чтобы практиковать и исследовать. Он является представителем своей науки и призван не только оказывать психологическую помощь, но еще и вносить вклад в развитие своей деятельности. Чем занимается профессиональный психолог:

Не стоит путать психолога с психиатром. Второй представляет собой ученого, который получил медицинскую степень и имеет право заниматься диагностикой, лечением. Он выявляет, анализирует и обследует психические расстройства от самых незначительных и незаметных до самых агрессивных. Задача психиатра в том, чтобы выявить, болен ли человек или нет. В случае обнаружения отклонения врачом разрабатывается уникальная методика, которая позволяет помочь пациенту, купировать его симптомы или полностью вылечить. Несмотря на всеобщие разногласия, было заключено, что психиатр не является медицинским специалистом, хотя работает напрямую с пациентами и различными лекарственными препаратами.

Психология актуальна и важна в жизни каждого из нас. Эта наука является ярким примером эволюции человека, когда, задавая себе бесчисленные вопросы, мы развивались и шагали каждый раз на новую ступень. Она изучает тип людей, феномены, когда в разных ситуациях они объединяются в коллективы, расходятся и ведут одинокий образ жизни, проявляют агрессию или, наоборот, испытывают эмоциональное перевозбуждение и счастье. Мотивация, цели, депрессия и апатия, ценности и переживания — это лишь малая толика, которую изучает такая уникальная наука, как психология.

Источник: http://monateka.com/article/256106/

Великие психологи

великие психологи

Великие Психологи

Книги серии «Мастера психологии»
(книжный интернет-магазин «Лабиринт»)

Нажмите F5 , чтобы обновить ассортимент книг

Найти книги и другие материалы здесь:

© Авторские права на все материалы сайта и продукцию предлагаемую на сайте защищены .

Источник: http://www.orgpsiholog.ru/velikie.htm

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *