Механизмы психологической защиты личности — механизмы защиты психики

17.09.2019

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Механизмы психологической защиты личности

Психологическая защита личности

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам. В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты. Р. М. Грановская считает, что функции психологической защиты по своей сути противоречивы: с одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом, с другой, — могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.

Механизмы психологической защиты

К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение и некоторые другие. Остановим свое внимание на характеристике каждого из названных механизмов так, как их описывает Р. М. Грановская.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит, не воспринимается. Этот способ защиты характеризуется заметным искажением восприятия действительности. Отрицание формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно оценивать происходящее вокруг, что ведет к затруднениям в поведении.

Вытеснение — наиболее универсальный способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается человеком не то плохое, что ему сделали окружающие, а то плохое, что он причинил себе или другим. С этим механизмом связана неблагодарность, все разновидности зависти и великое множество комплексов собственной неполноценности, которые вытесняются со страшной силой. Имеет значение, что человек не делает вид, а действительно забывает нежелательную, травмирующую его информацию, она полностью вытесняется из его памяти.

Проекция — бессознательный перенос на другое лицо собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает тенденция снизить привлекательные качества пострадавшего.

Идентификация — бессознательный перенос на себя чувств и качеств, которые присущи другому человеку и недоступны, но желательны для себя. У детей — это простейший способ усвоения норм социального поведения и этических норм. Например, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образам, идеалам, которое позволяет преодолеть свою слабость и чувство неполноценности.

Рационализация — обманное объяснение человеком своих желаний, поступков, которые в действительности вызваны причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Например, переживая какую-либо психическую травму, человек защищает себя от ее разрушительного воздействия тем, что оценивает травмирующий фактор в сторону понижения значимости, т.е. не получив страстно желаемого, убеждает себя, что “не очень-то и хотелось”.

Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом. Данный механизм разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Замещающая деятельность отличатся переводом активности в иной план. Например, из реального осуществления в мир фантазии.

Изоляция, или отчуждение — обособление внутри сознания травмирующих факторов для человека. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, т.е. нет связи межу эмоциональной окраской и событием. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

Таким образом, необходимо знать, что психологическая защита может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека, даже при нарушении им социальных норм и запретов, так как она создает почву для самооправдания. Если человек, относится к себе в целом положительно, допускает в сознании представление о своем несовершенстве, о недостатках, то он становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihologicheskaya-zashchita-lichnosti.html

Механизмы защиты психики

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства) между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

При этом конфликт между потребностью и страхом человек может выражать разными способами:

— посредством психических перестроек;

— посредством телесных нарушений (дисфункций), проявляющихся в виде хронических психосоматических симптомов;

— в форме изменения способов поведения.

Впервые термин «психологическая защита» был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.

Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучавших механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит.

Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация).

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

— они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

— они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Фрейд подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение и б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Первая комбинация способствует возникновению фобических реакций, вторая — образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки).

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация – самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви – разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста – стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности – грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Источник: http://studopedia.ru/14_108372_mehanizmi-psihologicheskoy-zashchiti-lichnosti.html

Психологическая защита

механизмы защиты психикиПсихологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, тревожности, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. Индивид активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной ложью либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в депрессию, помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из подсознания.

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать личностному росту, развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения социализации малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение сознания от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, фрустрации, ощущения стыда, вины, чувства гнева.

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень инфантильности индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к самообману.

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, сублимация — это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии адаптации говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является вытеснение, которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда агрессия или злость к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по эмоциям и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: http://psihomed.com/psihologicheskaya-zashhita/

Виды защитных механизмов психики человека

Автор: Дарья Суртаева · Опубликовано 19.02.2019 · Обновлено 19.02.2019

Замечали ли вы за собой определенные поведенческие установки как стандартную реакцию на некоторые жизненные ситуации? Например, когда вас увольняют с работы, объясняя ситуацию родным, вы вините начальника, и рассказываете, что он постоянно придирался, хотя ситуация обстояла не совсем так, и повод для критики у него был? Или когда вы сорвались и накричали на другого человека, вам проще выставить его в негативном свете? Эти действия способны вызывать непринятие обществом. Окружающие порой списывают это на «сложный характер». И явно не каждый задумывается, что такие действия – это типичная психологическая защита. Давайте разберемся в этом понятии.

Что такое психологическая защита?

механизмы защиты психики

Этот термин ввел еще в далеком 1894 году великий психоаналитик Зигмунд Фрейд. Он пришел к выводу, что человек может реагировать на неприятные для него обстоятельства двумя способами: блокировать их в сознательном состоянии или же искажать эти обстоятельства до такой степени, чтобы их масштабы существенно снизились или отклонились в другую сторону.

Все защитные механизмы обладают двумя объединяющими их характеристиками. Во-первых, они не являются осознанными. Человек активирует их, сам того не понимая. Это просто самообман. А во-вторых, главная цель этих механизмов состоит в том, чтобы максимально исказить или отрицать реальность, чтобы она не казалась человеку такой тревожной или угрожающей. Стоит отметить, что нередко люди используют сразу несколько защитных механизмов для того, чтобы оградить свою личность от неприятных, травмирующих событий. Это ни в коем случае не осознанная ложь или преувеличение.

Не смотря на то, что все эти защитные реакции направлены на то, чтобы уберечь психику человека, не дать ему впасть в депрессию или пережить сильный стресс, они могут приносить и вред. Мы не можем всю жизнь жить в состоянии отрицания или обвинения всех вокруг в своих неприятностях, подменивая собственную реальность на искаженную картинку, которую выдало наше подсознание.

Какие бывают виды психологической защиты?

Давайте рассмотрим основные защитные механизмы, которые выделил Зигмунд Фрейд. Каждый человек сможет узнать как минимум один, а то и несколько механизмов, которые активировала его психика ранее.

механизмы защиты психики

Вытеснение. Этот механизм еще имеет название «мотивированное забывание». Он действует, вытесняя травмирующее событие из сознательного уровня в подсознательный. Но, тем не менее, проблема остается в психике человека, сохраняет вместе с собой напряжение на эмоциональном уровне, а также накладывает след на поведение человека.

Так, психологическая защита в виде вытеснения может проявляться у жертв насилия, когда шок от пережитой ситуации настолько сильный, что психика просто отправляет воспоминание на глубины подсознания. Человек просто не помнит о том, что над ним совершили какие-то страшные действия и живет так, как и жил до этого.

Но, как ни крути, вытесненное воспоминание будет давать о себе знать. Это непосредственно сказывается на поведении человека. Например, изнасилованная девушка, даже если она не будет помнить об этих жутких событиях своей жизни, может проявлять опасение, недоверие и тревожность в общении с мужчинами в будущем. Жизнь в таком состоянии требует постоянного расхода психологической энергии. Иногда потребность той информации, которая была вытеснена, может выйти наружу и проявиться в так называемой «психопатологии обыденной жизни» — во снах, шутках, оговорках и прочих подобный проявлениях.

Также последствия вытеснения могут проявляться в наличии у человека психосексуальных нарушений (как фригидность или импотенция), или же в психосоматических болезнях. Вытеснение – это основной и самый распространенный вид психологической защиты. Он непосредственно влияет на другие защитные механизмы личности, в некоторых случаях являясь их основой.

Отрицание. Этот вид защиты активируется в тот момент, когда человек не хочет осознавать наличие какого-то травмирующего обстоятельства. Например, серьезного заболевания.

механизмы защиты психики

Впервые мы все сталкиваемся с этим механизмом еще в раннем детстве. Когда, разбив мамину любимую вазу, ребенок искренне заявляет, что не делал этого. В данной ситуации есть два варианта: либо малыш очень хорошо умеет обманывать, либо он сильно испугался, что его отругают или что мама расстроится, и его подсознание просто вытеснило воспоминание о том, что он действительно разбил эту вазу.

Проекция. Механизм, благодаря которому человек приписывает свои неприемлемые чувства, поведение, мысли другим людям или окружению в целом. Так, в рамках этого механизма мы можем перекладывать ответственность за свои промахи, неудачи и ошибки на других людей.

Ярким примером проекции является тот случай, когда мы переносим свои негативные качества (реальные или выдуманные) на другого человека, и испытываем к нему за это чувство неприязни. Он не нравится нам, ведь на сознательном уровне не понимаем, что сами обладаем недостатками, которые ему приписали.

Сублимация. Это психологическая защита, которая подразумевает изменение человеком своих импульсов на те, которые можно выражать приемлемым для общества образом. Сублимация является единственной здоровой тактикой взятия под контроль импульсов, которые окружающими не принимаются.

Например, мужчина, который на подсознательном уровне склонен к садизму, может реализовать свою потребность в написании романов или занятии спортом. В этих видах деятельности он может проявить свое превосходство над другими людьми, однако сделать это таким путем, который принесет полезный для общества результат. Фрейд в своих трудах пишет о том, что сублимация сексуальных инстинктов стала одним из главных двигателей культуры и науки на западе. Именно этот механизм повлек за собой подъем в идеологии, культуре и имеет большое значение для современной жизни.

механизмы защиты психики

Реактивное образование. Такая психологическая защита срабатывает в те моменты, когда человек хочет трансформировать какие-то неприемлемые для общества или для него самого желания и мысли на совершенно противоположные. Когда, к примеру, женщина, испытывающая ненависть к своей родственнице, всячески выражает заботу и любовь к ней. Или мужчина, который яро выступает против гомосексуалистов таким образом может подавлять в себе склонность к однополой любви.

В силу этого искажения реальности сложно оценивать объективное мнение человека. Ведь хорошее отношение может быть лишь подавлением реальных негативных мыслей и желаний. Но иногда защитные механизмы личности работают и наоборот. Например, когда человек, выражающий гнев, на самом деле испытывает добродушие или заинтересованность. А наигранная или показная ненависть – это последствие отношений или безответной любви, которая стала для него травмирующим событием.

Рационализация. Это вид защиты, при котором человек старается пояснить свои ошибки, неудачи или промахи с точки зрения логики. И, что самое интересное, часто ему удается убедить и себя, и остальных в том, что все на самом деле в порядке. Так, мужчина, которого отвергла женщина, может внушать себе и близким, что она совершенно непривлекательна или имеет плохой характер, вредные привычки и т.п. То есть, как говорится: «Не так уж и хотелось». А иногда защитные механизмы мы можем встретить даже в баснях. Наглядный пример рационализации встречается в басне Эзопа о лисе и винограде: героиня-лиса не смогла дотянуться, чтобы сорвать гроздь винограда, и стала успокаивать себя тем, что ягоды еще не созрели.

Обесценивание. Эта психологическая защита – одна из самых жестоких и негуманных видов защиты по отношению к окружающему миру. Потому что человек с обесцененным собственным «я» (что часто незаслуженно), старается обесценить весь мир вокруг него, тем самым спасая собственную самооценку. Такой механизм очень часто срабатывает у молодых людей, потому что в юношестве большинство из них себя недооценивает, страдает от комплексов. И поэтому молодые люди иронизируют, пытаясь высмеять все недостатки общества.

механизмы защиты психики

Фантазирование. Это вид защиты, при котором человек так же старается создать вокруг себя искаженную реальность. Эти психологические механизмы проявляются в виде фантазий. Например, человек идет на работу и визуализирует ситуацию, когда он находит кейс с деньгами. И, естественно, в мечтах они не украдены и не заработаны на чьем-то несчастии. Они совершенно «чистые», вот прямо для него свалились с неба. И так человек со временем замечает, что прогуливаясь по улице, он осматривается по сторонам, в глубине души надеясь увидеть тот самый кейс. Имеет ли фантазирование негативные последствия? Смотря в какой форме оно проявляется. Иногда, если мы просто о чем-то мечтаем, это дает нам возможность отвлечься, сбросить напряжение, подумать о приятных вещах. Но иногда мысль об объекте фантазии становится навязчивой. И если человек бросит работу, и будет бесцельно бродить по улицам, рассчитывая, что вот-вот он найдет такой кейс с деньгами и мигом решит свои финансовые вопросы, то это, бесспорно, вредное действие фантазирования. В таких случаях защитные механизмы срабатывают против нас самих.

Перенесенная агрессия. Это очень распространенный механизм, который использует большое количество людей. Хороший пример: когда глава семьи, который в этот день не смог проявить себя на работе хорошо и был отчитан начальством, приходит и «срывается» на своих родных. Он находит в них недостатки, кричит, норовит устроить ссору, провоцирует домочадцев для того, чтобы высвободиться от того негатива, который накопился у него на протяжении всего дня.

механизмы защиты психики

В Японии придумали, как избавиться от этого – в специально отведенном помещении на предприятиях устанавливали резиновую куклу с обликом начальника этого предприятия. А рядом – биты. Так, работник, который недоволен отношениями в коллективе или критикой руководителя, может пойти и поколотить его реалистичную копию. Это помогало уменьшить количество скандалов дома на почве неприятностей на работе. Нередко перенесенная агрессия может проявляться в соматических болезнях, когда ответственный, ранимый, склонный к депрессиям человек, переносит всю злость за ошибки на себя, свое тело. Часто это может выливаться даже в алкогольную зависимость.

Изоляция. Это механизм, при котором человек как будто бы разделяет свою личность на две или более, отделяя ту, которая совершает плохие поступки. Это неосознанное абстрагирование от проблемы, погружение в которую способно спровоцировать неприятные чувства, и даже вызвать невротическое состояние. Часто такое проявляется в детском возрасте, когда ребенок, сделав что-то плохое, «превращается» в другую личность – мышку или героя мультфильма, к примеру, который признается, что мальчик или девочка сделал что-то плохое, но не он, «мышка».

Регрессия. Это переход на более простой, примитивный уровень функционирования. Он свойственен личностям, которые склонны к истерикам. Им часто присущ инфантилизм, отчего переход на детское поведение и отказ брать на себя ответственность – практически естественная реакция на неприятные события. Некоторые исследователи склонны полагать, что регресс личности является одной из причин развития шизофрении.

механизмы защиты психики

Механизмы защиты – это хорошо или плохо?

Казалось бы, психологическая защита во многих случаях срабатывает против человека, погружая его в среду искаженной реальности. Под нее подстраиваются его установки, действия и мысли, что является негативным влиянием.

Но, тем не менее при отсутствии психологической защиты людям было бы невероятно сложно переносить стрессовые ситуации. Известие о болезни или проблемы на работе могли бы провоцировать тяжелые психические расстройства или физические заболевания.

Нельзя винить человека, который слишком много фантазирует, подменяет понятия или не хочет принимать определенных событий в своей жизни. Вполне возможно, что он делает это не преднамеренно, неосознанно.

А для того, чтобы сгладить «побочные эффекты» психологической защиты, необходимо работать не над сменой поведения человека, а над устранением последствий травмы, которая и стала провокатором активации защиты.

Источник: http://vseostresse.ru/psihicheskie-rasstroystva/zashchitnye-mekhanizmy.html

Механизмы психической защиты

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Термины «психологическая защита», «защитные механизмы» были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др.

Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защиты.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

· агрессия (или нападение на «фрустратора»);

· аутизм (самозамыкание, «уход от фрустратора»);

· репрессия (подавление желаний, «отказ от фрустратора»);

· рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, «оправдание фрустратора»);

· сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, «замещение фрустратора»)

· самопрощение («Да! А что?»);

· проекция собственной вины на всех других («Сами виноваты!») и др.

«Защита» и «сопротивление» – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.

Наряду с понятием «защита» особое место в психодинамике занимает понятие «трансфер».

Кроме трансферного, в области сопротивления рассматриваются явления, называемые вторичной выгодой.

В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.

Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: «Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности». Защита не есть «встроенная» от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

· они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;

· они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.

Понятия «стресс», «эустресс», «дистресс»

Стресс(от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

· реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены);

Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов Профессиональной деформации личности. Нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Признаки профессионального выгорания:1) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); 2) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); 3) негативное профессиональное самовосприятие — ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Постстрессовый синдром. В результате воздействия стрессовой ситуации на первом этапе наш организм как бы включает необходимый уровень защиты. Если стрессовая ситуация продолжает действовать дальше, а человек не смог по тем или иным причинам защититься от ее воздействия, то тогда включается резервный, запасной уровень защиты. Если же и здесь нам не удалось защититься, а ситуация остается прежней, то тогда происходит срыв психической деятельности, т. е. возникает психическое расстройство. Так называемый постстрессовый синдром, или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Симптомы: плохое настроение, страхи, тревога, ожидание чего-то неприятного, дурное предчувствие, часто нарушение сна и аппетита. Во-вторых, насильственные, навязчивые воспоминания о стрессовой ситуации, возникающие против воли самого человека. В-третьих, избегание всего того, что, так или иначе, напоминает о стрессовой ситуации. Помимо этого очень часто у людей появляется раздражительность, гневность, агрессивность или наоборот безразличие, апатия. Понятно, что такие люди, фиксируясь, зацикливаясь непроизвольно на стрессовой ситуации, какое — то время не способны заниматься семьей, работой и своей личной жизнью. Детям, перенесшим стресс, часто не до школы и даже не до друзей. Какая-то часть людей, пострадавших от стресса, рано или поздно самостоятельно выходит из этой ситуации. Однако не всегда это удается в одиночку. Иногда человеку необходимо обратиться к специалистам, которые могут работать с пострадавшими от стресса людьми. Этими специалистами могут быть психологи, психотерапевты, психиатры. С помощью специальных психологических методик, а иногда и медикаментов они устраняют патологические последствия стресса. Причем чем раньше начато лечение, тем больше шансов устранить болезненные проявления полностью. При отсутствии своевременной помощи болезненные проявления могут сохраняться долго, даже в течение всей жизни, отравляя человеку разрушительными переживаниями его существование. Учиться не паниковать в критических ситуациях. Учиться не принимать близко к сердцу повседневные проблемы и бытовые конфликты. Учиться контролировать себя и справляться с проблемными ситуациями. Не терять надежду даже, казалось бы, в самых безвыходных ситуациях и опираться на поддержку родных и друзей, когда вам становится очень тяжело и одиноко. Рекомендуется лечение в санаториях с медицинским профилем: лечение больных с болезнями нервной системы

механизмы защиты психики

Нарушения эмоций:

Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболеваниями:

1) У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха; У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность; У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость;

2) У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”);

3) При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх, тревога, снижение настроения, злобность;

4) Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные проявления у больных биполярным расстройством личности (маниакально-депрессивным психозом) — от эйфории до глубокой депрессии. Отмечается склонность к дисфориям у больных депрессией.

5) Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего).

При некоторых психических заболеваниях (шизофрения, депрессивная фаза маниакально-депрессивного психоза) может наблюдаться психическая депрессия — выраженное угнетенно-подавленное настроение, сопровождающееся мыслями о смерти,, самоуничижением и суицидальными стремлениями. Понижение настроения может сопровождаться замедлением мыслей (идеатор-ная заторможенность) и понижением волевой и поведенческой активности (двигательная заторможенность).

Субдепрессия — снижение настроения, не достигающее степени депрессии, наблюдается при ряде соматических и неврологических заболеваний. Повышенное настроение — эйфория может наблюдаться при маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза и, как правило, сопровождается идеаторным возбуждением ( ) и двигательным возбуждением: больные излишне суетливы, хватаясь за все, ничего не доводят до конца, вновь и вновь переключаясь на что-то другое, отвлекаясь, не могут продуктивно работать.

При шизофрении может возникать эмоциональная амбивалентность: одновременное сосуществование противоположных эмоций с парадоксальным изменением настроения, когда несчастье вызывает радость, а радостное событие — грусть. Возможно также сочетание апатии с эмоциональной тупостью, что проявляется безразличием и даже холодным безучастием к себе и близким (вплоть до болезненной бесчувственности).

При эпилепсии часто встречаются расстройства настроения с повышенной раздражительностью и агрессией, при неврозах и некоторых соматических заболеваниях, а также при акцентуациях характера наблюдаются эмоциональная лабильность — легкая смена настроения, от грустного к несколько повышенному, без значительных поводов

Диагностика эмоционального состояния:

— Для исследования эмоций используются тест Люшера, ТАТ.

— Уровень тревожности исследуют с помощью шкал Тейлора, Спилбергера.

В норме у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завершить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспышки, негативные реакции отказа от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и др.

Чувства — более сложная, чем эмоции, форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая его эмоциональное отражение и понятия. Чувства связываются не с физиологическими потребностями человека, а с более высокими нуждами и мотивами деятельности, осуществляя саморегулирующие функции не на организмиче-ском уровне, а на личностном и социально-психологическом. Творческое удовлетворение, радость труда, профессиональная гордость, чувство коллективизма — примеры исторической сформированно-сти социальной обусловленности чувств.

Классификация чувств и виды эмоций.

По видам чувств различают морально-эстетические и интеллектуальные чувства.

Моральные чувства возникают вследствие переживаний людьми своего отношения к выполнению нравственных принципов (добросовестность, честность, отзывчивость, дисциплинированность). Нарушение норм и правил нравственности, невыполнение своего морального долга, общественных обязанностей может вызвать у человека переживания, которые обозначаются как чувства стыда и совести.

Интеллектуальные чувства связаны с умственной деятельностью человека и проявляются, например, в пытливости, любознательности, уверенности или в сомнениях, любви к новому или его боязни. Интеллектуальные чувства связаны с формированием потребностей и интересов, познавательности. Они не только сопровождают умственные процессы, но и стимулируют творческую деятельность, гармонизируют человека.

Эстетические чувства — это чувства красоты или, напротив, безобразного, трагического и комического, величия и низости и т.п. Эстетические чувства вызываются прежде всего самой окружающей действительностью, природой, жизнью, людьми и их деятельностью.

Чувства воспитуемы. Воспитание их заключается в подавлении ненужных чувств и укреплении социально-ценностных и устойчивых, позитивных качеств личности. Эмоционально-волевая и пси-хорегулирующая тренировки могут способствовать развитию эмоциональной возбудимости и являются методом психопрофилактики ненужной эмоциональной взвинченности, растерянности и отрицательного действия стрессовых факторов — фрустрации (напряженности), страха и т.п., мешающих процессам творческого труда.

Источник: http://mydocx.ru/1-65911.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2022 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты
механизмы защиты психики