Структуру личности в психоанализе; Студопедия — структура личности в психоанализе

14.03.2018

1. Ид (Оно) — источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид — мысли, чувства, воспоминания, события из жизни — бессознатель-1 ны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты , будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид — хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых — инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) — противостоят друг другу.Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

Структура личности в психоанализе

Структуру личности Фрейд представлял в виде трех-1 компонентной модели.

1. Ид (Оно) — источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид — мысли, чувства, воспоминания, события из жизни — бессознатель-1 ны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты , будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид — хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых — инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) — противостоят друг другу.Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.

2. Эго (Я) — часть личности, которая находится в кон-I такте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго сле-дует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.

3. Суперэго (Сверх-Я) — источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители.

Потребности и мотивы личности, их виды и функции

Соотношение категорий «мотив» и «потребность»

А.Н.Леонтьев. Предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей. О потребностях ничего нельзя сказать иначе, как на языке мотивов. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Иерархия потребностей (А.Маслоу):

Потребность в самоактуализации

Потребность в гармонии, эстетическая

Потребность в познании себя

Потребность в самоуважении

Потребность в принадлежности к социальному целому

Источник: http://studopedia.ru/5_41979_strukturu-lichnosti-v-psihoanalize.html

Структура личности в классическом психоанализе

Впервые понятие «Психоанализ» было введено Зигмундом Фрейдом для обозначения нового метода изучения и лечения неврозов и психических расстройств. Однако со временем понятие психоанализа стало столь широко употребляемым в медицинской, психологической и философской литературе, что утеряло свое исходное терапевтическое значение. Можно утверждать, что уже на рубеже XX столетия «Психоанализ» стал названием метода психологии изучающим бессознательное в душевной деятельности человека и применяющим устойчивые закономерности проявления его в поведении для диагностики и лечения психических и психосоматических заболеваний. По словам Фрейда психоанализ возник как терапия, однако его родоначальник рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько в качестве основы новой философской системы взглядов на человека и его сущность.

В современной психологии как науке, психоанализ представляет собой одновременно и важнейшую основу психотерапии, и искусство толкования сновидений, и метод интерпретации поведения и, наконец, одно из направлений самопознания.

Стоит так же сказать, Фрейд подчеркивает, что бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть психики человека, а сознательное — лишь определенной надстройкой, базирующейся и произрастающей из сферы бессознательного И так, «Ид», «Эго», «Супер-Эго» или, как пишется в русских источниках — «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

Каждая из этих структур личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами. для изучения динамики развития личности в процессе жизни, Фрейд преобразовал свою топографическую модель в более гибкую — структурную модель психики, введя в рассмотрение три уровня (подсистемы) на которых личность развивается. Личность человека, согласно этой модели, включает в себя три структурных компонента — Оно (ИД), Я (ЭГО) и Сверх-Я (Супер-ЭГО), которые возникают и развиваются по своим программам на фоне постоянно действующего стремления к гомеостазу.

Первым (одновременно с рождением человека) возникает «Оно», которое представляет собой вместилище инстинктивных потребностей («Подвал человеческой личности») таких как инстинкт выживания, импульсивные влечения (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Их совместный энергетический потенциал представляет из себя жизненный запас человека, расходуемый им в рамках модели минимизации психических напряжений.

Подсистема ЭГО возникает на границе сознательного и бессознательного (в предсознании) по мере биологического роста человека и окончательно формируется к трем годам его жизни. Функция ЭГО в данной динамической модели выстраивать поведение так, чтобы его инстинктивные импульсы удовлетворялись с минимальными нарушениями требований внешней среды (родители, общество, мир). и сознания не были бы нарушены.

Подсистема Супер-Эго формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Ее функция микширование конфликта между индивидом (ОНО + ЭГО) и социумом, который неизбежно возникает в течение всей жизни человека. Супер-Эго непрерывно следит за соблюдением морально-этических норм, принятых в данном обществе.

Согласно данной трех-уровенной динамической модели развития личности основы характера, психики и даже линия судьбы формируются у человека до пятилетнего возраста. После этого человек только «функционирует», изживая или сглаживая конфликты, которые в виде блоков скрываются в бессознательном, вызывая на сознательном уровне те или иные психологические проявления в плоть до патологий.

12. Структура личности и процесс индивидуации. Коллективное бессознательное (К. Г. Юнг)

В центре учения Юнга лежит представление об «индивидуации». Процесс индивидуации обусловлен всей совокупностью душевных состояний, которые координируются системой дополняющих друг друга отношений, способствующих созреванию личности. Юнг подчеркивал важность религиозной функции души, считая ее неотъемлемым компонентом процесса индивидуации.

Юнг понимал неврозы не только как нарушение, но и как необходимый импульс для «расширения» сознания и, следовательно, как стимул к достижению зрелости (исцеление). С такой точки зрения психические нарушения – не просто неудача, болезнь или задержка развития, но побуждение к самореализации и личностной целостности.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей:

-коллективного бессознательного, его содержание архетипы — первообразы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов.

-индивидуального бессознательного, его содержание составляют комплексы.

-сознание.Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:

-Эго — центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

-Персона — центр личного сознательного — визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: — может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; — служит формой защиты (принцип — “быть таким, как все”).

-Тень — центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый — зол, злой — добр.-Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) — бессознательная часть личности — это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально — бессознательные архетипы.

-Самость — бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:

-экстраверты — люди, которые максимум своей психической энергии направляют во “вне”, на других людей.

-Интроверты — люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях — доминировании экстра — интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции), чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро — или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека: ощущенческо — мыслительный тип — это когда в сознательном уровне — ощущения и мышление, а в бессознательном — чувствование и интуиция. И чувственно — интуитивный тип — в сознательном уровне — чувствование и интуиция, а в бессознательном — ощущения и мышление.Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

16. Диспозиционная теории структуры личности
Теория диспозиций личности опирается на научные достижения как психологии, так и социологии. Психологическая теория диспозиций принадлежит Гордону Оллпорту.
Г.Оллпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого. «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно
эволюционирует. Наряду с интеллектом и физической конституцией темперамент – это первичный генетический материал, из которого строится личность. Он
особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения, интенсивность эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности.
В поздних работах Г. Оллпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные:
1) кардинальные, характерные для немногих людей, живущих одной глобальной идеей, которая определяет их дела и поступки; среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д’Арк;
2) центральные, из которых строится «ядро» личности (прориум) и которые определяют ее индивидуальность; центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (например, пунктуальность, внимательность, ответственность);
3) вторичные, т. е. носящие производный характер, менее заметны, менее устойчивы (например, привычки, особенности в одежде, еде, поведении).
Диспозиции личности характеризуются интенцией — направленностью, которая включает различные устремления и желания личности (планы, цели, амбиции и пр.). В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде. С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:
· ощущение своего тела;
· ощущение самоидентичности;
· чувство самоуважения;
· расширение самости;
· образ себя;
· рациональное управление самим собой;
· наконец, проприативное стремление.
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:
1) зрелый человек имеет широкие границы “Я”;

2) зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное понятие у Кеттела. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на тригруппы: аттитьюд, эрг и чувство.

Теория типов личности Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Айзенку, в основе структуры личности лежат два главных типа (суперчерты): интроверсия – экстраверсия и стабильность – нейротизм,
В отечественной литературе теория диспозиций разрабатывается В. А. Ядовым. Под диспозицией понимается предрасположенность человека к восприятию социальной ситуации и условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В. А. Ядов выделяет четыре уровня диспозиций :
1. Низшие диспозиции, основанные на базе витальных потребностей — потребностей в еде, жилище и пр.
2. Социальные фиксированные установки, проявляющиеся в разных конкретных ситуациях.
3. Базовые (обобщенные) социальные установки, реализующиеся в типичных ситуациях взаимодействия индивидов.
4. Система ценностных ориентации, связанных с высшими целями индивида.
В. А. Ядов сформулировал концепцию диспозиционной регуляции поведения личности. Суть этой концепции заключается в следующем: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентации); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества.

17.Понятие деятельности структура деятельности., ведущая деятельность.
Одной из отличительных особенностей всех живых существ является активность. У человека она проявляется в форме деятельности. Таким образом, деятельность — это специфический человеческий вид активности.
Деятельность— это специфически человеческая регулируемая сознанием целеустремленная активность субъекта, в ходе которой происходит достижение им поставленных целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность играет важную роль в жизни человека, благодаря ей развивается сознание, осуществляются психические процессы. Учитывая то, что деятельность человека осуществляется в большинстве случаев коллективно, в деятельности развивается и социальная природа человека, то есть его личность.
Деятельность как психологический процесс представляет собой сложное структурное образование, в котором происходит взаимодействие различных элементов. Основными компонентами деятельности являются действия, операции, которые, как и поведение, побуждаются мотивацией, целями, задачами. Рассмотрим структуру деятельности подробнее :
Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.
Мотив – то, почему осуществляется деятельность.
Действие – то, как осуществляется деятельность.
Пример: человек собирает хворост (действие), чтобы разжечь костер (цель), потому что надо согреться и приготовить еду (мотив), так как он замерз и проголодался (еще один мотив). Как вы видите, очень часто в структуре деятельности содержится не одна цель и один мотив, а целый комплекс целей и мотивов.
Основные этапы деятельности:
· постановка задачи (цели);
· составление плана действий;
· выполнение;
· проверка результата и исправление ошибок;
· подведение итога.
Американский психолог Абрахам Маслоу обусловил мотивацию деятельности человеческими потребностями и выделил из них пять основных видов, их,
в свою очередь, он разделил на два типа:
1) первичные:
· физиологические потребности;
· безопасность и защищенность;
2) вторичные:
· социальные потребности (в общении, привязанности, дружбы);
· потребность в уважении (т.е. признании личных достижений, самоутверждении, лидерстве);
· самовыражение (творчество, стремление к совершенству).
Эта классификация много раз дополнялась различными психологами, которые добавляли новые потребности, либо разделяли существующие на подвиды. С точки зрения обществознания, я в этом смысла не вижу, так как для нас главное – разделение на первичные (материальные) и вторичные (духовные). Именно наличие вторичных потребностей отличает человека от животного,
Ведущая деятельность — деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований
человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.
Виды:
—непосредственное общение младенца с взрослыми;
—предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
—сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
—учебная деятельность школьников;
—профессионально–учебная деятельность юности.

18. Понятие темперамента. Типы темперамента и их психологическая оценка.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере
умственной работы, особенностях речи и т. п.
Для составления психологической характеристик традиционных 4 типов обычно выделяют следующие основные свойства темперамента:
· Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо
психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
· Реактивность характеризуется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействий одинаковой силы
(критическое замечание. обидное слово, резкий тон — даже звук).
· Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает
препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
· Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависти деятельность человека: от случайных внешних
или внутренних обстоятельств, настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
· Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям
(пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
· Экстраверсия, интраверсия определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних
впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).

Учитывая все перечисленные свойства. Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:

САНГВИНИК. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается
на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу.
Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.
У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.
ХОЛЕРИК . Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его
трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.
Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность,
малоподвижность.Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное
значение, содействует основательности постоянству личности.
МЕЛАНХОЛИК Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью.Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому,
что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

структура личности в психоанализе

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник: http://cyberpedia.su/7x267e.html

Структура личности по З. Фрейду

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Психосексуальные стадии развития личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

структура личности в психоанализе

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Источник: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/struktura-lichnosti-po-freydu.html

Структура личности в психоанализе

Структура личности в психоанализе: вторая топика З.Фрейда

Концепция бессознательного (бессознательных психических процессов), которую разработал первый психоаналитик Зигмунд Фрейд , являлась центральной в раннем описании личностной организации в психоанализе . Однако в начале 20-х годов Фрейд , как практический психолог и психотерапевт , а также пытливый исследователь психологии личности и теоретик эффективных подходов к психотерапии , пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Оно , Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычном психоанализе используются латинские эквиваленты этих терминов – Ид, Эго и Суперэго). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности. Фрейд, как проницательный психолог , психоаналитик , понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (то есть, топографическая модель) изображена в виде диаграммы на рисунке. На рисунке показано, что сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно.

структура личности в психоанализе

Оно. Оно у Фрейда обозначает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон , дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Оно – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Оно сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений, будь то осторожность или страх . Являясь самой старой исходной структурой психики, Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно половыми и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании и становятся фактором формирования невроза или иного расстройства, к примеру, депрессии . Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Оно подчиняется этому принципу, выражая себя — наиболее свободно это происходит в сновидении — в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку Оно не ведает страха или тревоги , оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели – этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества, а значит требует консультации и помощи психолога . Иначе говоря, Оно можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но для осуществления этой власти он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь». Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, посредством которых Оно избавляет личность от напряжения, которое может вызвать стресс или внутреннее побуждение: рефлекторные действия и первичные процессы . В первом случае Оно отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов – кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция Оно, называемая первичным процессом представления. Оно формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в симптомах невроза или депрессии , снах , галлюцинациях или психозах , а также в психической деятельности новорожденных младенцев.

Первичные процессы – нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя». Трагедия поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между действительным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к психологическому стрессу или, даже, к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, Я.

Я – это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Я стремится выразить и удовлетворить желания Оно в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Я получает свою структуру и функцию от Оно, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Оно для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Я помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Оно, Я должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих Оно возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира – искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д. Соответственно Я использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Оно.

В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности , цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение половой потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Я, по контрасту с Оно, различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом , Я способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и для других людей образом. Таким образом, Я служит «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Одной из основных целей психологического консультирования или психоанализа является высвобождение некоторого количества энергии Я, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.

Сверх-Я. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа – посредством формирования Сверх-Я.

Сверх-Я – последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, как а, как психотерапевта , организм человека не рождается со Сверх-Я. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-этической силой личности, Сверх-Я выступает следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально Сверх-Я отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера Сверх-Я увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать Сверх-Я как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.

Фрейд разделил Сверх-Я на две подсистемы: совесть и Я-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект Сверх-Я – это Я-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения, любви к себе и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Сверх-Я считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Сверх-Я, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Оно, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить Я в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Источник: http://www.psy4analysis.ru/article2.htm

Структура личности по Фрейду

структура личности в психоанализе

Что представляет собой личность человека? Ответы на этот вопрос не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий. Самые популярные среди них: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С. Л. Рубенштейна и ряда прочих исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. О последнем пункте в этом списке и наиболее ярком среди прочих примере исследования структуры личности мы и поговорим более подробно.

Зигмунд Фрейд – структура личности

До появления фрейдовской теории, изучение структуры личности сводилось к самому феномену сознания человека. Скрытые мотивы поведения и его особенности не рассматривались в глубинном разрезе. Фрейд же считал что психика это не только «сознательное». Она многомерна и состоит из нескольких уровней и компонентов, которые отражают не только осознанные, но и подсознательные процессы. Таким образом, психическая структура личности по Фрейду представляет собой три взаимосвязанных элемента – бессознательное, предсознание и сознание. Понятие предсознательных процессов сводится к тому, что они не всегда находятся в сознании, но иногда могут быть им вызваны.

В тот период, когда Фрейд активно развивал свою гипотезу, достаточно распространенным было применение в психологической практике метода гипноза. Однако, по мнению отца психоанализа введение человека в состояние гипноза делает невозможной попытку вывести бессознательный опыт в осознанное состояние. Именно поэтому психолог создал свои методы работы с пациентами. Ими стали знаменитая и сегодня интерпретация сновидений и метод свободных ассоциаций.

Таким образом, структура личности и ее психики по Фрейду имеет три составляющих: Оно, Эго и СуперЭго.

  1. «Оно». Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека.
  2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабаывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде.
  3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей.

Отдельное место в психологической структуре личности по Фрейду занимают стадии развития, которые прежде чем повзрослеть проходит ребенок.

Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий.

Также не стоит забывать и о защитных механизмах, которые вырабатываются благодаря взаимодействию всех трех составляющих личности. Они позволяют человеку адаптироваться в окружающем мире и адекватно с ним взаимодействовать. Основные защитные механизмы человека следующие:

Структура личности по Фрейду имеет множество граней. Недаром психоанализ до сих пор является одним из ведущих направлений в психологии. Хотя многие десятилетия труды Фрейда не издавались и всячески подвергались критике, они дошли до наших дней, и служат прекрасным примером того, как развить в себе гармоничную личность, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания.

Источник: http://kak-bog.ru/struktura-lichnosti-po-freydu

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты