Цель работы психолога — Ваш личный психолог — цель работы психолога

06.02.2020

Важным аспектом своей работы я считаю интерпретации сновидений и активных образов для прояснения саморегулирующихся творческих процессов, происходящих в психике

Ваш личный психолог

+7 (926) 150-45-95

Москва (с 9-00 до 21-00, пн-пт)

Skype:

psiholog-tzareva (также я есть в Viber и WhatsApp)

E-mail:

[email protected]

Главная » Цель работы психолога

Цель работы психолога

Какие цели ставит перед собой процесс психотерапии?

Основная цель — это положительные изменения, которые происходят в жизни клиента. Снижение уровня тревожности, осознание своих сильных сторон, повышение самооценки, поиск ресурсного состояния.

Теоретической платформой, на которой я строю свою практику, являются концепции Юнга о душе как о саморегулирующейся системе и о созидательной функции бессознательного, концепции коллективного бессознательного и архетипов.

В подходе к клиенту я придерживаюсь принципов индивидуальности каждого человека и конфиденциальности процесса терапии.

Как отмечал Юнг, «поиск истины начинается в каждом конкретном случае заново, потому что всякая живая истина индивидуальна и не должна производиться из какой-либо предварительно установленной формулы. Каждый индивидуум — это опыт вечно меняющейся жизни, проба новых решений или новой адаптации». (Jung, Contributions to Analytical Psychology, p.349. CVV 17 p.93.)

Целью моей деятельности является способствовать процессу психического становления и созревания, то есть процессу интеграции и индивидуации, когда априорный образ психической «целостности» психе, действует в направлении своей собственной реализации и актуализации.

Важным аспектом своей работы я считаю интерпретации сновидений и активных образов для прояснения саморегулирующихся творческих процессов, происходящих в психике

Особое внимание в процессе терапии я уделяю созданию историй и сказок. В иносказательной форме метафорическое изложение жизненных ситуаций позволяет полнее отразить бессознательные процессы и достичь максимального терапевтического эффекта.

Источник: http://psiholog-tzareva.ru/tsel-raboty/

Цель работы психолога

Актуализация перечня
профессий рабочих
и специалистов среднего
звена, востребованных
на рынке труда

цель работы психолога

цель работы психолога

цель работы психолога

цель работы психолога

Внимание мошенники

цель работы психолога

В целях недопущения распространения новой короновирусной инфекции (2019- nCoV )

ВРЕМЕННО ОТМЕНЯЕТСЯ ЛИЧНЫЙ ПРИЁМ НАСЕЛЕНИЯ

О дновременно рекомендуем по всем вопросам обращаться в письменной форме, по телефону +7 (49248) 2-11-45 или через раздел официального сайта учреждения

Указанные меры вводятся до особого распоряжения

цель работы психолога

Дорогие друзья!

При создании этого сайта администрация государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Владимирской области «Камешковский комплексный центр социального обслуживания населения» в первую очередь руководствовалась идеей повышения уровня информационной открытости и доступности нашего центра.

На нашем сайте Вы найдете подробную информацию о структуре и деятельности учреждения, ознакомитесь с формами и условиями предоставления социальных услуг. Вы получите информацию о том, куда можно обратиться по вопросам социального обслуживания.

ГБУСО ВО «Камешковский комплексный центр социального обслуживания населения» является некоммерческой организацией, создаваемой для осуществления организационной и практической деятельности по оказанию гарантированных государством и дополнительных услуг по социальному обслуживанию (в том числе стационарному) лицам пожилого возраста, инвалидам и гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, проживающим на территории Камешковского района.

Мы всегда готовы и хотим Вам помочь. Искренне надеюсь, что наш сайт станет Вашим надежным спутником в повседневной жизни.

С уважением, директор центра Н.А. Кучина

Структура учреждения

Цель деятельности психолога

Цель деятельности психолога – оказание психологической помощи лицам старшего поколения, гражданам с ограниченными возможностями, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи деятельности

психолога:

  1. выявление проблем клиента;
  2. разработка плана работы с клиентом с целью разрешения его проблем;
  3. реализация плана коррекционных мероприятий, социально-психологическая реабилитация клиента;
  4. проведение групповых профилактических занятий.

Социально-психологические услуги согласно национальным стандартам РФ

  1. социально-психологическое и психологическое консультирование;
  2. психологическая диагностика и обследование личности;
  3. психологическая коррекция;
  4. социально-психологический патронаж;
  5. психологические тренинги;
  6. проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
  7. экстренная психологическая (в том числе по телефону) помощь;
  8. оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов.

Основные направления

деятельности:

  1. индивидуальное и групповое консультирование в ходе личного приёма (по адресу: г.Камешково, ул. Свердлова, д.11) и с выходом на дом (по заявке);
  2. индивидуальные и групповые занятия с проживающими в отделении милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов
  1. организация занятий факультета «Социально-психологическая гостиная» для слушателей народного университета «третьего возраста»;
  2. проведение занятий в клубах по интересам в сельских МО;
  3. проведение занятий с гражданами с ограниченными возможностями;
  4. психологическое просвещение:
  5. участие в проведении информационных встреч с населением сельских МО Камешковского района;
    1. изготовление и распространение рекламной продукции (буклетов, памяток, информационных листов и т.п.);

предоставление в СМИ информации о групповых занятиях, способах саморегуляции и т.д.;

  1. участие в проведении телемостов;
  2. актуализация материала, размещённого на сайте учреждения.

Все виды психологических услуг предоставляются бесплатно.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Владимирской области«Камешковский комплексный центр социального обслуживания населения»

Отделение милосердия для граждан пожилого возраста и инвалидов (место нахождения отделения: Владимирская область, Камешковский район, пос. М. Горького, ул. Мириманова, д.2

Источник: http://kamcson.ru/struch/2-informacia/3-celipsihologa

Цель работы психолога

У нас дружный коллектив

Важная работа

Близкие друзья у нас

Помощь и забота

Дети дарят нам улыбки

Смех и радость, но порой

Непоседы озорные

Отбирают наш покой

Как же быть и что же делать?

Реки слез и детский крик

Мамы начинают бегать

Кажется тупик

Выход есть, не стоит плакать

Ручкой хлопать, ножкой шаркать

Есть у нас в саду психолог

Путь к нему совсем не долог

Нам, психолог дорогой,
Ваш характер нравится!
Кроме Вас, никто другой
С нами не управится!

Дети стали слушаться

Много улыбаются

И родители детьми

Хвалят — не нахвалятся

Высшее профессиональное.

Квалификация: Психолог. Преподаватель психологии.

Квалификационная категория – 8 разряд по ЕТС

Педагогический стаж в ГБОУ ЦРР № 780 и

общий педагогический стаж – 3 года

Работа с детьми: — раннего и дошкольного возраста

Работа с родителями

Работа с педагогическим составом

Участие в создании эмоционально-комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ

Изучение особенностей развития детей в триединстве эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер

Повышение психологической культуры педагогов и родителей

ЗАДАЧИ:

— оказание психологической помощи всем участникам образовательного процесса.

— сохранение психологического здоровья детей (выявление факторов негативного воздействия образовательной среды на развитие личности и обеспечение психологической безопасности образовательного пространства).

— осуществление адаптационных мер при изменении социальной ситуации развития детей (психологическая помощь в период адаптации детей к условиям ДОУ и при переходе на новый возрастной этап).

— обеспечение равных стартовых условий для полноценного развития детей как основы их успешного обучения в школе

Нам преграды нипочем, Нет в мире нас дружнее Море мы переплывем, Горы вместе одолеем Соберем вокруг друзей Встанем вряд мы дружно строем Чтобы было веселей Из улыбок дом построим

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий, в каждой ситуации человек по-разному «подает» себя. А если самоподача не адекватна, это затрудняет общение.

В основе работы с детьми, родителями и педагогами используется гуманистический стиль взаимодействия

Стили общения Стили педагогического руководства

общение на основе увлеченности совместной деятельностью

вместе играем, учимся, развиваемся

на основе дружеского расположения

проявляю искренний интересе к личности ребенка, в стремлюсь понять мотивы деятельности и поведения.

демократический стиль здесь общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. При этом главной особенностью является то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.

Эти стили помогают создать ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности

Цель — создание психологически комфортной обстановки в ДОУ, применение системы педагогических воздействий с учетом психологических закономерностей и формирования личности в условиях социально организованной системы воздействий.

— обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в детском учреждении;

— оказание психологической помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

— психологическое сопровождение детей с повышенной мотивацией к обучению и одаренных детей;

— развитие коммуникативных способностей детей;

— развитие интеллектуальных способностей детей;

— развитие эмоционально-личностной сферы детей;

— совместная работа с администрацией по планированию и организации деятельности ДОУ;

— совместная работа со специалистами по организации и проведению мероприятий в ДОУ.

Цель— предупреждение и коррекция отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования педагогов и родителей.
Виды работ

индивидуальное и групповое консультирование педагогов и специалистов

— индивидуальное и групповое консультирование родителей (по запросам) и составление рекомендаций.

Цель— изучение личности ребенка, определение хода его развития. Соответствия возрастным нормам, создание программ индивидуальной работы.
Виды работ

проведение обследования детей всех возрастных групп при поступлении в детский сад и при переходе на новый возрастной этап (проводится по мере поступления в ДОУ)

— выявление детей всех возрастных групп, относящихся к группе риска (проводится по мере поступления в ДОУ)

— диагностика периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (проводится по мере поступления в ДОУ).

Цель— применение психологического воздействия для осуществления нормального онтогенетического развития и коррекции отклонений.
Виды работ

проведение коррекционных занятий с детьми раннего возраста с целью облегчения периода адаптации к условиям ДОУ

— коррекционно-развивающие занятия с детьми дошкольного возраста целью подготовки к школе

— индивидуальные занятия (по результатам проведенной диагностики).

В своей деятельности психолог использует как групповые формы работы:

групповая психодиагностика

коррекционно-развивающие игры

групповые занятия — с детьми
лекции

дискуссии

«круглые столы»

психологические тренинги

групповые консультации — с родителями
лекции

семинар-практикум

групповая консультация

тренинг

метод «мозгового штурма»

деловая игра

круглый стол

беседа — с педагогами

так и индивидуальные занятия и консультации с детьми,

родителями и педагогическим составом.

Источник: http://mognovse.ru/uvo-cele-raboti-pedagoga-psihologa-obespechenie-psihologichesk.html

Психологическая служба: определение, цели и задачи.

Анализ деятельности психологической службы за рубежом показал, что научное обоснование и способы практической организации психологической службы образования в каждой стране решаются по-своему. Развитие психологической службы определяется, с одной сто­роны, теми научными психологическими концепциями, которые су­ществуют в данном обществе, с другой – потребностями и задачами образования, целями воспитания и формирования лично­сти, которые зависят от политических, экономических и других осо­бенностей той или иной страны.

Прежде всего, следует определить понятие психологической службы образования. Существует много разных определений, но единого, обще­признанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая представляет собой все еще молодую и интенсивно развива­ющуюся практическую ветвь психологической науки.

Психологическая служба образованияинтегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

1. Научный аспект предполагает научное обоснование и разра­ботку психодиагностических, психокоррекционных, психопрофи­лактических и развивающих программ, способов, средств и мето­дов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

2. Прикладной аспект предполагает использование работниками образования психологических данных при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактиче­ских и методических материалов, построении и реализации про­грамм обучения и воспитания.

3. Практический аспект предполагает психологическую работу непосредственно с детьми, группами и классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем.

4. Организационный аспект включает в себя создание структуры психологической службы образования, обеспечивающей как вза­имодействие всех ее звеньев по содержательным и организацион­ным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельно­стью и повышением квалификации практических психологов.

Развитие прикладного, практического и организационного аспек­тов психологической службы образования целиком и полностью за­висит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы.

Целью психологической службы является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в УО, семье и социальном окружении.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи пси­хологической службы образования:

♦ реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития ребенка каждого возраста;

♦ развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, спо­собностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизнен­ных планов и др.;

♦ создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который опреде­ляется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

♦ оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основными средствами достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Нарушение этих условий мешает своевременной ре­ализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ве­дет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость коррекционной или специально развивающей работы с ними.

Таким образом, психологическая служба образования – один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей до­школьного и школьного возраста. Основной задачей – содействие психическому, психофизическому и лич­ностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства; основным средством — создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

Объект деятельности психолога учреждения образования.

Ведущее положение в профессиональной деятельности психо­лога образования занимает прямое взаимодействие с детьми, име­ющее различные психологические цели. Основная цель пси­хологической работы в УО — содействие полноценному и своевременному психи­ческому развитию ребенка, обеспечение его психического здо­ровья и эмоционального благополучия.

Кроме того, психолог осуществляет опосредованное воздей­ствие на детей через лиц, принимающих участие в их развитии, воспитании и образовании (родители и другие члены семьи, вос­питатели и педагоги образовательного учреждения).

Таким образом, структура объекта психологической деятельно­сти в условиях образовательного учреждения определяется следу­ющим образом (рисунок 7):

ребенок — основной объект прямых психологических воздей­ствий;

семья (родители и все члены семьи в контексте их взаимоотно­шений) — объект опосредованных психологических воздействий на ребенка;

педагогический коллектив (педагоги, специалисты, админист­рация в контексте педагогического процесса) и детский коллек­тив (сверстники в контексте детской субкультуры) как социаль­ное окружение — объект опосредованных психологических воз­действий на ребенка.

Рисунок 7 – Объект психологической деятельности

Рассмотрим объекты психологической деятельности в образовательном учреждении подробнее (таблица 8).

Таблица 8 – Объекты психологической деятельности в условиях образовательного учреждения

ОбъектНаправленность воздействийЗадачиНаправления психол. работыОптимальные формы работы
Ребенок и детский коллективПрямые психологические воздействия­ социализация ребенка (адаптация к УО и группе сверстников, новым правилам, отношениям); ­ амплификация психического развития ребенка в контексте содержания данного возрастного этапа; ­ индивидуализация развития ребенка (определение индивидуального варианта развития, формирование индивидуального стиля деятельности и общения); ­ самоактуализация и личностный рост ребенка; ­ стабилизация эмоционально-волевой сферы ребенка; ­ активизация познавательных, коммуникативных и рефлексивных способностей ребенка; ­ оптимизация межличностных отношений в группе сверстников; ­ предотвращение психол. отклонений и нарушений у детей. Дополнительные задачи (в школе): ­ ранняя профориентация школьников и подростков; ­ предотвращение психологических и химических зависимостей, психологического подчинения и манипулирования.диагностика детей; коррекция развития детей; профилактика нарушений у детей; развивающая работа с детьми; консультирование детей (в школе); просвещение детей (в школе).§ индивидуальная работа с ребенком – обследования, игры, занятия, консультации (в школе); § групповая и подгрупповая работа – психологические коррекционные и развивающие занятия, психологические уроки/часы (в школе); § совместная работа ребенка со сверстниками – проектная деятельность
СемьяОпосредованное пси­хологическое воздействие на ребенка через родителей, др. чле­нов семьи (бабушки, братья и др.)­ оптимизация детско-родительских отношений; ­ определение индивидуальной стратегии развития и обучения ребенка; ­ обеспечение эмоционального комфорта и благополучия ребенка; ­ предотвращение психологических отклонений и нарушений у ребенка.диагностика родителей; развивающая работа с родителями; консультирование родителей; просвещение родителей.§ индивидуальная работа с родителями (обследования, консультации); § групповая работа – психологические тренинги, семинары (родительские клубы), родительские собрания; § совместная работа с родителями и детьми – проектная дея­тельность.
Педагогический коллектив и администрацияОпосредованное воздействие на ребенка через педагогический коллектив и образовательно-развививающую среду УО (воспитатели, специалисты, педаго­ги, администрация)­ психологизация педагогического процесса УО (стратегии обучения и развития детей); ­ оптимизация педагогического стиля взаимоотношений пе­дагога с детьми; ­ определение индивидуального подхода к детям, нахождение пространства их личностного роста; ­ психологизация стиля управления руководителя УО.диагностика членов и руководителя педагогического коллектива; развивающая работа с педагогическим коллективом; консультирование педагогического коллектива; просвещение педагогического коллектива.§ индивидуальная работа с педагогами — обследование, кон-сультации, посещение и анализ занятий (дет.сад), уроков (школа); § групповая работа — психол. тренинги, семинары; § совместная работа с педагогами и администрацией (психолого-педагогические консилиумы, педагогические советы); § совместная работа с педагогами и администрацией, детьми и родителями – проектная деятельность.

Предмет профессиональной деятельности психолога учреждения образования.

Предметом профессиональной деятельности психолога является психическое здоровье детей и школьников.

Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы свя­зывает две науки и две области практики — медицинскую и психоло­гическую.

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Существенно, что этим термином обозначается состояние полного душевного, физи­ческого и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В медицинской литературе и в медицинской практике термин «пси­хическое здоровье» широко употребляется. При этом состояние пси­хического здоровья объясняется условиями психосоциального разви­тия детей.

В психологическую литературу понятие психического здоровья ста­ло входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматри­вается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию по­ведения и деятельности, отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию по­ведения и деятельности.

В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустра­ция одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных неврозов, проявляющихся в виде различных заболеваний психосоматического генеза (бронхиальные астмы, при­ступы рвоты, головные боли и т. п.).

Научные данные последних лет и анализ опыта практической работы психологов в учреждениях образования свидетельствуют, что основ­ным фактором, предупреждающим различные психические нарушения в развитии ребенка, является полноценное психическое развитие детей на каждом этапе онтогенеза. Реализация потенциальных воз­можностей развития детей зависит от создания условий, соответству­ющих сензитивности возрастного периода.

Почему же психическое развитие ребенка имеет такое значение для его психического здоровья?

Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возни­кают определенные потребности в деятельности, общении, познании и пр. Нарушения в развитии его психических способностей мешают удовлетворению этих потребностей, так как тормозят поступательное взаимодействие ребенка с окружающим миром людей, культуры, при­роды и этим провоцируют депривационную ситуацию.

Таким образом, основу психического здоровья составляет полно­ценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза.Именно развитие высших психических функций обеспечивает психи­ческое здоровье. Нарушения психического здоровья, а следовательно и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возмож­ности, не создаются условия для формирования возрастных психоло­гических новообразований и ярких индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза. Поэтому создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования,но не единственной.

Для современной психологии характерно разведение терминов психическое здоровье и психологическое здоровье

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам и обеспечивается полноценным психическим развитием на всех этапах онтогенеза, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект про­блемы здоровья человека в отличие от медицинского, социологиче­ского, философского и других аспектов.

Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ре­бенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, подчас забывают о его духовном развитии.

Духовность можно понимать как особое эмоционально-нравственное состояние личности, как такое сознание человека, которое ориентиро­вано на абсолютные ценности — Истину, Красоту, Добро — и пытает­ся реализовать их в предметно-целесообразной деятельности и обще­нии.

Поэтому весьма перспективным является подход к проблеме пси­хологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности.

Поэтому психологическая служба образования направлена на со­здание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духов­ное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Психологическое здоровье заключается в том, что человек находит достойное с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познавае­мом, переживаемом им мире, отношения с которым гармонизируются на каждой возрастной ступени.

Так, для здоровья ребенка важно не только то, что в школе удовлет­воряются его познавательные потребности, но и социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к его чувствам и переживаниям, интере­сам и способностям (не только в учебной деятельности).

Психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем пове­дении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры.

­ интерес человека к жизни,

­ свободу мысли и инициативу,

­ увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности,

­ активность и самостоятельность,

­ ответственность и способность к риску,

­ веру в себя и уважение другого,

­ разборчивость в средствах достижения цели,

­ способность к сильным чувствам и переживаниям,

­ осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей,

­ творчество в самых разных сферах жизни и дея­тельности.

Духовность сама собой не рождается. Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способно­стям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 4816; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://lektsia.com/7×5581.html

Цель работы психолога

К психологическим службам относятся специализированные психологические подразделения предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные или входящие в состав кадровых служб, службы социального развития) и различные профессиональные психологические консультации (располагающиеся отдельно или в медицинских учреждениях): служба семьи и брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования.

Наибольшее развитие психологические службы нашли в специальных органах силовых структур, промышленности, образовании и спорте. Специалисты-психологи могут также входить в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства.

В качестве объекта деятельности психологической службы выступают отдельные люди, коллективы и организации. Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются психологическое изучение и описание объекта исследования, а также психологическое управление данным объектом.

Психологическое управление — воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии с целью изменения его психологических характеристик.

Характер взаимодействия выделенных целей, образующих два уровня работы психолога – уровень понимания явления и уровень управления им, определяется прежде всего особым характером предметной сферы его практической деятельности. Дело в том, что психологические явления не лежат “на поверхности”. В большинстве случаев задачей психолога является не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение соответствия его состояния известным нормам по основным критериям, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Все это предполагает сочетание в деятельности психолога исследовательских и управляющих процедур.

При этом эффективность исследовательско-диагностической деятельностиобусловлена способностью психолога самостоятельно осуществлять задачу поиска проблемы и построения ориентиров своей деятельности. Владея определенной технологией, ориентируясь на норму, он одновременно обязан видеть и уникальность каждого отдельного случая. В процессе психологического управления объектом психолог должен учитывать системность психологических явлений и процессов, имеющих место в конкретной организации, учреждении. Работая с отдельным человеком, ориентироваться как на его индивидуально-психологические особенности, так и на те условия микросоциальной среды, в которых осуществляется жизнедеятельность данного человека.

Hа каждом из уровней (понимания и управления объектом) выделяются задачи, отличающиеся особенным предметным содержанием и требующие специфических методологических и практико-методических средств, профессиональной компетентности и культуры (Гончаров А.И.).1

I. Уровень понимания. Hа этом уровне решаются следующие задачи теоретико-исследовательского содержания:

1. Фиксация существования социально-психологического явления. Содержание деятельности психолога — увидеть явление, заметить его, различить в психологически нерасчлененной для непрофессионала обыденной жизни. Если явление выступило как очевидная проблема, то содержание деятельности психолога-практика — это принятие данной проблемы в качестве задачи своей психологической работы со всеми вытекающими профессиональными, в том числе и этическими последствиями.

2. Описание явления. Содержание — дать развернутую характеристику как на языке обыденного общения, понятного непрофессионалу, так и с помощью категорий психологического языка, выделяющего тонкие детали, особенности и уже известные закономерности.

3. Исследование, т.е. целенаправленное наблюдение явления, его анализ, экспертиза, обобщение полученной достоверной социально-психологической информации.

4. Объяснение — интерпретация исследовательских данных, построение концептуальных моделей, позволяющих объяснить механизмы явления: его структуру, факторы возникновения и динамики, зависимости между различными параметрами-характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния социально-психологических характеристик. Объяснение фактически представляет собой обоснованное описание.

5. Прогнозирование — построение психологом динамических моделей перспективного состояния объекта (группы или отдельного человека), его деятельности и взаимоотношений при тех или иных условиях управления им.

6. Практико-методические рекомендации — система обоснованных предложений организационно-управленческого характера для специалистов-профессионалов, имеющих отношение к организационной системе в связи с решаемой проблемой: для администрации, должностных лиц, других специалистов (медиков, педагогов, социальных работников и др.).

II. Уровень управления.Этот уровень психологической работы предполагает практическое воздействие на параметры группы и характеристики отдельного человека (процессы, качества, свойства и состояния), предполагающее:

7. Учет результатов понимания в управляющем воздействии — в процессе общения с руководителями и членами коллективов, семьи и т.п., в построении коррекционно-формирующих программ, в процессе психологического консультирования и т.д.

8. Коррекция развития — система компетентных профессиональных действий организационно-управленческого, психолого-педагогического, психотерапевти­ческого плана, осуществляемых как самим психологом, так и другими лицами по его рекомендациям по отношению к отклонениям в поведении отдельных людей или групп. Корректирующее воздействие предполагает обоснованное знание соответствующей нормы. Этот момент работы предусматривает оказание психологической помощи нуждающимся в ней людям только со стороны психологов-профессионалов.

9. Hаправленное формирование устранение отклонения от нормы, понимаемого как известный дефицит значимых знаний, умений, навыков, мотивации и личностно-групповых свойств, необходимых для успешного осуществления социальных функций, выполнения профессиональных задач. Формами работы могут быть, например, социально-психологический тренинг общения и пр.

10. Содействие сморазвитию. Жизнь любого коллектива предполагает его саморазвитие, самостоятельное преодоление возникающих проблем. Роль психолога состоит прежде всего в квалифицированном психологическом консультировании руководителя и отдельных людей в случаях их обращения за советом, помощью, а также текущем психологическом просвещении и образовании членов коллектива.

Реализация исследовательско-диагностических и управляющих процедур, техник и технологий направлена на решение тех задач, которые собственно и составляют содержание профессиональной деятельности психолога.

При этом психологическое управление может быть как прямым, включающим специальные психологические методы воздействия на личность, коллектив, которые применяет профессиональный психолог, так и косвенным,осуществляемым совместными усилиями различных должностных лиц через изменение условий жизнедеятельности, направленным отбором и подбором персонала, через изменение технологии и режима деятельности, изменение организационных форм и т.д.

Рассматривая организацию (учреждение, предприятие) как потенциальный объект комплексного психологического воздействия, можно выделить в ней несколько уровней, объединенных в организационную, технологическую и психологическую подсистемы с соответствующими им процессами и взаимосвязями:

а) уровень всей организации. На данном уровне в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации кадров, социального развития коллектива и т.п.;

б) уровень первичного коллектива. Здесь наиболее значимыми являются задачи обеспечения благоприятного социального-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждение конфликтов и т.п.;

в) уровень отдельной личности. Психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решение отдельных психологических проблем.

Источник: http://studopedia.ru/3_32897_tseli-deyatelnosti-professionalnogo-psihologa.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *