Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется — психика присуща только человеку

20.06.2019

hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:

Психика присуща только человеку

Ответ на твой вопрос

1. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется :

сознанием;

Лента сообщений

Университет в кармане

университет, который всегда с тобой

hvz262w узнал ответ на вопрос стал именоваться

hvz262w узнал ответ на вопрос Ароморфозом у позвоночных животных является:

hvz323 узнал ответ на вопрос «Смута» является:

vkluevla узнал ответ на вопрос Вид миссии: узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции, услуг и круга их потребителей, причины возникновения и смысла существования предприятия

vkluevla узнал ответ на вопрос Ситуационный характер стратегии это:

Источник: http://moyuniver.ru/question/111882/

Это высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку

Дата25.05.2018
Размер21,4 Kb.
Название файлаСознание.docx
Сознание — это высшая форма психического отражения действительности, присущая только человеку,

Характеристики сознания;

  • наличие познавательных процессов ощущения, восприятия, памяти, воображения и мышления (это позволяет непрерывно пополнять знания об окружающей середе) ;
  • способность самопознания, т. е. различения «Я» и «НЕ Я» (отсюда — способность человека к самооценке своих поступков);
  • способность целеполагания через мотивы и волевые решения;
  • мир чувств и эмоций:

Сознание и подсознание находятся между собой в постоянном взаимодействии. Считается, что в сознание попадают те сигналы и ситуации, которые создают трудности из-за своей новизны. Но как только решение найдено, вновь включается “автопилот” (подсознание), а сознание готовится к преодолению новых проблемных ситуаций.

Сознание, может находиться в состояниях сна, бодрствования, медитации, гипноза и патологии.

Сон включает в себя две циклически повторяющиеся фазы: медленную и быструю. Во время быстрой фазы эта информация поступает в долговременную память. Взаимодействие этой информации и той, которая там хранится, вызывает сновидения. Сновидения уменьшают накопленную днем напряженность, и представляют своеобразный механизм психологической зашиты человека. Сновидения — это канал взаимодействия сознания и бессознательного.

При медитации внимание человека по его желанию концентрируется на резко ограниченном числе раздражителей, уменьшая тем самым сферу деятельности сознания.

П атоло гические состояния возникают под воздействием психотропных веществ(наркотиков и химических веществ). При этом нарушаются процессы передачи и обработки информации человеком: сигналы либо блокируются, либо ускоряются, либо искажаются.

Ги пноз. также переводит стрелку работы психики с уровня сознания на Подсознание. Все методы гипноза основаны на приемах отключения сознания.

Источник: http://nashuch.ru/eto-visshaya-forma-psihicheskogo-otrajeniya-dejstvitelenosti-p.html

Психика присуща только человеку

ИНСТИНКТ – форма генетически обусловленного поведения

НАВЫК – автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

СОЗНАНИЕ – качественно новый этап развития психики. Сознание – высшая свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей.

Проблема развития психики имеет три аспекта:

־ Возникновение и развитие психики в животном мире

־ Возникновение и развитие человеческого сознания

־ Развитие психики в онтогенезе человека (т.е. начиная от рождения и до конца жизни.

Чувствительность возникает на базе раздражимости как всеобщего свойства живой материи. Чувствительность – первое проявление психики и показатель ее возникновения.

А.Н. Леонтьев выделяет 3 стадии развития психики животных. (Согласно современной теории К.Э. Фабра, в пределах каждой стадии м.б. различные уровни: низший, высший, наивысший.)

1. На стадии элементарной чувствительности (элементарной сенсорной психики) животное реагирует только на отдельные свойства предметов и явлений окружающей среды внешнего мира.

2. На стадии предметного восприятия (перцептивной психики) деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов. Головоногие моллюски, птицы обладают более сложной поведенческих актов.

3. Стадия интеллектахарактеризуется еще более сложной деятельностью. Существенной является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.

Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенныев процессе жизни формы поведения животных.

Сложные акты поведения направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами.

Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др.

Для инстинктов характерно относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида. Они проявляются у животных даже тогда, когда они лишены общения с себе подобными (изолированы). Инстинкты – наследственная форма.

Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных – навыки.

Образование навыков зависит от уровня развития НС. Чем выше животное стоит по уровню развития, тем легче и быстрее образуют навыки, тем сложнее они по своему характеру могут быть.

Животное может научаться несколькими путями.

Реактивное научение — организм пассивно реагирует на внешние раздражители. И в НС формируются непроизвольно, незаметно новые следы памяти.

По типу классического условного рефлекса. Животное осваивает новые биологически значимые свойства предметов и явлений.

Импринтинг– врожденная реакция, но не запрограммированная от рождения, а достраивающаяся в процессе индивидуального опыта. Ярко проявляется у птиц и состоит в том, что птенец научается следовать за первым большим движущимся объектом, попавшим в поле зрения. (Эксперименты К Лоренца).

Привыкание– устойчивая и постоянная реакция на повторяющиеся стимулы.

Оперантное научение – организм активно экспериментирует с окружающей средой.

Метод «проб и ошибок», в ходе хаотических действий животное случайно наталкивается на верное решение и получает за это награду. Затем эти действия повторяются и закрепляются.

Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т. д.

Сознание человека – качественно новый этап развития психики. Сознание – высшая свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности, опосредствованная общественно-исторической деятельностью людей

Сознание — высший уровень развития ПС, присущий только человеку. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель.

Источник: http://studopedia.ru/2_111328_razvitie-psihiki.html

Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется

а) волей б) рефлексом в) сознанием г) эмоциями

69. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и

а) физиологическое б) реальное в)идеальное г) активное

Для нормального состояния сознания характерно(а)

а) гиперактивность б) наличие α-ритмов в) сумеречное состояние сознания;

г) легкое переключение внимания.

Самосознание можно определить как

а) повышенное внимание к себе б) уровень притязаний

в) направленность личности г) образ себя

Психологическим механизмом самосознания выступает

а) эмпатия б) рефлексия в) идентификация г) атрибуция

Рефлексия в области мышления получила название

а) интеллектуальной б) личностной в) социальной г) познавательной

Активность, как всеобщая характеристика живого, получила в человеческом обществе название

а) рефлекс б) деятельность в) реакция г) сознание

Процесс развития психики от простейших до сознания человека называется

а) антропогенез б) филогенез в) социогенез г) онтогенез

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

КАМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ЮРГТУ

Р.М. Миначева

ВВЕДЕНИЕ

Дата публикования: 2014-11-29 ; Прочитано: 2006 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/5-104449.html

Психика и сознание

Филогенез, онтогенез и историогенез психики человека. Периодизация психического развития человека в онтогенезе. Природа человеческого сознания, существенное отличие человека как вида от животных. Измененные состояния сознания и их классификация.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления13.04.2009
Размер файла35,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

психика присуща только человеку

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Филогенез, онтогенез и историогенез психики человека

2. Стадии развития психики

3. Природа человеческого сознания

4. Сознание и язык

5. Общественная природа сознания

6. Структура сознания

7. Сознание и активное бодрствование

8. Измененные состояния сознания и их классификация

Введение

Человек владеет прекрасным даром — разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника — словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира, и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Цель реферата — анализ развития психики и сознания.

1. Филогенез, онтогенез и историогенез психики человека

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Филогенез (от греч. «филэ» — племя, род; «генезис» — происхождение) — развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

антропопсихизм — психика присуща только человеку;

панпсихизм — всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);

биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

нейропсихизм — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

мозгопсихизм — психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования;

продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;

труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» — специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» — сущее; «генезис» — происхождение) — развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли.

Возрастному развитию присущи два свойства — метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.

Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни.

Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности — это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

В психологии существует множество возрастных классификаций онтогенетического развития человека (например, классификации, охватывающие весь жизненных цикл человека от младенчества до старости).

Наряду с общими классификациями существуют и частные классификации, которые посвящены отдельным отрезкам жизни.

В годах, столетиях и тысячелетиях длится жизнь больших человеческих сообществ: цивилизаций, народов, сословий, классов. Это — историогенез психики. Самый крупный масштаб, на сотни тысяч и миллионы лет, у филогенеза — происхождения человеческого рода от ископаемых приматов. В составе психологии развития историческая психология изучает историогенез. Ее выводы распространяются на генетические последовательности иного масштаба в той степени, в какой ритмы исторического времени проникают в индивидуальное бытие человека и в эволюцию высших приматов.

2. Стадии развития психики

Существует множество периодизаций психического развития (греч. periodos — круговращение) человека в онтогенезе. В разных моделях оказываются задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.

В учении Ст. Холла (1846-1924) онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма.

На основе эволюционного подхода Ст. Холла А.Л. Гезелл (1880-1961), американский психолог, один из основателей детской психологии, разработал и стандартизовал метод наблюдения за детским поведением, в частности с использованием камеры и полупрозрачного зеркала. Разработал шкалу измерения умственного развития детей раннего возраста, которая вскоре стала очень популярной. Используя эту шкалу, описал возрастные нормы развития ребенка.

В учении Ж. Пиаже (1896-1980) критерием периодизации выступает развитие интеллекта.

В учении З. Фрейда — направленность либидозной энергии.

Ш. Бюлер (1893-1974) в человеческой жизни выделяла четыре основных тенденции: удовлетворение жизненных потребностей, адаптивное самоограничение (адаптация к условиям среды), творческая экспансия, установление внутренней гармонии Я (стремление к внутреннему порядку). При этом в периодизации жизненного пути личности главным мотивом является потребность в самоосуществлении. Именно на основе реализации потребности к самоопределению выделяются фазы жизни: первая фаза (до 16-20 лет), когда еще нет самоопределения, характеризуется низким уровнем самосознания, во вторую фазу (до 25-30), когда самоопределение имеет диффузный характер, происходят пробы в различных областях трудовой деятельности и поисках спутника жизни, в третью фазу, когда происходит спецификация самоопределения в конкретных жизненных целях, находится призвание или постоянное дело, четвертая фаза, когда самоопределение прекращается, характеризуется биологическим спадом, в пятую фазу (после 65-70) остается лишь жизнь воспоминаний. Ей принадлежит психологическое объяснение переходного возраста, в котором созревание половой функции рассматривалось как основной процесс, предопределяющий все остальные стороны возрастного развития этой стадии.

У Э. Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершается от рождения до смерти и проходит восемь типичных стадий. На каждой стадии решается своя задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие личностные новообразования. Это:

1. Базисное доверие (недоверие).

2. Автономия (чувство зависимости).

3. Инициативность (чувство вины).

4. Производительная предметная деятельность (чувство неполноценности).

5. Идентичность (диффузию идентичности).

6. Интимность и солидарность (изоляция).

7. Творчество (застой).

8. Эго-интеграция (разочарование в жизни).

3. Природа человеческого сознания

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

4. Сознание и язык

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико-жестикулярными методами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или предупреждением об опасности и т.п. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторого абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.

Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган — соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством общения и орудием мышления. Язык — это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

5. Общественная природа сознания

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер — через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

6. Структура сознания

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основный функцией эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.

Выделяют два слоя сознания:

бытийное сознание, включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;

рефлективное сознание, включающее в себя значение и смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия).

Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть, образ действий должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (рефлективного сознания).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.

Функции сознания: отражательная; порождающая (теоретически-креативная); регулятивно-оценочная; рефлексивная.

Основной функцией сознания является рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира; мышление о нем; способы регуляции человеком своего поведения; процессы рефлексии; личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ; операционное и предметное значение; осмысленное и предметное действие.

В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания — сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя.

7. Сознание и активное бодрствование

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.

8. Измененные состояния сознания и их классификация

Измененные состояния сознания (ИСС) возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов: стрессовых, аффектогенных ситуаций; сенсорной депривации или длительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации на фоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительной задержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний; когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных форм категоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применение коанов, т.е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальных инструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающих осмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; в гипнозе и медитации и др. В литературе ИСС определяется как психическое состояние, вызванное тем или иным физиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективно описываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюдении за ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционирования психики (Ф.Д. Гудман, 1983). Ч. Тарт (1972) определяет ИСС как качественную перестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования. Наиболее ранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательного индуцирования ИСС и их активного применения с различными целями является шаманизм. В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями «шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, например в процессе проведения шаманского обряда камлания и т. д. В дальнейшем ИСС и приемы их наведения нашли свое место, как в различных религиях, так и в «народной» культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах и др. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляции связывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733-1815) были заложены основы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.

В современной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС: дискретные, континуальные и дискретно-континуальные. Наиболее ярким представителем первого подхода является Ч. Тарт. Основываясь на представлении о сознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развивает концепцию прерывных, или дискретных состояний сознания. Под дискретным ИСС понимается новая по отношению к базисному дискретному состоянию (например, обычному бодрствованию) система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностью психологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определенной перемене внешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретному измененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного ИСС, происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязей психических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильную структуру сознания. Аналогично происходит переход к следующему (например, к более глубокому) дискретному измененному состоянию. Все дискретные ИСС, по Ч. Тарту, представляют собой качественно различные динамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. К созданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта привели исследования динамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Он обратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическому состоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этом резко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию, характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинства структур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психических процессов.

В результате исследований влияния эмоций на процессы категоризации при построении семантических пространств в измененных состояниях сознания были выделены следующие критерии ИСС. В измененных состояниях сознания происходят изменения:

1) формы категоризации субъекта, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к иным «точкам сборки» (нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этот процесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов;

2) эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта (например, возникают интенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающие переход к новым формам категоризации);

3) процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементы феноменологии измененных состояний сознания переживаются субъектом не как продукты собственной психической активности, а как нечто объективное и независимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровения свыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.;

4) восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда и невозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состояниях, на язык социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведения последовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.

Исследования ИСС не только дают богатую феноменологию для психотерапии и клинической психологии и позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии, но и намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, например к выяснению механизмов функционирования творческого мышления на бессознательном уровне.

В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Сознание — функция сложнейшей материальной, физиологической системы — человеческого мозга. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно — единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Измененные состояния сознания возникают при воздействии на личность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различных факторов.

Список литературы

1. Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / под ред. Е.Е. Соколовой. — М., 1999.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 2000.

3. Кучеренко В.В. Индивидуальные различия в измененных состояниях сознания // Индивидуальность как субъект и объект современной жизни / Под ред. Н. Е. Мажара. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1996. Т. 1. С. 214-221.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. — М., 1981.

5. Россохин А.В. Интерактивный подход к исследованию измененных состояний сознания // Сознательное и бессознательное в социально-политических процессах современного общества / Под ред. В. В. Журавлева. — М.: Ин-т Молодежи, 1997.

6. Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. — 1982. — № 4. С. 149-159.

7. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — М., 1978.

8. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.

9. Шкуратов В.А. Историческая психология. — М., 2004.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.

Подобные документы

Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

контрольная работа [27,4 K], добавлен 03.09.2010

История возникновения сознания человека. Сравнение периодов развития сознания в онтогенезе с его историческими этапами. Основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека. Взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

курсовая работа [45,2 K], добавлен 07.06.2014

Основные функции психики человека: отражательная, регулирующая, побуждающая, смыслообразующая, контролирующая и ориентирующая. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Мир психических явлений человека: процессы, свойства, состояния и образования.

презентация [337,3 K], добавлен 10.11.2015

Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.

реферат [26,3 K], добавлен 22.04.2010

Ознакомление с основами исторического развития сознания у человека. Изучение сознания как высшей ступени развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания, роль сна. Рассмотрение Я-концепции как одного из базовых понятий гуманистической психологии.

презентация [1,2 M], добавлен 17.11.2014

Формирование и эволюция сознания в филогенезе. Содержание концепции Леонтьева-Фарби о становлении низших форм поведения и психики. Изучение культурно-исторической теории Выготского о развитии психики. Рассмотрение физиологических основ психики человека.

контрольная работа [33,3 K], добавлен 05.10.2010

Биография и творчество Уильяма Джеймса. Термин «поток сознания» в литературе и в психологии. Все возможные состояния человеческой психики, их происхождение и связь с физическими и физиологическими показателями. Четыре свойства сознания человека.

реферат [53,2 K], добавлен 07.12.2012

Психика человека. Сознание представляет собой единство форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность, формы проявления сознания человека.

реферат [24,6 K], добавлен 30.05.2008

Сущность сознания как высшей ступени развития психики человека: формирование, проявление, значение. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Соотношение сознания и бессознательного.

курсовая работа [2,5 M], добавлен 18.06.2014

Особенности человеческого сознания. Переход за пределы наглядного, непосредственного опыта. Возникновение и развитие сознания человека. Психология как наука и ее кризис. Творческая деятельность сознания. Переход от восприятий и представлений к понятиям.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 24.06.2009

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00015149_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2022 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты