Журнал «Справочник педагога-психолога — справочник педагога психолога

15.11.2019

05.03.2012
ПАМЯТКА психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних
Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам поможет памятка, подготовленная специалистами Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа»

Журнал «Справочник педагога-психолога. Школа»

Журнал издается с 2011 года.

Читайте в ближайших номерах II полугодия 2011 года:

справочник педагога психолога

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

05.03.2012
ПАМЯТКА психологам образовательных учреждений по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних
Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что конкретно делать в сложившейся ситуации, вам поможет памятка, подготовленная специалистами Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).

30.03.2011
Технология развития школы как института
Технология развития школы как института направлена на выстраивание конструктивной дискуссии коллег по учреждению, которые самостоятельно ставят и решают разнообразные актуальные для учреждения задачи на основе самодиагностики, анализа и планирования. Методика обеспечена концепцией, четкими правилами взаимодействия, комментариями, примерами и структурирована по содержанию. Ее ценность состоит в применимости практически к любой организации. Развитие коллектива Центра школьной психологической консультации Мюнстера идет по аналогичной технологии с применением особого метода дискуссии «Два круга».

30.03.2011
Программа работы с детьми от 6 до 12 лет «Магический круг» (Magic circle)
В основе программы лежат положения гуманистической психологии, ее недирективного направления, основателем которого является К.Роджерс. Его подход основывался на стремлении человека к деятельности, росту и здоровой приспособляемости.

Источник: http://practic.childpsy.ru/psyhologam_sh/detail.php?ID=24613

Журнал СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД

справочник педагога психологаНазвание — Журнал СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ДЕТСКИЙ САД

Аудитория: педагоги и психологи дошкольных учреждений

Периодичность: 12 номеров в год

Объем: 80 стр.

Издательский дом: МЦФЭР

Сайт издательства: www.mcfr.ru

Подписной индекс:

— Роспечать: п/г 80821
— Почта России МАП: п/г 12606

Описание:

Журнал посвящен организации психолого-педагогической работе в ДОУ. Издается с 2011 года.

Отдельные рубрики посвящены ведению и оформлению необходимой документации и оборудованию кабинета психолога в детском саду.

Источник: http://deti-club.ru/spravocnik_pedagoga_psixologa

«СПРАВОЧНИК педагога-психолога. Детский сад.» рекомендует

Вашему вниманию представляю памятки, предложенные специалистами профессионального электронного журнала «СПРАВОЧНИК педагога-психолога. Детский сад.» Они являются кратким руководством для взрослых, которые испытывают трудности в принятии и понимании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
pr_rebenok_sdvg.pdf521.22 КБ
pr_chto_delat_s_upryamym_rebenkom_j.pdf179.9 КБ
pr_chto_delat_s_rebenkom_dv.pdf540.8 КБ
kakie_ispolzovat_tekhniki_chtoby_protivostoyat_detskim_manipulyaciyam.pdf162.8 КБ
kak_vospityvat_rebenka_s_ovz.pdf165.21 КБ
kak_predotvratit_isteriku.pdf192 КБ
kak_pravilno_obshhatsya_s_zastenchevym_rebenkom.pdf125.2 КБ
kak_poch_rebenku_s_krizisom.pdf185.52 КБ
rebenok_kusaet_ili_tsarapaet_drugih_detey._kak_postupit_vospitatelyu.docx200.56 КБ
Рекомендации для родителей будущих первоклассников15.46 КБ
frazy_kotorye_vospitatel_ne_dolzhen_govorit_detyam.doc1.55 МБ
spravochnik_pedagoga-psihologa_rekomenduet.doc58 КБ
adaptaciya.pdf2.67 МБ
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Ребенок царапает или кусает других детей. Как поступить воспитателю и родителям.

Необходимо прежде всего понимать, что не все дети умеют выражать свои чувства и потребности понятным адаптивным языком. Важно понаблюдать за ребенком, чтобы разобраться, по каким причинам он царапает или кусает детей в группе.

Устанавливает границы в отношениях

Когда ребенок царапает другого ребенка, возможно, он таким способом пытается отстоять свои границы. Например, когда у дошкольника отнимают игрушку, то в ответ он царапает или кусает обидчика, чтобы показать, что он против. Если ребенок сам на что-то претендует, но не получает желаемого, то он расстраивается и реагирует также.

Помогайте адаптироваться ребенку в отношениях с другими детьми. Учите дошкольника проявлять свои чувства, выражать потребности допустимым способом. Обозначайте чувства детей, их желания и побуждения. Пусть они знают, что правильно чувствуют, ведь изначально побуждения каждого ребенка положительные – они защищают свои потребности. Проговаривание чувств даст им возможность понимать себя и другого.

Пример беседы воспитателя .

Маша, тебе не нравится, что забрали у тебя игрушку? Ты расстроилась и разозлилась? Понимаю, несправедливо. Ты хотела, чтобы ее вернули и без спроса не брали? А тебе, Максим, так понравилась эта игрушка, что ты очень хотел в нее поиграть и даже не увидел, что Маша сейчас ей увлечена. Посмотри, кажется, она сильно разозлилась, когда ты ее отнял, даже поцарапала тебя.

Ищите вместе новые полезные способы контакта. Установите ясные границы с пояснением: «в нашей группе царапаться и кусаться нельзя – это больно и обидно».

Хочет чувствовать, что он существует

Причиной такого поведения может быть то, что ребенок экспериментирует со своим влиянием на окружающий мир. Дошкольник получает обратную связь и делает вывод: «На меня реагируют, значит, я существую». Возможно, это пока единственный способ, которым ребенок привлекает внимание и ощущает обратную связь.

Подберите для детей игры, которые помогут им почувствовать, что они заметны и влияют друг на друга. Формируйте ощущение ответственности за свои поступки.

Дети становятся в круг. Одного из дошкольников назначьте ведущим. Задача ведущего – сделать какой-нибудь жест, который будут повторять другие дети. Далее эстафета ведущего переходит к следующему ребенку. И так по очереди – один придумывает, другие повторяют. Чтобы детям было интересно, можно разнообразить игру хлопками.

Во время подобных игр прорабатывается потребность в причастности к миру. Также они поддерживают хорошее настроение и развивают внимание.

Конкурирует за внимание воспитателя

Если ребенок царапает других детей только в детском саду, то причиной может быть конкуренция за внимание воспитателя. Возможно, дошкольник чувствует, что к другим детям воспитатель больше расположен. Тогда он обнаруживает, что кусаться и царапаться – это хороший повод быть замеченным. Критика в этом случае для ребенка – результат обращения внимания на себя.

Дайте ребенку понять, что вы его замечаете, и царапаться для этого ему необязательно. Важно, чтобы дошкольник обнаружил другие способы, на которые вы реагируете. Например, во время игры интересуйтесь ребенком, побеседуйте с ним о чем-нибудь или просто улыбнитесь. Подмечайте вслух его положительные качества.

Пытается сплотить семью

Когда ребенок царапается и кусается, это может говорить о тревоге. Если родители не осознают свои проблемы, но часто ругаются, то по их поведению дошкольник все равно чувствует, что привычное рушится. Он хочет, чтобы родители отреагировали. Мама с папой разговаривают, обсуждают проблему, думают, что делать – тогда все хорошо, все на месте, тревога затихает, ребенок снова улыбчив и разговорчив. В этом случае он не захочет избавляться от такого поведения, потому что тревога за семью усилится.

Обратите внимание на то, что происходит в семье. Переживаете ли вы, что семья может распасться? Сплачиваетесь ли в ситуациях, когда возникает какая-то общая проблема? Если да, то обратитесь к семейному психологу или психотерапевту. Он выстроит открытый диалог между членами семьи с психологической поддержкой: поможет осознать переживания, подобрать слова, научит слышать себя и друг друга. Это снимет с ребенка ответственность за сохранение ваших отношений.

Переживает кризис в семье

Поведенческий симптом может быть реакцией ребенка на изменения в семье. Дошкольник еще не адаптировался к новому, и ему нужны помощь и поддержка в этот период. Как проявить переживания и попросить о помощи по-другому, он пока не знает.

Произошли ли в вашей семье какие-то изменения, где привычный образ жизни изменился? Это может быть смерть близких, рождение новых детей, переезд, аварии, травмы, болезни, шокирующие события. Если да, то обратитесь за помощью к детскому психологу или психотерапевту.

Предварительный просмотр:

Рекомендация 1. Не требуйте многого

К ребенку, который посещает подготовительную группу, взрослые относятся как к будущему ученику и предъявляют повышенные требования. Они контролируют его работу на занятиях, оценивают способности и достижения, сравнивают с другими детьми.

Воспитатели дают родителям рекомендации, на что обратить внимание: больше читать, тренироваться письму или заниматься счетом. Родители усиливают давление на ребенка, потому что беспокоятся за его будущие успехи в учебе. Они начинают водить дошкольника на дополнительные занятия, а дома заставляют его читать и писать, «чтобы было легче учиться в первом классе».

Ребенок чувствует неуверенность в себе, своих возможностях и способностях. Он начинает бояться школы: «В школе ничего хорошего не будет, в детском саду лучше». У дошкольников могут сформироваться типичные школьные страхи: опоздать на занятия, получить плохую отметку, не соответствовать требованиям или быть хуже других.

Слова для родителей .

Чтобы избежать негативных переживаний и страхов, не предъявляйте к успехам и достижениям ребенка повышенных требований. Не говорите о том, что он не оправдывает ваших ожиданий, не сравнивайте с другими детьми. Для профилактики тревоги и страхов насыщайте жизнь будущего первоклассника позитивными впечатлениями. Проводите с ребенком больше времени, играйте, беседуйте на интересующие его темы, организуйте прогулки и занятия спортом. Проявляйте больше внимания к его переживаниям и настроению. Обсудите тревоги и опасения дошкольника. Чтобы повысить уверенность в себе, напомните о прошлых успехах, например,

«Ты прекрасно справился с тренировочным тестированием». Убедите ребенка в его хорошей подготовке: «Ты много занимался, многое умеешь» . Дайте позитивную установку: «Ты готов к школе, у тебя все получится».

Рекомендация 2. Говорите о школе положительно

Не проявляйте в присутствии ребенка озабоченности и беспокойства по поводу прохождения медосмотра, тестирования, поступления в школу

Слова для родителей .

Чтобы избежать негативных представлений о школе у ребенка, избегайте фраз :

«Все, кончилась твоя свободная жизнь, в школе тебе покажут…», «Гуляй, пока в школу не пошел»

или «Ты такой несамостоятельный, как ты будешь в школе учиться? ».

Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к школе. В разговорах с ним подчеркивайте значимость того, что он скоро станет учеником, узнает много нового и интересного, подружится с одноклассниками. Расскажите о своей школе и о друзьях, которых вы там встретили.

Если родители не радуются тому, что их ребенок идет в школу, то они усиливают опасения дошкольника. Он представляет, что в школе будет трудно, не интересно или «могут поставить двойку, потом мама будет ругать».

Рекомендация 3. Не показывайте свое беспокойство

Родители иногда тревожатся о том, что ребенок сделает ошибки и окажется хуже других при тестировании. Или что на медосмотре врач может обнаружить, что с ребенком что-то не так. Они беспокоятся, что на выпускном в детском саду их ребенку дадут второстепенную роль или он плохо выступит. Опасения взрослых негативно влияют на ребенка. Он эмоционально напряжен, начинает бояться тестирования и выпускного.

Слова для родителей.

Не проявляйте в присутствии ребенка озабоченности и беспокойства по поводу прохождения медосмотра, тестирования, поступления в школу. Выражайте положительное отношение к тому, что ребенок участвует в празднике выпуска из детского сада. Помогите ему разучить роль, подготовить костюм. Приходите на праздник в качестве зрителя или поучаствуйте в нем сами.

По материалам журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка. Рекомендации педагогам

Анна Бочарова
психолог, гештальт-терапевт, Москва

Научите педагогов специальным техникам общения, чтобы они могли донести до родителей информацию о плохом поведении ребенка без конфликтов. В статье рекомендации педагогам, как выстраивать с родителями отношения сотрудничества и описание техник общения.

Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам. Расскажите педагогам, как их избежать.

Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.

Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.

Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.

Совет
Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для педагога

Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль “адвокат”».

Техника «От негатива к позитиву»

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.

Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице.

Пример замены негативного обращения на позитивное

«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»

«Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»

«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный»

«Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние»

«У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»

«Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать»

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз:
– «Не смогли бы Вы…»;
– «Я прошу… ».

Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
– «Вы не замечали, что в последнее время…»;
– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;
– «Я начинаю беспокоиться…»;
– «Мне бы хотелось позаботиться…».

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:
– «Давайте вместе попробуем поступить…»;
– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;
– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;
– «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».

Техника «Речевой стиль “адвокат”»

Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:
– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;
– «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».

Источник: http://nsportal.ru/user/661213/page/spravochnik-pedagoga-psihologa-detskiy-sad-rekomenduet

Справочник педагога-психолога. Школа, №4, 2013 г

НазваниеСправочник педагога-психолога. Школа, №4, 2013 г
Дата публикации05.07.2013
Размер79.29 Kb.
ТипСправочник

vbibl.ru > Психология > Справочник

«Три составляющих успеха сдачи ЕГЭ — психологически подготовленный педагог, родитель и ребенок»

Дата публикации: 25.03.2013

Количество просмотров: 547

Наступает пора экзаменов. Почти все ее боятся: и дети, и родители, и педагоги. Как психологически подготовиться к экзамену, что мешает и что помогает во время сдачи ЕГЭ, знает наш сегодняшний собеседник доктор биологических наук, профессор, академик РАО Марьяна Михайловна Безруких.

Марьяна Михайловна, что определяет успех экзамена — знания или умение владеть собой?

Три составляющих успеха сдачи ЕГЭ — психологически подготовленный педагог, родитель и ребенок.
Педагогам хорошо известно, что результаты экзамена не всегда определяются уровнем знаний ученика. Порой те, кто готовился не щадя сил, без сна и отдыха и, казалось бы, знает все назубок, получают худшие оценки, чем те, кто ничем не жертвовал, работал в меру, без перенапряжения. Иногда говорят «повезло», но дело не в везении, а в том, что успех на экзамене зависит не только и не столько от уровня знаний, сколько от способности ребенка справиться с волнением, сосредоточиться, мобилизоваться, организовать свою деятельность и правильно рассчитать силы. Реакция на экзаменационный стресс во многом определяет результат ЕГЭ.

Почему одни дети спокойно сдают экзамены, а другие — очень волнуются, боятся?
Любой экзамен — испытание, которое связано с физическим, интеллектуальным и эмоциональным напряжением. Именно это состояние и называют экзаменационным стрессом. Существуют два основных варианта реакции на него.

Первый — активизация, мобилизация, концентрация всех усилий. В этом случае сохраняется способность спокойно и адекватно оценивать вопросы и задания, соотносить их со своими знаниями, а также объективно относиться к возникающим трудностям. Для второго варианта характерны растерянность, страх неудачи, паника. Тогда теряется способность адекватно реагировать, и хорошо сдать экзамены сложно даже тем, кто знает материал.

Каковы основные факторы, вызывающие или усиливающие экзаменационный стресс?

Можно выделить следующие: негативный настрой; ситуации неопределенности и ограничения времени; сомнения в полноте и прочности знаний, в собственных способностях — логическом мышлении, умении анализировать. Кроме того, причинами могут быть особенности организации деятельности, присущие каждому отдельному ребенку, например медленный темп, длительное врабатывание, трудности планирования; психофизиологические качества — сниженная работоспособность, повышенная утомляемость, сложности концентрации и переключения внимания, низкая стрессоустойчивость; индивидуальные особенности нервной системы, физическое и интеллектуальное перенапряжение, а также груз ответственности перед родителями и школой.

Может ли педагог снизить влияние этих факторов?
Да, безусловно. Давайте рассмотрим задачи педагога, направленные на исключение или минимизацию этих причин.
Создание атмосферы неудачи — основная ошибка педагогов при подготовке к экзаменам. «Времени совсем не осталось», «Не готовы. «, «Не сдадите. «, «С такими знаниями рассчитывать не на что» — многократное повторение подобных фраз, тактика запугивания, помноженная на собственное волнение ребенка, повышают тревожность, формируют негативную установку. Задача педагога — сделать все, чтобы снизить волнение и страх неудачи.
Безоценочное (подчеркну — безоценочное!) проведение пробных ЕГЭ для «проигрывания» процедуры с анализом возникающих проблем и трудных ситуаций позволит определить индивидуальную тактику подготовки и поведения на экзамене. Такой разбор должен быть спокойным, не усиливать волнение и страх неудачи.

Правильно организованные пробные экзамены позволят снять неопределенность, научить детей использовать индивидуальные особенности организации деятельности, сформировать навыки работы с тестовыми заданиями, позитивную установку. Обучение школьников навыкам эффективной работы с информацией и простейшим приемам аутотренинга поможет устранить сомнения в собственных силах и способностях.
Одна из главных причин неудачи на экзаменах — физическое и психологическое перенапряжение из-за нерациональной организации подготовки в течение длительного времени. Педагог и школьный психолог должны помочь каждому ученику правильно распределить нагрузку, установить режим занятий и отдыха, обратить внимание на значение здорового питания.

Какие советы Вы дадите педагогам?

Во-первых, задолго до экзамена следует отработать все вопросы, касающиеся процедуры проведения экзамена, — что сдавать, как проходит экзамен, сколько времени на него отводится, как правильно заполнить все документы, каковы критерии оценки. Дети должны хорошо ориентироваться в задании, иметь возможность все уточнить, переспросить, задать вопрос, не волнуясь о том, как на это отреагирует учитель.
Во-вторых, не следует фиксировать внимание на непреодолимой трудности ЕГЭ, ответственности перед школой и родителями — это может создать негативную установку и повлечет дополнительные сложности на экзамене.
В-третьих, полезно «проиграть» ситуацию экзамена для тренировки выбора последовательности действий, ориентации во времени, определения способа записи, необходимости черновика и т. д. Важно, чтобы школьники сами анализировали результат — что удалось, что не удалось, на что следует обратить внимание.
В-четвертых, нужно заранее выработать план действий, возможные варианты выхода из трудной ситуации.
И последнее: особое внимание следует уделить режиму подготовки, эффективным методам работы с информацией, анализу индивидуального стиля деятельности и примерам аутотренинга, позволяющего снизить напряжение, расслабиться.

Среди родителей бытует мнение, что экзамены вредны для здоровья детей. Это так?

Отношение к экзамену как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, -ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.

Каковы типичные родительские ошибки в ходе подготовки к экзамену?

Родительские тревоги, бесконечное запугивание («не сдашь», «не знаешь», «не так занимаешься») дают эффект негативной установки, которая парализует даже детей, хорошо знающих материал, формируют неуверенность, страх, повышенную тревожность. Особенно опасен негативный настрой для детей со слабой нервной системой, возбудимых, эмоциональных. Родители нередко подчеркивают эти особенности, припоминают бывшие неудачи: «Ты всегда волнуешься» или «Не волнуйся, как в прошлый раз». Тяжелый вздох и тревога в глазах мамы даже без слов создают эту атмосферу.
Усиливает волнение и страх перед экзаменом подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, — перед школой, учителями, родителями. Даже когда взрослым кажется, что ребенок не ощущает этого «груза», он есть, другой вопрос — хочет ли и может ли сам ребенок взять на себя ответственность не только перед самим собой, но и перед другими. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» — не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.
Совсем не редко родители используют запугивание и «страшилки», обещая беды в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ЕГЭ, — это также плохие помощники в преодолении экзаменационного стресса.
Сравнение с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств не приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но может создать конфликтную ситуацию в семье.
Родители часто не имеют четкого представления о процедуре, критериях оценки, сложности заданий, а главное — не всегда знают, как именно ребенок реагирует на трудную ситуацию. Порой дети рассказывают, что потеют руки, учащается сердцебиение, появляется тошнота, озноб, а в ответ слышат: «Не понимаю, чего ты так волнуешься. «. Следует внимательно отнестись ко всем жалобам ребенка, объяснить, что это возможная реакция, помочь снять напряжение, расслабиться. Понимание ребенком своего состояния и умение его регулировать — важная составляющая подготовки к экзаменам, в формировании которой немалая роль принадлежит родителям.
Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку. Следует помнить, что работа без отдыха неэффективна и бессмысленна. Непрерывные занятия в течение 30-40 минут должны чередоваться с 10-15-минутным отдыхом, а после 2-3 часов занятий необходим перерыв на 1-1,5 часа. Хорошо бы в это время погулять, отвлечься, расслабиться. Можно обсудить с ребенком ход подготовки, но не стоит контролировать каждый шаг, напоминая об ответственности и сложности экзамена.

^ Какие рекомендации можно дать родителям?

Помощь и поддержка своего ребенка во время подготовки к экзаменам должна быть не на словах, а на деле.
Помогите организовать рабочее место и режим, побалуйте «вкусненьким», разберите вместе сложную задачу, если это по силам, вместе повторите даты, научите оценивать и регулировать свое состояние. Не запугивайте неудачей и провалом.
Не настаивайте на работе без отдыха и сна. Не запрещайте любимых занятий во время подготовки к экзаменам. Не дергайте ребенка по пустякам, отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи.
Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат экзамена, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый результат. В случае неудачи ребенка на экзамене не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений.
Сделайте все, чтобы утро перед экзаменом было спокойным, приготовьте что-то любимое на завтрак, найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, снять напряжение, настроиться на успех.

Марьяна Михайловна, мы подробно рассмотрели, что должны, а главное — что не должны делать педагоги и родители в период подготовки детей к экзаменам. А что необходимо знать, помнить главным участникам ЕГЭ?

Я хотела бы предложить и педагогам, и родителям распечатать и отдать детям памятку, которая позволит им настроиться на экзамен и, надеюсь, успешно его сдать.

Источник: http://vbibl.ru/psihologiya/95416/index.html

Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ

Юлия Кибальченко
Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ

Описание оформления кабинета педагога-психолога МБДОУ д/с №7 Кибальченко Ю. Н.

Главная задача функционирования кабинета педагога-психолога МБДОУ д/с

№7: создание условий для обеспечения психического здоровья детей. Под психическим здоровьем ребенка мы понимаем состояние душевного

благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную регуляцию поведения и

деятельности. Атмосфера психологического кабинета очень важна — все здесь говорит о том, что это место предназначено именно для детей.

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды ДОУ, организация и обогащение которой строится с учетом закономерностей детского развития и отвечает критериям функционального комфорта.

В кабинете педагог-психолог осуществляет индивидуальную работу, работу с малыми подгруппами, консультативный прием родителей и педагогов.

ПАСПОРТ КАБИНЕТА

педагога – психолога МБДОУ д/с №7

Педагог – психолог Кибальченко Юлия Николаевна

Кабинет расположен на втором этаже, в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, медицинского блока, а также музыкального зала, согласно требованиям расположения кабинета психолога. Соблюдается оптимальный температурный режим (21-23 градусов). Кабинет имеет хорошее естественное освещение, дополнительно три лампы дневного света, что соответствует санитарно – гигиеническим нормам. Дверь деревянная, белого цвета, пол покрыт ленолиумом и ковролином, который соответствует общей цветовой гамме кабинета, стены отделаны обоями (моющиеся). Цветовое покрытие стен в двух тонах – теплый песочный и золотой.Присутствует светлая мебель: рабочий стол психолога, стулья, рабочее место детей, мягкая мебель, шкаф для пособий, документов и технического оснащения. Подобранная цветовая гамма дает возможность для творческой деятельности, т. е. повышает эффективность работы, помогает создать обстановку доверительного общения с клиентами, психологического комфорта.

Во время занятий и консультаций в кабинете на входной двери вывешивается предупреждение «Спасибо, что не мешаете, идет занятие» или «Спасибо, что не мешаете, идет консультация». Кабинет соответствует рекомендациям оформления кабинетов.

Кабинет занимает небольшое помещение, поэтому все зоны оборудованы таким образом, что могут выполнять несколько функций.

1. Оборудование кабинета

• Компьютер с лицензионным программным обеспечением.

• Стеллаж и полки для методической литературы и документации, писчая бумага стандартного формата.

В этой зоне находится перечень нормативной документации, методическая литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности педагога-психолога.

Зона индивидуальных и подгрупповых занятий с дошкольниками:

Диагностическая и развивающая зона: имеется стол, 2 детских стульчика, соответствующие стандарту старшего дошкольного возраста, ковролин, подушки для сидения на полу и магнитная доска.

Стимульный материал: стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.

Технический материал: цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата.

Вспомогательный материал: набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус, набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, абстрактные фигуры); мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Подборка атрибутов-ассоциаций основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов заместителей.Пальчиковый кукольный театр: «Три поросенка», «Репка», «Колобок» и т. д. ; детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка и др., яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина и т. д., 2 мяча разного размера, цвета и фактуры. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, детские книги, книги-раскраски, детские комиксы, журналы.

Дидактические пособия для коррекционных и развивающих занятий: набор – конструктор для развития мелкой моторики; игры «Играем, подбираем»для детей 3-7 лет: предметные картинки; набор счетных палочек; разрезные картинки; набор сюжетных картин для развития речи и прочее.

В работе используются:

• лицензионные музыкальные диски «Музыка в гармонии с природой», «Музыка для релаксации»

• подборка дисков классической музыки (русских и зарубежных композиторов)

• кассеты со звуками природы.

Зона консультативного приема предполагает создание доверительной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Оформили ее так, чтобы посетители чувствовали себя максимально комфортно.Здесь находятся: мягкая мебель, столик, рабочая документация психолога, необходимый инструментарий, распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях; литература по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т. д. ; различные консультации для родителей.

Зона способствует улучшению психоэмоционального состояния у детей: выражению и отработке новых эмоциональных состояний. Подобранна картотека игр и упражнений по развитию эмоциональной сферы дошкольников и соответствующая атрибутика.

2. Нормативная база функционирования кабинета.

В перечне нормативной документации имеются:

1. Закон Российской Федерации об образовании

2. Конвенция ООН о правах ребенка

3. Концепция развития психологической службы образования РФ

4. Положение о службе практической психологии в системе образования РФ

5. Положение о психологической службе ДОУ

6. Положение об аттестации специалистов системы образования, работающих на должности «Педагог-психолог»

7. Трудовой договор

8. Должностные обязанности педагога –психолога

10. Должностная инструкция

11. Инструкция по охране труда для педагога – психолога.

3. Документация по функционалу педагога – психолога.

Карты (истории) психического развития ребенка;

Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т. д. ;

Организационно- методическая документация:

График работы педагога- психолога в дошкольном учреждении;

Годовой план работы педагога -психолога;

Журнал и бланки психологических запросов;

Аналитический отчет педагога — психолога о проделанной работе;

Журнал отзывов на мероприятия, проводимых педагогом-психологом;

Заключения и рекомендации по результатам обследований;

Паспорт кабинета;

Журнал учета работы педагога-психолога ДОУ.

4. Методическое оснащение кабинета.

Кабинет педагога-психологарасполагает различными методическими материалами по направлениям:

Психологическое просвещение для педагогов и родителей

1. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. Игры с пальчиками. — М. : «Издательство АСТ», 2004.

2. Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. Психолого-педагогическаяготовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М. : Владос, 2001.

3. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие, — М. ; Айрис-пресс,2005.

4. Тащева А. И. Энциклопедия психологической помощи. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2000.

5. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д. Феникс,2003.

6. Баркан А. Н. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М. : АСТ-ПРЕСС,2000 .

7. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М. :ТЦ Сфера,2007.

8. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М. : ТЦ Сфера, 2001.

9. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. – М. : Гардарики, 2004.

ПАПКИ – ПЕРЕДВИЖКИ, содержащие информации для родителей по группам;

Тематика: Адаптация в детском саду; Психологическая готовность к школе; Гиперактивный ребенок; Тревожные дети; Что такое агрессия? Почему ребенок не хочет в детский сад; Агрессивен ли ваш ребенок?; Ребенок говорит неправду; Какие игрушки нужны детям?; Медлительность другие.

Психокоррекционная и развивающая работа

Материалы по психологическому консультированию

Практические материалы для психологов детских дошкольных учреждений. Индивидуальные особенности детей. ,2009.

В кабинете педагога-психолога ДОУ собрана подборка журналов «Справочник педагога-психолога. Детский сад».

В копилке диагностического инструментария педагога-психологаочень много материала по направлениям:

психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению;

— оценка адаптации детей к условиям дошкольного учреждения;

— мотивация учебной деятельности;

— рисуночные проективные тесты;

— изучение психических процессов;

— характерологические особенности детей;

— психологическое сопровождение педагогов во время прохождения аттестации;

— профилактика эмоционального выгорания педагогов;

— стили воспитания в семье и другие методики.

Список программ и методических разработок:

1. Перспективное планирование программы «Искра эмоций» по профилактике проявлений синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

2. Адаптационная программа МБДОУ д/с №71 «С улыбкой в детский сад».

3. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы по программе «Я готов!» (психологическая подготовка к школе) для детей старшего дошкольного возраста.

4. Перспективное планирование развивающей работы в кружке по программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста «Познаю себя».

5. Проект «Психолого-педагогическая поддержка, как способ снижения уровня эмоционального выгорания у педагогов ДОУ».

6. Семинар-практикум «Эмоциональное выгорание педагогов: проблема, решение, анализ».

График работы педагога-психолога Утверждаю: Зав. ДОУ №___ ___ График работы на ___ –___учебный год педагога – психолога Ф. И. О.

График работы педагога-психолога «Утверждаю» Заведующий МБДОУ Кутеремский детский сад «Василек» ___ Сюткина О. А. ___ ___ 2015 г. График.

Номенклатура дел педагога-психолога Номенклатура дел позволяет систематизировать тот перечень документов, который ведет педагог-психолог в ДОУ. За основу я взяла номенклатуру,.

справочник педагога психологаОформление кабинета педагога-психолога Основная цель деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения, заключается в содействии создания психологических условий для развития.

справочник педагога психологаОформление кабинета педагога-психолога в соответствии с ФГОС до В новых ФГОС обозначены требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой,.

Паспорт кабинета группа «Одуванчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №74 «Филиппок» Паспорт кабинета группа «Одуванчики».

Паспорт логопедического кабинета ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ Влажная уборка кабинета производится 5 раз в неделю; Ежедневно проводится.

справочник педагога психологаМетодическая разработка «Презентация кабинета педагога-психолога» Представляю свой рабочий кабинет. Кабинет психолога встречает дошколят располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно.

Резюме педагога-психолога Основной целью моей работы как школьного психолога является психологическое сопровождение образовательного процесса: деятельность, направленная.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/pasport-kabineta-pedagoga-psihologa-dou.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2024 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты