Берн Эрик — психолог берн

20.03.2020

Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, «взрывая» рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.

Берн Эрик. Книги онлайн

психолог берн

Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр.

Известен прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений.

Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.

Родился в семье врача. Окончил университете Макгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-францисском (1947-1956) институтах психоанализа.

В 1943 году принял американское гражданство. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, — «Игры, в которые играют люди».

Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.

Книги (5)

«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту. »

Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.

В этой книге известный американский психиатр Эрик Берн подробно рассматривает сложнейшие психические и эмоциональные процессы, протекающие в сознании человека. Стиль его повествования настолько прост и увлекателен, что способен удержать внимание даже самого скептически настроенного читателя.

Доктору Берну удалось представить чрезвычайно трудные для понимания аспекты психики в абсолютно доступном формате, что позволяет досконально разобраться в них не только профессиональным психоаналитикам и врачам, но и всем желающим постичь тайны человеческого мозга.

Книга о трансакционном анализе дает представление о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, получившем широкое распространение и успешно примененном во многих учреждениях США.

Базируясь на принципах структурного анализа, эта методика использует главным образом игру в межличностных отношениях, применяя ее как в рамках групповой терапии, так и в индивидуальной практике.

В книге американского психиатра и психоаналитика Эрика Берна освещаются психологические проблемы человеческих взаимоотношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления. Несмотря на спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для широкого круга читателей.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, «взрывая» рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Источник: http://www.koob.ru/berne_eric/

Эрик Бёрн и трансакциональная психология

психолог берн

Эрик Бёрн – американский психолог, автор концепции трансакционного и сценарного анализа.

Трансакция — это единица общения между двумя людьми. Бёрн выделяет три состояния человека: Взрослый, Ребёнок, Родитель, по мнению, психолога человек в том или ином коммуникативном контакте находится в одном из этих состояний.

Зарождение трансакционного анализа

Эрик Бёрн работал в клинике в Калифорнии, проводил множество научных опытов. Кроме того, свою практическую деятельность Бёрн совмещал с преподаванием. У Бёрна была необычная методика ведения приёма: его пациенты сочиняли рассказы о том, какой видят свою дальнейшую жизнь. Психолог считал, что такие рассказы помогают разобраться в общей линии жизни человека. Возможно, Бёрн и сам таким образом «прорисовал» свой жизненный путь ещё в далёком детстве: в нём сочетались два призвания, врачебное, как у его отца и писательское, как у его матери.

Впервые групповую терапию Эрик Бёрн применил в военных госпиталях, в своей работе врач большое внимание уделял интуиции. Во многом взгляд Эрика разнились с официальной наукой, Бёрн писал: «психоаналитическое сообщество и я разошлись, оставшись в хороших отношениях».

В ходе практики в военных госпиталях, несмотря на то, что ему отводилось очень малое количество времени, чтоб поработать отдельно с каждым пациентов, Бёрну удавалось определить, чем занимался человек до прохождения военной службы, а также ответы военных на многие другие вопросы. Он подробно фиксировал все данные в своём журнале, а потом сверял с фактами. Так Эрик Бёрн совершенствовал свою профессиональную интуицию. Работы Бёрна были своеобразным вызовом фрейдовской концепции. Начало зарождения трансакционного анализа прослеживаются уже в самых первых работах Бёрна.

В своей первой статье Эрик Бёрн чётко разделяет категории «взрослого» и «ребёнка». Во второй статье мы видим построение схемы « родитель- взрослый- ребёнок», также в данной статье представлен способ построения диаграмм. Всё это было шагом к изобретению абсолютно свежего психотерапевтического метода. Следующая статья Бёрна носила название «Трансакционный анализ» и рассказывала читателю о групповой терапии.

Пик популярности

Пик популярности Бёрна восходит к 70-м годам, именно тогда книги психолога начали издаваться крупными тиражами. У Бёрна был потрясающий талант излагать сложные научные мысли доступным и интересным, для читателя языком. Грандиозный успех получила, вышедшая в 1964 г., книга «Игры, в которые играют люди».

По задумке автора книга «Игры, в которые играют люди» предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.

Известный российский психотерапевт М.Пашуп писал, что во многих уголках Советского Союза появились психологические кружки, пытавшиеся разобраться в «играх» и «сценариях», но к какому- либо созидательному результату эти попытки не приводили.

М. Пашуп писал: «Дело в том, что бёрновская терапия, похожая в этом на фрейдовский психоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализа от клиента требуется некоторое – определённое и довольно узкое – владение его понятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но как клиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт либо скрыто между строк, либо недосказано».

Направления трансакционного анализа

Трансакционный анализ представляет собой следующие направления:

Структурный анализ

Бёрн, наблюдая за людьми, обнаружил трансформации в поведении, обусловленные эмоциональными факторами. Эти наблюдения послужили основой для выделения учёным эго – состояний личности.

Э. Бёрн писал: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью . обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает, связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.

На языке психологии эго — состояния можно описывать как систему чувств, определяя её как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность».

Эго-состояния представляют собой некую систему чувств, в основе которой лежит та или иная психологическая схема: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Каждое эго-состояние отличается особенным способом переработки и восприятия, получаемой информации. Родитель транслирует социальные нормы и правила, полученные в детстве от своих родителей. Ребёнок – это схема, которая отвечает за биологические потребности. Для этой схемы характерны творчество, спонтанность. Взрослый — поведенческая схема, при которой индивид синтезирует информацию, заложенную в предыдущих двух схемах. Данная схема характерна для зрелой личности.

Трансакционный анализ

Бёрн писал: «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями». Такие заменители Бёрн называет поглаживаниями, обмен которыми создаёт трансакцию. Он выделял дополнительные трансакции, возникающие при общественных отношениях. Бёрн выделяет пересекающиеся и дополнительные, простые и скрытые, а также угловые и двойные трансакции.

Анализ психологических «игр»

Игра представляет собой ряд трансакций, направленный на получении определённого результата. Для игры характерно наличие скрытой мотивации. Бёрн выделяет несколько видов игр: игра, длиною в жизнь; супружеские; игры для вечеринок, сексуальные; игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий, а также конструктивные игры. Ребенок обучается играм, взаимодействуя с миром.

Скриптоанализ

Фундаментом для многих игр являются определенные сценарии, которые человек получает ещё в детстве от родителей и социума. «Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаны Эриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребёнка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию» — писал учёный.

Сценарий – это заложенная в детстве «картина мира». Эрик Бёрн считал, что человек не должен проживать свой сценарий от «корки до корки», человеку необходимо адаптироваться к каждой возникающей ситуации, основываясь на поиске наиболее рациональных решений.

Бёрн предлагает концепцию разрешения внутренних детских конфликтов путём перехода из эго-состояния ребёнка в эго-состояние Взрослого (которое представлено, как путь адаптации к среде). Следовательно, возможна модернизация жизненного сценария, не зависимо от решения детских психологических конфликтов.

Методы трансакционного анализа

В трансакционном анализе существует два основных метода:

Врач и пациент заключают своего рода контракт, в котором оговаривается ответственности обеих сторон за успех терапии.

Этот метод подразумевает полную открытость и «прозрачность» между терапевтом и пациентом.

Последователи Эрика Бёрна

Среди последователей Бёрна были Клод Штайнер, Роберт Гулдинг, Джон Дьюзи, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тейби Калер, Джули Хей и др.

Клод Штайнер организовал совместно с Э. Бёрном Международную ассоциацию развития трансактного анализа. Роберт Гулдинг объединил трансактный анализ с гештальт – терапией. Этот метод получил название: поиск новых решений, Джон Дьюзи разработал опросчик «Личностный профиль эго – состояний»; Фанита Инглиш основала Западный институт трансакционного анализа и гештальт. Томас Харрис – автор множества популярных книг по трансактному анализу. Тейби Калер — автор моделей процесса коммуникации и процесса терапии, успешно применяемых в различных сферах деятельности, связанных с работой с людьми. Джули Хей – автор некоторых позиции в теории трансактного анализа, создатель Европейского Совета Менторства и Коучинга.

Литература:
  1. Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
  2. Берн Э. «Трансактный анализ в психотерапии»;
  3. Стюарт Я., Джойнс В. «Трансактный Анализ в теории и практике»;

Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории

Текст публикуется в авторской редакции

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник: http://psychosearch.ru/masters/erik-bern/152-erik-bjorn-i-transaktsionalnaya-psikhologiya

Берн Ш.М. Гендерная психология — файл n1.doc

приобрести
Берн Ш.М. Гендерная психология
скачать (998 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.doc2311kb.05.04.2004 11:41скачать

n1.doc

Гендерная психология. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с. (Секреты психологии).

Данная книга посвящена исследованиям психологии пола (гендера). Психолог, социолог, педагог, специалист по общественным наукам найдут в этой книге уникальный исследовательский материал об источниках тен­дерной социализации, о формировании тендерных норм, социальных и тендерных ролей, познакомится с такими понятиями, как нормативное и информационное давление, агрессия, конформность, тендерные стереоти­пы, норма успешности, норма антиженственности и др.

Читатель, интересующийся современной научной психологией, получит ответы на такие вопросы: «Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или муж­чины?», «Каковы ограничения, накладываемые традиционными ролями женщины и мужчины?», «Почему женщине платят, как правило, меньше?» и т.д.

Эта книга не имеет аналогов в отечественной литературе по психоло­гии, открывая читателю актуальную для всего человечества сферу иссле­дований человека и общества.

БЛАГОДАРНОСТИ .

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА .

ПРЕДИСЛОВИЕ.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРА.

ПРОБЛЕМЫ ОДНООБРАЗИЯ . .*.

КРИТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГЕНДЕРЕ ..

ПОЛ VERSUS ГЕНДЕР.

КАК УСТРОЕНА ЭТА КНИГА.

ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ .

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ .

Роль нормативного давления .

Гомосексуальность как нарушение

Роль информационного давления.

Конформность — экономия мысли .

Подчинение гендерным нормам:

Дифференциальное усиление и

Внесемейные источники гендерно-ролевой

Поло-ролевой опросник Сандры Бем.

Споры по поводу опросника Сандры Бем и концепции андрогинии .

Глава 2

ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ .

В МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ .

Почему в высшем учебном заведении успеваемость

мужчин и женщин начинает различаться .

ЭМПАТИЯ И ЭКСПРЕССИВНОСТЬ.

Теория социальных ролей.

ИССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Конформность и подверженность влиянию.

ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РОЛЬЮ.

ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА.

Домашний труд и работающая женщина .

Различия в оплате труда мужчин и женщин .

Объяснения различий в оплате труда .

Теория справедливости и реакция женщин

на неравенство в оплате труда.

НИЗКИЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В ОРГАНИЗАЦИЯХ

И ОТСУТСТВИЕ У НИХ ВЛАСТИ .

Влияние женщин в организациях: «стеклянный потолок» . . .

Объяснения явления «стеклянного потолка».

ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ

ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ РОЛЬЮ.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ МУЖСКУЮ РОЛЬ.

МУЖСКАЯ ТЕНДЕРНАЯ РОЛЬ И ВХОДЯЩИЕ В НЕЕ НОРМЫ . . .

Норма твердости . °.

Норма физической твердости .

Норма умственной твердости .

Норма эмоциональной твердости .

НАПРЯЖЕНИЕ, СТРЕСС И КОНФЛИКТ

МУЖСКОЙ ТЕНДЕРНОЙ РОЛИ .

ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ .

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ТЕНДЕРА .

Тендерные стереотипы как схемы, управляющие процессом

Происхождение тендерных схем.

Запоминаемость информации, соответствующей

Как тендерные схемы способствуют появлению иллюзорной

Тендерные стереотипы и самореализующиеся пророчества .

ТЕНДЕРНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ: ПРИСТРАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ

К СВОЕЙ И ЧУЖИМ ГРУППАМ.

Источники пристрастного отношения к своей

Нормальные процессы категоризации.

Потребность в самоуважении .

Теория социальной идентичности.

ПАРАДОКС СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ .

ТЕНДЕР В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ.

ПАНКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ СХОДСТВА .

Разделение труда, обусловленное полом .

Дифференциальная тендерная социализация .

Более низкий статус и меньшая власть женщин .

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВЫЕ ИДЕОЛОГИИ .

Глава 7

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ.

ИЗМЕНЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ .

Повышение совместимости работы и семьи.

Производственная политика поддержки семьи.

Увеличение гендерного многообразия в организациях . ПЕРЕМЕНЫ В ДОМЕ .

Почему должно измениться распределение

Домашние обязанности как случай несоответствия между

установками и поведением.

Справедливость и дифференциация домашних обязанностей ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ .

ИЗМЕНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕНДЕРЕ .

Ложные представления о гендере .

Ложное представление 1: гендерные различия огромны .

Ложное представление 2: гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами . . Ложное представление 3: биологические гендерные различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин

к различным социальным ролям.

Ложное положение 4: гендеры разделены, но равны между собой Ложное представление 5: традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей общества .

Как можно изменить эти ложные представления.

ОБ АВТОРЕ

Шон Метан Берн — адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского политехни­ческого института, где она преподает социальную психологию, психологию ок­ружающей среды, исследовательскую ме­тодологию и групповую динамику. В 1988 году в Клермонской школе последиплом­ного образования ей была присвоена док­торская степень в области социальной пси­хологии. Она является специалистом в сфере прикладной социальной психологии, занимаясьвопросамисоциально-психологи-ческих принципов разрешения социальных проблем, частных проблем окружающей среды, межгрупповых конфликтов. В на­стоящее время ее исследовательская работа посвящена факторам, способствующим со­хранению традиционных тендерных норм, а также динамике социальной идентифика­ции в борьбе за равноправие и той отрица­тельной реакции, которую эта борьба не­редко вызывает в обществе.

БЛАГОДАРНОСТИ

Издательство «прайм- ЕВРОЗНАК» благодарит Е. П. Кораблину, научного редактора этой книги, которая, несмотря на острый дефицит времени, курировала перевод. Издательство также выража­ет благодарность редактору Дмитрию Гиппиусу, который, несмотря на обилие сложностей в про­цессе перевода, проявил высокую ответствен­ность, терпение и талант и сделал текст достой­ным внимания взыскательного читателя.

Огромную благодарность сотрудники «прайм-ЕВРОЗНАКа» выражают художнику Александру Зудину (http://www.carto6n.ru), рисунки которо­го не только разряжают атмосферу научного из­ложения материала, но и, подобно наждачной бу­маге, удаляют налет предвзятости, «ржавчину» линейного мышления и однобокости. Редакция сознательно пропустила некоторые весьма смелые карикатуры этого художника в поддержку идеи, потому что в науке (тем более в психологии) все­гда есть место сомнению, альтернативному мне­нию и дальнейшему поиску.

Как и всегда, особую благодарность редакция приносит вам, уважаемый читатель, за то, что для познания тайн и загадок человеческого пове­дения вы выбрали именно эту книгу!

Мы убеждены, что серия книг «Секреты пси­хологии» станет для вас источником современной и полезной психологической информации.

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книга Шон Берн Social Psychology of Gender впервые переведена на русский язык и затра­гивает весьма актуальные вопросы, касающиеся тендерной социализации. Дело в том, что, как свидетельствуют исследования в различных науч­ных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без призна­ния существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в пред­назначении и психике мужчин и женщин. В психологии при изучении проблем развития и становления личности фактор полового димор­физма, по мнению Б. Г. Ананьева, следует отно­сить к постоянным характеристикам онтогенети­ческой эволюции человека. Тендерный подход в социальной психологии делает акцент на изуче­нии именно социальных (а не биологических) ас­пектов пола и ролевой дифференциации по поло­вому признаку, имеющей место в различных социокультурных общественных системах.

В настоящее время тендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире, в том числе (в последние десять лет) и в России. В определенном смысле внимание к вопросам тен­дерной социализации является порождением ин­тенсивно распространяющихся во всем мире фе­министских идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфи­чески отражаются на положении человека в об­ществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении

процессов, происходящих в современном мире, основным направ­лением развития которого является все большая гуманизация и по­вышение актуальности духовного становления личности.

Книга Шон Берн посвящена рассмотрению гендера с позиций социальной психологии и представляет несомненный интерес имен­но в силу актуальности рассматриваемых вопросов, тем более, что в нашей стране изучение данной проблемы еще только начинается.

Книга интересна тем, что содержит значительное количество фактических данных, полученных в результате исследований, про­веденных в США.

Некоторые выводы автора спорны, но, несмотря на это, рос­сийским специалистам эта работа безусловно будет полезной для сравнительного и более широкого анализа гендерных особенностей в связи с культуральными и общественными различиями.

Хочется верить, что наука и практика нашей жизни, благодаря взаимному обмену подобным опытом, значительно обогатится и будет служить интеграции наших усилий по совершенствованию мира, в котором мы живем, и достижению процветания и благопо­лучия.

Книга может быть интересна не только специалистам, но и всем тем, кто заинтересован в улучшении качества своей собственной и общественной жизни.

Книга написана доступным языком, интересно оформлена и проиллюстрирована, а потому может служить популярным пособи­ем для широкого круга читателей, интересующихся проблемами гендерной психологии.

Е. П. Кораблина,

зав. кафедрой психологической помощи

психолого-педагогического факультета

РГПУим. А. И. Герцена

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Очень часто человек создает себе образы дру гих людей, основываясь не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. В последнее время в социальной психологии значительно воз­рос интерес к опасностям такого рода стереоти-пизации. Общество осознало, что подобный со­циальный стереотип крайне условен и выявляет свою ущербность. Поэтому игнорировать суще­ствование феномена гендерных различий по меньшей мере нелогично, а проведение исследо­ваний по данной проблеме следует считать оправ­данным и крайне необходимым.

Некоторые из моих студентов разрабатывают инструментарий по созданию целостного мно­гостороннего образа личности в противовес ши­роко распространенным методикам, которые пы­таются видеть в человеке лишь отдельные индивидуальные черты и особенности.

Но действительно ли мы способны освобо­диться от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам той общественной сре­дой, в которой мы живем? И в частности, на­сколько мы свободны или зависимы от того, женщина мы или мужчина, а значит — от психо­логии гендера, от тех социально-психологичес­ких особенностей своего пола, которые в нем до­минируют?

Как один из возможных ответов я предложу вам результаты проведенного мной недавно экс-

перимента. В нем принимали участие студенты, изучающие пси­хологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и урав­новешенностью в суждениях.

Эксперимент состоял в следующем. Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находи­лись в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот насту­пил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.

После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»

Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ре­бенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увиде­ли в глазах своего малыша «любопытство»!

В чем психологический и поведенческий смысл этих различных эмоциональных реакций? Страх ведет к страданию, отрицанию, прикреплению к безопасным объектам, бегству, отказу от конф­ронтации. А любопытство? Оно проявляет себя в возбуждении, стремлении к чему-то новому и неизведанному и сопровождается зачастую невольным движением вперед.

Так как фактически реакция, и та и другая, была придумана, можно сделать вывод, что некоторые личностные представления испытуемых, которыми они руководствовались в ходе эксперимен­та, классифицируются на основе их половых (гендерных) разли­чий, что, в свою очередь, непременно влияет на всю их жизнь в целом. Таким образом, новоявленные «родители», по-разному оп­ределив эмоциональные реакции своих «детей», доказали тем са-

мым, что разделяют фундаментальные предрассудки того самого гендерного стереотипизирования, о котором шла речь чуть выше и которое до сих пор еще составляет сущность пола, будь он женским или же мужским.

Подобные веками складывающиеся стереотипы подкрепляются литературными произведениями из жанра «Помоги себе сам». Чего стоит в этом смысле недавний бестселлер «Мужчины с Марса, жен­щины с Венеры», завоевавший популярность у десятков миллионов читателей (именно миллионами измеряется его тираж) и провозгла­шающий, что мужчины и женщины — это существа с разных пла­нет, говорящие на разных языках! И все, что нам надо сделать, чтобы жить в мире и согласии, это осознать и принять данный «факт» и освоить предлагаемую книгой систему взаимоотношений!

Телевидение также нещадно эксплуатирует тему различий муж­чин и женщин, производя множество телешоу на эту тему.

Авторы такого рода программ предпочитают сознательно не за­мечать огромного количества подтвержденных научными исследо­ваниями фактов, говорящих нам о том, что у мужчин и женщин все-таки больше сходств, чем отличий. Видимо, общество и сред­ства массовой информации заинтересованы в том, чтобы увекове­чить миф о существовании в мире созданий, непохожих внешне и имеющих сущностные различия. Так возникают и поддерживаются все новые и новые аргументы для политических, экономических, религиозных и социальных делений, в которых мужчина выступает в роли властелина и покровителя, а женщина вынуждена занимать позицию терпеливой мученицы.

Необходимо систематическое, объективное исследование, кото­рое прояснило бы эту проблему. Шон Берн написала именно такую книгу, которая существенно обогатила понимание роли и значения социально-психологических различий мужчины и женщины. Кни­га написана предельно доступным, увлекательным языком. Осно­вываясь в своих исследованиях на неоспоримых фактах, автор книги с большим профессионализмом концентрирует внимание читателя на силе социальных норм и культурных традиций, оказывающих свое непрестанное давление на сознание человека и формирующих его взгляды, мнения, поведение, а порой и стиль жизни.

Шон Берн пытается найти путь, который поможет человеку из­бавиться от тех ограничений, которые традиционный стереотип мышления накладывает на поведение и психологию мужчины и женщины и которые представляют собой по сути лишь условную

принадлежность к тому или иному полу. Свобода от подобных пред­рассудков даст человеку возможность обрести душевное и физичес­кое здоровье и способность наслаждаться всей полнотой жизни.

Наконец, позвольте мне остановиться еще на одном моменте, касающемся особенностей психологии мужчины и женщины. Об­щая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя его, но даже не упо­миная в качестве дискуссионного вопроса. Социальная психоло­гия, в свою очередь, долгое время отказывалась признавать тендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме.

Шон Берн берет на себя сложную задачу — восполнить отсут­ствие серьезного социально-психологического анализа в современ­ной науке. Ее книгу бесспорно можно отнести к ряду других выда­ющихся исследований по социальной психологии.

В момент написания предисловия 14 февраля 1995 года мне при­шло в голову, что это День Святого Валентина, День Влюбленных.

И может быть, это действительно настоящее испытание для «Всепобеждающей Любви», ибо истинная Любовь, будь она на­правлена на ребенка, или же на человека противоположного пола, или же на своих родителей, не знает никаких ограничений и услов­ностей, присущих человеческому сознанию «там», в том мире соци­ума, который отстоит далеко от Истинного, живущего по законам Сердца и Любви. Почему бы человеку не освободиться навсегда от всяческих предрассудковинежить,руководствуясь лишь этими доб­рыми и мудрыми законами?

Фил Зимбардо, научный редактор

ПРЕДИСЛОВИЕ

Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосред­ственное отношение не только к человеку как та­ковому, но также ко всему обществу в целом.

Сколько должна зарабатывать женщина и сколько — мужчина? Кто должен нянчить детей, а кто — продвигаться по служебной лестнице? Как следует разделить домашние обязанности? И не является ли постановка подобных вопросов свидетельством неразрешимости данных проблем прежде всего для тех людей, которые ими обес­покоены?

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь согласитесь, роль мужчины и женщины в общественной среде се­годня претерпевает значительные изменения. Но насколько глобальными должны быть эти переме­ны?

Данная проблема волнует умы многих совре­менных социальных психологов, которые пред­видят переоценку «гендерных» ценностей. Дис­путы, споры, полемика разгораются среди ученых в самых разных направлениях гендерной психологии.

Насколько значимы, закономерны и оправ­данны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-пси­хологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаменталь­ной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе,

определяющей его взгляды и диктующей соответственно свои за­коны и правила?

В этой книге я попытаюсь ответить на подобные вопросы, опи­раясь на детальное изучение экспериментальных данных.

Мы поговорим о существовании политических, экономических, религиозных и социальных разделений между мужчиной и женщи­ной, основанных на традиционной антитезе: мужчина — господин, женщина — терпеливая мученица. Кроме того, мы рассмотрим во­прос о том, какую же роль играют социальные нормы в создании и утверждении всевозможных обоснований для существования этих гендерных различий.

Авторы многочисленных популярных изданий преподносят нам свои взгляды на проблему различий психологии мужчины и жен­щины, однако подавляющее большинство этих книг базируется в основном только на личных впечатлениях автора и ни на чем более. Данная книга опирается на тщательный анализ многочисленных научных исследований. Более того, ее можно рассматривать как путеводитель по сложной и запутанной «местности» многочислен­ных гендерных экспериментов, гипотез и теорий. Эта книга впол­не может стать хорошим источником тем для исследований или же послужить библиографическим справочником для профессорско-преподавательского состава вузов.

Замечу также, что данная книга, кроме того, адресована изуча­ющим профессионально социальную психологию. В ней подробно разобраны многие вопросы современной социальной психологии, касающиеся особенностей мужского и женского полов в контексте проблематики гендера.

Несмотря на то что книга содержит довольно большое количе­ство исследовательского материала, я старалась создать доступный для восприятия читателя текст, который бы способствовал само­анализу и развивал критическое мышление. Поэтому эту книгу, надеюсь, с удовольствием прочитает и обычный человек, просто интересующийся проблемой отличия мужской психологии от женс­кой.

Неоценимой помощью в работе над книгой была поддержка, которую оказал мне мой сын Кейн. Кроме того, я благодарна за беседы своим друзьям Кэрол Стэнтон, Теду Столыгу, Элисон Конрад, Лоис Скрайвен, Норме Фиттон, Боббет Биллер, Дэвиду

Карру и студентам Калифорнийского государственного политехни­ческого университета в Сан-Луис-Обиспо (San Luis Obispo), кото­рые помогли мне обнаружить материалы некоторых исследований. Выражаю также благодарность своей маме, Джейн Берн.

Особую благодарность я хочу выразить Кимберли Вейч, Джасти-не Проберт, Дженет Бойтон, Кейти О’Нил, Акиле Майксону, Род­жеру Билцу и Брайену Носеку.

Также я благодарна всем исследователям, имена которых встре­чаются на страницах данного издания,— их выдающиеся труды сде­лали мой путь в работе над книгой менее трудным.

Бодрости своего духа я во многом обязана редакторам Майклу Гамильтону (Mykol Hamilton), Дэвиду Майерсу (David Myers), Энн Вебер (Ann Weber) и Филипу Зимбардо (Philip Zimbardo).

Не хочу скрывать, что некоторые интересные идеи я получила от анонимных редакторов.

И наконец, мне хотелось бы поблагодарить представителя изда­тельства McGrawHill Эндрю Поя, однажды невинно спросившего меня, не думала ли я когда-нибудь написать книгу.

Социальная психология гендера. Проблемы однообразия. Критические размыш­ления о гендере. Пол versus гендер. Как устроена эта книга.

Тендер (Gender)

В психологии — социально-биологическая харак­теристика, с помощью которой люди дают оп­ределение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) ^является биологической ка­тегорией, социальные психологи часто ссылают­ся на те гендерные различия, которые обоснова­ны биологически, как на «половые».

Однажды художница Николь Холландер нари­совала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в са­мый холодный день года. Один говорит: «Зачем мне шапка, мне холод нипочем». Второй: «Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу». Кто из них мальчик, а кто — девочка? Вот уж не ду­маю, что вы, читатель, затруднитесь с ответом. Ведь каждая из приведенных фраз отражает об­щепринятый гендерный стереотип. В этой книге исследуется социально-психологическая природа тендерных ролей и стереотипов. А ведь от них за­висят и наша самооценка, и восприятие окружа­ющих, и выбор профессии, а в конечном счете, и все наше поведение.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРА

Социальная психология — это наука, изучаю­щая, как общество влияет на мысли, чувства и

поведение отдельного человека. А ее подраздел — социальная пси­хология гендера — занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдель­ный человек, группа или целое культурное сообщество. Пожалуй, что ни в одной области социальной психологии не найдется столь ярких примеров парализующей силы конформности, невозможно­сти отойти от навязанных обществом ролей и присущих человечес­кому сознанию принципов обработки информации.

Конформность (Conformity)

Тенденция изменять свое поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.

Предрассудок (Prejudice)

Неоправданно негативная установка по отношению к определен­ной группе и отдельным ее членам.

Дискриминация (Discrimination)

Неоправданно негативное поведение по отношению к определен­ной группе и отдельным ее членам.

Самоуважение (Selfesteem)

Всеобъемлющая оценка человеком самого себя, или чувство соб­ственного достоинства.

Гендерная роль (Gender role)

Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и жен­щин.

Стереотип (Stereotype)

Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы мо­гут бцть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.

Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое соци­ально-психологическое исследование гендера очень политизиро­вано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это законо­мерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается ско­рее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).

Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пе­ресекается с тендерными исследованиями, поскольку «изучать ус­ловия, которые формируют и поддерживают социальное поведе­ние, означает изучать то, как культура выстраивает гендер» (Lott, 1991, р. 506).

Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х годов практически игнорировала тендерные отношения и даже не рассматривала жен­щин как дискриминируемую социальную группу.

Тендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь ког­да в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда — ведь они не были мужчинами.

Есть несколько подходов к описанию социальной психологии гендера. В этой книге, чтобы создать связную социально-психоло­гическую картину гендера, я использовала концепции как социаль­ной психологии, так и других областей науки, например психоло­гии развития (developmental psyhology).

ПРОБЛЕМЫ ОДНООБРАЗИЯ

Экспериментальный метод (Experimental method)_____________

Стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор ма­нипулирует одной или большим количеством независимых пере­менных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую (зависи­мую) переменную.

Независимая переменная (Independant variable)

Экспериментальный фактор, которым манипулирует исследо­ватель.

Зависимая переменная (Dependant variable)

Изменяемая переменная, получившая свое название благодаря тому, что она может зависеть от манипуляций независимой переменной.

До 1970-х гг. большинство экспериментов, проводимых соци­альными психологами, были объединены тем, что в роли испытуе­мых выступали только студенты старших курсов, белые мужчины. Конечно, они численно преобладали в колледжах и, соответствен­но, были более доступны для исследования. Кроме того, изучать поведение белых мужчин было важно, поскольку именно из них формировалась общественная элита. Белые мужчины составляли в то время и большинство социальных психологов, и, возможно, те просто подбирали для исследований людей, с которыми наиболее комфортно себя чувствовали, таких же, как они сами.

В экспериментальном методе, который использовали соци­альные психологи, чрезвычайно важную роль играл контроль (experimental control): все факторы, кроме интересующего в данном исследовании (независимой переменной), должны были иметь по­стоянную величину.

Когда группы, отличавшиеся друг от друга только по независи­мой переменной, обнаруживали различие в каком-либо типе соци­ального поведения (зависимая переменная), экспериментатор де­лал вывод, что это следствие изменения независимой переменной. Тендер и этническая принадлежность рассматривались как побоч­ные или «зашумляющие» переменные <nuisance variables). Чтобы их влияние не искажало результаты, во всех экспериментальных груп­пах использовались только белые мужчины (McHugh, Koeske & Frieze, 1986). Сегодня контроль такого типа все еще применяется достаточно широко, но в качестве испытуемых берут и мужчин, и женщин, а тендер обычно анализируют как дополнительную незави­симую переменную.

К сожалению, основную массу испытуемых продолжают состав­лять студенты и учащиеся колледжей, которые мало отличаются друг от друга по возрасту, культуре, социальному статусу, этни­ческой принадлежности.

Это ограничение области исследований остается нерешенной проблемой для социальной психологии, и в частности, для соци­альной психологии тендера.

Несмотря на то что в последние несколько лет психологами был опубликован целый ряд работ, посвященных пересечению куль­тур, ни одна из них, насколько я помню, не содержит раздела, посвященного кросс-культурной тендерной психологии. Я посвя­тила одну главу кросс-культурным аспектам гендера, а также вклю­чила в книгу небольшое исследование по психологии гендера в раз­личных американских субкультурах.

КРИТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕНДЕРЕ

Данные социальной психологии всегда более надежны, чем обы­вательские представления о человеческом обществе, которые осно­ваны на одном лишь здравом смысле и нередко искажены нашими ожиданиями и существующими убеждениями. Утверждения, ко­торые вы найдете в этой книге, основаны на результатах много­численных исследований человеческого поведения, а подавляющее большинство фактического материала ранее опубликовано в специ­альной литературе. Полные данные об источниках приводятся в библиографии. Я настоятельно рекомендую вам подробно ознако­миться с теми из них, в которых говорятся веши, противоречащие вашим представлениям о мужчинах и женщинах.

Опыт показывает, что мы склонны неправильно интерпретиро­вать статистические данные (Nisbett & Ross, 1980). Надо помнить: несмотря на то, что у большинства «правил», касающихся челове­ческого поведения, есть исключения, в целом эти правила остаются верными. Когда психологи говорят, что, по результатам исследова­ния, женщины делают почти всю работу по дому, даже если заняты на службе полный рабочий день, надо отдавать себе отчет, что есть исключения. Но если вы даже знаете что-то, противоречащее вы­воду, сделанному в исследовании, это еще не означает, что в це­лом вывод неверен. Важно также понимать, что когда психологи говорят о значимо различающихся группах, то для определения этого они используют статистические методы, а не просто приходят к такому выводу, внимательно рассмотрев каждую группу.

Десять лет назад, когда мое знакомство с психологией гендера только начиналось, я не слишком много размышляла об этих воп-

росах. С тех пор я изучила сотни отчетов о тендерных исследовани­ях. Теперь, на основе всего этого, я убеждена, что гендерные раз­личия создаются в рамках социума, традиционные гендерные роли ограничивают и мужчин, и женщин, а из-за присущих нам страте­гий обработки информации мы воспринимаем гендерные различия куда более обширными, чем они есть на самом деле. Но остерегай­тесь верить мне на слово, как, впрочем, и немедленно отвергать мои слова, если вы считаете, что я не права. Прочтите эту книгу и, перед тем как отбросить мои аргументы, серьезно обдумайте собственную позицию. Попробуйте представить ваши возражения в виде четких аргументов, а лучше всего — найдите хорошее экспе­риментальное подтверждение своего мнения. Даже если вы не вста­нете на мою точку зрения, дойдя до конца книги, я искренне наде­юсь, что она заставит вас осмыслить вопросы гендера критически.

ПОЛ VERSUS ТЕНДЕР

Когда вы будете читать эту книгу, то, конечно, заметите, что я постоянно использую слово «гендер» вместо слова «пол». Психо­логи предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами со­здаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола (Gentile, 1993; Unger & Crawford, 1993). Кроме того, слово «гендер» позволяет в некоторых случаях добиться большей ясности; напри­мер, если бы я назвала эту книгу «Социальная психология пола» (The Social Psychology of Sex), у читателя могло сложиться неверное представление о ее содержании. Однако бывают случаи, когда бо­лее подходящим оказывается слово «пол».

До (Deaux, 1985, 1993) указывала, что слово «пол» следует ис­пользовать для описания демографических категорий (например, в опросном листе приемлем пункт: «Ваш пол?»). Однако когда дела­ются умозаключения о природе мужественности или женственнос­ти, она рекомендует применять слово «гендер».

Унтер (Unger, 1988) отметила, что определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологи­ческим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужско­го и женского, причины возникновения которых еще не известны. Проблема в том, говорит она, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и

социальными факторами. Вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор. В этой книге я следую рекомендациям До_и исполь­зую понятие «пол» только как демографическую категорию, осно­ванную на биологическом поле. В остальных случаях я применяла термин «гендер», отражающий социально обусловленную природу мужского и женского.

Если мы включаем в понятие биологического пола хромосомный набор, гормоны и строение гениталий, то на самом деле суще­ствует больше двух полов (Унгер, 1988).

КАК УСТРОЕНА ЭТА КНИГА

Первая глава рассказывает о том, что многие гендерные отли­чия, которые мы привыкли считать биологическими, на самом деле вызваны социальными нормами. Здесь же обсуждаются процессы, при помощи которых мы учимся «правильному» гендерно-ролевому поведению, и мотивы, заставляющие нас придерживаться этого поведения.

Во второй главе речь пойдет об изучении тендерных отличий в проявлении математических способностей, эмоций и т. д. Эти от­личия, традиционно изучаемые социальными психологами, дале­ко не так всеобъемлющи, как хотело бы нас уверить общественное мнение, и из года в год продолжают сокращаться. А если детально рассмотреть общественные нормы и социализирующие действия, то станет понятна и значительная часть оставшихся различий.

В третьей главе рассматриваются ограничения, накладываемые традиционными тендерными ролями на женщин, а в четвертой — ограничения, накладываемые на мужчин. Я обнаружила, что раз­мышления над этими ограничениями и природой гендерных ролей побуждают людей обратить внимание на то, как гендерные роли влияют на их собственную жизнь, и попробовать изменить ее к луч­шему.

В пятой главе гендер описывается как социальная категория. Будут рассмотрены некоторые психологические механизмы, явля­ющиеся базой для создания гендерных стереотипов, и то, каким образом они мешают обществу изменяться.

Шестая глава посвящена восприятию гендера в различных куль­турах. Подавляющее большинство исследований по проблеме ген-

дера психологи проводили на евроамериканцах из США тогда как кросс-культурный анализ дает возможность изучить роль культуры в создании тендерных различий.

В седьмой заключительной, главе обсуждаются изменения ген-дерных ролей, области, в которых такие перемены уже произо­шли, препятствия, стоящие на пути перемен, и способы, которы­ми можно вызвать необходимые перемены.

Культура (Culture)

Понятия, установки, обычаи и особенности поведения общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поко-

Источник: http://nashaucheba.ru/v18580/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD_%D1%88.%D0%BC._%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Мир Психологии

психолог берн

Берн Эрик

Берн Эрик (Berne, 1910-1970) — амер. психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» ( см . Транзактный анализ).

В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и др. предков. Важнейшая часть анализа — выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (напр., отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний). Этих состояний 3: Родитель (поведенческие схемы индивида, повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояния Я, объективно оценивающие реальность) и Ребенок («архаические пережитки» детства).

В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «транзакций» (единиц общения, см. Транзакция). Важнейший вид такой структуры — «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Б. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Берн Эрик (Эрик Леннард Бернштейн) (1902–1970) — американский психолог и психиатр. Разработал «трансактный анализ».

Литература на английском языке

Источник: http://persev.ru/bern-erik

Психолог берн

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонен

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии общения. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии общения — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция

Трансактный анализ Э.Берна. Виды трансакций.

Трансактный анализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З. Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры «трансакции». Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.

В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний

Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны — процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.

Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении. При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый: «Ты не видела, где мои запонки?». Дополняющим здесь может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виноват!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое — на психологическом уровне. Скрытые ТА — это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации.

Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Похожие вопросы

найдено похожих страниц:10

Источник: http://cribs.me/psikhologiya-obshcheniya/transaktnyi-analiz-e-berna-vidy-transaktsii

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *