Берн Эрик — психолог берн
20.03.2020Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, «взрывая» рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.
Берн Эрик. Книги онлайн
Эрик Леннард Берн (Eric Lennard Berne, наст. имя: Леонард Бернстайн, 10 мая 1910, Монреаль, Канада — 15 июля 1970) — американский психолог и психиатр.
Известен прежде всего, как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа. Развивая идеи психоанализа, общей теории и метода лечения нервных и психических заболеваний, Берн сосредоточил внимание на «трансакциях» (от англ. trans- — приставки, обозначающей движение от чего-то к чему-либо, и англ. action — «действие»), лежащих в основе межличностных отношений.
Некоторые виды трансакций, имеющие в себе скрытую цель, он называет играми. Берн рассматривает три эго-состояния: Взрослый, Родитель и Ребёнок (которые не являются фрейдовскими Я, Сверх-Я и Оно). Вступая в контакт с окружающей средой, человек, по мнению Берна, всегда находится в одном из этих состояний.
Родился в семье врача. Окончил университете Макгилла, в 1936-1938 годах посещал курсы при психиатрической клинике в Йеле, затем учился в Нью-йоркском (1941-1943) и Сан-францисском (1947-1956) институтах психоанализа.
В 1943 году принял американское гражданство. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60-х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, — «Игры, в которые играют люди».
Эрик Берн был членом Американской ассоциации психиатров и Индийского психиатрического общества; кроме того, он основал Международную ассоциацию трансперсонального анализа.
Книги (5)
«Немало людей наивно верят, что где-то есть Санта-Клаус, который с помощью волшебства избавит их от уродующих жизнь комплексов, пагубных влечений, психологических травм. Но годы идут, Санта-Клауса все нет, и отчаявшиеся обращаются к психотерапевту. »
Эти размышления автора вводят в проблематику книги, занимающей особое место в научном и творческом наследии известного американского психолога и психиатра Эрика Берна. Даже на внушительном фоне таких его классических трудов, как «Познай себя», «Исцеление души» и многих других, «Групповое лечение» выделяется как своего рода энциклопедия психотерапии, вобравшая в себя весь многолетний опыт врача и ученого.
В этой книге известный американский психиатр Эрик Берн подробно рассматривает сложнейшие психические и эмоциональные процессы, протекающие в сознании человека. Стиль его повествования настолько прост и увлекателен, что способен удержать внимание даже самого скептически настроенного читателя.
Доктору Берну удалось представить чрезвычайно трудные для понимания аспекты психики в абсолютно доступном формате, что позволяет досконально разобраться в них не только профессиональным психоаналитикам и врачам, но и всем желающим постичь тайны человеческого мозга.
Книга о трансакционном анализе дает представление о новом методе индивидуальной и социальной психотерапии, получившем широкое распространение и успешно примененном во многих учреждениях США.
Базируясь на принципах структурного анализа, эта методика использует главным образом игру в межличностных отношениях, применяя ее как в рамках групповой терапии, так и в индивидуальной практике.
В книге американского психиатра и психоаналитика Эрика Берна освещаются психологические проблемы человеческих взаимоотношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления. Несмотря на спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для широкого круга читателей.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Главная цель, которую преследовал Э.Берн в своих книгах, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации (парадным, деловым или эмоциональным), помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником. Э.Берн делает это с помощью ярких, остроумных образов, «взрывая» рутинные ситуации общения, которые чаще всего не замечаются нами в потоке повседневной жизни.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Источник: http://www.koob.ru/berne_eric/
Эрик Бёрн и трансакциональная психология
Эрик Бёрн – американский психолог, автор концепции трансакционного и сценарного анализа.
Трансакция — это единица общения между двумя людьми. Бёрн выделяет три состояния человека: Взрослый, Ребёнок, Родитель, по мнению, психолога человек в том или ином коммуникативном контакте находится в одном из этих состояний.
Зарождение трансакционного анализа
Эрик Бёрн работал в клинике в Калифорнии, проводил множество научных опытов. Кроме того, свою практическую деятельность Бёрн совмещал с преподаванием. У Бёрна была необычная методика ведения приёма: его пациенты сочиняли рассказы о том, какой видят свою дальнейшую жизнь. Психолог считал, что такие рассказы помогают разобраться в общей линии жизни человека. Возможно, Бёрн и сам таким образом «прорисовал» свой жизненный путь ещё в далёком детстве: в нём сочетались два призвания, врачебное, как у его отца и писательское, как у его матери.
Впервые групповую терапию Эрик Бёрн применил в военных госпиталях, в своей работе врач большое внимание уделял интуиции. Во многом взгляд Эрика разнились с официальной наукой, Бёрн писал: «психоаналитическое сообщество и я разошлись, оставшись в хороших отношениях».
В ходе практики в военных госпиталях, несмотря на то, что ему отводилось очень малое количество времени, чтоб поработать отдельно с каждым пациентов, Бёрну удавалось определить, чем занимался человек до прохождения военной службы, а также ответы военных на многие другие вопросы. Он подробно фиксировал все данные в своём журнале, а потом сверял с фактами. Так Эрик Бёрн совершенствовал свою профессиональную интуицию. Работы Бёрна были своеобразным вызовом фрейдовской концепции. Начало зарождения трансакционного анализа прослеживаются уже в самых первых работах Бёрна.
В своей первой статье Эрик Бёрн чётко разделяет категории «взрослого» и «ребёнка». Во второй статье мы видим построение схемы « родитель- взрослый- ребёнок», также в данной статье представлен способ построения диаграмм. Всё это было шагом к изобретению абсолютно свежего психотерапевтического метода. Следующая статья Бёрна носила название «Трансакционный анализ» и рассказывала читателю о групповой терапии.
Пик популярности
Пик популярности Бёрна восходит к 70-м годам, именно тогда книги психолога начали издаваться крупными тиражами. У Бёрна был потрясающий талант излагать сложные научные мысли доступным и интересным, для читателя языком. Грандиозный успех получила, вышедшая в 1964 г., книга «Игры, в которые играют люди».
По задумке автора книга «Игры, в которые играют люди» предназначалась специалистов в области психологии. Но яркое, привлекающее название и гены матери- писательницы сделали своё дело, книга стала мировым бестселлером. Даже в СССР, несмотря на закрытость от западных культур, книга Бёрна получила широкую известность.
Известный российский психотерапевт М.Пашуп писал, что во многих уголках Советского Союза появились психологические кружки, пытавшиеся разобраться в «играх» и «сценариях», но к какому- либо созидательному результату эти попытки не приводили.
М. Пашуп писал: «Дело в том, что бёрновская терапия, похожая в этом на фрейдовский психоанализ, является аналитической, и для проведения трансакционного анализа от клиента требуется некоторое – определённое и довольно узкое – владение его понятийным аппаратом. Клиент Берна должен изучать трансакционный анализ, но как клиент, а не как терапевт. А то, что должен уметь и понимать терапевт либо скрыто между строк, либо недосказано».
Направления трансакционного анализа
Трансакционный анализ представляет собой следующие направления:
Структурный анализ
Бёрн, наблюдая за людьми, обнаружил трансформации в поведении, обусловленные эмоциональными факторами. Эти наблюдения послужили основой для выделения учёным эго – состояний личности.
Э. Бёрн писал: «Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью . обнаруживают, что время от времени разные аспекты поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.) заметно меняются. Поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными. У каждого человека свой набор поведенческих схем соотносится с определённым состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает, связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных эго-состояний.
На языке психологии эго — состояния можно описывать как систему чувств, определяя её как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром эго-состояний, которые суть не роли, а психологическая реальность».
Эго-состояния представляют собой некую систему чувств, в основе которой лежит та или иная психологическая схема: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Каждое эго-состояние отличается особенным способом переработки и восприятия, получаемой информации. Родитель транслирует социальные нормы и правила, полученные в детстве от своих родителей. Ребёнок – это схема, которая отвечает за биологические потребности. Для этой схемы характерны творчество, спонтанность. Взрослый — поведенческая схема, при которой индивид синтезирует информацию, заложенную в предыдущих двух схемах. Данная схема характерна для зрелой личности.
Трансакционный анализ
Бёрн писал: «После сладостных переживаний, связанных с близостью к матери, ребёнок начинает отдаляться от неё, чтобы лучше узнать окружающий мир, который начинает заявлять свои права. Но чем лучше ребёнок к нему адаптируется, тем дальше он уходит от матери, и в результате теряет столь желанное чувство близости. Всё больше психологических, физических и социальных препятствий будет вставать на его пути, но стремление к близости не уменьшится. Поэтому всю свою жизнь человек будет искать её в намёках, отражениях, обещаниях, которые становятся её временными заменителями». Такие заменители Бёрн называет поглаживаниями, обмен которыми создаёт трансакцию. Он выделял дополнительные трансакции, возникающие при общественных отношениях. Бёрн выделяет пересекающиеся и дополнительные, простые и скрытые, а также угловые и двойные трансакции.
Анализ психологических «игр»
Игра представляет собой ряд трансакций, направленный на получении определённого результата. Для игры характерно наличие скрытой мотивации. Бёрн выделяет несколько видов игр: игра, длиною в жизнь; супружеские; игры для вечеринок, сексуальные; игры преступного мира, игры для психотерапевтических сессий, а также конструктивные игры. Ребенок обучается играм, взаимодействуя с миром.
Скриптоанализ
Фундаментом для многих игр являются определенные сценарии, которые человек получает ещё в детстве от родителей и социума. «Каждый человек чаще всего неосознанно обладает жизненным планом или сценарием, с помощью которого структурирует продолжительные периоды времени – месяцы, годы или жизнь в целом, наполняя их ритуальной деятельностью, времяпрепровождением и играми. Таким образом, они реализуют сценарий и приносят человеку необходимое удовлетворение, прерываясь затем периодами замкнутости или же эпизодической близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни. С повышением чувствительности, восприимчивости и осознанности человека эти иллюзии рассеиваются одна за другой, приводя к жизненным кризисам, которые описаны Эриксоном. Среди этих кризисов присутствует и переоценка родителями своего ребёнка в пору его юности, подростковое чувство протеста, склонность к философствованию, приходящие вслед. Иногда чрезмерные попытки удержать иллюзии могут привести к депрессии или мистицизму, а отказ от всех иллюзий – к отчаянию» — писал учёный.
Сценарий – это заложенная в детстве «картина мира». Эрик Бёрн считал, что человек не должен проживать свой сценарий от «корки до корки», человеку необходимо адаптироваться к каждой возникающей ситуации, основываясь на поиске наиболее рациональных решений.
Бёрн предлагает концепцию разрешения внутренних детских конфликтов путём перехода из эго-состояния ребёнка в эго-состояние Взрослого (которое представлено, как путь адаптации к среде). Следовательно, возможна модернизация жизненного сценария, не зависимо от решения детских психологических конфликтов.
Методы трансакционного анализа
В трансакционном анализе существует два основных метода:
- Контрактный метод
Врач и пациент заключают своего рода контракт, в котором оговаривается ответственности обеих сторон за успех терапии.
- Открытая коммуникация
Этот метод подразумевает полную открытость и «прозрачность» между терапевтом и пациентом.
Последователи Эрика Бёрна
Среди последователей Бёрна были Клод Штайнер, Роберт Гулдинг, Джон Дьюзи, Фанита Инглиш, Томас Харрис, Тейби Калер, Джули Хей и др.
Клод Штайнер организовал совместно с Э. Бёрном Международную ассоциацию развития трансактного анализа. Роберт Гулдинг объединил трансактный анализ с гештальт – терапией. Этот метод получил название: поиск новых решений, Джон Дьюзи разработал опросчик «Личностный профиль эго – состояний»; Фанита Инглиш основала Западный институт трансакционного анализа и гештальт. Томас Харрис – автор множества популярных книг по трансактному анализу. Тейби Калер — автор моделей процесса коммуникации и процесса терапии, успешно применяемых в различных сферах деятельности, связанных с работой с людьми. Джули Хей – автор некоторых позиции в теории трансактного анализа, создатель Европейского Совета Менторства и Коучинга.
Литература:
- Берн Э. «Игры, в которые играют люди»;
- Берн Э. «Трансактный анализ в психотерапии»;
- Стюарт Я., Джойнс В. «Трансактный Анализ в теории и практике»;
Автор: Елизавет Листер
писатель, преподаватель истории
Текст публикуется в авторской редакции
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!
Источник: http://psychosearch.ru/masters/erik-bern/152-erik-bjorn-i-transaktsionalnaya-psikhologiya
Берн Ш.М. Гендерная психология — файл n1.doc
приобрести
Берн Ш.М. Гендерная психология
скачать (998 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 2311kb. | 05.04.2004 11:41 | скачать |
- Смотрите также:
- Бендас Т.В. Гендерная психология (Документ)
- Бендас Т.В. Гендерная психология (Документ)
- Берн Меган Шон. Гендерная психология (Документ)
- Чекалина А.А. (сост.) Гендерная педагогическая психология (Документ)
- Доклады (Реферат)
- Автореферат диссертации — Личностные особенности подростков с различной гендерной идентичностью (Документ)
- Шевченко Л.А. Гендерная психология (Документ)
- Клецина И.С. (ред.) Гендерная психология (Документ)
- Экономическая психология. Сборник тем (Документ)
- Курсовой проект — Влияние факторов дифференциальной социализации на формирование гендерной идентичности личности (Курсовая)
- Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
- Репина Л.П. Гендер в истории: проблематика и методология исследований (Документ)
n1.doc
Гендерная психология. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с. (Секреты психологии).
Данная книга посвящена исследованиям психологии пола (гендера). Психолог, социолог, педагог, специалист по общественным наукам найдут в этой книге уникальный исследовательский материал об источниках тендерной социализации, о формировании тендерных норм, социальных и тендерных ролей, познакомится с такими понятиями, как нормативное и информационное давление, агрессия, конформность, тендерные стереотипы, норма успешности, норма антиженственности и др.
Читатель, интересующийся современной научной психологией, получит ответы на такие вопросы: «Почему должно измениться распределение семейных обязанностей?», «Кто и в чем способней: женщины или мужчины?», «Каковы ограничения, накладываемые традиционными ролями женщины и мужчины?», «Почему женщине платят, как правило, меньше?» и т.д.
Эта книга не имеет аналогов в отечественной литературе по психологии, открывая читателю актуальную для всего человечества сферу исследований человека и общества.
БЛАГОДАРНОСТИ .
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ.
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА .
ПРЕДИСЛОВИЕ.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРА.
ПРОБЛЕМЫ ОДНООБРАЗИЯ . .*.
КРИТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ГЕНДЕРЕ ..
ПОЛ VERSUS ГЕНДЕР.
КАК УСТРОЕНА ЭТА КНИГА.
ТЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ .
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ .
Роль нормативного давления .
Гомосексуальность как нарушение
Роль информационного давления.
Конформность — экономия мысли .
Подчинение гендерным нормам:
Дифференциальное усиление и
Внесемейные источники гендерно-ролевой
Поло-ролевой опросник Сандры Бем.
Споры по поводу опросника Сандры Бем и концепции андрогинии .
Глава 2
ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ .
В МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ .
Почему в высшем учебном заведении успеваемость
мужчин и женщин начинает различаться .
ЭМПАТИЯ И ЭКСПРЕССИВНОСТЬ.
Теория социальных ролей.
ИССЛЕДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ТЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Конформность и подверженность влиянию.
ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ РОЛЬЮ.
ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА.
Домашний труд и работающая женщина .
Различия в оплате труда мужчин и женщин .
Объяснения различий в оплате труда .
Теория справедливости и реакция женщин
на неравенство в оплате труда.
НИЗКИЙ СТАТУС ЖЕНЩИН В ОРГАНИЗАЦИЯХ
И ОТСУТСТВИЕ У НИХ ВЛАСТИ .
Влияние женщин в организациях: «стеклянный потолок» . . .
Объяснения явления «стеклянного потолка».
ОГРАНИЧЕНИЯ, НАКЛАДЫВАЕМЫЕ
ТРАДИЦИОННОЙ МУЖСКОЙ РОЛЬЮ.
ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ИЗУЧАТЬ МУЖСКУЮ РОЛЬ.
МУЖСКАЯ ТЕНДЕРНАЯ РОЛЬ И ВХОДЯЩИЕ В НЕЕ НОРМЫ . . .
Норма твердости . °.
Норма физической твердости .
Норма умственной твердости .
Норма эмоциональной твердости .
НАПРЯЖЕНИЕ, СТРЕСС И КОНФЛИКТ
МУЖСКОЙ ТЕНДЕРНОЙ РОЛИ .
ГЕНДЕР КАК СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ .
СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ТЕНДЕРА .
Тендерные стереотипы как схемы, управляющие процессом
Происхождение тендерных схем.
Запоминаемость информации, соответствующей
Как тендерные схемы способствуют появлению иллюзорной
Тендерные стереотипы и самореализующиеся пророчества .
ТЕНДЕРНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ: ПРИСТРАСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ
К СВОЕЙ И ЧУЖИМ ГРУППАМ.
Источники пристрастного отношения к своей
Нормальные процессы категоризации.
Потребность в самоуважении .
Теория социальной идентичности.
ПАРАДОКС СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ .
ТЕНДЕР В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ.
ПАНКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕРНЫЕ СХОДСТВА .
Разделение труда, обусловленное полом .
Дифференциальная тендерная социализация .
Более низкий статус и меньшая власть женщин .
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ГЕНДЕРНО-РОЛЕВЫЕ ИДЕОЛОГИИ .
Глава 7
ИЗМЕНЕНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ.
ИЗМЕНЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ .
Повышение совместимости работы и семьи.
Производственная политика поддержки семьи.
Увеличение гендерного многообразия в организациях . ПЕРЕМЕНЫ В ДОМЕ .
Почему должно измениться распределение
Домашние обязанности как случай несоответствия между
установками и поведением.
Справедливость и дифференциация домашних обязанностей ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ .
ИЗМЕНЕНИЕ ЛОЖНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕНДЕРЕ .
Ложные представления о гендере .
Ложное представление 1: гендерные различия огромны .
Ложное представление 2: гендерные различия вызваны фундаментальными биологическими различиями между полами . . Ложное представление 3: биологические гендерные различия обусловливают лучшую приспособляемость мужчин и женщин
к различным социальным ролям.
Ложное положение 4: гендеры разделены, но равны между собой Ложное представление 5: традиционные гендерные роли служат цели наиболее полного удовлетворения потребностей общества .
Как можно изменить эти ложные представления.
ОБ АВТОРЕ
Шон Метан Берн — адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского политехнического института, где она преподает социальную психологию, психологию окружающей среды, исследовательскую методологию и групповую динамику. В 1988 году в Клермонской школе последипломного образования ей была присвоена докторская степень в области социальной психологии. Она является специалистом в сфере прикладной социальной психологии, занимаясьвопросамисоциально-психологи-ческих принципов разрешения социальных проблем, частных проблем окружающей среды, межгрупповых конфликтов. В настоящее время ее исследовательская работа посвящена факторам, способствующим сохранению традиционных тендерных норм, а также динамике социальной идентификации в борьбе за равноправие и той отрицательной реакции, которую эта борьба нередко вызывает в обществе.
БЛАГОДАРНОСТИ
Издательство «прайм- ЕВРОЗНАК» благодарит Е. П. Кораблину, научного редактора этой книги, которая, несмотря на острый дефицит времени, курировала перевод. Издательство также выражает благодарность редактору Дмитрию Гиппиусу, который, несмотря на обилие сложностей в процессе перевода, проявил высокую ответственность, терпение и талант и сделал текст достойным внимания взыскательного читателя.
Огромную благодарность сотрудники «прайм-ЕВРОЗНАКа» выражают художнику Александру Зудину (http://www.carto6n.ru), рисунки которого не только разряжают атмосферу научного изложения материала, но и, подобно наждачной бумаге, удаляют налет предвзятости, «ржавчину» линейного мышления и однобокости. Редакция сознательно пропустила некоторые весьма смелые карикатуры этого художника в поддержку идеи, потому что в науке (тем более в психологии) всегда есть место сомнению, альтернативному мнению и дальнейшему поиску.
Как и всегда, особую благодарность редакция приносит вам, уважаемый читатель, за то, что для познания тайн и загадок человеческого поведения вы выбрали именно эту книгу!
Мы убеждены, что серия книг «Секреты психологии» станет для вас источником современной и полезной психологической информации.
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Книга Шон Берн Social Psychology of Gender впервые переведена на русский язык и затрагивает весьма актуальные вопросы, касающиеся тендерной социализации. Дело в том, что, как свидетельствуют исследования в различных научных областях и направлениях, понимание жизни человеческого общества невозможно без признания существования стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин. В психологии при изучении проблем развития и становления личности фактор полового диморфизма, по мнению Б. Г. Ананьева, следует относить к постоянным характеристикам онтогенетической эволюции человека. Тендерный подход в социальной психологии делает акцент на изучении именно социальных (а не биологических) аспектов пола и ролевой дифференциации по половому признаку, имеющей место в различных социокультурных общественных системах.
В настоящее время тендерные исследования достаточно широко проводятся во всем мире, в том числе (в последние десять лет) и в России. В определенном смысле внимание к вопросам тендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всем мире феминистских идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской поло-ролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении
процессов, происходящих в современном мире, основным направлением развития которого является все большая гуманизация и повышение актуальности духовного становления личности.
Книга Шон Берн посвящена рассмотрению гендера с позиций социальной психологии и представляет несомненный интерес именно в силу актуальности рассматриваемых вопросов, тем более, что в нашей стране изучение данной проблемы еще только начинается.
Книга интересна тем, что содержит значительное количество фактических данных, полученных в результате исследований, проведенных в США.
Некоторые выводы автора спорны, но, несмотря на это, российским специалистам эта работа безусловно будет полезной для сравнительного и более широкого анализа гендерных особенностей в связи с культуральными и общественными различиями.
Хочется верить, что наука и практика нашей жизни, благодаря взаимному обмену подобным опытом, значительно обогатится и будет служить интеграции наших усилий по совершенствованию мира, в котором мы живем, и достижению процветания и благополучия.
Книга может быть интересна не только специалистам, но и всем тем, кто заинтересован в улучшении качества своей собственной и общественной жизни.
Книга написана доступным языком, интересно оформлена и проиллюстрирована, а потому может служить популярным пособием для широкого круга читателей, интересующихся проблемами гендерной психологии.
Е. П. Кораблина,
зав. кафедрой психологической помощи
психолого-педагогического факультета
РГПУим. А. И. Герцена
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
Очень часто человек создает себе образы дру гих людей, основываясь не на том, что они в действительности из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть и что должны делать, или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереоти-пизации. Общество осознало, что подобный социальный стереотип крайне условен и выявляет свою ущербность. Поэтому игнорировать существование феномена гендерных различий по меньшей мере нелогично, а проведение исследований по данной проблеме следует считать оправданным и крайне необходимым.
Некоторые из моих студентов разрабатывают инструментарий по созданию целостного многостороннего образа личности в противовес широко распространенным методикам, которые пытаются видеть в человеке лишь отдельные индивидуальные черты и особенности.
Но действительно ли мы способны освободиться от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам той общественной средой, в которой мы живем? И в частности, насколько мы свободны или зависимы от того, женщина мы или мужчина, а значит — от психологии гендера, от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нем доминируют?
Как один из возможных ответов я предложу вам результаты проведенного мной недавно экс-
перимента. В нем принимали участие студенты, изучающие психологию, отличающиеся достаточно высоким интеллектом и уравновешенностью в суждениях.
Эксперимент состоял в следующем. Испытуемых попросили представить себя родителями ребенка, которого они «держат» на руках. Половине студентов было предложено выбрать ребенку имя из списка, содержащего три женских имени, а другой половине — выбрать имя из трех мужских. (Студенты в каждой группе находились в неведении относительно того, какой выбор был предложен их товарищам из другой группы.) Неожиданно в аудитории, где находились испытуемые, появился бородатый незнакомец с очень яркой и красивой музыкальной коробочкой, содержащей внутри забавного клоуна, который внезапно оттуда выпрыгивал. Ребенок на руках у студентов внимательно «наблюдал», как дядя заводит игрушку, и «слушал» ее успокаивающую мелодию. Но вот наступил момент, когда музыка резко прекратилась и клоун выпрыгнул из коробки.
После случившегося каждому «родителю» был задан следующий вопрос: «Какова была реакция вашего ребенка на происходящее?»
Из предложенного им списка вариантов ответов большинство выбрали «потрясен(а)», независимо от пола их ребенка. Но самое интересное произошло, когда эти «студенты-родители» указали последующую реакцию своего малыша. На порядок большее число девушек по сравнению с юношами отметили реакцию своего ребенка как «страх», тогда как больше юношей, чем девушек, увидели в глазах своего малыша «любопытство»!
В чем психологический и поведенческий смысл этих различных эмоциональных реакций? Страх ведет к страданию, отрицанию, прикреплению к безопасным объектам, бегству, отказу от конфронтации. А любопытство? Оно проявляет себя в возбуждении, стремлении к чему-то новому и неизведанному и сопровождается зачастую невольным движением вперед.
Так как фактически реакция, и та и другая, была придумана, можно сделать вывод, что некоторые личностные представления испытуемых, которыми они руководствовались в ходе эксперимента, классифицируются на основе их половых (гендерных) различий, что, в свою очередь, непременно влияет на всю их жизнь в целом. Таким образом, новоявленные «родители», по-разному определив эмоциональные реакции своих «детей», доказали тем са-
мым, что разделяют фундаментальные предрассудки того самого гендерного стереотипизирования, о котором шла речь чуть выше и которое до сих пор еще составляет сущность пола, будь он женским или же мужским.
Подобные веками складывающиеся стереотипы подкрепляются литературными произведениями из жанра «Помоги себе сам». Чего стоит в этом смысле недавний бестселлер «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», завоевавший популярность у десятков миллионов читателей (именно миллионами измеряется его тираж) и провозглашающий, что мужчины и женщины — это существа с разных планет, говорящие на разных языках! И все, что нам надо сделать, чтобы жить в мире и согласии, это осознать и принять данный «факт» и освоить предлагаемую книгой систему взаимоотношений!
Телевидение также нещадно эксплуатирует тему различий мужчин и женщин, производя множество телешоу на эту тему.
Авторы такого рода программ предпочитают сознательно не замечать огромного количества подтвержденных научными исследованиями фактов, говорящих нам о том, что у мужчин и женщин все-таки больше сходств, чем отличий. Видимо, общество и средства массовой информации заинтересованы в том, чтобы увековечить миф о существовании в мире созданий, непохожих внешне и имеющих сущностные различия. Так возникают и поддерживаются все новые и новые аргументы для политических, экономических, религиозных и социальных делений, в которых мужчина выступает в роли властелина и покровителя, а женщина вынуждена занимать позицию терпеливой мученицы.
Необходимо систематическое, объективное исследование, которое прояснило бы эту проблему. Шон Берн написала именно такую книгу, которая существенно обогатила понимание роли и значения социально-психологических различий мужчины и женщины. Книга написана предельно доступным, увлекательным языком. Основываясь в своих исследованиях на неоспоримых фактах, автор книги с большим профессионализмом концентрирует внимание читателя на силе социальных норм и культурных традиций, оказывающих свое непрестанное давление на сознание человека и формирующих его взгляды, мнения, поведение, а порой и стиль жизни.
Шон Берн пытается найти путь, который поможет человеку избавиться от тех ограничений, которые традиционный стереотип мышления накладывает на поведение и психологию мужчины и женщины и которые представляют собой по сути лишь условную
принадлежность к тому или иному полу. Свобода от подобных предрассудков даст человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность наслаждаться всей полнотой жизни.
Наконец, позвольте мне остановиться еще на одном моменте, касающемся особенностей психологии мужчины и женщины. Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, не только не исследуя его, но даже не упоминая в качестве дискуссионного вопроса. Социальная психология, в свою очередь, долгое время отказывалась признавать тендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме.
Шон Берн берет на себя сложную задачу — восполнить отсутствие серьезного социально-психологического анализа в современной науке. Ее книгу бесспорно можно отнести к ряду других выдающихся исследований по социальной психологии.
В момент написания предисловия 14 февраля 1995 года мне пришло в голову, что это День Святого Валентина, День Влюбленных.
И может быть, это действительно настоящее испытание для «Всепобеждающей Любви», ибо истинная Любовь, будь она направлена на ребенка, или же на человека противоположного пола, или же на своих родителей, не знает никаких ограничений и условностей, присущих человеческому сознанию «там», в том мире социума, который отстоит далеко от Истинного, живущего по законам Сердца и Любви. Почему бы человеку не освободиться навсегда от всяческих предрассудковинежить,руководствуясь лишь этими добрыми и мудрыми законами?
Фил Зимбардо, научный редактор
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
Сколько должна зарабатывать женщина и сколько — мужчина? Кто должен нянчить детей, а кто — продвигаться по служебной лестнице? Как следует разделить домашние обязанности? И не является ли постановка подобных вопросов свидетельством неразрешимости данных проблем прежде всего для тех людей, которые ими обеспокоены?
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь согласитесь, роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Но насколько глобальными должны быть эти перемены?
Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, которые предвидят переоценку «гендерных» ценностей. Диспуты, споры, полемика разгораются среди ученых в самых разных направлениях гендерной психологии.
Насколько значимы, закономерны и оправданны различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально-психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе,
определяющей его взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?
В этой книге я попытаюсь ответить на подобные вопросы, опираясь на детальное изучение экспериментальных данных.
Мы поговорим о существовании политических, экономических, религиозных и социальных разделений между мужчиной и женщиной, основанных на традиционной антитезе: мужчина — господин, женщина — терпеливая мученица. Кроме того, мы рассмотрим вопрос о том, какую же роль играют социальные нормы в создании и утверждении всевозможных обоснований для существования этих гендерных различий.
Авторы многочисленных популярных изданий преподносят нам свои взгляды на проблему различий психологии мужчины и женщины, однако подавляющее большинство этих книг базируется в основном только на личных впечатлениях автора и ни на чем более. Данная книга опирается на тщательный анализ многочисленных научных исследований. Более того, ее можно рассматривать как путеводитель по сложной и запутанной «местности» многочисленных гендерных экспериментов, гипотез и теорий. Эта книга вполне может стать хорошим источником тем для исследований или же послужить библиографическим справочником для профессорско-преподавательского состава вузов.
Замечу также, что данная книга, кроме того, адресована изучающим профессионально социальную психологию. В ней подробно разобраны многие вопросы современной социальной психологии, касающиеся особенностей мужского и женского полов в контексте проблематики гендера.
Несмотря на то что книга содержит довольно большое количество исследовательского материала, я старалась создать доступный для восприятия читателя текст, который бы способствовал самоанализу и развивал критическое мышление. Поэтому эту книгу, надеюсь, с удовольствием прочитает и обычный человек, просто интересующийся проблемой отличия мужской психологии от женской.
Неоценимой помощью в работе над книгой была поддержка, которую оказал мне мой сын Кейн. Кроме того, я благодарна за беседы своим друзьям Кэрол Стэнтон, Теду Столыгу, Элисон Конрад, Лоис Скрайвен, Норме Фиттон, Боббет Биллер, Дэвиду
Карру и студентам Калифорнийского государственного политехнического университета в Сан-Луис-Обиспо (San Luis Obispo), которые помогли мне обнаружить материалы некоторых исследований. Выражаю также благодарность своей маме, Джейн Берн.
Особую благодарность я хочу выразить Кимберли Вейч, Джасти-не Проберт, Дженет Бойтон, Кейти О’Нил, Акиле Майксону, Роджеру Билцу и Брайену Носеку.
Также я благодарна всем исследователям, имена которых встречаются на страницах данного издания,— их выдающиеся труды сделали мой путь в работе над книгой менее трудным.
Бодрости своего духа я во многом обязана редакторам Майклу Гамильтону (Mykol Hamilton), Дэвиду Майерсу (David Myers), Энн Вебер (Ann Weber) и Филипу Зимбардо (Philip Zimbardo).
Не хочу скрывать, что некоторые интересные идеи я получила от анонимных редакторов.
И наконец, мне хотелось бы поблагодарить представителя издательства McGraw—Hill Эндрю Поя, однажды невинно спросившего меня, не думала ли я когда-нибудь написать книгу.
Социальная психология гендера. Проблемы однообразия. Критические размышления о гендере. Пол versus гендер. Как устроена эта книга.
Тендер (Gender)
В психологии — социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Поскольку пол (sex) ^является биологической категорией, социальные психологи часто ссылаются на те гендерные различия, которые обоснованы биологически, как на «половые».
Однажды художница Николь Холландер нарисовала такой маленький комикс: два персонажа с красными от мороза ушами стоят на улице в самый холодный день года. Один говорит: «Зачем мне шапка, мне холод нипочем». Второй: «Я не ношу шапки, она портит мне всю прическу». Кто из них мальчик, а кто — девочка? Вот уж не думаю, что вы, читатель, затруднитесь с ответом. Ведь каждая из приведенных фраз отражает общепринятый гендерный стереотип. В этой книге исследуется социально-психологическая природа тендерных ролей и стереотипов. А ведь от них зависят и наша самооценка, и восприятие окружающих, и выбор профессии, а в конечном счете, и все наше поведение.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГЕНДЕРА
Социальная психология — это наука, изучающая, как общество влияет на мысли, чувства и
поведение отдельного человека. А ее подраздел — социальная психология гендера — занимается исследованием социальных норм, обусловливающих то, как реагируют на половые различия отдельный человек, группа или целое культурное сообщество. Пожалуй, что ни в одной области социальной психологии не найдется столь ярких примеров парализующей силы конформности, невозможности отойти от навязанных обществом ролей и присущих человеческому сознанию принципов обработки информации.
Конформность (Conformity)
Тенденция изменять свое поведение или убеждения в результате реального или воображаемого давления группы.
Предрассудок (Prejudice)
Неоправданно негативная установка по отношению к определенной группе и отдельным ее членам.
Дискриминация (Discrimination)
Неоправданно негативное поведение по отношению к определенной группе и отдельным ее членам.
Самоуважение (Self—esteem)
Всеобъемлющая оценка человеком самого себя, или чувство собственного достоинства.
Гендерная роль (Gender role)
Набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Стереотип (Stereotype)
Мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут бцть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Сегодня ситуация сложилась так, что практически любое социально-психологическое исследование гендера очень политизировано, роль науки скорее состоит здесь не в изучении мира, а в продвижении принципа равноправия полов. Впрочем, это закономерно, ведь социальная психология гендера во многом совпадает с целями феминистского движения, хотя последнее занимается скорее политическим, экономическим и социальным равноправием мужчин и женщин (Hyde, 1991).
Лотт отметил, что социальная психология в любом случае пересекается с тендерными исследованиями, поскольку «изучать условия, которые формируют и поддерживают социальное поведение, означает изучать то, как культура выстраивает гендер» (Lott, 1991, р. 506).
Однако, изучая стереотипы, предрассудки и дискриминацию, социальная психология вплоть до конца 60-70-х годов практически игнорировала тендерные отношения и даже не рассматривала женщин как дискриминируемую социальную группу.
Тендерные исследования сдвинулись с мертвой точки лишь когда в науку пришло новое поколение — целая плеяда вдохновленных феминистским движением женщин, которые работали в научных программах по социальной психологии для выпускников вузов. Они на собственном опыте прочувствовали, что значит находиться на правах меньшинства: даже просто получить возможность участия в этих программах и то стоило огромного труда — ведь они не были мужчинами.
Есть несколько подходов к описанию социальной психологии гендера. В этой книге, чтобы создать связную социально-психологическую картину гендера, я использовала концепции как социальной психологии, так и других областей науки, например психологии развития (developmental psyhology).
ПРОБЛЕМЫ ОДНООБРАЗИЯ
Экспериментальный метод (Experimental method)_____________
Стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор манипулирует одной или большим количеством независимых переменных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую (зависимую) переменную.
Независимая переменная (Independant variable)
Экспериментальный фактор, которым манипулирует исследователь.
Зависимая переменная (Dependant variable)
Изменяемая переменная, получившая свое название благодаря тому, что она может зависеть от манипуляций независимой переменной.
До 1970-х гг. большинство экспериментов, проводимых социальными психологами, были объединены тем, что в роли испытуемых выступали только студенты старших курсов, белые мужчины. Конечно, они численно преобладали в колледжах и, соответственно, были более доступны для исследования. Кроме того, изучать поведение белых мужчин было важно, поскольку именно из них формировалась общественная элита. Белые мужчины составляли в то время и большинство социальных психологов, и, возможно, те просто подбирали для исследований людей, с которыми наиболее комфортно себя чувствовали, таких же, как они сами.
В экспериментальном методе, который использовали социальные психологи, чрезвычайно важную роль играл контроль (experimental control): все факторы, кроме интересующего в данном исследовании (независимой переменной), должны были иметь постоянную величину.
Когда группы, отличавшиеся друг от друга только по независимой переменной, обнаруживали различие в каком-либо типе социального поведения (зависимая переменная), экспериментатор делал вывод, что это следствие изменения независимой переменной. Тендер и этническая принадлежность рассматривались как побочные или «зашумляющие» переменные <nuisance variables). Чтобы их влияние не искажало результаты, во всех экспериментальных группах использовались только белые мужчины (McHugh, Koeske & Frieze, 1986). Сегодня контроль такого типа все еще применяется достаточно широко, но в качестве испытуемых берут и мужчин, и женщин, а тендер обычно анализируют как дополнительную независимую переменную.
К сожалению, основную массу испытуемых продолжают составлять студенты и учащиеся колледжей, которые мало отличаются друг от друга по возрасту, культуре, социальному статусу, этнической принадлежности.
Это ограничение области исследований остается нерешенной проблемой для социальной психологии, и в частности, для социальной психологии тендера.
Несмотря на то что в последние несколько лет психологами был опубликован целый ряд работ, посвященных пересечению культур, ни одна из них, насколько я помню, не содержит раздела, посвященного кросс-культурной тендерной психологии. Я посвятила одну главу кросс-культурным аспектам гендера, а также включила в книгу небольшое исследование по психологии гендера в различных американских субкультурах.
КРИТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕНДЕРЕ
Данные социальной психологии всегда более надежны, чем обывательские представления о человеческом обществе, которые основаны на одном лишь здравом смысле и нередко искажены нашими ожиданиями и существующими убеждениями. Утверждения, которые вы найдете в этой книге, основаны на результатах многочисленных исследований человеческого поведения, а подавляющее большинство фактического материала ранее опубликовано в специальной литературе. Полные данные об источниках приводятся в библиографии. Я настоятельно рекомендую вам подробно ознакомиться с теми из них, в которых говорятся веши, противоречащие вашим представлениям о мужчинах и женщинах.
Опыт показывает, что мы склонны неправильно интерпретировать статистические данные (Nisbett & Ross, 1980). Надо помнить: несмотря на то, что у большинства «правил», касающихся человеческого поведения, есть исключения, в целом эти правила остаются верными. Когда психологи говорят, что, по результатам исследования, женщины делают почти всю работу по дому, даже если заняты на службе полный рабочий день, надо отдавать себе отчет, что есть исключения. Но если вы даже знаете что-то, противоречащее выводу, сделанному в исследовании, это еще не означает, что в целом вывод неверен. Важно также понимать, что когда психологи говорят о значимо различающихся группах, то для определения этого они используют статистические методы, а не просто приходят к такому выводу, внимательно рассмотрев каждую группу.
Десять лет назад, когда мое знакомство с психологией гендера только начиналось, я не слишком много размышляла об этих воп-
росах. С тех пор я изучила сотни отчетов о тендерных исследованиях. Теперь, на основе всего этого, я убеждена, что гендерные различия создаются в рамках социума, традиционные гендерные роли ограничивают и мужчин, и женщин, а из-за присущих нам стратегий обработки информации мы воспринимаем гендерные различия куда более обширными, чем они есть на самом деле. Но остерегайтесь верить мне на слово, как, впрочем, и немедленно отвергать мои слова, если вы считаете, что я не права. Прочтите эту книгу и, перед тем как отбросить мои аргументы, серьезно обдумайте собственную позицию. Попробуйте представить ваши возражения в виде четких аргументов, а лучше всего — найдите хорошее экспериментальное подтверждение своего мнения. Даже если вы не встанете на мою точку зрения, дойдя до конца книги, я искренне надеюсь, что она заставит вас осмыслить вопросы гендера критически.
ПОЛ VERSUS ТЕНДЕР
Когда вы будете читать эту книгу, то, конечно, заметите, что я постоянно использую слово «гендер» вместо слова «пол». Психологи предпочитают употреблять термин «гендер», подчеркивая тем самым, что многие различия между мужчинами и женщинами создаются культурой, тогда как слово «пол» подразумевает, что все различия являются прямым следствием биологического пола (Gentile, 1993; Unger & Crawford, 1993). Кроме того, слово «гендер» позволяет в некоторых случаях добиться большей ясности; например, если бы я назвала эту книгу «Социальная психология пола» (The Social Psychology of Sex), у читателя могло сложиться неверное представление о ее содержании. Однако бывают случаи, когда более подходящим оказывается слово «пол».
До (Deaux, 1985, 1993) указывала, что слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий (например, в опросном листе приемлем пункт: «Ваш пол?»). Однако когда делаются умозаключения о природе мужественности или женственности, она рекомендует применять слово «гендер».
Унтер (Unger, 1988) отметила, что определение пола обычно включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны. Проблема в том, говорит она, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и
социальными факторами. Вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор. В этой книге я следую рекомендациям До_и использую понятие «пол» только как демографическую категорию, основанную на биологическом поле. В остальных случаях я применяла термин «гендер», отражающий социально обусловленную природу мужского и женского.
Если мы включаем в понятие биологического пола хромосомный набор, гормоны и строение гениталий, то на самом деле существует больше двух полов (Унгер, 1988).
КАК УСТРОЕНА ЭТА КНИГА
Первая глава рассказывает о том, что многие гендерные отличия, которые мы привыкли считать биологическими, на самом деле вызваны социальными нормами. Здесь же обсуждаются процессы, при помощи которых мы учимся «правильному» гендерно-ролевому поведению, и мотивы, заставляющие нас придерживаться этого поведения.
Во второй главе речь пойдет об изучении тендерных отличий в проявлении математических способностей, эмоций и т. д. Эти отличия, традиционно изучаемые социальными психологами, далеко не так всеобъемлющи, как хотело бы нас уверить общественное мнение, и из года в год продолжают сокращаться. А если детально рассмотреть общественные нормы и социализирующие действия, то станет понятна и значительная часть оставшихся различий.
В третьей главе рассматриваются ограничения, накладываемые традиционными тендерными ролями на женщин, а в четвертой — ограничения, накладываемые на мужчин. Я обнаружила, что размышления над этими ограничениями и природой гендерных ролей побуждают людей обратить внимание на то, как гендерные роли влияют на их собственную жизнь, и попробовать изменить ее к лучшему.
В пятой главе гендер описывается как социальная категория. Будут рассмотрены некоторые психологические механизмы, являющиеся базой для создания гендерных стереотипов, и то, каким образом они мешают обществу изменяться.
Шестая глава посвящена восприятию гендера в различных культурах. Подавляющее большинство исследований по проблеме ген-
дера психологи проводили на евроамериканцах из США тогда как кросс-культурный анализ дает возможность изучить роль культуры в создании тендерных различий. ™
В седьмой заключительной, главе обсуждаются изменения ген-дерных ролей, области, в которых такие перемены уже произошли, препятствия, стоящие на пути перемен, и способы, которыми можно вызвать необходимые перемены.
Культура (Culture)
Понятия, установки, обычаи и особенности поведения общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поко-
Источник: http://nashaucheba.ru/v18580/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD_%D1%88.%D0%BC._%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Мир Психологии
Берн Эрик
Берн Эрик (Berne, 1910-1970) — амер. психотерапевт и психолог, создавший на основе развития им некоторых психоаналитических идей «транзактный анализ» ( см . Транзактный анализ).
В отличие от классических психоаналитиков, которые доводят анализ переживаемых клиентом проблем до его первых дней и лет жизни, Берн считал необходимым довести анализ до истории жизни его родителей и др. предков. Важнейшая часть анализа — выделение «сценариев» (жизненных планов) индивида, зачастую запланированных предками (напр., отец хочет видеть своего сына ученым вопреки желанию сына стать футболистом), а также «структурный анализ» состояний Я данного индивида (эго-состояний). Этих состояний 3: Родитель (поведенческие схемы индивида, повторяющие схемы родителей), Взрослый (состояния Я, объективно оценивающие реальность) и Ребенок («архаические пережитки» детства).
В разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретную структуру «транзакций» (единиц общения, см. Транзакция). Важнейший вид такой структуры — «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу различного рода «игр», используемых людьми в повседневном общении, посвящены основные работы Б. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Берн Эрик (Эрик Леннард Бернштейн) (1902–1970) — американский психолог и психиатр. Разработал «трансактный анализ».
Литература на английском языке
- The Mind in Action. — 1947.
- Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis. — 1957. (Это переработанное и дополненное издание книги «The Mind in Action»).
- Transactional Analysis in Psychotherapy. — 1961.
- Structure and Dynamics of Organizations and Groups. — 1963.
- Games People Play. — Grove Press, 1964.
- Principles of Group Treatment. — 1966.
- The Happy Valley. — 1968. (Художественное произведение).
- Sex in Human Loving. — 1970.
- What Do You Say After You Say Hello?. — NY Times Book Review, 1972.
- Beyond Games and Scripts. — 1976.
- Intuition and Ego States: The Origins of Transactional Analysis: A Series of Papers. — 1977.
- A Montreal Childhood. — EDITORIAL JEDER, 2010. — 176 p.
Источник: http://persev.ru/bern-erik
Психолог берн
Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонен
jar—> txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии общения. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии общения — и никакой экзамен вам не страшен!
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Для более глубокого понимания людей, их восприятия, имеет значение казуальная атрибуция
Трансактный анализ Э.Берна. Виды трансакций.
Трансактный анализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З. Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры «трансакции». Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.
В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний
Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны — процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.
Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.
возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении. При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый: «Ты не видела, где мои запонки?». Дополняющим здесь может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе». Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виноват!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается. Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.
являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется. Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое — на психологическом уровне. Скрытые ТА — это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне. Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации.
Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.
Покупательница: Вот ее-то я и возьму.
Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы. Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.
Похожие вопросы
- Психология общения — ТрансактныйанализЭ.Берна. Видытрансакций.
ТрансактныйанализЭ.Берна. Видытрансакций. Трансактныйанализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. - Клиническая психология — Трансактныйанализ
Американский психолог Эрик Берн создал самостоятельное психотерапевтическое направление – транс-акционный (трансактный) анализ.
Трансакции делят на: 1) трансакционные стимулы – все виды обращения к другому человеку - Психология общения — Теория каузальной атрибуции
ТрансактныйанализЭ.Берна. Видытрансакций. Трансактныйанализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение. Загрузка. - Шпаргалки по психологии общения
Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены . подробнее ».
ТрансактныйанализЭ.Берна. Видытрансакций. - Шпаргалки по психологии общения
Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены . подробнее ».
ТрансактныйанализЭ.Берна. Видытрансакций. - Шпаргалки по психологии общения
Коммуникационное действие — завершенная операция смыслового взаимодействия, происходящая без смены . подробнее ».
ТрансактныйанализЭ.Берна. Видытрансакций. - Клиническая психология — Нейролингвистическое программирование (НЛП)
Трансактныйанализ. Американский психолог Эрик Берн создал самостоятельное психотерапевтическое направление – тран. Нейролингвистическое программирование (НЛП). - Психология личности — Факторный анализ в изучении личности
Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ. - Психология личности — Межличностный конфликт
Межличностный конфликт. Межличностные конфликты можно разделить на следующие виды: 1) соперничество – стремление к доминированию
Если положительная эмоция заранее присутствует в общении, такое взаимодействиеЭ. Берне называет «поглаживанием». - Шпаргалки по клинической психологии
В остром периоде инсульта тотальная афазия проявляется в виде полного отсутствия всех видов экспресс. подробнее ».
Трансактныйанализ. Американский психолог Эрик Берн создал самостоятельное психотерапевтическое направление – транс-акци. подробнее ».
найдено похожих страниц:10
Источник: http://cribs.me/psikhologiya-obshcheniya/transaktnyi-analiz-e-berna-vidy-transaktsii
- Центр Психологической Помощи - психолог алматы
- Структура человеческой психики - структура человеческой психики
- Основные особенности психики и поведения человека; Студопедия - особенности психики человека
- Документы психолога: свидетельства и сертификаты психолога - сертификат психолога
- Вакансии для психологов (Москва); |; Константин Ефимов - детский психолог вакансии
- Психолог Жавнеров Павел Борисович - психолог жавнеров павел
- Вклад И - павлов психолог
- Образец резюме психолога 2018 - резюме психолога
- Известные психологи - русские психологи
- Что делает психолог - психолог что делает
Добавить комментарий