Элементы психики – — элементы психики

09.03.2019

Именно она прежде всего обеспечивает в процессах коммуникации передачу зафиксированного в языке общественно-исторического опыта новому поколению людей.

Элементы психики

элементы психики

Элементы психики. Психика включает в себя следующие основные элементы: память, разум, воображение, внимание, чувства (эмоции), волю.

Память рассматривается в психологии как своеобразный «сквозной» для всех слагаемых психики процесс, обеспечивающий запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека.

К познавательным процессам относятся механизмы непосредственного отражения внешних свойств и явлений мира — ощущения и восприятия — и процессы «опосредованного», обобщенного отражения наиболее существенных свойств и закономерностей мира — мышление и речь.

Последней обычно отводится главная роль в формировании сознания вообще и отдельных высших психических функций в частности.

Именно она прежде всего обеспечивает в процессах коммуникации передачу зафиксированного в языке общественно-исторического опыта новому поколению людей.

Наконец, важную роль в познавательных процессах играют потребности и мотивы деятельности индивида.

Они обусловливают направленность мышления (его нацеленность на какой-то объект или предмет).

Воображение — процесс конструирования различных «моделей возможного будущего».

Внимание определяется чаще всего как процесс сосредоточенности психической деятельности на каком-либо объекте, выражает избирательность этой деятельности.

Источник: http://vunderkind.info/jelementy-psihiki

Структурные элементы психики человека. Строение психики

Психика — это свойство высокоорганизованной материи отражать объективный мир в его связях и отношении. Отражение бывает биологическим (рефлексы), физическим (например, зеркало) и психическим. Особенность психического отражения в том, что оно самое активное, организовано наиболее тонко и его деформация влечёт деформацию биологического и физического отражений, а при наличии обратных связей уничтожает даже самую высокоразвитую материю.

Психика позволяет воспринимать внешний мир «виртуально», то есть, воспринимать субъективный образ объективного мира. Психическое отражение не является пассивным копированием мира, оно связано с поиском, выбором и переработкой информации. Психическое отражение избирательно и зависит от потребностей человека. Психическое воображение активно, но субъективно. Субъективность человека зависит от пола, возраста, национальности, состояния здоровья, уровня интеллекта, воспитания, интересов, профессии, опыта и других факторов.

Структура психики:

Психические процессы (когнитивные, эмоционально-волевые, коммуникативные),

Психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности),

Психические состояния (внимание, рассеянность, фрустрация, гнев, печаль) – устойчивое состояние, которое выполняет функцию активного взаимодействия со средой.

Функции психики:

1. Отражательная — отражение воздействия окружающего мира. Отражающая функция имеет опережающий характер — способность предвидеть ситуацию и способы ее разрешения.

2. Регулятивная — регуляция поведения и деятельности.

3. Оценочная функция (сравнивание)

4. Осознание человеком своего места в окружающем мире.

5. Коммуникация — передача информации, развитие в общении. Условием развития, через общение, является качество последнего. Качественное общение сопровождается обменом знаниями и эмоциями.

Структура психики, содержание ее пластов

Традиционно выделяют три пласта психики:

Бессознательное — информация об этом пласте, в принципе, не осознается.

Подсознание — содержит информацию, которая когда-то была в сознании, обобщенный «автоматический» опыт человека. Подсознание включает навыки, привычки, автоматизмы, интуицию. Подсознания является фильтром пропускающим информацию из бессознательного в сознание и наоборот. Автоматизмы — это действия, когда-то усвоенные человеком и теперь повторяемые автоматически. Комплексы — это то значимое для него, что человек не может реализовать в себе. Наиболее известные комплексы — «наполеона», нарциссизма, неполноценности, застенчивости. Интуиция (инсайт, озарение) — процесс «выплывания» информации из подсознания на поверхность сознания.

13.Филогенетические предпосылки возникновения психики

Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости и является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, исходным моментом развития психики, обеспечивающим более эффективное приспособление к среде. Простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для обеспечения жизни им было достаточно простой раздражимости. Решающим условием для возникновения чувствительности явился переход от жизни в однородной среде к жизни в более сложной среде дискретных предметов, переход от неоформленных источников жизни к вещно-оформленным. Развитие психики в животном мире тесно связано с эволюцией нервной системы от ее наиболее древней составляющей — сетевидной нервной системы — к самому сложному уровню развития нервной системы — мозгу. Нервная система обусловила функционирование организма как единого целого.

Важную роль в развитии психики играло также изменение характера взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. Допсихические процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т.д. Отражение биологически нейтральных свойств оказалось неразрывно связанным с качественно иной активностью живых существ — поведением. Смысл новой формы активности заключался в том, чтобы обеспечивать биологический результат там, где условия не позволяли ему реализовываться непосредственно, сразу.

Таким образом, психическое развитие живых организмов определялось усложнением нервной системы, изменением среды существования и возникновением поведенческой активности

Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

  1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
  2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
  3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.
  4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Структура психики человека

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.

Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

  1. Психические процессы

Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.

Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.

Эмоционально-мотивационные процессы:

  1. Психические качества (личностные характеристики)

Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

  1. Психическое состояние

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Структура психики

Психика – функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой. Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика – это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Психика – это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием «сознание». Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания («Сверх Я»). В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

· сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению

· подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению

· уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения

· лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

· резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

Психические процессы – относительно устойчивые образования, имеющие латентный сензитивный период развития, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества – относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности. Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере.

Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

Психические свойства

Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.

Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.

Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.

Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.

Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.

Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому,- пояснял он,- что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство — высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип,- сила, равновесие и подвижность нервных процессов — не остаются неизменными на протяжении жизни человека.

Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.

Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант,- писали Маркс и Энгельс,- это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина — Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.

Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «… Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».

Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества… Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.

Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Источник: http://flgso.ru/strukturnye-elementy-psihiki-cheloveka-stroenie-psihiki.html

Структура сознания

элементы психики

Сознание являет собой сложнейшую структуру психологии человека, что состоит из элементов самого сознания и их связей. Прежде чем перейти к детальному рассмотрению его составляющих частей, следует отметить, что сознание являет собой отражение объективной реальности и непременно включает в себя волевые процессы, разум и чувства.

Структура и функции сознания

К элементам сознания относят: личность, ее свойства; процессы психического характера и состояние самого человека. Помимо этого, в сознание входят:

Каждый из вышеперечисленных компонентов тесно связан друг с другом. Так, если говорить о главенствующей части сознания, то ею выступает разум, что одновременно является как условием, так и результатом человеческой познавательной деятельности. Он находит свое проявление в логике, фантазии, воображении, обеспечивая взаимоотношения между людьми, их общую деятельность.

Также в психологии к структуре сознания относят мышление, что являет собой основу знаний. Все вышеперечисленное объединяется одним понятием «познание».

Отношение демонстрирует активность каждого из нас, реакцию на события реальности, включая при этом и обратную связь личности и окружающей действительности. Оно имеет тонкую грань с переживанием (эмоциональные состояния человека, его чувства). Отношения личностного характера отображают связь индивида с предметами, что его окружают, ситуациями, явлениями. Объективный тип отношений создается при наличии группы людей и проявляется в виде доминирования, подчинения, зависимости от кого-то и пр.

Переживание включает в себя эмоции, испытываемые личностью в результате восприятия реальности. Именно эмоциональная часть сознания по сей день остается малоизученным явлением. На человека на протяжении всей его жизни огромное влияние оказывают различные события, предметы: страх, успокоение, восхищение, удовольствие и т.д. Стоит отметить, что самочувствие также составляет эмоциональную сторону человеческой психики. Каждая эмоция отражает наше отношение к образам (ими могут быть: явления, предметы, события, люди, социум в целом).

Чувства, в свою очередь, также составляют психологическую структуру сознания. Они выступают отражением нашего отношения к миру. Благодаря эмоциям, чувствам, личность дает оценку окружающей действительности. Они выражаются посредством речевого общения, а потому, чем оно богаче, красочнее, тем лучше развито сознание человека.

Формирование структуры сознания человека

Ее образуют 4 уровня знаний:

  1. Осознанное знание (к примеру, вы осознанно принимаете решение научится писать картины, учитесь этому, приобретая тем самым нужные творческие навыки).
  2. Неосознанное незнание (вы не умеете рисовать, как Сальвадор Дали, и вас это ничуть не расстраивает).
  3. Осознанное незнание (понятия не имеете, что такое мольберт, но понимаете, что вам необходимо научиться рисовать).
  4. Неосознанное знание (взяв кисть в элементы психикируки, рисуете шедевры, скажем так, «на автомате»).

Структура сознания и самосознания

Самосознание — это наиболее высокий уровень ясности в структуре сознания. Благодаря самосознанию, вы способы осознать собственное «Я», влияете на общество, понимаете свою роль в нем. Оно помогает личности анализировать и оценивать личные знания, умения, поведение, поступки, мысли. Это главное условие самосовершенствования. Познавая себя во взаимоотношениях с другими, вы корректируете свое самосознание, потому как именно коллективизм является ее наивысшей формой.

Источник: http://womanadvice.ru/struktura-soznaniya

Глава 2. Системные элементы психики.

2.1. Потребности и мотивы.

В учебниках по общей психологии эта тема, как правило, включена в раздел «Личность и деятельность» в параграф «Направленность личности». В университетских лекционной программе по общей психологии эта тема, как правило, изучается в курс «Личность» (А. Г.).

«Источником активности живого существа являются его потребности, побуждающие его действовать определенным образом и в определенном направлении. Потребность — это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий его существования, порождающую активность по отношению к этим условиям» [1, с. 93].

«. В потребностях животного непосредственно представлена природная вещь как стимул его активности.

Иную картину представляют активность человека и источники этой активности — человеческие потребности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания, т. е. приобщения к миру человеческой культуры» [1, с. 93].

«. Потребности выступают как такие состояния личности, благодаря которым осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств, и воли человека» [2, с. 287].

«Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источниками активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели» [2, с. 287].

«Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей, в которых обнаруживается активность субъекта, и определяющие его направленность, называются мотивами или мотивацией» [1, с. 97].

«Если потребности составляют сущность, основную движущую силу всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные, многообразные проявления этой сущности. Мотивы, или мотивация, рассматриваются в психологии как причины, определяющие выбор направленности поведения и деятельности субъекта» [1, с. 97].

«Не только мотивы, но и многие мыслительные процессы, которые привели к выбору тех или иных планов деятельности, далеко не полностью осознаются человеком» [1, с. 100].

«Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или вовсе не осознаваемыми.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам» [1, с. 210].

«Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним, сформированная в прошлом опыте» [1, с. 214].

Отечественная психология видит единственный источник психической активности в потребностях индивида и в субъективных переживаниях потребности — мотивах, а единственные цели — в удовлетворении потребностей и мотивов индивида. При этом необходимо отметить, что категория цели не подвергалась должному анализу. Сама категория цели — управленческая категория и рассматривается в психологии в связи с тем, что психика всегда считалась связанной с управлением. Иными словами, когда говорят об источниках активизации психики, используют понятия потребности и мотива, а когда говорят об управлении процессом достижении этих потребностей и мотивов, используется понятие цели.

Достижение любой цели всегда связано с удовлетворением какого-либо определенного мотива. Необходимо отметить, что достижение определенных целей не ведет, как правило, к снижению активизации психики, поскольку удовлетворение одних потребностей и мотивов немедленно ведет к актуализации и достижению удовлетворения других.

Необходимо отметить, что у всех живых организмов должна быть какая-то наиболее общая инвариантная и устойчивая «цель жизни», определяющая все другие индивидуальные и ситуативные цели. Различные психологические теории по-разному понимают такую цель жизни (хотя в явном виде они могут не содержать указаний на такую цель). Например, из контекста теории деятельности (и бихевиоризма) можно усмотреть такую цель жизни в эффективной социальной деятельности. С точки зрения системной концепции, цель жизни — в развитии, причем жизнь является необходимым условием развития. Именно целенаправленная активность характерна для живого организма. Известное положение о том, что цель жизни в самой жизни, представляется недостаточно общим, потому что жизнь является обязательным условием развития, в то время как развитие, являясь более общим понятием, необязательно для жизни.

Следует отметить, что проблема содержания цели жизни является скорее философской, а не психологической. Для психологии же принципиально важно признание самого факта существования цели жизни.

В отечественной психологии существуют две противоречащие друг другу тенденции в понимании соотношения категорий мотив и деятельность. Первая тенденция признает мотив как конкретное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. Иными словами, мотив выступает как причина, а вся другая психическая активность, в том числе и деятельность, рассматривается как следствие. Эта тенденция в большей степени соответствует психологической парадигме, принятой большинством психологов во всем мире: в ней находит отражение классическая формула бихевиоризма стимул-реакция. Вторая тенденция, свойственная именно отечественной теории деятельности, состоит в том, что мотив понимается как предмет деятельности, который формируется и изменяется в процессе деятельности индивида. Иными словами, деятельность рассматривается как причина, а мотив — как следствие, вызванное этой причиной. Это — «бихевиоризм наоборот», с формулой «реакция-стимул». Из истории отечественной психологии известно о научной дискуссии между представителями этих двух направлений, которая закончилась формальным признанием как прямой, так и обратной системной связи мотивов и деятельности. Однако признание детерминирующей, в некоторых случаях, роли мотивов не соответствует теории деятельности и, поэтому, фактически не вошло в отечественную психологическую традицию.

В соответствии с системной концепцией психики основная функция потребностей и мотивов как одного из элементов функциональной системы — психики — это целеполагание и активизация психики по достижению цели. Потребности и мотивы связаны с другими ее элементами, включая деятельность, как прямыми, так и обратными связями. Именно в этом случае мотив выступает одновременно и как причина активизации психики, и как предмет, на который направлена деятельность индивида (рис. 5).

Рис. 5

В. А. Ядовым была разработана диспозиционная концепция, которая предполагает наличие у индивида не одной, а одновременно нескольких актуализированных целей и соответствующих им мотивов, которые можно представить в виде определенной иерархии по степени их общности. С точки зрения системной концепции психики точно такую же иерархию можно построить, если проранжировать цели по их актуальности или важности для индивида. Безусловно, существует очень сложная разветвленная система потребностей и мотивов, образующих различные иерархии, которые меняются по мере достижения тех или иных актуальных целей, причем некоторые мотивы не являются осознанными или осознаются не в полной мере. Отвлекаясь от частностей, следует отметить, что потребности и мотивы, как один из элементов системы с обратной связью активизируют психику таким образом, что ее активность оказывается направленной на снижение актуальности и значимости или полное удовлетворение этих потребностей и мотивов. В технике такая связь называется отрицательной обратной связью.

Потребности и мотивы как элемент функциональной системы могут быть осознаваемыми, такими, например, как интересы, убеждения и стремления, и неосознаваемыми как установки. Причем осознаваемые мотивы традиционно считаются более важными, играющими «основную роль в направленности личности» [1, с. 210]. Однако с точки зрения системной концепции психики, понимая сознание и «несознание» как два относительно самостоятельных контура управления жизнедеятельностью организма, их важность правильнее было бы считать равноценной друг другу.

Основные положения.

Функция потребностей и мотивов как одного из элементов функциональной системы — психики, состоит в целеполагании и активизации психики для достижения цели. С точки зрения системной концепции психики потребности и мотивы выступают как один из элементов функциональной системы самоуправления жизнедеятельностью — психики, связанный с другими элементами психики, включая деятельность, как прямыми, так и обратными связями. Именно в этом случае мотив выступает одновременно и как причина активизации психики, и как предмет, на который направлена деятельность индивида (см. рис. 5).

2.2. Внимание.

В учебниках по общей психологии тема «Внимание» включена, в раздел «Психические процессы» как отдельная глава. В университетских лекционных программах по общей психологии тема «Внимание», как правило, изучается в курсе «Внимание и память» (А. Г.).

«Важнейшей особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер» [1, с. 231].

«В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет, оно — динамическая сторона всех познавательных процессов.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов» [1, с. 231-232].

«По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание — это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Эти виды внимания могут рассматриваться поэтому и как уровни внимания» [1, с. 232].

«Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание» [2, с. 54].

«Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта» [1, с. 232].

«Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех её объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл» [1, с. 233].

«Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания» [1, с. 234].

«Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов» [1, с. 234].

«В советской психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления (П. Я. Гальперин)» [2, с. 55].

«Внимание характеризуется различными качественными проявлениями. Эти проявления внимания называются качествами или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение и объем внимания» [1, с. 240].

Внимание принято рассматривать как бессодержательный процесс, «как динамическую сторону всех познавательных процессов» [1, с. 231], хотя не ясно, в чем состоит содержание других познавательных процессов, например, такого познавательного процесса, как ощущение и какой динамической стороной ощущения является внимание.

По традиции предполагается, что внимание выполняет «функцию внутреннего контроля» [2, с. 55] или «активного регулирования протекания психических процессов» [1, с. 234]. Однако функции контроля и регулирования предусматривают сравнение наличного состояния психических процессов с желательными. Иными словами, нужно сохранять «образец» требуемых или желательных состояний, а затем с помощью специального механизма сравнивать наличное состояние с образцом. Функции внимания не предусматривают ни хранение образца, ни возможности сравнения.

С точки зрения системной концепции функция внимания обусловлена открытостью и избыточностью психики, что, с одной стороны, является важнейшим условием развития психики, но, с другой — затрудняет достижение конкретной цели.

Функция внимания состоит в том, чтобы:

— из множества одновременно действующих потребностей и мотивов, образующих полимотивированность достижения цели, зафиксировать психику на одном наиболее актуальном мотиве;

— из множества образов, актуализированных этим мотивом, составляющих избыточность психического образа, зафиксировать психику на одном, наиболее адекватном поставленной цели;

— из множества возможных действий, образующих надситуативную деятельность, зафиксировать психику на тех, которые ведут к достижению цели и удовлетворению актуального мотива.

В том случае, если потребность не удовлетворена и мотив не «снят», внимание опять фиксирует этот мотив как наиболее актуальный, и все повторяется до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена; если данный актуальный мотив удовлетворен, внимание фиксирует новый наиболее актуальный мотив и т. д. (см. рис. 5).

Традиционно принято выделять два вида внимания: произвольное и непроизвольное. В соответствии с пониманием психики как системы с двумя параллельными контурами самоуправления — сознательным и бессознательным, термины «произвольное» и «непроизвольное» необходимо понимать как синонимы терминов «осознаваемое» и «неосознаваемое» внимание.

О произвольном внимании говорят в том случае, когда индивид ставит осознанную цель, т. е. такую цель, содержание и способ достижения которой контролируется сознанием. О непроизвольном внимании говорят тогда, когда цель или способы ее достижения не осознаются, не контролируются индивидом в полной мере.

Основные положения.

Функция внимания, обусловлена открытостью и избыточностью психики, что, с одной стороны, является важнейшим условием развития психики, но, с другой стороны, создает помехи для достижения конкретной цели. В соответствии с системной концепцией психики основная функция внимания состоит в том, чтобы из множества возможных целей, имеющихся у индивида, зафиксировать психику на такой иерархии целей, в которой наиболее актуальная цель занимает высшую позицию и сохранять фиксацию психики до тех пор, пока данная цель остается наиболее актуальной (см. рис. 5).

2.3. Ощущение, восприятие.

В учебниках по общей психологии темы «Ощущения» и «Восприятие», как правило, включена в раздел «Познавательные процессы». В университетских лекционных программах по общей психологии темы «Ощущения» и «Восприятие», как правило, изучается как отдельный курс «Ощущения и восприятие» (А. Г.).

«Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы» [1, с. 247].

«Единственно правильное решение вопроса о сущности ощущений дает ленинская теория отражения, основные положения которой изложены В. И. Лениным в его труде «Материализм и эмпириокритицизм» [1, с. 248].

«Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы» [2, с. 261].

«Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта» [1, с. 248].

«Ощущения суть субъективные образы объективного мира» [1, с. 250].

«Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов» [1, с. 250].

«Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают ощущений и сигналы о них не передаются в кору головного мозга. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма» [1, с. 257].

«Субсенсорное восприятие (от лат. sub — под и sensus — чувство, ощущение) — форма непосредственного психического отражения действительности, обуславливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета; одно из проявлений бессознательного» [2, с. 389].

«Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света.

Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом ощущения.

Значения всех выделенных видов порогов ощущения меняются в процессах адаптации и подвержены влиянию большого числа факторов. » [2, с. 285].

«Адаптация, или приспособление, — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя» [1, с. 260].

«Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

. Взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности» [1, с. 262].

«Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией» [1, с. 262].

«Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора» [1, с. 263].

«Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер» [1, с. 250].

«В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора» [2, с. 261].

«Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важные особенности восприятия — предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность» [1, с. 266].

«Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции» [1, с. 271].

«Восприятие — своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии, его подобия» [1, с. 274].

«Восприятие — это система перцептивных действий и овладение ими требует специального обучения и практики» [1, с. 275].

«Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Следует различать восприятие, адекватное реальности, и иллюзии. Решающее значение для проверки и коррекции перцептивного образа (от лат. рerсeрtio — восприятие) является включенность восприятия в процессы практической деятельности, общения и научного исследования» [2, с. 66].

«С процессами мышления восприятие сближает также возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие — не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания» [2, с. 67].

Основная функция ощущений и восприятия как элемента функциональной системы состоит в получении с помощью органов чувств информации, необходимой для формирования психического образа, адекватного цели и способу ее достижения.

Традиционно принятый в отечественной психологии термин отражение наиболее правильно использовать, анализируя именно этот элемент психики. Иными словами, основная функция ощущений и восприятия состоит в отражении с помощью органов чувств той информации, которая необходима для формирования психического образа, адекватного цели и способу ее достижения (см. рис. 5).

Особого анализа заслуживает соотношение понятий «восприятие — ощущение».

Много лет назад один уважаемый академик рассказывал автору о китайской вежливости: «Если китайский ученый-психолог задает какой-нибудь очень простой вопрос, ну, например, чем, на Ваш взгляд, отличается ощущение от восприятия, то в соответствии с китайскими правилами вежливости нужно ответить, что Вам необходимо несколько дней для того, чтобы обдумать этот вопрос и дать ответ, хотя все мы прекрасно знаем, что ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений, а восприятие — отражение предметов или явлений в целом, во всей совокупности их свойств». Несомненно, китайская вежливость отличается от российской, но, понимая, что китайские ученые-психологи не так уж просты, сама рассказанная история взволновала автора: «А чем, все-таки отличается ощущение от восприятия? Можно ли ощущать отдельные свойства предметов или явлений, не облеченные в определенную целостную форму? Можно ли воспринимать что-либо во всей совокупности свойств, не воспринимая отдельных свойств?».

Отметим, что в отечественных учебниках психологии невозможно встретить термин «непроизвольное» или «неосознанное» восприятие. Восприятие всегда осознано: осмысленность, а следовательно, и осознанность — одно из важнейших свойств восприятия. Хотя очевидно, что, распространяя положение о наличии осознаваемых и неосознаваемых аспектов на все психические процессы, следовало бы выделить и неосознаваемое восприятие. Вместо этого в психологии рассматривается такой психический процесс, как ощущение, состоящий в отражении отдельных свойств предметов или явлений и характеризующий процесс отражения с бессодержательной, количественной стороны. В учебниках, справочниках, научных публикациях вопрос об осознанности или неосознанности ощущений прямо не рассматривается. Косвенным указанием на неосознанность, неконтролируемость ощущений является утверждение о рефлекторной природе ощущений. Иными словами, сравнивая восприятие и ощущение, не выделяют осознаваемых или неосознаваемых аспектов процесса отражения. Вместо этого есть деление на «простейший» (ощущение) и сложный (восприятие) процесс отражения.

Такое деление представляется неправомерным. Правильнее было бы рассматривать ощущение как непроизвольный, неосознанный процесс отражения, а восприятие — как осознанный, произвольный. Такой подход в какой-то мере противоречит принятой в отечественной психологии традиции, однако он не противоречит никаким экспериментально полученным данным и представляется наиболее правильным.

Традиционно рассматриваемые в разделе «Ощущение» понятия чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия относятся главным образом к особенностям нервной системы, которые проявляются при формировании психического образа и влияют в равной мере и на ощущения и на восприятие.

Наиболее остро вопрос о неосознанности ощущений и осознанности восприятия возникает при анализе понятий «подпороговые ощущения» [1, с. 257] и «субсенсорное восприятие» [2, с. 389]. Эти понятия выступают как синонимы, но, в конце концов, о чем идет речь — о восприятии или об ощущениях? Этот вопрос — не просто терминологическая придирка, а попытка выяснить, что включено в область бессознательного по отношению к вполне осознанному восприятию.

Традиционное понимание ощущения предполагает, что в процессе ощущения индивид не осознает образ воздействующего на него объекта и, следовательно, ощущение — это проявление бессознательного. Субсенсорное восприятие (как и подпороговое ощущение) характеризуется тем, что индивид не отдает себе отчета не только в отношении образа или других свойств отражаемого объекта, но и не осознает само воздействие объекта. Несомненно, это тоже проявление бессознательного. Таким образом, по отношению ко вполне осознаваемому восприятию и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как бессознательное с различными уровнями осознания, причем ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения).

Основные положения.

Функция ощущений и восприятия как элемента функциональной системы состоит в получении (отражении) с помощью органов чувств информации, необходимой для формирования психического образа, адекватного цели и способу ее достижения.

В соответствии с системной концепцией психики ощущение и восприятие рассматриваются как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же процесса — психического отражения, причем ощущение — непроизвольный, неосознанный процесс отражения в то время как восприятие — осознанный, произвольный процесс отражения. По отношению к вполне осознаваемому восприятию, и ощущение и субсенсорное восприятие (подпороговые ощущения) выступают как неосознаваемое с различными уровнями осознания, а именно ощущение несколько более осознанно, чем субсенсорное восприятие или подпороговые ощущения (см. рис. 5).

2.4. Эмоции, мышление и воображение.

В учебниках по общей психологии тема «Эмоции» включена или в специальный раздел «Эмоции и воля» или, если такого раздела нет, в раздел «Психические процессы». В университетских лекционных программах по общей психологии тема «Эмоции» включена в курс «Эмоции и воля» (А. Г.)

«Чувства — это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает и делает» [1, с. 366].

«Чувства — одна из специфических форм отражения действительности» [1, с. 368].

«Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы» [1, с. 371].

«Эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [2, с. 461].

«Чувства субъективно — для человека — выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональные состояния (восторга, удовлетворения и т. п.) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т. п.).

В советской психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности её удовлетворения. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов)» [1, с. 367].

«Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания, приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовых состояний и собственно чувств (в узком значении слова)» [1, с. 371].

«Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обращать внимание, над чем необходимо задуматься, что надо изменить» [1, с. 368].

«Переживаемые чувства не всегда имеют однозначный характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своебразном сочетании два противоположных чувства; например любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентности чувств)» [1, с. 376].

В учебниках по общей психологии тема «Мышление» включена в раздел «Психические процессы». В университетских лекционных программах по общей психологии тема «Мышление» изучается в курсе «Мышление и речь» (А. Г.).

«Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности» [2, с. 223].

«Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы» [1, с. 322].

«Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Та чувственная картина мира, которую ежедневно дают наши ощущения и восприятия, необходима, но недостаточна для его глубокого, всестороннего познания» [1, с. 322-323].

«В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т. е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы.

. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание» [1, с. 324].

«Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание ещё не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме» [2, с. 224].

«Процесс мышления — это прежде всего анализ, синтез и обобщение» [1, с. 331].

«Нахождение решения задачи часто описывают как внезапное, неожиданное, мгновенное открытие, озарение и т. д. Этот факт обозначают также как догадку, эвристику и т. д. Так фиксируется результат, продукт мышления, но задача психологии — раскрытие внутреннего мыслительного процесса, приводящего к результату. Чтобы вскрыть причинную обусловленность этого как бы внезапно наступающего инсайта, т. е. мгновенного нахождения неизвестного (искомого), надо прежде всего учесть, что по ходу решения задачи всегда осуществляется хотя бы минимальное, совсем незначительное и вначале очень приблизительное мысленное предвосхищение неизвестного. Благодаря такому предвосхищению удаётся перебросить мостик от известного к неизвестному» [1, с. 336-337].

«По ходу мышления хотя бы в минимальной степени предвосхищается, какой именно признак рассматриваемого объекта будет вычленен, проанализирован и обобщен. Отнюдь не любое, не безразлично какое, а лишь определенное свойство объекта выступает на передний план и используется для решения. Остальные же свойства просто не замечаются и исчезают из поля зрения. В этом проявляется направленность, избирательность, детерминированность мышления.

. Вот почему важно выяснить, как мысленное предвосхищение неизвестного осуществляет человек в ходе своей познавательной деятельности. Это одна из центральных проблем психологии мышления» [1, с. 338].

«В психологии распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:

3) отвлеченное (теоретическое) мышление» [1, с. 342].

ВООБРАЖЕНИЕ.

В учебниках по общей психологии тема «Воображение» включена в раздел «Психические процессы». В университетских лекционных программах по общей психологии тема «Воображение» читается в курсе «Мышление и речь», вместе с темой «Мышление» (А. Г.)

«Воображение — это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [1, с. 348].

«Синоним воображения — фантазия» [2, с. 65].

«Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности» [2, с. 64].

«В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения» [2, с. 64].

«Сущность воображения, если говорить о его механизмах, преобразование представлений, создание новых образцов на основе имеющихся. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях» [2, с. 64].

«По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.

. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь» [2, с. 64-65].

«Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов. соответствующих описанию» [2, с. 65].

В отечественной психологии связь эмоций и мышления друг с другом и с другими психическими процессами, принимающими участие в формировании психического образа, определена недостаточно четко. Традиционно эмоции связывают с таким психологическим феноменом, как воля и говорят об эмоционально-волевой сфере личности. Однако в огромном количестве научных работ эмоции связывают и с мотивами, и с ощущением, и с восприятием, и с мышлением, и с деятельностью, в общем, со всеми психическими процессами и поэтому роль и место эмоций в ряду других психических процессов оказываются совершенно неопределенными.

Почти то же самое можно сказать и о мышлении. В соответствии с отечественной психологической традицией мышление рассматривается и как познавательная деятельность, и как «составная часть» [2, с. 224] самосознания, причем мышление как осознание связывается со всеми другими психологическими процессами и тем самым его собственная роль и место оказываются такими же неопределенными, как и у эмоций.

В соответствии с системной концепцией психики основная функция эмоций и мышления — оценивание, выработка чувственного (эмоционального, непосредственного, неосознаваемого) или рационального (опосредствованного знаниями, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа, сформированного под воздействием потребностей и мотивов и направленного на достижение цели, состоящей в удовлетворении потребностей и мотивов. (см. рис. 5).

В эмоциях проявляется непосредственное, без очевидной однозначной связи с опытом и знаниями отношение индивида к действительности. Именно эмоции часто противопоставляются мышлению, подобно тому, как эмоциональное, чувственное отношение противопоставляется рациональному отношению к действительности. Именно в эмоциях проявляется наиболее обобщенная — положительная или отрицательная — оценка действительности. Любые амбивалентные, двойственные эмоции, возникают именно тогда, когда эмоциональной оценки недостаточно и для выяснения отношения индивида к действительности должен быть задействован процесс мышления.

Ни в одном учебнике психологии невозможно найти указания на осознанные, произвольные эмоции. Эмоции всегда неосознаны, непроизвольны. Именно их непосредственность, независимость от знаний и опыта индивида, делает их гораздо в большей степени непроизвольными и неконтролируемыми сознанием, чем мышление. Именно с помощью эмоций устанавливается отношение индивида к неосознаваемым аспектам действительности.

Мышление — это процесс, в результате которого вырабатывается опосредствованное знаниями и опытом индивида определенное отношение к действительности. Мышление, как правило, осознано. Иными словами, оно рассматривается как процесс, протекающий, в основном, в сознании индивида, хотя некоторые аспекты мышления могут быть неосознанными. Принято рассматривать несколько этапов процесса мышления, каждый из которых, как правило, осознаваем — осознание решаемой проблемы, осознание отдельных частей составляющих проблему (анализ), осознанное выделение главных, ключевых аспектов проблемы и их осознанное разрешение, осознаное объединение различных аспектов проблемы (синтез) и решение проблемы в целом.

Если процесс мышления неосознан, автоматизирован при осознанности остальных аспектов мышления, то можно говорить об инсайте, внезапном озарении; если процесс мышления осознан -можно говорить о воображении.

Воображение может быть понято как процесс и результат мышления. Синонимы воображения — представление, предвосхищение (мысленное предвосхищение всех аспектов планируемой практической деятельности, в том числе и ее возможного результата). Процесс воображения может рассматриваться как психическая деятельность, поскольку сформированный воображаемый образ способен удовлетворять потребности и мотивы, лежащие в интеллектуальной сфере и не требующие предметной практической деятельности, например обдумывание и решение «в уме» математической, шахматной или вообще, житейской проблемы.

Какова роль эмоций и чувств в «чувственном познании мира»? Несомненно, непосредственное, чувственное познание как раз и осуществляется с помощью эмоций, и поэтому, эмоции тоже можно рассматривать как познавательный процесс. Чувственное познание состоит не в том, что живой организм отражает, как зеркало, с помощью ощущения и восприятия внешний мир, а в том, что с помощью чувств (эмоций) живой организм совершает хотя бы простейшее дихотомическое деление внешнего мира на благоприятное для реализации его жизненных целей или неблагоприятное. А если такое деление организм совершить не в состоянии, то он начинает использовать ту способность к мышлению, которой обладает. Другими словами, функция ощущения и восприятия состоит в том, чтобы сформировать непротиворечивый, целостный психический образ, а функция эмоций и мышления — в том, чтобы оценить все аспекты достижения жизненной цели, используя этот психический образ.

Основные положения.

Функция эмоций и мышления состоит в оценивании, выработке чувственного (эмоционального, непосредственного, неосознаваемого) или рационального (опосредствованного знаниями, осознаваемого) отношения к различным аспектам психического образа, сформированного под воздействием потребностей и мотивов и направленного на достижение цели, состоящей в удовлетворении потребностей и мотивов. В соответствии с системной концепцией психики эмоции и мышление рассматриваются как неосознаваемый и осознаваемый аспекты одного и того же элемента психики — элемента психического отношения, причем если сам процесс мышления неосознан при осознанности остальных аспектов мышления, то можно говорить об инсайте, внезапном озарении; если процесс мышления осознан — можно говорить о воображении (см. рис. 5).

2.5. Деятельность, речь.

В учебниках по общей психологии эта тема, как правило, включена в раздел «Личность и деятельность». В университетских лекционных программах по общей психологии тема «Деятельность» изучается как отдельный курс (А. Г.)

«Деятельность — это та форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, окружающим его» [1, с. 100].

«Использование категории деятельность — отличительная черта советской психологической науки, основывающейся на марксистско-ленинской методологии. Для советской психологии характерны два момента:

а) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее советскую психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (см. Интроспективная психология, Гештальтпсихология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (см. Бихевиоризм, Необихевиоризм);

б) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных иссследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психического отражения.

В качестве объяснительного принципа психики категория деятельности используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная психология, психология труда и зоопсихология)» [2, с. 101].

«Деятельностный подход (к изучению психики) —

1) принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная К. Марксом категория предметной деятельности (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и их ученики);

2) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А. Н. Леонтьев). » [2, с. 101]

«. Для того, чтобы можно было говорить о деятельности, необходимо выявить в активности человека наличие сознаваемой цели. Все остальные стороны деятельности — её мотивы, способы выполнения, отбор и переработка необходимой информации — могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Они могут также осознаваться не полностью и даже неверно» [1, с. 99].

«. Относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи, называют действием. . Любое предметное действие складывается из определенных движений, связанных в пространстве и времени» [1, с. 101].

«Само выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется сопоставлением его результатов с конечной целью действия. Отсюда следует, что управление движениями осуществляется по принципу обратной связи» [1, с. 102-103].

«Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, называются приемами этой деятельности.

«Каждая из перечисленных функций может быть реализована у человека как сознательно, так и бессознательно» [1, с. 106].

Возможно такое явление, «. когда определенные стороны действия требуют сначала детальной сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания — как говорят в таких случаях, автоматизируются.

Именно такую частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека называют навыком» [1, с. 107].

В учебниках по общей психологии эта тема либо включается в раздел «Личность в деятельности и общении» (рассматривая речь как средство общения), либо включается в раздел «Психические процессы» в виде главы «Мышление и речь» или самостоятельной главы «Речь». В университетских лекционных программах тема «Речь» изучается в курсе «Мышление и речь» (А. Г.).

«Речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком» [2, с. 342].

«Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля» [2, с. 342].

«Для психологов представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека — в её взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д. ; при этом особенно важны те её особенности, которые отражают структуру личности и деятельности» [2, с. 342].

В отечественной психологии категория деятельности выступает как главный и единственный принцип при объяснении абсолютно всех психических феноменов. Такое расширительное понимание роли деятельности в функционировании психики, свойственное для единственной отечественной психологической теории среднего уровня обобщения — теории деятельности, представляется неправомерным.

В соответствии с системной концепцией психики деятельность — один из элементов психики, функция которого состоит в том, чтобы с помощью целенаправленной активности достигнуть цели, состоящей в удовлетворении определенных потребностей и мотивов.

Активность — фундаментальное свойство живого организма, проявляющееся в его способности изменять свое состояние под влиянием психики, присущей любому живому организму. Психика всегда активна как сама жизнь. Понятие «пассивная психика» — бессмысленно, в той же мере, как бессмысленно понятие «управление без активности». Необходимо отметить, что активность индивида не всегда осознана, например, двигательная активность человека во сне.

Деятельность — целенаправленная активность. Любая деятельность предполагает хотя бы некоторое осознание цели. Действительно, если последовательно оставаться на позициях системной концепции, то нужно признать осознание, самоконтроль неотъемлемым свойством психики, которое, даже в случаях одноклеточного организма, обеспечивает достижение цели. Как ни парадоксально это звучит, но, если речь идет о целенаправленной активности, наверное, можно говорить и о деятельности одноклеточного организма, и о деятельности человека.

Деятельность как целенаправленная активность необязательно связана с двигательной, моторной активностью. Так, интеллектуальная, умственная деятельность, направленная на достижение целей, состоящих в удовлетворении познавательных потребностей и мотивов, может не повлечь за собой двигательную активность. Однако в большинстве случаев интеллектуальная, умственная деятельность является обязательной прелюдией к предметной практической деятельности, поскольку ее целью является формирование идеального «образа потребного будущего» — идеального образца для последующей практической реализации.

Предметная практическая деятельность всесторонне изучена в отечественной психологии и не противоречит пониманию функции и особенностей деятельности в системной концепции психики. Более того, по традиции для понимания управления деятельностью привлекался системный принцип «обратной связи» [1, с. 102-103].

Специфической предметной практической деятельностью является речь, посредством которой достигается цель, состоящая в удовлетворении потребности в общении.

Как и другие элементы психики, деятельность может быть неосознанной (автоматизированной) и осознанной (контролируемой, произвольной). Автоматизированную деятельность индивид совершает неосознанно, не ставя перед собой специальной цели совершить то или иное действие. Такая автоматизация деятельности понимается как навык. Навык всегда предполагает не полную, а частичную автоматизацию деятельности, поскольку отдельные параметры деятельности, например, общие цели деятельности, общие представления о методах деятельности и т. д. , остаются осознанными. О контролируемой деятельности можно говорить в том случае, когда индивид сознательно контролирует процесс и результат своей деятельности.

Основные положения.

Функция деятельности состоит в том, чтобы с помощью целенаправленной активности достигнуть цели, состоящей в удовлетворении определенных потребностей и мотивов. Специфической предметной практической деятельностью является речь, основная цель которой состоит в удовлетворении потребности в общении (см. рис. 5).

2.6. Память.

В учебниках по общей психологии тема «Память» включена в раздел «Психические процессы». В университетских лекционных программах по общей психологии тема «Память» изучается, как правило, в курсе «Внимание и память» (А. Г.)

«Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [2, с. 264].

«Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно развитие: человек оставался бы «вечно в положении новорожденного»(И. М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности» [1, с. 291-292].

«Поскольку память включена во всё многообразие жизни и деятельности человека, то и формы её проявления чрезвычайно многообразны.

. отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словестно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную» [1, с. 299].

«Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции» [1, с. 303].

«. Кроме видов памяти, выделяют ещё её процессы. При этом в качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые памятью в жизни и деятельности.

К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала» [1, с. 304].

«Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее» [1, с. 305].

«. Можно сказать, что характеристики запоминания того или иного материала определяется мотивами, целями и способами деятельности личности» [1, с. 306].

«В соответствии в целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основные вида запоминания: непроизвольное и произвольное» [1, с. 308].

«Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливают в нём.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи» [1, с. 309].

«Произвольное запоминание — это продут специальных мнемических действий, т. е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого запоминания также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления» [1, с. 309-310].

«Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную» [1, с. 314].

«Воспроизведение вызывается обычно содержанием той деятельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не направлена специально на воспроизведение. Такое воспроизведение будет непроизвольным.

Непроизвольное воспроизведение может быть направленным и организованным тогда, когда оно вызвано не случайно воспринятыми объектами, а содержанием определенной деятельности, которую человек выполняет в данный момент» [1, с. 315].

«Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую человек ставит перед собой» [1, с. 315].

«Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала» [2, с. 118].

Традиционно считается, что память включена во все многообразие жизни и деятельности человека и что формы ее проявления чрезвычайно многообразны [1, с. 229] и, поэтому, ее конкретное место среди других психических явлений неопределенно.

В соответствии с системной концепцией психики память является центральным элементом системы самоуправления жизнедеятельностью индивида — психики, единственным, непосредственно связанным со всеми остальными элементами системы. Все остальные элементы системы последовательно связаны друг с другом в систему с обратной связью и поэтому каждый элемент системы непосредственно связан только с предыдущим и с последующим; с остальными элементами они связаны опосредствованно, через другие элементы системы, в частности через память (см. рис. 5). Такое расположение отдельных элементов психики, включая память, напоминает блок-схему компьютера (см. рис. 6).

Рис. 6

Не следует утверждать, что психика функционирует как компьютер. Напротив, разработчики компьютеров осознанно или неосознанно смоделировали место и роль памяти в функционировании психики и эта модель оказалась вполне удачной оказав, в дальнейшем, влияние на понимание памяти в психологии. Так, понятие «оперативная память» проникло в психологию явно из вычислительной техники и заняло в ней прочное место.

Правильнее было бы рассматривать память не как один из процессов формирования психического образа, а как функционально самостоятельный процесс, выполняющий особую роль.

Основная функция памяти состоит в координации функционирования всех элементов психики и достижении актуальной цели индивида путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации. Именно память, а не внимание, как это принято считать, обеспечивает выполнение «функции внутреннего контроля» [2, с. 55] и «активного регулирования протекания психических процессов» [1, с. 234], сохраняя эталонный образ, включающий метод достижения цели и оптимальное состояние психических процессов, который необходим для сравнения и контроля наличного образа.

Важнейшие процессы памяти это, с одной стороны, запоминание, «запечатление» необходимой информации, с другой — актуализация, извлечение из памяти сохраняющейся в ней информации. Воспроизведение, забывание и сохранение материала — это различные аспекты одного и того же процесса — актуализации информации, находящейся в памяти. Так, говоря об особенностях воспроизведения, мы тем самым однозначно детерминируем соответствующие особенности забывания и сохранения; говоря о забывании, однозначно определяем особенности воспроизведения и сохранения и т. д.

Как и все остальные элементы психики, память делят на непроизвольную (неосознаваемую) и произвольную (осознаваемую). В том случае, когда индивид не ставит перед собой специальной цели запомнить что бы то ни было, но тем не менее запоминает и сохраняет какой-то материал, говорят о непроизвольной памяти; в том случае, когда индивид сознательно ставит перед собой цель запомнить и сохранить необходимый ему материал, говорят о произвольной памяти.

Основные положения.

Функция памяти состоит в осознанной и неосознанной координации функционирования всех элементов психики и достижения цели индивида. В соответствии с системной концепцией психики память является центральным элементом системы самоуправления жизнедеятельностью индивида — психики, единственным непосредственно связанным со всеми остальными элементами системы. Все другие элементы системы последовательно связаны друг с другом в систему с обратной связью, и поэтому каждый элемент системы непосредственно связан только с предыдущим и с последующим элементами; с остальными элементами они связаны опосредствованно, через другие элементы системы, в частности через память (см. рис. 5).

Источник: http://bookap.info/genpsy/pole/gl4.shtm

Презентация на тему «Элементы человеческой психики и сознания»

элементы психики

элементы психики

элементы психики

элементы психики

элементы психики

элементы психики

элементы психики

элементы психики

Рецензии

Аннотация к презентации

Презентация «Элементы человеческой психики и сознания» дает определение человеческой деятельности, формирует представление о сущности всех процессов, учит анализировать основные элементы психики человека, ее структуру. Раскрывает иерархию потребностей человека.

Краткое содержание

Для проведения урока учителем

Содержание

элементы психики

Элементы человеческой психики и сознания

Сформировать представление об элементах человеческой психики, научиться анализировать основные виды деятельности человека.

  1. Основные элементы человеческой психики.
  2. Сущность человеческой деятельности

Этажи человеческой психики

Сущность человеческой деятельности

Де́ятельность (активность) — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Домашнее задание

Потребности человека

Словарь урока

Источник: http://pptcloud.ru/obshh/elementy-chelovecheskoy-psihiki-i-soznaniya

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *