Философия психоанализа — философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

02.12.2019

Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).

Философия психоанализа. Философия психоанализа. Фрейизм и неофрейдизм. Философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

НазваниеФилософия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм
АнкорФилософия психоанализа
Дата01.03.2020
Размер17.03 Kb.
Формат файла
Имя файлаФилософия психоанализа. Фрейизм и неофрейдизм.docx
ТипДокументы
#110456
С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: 3. Внешнеполитическая деятельность правительства. Новое политич.
Показать все связанные файлы Подборка по базе: Семинар_ Социальная философия .doc, ессе философия.docx, 16 04 философия.doc, 1. ФОМ Философия -4.docx.pdf, неміс философиясы.docx, Арабо-исламская средневековая философия.docx, Задание по теме Философия истории.docx, реферат философия.docx, История и философия промышл с.docx, контрольная работа. философия..docx

ФИЛОСОФИЯ ПСИХОАНАЛИЗА: ФРЕЙДИЗМ И НЕОФРЕЙДИЗМ
Фрейдизм и неофрейдизм – направления психоаналитической философии, которая возникла в 20-х гг. XX столетия в странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма и неофрейдизма является психоанализ. Психоанализ — метод лечения психических заболеваний, основанный на выявлении и анализе вытесненных переживаний.
Фрейдизм как философское и психологическое учение возник на основе психоанализа – метода лечения нервных болезней, разработанного австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1896 – 1939).

В центре внимания Фрейда – проблема бессознательного.

Занимаясь клинической практикой, фрейд пришел к выводу о том, что причина нервных расстройств находится в бессознательной сфере человеческой психики. Неприемлемые для сознания переживания (преимущественно сексуальные) подавляются и, вытесняясь в бессознательное, проявляются в сновидениях, гипнотических состояниях, непроизвольных действиях, обмолвках. Конфликт между сознанием и бессознательным является причиной неврозов. Задача психоанализа в том, чтобы с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и др. методов установить причину болезни, помочь пациенту осознать ее и т. обр. освободиться от комплекса переживаний.

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:

1)«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;

2)«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;

3)«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.

Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений – сексуальные инстинкты (либидо) и влечение к жизни, направленное на самосохранение .

Важную роль в учении Фрейда играет понятие «сублимация», означающее переключение энергии с социально неприемлемых целей на социально одобряемые: творчество в области науки, искусства, социальную деятельность. В своей книге «Тотем и табу» он пишет, что религия, искусство, мораль, общественная деятельность есть не что иное, как перенесение либидо на несексуальную деятельность. Сублимация – источник развития культуры. В творческой деятельности – выход из конфликта между природным, инстинктивным и социальным.

Заслуга Фрейда – во внимании к проблеме человеческой психики, недостаток – в недооценке роли сознательного в деятельности человека и социальных условий в формировании сознания.

Идеи Фрейда получили свое развитие в учении Карла Густава Юнга (швейцарский психолог и социолог).

Юнг разработал концепцию коллективного бессознательного. коллективное бессознательное – это глубинный слой психики, несущий в себе «свойства всего человечества как некоего общего целого». Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы. Они проявляются в сказках, мифах, а также в снах, галлюцинациях. Таковы образы Матери-Родины, Героя, Дракона – врага Героя и др.

Влиянием коллективного бессознательного Юнг объясняет не только особенности психики человека, но и ряд социальных представлений. Так, идею национал-социализма в Германии он рассматривал как пробуждение в коллективном бессознательном мифологического древнегерманского бога грозы и неистовства.

Последователи Фрейда ( представители неофрейдизма ) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

Источник: http://topuch.ru/filosofiya-psihoanaliza-frejdizm-i-neofrejdizm/index.html

Философия психоанализа. Фрейдизм и неофрейдизм.

Психоанализ— направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд(1856 — 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного— особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; • реакция вытеснения(из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты. Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей». Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

Согласно Фрейду главными факторами,которые руководят и направляют психикой человека, являются:• удовольствия— психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;• вытеснение— психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру» желания, мысли подвергаются сублимации— преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма,разработанное его продолжателями — Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

Неофрейдизм – направление в современной Ф и психологии, получившее распространение, главным образом, в США, сторонники которого соединили психоанализ Фрейда с американскими социальными теориями. Представители неофрейдизма: Карен Хорни, Гарри Салливен, Эрих Фромм («гуманистический психонализ»), Вильгельм Райх. Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутри психических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду ), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Это сделано в стремлении ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как Ч должен жить и что должен делать. Причиной неврозов считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у Ч чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение.

Юнг ввел понятие коллективного бессознательного, где в виде изначальных психологических структур -архетипов хранится опыт человечества. Основное содерж сих жизни ч-ка — «индивидуализация», стремление к самореализации. Если жизнь этому препятствует, происходит оживление архетипов бессознательного, возникают символические образы, захватывая человека.толковал архетипы. При этом считал, что на них покоятся все великие идеи. Способствовал развитию сравнительной мифологии, иррационалистические стороны были использованы для обоснования абстрактного искусства и бессозн характера худ творчества.

Философия экзистенциализма.

Э – Ф существования, иррациональная Ф. Наиболее известные представители: Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю. В Германии Э стал складываться после 1-ой Мировой Войны. Новая волна – после 2-ой Мировой войны. Э поставил вопросы о смысле жизни, о судьбе Ч, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт Ф Э – изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существе.

Проблемы Э – это проблемы, которые возникают из самого факта существования Ч. Имеет значение только его собственное существование и движение к небытию. Э объявляет предметом Ф бытие. Э утверждает, что понятие бытия является неопределимым, и что никакой логический анализ его невозможен. Но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый — это наше собственное бытие. Здесь и открывается доступ к бытию, он идет через наше существование. Э — это Ф, единственный предмет которого – человеческое существование, точнее переживание существования.

Среди всех способов бытия экзистенциалисты ищут такой, в котором существование раскрывалось бы наиболее полно — это страх. Страх — это переживание, лежащее в основе всего сущего. В конечном счете, это страх перед смертью. Бытие для себя – осознание Ч своего присутствия в этом мире. Это осознание носит временный, конечный характер. Ч осознает свою заброшенность в этот мир и начинает спрашивать о смысле этого мира. Экзистенция – единственная посылка, которую Ч обнаруживает. Ч также обнаруживает, что он единствен, что не может быть объектом.

Для Сартра все вещи, кроме Ч есть «бытие в себе», а человеческое существование есть «бытие для себя». Ясперс полагал, что человеческая сущность раскрывается лишь в «пограничной ситуации» — страдание, борьба, смерть. Ч сам свободно выбирает свою сущность, он станет тем, кем он себя сделает. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свободу составляет само человеческое существование, Ч и есть свобода. Свободу экзистенциалисты мыслят как свободу вне общества. Это внутренне состояние, настроенность, переживания индивида. Свобода — это свобода выбора отношения к окружающей действительности. Характерной чертой человеческого существования является то, что он не сам выбирает условия своего существования, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От Ч не зависит время его рождения и смерти. Пространство и время есть способы человеческого существования. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно.

Хайдеггер: чтобы постичь смысл бытия, Ч должен осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед лицом смерти. Тогда он увидит ценность каждого момента бытия и отрешенности от общих идолов — научные абстракции, идеалы.

Камю: существование Ч абсурдно. Он вводит категории абсурда в свою Ф. Камю выражает безысходное одиночество Ч. Выход их ситуации — непокорство (Сизиф) и самоубийство.

27.

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник: http://cyberpedia.su/12x5e92.html

Каковые основные идеи психоанализа (фрейдизма и неофрейдизма)?

—>Просмотров : 197 | —>Добавил : withay (22.10.2018) (Изменено: 22.10.2018)

Обсуждение вопроса:

Психоанализ – совершенно уникальное направление философии XX века, которое зародилось в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами. Он оказал огромное влияние на всю сферу естественнонаучного и социогуманитарного знания, искусство и литературу, на психологические концепции личности XX века и, безусловно, – на практику оказания психологической помощи. Психоанализ сохранил свою жизнеспособность до сегодняшнего дня.

Основателем психоанализа является выдающийся австрийский врач-психиатр Фрейд Зигмунд (1856 – 1939). Несмотря на то, что Фрейд явился смелым новатором, у него существовали предшественники. Стоит упомянуть Г. Лейбница, впервые использовавшего термин «бессознательное», а также теорию Ч. Дарвина. Фрейд полагал, что человек в первую очередь является биологическим существом, главной мотивацией которого следует считать продолжение своего существования.

Для философии наиболее важным представляется переворот в понимании субъекта, осуществленный психоанализом. До Фрейда человек считался существом, которое руководствуется исключительно сознанием. Фрейд показал, что поведение человека в значительной степени определяется тем, что он не осознает.

Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах («По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). В этих работах Фрейд создал топографическую модель, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней:

1. «Оно» («Ид») – бессознательная часть психики, бурлящий котел сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено не только сексуальной жизнетворящей энергией – «либидо», но и смертоносной, разрушительной – «мортидо». «Оно» подчиняется принципам удовольствия (удовольствие есть главная цель в жизни человека) и гомеостаза (тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия).
2. «Я» («Эго») – область сознательного – находится в состоянии постоянного конфликта с «Оно», подавляет сексуальные влечения. Сознание формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «Оно», «Сверх-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними и подчиняется принципу «реальности».

3. «Сверх-Я» («Супер-Эго») – та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины и стыда. «Сверх-Я» поэтому стремится не пускать инстинкты в «Я». И тогда энергия из «Оно» сублимируется, т.е. трансформируется, воплощается в приемлемых для социума формах деятельности.

Фрейд считал, что «Супер-эго» формируется у ребенка за счет преодоления им так называемых эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек). Фрейд ошибочно считал, что греческий миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, иллюстрируем тяготеющий над каждым ребенком комплексу: влечение к матери и восприятие отца как соперника. Он полагал, что преодоление Эдипова комплекса происходит к 5 – 6 годам, после чего у ребенка формируется совесть, т.е. «Сверх-Я».

Как эта, так и многие другие идеи Фрейда вызвали чрезвычайно бурную реакцию в обществе. Не случайно Фрейда очень много критиковали и продолжают критиковать. Например, английский биолог Питер Брайан Медавар (1915 – 1987) считал психоанализ самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством ХХ века.

Еще при жизни Фрейда в 20-30-е годы многие американские антропологи, в том числе Рут Бенедикт и Маргарет Мид) занялись проверкой его идей на обширном антропологическом материале. Идея эдипова комплекса подтверждения не нашла.

Также сегодня вызывает большое сомнение фрейдовская концепция онтогенеза, в соответствии с которой задержка на той или иной стадии сексуального развития в детском возрасте (оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной) является определяющим фактором, формирующим характер взрослого человека.

Тем не менее, заслуга Фрейда в истории психологии и в целом в развитии социогуманитарного знания огромна. Очень точно об одном из ее проявлений написал великий русский философ Николай Бердяев (1874 – 1946) в работе «Смысл творчества»: «У Фрейда нет психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы нормально-естественной сексуальности… Но склонность школы Фрейда объяснять все вплоть до религиозной жизни, неосознанной сексуальностью принимает формы маниакальной идеи, характерной для психиатров… И все же Фрейд помогает осознанию сексуальности» (Бердяев Н.А., 1989, С. 562 – 563). И действительно, основным недостатком его концепции, на который также указывали его ближайшие ученики явилось сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека и общества (так называемый пансексуализм). Поэтому его последователи, поняв, что не только сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, выдвинули иные факторы и причины.

Учения Фрейда (фрейдизма) породило философское течение неофрейдизма, которое было разработано его продолжателями (Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Карлом Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом).

Альфред Адлер (1870 – 1937) выдвинул концепцию, по которой в основе «великих» действий человека, его сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 – 1957) – основатель фрейдо-марксизма, основная идея которого заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям – это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости. Единственный способ спасти человека заключается, по его мнению, в полном ниспровержении культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощении и сексуальной революции.

Карл Густав Юнг (1875 – 1961). По Юнгу, жизненная энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы – это универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы представляют «зашифрованную» историю человечества, его высшие истины. Цель философии заключается в том, чтобы помочь человеку «расшифровать» архетипы.

Эрих Фромм (1900 – 1980). По Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развитого капитализма», рождает и «человека нового типа», который он описывает как «рыночный характер». «Человек, обладающий рыночным характером, – пишет он, – воспринимает все как товар, – не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки. и его главная цель – в любой ситуации совершить выгодную сделку» (Фромм Э., 1922. С. 27). Альтернативной обществу обладания, порождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Необходимо коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие (т.е. жить не для того чтобы «иметь», а для того, чтобы «быть»). Учение Фромма на сегодняшний день является одним из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры.

Источник: http://ingvarr.net.ru/otvet/151-1-0-45574

Психоанализ: фрейдизм н неофрейдизм 513

Совершенно уникальным направлением философии XX века, которое зародилось в недрах психиатрии на основе практики оказания помощи больным неврозами, стал психоанализ. Он оказал огромное влияние на всю сферу естественнонаучного и социогуманитарного знания, искусство и литературу, на психологические концепции личности XX века и, безусловно, – на практику оказания психологической помощи. Это одно из немногочисленных направлений философии и психологии начала XX века, сохранивших свою жизнеспособность до сегодняшнего дня. Основателем психоанализа является выдающийся австрийский врач-психиатр Фрейд Зигмунд (1856 – 1939). Несмотря на то, что Фрейд явился смелым новатором, у него существовали предшественники. Стоит, например, упомянуть Готфрида Лейбница, впервые использовавшего термин «бессознательное». Сильное влияние на Фрейда также оказала теория Дарвина. Фрейд полагал, что человек в первую очередь является биологическим существом, главной мотивацией которого следует считать продолжение своего существования.

В философском плане наиболее важным представляется пере­ворот в понимании субъекта, который осуществил психоанализ.До Фрейда человек рассматривался как существо, которое в своей деятельности руководствуется исключительно сознанием. Фрейд показал, чтопо­ведение человека в значительной степени определяется тем, что он не осознает.Кроме того, Фрейд акцентировал внимание на инстин­ктивном начале человеческой жизни.

Свои взгляды на структуру личности Фрейд изложил в работах («По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Торможение, симптом и страх» (1925). В этих работах Фрейд создал топографическую модель, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из 3-х структур, уровней:

1. «Оно» («Ид») бессознательная часть психики, бурлящий котел сексуальных и агрессивных инстинктивных влечений. «Оно» насыщено не только сексуальной жизнетворящей энергией «либи­до», но и смертоносной, разрушительной – «мортидо». «Оно» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения гомеостаз тен­денция к сохранению примерного внутреннего равновесия.

3. «Сверх-Я» («Супер-Эго») – нравственное начало – служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль кри­тика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то испыты­вает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» поэтому стремится не пускать инстинкты в «Я». И тогда энергия из «Оно» сублимируется, т.е. трансформируется, воплощается в иных, приемлемых для социума формах деятельности (творчество, искусство, труд, сны, описки, оговорки, шутки и др.). Если же психическая энергия (либидо или мортидо) не находит выхода, то человек заболевает неврозом. Поэтому Фрейд считал, что чем больше культура общества налагает тех или иных запретов, тем более невротизированным оно становится.

Фрейд считал, что «Супер-эго» формируется у ребенка за счет преодоления им так называемых эдипова комплекса (у мальчиков) и комплекса Электры (у девочек). Фрейд ошибочно считал, что греческий миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, иллюстрируем тяготеющий над каждым ребенком комплексу: влечение к матери и восприятие отца как соперника. Он полагал, что преодоление Эдипова комплекса происходит к 5 – 6 годам, после чего у ребенка формируется совесть, т.е. «Сверх-Я».

Также сегодня вызывает большое сомнение фрейдовская концепция онтогенеза, в соответствии с которой задержка на той или иной стадии сексуального развития в детском возрасте (оральной, анальной, фаллической, латентной, генитальной) является определяющим фактором, формирующим характер взрослого человека.

Не случайно Фрейда очень много критиковали и продолжают критиковать. Например, английский биолог, Нобелевский лауреат Питер Брайан Медавар (1915 – 1987) считал психоанализ самым грандиозным интеллектуальным мошенничеством ХХ века. Тем не менее, заслуга Фрейда в истории психологии и в целом в развитии социогуманитарного знания огромна. Очень точно об одном из ее проявлений написал великий русский философ Николай Бердяев (1874 – 1946) в работе «Смысл творчества»: «У Фрейда нет психиатрической затхлости, у него есть свобода и дерзновение мысли. Фрейд научно обосновывает ту истину, что сексуальность разлита по всему человеческому существу и присуща даже младенцам. Он колеблет обычные границы нормально-естественной сексуальности… Но склонность школы Фрейда объяснять все вплоть до религиозной жизни, неосознанной сексуальностью принимает формы маниакальной идеи, характерной для психиатров… И все же Фрейд помогает осознанию сексуальности» (Бердяев Н.А., 1989, С. 562 – 563). И действительно, основным недостатком его концепции, на который также указывали его ближайшие ученики явилось сильное преувеличение роли сексуальной сферы в жизни человека и общества (так называемый пансексуализм). Поэтому его последователи, поняв, что не только сексуальные влечения определяют психическое развитие личности, выдвинули иные факторы и причины.

На основе учения Фрейда (фрейдизма) возникло философское течение неоф­рейдизма,разработанное его продолжателями (Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом).

Альфред Адлер(1870 – 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности,который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх(1897 – 1957) считается основателем так на­зываемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что вос­нове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество бес­пощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим лю­дям, подчиняться начальству, властям – это приводит к «невро­тизации» человека, гибели его истинного «Я», самости. Единственный способ спасти человека заключается, по его мнению, в полном ниспровер­жении культуры (морали, запретов, субординации), раскрепоще­нии и сексуальной революции.

Карл Густав Юнг(1875 – 1961) выдвинул теорию архетипов.

Эрих Фромм(1900 – 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования. Он выделил следующие основные противоречия челове­ческого существования:патриархат и матриархат, гуманистическое и авторитарное сознание, власть и подчинение, стремление к обладанию и просто жизнь, личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история), «свобода от» и «свобода для». Цель философии, по Фромму, заключается в том, чтобы помочь человеку решить эти противоречия за счет культивирова­нии всеобщей любви,стремления сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти». Фромм отмечает, что новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях «развито­го капитализма», рождает и «человека нового типа», который он описывает как «рыночный характер». «Человек, обладаю­щий рыночным характером, – пишет он, – воспринимает все как товар, – не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки. и его главная цель – в любой ситуации совершить выгодную сделку» (Фромм Э., 1922. С. 27). Альтернативной обществу обладания, по­рождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Необходимо коренное изменение харак­тера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие (т.е. жить не для того чтобы «иметь», а для того, чтобы «быть»). Учение Фромма на сегодняшний день является одним из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуаль­ной культуры.

Источник: http://studepedia.org/index.php?post=59060&vol=1

Фрейдизм

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизмФрейдизм – это одно из первых отдельно сформировавшихся направлений психологии, варианты названия, которого также возможны как ортодоксальный психоанализ и фрейдизм-лаканизм. Понятие фрейдизм появилось благодаря основателю данной теории – Зигмонду Фрейду, занимавшемуся глубинной психологией и психоанализом, как методом познания и коррекции личности.

Имея несколько ответвлений можно сказать, что от того, теорию какого последователя больше приняли ученики, зависит и его название. Те, кто пошёл за Жаком Лаканом несколько отличаются от последователей ортодоксальных взглядов Фрейда, несмотря на то, что сам учёный пытался всё вернуть к первоистокам. Наиболее отделившимся течением стало юнгианство и прочие, которые подвергли критике идеи самого Фрейда, но остались в концепции психоаналитического рассмотрения психических процессов.

Кратко фрейдизм представляет собой направление психологической науки, где вся проблематика любых комплексов и особенностей взрослой личности сводится к половому инстинкту. Фрейдизм и неофрейдизм являются близкими направлениями, но глобально различными по своей сути. Новая теория, признавая и опираясь на структуры, выявленные в классическом понимании (такие как комплексы, структуры–Я концепции, оно и сверх–Я, а также психологические защиты и регрессия), говорят об индивидуалистичном формировании человека, гуманистическом подходе, представляющем более расширенную модель, отрицающую разделение людей по принципу биологического начала и полового желания. Много критических замечаний ещё во времена формирования, а особенно после с развитием доказательной и экспериментальной базы было в сторону фрейдизма, поскольку все выводы были построены на изучении пары случаев и теоретических додумываниях самого автора без экспериментальных подтверждений.

Являясь началом психоанализа, фрейдизм представляет лишь малую его часть, причём костную и довольно тяжёлую, как для понимания, так и практики психокоррекции, восстановления и пр. Психоанализ не является тождественным самой теории Фрейда, поэтому стоит отдельно описать ключевые моменты именно фрейдизма, чтобы не было путаницы с другими более прогрессивными теориями, не подвергающимися такой массированной критике.

Для начала любые поступки и даже сновидения трактуются с сексуальной позиции, невозможности их удовлетворить или наоборот. Стадии формирования личности строго структурированы и также имеют сексуальную основу, кроме этого каждый индивидуум рассматривается, как проходящий определённые базовые комплексы (Эдипа, Электры), с той лишь разницей, что это прохождение имеет разный исход.

Зарождение фрейдизма

Теория фрейдизма формировалась в девятнадцатом веке, когда Фрейд работал с психическими патологиями, основное направление из нарушений которых было представлено различными видами неврозов и истерических отклонений. Помимо клинической практики были изучены неврологические работы, достижения бихевиоральной психологии и различных других моментов, влияющих на мотивацию человека. Работало в данном направлении до десяти человек и первые работы касались именно изучения истерии, где основным моментом было не сведение психики к когнитивным моментам, а наоборот выделение подсознательных и неконтролируемых моментов.

Фрейдизм в психологии базировался на биологических принципах, где инстинктивное влечение, появлялось вследствие внутреннего раздражения. Механизм любого поведения и мотивации обусловливался тем, как быстро и эффективно человек может удовлетворить любую возникающую потребность или снизить негативное воздействие внешних факторов. Отсюда же было выделено и нормальное состояние психики, где здоровье оценивалось как спокойствие и равновесие, невозможность же удовлетворения желания или неспособность человека найти варианты восстановления потраченных сил рассматривалась как невротическое нарушение гомеостаза.

Картина психики, нарисованная Фрейдом была новой для того времени, описывала скрытые структуры, пусть и на довольно примитивном уровне со многими моментами биологизации, но всё же пытаясь говорить о скрытом. Уходя от механического языка, логического обоснования и сухой структуризации фрейдизм начинает продвигать позицию о том, что не всё в человеке поддаётся закономерностям и объяснению. Это первая теория, делающая человека действительно человечным, непредсказуемым, но в то же время с попытками описания механизмов внутренних формирований.

Идеи фрейдизма

Основной механизм всего фрейдизма основывается на гармоничном сочетании противоположных стремлений человеческой психики – к жизни (эрос) и к смерти (танатос). Это включает всё, что присуще человеку, поскольку позволяет разделить его жизнь на разрушение, т.е. стремление умерщвлять и созидание, т.е. стремление продолжать. В зависимости от стадии развития, перенесённых жизненных событий в личности может преобладать мартидозная или либидозная фаза, влияющая на все остальные поступки и реализацию. Все процессы воспринимаются как вполне природные, ведь без разрушения неактуального новому и необходимому просто не будет места.

Проблемы личностного и социального характера в ключе стремлений разрушения или созидания формируют расход количества жизненной энергии и направления приложения её. Так только в случае направления действий только по прямому назначению без осмысления последствий может произойти нарушение важных жизненных сфер (поддаться желанию убить приводит к лишению свободы, привилегия в различных половых связях приводит к потере значимого партнёра и т.д.).

Закрытие таких желаний от осуществления полностью также негативно влияет на личность и уровень жизненной энергии, поскольку ограничивая одну свою потребность, закрывается вся сфера желаний и их осуществления. Выход идеи фрейдизма предлагают в создании условий сублимации желаний и энергий, которые можно разрушительно осуществлять по прямому назначению или если нет возможности для реализации. Сублимация – это реализация полученной энергии (она всегда поступает при возникновении потребности, как ресурс для реализации) не по прямому назначению. Именно таким механизмом объясняются творческие и гениальные способности людей.

Всё стремление психики по идеям фрейдизма сводится к получению удовольствия, уровень сложности которого может отличаться, но так и остаётся. Чтобы понимать какой уровень следует удовлетворить, личность была разделена на структуры, воздействие которых и сознательное понимание законов действия, где отличается и имеет разную степень для самой личности.

Уровень ид – самый примитивный, подсознательный, его ещё называют животным. Все желания и стремления тут продиктованы механизмами выживания, практически не осознаются, но имеют очень сильное влияние. Тут основная цель удовольствие, причём без учёта окружающей действительности и социальных моментов – главный двигатель находится внутри. Уровень эго является переходным и необходим для того, чтобы возникшие потребности неосознаваемого уровня как-то реализовать в сложившихся условиях. Это своеобразный структурирующий компонент. Супер-эго выполняет функцию контроля и надзирательства, это наиболее социальная часть личности, постоянно думающая о последствиях действий.

Основы фрейдизма

Основы фрейдизма сводятся к тому, чтобы максимально усилить эго человека, как переходящей и связующей структуры. Именно оно способно предотвратить развитие неврозов, осуществить достижение желаемого, сохранить социальность. Напряжение, нарастающее у личности под давлением внешних сил (требования и запреты общества, осуждение и стыд) и внутренних побуждений (интимные желания, биологические стремления, мортидные тенденции) приводят либо к нарушению психического гомеостаза либо к выработке психологических защит. Когда психика не справилась, то личность попадает в клинику патологий, если же ещё имелись ресурсы, то строятся защиты, немного искажающие реальность и делающие её доступной для выживания.

Защитные механизмы являются основой описания поведения человека во фрейдизме. Так вытеснение говорит о травматичном опыте и невозможности на данном жизненном этапе его принять и интериоризировать. Сублимация показывает и наличие энергии, и скрытые настоящие потребности – если смотреть на среднестатистического человека можно понять, сколько все могут заниматься спортом (или другим делом), когда эти показатели завышены, значит в другой сфере пустота, требующая реализации.

Регрессия появляется, когда личность попадает в экстремальные для неё условия или травматичные и тогда происходит соскальзывание на предыдущие уровни. Это могут быть примитивные реакции успокоения (взрослые начинают сосать палец как дети) или принятия решений (выбрать самое яркое, как в подростковом возрасте).

Цель всей психоаналитической терапии сводится к тому, чтобы гармонизировать конфликты, возникшие в личности на ранних этапах развития. Вся система развития, прохождения возрастных кризисов, любые достижения и способы построения активности рассматриваются через призму первых лет жизни, где были заложены проблемы, успехи, компенсаторные механизмы и стили защит.

Представители фрейдизма

Огромное количество практиков и теоретиков работало в направлении фрейдизма. Наиболее известными и ранними были непосредственные ученики Фрейда А. Адлер и К.Г. Юнг. Но взгляды даже последователей начинали отличаться от первооснователя, который во главу концепции ставил бессознательные процессы, а особенно влияние сексуальной энергии. Её импульсов и процессов реализации.

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

Адлерианское направление считало главным фактором комплекс неполноценности, упомянутый у Фрейда, но не как основной. Дальше развивая такое мировоззрение, последователь сводит основную жизненную задачу к самоутверждению, реализации. Он сводит всё к индивидуальной психологии, где главным моментом является не появление комплекса (его возникновение является аксиомой), а путь преодоления и компенсации. Если человек ориентируется на самосовершенствование и развитие, изучение нового и достижения, то это считается успешным путём. Когда того же самого пытается достичь через унижение других, стремление к власти и тирании, то это рассматривается как патологическое развитие личности.

Юнг почерпнул многое из концепции Фрейда и потом ушёл в другое психоаналитическое направление, где большое внимание уделял бессознательным процессам, сновидениям. Все процессы рассматривались социально, а не биологически. Он вводит новые термины, такие как архетипы и коллективное бессознательное, отдавая именно им основную регулирующую функцию в формировании человеческих поступков.

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

Ещё один представитель фрейдизма – Отто Ранк работал в концепции, где вся человеческая жизнь направлена только на преодоление травмы рождения, как основы всей экзистенциальной тревоги и беспричинного страха (на самом деле, реального страха смерти). Он считал, что рождение сопоставимо со смертью – личность покидает прежний знакомый и комфортный мир (чрево) и попадает в плохие условия (окружающая среда). Основная цель – адаптация к новому миру через преодоление стремления вернуться во чрево, при этом различными способами это чрево находит замену. Кто-то также прячется в отношения, кто-то в алкоголь или свернувшись калачиком.

философия психоанализа фрейдизм и неофрейдизм

Далее цепь последователей расширялась, каждый привносил что-то новое во фрейдизм, изменяя его ортодоксальную суть под потребности времени или соотнося с новыми исследованиями. Несмотря на всю критику подхода, существуют школы, институты и целые общества, продолжающие работать в концепции психоанализа.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: http://psihomed.com/frejdizm/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты

Всего ответов: 2