Формы работы психолога с родителями учащихся — формы работы психолога

12.03.2019

Аналитическая функция заключается в том, что психолог обобщает и комментирует происходящее. Анализ зависит от интерпретационных схем, которыми владеет психолог.

Формы работы психолога

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Практическая работа психолога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам относятся:

К индивидуальным формам относятся:

Индивидуальные формы подробно описаны в книге Н. В. Клюевой «Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг».

Групповая работа в образовательном учреждении используется при проведении заседаний методических объединений, на психолого-педагогических семинарах, при работе творческих (проектных) групп, на педагогических советах, при организации различного рода деловых совещаний, для организации обучения и обмена опытом, в работе с родителями.
Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (Л. Я. Лейманн). Проблемы групповой психологии — проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений — принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.
Размер группы оказывает влияние на поведение ее членов. Оптимальное количество участников группы:7±2. Существуют некоторые принципы при формировании групп:
— чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя людей, тем больше возможность получить помощь в случае необходимости;
— чем больше группа, тем более формализованным становится общение между ее членами, возрастает значение лидера, что может привести к усилению иерархии внутри группы, неравенству позиций отдельных ее участников.

В своем развитии группа, состоящая из родителей, проходит несколько этапов:

На предварительном этапе психолог оформляет заказ на совместную работу родителей:

На этапе формирования задача психолога заключается в том, чтобы:

При вступлении группы в фазу конфликта психолог:

На этапе консолидации происходит:

Процессы развития группы не следует форсировать, они должны естественным образом вырастать из происходящего в группе.

В содержательном слое групповой работы возможно проявление некоторых психологических эффектов, таких как:

Группа, в которую входят родители, для которых характерны такие психологические особенности, как властность, демонстративность, ориентация на подавление, может не заметить продуктивных идей, высказываемых недостаточно авторитетными ее членами. Психолог должен культивировать обстановку, в которой будет происходить совместная работа над проблемой, а не принятие единоличных решений.
Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях — как фон, как организатор контактов и как основной инструмент воздействия на личность.
На эффективность групповой работы влияют характер, значимость проблемы и восприятие ее сложности глазами участников группы. Важен и состав группы: в частности, наличие в группе участников, имеющих затяжной личностный конфликт, может привести к снижению эффекта.

Перед началом работы родители формулируют общие правила, в необходимости которых они убеждаются в ходе работы.
Введение правил позволяет проводить работу более направленно и организованно. В качестве ориентира можно использовать правила групповой работы, принятые в тренинге:

В каждой группе могут быть приняты свои правила.

Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить такие:

Позиция психолога, его стиль общения зависит от групповой ситуации и уровня развития группы. Основные функции психолога, ведущего шнятия с родителями, могут быть следующими:

Руководящая функция заключается в том, что психолог осуществляет методическое обеспечение занятий, предлагает программу работы.

Экспертная функция заключается в том, что психолог помогает участникам провести анализ работы. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по проблеме и через анализ происходящего.

Аналитическая функция заключается в том, что психолог обобщает и комментирует происходящее. Анализ зависит от интерпретационных схем, которыми владеет психолог.

Посредническая функция заключается в органя зации общения родителей друг с другом. Ocoбенно важно посредничество, когда кто-либо из родителей имеет негативное мнение о контакте с тем или иным человеком в группе. Психолог также помогает родителям в отстаивании пpaв ребенка или отстаивает права ребенка самостоятельно, если родители не в состоянии это сделать.

Мобилизирующая функция заключается в том, что психолог мобилизует усилия родителей на решение проблем, создает в группе условия для oФфективного взаимодействия.

Консультирующая функция. Задача психола как консультанта — обеспечить родителей необходимой информацией и ответить на возникающие вопросы.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Первый этап — генерация идей (в работе с родителями этот этап может быть использован ншостоятельно от других, как основной).
На этом этапе создается атмосфера свободного иысказывания различных идей и мнений:

Второй этап — критическая оценка идей и выбор альтернативных вариантов. Он может быть организован двумя способами.
1.»Классический» — психолог благодарит родителей за проделанную работу, сообщает, чт высказанные идеи будут доведены до классного руководителя, директора и т. д., которые оценят их с точки зрения возможности примене ния на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи — их можно передать в письменном виде психологу.

2.Оценка идей самими участниками.

Результатом такой работы может быть программа развития по различным позициям: особенности организации учебного и воспитательного процесса, сплочение класса, родителей, способны к конструктивной работе, идеальный учитель дл класса и др.

1. «Реверсированная мозговая атака», или «разнос», отличается тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявлять максимальную критичность, придирчиво указывая на все недочеты и узкие места процесса, системы, решения, идей. Этим обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков.

2. «Список прилагательных и определений». Список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить.
Например: родителям задается вопрос: «Каким вы хотели бы видеть класс, в котором учится ваш ребенок?».

А. Родители предлагают качества, характеристики или описания, соответствующие их представлениям об идеальном классе (дружный, сплоченный, не допускающий оскорблений, оказывающий друг другу поддержку и т.д.).
Б. Группа родителей рассматривает каждое прилагательное в отдельности и решает, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику.

3. «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент (например, что мешает установлению доверия в классе, педагог для нашего класса, агрессия и т. д.), затем по ассоциации — другой символ и т.д., пока не придет подходящая идея решения. Рисунок можно заменить символической скульптурой: родителям предлагается «вылепить» «родительское собрание сегодня и завтра». После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.

4. «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения (например, как заинтересовать ребенка чтением; как сохранить любовь и не потерять уважение своих детей и т. д.).
Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои соображения, определяют наиболее важные для них. Затем записи передаются психологу, он суммирует их, и группа проводит дискуссию, при этом можно использовать » мозговой штурм «.

5. «Запись на листе». Сущность приема состоиЛ в том, что при обсуждении какой-либо проблемы, во время лекции каждый из родителем получает листы бумаги для заметок. Психолог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложен ние записывается на отдельном листе. Вводится запрет на критику. Проблему необходима формулировать как можно более конкретно: как успокоить ребенка, если он расстроен, должны ли девочки иметь особые привилегии и др.

6. «Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, затем думать, читать, изучать Bceм что имеет отношение к этой мечте или к какому-нибудь ее элементу. Наконец, можно попытаться осуществить мечту (семья будущего, идеальный отдых всей семьей, жизнь класса через год, пять лет, перспективы и т. д.).

Организация взаимодействия в парах (диадах) может эффективно использоваться в групповой работе, на родительском собрании, тренинге и т. д.

Диада — хрупкая группа, поскольку ее устойчивость напрямую связана с положительными имоциональными отношениями между партнерами, любой конфликт, возникающий между членами диады, неизбежно приобретает характер межличностного конфликта.
В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворенности, чем в любой другой группе. Присутствие в группе третьего лица (триада) существенно влияет на весь процесс взаимодействия.

Третий член группы может выполнять одну из следующих ролей:

У такой работы имеется ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной формой работы:

Организация работы с родителями в диаде обеспечивает интенсивное знакомство с поставленной темой, проблемой.
Работу в парах можно организовать по принципу «Инфокарусели».
Перед началом работы родители выделяют интересующие их темы:

Формулируются вопросы:

Затем родители объединяются в диады, обмениваются мнениями, а потом переходят по кругу и образуют следующую пару.

Задача родителей — собрать как можно больше информации по теме.

В качестве объекта обсуждения могут выстукать не только специально оформленные вопросы, но и случаи из жизни.

Источник: http://iemcko.ru/3104.html

Интерактивные формы работы в деятельности педагога – психолога

В целях психологического просвещения субъектов образовательного процесса высоко эффективны традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Тем не менее, сегодня наибольший интерес у подростков и молодежи вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п. Задача педагога-психолога – активно использовать современный арсенал просветительских средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
interaktivnye_formy_raboty_v_deyatelnosti_pedagoga-psikhologa.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные формы работы

в деятельности педагога – психолога

Гаева Жанна Александровна,

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе.

В своей деятельности педагог-психолог исходит из необходимости реализации как образовательных, так и социальных целей системы образования.

Педагог-психолог оказывает содействие формированию развивающего образа жизни для всех участников образовательного процесса, развитию подрастающего поколения, формированию индивидуальности у детей, подростков на всех этапах непрерывного образования; развитию творческих способностей детей, созданию позитивной мотивации к обучению, определению психологических причин нарушения личностного и социального развития у детей, подростков и молодежи, занимается профилактикой подобных нарушений.

В целях психологического просвещения субъектов образовательного процесса высоко эффективны традиционные способы и каналы передачи информации: беседы, лекции, размещение информации на стендах. Тем не менее, сегодня наибольший интерес у подростков и молодежи вызывают такие формы, как получение информации через Интернет, просвещение с применением интерактивных форм, различные акции, обучение сверстниками и т.п. Задача педагога-психолога – активно использовать современный арсенал просветительских средств

Интерактивные формы работы

Интерактивные образовано из 2 английских слов — inter (взаимный), act (действовать). Процесс работы осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников. Использование интерактивных форм работы предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование упражнений, игр, совместное решение проблем.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактив – это прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

это специальная форма организации, с комфортными условиями, при которых педагог чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

— процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения;

— диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

— исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

— формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

— формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

— участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

— участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

— каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

— удовлетворенность членов группы совместной деятельностью, производительность труда группы (ее продуктивность), это и есть показатель эффективности групповой деятельности[13, с. 56 ]

Цели «интерактива» могут быть различными:

выработка общего мнения;

формирование умений, навыков;

создание условия для диалога;

изменения психологической атмосферы.

Использование интерактивных форм в работе

педагога-психолога с педагогами.

В связи с введением ФГОС и в процессе индивидуализации, особенно остро стоит вопрос психологического здоровья и повышение психологической культуры педагогов.

О необходимости работы психолога с педагогами говорят очень много. Формулируя основные задачи школьного психолога, одно из мест занимает «повышение психологической культуры учителей». Однако еще и сегодня работа с педагогами является одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога.

Проанализировав тематику многочисленных конференций, круглых столов, семинаров школьных психологов я заметила, как мало внимания уделяется проблеме взаимодействия психолога и педагогов. Причин этому немало, и одна из них, связана с тем, что некоторые педагоги довольно активно сопротивляются любым предлагаемым им способам психологической работы с их профессиональными и личностными проблемами. Таким педагогам чаще всего свойственны частая смена настроения, утомляемость и раздражительность, эмоциональная холодность, сверхконтроль, нерешительность и тревожная мнительность, высокая деловая направленность личности.

И передо мной встал вопрос: как организовать и заинтересовать педагогов? Какие формы можно использовать?

Я считаю, что активизация деятельности психолога и педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные формы работы.

Интерактивные формы работы — это такая организация процесса взаимодействия, в котором невозможно неучастие педагога в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса совместной работы.

Технологий «интерактива» существует огромное количество.

Каждый может самостоятельно придумать новые формы работы с педагогами. Часто использую работу в группах, работу в парах,

Очень нравится такая форма работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно, а внутреннее – подвижное, через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника.

Технология Аквариум заключается в том, что несколько человек

разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

Броуновское движение предполагает движение по всему пространству комнаты с целью сбора информации по предложенной теме..

Иногда использую такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и участники высказываются о разных аспектах.

Интерактивное творчество безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных целей.

Залогом успешной работы психолога с педагогами является применение таких форм, когда педагоги сами имеют возможность принимать активное участие. Важно помнить, целью интерактивных методик является создание комфортных условий, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс взаимодействия.

Интерактивные формы работы психолога с родителями и детьми.

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней.
Тогда через механизм этой собственной деятельности вместе (или совместно) с другими он будет формироваться под ее влиянием.
Создание определенных педагогических ситуаций, которые удовлетворяют потребности человека в общении, впечатлениях развлекательного и познавательного характера, сопереживании, эмоциональной разрядке – это и есть интерактивная форма работы.

В своей работе с детьми наиболее часто использую такие интерактивные формы работы как: ролевые игры, деловые игры, тренинговые занятия, драматизации и т.д.

Ролевые игры — Это тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций. Каждой игре соответствуют свои правила и условия. Условия – ситуационны, произвольны. Фактически, условия – те же правила, но временные, вырабатываемые лишь для данной конкретной игровой ситуации.
Независимо от вида игр, условий проведения, правила должны отвечать ряду требований:

-правила должны быть просты
— игра должна охватывать всех (не должно быть таких ситуация, когда одни участники вовлечены в процесс игры, а другие оказываются в положении пассивных наблюдателей);
— игра должна быть интересна для всех;
— игра должна быть доступна для всех предполагаемых участников (доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным и физическим возможностям человека);
— задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех; равенства требует и способ привлечения к выполнению задания.
Ролевые игры предполагают определенное поведение в предлагаемых условиях.

Деловые игры- Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений. Проведение деловой игры представляет собой развертывание игровой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику производства. В ходе игры участники анализируют заданные условия и принимают оптимальные решения, выбирают наиболее целесообразный процесс, решают проблемы и т.п. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре – это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом – общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра — это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Мастер-класс. В современной психолого-педагогической теории и практике термин «мастер-класс» используется в следующем значении: современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.( Приложение)

Драматизация — Это инсценирование, разыгрывание по ролям содержания познавательного материала (как на уроках, так и вне их).
Требования к драматизации: ролями могут наделяться живые персонажи и любые неживые предметы и феномены из любой области знания,
Сценарий драматизации существует, но не является жестким, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Дискуссия — Способ организации совместной коллективной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи и нахождение правильного ответа.
Дискуссию можно рассматривать и как метод, позволяющий с помощью логических доводов, воздействовать на мнение, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.
Требования к дискуссии: тема дискуссии объявляется заранее. Участникам необходимо изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказывать свою точку зрения. Дискуссия формирует умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему.

Инверсия — От понятия «переворачивание, перестановка». Организованная деятельность предполагает включение такого приема, как перестановка слов, нарушающая обычный порядок. Возможно и доказательство тезиса противоположного только что доказанному.

Синектика — Коллективная творческая деятельность и учебное исследование, основанные на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников. Объединение разнородных элементов, построенное на аналогии.
Используются: прямая аналогия (а как решаются подобные задачи?); личная или эмпатическая аналогия (представь, что ты …Что бы ты мог сказать о …); символическая аналогия (выражает суть задачи в виде символов); фантастическая аналогия (как бы эту проблему решили сказочные герои и др.).

Ток – шоу — В переводе с английского языка шоу – смотреть — зрелище (яркое эстрадное представление; нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект), ток – говорить, разговаривать, значит ток-шоу – разговорное представление, разговорное зрелище.
По своей сути ток-шоу – это дискуссия с возможно большим числом участников.
Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение – включить участников в ситуацию нравственного выбора на основе внутреннего диалога с самим собой, когда необходимо соотнести свои ценностные установки с суждениями сверстников, других участников, с общепринятыми нравственными требованиями.

Театр-экспромт — Театр-экспромт называется так потому, что в нем на глазах у зрителей может разыграться спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из участников до самого представления не знает, кто будет исполнять какие роли, Узнают об этом только на самом мероприятии.
Театр-экспромт снимает страх и психологическую скованность воспитанников (их родителей), способствует улучшению психологического климата в коллективе(детском, семейном и др.).
Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и карточки с обозначением на них всех ролей предстоящего спектакля. При проведении мероприятия карточки раздаются (или распределяются по жребию) присутствующим. Актеры, получившие роль, поочередно приглашаются за кулисы.
Сюжет, предложенный для театрального экспромта, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей и зрителей. Могут разыгрываться сказки, детективные истории, легенды, притчи, отрывки фантастических историй, бытовые сюжеты.
Составленный заранее текст произносится «за кадром». Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют роль.
Эта форма может использоваться как элемент мероприятия или иметь самостоятельное значение. По принципу театра-экспромта может быть организован интерактивный театр и интерактивный музей. Разница состоит только в отсутствии текста «за кадром». В интерактивном театре идет активное экспромт-вовлечение зрителей в действия, а в интерактивном музее происходит экспромт-разыгрывание исторических (или сказочных, если музей сказок) сюжетов с использованием доступных для этого экспонатов.

Аукцион — Как известно, аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.
Как интерактивную форму, аукцион можно проводить не только в молодежном коллективе, но и в родительском. При этом, аукцион может быть педагогический, психологической, правовой и т.д .
Аукцион направлен:
— на выявление у участников интереса к знаниям на заданную тему;
— на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;
— на развитие способности слушать окружающих и вносить существенные дополнения в их ответ (мысли).
Немаловажное значение этой формы работы также и в том, что она позволяет углубить знания присутствующих, содействовать развитию интеллекта молодежи, их стремления к самообразованию.
Дух соперничества и соревнования на аукционе вынуждает каждого его участника быть уважительным, собранным, осмотрительным и лаконичным в мыслях и ответах, учит основам полемического мастерства.
Методика подготовки и проведения аукциона:
— коллектив заранее готовится к аукциону, оргкомитет заранее готовит «вещи на продажу» (интеллектуальные, предметные и т.п.);
— выбирается ведущий – аукционист; результат игры и интерес в ходе ее проведения в значительной степени обеспечивается ведущим, который должен уметь ярко, красочно или предложить каждую вещь, расхваливая ее достоинства, или поставить вопрос, стимулируя при этом желание у присутствующих участвовать в своеобразном соревновании интеллекта;
— ведущий (аукционист) располагается за столом (кафедрой), в руках у него молоток. Он по очереди представляет присутствующим вещь, которая разыгрывается, или объявляет тему вопросов. Участники предлагают свои варианты (версии) ответов. Когда варианты исчерпаны, ведущий считает до трех, сопровождая каждую цифру ударом молотка, Победителем становится тот, кто дал правильный ответ до третьего удара молотка. Он получает выставленную на продажу «вещь» (это может быть рецепт кулинарный, педагогический, психологический; решение любой проблемной ситуации в семье; модель детского новогоднего платья или сценарий детского семейного праздника и т.п.). Затем ведущий представляет следующую «вещь», и все повторяется снова в принятом для этой игры порядке.
«Вещь» может быть представлена ведущим как в прямом (кулинарный рецепт новогоднего торта), так и в завуалированном смысле (документ, отражающий намерения специалиста …). В качестве «платы» могут выступать ответы присутствующих на заранее продуманные по теме мероприятия интеллектуальные вопросы (например, как реагировать молодой маме на демонстративный крик ее ребенка в транспорте?). Следует напомнить, что у ведущего должны быть под рукой свои заранее подготовленные правильные ответы на эти вопросы во избежание казусов при подведении итогов.

Тренинг. Специфическими чертами тренинга как метода практической психологической работы являются следующие:
соблюдение ряда принципов групповой работы;
нацеленность на психологическую помощь участникам ситуации, исходящей не только от ведущего, но от самих членов группы;
наличие более или менее постоянной группы, действующей в определенном временном интервале; определенная пространственная организация (круг); акцент на взаимоотношениях между членами группы (принцип «здесь и теперь»); применение активных методов групповой работы; выражение и рефлексия субъективных чувств и эмоций членов группы относительно происходящего и друг друга;
атмосфера раскованности и свободы общения, климат психологической безопасности.

Тренинги-упражнения на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения, на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.

Мы рассмотрели только несколько интерактивных технологий, методик, применяемых психологами в своей практике с целью формирования личностного самоопределения несовершеннолетних и молодежи.

Именно интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для осознания и принятия ими гражданских ценностей, для накопления опыта гражданской деятельности.

В основе любой интерактивной формы работы лежит сценарий . Создание сценария и его воплощение – процесс творческий, требующий выдумки, фантазии, оригинальных приемов организации действия. Он должен обладать действенностью и зрелищностью, причем зрелище должно быть увлекательным, захватывающим. Сценарий должен носит характер «зримого сценария», т.е. предвидеть все эпизоды, все узловые моменты действия, как они будут происходить.

Это – фактически развернутый план действий.
Каким бы интересным ни был замысел сценария, его реализация будет успешна только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.
Известно, что там, где кончаются знания, начинаются мнения. Особенно ощутимо это в подростковой и юношеской среде.
Обмен мнениями с такими же, как и ты, выводы, подкрепленные суждениями авторитетных людей, которые не учат, а рассуждают вместе с тобой, — намного действенней назидательных бесед с примерами из художественной литературы.

Экспертный опрос педагогов школы показал, что интерактивные формы применяемые психологом способствует улучшению микроклимата, снижение уровня напряженности. Анкетирование выявило преобладание положительного оценивания подростками использования интерактивных форм группового взаимодействия с педагогом-психологом.

Анализируя опыт использования различных интерактивных форм психолого-педагогического взаимодействия с детьми и подростками, можно констатировать положительные результаты и необходимость продолжения его внедрения.

Библиографический список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию [Текст]/Г.С.Абрамова.– М: Генезис, 1994, — 407 с.
  2. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками[Текст]/Л.Ф.Анн.- СПБ: Питер, 2005, — 204 с.
  3. Баева, И.А. Тренинги психологической безопасности в школе [Текст]/И.А.Баев. – СПб.: Речь, 2002, — 251 с.
  4. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга[Текст]/И.В.Вачков. — М.: «Ось-89», 1999, — 253 с.
  5. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков[Текст]/А.Г.Грецов. — СПб: Питер, 2005, — 168 с.
  6. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения[Текст]/Н.И.Козлов. — Екатеренбург, 1997, — 289 с.
  7. Макшанов, С.И. Психология тренинга[Текст]/С.И.Макшанов. — М.: «Ось-89», 2002, — 177 с.
  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками [Текст]/ под общей ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2007, — 304 с.
  9. Психология подростка[Текст]: практикум /под ред. А.А. Реана.- СПб.: Речь, 2003, — 189 с.
  10. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга[Текст]/В.Г.Пузиков.-СПб: Речь, 2005, — 281 с.
  11. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста[Текст]/Ф.Райс.- СПб.:Питер, 2000, — 200 с.
  12. Сальникова, Н. Работа с детьми[Текст]: школа доверия /Н. Сальникова. – СПб.: Питер, 2003, – 282 с.
  13. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками [Текст]/Р.Смид.- М.: «Генезис», 1999, — 314 с.
  14. Я провожу тренинг[Текст]: Методические рекомендации./Под. ред. Камалдинова Д. и др.- Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001, — 165 с.

Источник: http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/01/28/interaktivnye-formy-raboty-v-deyatelnosti-pedagoga

Формы и методы работы педагога-психолога с детьми «группы риска»

Специфика работы педагога-психолога заключается и в работе с так называемыми «трудными» детьми, детьми, имеющими трудности в развитии.

Эта работа не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. В частности с родителями. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка — это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё — и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому — что видит у себя в дому».

Приведем пример. Часто воспитатели и родители приходят к психологу с жалобами на то, что ребенок дерется, обижает других детей, нарушает правила поведения. Устанавливая причину такого поведения ребенка, психолог выясняет, что родители применяют к ребенку физическое наказание, в семье нередки конфликты, ссоры, родители находятся в «состоянии войны». Итак, с кого же начинать работу педагогу-психологу? Конечно, со взрослых. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье. В основе новой философии взаимодействия семьи и школьного учреждения лежит идея о том, что воспитание детей в семье является приоритетным, за него несут ответственность родители, а все остальные социальные институты, в том числе и школьное учреждение, призваны поддерживать и дополнять их деятельность. Такой подход лежит в основе работы педагога-психолога.

Формы работы педагога-психолога подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

Групповые формы работы наиболее распространены. Это совместные мероприятия педагога-психолога, педагогов, учащихся, а иногда и родителей.

Некоторые групповые формы работы:

· родительские собрания, включающие выступление психолога;

· групповые беседы, лекции и консультации психолога

· психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга;

· проведение психодиагностики ребенка.

Анализируя данные, психолог подбирает темы групповых консультаций, лекций, бесед. Вот некоторые темы групповых консультаций педагога-психолога:

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы. Педагог-психолог широко использует в своей практике индивидуальные консультации. Чаще всего это проблемы:

— проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

— проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

— проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

— внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

— воспитание ребенка в неполной семье;

— нарушения речи у ребенка;

— консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

На индивидуальных консультациях психолог применяет все основные методы консультирования: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. От правильности выбора методов зависит эффективность работы психолога: установление контакта, доверительных отношений, выдвижение психологом верной гипотезы, правильность рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка. К индивидуальным формам работы относится и такая форма как беседа с родителями воспитанников по вопросам развития и воспитания детей, которая может происходить в приемной, в холле, в групповой комнате. В отличие от психологического консультирования беседа с родителями является более кратковременной и решает менее сложные задачи.

Наглядно-информационные формы работы педагога-психолога играют роль опосредованного общения между психологом и школьником.

Из наглядно-информационных форм работы психолога используются следующие: информационные проспекты для родителей; памятки; буклеты.

Используются такие методы работы со школьниками группы риска: создание благоприятного психологического микроклимата в учреждении; повышение адаптивных способностей у обучающихся; внедрение новых коррекционно-развивающих программ; также первичная профилактика выявленных отклонений в процессе обучения; формирование ценностных ориентаций и социальных навыков, которые позволяют адаптироваться в условиях профессионального образования; развитие мотивации обучения и познавательных процессов обучающихся. Практический психолог должен применять в работе с такими детьми различного рода тренинги и аутотренинги. Так как у детей «группы риска» наблюдаются нарушения в познавательной деятельности, то работа дефектолога будет заключаться в развитии у этих детей таких процессов, как внимание, памяти, мышления, развития восприятия и ориентировки в пространстве, использовать в своей работе коррекционные упражнения, направленные на развитие образного, логического мышления, формирование приемов самоконтроля. В задачу логопеда будут входить следующие направления работы: обследование состояния речи этих детей, работа по исправлению звукопроизношения, развитие словарного запаса (как правило, у этих детей отличается общее недоразвитие речи), устранение оптической дисграфии и дислексии, восполнение пробелов по русскому языку. Большая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу. Он должен изучать совместно с практическим психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям[6].

Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности. Для выбора нужного метода и приема психолого-педагогического воздействия на детей «группы риска» необходимо определить причины поведения и поступков ученика.

Приемы, способствующие формированию у школьника правильного поведения: убеждение и личный пример. Убеждение — это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога; Прямые и косвенные, тормозящие приемы:

Прямая констатация поступка — это высказывание, в котором сделан акцент на данном поступке. Косвенная констатация — высказывание или действие, которое показывает ученику, что его поступок педагогу известен; необычный подарок (например, пакет с мусором за недобросовестное дежурство в классе); осуждение — открытое отрицательное отношение педагога к нарушению моральных норм; наказание — действует относительно успешно только тогда, когда нежелательное поведение еще не превратилось в привычку, а само наказание является для ребенка неожиданностью.

Недопустимы грубость, оскорбительные выражения, физическое наказание;

Организация психологической коррекции школьников «группы риска» это обучение, воспитание и развитие учащегося в комплексе и при взаимодеймствии специалистов разных направлений деятельности. Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребёнка происходит в том случае, если на фоне органической и функциональной сохранности психики эти новообразования востребованы средой, в которой живет и действует ребёнок, строит свои отношения с миром и другими людьми.

Тренинг развития сензитивности — частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения

Содержание и методика проведения тренинга сензитивности

Задачи: обучение участников тренинга лучшему пониманию других людей, скрытых переживанияй собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением

Практическое значение состоит в том, что полученные данные могут
быть использованы как основа для углубленной и развернутой теоретико-методологической разработки темы, а также могут быть использованы в деятельности практических психологов

Практическая цель: научиться понимать людей, улавливать скрытые переживания собеседника, уменьшение числа конфликтов с социальным окружением.

Практические задачи:

повышение чувствительность в восприятии окружающего мира;

— развитие способности понимать своеобразие каждого человека;

— улучшение возможностей в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании и деятельности людей;

— помощь в прогнозе поведения людей принадлежащих к разным социальным группам.

Возраст: учащиеся

Состав участников: 15-20 человек

Режим работы: 45 минут

Оборудование: Пачка бумаги, листки с цветом, клубок ниток, стакан с водой

Актуальность: существование разнообразных и противоречивых импульсов, исходящих от современного глобализирующегося мира, требуют от человека социальной пластичности. Возникает необходимость всестороннего анализа сензитивности и определения ее значения в современных условиях.

Структура тренинга:

1. Организационный момент

5. Основная часть

7. Завершение работы

Ход тренингового занятия:

1. Упражнение «Мои уши локаторы»

2. Игра «Ассоциации»

3. Игра «Магия нашего времени»

4. Упражнение «Общение»

5. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность»

6. Упражнение «Звериный ритм»

7. Упражнение «Расскажи о своем хозяине»

9. Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

10. Упражнение «Лови кастрюлю»

11. Упражнение «Правда или ложь»

12. Упражнение «Коллективный счет»

13. Упражнение «Строим мост»

14. Игра «Молекулы»

15. Упражнение «Эмоции»

16. Упражнение «Паутина»

формы работы психолога

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

формы работы психолога

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

формы работы психолога

формы работы психолога

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник: http://cyberpedia.su/7xe30f.html

Формы работы психолога.

формы работы психолога

Когда я начала писать ответ на этот вопрос, я вспомнила недавний случай в своей практике.

Женский журнал пригласил психологов нашего психологического центра на выставку «Мир женщины». Там на выставке психологи давали небольшие бесплатные консультации.
Ко мне подходили женщины, задавали интересующие вопросы. Я видела, что есть и потребность и желание обсудить с психологом свою проблему. И даже в этот короткий промежуток времени нам удавалось найти некоторые решения волнующей человека проблемы.

И в то же время я наглядно увидела, что очень мало кто из обратившихся знает о возможностях и методах психологических консультаций и сихотерапии.

Это, конечно, понятно, ведь люди не часто заглядывают к психологам.
И информированность в этом вопросе немного приотстала.
А это значит, что настала пора мне сейчас немного рассказать об этом.

Итак, работа психолога.

Чем вообще занимается психолог? Как это он делает? Когда нужна консультация психолога?

И сразу, чтобы внести большую ясность, коснусь определений.

В нашем языке есть немало слов, которые начинаются с этого слова
«психе».
Psyche – в переводе с греческого значит душа.
(Хотя с течением временем слова «психика» и «душа» стали
приобретать каждое свое значение.)

Психолог и психиатр — в чем отличие.

Психолог. Он помогает решать психологические проблемы, возникшие в жизни человека. Решать более эффективно, более быстро, более глубоко, чем, если бы человек решал свои проблемы сам.

Психолог имеет дело с психически нормальным здоровым человеком.
Психолог не использует медикаментозные средства.

А психиатр имеет дело с нарушениями функционирования психики (с так называемыми психическими нарушениями), и он может назначать медицинские препараты.

Психолог-консультант и психотерапевт – в чем
отличие.

Что касается понятия «психотерапевт» — то так случилось в нашей стране, что это слово в психологии и в медицине имеет два несколько различных смысла.

В психологии словом «психотерапия» обозначают сам процесс психологической работы.
(Слово «психотерапия» — ведь и состоит из слов психо – душа и терапия –
лечение.)

В медицине же под словом «психотерапия» понимается работа врача-психотерапевта, где наряду с психологическими методами могут применяться и лекарственные медицинские препараты.

На этом сайте психолога, конечно, это слово рассатривается именно как процесс работы, как поиск новых решений.

Теперь об отличиях психолога-консультанта и психотерапевта. Они касаются в основном двух вещей:
1. формат работы
2. методы психологической работы

Консультация — это
краткосрочный формат работы. Это может быть одна консультация или несколько консультаций (примерно до десяти).

А психотерапия – это более длительный формат работы, который
может продолжаться от одного месяца до нескольких месяцев и даже лет (как например, в психоанализе. Но там свои фишки, о них можно рассказать в другой статье).

Сразу можно заметить, что существует среднесрочный формат работы. И пожалуй, он наиболее удобен для современного человека.

Что же касается отличий методов, то психотерапия предусматривает наличие специальных методов и методик. Направлений психотерапии на сегодняшний день довольно много. (Об этом разговор пойдет в статье «Направления психотерапии». )

Хотя на сегодняшний день грани между консультацией и психотерапией достаточно размыты, т.к. консультация, как любая психологическая работа, может быть достаточно емкой и может потребовать очень разнообразных приемов работы.

Итак, есть несколько видов психологической работы:
— психологическая консультация;
— психотерапия, в том числе психоанализ.

Это касается индивидуальной работы.

Для полноты обзора упомяну, что бывает работа и индивидуальная и
групповая.

Формы групповой работы могут быть такими:
— тренинг
— семинар
— психотерапевтическая группа ( такая форма не часто знакома
неспециалистам)

Теперь определим — для какой категории общества бывают психологи. Бывают:
• психолог для взрослых
• детский психолог
• семейный психолог
• для предприятия

Направления психологии принято располагать по таким основным блокам :
* поведенческая
* гуманистическая
* психоанализ
* трансперсональная

Можно заметить, что сейчас многие психологи применяют интегральный подход, используя по необходимости те или иные нужные ему методы.

Казалось бы – зачем человеку знать о всех этих методах и направлениях в психологии?

Может не нужно? Ведь главное, чтоб помогало.
Но тем не менее, это полезно знать по нескольким причинам:

Во-первых, человек должен быть информирован о возможности предоставления ему психологических услуг.
Полезно бывает знать о том, что вообще бывают такие разнообразные услуги.

Во-вторых, возможно какой-либо метод покажется подходящим именно для этого человека, исходя из его личных особенностей или для решения именно этой определенной задачи. Зная широкий спектр форм работы, человек может сам выбрать наиболее подходящий ему метод.

В-третьих, зная о том, какие бывают формы и методы, человек, придя к психологу, будет уже сориентирован хотя бы примерно, как это будет происходить.

И поэтому время вступительного этапа будет меньше,
и количество консультаций может потребоваться меньше,
и работа будет более эффективной.

Источник: http://ar-psychea.ru/news/formy-raboty-psikhologa

формы работы педагога-психолога в ДОУ

Краткое описание форм и методов работы,

используемых педагогом-психологом в своей работе.

Групповые игры и упражнения применяются в работе с группой с разными целями:

с целью «разогрева» группы, создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе;

с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе;

с целью отработки новых навыков поведения;

с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами;

как ритуалы завершения занятия.

По форме игры и упражнения могут быть разнообразными:

использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски,

двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, ходьба.

Игровые разминки наиболее просты по форме и ограниченны по времени. Они используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы могут использоваться простые физические процедуры – ходьба, прыжки, касание соседей или контакт глазами.

Основная цель игр-проблематизаций – настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по предоставленной теме; актуализировать то, что они знают по данному вопросу и что хотели бы узнать в течение занятия; либо актуализировать чувства, воспоминания участников, их личный опыт, если предполагается работа с отношением участников к данной проблеме.

Игры на отработку навыков, на опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры – ролевая игра.

В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

разработать и использовать новые стратегии поведения;

отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, должна обеспечить получение достоверной и значимой информации.

Беседа один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, так и от членов изучаемого коллектива, группы.

Наблюдение общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций.

В своей работе я также использую элементы различных психотехник.

Тренинг помогает человеку понять и раскрыть свои внутренние переживания, желания. Так же тренинг позволяет найти новые формы взаимодействия между психологом и педагогами, педагогами и администрацией. Поскольку в процессе тренинговой работы используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинение сказок, элементы релаксации), процесс общения становится менее напряженный, наиболее доверительный, интересный. Комфортная и открытая обстановка во время проведения тренинга отличается от обычной обстановки. У участников есть возможность отвлечься от работы, у них появляется возможность рассуждать, эмоционально выражать свое мнение, расслабляться и фантазировать – что так необходимо каждому человеку.

Большое внимание я уделяю тренинговым упражнениям на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения.

Элементы тренинга чаще всего используются в работе с педагогическим коллективом.

формы работы психолога

Арт-терапия – это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.

С помощью этой техники выявляются многие значимые психологические особенности человека, среди которых можно назвать уровень активности, экстравертность или интровертность, уровень общего умственного развития и творческого мышления как ребенка, так и взрослого. Поэтому арт-терапевтические упражнения (в основном использую элементы изо-терапии) я применяю на занятиях не только с детьми, но и с педагогами.

Раскрытие творческих способностей ребенка;

Разностороннее и гармоничное развитие его личности;

Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;

Развитие у детей чувственно-двигательной координации;

Обучение в работе в парах, группе;

Привитие навыка следовать инструкции взрослого;

Создание общего фона.

формы работы психолога

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

С помощью сказки психолог может решать такие задачи, как:

обогащение внутреннего мира ребенка,

определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),

коррекция психической и эмоционально-волевой сферы личности,

развитие речи детей и т.д.

Этот вид терапии я использую не только в работе с нормально развивающимися детьми, но и с дошкольниками, имеющими поведенческие нарушения. В качестве материалов для сказкотерапии применяются различные виды сказок:

развивающие и обучающие (позволяют ребенку накапливать опыт, например, о правилах поведения в различных ситуациях),

народные художественные сказки (способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств),

диагностические (позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает),

психологические (способствуют, например, преодолению вместе с героем общих страхов, обретению уверенности в себе и др.)

В своей работе я использую методы – обсуждение и подробный анализ содержания сказки, проигрывание эпизодов сказки и рисование по мотивам сказки. Участие в эпизодах сказки дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Рисование по мотивам сказки позволяет проявить в рисунке свободные ассоциации ребенка.

Результативность профессиональной деятельности характеризуется улучшением психолого-педагогической атмосферы в коллективе воспитанников и педагогов ДОУ.

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/3-kurs/formy-raboty-pedagogapsikhologa-v-dou/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *