Ведущие школы и направления современной политической психологии — КиберПедия — школа психоанализа в политологии представлена

10.03.2019

Когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура.

Ведущие школы и направления современной политической психологии

Современная политическая психология представлена многочисленными теоретическими моделями. Однако все это пестрое разнообразие подходов, исследовательских стратегий и методов характеризует две ведущие тенденции.

Первая из них основана на представлении об объекте исследования — человеке — как о простом винтике политической машины. Отсюда и инженерный подход к налаживанию работы этой машины, и сциентизм, и технократизм как исследовательская философия группы политических психологов — сторонников этой тенденции. Методологическим фундаментом концепций политпси-хологов данной группы являются в основном позитивистские теории, заимствованные как из психологии, так и из политологии.

Вторая тенденция основана на том, что человек является не только объектом политического воздействия, но и целью развития политической системы и ее активным субъектом. В рамках этой тенденции используются иные методологии. В частности, для теоретиков этого направления характерно обращение к антипозитивистским моделям личности; они выбирают также такие теоретические парадигмы, которым не свойственны манипуляторские тенденции.

Начнем знакомство с теоретическими представлениями политических психологов с первого — позитивистского— типа моделей.

В конце 50-х — начале 60-х гг., когда начинались первые политико-психологические исследования, у ученых практически не было выбора теоретических моделей: структурный функционализм и его разновидность — системный анализ политики — были монополистами в области методологии. Политологи ставили перед собой задачу развить идеи основоположников этого метода Т. Парсонса и Р. Мертона применительно к политической системе. К. Дойч, Г. Алмонд, Д. Истон, Дж. Деннис, Ф. Гринстайн, Дж. Торни, Р. Хесс и другие американские политологи стремились построить чисто научное, лишенное субъективизма и идеологической тенденциозности знание о политике.

Одной из наиболее известных политико-психологических концепций этого направления стала теория «политической поддержки», разработанная американскими политологами Д. Истоном и Дж. Деннисом в 60-х гг. в русле общей теории системного анализа политики. Эта концепция базировалась на нескольких фундаментальных допущениях.

Во-первых, она исходила из понимания политики как такой системы, где на «входе» граждане предъявляют властям определенные требования, но одновременно обязуются добровольно подчиняться предложенным им правилам. На «выходе» власти принимают решения, которые граждане будут выполнять. Политологи обнаружили, что и на «входе», и на «выходе» им приходится иметь дело с психологическими реальностями: и готовность граждан оказывать поддержку политикам, и решения самих политиков подчиняются определенным психологическим закономерностям. Соответственно сбои в работе политической системы во многом объясняются этим человеческим фактором, учет которого поможет наладить работу системы.

Личность как таковая теоретиков «политической поддержки» не слишком интересовала. Их задача состояла в поиске источников сбоев в работе политической системы. Но поскольку человек оказался в числе факторов, порождающих стресс системы, надлежало его проанализировать. Найденный Д. Истоном и Дж. Деннисом ответ заключался в том, что стресс(напряжение, ведущее к кризису) системы уменьшается, если граждане принимают предложенные им системой правила игры без сопротивления и добровольно. Это возможно, если требования системы усваиваются ими по мере социализации, с раннего возраста — тогда сами запросы граждан становятся более предсказуемыми и менее разнообразными. Конечно, можно добиться того же эффекта и силой. Но такой путь чреват ростом политической нестабильности и в современных обществах не выгоден экономически.

Во-вторых, источником психологических воззрений Дж. Денниса и Д. Истона является некая смесь психоаналитических и бихевиористских идей. Так, они исходят из того, что политические установки взрослых являются конечным продуктом предыдущего научения и что они, в свою очередь, определяют их поведение. При этом Деннис и Истон исходят из того, что «базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что приобретены позже . В моменты кризисов вероятно возвращение личности к своим базовым представлениям»*. Теоретики «политической поддержки» убеждены также и в том, что совокупность установок и активности граждан оказывает воздействие на правительство и политическую жизнь страны, определяя, прежде всего, ее стабильность.

* Easton D., Dennis J. Children and the Political System. N.Y.: Wiley, 1969. P. 28.

Понятно, что не политика является центром детской психики. Д. Истон и Дж. Деннис высказали плодотворную гипотезу о том, что основой наших более поздних политических убеждений являются общие, (а не собственно политические) установки, корни которых уходят в детство и которые обусловлены типом семьи, опытом взаимодействия с властью отца или учителя. Теоретики «политической поддержки» утверждали, что этот опыт определяет дальнейшее отношение гражданина к власти в государстве. Так, если ребенок вырос в семье с авторитарными родителями, то это может впоследствии сформировать его отношение к главе правительства или президенту, который занимает в сознании личности то место, которое когда-то занимал его отец.

Центральная идея рассматриваемой нами концепции — идея психологической поддержки власти со стороны рядовых граждан — также выводится авторами этой концепции, исходя из психологических оснований. Взрослый человек будет поддерживать политическую систему в том случае, если в детстве его отношение к системе было окрашено позитивно. Детская политическая картина мира, конечно, не совпадает в деталях с вновь приобретенными убеждениями. Но базовые ценности поддержки остаются и проявляются в лояльности к власти, доверии к государству, симпатии к национальному флагу, идентификации со своей страной.

Мы видели, как проявляется политическая поддержка в психологии личности. Но с точки зрения системы такая поддержка является необходимым стабилизирующим ее компонентом. Без нее система разлаживается. При широком хождении негативного образа политики возникают такие ее дисфункции или болезни, как движения протеста, экстремизм, терроризм, апатия и прочие малоприятные явления. Отсюда Истон, Деннис и их единомышленники сделали вывод: если система стремится себя сохранить, она должна предпринимать специальные усилия для того, чтобы с раннего детства новые поколения граждан получали позитивные впечатления от политики. При этом средства такого воспитания должны быть адекватными детскому восприятию: комиксы и мультфильмы, игры и детские книги, где различные представители власти — от полицейского до президента — вводили бы ребенка в устойчивый и «хороший» мир взрослых.

На следующем этапе развития политической психологии исследователи, проверив гипотезу Истона и Денниса, пришли к выводу, что в целом процесс был описан ими верно. Так, в одном из детских садов Нью-Йорка ученые опросили детей пятилетнего возраста. Их интересовало, что они знают о президенте и полицейском («голова» и «хвост» политической системы). Оказалось, что о функциях полицейского дети имеют достаточно подробное представление. С президентом дело обстояло несколько хуже. Один мальчик сказал, что президент (это был Ричард Никсон) похож на его дедушку, другой — что это президент мира и свободы, третий — что президент делает войну. Только последний ответ принадлежал ребенку, который действительно интересовался политикой: его любимой телевизионной программой были «Новости». Политические представления других детей еще не сформировались («Президент как дедушка»), либо дети воспроизводили идеологические клише без их личностного осмысления*.

* New Directions in Political Socialization. Ed. by Schwartz D. N.Y. 1975. P. 232 -236.

Если у американских детей из среднего класса, белых и городских жителей процесс формирования политической поддержки выглядел именно так, как его описали Д. Истон и Дж. Деннис, иначе складываются отношения с властью у других социальных и этнических групп. Так, в одном из неблагополучных районов США (Аппалачи), в котором высок уровень безработицы и имеется масса социальных проблем, политическая картина мира у детей и подростков иная. В отличие от своих более благополучных сверстников подростки 10 — 12 лет этого региона не осознавали себя американцами, не гордились своей страной, т.е. у них не сложилось даже национальной идентификации, не говоря о политической. Надо ли говорить, что фигура полицейского для них не выглядела дружелюбной, а о президенте и политиках они имели весьма смутное представление.

Политическая психология 80 — 90-х гг., используя идеи теоретиков «политической поддержки», развила одни их положения и отказалась от других. Так, те дети, которых изучали Д. Истон и Дж. Деннис, повзрослев, оказались в рядах бунтующего поколения конца 60 — начала 70-х гг. Если эти благополучные дети, получившие, казалось бы, столь хорошую «прививку», очутились потом в рядах хиппи и панков, отказывающихся от политических взглядов своих родителей, то рассуждения по мнению этих теоретиков были не совсем правильными. Сами они полагали, что в крахе их теории виноваты не теоретические модели, а уникальная ситуация того периода, которая привела к перерыву постепенности передачи политических ценностей от одного поколения другому. Следующий виток политической истории вернул все на свои места.

Подвергся критике коллег и другой тезис Д. Истона и Дж. Денниса о том, что нормой является абсолютная лояльность гражданина системе, между тем как критичность приводит к ее дестабилизации. Все попытки найти описанный теоретиками «политической поддержки» идеальный тип человека с условной моралью, — т.е. приверженной общепринятым нормам — высокой степенью доверия к правительству и политической активности, оказались тщетными — подобный тип человека можно назвать скорее исключением, чем нормой, даже в стабильных политических системах, — что же говорить о странах, в которых идет быстрая смена режимов, лидеров и идеологий. Тут гипотезы Дж. Денниса и Д. Истона нуждаются в новой проверке.

Другой разновидностью функционалистской теории была ролевая теория политики, которая объясняла политический процесс (как международный, так и внутренний) с помощью понятия «роли». Появление новой теоретической модели был вызвано самим политическим процессом: 70-е — 80-е гг. стали периодом модернизации политических систем многих стран (как развитых, так и развивающихся); это потребовало мобилизации новых слоев населения, ранее выключенных из политической активности. Необходимость рекрутирования новых членов в политические партии и организации, привлечение их к электоральному процессу потребовало и новых теоретических подходов. Ролевой подход к анализу политики был почерпнут функционалистами из социологии и социальной психологии.

Введение в оборот политической теории психологической категории «роль» оказалось очень плодотворным, но ее функциона-листская трактовка породила определенные возражения.

Во-первых, ряд исследований показал, что роль участника политического процесса не сводится, как это понимают функционалисты, к простой адаптации гражданина к политической системе, пассивному усвоению им имеющихся образцов. Не срабатывают автоматически и нормативные ролевые предписания. Все чаще встречаются политические движения и союзы, которые невозможно было представить ранее: «Генералы за мир» в Европе, мятежные священники — в Латинской Америке или объединение в рамках одного движения предпринимателей и профсоюзов — в России. В таких случаях исполнители политических ролей не вмещаются в предписываемые самими ролями образцы политического поведения.

Во-вторых, практика не подтверждает и другого тезиса ролевой теории политики о том, что эффективное включение человека в роль происходит посредством идентификации личности с системой в целом и с отдельными политическими институтами (прежде всего, с партиями и организациями) в частности. Если раньше партийная принадлежность или поддержка той или иной партии на выборах была семейной традицией на протяжении нескольких поколений, то в последние десятилетия даже в наиболее устойчивых политических системах такая идентификация является скорее исключением из правила.

В работах 80-х — начала 90-х гг. приверженцы ролевой теории политики пошли по пути поиска тех ролевых рамок, за которые исполнитель не должен выходить. Это объяснялось тем, что этап мобилизации закончился и правящие элиты искали инструменты обеспечения политического участия «без эксцессов». Доминирующей идеей стала идея консенсуса, мода на которую докатилась и до российской политики в период правления М.С. Горбачева.

Но новые политические реальности даже в относительно стабильных западных системах, не говоря уж о странах распавшегося Советского Союза, диктовали необходимость не только искать согласие (что абсолютно нереально), сколько учиться сосуществовать с конфликтом и по возможности управлять им. Ролевая теория политики оказалась достаточно эффективной для решения этой задачи. Так, получила распространение идея разрешения международных конфликтов методом «переключения ролей», предложенная Б. Коэном и А. Рапопортом*, согласно которой конфликт в жизни общества неизбежен — надо лишь цивилизовать его, введя определенные правила игры, например — мысленный обмен ролями.

* Rapoport A. Conflict in Man-made Environment. Baltimore, 1974; Cohen B. The political process and Foreign Politics. Princeton, 1957.

Другой пример использования теории ролей применение ее в совокупности с математической теорией игр. Например, мотивы поведения сторон в международном конфликте моделируются по аналогии с такими ролями, как «шофер» и «грабитель машины», «хозяин дома» и «вор-взломщик». С помощью этих моделей американские политические психологи еще совсем недавно просчитывали внешнеполитические ходы в отношении СССР, — естественно, приписывая себе обороняющиеся, а своему оппоненту — агрессивные роли.

Функционалистские модели политики оказали немалое влияние на современное понимание поведения человека в политике. Но они оперировали в основном макрофакторами, их методы исследования и практические рекомендации были непригодны для решения более частных политических задач. Для этого понадобились более психологизированные теории политики, доходящие до отдельного человека. Такой теоретической ориентацией стал политический бихевиоризм. Основная задача этой теории — изучение индивидуального поведения в политике с целью оптимизации управления этим поведением со стороны элиты. Для этой цели использовался широкий спектр собственно психологических методов.

Основная идея классического бихевиоризма напрямую заимствована политической наукой из психологии — это идея непосредственного влияния среды на поведение индивида. Политическое поведение подчиняется старой формуле бихевиористов: S—R (стимул — реакция). Например, желая понять феномен политического отчуждения политические бихевиористы предлагают формулу «простые социальные условия — политическое поведение». Исследователям остается замерить первый и второй показатели и найти корреляцию между ними. При таком подходе значение ситуационных факторов явно превалирует над внутренней активностью индивида.

Радикальные разновидности бихевиоризма используют формулу «стимул — реакция» прежде всего для контроля над поведением индивида или, используя их терминологию, — для «модификации поведения». Ведущий теоретик этого направления, американский психолог Б. Скиннер, формулирует эту мысль с предельной ясностью: «Ошибочно полагать, что проблема заключается в том, как освободить людей. Она состоит в том, чтобы улучшить контроль над ними»*. Аргументы Б. Скиннера послужили «научной» основой, оправдывающей программы насильственного контроля над поведением граждан самыми варварскими средствами, включая генную инженерию, аверсивную терапию и электрошок.

* Skinner В. Beyond Freedom and Dignity. N.Y.: Free Press, 1972. P. 37.

Крайности радикального политического бихевиоризма — как политического, так и методологического свойства — разделяли не многие исследователи. Так, представители школы социального научения смягчили жесткую модель поведения, включив в нее ряд промежуточных переменных (установки, мнения и даже личность в целом). Шагом вперед было и включение в анализ политического поведения его содержательных компонентов -ценностей, которые усваивает индивид в процессе получения жизненного опыта.

Рассмотрим теперь второй — антипозитивистский— тип теоретических моделей совместной политической психологии.

Реакцией на игнорирование политическими бихевиористами и функционалистами внутреннего мира человека было выдвижение на первый план антипозитивистских концепций.В европейской политической психологии этот поворот происходил под влиянием идей феноменологов, экзистенциалистов и представителей других теоретических школ, поставивших под сомнение позитивистские трактовки проблемы личности. В США и Великобритании позитивистские концепции подверглись критике со стороны не столько теоретиков, сколько практиков, нуждавшихся в более эффективных моделях управления поведением человека. Разочаровавшись в методах воздействия непосредственно на поведение, эти специалисты обратились к изучению сознания, предложенных (когнитивизм и гуманистической психологией) и бессознательных структур психики и осуществляемых психоанализом.

Когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура.

В последние два десятилетия акцент в исследованиях был сделан не столько на динамике формирования политического мышления в детском возрасте, сколько на том, чем руководствуется взрослый человек, делая свой политический выбор. Так, английский политический психолог X. Химмельвайт предложила «потребительскую модель», в которой она проводит аналогию между принятием политического решения и решением покупателя о выборе того или иного товара. Избиратель, голосующий за того или иного кандидата, ищет максимального соответствия своих установок с партийными программами или наименьшего несоответствия между ними. Привычка к голосованию за определенную партию сходна с привязанностью к определенному магазину или фирме, а воздействие референтных групп сходно с воздействием образа жизни наших друзей или коллег на наши пристрастия»*.

* Himmelweit H. How Voters Decide? L.: Academic Press, 1981. P. 131.

Работы когнитивистов показали, что в странах со стабильной политической системой, где у избирателей действительно есть привычка голосовать за определенную партию, политическое сознание граждан заполняется определенными «пакетами идей». На уровне индивидуальной психологии идеология, ставшая частью сознания человека, предстает в виде связки идей в одном пакете. Так, установки англичан по вопросам атомного оружия коррелировали с их отношением к национализации общественного транспорта и системы здравоохранения, иммиграции и смертной казни.

Два других английских политических психолога П. Данливи и П. Сондерс использовали «потребительскую модель» для описания нового социального расслоения, которое возникает в современном постиндустриальном обществе по линии не производственных отношений, а потребления товаров и услуг. Политическое сознание англичан, например, определяется сегодня не только и не столько размером их дохода, сколько тем, имеют ли они дом в собственности или арендуют его, имеют ли собственный автомобиль или пользуются городским транспортом, делают ли они покупки в престижных магазинах или на толкучке. Эти субъективные линии не менее важны для политического выбора избирателя, чем их объективная классовая принадлежность или уровень доходов.

Среди антипозитивистких ориентации важное место принадлежит представителям гуманистической психологии, предлагающим учитывать эмоционально-мотивационную сферу личности при анализе политики. Большое влияние на политических психологов данной школы оказали идеи А. Маслоу об иерархии потребностей и ненаправленная психотерапия К. Роджерса. Идеи этих ученых были реакцией на бихевиористскую трактовку личности как пассивного объекта воздействия среды, подчеркивающей самостоятельную ценность активности личности. Движущей силой личностного развития, по их решению выступают потребности.

Политических психологов привлекла возможность проникнуть вглубь личностных механизмов формирования политического сознания и поведения посредством системы потребностей. Они исходили из того, что важнейшим мотивом политического участия являются не простая выгода или политическая сделка, а глубинные потребности личности, образующие основу ее убеждений. Эти базовые потребности служат, в свою очередь, фундаментом собственно политических установок.

Американский политический психолог С. Реншон использовал теорию иерархии потребностей А. Маслоу для исследования проблемы демократии. Он исходил из того, что только та система, которая удовлетворяет базовые потребности человека, может эффективно вовлекать в политическую активность своих граждан и рассчитывать на их поддержку. Одной из таких потребностей, важных для становления демократии, является потребность человека в участии, которая на психологическом уровне выражается в установлении личного контроля над ситуацией. Реншон одним из первых политических психологов предложил включить в исследование политических проблем, в частности демократии, психологические индикаторы*.

* Renshon S. Psychological Needs and Political Behaviour. N.Y.: Free Press, 1974.

Если представители гуманистической психологии и когнитивисты исследовали потребности, эмоции, мотивы, механизмы политического мышления, которые дают индивиду программу рациональных действий, то политический психоанализ основной акцент делает на бессознательных структурах психики. В настоящее время это направление является одним из наиболее распространенных, особенно среди американских исследователей. Задача политического психоанализа — изучение политических структур личности, классификация типов личности и создание психобиографий политических деятелей.

Основой представлений о политическом поведении в этом направлении является учение З. Фрейд а о бессознательном. Личность в целом, и особенно ее стремление к власти, трактуются психоанализом как иррациональные, инстинктивные феномены. В политическую психологию эта школа внесла важную идею о том, что человек является не полностью сознательным существом, и в своем поведении в не малой степени руководствуется инстинктивными импульсами. Последователи З. Фрейд а и Г. Лассвелла утверждают, что подлинные мотивы поступков обычно скрыты благопристойной «упаковкой» — скажем, борьба за справедливость или стремление помочь бедным на поверку могут оказаться продиктованными иными, чисто личными мотивами политика.

В главе 1 мы уже обращались к особенностям психобиографического метода. В данном разделе проиллюстрируем методологию психоанализа в политических исследованиях на примере построения политических типов личности. Г. Лассвелл один из первых политических психоаналитиков, исследовав различные стили политического поведения, высказал гипотезу, что стиль речи, стиль межличностных отношений и другие особенности лидеров связаны с общими личностными характеристиками. Так, он выделил три типа политиков: «агитатор», «администратор» и «теоретик», — и описал конкретных носителей этих типических черт. Вот как выглядит, например, типичный агитатор. Это человек с неистребимой склонностью к публичным выступлениям. Он по убеждениям социалист. Лассвелл объясняет приверженность к данной идеологии у описываемого им политика его чисто семейными обстоятельствами, а конкретнее — завистью, которую он испытывал по отношению к своему брату. Такие чувства обычно тщательно скрываются, поскольку социально неприемлемы, но и в скрытой форме зависть продолжала его мучить, он испытывал чувство вины, которое в дальнейшем трансформировалось в приверженность идеям равенства и братства в их социалистической интерпретации.

Другой пример, приводимый Лассвеллом, — исследование им сторонника антирасового движения в Америке, чьи политические взгляды он связывает с интимным опытом этого политика, которого в юности совратила чернокожая женщина. Конечно, столь прямолинейная интерпретация сегодня выглядит анахронизмом. Однако идея Лассвелла о необходимости поиска неосознаваемых мотивов, питающих политическую деятельность, остается весьма привлекательной.

Политический психоанализ внес вклад и в исследование такой важнейшей проблемы, как проблема авторитарной личности. Еще в 1950 г. Теодор Адорно с соавторами провел исследование личности «фашистского» типа, для анализа которой была предложена специальная шкала F — «шкала фашизма». Интерес к человеку такого склада диктовался опасениями повторения трагедии второй мировой войны.

Объектом исследования стали не реальные фашисты, а обычные белые американцы, относящиеся к среднему классу. Результат исследования оказался неожиданным: оказалось, что среди этих средних американских граждан авторитарный тип встречается довольно часто. Авторитарная личность характеризуется особым набором психологических характеристик, среди которых: стремление подавлять других, нетерпимость, этноцентризм (т.е. представление о превосходстве своей нации над другими) и др. При этом такой человек, подавляя слабых, боится тех, кто сильнее его.

В настоящее время немало исследований посвящено психологии авторитаризма. Многие первоначальные положения политического психоанализа получили развитие — в частности, важнейшее положение, о том, что истоки происхождения авторитаризма следует искать в раннем семейном опыте, структуре семейной власти*.

* Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. М.: Республика, 2001.

Вопросы для обсуждения

1. Перечислите этапы становления западной политической психологии.

2. Как развивалась политическая психология в России?

3. Охарактеризуйте современное состояние политической психологии как науки.

4. Расскажите о ведущих позитивистских школах и направлениях в политической психологии.

5. Какие основные теоретические подходы развиваются в рамках антипозитивистских направлений?

Литература

1. Political Psychology: Contemporary Problems and Issues. Ed. by Hermann M. San Francisco: Jossey-Bass, 1986.

2. Дилигенский Г. Социально-политическая психология. М.: Аспект-пресс, 1994.

3. Политическая наука. Новые направления / Под ред. Клингеманна Х.-Д. и Гудина Р. М.: Вече, 1999. Гл. 3.

4. Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988.

5.Чиж В.Ф. Психология злодея, властелина, фанатика. М.: Республика, 2001.

6. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Medysa, 1993.

7. Эткинд А. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1996.

8. Ковалевский П.И. Психиатрические этюды из истории //Диалог, 1991 — 1993.

школа психоанализа в политологии представлена

школа психоанализа в политологии представлена

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

школа психоанализа в политологии представлена

школа психоанализа в политологии представлена

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник: http://cyberpedia.su/7x3da9.html

Современные политологические школы: основные направления и парадигмы

Англо-американская школа

В качестве исходного основания анализа политики в современной англо-американской политологии выступает политическое поведение, обусловленное побуждающими мотивами. Психологизация политических отношений, т.е. поиск причин политического поведения субъектов в психологических механизмах, устойчивых психологических реакциях, характерных для политической деятельности, – определяющая тенденция развития политической науки в США и Великобритании в первой половине XX в.

Единицей измерения политической реальности служит «политический человек» и его воля властвовать. Это позволяет рассматривать политику зримо, конкретно, открывает возможность вырабатывать эффективные практические средства преодоления конфликтов, деструктивных действий. Доминирующими направлениями в англо-американской политической науке являются бихевиористское, структурно-функциональное и герменевтическое направления, основанные на одноименных подходах. Внутри них сформировались различные парадигмы (совокупность познавательных принципов и приемов отображения реальности, формирующая у исследователя установку на определенное понимание политических явлений и интерпретацию фактов).

Бихевиористское направление. Чикагская школа

Основоположниками бихевиоризма, а следовательно, и поведенческого (бихевиорального) направления в англо-американской политологии принято считать группу ученых Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом (1874–1953), предпринявших в 1930-х гг. попытку вывести формальную структуру политических отношений из «естественной» сущности человека. Развивая бихевиористский подход к изучению политических явлений, Мерриам обосновал необходимость междисциплинарных исследований, широкого использования качественных методов, настаивал на тесной связи политической науки с действительностью.

Дальнейшей разработкой поведенческой доктрины занимались Г. Лассуэлл (1902–1978), ученик и коллега Мерриама, и английский политолог Дж. Кэтлин (1896–1975). В изучении политического поведения и пропаганды Лассуэлл использовал методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии. В 1960-х гг. их сменило «второе поколение» исследователей- бихевиористов, среди которых такие видные теоретики, как Д. Трумэн, Д. Истон, Р. Даль и др. Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политики выводится из природы человека, доступной исследованию научными методами [1] .

Подобно представителям европейской политической философии XVII–XVIII вв., бихевиористы исходят из посылки о «естественном человеке» – автономном субъекте политического процесса, своего рода «политическом атоме», изначально наделенном определенным набором черт и характеристик, вытекающих из его универсальной, внеисторической природы. Эта неизменная и всемогущая человеческая природа, в конечном итоге, определяет всю систему социально-политических отношений любого общества в любой исторический период его развития. Однако в отличие от просветителей, бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной

Гарольд Лассуэлл

природой индивида. В связи с этим задача политической теории состояла в том, чтобы объяснить явления политической жизни исходя из естественных свойств человека, вывести политические феномены из закономерностей естественного жизненного поведения людей.

По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанное отрешение к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого- либо. Человек – «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе всех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, друзьями, коллегами, начальниками и подчиненными и даже в отношении к домашним животным. Эта изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить другого своей воле является, по мнению бихевиористов, исходным пунктом и конечной целью любого политического действия, доминирующим стимулом и формой политической активности человека.

Основные парадигмы бихевиористского подхода

На основе данного методологического подхода развиваются различные пара- дигмы.

Негативное отношение к бихевиоризму было обусловлено его игнорированием социальной обусловленности политики, отказом от моральной оценки политических явлений и проблем, установкой на изучение вечных и неизменных законов человеческой природы, что открывает возможность манипулятивного воздействия на человека, его подсознание.

Источник: http://studme.org/56894/politologiya/sovremennye_politologicheskie_shkoly_osnovnye_napravleniya_paradigmy

«Номотеническая» традиция в компаративистике тяготеет к

^ Значительный вклад для утверждения в политологии методов психоанализа и экспериментальной психологии внесли представители Чикагской школы

1) Ч. Мерриам,2) Г. Лассуэлл,

Идейно-политическое течение правоэкстремистского толка, для которого характерны иррационализм, крайний национализм, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей, носит название «_______»

Идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей, носит название «________»

Идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества, носит название «_______»

^ Идейные направления сравнительных исследований в политологии были созданы

1) К. Марксом,2) М. Вебером,

Идеологами-либертаристами являются

1) Ф. Хайек,2) Дж. Роум, Р. Позик,

^ Идеология как уровень общественного сознания представляет собой

совокупность идей, теорий, ценностей и мировоззренческих установок, ориентированных на действие

Идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах носит название «_______»

Идеология, обосновывающая необходимость признания абсолютного суверенитета человека в любой сфере его жизнедеятельности, как необходимого условия нормального развития общества, носит название «_________»

Идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций, носит название «_______»

Идеология, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций отрицания частной собственности, с позиций коллективизма, носит название «_________»

^ Иеремия Бентам — это

1) автор «принципа полезности», «утилитаризма» в политике,2) автор труда «Конституционных кодекс»,3) родоначальник теории утилитаризма,

Изучение политики посредством конкретных исследований политического поведения в различных общественных и профессиональных группах, его типизации и моделирования предполагает _____ подход

Индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе, реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее образуют ______ политики

^ Индустриальный тип организации общества, по мнению Спенсера, характеризуется

1) неприкосновенностью частной собственности,2) свободой ремесла и торговли,

Институциональный метод _______

предполагает, что в центре исследования должны находиться политические структуры, их свойства и взаимосвязи

Использование государствами пространственных факторов для достижения политических целей изучает _______, являющаяся частью теории международных отношений

Исторический метод исследования политических объектов _____

1) требует изучения политики прошлого и выявления ее связей с настоящим,2) предполагает исследование политической истории для моделирования политического будущего,

^ Источником естественного права, по мнению Г. Гроция, является

Исходный пункт учения Гуго Гроция — это

1) социальные качества людей,2) природа человека,

^ К внутренним функциям политических партий относятся

1) регулирование имущественных и других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии,2) пополнение партийной кассы,

^ К естественным законам Ш.Л. Монтескье относил стремление к

1) миру,2) жизни в обществе,

К методам статистического анализа взаимосвязи признаков относятся анализы

1) факторный,2) корреляционный,

^ К методам теоретического научного исследования относятся

1) мысленный эксперимент, идеализация, формализация,2) восхождение от абстрактного к конкретному,

^ К методам эмпирического научного исследования относятся

1) наблюдение, описание,2) измерение, эксперимент,

К непосредственным агентам политической социализации относятся

1) политические элиты и лидеры,2) группы интересов,

^ К общелогическим методам познания относятся

1) индукция, дедукция, аналогия, моделирование,2) анализ, синтез, абстрагирование,3) сравнение, обобщение,

^ К ортодоксальным формам политического участия относятся

1) голосование,2) контакты с официальными лицами,

К особенностям политических учений Средневековья можно отнести следующие

1) политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов,2) обоснование теологической теории политической власти,

^ К произведениям Ж.-Ж. Руссо относятся

1) «Об общественном договоре или Принципы общественного права»,2) «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми»,

^ К синтетическим типам сравнения относятся

1) мифологический,2) интегральный,

К теоретикам, рассматривающим конфликт как ведущий источник политики, относятся

1) А. Токвиль,2) Г. Зиммель,

^ К характерным чертам политической мысли эпохи Возрождения и Просвещения относятся

1) анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни,2) развитие гуманистических начал в политической теории,

^ К. Маркс и Ф. Энгельс понимали под «реальным базисом»

К.Д. Кавелин — ________

1) считал, что Россия шла тем же историческим путем, что и Запад, но отставала от него и поэтому должна прибегать к заимствованию достижений цивилизации,2) является одним из основателей школы государственников,

^ Как и любая система, политическая система обладает следующими признаками

1) носит открытый характер, т.е. подвержена воздействиям, идущим из внешней среды,2) характеризуется такими свойствами, как стремление к адаптации и интеграции,

Как политическое течение анархизм сложился в _______

40-х — 70-х гг. XIX в. Западной Европе

^ Как системообразующий признак государства Гоббс выделяет

1) договор,2) политическую власть,

Категория «власть» имеет ряд родственных понятий:

1) господство,2) авторитет,3) влияние,

^ Классическая теория политической социализации представляет социализацию как

процесс обучение человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики

^ Классический марксизм является теоретическим источником для следующий идеологических направлений

1) социал-реформистской,2) коммунистической,

^ Ключевыми понятиями марксизма являются

1) «классовая борьба», «социалистическая революция»,2) «диктатура пролетариата», «коммунизм»,

Компаративная политика — учение, которое

связывает структуры и процессы, происходящие в двух или более политических контекстах

Комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений называется

^ Консервативная идеология опирается на такие понятия, как

1) «традиция», «власть»,2) «порядок», «дисциплина»,

Конт одним из первых пытался ответить на следующие вопросы

1) как и почему возможна общественная солидарность?,2) почему люди могут жить в согласии друг с другом?,

Контент-анализ как метод изучения политической информации ______

1) опирается на широкое применение компьютерных технологий,2) характеризуется формализованностью, систематизированностью,

^ Конфликтный тип политической социализации характеризуется

1) борьбой между различными группировками общества,2) политическими действиями в соответствии с лозунгом «кто на с нами, тот против нас»,

Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ________ подхода к пониманию элиты

Концептуальные подходы к проблемы элитизма и основные представители данных направлений

психологический >>>> З. Фрейд, Э. Фромм,цивилизационный >>>> Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, Л.Н. Гумилев, А. Тойнби,технократический >>>> Т. Веблен, Дж. Бернхэм, Д. Белл,

Концепции, в соответствии с которыми власть понимается как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого, образуют группу ______ теорий власти

Концепция общественного устройства, основанного на принципах равенства и справедливости, носит название «_______»

Концепция плюрализма элит содержит следующие положения

1) элита неоднородна, а состоит из нескольких элитарных групп; влияние каждой из них ограничивается четко определенной областью деятельности,2) деление на элиту и массу носит условный характер; элиты «открыты» для включения в свои ряды наиболее активных, способных и результативных представителей рядовых граждан,

^ Концепция развития общества как процесса постепенного объединения различных мелких групп в более крупные и сложные («агрегаты») была сформулирована

Любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей, определяется как «политический _______»

М. Дюверже считает, что политический режим это, прежде всего, — ________

способ управления обществом

М.А. Бакунин является одним из теоретиков и основателей

1) ультрареволюционного социализма,2) коллективистского анархизма,

^ М.М. Ковалевский отмечает, что значение сравнительного метода состоит в

1) научном объяснении уже имеющихся фактов,2) переходе от описательного метода к объяснительному,

^ М.М. Ковалевский различает следующие способы сравнений

1) поверхностное сопоставление,2) строгое научное исследование,

Макиавелли впервые в истории политической мысли

говорил о социальной психологии как о значительном факторе политики

^ Макиавелли является автором следующих работ

1) «Государь»,2) «История Флоренции»,3) «О военном искусстве»,

Макс Вебер видел основные причины политической динамики в _______

деятельности харизматического лидера

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима, ______

1) является автором следующих сочинений: «О государстве», «О законах» и «Об обязанностях»,2) был первым, кто ввел в научный обиход юридические понятия гражданина как субъекта права и государства как правового общения,

^ Марксизм — политическое учение, включающее в себя

1) теорию революционной борьбы рабочего класса,2) учение о построении коммунистического общества,3) учение о законах развития природы и общества,

^ Между социал-реформистской и коммунистической идеологиями можно выделить следующие различия

1) путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты — в революции,2) социал-реформизм постепенно «трансформирует» капитализм, коммунизм — полностью порывает с капитализмом, отрицая его,

Метод сбора первичной политической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий , в которых они имели место, носит название «_______»

Методы сбора и анализа информации, заимствованные политологией из естественных наук, кибернетики и социологии, составляют группу ______ методов

Методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, отражающих различные состояния объекта, определяются как методы

Многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом, определяется понятием «_______»

Морфологический и субстанциональный типы сравнения _____

1) относятся к категории аналитико-системных,2) строятся на использовании базовых характеристик системы: ее состав и структура,

^ Мотивационный блок политического менталитета включает в себя:

1) ценности,2) мнения,

На выявление заимствований через имитацию, симуляцию т.п. направлен тип сравнения

На выявление социальной обусловленности политики, влияния на нее экономики, культуры, идеологии и социальной структуры ориентирован ______ метод

На мировоззренческом уровне политической культуры ______

индивид встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия

^ На основе ситуационной концепции, ряд ученых (Э. Фромм, Д. Рисман)пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет

1) лидер, не задумывающийся о нравственной значимости своих действий,2) беспринципный человек, ориентирующийся исключительно на политическую конъюнктуру,

Наблюдение, предназначенное для фиксации актов традиционного (обычного, привычного) и открытого (нескрываемого от других) поведения называют _____ наблюдением

Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на

демократические, авторитарные и тоталитарные режимы

Наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей носит название «______»

^ Некоторые концепции демократии и их создатели

плебисцитарная >>>> М. Вебер,партиципаторная >>>> Б. Барбер,плюралистическая >>>> Р. Даль,экономическая >>>> Даунс,

^ Некоторые концепции происхождения групп интересов

теории социального порядка и конфликта >>>> группа интересов — результат солидарности людей со схожими интересами и убеждениями. Взаимодействуя друг с другом, указанные группы вынуждены периодически обращаться к институтам власти для решения возникающих конфликтов,теории непредвиденных последствий >>>> основу заинтересованных групп составляют индивиды, считающие, что достижение экономических, социальных и политических благ невозможно без организации коллективных усилий,теория обмена >>>> связывает возникновение групп интересов с деятельностью отдельных организаторов, которые стремятся взамен своих затрат и активности получить должность в административном аппарате создаваемой организации,теория ангажированности >>>> группа интересов — есть результат деятельности эгоистических индивидов, связывающих достижение своих целей с достижением политических группы,

^ Некоторые разновидности националистических идеологий

либеральный национализм >>>> Вид идеологии, при котором на законодательном уровне реализуются культурный плюрализм, паритет культур и сохранение гражданских прав личности, культуру толерантности и отсутствие враждебного восприятия других наций,гражданский национализм >>>> вид идеологии, при котором националисты стремятся к самостоятельности от имени нации, понимаемой как территориальное сообщество,ирредентистский национализм >>>> вид идеологии, при котором националисты выступают за присоединение к государству политических субъектов другого государства, на территории которого проживают жители той же этнической группы,этнический национализм >>>> вид идеологии, при котором националисты добиваются самостоятельности от имени этнической нации,

^ Некоторые теоретические методы, использующиеся в современной политологии

системный >>>> применяется при исследовании сложных многоуровневых объектов, сам объект рассматривается как целостность, формируемая взаимодействием элементов и находящаяся в многообразных связях с внешней средой,структурно-функциональный >>>> состоит в рассмотрении внутренней структуры системы с позиции функционального назначения каждого ее элемента,антропологический >>>> исходит в объяснении политики из природы и универсальности родовых качеств человека,

^ Некоторые теории элит и соответствующие им концептуальные подходы

леволиберальная концепция (Ч.Р. Миллс) >>>> институциональный,теория плюрализма элит (А. Роуз) >>>> функциональный,теория управленческой революции (Джеймс Бернхем) >>>> экономический,

^ Немецкий политолог М. Хёттих в содержание политических процессов включает

1) выработку и принятие решений, формирование политического большинства и возникновение консенсуса (согласия) в обществе,2) различные типы отношений между управляющими и управляемыми, трансформации политического порядка,

^ Немецкий философ, основатель научного коммунизма, разработавший основы диалектического и исторического материализма, — это

Неоконсерватизм (направление консервативной мысли с 70-х годов ХХ в.; мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее) можно охарактеризовать следующими положениями

1) поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно, необходимо сосредоточиться на достижении свободы,2) государство должно быть сильным, но не ущемлять личные права и свободы граждан,

Нестабильный политический процесс ______

1) обычно возникает в условиях кризиса власти,2) отражает неспособность режима отреагировать на новые потребности общества или его основных групп адекватным образом,

Нормативная трактовка политики _____

1) отражает влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей,2) предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать,

Нормативные, экономические, стратификационные и правовые определения политики в группу _______ трактовок последней

Нормы — это _______

правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми

^ Области исследований в послевоенный период в зарубежной политологии

политические системы >>>> Т. Парсонс, Д. Истон, К. Дойч,политическая культура >>>> Г. Алмонд,политические режимы >>>> Х. Арендт, К. Фридрих, З. Бжезинский,партии и партийные системы >>>> М. Дюверже, Дж. Сартори,конфликт и консенсус в политике >>>> Р. Дарендорф, С. Липсет,

^ Общей тенденцией развития современных политических партий является

размывание моносредных партий и превращение их либо в универсальные, либо в более узкие, корпоративные

^ Общество, согласно Т. Мору, является результатом

Общие парадигмы политической мысли

теологическая >>>> базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в божественной воле,натуралистическая >>>> ориентирована на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими, биологическими врожденными психическими факторами,социальная >>>> истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры,рационально-критическая >>>> ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие,

^ Общие признаки государства

1) суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории,2) право на взимание налогов и сборов с населения,

^ Объект политологии как науки — это

политическая жизнь общества

Объяснение природы лидерства, с точки зрения теории черт, факторно-аналитической концепции и ситуационной теории

теория черт (Э. Богардус) >>>> выдающиеся качества личности — острый ум, твердая воля, энергия, незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям, компетентность, готовность брать на себя ответственность,факторно-аналитическая концепция теории черт >>>> индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей,ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон, Ф. Фидлер) >>>> не отрицая важную роль индивидуальных качеств личности, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств,

Обычно выделяют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и _______

Один из структурных элементов политической культуры, представляющий собой упрощенное, схематическое, деформированное и ценностно-ориентированное представление о политических объектах, носит название политический _______

^ Одним из первых сравнительный анализ политический культур осуществил

Определения «власти» в политологической теории

силовое >>>> власть — это господство и принуждение к повиновению,телеологическое >>>> власть — это достижение определенных целей,инструменталистское >>>> власть — это способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей,конфликтное >>>> власть — это к позиция господства, связанная со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей,

^ Организационная функция политической элиты заключена в следующих направлениях деятельности

1) создание действенного механизма воплощения в жизнь политических замыслов,2) создание и коррекция институтов политической системы; назначение кадрового аппарата органов управления,

Организация, выражающая политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящая из их наиболее активных представителей и руководимая ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе, носит название «________»

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-190266.html?page=2

Кабинет психоанализа RSI

школа психоанализа в политологии представлена

Школа Психоанализа Фрейда-Лакана представляет собой независимое сообщество единомышленников, работающих в поле психоанализа. Это сообщество формировалось долгие годы вокруг чтения семинаров Лакана при Музее Сновидений Фрейда. Целью Школы является создание условий и возможности для психоаналитической работы, не ограниченной институциями и коммерческими интересами. Именно поэтому для нас вдвойне важен существующий опыт создания институций, в которых отношения построены на желании и инициативе каждого участника, а не привычной для организаций иерархии.

Школа Психоанализа Фрейда-Лакана существует на принципах самоорганизации, создания и поддержания множественности связей между людьми и идеями. Деятельность Школы строится на разделении ответственности — каждый участник в силу своего желания и возможностей ведет работу в определенном направлении. Об истории Школы Психоанализа Фрейда-Лакана, Манифесте Школы и основных Принципах ее функционирования, а также о журнале Лаканалия можно прочитать в этом разделе.

Школа психоанализа Фрейда-Лакана является независимым сообществом психоаналитиков. Целью Школы является создание условий и возможности для психоаналитической работы, не ограниченной институциями и коммерческими интересами.

Школа функционирует по принципам самоорганизации, создания и поддержания множественности связей между людьми и идеями, подразумевающих не иерархию, но отношения, построенные на желании и инициативе.

Школа проводит работу в следующих направлениях:

«Тан Жен», пятница, 13 октября 2011 года:

История психоанализа предстает историей сопротивления тем сферам знания, в основе которых лежит забвение субъекта: позитивистской научности во времена Фрейда, эго-психологии во времена Лакана, аппарату государственной психологии и насилию масс медиа сегодня, в начале XXI века.

Те из наук, что имеют смелость причислять себя к естественным, пытаются отбросить психоанализ как то, что не соответствует критериям верифицируемости.

школа психоанализа в политологии представлена

Европейская Федерация Психоанализа. Музей Сновидений Фрейда. Школа Психоанализа Фрейда—Лакана. Санкт-Петербургская Психиатрическая Больница №1 им. П. П. Кащенко. Восточно-Европейский Институт Психоанализа. Кабинет Психоанализа RSI.

Программа конференции «Новые психоаналитические подходы в работе с психозами»

26 июня: Начало мероприятия в 17.30 в Музее сновидений Фрейда, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, Большой проспект Петроградской стороны, 18А.

С 25 по 29 мая в Восточно-Европейском Институте Психоанализа состоится третья часть курса по детскому психоанализу Субъект Дольто.

Автор курса — Айтен Юран (опыт практической работы с детьми около пятнадцати лет). Курс основан на теоретических концепциях З. Фрейда, Ж. Лакана и известного детского психоаналитика Ф. Дольто.

Наследие Ф. Дольто дает очень сильные ориентиры в клинической работе с детьми. В то же время, можно сказать, что.

С 1 по 6 июня состоится третья часть лакановского курса, которая также предстает вполне самостоятельной частью и посвящена клиническим аспектам. Предстоит подробный разбор клиники истерии, невроза навязчивости, меланхолии, фобии, и попытка прояснения одной из наиболее загадочных позиций — перверсивной позиции субъекта.

Ведущие — Виктор Мазин и Айтен Юран.
Часть III. 1-6 июня. 11:00–14:00 / 15:00–18:00
1 июня

1. Невроз, психоз, перверсия.

школа психоанализа в политологии представлена

С 27 по 31 октября Школа Психоанализа Фрейда-Лакана и Музей сновидений Фрейда приглашает на курс лекций Лоренцо Кьезы. Курс представляет собой комментарий к одному из интереснейших и сложнейших семинаров Лакана «Еще», а также приурочен к выходу книги Л.Кьезы The not-two: Logic, Love, God in Lacan.

Лоренцо Кьеза — профессор Кентского университета в Великобритании, приглашенный профессор Института философии при научно-исследовательском центре словенской академии.

С 9 по 14 июня состоится третья часть лакановского курса, которая также предстает вполне самостоятельной частью и посвящена клиническим аспектам. Предстоит подробный разбор клиники истерии, невроза навязчивости, меланхолии, фобии, и попытка прояснения одной из наиболее загадочных позиций — перверсивной позиции субъекта.

Источник: http://www.psychanalyse.su/school.html

Основные парадигмы политологии

Понятие основных парадигм политологии (теологическая, натуралистическая, биополитическая, социальная, культурологическая и рационально-критическая). Национальные политологические школы и их специфика (американская, английская, немецкая и французская).

РубрикаПолитология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления23.05.2013
Размер файла29,6 K

школа психоанализа в политологии представлена

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат по дисциплине «Политология»

На тему «Основные парадигмы политологии»

студентка 4-го курса

Основные парадигмы политологии

Национальные политологические школы

В современный язык понятие «политика» пришло из древнегреческого языка и традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями и государствами.

Политика представляет собой многообразный мир общественных отношений, человеческой деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и разнообразных связей между людьми по поводу власти и по конкретным вопросам управления обществом. Для обозначения границ мира политики, ее истоков и составных частей (компонентов) используется понятие «политическая сфера жизни общества».

Политическая сфера — особая сфера деятельности общества, в которой лежат истоки политической деятельности людей во всем ее многообразии и развитии, реализуются политические интересы классов, других социальных слоев и групп, наций, народностей, отдельных людей в форме политических отношений, действий и поступков (поведения).

Основная функция политики — интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и политической стабильности посредством нахождения баланса интересов различных сил.

Совокупность знаний о политике представлена в политических науках. Политология — это наука о политической власти и управлении, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических институтов и систем, политического поведения и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях. Это единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом.

Для обобщенной характеристики специфических подходов к анализу и объяснению политики используется понятие парадигмы. Понятие «парадигмы» введено в науковедение американским историком науки Т. Куном в 1960-е годы. С его точки зрения, парадигма как бы задает направленность исследованию политики, в русле которой исследователь, опираясь на традиции, политические теории и идеи, осуществляет решение конкретной проблемы.

Логическая модель развития научного познания политики, по Куну, представляет собой процесс последовательной смены парадигм: накопление фактов, противоречащих принятой парадигме, выдвижение новых конкурирующих теорий, победа и превращение одной из них в новую парадигму. Можно сказать, что история политологии — это история постоянного обновления и обогащения парадигм.

Основные парадигмы политологии

Парадигма — это специальная логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности. Или: парадигма — система взглядов, определенная теория с помощью которой можно постигнуть (объяснить) определенные явления. А поскольку теорий и систем взглядов много, то по отношению к политической науке существует несколько основных подходов. В основе различий парадигм находятся попытки объяснить политику или через сверхъестественные начала, природные факторы, общественные факторы или собственно политические, внутриполитические факторы.

Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном истолковании источника и происхождения государственной власти, божественного объяснения природы политики власти. Ее сторонники видят истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.). Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений, когда божественным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рас­сматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Такое объяснение природы политики вряд ли можно назвать научным. Однако не стоит забывать, что такая интерпретация политических явлений существовала несколько веков.

Натуралистическая парадигма объясняет особенности политики преимущественно внесоциальными факторами — географической средой, климатическими условиями, биологическими и расовыми особенностями. Данный подход сформировался в древности. Например, Аристотель считал частную собственность явлением природным. В XVII-XVIII веках натурализм превратился в один из ведущих принципов европейской просветительской мысли. Сторонники этой концепции стремились распространить на общественную жизнь законы, установленные в физических науках. Так возникает идея тождества макро — микрокосма (древние греки), рассмотрение общества как биологического организма (аль-Фараби). В XIX веке эти идеи получили дальнейшее распространение. Так, П.Ф. Лилиенфельд, немецкий мыслитель конца XIX века, исходил из постулата единства естественного и социального миров, утверждая, например, что экономическая жизнь — это физиология общества, система правовых институтов — морфология, правительство — нервная система и т.д. В политологии натурализм получил воплощение в геополитике, биополитике и психологизаторских концепциях.

Основателем геополитики принято считать французского мыслителя Ж. Бодена, сформировавшего концепцию влияния климата на поведение людей. Впоследствии эта концепция была развита французским мыслителем Монтескье. В работе «О духе законов» были оформлены основные принципы геополитики. Согласно Монтескье, географическая среда, в особенности климат определяют дух народа, форму государственного устройства и характер общественного устройства.

В современных политических концепциях геополитические взгляды находят свое продолжение. Работа «Географический стержень истории» профессора Оксфордского университета Дж. Маккиндера легла в основу большинства геополитических концепций XX века. С точки зрения Маккиндера, для современного анализа международного положения государства и практической внешней политики важнейшее значение имеет географический детерминизм, размещение «политических сил» в конкретной географической среде. Маккиндер разделил мир на сухопутный и морской, при этом постулируя, что государства, не имеющие выхода к морю существенно отстают в развитии. Сегодня учет геополитических факторов является неотъемлемой частью формирования политического курса любого государства.

Биополитическая парадигма. Теоретической базой данных представлений являются доктрины раннего позитивизма, согласно которым цель любой науки — это описание непосредственного наблюдаемого. Соответственно в политической науке предметом непосредственного наблюдения выступает поведение индивидов, общественных групп и т.д. Объяснение поведения сводилось к однозначно жесткой схеме: стимул — организм — реакция. Таким образом, биологические свойства организма, а именно пол, возраст, врожденные качества человека, согласно этой концепции, могут служить основанием объяснения политического поведения. При этом не признавалось существенным влияние других факторов, опосредующих реакцию и поведение человека.

На этих принципах сформировался бихевиоризм (наука о поведении) — одно из ведущих направлений американской политологии начала ХХ века. Его основоположниками считаются американские политики Мерриам и Лассуэлл, сформировавшие чикагскую школу политической науки. «Единицей» политического исследования было признано наблюдаемое поведение индивидов и групп в различных политических ситуациях. Использование бихевиористских методик предполагает, что благодаря точности описания политического поведения с помощью количественных методик политология уподобится по точности и доказательности естественным наукам. Основными принципами являются следующие: обнаружения сходства и различия в политическом поведении различных групп и индивидов, на основании чего делаются определенные прогнозы. По мнению бихевиористов, определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанное стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. «Человек — властолюбивое животное». Стремление к власти лежит во всех без исключения формах жизнедеятельности человека: в отношениях между супругами, родителями и детьми, начальниками и подчиненными и т.д. Эта же страсть лежит в основе любого политического действия.

В настоящее время идеи биополитики находят воплощение в феминистских теориях, исследующих особенности политического поведения женщин, а именно влияние пола, возраста, темперамента на область политики и других учениях.

В 50-60 годы появляется сходное с биополитическим — психологизаторское направление. Здесь предметом абсолютизации выступают психологические качества человека. Представители данного направления исходят из необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют их участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и воспитания. Таким образом, в рамках данной концепции, политическое поведение пытались объяснить исключительно психологическими качествами индивида или социальной группы. С этой целью были предприняты попытки применить в политологических исследованиях методы, заимствованные из экспериментальной психологии и психоанализа.

Проблема власти в широком смысле выступает в психоанализе как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием. Так, известный американский психоаналитик — политолог К. Хорни считала главной движущей силой политической деятельности состояние страха, порождаемого в человеке враждебной социальной средой. Суть политической деятельности составляет, согласно К. Хорни, стремление избежать ситуаций, внушающих страх. Она выделяет «четыре великих невроза современности»: «невроз привязанности» (жажда любви и одобрения любой ценой), «невроз власти» (погоня за престижем и обладанием), «невроз покорности» (склонность к конформизму) и «невроз изоляции» (бегство от общества).

Данный подход, к примеру, нашел реализацию в концепции власти Б. Рассела. В раскрытии механизма влияния власти на индивидуумов особенно четко прослеживаются такие психологические элементы поведения, как страх, отчаяние, коллективная истерия. Именно эти свойства личности используют политические лидеры для утверждения своей власти. Поэтому важнейшим условием сохранения демократии и недопущения диктаторского режима являются создание благоприятных для полноценного развития личности условий и устранение таких, которые порождают социальное возбуждение, пессимизм. Таким образом, данный подход расширяет спектр скрытых мотивов политического поведения.

Социальная парадигма объединяет разнообразные теории, которые объясняют природу политики посредством социальных факторов, прежде всего определяющей ролью той или иной сферы общественной жизни. Этих позиций, например, придерживается марксизм, согласно которому политика детерминируется экономическими отношениями.

В западной политологии распространена концепция права, согласно которой право рассматривается в качестве порождающей причины политики, определяющей ее содержание и направленность. Сторонники данной концепции считают, что право, а не политическая деятельность обеспечивает социально-политический компромисс в обществе.

Одной из разновидностей социальной парадигмы является культурологическая парадигма. В рамках данной концепции содержание политики ставится в зависимость от ценностных установок общества, групп или субъектов, то есть пытается объяснить политические феномены, апеллируя к культуре человеческой цивилизации. Каковы культурные традиции, такова и природа политической власти в обществе. Культура протестантизма способствовала развитию в западных странах этики индивидуализма и морали успеха, что привело к осознанию особой значимости либеральных прав и свобод. Клановая солидарность в странах АТР стала фундаментом коллективистской политической культуры. В качестве политических ценностей, определяющих характер поведения людей, выделяют идеологические, в основе которых лежит нравственная убежденность индивидуумов в ценности того или иного общественно-политического строя, персональные, связанные с верой индивидуумов в личные качества лидеров. Выбор тех или иных ценностей, а, следовательно, и форм политического поведения, определяется социокультурными характеристиками человека. Например, в качестве ценностей могут выступать доминирующие в обществе представления о политическом лидере, верой в его личные качества (культ Сталина). На сегодняшний день достаточно распространены представления, согласно которым именно демократический политический строй и провозглашенные им принципы являются главной гуманистической политической ценностью.

Рационально-критическая парадигма. Рационально-критическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т.п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами.

Политика — это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам (эпоха не важна). Именно политика движет миром, а не что-то другое. Это более приземленная интерпретация политики. Природу политики объясняют не внешними, а внутренними факторами, свойствами, элементами.

Сущность политики находят в ней самой и объясняют через теории конфликта и консенсуса, элитарные концепции и др.

Национальные политологические школы

Ведущая роль в современной зарубежной политологии принадлежит американской школе (Г. Алмонд, З. Бжезинский, С. Верба, Р. Даль, Д. Истон, С. Липсет, С. Хантингтон и др.).

Центральное место в политических исследованиях занимают проблемы политической власти. Большое внимание уделяется, прежде всего, анализу конституционных основ и принципов политической власти (через деятельность Конгресса, института президентства, административно-управленческого аппарата и т.п.), изучению механизма политической власти и политического поведения (через функционирование общественного мнения, поведение электората, деятельности политических партий и т.п.). Относительно недавно стали развиваться такие направления, как теория политического управления, международная политика, политическая модернизация, сравнительная политология.

Английская школа политологии формировалась под сильным воздействием американской школы.

Современные политические исследования имеют экономическую, социологическую, социально-политическую направленность. Изучаются английская политическая система, избирательная система, механизм политического давления на правительство и парламент со стороны групп интересов, психология электорального поведения и т. д. В центре внимания находятся теории согласия, конфликта, плюралистической демократии.

Спецификой немецкой школы политологии (Т. Адорно, Х. Арендт, Р. Дарендорф, К. Поппер, Э. Фромм, Ю. Хабермас и др.) является сочетание теоретико-философского характера исследований с политико-социологическими данными.

Основными научными направлениями являются философия политики, теории конфликтов, политических систем, сравнительное и историческое изучение типов политического господства и их идеологического оформления, природы, истоков и форм тоталитаризма, социология политических институтов, политического поведения, анализ общественного мнения и роли СМИ в политике.

Становление французской школы политологии (М. Бонгран, П. Бурдье, Ф. Буррико, Д. Давид, Л. Сэв, М. Фуко) происходило после Второй мировой войны. Ее особенностью является акцент на теоретических, государствоведческих аспектах политических процессов в рамках конституционного права. Французские политологи изучают сущность власти, исследуют классы, политические партии и движения, политическую социализацию различных групп, политические кризисы, развивают прикладные отрасли политологии (технологии политики и политический маркетинг).

парадигма политология национальная политологическая школа

Итак, политология, как и другие социальные науки, относится к разряду полипарадигматических дисциплин, т. е. допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики, которые поддерживают соответствующие группы и школы.

Рассмотренные основные подходы к описанию и сущности политики показывают сложность и многоплановость мира политической жизни. Современное развитие общества характеризуется все более усиливающейся взаимозависимостью политического, экономического, правового, культурного и других сфер, что показывает: в рамках одной парадигмы невозможно в полной мере объяснить мир политической жизни.

Список использованной литературы

Основы политологии. Учебное пособие. В.Ю. Балабушевич, канд. филос. наук, доц.; А.В. Пепеляев, канд. филос. наук, доц.; А.Ю. Дергачев, канд.ист. наук, доц; В.В. Балахнин. Новосибирск 2012

Политология: учебник для вузов / под ред. С.В. Решетникова. — Минск: Тетра Системс, 2005. — 447 с.

Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию, АСПЕКТ ПРЕСС Москва, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Природа, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики как предмет политологии. Ее парадигмы: теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая. Система категорий, методы и функции политологии.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 24.04.2009

Методы и категории политологии, ее основные парадигмы: теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая. Определение политики с позиции государственной деятельности. Политика и право как механизмы регуляции общественной жизни.

презентация [255,6 K], добавлен 16.10.2012

Политология и ее роль в обществе. Сущность и главные задачи политики, основные формы политики и парадигмами политологии. Каковы типы государства и в чем их плюсы и минусы. Кто становится политическим лидером. Как складываются международные отношения.

презентация [957,7 K], добавлен 18.03.2014

Подходы к определению термина «политика», возникновение и развитие политической науки. Политические закономерности, предмет, методы и функции политологии. Основные парадигмы и школы политологии. Политология в системе профессиональной подготовки инженера.

реферат [31,8 K], добавлен 12.02.2010

Предмет политологии. Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. Задачи политологии. Приемы и методы анализа, используемые в политологии: институциональный, сравнительный, исторический, социологический, нормативно-ценностный подходы.

реферат [7,8 K], добавлен 26.09.2002

Характеристика и анализ основных функций политологии: гносеологическая, мировоззренческая. Политика как совокупность общественных отношений по поводу политической власти. Знакомство с методами исследования в политологии: традиционные, современные.

реферат [47,9 K], добавлен 31.01.2013

Особенности развития политологии как науки, отношение к политике как к «теперешней истории», специфика развития политологии в России и в мире. Предмет и основные методы политической науки. Природа политических знаний и важнейшие функции политологии.

реферат [28,5 K], добавлен 15.05.2010

Понятие политологии как науки, ее сущность и особенности, основные цели и задачи, функции и значение в современном обществе. История развития политических теорий и учений, известные школы и деятели в области политологии, методология ее изучения.

контрольная работа [404,9 K], добавлен 06.05.2009

История, объект и предмет политологии, основные факторы ее появления. Система категорий, закономерностей и методов политологии. Функции политологии: методологическая, объяснительная, теоретическая, идеологическая, инструментальная и мировоззренческая.

презентация [676,1 K], добавлен 15.10.2014

Изучение объекта и предмета политологии — науки о государственно-организованном обществе, как о функционирующей и развивающейся политической системе. Особенности политологии в системе социально-гуманитарного знания. Методы исследования и основные функции.

реферат [31,1 K], добавлен 11.10.2010

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/political/00262602_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *