Гуманистическая психология — гуманистическая психология это
21.05.2019В возникшее течение оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.
Гуманистическая психология
В Америке к 50-м годам 20 века доминировали две школы: бихевиоризм и фрейдовский психоанализ. Некоторые психологи, такие, как Гордон Олпорт, Генри Мюррей, Джордж Келли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй, считали, что существующие школы исключают из своего рассмотрения такие истинно человеческие ценности как выбор, любовь, человеческий потенциал, творчество. Они учредили новую идеологическую школу, которую назвали «гуманистическая психология».
Гуманистическая психология — это направление в западной психологии, признающее личность как целостную уникальную систему, «открытую возможность» самоактуализации. Одной из целей гуманистической психологии является восстановление аутентичности личности, т.е. соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе. Средством такого восстановления считается самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Гуманистическая психология сформировалась как течение в 60-х годах 20 века, и противопоставляет себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму.
В возникшее течение оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.
Основные положения гуманистической психологии, которых придерживается каждый гуманистический психолог:
- человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
- человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
- человек — это активное, интенциональное, творческое существо.
Гуманистическая мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории личности, повлияла на организацию управления и образования, систему консультирования. Гуманистические психологи расширили предметную сферу психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка.
Поиск по ключевым словам
Психологический центр
«Сэлф — Семейный психолог»
Источник: http://fpsy.ru/article/psychology/gumanisticheskaya_psihologia/
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ
В книжной версии
Том 8. Москва, 2007, стр. 150
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУМАНИСТИ́ЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ, направление психологии, поставившее своей целью изучение человека в его высших проявлениях, таких как развитие и самореализация личности, её ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, глубинное общение, трансценденция и т. п. Сформировалась в США к нач. 1960-х гг., получив назв. «третьей силы» в амер. психологии в связи с тем, что её представители противопоставляли себя как бихевиоризму , рассматривавшему человеческое поведение по аналогии с поведением животных и как полностью зависящее от внешних стимулов, так и психоанализу , подвергнутому критике за преувеличение роли неосознаваемых влечений и комплексов в жизни человека. С 1961 издаётся «Журнал гуманистической психологии» («Journal of Humanistic Psychology»), в 1962 организована Амер. ассоциация Г. п., в 1970 состоялся 1-й Междунар. конгресс гуманистич. психологии.
Источник: http://bigenc.ru/psychology/text/1935483
Гуманистическая психология: идеи, актуальные методики, основные сторонники
Гуманистическая психология – общепризнанное направление, которое позиционирует главным своим объектом не просто личность, а автономную и неповторимую систему в целом. Она (эта личность, человек в широком смысле понимания) не представляет данность, а лишь предпосылки для развития и самоактуализации. И как пройдёт это развитие зависит только от воли самого индивида и его окружения.
Гуманистическая психология: общие сведения
Как отдельное течение, гуманистический подход в психологии заявил о себе в середине двадцатого века, как альтернатива бихевиаризму и психоанализу. К основателям гуманистической психологии относят Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, а к метрам — Гордона Олпорна, Ролло Мэй и ещё многих знаменитых деятелей. Кстати, под редакцией последнего вышла знаменитая книга-манифест «Экзестенциальная психология» (1959 году), которая является основополагающим сборником течения.
Предметами анализа, при этом, признаются не только упомянутая самоактуализация, творчество, ответственность, автономия, но и высшие ценности, любовь, нравственность, мораль. Психология и психика человека и его переживания, по мнению сторонников направления, не может быть оценено по принципу, которые используют естественные науки.
Поэтому было сформулировано пять основных идей гуманистической психологии:
- человек как целостность намного более значим, чем сумма его частей; таким образом, человек разумный не может быть объяснён путем объяснения частей его деятельности и функционирования;
- бытие личности всегда связано со взаимодействиями с другими личностями, то есть человек не может быть объяснён без учёта межличностного опыта;
- человек осознаёт, объясняет и анализирует себя всегда, поэтому не может быть истолкован психологией без учёта своего многоступенчатого осознания;
- у человека всегда есть выбор, поэтому нельзя рассматривать его вне собственного процесса: активного или умышленно пассивного, ибо он творит личный опыт;
- личность всегда обращена в будущее (она интенциальна), то есть имеет цель или мечту, ценностные ориентиры и смысл существования.
Также одной из самых популярных и актуальных разработок в сфере гуманистической психологии до сих пор является модель иерархии мотивации, изобретённая Абрахамом Маслоу. Он утверждал, что личность, подобно треугольнику приобретает с развитием семь уровней потребностей:
- первый (базовый) – физиологические: утолить жажду и голод, иметь возможность поспать и размножиться;
- второй – потребность в безопасности, как возможность выживания не только в физиологическом, но и психологическом смысле;
- третья – потребность в принятии (любви, дружбе, принадлежности к клану, общности);
- четвёртая – потребность в уважении (признании заслуг и умения, признание значимости человека);
- пятая – потребности познавательные (исследовать, понимать, знать);
- шестая – потребности эстетические (в гармонии, порядке, красоте);
- седьмая – потребность в самоактуализации: постановке и достижении целей, установлении приоритетов, личностном развитии.
Маслоу утверждал, что без удовлетворения низших потребностей, тяжело развиваются (или не развиваются вообще) более высокие потребности. Например, нехватка благ приводит к тому, что человек тратит все силы на нахождение пропитания. Если потребность в безопасности нарушается, то человек может не помышлять о потребности в гармонии. Существует так же «невроз существования».
Это когда основные потребности удовлетворяются без особого напряжения человека, а следующий уровень не является актуальным, как у избалованного ребёнка. Или же человек находится в активном поиске смысла жизни.
В зависимости от наиболее значимых и актуальных потребностей, можно выделить уровень личностного развития. А это важно для понимания и принятия личности такой, как она есть.
Гуманистическая психология, то есть уманистическая теория личности Роджерса гласит, что любой организм стремиться заботится о своём существовании для того, чтобы сберечь и улучшить его. У человека существует представления о себе, которые он составляет на основании отношения других людей. И это «реальное Я». Так же есть представления о том, каким бы он хотел быть – «идеальное Я». Но, чем более человек хочет приблизится к идеалу, тем более он стремиться скрыть свои стороны, которые являются противовесом этому.
Это и есть проявление потребности в уважении. Но, таким образом накапливается разлад между реальными желаниями и внешними проявлениями. Это и приводит к неврозам. Чем более «реальное Я» находится в согласии с чувствами, мыслями и проявлениями, тем более оно гармонично, и тем более приближено к «идеальному Я».
Максимальный личностный рост происходит тогда, когда человеку н приходится притворяться и лгать; когда он может свободно выражать свои мысли, рассуждать. А в ответ получать принятие, без страха быть грубо осуждённым и подавленным. На этом и строится основа самого сеанса в рамках гуманистического направления.
Клиент-центрированная терапия
Карл Роджерс ввёл понятие клиент-центрированной терапии. В основе её лежит убеждение, что клиент сам способен найти способ решения своих проблем. Причём тот, который подходит именно ему. Но, потенциал любой человек может открыть лишь в атмосфере безоценочного принятия. Как будто мы имеем дело с материнским (всеобъемлющим) принятием человека, не раздавая при этом оценки действиям.
Эмпатия – это способность воспринимать и понимать чувства других, даже если бы сам поступил совсем иначе. И это лежит в основе самой терапии. Так же для клиента создают все условия, для проявления конгруэнтности – то есть открытого и честного выражения своих ощущений, чувств и эмоций по поводу чего-либо.
Как проходит сеанс
Отличие клиент-центрированной терапии в стремлении к минимальному вмешательству терапевта в процесс руководства сеансом. Клиент сам решает какие темы и проблемы для него актуальны в данный момент. Однако, это вовсе не означает, что психолог полностью устраняется. Наоборот, он внимательно слушает и полностью сосредоточен на переживаниях и чувствах клиента, его выводах и чаяниях. Он – самый безоценочный и уважительный слушатель и собеседник.
Получая возможность спокойно выражать свои чувства, эмоции, рассказывать не только свои проблемы, но мечты и проекты, человек внутренне раскрепощается, у него поднимается самооценка, он начинает больше доверять окружающему его миру и видеть большее количество перспектив. Карл Роджер вообще считал, что в этом случае клиент большей частью помогает сам себе, поскольку гораздо лучше разбирается в своей ситуации.
В итоге, пришедший за помощью человек, становится менее ранимым, более реалистичным. Если переосмыслить подход, то можно сказать, что психотерапевт позволяет ему почувствовать некий «безоценочный и принимающий тыл», который и делает клиента более уверенным.
Основные сторонники гуманистической психологии
С точки зрения психологов, которые работали в таком направлении, как гуманистическая психология основными сторонниками данной психологии, конечно, являются упомянутые А. Маслоу, К, Роджерс, Ролло Мэй, Эрих Фром.
Если же рассматривать вопрос со стороны клиента, то можно сказать, что основными сторонниками гуманистической психологии являются те люди, которые испытывают дефицит сочувствия, человеческого тепла и доверительных отношений. Кроме того, отлично зарекомендовал себя для развития потенциала, решения проблем личностного роста. Бесконфликтная основа метода для некоторых людей является более приемлемым методом разрешения семейных конфликтов.
Также гуманистический подход, как понимающий и не давящий, часто выбирают подростки и дети при необходимости психологических консультаций.
Интересной особенностью является тот факт, что, в классическом варианте, клиент сам выбирает количество посещений и их частоту. Поэтому такие приёмы всегда для него удобны.
Критика такой психологии
Одним из наиболее известных критиков гуманистической психологии является К. Бенсон. Он показывает, что понятие самоактуализации во многих культурах, отличных от западных, может быть расценена как неуместный и непозволительный эгоизм. Кроме того, принятие любых высказываний и идей клиента может привести, в этом случае, к развитию аморальности. Кроме того, он считает, что гуманистический подход зациклен на личностной самости, как высшей ценности. Тогда как именно взаимодействие с другими личностями зачастую является смыслообразующим фактором.
Многие же другие авторы обращали внимание, что гуманистический сеанс не подходит авторитарным личностям, а также клиентам, которые и так испытывают проблемы со своим эгоизмом и бездеятельностью.
В настоящее время Джеймс Хиллман в своей критике современной гуманистической психологии предупреждает об опасности внушить неуверенному в себе человеку момент его всезначимости. Поскольку эти установки слишком хорошо ложатся на всевозможные религиозные современные концепции.
В итоге, человек не получает поддержку, чтобы самостоятельно развиваться и действовать. А получает установку фактически своего приравнивания к Богу, и он начинает выбирать себе весьма удобное положение: мне все должны. Таким образом, эгоистические наклонности могут существенно отразиться на дальнейшей жизни личности, приводя к не совсем адекватным результатам с точки зрения закона и социума.
Кроме того, результаты наблюдений не поддаются строгим критериям оценивания; сложно оценить насколько действительно развивается или не развивается что-то во время работы.
Гуманистическая психология сегодня
В настоящий момент активно используются различные выводы и понятия гуманистической психологии, причём не только при непосредственной работе с клиентами, но и в других отраслях и дисциплинах.
Например, знаменитая иерархия потребностей была пересмотрена в рамках весьма практических приложений организации рабочего места: без удовлетворения более низших потребностей, невозможно требовать от работников реализации более высших. То есть, без хорошо организованной возможности принять пищу, сходить в туалет и без уважительного отношения и признания заслуг, работнику будет сложно осуществлять свои познавательные процессы и обучаться. Поэтому во многих офисах и супермаркетах существуют специальные и хорошо организованные комнаты приёма пищи, тёплые туалеты, а управленческий персонал проходит обучение для организации правильного подхода к людям.
Морин О`Хара, популярный автор гуманистического направления утверждает, что на самом деле все люди всей планеты стремятся к свободе и самоопределению, просто понимают это по-своему. А упомянутый подход признаёт и эти права, и возможность иметь личную трактовку понятий. Ну а эмпатийный подход к клиенту стал у многих практикующих психологов и психотерапевтов абсолютной догмой.
Автор статьи: Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории
Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/689-gumanisticheskaya-psixologiya.html
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
студентам и школьникам
- Ветеринария
- Военные дисциплины
- Дизайн
- Приборостроение
- Гидравлика и пневматика
- Лёгкая промышленность
- Транспорт
- Туризм
- Химия
- Психология
- Маркетинг и PR
- Философия
- Сельское хозяйство
- Педагогика
- Медицина
- Математические дисциплины
- Машиностроение и материалообработка
- Электротехника и энергетика
Шпаргалки по истории психологии — Гуманистическая психология
Cмотрите так же.
Гуманистическая психология
К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются некоторых постулатов.
Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
Вот три признака гуманистической психологии:
1. Гуманистическая психология – психология антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.
2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации поведения.
3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.
Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьеров в этом развитии.
Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое;
Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);
Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.
Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.
Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские постулаты.
Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.
Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.
Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.
Источник: http://spargalki.ru/psyhologiya/111-istoriya-psyhologii.html?start=1
Что такое гуманистическая психология?
Гуманистическая психология – это направление западной психологии, которое признает личность как целое, как открытую возможность самоактуализации.
Гуманисты возникли из-за несовершенства психоанализа и бихевиоризма, ведь психоанализ рассматривал только структуры проявления сознания, а бихевиоризм – стимулы и реакцию, тем самым лишая человека свободы воли. Поэтому гуманистическую психологию называют «третьей силой».
Основными постулатами гуманистической психологии являются:
• человек и его жизнь это целостная система;
• каждый человек открыт к самореализации (возможности проявить себя в социуме, найти свое предназначение);
• переживания человека находятся на первом плане психологической реальности;
• человек это не только совокупность реакций на окружающий мир.
Основными представителями данного направления стали К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу и Г. Олпорт.
Гуманистическая психология сделала огромный вклад, как в распространение взглядов философов-экзистенциалистов, так и в развитие педагогики и психотерапии. Впервые человек стал рассматриваться как целостное существо, которое ищет смысл жизни, любит, самореализуется.
В психотерапии гуманистического направления комбинируются лучшие техники психоанализа и раскрытия личности как целостной системы. Базовым убеждением специалистов данного направления является то, что в человеке уже заложен потенциал для выздоровления, просто нужно создать ему условия для этого. Безусловное принятие клиента, эмпатийность, поддержка клиента, стимуляция к выбору и принятию решений – вот те особенные черты каждого гуманистически настроенного психолога или психотерапевта.
Источник: http://rutvet.ru/in-chto-takoe-gumanisticheskaya-psihologiya-1657.html
- У меня проблемы с психикой, избегающее расстройство - проблемы с психикой
- Психолог по отношениям, психолог для пар - психолог по отношениям
- Горячая линия психологической помощи бесплатно - горячая линия психолога
- Чем психолог отличается от психотерапевта? BeautyHuman - чем психолог отличается от психотерапевта
- Условия и движущие силы психического развития - условие развития психики
- Психолог Пермь, услуги психолога, помощь психолога | Пермь, Психологический центр Вместе - психолог пермь
- Не нервничайте, смотрите фото приколы с надписями - не психуй картинка смешная
- Психология девушек - девушка психолог
- Детский психолог: консультация детям, подросткам, родителям в Москве; подростковый психолог - подростковый психолог
- Статьи по теме - психика | Энциклопедия Развития Человека - что такое психика человека в биологии
Добавить комментарий