Условия и движущие силы психического развития — условие развития психики

20.05.2019

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации.

Условия и движущие силы психического развития

условие развития психики

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

Движущими силами в психическом развитии выступают те факторы, которые и обусловливают развитие ребенка. Они заключают в себе побуждающие источники развития и направляют сам его процесс.

Под движущими силами развития личности понимают потребности самого ребенка, его мотивацию, внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Если цели воспитания и обучения соответствуют мотивации ребенка, то для развития будут созданы благоприятные условия с точки зрения движущих сил.

Потребности человека подразделяются по степени выраженности и необходимости, начиная от простых, низших, и заканчивая высшими:

1. Биогенные: потребность в безопасности и самосохранении, эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, игре.

2. Психофизические: потребности в эмоциональном насыщении, свободе, восстановлении энергии.

3. Социальные: потребность в самоуважении, общении, познании, самовыражении.

4. Высшие: потребность быть личностью, нравственные и эстетические потребности, потребность в поиске смысла жизни, подготовленности и преодоления трудностей, потребность в созидании и творческом труде.

Каждому возрасту соответствуют свои потребности, удовлетворение которых важно для нормального личностного развития. Задержка удовлетворения тех или иных потребностей или неполное их удовлетворение могут негативно сказаться на развитии личности.

Одним из важных моментов движущей силы является мотивация.

Она выполняет несколько функций:

— направляет и организует его;

— придает ему личностный смысл и значимость (смыслообразующая мотивация).

Для того чтобы мотивация была устойчивой и положительной, необходимо наличие всех трех функций. Последняя функция – самая важная, она имеет центральное значение для характера мотивационной сферы. От того, какой смысл имеет для ребенка деятельность, зависят проявления побуждающей и направляющей функций. Следовательно, от того, насколько будет сформирована смыслообразующая функция, зависит успешность деятельности. Поэтому именно на эту функцию в первую очередь надо обращать внимание при воспитании.

Данные мотивационные функции реализуются многими побуждениями, среди них такие, как идеалы и ценностные ориентации, потребности, мотивы, цели, интересы и др. На разных возрастных этапах их значимость проявляется по-разному. Этот факт тоже необходимо учитывать при воспитании.

Условия психологического развития ребенка

Процесс развития ребенка происходит в определенных условиях, в окружении предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Иными словами, развитие ребенка зависит от социальной ситуации.

Под социальной ситуацией развития понимается соотношение внешних и внутренних условий развития психики личности (Л. С. Выготский). Она определяет отношение ребенка к окружающему и требования взрослых к ребенку.

Социальная ситуация является исходным моментом для всех изменений, происходящих в развитии ребенка на протяжении периода взросления. Она определяет формы и пути развития ребенка, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Действительно, одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях могут развиваться по-разному. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за короткий промежуток времени. Поэтому на социальные условия развития следует обращать особое внимание.

Вопрос о том, что определяет развитие психики, другими словами, вопрос о движущих силах психического развития, является одним из самых важных и сложных в психологии. В течение многих столетий ученые вновь и вновь поднимают его, но так и не могут прийти к однозначному решению. Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные.

Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «общества» считают, что человек являет собой продукт внешнего влияния. Представителей этого направления называют «социологизаторами», а само направление— социогенетическим. У истоков социогенетического направления стоял английский философ Дж. Локк. Он считал, что душа ребенка подобна «чистой доске» (tabula rasa),на которой можно написать все что захочется. Ученый придерживался того мнения, что любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию.

Противоположной точки зрения придерживались французские философы Р.Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого «природного», «биологиэаторского» направления, основная идея которого состоит в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние же среды минимально

Отечественной психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Л.С.Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении вопроса о движущих силах психического развития.

Одна из главных идей Л.С.Выготского состоит в том, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное «созревание» и овладение культурными способами поведения и мышления (социализацию).

Культурное развитие заключается в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития: языком, письмом счетными системами и др.

Усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешний прием как бы «вращивается» и становится внутренним, — этот процесс называется «интериоризация».

Как отмечал Д.Б.Эльконин, введение понятия «деятельность» позволяет совершенно по-иному взглянуть на процесс психического развития и указывает путь выхода из тупика проблемы двух факторов.

Процесс развития определяется прежде всего активностью самого субъекта — это его самодвижение благодаря деятельности с предметами, факторы же наследственности и среды лишь представляют условия, которые определяют не суть процесса развития, а его вариации в пределах нормы.

Источник: http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/806-uslovija-i-dvizhushhie-sily-psihicheskogo.html

Условия психического развития

условие развития психики

Человек – существо социальное и его развитие должно происходить в социуме, в окружении себе подобных. Источник и главное условие психического развития находятся извне. Там, в социуме, человек воспринимает опыт других людей. Правда, это не просто впитывание информации, это – взаимообмен, который необходим для оценки окружающих людей и формирования самооценки.

При нормальном стечении условий психического развития человека, формируется мораль, принципы, характер, предпочтения, интересы, воля, способности. То есть, все то, что мы называем «человечным».

Есть всего три условия нормального психического развития. Все они охватывают очень широкую сферу действия:

С нормальным функционированием мозга все понятно – если ребенок рождается с генетическими изъянами мозга, говорить о стандартном развитии личности не приходится.

Общение – это первая часть взаимодействия с обществом. Естественная потребность человека в общении – это, на самом деле, потребность познать себя и других людей. Мы хотим оценивать и быть оцененными по достоинству. Мы формируем виденье собственного «я» только благодаря общению и взаимодействию с миром.

Активность индивида – это вторая половина понятия взаимодействия с миром. Человек не только принимает, но и отдает. Активность – это норма развития, а ее отсутствие говорит о дефекте. Мы проявляем двигательную, слуховую и зрительную активность с самого рождения. Младенцы импульсивно двигаются конечностями, они внимательно смотрят, слушают и выражают свои чувства и взглядом и звуком.

По своей природе мы – активно взаимодействующие между собой существа. Поэтому общество влияет на развитие личности лишь косвенно, взаимодействуя, а не насыщая информацией.

Источник: http://womanadvice.ru/usloviya-psihicheskogo-razvitiya

Условие развития психики

Внутренние: биологические предпосылки развития которые включают наследственность биологических состояний, его органов и систем, уровень биологического здоровья, особенности внутриутробного развития, родовая деятельность и первые минуты жизни.

Внешние: затрагивают многочисленность социальной(главной), природной, техногенной среды.

Для оценки изучения влияния наследственности на развитие используют 2 основные стратегии:

— изучение близнецов(моно и дизиготных)

— изучение приемных детей

В психологии развития наиболее исследуемыми является влияние генотипа на интеллект и некоторые особенности личности. Для того, чтобы оценить вклад генотипа в развитие необходимо ознакомиться с понятиями неразделенной и разделенной влияниями среды:

Неразделенное влияние среды – уникальный опыт индивида, который он не разделяет с другими членами семьи. Это может обеспечить различие в уровне интеллекта.

Разделенное влияние среды – относится общий для всех членов семьи опыт или деятельность.

Установлено, что по мере развития ребенка гены оказывают все большее влияние на различие интеллекта. В течение первого года жизни монозиготные не отличаются от дизиготных при решении интеллектуальных задач. К 18 месяцам генетические влияния становятся заметным – монозиготные более схожими. К 15 годам различия в интеллекте особенно заметно моно-одинаково, дизиготные-различные.

Исследования приемных детей на ранних этапах развития значимо зависит от уровня интеллектуальной деятельности как биологических так и приемных родителей. К подростковому возрасту сходство с биологическими родителями сохраняются, а с приемными уменьшаются.

Влияние генотипа на личностных особенности. Монозиготные более схожие чем дизиготные, многие личностные черты генотипически обусловлены в некоторой степени. Чаще всего с генетических факторов связано развитие эмоциональной, социабельной и уровню активности.

Социабельность – характеризуется склонностью человека чаще проводить время в обществе чем в одиночестве.

Активность – характеризуется увлечением новой деятельности и длительно активной.

У близнецов по эмоциональной сфере очень схожи. В социабельной и активной схоже до среднего возраста.

Вещества тератогены(заолевание матери, питание матери):

Антибиотики, витамины, наркотики, алкоголь, табак, тяжелые металлы, радиоактивное излучение.

Заболевание матери:

Ветрянка, краснуха, герпес, грипп, диабет, свинка, инфекция мочевыводных путей, сифилис.

Питание матери:

Недоедание, дефицит некоторых элементов, дефицит витаминов, эмоциональное состояние матери, возраст матери(17-35лет).

Влияние среды оказывает влияние на социализацию общества. Передача социального опыта переданное по видам общественной деятельности.

11. Социализация. Институты социализации.

Социализация ребенка начинается в семье. Ранние годы жизни семья это первый и главный инстинкт социализации.

Системный подход – он означает что родители влияют на поведение ребенка и из выбор родительского стиля поведения. Системный подход – признает что семья является динамичной структурой и развивающееся, подвергающаяся влиянием общества и культуры.

Семьи бывают простыми и сложными – расширенные. Взаимное воздействие одного члена семьи на другого является прямым воздействием. В семейной системе (отец, мать, ребенок) выделяют такую систему отношений как – мать-отец, мать-ребенок, ребенок-отец. Рассматривая такие отношения можно говорить что прямые воздействия они оказываются под влиянием косвенных. Исследования показали, что ребенок может быть хорошо развит как в простой так и расширенной семье.

На социализацию влияют внешние факторы положения семьи в обществе — характеризуется низким, среднем, высоким статусом (экономический статус, образование, религия). Родители, имеющие низкий материальный и образованный уровень склонны к :

1. подчеркивать послушание и уважение к власти.

2. склонны исполнять авторитарный стиль воспитания.

3. они реже общаются с детьми на равных.

4. меньше склонны проявлять любовь и заботу.

Причины, указывающие особенности семей с низким статусом объясняются гипотезой экономического дистресса, который предложил Конджер (показывая связь между экономическими трудностями не вовлеченности родителей функционировать и плохим воспитанием).

Причинный ряд: родители, которые не имеют денег склонны к падавленности, а она в свою очередь мешает быть заботливыми и активными участниками в жизни детей. Дети негативно реагируют на супружеские конфликты и ощущают потерю эмоциональной безопасности, что приводит к падению самооценки, сниженной успеваемости, ухудшением отношений со сверстниками, дипресии и антисоциальным поведением. Все это в итоге начинает раздражать родителей и это вынуждает их к авторитарному родительскому поведению и это усиливает напряжение детей.

Тенденции современных семей:

Снижение рождаемости, увеличение числа разводов, увеличение числа семей в которых дети имеют одного не родного родителя, расслоение общества на бедных и богатых.

12. Взаимосвязь наследственности и социальной среды в детерминации психического развития.

Взаимосвязь наследственности и окружающей среды можно определить посредствам следующих принципов:

Принцип канамезаации:

Используется для того, что некоторые изменения в развитии являются генетически обусловленным, окружающая среда оказывает влияние принцип канализ исполняется для объяснения ситуации когда внешняя среда может ограничить или канализировать развитие. В случае с человеком является ситуация материнской депривации, когда ребенок не получает необходимый стимул и у него развивается задержка физического и интеллектуального развития.

Реализация генетической заложено программой и имеет множество вариантов индивидуального развития. Биологические и социальные факторы совместно опосредствуют эти варианты развития и генотип и окружающая среда ограничивают степень влияния друг на друга.

Принцип диапазона реакции:

Он означает, что генотип ограничивается вариантов фенотипа, который индивидуально может демонстрироваться во внешних условиях. Этот принцип четко формулирует взаимосвязь наследственности и среды, а именно индивидуальный генотипический установленный диапазон возможных вариантов развития. Среда – мощное влияние на то, какой именно из ограниченных диапазонов вариантов развития будет реализован.

Типы взаимосвязи наследственности и среды:

2.Стимулирующая

Пассивное взаимодействие – проявляется в том, что родители давят ребенку определенные гены сами являются проявлением этих генов в своем фенотипе.

Стимулирующее взаимодействие – подразумевает генетически обусловленный характеристики детей, влияющие на то, как окружающие будут относиться к ним (капризные дети).

Активное взаимодействие – при таком виде дети стремятся найти такую социальную среду, которая в наибольшей степени соответствует их генетическим предрасположенностям (тихий ребенок).

Таким образом рассматривая наследственность и среду можно в психическом развитии сделать вывод: психическое развитие есть результат оптимального сочетания уровня биологической зрелости органического влияния среды на ребенка в пределах возможностей данного уровня.

13. Методологические принципы психологии развития.

Принцип детерминизма – (любое явление имеет определенную причину). Этот принцип означает, что все психические явления обусловлены реальностью или действительностью. Внешняя причина не определяет непосредственно реакцию человека, а действует через его внутренние условия. Явление не обязательно сразу возникает после действия причины. Есть причины, которые не вызывают действия, а являются катализаторами определенных явлений. Этот принцип означает, что причины могут действовать совместно.

Принцип развития – (Психика может быть изучена и понята если ее рассматривать в непрерывном развитии, так как нет ни одного явления, которое бы не изменялось в количественном и качественном отношении). Любое изучение развития обязательно должно быть связано не только с актуальными характеристиками, но и учитывать перспективные.

Принцип деятельности – (связан с пониманием, что психика формируется в деятельности) Знание этого принципа помогает при проведении корекциональной работы.

Принцип единства, сознания и деятельности – (сознание образует внутренний план деятельности человека). Этот принцип означает что генезис психических функций. На основе этого принципа построена теория поэтапной деятельности.

Принцип системно-структурного динамического изучения психики – (психика является сложной структурной динамической системой между которой существует определенная связь – поэтому любое психическое явление имеет разнообразную детерминацию. Этот принцип уточнен Выготским и он его использует для структуры дефекта:

Первичные – вторичные – третичные ( это зависит от того какой системный элемент поврежден)

Принцип качественного анализа психики – изучение психические явлений должно строиться с учетом результата выполненного действия.

14. Законы психического развития

Законыобщая закономерность, с помощью которой можно описать ход психического развития и опираясь на который можно ей управлять.

1.Закон неравномерности и гетерохронности психического развития:

Неравномерность состоит в том, что различные психические свойства, процессы, явления развиваются синхронно: имеют свои стадии подъема, стабилизации и спада. Неравномерное развитие проявляется в направленном и длительном процессе изменений. Установлено, что колебания приводят на периоды максимальных достижений в развитии функциях. Чем выше уровень развития, тем выше колеблется характер.

Гетерохронность развития означает, что фазы развития отделения психических функций не совпадает во времени, для них характерно разновременность. Этот закон означает, что наиболее ранним в онтогенезе является функции(генетически древние и более пригодные к адаптации и жизни). Гетерохронность носит приспособительный характер.

Гетерохронность бывает:

Внутрисистемная – проявляется в неодновременном развитии отдельных свойств одной и той же функции.

Межсистемная – относится к неодновременной закладке отдельных психических функций.

2. Закон сензитивных периодов развития – в развитии любой психической функции имеются периоды в которые создаются условия для их быстрого и эффективного развития. Сенситивный период воображения (от 5 до 8 лет), сенситивный период самостоятельности – младший школьный возраст.

3. Закон кумулятивных психический измененийозначает, что результат развития предшествует стадии неизбежно включающихся в изменение, которые переходят на следующие стадии.

4. Закон цикличности развитияозначает, что процесс психического развития имеет временную организацию во времени, а именно циклы быстрых изменений , сменяющиеся циклами медленных изменений. Между циклами существует связь.

1. Быстрое изменение

2. Медленное изменение

С возрастом в целом темп развития изменяется.

5. Закон развития высших психических функций (Выготский) :

1. Элементарные (врожденные)

2. Высшие (приобретенные)

Высшие психические функции возникли как форма сотрудничества с другими и лишь в последствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.

6. Закон сочетания процессов инволюции и эволюции в развитии – он означает, что процессы эволюции включены в ход эволюции, то, что развивается на предыдущем этапе отмирает или преобразуется. В случае запоздания инволюционных процессов наблюдается задержка психического развития.

7. Закон компенсаторной возможностей психики – в случае отсутствия или слабого развития одной функции, то возможно ее замещение другой функцией.

8. Закон единства биологических и социальных факторов развития.

15.Требование объективности при построении исследования психического развития

Сегодня исследователи должны придерживаться строгих этических принципов при проведении любого исследования, участниками которого являются люди, независимо от того, связано ли оно с факторами, наносящими вред людям, или с факторами, помогающими им. Основной принцип заключается в том, что исследователи не должны никогда и никому сознательно причинять значительный или продолжительный вред и даже пытаться сделать это — независимо от того, насколько важной может быть тема исследования для понимания развития и поведения или для помощи всему обществу в целом.

Отметьте термин «причинять»: конечно, специалисты в области развития могут изучать самое худшее из того, с чем можно столкнуться в жизни, с использованием описательных методик, обсуждавшихся ранее в этой главе. В свою очередь, они могут осуществлять эксперименты, предназначенные для того, чтобы минимизировать или уничтожить проявления неадаптивных моделей поведения, психических и поведенческих расстройств, многих других специфических разновидностей человеческого страдания. Но то, чего специалисты по развитию делать не могут — и опять же, не могут даже пытаться, — это осуществление экспериментов, повторяющих или воспроизводящих страдания человека. Например, каждый год (в некоторых частях земного шара чаще, чем в других) повторяются многочисленные случаи, когда дети подвергаются очень жестокому отношению со стороны родителей или опекунов или же полностью лишены их внимания. Исследователи изучают характеристики как детей, так и тех, кто о них заботится, кто вносит свой вклад в появление жестокости, а также факторы среды, повышающие ее вероятность (см. главы б и 8). Также они разрабатывают социальные и клинические интервенции, предназначенные для подсчета воздействий такого жестокого отношения к детям, и в первую очередь для предотвращения этих случаев. Но они не проводят эксперименты, которые могут инициировать жестокое обращение, — даже несмотря на то, что подобное исследование было бы чрезвычайно полезным Для его понимания и борьбы с ним.

16. Этика научного исследования

Большинство из нас согласятся с тем, что если мы хотим понимать и контролировать влияние, которое оказывают на человека потенциально опасные явления окружающей действительности, нам так или иначе придется проводить эксперименты с конкретными людьми. Еще раз употребим в качестве примера такого эксперимента исследование эффектов телевизионного насилия на детей. Посмотрим на данную проблему шире: что вызывает у людей любого возраста агрессию и антисоциальное поведение? Существует масса других примеров, относящихся к различным моментам жизни человека: эффекты рекламы и других убеждений в средствах массовой информации относительно курения и употребления других психоактивных препаратов, включая алкоголь (в том числе и эффекты, направленные против этих явлений); причины и последствия жестокого обращения с детьми; последствия стресса, фрустрации, поддразнивания и запугивания, нахождение в роли объекта дискриминации и предубеждений и т. д.

Критерии согласия на экспиремент:

Согласие, основанное на полной осведомленности

Во всех случаях люди должны участвовать в исследовании добровольно, получать полную информацию о природе и возможных последствиях данного исследования и никогда не должны привлекаться принудительно. Все эти пункты являются одним аспектом согласия, основанного на полной осведомленности (осведомленного согласия):«. четкое и понятное объяснение целей, процедур, рисков и выгод. а также обязательства и соглашения участников и исследователей» (Frishman, 2000, р. 35). Участники, которым предстоит подвергнуться некоторому риску, должны подписать форму добровольного согласия, в которой указываются только что упомянутые моменты. Участникам, которым предстоит минимальный риск, это делать не обязательно. Однако большинство исследователей требуют, как правило, на всякий случай, изложенного в письменном виде и снабженного личной подписью участника согласия. Поскольку младенцы, маленькие дети и люди с психическими нарушениями не могут предоставить истинного осведомленного согласия, за них это могут сделать их родители, представители закона или другие уполномоченные лица. Наконец, все участники должны иметь возможность в любой момент прервать свое участие в исследовании по любой причине, не испытывая каких-либо попыток со стороны исследователей помешать им уйти. Сюда относится и своевременная выдача оплаты или другой обговоренной компенсации: если некий участник приступает к эксперименту или другому исследовательскому проекту, он должен получить полную оплату, независимо от того, закончит ли он его.

Тем не менее существует потенциальный конфликт между осведомленным согласием и обманом, который часто необходим в исследованиях людей. Обман используется потому, что поведение участников может измениться, если они узнают истинную цель эксперимента, — они могут попытаться вести себя так, как экспериментатор, по их мнению, хочет, чтобы они себя вели, и быть «хорошими» участниками, или же они могут намеренно попытаться провалить эксперимент и побыть «плохими» участниками. Общее правило состоит в том, что участников нельзя обманывать никаким способом, влияющим на принятие ими решения об участии, хотя они могут быть обмануты относительно специфических целей исследования. В последнем случае, однако, после завершения эксперимента с участниками должно быть проведено собеседование. В ходе него им следует рассказать об истинной природе исследования, рассеяв при этом все ложные установки и убеждения, возникшие в процессе него.

Информация, полученная в ходе исследовательского проекта, носит личный характер и должна оставаться конфиденциальной. конфиденциальностью понимается:

1) что личная информация об участнике не будет разглашена без его согласия;

2) что участник не получает ту информацию, которую он не хочет, например, информацию, полученную на основе анализа результатов выполненных им тестов;

3) обратную связь об особенностях его деятельности, которая может выбить его из колеи.

Конечно, исследователи могут публиковать результаты своих исследований, и они должны включать в описание своей работы общую информацию о своих испытуемых, такую как пол, возраст и другие демографические данные, но имена и информация об индивидуальных участниках, которая может стать причиной опознания их другими людьми, не может раскрываться без их письменного разрешения. Никакие организации или люди, помимо самих исследователей, не должны иметь доступа к записям об участниках, которые могут содержать сведения об их личной жизни, мыслях, фантазиях и т. д., баллы, набранные по тестам интеллекта и личностным тестам, описание поведения во время эксперимента.

Осведомленность о результатах

Во время опроса, происходящего после выполнения участником всех заданий эксперимента, или позже (например, после завершения исследования) индивиды имеют право получить информацию о результатах, изложенную понятным для них языком. Многие люди незнакомы с большей частью профессиональных психологических терминов, которые вы узнаете из этого текста или узнали раньше. Когда в исследовании участвовали дети, его результатами можно поделиться с их родителями.

Наконец, каждый участник имеет право получить любые полезные приобретения, выгоды, получаемые другими участниками исследования. Например, если некий участник нужен лишь для сравнения или для нахождения в контрольной группе испытания новой вакцины, нового психологического метода и поэтому не получает ничего в течение эксперимента, он может получить, например, апробируемое лекарство после окончания эксперимента, если оно окажется эффективным. Необходимо бесплатно предоставлять всем участникам любые возможные позитивные приобретения от исследования за их согласие участвовать в нем.

17.Стратегии построения исследования

Критерии согласия на экспиремент:

Согласие, основанное на полной осведомленности

Информация, полученная в ходе исследовательского проекта, носит личный характер и должна оставаться конфиденциальной. конфиденциальностью понимается:

1) что личная информация об участнике не будет разглашена без его согласия;

2) что участник не получает ту информацию, которую он не хочет, например, информацию, полученную на основе анализа результатов выполненных им тестов;

3) обратную связь об особенностях его деятельности, которая может выбить его из колеи.

Конечно, исследователи могут публиковать результаты своих исследований, и они должны включать в описание своей работы общую информацию о своих испытуемых, такую как пол, возраст и другие демографические данные, но имена и информация об индивидуальных участниках, которая может стать причиной опознания их другими людьми, не может раскрываться без их письменного разрешения. Никакие организации или люди, помимо самих исследователей, не должны иметь доступа к записям об участниках, которые могут содержать сведения об их личной жизни, мыслях, фантазиях и т. д., баллы, набранные по тестам интеллекта и личностным тестам, описание поведения во время эксперимента.

Осведомленность о результатах

Во время опроса, происходящего после выполнения участником всех заданий эксперимента, или позже (например, после завершения исследования) индивиды имеют право получить информацию о результатах, изложенную понятным для них языком. Многие люди незнакомы с большей частью профессиональных психологических терминов, которые вы узнаете из этого текста или узнали раньше. Когда в исследовании участвовали дети, его результатами можно поделиться с их родителями.

Наконец, каждый участник имеет право получить любые полезные приобретения, выгоды, получаемые другими участниками исследования. Например, если некий участник нужен лишь для сравнения или для нахождения в контрольной группе испытания новой вакцины, нового психологического метода и поэтому не получает ничего в течение эксперимента, он может получить, например, апробируемое лекарство после окончания эксперимента, если оно окажется эффективным. Необходимо бесплатно предоставлять всем участникам любые возможные позитивные приобретения от исследования за их согласие участвовать в нем.

18. Методы сбора данных

эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся наблюдение (включая самонаблюдение) , экспериментальные методы; психодиагностические (тесты , анкеты , опросники , социометрия , интервью и беседа); анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков , лепки , ученических работ различного рода); биографические методы (анализ событий жизненного пути человека , документов , свидетельств и т.д.). Наблюдение особенно активно используется при изучении детского развития , бесспорный приоритет этого метода отмечал , например , известный французский психолог Анри Валлон , подчеркивая его исключительность для изучения раннего детства.

Эмпирические методы с детьми и подростками чаще всего проводят в привычных условиях детского сада , школы и др. Поэтому в возрастной и педагогической психологии нередко используется вариант естественного эксперимента , осуществляемый в рамках игровой , трудовой и учебной деятельности растущего человека. Спецификой возрастной и педагогической психологии следует признать так называемый формирующий эксперимент , в рамках которого создаются специальные условия изучения динамики развития психологических особенностей в процессе их целенаправленного формирования.

19. экспериментальный метод

может трактоваться очень широко и обозначает все те многие ситуации и действия, необходимые для проведения задуманных экспериментов, в зависимости от выбранного подхода.

Примером использования метода одного испытуемого(оперантного метода) являются эксперименты Б. Ф. Скиннера (1904-1990), подход которого детально обсуждается в главе 3. Испытуемый — крыса, голубь, шимпанзе или человек — на определенный период времени помещается в условия (непредсказуемых) непредвиденных обстоятельств,которые по плану экспериментаторов должны изменить или другим образом повлиять на его поведение. Условия (непредсказуемости) непредвиденности (contingency) — это взаимосвязь между поведением и его последствиями. Метод одного испытуемого наиболее часто попадает в контекст обусловливания, который является приложением непредвиденных обстоятельств к поведению. Демонстрация обусловливания обычно начинается с записи специфических моделей поведения в таком виде, как они происходят в естественных условиях, для получения того, что называется базовой точкой отсчета. После этого происходит манипулирование различными обстоятельствами с целью изучения изменений этих моделей. Модификация поведения (глава 3) может оказаться высокоэффективным методом избавления от проблемных и установления желательных типов поведения. В этом случае обычно придерживаются следующего подхода: во-первых, тщательно определяют примеры поведения и производят запись базовых условий, в которых они происходят; затем, с помощью вознаграждения или наказания, наблюдают, изменилось ли поведение.

Источник: http://studopedia.ru/2_68950_usloviya-psihicheskogo-razvitiya.html

Условие развития психики

условие развития психики условие развития психики

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

Источник: http://webkonspect.com/?id=1829&labelid=26446&room=profile

Развитие психики

Методы зоопсихологии — наблюдение и эксперимент. Синэкологический подход к изучению психологии животных. Развитие психики человека и животного. Перцептивная (воспринимающая) психика. Развития эволюции психики. Пути эволюции персептивной психики.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.06.2010
Размер файла47,3 K

условие развития психики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Методы зоопсихологии — наблюдения и эксперимент

Развития психики человека и животного

Развития эволюции психики

Пути эволюции персептивной психики

Методы зоопсихологии — наблюдение и эксперимент

Зоопсихологическому эксперименту должно предшествовать наблюдение за животными в природных условиях. Предпочтительнее эксперимент в природных условиях. Оптимальный вариант — наблюдение за повседневной жизнедеятельностью животных в условиях естественного эксперимента, поставленного самой природой. Допустимы исследования в искусственно созданных экспериментатором ситуациях, при условии их экологической адекватности.

Зоопсихологические методы предполагают целостный, аутэкологический и, для таксонов позвоночных животных и некоторых беспозвоночных, — синэкологический подход. Аутэкология изучает связь отдельной особи со средой обитания. Синэкологический подход к изучению психологии животных шире аутэкологического, входящего в синэкологический подход составной частью. Синэкологический подход предполагает, что особь живет не “сама по себе” , а в популяции и, более того, в коадаптивном комплексе близких видов. Коадаптация — совместная адаптация (приспособление). Никто из психологов не станет отрицать такой очевидный факт, что психология человека определяется всей совокупностью общественной практики. И только в последнее время, изучая млекопитающих, зоопсихологи стали учитывать влияние совокупной животной практики (практики популяции, стаи, семейной группы, коадаптивного комплекса видов) на формирование образа мира у животных.

Животные, как и люди, обладают групповым опытом. Групповой опыт животных включает не только научение, но и весь комплекс непосредственного и опосредованного средой обитания воздействия группы на особь. Кроме инстинкта, есть по крайней мере два пути передачи и ассимиляции группового опыта животными. Первый способ — научение посредством подражания. Второй способ — научение посредством влияния внешней Среды, видоизмененной деятельностью других животных.

Среда обитания изменяется животными, упорядочивается, структурируется в ходе их жизнедеятельности и служит для новых поколений “биологическим сигнальным полем”. Понятие “биологическое сигнальное поле” ввел Н.П. Наумов. Животные обитают в природе, несущей следы обитания других животных.

Развитие психики человека и животного

С незапамятных времён человек замечал различия в строении и поведении животных, умел отличать их от себе подобных существ. Он заметил, что животные живут совсем другой жизнью, они не похожи на людей как внешне, так и по их поведению. Вероятно, основываясь на этом учёными до середины 17 века полностью отрицалась общность человека и животного. С развитием медицины и анатомии в 18 веке общность анатомического строения была признана. Общность психики же отрицали до 19 века. В чём же дело? Прежде всего, какова история развития психики человека и животного.

Психика — свойство высокоорганизованной материи мозга субъективно отражать действительность.

Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно приошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют 2 истории развития психики:

1) филогинез — историческое развитие (охватыет весь процесс эвалюции вида, более

2) онтогинез — развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи);

Рассмотрим исторические ступени развития психики. Психика развивается по биологическим законам, т.е. развитие идёт по ступеням усовершенствования.

Элементарная сенсорная психика. Этот первый этап развития психики представил русский психолог А.Н.Леонтьев. Как представляется мир для нас с вами? Мы его видим как совокупность различных предметов и их отношений друг к другу. А животные, обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир лишь в виде таких и только таких свойств и элементов,от которых непосредственно зависит удовлетворение их жизненных потребностей.

На низшем этапе эволюции такому уровню отражения действительности сетевидная (как у кишечнополостных) нервная система, а на высшем — ганглиозная (узловая, как у насекомых). В качестве примера рассмотрим поведение паука. На первый взгляд оно кажется наблюдателю настолько осмысленным и совершенным (паук плетёт паутину, терпеливо поджидает жертву, опутывает её и затем съедает), что приходится лишь восхищается его способностям. Но эту точку зрения легко опровергнуть. Бросим в паутину маленький камушек. Паук почувствовав вибрацию сети, немедленно отправляется к «жертве», опутывает её паутиной и пытается съесть. Этот опыт можно продолжать до бесконечности — пока камушки или что-то иное вызывает колебания паутины, паук каждый раз будет искать «жертву» и пытаться с ней расправиться. Мы наблюдаем абсолютно бессмысленное поведение паука. Т.е. психика паука работает по элементарной схеме: в ответ на конкретный

Раздражитель непосредственно следует конкретная реакция,специально «запрограммированная» для ответа на этот раздражитель. Здесь мы имеем дело с инстинктивным поведением, которое зародилось на этом этапе развития и является для него основным.

Перцептивная (воспринимающая) психика. На этой стадии животные видят мир в форме образов целостных вещей и их соотношений друг к другу. Этот уровень развития требует достаточного развития центральной нервной системы. Наряду с инстинктами, основную роль начинают играть определённые навыки, усвоенные в период жизни особи. На высших этапах развития можно уже говорить о простейшем интеллекте, Инстинкты. На данном и предыдущем этапах они играют определяющую роль в поведении животного. Какими бы сложными не казались нам инстинкты, их основной и неисправимый недостаток в том, что срабатывают они талько тогда, когда соблюдены в определённом порядке все внешние условия. Животные не могут рассмотреть и среагировать на целостную ситуацию, они способны произвести элементарный анализ отдельных её элементов. В зависимости от результата активизируются инстинкты.

Инстинкт — автоматическое поведение, целесообразное в определённых условиях.

Навыки. Известно, что инстинкты основаны на безусловных рефлексах.

Навыки же основываются на приобретенных, условных рефлексах. Окружающая среда постоянно подбрасывает животному различные неожиданные задачи. Для их решения нужно добавить к «встроенным» в психику «программам» новые, выученные, основанные на собственном жизненном опыте. Навыки позволяют значительно расширить спектр ситуаций, на которые животное может более или менее успешно реагировать. Но и навыки не лишены недостатков. Животные приобретают их слишком медленно, за это время ситуация может изменятся многократно и животным придётся переучиваться. А если такой возможности непредставится — смерть.

Интеллект. Как выглядит интеллектуальное поведение обезьян очень наглядно описал немецкий учёный В.Келер. Опыты, проведённые им неоднократно повторялись, уточнялись и совершенствовались, поэтому их результаты достаточно точны и серьёзных сомнений не вызывают.

Итак, на потолке клетки с шимпанзе подвешен банан так, что шимпанзе не может никак дотянуться или допрыгнуть до банана. Она довольно быстро прекращает бесплодные попытки и пытается найти другой способ решения поставленной задачи. В клетке имеется ящик. Подумав, обезьяна переставляет ящик под банан, взбирается на него и с лёгкостью достаёт пищу. Проведено большое количество подобных опытов, во всех случаях мы наблюдаем одну и ту же концепцию рассудочного поведения:

1) отсутствие длительных безрезультатных действий;

2) после обнаружения верного решения вся операция проходит как единый целостный акт;

3) найденное решение потом всегда применяется в аналогичных случаях;

4) животные действуют подобным образом не только на экспериментах, но и в их естественных условиях;

Леонтьев назвал такую деятельность двухвазной: сначала идёт процесс подготовления (1 фаза), затем процесс осуществления (2 фаза). Этим подтверждается вывод Леонтьева и Фабрина о том, что уровень развития психики можно определять по уровню развития органов манипулирования с предметами. Естественно, что шимпанзе с более развитыми передними конечностями гораздо быстрее додумается применить предмет для осуществления своей цели, чем суслик, собака или лошадь.

Главные отличия даже самых сообразительных обезьян от первобытных людей состоит в следующем:

1) животные используют орудия, случайно попавшиеся на глаза;

2) они не предвидят и не планируют их использование в будущем;

3) использованное в данной сутуации орудие теряет всякое значение в любой другой ситуации;

4) животные не сохраняют использованных орудий, они лишь накапливают навыки пользования ими;

Итак, остановимся на этом при анализе развития психики животного.

Можно сделать вывод, что даже самая наисообразительнейшая обезьяна никогда (во всяком случае в обозримом будущем) не смастерит себе ножа, не будет носить его с собой и не построит дом. Т.е. ни одна обезьяна не станет человеком и из-за несовершенства развития нервной системы и психики не приблизится сколько-нибудь заметно к уровню развития человека. Это, с моей точки зрения, ставит под сомнение теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Но, вернёмся к развитию психики человека.

Хотя возникновение человеческой психики является частью развития животного мира, психика человека существенно отличается от психики животного. Ведущую роль в развитии человеческой психики играют не биологические, а социально-общественные закономерности. Здесь мы подошли к самому важному вопросу: как возникла высшая форма отражения действительности — человеческое сознание.

Сознание — высшая интегрирующая форма психики, результат исторических условий, сформированный при постоянном общении с другими людьми и труде.

Важнейшим условием появления человека разумного был стадный образ жизни. Это и дало толчок к развитию сознания и мышления — высших форм понимания, осмысления и отражения действительности. В первобытном человеческом стаде человек получил возможность трудиться и общаться с себе подобными. Это дало возможность передать однажды приобретенный опыт от одной особи к другой, в то время как ни одно животное не обучает целенаправленно других животных тому, что научилось делать само. У животных из поколения в поколение передавались лишь инстинкты, навыки же приходилось приобретать самим. В человеческом стаде потомки усваивали навыки предков, таким образом они смогли развиваться всё быстрее и быстрее, и вместе с их развитием развивался их интеллект, мышление, сознание. В частности, развитию мышления способствовало развитие в результате постоянного труда членораздельной речи.

Появление и совершенствование труда повлекло и другие изменения в человеческой психики: для успешного труда человек должен поставит себе цель, представлять конечный результат. Так развиваются воля, обостряется память. В процессе труда человек работает какими-то частями своего тела, конечностями — развивается точная координация движений, внимание, зоркость.

Таким образом, в результате непрерывного и долговременного труда выковывались все без исключения стороны психики человека. Все перечисленные процессы стали контролироваться сознанием, стали сознательными и управляемыми.

Итак, именно труд создал человека, выделил его из животного мира и возвысил н.1. Возникновение и развитие психики в филогенез Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе. Проблема возникновения психики в эволюции. Разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм). Необходимость возникновения психического отражения в эволюции. Порождение психики в деятельности субъекта и ее функции в ней (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). Анализ ситуаций, где психика не нужна и где она необходима. Проблема субъективных и объективных критериев психического. Понятия абиотических и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности, биологического смысла. Психика как ориентировочная «часть» (функция) деятельности субъекта. Гипотеза А.Н.Леонтьева об условиях возникновения чувствительности в эволюции и ее экспериментальное подтверждение (эксперименты по формированию светочувствительности кожи ладоней рук).

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. В философии издавна существуют два различных подхода к пониманию природы и проявления психики: материалистический и идеалистический. Согласно материалистическому — психические явления представляют собой результат функционирования высоко организованной живой материи, самоуправления развитием и самопознания.

В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует не одно, а два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы один к другому и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.

Согласно представлениям материалистов, психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог ее развития. Это произошло спустя весьма длительный период после зарождения жизни на Земле. Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению. Подобную ситуацию мы наблюдаем у одноклеточных живых существ, относящихся к типу простейших. Им уже свойственны близкие к психике явления, а именно: способность к реагированию на изменения внутренних состояний и внешнюю активность на биологически значимые раздражители, а также память и способность к элементарному научению через пластичные, приспособительные изменения поведения.

Первые признаки жизни на Земле появились 2-3 миллиарда лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению и передаче генетически закрепленных свойств по наследству. Позднее, в процессе эволюционного самосовершенствования живых существ, у них появился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Это — нервная система. По мере ее усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности, как то: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, сознание, рефлексия.

Важным стимулом к развитию психики явилось усложнение самих условий жизни, требовавшее изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем, что было возможно только при наличии у животных сложной нервной системы и высших уровней психического отражения. Таким образом, первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

Согласно же мнению ученых, склонных к идеалистической философии, психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Так же как в преобразовании со временем материального можно выделить низшие и высшие формы, в эволюции идеального (психического) можно отметить свои элементарные и простейшие формы, определить собственные законы и две Эволюции психики живых организмов. Земли осуществлялась на основе всех общих закономерностей этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их взаимоотношений с окружающим миром приводило в ходе эволюции к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием среды обитания, к совершенствованию передвижения и к активному обращению с окружающими предметами. Совершенствование ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных особей, могло обеспечить только усложнение поведения и психического отражения. При этом необходимо обратить внимание на взаимозависимость и параллелизм развития психики и двигательной активности. Как указывает К.Э. Фабри, именно движение (первично локомоция, а впоследствии и манипулирование) являлось решающим фактором эволюции психики. С другой стороны, без прогрессивного развития психики не могла бы совершенствоваться двигательная активность животных, не могли бы осуществляться биологически адекватные двигательные реакции и, следовательно, не могло бы быть эволюционного развития.

Развития эволюции психики

Как известно начало эволюции психики следует отчитывать с момента возникновения клеточных структур, которые положили начало развитию организмов. Из двух видов клеток, созданных эволюцией (растительная и животная), именно животные клетки в дальнейшем положили начало к созданию и развитию психики. Именно на их основе развились простейшие животные организмы, которые привели к возникновению нервной системы, а затем и психики высокоразвитых живых существ. Законы эволюции не зависят, от причины возникновения первичных элементарных жизненных процессов. То ли они возникли вследствие абиогенеза либо вследствие процессов, описываемых альтернативными теориями возникновения жизни на Земле, такими, как теория панспермии, теория стационарного состояния теория самопроизвольного зарождения и др.

Развитие всего живого подчиняется основному закону: закону выживаемости вида. Именно по этой причине эволюция первых животных организмов привела к тому, что возникли такие психические функции, как ощущение, память, восприятие, которые в дальнейшем привели к возникновению движения и формированию мышления.

Животные клетки и клетки растений различаются одним самым главным принципом, принципом питания. Если растительные клетки способны сами создавать органические вещества на свету, из углекислого газа и воды, то животные клетки не могут создавать органические вещества, и они потребляют уже готовые органические вещества, созданные растениями, либо берут их у других животных организмов.

Рассматривая возникновение психики, как планетарное явление, следует отметить, что первоначальное возникновение растений объясняется тем фактором, что растения более приспособлены к жестким условиям существования. В связи с тем, что для питания им достаточно света и углекислого газа, который, как правило, в начальной стадии возникновения планеты существует в избытке, растительные клетки получили хорошие условия для своего развития. Конечно, одним из существенных условий для возникновения любой жизни, как еще указывал И.С.Шкловский является режим температуры и света, подразумевая, что температура не должна превышать тех пределов, которые он указывал, т.е. от 0 до 100 градусов, т.е. в том случае, когда жидкость существует, когда еще не испаряется, растения могут питаться, используя корневую систему. В связи с этим можно сделать вывод, что когда говорится о возникновении жизни на планетах, в первую очередь это следует отнести к планетам, где существует растительная жизнь или имеются условия для ее возникновения. И действительно, если посмотреть на нашу планету, то это планета растений, больше всего биологической массы составляют именно растительные клетки.

Растительный мир создает необходимые условия для возникновения биологической жизни, так как в течение определенного периода, растения, развившись по всей планете, изменяют не только климат планеты, но и состав атмосферы и почвы. Получается, что растения, как бы приспосабливая условия на планете под себя в течение длительного срока, создают благоприятную основу для зарождения и развития животных организмов. Если рассматривать эволюцию развития психики в дальнейшем, то ее можно представить следующим образом. Развитие сознания приведет к следующему этапу развития психики, а именно к развитию интуиции, которая будет определяться очень интенсивными неосознаваемыми мысленными процессами, т.е. более высокой формой мышления. Человек на более высокой эволюционной ступени развития, используя интуитивное мышление, будет более точно прогнозировать и предопределять события, нежели человек сегодняшний .Таким образом, мы пришли к выводу, что животные организмы, благодаря растениям, имеют условия к адаптации в более узком температурном режиме, нежели растения, который находится в пределах 50о. На первом этапе развития психики животные многоклеточные организмы, согласно Леонтьеву А.Н., обладают элементарными формами психики, из которых в первичными следует считать ощущения. Продолжая рассмотрения эволюции развития психики, можно высказать предположение, что на этапе более высокоразвитого уровня, чем интуитивное мышление, может появиться именно психическая деятельность. Что понимается под этим термином. Мы знаем, что психика управляет многими биологическими и физиологическими процессами. Можно предположить, что психика человека настолько получит интенсивное развитие, что она сможет быть деятельной, т.е. изменять внешнюю среду не при помощи физического воздействия, а при помощи психических процессов.

Пути эволюции персептивной психики

«В мире животных процесс эволюции привел к трем вершинам: позвоночные, насекомые и головоногие моллюски. Соответственно высокому уровню строения и жизнедеятельности этих животных мы наблюдаем у них и наиболее сложные формы поведения и психического отражения. Представители всех трех «вершин» способны к предметному восприятию, хотя, очевидно, только у позвоночных эта способность получила полное развитие. У остальных двух групп перцепция развилась своеобразными путями и качественно отличается от таковой у позвоночных. Аналогично обстоит дело и с другими решающими критериями стадии перцептивной психики, не говоря уже о том, что высшего уровня развития перцептивной психики достигли в процессе эволюции вообще только представители позвоночных, и то явно не все. Только у высших позвоночных обнаруживаются все наиболее сложные проявления психической деятельности, которые вообще встречаются в мире животных. Сравнивая беспозвоночных с позвоночными, необходимо также учесть, что ни головоногие, ни членистоногие не имеют никакого отношения к предкам позвоночных. Путь, ведущий к этим вершинам, отклонился от пути к третьей вершине еще на очень раннем этапе эволюции животного мира. Поэтому высокое развитие морфологических и поведенческих признаков, отмеченных нами у этих животных, является при сравнении с позвоночными лишь аналогией, обусловленной мощным повышением общего уровня жизнедеятельности, характерным для всех трех групп животных»(Фабри, 1976. С. 23

В поведении животных переплетаются взаимосвязанные, унаследованные инстинкты, условные рефлексы и навыки, приобретенные в индивидуальной жизни.Постепенно, в ходе эволюции, в связи с развитием головного мозга, индивидуальные навыки усложняются и начинают приобретать все большее и большее значение в поведении животных. Благодаря различным условиям развития и различиям в строении органов и организма, инстинкты также становятся качественно иными. Инстинкты птицы, собаки и обезьяны качественно различны, хотя и обозначаются общим понятием. Общая эволюция поведения животных проходит в основном от стереотипно инстинктивных к индивидуализированным формам. Усложнение поведения у членистоногих и позвоночных шло разными путями. Так, в типе членистоногих мы видим прогрессивное развитие инстинктивного поведения, достигающего высочайшей степени сложности и совершенства. У многих общественных и одиночных насекомых и целого ряда видов пауков психическая деятельность этого типа достигает необычной высоты, сложности и целесообразности. Это, например, строительные инстинкты пауков, общественные и строительные инстинкты насекомых, инстинкты, связанные с заботой о потомстве и т.п. Каждый из таких инстинктов представляет собой длинную цепь очень точно регулированных и строго повторяющихся действий, которые при обычных условиях существования представляют самые удивительные примеры приспособления животных к совершенно определенным условиям существования. Роль приобретенных компонентов в этих цепях довольно мала. Как отмечает А.Н. Северцов, » эволюция приспособлений при помощи изменения поведения животных здесь пошла в сторону прогрессивного развития наследственно фиксированного поведения (инстинкта)». У позвоночных животных эволюция пошла в направлении прогрессивного развития индивидуально-приспособительной деятельности, т.е. наследственно не фиксированных действий. Инстинктивные компоненты поведения у позвоночных в процессе развития особи гораздо сильнее «обрастают» условнорефлекторными и элементами разума. Это наблюдается даже в тех случаях, когда мы имеем дело со сложными инстинктами высших позвоночных, как, например, с гнездостроительными или миграционными инстинктами птиц или родительскими инстинктами у амфибий, птиц и млекопитающих. В сравнительном ряду позвоночных можно отметить прогрессивное развитие пластичности поведения и индивидуально-приспособительной деятельности. У рыб и амфибий она в основном сводится к сравнительно простым условным рефлексам, значительно сложнее индивидуально-приспособительная деятельность у рептилий, наибольших высот она достигает как у птиц, так и у млекопитающих, развиваясь параллельно. Пластичность поведения и у тех, и у других имеет громадное биологическое значение и позволяет высшим представителям этих двух групп быстро приспосабливаться к весьма разнообразным и быстро изменяющимся условиям. Это становится особенно актуальным, когда животным приходится приспосабливаться к изменениям, вносимым в их жизнь человеком.

Как отмечал А.Н. Северцов,»наибольшее значение приспособлений этого типа мы, конечно, видим при эволюции человека, где они несомненно играли первенствующую роль. Можно сказать, что благодаря развитию сознательно-разумной психики, способность непосредственных предков человека и самого человека к приспособлению повысилась в невероятной степени, и что именно благодаря этой способности человек и занял, не только в ряду млекопитающих, но и в ряду всех животных, доминирующее положение; он может приспособляться в чрезвычайно короткое с эволюционной точки зрения время.

Рассматривая планетарное возникновение психики и сознания, а также приемы и способы поиска инопланетных цивилизаций, используя психические процессы, можно сделать следующие выводы:

Психика, как любой природный процесс, подчиняется законам эволюции и имеет дальнейшее свое развитие. Причем настолько интенсивное, что достаточно 10-20 тысяч лет, чтобы в принципе была создана иная цивилизация, которая человечеству на уровне сознания будет глубоко непонятна не только в техническом плане, но и в мышлении.

Следует развивать психические методы поиска внеземных цивилизаций, считая психику достаточно тонким инструментом для регистрации воздействия других, более высоких цивилизаций на биологические и психические процессы людей и животных. Для этого необходимо провести фундаментальные исследования бессознательных процессов в плане восприятия и регулирования не только биологических, но и когнитьно ко всяким изменениям и условиям существования.»

1. Леонтьев А.Н. «Эволюция психики», М. Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1999,

2. Северцов А.С. Введение в теорию эволюции. М.: Изд-во МГУ, 1981.

3. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

4. Савельев С.В. Введение в зоопсихологию. М., 2000.

5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

6. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции (теория стабилизирующего отбора). М.; Л., 1946

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00060656_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *