Влияние компьютера на детскую психику — влияние компьютера на психику детей

16.05.2019

Причины возникновения компьютерной зависимости:

Влияние компьютера на детскую психику. Проект

Цель работы: Выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влияние на детский организм. Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
vliyanie_kompyutera_na_detskuyu_psihiku1.docx133.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7» г. Торжка

Влияние компьютера на детскую психику.

Работа ученицы 10 класса

Емельянова Анна Андреевна

Ф.И.О. Борисова Ольга Александровна

Работа допущена к защите «_____» _______________ 2018г.

Подпись руководителя проекта _________________(__________________)

Паспорт проекта

Название проекта
Влияние компьютера на детскую психику

Руководитель проекта
Борисова Ольга Александровна

Автор проекта
Емельянова Анна Андреевна

Учебная дисциплина
Информатика

Тип проекта
Исследовательский

Цель работы
Выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влияние на детский организм.

Краткое содержание проекта
Что же такое компьютер — угроза для здоровья детей или современный друг и помощник?

Как воздействует компьютер на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему, как «сидеть» за компьютером так, чтобы он не был врагом?

Результат проекта (продукт)
Основное предназначение компьютера это- сбор, хранение и обработка информации. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей

Индивидуальный план работы над проектом

Выбор руководителя и темы проекта.

Выбор типа проекта. Составление плана работы над проектом.

Работа над проектом

Анализ теоретической части. Опрос учащихся гимназии.

Обработка результатов опроса. Составление плана защиты проекта.

Отзыв руководителя. Формирование папки индивидуального проекта.

Защита индивидуального итогового проекта

Отзыв

на исследовательскую работу

учащегося 10 класса МБОУ «Гимназия №7» г. Торжка

Емельянова Анна Андреевна

по теме: «Влияние компьютера на детскую психику»

Работа Емельяновой Анны представляет собой исследование влияния компьютера на детскую психику. Актуальность работы заключается в том, что компьютер стал необходимой частью жизни в каждой семье. Нарастает время препровождения детей за компьютером, планшетом и телефоном, и это негативно сказывается на здоровье ребенка. В работе важно проанализировать данные опроса учащихся, сделать вывод на основе теоретических знаний из различных источников информации. Содержание работы соответствует заявленной теме. Работа включает в себя введение, основную часть, заключение, список литературы. В введении указывается актуальность исследования, ставиться задача, выдвигается гипотеза. В работе представленная информация о пользе и вреде компьютера, проведен опрос учащихся, сделаны выводы. Работу Анна выполняла самостоятельно, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованной ей для исследования. При выполнения работы Анна проявила: самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие проблемы. Четко выполняла все рекомендации научного руководителя и вовремя устраняла замечания в процессе доработке исследовательской работы. Замечания по данной работе незначительные, необходимо продумать и доработать заключение по данной теме. Внести свои предложения по уменьшению использования телефонов учащимися в школе.

Вывод: проектная работа Емельяновой А.А. по теме: «Влияние компьютера на детскую психику» достигла поставленных целей, отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется к защите.

Учитель информатики . Борисова О.А.

(предмет) (подпись) (расшифровка подписи)

«__»_____________ 2018 г.

Введение

Цель исследования: Выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влияние на детский организм.

Гипотеза исследования: Я предположила, что если мои сверстники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение, осанка, портятся отношения с родителями, снижается качество учёбы.

Метод исследования: Выяснить путём анкетирования, как дети любят проводить время за компьютером, сколько времени они тратят на игры.

Актуальность темы: В последнее время в человеческой деятельности нашим спутником по жизни стал компьютер, он есть почти в каждом доме. Без компьютера не обходятся и дети. Прошли те времена, когда компьютер был роскошью. Сейчас практически в каждом доме есть компьютер, а может даже несколько компьютеров, различные планшеты, телефоны, смартфоны поэтому вопрос о влиянии компьютера на ребенка поднимается в каждой семье.

Так что же такое компьютер — угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? Интересно, как воздействует компьютер на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему, как «сидеть» за компьютером так, чтобы он не был врагом?

Мною было решено провести исследование: все ли компьютерные игры – враги или друзья? Помогают ли игры в учёбе или только мешают?

Многие дети копируют поведение своих родителей с самого детства. И еще они всегда находятся в тренде современных достижений человечества. Поэтому сейчас дети очень рано интересуются всякого рода электронными гаджетами.

Маленький человек «работает» за компьютером. И ситуация, подобная этой, может вызвать только добрую улыбку. Совсем другое дело, если речь идет о просиживании днями и часами за мультиками, фильмами, компьютерными играми. Тут уже не до шуток и улыбок. Хотя поначалу ситуация часто недооценивается. Многие родители позволяют своим детям с малых лет сесть за компьютер и не видят в этом ничего негативного. Мол: «Пусть учится, без знания компьютера сейчас никуда». Но очень часто через некоторое время замечают изменения в поведении ребенка. Сын или дочь становятся буквально зависимыми от этой электронной машины.

Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл ) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг!

Выясним, какая же польза от компьютера, и какой вред компьютер наносит здоровью ребёнка.

Польза от компьютера

Играя в компьютерные игры у детей могут развиваться познавательные навыки. Многие популярные игры требуют абстрактного мышления высокого уровня для того, чтобы выиграть. Этим навыкам в детских учреждениях не учат. Например, детям необходимо следовать инструкциям, решать сложные проблемы и использовать логику во многих играх, которые сейчас популярны. Такой опыт будет полезен для ребенка.

Для детей дошкольного возраста электронные устройства могут помочь стимулировать чувства и воображение, улучшать их общее состояние. Некоторое применение может способствовать развитию понимания иностранной речи, изучению звуков.

Электронные устройства и игры могут оказывать влияние на развитие аналитических навыков. Это может, в свою очередь, помочь детям построить логическое мышление и исследовательские навыки, сформировать стратегическое мышление и творчество.

Использование компьютеров может улучшить эмоциональное состояние, ловкость рук и способствовать компьютерной грамотности.

Игры, которые поощряют игроков продвигаться по уровням и получать высокие баллы, могут помочь развить мотивацию для достижения целей.

Но это не значит то, что годовалому малышу можно вручить планшет или усадить его перед монитором на целый день и посчитать свой педагогический долг исполненным. Для полноценного развития ребенку нужно общение с родителями и сверстниками, подвижные игры на свежем воздухе и обычные игрушки. Общение же с компьютером для дошкольников должно ограничиваться 10-15 минутами, а для младших школьников 20-30 минутами не более 2 раз в день и с перерывами между «сеансами» не менее 2-3 часов.

Вред от компьютера

При не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению здоровья, а также к психологической и компьютерной зависимости ребенка от виртуального мира.

Разберемся, что такое компьютерная зависимость, причины возникновения компьютерной зависимости , признаки компьютерной зависимости у ребенка и какие существуют стадии компьютерной зависимости.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Причины возникновения компьютерной зависимости:

Признаки компьютерной зависимости у ребёнка:

Стадии компьютерной зависимости:

Вред от компьютера на здоровье ребенка

Чрезмерное увлечение детей компьютером вместо ожидаемой пользы может принести значительный вред. К примеру, замена живого общения и игр с родителями и сверстниками даже самими лучшими развивающими программами приводят к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка. В частности, только за последний год количество детей с задержкой речевого развития увеличилось на 40%, детей с задержкой психоречевого развития на 20%. И педиатры связывают эти цифры именно с «компьютеризацией» нашей жизни.

Как компьютер влияет на зрение, осанку и психику ребенка:

Влияние на зрение:

Высокая яркость и мерцание монитора компьютера, а также необходимость постоянно
фокусировать взгляд в одном направлении и на одном расстоянии, вызывают быстрое утомление глазных мышц. А регулярное переутомление глазных мышц приводит к потере остроты зрения и может вызвать развитие близорукости.

Влияние на осанку:

Строго говоря, негативное влияние на осанку ребенка оказывает не сам компьютер, а неправильная поза ребенка во время работы на нем. Особенно негативно этот фактор сказывается на здоровье позвоночника, если ребенок проводит за монитором по несколько часов в день и не уделяет достаточно времени физической активности и спорту.

Если ребенок сидит перед компьютером, развалившись в кресле, или напротив постоянно ссутулится и нагибается вперед, его позвоночник деформируется. Это в свою очередь приводит к болям в спине, головным болям, неправильному формированию позвоночника и развитию сколиоза.

Влияние на психику ребенка:

Главная опасность виртуального мира для детской психики заключается в том, что ребенок отождествляет себя с героем компьютерной игры. Хорошо, если это «мирный» герой развивающей игры, который печет пироги, лечит животных или разводит цветы. Но ведь такие игры детям быстро надоедают: мальчишки предпочитают видеть себя спасителем мира, бесстрашно уничтожающим пришельцев или монстров, девчонок привлекают виртуальные симуляторы модельного и шоу-бизнеса. Увлечение подобными играми приводят к искаженному восприятию реальности ребенком: агрессивное поведение, физическое насилие и даже убийство перестают быть в глазах детей чем-то страшным.

Слишком динамичные игры, такие как симуляторы автомобильных гонок, возбуждают нервную систему ребенка и вызывают быстрое переутомление. В результате нарушается сон и аппетит, появляется раздражительность и агрессия, снижается концентрация внимания и способность к обучению.

Результаты анкетирования учащихся

Исследование проводилось в феврале 2018 года на базе школы МБОУ «Гимназия №7» города Торжок. В исследовании приняли участие 64 учащихся, 7, 10 классы.

Учащимся были заданы следующие вопросы:

1)Время нахождения за компьютером?

2)Какие занятия за компьютером?

3)Бывают ли ссоры из-за компьютера с родителями?

4)Чем предпочитаете заниматься в свободное время?

5) Как ты учишься?

Я получила следующие результаты:

По результатам исследования 32 ученика имеют низкий уровень зависимости. Они являются обычными пользователями сети Internet, если иногда позволяют себе задерживаться в сети несколько дольше, то вполне контролируют ситуацию.

У 28-ми учеников – средний уровень и есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети, им необходимо задуматься над тем, что для дальнейшей жизни важнее.

Имеют серьёзные проблемы 4 ученика 7 класса, возможно, им необходима помощь специалиста (психотерапевта) и усиление родительского контроля, для того, чтобы их увлечение не переросло в болезнь.

Заключение

Основное предназначение компьютера это- сбор, хранение и обработка информации. А также компьютер предназначен для облегчения человеческого труда(различные развлечения и досуг, выход в сеть Интернет, связь, работа, оплата счетов и покупок и многое другое). При разумном подходе компьютер никакого вреда для ребенка не принесет, а польза будет существенной и неоценимой. Ребенок постепенно научится быстро находить полезную информацию, устанавливать и переустанавливать программы, сможет создавать свои собственные проекты и размещать в интернете, общаться с единомышленниками. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

Список литературы

Презентация

Текст публичного выступления

Здравствуйте уважаемые члены комиссии. Я Емельянова Анна, ученица 10 класса МБОУ «Гимназии №7» города Торжка. Разрешите представить свой исследовательский проект по теме «Влияние компьютера на детскую психику». В последнее время в человеческой деятельности нашим спутником по жизни стал компьютер, он есть почти в каждом доме. Без компьютера не обходятся и дети. Прошли те времена, когда компьютер был роскошью. Сейчас практически в каждом доме есть компьютер, а может даже несколько компьютеров, различные планшеты, телефоны, смартфоны поэтому вопрос о влиянии компьютера на ребенка поднимается в каждой семье. Поэтому я считаю, что тема данного проекта является актуальной. Цель исследования: Выяснить, о пользе компьютера в жизни человека и вреде, наносимом здоровью детей; об опасности компьютерных игр, их влияние на детский организм. Задачи проекта:

Я предположила, что если мои сверстники используют компьютер лишь для игр, и тратят на это занятие много времени, то при этом страдает здоровье учащихся, ухудшается зрение, осанка, портятся отношения с родителями, снижается качество учёбы. Выяснить путём анкетирования, как дети любят проводить время за компьютером, сколько времени они тратят на игры. Выясним, так что же такое компьютер — угроза для здоровья детей или современный друг и помощник? Интересно, как воздействует компьютер на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему, как сидеть за компьютером так, чтобы он не был врагом? Я решила провести исследование: все ли компьютерные игры – враги или друзья? Помогают ли игры в учёбе или только мешают? Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл ) или расположить числа по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «Молодец!», «Ты справился отлично!», это вызывает у ребенка восторг! Польза от компьютера: Обратимся к слайду презентации. А что же тогда ПЛОХО? При не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению здоровья, а также к психологической и компьютерной зависимости ребенка от виртуального мира. Разберемся, что такое компьютерная зависимость, причины, признаки и стадии компьютерной зависимости у ребенка. Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Причины возникновения компьютерной зависимости:

Признаки компьютерной зависимости у ребёнка сопровождаются агрессивностью, раздражительностью, отстранением от семьи и друзей, постоянной ложью родителям и устойчивыми проблемами с учебой или поведением.

Стадии компьютерной зависимости:

Вред от компьютера: Компьютер воздействует на зрение ребенка, может появляться головная боль или головокружение. Неправильная или стесненная поза приводит к заболеванию кистевых суставов, затрудненному дыханию и остеохондрозу. Психическая нагрузка влияет на поведение, вегетососудистую систему, утомляемость, слабость, трудности засыпания, апатия и пугливость. Влияние на зрение: Регулярное переутомление глазных мышц приводит к потере остроты зрения и может вызвать развитие близорукости. Влияние на осанку: Негативное влияние на осанку ребенка оказывает не сам компьютер, а неправильная поза ребенка во время работы. Влияние на психику ребенка: Главная опасность виртуального мира для детской психики заключается в том, что ребенок отождествляет себя с героем компьютерной игры. Исследование проводилось в феврале 2018 года на базе школы МБОУ «Гимназия №7» города Торжок. В исследовании приняли участие 64 учащихся, 7, 10 классы. Вывод по исследованию.
По результатам исследования 32 ученика имеют низкий уровень зависимости. Они являются обычными пользователями сети Internet, если иногда позволяют себе задерживаться в сети несколько дольше, то вполне контролируют ситуацию.
У 28-ми учеников – средний уровень и есть проблема из-за частого увеличения времени пребывания в сети, им необходимо задуматься над тем, что для дальнейшей жизни важнее. Имеют серьёзные проблемы 4 ученика 7 класса, возможно, им необходима помощь специалиста (психотерапевта) и усиление родительского контроля, для того, чтобы их увлечение не переросло в болезнь. Заключение. Основное предназначение компьютера это- сбор, хранение и обработка информации. А также компьютер предназначен для облегчения человеческого труда( К примеру, различные развлечения и досуг, выход в сеть Интернет, связь, работа, оплата счетов и покупок и многое другое) При разумном подходе компьютер никакого вреда для ребенка не принесет, а польза будет существенной и неоценимой. Ребенок постепенно научится быстро находить полезную информацию, устанавливать и переустанавливать программы, сможет создавать свои собственные проекты и размещать в интернете, общаться с единомышленниками. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

Самоанализ исследовательской работы

В процессе данной работы я поняла одну простую истину. Любое действие хорошо в меру. Компьютер может быть, как полезен, так и вреден для человека. Он может упростить массу задач. С его помощью можно получить новые полезные и интересные знания. Но, одновременно, при длительном использовании может нанести негативный вред здоровью и психике подрастающего поколения. Плюсы моей работы в том, что при раскрытии темы данной проблемы мною было проведено практическое исследование, а именно опрос учащихся школы. О чем можно сделать выводы, что необходимо привлекать школьников во время перемен от отказа использования мобильных телефонов, планшетов и других электронных устройств.
Минусы моей работы в том, что сложно разработать план действия по уменьшению использования электронных устройств у школьников.

Лучше всего у меня получилось провести опрос среди учащихся гимназии, построить самостоятельно диаграммы и проанализировать результаты моей работы.

Источник: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/10/04/vliyanie-kompyutera-na-detskuyu-psihiku-proekt

Как влияет компьютер на психику детей?

Информационные технологии изменили наш мир. Сегодня компьютер стал частью жизни практически каждого человека, а для детей естественной частью детства, как игра в мяч или езда на велосипеде.

Исследования не позволяют еще дать однозначной и целостной оценки влияния компьютера на психику ребенка. Компьютер может стать полезным инструментом для терапии различных расстройств, специфика его использования улучшает координацию глаз и рук. Научные исследования показали, что компьютерные игры стимулируют психические процессы малыша, побуждают его к размышлению, стимулируют воображение, развивают познавательную сферу.

влияние компьютера на психику детей

Но вместе с этим постоянное времяпровождение за компьютером может привести и к негативным изменениям в личности. Помимо риска различных физических нарушений (ухудшение зрения, риск ожирения, головные боли, заболевания позвоночника и спины и т.д.) могут возникнуть и различного рода нарушения в психике ребенка.

Негативное влияние на социально-психическое развитие

Часы, проведенные в интернете, чатах, за играми вызывают психологическое привыкание. Меняется сфера эмоций и социальных контактов. Подсчитано, что среди пользователей сети около 23% интернет — зависимых, а это уже проблема с которой, как правило, очень тяжело справиться самому. Такой ребенок не выходит из дома, не встречается со сверстниками, не устанавливает новых связей, перестает мечтать, у него усугубляется чувство одиночества. Виртуальный мир затягивает его, отрывая от реальности жизни.

В случае отказа от компьютера появляется синдром отмены, т. е. дрожание рук, повышенная потливость, бессонница, тревожно-депрессивное состояние. Такие же симптомы можно наблюдать у людей с зависимостью от алкоголя.

Негативное влияние на нравственное развитие

Играя в компьютерные игры, ребенок перенимает некоторые модели поведения. Особое беспокойство вызывает, если эти модели являются агрессивными. Наблюдая за таким поведением, дети переносят агрессивные реакции на жизненные ситуации. Победы в играх укрепляют чувство собственного достоинства и успеха, а поражения могут вызвать вспышки гнева и повышенную тревожность. Неоднократно после компьютерной игры возникает чувство одиночества и потерянности.

Как показали результаты проведенных исследований влияния и последствия «агрессивных» компьютерных игр на психику детей, дети, посвятившие много времени таким играм отличаются большей агрессивностью, низкой моральной чувствительностью, подозрительностью и раздражительностью. Моральную бесчувственность в сочетании с повышенной агрессивностью можно определить как склонность к психопатии, а личность, с такой характеристикой, как личность асоциальную. Таким образом, результаты исследования четко показали, что использование игр с агрессивным содержанием может сформировать в детях склонность к девиантному поведению.

Стоит отметить и неконтролируемый, легкий доступ к сайтам аморального характера, которые содержат насилие, секс, нецензурную лексику. Их негативное влияние очевидно.

Однако не стоит запрещать ребенку «общению» с компьютером. Тем более что запретный плод всегда будет искушением. Все хорошо в меру. Компьютер может быть злейшим врагом, а может стать помощником. Используя его в образовательных и познавательных целях он, несомненно, ускорит развитие ребенка и расширит его интересы.

Источник: http://psychologyc.ru/vliyanie-kompyutera-na-psixiku-rebyonka/

Влияние компьютера на психику ребенка

Взаимоотношения ребенка и компьютера, увлечение компьютерными играми. Негативное влияние компьютера на психику. Характеристика и анализ исследования влияния компьютера на детскую психику. Рекомендации по оптимизации общения ребенка с компьютером.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления28.04.2015
Размер файла40,8 K

влияние компьютера на психику детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальной работы

Влияние компьютера на психику ребенка

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентка 2868 группы _____________ Кузнецова Ю. В.

Специальность — Социальная работа /040101/

кандидат филологических наук, доцент _____________Храмцова Н.Г.

1. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику ребенка

1.1 Взаимоотношения ребенка и компьютера

1.2 Психологический аспект увлечения компьютерными играми

1.3 Негативное влияние компьютера на психику ребенка

2. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику ребенка

2.1 Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику

2.2 Анализ проведенного исследования

2.3 Рекомендации, направленные на оптимизацию общения ребенка с компьютером

Список использованной литературы

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что персональные компьютеры стремительно вошли в современную действительность и стали ее неотъемлемой частью. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без компьютеров, которые окружают нас со всех сторон. Но, компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Объектом данного исследования является компьютеризация жизни современных детей.

Предмет исследования — компьютерное влияние на детскую психику.

Целью моей работы является рассмотрение и выделение как положительных, так и отрицательных сторон влияния компьютера на психическое состояние детей. Для достижения цели были выдвинуты задачи:

1) Изучить доступную имеющуюся литературу по проблемам взаимоотношений ребенка и компьютера;

2) Проанализировать полученную информацию и составить собственную методику для практического рассмотрения данной проблемы;

3) Провести практическое исследование на интересуемых объектах, а именно школьниках, непосредственно имеющих контакт с персональным компьютером;

4) Проанализировать полученные результаты и выявить отрицательные и положительные стороны влияния компьютера на психику ребенка;

5) Обобщить результаты, сформулировать рекомендации и сделать вывод по проведенной работе.

Результаты моего исследования могут быть повсеместно использованы и родителями и педагогами, занимающимися компьютеризацией детского досуга и обучения, с целью сохранения здорового состояния ребенка.

Работа привносит в изучение данной проблемы некую новизну, связанную с разработкой новой, ранее не существующей методики, и непосредственным изучением группы учащихся по данной методике с целью выявления позитивных и негативных влияний компьютера на их деятельность и состояние.

Ребенок постоянно находящийся в контакте с персональным компьютером испытывает отрицательное психологическое давление и различного рода психические расстройства, от агрессивности до состояния невозможности отличия реальности от виртуального мира. Данных проблем можно избежать если:

1) Провести практическое исследование, выявляющее влияние компьютера на психику ребенка;

2) Выделить и обобщить рекомендации направленные на оптимизацию детского общения с компьютером;

3) Эти рекомендации осуществить на практике.

Выделено несколько методов изучения поставленной проблемы:

— теоретический анализ медицинской, социальной, технической литературы по проблеме компьютерного влияния на человека;

— применение собственной методики для более глубокого изучения проблемы;

— анкетирование учащихся, непосредственно относящихся к поставленной проблеме;

— сравнительный анализ данных полученных при практическом исследовании;

— статистическая обработка полученного результата.

Данная курсовая работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические аспекты изучения влияния компьютера на психику ребенка

1.1 Взаимоотношения ребенка и компьютера

Проблема взаимоотношения ребенка и компьютера обсуждается в мире с тех пор, как компьютеры начали входить в жизнь людей на правах бытовой техники. Но человечество до сих пор так и не определилось компьютер для детей — это зло или благо? Мы попробуем рассмотреть эту проблему и дать ответ на заданный вопрос.

Родители всегда во все времена пытались дать своему ребенку самое лучшее, научить их многому, развить в них новые навыки, к сожалению, это не всегда идет на пользу самому ребенку. Многие современные родители считают, что если не начать знакомить ребенка с компьютером в раннем возрасте, то он может в последующем отставать от своих сверстников. Другая крайность — некоторые родители, наоборот, боятся приобщения ребенка к компьютеру: боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушающего психику воздействия компьютерных игр. Как оказалось эти страхи не так уж и безосновательны.

Все чаще стали обращаться родители к психиатрам с проблемой болезненного пристрастия своих детей к компьютеру. Этому явлению дали название «Компьютерный синдром». Многие специалисты считают, что это тяжелое излечимое заболевание. Вначале болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у компьютера, играет в компьютерные игры или сидит в Интернете, а в итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все больше времени. Следует также отметить, что данной зависимости могут быть подвержены и взрослые люди. Это может быть Интернет — зависимость, или например, зависимость от игр — симуляторов реальной жизни, в которые погружаются зрелые люди, стараясь уйти от повседневных проблем.

Проблема компьютерных игр и их влияния на психику ребенка обсуждается в наше время довольно рьяно. По данным американских исследователей с медицинского факультета Техасского университета, одно из самых вероятных и неприятных последствий чрезмерного увлечения компьютером — эпилепсия. Неврологи как могут помогают незадачливым родителям, которым в свое время не пришло в голову ограничить любимому чаду доступ к «игрушкам». Разработан список ценных указаний специально для таких случаев. Во-первых, нужно убедиться, не сидит ли ребенок ближе 60 см от монитора. Пропорционально диагонали экрана меняется и дистанция до стула с ребенком. Во-вторых, в комнате должен гореть верхний свет. По идее, это должно резко снизить вредный эффект мерцания, ведь именно он способствует появлению у предрасположенных детей судорог. Мерцание «обеспечивают» современные «стрелялки», в которых для достижения лучшего визуального эффекта применяется быстрая смена цветовой палитры. И самая важная рекомендация: каждый час, проведенный за стрелялками — бродилками, нужно прерываться на 15-минутный перерыв. Причем родители, считает доктор, должны проследить, чтобы ребенок не смотрел в это время телевизор, а занимался чем-нибудь более креативным — например, рисовал, раскрашивал или читал. Однако значительное число детей и подростков играет в компьютерные игрушки в специальных клубах, персоналу которых, разумеется, и в голову не приходит следить за соблюдением какого-либо режима.

Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Порой бывает очень трудно подавить в детях любопытство к машинам, которые так часто используют взрослые. Дети видят, как их родители делают что-то сидя за компьютером, и у них тоже возникает желание попробовать. Так в каком же возрасте начинать? Этот вопрос стал причиной споров врачей и ученых. Одни рекомендуют детям держаться подальше от компьютеров как минимум до семи лет. Другие считают трехлетний возраст самым подходящим для знакомства с компьютером. Но обе стороны согласны в том, что ребенка ни в коем случае нельзя оставлять один на один с компьютером вне зависимости от того, три года ему или восемь лет.

Если взрослые люди делают свой выбор более или менее осознанно, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу невооруженным глазом. Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.

Приобщение ребенка к Интернету лучше всего начать с сайтов, предназначенных специально для детей. Среди русскоязычных детских ресурсов можно отметить сайт vKIDS.ru, предлагающий более пятисот онлайн-игр. Самый полный каталог детских сайтов можно найти по адресу Kinder.ru. Сайты, обучающие чтению и музыке, не говоря уже о том, чтобы научиться самостоятельно справляться с компьютером, призваны помогать ребенку, а не наносить ему вред. Однако за детьми надо присматривать, когда они «исследуют» веб-сайты. Выполнение игровых заданий, представленных на детских сайтах, дает родителям шанс не только приятно провести время с детьми, но и посмотреть, на что они больше всего реагируют и проследить уровень развития.

К сожалению, современные технологии развиваются гораздо быстрее, чем проводятся соответствующие исследования. Ученые часто запаздывают с результатами своих исследований, и оказывается, что сегодня они смогли найти ответы лишь на вопросы, волновавшие разработчиков около 10 лет назад. Но и без всяких исследований ясно, что как бы ни влияли компьютеры на детей, в вопросах воспитания и развития ребенка родителей машинами не заменить. Для ребенка внимание и забота родных важней, чем дружелюбный электронный персонаж на экране компьютера.

1.2 Психологический аспект увлечения компьютерными играми

компьютер ребенок психика

Компьютерные игры покорили человечество: играют все — от малышей до людей преклонного возраста. Компьютерные игры дают возможность перенестись в мир иллюзий и грёз, но к чему же это приведет? Последствия увлеченности такими играми осуждаются в средствах массовой информации, причем, как правило, с негативных позиций. Рассмотрим подробнее вопрос о том, как влияет современное массовое увлечение на психику игрока, на его отношение к реальному миру.

Понимая, что компьютерные игры многосторонне влияют на личность игрока, попробуем остановиться на позитивных моментах этого влияния, на тех статистически значимых результатах психологических исследований, которые опубликованы в научных изданиях.

Проводится множество исследований посвященных проблеме игровой зависимости у детей. Результаты данных исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры-приключения, стратегические игры, на последнем месте — логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии. Для проверки мнения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были обследованы игроки от 10 до 20 лет. Чаще предпочитают играть в компании друзей, опрошенные старшей возрастной группы (от 14 до 20 лет), подростки в возрасте от 10 до 13 лет чаще играют в одиночку. Подростки «компьютерной» группы чаще, чем их сверстники из контрольной группы, посещают молодежные центры, дискотеки и спортивные мероприятия, устраиваются на разовую работу курьерами или разносчиками газет.

Проблема агрессивности несовершеннолетних и связанных с ней правонарушений имеет широкий резонанс и выступает как одна из центральных тем психологических исследований. Опубликовано большое число работ о влиянии компьютерных игр на формирование агрессивности у детей и подростков. Анализ данных работ показывает сильную поляризацию мнений: одни авторы доказывают, что компьютерные игры агрессивного содержания повышают агрессивность пользователей, другие отрицают эту взаимосвязь, последних примерно в два раза больше. Достоверны лишь полученные данные о том, что игры с агрессивным содержанием способны стимулировать агрессивность у детей, но только младшего школьного возраста (6-9 лет). Однако и взаимосвязь компьютерных игр с агрессивностью можно трактовать по-разному: либо агрессивное поведение игрока вызвано агрессивным содержанием компьютерной игры, либо, наоборот — агрессивные дети и подростки предпочитают компьютерные игры с агрессивным содержанием.

Анализируя психологические особенности игр-экшенов (игр — боевиков) можно отметить, что гуманного в них мало. И дело не только в страшных чудовищах, а скорее в том, что виртуальный игровой мир обречен на гибель самим игроком. Конечно, существуют и различия в оценке этих игр: одни люди могут отличить игровое поведение от реального, другие — нет. Взросление обычно увеличивает эту способность: маленький ребенок часто переносит в реальную жизнь эмоциональные отношения к партнеру, возникшие в ролевой игре. Взрослый же спортсмен демонстративно пожимает руку сопернику после жестокой схватки. Чем больше параметров учитывается при оценке «свой — чужой», тем точнее это позволяет направлять агрессию. Чем больше критериев для анализа имеет человек, тем более агрессивным может быть его поведение, оставаясь при этом в рамках общепринятых моральных норм. Если не противопоставлять виртуальную реальность настоящей, а рассматривать их как части одной жизни, то компьютерные игры становятся тренажером для обучения тому, как управлять агрессивностью. Когда игрок сменит игру на какое-либо другое занятие навык останется, и будет приносить пользу. Таким образом, компьютерные игры формируют привычку использовать компьютер в качестве инструмента управления агрессией.

Можно отметить ещё и следующие положительные моменты использования игр-экшенов — это навыки быстрого, точного и тонкого движения рук. Ловкость игрока сосредоточивается в кончиках пальцев. Возможно, в будущем этот навык потребуется для управления транспортными средствами или сложным технологическим оборудованием. Другой навык более востребован уже сейчас. Это навык «управления автоматизированной системой». Труд оператора сложной автоматизированной системы является высоко напряженным и ответственным. И нет ничего в повседневной жизни современных детей, что так хорошо готовит их к операторскому труду, чем игры-экшены. Мало того, что для игрока он становится комфортным, ребенок учится получать от него удовольствие.

Наименьшее зло, по данным социальных опросов, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством является развитие навыка системного мышления. Игрок не видит все поле сразу и вынужден строить его образ. Он одержит победу только тогда, когда узнает все правила, заложенные в программу, научится прогнозировать ход игры, учитывать достаточное количество разных параметров. Раньше такие навыки системного аналитика были необходимы только элите, сейчас потребность в таких специалистах резко возросла.

Отметим основные положительные аспекты компьютерных игр и других тематик. Логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Азартные игры требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления. Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Игры типа преследование-избегание («Пакман») включают в игровой процесс интуитивный компонент мышления и эмоционально-чувственное восприятия.

Многие родители жалуются на чрезвычайно активный интерес ребенка к компьютеру, а точнее на то, что чадо слишком много времени проводит у монитора. Данную проблему лучше решать с помощью специалиста. Поэтому приведём пример исследования Б.С. Шлимовича.

Современная жизнь, коммуникации невозможны без компьютеров, а завтра будут еще невозможнее. Поэтому, если родители из соображений потому что «это вредно» не покупают ребенку компьютер, они резко уменьшают интеллектуальный потенциал, с которым их сын или дочь войдут во взрослую жизнь.

Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что «стал умнее», испытывает, прежде всего, сам ребенок. Здесь речь идет не только об улучшении академических знаний, то есть школьных предметов. Компьютер — это катализатор развития интеллекта в целом. Может показаться странным, но свое положительное значение имеют здесь так не любимые многими родителями компьютерные игры. Многие современные компьютерные игры, так называемые «стратегии», например, требуют сообразительности, умения мыслить логически, памяти, способности быстро перебирать варианты и держать множество их в уме.

Было бы нелепо утверждать: прилип ваш ребенок к компьютеру, целыми днями одни игры — и это замечательно. Конечно, нет. Все хорошо в меру. А как раз с мерой у детой плохо. Тут должен прийти на помощь педагогический опыт. Кому-то годятся жесткие запретительные меры, другим подходит не кнут, а пряник. Бороться с компьютером нелепо, а вот сделать из него помощника в воспитании — весьма реально. Конечно, лучший вариант, когда родители что-то смыслят в компьютерах. Тогда они смогут запрограммировать машину так, что она будет в нужное время напоминать о завершении «сеанса», отправлять на прогулку, проверять меру утомления. Но не каждому это под силу — нет возможности, да и желания осваивать мудреную технику. А вот направлять компьютерное общение ребенка реально и нужно.

Итак, компьютер поможет ребенку самоутвердиться во многих планах: от хороших оценок в школе до удовлетворенности собственной ловкостью и смекалкой, от общения со сверстниками на другом конце Земли до осознанного выбора будущей профессии. Родители, приобретая своим детям компьютеры, открывают для них путь в интересный и увлекательный мир. Но идти по этому пути, конечно же, лучше вместе.

1.3 Негативное влияние компьютера на психику ребенка

Мы останавливались на некоторых позитивных моментах увлеченности компьютерными играми. Теперь рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр.

Мы живём в довольно опасное время, нельзя сказать, что в любое другое время опасности для жизни ребёнка было меньше. Видимо, каждому поколению уготовано такое испытание, которое в состоянии преодолеть душа человека. И именно на души наших детей обрушился виртуальный мир. Раз такое случилось, значит, дети способны будут разобраться, что есть добро, а что есть зло. Психологи и педагоги, должны донести до детей, какое пагубное воздействие на психическое и физическое здоровье оказывают в большинстве своём современные игрушки, компьютеры.

Ребёнку свойственна любознательность, он устремляется ко всему новому, захватывающему и часами проводит время за компьютером. Родители довольны, ребёнок занят, не болтается по дворам, а вот о последствиях не хочется думать. Чем же пагубно увлечение компьютерными играми?

Во-первых, электронное излучение оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета и так далее. Нормы излучения в компьютерных классах (а тем более в компьютерных клубах) превышены, как показали замеры в школах, от 2 до 50 раз.

Во-вторых, психическое напряжение вызывает у детей стрессовое состояние. Сам по себе компьютер только инструмент, но вот его начинка — вредна. И основной вред — это вред духовный: перестройка сознания ребенка в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти, гнева, зависти.

Возьмём, к примеру, DOOM-образные компьютерные игры. В них чудовищ огромное множество, они появляются каждую секунду в ужасающих обличиях. Часто они, используя разнообразное оружие, «отнимают» жизнь у игрока (количество очков). Либо он, либо они — вопрос ставится именно так. Сравнить можно разве что с кошмарным сном.

В играх-единоборствах игроку дается возможность участвовать в компьютерных играх, драках, сражениях. Кто кого? И летят оторванные головы, ноги, руки. Графика в играх достаточно высокая, поэтому воспринимается всё достаточно натурально. Заметим, что природой ребенку даны любовь и гармония, ему по его сути не присущи злоба и агрессия, и если он увлечен подобными играми, это говорит, прежде всего, о том, что он ушел от своей сути.

Как же ему разобраться самому, ведь какая среда нас окружает, такую информацию мы впитываем и согласно ей развиваемся.

У ребенка быстро формируется психологическая зависимость от игры, она отчуждает от общения с взрослыми в семье, со сверстниками. Такой ребенок живет в иллюзорном мире и не принимает реальной жизни, требующей самоотдачи, целеустремленности.

То есть реальный мир куда обременительнее виртуального, и дети живут погруженные в этот мир. Чувство самосохранения у ребенка притуплено или вовсе отсутствует после постоянного контакта со смертью на экране.

Развивается меркантильность детского сознания. Далее развивается вестернизация, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни. Нарастает тенденция к мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, а также тенденция к циничному отношению к интимной стороне жизни взрослых, озабоченность вопросами секса.

Что же может спасти детей от нашествия виртуального мира? Наверное, прежде всего ограничение с раннего возраста безобидных электронных игр, игрушек, а с годами — ограничение времени компьютерных занятий, объяснение всей пагубности их. Общение и коллективные игры со сверстниками необходимы для психического развития детей.

2. Практическое исследование негативного влияния компьютера на психику ребенка

2.1 Общая характеристика исследования влияния компьютера на детскую психику

В моей курсовой работе я исследовала негативное влияние компьютера на психику ребенка, а именно уровень социальной фрустрированности у детей, в связи с влиянием на них компьютера. Параллельно проводилось социологическое исследование полного компьютерного влияния на детей, а именно выявлялись такие пункты: время работы за компьютером; зависимость от компьютера; психологические симптомы; здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером и влияние компьютера на развитие интеллекта.

Для выявления фрустрированности у детей была использована методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в модификация В.В. Бойко). Автором методики предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Под социальной фрустрированностью автор понимает: “вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально значимых иерархиях”. Каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально-экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Социум как бы “вырабатывает” шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид, соответственно своими притязаниями и возможностями, достигает того или иного уровня. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности — неудовлетворенности. При этом он испытывает фрустрацию не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.

Л.И. Вассерман предлагает опросник Текст опросника находится в приложении , который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. На каждый вопрос нужно отвечать одним из наиболее подходящих вариантов из данных:

1- полностью удовлетворен;

2- скорее удовлетворен;

3- затрудняюсь ответить;

4- скорее не удовлетворен;

5- полностью не удовлетворен.

По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен — 0, скорее удовлетворен — 1, затрудняюсь ответить — 2, скорее неудовлетворен — 3, не удовлетворен полностью — 4.

Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

3,5-4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;

3,0-3,4: повышенный уровень фрустрированности;

2,5-2,9: умеренный уровень фрустрированности;

2,0-2,4; неопределенный уровень фрустрированности;

1,5-1,9: пониженный уровень фрустрированности;

0,5-1,4: очень низкий уровень фрустрированности;

0-0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Исследование проводилось на учащихся школы — интерната № 17 города Кургана в мае 2010 года Кузнецовой Ю. В.

После обработки данных по опроснику предложенной методики и социологической анкете мы получаем очевидную картину происходящего в наше время влияния компьютера на детей, и увидим, к чему это приводит. Также после получения результатов и анализа, мы сможем сказать, как сделать общение ребенка с компьютером не только безопасным, но даже и полезным.

2.2 Анализ проведенного исследования

Судя по результатам исследования можно увидеть тенденцию к компьютерной зависимости у детей школьного возраста, что ведет к повышению уровня фрустрированности. Мною были опрошены 20 учащихся 7 — 9 классов. Вопросы были разбиты на 5 блоков, чтобы было удобнее анализировать ту или иную сторону влияния компьютера и соотносить ее с расстройствами психологического характера, возникающих у исследуемой группы школьников.

1 блок: Время работы за компьютером

Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

Не сидят каждый день

15%(0,41) В скобках указан уровень фрустрированности данной группы респондентов

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00543428_0.html

Влияние компьютера на психику детей

влияние компьютера на психику детей

влияние компьютера на психику детей

Влияние компьютера на психику и здоровье детей

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Совсем ещё недавно многие дети усаживались за компьютер только лишь в школьном компьютерном классе «Прил.1». Сегодня компьютер есть практически в каждой семье. И надо признаться, что все мы проводим за компьютером немало часов. А с появлением множества увлекательных компьютерных игр и взрослым, и детям теперь всё труднее оторваться от заветного экрана «Прил.2».

Наверное, каждый из детей слышит в день по нескольку раз:

— Хватит сидеть за компьютером!

— Иди, погуляй, не порти зрение за компьютером!

— Ты от своего компьютера оторвешься, или нет?!

— Ты стал очень агрессивный из-за своего компьютера!

И родители в ответ слышат от детей практически одно и тоже:

— Ну, ещё немножечко!

— Да я, только сел!

— Да что я на улице не видел, там все равно никого нет!

— Я не агрессивный, просто устал в школе!

А задумывался ли кто-нибудь из нас: так ли не правы наши родители, когда контролируют наше время, проведённое за компьютером? Так ли безобидны компьютерные игры? И сколько времени можно проводить за этим занятием? И что будет, если будешь находиться за компьютером больше положенного времени? Уверен, что задумывались над этим многие, но не многие решались потратить своё свободное время на раскрытие этого вопроса. Я решил, чтобы поставить все точки над и, и прекратить спорить с родителями о влиянии компьютера на детей, ответить наконец-то на этот спорный вопрос: влияние компьютера на психику и здоровье детей.

Чтобы это выяснить, нужно определить основные причины, по которым дети проводят своё время за компьютером. Узнать сказывается ли на их психике, здоровье долгое время препровождение за компьютером. А еще нужно провести опрос среди младших классов на эту тему.

У меня есть гипотеза, что компьютер положительно влияет на психику и здоровье детей, если знать меру. Так ли это? Попытаюсь разобраться в этом.

На самом деле выявить причины, по которым дети проводят своё время за компьютером не так уж сложно. Достаточно просто поговорить об этом со своими одноклассниками на перемене, что я собственно и сделал. Разговор с моими одноклассниками также определил мои вопросы в опросе учеников младших классов. Но об этом чуть позже.

Итак, какие причины определились при разговоре с одноклассниками:

Первая самая распространенная причина – это компьютерные игры.

Вторая причина – виртуальное общение.

Третья причина – учеба.

Разберём каждую из причин более подробно.

Глава 1 Компьютерные игры.

Я просмотрел разные статьи в интернете на тему влияние компьютерных игр на психику и здоровье детей и вот, что получается.

Во-первых, влияние компьютерных игр на здоровье детского организма гораздо негативнее, чем мы думаем. За компьютером дети подолгу сидят в одной и той же позе с перекошенной спиной, уставившись в экран и не моргая «Прил.3». А ведь длительное сидение в неправильной позе даёт нагрузку на позвоночник и неокрепший еще мышечный корсет, ускоряет развитие сколиоза. Сколиоз – это искривление позвоночника.

Постоянное использование мышки может привести к тому, что у ребенка могут начать неметь и болеть пальцы правой руки (или левой, если он левша и держит мышку левой рукой). Это однообразная нагрузка на кисть приводит к сдавливанию нервов.

Детские глазки, неотрывно, не моргая, следящие за происходящем на экране, получают большую нагрузку. Вспомните – ведь даже у вас после целого дня сидения за монитором в глаза, будто песку насыпали. Происходит утомляемость глаз, их покраснение. В результате близорукость (это когда человек хорошо видит вблизи и с трудом вдаль), головные боли. А прибавьте к этому дополнительную нагрузку в течение учебного года, когда дети еще больше времени проводят сидя и напрягая глаза «Прил.4».

Если с влиянием компьютерных игр на неокрепший детский организм все более-менее понятно, потому что появляются жалобы на самочувствие, то психика – материя тонкая. Тут все может быть не настолько очевидно, но и последствия для нервно-психического здоровья ребенка могут быть гораздо тяжелее.

Однозначно стоит обратить внимание на такие признаки: дети, регулярно играющие в компьютерные игры, стали раздражительными, нервными, плохо управляемыми, появились истерики, которых раньше не было, приступы агрессии по пустяковым поводам «Прил.5».

Так психика ребенка может компенсировать нагрузку, которую она получает во время компьютерных игр. Напряжение и волнение, в котором находится ребенок, играющий, например, в «стрелялку», неожиданные повороты сюжета, сильное возбуждение не могут исчезнуть бесследно и проявляются потом вот в таких неожиданных для родителей изменениях поведения.

Хочется сказать про влияние компьютерных игр, связанных с насилием, на психику детей, особенно мальчиков 8-15 лет, так как они традиционно являются целевой аудиторией игр, связанных с военными кампаниями, спецоперациями, битвами с монстрами и т.д.

Взрослые: медики, учителя, родители, и даже телевидение и газеты бьют тревогу по поводу обострившейся проблемы детской жестокости «Прил.6». Случаи, когда дети и подростки убивают своих сверстников, уже настолько часты, что даже перестали шокировать. А причина этой «звериной» жестокости во многом оттуда, из компьютерных «игрушек», где в почёте только сила. У детей долго и часто играющих в «стрелялки», искажается восприятие мира:

— ребенок ассоциирует себя с бессмертным компьютерным героем и привыкает к тому, что если его «убили», можно начать игру заново – чувство самосохранения притупляется, и вот уже на улице ему кажется, что он способен с легкостью и без риска для жизни совершить какой-нибудь головокружительный трюк;

— ребенок начинает считать, что решение любых конфликтов с использованием силы и оружия – это норма, и даже не пытается уладить ссоры в реальной жизни мирным путем, просто не умеет этого делать;

— за самые жестокие поступки и убийства герои компьютерных игр не несут ответственности – эта модель поведения переносится ребенком и на реальный мир: можно ударить, до крови избить соперника – и тебе ничего за это не будет!

При этом не стоит думать, дети, не играющие в кровопролитные игры, а увлеченные, скажем, «Веселой фермой» или «Салоном красоты», в полной психологической безопасности. Еще одна причина негативного влияния компьютерных игр на детей – игры убивают способность трудиться, прилагать усилия для достижения результата. Дети привыкают, что пара кликов мышкой решает любую проблему – и вот ты писаная красавица, твой компьютерный питомец накормлен и счастлив, ферма процветает.

Эта неправильная модель поведения переносится потом и на реальную жизнь – отсюда депрессии, стрессы и истерики, когда что-то не получается с первого раза, когда нужно постараться, что то сделать.

Существует также многообразие развивающих компьютерных игр для разных возрастов. Есть действительно интересные и полезные игры. Которые учат детей читать, считать, рисовать, дают полезные знания в разных областях, учат внимательности и логике. Однако под видом развивающих игр можно встретить и обычных убийц свободного времени, которые только расходуют ценные ресурсы времени и не приносят ребенку совершенно никакой пользы.

Некоторые дети так увлекаются виртуальным общением в Интернете и различными играми, что часто не замечают времени и, забывая о еде и сне, проводят за компьютером сутки напролёт. Появился даже новый термин в нашем языке — «компьютерная зависимость», а врачи-психиатры разрабатывают специальные методики избавления от новой болезни «Прил.7». Специалисты утверждают, что пристрастие к компьютеру лечится очень трудно.

Глава 2 Виртуальное общение.

Виртуальное общение – это общение через Интернет посредством компьютера. В последнее время одной из основных форм проведения досуга школьников стало времяпрепровождение в социальных сетях. В данное время проблема увлечения школьников Интернет – общение является глобальной. В наше время существуют такие социальные сети как: «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой мир», «Мой круг», «Мир тесен», и многие другие. В основном, социальные сети вызывают особый интерес у подростков. Некоторые люди перестают осознавать, что виртуальное общение является лишь дополнением к полноценному живому общению и это ведет к тому, что у посетителей социальных сетей происходит потеря индивидуальности «Прил.8».

Виртуальное общение представляет собой особый мир, в котором человек может быть самим собой или кем-то другим, не боясь выражать свои эмоции, чувства, совершая самые невероятные поступки, не боясь пожалеть об этом.

Первое, на что следует обратить внимание, так это на формирование психологической зависимости от интернет — общения в целом и от социальных сетей в частности. В психологии под зависимостью понимают особое поведение человека, когда его потребность в настоящей реальности сводится к нулю. То, есть заставляет его искать некую другую реальность, где бы духовные потребности личности (потребность в общении, в самоуважении, в реализации своего «Я» и т. д.) могли получить удовлетворение «Прил.9».

Это важно понять по той причине, что не всякое виртуальное общение можно назвать зависимостью.

Вот ряд признаков, которые говорят о возникновении виртуальной зависимости:

— обсуждение каждого своего поступка с друзьями,

— важность количества людей посетивших вашу страничку,

— общение с друзьями преимущественно с помощью интернета,

— чувства разочарования и пустоты, при отсутствии возможности просмотреть свою страничку в социальных сетях.

Вообще, говорить о психологической зависимости от общения в сети интернет, да и от любого другого виртуального общения, неуместно в тех случаях, когда оно сопровождает деятельность человека, выступает своего рода инструментом. Это учёба, работа и т.д. «Прил.10».

Информационные технологии уже так крепко вошли в наш мир, что мы, пожалуй, и не представим себе жизнь свою без компьютеров, мобильных телефонов, бытовой техники, автоматизирующей практически все наши рутинные обязанности и т.д. Вот добрались технологии и до той сферы жизнедеятельности, которые многие из нас считают если не главной в жизни, то уж очень важной, это точно – до обучения детей. Многим от этого страшно становится, другие же, напротив, – несказанно этому рады. Сколько уж споров на эту тему было открыто и в интернете, и при реальном общении – не счесть! И в каждом из них две противоположные стороны: «За» и «Против». Эти споры, чуть ли не «с пеной у рта» возникали, возникают и будут возникать, потому как по-своему правы обе стороны «Прил.11».

Итак, давайте разбираться, нужен ли компьютер для учёбы?

Учёба с помощью компьютера это: написание текстов и упражнений. Составление таблиц и диаграмм. Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков. Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора. Использование компьютерного лексикона и словарей для вы­полнения домашних заданий. Возможность эстетичного оформления сочинений, научных ра­бот, докладов, рефератов. Возможность поиска информации по определенной учебной теме. Возможность участия в олимпиадах различного уровня.

То есть, компьютер даёт школьнику возможность: находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках; бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетво­рения собственных знаний и интересов; посылать и получать электронные письма, развивать в себе уме­ния писать письма и т.д.

Из всего вышесказанного, я делаю вывод, что учеба с помощью компьютера открывает нам практически безграничные возможности. Но, это всё плюсы. А теперь про минусы учёбы с помощью компьютера.

А минусы, как оказались всё теми же:

— проблемы со зрением,

— проблемы с осанкой,

— нехватка времени на другие полезные дела,

— однобокое личностное развитие,

— нервное состояние личности из-за высокой привязанности к виртуальному миру.

Я с помощью моей учительницы провёл опрос среди учеников младших классов и вот, что получилось.

Во 2-ом классе за компьютером проводят больше часа 15 из 22 учеников. Больше двух часов за компьютером проводят 3 ученика. И наконец, когда как, но не меньше двух часов за компьютером проводят 4 ученика «Прил.12».

На вопрос: для чего вам нужен компьютер? — ученики 2-го класса ответили следующее «Прил.13»:

— для учёбы – 15 учеников;

— для игр – 10 учеников;

— для общения – 10 учеников;

— компьютер это моё всё – 2 ученика.

На вопрос: на что вы больше тратите времени за компьютером? — были даны следующие ответы «Прил.14»:

— учёба – 16 учеников;

— игры – 10 учеников;

— общение — 6 учеников.

На вопрос: что или кто может вас отвлечь от компьютера? — ученики ответили так «Прил.15»:

— мама, папа, сёстры, братья, дедушка, бабушка — 17 учеников;

— друзья, гости – 4 ученика;

— кошка, улица – 2 ученика;

и 3 ученика не назвали ни кого и нечего.

Из этого следует, что за компьютером большинство учеников 2-го класса проводят больше часа. На мой взгляд, не критично. Остальные два часа и более. Тут есть над, чем задуматься их родителям. Что касается вопросов: для чего вам нужен компьютер? – и: на что вы тратите больше всего времени за компьютером? – то ответы на них практически одинаковы. Здесь как раз тот случай, когда желания совпали с возможностями. Учёба и игры на первом месте, не считая небольшого отрыва в пользу игр. А вот общение на втором месте. Тоже не плохо, ведь каждый знает, что общаться лучше не посредством компьютера. Надеюсь, так оно будет всегда. Ну и наконец, отвлечь от компьютера большинство могут только родители, и то не всех. Настораживает другое. Улица, друзья, учёба, животные – мало кого могут отвлечь от компьютера. Это не может не печалить наших родителей, а также педагогов и, как не странно, медиков.

Теперь подойдём к опросу 3-го класса. В 3-ем классе из 13 учеников за компьютером проводят больше часа 7 человек. А остальных получилось поровну, то есть больше двух часов – 3 ученика. Когда как, но не меньше двух часов тоже 3 ученика «Прил.16». Также как и во втором классе, ученики 3-го класса в своём большинстве проводят за компьютером больше часа. Это нормально. Не нормально то, что показатели меньшинства растут. Ведь большинство это только на одного человека. Чуть меньше половины уже тратят на компьютер два часа и более.

На вопрос: для чего вам нужен компьютер? — ученики 3-го класса ответили следующее «Прил.17»:

— для учёбы – 5 учеников;

— для игр – 7 учеников;

— для общения – 6 учеников;

— компьютер это моё всё – 1 ученик.

Тут результат на лицо, всё больше учеников склоняется к играм. Хотя, на то мы и дети, чтобы играть. Было бы более странно, если бы мы склонялись к учёбе в таком возрасте. Ну, а отвлечь от компьютера учеников 3 класса могут:

— мама, папа, сёстры, братья, дедушка, бабушка — 9 учеников;

— друзья, гости – 1 ученик;

— животные, улица – 2 ученика;

— учёба – 3 ученика;

и у одного ученика определённое время для занятия за компьютером, а ещё один ученик удивил, сказав, что ему вообще компьютер не нужен. Здесь как мне кажется больше положительного, нежели отрицательного «Прил.18».

Ну и закончим наш опрос 4-ым классом. В 4-ом классе ученики поделились поровну по времени, затраченному на компьютер «Прил.19»:

— больше часа – 6 учеников;

— больше двух часов – 6 учеников;

— когда как, но не меньше двух часов – 6 учеников.

Получается, чем старше ученики становятся, тем больше тратят время на компьютер, ничего не поделаешь, это видно при сравнении с двумя предыдущими классами. А вот ответив на второй и третий вопрос, получается интересный вывод. То есть большинство ответило, что нужен им компьютер для учёбы, а вот используют они его в основном для игр. И ещё, выросло количество учеников, для которых компьютер – это их всё. Этот момент, конечно, настораживает «Прил.20,21». Отвлечь от компьютера могут:

— мама, папа, сёстры, братья, дедушка, бабушка — 8 учеников;

— друзья, гости – 1 ученик;

— животные, улица – 7 учеников;

— учёба – 5 учеников;

— фиксированное время – 1 ученик;

— я сам – 1 ученик.

Здесь мы видим, что уже на меньшее количество учеников могут повлиять их родители. Но дети становятся более взрослыми и самостоятельными, так как многих от компьютера может отвлечь учёба, а один ученик, не прибегая к помощи взрослых, а также других причин, сам может отказаться от компьютера.

Заключение пишут обычно своими словами, но мне очень понравилась беседа с доктором педагогических наук, профессором МГПУ Воропаевым М.В. «Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики» «Прил.23». Он доступным языком излагает то, о чём я, собственно говоря, и хотел написать в заключении.

Итак, каково же влияние компьютера на психику и здоровье детей?

Вот, что об этом думает доктор педагогических наук, профессор МГПУ Воропаев Михаил Владимирович.

Во первых, по сути своей, виртуальная реальность – это родная сестра других реальностей: реальности фантазии, реальности театрального сценического действия, реальности игры. Человеку свойственно пытаться уходить от основной физической, базовой реальности и стремиться создавать какие-то свои, особые реальности. Читая книгу, смотря фильм, человек отрывается от базовой реальности и уходит (кто глубоко, а кто поверхностно) в особый мир. Так что ничего нового, что изменяло бы закономерности человеческой психики, виртуальная реальность не приносит. Да, несомненно, она особенна, она связана с компьютерными интерфейсами, программные среды влияют на ее характеристики, но она была, есть и будет неотъемлемо человеческой. И все нынешние проблемы виртуальной реальности – это старые как мир проблемы человека.

Во вторых, обсуждение этих проблем оставляет за границами ту реальность, которую нельзя отнести к чистой виртуальности, поскольку она лишь частично является виртуальной. Эта так называемая «смешанная реальность» представляет собой огромный пласт повседневной жизни, связанный с взаимодействием человека с компьютерными устройствами. Водитель пользующийся GPS-навигатором, пользователь, размещающий на карте google фотографии реальных объектов, подросток, идущий по улице и одновременно набирающий SMS-сообщения как раз и являются субъектами такой реальности. Ведущие мировые корпорации (например, известная Nokia) многие годы тратят колоссальные бюджеты на исследование и разработку специальных сервисов, предназначенных именно для смешанных реальностей «Прил.24».

Говоря проще – многое в виртуальной реальности рассчитано на то, чтобы безвольный, апатичный, бескультурный человек чувствовал там себя комфортно и ни разу за часы пребывания не ощутил бы свою недостаточность.

В психиатрических лечебницах для обозначения больных с разрушенной личностью используют слово «овощ». Так вот, очень многие «поля» киберпространства созданы для произрастания психически нормальных «овощей». Добавлю еще – массовое их произрастание.

Итак, Вам страшно? Мне страшно. Чтобы не было так страшно, я добавлю к вышесказанному заключительные слова профессора Воропаева М.В..

Сами по себе компьютерные технологии не есть что-то изначально злое. Как всегда и было в человеческой истории, превратить нечто во зло или в добро может только человек. Информационное общество дает человеку огромные возможности, но и ставит его перед многими искушениями и угрозами. Поэтому, пока мы не выросли, решать, сколько находиться за компьютером нашим родителям «Прил.25». Делая выводы из вышесказанного, я думаю: не так уж они не правы, когда контролируют наше время проведённой за компьютером. Ведь именно от продолжительности времени и конкретного занятия зависит влияние компьютера на наше детское не окрепшее здоровье и психику.

Список используемых источников

Статья «Влияние компьютерных игр на детей: опаснее, чем вы думаете» автор Пушистая, сайт www.sympaty.net.

Исследовательская работа «Влияние Интернет – общения на формирование личности школьников» авторы Иминов Руслан и Семенов Руслан, педагог Касенова С.М., г. Талдыкорган 2015г.

Сайт Православие.ru беседа с доктором педагогических наук, профессором МГПУ Воропаевым М.В. «Виртуальная реальность: взаимодействие компьютера и человеческой психики» от 16.06.2011г.

Сайт psytheater.com, статья Павлова П. «Виртуальное общение».

Сайт Воспитание.net статья «Дети и компьютерные игры».

Статья «Влияние телевидения и компьютерных игр на психику ребёнка» автор Петрова И.Н.

Источник: http://school-science.ru/5/19/35973

Влияние компьютера на развитие ребенка

влияние компьютера на психику детей

Многие родители убеждены, что компьютер дошкольнику или младшему школьнику нужен только для развлечений. Отчасти они правы: компьютер глазами детей действительно представляет собой невероятно притягательную и увлекательную игрушку. Однако не стоит забывать, что малыши познают мир именно через игру и чем разнообразнее будут игры, тем большую пользу они принесут.

Сегодня существует масса развивающих игр и программ для детей разных возрастов, которые позволяют в игровой форме научить ребенка различать цвета и фигуры, выучить времена года и названия предметов, научится читать и считать. Вот что говорит об этом одна из наших постоянных читательниц Юля, мама 3-х летнего малыша:

В то же время, нельзя отрицать и негативное воздействие компьютеров, чрезмерное увлечение которыми может спровоцировать проблемы со здоровьем, трудности в социализации и развитие у ребенка игровой зависимости.

Ребенок изучает компьютер

Современные дети знакомятся с компьютером в возрасте 3-4 лет, а уже к 7 годам ребенок становиться настоящим «асом», который способен научить менее «продвинутых» родственников различным компьютерным трюкам. Главная задача родителей контролировать и направлять этот процесс, подбирая для ребенка только полезные игры и программы, способствующие развитию интеллекта.

Влияние компьютера на интеллект ребенка

Наиболее полезны для детей младшего и старшего дошкольного возраста специальные развивающие и обучающие игры. К ним относятся:

Такие игры стимулируют развитие ребенка, в частности развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию, память и логику, внимание и скорость реакции. Кроме того, игры значительно облегчают процесс обучения и служат для подготовки ребенка к жизни в информационном обществе.

Естественно это не значит, что годовалому малышу можно вручить планшет или усадить его перед монитором на целый день и посчитать свой педагогический долг исполненным. Для полноценного развития ребенку нужно общение с родителями и сверстниками, подвижные игры на свежем воздухе и «обычные» игрушки: пирамидки, мячики, машинки и куклы. Общение же с компьютером для дошкольников должно ограничиваться 10-15 минутами, а для младших школьников 20-30 минутами не более 2 раз в день и с перерывами между «сеансами» не менее 2-3 часов.

Чрезмерное увлечение детей компьютером вместо ожидаемой пользы может принести значительный вред. К примеру, замена живого общения и игр с родителями и сверстниками даже самими лучшими развивающими программами приводят к нарушениям физического и интеллектуального развития ребенка. В частности, только за последний год количество детей с задержкой речевого развития увеличилось на 40%, детей с задержкой психоречевого развития на 20%. И педиатры связывают эти цифры именно с «компьютеризацией» нашей жизни.

Как компьютер влияет на здоровье ребенка?

Компьютер негативно влияет на ребенка, если малыш проводит перед монитором слишком много времени. Причем, в первую очередь страдают зрение и психика малыша. Также долгие игры на компьютере вызывают переутомление и могут спровоцировать головные боли, а неправильная поза или неудобное рабочее место приводят к сколиозу, болям в спине, пояснице, плечах и шее. Чтобы не быть голословными, остановимся на этих аспектах подробнее.

Влияние компьютера на зрение ребенка

влияние компьютера на психику детейВысокая яркость и мерцание монитора компьютера, а также необходимость постоянно фокусировать взгляд в одном направлении и на одном расстоянии, вызывают быстрое утомление глазных мышц. А регулярное переутомление глазных мышц приводит к потере остроты зрения и может вызвать развитие близорукости.

Кроме того, в норме человек моргает около 20-25 раз в минуту, а при работе за компьютером частота морганий снижается до 1-2 раз в минуту. Снижение частоты морганий приводит к пересыханию слизистой оболочки глаз – в результате появляются такие неприятные симптомы как жжение в глазах, покраснение глаз, ощущение «песка» под веками.

Для того, чтобы уменьшить негативное влияние компьютера на зрение ребенка необходимо:

Обратите внимание: Чем качественнее монитор, чем выше его разрешение и четкость изображения – тем меньший вред он оказывает на зрение. Наиболее безопасны современные мониторы со специальным антибликовым покрытием.

Источник: http://www.gnomik.ru/articles/art-vliyanie-kompyutera-na-razvitie-rebenka/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *