Индивидуальная психология Альфреда Адлера — адлер психолог

05.07.2019

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии (Adler, 1927a). Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» – то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

адлер психолог

Полное имя:Альфред Адлер
Имя на английском:Alfred Adler
Дата рождения:7 февраля 1870
Место рождения:Вена, Австро-Венгрия
Дата смерти:28 мая 1937 (67 лет)
Место смерти:Абердин, Шотландия, Великобритания
Страна:Австрия
Научная сфера:психология, психиатрия
Известен как:создатель системы индивидуальной психологии

Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он был сыном еврея-торговца, принадлежавшего к среднему классу общества. Однако в то время, как Фрейд рос в районе, напоминающем гетто, и на всю жизнь сохранил в сознании свою принадлежность к преследуемому меньшинству, Адлер принял свое этническое происхождение легко. В районе, где он рос, было мало еврейских детей, и поэтому его акцент и кругозор были скорее венскими, чем еврейскими. В отличие от Фрейда, часто возвращавшегося к этой теме, Адлер не делал никаких заявлений по поводу антисемитизма, а в зрелые годы принял протестантскую веру.

Адлер описывал свое детство, как трудное и несчастливое время. Он наслаждался материнской любовью в течение первых двух лет жизни, но пора нежности закончилась с рождением младшего брата. Потом он приобрел особое расположение отца, чьим любимцем оставался в течение всего детства. В ранние годы его постоянно окружали болезни и смерть – когда ему было три года, его младший брат умер в постели, стоявшей рядом с его постелью. Вдобавок к этому он дважды с трудом избежал перспективы быть убитым в уличных происшествиях. В пять лет он заболел тяжелой формой пневмонии и был очень близок к смерти. Позднее он приписывал свое желание стать врачом этому почти фатальному заболеванию.

В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Учитель посоветовал его отцу забрать сына из школы и отдать в ученики к сапожнику, так как он, видимо, не способен ни на что другое. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником по математике в классе.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет, бывший в то время одним из ведущих европейских медицинских центров. Вокруг бурлила жизнь театра, музыки и политической философии социалистов, в связи с чем город прославился как «красная» Вена. В студенческие годы Адлер самозабвенно окунулся в политику. Он увлекся социализмом и участвовал во многих политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Некоторое время после этого он специализировался в офтальмологии, работая в захудалой части города. Затем, после прохождения практики по общей медицине, он стал психиатром. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. Одновременно Общество покинули 9 из 23 членов, с которыми он и основал Общество свободного психоанализа – большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

С середины 20-х годов Адлер все больше времени посвящает поездкам по Европе и Соединенным Штатам. Когда с приходом к власти Гитлера по Европе прокатилась волна тоталитаризма, он предугадал катастрофу и понял, что если психология где-нибудь и выживет, то только в Америке. В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде (теперь это Южный медицинский центр при Государственном университете штата Нью-Йорк) и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец.

Адлер был неутомимым лектором. Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Когда Фрейд узнал о его смерти, он написал своему другу, который был очень расстроен этим известием: «Мне непонятна Ваша симпатия к Адлеру. Для еврейского мальчика из пригорода Вены смерть в Абердине уже сама по себе – неслыханная карьера и доказательство того, как он преуспел. На самом деле мир щедро его вознаградил за старания на ниве опровержения психоанализа» (Jones, 1957, р. 208).

Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим введением в его теорию личности является «Практика и теория индивидуальной психологии» (1927а). Среди многих других его значительных работ, ставших доступными благодаря переводу на английский язык, можно назвать такие, как «Невротическая конституция» (1917а); «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации» (1917b); «Постижение человеческой природы» (1927b); «Наука жизни» (1929); «Образ жизни» (1930); «Смысл жизни» (1931); «Социальный интерес: вызов человечеству» (1939). Последователями Адлера было основано немало профессиональных журналов с целью распространения теоретических и экспериментальных работ по индивидуальной психологии. Среди них «Журнал индивидуальной психологии» (Journal of Individual Psychology), «Американский журнал индивидуальной психологии» (American Journal of Individual Psychology) и «Международный журнал индивидуальной психологии» (International Journal of Individual Psychology).

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные исследования в клинической и индивидуальной психологии. Акцент, сделанный в его теории на социальном интересе как существенном критерии психического здоровья, способствовал появлению концепции ценностных ориентаций в психотерапии. Кроме того, его внимание к осознанным, рациональным процессам стимулировало появление эго-психологии (Ansbacher, 1977). Его концепция существенной роли социальных сил в развитии личности узнаваема в более поздних работах Эриха Фромма, Карен Хорни и Гарри Стэка Салливена (Harry Stack Sullivan) – всех, кто отмечал в теории Фрейда отсутствие социологической ориентации. Соответственно, особое подчеркивание волевых и творческих аспектов личности оказало прямое или косвенное влияние на таких выдающихся психологов, как Гордон Олпорт, Абрахам Маслоу, Ролло Мей (Rollo May), Виктор Франкл (Viktor Frankl) и Альберт Эллис (Albert Ellis). В этой главе приведено множество примеров современного звучания очень многих концепций Адлера. Среди них такие, как потребность в адекватной теории, чувство неполноценности и компенсаторные усилия, недостаточность органа и психосоматика, «комплекс неполноценности» (так часто используемая в наше время характеристика – предвестник психологии соматических болезней), роль отвержения в развитии антисоциальной личности; компетентность как признак зрелости; самооценка и стремление к власти; концепция жизненного стиля; стресс и адаптация; порядок рождения; самопроявление и полезность для других; психическое здоровье, творчество, а также многие другие. Прекрасное введение в теоретические концепции Адлера можно найти в работе Мэнастера и Корсини (Manaster, Corsini, 1982).

Основные тезисы индивидуальной психологии:

Адлера часто представляют как ученика Фрейда, взбунтовавшегося в конце концов против своего учителя и начавшего создавать свои собственные концепции. Однако внимательное знакомство с его жизнью и творчеством показывает, что на самом деле он был коллегой Фрейда, и ни в коем случае не следует воспринимать его как «неофрейдиста». В его ранних работах, где угадываются ростки будущих теорий, он весьма критично характеризует период сотрудничества с Фрейдом (Ellenberger, 1970). Более того, Адлер никогда не учился под руководством Фрейда и никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком (Orgler, 1972). К сожалению, Адлер и Фрейд не примирились после разрыва их отношений в 1911 году, и Фрейд оставался враждебно настроенным к Адлеру в течение всей жизни. Как покажет обсуждение основных концепций Адлера, большинство положений его индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда.

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии (Adler, 1927a). Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» – то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед – они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.

3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум – нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler, 1964). А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, – свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Именно эта убежденность в творческой природе и свободе человека более, чем что либо другое, побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии.

4. Социальная принадлежность индивидуума
Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем – семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него» (Adler, 1956, р. 2). Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, – врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии.

5. Индивидуальная субъективность
Твердо придерживаясь феноменологической традиции, Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной «схемой апперцепции». Далее Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями – личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо «честность – лучшая политика», или «каждый за себя», или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет: «Ядовитая змея подползает к моей ноге или я только думаю, что она ядовитая – эффект будет один и тот же» (цит. по Ansbacher, 1971, р. 58). В адлеровской схеме поведение четко отражает индивидуальное субъективное восприятие реальности. Далее рассмотрим центральные теоретические концепции, разработанные на основе этих принципов индивидуальной психологии.

Источник: http://www.psychojournal.ru/psychologists/21-individualnaya-psihologiya-alfreda-adlera.html

Адлер Альфред. Книги онлайн

адлер психолог

Альфред Адлер (Alfred Adler, 7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австрия — 28 мая 1937, Абердин, Великобритания)- австрийский психолог и психиатр один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Адлер упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию. Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома. Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом (social interest), благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений». Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 г. примкнул к кружку Фрейда.

Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине.

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ, можно отметить «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Книги (7)

Труды ученика Фрейда, связавшего воедино педагогику и психологию. Известно, что ценность творений человеческих измеряется продолжительностью их жизни в умах и сердцах последующих поколений. Проблемы, поднятые им в его произведениях, остаются и поныне актуальными и волнующими.

Автор рассматривает механизмы формирования невротической психики, в том числе связанные с ошибками воспитания.

Книга адресована психологам, педагогам, студентам психологических вузов и всем, интересующимся проблемами психологии.

В науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни.

Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Наша наука была вызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знаний возможно корректировать и изменять установки людей.

Книга знакомит читателя с основами психологии личности А. Адлера. По словам самого автора «цель книги — показать, как неверно выбранная линия поведения одного человека вносит дисгармонию в нашу общественную жизнь, научить людей распознавать свои ошибки и, наконец, показать, как гармонично адаптироваться к социальной среде».

В основе подхода Адлера — убеждение в том, что человек способен на свободный выбор и реально отвечает за свои поступки — а, стало быть, в состоянии изменить свое поведение.

Книга принадлежит к числу основных трудов А. Адлера. В ней представлены базовые положения индивидуальной психологии и многочисленные случаи из клинической практики, иллюстрирующие разные ее аспекты.

Врачам, психологам, психотерапевтам и другим представителям «помогающих» профессий эту книгу обязательно нужно прочитать — классику знать необходимо. Немало полезного извлекут из нее и те читатели, чей интерес к психологии не является профессиональным.

Воспитание детей. Взаимодействие полов
Достоевский
Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека
Индивидуально-психологическое лечение неврозов
К теории галлюцинаций
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства
Мотив власти
Наука жить
Нервная бессонница
О мужской установке у женщин-невротиков
Понять природу человека
Практика и теория индивидуальной психологии
Сны и их толкование
Техника лечения

Альфред Адлер излагает основные положения своего детища — теории индивидуальной психологии.

С позиций собственных представлений о движущих силах развития человека — стремлении к власти и чувстве общности — он рассматривает механизмы формирования невротической психики, в том числе связанные с ошибками воспитания, а также главные цели и методы терапевтической работы.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Источник: http://www.koob.ru/adler/

Индивидуальная психология: понятие, теория и практика. Австрийский психолог Альфред Адлер

Индивидуальная психология Адлера является одной из самых известных психологических теорий, которые повлияли на современные концепции, а также оказали влияние в целом на доктрину современной социлогии и психологии в целом.

Биография Альфреда Адлера

Альфред родился в небогатой многодетной семье еврейского происхождения. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред общался и играл с соседскими детьми, которые всегда охотно принимали его в свою компанию. Таким образом, он находил среди приятелей то ощущение признания и собственной ценности, которого его лишили дома. Влияние этого опыта можно проследить в последующей работе Адлера, когда он выделяет важность эмпатии и общих ценностей, именуя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, человек способен реализовать свой потенциал и стать полезным членом социума.

адлер психолог

Идеи Адлера

Адлер хотел создать психологию, близкую к реальной жизни, которая позволила бы понять других людей по их биографиям, которые всегда разные.

Работы, которые он публиковал с 1920 года, а также его лекции должны были сделать его психологию доступной для всех и сделать ее общепонятной. В 1920-х годах он дал серию лекций в Вене и опубликовал их в 1927 году под названием «Знание о человеческой природе».

Период Первой мировой войны был эпохой, в которой развилась индивидуальная психология. В рамках школьной реформы в австрийской столице Адлер и его сотрудники открыли около 30 образовательных и консультационных учреждений. В 1920 году он был назначен директором первой венской клиники, посвященной детской психологии, и преподавал в педагогику в городе. С опубликованием работы «Практика и теория индивидуальной психологии» (1930), в которой содержались лекции для введения в психотерапию для врачей, психологов и учителей, Адлер начинает более подробно раскрывать свою теорию.

Происхождение индивидуальной психологии

Индивидуальная психология Адлера заменяет объяснительный принцип Фрейда, что все поведение человека завязано на сексуальном либидо, на «компенсацию» чувства неполноценности. «Быть ​​человеком — чувствовать себя неполноценным», — пишет Адлер. Главная задача для человека — ликвидировать это чувство. В своих ранних работах он использовал, например, комплекс Наполеона, чтобы проиллюстрировать свою теорию на практике.

Социологи доработали теорию о комплексе неполноценности на более широком уровне, учитывая культурное, экономическое и политическое понимание термина. Адлер вскоре заинтересовался психологией физических расстройств и встретил Зигмунда Фрейда в 1899 году, с которым он сформировал Психоаналитическое общество в Вене, президентом которого стал.

На Адлера оказали влияние идеи Ганса Вайхингера (немецкого философа-пессимиста) о влиянии на поведение определенных факторов. Теория индивидуальной психологии складывалась из многих доктрин, разнообразных философских и психоаналитических течений. Адлер вывел понятия органической неполноценности и сверхкомпенсации, которые до сих пор используют психологи.

Столкновение теории Фрейда и Адлера

Расхождение с Фрейдом по теме влияния либидо и подавления вытеснения чувств произошло в 1911 году на Конгрессе психоанализа в Веймаре, а Общество индивидуальной психологии было сформировано в 1912 году. Адлер считает, что теорию подавления (вытеснения) следует заменить по понятие «защитных тенденций эго» как невротического состояния, вытекающего из чувств неполноценности и сверхкомпенсации.

адлер психолог

Индивидуальная психология родилась из этого разлома в Венском психоаналитическом обществе и появления Общества индивидуальной психологии. С тех пор наряду с фрейдистским психоанализом сосуществует индивидуальная психология Альфреда Адлера, которую ее создатель будет широко распространять до своей смерти в 1937 году, находя время между консультациями, курсами и конференциями.

В то время как Фрейд изначально придавал в своем открытии огромную роль и значение сексуальности в появлении неврозов (либидо), Адлер же настаивал на властных инстинктах, «компенсациях чувств неполноценности» и на постоянном соперничестве, которое вытекает из всех этих невротических чувств и эмоциональной составляющей. Влияние Фрейда на Адлера, конечно, нельзя недооценивать.

адлер психолог

Однако в научных кругах существует мнение, что у Адлера до встречи с Фрейдом были собственные концепции. Взаимодействуя с Зигмундом Фрейдом, он сохранял свое понимание человеческой психики, а покинув его, создал теории, отличавшиеся от психоанализа Фрейда. Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым специалистом, уже разработавшим собственную концепцию индивидуальной психологии.

Теория Адлера

В отличие от Фрейда, Адлер был убежден, что человеческая личность подразумевает определенную завершенность, что его поведение, в самом широком смысле этого слова, всегда является функцией цели, ориентированной с детства. Он назвал «сценарий жизни» этой фундаментальной ориентацией, задолго до знаменитого «фундаментального плана» Жана-Поля Сартра.

Для Адлера все «ценности» рождаются из потребностей социальной жизни. В более широком смысле, по его мнению, основой всего является развитое чувства сообщества, способного гармонизировать индивидуальные потребности и потребности общества.

Адлер признает, что жизнь — это борьба. Человек должен каким-то образом бороться, стремясь доминировать тем или иным способом. Провал в этой врожденной тенденции к власти и доминированию порождает то, что, по-видимому, является лейтмотивом индивидуальной психологии — «чувством неполноценности». Говоря кратко, индивидуальная психология ставит своей задачей изучение комплексов личности и психологических компенсаций, которые были заложены в детском возрасте.

У ребенка, который должен постоянно превосходить свои возможности (по требованию его родителей или лиц, воспитывающих его), эта властная тенденция особенно сильна. Однако поскольку ограничения, которые ставит ему его окружение, главным образом родители, заставляют его подавлять желания. Таким образом, явный конфликт первых лет неизбежен. Адлер считает, что чувство неполноценности является «естественным» в ребенке, слабость которого реальна по сравнению со взрослыми, однако в дальнейшем, с развитием личности человека оно должно исчезнуть, и исчезнет, ​​если потребность в самоутверждении и развитии удовлетворены в позитивном ключе, то есть в социальной или культурной действительности.

В противном случае, чувство неполноценности кристаллизуется и становится «сложным». Согласно данной теории, неполноценность порождает в качестве автоматического последствия поиск компенсации, уже на уровне физиологической жизни. Таким образом, «компенсация» представляется ему ключевым понятием, так же как и фрейдовское «вытеснение».

Предмет индивидуальной психологии

Название теории Адлера «Индивидуальная психология» происходит от латинского слова individum (неделимый) и выражает идею цельности психической жизни людей, в частности, отсутствие границ и противоречий между сознанием и подсознание. Через поведение и жизненный уклад любого человека красной нитью проходит его жизненный стиль, направленный на реализацию жизненных целей (в более поздних работах — смысла жизни).

Цель, смысл и стиль жизни человека формируются в первые 3-5 лет и обусловлены особенностями семейного воспитания. Своим предметом изучения индивидуальная психология ставит освещение проблем души и тела.

адлер психолог

Чувство неполноценности

Когда человек рождается с физической, конституциональной, органической или социальной неполноценностью, возникает целая серия определенных бессознательных процессов, как физиологических, так и психических, для восстановления некоторого баланса, чтобы вызвать механизмы, которые как-то компенсирует эту неполноценность. С этой точки зрения фрейдистское «либидо», судя по всему, подчинено «инстинкту» господства.

адлер психолог

Проявление комплекса

Например, любвеобильный характер Дон Жуана лучше объясняется тщеславием и стремлением к власти, а не эротикой и большой страстью к женщинам. Адлер также считает, что существуют и женщины-донжуаны, чье поведение выражает намерение доминировать и унижать мужчину. Мужеподобных женщин он считал обладательницами специфического комплекса неполноценности, с желанием тотального контроля над противоположным полом.

По его мнению, это может легко привести к фригидности или гомосексуализму. Адлер считал, что необходимость доминировать также может проявляться под видом сострадания и самоотверженности, заставляя женщин любить слабое или искалеченное существо. Он также считает, что неполноценность, проявленная в это время в жизни, может сыграть большую роль в неврозах, которые так часты в критическом возрасте.

Учение о неврозах

В дополнение к описанию нормальной психики австрийский психолог Адлер Альфред занимался описанием явлений, которые помогают понять человеческую личность, приобрести знание о человеке — он рассматривал девиантные и патологические психические отклонения как врач. Согласно принципу единства психических процессов, он видел в этих девиациях ошибочные ответы на требования жизни.

Ощущение сильного чувства неполноценности (понятие комплекса неполноценности) может привести к чрезмерной компенсации в виде преувеличенного стремления к доминированию, огромной воли к власти. Адлер считал, что понятие невроза является связующим звеном между нормальной и невротической психологией. Он читал психоз более острой формой невроза, поэтому, по его мнению, его можно лечить с помощью психоанализа.

Типы компенсации комплексов

Каждый человек, по словам Адлера, думает и действует исходя из образа собственного Я и своих жизненных целей, невротик же, по его мнению, тот, кто чрезмерно мобилизует свои психические силы, чтобы реагировать на чувство неполноценности. Такие люди чаще всего полностью ориентированы на фиктивную цель власти и превосходства.

адлер психолог

Таким образом, невротика его иррациональные комплексы заставляют действовать и жить, подчиняясь инстинктам господства его собственного эго. Адлер заявлял, что необходимость компенсировать чувство неполноценности при неврозе является основной и ключевой проблемой невротика.

Адлер видит в крайней восприимчивости и чувствительности начинающийся признак чувства неполноценности. Такого невротика очень легко эмоционально задеть. Людям, страдающим неврозами, присущи патологические формы ревности, зависти, обиды.

Существует также и компенсация положительная, даже триумфальная: когда человек, который, столкнувшись со своим чувством неполноценности, решительно преодолел его до такой степени, что результат оказался больше, чем он мог бы получить, если бы он не страдал ни комплексом, ни стремлением к патологической власти.

Публикации Альфреда Адлера

Основателем индивидуальной психологии в Европе и США публикуются статьи и важные работы: «Лечение и просвещение», «Руководство по индивидуальной психологии», «Знание человека», «Нервный темперамент». Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии». Среди других его значительных работ можно отметить «Исследование физической неполноценности и её психической компенсации», «Невротическая конституция», «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни», «Социальный интерес: вызов человечеству», «Образ жизни».

Влияние Адлера и его концепций

адлер психолог

Индивидуальная психология внесла большой вклад в психологию семейных отношений, педагогическую и клиническую психологию. Последователи индивидуальной психологии в Западной Европе и США объединены в ассоциации психологов-индивидуалистов. Также существуют институты индивидуальной психологии и журналы, которые развивают эту концепцию на немецком и английском языках.

Источник: http://fb.ru/article/354533/individualnaya-psihologiya-ponyatie-teoriya-i-praktika-avstriyskiy-psiholog-alfred-adler

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Индивидуальная психология — это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы.

Содержание:

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, один из предшественников неофрейдизма, основатель индивидуальной психологии. С начала п римыкал к сторонникам З. Фрейда, затем основал собственную школу.

По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса.
Социальный интерес — это врожденный по­тенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве, по мере накопления опыта.

Стремление к превосходству и чувство неполноценности

В основе концепции Адлера лежит представление о единой движущей силе, которая лежит в основе структуры личности и на­правляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности. Такой целью, по мнению Адлера, является стремление к превосходству или самоутверждению.

Стремление к превосходству (самоутверждению) — это стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала.

Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению, реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности.

Подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.
Чувство неполноценности — это переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности; связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Сильное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности, может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, стать таким же сильным или даже сильнее других, стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. Т.е. с тремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственны­ми органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции.
Например, ребенок-заика при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок со слабыми конечностями после интенсивных физических упражнений становится хорошим атлетом или танцором.

Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков — реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощ­ность ребенка, его зависимость от окружающей обстановки ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превос­ходству. В итоге такой процесс движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации.

Чувство общности

Стиль жизни – это сложившаяся в детстве система целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека
Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру Я.

Чувство общности (общественный интерес) — это чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.
Сотрудничество — одно из проявлений чувства общности.

Чувство общности является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может остаться неразвитым, что становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается.

Не развивается оно и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует развитие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Если чувство общности определяет направление жизни, его стиль, то два других врожденных и бессознательных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, для самосовершенствования.

Таким образом, по мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе.

Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех – не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим.

Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, – компенсация.

Компенсация и сверхкомпенсация

Компенсация — это повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый.

Адлер выделял 4 основных вида компенсации:
1. неполная компенсация;
2. полная компенсация;
3. сверхкомпенсация;
4. мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, дает возможность ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, при помощи сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка, остановить его личностный рост.

Неполная компенсация у детей с неразвитым чувством общности приводит к возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным.

Сверхкомпенсация — это процесс перестройки организма в ответ на повреждение или вредоносное воздействие, вызывающий защитные реакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобы парализовать непосредственную опасность.

В случае сверхкомпенсации с развитым чувством общности человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. При неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии личности.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами.

Полная компенсация происходит тогда, когда у личности развито чувство общности; дефект осознается как своя индивидуальность; стремление к превосходству выражено в стремления к стандартам большинства, стремления преодолеть ограничения через позитивный стиль жизни, не более. Человек не стремится к превосходству, его достижение — быть не хуже большинства.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто приводит и к мнимой компенсации , при которой ребенок (а позднее взрослый человек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которым его окружают. Такой вид компенсации несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоистическую личность.

Связь порядка рождения и личности человека

Многие задаются вопросом о том, как порядок рождения влияет на характер и дальнейшую судьбу ребенка. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовал­ся связью порядка рождения и личности человека. В зависимости о того, каким по счету родился ребенок, ему могут быть присущи определенные черты. А. Адлер обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий в положении в семье обладают различным социальным опытом и, как следствие, имеют разные структуры личности.

Альфред Адлер выделял следующие порядковые позиции ребенка в семье: единственный ребенок, старший ребенок в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей. Итак, рассмотрим порядок рождения по Адлеру, и черты, которые будут принадлежать детям в семье, в зависимости от порядка рождения.

Единственный ребенок в семье

Для единственного ребенка в семье важнейшая задача — понять взрослых. Решая данную задачу, он развивает свою способность понимать других людей. Для него характерны обостренное чувство добра и зла, высокая мотивация достижения. Он любит решать проблемы и находить разные пути их решения.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения. Единственные дети имеют больше возможностей для интеллектуального совершенствования.

Существует риск привязывания, выученной беспомощности. Находясь во власти родительской опеки, ребенок практически не бывает предоставлен самому себе. У него оказывается мало возможностей самостоятельно строить свои отношения с окружающими. В зависимости от степени родительской опеки различают два типа единственного ребенка: рано взрослеющий и «маменькин сынок».

Первый ребенок в семье, т.е. первенец

Старший ребенок проходит в своем развитии три стадии:
1. Он — единственный, уникальный, находится в фокусе внимания родителей, в привилегированной позиции.
2. С рождением младшего ребенка ситуация резко изменяется. Если старшему к этому моменту нет 5—6 лет, то рождение брата или сестры может вызвать сильный стресс. Родители переключаются на малыша, старший ребенок теряет власть над ними. Возможны зависть и конкуренция между детьми, причем такая реакция первого ребенка на появление младшего сильнее, если второй ребенок одного с ним пола.
3. На третьей стадии ребенок находит выход из создавшегося положения. Он считает, что должен быть сильнее и умнее младшего ребенка. Это решение закрепляется поведением родителей: они понимают, что старшему уделяется слишком мало времени и внимания. Поэтому они говорят ему, что по сравнению с малышом он уже достаточно умен, чтобы делать многое самому, без помощи взрослых.

Таким образом, старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания — но только до тех пор, пока не появится следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье.

Старшие дети соблюдают правила, стремятся к совершенству, успеху и чаще всего достигают его, а если нет, то бросают начатое. Это обычно послушные, действующие сообразно правилам, дети. Они добросовестны, серьезны, упрямы, ответственны, причем чувство ответственности может быть слишком высоким. Они нетерпимы к чужим ошибкам и в то же время очень чувствительны к замечаниям других и изменениям отношений.

Средний ребенок в семье

Позиция среднего по порядку рождения ребенка является наименее исследованной; по-видимому, как раз у этих детей чаще всего возникают трудности с самоопределением, связанные с тем, что они являются одновременно и старшими, и младшими и поэтому сочетают в себе черты и того, и другого.

Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание привычки. Некоторые исследователи считают, что средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными по отношению к окружающим.

Второй ребенок в семье (младший из двух детей)

По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним всегда стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший ребенок. Ведь младших детей, как правило, в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Они более ориентированы на себя, чем на других, и не особенно стремятся к тому, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих.

Этот ребенок представляет собой полную противоположность старшему. Ему присущи независимость, оптимизм. Ответственность за все происходящее младший из двух детей перекладывает на других. В отношениях с людьми он манипулятивен. Ему трудно угнаться за старшим, который имеет академическую направленность, поэтому он решает обойти его на ином поприще, где тот не силен (обычно это спорт или искусство).

Младший из трех или большего числа детей

Для развития отношений с окружающими, в особенности с собственными братьями и сестрами, они могут либо всю жизнь притворяться детьми, либо найти способ обойти остальных. Эти дети могут быть наиболее удачливыми из всех. Они творческие личности и часто непонятны для других. Их взгляд устремлен в будущее. Часто из них получаются хорошие лидеры.

К моменту рождения младшего ребенка у родителей уже мог сформироваться собственный взгляд на воспитание. Поэтому можно предположить, что по отношению к младшему тактика воспитательного воздействия будет более последовательной, чем по отношению к старшему. Поэтому младшие из нескольких детей будут более эмоционально устойчивыми, чем старшие дети.

В чем отличия теории А.Адлера от теории З.Фрейда?

1. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения.

2. Если Фрейд полагал, что пове­дение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчерки­вал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение.

3. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей (ид, эго и супер-эго), то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и со­гласованность личности.

4. Адлер не принимал утверждения Фрейда о том, что только сексуальная активность составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности.

5. В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля».

Источник: http://impsi.ru/general-psychology/individualnaya-psihologiya-alfreda-adlera/

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

адлер психолог

Человек — всего лишь капля воды. но капля с большим тщеславием.
А. Адлер.

Австрийский психиатр и мыслитель Альфред Адлер (1870-1937гг.) считал, что источником энергии человеческой психики является преодоление («компенсация») конкретного и общего для всех людей страдания, которое А. Адлер назвал «комплексом неполноценности». Это словосочетание сейчас известно и используется в повседневной речи чаще, чем любые другие понятия психологии.

Однако, этот перевод не совсем корректен. Точнее передают смысл понятия А. Адлера (inferioritycomplex) слова «комплекс неполноты». Сравнивая себя со взрослыми, ребенок испытывает чувство своей неполноты. Жизненный опыт ребенка полон ощущениями своей слабости и несостоятельности. Дети беспомощны во взрослом мире. Главное желание ребенка выражается в стремлении самому контролировать свои поступки и вырваться из-под власти взрослых. Борьба за достижение силы и власти над собой и окружающими — это детская форма компенсации чувства неполноценности.

Биография самого А. Адлера, несомненно, способствовала формированию его психологической концепции. Он родился третьим ребенком из шести в бедной еврейской семье. В детстве часто и много болел, а в пять лет во время тяжелой пневмонии, едва не умер. Кроме того, маленький Альфред дважды едва ли не был убит в уличных драках. Правда, мальчишке повезло: его любили и уважали в компании сверстников. Дружба давала Альфреду признание и уважение, которого так не хватало ребенку в семье. Он понял: человек может бороться со слабостью своего тела, физическая сила – не самое главное в жизни. Главное в процессе развития индивидуальности: достижения уважения окружающих людей, учитывая их интересы.

«Чувство неполноты само по себе не является ненормальным, — писал А. Адлер, — Оно – причина всех улучшений в положении человечества… Главный вопрос в том, сможет ли человек перейти от детской компенсации неполноты к конструктивным достижениям».

Однако, юный Адлер учился преодолевать свою физическую слабость. Возможно поэтому, став врачом он описал телесную неполноценность, как один из важнейших факторов формирования «комплекса неполноты», сила выраженности которого, обратно пропорциональна энергии, затраченной личностью на его компенсацию. Свою теорию Адлер изложил в опубликованной в 1907 году книге «Исследование неполноценности органов». В ней он утверждал, что компенсация недостатков строения тела выражается в самоутверждении личности через достижение превосходства над окружающими. В этой же книге он привел примеры, ставшие хрестоматийными: многие знаменитые тираны и полководцы – люди маленького роста, страдающие теми или иными врожденными телесными дефектами: Наполеон, Суворов, Гитлер, Сталин. Великий оратор античности – Демосфен с детства страдал врожденным дефектом речи и т.д.

Не сами телесные дефекты формируют знаменитый комплекс, но они создают в душе чувство неполноты, заставляющее человека восполнять мнимый недостаток внимания и значимости через достижение превосходства над окружающими людьми.
Для современного человека слова «чувство превосходства» звучат, как синонимы высокомерия, стремления к власти и агрессии. Все эти понятия были важны для Адлера. Более того, он подчеркивал важность агрессии и ницшеанской «воли к власти» в формировании личности.

Однако, для него эти понятия имели две стороны: «невротическую» и «социальную». Склонность к насилию, как и стремление к непосредственной власти над людьми, он называл «стремлением к личному превосходству» и описывал, как «невротические» или деструктивные формы компенсации комплекса неполноты.
«Стремление к личному превосходству» – и есть главный «симптом» болезни современного нам общества.

Согласно Адлеру, человеку нужна «нормальная» агрессия. Такой «агрессией» он называл все то, что мы сегодня считаем «инициативностью», «социальной активностью» или, например … «агрессивной тактикой продаж». Соответственно, «нормальная воля к власти» — это способность учитывать интересы общества, добиваясь «подлинного» или «мирного» превосходства, — обычно мы называем подобное чувство «уважением к себе».

«Подлинного превосходства человек может достичь, только стремясь к совершенствованию, — писал Адлер, — Именно оно является врожденным в том смысле, что оно – часть жизни, побуждающая сила, нечто, без чего жизнь была бы немыслима».

Смысл биологической эволюции (Адлер разделял взгляды Дарвина), заключается в процессе постоянной адаптации видов окружающей среде. Все виды либо развиваются в направлении наиболее эффективной адаптации, либо исчезают. Личность, стремясь к достижению превосходства, точно так же вынуждена искать гармоничных отношений с окружающим ее миром человеческих отношений… или исчезнуть. Вне общества просто некого превосходить.
Адлер утверждал, что психическое здоровье должно основываться на здоровых социальных отношениях. Стремление к совершенствованию можно реализовать только через «социальные интересы» личности: чувство общности, умение сотрудничать и заботу об окружающих. Согласно «Индивидуальной психологии», психическая жизнь есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству, искреннему общению и альтруизму.

«Высший закон жизни, — писал Адлер, — …в том, что чувство ценности человеческой личности не должно уменьшаться… Личность не может существовать без признания ее значимости окружающими».

Взгляды Адлера положили начало современной социальной психологии. В строгом смысле этого слова его «Индивидуальная психология» не имеет отношения к психоанализу, хотя Адлер примкнул к кружку Фрейда в 1902 году и стал президентом «Венского психоаналитического общества» в 1910. Его взгляды, развивались скорее в открытой борьбе С Фрейдом и Юнгом. Адлер почти не использовал термин «бессознательное» и считал, что психология должна заниматься конкретным, доступным для наблюдения поведением и его последствиями. Его взгляды близки бихевиоризму (разговор о котором у нас впереди), где поведение человека объясняется в терминах физической и социальной среды.

Правда, Адлер, благодаря Фрейду, понимал, что большая часть мотивов поведения, самой личностью не осознается, но может и должна быть осознанна. Именно осознание клиентом мотивов или целей поведения можно считать главной задачей терапии по Адлеру.
Взгляды Адлера лежат в основе многих, привычных сегодня ,форм психотерапии. Он первым, в 1920 году начал практику «семейной терапии». Прямые последователи Адлера разработали основные подходы «групповой терапии» и «краткосрочной терапии», начали разработку основных принципов применения психологии в образовании. Адлер разработал принципы и по сей день использующиеся в реабилитации детей с отклонениями в развитии…
Принципы реабилитации детей по Адлеру позволяют нам ответить на вопрос: Если стремление к самосовершенствованию через адаптацию – и есть нормальное стремление человека, то как же возникает в душе человека стремление к личному превосходству?

Оно возникает из-за препятствий для роста и развития человека, сформированных в детстве. Адлер выделял три негативных обстоятельства, препятствующих нормальному развитию взрослой личности: «органическую неполноценность», «избалованность и заброшенность».
Дети, болевшие в детстве серьезными заболеваниями, часто таят в себе обиду на несправедливость жизни и замыкаются в себе. Из-за неспособности успешно конкурировать с другими детьми, они избегают общения. Однако, если родители не потакают таким детям, а заставляют их преодолевать страдания и добиваться успеха, то такие дети могут развить свои способности куда выше среднего уровня.
«Избалованные» дети теряют уверенность в своих способностях, потому что родители постоянно делали за них то, что они прекрасно могли сделать сами. Вырастая, такие дети требуют от окружающих, что они, в свою очередь, делал все за них.

«Заброшенные» или нежеланные дети не ведают, что такое любовь. У них в душе нет образца сотрудничества и адаптации друг к другу. Они не видели ничего похожего в своем доме. Поэтому им очень трудно развить в себе эти качества. Они не понимают, что значит приносить пользу другим людям. Поэтому они часто вырастают холодными и жестокими людьми.
Однако, в отличие от З. Фрейда, А. Адлер не считал, модель детского воспитания, как и вообще прошлое человеческой личности «роковыми обстоятельствами». Для индивидуальной психологии гораздо важнее будущее – цель, которую человек выбирает. Важнее то, к чему мы хотим прийти, а не то, какими мы были раньше.

На «Индивидуальную психологию» оказали сильное влияние труды Ханса Вайхингера — философа, предложившего понятие «фикций» (fictions), — социальных вымыслов, не имеющих основания в реальности. Стремление покупать «престижные» товары – один из вариантов «фикций», способных превращаться в цель человеческой деятельности. Вайхингер полагал, что люди, оказываясь лицом к лицу с неразберихой столкновения потока информации и собственных эмоций, создают вымышленные системы ценностей для систематизации своего опыта. Чем такая воображаемая система проще, тем с большей легкостью человек принимает ее за истину. Идеал общественного «престижа» советских времен: наличие квартиры, дачи и автомобиля, — может послужить примером простейшей системы ценностей… Принятие подобного идеала, как смысла жизни… радикально изменило систему социальных отношений. Подобные воображаемые «истины» — один из самых важных факторов, влияющих на поведение личности. Вайхингер считал, что на людей больше воздействуют их ожидания, чем реальный опыт. Он называл этот подход «фикционализмом», или философией «если бы»: «если бы у меня была квартира, дача и машина, то я мог бы считать себя счастливым человеком».
В книге «Невротическая конституция» (1912) Адлер предположил, что все человеческое поведение, мышление и чувства следуют стереотипам «как если бы». В детстве мы пытаемся приспособиться к окружающему миру и преодолеть чувство собственной слабости, пытаясь вести себя «как взрослые». Вопрос, «Каким бы я был, если бы я был взрослым?», — создает образ «идеальной адаптации» или «идеального превосходства». Сначала мы создаем для себя «идеализированный вымысел» собственного будущего, а затем боремся за его воплощения в реальность, «как если бы эта цель равнялась успеху, счастью и безопасности», — утверждал Адлер.
Разумеется, мы забываем образ детского идеала – «вытесняем» его в бессознательное. Именно поэтому большая часть мотивов нашего поведения остается не осознанной – «иррациональной». Мы не можем объяснить, почему выбрали то или иное образование, того или иного партнера, какую цель преследует выбор нами сферы деятельности или хобби.

Для того, чтобы достичь «подлинного превосходства» или «совершенства» мы должны осознать свои фикции («как если бы») и научиться ставить перед собой рациональные цели.
Чтобы ответить на возможный вопрос читателя: «как же это сделать?» мне, в заключении, хочется вспомнить и о том, что Адлер первым в практической психологии предложил использовать анкеты, как метод терапии. Вот один из вариантов его упражнений:

Сядьте, возьмите 4 листа бумаги и карандаш. Напишите вверху на первом листе: «Каковы мои цели в жизни?» Потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Пишите все, что приходит в голову, каким бы общим или тривиальным это ни казалось. Вы можете включить сюда личные, семейные, карьерные, социальные, общественные или духовные цели. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть список и сделать дополнения и исправления. Отложите первый лист в сторону.

Возьмите второй лист и напишите вверху: «Как бы я хотел провести следующие три года?» Так же потратьте 2 минуты, чтобы ответить на этот вопрос. Потратьте еще 2 минуты на то, чтобы просмотреть список. Этот вопрос должен помочь вам выявить ваши цели более отчетливо, чем первый. Отложите в сторону и этот список.
Напишите на третьем листе: «Если бы я знал, что мне осталось жить 6 месяцев, начиная с сегодняшнего дня, то чем бы я занимался?» Снова потратьте на ответы 2 минуты и еще 2 минуты на то, чтобы проверить список, и отложите лист в сторону.
На четвертом листе выпишите 3 цели, которые считаете наиболее важными из всех перечисленных. Сравните все четыре списка. Есть ли темы, проходящие красной нитью через все разнообразие ваших желаний? Не принадлежат ли все ваши цели к одной категории, например социальной или личной? Появляются ли какие-то цели во всех трех первых списках? Не отличаются ли цели, которые вы выбрали как самые важные, от остальных перечисленных вами целей?

Конечно, это упражнение не раскроет полностью неосознаваемые вами жизненные цели, о которых говорил Адлер, но может помочь вам понять взаимоотношения между вашими целями и повседневной деятельностью. Стоит повторять это упражнение один раз в полгода, чтобы заметить, как меняются ваши цели по мере их осознания. (Адаптировано по Lakein, 1974).

Источник: http://www.b17.ru/article/138758/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *