Кабинет психолога в учреждении образования — кабинет психолога в школе

21.01.2020

Взрослым предстоит раскрыть интересность, привлекательность той или иной деятельности, пробудить у ребенка желание ею заниматься. Как пробудить школьника к преодолению трудностей учебного материала, а следовательно — развитию познавательных способностей? «Один из способов, — отмечает Дж. Брунер, — бросить ему вызов испытать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хороший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит» (1977, с. 377).

Кабинет психолога в учреждении образования

НазваКабинет психолога в учреждении образования
Дата конвертації23.06.2013
Розмір177.51 Kb.
ТипДокументы

mir.zavantag.com > Психология > Документы

Кабинет психолога в учреждении образования

Кабинет психолога — это рабочее место специалиста, выполняющего сложную и разностороннюю деятельность, отвечающую определенным целям и задачам. Помещение, в котором работает психолог, должно быть организовано и оснащено таким образом, чтобы обеспечить ему эффективное исполнение профессиональной деятельности. В соответствии с этим рабочее место психолога должно отвечать определенным требованиям.

Расположение кабинета психолога. Кабинет психолога должен быть расположен в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко обнаружить. Целесообразно отвести под кабинет помещение на первом этаже здания. Такое расположение дает возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволяет посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.

Кабинет психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным с учительской комнатой, кабинетом завуча и пр.). Помимо территориальной важна также достаточная звуковая изоляция.

^ Организация рабочего пространства кабинета. Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:

♦ зона ожидания приема. Эта часть кабинета выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к психологу дети и взрослые могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. Во время работы психолога с ребенком родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т. д.);

♦ зона диагностической работы. Данная часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь ничто не должно отвлекать внимание детей, мешать им сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Диагностические материалы, необходимые психологу для работы, должны быть систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться;

зона коррекционно-развивающей работы. Многообразие форм коррекционно-развивающей работы предполагает соответствующее оснащение этой зоны психологического кабинета. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр. Для проведения игровых занятий, сказкотерапии и др., в ходе которых предполагается свободное размещение детей на полу, в кабинете обязательно должен быть ковер (или ковровое покрытие), а также разнообразный игровой материал (мягкие игрушки, куклы-марионетки и т. д.);

зона консультативной работы. Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающе!’] посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Способствуют этому (помимо профессионализма самого психолога) такие элементы интерьера, как удобные, уютные кресла, композиции из комнатных растений, панно из природных материалов, а также общая цветовая гамма обстановки, выдержанная в мягких, пастельных тонах;

зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых (учителей, воспитателей). Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки — все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. Дети могут сделать это, забравшись в небольшой матерчатый вигвам или домик-теремок;

личная зона психолога. В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

В соответствии с такой организацией психологического кабинета телесообразно выделить для него помещение, состоящее из нескольких комнат (рис. 1).

Рис. 1. Кабинет психолога, состоящий из нескольких помещений.

1 — зона ожидания приема; 2-3 — зоны коррекционно-развивающей

и консультирующей работы; 4 — зона релаксации; 5 — зона диагностической

работы и личная зона психолога

Проект типовых зданий отечественных школ и детских садов не предусматривает наличие специального помещения для психологической работы. Поэтому кабинет психолога располагается, как правило, в классной комнате или в каком-либо подсобном помещении, состоящем обычно из единственной комнаты. В этом случае помещение кабинета используется как многофункциональное.

Перед психологом возникает задача рационального использования пространства и вынужденного объединения рабочих зон, каждая из которых должна выполнять не одну, а несколько функций например:

♦ зона консультативного приема и релаксации;

♦ зона диагностическо-коррекционной работы (рис. 2).

Рис. 2. Кабинет психолога с объединением рабочих зон

Оформление кабинета. В психологическом кабинете огромную функциональную нагрузку приобретает интерьер, подбор которого является специальной дизайнерской задачей. Общим правилом оформления помещений, используемых для психологической работы, является создание спокойной, ненавязчивой, не подавляющей, не отвлекающей обстановки.

Общим ориентиром могут служить следующие рекомендации 1 : ♦ в психологическом кабинете для окрашивания потолка рекомендуется голубой цвет, возможен подвесной светящийся потолок;

стены светло-желтые, светло-зеленые (в южных регионах — светло-голубые тона), возможна обивка стен драпировочной тканью, что способствует дополнительной звукоизоляции;

4 в оформлении кабинета желательно использовать элементы ланд-щафтотерапии (фотообои, слайды с динамической подсветкой по периметру, панно с изображением пейзажей, естественные краски которых содержат основную гамму цветов от голубого до зеленого, декоративно-художественные композиции из комнатных растений);

+ полы со звукоизоляционным слоем: рекомендуется мягкое ковровое покрытие темно-зеленого цвета или других природных цветов (однотонных или в сочетании: песочный, темный беж и т. п.);

« желательно использовать двойные двери или двери с тамбуром;

+ окна при необходимости (просмотр видеозаписей, слайдов) должны завешиваться шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен, что создает зрительное увеличение комнаты;

♦ расположенные в кабинете кресла должны быть мягкими или полумягкими, с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне релаксации — с подголовниками или высокими спинками.

В помещениях для психологической работы не рекомендуется:

♦ использовать блестящие поверхности;

♦ использовать лампы накаливания (люминесцентные лампы почти не искажают цвет, тогда как излучение ламп накаливания насыщено теплыми тонами, из-за отсутствия в спектре ламп накаливания синего и фиолетового излучения холодные тона окружающей обстановки выглядят серыми и грязными);

♦ цветовая подсветка не должна быть яркой и мелькающей;

♦ не рекомендуется одновременное использование всех компонентов ландшафте- и фитотерапии, их расположение необходимо продумать таким образом, чтобы они не становились отвлекающими факторами.

Удобная и функциональная мебель, разумно подобранная и расставленная, является неотъемлемой частью интерьера психологического кабинета. К числу обязательных компонентов меблировки относятся:

♦ рабочий стол психолога;

♦ шкафы (для хранения методических пособий, материалов обследования, техники и др.);

♦ сейф (если в шкафу нет замыкающегося на ключ отделения);

♦ рабочие места для детей (количество зависит от размеров помещения и специфики проводимой психологом работы);

♦ кресла (небольшие, полумягкие, удобные);

^ Техническое оснащение кабинета. Рабочее место современного специалиста немыслимо без соответствующего технического оснащения, позволяющего экономить и максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-раз-вивающей работы и т. д. Исходя из этого, психологу необходимо иметь в кабинете;

♦ копировальную технику (или возможность ею свободно пользоваться);

♦ систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;

♦ систему звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;

Специфика образовательных учреждений (детский сад, школа, детский дом и др.) во многом определяет приоритетные направления деятельности работающего психолога. Содержательные различия будут отражаться в оформлении и организации психологических кабинетов этих учреждений. Поэтому при соблюдении общих рекомендаций возможна достаточно широкая вариативность в подходе к организации рабочего места психолога.

Так, например, в работе с дошкольниками ведущая роль отводится использованию разнообразных игровых приемов. Поэтому в кабинете психолога детского сада должно быть предусмотрено место для проведения игровых занятий, игровой терапии, сказкотерапии и пр.

Школьные психологи нередко получают в свое распоряжение классную комнату. В зависимости от приоритетов, выбираемых психологом в работе, психологический кабинет может быть организован по-разному. Это может быть кабинет, построенный по «зональному» типу (рис. 3).

Рис. 3. Кабинет психолога, размещенный в классной комнате

В другом варианте классная комната может быть сохранена как учебное помещение (это важно, если психолог ведет в школе уроки психологии); в этом случае для проведения групповых, тренинговых занятий парты могут быть установлены по кругу или отодвинуты к стенам.

Кабинет психолога при любой его организации, независимо от размера помещения и меры материально-технического оснащения (напомним известную поговорку: «Не место красит человека, а человек место»), является своеобразным «лицом» работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность психолога как профессионала и как личности.

В этом кабинете должно быть комфортно не только самому психологу, но и приходящим туда детям и взрослым. Доверие и расположение к психологу, мера его полезности, эффективность оказываемой им помощи не зависят напрямую от количества и качества стоящей в кабинете мебели, а определяются прежде всего профессиональными качествами самого психолога.

^ Принципы деятельности практического психолога образования

Главная цель деятельности практической психологии образования — психологическое здоровье детей. Она не только определяет основные задачи службы, но и обусловливает основные принципы деятельности практического психолога.

Прежде всего — это принцип индивидуального подхода к человеку любого возраста на основе понимания и признания индивидуальности человека как ценности и принцип профессионального взаимодействия и сотрудничества психолога со всеми субъектами образовательного пространства — родителями, воспитателями, педагогами, любыми другими взрослыми, имеющими отношение к ребенку.

Практический психолог образования безусловно принимает тот факт, что любой ребенок самоценен уже потому, что он появился на свет, что ему дарована жизнь. Каждый ребенок интересен сам по себе: послушный и непослушный, успевающий и неуспевающий, красивый и не очень и др.

Отсюда основной принцип в работе практического психолога — подход к каждому ребенку как к единственному и неповторимому, как к зарождающейся индивидуальности.

Этот принцип известен в педагогической практике как индивидуальный подход. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике — дело очень непростое. Доказательством служит тот факт, что пока еще об индивидуальном подходе больше говорят, чем претворяют его в реальной работе с ребенком.

^ Под индивидуальными особенностями личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают данную личность от другой. При одних и тех же целях, программах, методах воспитания и обучения мы видим у всех детей индивидуальные особенности, индивидуальное своеобразие. С возрастом, чем образованнее и воспитаннее становится человек, тем ярче, интереснее, значительнее его индивидуальные особенности. .

В основе обсуждаемого принципа лежат важнейшие психологические закономерности: постепенность, неравномерность, индивидуальное своеобразие всех психических процессов и свойств личности, асинхронность психического развития, индивидуальные варианты хождсния возрастных этапов онтогенеза. Поэтому нельзя зацикливаться на сегодняшней неудаче, слабости ребенка.

Если до недавнего времени основное внимание при обучении и воспитании уделялось наиболее слабым местам, «зонам отставания», имеющимся у ребенка, то теперь признается иное: опора на субъективно «спешную (интересную, привлекательную, любопытную) для ребенка область знания или деятельности оказывает прогрессивное влияние на становление его личности, позволяет развиваться его интересам, уверенности в своих силах, способностям.

Французский психолог ^ А. Валлон, анализируя ход психического развития ребенка, пришел к исключительно важному для практического психолога выводу: создаваемые на каждом возрастном этапе развития психики внутренние предпосылки намного богаче их последующей реализации. Иначе говоря, только часть (притом относительно небольшая) интеллектуальных резервов ребенка плодотворно реализуется. Очевидно, что выявление этих резервов выступает необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и действенных методов индивидуального развития детей. У каждого ребенка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учеба приобретает для него личностный смысл и не будет создавать особых проблем ни самому ребенку, ни учителю, ни родителям.

Отсюда задача индивидуального подходанаиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. В этом смысле индивидуальный подход нужен так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. Вообще развитие способностей У ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Главное, не бороться с индивидуальными особенностями, а изучать, развивать потенциальные возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.

Ребенку необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все хорошо и в него верят. Прекрасно эту мысль высказал М. М. Пришвин: «Тот человек, кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».

Почему мы нередко не даем такого шанса ребенку? Да мы его чаще всего не знаем. Знаем уровень развития той или иной психической функции или всех функций, того или иного психического свойства качества. Но как все эти знания свести воедино, соотнести с возрастом ребенка и с его индивидуальными особенностями и индивидуальным темпом развития? Это сложно, требует больших интеллектуальных затрат и профессионального мастерства.

Мы должны помнить предупреждение ^ Л. С. Выготского о том, что «. целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исследований» (1983, т. 5, с. 177).

Что такое «целостное изучение личности»? Обратим внимание на труды еще одного замечательного отечественного психолога — ^ С. Л. Рубинштейна.

Он писал: чтобы понять сущность личности, надо попытаться ответить на три вопроса:

что хочет человек? Ответ на этот вопрос раскроет направленность личности — ее потребности, мотивы, цели, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение, установки и т. д.;

что может человек? Это вопрос о способностях: общих и специальных, об уровне этих способностей: таланте, гениальности и др.:

что он есть? Вопрос о характере человека: можно много желать, на многое быть способным, но не достичь успеха в жизни и деятельности из-за особенностей характера, который определяет нравственное и волевое отношение к себе, к людям, к миру.

И на наш взгляд, правомерен четвертый вопрос: что чувствует человек? Эмоции, чувства, переживания лежат в основе внутреннего мира человека и делают этот мир богатым или скудным.

Ребенок сначала чувствует отношение к себе людей и свое отношение к людям, предметам, миру, чувствует у себя способности к той или иной деятельности, а затем уже осознает все это.

Только ответив на все эти вопросы, проанализировав все взаимосвязи и взаимовлияния обозначенных психологических явлений в контексте возраста и пола ребенка и с учетом индивидуального варианта его возрастных изменений, можно подойти к пониманию сути его проблем в психическом развитии и становлении личности.

Проблема индивидуальных различий очень сложна. Трудно назвать хоть одно какое-то свойство, черту, качество человека, которые не входили бы в круг этой проблемы. Известно, что дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга. И тем не менее центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Психическое развитие ребенка без развития его способностей — невозможно.

Именно способности определяют личностное становление ребенка, именно они обуславливают степень яркости его индивидуальности. Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Развитие способностей имеет свои особенности на каждом возрастном этапе и тесно связано с развитием интересов ребенка, самооценкой его успехов или неудач в той или иной деятельности.

^ А. Н. Леонтьев (1960) считал, что способности человека к общественно-исторически сложившимся формам деятельности, т. е. специфические человеческие способности, представляют собой подлинные новообразования, формирующиеся в индивидуальном развитии.

Личность не может быть понята и не может рассматриваться вне способностей. Весьма условно можно представить такую схему развития личности: чувство —> направленность — характер —> способности.

Уровень развития и предметная специфика способностей являются как бы результатом положительного переживания себя в той или иной деятельности, желания и умений заниматься этой деятельностью, уверенности в своих силах, а следовательно, и мобилизации этих сил.

Например, о благоприятном завершении этапа младшего школьного возраста можно говорить тогда, когда при окончании начальной школы ребенок:

♦ может (умеет) учиться;

♦ верит в свои силы;

♦ ему хорошо, интересно, комфортно в школе (во всяком случае, он идет туда не со страхом и не с отвращением).

Известно, что в подростковом возрасте внутри ведущей для подростков деятельности — общения со сверстниками — формируются такие личностные новообразования, которые и делают человека человеком, а именно: умение понимать чувства, настроения других людей и строить свое поведение в соответствии с этим (см. Давыдов В. В., 1979).

О благополучном для становления личности завершении этана отрочества можно судить по таким «расшифрованным суждениям» под-Ростка:

♦ мне интересны люди, я хочу с ними общаться;

♦ я умею общаться, я нахожу общий язык с людьми;

♦ я верю, что интересен людям, что им приятно со мной общаться;

мне хорошо в кругу сверстников.

Мы видим, что успех в любой деятельности основан на нехитрых понятиях: мне нравится, я хочу, умею, верю в себя. Но всякая психологическая реальность, которая скрывается за этими глаголами, не дана ребенку изначально.

Становление способностей требует со стороны взрослых терпения, внимания и бережного отношения к малейшим успехам ребенка.

Взрослым предстоит раскрыть интересность, привлекательность той или иной деятельности, пробудить у ребенка желание ею заниматься. Как пробудить школьника к преодолению трудностей учебного материала, а следовательно — развитию познавательных способностей? «Один из способов, — отмечает Дж. Брунер, — бросить ему вызов испытать свои силы, заставить его выложиться полностью, открыть для него радость успешного совершения трудной работы. Хороший учитель знает силу этого соблазна. Ученик должен испытать чувство полного поглощения работой, в то время как в школе с ним это редко происходит» (1977, с. 377).

Но нужно не только пробудить интерес к деятельности, например, познавательной или коммуникативной, но и научить этой деятельностью заниматься, создать ситуацию заслуженного и всеми понимаемого успеха, позволяющую ребенку поверить в свои силы, свои способности.

Американский психолог ^ У. Глассер справедливо отмечал, что слишком много учащихся в школах страдает от неудач. Независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном.

К успеху ведет собственная активность ребенка, основанная на заинтересованности, любознательности, жажде поиска и открытий. Пробудить такую активность в школе — не просто. Но без нее ни о каком развитии способностей говорить не приходится. К успеху, к развитию способностей нельзя привести ребенка через насилие, упреки, указы, приказы: «. я понял эзотерический принцип невозможности насилия, т. е. бесполезности насильственных мер для достижения каких бы то ни было целей. С несомненной ясностью я увидел. что насильственные меры в любом случае приведут к отрицательным результатам, противоположнным тем целям, ради которых они были применены.

Известно, что «зону ближайшего развития» ребенку задает взрослый. и эт0 касается не только развития отдельных функций и психических качеств, но личности в целом. Л. С. Выготский подчеркивал, что сотрудничество взрослого с ребенком — один из центральных факторов детского культурного развития.

Сотрудничество в учебной деятельности создает зону ближайшего развития познавательных способностей ребенка.

Общение взрослого с ребенком — это тоже сотрудничество, но оно прежде всего ответственно за создание зоны ближайшего развития личностных характеристик ребенка.

«Зона ближайшего развития» способностей и личности для каждого ребенка индивидуальна. Это осложняет деятельность педагогов, которые работают по стандартным программам, каждая из которых, даже самая инновационная, ориентируется на некую общую «зону ближайшего развития» вообще ребенка определенного возраста. И не всякий ребенок в нее попадает: одни еще не готовы туда войти, другим там уже скучно, нечего делать. Следовательно, всякий раз на каждом уровне ребенок попадает или не попадает в результате сотрудничества с учителем в свою «зону ближайшего развития». От этого в значительной степени зависят и результаты обучения, и самочувствие ребенка, него различные межличностные отношения — с одноклассниками, учителями, родителями.

Интересно, что в случаях неважных учебных результатов в школе всегда «виноватым» бывает ребенок. А его «вина» нередко заключается лишь в том, что взрослые не определили пространство его сегодняшних возможностей, не учли его самочувствия в учебной деятельности. «Ребенок не знает, не расслышал, не понял, прослушал, ошибся, не сумел, не может — все это его вина. Невезение или плохое самочувствие, каждая трудность — это вина и злая воля», — писал Я. Корчак (1966, с. 286). Е ели в таком контексте неуспешности формируется самооценка ребенка — одно из центральных личностных образований, т ° неизбежно возникнут сложнейшие проблемы с его психологическим здоровьем.

Известно, что есть два механизма оценивания: собственные ощущения и оценки окружающих.

По утверждению К. Роджерса, собственные оценки неосознанны, ц0 истинны. Оценки окружающих — осознаны, но противоречивы и часто ложны. И у ребенка — неискушенного и неопытного — могут возникнуть конфликты между внутренними и внешними оценками. Эти конфликты могут вызвать формирование неосознаваемых защитных реакций в виде искажения реальности: либо искажение оценок других людей либо искажение собственной самооценки. Все это осложняет становление личности ребенка и требует активного внимания психолога.

Психологическую службу школы можно рассматривать как посредника между системой образования и отдельным конкретным ребенком.

Задача психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его интересов, способностей, личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации. Самое главное — совместными усилиями психолога и педагогов попытаться понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте конкретных жизненных условий с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ним.

Источник: http://mir.zavantag.com/psihologiya/3212/index.html

Кабинет психолога в школе

Ирина Совгачева
Кабинет психолога в школе

МБОУ «Каменногорский Центр Образования»

г. Каменногорск, Ленинградская область, Выборгский район

Ответственная за кабинет педагог-психолог: Совгачева Ирина Викторовна

1. Параллели, для которых оборудован кабинет 1- 11 классы

2. Площадь кабинета__48 м2__

3. Число посадочных мест 16

Кабинет позволяет осуществлять все виды работы психолога:

Психологическое обследование и диагностика учащихся – мониторинг состояния психологического и социального здоровья

• Общеразвивающая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, а также с взрослыми участниками образовательного процесса

Психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса

• Сопровождение экспериментальной работы, в т. ч. «прогнозирование рисков»

График работы кабинета № 20

День недели Время работы

Понедельник 8.00 – 16.00

Вторник 8.00 – 16.00

Среда 8.00 – 16.00

Четверг 8.00 – 16.00

Пятница 8.00 – 16.00

Кабинет (просторный, уютный, светлый, оформленный своими руками, территориально включает зоны, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение (организационно-методическое пространство, зона релаксации и снятия эмоционального напряжения, консультативное пространство, игровое пространство, диагностическое пространство.

кабинет психолога в школеФотоотчет «Экскурсия в медицинский кабинет» Многие взрослые и дети боятся врачей, так как будучи малышами, дети начинают думать, что врачи они только делают уколы (тем самым причиняют.

Готовим детей к школе! Советы психолога НЕМНОГО ТЕОРИИ В последнее время все чаще среди родителей бытует мнение, что если ребенок знает буквы или умеет читать и писать,значит он.

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «По следам любимых сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №15 ст. Родниковской МО Курганинский район.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе. Тема: «Скоро в школу» Цель: Формировать школьную готовность у детей.

Консультация психолога для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе? Проверим!» Ваш ребенок скоро станет школьником. Каждой семье важно, чтобы их ребенку было интересно учиться, чтобы одноклассники с ним дружили, а учителя.

Методический кабинет ДОУ Методический кабинет Мдоау «Детский сад №115 г. Орска» Методический кабинет ДОУ это:современная информационно-образовательная среда.

кабинет психолога в школеКабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления консультативной работы психолога по проблеме психологической готовности ребенка к школе Общие направления рекомендаций, которые консультант может дать клиенту, определяется многими факторами. Это и характер запроса, и содержание.

кабинет психолога в школеНаш кабинет психолога В нашем детском саду появился замечательный кабинет. Это кабинет психолога. Он получился очень яркий и красочный! Дети приходят сюда с.

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе Максимова Надежда Геннадьевна, учитель – логопед, Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна, педагог – психолог, МБДОУ «Дульдургинский детский сад.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/kabinet-psihologa-v-shkole.html

Краткая характеристика кабинет психолога

Требования к помещению и интерьеру:

Кабинет создан на базе обычного класса, находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:

1. Учебная зона — парты для подростков, стулья и доска

2. Рабочая зона — стол, стул, компьютер, шкаф

3. Зона релаксации — кресла, цветы, ковер, песочница, полки с игрушками, зеркала, маты, батут.

Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релаксации.

Температурный режим:

Температура в кабинете хорошая, ни душно, ни жарко, но и не холодно. Летом кабинет проветривается, зимой все окна плотно утепляются, поэтому температура в кабинете весь год благоприятная. Проветривание каждый час 5 минут.

Освещенность и цвет:

Кабинет освещается очень хорошо, цветовая гамма кабинета выдержанна в приятных глазу, успокаивающих тонах. Атмосфера в кабинете, благодаря освещению и цветовой гамме, создается уютная и благоприятная.

Методические материалы:

В кабинете находится литература по направлениям:

— Основы медицинской психологии

— Методическое обеспечение (учебники) по арт-терапии

Рамка для фотографии

Полки для игрушек

Песочница для арт-терапии

Методики, проведенные совместно с психологом объединения

Психодиагностическое исследование проведено среди детей 10-11 лет (футбольная команда), состоящего из пятнадцати мальчиков.

Методика «Отношение к различным видам спорта»

Под редакцией И.В. Дубровиной

Изучение уровня удовлетворенности спортивной деятельности и познавательной активности.

Испытуемым предлагается список из различных видов спорта, которые в данный момент они знают (десять примеров). Рядом с каждым предлагается проставить букву:

Красный — нравится (к)

Черный — не нравится (ч)

Зеленый — иногда нравится, иногда не нравится (з)

В течении двадцати секунд предлагается проставить буквы напротив различных видов спорта.

Проводится подсчет букв К (красный) и Ч (черный) и определяется уровень удовлетворенности школьными предметами. Например такой результат: красный — 9, черный — 1, (9-1). Считается только количество красных. Общая сумма предметов делится на три и получаются следующие результаты:

Высокий уровень: 8-10 баллов

Средний уровень: 4-7 баллов

Низкий уровень: от 3 и ниже

кабинет психолога в школе

Процентное соотношение показателей испытуемых по познавательной активности.

Результаты по данной методике:

Для детей 10-11 лет характерен высокий уровень сформированности познавательной активности учебной деятельности. Только у одного мальчика (№2) низкий уровень познавательной активности. Этому мальчику не нравятся многие виды спорта. У 33% детей познавательная активность (желание получать знания, выполнять предлагаемые задания) сформирована на среднем уровне. Этим детям нравятся от 5 до 7 видов спорта.

Методика «Удовлетворенность взаимоотношениями в семье»

Под ред. Х.Г. Галямовой

Проводилась для группы подростков 14-15 лет — 11 человек.

Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях.

Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов: 15

Ниже приведены вопросы по данной методике:

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями?

2. Говорите ли вы с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?

3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей?

4. Знают ли родители ваших друзей?

5. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах?

6. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки?

7. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения?

8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?

9. «Детские праздники» — предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами?

10. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги?

11. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы?

12. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах?

14. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами?

Подсчитываются баллы за буквы:

Ниже приведена шкала подсчета по данной методике:

20 — 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей

14 — 19 баллов средний уровень удовлетворенности

13 и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения

Результаты по данной методике:

В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 60% подростков. 33% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых для них, т.к. их мамы не помогают организовывать праздники.

кабинет психолога в школе

Удовлетворенность общением в семье

В целом для подростков 15 лет характерен высокий уровень сформированности основных аспектов, позволяющих определить уровень адаптированности к условиям школьной жизни в целом и различным ее составляющим.

Занятие группы «Стартовая школа»

Я присутствовала на занятии группы «Стартовая школа». Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей. На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения:

Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками.

«Воздух — вода — земля — огонь». Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит например «Воздух», то остальные участники должны поднять обе руки вверх. «Вода» — все опускают руки вниз. «Земля» — выставляют руки перед собой и «Огонь» — все перебирают руками, изображая огонь.

Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например говорит «Земля», а движение делает соответствующее выражению «Вода». Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения.

«Пирожки — шанежки». В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в «ладушки», говоря «пирожки — шанежки». По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке.

Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки — домики и силуэты животных. Пара родитель — ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура.

На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т.д. В итоге должна получится заранее задуманная психологом картинка.

В кругу психолог называет какой либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук.

Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит «Саймон сказал сделай так» и показывает какое либо действие (поднять руки и т.д.). Потом ведущий в какой то момент говорит просто «поднимите руки» или что то подобное (без слов «Саймон сказал»). Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов «Саймон сказал».

Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания.

В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного смущались присутствия родителей других детей и меня, совершенно не знакомого человека, но к концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтерисованны происходящим. Особых сложностей в выполнении заданий не было.

Источник: http://studbooks.net/1611720/psihologiya/kratkaya_harakteristika_kabinet_psihologa

Кабинет психолога в школе

2.1. Общее положение

Кабинет практического психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов. В кабинете обеспечивается своевременное и систематическое изучение психофизического, социального развития человека, мотивы поведения, деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей. Кабинет работает с целью выявления и создания, оптимальных социально-психологических условий для развития и саморазвития человека.

2.2. Назначение психологического кабинета и требование к его оформлению

С самого начала своей деятельности педагогу-психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы.

С одной стороны, кабинет педагога-психолога – очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны – это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности.

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение площадь которого должна составлять не менее 25-30 м 2 , с тем чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

Взоне первичного приемаи беседы с клиентом размещается рабочий стол и кресло педагога-психолога, несколько стульев для посетителей, поставленных на разном расстоянии от стола под разным углом к нему (прямо, под углом, далеко от стола, несколько стульев вместе, один отдельно в углу комнаты и т.п.) для того, чтобы посетитель (взрослый, ребенок, взрослый вместе с ребенком) мог выбрать наиболее удобное для себя место. Одновременно понимание того, какое место занял посетитель (например, сел ли ребенок рядом с мамой или предпочел сидеть отдельно) может дать ценную дополнительную информацию. В данной зоне находится картотека с данными о клиентах: закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.

В этой зоне ведется первичная беседа. Официальные беседы с детьми, взрослыми и пр. Поэтому мебель в этой части кабинета должна быть расположена так, чтобы подчеркнуть профессиональный статус педагога-психолога и создать определенную дистанцию. Очень хорошо, если стоящая здесь мебель будет достаточно официальной, солидной.

Зона консультативной работы предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к педагогу-психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы. Данная зона оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковых бра. Если кабинет расположен в одной комнате, то зона консультативной работы выделяется в стороне от рабочего стола психолога, на достаточном расстоянии от него.

Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме). Здесь не должно находиться лишних предметов, ярких деталей интерьера, которые могут отвлекать внимание, мешать сосредоточиться на предлагаемых заданиях. Все необходимые педагогу-психологу материалы для работы, должны быть систематизированы и удобно размещены в специальных шкафах, так чтобы ими было удобно воспользоваться.

Для диагностической работы в кабинете полезно иметь 2-3 рабочих стола разного размера, чтобы удобно было за ними сидеть, выполняя задание (при необходимости это может быть один стол и при нем стул, высоту сиденья которого можно изменять). Вокруг столов предусматривается достаточно места, чтобы педагог-психолог мог занять любую позицию (напротив, рядом, несколько сбоку, под углом). Один из рабочих столов используется как вспомогательный. Здесь перед проведением работы подготавливаются необходимые методики, формы для регистрации, секундомер, диктофон и пр.

Зона коррекционно-развивающей работы в кабинете педагога-психолога имеет особое значение и поэтому должна быть по особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Для занятий с детьми здесь могут быть расставлены индивидуальные столы-парты, доска, фланелеграфы, мольберт и пр. При работе с подростками педагог-психолог чаще применяет тренинговые формы работы, что накладывает свой отпечаток на оформление зоны. Остается актуальным мягкое покрытие, позволяющее детям разместиться на полу, передвижная мебель, наличие места для удобного размещения необходимых для работы материалов: карандашей, бумаги, клея и др. Однако пространство становится менее насыщенным яркими акцентами, дает большую возможность для трансформации.

Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых. Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки. Мягкое, ворсистое покрытие на полу, естественная зелень комнатных растений, большой аквариум с подсветкой, легкое журчание фонтанчика, негромкое звучание спокойной музыки – все здесь должно способствовать успокоению, снятию накопившейся усталости и раздражения. Большое значение для восстановления душевного равновесия имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности.

Помимо обучения навыкам формирования состояния релаксации, в этой зоне психологического кабинета можно проводить занятия и сеансы аутогенной тренировки с просмотром слайд и видеопрограмм с музы- кальным сопровождением.

Личная (рабочая) зона педагога-психолога. В кабинете обязательно должна быть предусмотрена личная зона педагога-психолога, необходимая ему для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.

Зона ожидания приема. Эта зона выполняет функцию своеобразной приемной, где обращающиеся к педагогу-психологу дети и взрослые могут удобно разместиться и подождать. Здесь могут находиться информационные стенды, библиотечка специальной психолого-педагогической литературы для родителей, подборка популярных тестов для самодиагностики, красочные детские журналы, настольные игры и другие материалы, позволяющие с пользой провести время ожидания. Во время работы психолога с ребенком, родители могут выполнять здесь предназначенные для них задания (заполнение анкет, опросников и т.д.). Зону ожидания приема лучше организовать в пространстве перед кабинетом психолога, с учетом того, что она не должна находиться в районе активного передвижения людей.

Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую. Если в силу объективных причин психолог не реализует какое-то направление работы – соответствующая зона может быть в кабинете не представлена.

2.3. Оформление психологического кабинета

Оформление психологического кабинета должно отвечать рекомендованным санитарно-гигиеническим требованиям, техническим нормам (освещение, температурный режим), а также эстетическим требованиям.

При организации кабинета педагога-психолога необходимо уделить серьезное внимание его светоцветовому оформлению.

Освещение. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Рекомендуется комбинированное освещение, как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Все светильники лучше направить на потолок, чтобы обеспечить мягкий, рассеянный свет. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует снятию напряжения.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Оптимальной считается температура от 20 до 22°.

Цветовой климат.Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека и способен изменить его настроение. Среда, в которую попадает клиент, должна настраивать на диалог и доверительное общение. Поэтому, при оформлении кабинета важно учитывать требования цветопсихологии. По воздействию цвета на человека все цвета можно разделить на две группы: теплые (оттенки красного и желтого) и холодные (голубовато-фиолетовые тона). Наиболее благоприятное влияние на зрение и центральную нервную систему (ЦНС) оказывают зеленый и голубой цвета (голубой потолок для имитации неба, зеленый пол для создания образа природы). Все светлые тона хорошо влияют на психофизиологическое состояние человека.

При организации кабинета педагога-психолога важно учитывать и психологическое воздействие цвета двери в кабинете. Дверь является важной частью помещения и почти всегда вызывает определенные психологические ассоциации. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола. В зависимости от расположения цвета в комнате, он может по-разному воздействовать на человека.

Организация фитодизайна.Правильно организованное озеленение кабинета, основанное на принципах фитодизайна, является наиболее полноценной формой компенсации потребности человека в естественной при родной среде, биологическое влияние которой на человека сравнительно хорошо изучено в экологической психологии. В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных санитарно-гигиенических и эстетических условий для занятий и отдыха. Они могут выполнять и функции профессионально организованного пространства, когда цветы, цветочные стеллажи и стенки выполняют роль функциональных перегородок, отделяющих различные зоны кабинета (например, игровую зону от консультативной зоны).

Музыкальные средства.В качестве одного из психологических средств воздействия во время индивидуальных и групповых занятий в кабинете применяются специально подобранные музыкальные программы, влияние которых характеризуется многоплановыми изменениями функционально го состояния организма. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию.Тихая мелодичная музыка обладает седативным действием и нормализует функции сердечнососудистой системы, напротив, музыкальные отрывки с более резкими звуковыми переходами повышают ее функцию.Музыка в психологическом кабинете должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания – от 15 до 30 минут.Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными, психологическими особенностями клиентов, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.

2.3. Материально-техническое оснащение

Оборудование кабинета. Реализация комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятии предполагает проведение занятий в специально оборудованных помещениях, которые должны отвечать соответствующим условиям и требованиям к техобеспечению и оснащению психологического кабинета.

Технические средства: система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей; компьютер.

Методические материалы: практические материалы для психологической работы в школе; набор игрушек, настольных игр, соответствующих возрасту детей; набор различных материалов (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага и т.п.); библиотека практического психолога; точный материал для учащихся, родителей и учителей, участников групп социально-психологического тренинга или для других групповых занятий.

Мебель: рабочий стол психолога – 1; шкаф для пособий – 1; шкаф для техники – 1; рабочие места детей – 6; журнальный стол – 1; кресла – 6; стулья.

Дополнительные средства для дизайна интерьера: цветные сменные перегородки помещения; цветы; клетка для птиц; аквариум.

2.4. Материалы и документация кабинета

Документация: график работы кабинета, обеспечивающий проведение занятий, консультаций в удобное время; перспективный план работы; карты психологического изучения; журналы первичного приема, посещаемости, учета групповых занятий; бланки для регистрации результатов обследования.

По итогам года психологи предоставляют аналитический отчет о своей работе (форма № 9) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы. Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.

опыт реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию; ж) дата; з) подпись психолога.

1. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. М., Аспект Пресс, 2001. -383 с.

Источник: http://studopedia.ru/17_5371_glava—organizatsiya-kabineta-prakticheskogo-pedagoga—psihologa.html

Кабинет педагога-психолога

Заведующий кабинетом — Маметбакиева Альбина Динаровна (тел. 450-450 доб 102)

кабинет психолога в школе

Кабинет создан на базе стандартного классного помещения площадью 60 кв.м., в котором могут одновременно находиться 13-15 человек.

Оборудование кабинета

  • Компьютер с лицензионным программным обеспечением.

Комнта психологической разгрузки :

  • аквариум
  • диван
  • кресло

Температурный режим

Помещение теплое, хорошо проветриваемое, так как имеет 2 больших евроокна, открывающихся в двух положениях: поворотном и откидном.

Температура воздуха в кабинете – от 20 до 22 С.

Звукоизоляция

Кабинет звукоизолирован. Во время занятий и консультаций в кабинете на входной двери вывешивается предупреждение « Спасибо, что не мешаете, идет занятие» или «Спасибо, что не мешаете, идет консультация».

Кабинет расположен на первом этаже в отдалении от классных кабинетов.

Освещенность и цвет

Освещение в кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света

Окна в комнате психологической разгрузки затемнены, что помогает во время занятий детям и взрослым расслабиться, снять напряжение. На всех окнах жалюзи.

В кабинете светлые стены, светлая мебель, на полу линолеум.

Площадь кабинета освещена равномерно.

В помещении много естественной зелени.

Организация пространства

Кабинет педагога-психолога включает в себя несколько зон, имеющих специфическое назначение:

  1. Рабочее место психолога.
  2. Зона индивидуального приема.
  3. Зона для индивидуальных и групповых занятий.
  4. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения (комната психологической разгрузки).

Музыкальные средства

В комнате психологической разгрузки в работе используются:

  • музыкальные композиции «Музыка в гармонии с природой»: «Энергия водной стихии», «В райском саду», «В объятиях летней ночи», «Бесконечное движение воды» содержатся в МР3 файлах в ПЭВМ;
  • аудио и видео файлы для занятий по музыкальной психотерапии, семь из которых имеют самостоятельный терапевтический эффект, а последняя рекомендуется в качестве фона при проведении аутотренинга.

Технические средства

• Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.
• Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.
• ПЭВМ

Документация

• График работы.
• Перспективный план работы.
• Карты психологического изучения детей.
• Журналы учета (первичного приема; посещаемости; групповых занятий с детьми).
• Бланки для регистрации результатов обследования.

Методическое оснащение. Библиотека педагога-психолога.

Кабинет педагога-психолога располагает различными методическими материалами по направлениям.

А. Психологическое просвещение для учащихся, педагогов, родителей

  1. Г. Акимова. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. ИД «Весь». Санкт-Петербург, 2001.
  2. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Игры с пальчиками.- М.: « Издательство АСТ», 2004.
  3. Н.В. Нижегородцева, В. Д.Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М.: Владос, 2001.
  4. Н.Н. Богодух, В. И. Мареев, Е. И. Рогов. Психология взросления. Ростов-на-Дону, 2001.
  5. Б.С. Волков. Психология подростка. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
  6. С. Ю.Чижова, О.В.Калинина. Детская агрессивность. 100 ответов на родительские «почему?». Ярославль. Академия Холдинг, 2002.
  7. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Б.С. Круглов. Как помочь первокласснику хорошо учиться. М., 2003.
  8. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины / 3-е изд., стер.,- М.: Генезис, 2000.
  9. Психология и учитель: Пер. с англ. / Гуго Мюнстерберг; пер. А.А. Громбаха.-М.: «Совершенство», 1997.
  10. Ди Снайдер. Практическая психология, или как найти свое место в жизни. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
  11. Виктор Пекелис . Как найти себя. М., «Детская литература», 1988.
  12. Е. Горенко, В. Толстников.. Природа собственного Я. М., 2001.
  13. Я познаю мир. Дет. Энцикл.: / Е.В. Селезнева.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2001.

Б. Психопрофилактика

  1. О.В. Хухлаева.Т. Ю. Кирилина. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья.
  2. Безрухих С. А. Программа профилактики психоэмоционального выгорания, М., 2005.

В. Психодиагностика

  1. М.М. Семаго, Н. Я. Семаго. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие..М.:Айрис-пресс, 2004.
  2. Р.С. Немов. Психология. Книга 3.
  3. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х книгах.
  4. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2001.
  5. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под редакцией А.А. Реана. М.: Олма-пресс, 2003.
  6. Проективные методики.
  7. Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий / Серия «Учебники для высшей школы».- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Г. Психокоррекционная и развивающая работа

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.- Ярославль: Академия развития:Академия Холдинг: 2002.
  2. О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе. (1-4-е классы).
  3. О. В. Хухлаева. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. (7-8 -е классы).
  4. Н.П.Слободяник. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2003.
  5. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Т. П. Смирнова. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
  6. И.Б. Широкова. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. М.: Генезис, 2005.
  7. Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск, 1997.

Е. Материалы по психологическому консультированию

  1. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. М.Р. Битянова. Организация психологической работы в школе.- М.: Генезис, 2000.
  3. Р.В. Овчарова. Технологии практического психолога образования.-М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001.

В кабинете школьного психолога собрано много методических разработок по материалам газеты «Школьный психолог».

Профессиональный инструментарий

  1. Компьютерная программа профилактики наркозависимости «Сталкер», включающая в себя психологическое обследование детей среднего и старшего возраста.
  2. В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. Цветовой психодиагностический тест М. Люшера. (Стандартизированный материал). Сокращенная комплектация. ИМАТОН.
  3. Проективные методики
  4. Р.С. Немов. Психология. Том 3.
  5. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. Под ред. А, А. Реана. – СПб.: «прайм — ЕВРО-ЗНАК», 2003.
  6. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х книгах.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  7. В.Б. Шапарь. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов-на — Дону: Феникс, 2004.

В копилке диагностического инструментария педагога-психолога очень много материала по направлениям:

— психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению;
— школьная тревожность;
— мотивация учебной деятельности;
— рисуночные проективные тесты;
— изучение психических процессов;
— характерологические особенности детей;
— профориентация (имеется компьютерная диагностика);
— психологическое сопровождение учителей во время прохождения аттестации;
— профилактика эмоционального выгорания педагогов (компьютерная диагностика) и другие методики.

2.5.1. Санитарно-гигиенические требования к помещениям.

2.5.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».

2.5.1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

2.5.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

2.5.1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

2.5.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30

40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0, 6 м в сторону класса перед доской.

2.5.1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске — 500 лк.

2.5.1.7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север — в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

2.5.1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

2.5.1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола-0, 3-0, 5.

2.5.1.10. Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

2.5.1.12. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

Источник: http://school32-nv.ru/?q=node/993

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2020 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты