Коллектив авторов — Психоанализ и искусство — автор психоанализа

18.12.2018

Преподавательский состав Института практической психологии и психоанализа – это более ста специалистов в самых разных областях и направлениях психологии, психотерапии и психоанализа. Большинство из них являются профессионалами своего дела, и в рамках этой серии мы собираемся предоставить им возможность поделиться своими идеями и практическим опытом.

Коллектив авторов — Психоанализ и искусство

автор психоанализа

Описание книги «Психоанализ и искусство»

Описание и краткое содержание «Психоанализ и искусство» читать бесплатно онлайн.

Этот сборник посвящен связям и переплетениям между психоаналитическим исследованием глубинного внутреннего мира человека и исследованием человеческой природы в произведениях искусства. В психоаналитической интерпретации образов и историй, изображенных и рассказанных средствами киноискусства и литературы, проявился профессионализм, богатый клинический опыт и широта теоретических взглядов авторов статей.

Книга адресована психологам и психотерапевтам, а также всем тем, кто интересуется психоанализом искусства.

Психоанализ и искусство

Составитель Е. А. Спиркина

© Институт практической психологии и психоанализа, 2011

Вступительное слово к серии «Бибилиотека Института практической психологии и психоанализа»

Институт практической психологии и психоанализа является одним из первых высших учебных заведений данного профиля в России. Институт был создан в 1991 году; за эти годы были разработаны уникальные учебные программы. Главной учебной программой Института стала программа высшего психологического образования, сочетающая требования Госстандарта по специальности «Психология» и профессиональной подготовки психологов-консультантов. За эти годы были созданы программы профессиональной переподготовки по психоаналитической психотерапии, системной семейной психотерапии, танцевально-двигательной психотерапии, аналитической психологии и юнгианскому анализу, позволяющие выпускать высококвалифицированных специалистов в этих областях клинической практики. Кроме того, с 2001 года Институт осуществляет программу высшего образования по специальности «Клиническая психология». За прошедшие 19 лет Институт подготовил и выпустил более 800 специалистов в области психологического консультирования, психотерапии и психоанализа, успешно работающих в различных медицинских, социально-психологических и образовательных учреждениях и психологических центрах, а также занимающихся частной консультативной и психотерапевтической практикой.

За эти годы развития новой для нашей страны профессии и создания обучающих программ в соответствии с международными профессиональными стандартами силами преподавателей и выпускников Института был создан ряд профессиональных организаций: Общество семейных консультантов и психотерапевтов, многие члены которого стали действительными членами Международной ассоциации семейной терапии; Общество психоаналитической психотерапии, ставшее коллективным членом Европейской федерации психоаналитической психотерапии; Ассоциация танцевально-двигательной терапии, активно сотрудничающая с Европейским советом по профессиональному развитию танцевально-двигательной терапии. Недавно несколько преподавателей программы «Аналитическая психология и юнгианский анализ» завершили свой профессиональный тренинг и стали действительными членами Международной ассоциации аналитической психологии.

Профессиональный тренинг по психотерапии или психоанализу, развитие клинической практики, контакты с иностранными коллегами, обучение следующего поколения специалистов – это одновременно и трудный, и очень увлекательный процесс, который требует значительного времени и энергии, поэтому неудивительно, что многие наши преподаватели откладывали научную работу, написание статей и книг на потом. Потребовались годы, чтобы создать профессиональное сообщество специалистов и систему подготовки психотерапевтов по международным стандартам. Теперь это в значительной степени достигнуто и наступил новый этап, когда представляется важным и возможным посвятить часть своего времени осмыслению профессионального опыта и написанию учебных пособий и монографий.

Если в течение последних двадцати лет усилия многих были, прежде всего, направлены на осуществление переводов классических и современных работ по основным направлениям психотерапии, то теперь не менее важными, на мой взгляд, становятся работы отечественных специалистов. Хотя процесс ассимиляции западного опыта в области теории и практики психотерапии и психоанализа займет еще немало времени, первые результаты такой ассимиляции уже есть, и, по-видимому, этот процесс будет набирать ход в течение ближайшего будущего.

Преподавательский состав Института практической психологии и психоанализа – это более ста специалистов в самых разных областях и направлениях психологии, психотерапии и психоанализа. Большинство из них являются профессионалами своего дела, и в рамках этой серии мы собираемся предоставить им возможность поделиться своими идеями и практическим опытом.

Практическая психология, психологическое консультирование и психотерапия, клиническая психология, системная семейная психотерапия и психоанализ – вот те направления и области практической деятельности, по которым мы планируем издавать монографии и учебные пособия.

Серия «Библиотека Института практической психологии и психоанализа» открывается сборником «Психоанализ и искусство». Использование идей и концепций, разрабатываемых в рамках клинического психоанализа, для достижения более глубокого понимания различных аспектов человеческой природы, культуры и общества имеет давнюю историю. У Фрейда есть целый ряд работ, в которых он обращается к произведениям и фактам из области литературы, искусства, религии, мифологии. В последующем многие известные психоаналитики поддержали и до сих пор поддерживают эту традицию.

В наше время кино стало источником психологических образов, поэтому совершенно неудивительно, что в последние десятилетия именно киноискусство является излюбленной областью для приложения концепций психоаналитиками. Психоаналитический разбор фильмов – достаточно распространенная практика в наши дни, так, например, почти в каждом номере «Международного журнала психоанализа» сейчас можно найти психоаналитический обзор фильма. Кроме того, художественные фильмы стали использовать в учебных целях – в качестве иллюстрации различных видов психопатологии при обучении клинических психологов и психиатров.

Иначе говоря, произведения литературы, кино и психоанализ имеют значительные области пресечения. Изображая человеческие судьбы, характеры, душевные драмы, аномалии и невротические симптомы, трудно не прибегать к психоаналитическим концепциям. В свою очередь, психоаналитикам трудно удержаться от психоаналитических интерпретаций образов и историй, так мастерски и психологически откровенно рассказанных в произведениях искусства.

Ряд попыток психоаналитической интерпретации художественных произведений и своего рода интеллектуальной игры на пересечении искусства и психоанализа мы и предлагаем вашему вниманию.

Е. А. Спиркинаканд. психол. наук, ректор Института практической психологии и психоанализа

Психоанализ и кино

Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями (на материале фильма П. Альмодовара «Всё о моей матери»)[1]

Я положил песок границею моря, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное: они отступили и пошли.

Книга пророка Иеремии, гл. 5, стихи 22–23

Трансгрессия (от лат. transgressio – переход) – 1) геол. Наступление моря на сушу; затопление морем участков суши в результате гл. обр. тектонических движений земной коры; 2) биол. Появление при скрещивании во втором или последующих поколениях таких особей, у которых какой-либо признак выражен сильнее, чем у родительской пары.

Современный словарь иностранных слов

Трансгрессия – термин современной философии (Ж. Батай, М. Фуко, М. Мерло-Понти, Ж. Деррида и др.), буквально означающий «выход за пределы», своего рода опыт предела.

Современный философский словарь

Название фильма очень емкое. «Всё о моей матери». Что значит «всё»? Если мы хотим знать «всё», то имеем в виду не только историю, но и то, как эта история была создана. «Всё» включает в себя, в первую очередь, желания. А история – это то, в чем желание запечатлено. Однако познание не всегда бывает безопасным. Оно всегда сопряжено с риском нарушить запрет, установленный для обозначения необходимых границ между поколениями и полами. Познание небезопасно еще и потому, что оно связано с сексуальностью и агрессивностью. Не случайно еще в древних текстах глагол «познать» использовался как синоним полового акта. Например, в Библии: «Адам познал Еву, жену свою; и зачала она Каина, и сказала: приобрела я человека от Бога».

Обладать знанием – сильное оружие, способное уничтожить соперника. «Знание – сила» – этот афоризм Ф. Бэкона лучше всего иллюстрирует другой аспект желания – «знать», аспект, связанный в большей степени с агрессией.

В. Бион писал о том, что трагедию Эдипа можно понимать как драму познания. Эдип отчаянно стремится к знанию, разгадывая тайну собственного происхождения. Он в конце концов ослепил себя, потому что знание, которое ему открылось, невыносимо для него. В иудео-христианской традиции, как известно, познание сопряжено с нарушением запрета и грехопадением человека.

Источник: http://www.libfox.ru/634724-kollektiv-avtorov-psihoanaliz-i-iskusstvo.html

Основные понятия психоанализа

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Психоанализ.РУ- это практическое лечение неврозов, психических нарушений и решение проблем в отношениях с помощью психоанализа и психотерапии, психологическая помощь в различных жизненных ситуациях. А также Все о психоанализе и психоаналитиках

Авторский проект — Телегин Ярослав Юрьевич, психоаналитик, психоаналитический психотерапевт, практикующий психолог,
руководитель Центра психологической помощи и психотерапии «Московский психоанализ»
» Различие между душевным здоровьем и неврозом выводится из практических соображений и определяется по результату — осталась ли у данного человека в достаточной мере способность наслаждаться и работоспособность.»
Психическое здоровье заключается в «восстановлении работоспособности и способности наслаждаться», иными словами, в способности любить, работать и комфортно жить в обществе.

С 1 по 30 апреля 2020 года работаем онлайн, скидка 40% на первичный прием!

Новости и объявления

Сдаются в аренду кабинеты психолога на улице Косыгина, 13. Подробнее.

Внимание студентов и начинающих психологов! Супервизионная группа в Центре «Московский психоанализ». Подробнее.

Прочитайте о семейной психотерапии и семейном психологическом консультировании . Глубокое понимание себя и партнера позволит Вам постараться сохранить и улучшить отношения. Подробности.

Подробно о предлагаемых видах психологической помощи: здесь.

Приветствуем Вас на нашем сайте, тематика которого — психоанализ, психотерапия и психологическая помощь и предлагаем:

автор психоанализа

Психические проблемы и расстройства (депрессии, неврозы, тревожные состояния и т.д.) — это не болезнь, а последствия жизненных реалий и даже жизненного «выбора», и чтобы справиться с ними, нужна помощь психоаналитика и психотерапевта. Откладывать психотерапию в долгий ящик опасно, так как со временем проблемы превращаются в болезнь. Кроме того, психические расстройства, сами по себе дезорганизующие жизнь человека, несут за собой целую цепочку попутных психосоматических заболеваний.

Психотерапевт, психоаналитик, психиатр или психолог? В чем разница, и что делать с психическими расстройствами? В целом, если психические проблемы не дают вести полноценную, а главное, удовлетворяющую жизнь, не позволяют комфортно общаться с другими людьми, то обращаться надо к психоаналитику или психотерапевту.

Материалы сайта, как и наша психотерапевтическая работа прежде всего предназначены для людей, желающих получить реальную психологическую помощь, разобраться в причинах как своих тревог, депрессий, подавленного настроения, неудач в личной и профессиональной жизни, так и более серьезных психических нарушений. Кроме этого, надо знать, что в основе таких явлений, как депрессия, сексуальные расстройства, бессоница, алкогольная зависимость, наркомания, игромания, психосоматические заболевания (гипертония, язва, астма, головные боли и мигрень, дерматиты и т.д), очень часто лежат психологические причины, и преодолеть их — соответственно проблема психотерапевтическая, а не медицинская или магическая.

Надо сказать о том, что выбор хорошего психолога и психотерапевта — непростое дело. Помимо профессионализма есть еще один важный критерий. Хороший психолог должен внушать доверие и надежность и быть симпатичен лично Вам.

В результате психоаналитического лечения или коррекции вышеназванных психических нарушений эффективно разрешаются или становятся менее травматичными такие негативные жизненные ситуации, как:

  • Семейные конфликты, отсутствие взаимопонимания в семье
  • Ситуации измены, ревности, расставания
  • Жизненные кризисы и стрессы
  • Одиночество и трудности в общении, стеснение, неуверенность в себе
  • Сложности на работе или в собственном бизнесе

    Сущность психоаналитического процесса.

    автор психоанализа

    Надо сказать, что все эмоциональные расстройства человека являются объектом психоанализа. Исторически психические расстройства лечили по-разному — в средние века людей сажали на «корабль дураков», «лечили» физически (обливали ледяной водой, скручивали), в конце 18 века начали лечить медикаментозно, с середины 19 века стали пробовать гипноз (это стало началом психологического подхода к проблеме). И лишь в конце 19 века Фрейд, отказавшись от гипноза, открыл новый «катартический метод», названный впоследствии психоанализ.

    Таким образом, психоанализ — старейший из видов психотерапии (все существующие виды психотерапии вышли из него), и выгодно отличается от многих других тем, что его действие направлено не только на устранение симптомов — как психологических, так и соматических, которые сопровождают любое невротическое расстройство, но и на определение причин, вызвавших то или иное нервное расстройство. Таким образом, человек в силах осознанать причины расстройств и самостоятельно изменить жизненные обстоятельства, усугубившие эти причины.

    Психоанализ — не таблетка от невроза и не магическое решение проблем человека кем-то другим — такие методы в лучшем случае только временно облегчают состояние. Психоанализ — способ эффективного лечения невротических расстройств через мобилизацию собственных сил человека, приводящий к нормальной и удовлетворяющей жизнедеятельности.

    Если говорить о процессе психоанализа просто и доступно, можно выделить ряд основных положений.

  • Психоаналитик не использует в своей работе приемов внушения и медикаментов — это сугубо разговорный вид психотерапии. Именно поэтому психоанализ не приводит к мгновенным изменениям, но именно благодаря этому эти изменения оказываются в результате стойкими. Внушения и лекарственные препараты создают иллюзию, психоанализ же рисует новую «картину» в сознании человека и тот волен нарисовать на ней желаемые элементы и раскрасить своими красками.
  • Для психоаналитика не существует «средней температуры по больнице»; объект психоаналитической терапии — уникальный человек со своей историей и судьбой, поэтому у хорошего психоаналитика Вас ждет искреннее внимание к себе и индивидуальный подход, а не глубокомысленная постановка диагноза и назначение средств лечения, как в обычной медицине — ведь способы обретения психического здоровья для каждого разные.
  • Еще одним важным отличием психоанализа от медицинского подхода, где человек обычно является пассивным наблюдателем за тем, что с ним делают и что с ним происходит, является активная роль личности в своем излечении и немалая доля собственной ответственности в этом. Для решения психических проблем зачастую нужны настойчивость и решительность, и психоаналитик поощряет человека за принятие собственных решений, а не навязанных ему врачом, обществом, ситуацией и т.д. Поэтому решить психические проблемы без желания самого человека нельзя!
  • Не секрет, что психическое здоровье базируется на умении общаться с другими людьми и строить эти отношения. Помимо прочего, психоанализ учит отношениям с людьми. Исследование отношений в родительской семье, значимых отношений прошлого и настоящего, сама психоаналитическая ситуация регулярного доверительного общения приводит к тому, что отношения с психоаналитиком становятся некой «лабораторией» реальной жизни. Но, в отличие от реальной жизни, «взрывы в пробирке» можно исследовать и обсудить, что в реальной жизни часто бывает невозможно. Психоаналитическая ситуация формирует понятие безопасности отношений, здесь воссоздается то, что должно быть в нормальной семье — ребенок должен чувствовать себя принимаемым и значимым. А это в семьях происходит, увы, не всегда. Многие неврозы возникают оттого, что любовь надо заслужить — пятерками, рекордами, прилежным поведением и т.д, а до внутреннего мира ребенка родителям нет дела. В то же время, психоанализ учит устанавливать границы в отношениях, уважать себя и других, чему способствует сеттинг — договоренности, устанавливаемыми перед началом терапии в вопросах времени и месте встреч, их регулярности, оплаты и т.д.
  • Для психоаналитика не существует мелочей. Поэтому наиболее важным для психоаналитической терапии является не сухое изложение жизненных событий, а мысли, фантазии, сны, сокровенные желания человека. Чем быстрее тот освободится от цензуры и критичного отношения к себе, от беспокойства от того, какое он производит впечатление на аналитика, тем быстрее будет прогресс в решении психических проблем.
  • Наконец, в результате психоаналитической терапии слово «должен» может замениться словом «хочу» — и с гораздо весомыми реальными результатами во всех сферах жизни конкретно взятого человека. Ведь для психического здоровья успешной карьеры или денег недостаточно. Работа, увлечения, личная жизнь, общение с друзьями должны дополнять и гармонировать друг с другом.

    Целью сайта, помимо собственно психологической помощи и лечения неврозов, является популяризация психоанализа как вида психотерапевтической помощи, науки и мировоззрения, а также систематизация и объективная информация о состоянии дел в современном российском психоанализе, информационная поддержка наиболее заметных событий и новостей в российском и мировом психоанализе.

    Также сайт будет полезен для всех людей, которым интересно узнать, что такое психоанализ, как он работает, каких целей достигает. Материалы сайта представлены в доступной для неспециалиста форме, дано описание психоаналитических терминов и понятий, приведены их определения. Здесь Вы сможете ознакомиться с историей возникновения и сущностью психоаналитического процесса, узнать о методах и целях прохождения психоанализа, ознакомиться с практическими примерами из психоаналитической практики как известных психоаналитиков прошлого, так и современных психоаналитиков, случаями психосоматических заболеваний и примерами психоаналитического толкования сновидений.

    На страницах сайта содержится много полезной информации для тех, кто решил овладеть профессией психоаналитика — получить сведения, где и как обучают психоанализу, ознакомиться или найти литературу по психоанализу и психологии, а также быть в курсе важнейших событий, происходящих в мире психоанализа.

    На сайте Вы можете получить консультации по интересующим Вас вопросам, записаться на первичное интервью и затем пройти курс психоанализа или просто получить психологическую помощь.

    г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

    Телефоны: +7(925)741-17-49, +7(925)859-11-45, +7(916)726-40-70

    Источник: http://www.psychoanalyse.ru/

    Часть 1. Введение в психоанализ

    Глава 1. Представление о психоанализе

    Исторический экскурс

    Психоанализ – от греческого «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу данное понятие было введено 3. Фрейдом в конце XIX века для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной вначале на французском, а затем на немецком языках соответственно 30 марта и 15 мая 1896 года.

    Предыстория возникновения психоанализа начиналась с так называемого катарсического метода, использованного Й. Брейером при лечении молодой девушки в 1880–1882 годах. Связанная с катарсисом (очищением души) терапия основывалась на воспоминаниях о переживаниях, вызванных к жизни душевными травмами, их воспроизведением в состоянии гипноза и соответствующим «отреагировани-ем» больного, которое ведет к исчезновению симптомов заболевания.

    История возникновения психоанализа началась с отказа Фрейда от гипноза и использования им техники свободных ассоциаций. На смену гипнозу приходит новая техника – она основывается на том, что пациенту предлагается свободное высказывание всех мыслей, возникших у него в процессе обсуждения с врачом тех или иных вопросов, на рассмотрении сновидений, на построении гипотез, связанных с поиском истоков заболевания.

    Переход от катарсического метода к психоанализу сопровождался разработкой техники свободных ассоциаций, обоснованием теории вытеснения и сопротивления, восстановлением в правах детской сексуальности и толкованием сновидений в процессе изучения бессознательного. По словам Фрейда, «главными составными частями учения о психоанализе» являются: учение о вытеснении и сопротивлении, о бессознательном, об этиологическом (связанном с происхождением) значении сексуальной жизни и важности детских переживаний.

    автор психоанализа

    Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский врач, основатель психоанализа. В 1881 году закончил медицинский факультет Венского университета. В 1886 году начал частную практику, используя различные способы лечения нервнобольных и выдвинув свое понимание происхождения неврозов. В начале XX столетия развил провозглашенные им психоаналитические идеи. На протяжении последующих двух десятилетий внес существенный вклад в теорию и технику классического психоанализа, написал и опубликовал многочисленные работы, посвященные уточнению его первоначальных представлений о бессознательных влечениях человека и использовании психоаналитических идей в различных отраслях знания. Автор работ: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумней его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бреди сны в Традиве» В. Иенсена»(1907). «Воспоминание о Леонардо да Винчи» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-17), «Поту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого я» (1921), «Я и Оно» (1923). «Торможение, симптом и страх» (1926), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и других. Получил международное признание, дружил и переписывался со многими выдающимися деятелями науки и культуры: А. Эйнштейном, Т. Манном, Р. Ролланом, А. Цвейгом, С. Цвейгом и другими. В 1922 году Лондонский университет и Еврейское историческое общество организовали чтение цикла лекций о пяти знаменитых еврейских философах, в числе которых наряду с Филоном, Маймонидом. Спинозой и Эйнштейном оказался и Фрейд. В день своего 70-летия получил поздравительные телеграммы и письма со всех концов мира. В 1930 году ему присудили литературную премию имени Гёте. К 80-летию Фрейда ему был вручен поздравительный адрес, в котором стояло около 200 подписей известных писателей и деятелей искусств, включая В. Вульфа, Г. Гесса, С. Дали, Дж. Джойса, П. Пикассо, Р. Роллана, С. Цвейга. О. Хаксли, Г. Уэллса и других. По случаю юбилея Т. Манн выступил с докладом «Фрейд и будущее». Фрейд был избран почетным членом Американской психоаналитической ассоциации, Французского психоаналитического общества, Британской Королевской медико-психологической ассоциации.

    автор психоанализа

    Йозеф Брейер (1842–1925) – австрийский врач. Осуществлял частную практику в Вене, имел репутацию специалиста высокой квалификации и пользовался авторитетом среди ученых. Внес вклад в изучение физиологии дыхания, описал рефлекс регуляции с участием блуждающего нерва. В 1894 году был избран членом-корреспондентом Австрийской академии наук. На протяжении ряда лет оказывал материальную помощь 3. Фрейду, находился с ним в дружеских отношениях, делился медицинским опытом и научными идеями. В 1895 году совместно с Фрейдом опубликовал работу «Исследование истерии». Вскоре после этого дружеские отношения между ними, продолжавшиеся 20 лет, прекратились по инициативе Фрейда. Причиной разрыва послужило несогласие Брейера с утверждением Фрейда о том, что в основе неврозов лежат сексуальные расстройства.

    Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе XX столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

    Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека. И наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

    Возникнув в конце XIX века в Австрии, психоанализ получил распространение во многих странах мира. История его развития в XX веке сопровождалась различными перипетиями: от запрещения в России и Германии в 30-е годы до психоаналитического бума в США после Второй мировой войны; от снижения интереса к психоанализу в Западной Европе и США в 80-е годы до его возрождения в России в 90-е.

    На всем протяжении истории становления и развития психоанализа к нему постоянно было двойственное отношение. Часть ученых, политических лидеров и деятелей культуры негативно относились к идеям и концепциям психоанализа. Другие не только усматривали заслугу Фрейда в изменении традиционных представлений о человеке, но и признавали за психоанализом эвристическую и терапевтическую ценность. Третьи, разделяя идеи классического психоанализа или внося определенные коррективы к ним, использовали психоаналитические знания в различных сферах деятельности.

    Как бы там ни было, но, несмотря на все перипетии своего развития, психоанализ сегодня не только жив, но и привлекает к себе внимание многих людей в различных странах мира. Вступив в XXI столетие, Россия оказалась на пороге широкомасштабного приобщения к психоаналитическим идеям. Началось прерванное на несколько десятилетий возвращение России в мировое сообщество, а также вступление молодого поколения российских специалистов в лоно международного психоаналитического движения. Открылись институты психоанализа, осуществляющие соответствующую подготовку специалистов, способных работать в области психоаналитической терапии. Назрела потребность в публикации не только зарубежной, но и отечественной учебной литературы по психоанализу.

    З. Фрейд: «Психоанализ начался как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он дает нам о том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, и из-за связей, которые он вскрывает в самых различных областях его деятельности».

    З. Фрейд: «Психоанализ – особая отрасль знания, очень трудная для понимания и обсуждения».

    З. Фрейд: «О психоанализе можно было бы сказать, кто дает ему палец, того он держит уже за всю руку».

    Источник: http://bookap.info/psyanaliz/leybin_psihoanaliz_uchebnoe_posobie/gl3.shtm

    9 видов психоанализа (теории и основные авторы)

    автор психоанализа

    Психоанализ, вероятно, является одной из самых известных парадигм и направлений мышления населения в целом..

    Типы психоанализа и их отличия

    Ориентирован на наличие бессознательных конфликтов и подавление инстинкта, Это одна из самых противоречивых теорий, которые пытаются объяснить среди прочего, почему мы являемся тем, кто мы есть, мы думаем, как мы думаем и действуем, как мы действуем.

    Когда мы говорим о психоанализе, мы обычно имеем в виду его основателя Зигмунда Фрейда и его психоаналитическую теорию, но существует большое разнообразие теорий, которые были извлечены из него и в итоге составили разные виды психоанализа..

    1. Фрейдистский психоанализ

    автор психоанализа

    Психоанализ — это не только набор психологических теорий, но и метод исследования, способ и метод психотерапевтического лечения..

    Психоаналитическая теория берет свое начало в образе Зигмунда Фрейда, венского врача, специализирующегося на неврологии который жил в викторианскую эпоху и на протяжении всей своей карьеры разработал различные объяснительные теории и модели, касающиеся структуры личности, развития человека и психопатологии.

    бессознательный

    Фрейдистский психоанализ, а затем и все типы психоанализа или психодинамические теории были охарактеризованы разделением психики на три фундаментальных аспекта: сознательный, предсознательный и бессознательный, из которых они сосредоточились главным образом на изучении последних.. Бессознательное является самой определяющей частью психики, улавливая самые примитивные и инстинктивные желания, импульсы и ощущения что мы развиваемся с детства и руководствуемся принципом удовольствия.

    Это я и суперэго

    Кроме того, в этой теории психический аппарат состоит из трех основных элементов, называемых «я» и «суперэго». В то время как id — это инстинктивная и импульсивная часть, которая диктует то, что мы хотим, и которая обычно действует на бессознательном уровне, суперэго — это часть нашей психики, которая наблюдает за моралью поведения и ищет, что это место ответственно. Наконец, эго будет отвечать за то, чтобы желания ид идентифицировались в том, что суперэго считает приемлемым, используя различные защитные механизмы для посредничества между желаниями и реальностью..

    инстинкты

    Для Фрейда основным двигателем поведения и психической жизни является либидинальное или сексуальное влечение.. Эти инстинкты подавляются совестью, основанной на цензуре, спровоцированной суперэго над ид, что заставляет эго искать механизмы для подавления или сублимирования желаний. Эти защитные механизмы могут быть недостаточно эффективными для разрешения внутренних конфликтов и могут вызывать различные расстройства.

    В дополнение ко всему вышесказанному, Фрейд устанавливает модель развития, основанную на либидинальном импульсе, его генетической модели психосексуального развития. В нем человек проходит через оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную фазы, преодолевая различные комплексы и муки до полного развития и психосексуального созревания. Вполне возможно, что они страдают от регрессий, которые привели бы к различным поведениям и патологиям.

    психопатология

    Психические проблемы являются признаком существования бессознательных конфликтов, которые обычно происходят из-за подавленных травм или нерешенных проблем, возникающих из-за того, что защитные механизмы не смогли снизить напряженность, вызванную этими конфликтами.

    терапия

    Что касается психотерапевтического лечения, то фрейдистский подход делает особый акцент на отношениях между профессионалом и терапевтом., называется терапевтические отношения. Учитывая важность, придаваемую сексуальным потребностям при объяснении поведения, Фрейд полагал, что его подавление и неудовлетворенность могут привести к тому, что часть либидо будет направлена ​​на терапевта, передавая пациенту заблокированные эмоции фигуре профессионала как способ возродить репрессированные события. Механизм проекции используется для этого.

    Анализ этих переносов позволит, согласно этой теории, пациенту обнаружить подавленные элементы и существующие блоки, способные улучшить состояние пациента. Кроме того, реакции терапевта на откровения пациента или контрперенос также принимаются во внимание, что может позволить интерпретировать бессознательно выраженное лечащим человеком. Этот последний аспект должен быть очень контролируемым, чтобы терапевтические отношения не были загрязнены.

    2. Продолжение теории Фрейда: психоаналитическая традиция самости

    Большое количество учеников Фрейда считали свои теории правильными и правдивыми, поддерживая определенную преемственность с основоположником дисциплины в развитии психоанализа. однако, то, что они принимают теории отца психоанализа, не означает, что они не развили новые перспективы и типы психоанализа, углубляя их и расширяясь в новые области.

    В этом смысле психоаналитическая традиция самости характеризуется расширением сферы действия, распространением на детей и другими тяжелыми расстройствами. Там будет больше внимания на себя, и внимание будет сосредоточено на межличностных отношениях. Фрейдовский психоанализ также будет иметь некоторые отличия, такие как большая направленность и активность со стороны профессионала и более близкий подход к реальному и социальному. Требовалось повысить способность человека к адаптации и оценить способность человека к принятию решений..

    Хотя многие авторы могут быть вписаны в эту традицию, как Анна Фрейд, которая глубоко погрузилась в различные механизмы защиты, которые мы используем, в целом, компоненты психоаналитической традиции самости приняли бы большинство фрейдовских концепций и теорий. Некоторые из авторов, которые внесли наиболее значительный вклад, следующие.

    Винникотт

    автор психоанализа

    Вклад Винникотта сфокусирован на роли объектов и переходных явлений и роль матери и матери и ребенка в развитии человека. Этот автор считает, что психические проблемы связаны с отказами в предоставлении стимуляции в детстве.

    По мере развития ребенка он устанавливает отношения с окружающей средой и различными существами вокруг него. Первоначально установите ряд поведений или связей с объектами (переходными), которые позволяют сделать беспокойство более терпимым, позволяя также начать различать себя и не-я.

    Роль матери в развитии имеет основополагающее значение, будучи материнской заботой, захваченной ребенком, и обеспечивающей безопасность и осуществляя вспомогательное «я» до тех пор, пока ребенку не удастся выработать себя.. Ребенок пройдет несколько фаз зависимости, пока не станет автономным.

    В тех случаях, когда терапия необходима, терапевт должен действовать как переходный объект, который позволяет поддерживать и завершать развитие посредством переноса и контрпереноса.

    3. Теория объектных отношений Мелани Кляйн

    автор психоанализа

    Работа Мелани Кляйн по детскому психоанализу широко известна. Ориентированный в основном на практическом, а не на теоретическом, этот автор считается основоположником теории объектных отношений, согласно которой индивид связан с окружающей средой на основе типа связей, которые устанавливаются между субъектом и объектом.

    Бессознательная фантазия

    Одним из важнейших видов психоанализа, ориентированным на развитие детей, очень важной концепцией для автора является бессознательная фантазия, понимаемая как это выражение желаний и инстинктов, которые существуют с самого начала жизни. Эти фантазии являются теми, которые направляют поведение ребенка и позволяют понять его отношение и образ действий.

    Когда речь идет об оценке и лечении детей, использование символической игры особенно важно. как элемент для извлечения информации от детей. поскольку свободная ассоциация не может быть применена, потому что у нее недостаточно ресурсов и зрелости для этого. Тем не менее, в игре проецируются бессознательные фантазии о прямом поведении, аналогично тому, что было бы сделано посредством свободной ассоциации. Кроме того, интерпретация смысла игры может послужить изменению страдания младенца.

    Что касается способа связи с объектами, он устанавливает две позиции: первая — это параноидальная шизоидная позиция, в которой индивид не способен различать себя и не-я и поэтому не способен интегрировать, что один и тот же объект может быть иногда полезным, а иногда отсутствовать или причинять боль, при этом каждый объект делится на два (один хороший и один плохой). У вас есть конкретная и частичная мысль.

    Второе — это депрессивная позиция, в которой объекты начинают восприниматься как целое, иногда хорошее, а иногда плохое, и с которым приходит страх потерять любимый объект..

    В объектных отношениях жизненный мотив виден через благодарность, а смерть от зависти и ревности. Это особенно важно для разрешения конфликта с Эдипом..

    Это также указывает на то, что Атман обладает четырьмя основными функциями: экспериментировать и бороться с беспокойством, вызванным влечением к смерти, установлением объектных отношений, интеграцией и синтезом Атмана, а также приобретением и эмиссией посредством интроекции и проекции установок и характеристик. внешний или внутренний.

    4. Неофрейдистская традиция: расхождения с фрейдовским психоанализом

    Изначально теории Фрейда привлекли многочисленных ученых, которые будут обучаться сложностям человеческого разума в школе психоанализа..

    Однако во многих случаях появляются важные различия в способах понимания различных аспектов психики. Например, Многие авторы выступили против концепции влечения к смерти. Другие также были более заинтересованы в сознательных аспектах человека. Идентификация пола как основного двигателя поведения и развития также будет широко обсуждаться, считая его второстепенным в определении поведения. Кроме того, фрейдистский психоанализ не углубляет и не придает чрезмерной ценности социальным и культурным аспектам, а также текущей ситуации пациента, которая в основном обусловлена ​​травмами детства..

    По этой причине многие авторы в конечном итоге отказались от классического психоанализа и установили свои собственные направления мышления, создавая новые типы психоанализа. Некоторые из наиболее выдающихся авторов следующие.

    5. Аналитическая психология Юнга

    автор психоанализа

    Карл Густав Юнг был одним из учеников Фрейда, который, хотя и начинал свою карьеру с отцом психоанализа, в конечном итоге не соглашался с ним во многих аспектах, отделял себя от своей школы и разрабатывал то, что можно назвать аналитической или глубокой психологией. Для Юнга, хотя либидо присутствовало в человеке, это была лишь второстепенная часть его существа, а не его основной двигатель.

    Это один из самых известных видов психоанализа, где психическая энергия является главной движущей силой человеческих действий.. Эта энергия выражается в мышлении, чувствах, интуиции и восприятии.

    Два типа бессознательного

    Еще одно из основных отличий заключается в том, что аналитическая психология рассматривает существование двух типов бессознательного.: человек, в котором вы можете найти подавленные переживания, и другой коллектив, от которого знания и знания предков частично унаследованы. Во-первых, могут быть созданы сложные производные детских травм, всегда существующие в человеке, часть которых мы осознаем, и мы показываем мир, личность и часть, называемую тенью, в которой наша инстинктивная и бессознательная сторона подвергается цензуре и скрывается к миру.

    Коллективное бессознательное

    Что касается коллективного бессознательного, на его основе мы можем видеть существование различных универсальных и общих психических архетипов или выражений, которые действуют автономно перед лицом внешних событий и которые по-разному выражаются в нашей жизни, позволяя нам соотносить себя с окружающей средой до процесса индивидуации.

    личность

    Личность выкована из базовых процессов, главным образом, в развитии отношений между субъектом и объектом в то время, что будет определять наш уровень интроверсии или экстраверсии, в рациональной способности в том, что относится к способности отражать или чувствовать и в иррациональных процессах при установлении того, более ли мы чувственны или интуитивны.

    Глубокая психология придает большое значение символическому и духовномул, работая в значительной степени через художественные и спонтанные выражения бессознательного. По этой причине очень важен анализ снов, которые имеют компенсаторную и объяснительную функцию сознания.

    Конечная цель лечения в этом типе психоанализа состоит в том, чтобы добиться правильного развития самости или индивидуации, исходя из совместных отношений между пациентом и терапевтом..

    6. Индивидуальная психология Адлера

    автор психоанализа

    Как было бы с Юнгом, Адлер считает, что теория Фрейда придает слишком большое значение сексуальной сфере.. Кроме того, Фрейд считает, что, хотя бессознательное и прошлое важны, человек сам по себе является активным существом, способным творить и принимать решения в настоящем, а не определяется его прошлым..

    Здесь и сейчас

    Этот тип психоанализа сосредотачивается больше на здесь и сейчас, когда сознательное я имеет большое значение в мышлении Адлера, а индивидуум осознает свои возможности и ограничения. Вот почему в конечном итоге отделиться от традиционного психоанализа и установить индивидуальную психологию.

    Чувство неполноценности

    Для этого автора проблемы возникают до понимания того, что сами желания находятся за пределами досягаемости индивида, рождая в нем чувство неполноценности. Таким образом, индивидуальная психология основана на стремлении к власти как способ попытаться компенсировать чувство неполноценности. Человек склонен искать чувство принадлежности к сообществу.

    К этому автору необходимо относиться к личности целостно, Его убеждения и представления о себе и мире имеют большое значение. Мы работаем с изменениями в образе жизни, пытаясь сделать сознательным жизненно важный ориентир, который, изменяя ориентацию на жизненные события, человек хочет следовать и укреплять его через уверенность в себе.

    7. Межличностный психоанализ Салливана

    автор психоанализа

    Это один из видов психоанализа, наиболее ориентированный на отношения между людьми, акцентирование внимания на способности устанавливать межличностные отношения и общение. Межличностный человек начинает предполагать и провоцировать интрапсихику, понимая эти отношения как основной двигатель и модификатор поведения..

    В межличностном психоанализе личность является следствием стабильной модели межличностных ситуаций, которые характеризуют человека. Эта модель состоит из динамизмов, персонификаций и системы самости, разработанной на основе опыта..

    Динамизм и потребности

    Динамизм — это увековеченные пути во времени, в течение которого индивид преобразует свою энергию, направляя ее на попытку удовлетворения потребности., или самоудовлетворение или безопасность (понимается как облегчение тревоги). Этот динамизм уменьшает напряжение, вызванное наличием потребности, но в случае, если они не эффективны, они будут вызывать беспокойство, которое приведет к разрушительному поведению.

    Персонификации — это способ, которым мы интерпретируем межличностные отношения, реакции и отношения других. Речь идет о схемах, разработанных на основе повторного опыта с другими людьми, которые будут привязаны к нашей внутренней структуре, являющейся частью нашей личности..

    Что касается системы эго, то это система личности, разработанная на основе жизненного опыта, целью которой является защита нашей самооценки посредством удовлетворения людей, которых мы любим..

    • Связанная статья: «Межличностная теория Гарри Стека Салливана»
    символ

    При этом можно заметить, что основной акцент этого типа психоанализа находится в использование символа в качестве коммуникативного элемента и в выражении психического и физического содержания.

    Для Салливана события, которыми мы живем, обрабатываются внутренне по-разному по мере нашего роста. Первым из них будет прототаксик, типичный для новорожденных, в котором окружающая среда ощущается как нечто недифференцированное, над которым мы не имеем никакого контроля. Позже мы увидим мир с точки зрения паратаксики, поскольку сможем создавать ассоциации между элементами окружающей среды и предсказаниями по мере накопления опыта и символических возможностей. Наконец, как взрослые, так и в случае правильного развития, мы получим возможность познакомиться с миром синтаксически, имея возможность правильно и активно обмениваться символами и основывая действие на логике и адаптации к контексту..

    психопатология

    Психологические проблемы, такие как психические расстройства, относятся к этому типу психоанализа. произведение неадаптивных реляционных паттернов или несбалансированных динамизмов, необходимость лечения с учетом терапии как типа межличностных отношений, которые должны обеспечивать безопасность при одновременном содействии изменениям, которые делают личные отношения более адаптивными и в которых пациент выражает себя адаптивным и свободным от запретов способом.

    8. Гуманистический психоанализ Фромма

    автор психоанализа

    Традиционный психоанализ главным образом основан на силе бессознательного на поведении личности, лечении и сосредоточении на существовании патологических конфликтов и мыслительных процессов. Эрих Фромм, однако, считал, что для понимания человеческого разума необходимо знать, как мы находим смысл в нашей жизни, исследуя позитивную и мотивационную сторону психики.

    Это один из самых гуманистических видов психоанализа и связаны с положительными элементами, не отвергая важность человеческой боли.

    Тем не менее, еще одна особенность психоаналитической точки зрения Эриха Фромма заключается в том, что она включает в себя важные социальные компоненты в своих идеях и не уделяет столько внимания отдельным лицам..

    Привязанность и любовь

    Для этого автора человек способен испытывать боль от предоставления значения или значения этому, а также самой жизни. Фромм считал, что межличностные проблемы являются основным источником дискомфорта, в борьбе между нашими личными желаниями и целями и желанием связываться с другими. Для гуманистического психоанализа, для преодоления недомогания необходимо развивать привязанность, принятие другого и любовь.

    Основная цель гуманистического психоанализа Фромма основана не на лечении и предотвращении страданий, а на стремлении к счастью и расширению возможностей своих сильных и сильных сторон посредством установления жизненных целей.

    9. Возвращаясь к истоку: психоанализ Лакана

    автор психоанализа

    Независимо от того, следовали ли они за Фрейдом или заканчивали тем, что расходились с ним, большинство теорий после классического психоанализа были значительными достижениями в различных областях знаний..

    Тем не менее, один из типов постфрейдовского психоанализа выступает за возвращение к классическому подходу и приближению к первоначальному, чрезмерно оставив остальным фундаментальные основы парадигмы. Это о подходе Жака Лакана.

    Удовольствие, страдание и напряжение

    Вклад этого автора проходит через различие между понятиями удовольствия как деятельности, направленной на то, чтобы избежать страданий или уменьшить напряжение и наслаждение, как приятного элемента, связанного с усилением этого напряжения, бессознательного наслаждения тем, что может вызвать дискомфорт.. Восстановить концепцию влечения к смерти (привнести ее в идею наслаждения).

    Переосмысливает психическую структуру в реальном, воображаемом и символическом. Реальным было бы то, что мы не знаем и что мы не можем выразить языком, мнимое будет представлено в снах и фантазиях, а также символическое все, что рождается из сознания, и в том, что мы используем коды, такие как слово, образуя superyó и структурирование себя.

    так, язык имеет большое значение, позволяя объединить речь бессознательного с сознательным. Он также предполагает, что истина, как нечто реальное, недопустима для того, чтобы самость могла знать только часть ее, ограниченную символическим.

    Источник: http://ru.sainte-anastasie.org/articles/psicologa-clnica/los-9-t-ipos-de-psicoanlisis-teoras-y-autores-principales.html

    Психоанализ

    автор психоанализа

    Психоанализ — практическая теория, разработанная Зигмундом Фрейдом на рубеже 19-20 веков, с целью лечения психических расстройств у людей.

    Психоанализ помогает ответить на три вопроса: «Что происходит?», «Почему это происходит?» и «Что сделать, чтобы избавиться от этого?»

    Гениальная идея

    Психоанализ по Фрейду построен на теории «бессознательного» — субъективной психической реакции человека, ярким примером которой являются сны, бред и галлюционации. Фрейд называл бессознательное – «это», и считал, что «это» есть в каждом из нас, а не только в тех, кто сошел с ума. «Это» проявляется во сне, а так же часто против нашей воли, когда мы оговариваемся, описываемся, совершаем какие-то необдуманные, спонтанные поступки.

    Задача психоанализа – помочь человеку понять самого себя. Для этого в человеке специально «будят», расширяют его подсознание, чтобы недоступные ранее части его психики стали видны и понятны. Психологи используют так же термин «глубинная психология», т.к. погружение в бессознательное – это погружение в глубины разума человека.

    Суть психоанализа

    В отличие от гипноза, психоанализ – это разговорная психотерапия. Задачей беседы психоаналитика и пациента становится поиск ответа на ранее упомянутые вопросы и на поиск самого себя.

    Для этого Фрейдом была создана техника «свободных ассоциаций», когда пациент, лежа на кушетке, говорит первое, что ему приходит в голову – о своих делах и эмоциях на работе и дома, о своем прошлом (особенное внимание уделяется детству), о планах на будущее, а так же о фантазиях и снах. «Свободные ассоциации» — это возможность человека говорить открыто и безопасно о том, что его волнует, говорить первое, что приходит ему в голову, не опасаясь, что его осудят или неправильно поймут. Это похоже на то, как ведет себя маленький ребенок, который говорит по принципу «что увидел» или «что первое пришло ему в голову» — его психика как раз и есть то «бессознательное», о котором говорил Фрейд. Вырастая, ребенок учится скрывать свои мысли, понимая, что не все из них стоит озвучивать. Это осознание порождает осознанные ограничения.

    И вот в кабинете у психоаналитика мы снова возвращаем себе такую способность и возможность. И уже одно это (когда человек выговаривается) приносит пациенту облегчение. А психоаналитик параллельно еще и делает выводы и находит пути решения проблем, накопившихся у пациента.

    Психоанализ — это объяснительная психотерапия. В процессе слушания у психоаналитика возникают гипотезы, отвечающие на вопросы «что происходит и почему?». В итоге пациенту становится проще понимать самого себя, и принимать в дальнейшем осознанные решения и совершать правильные поступки. Недаром Фрейд называл психоанализ лечением правдой.

    Источник: http://1wum.ru/entsyklopedia/psihoanaliz.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

    Контакты