Сознание как высшая форма психики — сознание как высшая форма развития психики

16.12.2018

Самосознание — целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.

Сознание как высшая форма психики

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных условиях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

Происхождение сознания в эволюции

С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: это общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова.

С возникновением прямохождения у человека освободилась рука, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления.

Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализ), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтез), вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека; совершенствовалось и орудие этой деятельности — речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируется абстрактное мышление человека, его воля.

Формирование сознания в онтогенезе

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Сознание и общественное сознание

К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

Сознание и самосознание

Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.

Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.

Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия. Определенный уровень самосознания —необходимая предпосылка правомерного поведения.

Самосознание — целостное интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, это психическая модель своего Я.

Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей Я-концепции, которая обусловлена социальными условиями существования индивида, его социальной идентификацией (отнесением себя к определенной социальной группе).

Самосознание — социально обусловленная установочная система личности, система ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное единство —стиль поведения данной личности.

Существенные особенности сознания

Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

1. Категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.

2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

сознание как высшая форма развития психики

Все существенные стороны сознания функционируют при непосредственном участии речи.

Сознание и неосознаваемое

1. Эволюционно сформированным бессознательно-инстинктивным уровнем.

2. Подсознательно-субъективным эмоционально-импульсным уровнем.

3. Сознательными, произвольными, логико-семантическими программами.

В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.

Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1. Бессознательно-инстинктивные, врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежания физически опасных ситуаций).

2) Привычно — автоматизированные подсознательные действия.

Источник: http://azps.ru/articles/cmmn/cmmn81.html

Сознание как высшая форма развития психики

По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человека и обезьяна имеют общего предка – дриопитека (древесную обезьяну). Физическое формирование человека происходило на протяжении длительного времени (примерно 1 миллиона лет). Древнейшим предком человека является питекантроп – обезьяночеловек. По сравнению с обезьяной он уже обладал мозгом с большим весом – 800 – 900 г, в то время как наибольший вес мозга обезьяны 600 г. Питекантропы имели иное строение конечностей, что было обусловлено переходом к прямохождению и началом изготовления орудий труда.

Следующую ступень физического развития человека характеризует неандерталец (останки были найдены в 19 веке в Германии в долине Неандерталь). Неандертальцы жили 300 – 100 тыс. лет назад. Его рост примерно составлял 160 – 170 см, не вполне выпрямленное положение тела, но в меньшей степени чем у питекантропа выступали лоб и надглазные дуди.

Более высокую ступень физического развития человека, имеющего строение, характерное для современного типа людей, представлял кроманьонец. Свое название он получил от местности во Франции – Кро-Маньон, где впервые в 1886 году были найдены его останки. Кроманьонец имел прямую походку, четкий подбородочный выступ, высокий прямой лоб, обычные для современного человека надбровные дуги. Кроманьонец появился примерно 25 тысяч лет назад.

Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой для развития мозга человека, расширяло его кругозор, приводило к дифференциации передних и задних конечностей. Освобождение передних конечностей от выполнениятолько функции опоры и передвижения создавало возможность использовать их для захвата предметов, манипулирования ими. Манипуляция предметами приводила к формированию мелких, скоординированных движений, что совершенствовало центры мозга, которые управляли подобными движениями. Рассматривание предмета с различных сторон, восприятие таких свойств как форма, вес, характер поверхности, степень твердости, формировали различные органы чувств и соответствующие им участки мозга.

Стадный образ жизни обезьян предполагал совместную жизнедеятельность, в процессе которой дифференцировались обязанностимежду отдельными представителями стада. Совместная деятельность при дифференциации обязанностей порождала необходимость общения. Необходимость общения формировала систему сигналов, послужившую основой для зарождения членораздельной человеческой речи. Зарождение и развитие речи приводило к совершенствованию голосового аппарата, к усложнению и развитию сложнейшей речевой системы мозга, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой. Вторая сигнальная система стала мощным средством самоуправления и саморегуляции человека. Восприятие приобрело такие качества, как предметность, константность, осмысленность, структурность; внимание стало произвольным, память – логической, мышление словесным и абстрактным.

Значительным изобретением человечества, оказавшим влияние на развитие людей стали знаковые системы. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Благодаря языку человек стал носителем общественного сознания. Если вникнуть в этимологию слова «сознание». Ведь со-знание – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию», и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание.

Итак, вертикальное положение тела, стадный образ жизни – все это биологические предпосылки возникновения сознания. Решающим условием, благодаря которому возникло сознание человека, явился труд. Именно изготовление орудий труда и является показателем появления разумного человека (homo sapiens).

Таким образом, ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия – топор, нож, молоток – одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств. Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа.

Создаваемые людьми предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать. Из этого следует, что кроме пищевой, оборонительной, половой и других имеющих чисто биологический характер, у человека зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно для человека и принципиально отличает его от животного мира. Следовательно, человека от животных отличает способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем.

. Таким образом, главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. В результате психика человека не только освобождается от тех черт, которые характерны для психики животных, но и начинает в большей степени подчиняться законам общественно-исторического развития, а не только и не столько законам биологического развития.

СОЗНАНИЕ – это высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий человеку как социальному существу.

Сознание является термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самосознание. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как «Я» и т.д. В общем смысле сознание означает состояние бодрствования и ответную реакцию на окружающий мир в противоположность состояниям сна или комы. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, они считают, что это понятие слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

В научной литературе встречаются различные определения понятия «сознание». Давайте, их сравним:

Сознание – понимание. Осознать – понять. Без сознания – без понимания. Самосознание – понимание себя.

Сознание – способность идеального воспроизведения действительности.

Сознание – с т. з. материального мира – мера проявления Я в мире.

Сознание – высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.

Сознание – состояние человека в здравом уме.

Сознание – способность адекватно отражать явления действительности.

Сознание – свойственный человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание – способность к рефлексии.

Сознание – мысли и идеи человека, в их восприятии и ощущении, которые он способен изложить на языке.

Сознание – высшая функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности.

Сознание – элемент памяти, имеющий «ссылку» на себя.

Сознание – способность «видеть» себя со стороны.

Сознание – поиск конечной истины любыми доступными для индивида способами, либо понимание отсутствия смысла в этом поиске.

Сознание – противостояние рефлексу

Сознание – результат работы человеческого мозга, величина не материальная, а духовная

Сознание – ощущение человеком себя как личности и своего места во вселенной, мире и обществе.

Основные пути научного решения проблемы о природе психики человека наметил Л.С. Выготский. Он разработал культурно-историческую теорию развития психики человека и показал, что у человека возникает особый вид психических функций, названный им «высшими психическими функциями» (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление и т.д.), которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции составляют высший уровень развития психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий и благодаря им. Эпицентром сознания является сознание собственного «Я».

Рассмотрим основные психологические характеристики сознания.

1. Активность – указывает на то, что при сознательном отражении действительности человек выступает в качестве активного, а не пассивного начала, что выражается в выделении наиболее значимого, в способности определять приоритеты своей деятельности и поведения.

2. Интенциональность – сознание человека всегда направлено на какой-либо объект. Благодаря этому свойству сознания человек различает субъект и объект, то есть то, что принадлежит «Я» человека и его «не Я».

3. Рефлексивность – способность человека направлять сознание на свой внутренний мир и вследствие этого познавать себя, сравнивать себя с опытом других людей, вставать на место других.

4. Мотивационно-ценностная природа – сознательное отражение действительности человеком пристрастно. Пристрастность определяется доминирующими мотивами и личными ценностями конкретного человека.

5. Уровень ясности – степень осознания человеком отражаемых в данный момент объектов.

Понятие сознания употребляется в психологии в смысле, отвечающем приведенным выше его характеристикам. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

— бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы. Бытийное сознание направлено на внешний мир.

— рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл. Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, – это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

Источник: http://studopedia.ru/3_34533_soznanie-kak-visshaya-forma-razvitiya-psihiki.html

Сознание как высшая форма развития психики

Сознание

В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Как-то, выступая с докладом по проблеме сознания, профессор М.К. Мамардашвили заметил: «…сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего».

Центральным понятием современной психологии (и неотъемлемым элементом социальной системы) является субъект (человек), обладающий сознанием, которое позволяет ему рефлектировать (отражать) окружающую среду и свое положение в ней и организовывать себя и ее в соответствии с определенным планом (прогнозом).

Сознание (англ. consciousness) — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

В сущности, сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей (без знаний не бывает сознания).

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.

По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.

По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние.

Сознание как процесс — поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в «фокусе внимания» субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на «периферии сознания» и являются слабоуправляемыми.

Сознание как состояние — уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.

Основные функции сознания:

— отражательная, позволяющая адекватно отражать окружающий мир, условия жизни и деятельности человека;

— регулятивно-оценочная, обеспечивающая формирование целей, разумное регулирование поведения и деятельности, оценку результатов деятельности;

— рефлексивная, позволяющая человеку осуществлять самопознание, т.е. осознавать свои внутренние психические акты и состояния;

— порождающая (творчески-креативная), дающая возможность осуществлять предварительное мысленное построение действий, предвидение результата, создавать новое, оригинальное.

Свойства сознания человека:

— активность — активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием;

— избирательность — сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира;

— обобщенность, отвлеченность — сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями;

— целостность — сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний;

— константность — устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью;

— динамичность — способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности;

— искаженность — при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира;

— индивидуальный характер — отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом;

— рефлексивность — сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.

Наличие данных свойств обусловливает и наличие ряда характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции.

Эмпирические характеристики сознания:

— пространственная — способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его;

— временная — способность создавать виртуальный временной континуум «прошлое — настоящее — будущее» и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем;

— информационная — способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения.

— энергетическая — способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.

В Приложении 6 представлены эмпирические характеристики, формы, функции, компоненты, свойства и уровни ясности сознания человека.

О сознании человека можно сказать, что оно рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие. Субъективный мир человека определяется сознанием и самосознанием. В сознании человек познает сущность окружающего мира. Сознание может быть направлено на самого человека, его собственное поведение и внутренние переживания, тогда сознание принимает форму самосознания, а способность человека обратить сознание на самого себя, на свой внутренний мир и свое место во взаимоотношении с другими, называется рефлексией.

Структурно сознание может быть представлено в виде схемы (рис. 3).

сознание как высшая форма развития психики

Рисунок 3 — Структура сознания (по А.В. Петровскому)

Сознание привлекается к какому-либо объекту только на короткий отрезок времени. Типовые задачи, которые часто встречаются в повседневной жизни, человек решает подсознательно (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.п.). Таким образом, сознание и подсознание человека находятся в гармоничном взаимодействии, обеспечивая регулирование процессов поведения.

Еще раз отметим, что в психологии сознание рассматривается как наивысшая форма отражения реальной действительности, целенаправленно регулирующая деятельность человека и связанная с речью.

Развитое сознание индивида характеризуется сложной, многомерной психологической структурой. Так, А.Н. Леонтьев выделял в структуре человеческого сознания три основных составляющих: чувственную ткань образа, значения и личностный смысл.

Чувственная ткань образа представляет собой чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Эти образы отличаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту, другими словами, мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное «поле» и объект деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта.

Значения есть важнейшие составляющие человеческого сознания. Носителем значений является общественно-выработанный язык, который выступает как идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений. Ребенок усваивает значения в детстве в ходе совместной деятельности со взрослыми. Общественно-выработанные значения становятся достоянием индивидуального сознания и позволяют человеку строить на его основе собственный опыт. Значение — это содержание общественного сознания, усваиваимое человеком.

Личностный смысл создает пристрастность человеческого сознания. Он указывает на то, что индивидуальное сознание несводимо к безличному знанию. Смысл — это функционирование значений в процессах деятельности и сознания конкретных людей; субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним. Смысл связывает значения с реальностью жизни человека, с его мотивами и ценностями. То есть, смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов).

Как уже отмечалось, наряду с сознанием, субъективный мир человека определяется самосознанием. Самосознание — самый высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности. Самосознание является необходимым и первым этапом в становлении сознания, и выражается в осознании человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я» (или самосознание), и является эпицентром сознания. Наиболее обоснованной концепцией генезиса самосознания представляется теория И.М. Сеченова, согласно которой предпосылки самосознания заложены в «системных чувствованиях». Эти чувствования носят психосоматический характер и составляют неотъемлемую часть всех физиологических процессов в онтогенезе, то есть в процессе развития младенца. Первая половина системных чувствований имеет объективный характер и обусловлена воздействием внешнего мира, а вторая носит субъективный характер, которому соответствуют чувственные состояния собственного тела — самоощущения. По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира рассматриваются как решающую исходную предпосылку способности человека осознать себя, то есть выделять из внешнего мира. В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний о самом себе.

На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой. Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.

Главная функция самосознания — сделать доступным для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, какой он есть на самом деле.

Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и самовоспитание.

Самопознание — это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание начинается с процесса познания себя через сравнение с другими; через самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, поступков. Самопознание по типу «я и другой человек» сохраняется у человека на всю жизнь, носит эмоциональную окраску и зависит от правильности оценки им других людей, а также от мнения других людей о нем. Здесь помогают методы самонаблюдения и самоанализа.

Самопознание является основой для самооценки, которая включает в себя знание шкалы ценностей, по которой человек может оценить себя. Самооценка — определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, вырабатываемое на основе самопознания. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.

От уровня развития самооценки зависит процесс самовоспитания — процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности. Самопознание является основой и для постоянного самоконтроля, который проявляется в осознании и оценке человеком собственных действий.

Результатом самопознания человека является его самопринятие — выработка им системы представлений о самом себе, или «образа Я», который определяет отношение индивида к самому себе, является основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим состоянием, что определяет формирование у него индивидуальной «Я-концепции» — ядро всей системы саморегуляции, которое заключается в совокупности представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

«Я-концепция» человека строго индивидуальна, так как разные люди по-разному оценивают происходящие события, одни и те же объекты реального мира, причем оценки одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.

От чего зависит адекватность нашего сознания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует назвать множество факторов, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением

Источник: http://studbooks.net/1301067/psihologiya/soznanie_vysshaya_forma_razvitiya_psihiki

Сознание как высшая форма развития психики

Интерес к человеку обнаруживается у самого истока древнегреческой философии. Ее призыв к челов

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Процесс ощущения возникает вследствии воздействия на органы чувств различных материальных факт

Сознание как высшая форма развития психики.

Проблема сознания – одна из глобальных проблем современности, это философско-психологическая проблема бытия. Сознание реализуется в бытии, это определенный атрибут социальной системы. Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Сознание представляет собой совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру включены важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свое знание (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление).
Функции сознания : мысленное построение действий; предвидение последствий своих действий; контроль и управление поведением личности; способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в собственном духовном мире.
Характеристики Сознания : активность сознания проявляется в дифференциации психических образов по степени их значимости для субъектов;

— интенциональность – направленность на предмет или объект;

-способность к рефлексии – готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя;

-способность к коммуникации – передача осознанной человеком информации другим лицам с помощью языка и других знаковых систем;

-мысленное представление и воображение действительности; наличие интеллектуальных схем – благодаря этой характеристики Сознания возможно абстрагирование. Одним из уровней сознания является Самосознание. На этом уровне осуществляется осознание, оценка человеком своих знаний, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности.
Одним из основных принципов психологии является принцип единства сознания и деятельности (Рубинштейн). Согласно этому принципу сознание не просто проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность – оно встроено в деятельность и неразрывно с ней. Человек движимый каким-нибудь влечением, будет действовать иначе, когда он осознает влечение, на которое направлена деятельность, чем действовал, пока он этого не осознавал. Факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания и характер деятельности перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители среды, она начинает по другому регулироваться.
Феномен Сознания точными науками описан быть не может!
Аспект размежевания уровней Сознания:

Выготский :2 слоя Сознания :

1) сознание для сознания;

2)сознание для бытия

Леонтьев : 3 составляющих слоя сознания :

1) чувственная ткань образа;

3) личностный смысл.

Сознание на уровне личностного смысла всегда пристрастное, небезразличное, индивидуализированное. Понять человека – это значит войти в структуру его личностных смыслов!

Похожие вопросы

найдено похожих страниц:10

Источник: http://cribs.me/obshchaya-psikhologiya/soznanie-kak-vysshaya-forma-razvitiya-psikhiki_

Понятие о сознании как высшей форме развития психики

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Но человека отличает от животных, прежде всего, не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания.

Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Чем характеризуется сознание? Во-первых, сознание всегда активно и, во- вторых, интенционально. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленности).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегуляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к самонаблюдению (рефлексии), а также мотивационно-ценностный характер сознания. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием ( наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат). Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Следует подчеркнуть, что данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Эти оценки у одних людей достаточно объективны, т. е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны. Адекватность нашего сознания зависит от множества причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Однако первопричиной большинства факторов, определяющих возможность построения адекватной «Я-концепции», является степень критичности человека. В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также исходя из этого сопоставления формировать свое поведение, т. е. определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна.

В отечественной психологии этот вопрос о возникновении развитии сознания у человека, как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира.

Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.

Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.

Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.

Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.

Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи, у нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Предпочтение рационалистической точке зрения отдается потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека.

Возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника — человекообразной обезьяны — более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3, то у человека он составляет 1400 см3. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека происходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. У человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическимифункциями. Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция, прежде всего, связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики — сознания.

Нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Homo sapiens.

Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.

Рассматривая проблему происхождения и развития сознания человека, мы не можем не остановиться более подробно на одной из психологических концепций, которая определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека — культурно-исторической теорией происхождения психики человека. Ее автор — Л. С. Выготский. Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: и . С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке зрения, цель жизни каждого человека — (христианский подход), выразить часть (Гегель) и т. п. Душа человека, его психика божественна, неизмерима и непознаваема.

С точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И. П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые физиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как качественно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы.

Л. С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. В настоящее время единой теории сознания нет. Поэтому существуют различные подходы к рассмотрению сознания. Так, биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и законы психологии на языке их биологических понятий. Например, обычную способность к узнаванию лиц можно попытаться объяснить исключительно на языке нейронов и их взаимосвязей в определенном участке мозга. Поскольку такая попытка означает сведение психологических понятий к биологическим,объяснения подобного рода называются редукционизмом.

Концепция Выготского имеет ряд недостатков и может подвергаться критике, но она сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли. Ее основные положения были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концепция Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека. Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания — общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния. Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания». Сознание‑образ становится также сознанием‑реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева,«как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание. Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание». По Ананьеву, сознание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия. Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире».

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно‑волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов.

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально‑ментальный и субментальный планы. . То, что мы называем „несознанием“ – это просто иное сознание. . На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы „мертвы“, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой‑то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического „Я“, ни того, что нас окружает. По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих „неживых“ формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности».

По мнению ряда авторов (например, представителей трансперсональной психологии), возможен выход человека за пределы индивидуального сознания. См.: Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.

Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 2129 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-22956.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *