Матье Рикар; Искусство медитации; Глава 1; ч — искусство медитации матье рикар

18.04.2018

… окончание Главы 1 книги Матье Рикара «Искусство медитации»… Почему простого желания измениться недостаточно, что такое медитация и какой эффект изменение своего ума может иметь для качества жизни.

Книги Матье Рикар — «Искусство медитации» — Глава 1 — ч.2

искусство медитации матье рикар… окончание Главы 1 книги Матье Рикара «Искусство медитации»… Почему простого желания измениться недостаточно, что такое медитация и какой эффект изменение своего ума может иметь для качества жизни.

искусство медитации матье рикар

Простого желания недостаточно
Мы не можем выбрать кто мы есть, но мы можем желать развития. Это желание задаст направление нашему уму. Но простого желания измениться недостаточно, нужно каким-то образом начать действовать.
Нам не кажется странным тратить годы на то чтобы научиться ходить, читать, писать, освоить профессию. Чтобы находиться в хорошей спортивной форме мы проводим часы в тренировках, например усердно накручивая педали велотренажера который не сдвигается с места. Чтобы начать любое дело, нужно испытывать определенный интерес и энтузиазм, проистекающий из осознания всех выгод выбранного занятия.
По какой причине процесс изменения ума может избежать подобных требований? Можно ли изменить себя без малейшего усилия, просто желая этого. Думать так имеет не больше смысла, чем надеяться блестяще сыграть концерт Моцарта изредка бренча на пианино.
Мы предпринимаем массу усилий для улучшения наших внешних условий существования, но в конечном итоге — это именно ум переживает наш опыт и интерпретирует его в терминах страданий и удовольствия. Если мы изменим способ восприятия окружающего мира умом — мы изменим качество нашей жизни. Это изменение происходит в результате тренировки ума, что мы и называем медитацией.

Что значит «медитировать»?
Медитация это практика, позволяющая порождать и развивать определенные базовые человеческие качества точно таким же образом, как другие способы тренировки учат читать, играть на музыкальном инструменте или осваивать любой другой навык.
С точки зрения этимологии, слово «медитация» на санскрите звучит как «бхавана» и означает «культивировать», а на тибетском — «гом», что означает «привыкать», «свыкаться». В целом речь идет о привыкании к точному и ясному видению вещей, и культивировании качеств, которые подспудно есть в каждом из нас, но в данный момент не проявляются, поскольку мы ничего не делаем для их развития.
Некоторые считают, что в медитации нет никакой необходимости, поскольку постоянного потока событий происходящих в жизни достаточно, чтобы сформировать наш мозг и научить действовать надлежащим образом. Нет сомнений, что именно благодаря этому взаимодействию с миром развивается большинство наших способностей, например таких как чувства. Однако можно достичь гораздо большего. Научные исследования в сфере нейропластичности доказывают, что любые формы тренировки приводят к заметным изменениям в мозге как на функциональном так и на структурном уровне.
Начнем с того, что зададим себе вопрос, чего мы действительно хотим в этой жизни. Довольствуемся ли тем, чтобы проживать день за днем как придется? Не увидим ли в глубине себя постоянную всепронизывающую печаль, и жажду счастья и полноты?
Привыкнув считать свои недостатки неизбежной частью жизни, потерпев не одну неудачу в борьбе с ними мы полагаем такое положение вещей неизбежным, не отдавая себе отчета, что можно вырваться из этого заколдованного круга.
С точки зрения буддизма, каждое живое существо обладает способностью к Просветлению, ровно тем же образом, «как каждое зерно кунжута насыщено маслом», так утверждают тексты. Несмотря на это, пользуясь другим традиционным сравнением, мы блуждаем в заблуждениях подобно нищим, которые одновременно богаты и бедны, поскольку не знают что под их лачугой зарыты несметные сокровища. Цель буддийского пути вернуть владение этим забытым сокровищем и придать нашей жизни глубочайший смысл.

Измениться чтобы поменять мир
Развивая внутренние достоинства мы становимся способны все лучше помогать окружающим. Личный опыт, хотя он и является в начале единственной основой, должен в дальнейшем позволить шире взглянуть на мир, принять в расчет потребности людей вокруг нас. Все мы зависим друг от друга и никто не желает страдать. Быть «счастливым» в окружении миллионов несчастных, даже окажись это возможным, было бы полным абсурдом. Поиск счастья исключительно для себя изначально обречен на неудачу, поскольку именно эгоцентризм и есть источник нашего несчастья. «Когда эгоистическое счастье становится единственной целью жизни, такая жизнь, скорее, совсем бесцельна», писал Ромен Роллан. Даже обладая всеми внешними атрибутами счастья невозможно по-настоящему стать счастливым не задумываясь о благе остальных. И напротив, альтруистическая любовь и сострадание лежат в основе подлинного благополучия.
Все вышесказанное не проистекает из простого морализаторства, а просто отражает реальность. Поиск счастья только для себя это гарантированный путь к тому чтобы не стать счастливым самому, и помешать обрести счастье окружающим. Конечно, можно верить, что стоит обособиться от других и собственное благополучие будет гарантировано (если каждый борется за свое счастье то весь мир быстро станет счастливым!). К сожалению, достигаемый в этом случае результат будет обратным тому к которому мы стремимся. Раздираемые между надеждами и страхами мы превратим свою жизнь в катастрофу и разрушим жизни людей вокруг нас. В конце концов проигравшими окажутся все.
Одна из основных причин такой ошибки это то, что мир не состоит из независимых и обособленных сущностей, которые по своей природе красивы или безобразны, враждебны или дружелюбны. Живые существа и прочие объекты полностью взаимозависимы и постоянно изменяются. Более того, составляющие их элементы также существуют только относительно друг друга. Эгоцентризм, без конца вступая в противоречие с этой реальностью, способен породить лишь разочарование.
Любящая доброта (чувство, в соответствии с буддийским воззрением, состоящее в желании счастья всем живым существам) и сострадание (определяемое как желание избавить других от страдания и его причин) — это не просто благородные чувства. Они находятся в гармонии с реальностью вещей. Мириады существ хотят избежать страдания, точно также как и мы сами. И поскольку мы все взаимозависимы, наше счастье и наше страдание тесно связаны с состоянием всех остальных. Развивать любовь и сострадание выгодно по двум причинам: практика показывает что эти чувства облагодетельствуют нас самих, а поведение, основанное на этих чувствах оценивается окружающими как позитивное.
Если существует искренняя заинтересованность в благополучии и страдании окружающих, возникает необходимость думать и действовать правильно и обдуманно. Чтобы действия направленные на помощь другим по настоящему имели благие последствия необходимо руководствоваться мудростью, которая постигается лишь в медитации. В конечном итоге смысл существования медитации это изменить себя чтобы лучшим образом изменить мир, или другими словами стать более совершенным человеческим существом для того чтобы лучшим образом служить другим. Это позволяет придать жизни возвышенный смысл.

Глобальный эффект
Хотя основной целью медитации является преобразование способа переживания опыта, оказалось, что практика медитации оказывает благотворное влияние на здоровье. В последние десятилетия крупные американские университеты, как Университет Мэдисон в Висконсине, Гарвардский Университет, Университет Беркли, а также исследовательские центры в Цюрихе и Маастрихте в Европе вели интенсивные исследования в области влияния медитации на мозг в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Опытные практики, которые провели в медитации в сумме от 10 до 60 тысяч часов продемонстрировали высочайшую способность к концентрации, недоступную начинающим. Они оказались способны, например, поддерживать почти неотрывное сосредоточение в течение 45 минут, выполняя различные простые задания, в то время как большинство людей, не имеющих подобной подготовки, могли удовлетворительно справляться с ними не более 5-10 минут, после чего количество ошибок начинало зашкаливать. Опытные практикующие способны порождать и поддерживать в уме точно определенные состояния исключительной силы в течении длительного времени. Эксперименты показали, что зона мозга связанная с такой эмоцией как сострадание демонстрирует заметно большую активность у лиц, имеющих длительную медитативную практику. Эти открытия наглядно демонстрируют, что человеческие способности можно безгранично развивать с помощью тренировки ума.
Хотя детальный анализ научных данных выходит за рамки этой книги, нельзя не упомянуть, что все возрастающее число исследований показывает, что практика медитации в краткосрочной перспективе:
— заметно снижает стресс (негативное влияние которого на здоровье уже установленный медицинский факт),
— снижает тревожность,
— снижает тенденцию к проявлению гнева (что увеличивает вероятность выздоровления после кардиохирургических вмешательств);
— уменьшает вероятность повторных приступов депрессии у лиц уже переживших не менее двух подобных случаев.
Восьминедельный курс медитации (типа MBSR), по 30 минут в день сопровождается заметным усилением иммунной системы и устойчивости внимания, увеличением частоты проявления позитивных эмоций, снижением артериального давления у больных гипертонией, ускорением излечения псориаза. Исследование влияния состояний сознания на здоровье, раньше воспринимавшееся как фантазия, все чаще и чаще фигурирует в научной повестке дня.
Нет нужды в громогласных заявлениях, но важно подчеркнуть насколько медитация и «тренировка ума» способны изменить жизнь. Мы склонны сильно недооценивать преобразующую силу ума, и последствий этой «внутренней революции» — мягкой но глубокой — для качества нашей жизни.
Полноценная жизнь — это, отнюдь, не существование, наполненное лишь чередой приносящих удовольствие эмоций. Напротив, такая жизнь состоит в преобразовании способа, которым мы воспринимаем и переживаем все ее риски. Тренировка ума позволяет не только излечивать сознание от «психических ядов» — ненависти и привязанности, которые буквально «отравляют» наше существование, но и позволяет лучше понять, как функционирует наш ум и достигнуть более точного восприятия действительности. Именно благодаря этому точному восприятию действительности мы способны бесстрастно встречать лицом к лицу все взлеты и падения этой жизни и извлекать из них глубокие уроки.

Источник: http://realmindfulness.ru/2012/02/mate-rikar-iskusstvo-meditacii-glava-1-ch2/

Новая книга. Рикар Матье. Искусство медитации. Вдохновляющие упражнения и примеры

искусство медитации матье рикарРикар Матье
Искусство медитации. Вдохновляющие упражнения и примеры
Перевод с французского: Степанова А. Н.
ISBN: 978-5-699-52471-6
М.: Эксмо, 2012
60 х 70 1/16 (145 x 165 мм), 3000 экз., 224 стр., твердый переплет

Матье Рикар известен во всем мире, он самый узнаваемый представитель буддизма во Франции благодаря своим бестселлерам «Монах и философ» и «Речь в пользу счастья». Он переводит на французский язык труды Далай-ламы. Матье Рикар жил в монастыре Сечен в Непале, где посвятил себя монашеской жизни, сохранению тибетской культуры и, находясь на Тибете, участвовал приблизительно в тридцати гуманитарных проектах.

Умение медитировать — путь, по которому шли величайшие мудрецы на протяжении всей своей жизни. Если заниматься медитацией ежедневно, это изменит наш взгляд на нас самих и на окружающий нас мир. Такова практическая цель этого труда, это одновременно духовное и философское руководство.

Из блога Матье Рикара: Умение приспособиться, что это – безропотная покорность или свобода?

Недавно в разговоре с американскими философами я сказал, что тренировка ума посредством медитации помогает людям изменить свое отношение к трудным ситуациям, позволяет выработать способность успешнее справляться с меняющимися жизненными обстоятельствами.

В ответ мои собеседники стали горячо возражать, что такое умение приспосабливаться может быть очень опасным. По их словам это равносильно тому, как если бы мы сказали рабам на галерах, что им нужно лишь медитировать и учиться довольствоваться своей судьбой, вместо того чтобы добиваться справедливости и бороться за освобождение от гнёта. Такой подход в их глазах поощряет эксплуатируемых к безропотной покорности, что совершенно неприемлемо.

Очевидно, меня неправильно поняли или поняли не до конца. Умение встречать внешние обстоятельства, как благоприятные, так и нет, с внутренней силой, уверенностью и известной долей безмятежности – огромное преимущество. Это ни в коем случае не бессильное смирение и не покорность перед лицом несправедливости. Речь здесь идет о том, чтобы не стать дважды рабом – рабом других и рабом собственного ума. В то время как человек делает все, чтобы победить несправедливость, притеснения и пренебрежение и добиться свободы на внешнем уровне, ему важно и внутренне освободиться от состояний ума, приносящих страдания. Внутренняя сила, которая является противоположностью уязвимости, это наилучшее средство для того, чтобы развить в себе твердую решимость изменять внешние обстоятельства при каждой возможности.

искусство медитации матье рикар
Фото Матье Рикара

Человек, не умеющий совладать со своим умом, легко уступает внешним и внутренним трудностям. Независимо от своей природы, внешние обстоятельства превращаются в ощущение счастья или несчастья под действием нашего ума. Не позволить себе сломаться под тяжестью неблагоприятных условий, не значит покориться им. Далай-лама и другие буддийские учителя часто говорят: «Если в трудных обстоятельствах можно что-то предпринять, чтобы их изменить, нет причины для беспокойства. Если же сделать ничего нельзя, тем более напрасно беспокоиться».

Понятый таким образом, этот подход никого не поощряет культивировать пассивное смирение. Он просто позволяет нам не удваивать страдания.

Видео по теме:


(русские субтитры)

Встреча с французским буддийским монахом Матье Рикаром в рамках программы «TED — Ideas Worth Spreading».

Источник: http://savetibet.ru/2012/09/29/matthieu_ricard.html

Рецензии на книгу « Искусство медитации » Матье Рикар

Прилагаю фото первых страниц книги для ознакомления.

Книга ни о чем. Банальное, попсовое бла-бла-бла, для постижения сути медитации бесполезное, а местами — категорически вредное: вот уж никак не ожидала совета представлять в процессе медитации подробные страдания своих близких. Нет ничего более далекого от медитации нежели подобные картинки в сочетании с внутренним монологом о чем бы то ни было. В общем, ребята, читайте Кабат-Зинна и практикуйте. Всё остальное — суета.

Содержание книги втекает в сознание и приподнимает над тревогами и волнениями текущего момента. Давно известно, что медитация даёт почву под ногами и расставляет приоритеты, помогает отмести иллюзии и не блюждать в тумане глупых желаний. В этом процессе важна подача материала, а автор этой книги делает это потрясающе. Мудрость и спокойствие этого человека завораживают и зажигают какой-то внутренний огонёк,который как маяк освещает этот увлекательный путь к себе.

идеально подходит для людей, которые хотят начать практику медитации, но совершенно не знают как это сделать.

Источник: http://www.labirint.ru/reviews/goods/324361/

Искусство медитации

искусство медитации матье рикар

Ниже по кнопкам можно купить бумажную книгу в интернет-магазинах по самым выгодным ценам с доставкой в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России!

Покупка через интернет-магазин «Лабиринт» на нашем сайте временно не работает, но можно купить в других магазинах. Список этих магазинов доступен по кнопке «Купить в других магазинах» Купить в других магазинах Бумажная книга Жанр: Эзотерические знания Правообладатель и/или издательство: Эксмо Дата публикации, год издания: 2012 Дата добавления в каталог КнигаЛит: 24 декабря 2015, 17:33 ISBN: 978-5-699-52471-6

Описание книги

Отзывы и комментарии читателей

Купить бумажную и электронную версию

Купить книгу Искусство медитацииРикар М. цена от 377 руб.

Book24: Искусство медитации Рикар М. (978-5-699-52471-6) купить в интернет-магазине book24.ru. Бесплатная доставка от 999р. Отправка в день заказа. Бонусная программа. Читайте рецензию и отзывы реальных покупателей. 8 (800) 333-65-23.

Искусство медитации Рикар М. | Буквоед ISBN 978-5-699-52471-6

Искусство медитации Рикар М. и еще 3 000 000 книг, сувениров и канцтоваров в Буквоеде. Будь в центре культурной жизни твоего города!

Искусство медитации. Рикар М. Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они.

Для формирования результатов поиска книг использован сервис Яндекс.XML.

Нашлось 829 тыс. ответов

Показаны первые 10 результатов.

Выше вы можете купить бумажную и электронную версию книги дешево и по самой лучшей цене в известных интернет-магазинах Лабиринт, Читай-Город, Буквоед, МИФ, Озон, book24, Литрес. Книги можно купить со значительными скидками!

Читайте также

© КнигаЛит.ру 2015 — 2020. Рейтинг книг, рецензии и отзывы о бумажных и электронных книгах, сравнение цен на книги в магазинах.

На нашем сайте вы можете скачать бесплатно и читать бесплатно онлайн фрагмент интересующего вас произведения, заказать и купить бумажную книгу с доставкой в книжных интернет-магазинах, или электронную книгу в одном из популярных форматов для чтения на ридере, мобильном устройстве и ПК. Подробнее о сайте.

Источник: http://knigalit.ru/avtori/rikar-mate/book385002/

Книги Матье Рикар — «Искусство медитации» — Глава 1 — ч.1

искусство медитации матье рикарОтрывки из первой главы книги Матье Рикара «Искусство медитации». Автор отвечает на вопрос зачем стоит тратить время на медитацию, с точки зрения буддизма…

Глава 1. ДЛЯ ЧЕГО МЕДИТИРОВАТЬ?

искусство медитации матье рикарПосмотрим честно на наше существование. Какова наша жизнь? Каковы были до настоящего момента наши приоритеты, и что мы планируем на остаток жизни?

Мы представляем собой сочетание света и тени, достоинств и недостатков. Явяется ли это наилучшей формой существования, неизбежным состоянием дел? И если это не так, то как это исправить? Эти вопросы должны быть поставлены, особенно, если мы испытываем чувство, что изменения желательны и возможны.

Однако, на Западе, из-за множества дел, которые отнимают с утра до вечера основную часть нашей энергии, у нас не так уж много возможностей интересоваться фундаментальными причинами счастья. Нам кажется, более или менее осознано, что чем больше у нас дел, чем острее наши переживания, тем бледнее становится чувство неудовлетворенности. В реальности же большинство, напротив, разочаровано и подавлено современным образом жизни. Они чувстуют себя потеряными, но не видят никакого выхода из сложившейся ситуации, поскольку знакомые традиции, ратующие за преобразование себя устарели. Техники медитации имеют своей целью преобразовать ум. Нет никакой нужды наклеивать на них религиозные ярлыки. У каждого из нас есть ум и каждый может над ним трудиться.

Нужно ли нам меняться?

Редко кто из нас осмелится утверждать, что в его жизни или опыте нет ничего, что стоило бы изменить. Некоторые полагают, что их недостатки и конфликтные чувства вносят свой вклад в богатство жизни и именно эта уникальная алхимия делает их тем, чем они являются на самом деле — неповторимой личностью. Они полагают, что должны научиться принимать себя такими какими есть, любить свои недостатками в той же мере, что и достоинства. Другие рискуют прожить всю свою жизнь в хронической неудовлетворенности, не отдавая себе отчет, что могли бы заметно улучшить свою жизнь ценой небольших усилий и размышления.
Вообразим, что нам предложили провести целый день, испытывая ревность. Кто из нас принял бы подобное с удовольствием? И наоборот, если бы нас пригласили провести тот же самый день, но с сердцем наполненным любовью к окружающим, большинство из нас нашло бы этот вариант гораздо более предпочтительным.
Наш ум зачастую взволнован. Нас одолевают болезненные размышления, охватывает гнев, ранят грубые слова других людей. Кто сейчас же не захотел бы взять под контроль свои эмоции, чтобы освободиться и стать хозяином самому себе? Мы с легкостью отдаемся на волю этих мучительных вспышек и, не зная как взяться за себя, предпочитаем думать, что «такова человеческая природа». Тем не менее, не все что «природно» желательно. Мы знаем, например, что болезни — это участь всех живых существ, но это не мешает нам обращаться к врачу, когда мы больны.
Мы не хотим страдать. Никто не просыпается утром с мыслью: «Хоть бы мне испытывать страдание сегодня, а по возможности и всю жизнь». Что бы мы не делали, начинаем ли мы важное дело или повседневную работу, вступаем в серьезные отношения или в случайную связь, просто прогуливаемся по лесу или готовим чашку чая, во всех этих случаях мы надеемся получить что-то благоприятное для себя или для окружающих. Если мы уверены, что в результате мы получим только страдания, мы просто не действуем.
Иногда мы испытываем мгновения внутреннего умиротворения, любви, ясности, но большую часть времени эти состояния мимолетны и быстро уступают место другим состояниям ума. Однако легко понять, что если уделить внимание тренировке этих редких состояний ума, то это может кардинально изменить нашу жизнь. Все мы знаем, что было бы желательно стать более совершенными людьми, изменить наш внутренний мир и попытаться облегчить страдание других, внести позитивный вклад в их жизнь.
Никто не думает, что без внутренних конфликтов жизнь пресна и безвкусна. Всем нам знакомы вспышки гнева, жадности или ревности. Равным образом все мы ценим доброту, удовлетворенность и радость видеть других счастливыми. Очевидно, что чувство гармонии связанное с любовью к другому имеет свою собственную независящую ни от чего ценность. Также обстоит дело с терпением, щедростью и другими достоинствами. Если мы научимся развивать альтруистическую любовь и внутренний покой, и в то же время наш эгоизм и связанное с ним разочарование уменьшатся, наша жизнь при этом нисколько не потеряет в своем богатстве.

Возможно ли изменение?

Таким образом настоящий вопрос состоит не в том — нужно ли нам меняться, а в том — можем ли мы поменяться? В конце концов можно подумать, что раздражающие эмоции настолько тесно связаны с нашим умом, что избавиться от них можно только уничтожив часть нас самих. Определенно, наши черты характера едва ли склонны меняться. Наблюдая с интервалом в несколько лет редко встретишь вспыльчивого человека, который превратился бы в терпеливого, мятущегося, который обрел бы внутренний покой или гордеца, внезапно ставшего скромным. Однако иногда, как бы редко это не случалось, такие изменения происходят и эти факты показывают, что трансформация возможна. Наши черты характера существуют ровно настолько, насколько мы им позволяем существовать, ничего не делая для того чтобы их исправить, позволяя нашим предрасположенностям и автоматическим реакциям доминировать, отвоевывать у нас мысль за мыслью, день за днем, год за годом. Но они отнюдь не незыблемы.
Злоба, жадность, ревность и другие яды ума бесспорно являются частью нашей человеческой природы, но можно быть частью чего-то, совершенно разным образом. Так, например, вода может содержать цианид и приводить людей к смерти, с другой стороны, смешанная с лекарством, вода способна поставить на ноги больного. Между тем, химическая формула воды остается неизменной. В ней самой ничто не становится ядовитым или лечебным. Различия в свойствах воды временны и случайны, как и наши эмоции, наши перепады настроения и наши черты характера.

Основное свойство сознания

Мы понимаем основное свойство сознания в тот момент, когда осознаем, что его главное качество — это свойство просто «познавать», и оно само по себе ни хорошее, ни плохое. Если посмотреть поверх бурлящего потока мыслей, чувств и мимолетных эмоций, который протекает через наш ум с утра до вечера, мы можем отметить присутствие этого ключевого аспекта сознания, который лежит в основе любого акта восприятия. Буддизм определяет это качество как «Ясный Свет», поскольку оно освещает все происходящее как во внешнем, так и во внутреннем мире чувств, эмоций, рассуждений воспоминаний, надежд и страхов, позволяя нам их воспринимать. И хотя эта способность познавать лежит в основе каждого движения ума, сама по себе она никак не может быть им затронута. Луч света способен осветить как ненавидящее лицо так и улыбающееся, как драгоценность так и кучу мусора, но сам свет по своей природе ни хорош ни плох, ни чист, ни грязен. Это наблюдение позволяет понять, что наш внутренний мир, содержание наших мыслей наш опыт могут быть изменены. Именно эта нейтральная и «ясная» основа сознания дает то необходимое пространство, которое позволяет нам наблюдать психические события вместо того, чтобы отдаться на их волю, а затем и создать условия для их трансформации.

Источник: http://new.realmindfulness.ru/2012/02/mate-rikar-iskusstvo-meditacii-glava-1-ch1/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *