Методы изучения психической жизни человека; Студопедия — методы изучения психики человека

31.01.2018

Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.

Методы изучения психики человека

Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.

Важнейшей особенностью подлинно научной психологии является объективное изучение психики. «Неисчислимые выгоды и чрезвычайное могущество над собой получит человек,— говорил И. П. Павлов — когда естествоиспытатель другого человека подвергнет такому же внешнему анализу, как должен он это делать со всяким объектом природы, когда человеческий ум посмотрит на себя не изнутри, а снаружи».

Мы знаем уже, что психика неразрывно связана с деятельностью, что она проявляется в действиях, поступках человека. Поэтому наблюдения за действиями людей и анализ их высказываний, речевых реакций дают возможность судить об их душевной жизни.

Работа психолога не может, конечно, ограничиваться непосредственным наблюдением за теми людьми, с которыми он может лично общаться. Материалы прямого наблюдения дополняются изучением продуктов деятельности и таких документов, как дневники, письма, воспоминания.

Очень велико в психологии значение эксперимента.

При экспериментах исследователь не дожидается случайного наступления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых. (Испытуемыми называются лица, над которыми производится психологический эксперимент.) С помощью специальных приборов и методов создаётся возможность измерять некоторые стороны психических процессов, например скорость восприятия, точность и прочность памяти и т. п. Повторяя при одинаковых условиях тот же эксперимент с разными людьми, можно установить индивидуальные особенности данного процесса у каждого из этих людей.

В эксперименте исследователь по собственному желанию меняет некоторые из условий, в которых протекает процесс, и наблюдает, к каким это приводит последствиям. Например, изменяя по очереди условия заучивания какого-нибудь материала (скажем, иностранных слов), можно выяснить, при каких из этих условий оно происходит быстрее, при каких бывает более прочным. Тем самым открывается возможность устанавливать причину явления и научиться им управлять.

Все психические процессы и свойства личности изучаются в процессе их становления, развития. При этом психологический анализ исходит из социальной обусловленности личности. Нельзя изучать психику человека, особенности его личности, не учитывая эпохи, в которой человек живёт, условий его жизни, его классовой принадлежности, его места в общественной жизни.

Научная психология стремится к раскрытию физиологической основы психических явлений. Наряду с изучением социальной обусловленности психики важнейшей задачей психологии является выяснение мозговых механизмов психики на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Значение психологии

Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Изучение психологии, наряду с другими науками, необходимо для выработки научного; материалистического мировоззрения. Известно, что идеалистическое учение о душе является опорой для всякого рода суеверий и предрассудков. Знание психологии, подлинно научное понимание физиологических основ психики, служит сильным оружием в борьбе с этими суевериями и предрассудками.

Особенно велико значение психологии у нас, в СССР, в эпоху перехода от социализма к коммунизму. Советская психология призвана вооружать знаниями, помогающими бороться с пережитками капитализма в сознании людей, и разрешать задачи коммунистического воспитания нашей молодёжи.

Психология даёт возможность разбираться в психической жизни людей. Поэтому очень велико значение психологии для всякой работы, связанной с воздействием на людей и требующей уменья учитывать их психическое состояние и понимать их индивидуальные особенности. А едва ли можно назвать хотя бы одну специальность, в которой человек не сталкивается с необходимостью понимать других людей, разбираться в них и воздействовать на них.

Товарищ Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Вряд ли нужно доказывать, насколько полезно для писателя знать законы душевной жизни человека. В известной степени «инженерами человеческих душ» являются и представители других специальностей, в первую очередь педагоги. Для них знание психологии совершенно обязательно.

Необходимо указать также на значение психологии для изучения литературы и истории. Уменье разбираться в психической жизни человека содействует более полному пониманию многих исторических и литературных фактов.

Изучение психологии помогает разбираться в своей психической жизни. Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время уменье назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им. Психология даёт возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей. Знать себя необходимо также для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения.

Знание психологии помогает правильно организовать умственную работу, в частности учебную работу. Какие приёмы заучивания являются наиболее экономными и ведут к лучшему усвоению знаний? Как организовать упражнения для выработки тех или других навыков? От чего зависит развитие наблюдательности, внимания, мышления? Все эти вопросы относятся к области психологических знаний.

Современная психология делится на ряд отраслей. Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшими отраслями психологии являются: детская психология, изучающая психику ребёнка, и патопсихология (от греческого слова «патос» — страдание), имеющая своим предметом болезненные уклонения в психике людей В психологической науке имеется ряд специальных отраслей, изучающих психическую жизнь в условиях определённых видов деятельности: психология труда, педагогическая психология, военная психология, психология искусства и др.

Вопросы для повторения

1. Какими вопросами занимается психология?

2 В чём заключается материалистическое понимание психики?

3. В чём отличие психических процессов от психических свойств личности?

4. Какова связь между психикой и деятельностью человека?

5. В чём заключается принцип образования временной (условной) нервной связи?

6. В чём различие между внешним и внутренним торможением?

7. Что такое динамический стереотип?

8. Какие требования предъявляются к наблюдению как методу изучения психической жизни людей?

9. В чём состоит значение эксперимента в психологии?

10. Какое значение имеет изучение психологии?

Источник: http://studopedia.ru/18_36917_metodi-izucheniya-psihicheskoy-zhizni-cheloveka.html

Я — псих! Заметки психолога родителям и детям

Нестандартная психология для всех

Методы исследования психики человека

Психология знает массу методов исследования психики. Некоторые из них неспешные, пассивные, типа наблюдения за трудовой и игровой деятельностью, беседы, анкетирования, интервью. Другие более моделируемые — эксперименты, тесты.

Далее идет табличка требований и преимуществ перечисленных методов исследования психики человека:

методы изучения психики человека

Больше всего первоначально психолог может почерпнуть информации о клиенте в интервью — строго направленной беседе, в которой задаются открытые и закрытые вопросы, отражаются чувства и поддержка, проговаривание выводов психолога. Этакое своеобразное резюме, подведение итогов с целью прояснения позиции клиента, а иногда и доведение до его сознания некоторых фактов о самом себе, которые не были своевременно им осознаны.

методы изучения психики человека

Пассивные методы исследования психики ребенка или взрослого человека дают информацию, особенно на начальных этапах работы с психологом, но для повышения эффективности психологической помощи позже становятся необходимыми направленные исследования психики человека — эксперименты и тесты.

Тесты могут быть популяризаторскими, полезными больше для самопознания и профессиональными, способными показать патологию расстройства внимания, памяти, мышления, восприятия, интеллекта, эмоциональной сферы.

Данные ниже патопсихологические методики исследования психической сферы просто названы, но при наличии названия и имени автора их довольно просто найти в Интернете, задав вопрос Гуглу или Яндексу.

методы изучения психики человека

Также профессиональные тесты исследуют профессиональную пригодность человека и помогают ему в выборе будущей деятельности.

Для детей в силу неразвитости их мышления и развития речи рекомендованы рисуночные тесты — методики, по которым исследуются эмоциональная сфера маленькой личности, тревожность, скрытые комплексы, страхи. Анализируются изображения на бумаге, сделанные ребенком.

Наиболее показателен в этом плане проективный рисуночный тест » Несуществующее животное».

2 идей о “ Методы исследования психики человека ”

Это интересно, а еще какие-нибудь необычные методы исследования психики есть?

Проще всего наблюдать и делать выводы, только вот будут ли они правильные, когда иногда сам человек не знает, что творится у него в голове.

Источник: http://japsix.ru/metody-issledovaniya-psihiki-cheloveka/

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ

2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

Наука — это прежде всего исследование. Поэтому характерис­тика науки не исчерпывается только определением предмета нау­ки, она предполагает и определение ее метода. Наука, включая психологию, не может развиваться, если не будет постоянно по­полняться новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопле­ния фактов научно обоснованные методы.

Метод — это путь научного исследования или способ по­знания какой-либо реальности. По своей структуре научный ме­тод представляет собой совокупность приемов и операций, в на­шем случае направленных на изучение психологических явлений.

Служа раскрытию закономерностей, методы сами опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому, например, метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе. Недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую — рациональной, определяя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается. Метод по­веденческой психологии также отличен от метода психологии со­знания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией.

Осознает это исследователь или нет, его научная работа объ­ективно в своей методике всегда реализует ту или иную методо­логию. При этом под методологией понимается учение о принци­пах построения, формах и методах научного познания и преобразо­вания действительности. Методика исследования — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области для накопления и систематиза­ции эмпирического материала.

Глава 2. Методы научного исследования психики______________________

Важное требование, которое предъявляет современная психо­логия к научному исследованию, заключается в обращении к прин­ципу генетического (исторического) изучения психических фак­тов. Сущность генетического принципа состоит в том, что изучае­мое психическое явление рассматривается как процесс, в котором исследователь стремится восстановить моменты его развития, ста­раясь увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает по­пытку представить изучаемый психический факт в его конкрет­ной истории.

В отечественной психологии необходимость использования ге­нетического принципа утвердилась благодаря трудам П.П. Блон-ского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.

Образцы применения генетического принципа в психологи­ческом исследовании, например, содержатся в трудах Л.С. Выгот­ского при осуществлении им изучения так называемой эгоцентри­ческой речи ребенка. Эгоцентрическая речь — это речь, обращен­ная к самому себе. С каждым годом развития ребенка эта речь становится все более непонятной окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях детей падает к началу школьного возраста до нуля. Но это не значит, что эгоцентрическая речь попросту отми­рает, исчезает на пороге школьного возраста. Применяя генети­ческий принцип, Л.С. Выготский выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в уп­равлении поведением человека. Таким образом, важнейшие осо­бенности внутренней речи (которую трудно изучать эксперимен­тально) были поняты генетически, посредством анализа развития и изменения эгоцентрической речи.

Методика исследования всегда отражает ту или иную методо­логию. Согласно С.Л. Рубинштейну и в соответствии с общими принципиальными установками отечественной психологии мето­дика должна носить следующие черты.

1. Психика, сознание изучаются нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, созна­ния и деятельности в ее конкретных изменяющихся формах явля­ется не только объектом, но и средством психологического иссле­дования, опорной базой всей методики.

В силу единства сознания и деятельности различие в психоло­гической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотноше­ние между внешним протеканием процесса и его внутренней при-

^^_________ 2,1. Методические основы психологического познания

родой, которое не всегда адекватно. Общая задача всех методов — объективно выявить это отношение и, таким образом, по внешне­му протеканию акта определить его внутреннюю психологичес­кую природу.

Поскольку каждый отдельный, изолированно взятый акт пове­дения допускает обычно различное психологическое истолкова­ние, необходимо, чтобы внутреннее психологическое содержание действия раскрывалось не из взятого изолированно акта, а из системы деятельности.

2. Решение психофизической проблемы, из которого исходит
отечественная психология, утверждает единство, но не тождество
психического и физического. Поэтому психологическое исследо­
вание не растворяется в физиологическом и не сводится к нему.
Однако оно предполагает и часто включает физиологический анализ
различных психологических (психофизических) процессов. Вряд ли,
например, возможно научное изучение эмоциональных процессов,
не включающее физиологического анализа входящих в их состав
физиологических компонентов. Психологическое исследование ни­
как не может и в этом отношении замкнуться в чисто имманент­
ном — феноменологическом описании психических явлений, отор­
ванном от изучения их психофизиологических механизмов.

В то же время, как отмечает С.Л. Рубинштейн, неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в пси­хологическом исследовании.

3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее
органическим основам, а образ мыслей людей определяется обра­
зом их жизни, сознание — общественной практикой, методика пси­
хологического исследования, идущего к психологическому позна­
нию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов,
должна опираться на социально-исторический анализ деятельнос­
ти человека. Лишь правильно определив подлинное общественное
содержание и значение тех или иных поступков человека и объек­
тивных результатов его деятельности, можно прийти к правильно­
му их психологическому истолкованию. При этом психическое не
должно социологизироваться, т.е. сводиться к социальному. Пси­
хологическое исследование должно поэтому сохранять свою спе­
цифичность — самостоятельность, не растворяясь, а лишь — где
это потребуется — опираясь на предварительный социологичес­
кий анализ человеческой деятельности и ее продуктов в обще­
ственно-исторических закономерностях их развития.

Глава 2. Методы научного исследования психики_____________________

4. Целью психологического исследования должно быть раскры­
тие специфических психологических закономерностей. Для этого
необходимо не оперирование одними лишь статистическими сред­
ними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что
действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом мож­
но раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации
исследования является существеннейшим принципом нашей ме­
тодики. Однако задача психологического исследования заключа­
ется не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности,
а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного
к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теорети­
ческого психологического исследования изучение индивидуальных
случаев поэтому является не особой областью или объектом, а
средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в
их вариативности психологическое исследование должно идти к
истинной своей цели — к установлению более общих и существен­
ных закономерностей.

5. Психологические закономерности раскрываются в процессе
развития. Изучение развития психики является не только специ­
альной областью, но и специфическим методом психологического
исследования. Генетический принцип является существенным прин­
ципом нашей методологии. При этом суть дела заключается не в
том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах
развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать
именно переход с одного уровня на другой предметом исследова­
ния и раскрыть таким образом динамику процессов и их движу­
щие силы.

6. Генетический принцип в ранее раскрытом его понимании
применительно к психологии ребенка требует в качестве суще­
ственного своего развития и дополнения помимо индивидуализа­
ции еще и «педагогизации» психологического исследования. По­
скольку продвижение детей с одного уровня или ступени психичес­
кого развития на другой совершается в процессе обучения, надо
изучать ребенка, обучая его. Благодаря этому в самой методологии,
в «практике» исследования закладывается единство, связь между
теорией и практикой, между научным познанием психических
явлений и реальным практическим воздействием на них.

7. В рамках общей концепции новый смысл и характер приоб­
ретает использование в методике психологического исследования
продуктов деятельности, поскольку в них материализуется созна­
тельная деятельность человека, например изучение продуктов ум-

____________ 2.1. Методические основы психологического познания

ственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения. Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результа­тивности деятельности и пытаться устанавливать и навсегда фик­сировать в ней стандартные показатели психического состояния, Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждо­го объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации.

Как и каждая наука, психология имеет свой предмет и опреде­ленные методы, которые позволяют познать закономерности изу­чаемых ею явлений. Для психологии характерным является сис­темный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений. Многомерный и многоуровневый характер психических процес­сов обусловливает применение различных методов для возможно полного изучения психики человека и его деятельности.

Методы психического исследования должны отвечать следую­щим требованиям:

• отличаться валидностью и надежностью.
Объективность метода предполагает объединение внешних и

внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического.

Под валидностью понимается такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Иначе говоря, валидность — это мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.

Под надежностью понимаются качества метода исследова­ния, позволяющие получить одни и те же результаты при многок­ратном использовании данного метода.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и много­образны, что на протяжении всего развития психологической нау­ки ее успехи непосредственно зависели от системы совершенства применяемых методов исследования. Так как психология выдели­лась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., она часто опирается на методы других, более «старых» наук — математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме это­го, психология использует методы и современных наук, таких как информатика, кибернетика и др.

2.2. Основные методы психологии

В то же время психология, будучи самостоятельной наукой,

имеет свои методы.

В психологии в связи с неоднозначной трактовкой термина «ме­тод» известны различные классификации методов исследования.

С.Л. Рубинштейн выделял два основных метода исследова­ния — наблюдение и эксперимент, а также промежуточные и вспомогательные методики: изучение продуктов деятельности, бе­седа, анкета, тест, генетический метод, использование данных пси­хопатологии.

А.Р. Лурия, используя другие основания, классифицировал три основных метода психологического исследования: метод структур­ного анализа, экспериментально-генетический и эксперименталь­но-патологический. Кроме того, им выделены методы количествен­ной и качественной оценки психических процессов и измерения уровня их развития (тесты).

Большая работа по научной систематизации методов психоло­гии была проведена Б.Г. Ананьевым. Он предложил развернутую и многоплановую классификацию с выделением четырех групп методов в зависимости от степени их использования на различ­ных этапах психологического исследования: группа организацион­ных методов, группа эмпирических методов, группа обработки дан­ных и группа интерпретационных методов.

В.Н. Дружинин по аналогии с другими науками выделяет в психологии три класса методов: эмпирические, теоретические и

Все методы, применяемые в психологии, имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. При этом каждый метод осуществляет это соответственно с присущи­ми ему особенностями.

В психологии различают методы: ‘ • ■■

• обработки и интерпретации.

К основным методам относятся: метод наблюдения и метод эксперимента. К вспомогательным все остальные методы: ме­тод экспертных оценок, различные методы опроса, метод самонаб­людения, метод тестов, анализ результатов деятельности и т.д.

Наряду с этим в настоящее время в психологии применяются и дополнительные методы, заимствованные из других наук, на­пример физиологии (электроэнцефалограмма, электромиограмма,

кожно-гальваническая реакция, электроокулограмма и др.) и ма­тематики (моделирование). Каждый из этих методов научного ис­следования выступает в психологии в различных и более или ме­нее специфических формах.

Источник: http://megapredmet.ru/1-25407.html

Методы изучения психики человека

Предмет и объект психологии. Методологические основы изучения психики человека

Это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).

Психология – наука о душе (с древнегреческого).

В научном употреблении впервые термин психология появился в XVI веке. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Предметом психологии являются сущностные закономерные связи и механизмы. Объектом психологии является психика и мир психических явлений. (Константинов Виктор Вениаминович)

По учебнику: Предметом психологии является психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачей психологии является исследование психических явлений.

Структура психических явлений:

— Психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др.), волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.).

— Психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.).

— Психические свойства (направленность, темперамент, способность, характер).

Наиболее популярным в отечественной психологии подходом к изучению человека является подход Б.Г.Ананьева. Борис Герасимович Ананьев разработал принципиально новый психологический подход к исследованию психики человека. Это позволило выделить не только новые разделы в психологии, но и по новому взглянуть на самого человека. Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом.

Ананьев выделял в системе человекознания 4-е основных понятия:

Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. (Биологическая сущность человека, в котором выделяются первичные и вторичные свойства: первичные свойства: возрастные, половые, индивидуально-типические характеристики, конституциональные (сложение тела), нейро-психо-физиологические, особенности ВНД, темпераментальные характеристики. Они определяют вторичные свойства, т.е. динамику психофизиологических функций, структуру органических потребностей индивида. Интеграция этих свойств реализуется в темпераменте и задатках).

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (характеризует человека как социальное существо).

Субъект деятельности – среднее м/д индивидом и личностью – это понятие соединяет воедино целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Субъект – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Вывод: человек – это один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность:

Индивид + субъект + личность = индивидуальность.

Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

(Человек – это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому одна из основных методологических концепций, используемых для изучения человека – концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства: любая система существует потому, что существует системообразующий фактор (- сам человек).)

*Методологические основы изучения человека

Индивид — человек как представитель рода, имеющий природное и телесное бытие человека

Субъект деятельности — человека как субъект деятельности определяется с т.з. и при включении в конкретную деятельность, человек как носитель предметно-практических свойств (способности)

Личность — человек как представитель общества, включений в систему социального взаимодействия и действия, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей

Индивидуальность — человек как уникальное самобытная личность обладающая только ему присущей единичной своеобразией качествами и особенностями реализующие себя творческой деятельности (Ананиев: личность — вершина человеческих свойств характеристик) – глубина личностных проявлений.

Универсум — /Слободчиков, Иссаев/ высшая ступень духовного развития человека, человек как звено макрокосмо, человек осознающий свое место в мире.

Человек как индивид

1. свойство: Первичное

– функциональная ассиметрия мозга

– конституциональные особенности (физическое Я)

– признак пола или половой деморфизм

– возраст и фаза жизни

2. свойство: Вторичное

– динамика психофизиологических функций (изменения в процессе развития, наследование функциональных механизмов)

– структура органических потребновтей индивида

– потребность в безопасности

все эти свойства проявляются в задатках и темпераменте

Методы исследования: наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, моделирование.

Понятие о психике. Основные этапы развития психики

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении (субъектом) им субъективного образа этого мира и саморегуляцией на этой основе своего поведения и деятельности.

Из этого определения следует:

1) Психика – это есть свойство только живой материи, материи высокоорганизованной, т.е. она появляется на определенном этапе живого мира.

2) – это способность активно отражать объективную реальность.

3) – активно отражать – значит создавать собственный субъективный образ этого мира, т.е. мир удваивается (у таракана — свой мир, у собаки свой, у человека – свой мир).

4) – в соответствии с этим субъективным образом, живой организм выстраивает свое поведение и деятельность.

Основные функции психики:

Отражение окружающей действительности Обеспечение адаптации
Обеспечение целостности организма 
Регуляция поведения 

Чтобы определить функции психики необходимо перечислить все формы и характеры ее проявления, а сделать это весьма затруднительно, но более точно определить функции психики во взаимодействии живого организма с окружающей средой представляется возможным. С этой точки зрения можно выделить следующие функции:

1. Функция психического отражения объектов мира;

2. Сохранение целостности организма (постоянство внутренней среды с внешней средой – гомеостаз);

3. Регуляция поведения и деятельности.

Все эти функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Существует ряд точек зрения, подходов по проблеме эволюции психики:

1. Теологический подход (религиозный) (теология – наука о боге). Психическое (душа) дана от бога и не о какой эволюции речи быть не может.

— идеалистическая точка зрения.

2. Вульгарно-материалистическое направление. Эмпедокл – древнегр. Врач, он говорил, что мир прошел 4 стадии: 1 – хаос (плавали различные части тела), 2 – уроды, 3 – однополые организмы, 4 – современный человек.

— с большими оговорками можно отнести эволюционную теорию Дарвина.

3. Научный взгляд или научно материалистический, говорит о том, что мир развивался в процессе длительной эволюции, но скачкообразно, т.е. прерывами, постепенно.

4. Космогоническая гипотеза (космическое происхождение)

В психологии существуют такие взгляды на эволюцию психики:

I – Стадия элементарной сенсорной психики – имеет 2 уровня: низший (простейшие) и высший (кольчатые черви).

II – Стадия перцептивной психики – имеет 3 уровня: низший (рыбы, моллюски), высший (птицы, мыши), наивысший (обезьяны, собаки, дельфины).

В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире.

Для I стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для II стадии – перцептивный способ, или уровень восприятия.

Эволюция психики, как форм психического отражения:

(Живое возникает из неживого)

(Живая клетка) нервизм
 Чувствительность — наличие ощущений и их деференциация, элементарные формы поведения, на основе условно-рефлекторных связей.
Субъективный образ объективного мира или окружающая действительность, анатомическую основу которой составляет УНС, поведение оперантное

Идеальный образ + появление 2 сигнальной системы по Павлову: это речь, слова, понятия.

*Развитие психики у животных проходит ряд этапов

1. Стадия элементарной чувствительности — поведение определяется врожденными инстинктами,

2. появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. III стадия — отражать межпредметные связи, в целом, способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач. Интеллектуальное поведение не выходит за рамки биологической потребности.

Психика человека — развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий.

Опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Структура: 3 крупные группы психических явлений, а именно:

  1. психические процессы- динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений- это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции — обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека
  2. психические состояния — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (внимание, ЭМ, настроение, вдохновение).
  3. психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, — характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)

4) характер как систему отношений и способов поведения.

Психология как наука. Основные методы психологии

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют:

— естественные (изучают природу),

— гуманитарные (изучают общество, культуру, историю),

— технические (связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда)

Человек – существо социальное => психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам . Любая наука вскрывает сущностные закономерные связи, исследования, необходимые повторяющиеся связи объективной действительности. Каждая наука имеет предмет исследования и объект исследования в связи со своим предназначением.

Предмет – это, что наука изучает, а объект – это на что она направлена, т.е. на какую область.

В современном понимании психология – это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).

Психология – с древнегреческого – «наука о душе»

(psyche –«душа»; logos –«понятие», «учение»)

Первый термин для обозначения мира психических явлений ввел Гераклид – «психея».

Первый термин «психология» принадлежит Гоклениусу, первый трактат « Психология».

В начале 19 века термин «психология» входит в научный оборот, благодаря работам Христиана Вольфа 1832, 1834 гг.

Предметом психологии являются сущностные закономерные связи механизмы.

Объектом психологии является психика и мир психических явлений (объект психологии с точки зрения А.Г.Маклакова, Куликова и др. – человек, индивид, группа людей, животные, сообщество животных).

Методы психологии: исторически сложилась следующая систематика:

1. Метод интроспекции (самонаблюдение, саморефлексия) – это наблюдение, анализ своих собственных субъективных состояний, переживаний.

Идею этого метода приписывают Сократу: « Познай самого себя», в последующем как научный метод – исследование сознания – его научно обосновывает Р.Декарди.

Метод экспериментальной интроспекции осуществлялся в первых психологических лабораториях Вундта, Титченера, Г.Эбенгауса и др. Затем в силу субъективности метод интроспекции перестает удовлетворять ученых и идет поиск объективных методов, они широко используются в современных психологических школах и направлениях, такие как: наблюдение и эксперимент, с использованием специальной аппаратуры и в лабораторных условиях или без использования их.

Начали их использовать в естественных науках, а затем были перенесены на область психических явлений (Сеченов, Павлов, Бехтерев (опыты с козлами), представители бихевиоризма : Э Торндайк (крысы), Б.Скиннер).

2 . Метод герменевтики (или понимания)

— схватывание чужой души.

Психолог, занимающийся этим методом должен обладать эмпатией и интуицией.

Таким образом методы психологии можно разделить на субъективные:

— Наблюдение: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.

— Опрос: устный, письменный, свободный, стандартный.

— Тест: тест-опросник, тест-задание.

И объективные методы:

— Эксперимент и его разновидности (естественный, лабораторный).

— Ряд тестовых заданий на выявление способностей, знаний, навыков, физиологических функций (тесты объективные, проективные).

Основными методами получения фактов в психологии являются: наблюдение, беседа (опрос), эксперимент.

*Структура современной психологии
1 классификация (3 блока):

1. Учение о предмете и методах и теория психологического познания (экспериментальная психология).

2. Учение о психических процессах (общая психология)

3. Учения о личности (прикладная психология)

1. Ананиев Б.Г. выделяет 4 основные группы методов:

— 1 гр. Методы проведения психологического исследования (ответ на вопрос как можно построить психологическое исследование)

1 метод. Организационный

– требования к составу рабочей группы

– порядку информирования испытуемых при проведении исследования

– особенности организации внешней среды
2 метод. Лонгитюдиональные

характеристика длительности психологического исследования (процесс длительного психологического исследования можно дифференцировать на лонгитюдные — длительные и срезовые — диагностика характеристик осуществляется единовременно)

3 метод Комплексный (сразу несколько групп методов)
— 2 гр. Эмпирические методы

1 метод Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) в форме фронтального наблюдения, свободной форме

цель: Выявить ключевые закономерности

2 метод Экспериментальные

– Лабораторный эксперимент (искусственные ситуации в лабораторных условиях)

– Естественный эксперимент (изменение параметра в естественных условиях)

– Формирующий эксперимент (психолого-педагоический – научение, развитие, ыормирования)

3 метод Психодиагностические (тестовые исследования)

• Стандартизированные (перечень вопросов, заданий — ключ для анализа)

• Проективные методики (качественный анализ)

• Опросники, анкеты-аопрос (статистический анализ)

• Социометрия (метод социометрических исследований)

– Заранее ограниченные выбором

• метод Бесед (равноправие и участие)
4 метод Методы приемов анализов процессов продуктов деятельности

• метод хронометражных измерений (объективный критерий оценки)

• метод Профессиональных описаний

– Психографические исследования (выявление требованиий к человеку — психограмма)

– Профессиографические исследования (личночтно-деятельностное описание + психограмма)

• метод Контент-анализ (анализ письменных и словесно-логических явлений)

5 метод Биографические методы (биография человека)

• анализ дневниковых записей

• анализ результатов деятельности человека

• в форме анкетирования (авт. Головик)

— 3 гр. Приемы обработка данных

1 метод Количественно и качественный анализ

2 метод Прием группировки (объединения)

3 метод Классификация

4 метод Интрепретационный метод (принцыпы объяснения психологии) генетический и/или структурный методы общедисциплинарных исследований

• метод типологии (идентификация метода исследования существующей классификации)

• психология профессии (особенности на направление практической деятельности)

2. Классификация П. Пирьова

— 1 гр. Методы наблюдения

1 метод Объективное наблюдение

– при помощи анкет

– при помощи опросников

2 метод Самонаблюдение

– письма
— 2 гр. Экспериментальная

1 метод Лабораторный

• Классический (среда, деятельность)

2 метод Естественный (по рез. анализа)

3 метод Психолого-педагогические эксперименты

• Констатирующие (срезовая диагностика)

• Формирующие
— 3 гр. Метод моделирования психологии

1 метод Математическое моделирование

2 метод Физическое моделирование

3 метод Схематическое моделирование (до начала исследования ключевые понятия)

4 метод Кибернетическое моделирование (оценка по объективным критериям)
— 4 гр. Психологические характеристики (различные варианты интерпретации первичных псих. данных) — практические рекомендации, прогноз развития ситуаций по 2-м направлениям:

а) как будет развиваться ситуация сама по себе

б) как может развиваться ситуация при вмешательстве психологов
— 5 гр. Вспомогательные методы

1 метод Математической статистики

2 метод Экспериментальных оценок

3 метод Анализа продуктов деятельности

— 6 гр. Специальные методы

1 метод Генетический метод (наследственность)

2 метод Филогенетические метод (в исторической перспективе)

3 метод Биографический (особенности индивидуального развития)

4 метод Сравнительный (причинная обусловленность)

5 метод Патопсихологический (отклонения, неблагоприятного развития)

Основные направления психологии ХХ века

1. Психоаналитическое направление в :

Психоанализ: основатель З.Фрейд (1856-1939) 3 знач. термина «психоанализ»:

1). Теория Л и психопатологии

2). Метод терапии личностных расстройств

3). Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума

Карл Густав ЮНГ(1875-1961) аналитическая теория Л.

— типология: экстраверсия, интроверсия

Адлер Альфред(1870-1937) индивидуальная теория Л, он первый социальный психолог.

Неофрейдизм: развилось из фрейдизма, сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в соц-ый контекст.

Карен Хорни (1885-1952)герм социокультр-ая теория Л

Эрик Эриксон (1902-1994) эго-теория Л

Эрих Фромм (1900-1980) гуманистич теория Л

2. Бихевиоризм:

— предметом  явл-ся поведение (а не сознание)

— переход от интраспекциик научным методам наблюдения

— цель — управление поведением

— влечение чел-ка зависит от внешних воздействий

Эдвард Торндайк (1874-1949) считал себя «коннекслонистом» (связь) изучал взаимосвязь м/у поведением и средой

Джон Уотсон (1878-1949) – ам психолог, написал программу бихевиоризма: предмет- поведение; метод — — наблюдение, цель – управление поведением.

Необихивиористы:

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – теория оперантного научения: поведение можно предсказать и предвидеть.

Джуман Роттер (1916) – теория соц-ого научения: прогноз поведения чел-ка в сложных ситуациях.

Адьберт Бандура(1925-1988) канадец. Соц. когнитивная теория Л: необходимо рассматривать единство среды, поведения и познавательных процессов.

3. Когнитивное направление: ! когнитивный – познавательный

Джордж Келли (1905-1966) когнитивная  появилась в 1955г. В основе ее конструктивный альтернативизм (у каждого чел-ка есть свой выбор)

Жан Жан Пиаже(1896-1980) швейцарец. Цель чел-ка: адаптация к среде, к окружающему миру.

4. Гештальтпсихология: самая ранняя психол-ая концепция ХХ в. «Гештальт» единое «целое» «структура». Гл идея – идея целостности; гл задача – изучении св-в целого.

Фредерик Перлз (1883-1970) – Гештальт терапия – помощь людям стать целостными.

5. Гуманистическая:

— понимание сущности чел-ка как личностного потенциала;

— личностный рост – гл цель  и критерий работы психолога;

— осн. предмет  собственно человеческие проявления: свобода, любовь, ответ-ть;

— переход на позиции принципа развития и саморазвития (от принципа равновесия)

Гордон Олпорт (1897-1967) – диспозиционная теория Л

Абрахам Маслоу (1908-1970) – гуманистическая теория Л

Карл Роджерс (1902-1987) – феноменологическая теория Л

6. Переходные концепции

Роберто Ассаджиоли (1888-1974) итальянец – психосинтез (сложные теории З. Фрейда)

Эрик Берн (1910-1970) канадец – трансактный аналез

Курт Левин (1890-1947) герм – США – теория поля (Гештальтпсихология)

Джордж Мид (1864-1931) ам. – символический интеракционизм; концепция соц-ого бихевиоризма (внурт. акция)

Нейролингвистическое программирование-НЛП нач.70-х.гг ХХв

Ричард Бэндлер и Джон Гриндер – авторы. Осн задача – моделирование.

*Выготский гов – кон 19 века – кризис методологических основ психологии – в начале каждого направления стоит каоке-нить фактическое открытие. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными требованиями общества. Инстинкт и интуиция более важны чем разум (Сорель и Бергстон).

Вернандский гов – о взрыве научного творчества во всех науках.

НОВЫЕ психологические направления:

Фрейд разрушил представление о отожествления сознания с психологией, а объявил наукой о функциях сознания.

Против анатомизма и сенсуализма выступила целостная психология – описательная психология, гештальтпсихология.

Психоанализ, бихевиоризм/когнитив, гуманистич/экзистенцион

35. Структурализм – 263
От функционализма к псих анализу содержания сознания. М.И. Владеславлев – дал исторический обзор развития псих знаний от античности. А.И. Введенский – изучает душевные явления безоценочным образом как факты внутренней природы. Закон отсутствия объективных признаков одушевления => интроспекция как единственный метод изучения в психологии. М.М. Троицкий – привлек профессоров всех факультатов ун дабы соеденить разрозненные труды психологического характера в целях более широкой и плодотворной разработки психологии. Н.Я. Грот – г/р «Вопросы философии и психологии». Выделил терию психического оборота: внешнее впечатление, переработка организмом, внутреннее движение, внешнее движение к предмету.
Школы психологии >> Структурализм Представители: Эдвар Титченер
Предмет изучения. Экспериментальное исследование структуры сознания
Основные теоретические положения: Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.
Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство. Практика: Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.
Вклад:Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т.к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

36. Функционализм – 260

Вильям Джеймс (1842-1910) , Джон Дьюи (1859-1952)
Предмет изучения. Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.
Основные теоретические положения. Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия». Учение об эмоциях: показывает, что «условия» — это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.
Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.
Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.
Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания
Практика. Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой. Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций. Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.
Вклад. Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.
Джон Дьюи — выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение.
На смену функционализма приходит бихевиоризм.

Эдвар Торндайк (1874-1949) , Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Влияние работ Павлова и Бехтерева. S-R. Все через научение. Кривая научения.

Предмет изучения. Изучать не сознание, а поведение человека. Личность – все то чем обладает индивид.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Основные теоретические положения. Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора;
4) выучивается путем упражнения.
Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта —
Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Коннексия – это элемент поведения.
Практика. Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.
Вклад. Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.
В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

Макс Вертгеймер (1880-1943) , Вольфганг Келер (1887-1967) , Курт Коффка (1886-1941)
Предмет изучения. Учение о целостности психических явлений.
Основные теоретические положения. Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты) , в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.
Понятие «инсайта» — (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.
Практика. В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами) , либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.
Вклад. Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.
Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

39. Фрейдизм / глубинная психология

1) в узком смысле слова — психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество.
Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу — наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.
В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций «Я». Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего наименование «эго-психологии». В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам «ОНО», в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам «Я», направленным на адаптацию к социальной среде.
Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40-50-е гг. бихевиористски ориентированная экспериментальная психология — основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки.
Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от
Фрейда учениками — А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

40. Когнитивная психология – 474

Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения. Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать. Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика. Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний. Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

41. Гуманистическая психология – 478

Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.
Предмет изучения . Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».
Основные теоретические положения. Базируется на иерархии потребностей человека. Осуществление самого себя. Сознание собственного достоинства. Социальные потребности. Потребности в надежности. Физиологические основные потребности. Непригодность исследования животных для понимания человека.
Практическое применение. Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке. Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:
Основные целостные самоактуализирующийся личности.
Этапы деградации личности.
Поиск смысла жизни.
Вклад. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

А также французская школа (смена мышлений со временем) и описательная психология (методы понимания и объяснения).

Рефлексологическое и бихевиористское направление в психологии

На протяжении длительного времени метод интроспекции был не только главным, а и единственным методом . Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704), кот развил термин Декарта о непосредственном постижении мыслей.

Дж. Локк утверждал, что существует 2 источника всех Зн.: объекты внеш. мира и деятельность нашего собственного ума.

На объекты внещнего мира че-к направляет свои внеш. чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия.

Локк определял ее как «наблюдение, кот ум подвергал свою деятельность» (мышление, сомнение, веру, рассуждения. познание, желание).

Дж. Локк заявлял, что рефлексия предполагает особое направление внимания на Д собственной души, а также достаточную зрелость субъекта.

У детей – рефлексии нет, т.к. они заняты познанием внеш. Мира, но рефлексия может и не развиться у взрослого, если он не научится размышлять над собой.

Исходя из данного положения – Локк считает возможным раздвоение психики.

Психические процессы (по Локку) протекают на 2-х уровнях:

1).процессы восприятия, мысли, желания и т.д.

2).«наблюдение» или «созерцание» этих мыслей и образов восп-ия.

Ученый может проводить психол-ие исследования только над самим собой, т.к. процесс сознания открывается только самому субъекту.

В основе данного направления 2 принципа английского материализма 16-18 вв., кот развивался под влиянием достижений в механике и физике (открытие Ньютона):

1. Принцип сенсуализма – чувственность опыта, как единственного источника познания.

2. Принцип автоматизма – задача кот разложить все сложные явл-ия на элементы, и объяснить их опираясь на связи м/у этими элементами.

Это т.зр. называется сенсуалистический материализм (Дж. Локк придерживался принципа сенсуализма)

Параллельно с учением Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение – ассоциативное направление. И связано оно с именами Юма и Гартли (в основе принцип автоматизма).

К середине 19 века ассоциативная  была господствующим направлением (в конце 19 в. широко использовался метод интроспекции)

Теория элементов сознания(Вундт, Титченер) на место реал

 актов сознания (Брентано) чел-ка стано-

Теория потоков сознания (Джейли) виться сознание в в кот растворяется

Но широкое применение метода интроспекции привело  к кризису.

И во втором десятилетии 20 в. возникло новое направление , предметом кот-ого явилось поведение (а не психика и сознание) и получилось название «бихевиоризм».

Источник: http://nenuda.ru/1-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%B8%D0%B7%D1%83%D1%87.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Философия Методы изучения психической жизни человека

Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.

Важнейшей особенностью подлинно научной психологии является объективное изучение психики. «Неисчислимые выгоды и чрезвычайное могущество над собой получит человек,— говорил И. П. Павлов — когда естествоиспытатель другого человека подвергнет такому же внешнему анализу, как должен он это делать со всяким объектом природы, когда человеческий ум посмотрит на себя не изнутри, а снаружи».

Мы знаем уже, что психика неразрывно связана с деятельностью, что она проявляется в действиях, поступках человека. По этой причине наблюдения за действиями людей и анализ их высказываний, речевых реакций дают возможность судить об их душевной жизни.

Работа психолога не может, конечно, ограничиваться непосредственным наблюдением за теми людьми, с которыми он может лично общаться. Материалы прямого наблюдения дополняются изучением продуктов деятельности и таких документов, как дневники, письма, воспоминания.

Очень велико в психологии значение эксперимента.

При экспериментах исследователь не дожидается случайного наступления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых. (Испытуемыми называются лица, над которыми производится психологический эксперимент.) С помощью специальных приборов и методов создаётся возможность измерять некоторые стороны психических процессов, к примеру скорость восприятия, точность и прочность памяти и т. п. Повторяя при одинаковых условиях тот же эксперимент с разными людьми, можно установить индивидуальные особенности данного процесса у каждого из этих людей.

В эксперименте исследователь по собственному желанию меняет некоторые из условий, в которых протекает процесс, и наблюдает, к каким это приводит последствиям. К примеру, изменяя по очереди условия заучивания какого-нибудь материала (скажем, иностранных слов), можно выяснить, при каких из этих условий оно происходит быстрее, при каких бывает более прочным. Тем самым открывается возможность устанавливать причину явления и научиться им управлять.

Все психические процессы и свойства личности изучаются в процессе их становления, развития. При этом психологический анализ исходит из социальной обусловленности личности. Нельзя изучать психику человека, особенности его личности, не учитывая эпохи, в которой человек живёт, условий его жизни, его классовой принадлежности, его места в общественной жизни.

Научная психология стремится к раскрытию физиологической основы психических явлений. Наряду с изучением социальной обусловленности психики важнейшей задачей психологии является выяснение мозговых механизмов психики на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

Читайте также

Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент. Важнейшей особенностью подлинно научной психологии является объективное изучение психики. «Неисчислимые выгоды и чрезвычайное могущество над собой получит человек,— говорил И. П. Павлов — когда. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/1085743

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2022 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты
Формы психического отраженияСистемный признак, который при этом образуется
Физическое отражение или

Физическая форма отражения

Биологическая
Этологическая — это системное качество живого организма, анатомическую основу его составляет нервная система.
Психическое отражение

Сознание