Методы изучения психической жизни человека; Студопедия — методы изучения психики человека
31.01.2018Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.
Методы изучения психики человека
Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.
Важнейшей особенностью подлинно научной психологии является объективное изучение психики. «Неисчислимые выгоды и чрезвычайное могущество над собой получит человек,— говорил И. П. Павлов — когда естествоиспытатель другого человека подвергнет такому же внешнему анализу, как должен он это делать со всяким объектом природы, когда человеческий ум посмотрит на себя не изнутри, а снаружи».
Мы знаем уже, что психика неразрывно связана с деятельностью, что она проявляется в действиях, поступках человека. Поэтому наблюдения за действиями людей и анализ их высказываний, речевых реакций дают возможность судить об их душевной жизни.
Работа психолога не может, конечно, ограничиваться непосредственным наблюдением за теми людьми, с которыми он может лично общаться. Материалы прямого наблюдения дополняются изучением продуктов деятельности и таких документов, как дневники, письма, воспоминания.
Очень велико в психологии значение эксперимента.
При экспериментах исследователь не дожидается случайного наступления интересующих его психических процессов, а сам создаёт условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемых. (Испытуемыми называются лица, над которыми производится психологический эксперимент.) С помощью специальных приборов и методов создаётся возможность измерять некоторые стороны психических процессов, например скорость восприятия, точность и прочность памяти и т. п. Повторяя при одинаковых условиях тот же эксперимент с разными людьми, можно установить индивидуальные особенности данного процесса у каждого из этих людей.
В эксперименте исследователь по собственному желанию меняет некоторые из условий, в которых протекает процесс, и наблюдает, к каким это приводит последствиям. Например, изменяя по очереди условия заучивания какого-нибудь материала (скажем, иностранных слов), можно выяснить, при каких из этих условий оно происходит быстрее, при каких бывает более прочным. Тем самым открывается возможность устанавливать причину явления и научиться им управлять.
Все психические процессы и свойства личности изучаются в процессе их становления, развития. При этом психологический анализ исходит из социальной обусловленности личности. Нельзя изучать психику человека, особенности его личности, не учитывая эпохи, в которой человек живёт, условий его жизни, его классовой принадлежности, его места в общественной жизни.
Научная психология стремится к раскрытию физиологической основы психических явлений. Наряду с изучением социальной обусловленности психики важнейшей задачей психологии является выяснение мозговых механизмов психики на основе учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
Значение психологии
Изучение человека составляет одну из важнейших задач науки, а среди наук о человеке психология занимает одно из первых мест. Изучение психологии, наряду с другими науками, необходимо для выработки научного; материалистического мировоззрения. Известно, что идеалистическое учение о душе является опорой для всякого рода суеверий и предрассудков. Знание психологии, подлинно научное понимание физиологических основ психики, служит сильным оружием в борьбе с этими суевериями и предрассудками.
Особенно велико значение психологии у нас, в СССР, в эпоху перехода от социализма к коммунизму. Советская психология призвана вооружать знаниями, помогающими бороться с пережитками капитализма в сознании людей, и разрешать задачи коммунистического воспитания нашей молодёжи.
Психология даёт возможность разбираться в психической жизни людей. Поэтому очень велико значение психологии для всякой работы, связанной с воздействием на людей и требующей уменья учитывать их психическое состояние и понимать их индивидуальные особенности. А едва ли можно назвать хотя бы одну специальность, в которой человек не сталкивается с необходимостью понимать других людей, разбираться в них и воздействовать на них.
Товарищ Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Вряд ли нужно доказывать, насколько полезно для писателя знать законы душевной жизни человека. В известной степени «инженерами человеческих душ» являются и представители других специальностей, в первую очередь педагоги. Для них знание психологии совершенно обязательно.
Необходимо указать также на значение психологии для изучения литературы и истории. Уменье разбираться в психической жизни человека содействует более полному пониманию многих исторических и литературных фактов.
Изучение психологии помогает разбираться в своей психической жизни. Каждый человек знает по себе, как нелегко бывает иногда обозначить словом, описать своё собственное переживание. В то же время уменье назвать, описать своё переживание очень ценно: оно даёт возможность осознать это переживание, понять его и благодаря этому до известной степени овладеть им. Психология даёт возможность понимать самого себя, знать свои сильные и слабые стороны. А знать себя необходимо для самовоспитания, для работы над собой, над исправлением своих недостатков, над развитием своих способностей. Знать себя необходимо также для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы родине и получить больше всего удовлетворения.
Знание психологии помогает правильно организовать умственную работу, в частности учебную работу. Какие приёмы заучивания являются наиболее экономными и ведут к лучшему усвоению знаний? Как организовать упражнения для выработки тех или других навыков? От чего зависит развитие наблюдательности, внимания, мышления? Все эти вопросы относятся к области психологических знаний.
Современная психология делится на ряд отраслей. Наряду с общей психологией, изучающей закономерности психической жизни взрослого нормального человека, важнейшими отраслями психологии являются: детская психология, изучающая психику ребёнка, и патопсихология (от греческого слова «патос» — страдание), имеющая своим предметом болезненные уклонения в психике людей В психологической науке имеется ряд специальных отраслей, изучающих психическую жизнь в условиях определённых видов деятельности: психология труда, педагогическая психология, военная психология, психология искусства и др.
Вопросы для повторения
1. Какими вопросами занимается психология?
2 В чём заключается материалистическое понимание психики?
3. В чём отличие психических процессов от психических свойств личности?
4. Какова связь между психикой и деятельностью человека?
5. В чём заключается принцип образования временной (условной) нервной связи?
6. В чём различие между внешним и внутренним торможением?
7. Что такое динамический стереотип?
8. Какие требования предъявляются к наблюдению как методу изучения психической жизни людей?
9. В чём состоит значение эксперимента в психологии?
10. Какое значение имеет изучение психологии?
Источник: http://studopedia.ru/18_36917_metodi-izucheniya-psihicheskoy-zhizni-cheloveka.html
Я — псих! Заметки психолога родителям и детям
Нестандартная психология для всех
Методы исследования психики человека
Психология знает массу методов исследования психики. Некоторые из них неспешные, пассивные, типа наблюдения за трудовой и игровой деятельностью, беседы, анкетирования, интервью. Другие более моделируемые — эксперименты, тесты.
Далее идет табличка требований и преимуществ перечисленных методов исследования психики человека:
Больше всего первоначально психолог может почерпнуть информации о клиенте в интервью — строго направленной беседе, в которой задаются открытые и закрытые вопросы, отражаются чувства и поддержка, проговаривание выводов психолога. Этакое своеобразное резюме, подведение итогов с целью прояснения позиции клиента, а иногда и доведение до его сознания некоторых фактов о самом себе, которые не были своевременно им осознаны.
Пассивные методы исследования психики ребенка или взрослого человека дают информацию, особенно на начальных этапах работы с психологом, но для повышения эффективности психологической помощи позже становятся необходимыми направленные исследования психики человека — эксперименты и тесты.
Тесты могут быть популяризаторскими, полезными больше для самопознания и профессиональными, способными показать патологию расстройства внимания, памяти, мышления, восприятия, интеллекта, эмоциональной сферы.
Данные ниже патопсихологические методики исследования психической сферы просто названы, но при наличии названия и имени автора их довольно просто найти в Интернете, задав вопрос Гуглу или Яндексу.
Также профессиональные тесты исследуют профессиональную пригодность человека и помогают ему в выборе будущей деятельности.
Для детей в силу неразвитости их мышления и развития речи рекомендованы рисуночные тесты — методики, по которым исследуются эмоциональная сфера маленькой личности, тревожность, скрытые комплексы, страхи. Анализируются изображения на бумаге, сделанные ребенком.
Наиболее показателен в этом плане проективный рисуночный тест » Несуществующее животное».
- ← Психология: рукопожатие и характер
- Формирование речи у детей →
2 идей о “ Методы исследования психики человека ”
Это интересно, а еще какие-нибудь необычные методы исследования психики есть?
Проще всего наблюдать и делать выводы, только вот будут ли они правильные, когда иногда сам человек не знает, что творится у него в голове.
Источник: http://japsix.ru/metody-issledovaniya-psihiki-cheloveka/
МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХИКИ
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Наука — это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается только определением предмета науки, она предполагает и определение ее метода. Наука, включая психологию, не может развиваться, если не будет постоянно пополняться новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления фактов научно обоснованные методы.
Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своей структуре научный метод представляет собой совокупность приемов и операций, в нашем случае направленных на изучение психологических явлений.
Служа раскрытию закономерностей, методы сами опираются на основные закономерности предмета науки. Поэтому, например, метод психологии сознания был иной, чем метод психологии как науки о душе. Недаром первую обычно называют эмпирической психологией, а вторую — рациональной, определяя таким образом предмет науки по тому методу, которым он познается. Метод поведенческой психологии также отличен от метода психологии сознания, которую часто по ее методу называют интроспективной психологией.
Осознает это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. При этом под методологией понимается учение о принципах построения, формах и методах научного познания и преобразования действительности. Методика исследования — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала.
Глава 2. Методы научного исследования психики______________________
Важное требование, которое предъявляет современная психология к научному исследованию, заключается в обращении к принципу генетического (исторического) изучения психических фактов. Сущность генетического принципа состоит в том, что изучаемое психическое явление рассматривается как процесс, в котором исследователь стремится восстановить моменты его развития, стараясь увидеть и понять, как они сменяют друг друга, делает попытку представить изучаемый психический факт в его конкретной истории.
В отечественной психологии необходимость использования генетического принципа утвердилась благодаря трудам П.П. Блон-ского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др.
Образцы применения генетического принципа в психологическом исследовании, например, содержатся в трудах Л.С. Выготского при осуществлении им изучения так называемой эгоцентрической речи ребенка. Эгоцентрическая речь — это речь, обращенная к самому себе. С каждым годом развития ребенка эта речь становится все более непонятной окружающим, а ее удельный вес в речевых реакциях детей падает к началу школьного возраста до нуля. Но это не значит, что эгоцентрическая речь попросту отмирает, исчезает на пороге школьного возраста. Применяя генетический принцип, Л.С. Выготский выдвинул предположение, что эгоцентрическая речь не исчезает, а переходит во внутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль в управлении поведением человека. Таким образом, важнейшие особенности внутренней речи (которую трудно изучать экспериментально) были поняты генетически, посредством анализа развития и изменения эгоцентрической речи.
Методика исследования всегда отражает ту или иную методологию. Согласно С.Л. Рубинштейну и в соответствии с общими принципиальными установками отечественной психологии методика должна носить следующие черты.
1. Психика, сознание изучаются нами в единстве внутренних и внешних проявлений. Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных изменяющихся формах является не только объектом, но и средством психологического исследования, опорной базой всей методики.
В силу единства сознания и деятельности различие в психологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем его протекании. Поэтому всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней при-
^^_________ 2,1. Методические основы психологического познания
родой, которое не всегда адекватно. Общая задача всех методов — объективно выявить это отношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
Поскольку каждый отдельный, изолированно взятый акт поведения допускает обычно различное психологическое истолкование, необходимо, чтобы внутреннее психологическое содержание действия раскрывалось не из взятого изолированно акта, а из системы деятельности.
2. Решение психофизической проблемы, из которого исходит
отечественная психология, утверждает единство, но не тождество
психического и физического. Поэтому психологическое исследо
вание не растворяется в физиологическом и не сводится к нему.
Однако оно предполагает и часто включает физиологический анализ
различных психологических (психофизических) процессов. Вряд ли,
например, возможно научное изучение эмоциональных процессов,
не включающее физиологического анализа входящих в их состав
физиологических компонентов. Психологическое исследование ни
как не может и в этом отношении замкнуться в чисто имманент
ном — феноменологическом описании психических явлений, отор
ванном от изучения их психофизиологических механизмов.
В то же время, как отмечает С.Л. Рубинштейн, неправильно было бы недооценивать значение физиологических методик в психологическом исследовании.
3. Поскольку материальные основы психики не сводятся к ее
органическим основам, а образ мыслей людей определяется обра
зом их жизни, сознание — общественной практикой, методика пси
хологического исследования, идущего к психологическому позна
нию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов,
должна опираться на социально-исторический анализ деятельнос
ти человека. Лишь правильно определив подлинное общественное
содержание и значение тех или иных поступков человека и объек
тивных результатов его деятельности, можно прийти к правильно
му их психологическому истолкованию. При этом психическое не
должно социологизироваться, т.е. сводиться к социальному. Пси
хологическое исследование должно поэтому сохранять свою спе
цифичность — самостоятельность, не растворяясь, а лишь — где
это потребуется — опираясь на предварительный социологичес
кий анализ человеческой деятельности и ее продуктов в обще
ственно-исторических закономерностях их развития.
Глава 2. Методы научного исследования психики_____________________
4. Целью психологического исследования должно быть раскры
тие специфических психологических закономерностей. Для этого
необходимо не оперирование одними лишь статистическими сред
ними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что
действительность конкретна и лишь ее конкретным анализом мож
но раскрыть реальные зависимости. Принцип индивидуализации
исследования является существеннейшим принципом нашей ме
тодики. Однако задача психологического исследования заключа
ется не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности,
а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного
к необходимому, от явлений к существенному в них. Для теорети
ческого психологического исследования изучение индивидуальных
случаев поэтому является не особой областью или объектом, а
средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в
их вариативности психологическое исследование должно идти к
истинной своей цели — к установлению более общих и существен
ных закономерностей.
5. Психологические закономерности раскрываются в процессе
развития. Изучение развития психики является не только специ
альной областью, но и специфическим методом психологического
исследования. Генетический принцип является существенным прин
ципом нашей методологии. При этом суть дела заключается не в
том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах
развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать
именно переход с одного уровня на другой предметом исследова
ния и раскрыть таким образом динамику процессов и их движу
щие силы.
6. Генетический принцип в ранее раскрытом его понимании
применительно к психологии ребенка требует в качестве суще
ственного своего развития и дополнения помимо индивидуализа
ции еще и «педагогизации» психологического исследования. По
скольку продвижение детей с одного уровня или ступени психичес
кого развития на другой совершается в процессе обучения, надо
изучать ребенка, обучая его. Благодаря этому в самой методологии,
в «практике» исследования закладывается единство, связь между
теорией и практикой, между научным познанием психических
явлений и реальным практическим воздействием на них.
7. В рамках общей концепции новый смысл и характер приоб
ретает использование в методике психологического исследования
продуктов деятельности, поскольку в них материализуется созна
тельная деятельность человека, например изучение продуктов ум-
____________ 2.1. Методические основы психологического познания
ственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения. Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать и навсегда фиксировать в ней стандартные показатели психического состояния, Поэтому раскрытие психологического содержания результатов каждого объективного исследования, исходящего из внешних данных, его расшифровка и правильная интерпретация требуют обязательного учета, а значит, и изучения конкретной личности в конкретной ситуации.
Как и каждая наука, психология имеет свой предмет и определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. Для психологии характерным является системный подход к рассмотрению изучаемых процессов и явлений. Многомерный и многоуровневый характер психических процессов обусловливает применение различных методов для возможно полного изучения психики человека и его деятельности.
Методы психического исследования должны отвечать следующим требованиям:
• отличаться валидностью и надежностью.
Объективность метода предполагает объединение внешних и
внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического.
Под валидностью понимается такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Иначе говоря, валидность — это мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям.
Под надежностью понимаются качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от системы совершенства применяемых методов исследования. Так как психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., она часто опирается на методы других, более «старых» наук — математики, физики, физиологии, медицины, биологии и истории. Кроме этого, психология использует методы и современных наук, таких как информатика, кибернетика и др.
2.2. Основные методы психологии
В то же время психология, будучи самостоятельной наукой,
имеет свои методы.
В психологии в связи с неоднозначной трактовкой термина «метод» известны различные классификации методов исследования.
С.Л. Рубинштейн выделял два основных метода исследования — наблюдение и эксперимент, а также промежуточные и вспомогательные методики: изучение продуктов деятельности, беседа, анкета, тест, генетический метод, использование данных психопатологии.
А.Р. Лурия, используя другие основания, классифицировал три основных метода психологического исследования: метод структурного анализа, экспериментально-генетический и экспериментально-патологический. Кроме того, им выделены методы количественной и качественной оценки психических процессов и измерения уровня их развития (тесты).
Большая работа по научной систематизации методов психологии была проведена Б.Г. Ананьевым. Он предложил развернутую и многоплановую классификацию с выделением четырех групп методов в зависимости от степени их использования на различных этапах психологического исследования: группа организационных методов, группа эмпирических методов, группа обработки данных и группа интерпретационных методов.
В.Н. Дружинин по аналогии с другими науками выделяет в психологии три класса методов: эмпирические, теоретические и
Все методы, применяемые в психологии, имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека. При этом каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.
В психологии различают методы: ‘ • ■■
• обработки и интерпретации.
К основным методам относятся: метод наблюдения и метод эксперимента. К вспомогательным — все остальные методы: метод экспертных оценок, различные методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов, анализ результатов деятельности и т.д.
Наряду с этим в настоящее время в психологии применяются и дополнительные методы, заимствованные из других наук, например физиологии (электроэнцефалограмма, электромиограмма,
кожно-гальваническая реакция, электроокулограмма и др.) и математики (моделирование). Каждый из этих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах.
Источник: http://megapredmet.ru/1-25407.html
Методы изучения психики человека
Предмет и объект психологии. Методологические основы изучения психики человека
Это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).
Психология – наука о душе (с древнегреческого).
В научном употреблении впервые термин психология появился в XVI веке. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Предметом психологии являются сущностные закономерные связи и механизмы. Объектом психологии является психика и мир психических явлений. (Константинов Виктор Вениаминович)
По учебнику: Предметом психологии является психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
Задачей психологии является исследование психических явлений.
Структура психических явлений:
— Психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др.), волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.).
— Психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.).
— Психические свойства (направленность, темперамент, способность, характер).
Наиболее популярным в отечественной психологии подходом к изучению человека является подход Б.Г.Ананьева. Борис Герасимович Ананьев разработал принципиально новый психологический подход к исследованию психики человека. Это позволило выделить не только новые разделы в психологии, но и по новому взглянуть на самого человека. Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом.
Ананьев выделял в системе человекознания 4-е основных понятия:
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. (Биологическая сущность человека, в котором выделяются первичные и вторичные свойства: первичные свойства: возрастные, половые, индивидуально-типические характеристики, конституциональные (сложение тела), нейро-психо-физиологические, особенности ВНД, темпераментальные характеристики. Они определяют вторичные свойства, т.е. динамику психофизиологических функций, структуру органических потребностей индивида. Интеграция этих свойств реализуется в темпераменте и задатках).
Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (характеризует человека как социальное существо).
Субъект деятельности – среднее м/д индивидом и личностью – это понятие соединяет воедино целое биологическое начало и социальную сущность человека.
Субъект – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.
Вывод: человек – это один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность:
Индивид + субъект + личность = индивидуальность.
Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.
(Человек – это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому одна из основных методологических концепций, используемых для изучения человека – концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства: любая система существует потому, что существует системообразующий фактор (- сам человек).)
*Методологические основы изучения человека
Индивид — человек как представитель рода, имеющий природное и телесное бытие человека
Субъект деятельности — человека как субъект деятельности определяется с т.з. и при включении в конкретную деятельность, человек как носитель предметно-практических свойств (способности)
Личность — человек как представитель общества, включений в систему социального взаимодействия и действия, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей
Индивидуальность — человек как уникальное самобытная личность обладающая только ему присущей единичной своеобразией качествами и особенностями реализующие себя творческой деятельности (Ананиев: личность — вершина человеческих свойств характеристик) – глубина личностных проявлений.
Универсум — /Слободчиков, Иссаев/ высшая ступень духовного развития человека, человек как звено макрокосмо, человек осознающий свое место в мире.
Человек как индивид
1. свойство: Первичное
– функциональная ассиметрия мозга
– конституциональные особенности (физическое Я)
– признак пола или половой деморфизм
– возраст и фаза жизни
2. свойство: Вторичное
– динамика психофизиологических функций (изменения в процессе развития, наследование функциональных механизмов)
– структура органических потребновтей индивида
– потребность в безопасности
все эти свойства проявляются в задатках и темпераменте
Методы исследования: наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, моделирование.
Понятие о психике. Основные этапы развития психики
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении (субъектом) им субъективного образа этого мира и саморегуляцией на этой основе своего поведения и деятельности.
Из этого определения следует:
1) Психика – это есть свойство только живой материи, материи высокоорганизованной, т.е. она появляется на определенном этапе живого мира.
2) – это способность активно отражать объективную реальность.
3) – активно отражать – значит создавать собственный субъективный образ этого мира, т.е. мир удваивается (у таракана — свой мир, у собаки свой, у человека – свой мир).
4) – в соответствии с этим субъективным образом, живой организм выстраивает свое поведение и деятельность.
Основные функции психики:
Отражение окружающей действительности | Обеспечение адаптации |
Обеспечение целостности организма | |
Регуляция поведения |
Чтобы определить функции психики необходимо перечислить все формы и характеры ее проявления, а сделать это весьма затруднительно, но более точно определить функции психики во взаимодействии живого организма с окружающей средой представляется возможным. С этой точки зрения можно выделить следующие функции:
1. Функция психического отражения объектов мира;
2. Сохранение целостности организма (постоянство внутренней среды с внешней средой – гомеостаз);
3. Регуляция поведения и деятельности.
Все эти функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Существует ряд точек зрения, подходов по проблеме эволюции психики:
1. Теологический подход (религиозный) (теология – наука о боге). Психическое (душа) дана от бога и не о какой эволюции речи быть не может.
— идеалистическая точка зрения.
2. Вульгарно-материалистическое направление. Эмпедокл – древнегр. Врач, он говорил, что мир прошел 4 стадии: 1 – хаос (плавали различные части тела), 2 – уроды, 3 – однополые организмы, 4 – современный человек.
— с большими оговорками можно отнести эволюционную теорию Дарвина.
3. Научный взгляд или научно материалистический, говорит о том, что мир развивался в процессе длительной эволюции, но скачкообразно, т.е. прерывами, постепенно.
4. Космогоническая гипотеза (космическое происхождение)
В психологии существуют такие взгляды на эволюцию психики:
- А.Н.Леонтьев и К.Э.Фабри « Концепция развития психики» выделяют две стадии:
I – Стадия элементарной сенсорной психики – имеет 2 уровня: низший (простейшие) и высший (кольчатые черви).
II – Стадия перцептивной психики – имеет 3 уровня: низший (рыбы, моллюски), высший (птицы, мыши), наивысший (обезьяны, собаки, дельфины).
В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире.
Для I стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для II стадии – перцептивный способ, или уровень восприятия.
- К.К.Платонов – в основе – положение о том, что один уровень, форма психического отражения, отличается от другого образованием системного признака.
Эволюция психики, как форм психического отражения:
Формы психического отражения | Системный признак, который при этом образуется |
Физическое отражение или Физическая форма отражения Биологическая Сознание |
Добавить комментарий