Определение психики и её свойств — определение психика

16.07.2019

* как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

Определение психики и её свойств

Исследование природы и механизмов проявления психики. Классификация психических явлений и их свойств. Психологические методы изучения психики. Познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Методики по определению темперамента человека.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления14.11.2013
Размер файла164,8 K

определение психика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«южный федеральный университет»

По дисциплине: «Общая психология»

На тему: «Определение психики и её свойств»

Исполнитель: Горбатенко А.Е.

Проверил: К. ис. н. доц. Коваленко И.В.

Ростов-на-Дону 2011 г.

Содержание

1. Основное содержание понятия «Психика»

2. Классификация психических явлений и их свойств

3. Психологические методы изучения психики

4. Диагностика свойств психики и её анализ

5. Глоссарий по данной теме

1. Основное содержание понятия «Психика»

Маклаков А.С. в своей книге даёт такое определение понятия «Психика». Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Понятие «психика» входит в понятие «Психология», как науку о душе и психике. [5]

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды. Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза), поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью. [5]

Рубинштейн С.Л. раскрывает понятие «Психика» в другом ключе. Он пишет, что психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него. [10]

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы — это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто — предмет — осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания — это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Психические факты — это, прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; нереальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта — единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему. [10]

2. Классификация психических явлений и их свойств

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию. [2]

Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение), эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. [7]

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое состояние — это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности). [2]

Система психических явлений:

— Психические процессы — целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой;

— Познавательные — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память;

Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики. [7]

К психическим свойствам личности относятся:

Личность — индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид — это отдельный представитель биологического рода (таковым является новорожденный). [1]

Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей — психический склад; это и составляет ее индивидуальность.

Понятие «человек» более широкое, чем понятие «личность». Оно включает в себя и понятие «индивид», и понятие «личность».

Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики.

И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

текущее своеобразие психической деятельности (псих. процессов),обусловленное содержанием (объектом) деятельности и ее личностной значимостью

типичное для индивида своеобразие его психической деятельности

Актуализированные потребности и их модификации: установки, интересы, желания, стремления, влечения, страсти.

Индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности, динамика реализации психических процессов (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики)

Эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, стресс, аффект, фрустрация.

Иерархия потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентаций и установок.

Инициативность, решительность, целеустремлен., настойчивость и др.

Обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде.

Уровни организованности психической деятельности

Психофизиологические регуляционные возможности, проявляющиеся в конкретных видах деятельности.

3. Психологические методы изучения психики

Методика Айзенка по определению темперамента.

Автор: создан в 1964г. H.Eysenck и S-Eysenck.

Что диагностируется: определяют экстраверсию (направленность личности на внешний мир) и нейротизм (результат неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) — свойства, лежащие в основе темперамента.

Область применения: широко используется в отечественной практике психодиагностики: в спорте, медицине и научных исследованиях.

Возраст: для лиц юношеского возраста и взрослых

Стимульный материал: EPI содержит 57 вопросов, 24 из которых нацелены на выявление экстраверсии-интроверсии, 24 других — на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (или нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Вопросник существует в двух формах — А и Б, что позволяет проводить с большей достоверностью повторные исследования.

Проективная методика «Карта эмоциональных состояний»

Цель: выявление эмоционального фона развития учащихся.

Материалы: информационные карты на каждого учащегося (рис.2), листы бумаги, карандаши.

психический познавательный волевой темперамент

Методические рекомендации: перед началом диагностического обследования целесообразно поговорить с детьми о том, что такое эмоциональные состояния, как они проявляются у человека. Методика может использоваться как в процессе индивидуальной работы, так и при групповом обследовании.

Инструкция. Перед тобой информационная карта, на которой представлены наиболее типичные эмоциональные состояния человека. Рассмотри их. Подумай, какие из них испытывал ты сам, в каких ситуациях (с младшими школьниками можно обговорить ситуации, в которых проявляются те или иные эмоции).

— А теперь напиши на листе слово «школа», выбери 2-3 эмоции, которые ты чаще всего испытываешь в школе, и нарисуй их.

— Напиши слово «дом» и сделай то же самое.

— Напиши слово «одноклассники (сверстники)». Как ты думаешь, какие эмоции испытывают чаще всего твои одноклассники (сверстники)? Выбери 2-3 эмоции и нарисуй их.

— Напиши слово «учитель», выбери 2-3 эмоции, которые чаще всего испытывают учителя на уроках, и нарисуй их.

— А теперь напиши слово «родители» и нарисуй эмоциональные состояния, которые чаще всего испытывают родители.

Вариант использования: можно предложить школьникам выбрать и нарисовать эмоциональные состояния, которые они испытывают на отдельных уроках.

Анализ диагностического материала: определяется частота выраженности позитивных и негативных состояний.

В результате можно выявить:

* какие эмоциональные состояния преобладают у ребенка (позитивные или негативные);

* как он себя чувствует в школе и дома, где ему комфортнее, или он везде ощущает дискомфорт (отсутствие позитивных состояний);

* как он воспринимает окружающих людей, какой эмоциональный фон вокруг себя он ощущает. При групповом обследовании можно определить, какие эмоциональные состояния преобладают у учащихся данного класса, как воспринимаются учениками учителя, родители, одноклассники. Тест Люшера Автор: Тест разработан Максом Люшером (1948 г.) врачом, доцентом кафедры психотерапии швейцарского антропологического института в Базеле.

Что диагностируется: позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Область применения: Тест Люшера получил широкое применение в первую очередь в медицине и психологии, так как с помощью него можно узнать корень заболевания. В настоящее время тест Люшера все больше становится популярным в сфере консалтинга, оценке работоспособности кадров и персонала. Очень часто проводят тестирование именно на собеседовании у работодателя. В медицине с помощью теста можно узнать предрасположенность человека к раковым болезням, а также инфаркту и различных сердечных болезней.

Варианты методики: Широко известен модифицированный тест Люшера Л.Н. Собчик, поставляемые в психодиагностическом практикуме стимульные материалы адаптированы.

Возраст: Его проведение возможно у людей с любым интеллектуальным уровнем, в любом возрасте, психологическом и психическом состоянии, а также для людей, говорящих на разных языках.

Стимульный материал: Широкое распространение получил сокращенный вариант теста Люшера, состоящий из восьми карточек определенной цветовой гаммы. В оригинальной методике задействовано 73 цветные карточки, создающие 25 оттенков.

«ТАТ» — Тематический апперцептивный тест

Автор: был разработан в Гарвардской психологической клинике Генри Мюрреем с сотрудниками во второй половине 30-х годов.

Что диагностируется: позволяет получить развернутую характеристику глубинных тенденций личности, о ее потребностях и мотивационных тенденциях, отношениях с окружением, внутриличностных конфликтах и внешних отношениях, когнитивных картах, механизмах психологической защиты и копинг процессах. Тематический апперцептивный тест позволяет делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии признаков тех или иных психических нарушений.

1) используется в клинике пограничных состояний;

2) применяют в экспертных случаях, диагностике на профпригодность, при отборе кандидатов на руководящие посты, спецслужбы и т.п.;

3) незаменимый инструмент для установления доверительного контакта консультанта с клиентом;

4) использовать на начальных этапах индивидуальной психотерапии, позволяет выявить самые незначительные динамические изменения психических процессов.

1) Детский апперцептивный тест (CAT) Л.Беллака.

2) Мичиганский рисуночный тест (МРТ) предназначен для детей 8-14 лет; Тест рассказов по рисункам П.Саймондса (SPST) был создан в 1948 году и предназначен для тестирования подростков от 12 до 18 лет;

3) Варианты для пожилого возраста;

4) ТАТ С.Томпсона для негров (Т-ТАТ). Т-ТАТ был создан в 1949 году;

5) ТАТ для африканцев. Эта методика отличается от Т-ТАТ содержанием картин, ориентированным на традиционную африканскую культуру;

6) Южноафриканский тест анализа рисунков (SAPAT) предназначен для детей от 5 до 13 лет;

7) Профессиональный апперцептивный тест (VAT);

8) Тест групповой проекции (TGP);

9) Индикатор семейных отношений (FRI);

10) Школьный апперцептивный метод (SAM);

11) Учебный апперцептивный тест (EAT);

12) Тест школьной тревоги (SAT) Автор теста Е.Хусляйн.

Возраст: от 5 до 50 лет

Стимульный материал: проективная методика, состоящая из 31 черно-белой таблицы. Одна из таблиц — чистый белый лист. Существует взрослый и детский набор карточек.

Автор: Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.

Что диагностируется: личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению.

Область применения: в школе и в практической психологии

Варианты методики: Сушествует два варианта данной методики: взрослый вариант опросника Шмишека; детский вариант опросника Шмишека

Возраст: взрослые и дети

Стимульный материал: Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника.

4. Диагностика свойств психики и её анализ

Диагностика проводилась с девочкой, которая обучается в 1-м классе.

Запрос: (от мамы) девочка боится ходить в школу, почти ни с кем не общается, в школе часто плачет, а дома ведёт себя очень активно и грубо.

Перевод жалобы в психологическую проблему: страх перед школой, избирательность в общении.

Выдвижение гипотезы: трудность в общении с окружающими из-за внутренних страхов.

Методы диагностики: беседа, цветовой тест Люшера, методика «Несуществующее животное».

Количественный и качественный анализ полученных данных:

При встрече сначала была проведена беседа с девочкой, из которой выяснилось, что она проживает вместе со своими родителями, братика и сестрички нет, иногда бывает у бабушки, где ей очень нравиться.

Потом приступила к диагностике по цветовому тесту Люшера. Было предложено выбрать из восьми цветов, который больше всего нравиться в данный момент, а потом по очереди все остальные.

Девочка с удовольствием отвечала на вопросы, довольно быстро пошла на контакт и не сопротивлялась диагностированию.

Результаты теста были занесены в специальную таблицу (таблица 1), и после этого была проведена интерпритиция результатов:

Таблица 1. Количественные анализы по методике Люшера.

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00324122_0.html

«Тонкие тела»

3.2.НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХИКИ

1) «Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» 38 .

Как и многие определения в прежних словарях и учебниках, это определение основано на представлениях диалектического материализма, поскольку речь в нем идет об объективном мире. Психика же отражает (строит) картину и внутреннего, субъективного мира тоже.

Не имея ничего особенного против этой философской системы, автор хотел бы получить дефиницию, свободную от философских предпочтений. Однако, возможна ли она? Ведь психология на этапе формулировки базовых, исходных понятий, как уже отмечалось, тесно связана с философией, в недавнем прошлом своей родительницы. А понятие психики относится к таким базовым терминам, поскольку оно родственно понятиям «дух», «душа» (вспомним Декарта!). Впрочем, продолжим обзор словарей.

2) Вот что пишут те же редакторы и составитель несколько лет спустя 39 : «Психика — высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем».

Это определение тоже неполно, т.к. психика — это форма связи не только с предметным миром (т.е. миром объектов) но и с миром субъектов, внутренним миром других, да и со своим собственным тоже (рефлексия). Новым, по сравнению с предыдущим определением, здесь является понятие информации, что существенно, хотя и непонятно, откуда оно взялось. Попробуем обратиться к словарю под другой редакцией.

  1. «Психика (от греч.psychikos— душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»40 .

Как видим, это определение похоже на первое. И «недостаток» тот же, что у первого и второго: рассмотрено лишь взаимодействие живых существ с внешним миром, что весьма характерно для диалектического материализма, предпочитающего иметь дело с объективным миром, миром материальных вещей (res extensa), а не идей (res cogitans).

Не подходит для дефиниции психики и исторический материализм, который тоже не занимается внутренним миром человека, ибо внутренний мир не материален и поэтому (по крайней мере, в рамках психологии) не укладывается в материалистическую концепцию. Понятно, почему психология в течение семи десятилетий советской власти не считалась полноценной наукой, раз даже классификация ее в принятой тогда (по Энгельсу) системе наук вызывала затруднения.

Итак, наследие диамата в последнем определении психики тоже заметно. Как быть? Попробуем дать собственное определение, не претендующее на особую оригинальность, поскольку оно «сконструировано» с учетом «недостатков» определения (1):

4) Психика — это способность к восприятию, моделированию и регулированию (феноменов внутреннего и внешнего мира) 41 .

В чем нам видятся преимущества этого определения по сравнению с предыдущими? Во-первых, в том, что оно не привязано к какой-либо философской системе, а содержит (уже определенные нами или широко распространенные) общенаучные термины, с которыми можно практически работать. Во вторых, это определение содержит те же возможности, которые (по умолчанию) содержит первое, говорящее о «неотчуждаемой» от субъекта картине мира.

Задумаемся, зачем авторы (1) усложнили так свое определение, от которого мы постоянно отталкивались? По-видимому, затем, чтобы отстроиться от «психики» компьютера, т.е. от систем искусственного интеллекта. Думается, что эта проблема «развязки» (или наоборот связи) с искусственным интеллектом в нашем варианте решается просто: если речь идет об искусственной «психике», точнее об искусственном интеллекте, пишем «искусственная или искусственно созданная способность. » 42 .

Есть известная трудность в ответе на вопрос о том, чьей способностью является психика, или: кто он — носитель, субъект психики? Обычно в определении психики фигурирует высокоорганизованная материя, как, например, в определении (1). Можно также дать термин «самоорганизующаяся материя» или система.

Возникающая здесь трудность в значительной мере связана с трудностью дефиниции живого и самой жизни. Ведь естественная психика (в отличие от искусственного интеллекта) является свойством живого организма. Однако этот вопрос выходит за рамки нашего пособия. По этому поводу известный психолог К. Юнг писал:

«Наша психика лишь часть природы, и тайна ее безгранична, поэтому мы не можем дать полное определение ни психическому, ни природе. Мы можем лишь заявлять, что верим в их существование и описываем, как умеем, — лучшее из того, что мы можем, — каким образом они действуют» 43 .

Поскольку мы упомянули понятие «интеллект», оно требует определения. Это определение не ново: интеллект есть способность решать задачи. Эта способность может быть «естественной» (человеческий интеллект, разум) или искусственно созданной (искусственный интеллект, возможности которого все более полно реализует компьютер).

Столь большое внимание, уделяемое нами дефиниции понятия «психика» не случайно. Оно помогает более продуктивно разрешать трудности когнитивной психологии, очень важной в педагогическом процессе.

Значительное внимание предмету психологии уделил в свое время видный советский психолог П.Я. Гальперин 44 . Он отметил, что за рубежом вопрос этот считается, во-первых, теоретически безнадежным, во-вторых, ненужным. Первое вырастает из субъективно-идеалистического подхода, связанного с самонаблюдением. Жан Пиаже в своей книге «Психология интеллекта» утверждал, что всякое психологическое объяснение заканчивается уходом в физиологию или логику. Эта схема была намечена еще основателем позитивизма Огюстом Контом. Среди многих зарубежных психологов господствует наивная (выражение П.Я. Гальперина) уверенность в том, что математика безо всякой теории сумеет выделить из грубых экспериментов значащие отношения, закономерности. По этому поводу можно вспомнить, как предсказывали солнечные затмения индейцы майя 45 . Они пользовались цифровыми таблицами, составленными их предками, и не имели представления о движении планет и, тем более, о законе всемирного тяготения. Как нами отмечалось в другом месте 46 , эвристичность чисто математической модели, тем более выраженной грудой цифр (не имеющей компактного аналитического вида) ниже, чем физической или метафизической (философской). С ее помощью дольше и труднее ориентироваться в материале с целью приблизиться к пониманию природы процессов.

По Гальперину 47 , психическая деятельность есть идеальная деятельность в поле образов, т.е. в идеальном поле. Предмет психологии составляет структура ориентировочной части всякой деятельности, как материальной, так и идеальной.

Вот что пишет по этому поводу американский науковед Лорен Грэхэм 48 :

«Проблема природы сознания являлась, возможно, одной из наиболее серьезных проблем, стоявших перед советской философией науки в 60-е годы. Следует отметить, что в отношении к другим подобного рода проблемам – квантовой механики, релятивистской физики, генетики и т.д. – советской философией науки были выработаны вполне разумные теоретические позиции…. Однако в 60-е годы проблема сознания представлялась трудно разрешимой. Вмести с тем советские философы не могли отказаться от ее разрешения, назвав ее вслед за представителями неопозитивизма «бессмысленной»: они стремились к постоянному усовершенствованию теоретической схемы диалектического материализма, включающей в себя и объяснение феномена сознания».

Выше было показано, что решение, которое позволило бы дать удовлетворительную дефиницию психики (а сознание является ее частью, хотя, возможно, здесь соотношение между частью и целым является столь же непростым, как и в физике элементарных частиц 49 ), так и не было найдено ни в 80-е, ни в 90-е годы.

Введенная нами (4) дефиниция, хотя и не претендует на полноту, делает понятным высказывание Ф. Ницше о том, что истинная сущность вещей есть глубочайшая иллюзия. Несмотря на, казалось бы, обескураживающий характер этого высказывания, оно упрощает проблему познания: мы не будем стремиться к абсолютной истине, рассуждать о которой любят философы, — нам, как это принято в науках, по крайней мере, точных, достаточно лишь модели, желательно более или менее адекватной познаваемому объекту. А модель нам должна предоставить наша психика, так сказать, по определению.

В последнее время серьезное внимание уделяется закономерностям создания и функционирования т.н. виртуальной реальности, в которой человек довольно долго может находиться, отвлекаясь от порождающей, «основной» реальности. 50 Бытует даже мнение, что такого рода феномен возник с появлением компьютеров. Однако он не возник бы и там, если бы не содержался изначально в психике. В самом деле, в своих играх животные и дети постоянно «конструируют» виртуальную реальность и находятся в ней. Созданием виртуальной реальности заняты СМИ, маги, экстрасенсы 51 , служители культа. Виртуальная реальность служит нередко своеобразной моделью проживаемой, порождающей реальности. Таковой в частности является любая теория, религия, магическое взаимодействие…. Наше определение психики как способности к моделированию, думается, можно распространить и на способность к формированию виртуальной реальности – неотъемлемого свойства психического.

Сказанное делает, на наш взгляд, ясным, что под психикой автор понимает идеальную сущность в духе декартова разделения вещей. Подобного же взгляда на сущность психики придерживался и А.В. Брушлинский, как это следует из Приложения 11 (6.11).

Подход с позиций моделирования облегчает и построение модели самой психики, которая, как мы увидим в дальнейшем, весьма продуктивно проявляет себя в ряде психологических практик (связанных с типологией личности), возглавить которые призывал один из участников «Круглого стола» (А.Г. Асмолов), посвященного психологии ХХI века, проведенного в конце 1999 года редакцией журнала «Вопросы психологии» 52 .

Но не чересчур ли мы увлеклись рациональными построениями, интеллектом? К тому же психика — это далеко не только интеллект. В ней ведь «есть много такого, . чего и не снилось нашим мудрецам», как писал в свое время У. Шекспир. Но об этом в дальнейшем скажет известный психолог, немецкоязычный швейцарец Карл Юнг, очень любивший ссылаться на классиков, причем не только немецких.

Психика — такое свойство, которое не дается человеку от рождения в готовом виде, а формируется (на основе определенных задатков) под влиянием воспитания и обучения, воздействия общества и природных сил.

Интересным является вопрос о локализации психики. Чаще всего психические проявления связывают с деятельностью головного мозга человека. Однако исследователи нейрофизиологических особенностей мозга, в том числе лауреаты Нобелевской премии Р. Сперри, К. Прибрам и Дж. Экклз неоднократно указывали на отсутствие прямой связи психических явлений с мозговыми процессами. Все попытки получить внутреннюю картину сознания, вывести образы сознания вовне, скажем на экран телевизора, неизменно кончались неудачей: при подходе со стороны нейрофизиологии сознание «ускользает» от исследователя и появляется «неизвестно как», неожиданно, имерджентно.

Ряд психических явлений (т.н. пси-феномены) указывает в то же время на «дальнодействующий» характер психики (телепатия, например) 53 . Получается, что локализацию психики указать трудно. Не забудем, что и в образовании восприятий (через ощущения) участвует весь организм, а не только головной мозг. Ведь восприятие представляет собой некий образ воздействия, которое испытывает субъект со стороны окружающей среды или другого человека.

В мистических учениях психические проявления человека описывались с помощью представления о «тонких телах», которые могут выходить за пределы физического тела и совершать путешествия в пространстве и во времени. Феномен «тонких тел» не получил пока научного объяснения и, как полагает Л.А. Карпенко, будет объяснен в ХХI веке: «Получат научное объяснение феномены энергетических оболочек человека, феномены ясновидения и других паранормальных (экстрасенсорных) способностей некоторых людей. Появятся энергоинформационные объяснения механизмов сознания, как индивидуального, так и коллективного» 54 .

К нерешенной задаче научных представлений о психике следует отнести также представления о «прошлых воплощениях» души, которые вошли даже в рекомендованное Минвузом РФ учебное пособие по психологии Л.Д. Столяренко 55 . Мы видим, таким образом, сколь сложным является понятие психики.

Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-180781.html?page=15

Определение психика

В самом деле, при отсутствии марксистской методологии трудно дать правильное определение сознания. В работах зарубежных физиологов, электрофизиологов и клиницистов чувствуется, как они мечутся в поисках наиболее подходящего содержания этого термина. Но, не обладая методологической ориентацией, они становятся бессильными и иногда вообще отказываются от попытки определить понятия, которыми оперируют.

Так поступает и Пенфилд. Он, как и все клиницисты, пытается все же указать на тот основной признак, который, по его мнению, позволяет врачу сказать, находится больной в сознании или нет. По Пенфилду, «сознание у человека нормально, если обнаруживается, что он сознает окружающее и свои собственные потребности так, как наблюдатель считает нормальным».

Сознание отсутствует, если наблюдатель «не обнаруживает никаких признаков активности, кроме автоматических действий», если при исследовании больной «не обнаруживает пикаких признаков осведомленности о том, что он делает и что испытывает». Активность может приниматься как доказательство наличия сознания только тогда, когда больной показывает, что он осведомлен о своих собственных действиях и понимает их значение. «Следовательно,—заключает Пенфилд,— сознание можно рассматривать как состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях».

Определение Пенфилда, основанное на клинических наблюдениях, недостаточно ясно. Психологически сознание, согласно Пенфилду, определяется несколькими составными элементами: больной должен сознавать окружающее и действовать так, как считает нормальным наблюдатель, находящийся, бесспорно, в сознании. Больной должен показывать, что он «свободен» и «отдает себе отчет» во всем, что с ним происходит, и в том, что он делает.

определение психика

В таких выражениях автор подчеркивает желание показать, какое большое значение при определении сознания имеет ясное объективное ощущение и разграничение всего, что развивается около больного и в самом больном.

В других своих работах, посвященных вопросу о центрэнцефалической локализации сознания, Пенфилд почти не пытается определить содержание, вкладываемое им в понятие «сознание». Там он говорит больше о физиологической основе мышления.
Приведем вкратце его рассуждения по этому вопросу, изложенные им на I Международном конгрессе неврологов в Брюсселе в 1957 г.

«Функции внутри нормального мозга,— говорит Пенфилд,— успешно выполняются с помощью идущих по волокнам нервной системы электрических потенциалов» (выражение Шеррингтона). Мозг является одновременно мишенью, которую бомбардируют глаза, уши, кожа, нос и суставы, и источником потенциалов, идущих к мускулам и обусловливающих их движения во время волевого акта.

Однако, чтобы волевой акт оказался возможным, внутри мозга должно возникнуть сложное обратное движение возникающих потенциалов. Эти потоки информации должны быть упорядочены и организованы. К этой организации нужно прибавить информацию собственного опыта, подходящие факты, отложившиеся в мозгу на „складе» памяти. Это — организованная активность, происходящая между чувствительным входом и волевым двигательным выходом, и образует физическую основу мышления».

Источник: http://dommedika.com/phisiology/1392.html

Значение языка при формировании психики?

Язык — средство выражение речи, а речь, в свою очередь — психический познавательный процесс, который позволяет:

Таким образом — овладевая языком человек получает доступ к общению, формирующему его взгляды, а так же обретает «ключ» к возможности умножать свои знания и приумножить знания других, передавая/получая сообщения, содержащие общественно-исторический опыт. Язык помогает найти свое место в социуме и почувствовать свою значимость, что является бесценным опытом в формировании здоровой психики.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1253573-znachenie-jazyka-pri-formirovanii-psihiki.html

Определение психологии как науки

Историческое преобразование определений предмета психологии, место науки в системе общего знания, ее основные отрасли. Предмет, принципы, задачи и структура современной социальной психологии. Методы исследования и изучения психологических явлений.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления03.04.2010
Размер файла24,6 K

определение психика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Контрольная работа по психологии и педагогике

Тема: «Определение психологии как науки»

Студентка заочного отделения

2 курса (ускоренного)

Специальность: городской кадастр

1. Предмет, принципы и задачи современной психологии

2. Психологические явления и их классификация

3. Основные отрасли психологии

4. Место психологии среди других наук

5. Методы исследования в психологии

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Предмет, принципы и задачи современной психологии

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.

Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Пешею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

2. Психологические явления и их классификация

Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волен обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров.

3. Основные отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронто-психологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология — индивидуальные различия в психике людей. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля. Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект. Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную развет-вленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входит в нашу жизнь; все чаще в повседневной жизни можно встретить психологов-практиков. Кратко укажем функции некоторых из этих профессиональных психологов-практиков. Годфруа выделяет следующие прикладные области психологии: клинический психолог, школьный психолог, промышленный психолог, педагогический психолог, психолог-эргономист, психолог-консультант. Клинические психологи работают в центрах психического здоровья, больницах и консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на подавленность, раздражительность, слезливость, бессонницу, чувство одиночества, утрату радости жизни, трудности взаимопонимания с людьми, всевозможные страхи (например, страх езды в транспорте является частой причиной обращения к специалисту), депрессия, нарушения деятельности различных функциональных систем и органов (головные боли, боли в сердце, заболевания желудочно-кишечного тракта, бесплодие и гинекологические заболевания, когда врачи не находят объективной патологии, а орган ведет себя как «больной»), состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, или же на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе суть и причины проблемы путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и применить наиболее подходящую психотерапию.

Психолог-консультант должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, с тем чтобы они могли разрешить свои проблемы. Большую работу проводят психологи-консультанты, участвующие в работе «телефона доверия», в различных центрах по предупреждению самоубийств, по борьбе с наркоманией или преступлениями против личности, жертвами которых чаще всего оказываются женщины и дети. Психологи-консультанты обычно имеют специализацию (трудно быть специалистом-универсалом, «невозможно все делать хорошо»), например, семейный психолог-консультант занимается проблемами супругов и родительски-детских отношений, детский психолог-консультант помогает в решении проблем в связи с осложнениями в развитии или воспитании детей, а в кризисных центрах для наркоманов и жертв насилия работают в основном клинические психологи.

Школьный и промышленный психологи помогают учащимся или служащим выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям. Школьный психолог также оказывает поддержку учащимся, у которых возникают трудности в учебном процессе, во взаимоотношениях с родителями и педагогами, помогает учащемуся разрешить свои проблемы или рекомендует соответствующую психотерапию

Промышленный психолог часто играет важную роль в разрешении конфликтов между рабочими и предпринимателями, в оптимизации взаимодействия людей на производстве, занимается вопросами рекламы продукции предприятия. Педагогический психолог занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения, проводит психологический тренинг с преподавателями. Психолог-эргономист на основе накопленных знаний о поведении и психических возможностях людей дает рекомендации конструкторам машин и технических устройств о наилучшем расположении рычагов управления, средств отображения информации, оценивает интенсивность шума и освещенность, приемлемые для человека в данных условиях, и т. п.

4. Место психологии среди других наук

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности

Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально-ориентировочного поведения.

5. Методы исследования в психологии

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение — древнейший метод познания. Его примитивной формой — житейскими наблюдениями — пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:

определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);

обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или — при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. В настоящее время проблема этичности проведения психологических экспериментов широко обсуждается, так, использование скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофонов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записывающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничивает, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуемым.

Метод тестов — метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Годфруа Ж. что такое психология? — М.: Просвещение, 1999., 346с.

2. Немов Р.С. Психология — М., 1994., 250с.

3. Рубинштейн С.Л. Осовы общей психологии 1999, — М.; Наука, Т. 1., 300с.

4. Столяренко Л.Д. основы психологии, М., 2001 , 215с.

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00051272_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *