Профессиограмма психолога — профессиограмма психолога
15.07.2019— способность запоминать большой объем информации;
Профессиограмма психолога. Главные моменты
Профессиограммы профессий являют собой информационные сводки о тех или иных видах занятости, которые описывают их, а также включают в себя нормы и требования, предъявляемые к претенденту на определенную должность. Их используют для того, чтобы работа определенного специалиста была эффективной и правильной. Такие сводки могут быть составлены для любой профессии (к примеру, может быть составлена профессиограмма инженера, политика, слесаря, учителя и т.д.).
Итак, профессиограмма психолога к доминирующим видам деятельности относит исследование уровня развития человеческой психики и связанных с ее функционированием процессов, изучение общих норм и закономерностей психического развития детей и составление программ обучения, изучение поведения людей и их внутреннего мира, рассмотрение вопросов, которые связаны с творчеством и восприятием окружающего. Кроме того, психолог нередко изучает особенности труда индивида, его поведение в стрессовых ситуациях.
Профессиограмма психолога также описывает качества, которым должен обладать этот специалист, чтобы его профессиональная деятельность была успешной. Если говорить о способностях, к ним можно отнести следующие:
— высокую концентрацию и внимательность;
— умение переключать, правильно распределять внимание, выполнять несколько действий одновременно;
— хорошо развитую образную и словесно-логическую память и соответствующие им типы мышления;
— способность запоминать большой объем информации;
— умение слушать и ясно выражать свои мысли;
— способность контролировать себя.
Отмечаются и качества, которые препятствуют эффективности работы: неуравновешенность, агрессивность, нерешительность, замкнутость, неумение ставить себя на место другого человека и понять его позицию. Не сможет стать психологом и человек с ригидным мышлением, низким интеллектуальным уровнем развития.
Профессиональные знания этого специалиста применяются в самых разных областях, о чем расскажет любая профессиограмма психолога. Такие люди могут работать и в социальных организациях, и в образовательных учреждениях, и в больницах, и в различных службах или фирмах. Многие психологи работают на телефоне доверия, в службе спасения, МЧС, военных организациях.
Источник: http://fb.ru/article/76733/professiogramma-psihologa-glavnyie-momentyi
Профессиограмма деятельности психолога
Характеристика профессии психолога, содержание его деятельности. Условия труда и квалификационные требования к психологу. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности и препятствующие ей. Перечень родственных профессий.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.05.2017 |
Размер файла | 14,7 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
ПРОФЕССИОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
Общая характеристика профессии
Психолог — квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности. В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата. Профессия психолога востребована на современном рынке труда. Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности. Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.
профессия психолог труд требование
Содержание деятельности:
На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних.
Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.
Условия труда
Работа чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки. Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики. Высокий уровень моральной ответственности.
Квалификационные требования
Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного мышления; развитие логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); умение слушать; вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно).
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
· психическая и эмоциональная неуравновешенность;
· отсутствие склонности к работе с людьми;
· неумение понять позицию другого человека;
· ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
· низкий интеллектуальный уровень развития.
Личные качества, интересы и склонности:
· высокая степень личной ответственности;
· терпимость, безоценочное отношение к людям;
· интерес и уважение к другому человеку;
· стремление к самопознанию, саморазвитию;
· оригинальность, находчивость, разносторонность;
· любознательность и обучаемость;
· склонность к сопереживанию;
· интуиция, умение прогнозировать события;
· умение хранить тайну;
Области применения профессиональных знаний:
социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга); образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы); учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации); медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры); психотерапевтические, психологические консультативные службы; предприятия, фирмы; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел); работа на телефоне доверия; работа в МЧС, службах спасения; военные организации.
Профессиональное образование
Профессию можно получить на психологических и психолого-педагогических факультетах высших учебных заведений.
Медицинские противопоказания
Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания — нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.
Родственные профессии
Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Психологическая помощь. Психологическая помощь как основной род деятельности специалиста-психолога. Этический кодекс профессионального психолога. Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом. Понятие психопрофилактики.
реферат [21,0 K], добавлен 24.09.2008
Связь дисциплины «биология» с другими науками. Доминирующие виды деятельности. Система биологических наук. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности специалиста. Личностные качества, интересы, склонности человека.
презентация [399,7 K], добавлен 22.10.2014
Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Качество профессиональной подготовки психолога.
курсовая работа [32,2 K], добавлен 30.09.2004
Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Rачествj профессиональной подготовки практического психолога.
курсовая работа [34,3 K], добавлен 06.04.2004
Место психолога в организации, функционально-должностные обязанности и правовая основа деятельности психолога, методология и условия профессиональной деятельности. Деятельность учреждения социального обслуживания «Краевой кризисный центр для женщин».
отчет по практике [31,7 K], добавлен 17.02.2015
Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.
курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.07.2015
Понятие о психологической информации и способах ее получения. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного. Модель профессиональной деятельности практического психолога.
реферат [15,3 K], добавлен 18.11.2010
Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.
контрольная работа [29,6 K], добавлен 26.03.2010
Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.
контрольная работа [25,9 K], добавлен 18.06.2014
Перечень нормативных документов по организации деятельности педагога-психолога учреждения образования Республики Беларусь. Характеристика интернатов и учреждений закрытого типа. Направления профессиональной деятельности психолога, рекомендации по работе.
контрольная работа [29,1 K], добавлен 13.12.2014
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
- Рубрики
- По алфавиту
- Закачать файл
- Заказать работу
- Вебмастеру
- Продать
- весь список подобных работ
- скачать работу можно здесь
- сколько стоит заказать работу?
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00797292_0.html
Профессиограмма психолога
1.Название должности: педагог-психолог
2.Организация: школа, колледж
3 Квалификационные требования: На должность педагога-психолога назначается
специалист, имеющий высшее психологическое или педагогическое образование со
специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы.
Знания, необходимые педагогу-психологу:
— Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка,
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.
— Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики,
психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.
— Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и
психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения,
современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и
коррекции нормального и аномального развития ребенка.
Умения, необходимые педагогу-психологу:
— Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и
ближайшую зоны развития).
— Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и
оценивать ход и результаты данных программ.
— Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические
задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и
психологической безопасности участников взаимодействия.
— Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития
дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение
организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми
и сверстниками и т.д.).
— Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях
содействия психическому развитию детей.
— Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека
Основными задачами психологической службы в является создание комфортных условий
для естественного развития детей, укрепление психологического здоровья детей и
сотрудников, развитие личности каждого ребенка, развитие их социально-змоционального
1.Проводит работу в ДОУ, направленную на обеспечение психологического здоровья и
развития личности детей.
2.Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции,
консультирования, оказывает помощь детям, сотрудникам и родителям в решении
личных, профессиональных и других конкретных проблем.
3.Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в
школе и выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа
4.Совместно с воспитателем планирует развивающие и коррекционные занятия с учетом
индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.
5.Своевременно выявляет детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью
определения их в учреждения по назначению.
6.Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников.
7.Принимает участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет
психологический кабинет, учитывая современные требования работы в группе.
8.Ведет работу по преемственным связям со школой, работает в тесном контакте со
9.Ведет учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями.
10.Соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по технике
безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите, предусмотренные
соответствующими правилами и инструкциями.
11.Соблюдает правила внутреннего распорядка.
12.Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.
13 Готовит материалы и пишет статьи для стендов и журналов.
5 Критерии успешности:
— успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков, в
соответствии с возрастом;
— своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей;
— открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные;
— общий психологический комфорт в коллективе;
— составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные
данные о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы.
6 Условия работы:
Психолог-педагог в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими
6.1.1. контакт со специфическими детскими заболеваниями
6.1.2 работа в группах и на улице во время прогулок
6.2.1 высокая вовлеченность и сосредоточенность
6.2.2 физическая нагрузка
6.2.3 высокая эмоциональная нагрузка
6.3.1 ответственность за жизнь и здоровье детей
6.3.2 профессиональное выгорание
Педагогическая и психологическая
Пихолог-педагог является специалистом, и подчиняется администрации, прямого
руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через
Профессиограмма социального педагога включает следующие структурные блоки:
1. Содержание труда: социальный педагог содействует развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах, предотвращает проблему, своевременно выявляет и устраняет причины, порождающие ее; обеспечивает превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей в их общении.
2. Профессионально важные качества (ПВК): коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость.
3. Описание профессии: деятельность социального педагога ориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.
Главная сфера деятельности социального педагога – социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог осуществляет работу с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением.
Цель деятельности социального педагога – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства. Правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и ее микросреды, формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструментарий индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования. 1
Правильно разработанный профессиональный портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать любой образованный человек, и своеобразных, необходимых специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.
Основу психологической модели профессионализма составляют общие характеристики цивилизованной личности, отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По мнению А. М. Столяренко, они составляют первый блок характеристик модели. Второй блок представляют профессиональные характеристики. 2
Психологическая макроструктура второго блока включает в себя:
Профессиональная направленность – одно из основных свойств личности профессионала. Она является особенностью системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Ее характеризует: положительное отношение к профессии, одобрение ее целей, задач, испытываемая потребность посвятить себя их достижению и решению; оценка ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, взвешенное отношение к ее трудностям; возможности самореализации и самоутверждения.
Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей. Профессия социального педагога, наряду с профессиями учителя, врача, юриста, социального работника и др., особенно тесно связана с моралью. Цель не может оправдывать применение таких средств, как обман, запугивание, грубость, черствость и равнодушие.
Морально-психологическая подготовленность социального педагога включает в себя:
− моральные знания и убеждения;
− навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе и вне ее (для профессий
социального педагога, специалиста по социальной работе и др. это имеет профессиональное значение);
− морально-психологические установки и ценностные ориентации, которые выражают степень внутреннего принятия моральных и этических норм, освоения стиля общения и поведения.
Особое значение наличию морально-психологических ценностей у педагогов придавал В. А. Сухомлинский. Он считал, что идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках.
К профессионально важным морально-психологическим качествам социального педагога можно отнести трудолюбие, справедливость, добросовестность, ответственность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, демократичность, здравое служебное честолюбие и др.
Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала тоже имеет структуру. Важное место в ней занимает профессиональное мастерство. А. С. Макаренко, отвергая утверждение о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. 1
Педагогическое мастерство, основанное на умении и квалификации, по его мнению – это знание воспитательного процесса, умение его построить и привести в движение. По мнению А. М. Столяренко, профессиональное мастерство – это профессиональная обученность, представленная совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, имеющихся у специалиста.
Психограмма социального педагога
1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.
Особенности восприятия:
Сочетание синтетического и аналитического типа.
Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).
Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).
Развитая наблюдательность.
2. Преобладающая часть рабочего времени социального педагога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего за восприятие речи) получения информации.
Темп деятельности выбирается самим социальным педагогом в зависимости от его психологических особенностей.
3. Основной установкой для деятельности социального педагога должна быть ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности.
4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.
5. Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.
При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.
6. В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности — ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.
Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.
7. Ошибки в работе социального педагога могут быть вызваны:
· недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);
· сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала);
· стрессом (эмоциональным и информационным);
При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи.
8. Социальный педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».
9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:
· взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;
· слушать и слышать;
· войти в ситуацию общения и установить контакт;
· выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;
· создавать и развивать позитивные отношения;
· строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;
· правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;
· объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.).
Психограмм психолога
Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:
1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.
2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).
3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Личность психолога, его профессиональные качества
Психология и психолог пришли в детский дом, чтобы сделать его более гуманным, способствующим личностному росту каждого ребенка, педагога, сотрудника и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:
1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.
2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.
3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.
4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.
Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога?
Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность.
Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.
Психограмма профессии (психолог)
Личностные особенности, профессиональные умения психолога |
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних |
Понятие «самоопределение»
вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция». Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно — с нахождением смысла в своей работе.Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения.При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы — это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом — это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое достижение).При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.
Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби, например при сочинении стихов, достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной профессионал, да и окружающие говорят о таком человеке как о «настоящем поэте».
Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.
Для профессионального самоопределения характерны: 1) большая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); 2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соответствующие организации, оборудование и т.п.).
Для жизненного самоопределения характерны:1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.
Для личностного самоопределения характерны:1) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отмечалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного документа является. Личностью»); 2) не «благоприятные» в обывательском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоятельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром герои появляются преимущественно именно в трудные, переходные общественно-исторические периоды. Правда, в «благополучные» эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто «наслаждаться жизнью», как это делают большинство обывателей. Такое самоопределение в «благополучные» эпохи, полные «соблазнов» и пошлости, может быть даже более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть личностью.
Источник: http://studopedia.ru/19_292599_professiogramma-pedagoga-psihologa.html
Профессиограмма-профессия психолог
Профессиограмма создает целостное представление об особенностях данного вида труда.Ядром профессиограммы является психограмма профессии.Психограмма включает описание требований,предъявляемых профессией к психологическим качествам человека(мышлению,вниманию и т.д.).Схема прфессиограммы:общая характеристика,содержание труда и характер труда,необходимые общие и специальные знания и умения,требования предьявляемые профессией,условия труда,сведения где можно получить профессию.
Содержимое разработки
Профессиограмма -профессия психолог
Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.
Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:
общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);
основы педагогики, общественных и естественных наук;
методы оценки и коррекции личности;
основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).
Квалифицированный психолог должен уметь:
владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;
устанавливать доверительный контакт;
слушать и слышать другого человека;
применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;
собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;
отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);
осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;
давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;
проводить лекции, семинары, тренинги;
хранить тайну, соблюдать этику консультирования.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
гуманитарный склад ума;
аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;
сильно выраженная склонность к сервисной работе;
сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;
склонность к работе с информацией;
отлично развитые лексические способности;
превосходные логические способности;
способность к концентрации внимания;
высокая эмоциональная устойчивость.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:
проблемы с памятью и вниманием;
нарушения речи, зрения и слуха.
Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:
в учебных заведениях (преподавание);
на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);
в научно-исследовательских институтах;
в психодиагностических лабораториях;
в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);
в центрах психологической помощи и профориентации;
в консалтинговых и тренинговых компаниях;
в кадровых агентствах;
в службах знакомств;
в центрах занятости населения;
в сфере политических технологий;
в таможне и в правоохранительных органах;
в военных организациях;
в транспортных и авиационных компаниях;
в детских садах;
в детских домах;
в домах престарелых;
на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.
На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.
Источник: http://videouroki.net/razrabotki/profiessioghramma-profiessiia-psikhologh.html
Введение в практическую психологию / 2 семестр Введение в практ психологию / Профессиограмма Психолог
Профессиограмма «Психолог»
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний № 1
общественные или естественные науки (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний № 2
педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
частое по типу «рядом»
в помещении, сидячий
Доминирующие виды деятельности:
♦ исследование развития психики и закономерностей психических процессов;
♦ изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения;
♦ изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;
♦ изучение поведения людей в малых и больших группах;
♦ изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия;
♦ изучение деятельности человека, особенностей его труда;
♦ изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;
♦ исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики);
♦ информирование клиента о том, что с ним происходит;
♦ психологическое консультирование, направленное на оказание помощи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;
♦ организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций;
♦ профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых психологических качеств личности;
♦ профессиональный отбор и подбор кадров;
♦ осуществление психологического сопровождения карьеры;
♦ изучение особенностей судебного процесса, мотивом поведения преступника, разработка мер профилактики преступности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности
Способности:
♦ высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);
♦ высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
♦ хорошее развитие образной и словесно-логической памяти,
♦ высокий уровень развития образного мышления;
♦ развитие логического мышления;
♦ хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память):
♦ коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
♦ вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
♦ ораторские способности (грамотное выражение мысли);
способность к самоконтролю.
Личностные качества, интересы и склонности:
♦ высокая степень личной ответственности;
♦ терпимость, безоценочное отношение к людям;
♦ интерес и уважение к другому человеку;
♦ стремление к самопознанию, саморазвитию;
♦ оригинальность, находчивость, разносторонность;
♦ любознательность и обучаемость;
♦ склонность к сопереживанию;
♦ интуиция, умение прогнозировать события;
♦ умение хранить тайну;
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
♦ психическая и эмоциональная неуравновешенность;
♦ отсутствие склонности к работе с людьми;
♦ неумение понять позицию другого человека;
♦ ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач и соответствии с изменяющимися условиями среды);
♦ низкий интеллектуальный уровень развития.
Области применения профессиональных знаний:
♦ социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);
♦ образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);
♦ учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);
♦ медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры);
♦ психотерапевтические, психологические консультативные службы;
♦ правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);
♦ работа па телефоне доверия;
♦ работа в МЧС, службах спасения;
История профессии
С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека. Сам термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» -душа и «logos» наука. Проблемой души интересовались философы древности — Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием пауки и техники психология стала приобретать все большое значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято считать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе, России.
С течением времени появлялись и развивались различные направления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гуманистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальтпсихология и многие-многие другие.
В России существенный вклад в развитие психологии как науки внесли отечественные физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов, психологи А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и многие другие.
В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в политике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский)
Источник: http://studfile.net/preview/2234606/
- Элементарный психоанализ - решетников психоанализ
- Психоанализ | Психологический центр Контакт - психоанализ вк
- Занятия психолога с детьми 4-5 лет - занятия с психологом
- Что делает психолог, функции и роль психолога - что делает психолог
- Чем отличается психолог от психоаналитика - психоаналитика это
- Жанна Абрамова психолог на ток-шоу Вот и я; доросла; до; Дома 2 - психолог жанна абрамова
- Литвиченко Евгения -психолог - евгения психолог
- Психология детектива - психолог детектив
- Философские проблемы психоанализа; Студопедия - проблемы психоанализа
- Основные особенности психики и поведения человека; Студопедия - человеческая психика
Добавить комментарий