Профессиограмма психолога — профессиограмма психолога

15.07.2019

— способность запоминать большой объем информации;

Профессиограмма психолога. Главные моменты

Профессиограммы профессий являют собой информационные сводки о тех или иных видах занятости, которые описывают их, а также включают в себя нормы и требования, предъявляемые к претенденту на определенную должность. Их используют для того, чтобы работа определенного специалиста была эффективной и правильной. Такие сводки могут быть составлены для любой профессии (к примеру, может быть составлена профессиограмма инженера, политика, слесаря, учителя и т.д.).

профессиограмма психолога

Итак, профессиограмма психолога к доминирующим видам деятельности относит исследование уровня развития человеческой психики и связанных с ее функционированием процессов, изучение общих норм и закономерностей психического развития детей и составление программ обучения, изучение поведения людей и их внутреннего мира, рассмотрение вопросов, которые связаны с творчеством и восприятием окружающего. Кроме того, психолог нередко изучает особенности труда индивида, его поведение в стрессовых ситуациях.

профессиограмма психолога

Профессиограмма психолога также описывает качества, которым должен обладать этот специалист, чтобы его профессиональная деятельность была успешной. Если говорить о способностях, к ним можно отнести следующие:

— высокую концентрацию и внимательность;

— умение переключать, правильно распределять внимание, выполнять несколько действий одновременно;

— хорошо развитую образную и словесно-логическую память и соответствующие им типы мышления;

— способность запоминать большой объем информации;

— умение слушать и ясно выражать свои мысли;

— способность контролировать себя.

профессиограмма психолога

Отмечаются и качества, которые препятствуют эффективности работы: неуравновешенность, агрессивность, нерешительность, замкнутость, неумение ставить себя на место другого человека и понять его позицию. Не сможет стать психологом и человек с ригидным мышлением, низким интеллектуальным уровнем развития.

Профессиональные знания этого специалиста применяются в самых разных областях, о чем расскажет любая профессиограмма психолога. Такие люди могут работать и в социальных организациях, и в образовательных учреждениях, и в больницах, и в различных службах или фирмах. Многие психологи работают на телефоне доверия, в службе спасения, МЧС, военных организациях.

Источник: http://fb.ru/article/76733/professiogramma-psihologa-glavnyie-momentyi

Профессиограмма деятельности психолога

Характеристика профессии психолога, содержание его деятельности. Условия труда и квалификационные требования к психологу. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности и препятствующие ей. Перечень родственных профессий.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления31.05.2017
Размер файла14,7 K

профессиограмма психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

ПРОФЕССИОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Общая характеристика профессии

Психолог — квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности. В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата. Профессия психолога востребована на современном рынке труда. Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности. Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

профессия психолог труд требование

Содержание деятельности:

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационную деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних.

Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Условия труда

Работа чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки. Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики. Высокий уровень моральной ответственности.

Квалификационные требования

Должен знать: основы законодательства в области здравоохранения, образования, занятости населения, охраны труда, методические нормативные и др. руководящие материалы по практической психологии, общую и специальные психологии (педагогическую, инженерную, психологию труда и др.), основы психодиагностики, психологического консультирования, методы социально-психологического тренинга общения, диагностики и коррекции развития личности, передовой отечественный и зарубежный опыт.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности: высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания);

высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);

хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; высокий уровень развития образного мышления; развитие логического мышления; хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память); коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); умение слушать; вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

· психическая и эмоциональная неуравновешенность;

· отсутствие склонности к работе с людьми;

· неумение понять позицию другого человека;

· ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);

· низкий интеллектуальный уровень развития.

Личные качества, интересы и склонности:

· высокая степень личной ответственности;

· терпимость, безоценочное отношение к людям;

· интерес и уважение к другому человеку;

· стремление к самопознанию, саморазвитию;

· оригинальность, находчивость, разносторонность;

· любознательность и обучаемость;

· склонность к сопереживанию;

· интуиция, умение прогнозировать события;

· умение хранить тайну;

Области применения профессиональных знаний:

социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга); образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы); учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации); медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологические центры, реабилитационные центры); психотерапевтические, психологические консультативные службы; предприятия, фирмы; правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел); работа на телефоне доверия; работа в МЧС, службах спасения; военные организации.

Профессиональное образование

Профессию можно получить на психологических и психолого-педагогических факультетах высших учебных заведений.

Медицинские противопоказания

Профессия не рекомендуется людям с дефектами зрения и слуха; противопоказания — нервные и психические заболевания, а также инфекционные заболевания.

Родственные профессии

Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Психологическая помощь. Психологическая помощь как основной род деятельности специалиста-психолога. Этический кодекс профессионального психолога. Квалификационные требования к специалистам-психологам в России и за рубежом. Понятие психопрофилактики.

реферат [21,0 K], добавлен 24.09.2008

Связь дисциплины «биология» с другими науками. Доминирующие виды деятельности. Система биологических наук. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности специалиста. Личностные качества, интересы, склонности человека.

презентация [399,7 K], добавлен 22.10.2014

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Качество профессиональной подготовки психолога.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 30.09.2004

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Rачествj профессиональной подготовки практического психолога.

курсовая работа [34,3 K], добавлен 06.04.2004

Место психолога в организации, функционально-должностные обязанности и правовая основа деятельности психолога, методология и условия профессиональной деятельности. Деятельность учреждения социального обслуживания «Краевой кризисный центр для женщин».

отчет по практике [31,7 K], добавлен 17.02.2015

Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.07.2015

Понятие о психологической информации и способах ее получения. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и их отличия от деятельности неквалифицированного. Модель профессиональной деятельности практического психолога.

реферат [15,3 K], добавлен 18.11.2010

Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 26.03.2010

Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 18.06.2014

Перечень нормативных документов по организации деятельности педагога-психолога учреждения образования Республики Беларусь. Характеристика интернатов и учреждений закрытого типа. Направления профессиональной деятельности психолога, рекомендации по работе.

контрольная работа [29,1 K], добавлен 13.12.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00797292_0.html

Профессиограмма психолога

1.Название должности: педагог-психолог

2.Организация: школа, колледж

3 Квалификационные требования: На должность педагога-психолога назначается

специалист, имеющий высшее психологическое или педагогическое образование со

специализацией по детской психологии без предъявления требования к стажу работы.

Знания, необходимые педагогу-психологу:

— Закон «Об образовании», Декларацию прав человека, Конвенцию ООН о правах ребенка,

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.

— Общую психологию, педагогическую психологию, вопросы дошкольной педагогики,

психологию личности и дифференциальную психологию, социальную психологию.

— Основы психодиагностики, основы психологического консультирования и

психопрофилактики, методы социально-психологического тренинга общения,

современные методы индивидуальной и групповой консультации, методы диагностики и

коррекции нормального и аномального развития ребенка.

Умения, необходимые педагогу-психологу:

— Умение изучать, диагностировать психическое состояния ребенка (актуальную и

ближайшую зоны развития).

— Умение составлять развивающие программы; организовывать, поэтапно осуществлять и

оценивать ход и результаты данных программ.

— Умение ставить коммуникативные, познавательные и любые другие педагогические

задачи под углом зрения психического развития детей, реализации внутренних резервов и

психологической безопасности участников взаимодействия.

— Умение создавать условия, стимулирующие естественный ход психического развития

дошкольников (умение организовывать предметно-развивающую среду в группе, умение

организовывать эффективное общение и совместную деятельность ребенка со взрослыми

и сверстниками и т.д.).

— Умение сотрудничать с родителями, психологами и другими специалистами в целях

содействия психическому развитию детей.

— Умение оценивать у себя ориентацию на развитие личности другого человека

Основными задачами психологической службы в является создание комфортных условий

для естественного развития детей, укрепление психологического здоровья детей и

сотрудников, развитие личности каждого ребенка, развитие их социально-змоционального

1.Проводит работу в ДОУ, направленную на обеспечение психологического здоровья и

развития личности детей.

2.Посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции,

консультирования, оказывает помощь детям, сотрудникам и родителям в решении

личных, профессиональных и других конкретных проблем.

3.Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению в

школе и выборе соответствующего уровня психического развития личности, типа

4.Совместно с воспитателем планирует развивающие и коррекционные занятия с учетом

индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.

5.Своевременно выявляет детей с ограниченными возможностями в развитии, с целью

определения их в учреждения по назначению.

6.Формирует психологическую культуру детей, родителей, сотрудников.

7.Принимает участие в подборе кадров, готовит психологический материал, оформляет

психологический кабинет, учитывая современные требования работы в группе.

8.Ведет работу по преемственным связям со школой, работает в тесном контакте со

9.Ведет учетно-отчетную документацию в соответствии с требованиями.

10.Соблюдает инструкцию по охране жизни и здоровья детей, требования по технике

безопасности, производственной санитарии, противопожарной защите, предусмотренные

соответствующими правилами и инструкциями.

11.Соблюдает правила внутреннего распорядка.

12.Самостоятельно занимается повышением профессионального мастерства.

13 Готовит материалы и пишет статьи для стендов и журналов.

5 Критерии успешности:

— успешное развитие детей, освоение ими необходимых знаний, умений и навыков, в

соответствии с возрастом;

— своевременное выявление и коррекция отклонений в развитии детей;

— открытые уроки и занятия, отмеченные родителями и педагогами как успешные;

— общий психологический комфорт в коллективе;

— составление информационной и отчетной документации, содержащей объективные

данные о результатах исследований, развивающей и коррекционной работы.

6 Условия работы:

Психолог-педагог в процессе трудовой деятельности сталкивается со следующими

6.1.1. контакт со специфическими детскими заболеваниями

6.1.2 работа в группах и на улице во время прогулок

6.2.1 высокая вовлеченность и сосредоточенность

6.2.2 физическая нагрузка

6.2.3 высокая эмоциональная нагрузка

6.3.1 ответственность за жизнь и здоровье детей

6.3.2 профессиональное выгорание

Педагогическая и психологическая

Пихолог-педагог является специалистом, и подчиняется администрации, прямого

руководства не осуществляет, однако принимает участие в руководстве через

Профессиограмма социального педагога включает следующие структурные блоки:

1. Содержание труда: социальный педагог содействует развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах, предотвращает проблему, своевременно выявляет и устраняет причины, порождающие ее; обеспечивает превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального типа), отклонений в поведении людей в их общении.

2. Профессионально важные качества (ПВК): коммуникабельность, деликатность, тактичность в общении, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, милосердие, эмпатия, организаторские способности, способность оказывать поддержку другому человеку и стимулировать его на развитие собственных сил, бескорыстность, честность, ответственность, высокая нравственность, инициативность, работоспособность, настойчивость.

3. Описание профессии: деятельность социального педагога ориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.

Главная сфера деятельности социального педагога – социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог осуществляет работу с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением.

Цель деятельности социального педагога – организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Социальный педагог должен знать: основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства. Правовые акты, регулирующие защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, защиту детей-инвалидов; теорию и историю социальной педагогики, теорию и методику диагностики личности и ее микросреды, формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; методы социологических исследований; инструментарий индивидуальной и групповой коммуникации, педагогического консультирования. 1

Правильно разработанный профессиональный портрет содержательно представляет единство общих характеристик, которыми должен обладать любой образованный человек, и своеобразных, необходимых специалисту данной профессии, личностных и профессиональных.

Основу психологической модели профессионализма составляют общие характеристики цивилизованной личности, отвечающие целям, задачам и принципам образования, предусмотренным федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По мнению А. М. Столяренко, они составляют первый блок характеристик модели. Второй блок представляют профессиональные характеристики. 2

Психологическая макроструктура второго блока включает в себя:

Профессиональная направленность – одно из основных свойств личности профессионала. Она является особенностью системы его побуждений на применение своих сил и способностей в избранной профессии. Ее характеризует: положительное отношение к профессии, одобрение ее целей, задач, испытываемая потребность посвятить себя их достижению и решению; оценка ее как важнейшей, отвечающей главным личным устремлениям и призванию в жизни, взвешенное отношение к ее трудностям; возможности самореализации и самоутверждения.

Необходимость морально-психологической подготовленности профессионала обусловлена тем, что решение профессиональных задач всегда вплетено в систему моральных отношений, которые недопустимо нарушать во имя достижения чисто профессиональных целей. Профессия социального педагога, наряду с профессиями учителя, врача, юриста, социального работника и др., особенно тесно связана с моралью. Цель не может оправдывать применение таких средств, как обман, запугивание, грубость, черствость и равнодушие.

Морально-психологическая подготовленность социального педагога включает в себя:

− моральные знания и убеждения;

− навыки, умения и привычки высоконравственного поведения на работе и вне ее (для профессий

социального педагога, специалиста по социальной работе и др. это имеет профессиональное значение);

− морально-психологические установки и ценностные ориентации, которые выражают степень внутреннего принятия моральных и этических норм, освоения стиля общения и поведения.

Особое значение наличию морально-психологических ценностей у педагогов придавал В. А. Сухомлинский. Он считал, что идеи делаются святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда живут в трепете мысли и чувства, в созидании, в поступках.

К профессионально важным морально-психологическим качествам социального педагога можно отнести трудолюбие, справедливость, добросовестность, ответственность, преданность профессиональному долгу, готовность к сотрудничеству, коммуникабельность, демократичность, здравое служебное честолюбие и др.

Профессионально-деловая подготовленность как важное свойство личности профессионала тоже имеет структуру. Важное место в ней занимает профессиональное мастерство. А. С. Макаренко, отвергая утверждение о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. 1

Педагогическое мастерство, основанное на умении и квалификации, по его мнению – это знание воспитательного процесса, умение его построить и привести в движение. По мнению А. М. Столяренко, профессиональное мастерство – это профессиональная обученность, представленная совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, имеющихся у специалиста.

Психограмма социального педагога

1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.

Особенности восприятия:

Сочетание синтетического и аналитического типа.

Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).

Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).

Развитая наблюдательность.

2. Преобладающая часть рабочего времени социального педагога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего за восприятие речи) получения информации.

Темп деятельности выбирается самим социальным педагогом в зависимости от его психологических особенностей.

3. Основной установкой для деятельности социального педагога должна быть ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности.

4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.

5. Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.

При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.

6. В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности — ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.

Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.

7. Ошибки в работе социального педагога могут быть вызваны:

· недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);

· сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала);

· стрессом (эмоциональным и информационным);

При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи.

8. Социальный педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».

9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:

· взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;

· слушать и слышать;

· войти в ситуацию общения и установить контакт;

· выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;

· создавать и развивать позитивные отношения;

· строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;

· правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

· объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.).

Психограмм психолога

Составление психограммы – итог тщательного изучения профессии с разных сторон. Этот процесс называется профессиографированием. Этапы составления психограммы:

1. Установление перечня обязательных задач, выполняемых профессионалом.

2. Реконструкция действий, необходимых для достижения заданных целей (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане).

3. Соотнесение важных часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.

Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).

Личность психолога, его профессиональные качества

Психология и психолог пришли в детский дом, чтобы сделать его более гуманным, способствующим личностному росту каждого ребенка, педагога, сотрудника и руководителя. Поэтому совершенно оправданно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, вдумчивым аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога?

Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно найти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, которые могут служить общим ориентиром.

Психограмма профессии (психолог)

Личностные особенности, профессиональные умения психолога
Понимание, стремление понять позицию других Дружелюбие, общительность Способность стать лидером Вежливость, обходительность Руководство здравым смыслом, следование предписаниям Жизнерадостность Терпеливость, упорство Большое чувство ответственности Способность выполнять работу, полную разнообразия Энтузиазм в трудовой деятельности Последовательность действий Схватывание новых идей, самостоятельность суждений Аккуратность и последовательность в работе Способность к планированию своего будущего Способность к устным высказываниям Хорошая память Способность обучать других Умение заботиться о больных Умение заботиться о посторонних

Понятие «самоопределение»

вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция». Причем самореализацию, самоактуализацию и т. п. часто связывают с трудовой деятельностью, с работой, а именно — с нахождением смысла в своей работе.Сущность профессионального самоопределения можно определить как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения.При этом сразу обнаруживается парадокс самоопределения (как и парадокс счастья): найденный смысл тут же обесценивает жизнь (образуется как бы пустота). Поэтому не менее важен и процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы — это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом — это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое достижение).При более творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в подлинного субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.Одной из наиболее сложных (и одновременно творческих) проблем является поиск смысла для конкретного самоопределяющегося клиента. Но единого смысла (для всех одинакового) быть не может. Исключения составляют лишь эпохи войн и нравственных испытаний, когда народ или отдельные слои общества объединены единой идеей.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимо­проникают. Например, профессионал, который обнаружил в работе главный смысл всей своей жизни, несомненно, реализует себя и как личность. В другом случае человек в своем хобби, на­пример при сочинении стихов, достигает таких высот, которым мог бы позавидовать иной профессионал, да и окружающие гово­рят о таком человеке как о «настоящем поэте».

Основными отличиями (отличительными, специфическими признаками) этих типов самоопределения могут быть следующие.

Для профессионального самоопределения характерны: 1) боль­шая формализация (профессионализм отражается в дипломах и сертификатах, в трудовой книжке, в результатах труда и т.п.); 2) наличие благоприятных условий (социальный запрос, соот­ветствующие организации, оборудование и т.п.).

Для жизненного самоопределения характерны:1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный чело­век; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания дан­ной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других «объективных» факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

Для личностного самоопределения характерны:1) невозможность формализации полноценного развития личности (как уже отме­чалось, трудно представить себе, чтобы у человека был диплом или сертификат с записью о том, что «обладатель данного доку­мента является. Личностью»); 2) не «благоприятные» в обыва­тельском представлении условия, а, наоборот, сложные обстоя­тельства и проблемы, которые не только позволяют проявиться в трудных условиях лучшим личностным качествам человека, но часто и способствуют развитию таких качеств. Недаром герои по­являются преимущественно именно в трудные, переходные об­щественно-исторические периоды. Правда, в «благополучные» эпохи у человека также есть возможность все-таки найти для себя достойную проблему и постараться решить ее, а не просто «наслаждаться жизнью», как это делают большинство обывателей. Такое самоопределение в «благополучные» эпохи, полные «со­блазнов» и пошлости, может быть даже более значительным, чем геройство во время войны и других очевидных бедствий, когда человеку иногда просто приходится быть личностью.

Источник: http://studopedia.ru/19_292599_professiogramma-pedagoga-psihologa.html

Профессиограмма-профессия психолог

Профессиограмма создает целостное представление об особенностях данного вида труда.Ядром профессиограммы является психограмма профессии.Психограмма включает описание требований,предъявляемых профессией к психологическим качествам человека(мышлению,вниманию и т.д.).Схема прфессиограммы:общая характеристика,содержание труда и характер труда,необходимые общие и специальные знания и умения,требования предьявляемые профессией,условия труда,сведения где можно получить профессию.

Содержимое разработки

Профессиограмма -профессия психолог

Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

общую психологию и специальные направления психологии (инженерную, педагогическую, социальную, медицинскую и другие);

основы педагогики, общественных и естественных наук;

методы оценки и коррекции личности;

основы психологической работы с определенной категорией лиц, согласно своей специализации (с детьми, с пациентами, с работниками трудовых коллективов и т.п.).

Квалифицированный психолог должен уметь:

владеть разнообразными методами оценки компетенций, качеств личности и текущего психоэмоционального состояния человека;

устанавливать доверительный контакт;

слушать и слышать другого человека;

применять и разрабатывать адекватные программы и методы работы;

собирать и анализировать информацию, делать выводы, понимать и прогнозировать мотивы и поведение человека в разных ситуациях;

отличать варианты нормы от патологического развития личности (оценивать угрозу жизни и здоровью самого человека и для окружающих);

осуществлять психологическое сопровождение обучения, карьеры, личностного развития;

давать человеку конструктивную обратную связь, с целью самосовершенствования и формирования необходимых качеств клиентов;

проводить лекции, семинары, тренинги;

хранить тайну, соблюдать этику консультирования.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

гуманитарный склад ума;

аналитическое мышление и выраженный интерес к работе с информацией;

сильно выраженная склонность к сервисной работе;

сильно выраженная склонность к работе в сфере общения;

склонность к работе с информацией;

отлично развитые лексические способности;

превосходные логические способности;

способность к концентрации внимания;

высокая эмоциональная устойчивость.

Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

проблемы с памятью и вниманием;

нарушения речи, зрения и слуха.

Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.

Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

в учебных заведениях (преподавание);

на предприятиях (в отделе кадров, в службе персонала);

в научно-исследовательских институтах;

в психодиагностических лабораториях;

в медицинских учреждениях (поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах);

в центрах психологической помощи и профориентации;

в консалтинговых и тренинговых компаниях;

в кадровых агентствах;

в службах знакомств;

в центрах занятости населения;

в сфере политических технологий;

в таможне и в правоохранительных органах;

в военных организациях;

в транспортных и авиационных компаниях;

в детских садах;

в детских домах;

в домах престарелых;

на телефонах доверия, в службе спасения и МЧС.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Источник: http://videouroki.net/razrabotki/profiessioghramma-profiessiia-psikhologh.html

Введение в практическую психологию / 2 семестр Введение в практ психологию / Профессиограмма Психолог

профессиограмма психолога

Профессиограмма «Психолог»

Доминирующий способ мышления

Область базовых знаний № 1

общественные или естественные науки (зависит от специальности), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний № 2

педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

частое по типу «рядом»

в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

♦ исследование развития психики и закономерностей психических процессов;

♦ изучение общих закономерностей развития детей разного возраста и построение программ обучения;

♦ изучение внутреннего мира и поведенческих особенностей человека;

♦ изучение поведения людей в малых и больших группах;

♦ изучение вопросов, связанных с творческой деятельностью людей, особенностями восприятия;

♦ изучение деятельности человека, особенностей его труда;

♦ изучение особенностей поведения в стрессовых ситуациях;

♦ исследовательско-аналитическая работа (работа с получаемой информацией, адаптация психодиагностических методик к условиям реальной практики);

♦ информирование клиента о том, что с ним происходит;

♦ психологическое консультирование, направленное на оказание помо­щи человеку в разрешении различных затруднительных ситуаций;

♦ организация групповых мероприятий, ведение тренингов, семинаров, чтение лекций;

♦ профилактика и коррекция нежелательных проявлений психики человека, а также укрепление и формирование необходимых пси­хологических качеств личности;

♦ профессиональный отбор и подбор кадров;

♦ осуществление психологического сопровождения карьеры;

♦ изучение особенностей судебного процесса, мотивом поведения преступника, разработка мер профилактики преступности.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности

Способности:

♦ высокий уровень развития кон­центрации и устойчивости вни­мания (способность длитель­ное время сосредоточиваться на одном предмете, не отвле­каясь на другие объекты и не ослабляя внимания);

♦ высокий уровень развития пе­реключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одно­го вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно не­сколько предметов или совер­шать одновременно несколько действий);

♦ хорошее развитие образной и словесно-логической памяти,

♦ высокий уровень развития образного мышления;

♦ развитие логического мышле­ния;

♦ хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память):

♦ коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавли­вать контакты);

♦ вербальные способности (уме­ние говорить четко, ясно, вы­разительно);

♦ ораторские способности (гра­мотное выражение мысли);

способность к самоконтролю.

Личностные качества, интересы и склонности:

♦ высокая степень личной ответ­ственности;

♦ терпимость, безоценочное от­ношение к людям;

♦ интерес и уважение к другому человеку;

♦ стремление к самопознанию, саморазвитию;

♦ оригинальность, находчивость, разносторонность;

♦ любознательность и обучае­мость;

♦ склонность к сопереживанию;

♦ интуиция, умение прогнози­ровать события;

♦ умение хранить тайну;

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

♦ психическая и эмоциональная неуравновешенность;

♦ отсутствие склонности к работе с людьми;

♦ неумение понять позицию другого человека;

♦ ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач и соответствии с изменяющимися условиями среды);

♦ низкий интеллектуальный уровень развития.

Области применения профессиональных знаний:

♦ социальные организации (детские дома, приюты, дома престарелых, инвалидов, детские центры творчества и досуга);

♦ образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы);

♦ учреждения по подбору и отбору персонала (кадровые агентства, центры занятости, центры профориентации);

♦ медицинские учреждения (больницы, поликлиники, наркологи­ческие центры, реабилитационные центры);

♦ психотерапевтические, психологические консультативные службы;

♦ правоохранительные органы (суды, детские приемники-распределители, колонии, прокуратура, районные управления внутренних дел);

♦ работа па телефоне доверия;

♦ работа в МЧС, службах спасения;

История профессии

С древнейших времен людей интересовал внутренний мир человека. Сам термин «психология» произошел от греческих слов «psyche» -душа и «logos» наука. Проблемой души интересовались философы древности — Платон и Аристотель. В дальнейшем в связи с развитием пауки и техники психология стала приобретать все большое значение в обществе. Датой возникновения психологии как науки принято счи­тать открытие первой экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Появляются психологические лаборатории в Европе, России.

С течением времени появлялись и развивались различные направ­ления психологического знания: психоанализ Зигмунда Фрейда, гума­нистическая психология Абрахама Маслоу и Карла Роджерса, аналитическая психология Карла-Густава Юнга, бихевиоризм Дж. Уотсона, гештальтпсихология и многие-многие другие.

В России существенный вклад в развитие психологии как науки внесли отечественные физиологи И. П. Павлов, И. М. Сеченов, психологи А. Ф. Лазурский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и многие другие.

В настоящее время психология охватывает почти все сферы жизни и деятельности людей, психологические знания используются в поли­тике, экономике, медицине, культуре и искусстве, на производстве и в образовании. И, несомненно, каждому человеку будет полезно и небезынтересно узнать побольше о себе и других людях.

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский)

Источник: http://studfile.net/preview/2234606/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *