Особенности психического развития подростка — особенности психики подростка

25.11.2019

Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста — потребность в самоутверждении. Сформированной учебной дея­тельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут само­стоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональ­ные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.

Особенности психического развития подростка.

В отечественной психологии принята периодизация Д.Б.Эльконина Подростковый возраст по указанной периодизации приходится на возраст 11-15 лет. В зарубежной психологии подростками считаются все те, кому 11 -19 лет.

Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психическом развитии подростка основная роль принад­лежит устанавливающейся системе социальных взаимоот­ношений с окружающими.

Известно, что одна из существенных особенностей подрост­кового периода — бурное физическое и половое развитие, кото­рое осознается и переживается подростками. Но у разных под­ростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние измене­ний, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюда­ется повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Физическое и половое развитие порождает интерес подрост­ка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внут­ренние противоречия.

В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.

Своеобразие социальной ситуации развития подростка со­стоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. По сравнению с младшим школьником подросток должен устанавливать отношения не с одним, а со многими учителя­ми, учитывать особенности их личности и требований (порой противоречивых). «Все это, — отмечает Л. И. Божович, — опре­деляет совсем иную позицию учащихся по отношению к учите­лям и воспитателям, делает их более самостоятельными.»

Но самое главное изменение в социальной ситуации разви­тия подростка, подчеркивает Л. И. Божович, состоит в той ро­ли, которую выполняет в этот период коллектив учащихся.

В коллективе учащиеся включа­ется в различные виды общественно полезной деятельности, что значительно расширяет сферу социального общения подро­стка, возможности усвоения социальных ценностей, формирова­ния нравственных качеств личности. Именно в коллективе фор­мируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности подростков, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него главным видом деятельно­сти, но основные новообразования в психике подростка связаны с общественно полезной деятельностью. Это обуслов­ливается тем, что общественно полезная деятельность в наи­большей степени удовлетворяет доминирующим потребно­стям возраста — потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.

Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мо­раль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным во­просам, правила поведения. Именно с общественно полезной деятельностью связаны резервы воспитания подростка как гражданина. Но свои функции эта деятельность выполняет только при определенных условиях.

При организации общественно полезной деятельности очень важно, чтобы подростки не ограничивались целями, задачами и интересами своей малой (контактной, дружеской) группы, так как такое ограничение порождает групповой эгоизм, тогда как задача воспитания заключается в формировании коллективиз­ма. Главное, чтобы он видел смысл этих дел и достиг успеха в этой деятельности. Иногда наблюдается страстный порыв в начале деятельности и быстрое охлаждение в ходе ее выполне­ния. Нередко причиной быстрого охлаждения к делу является отсутствие заинтересованности других (детей и взрослых) в деятельности подростка или его невладение способами деятель­ности. Вот почему при организации общественных дел необхо­димо показывать их значение и вооружать подростков соответ­ствующими способами деятельности.

Подростков привлекает не только содержание, но и форма внеклассной работы. Их привлекают героика, романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали». Так, они готовы пройти и проехать большие рас­стояния, чтобы получить нужные сведения, увидеть и сфотогра­фировать комсомольский билет героя Отечественной войны и т. п.

Организуя учебно-воспитательную работу с подростками, необходимо учитывать, что на их поведение и деятельность су­щественное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на это мнение.

Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъ­являют высокие требования к деятельности, поведению и лич­ности учителя. Они постоянно оценивают учителя и, свое отно­шение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важ­но, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого под­ростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникаю­щие противоречия и тем самым создать благоприятные усло­вия для нормального развития подростка.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порож­дает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взгляда­ми и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.

Потребностью в самоутверждении можно объяснить и мно­гие факты нарушения норм и правил поведения так называе­мыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство — это самая большая трагедия для подростка. Вот почему подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делает учи­тель в присутствии товарищей. Такое замечание он рассматри­вает как унижение своей личности (аналогичные явления на­блюдаются и в реакциях подростков на замечания товарищей и родителей). На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и учителем, и подросток становится «труд­ным». Только тактичное обращение с подростком, только обес­печение его эмоционального благополучия именно в школьном коллективе создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на подростка.

Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже — трудность возраста. Задача воспитателей заключается не только в том, чтобы знать, в какие объединения входит подросток, какое место он занимает в разных группах, что является психологической основой объединений подростков, но и в том, чтобы целенаправленно управлять фор­мированием групп подростков, помогать каждому из них занять достойное место среди других и, прежде всего, среди товарищей по классу.

Как показывают психологические исследования (М. А. Алемаскин), 92% «трудных» подростков входили в число изолированных школьников. Это говорит о том, что у таких подростков нет прочной связи с одноклассниками, а их взаимоотношения неблагополучны. В свою очередь, изолированные «трудные» не только общаются между собой, но и образуют в школе малую группу со своими лидерами и общими интересами. Наличие та­ких групп внутри класса создает значительные трудности, как для самих подростков, так и для воспитательной работы с ними.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают возросшие возможности подростка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему пре­одолевать трудности в учении и общественно полезной деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для развития подростка.

В подростковом возрасте появляется ряд новообразований.

Стремление к взрослости. При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого воз­раста отличаются повышенной впечатлительностью, подража­тельностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоя­тельность. Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

Прежде всего, это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. При этом в первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости делает подростка взрос­лым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в гла­зах окружающих, что очень важно в плане самосознания. Та­кая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости.

Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расши­рить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.

В становлении взаимоотношении подростка со взрослыми
могут возникать противоречия. Т. В. Драгунова рассматривает
три варианта развития противоречия.

Для первого варианта характерно углубление противоречия и усугубление конфликта, который может длиться очень долго. Это возникает при условии полного расхождения тенденций взрослого и стремлений подростка, когда взрослые к претензиям подростка на большую самостоятельность, доверие и уважение относятся как к необоснованным, а подросток в свою очередь протестует (в различной форме) против старого стиля отношения к нему взрослых. При такой ситуации негативизм подростка может
стать упорным и глобальным, что, в свою очередь, порождает появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, ханжества, приспособленчества и др. При такой ситуации
«взрослый теряет авторитет и к нему может возникнуть отношение как к «пережитку прошлого», что оправдывает в глазах подростка неприятие им требований, оценок, взглядов взрослого».

Второй вариант характеризуется тем, что противоречие проявляется эпизодически в силу непоследовательности поведе­ния взрослых, когда они вынуждены, вопреки своим взглядам, уступать подростку и разрешать то, чего не разрешали раньше. В результате конфликтов становится меньше, но возможность их возникновения все время остается. При такой ситуации раз­витие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений.

Третий вариант развития противоречия характеризуется постепенным исчезновением противоречия и конфликтов. Это бывает в тех случаях, когда взрослые осознают взросление под­ростка, изменяют к нему свое отношение и не дают разрушать­ся взаимному доверию, возникшему ранее.

Конфликтной ситуации может вообще не быть, если взрос­лые строят свои взаимоотношения с подростком на основе учета его повзросления.

Пси­хическое развитие подростка тесно связано и с таким важней­шим новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ори­ентировка личности на собственную оценку. Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей лично­сти доверяется учителю, то подросток стремится иметь свою оценку, свое мнение.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Поведение и деятельность подростка во многом определя­ются особенностями самооценки. Так, при завышенной само­оценке у подростка часто возникают конфликты с окружаю­щими.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспита­ние подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспита­ния подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требо­вательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчи­вость, а если самооценка неадекватная, то могут формировать­ся такие качества, как неуверенность или излишняя самоуве­ренность, некритичность и др.

Итак, для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы его самооценка была адекватной. Самооценка возникает и формируется в процессе общения подростка с другими людьми. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно сравнивает себя с други­ми и познает себя на основе этого сравнения. Взаимодействуя с окружающими, подросток постоянно оценивается ими. Оценка окружающих и фор­мирует самооценку.

Первоначально самооценка носит неустойчивый характер, затем она становится все более и более устойчивой. В связи с этим подросток постепенно освобождается от непосредственных влияний ситуации, становится все более и более самостоятель­ным.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младшего школь­ника носят относительно спокойный характер и легко подда­ются управлению со стороны учителя, то эмоции подростка от­личаются большой силой и трудностью в их управлении. Под­ростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконт­роля, резкость в поведении. По данным исследователей в V классе учащиеся проявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдалось в IV классе, в 9 раз чаще наблюдалось бра­вирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 раза (!) увеличилось число немотивированных поступков. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противо­действия, которое приводит к тому, что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное и т. п. В то же время подросток может быть настойчивым, вы­держанным, если деятельность вызывает сильные положитель­ные чувства. Вот почему очень важно давать подросткам по­сильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками, способами деятельности.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аф­фекты подростков, в отличие от аффектов младших школьни­ков, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Он горячо реагирует на все (напри­мер, переживает вместе с героями кинофильмов). Но, не обла­дая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Эмоциональные переживания подростков, в отличие от пе­реживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и вни­мательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти проти­воречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств. Например, у подростка не все получается в учебной, трудовой или общественной деятельности. В связи с этим у него возникают досада, раздражение, стремление все бросить.

Учитель должен быть чутким психологом, а иногда ипсихотерапевтом. Только тогда он может помочь ученику преодолеть отрицательные эмоции и укрепить положительные. Подросток более чутко, по сравнению с младшими школь­никами, относится к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка боль­ше затрагивает общественная оценка. Он болезненнее и ост­рее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учи­теля. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое обществен­ное мнение и уметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

Иной характер, по сравнению с младшим школьным возра­стом, приобретает и дружба. Если младших школьников свя­зывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы под­ростков лежит общность интересов, нравственных чувств и ка­честв личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верности и пре­данности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослые должны знать, с кем дружит их ребенок, ка­кова основа дружбы, кто из ребят на кого и как влияет. Ино­гда приходится прерывать дружбу, но делать это надо тактич­но, надо помочь подростку установить новые дружеские отно­шения, занять его интересным делом и т. д.

У подростка существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищест­во, когда в классе существует круговая порука и одни учащие­ся скрывают поступки других. Поэтому задача воспитателей и учителей воспитывать у подростков подлинно товарищеские отношения.

Важно воспитание таких чувств как патриотизм, интернационализма, гордости за наши успехи и осознания на­ших трудностей, стремления их преодолеть, принести пользу другим людям.

Особенности учебной деятельности подростка. Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, ста­новление его как гражданина.

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые мо­жет и должен опереться педагог. Последние, как отмечает А. К. Маркова, заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, кото­рые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не успевает реализовать, ибо он не владеет способами выполнения но­вых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним — важная задача педагога. В са­мом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реа­гирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реак­ция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижа­ется и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутрен­ний отход от школы» (А. Н. Леонтьев). Этот отход выражает­ся в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Как показывают психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста — потребность в самоутверждении. Сформированной учебной дея­тельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут само­стоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональ­ные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.

Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка — познавательная по­требность. При ее удовлетворении у него формируются устой­чивые познавательные интересы, которые определяют его поло­жительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причин­но-следственные связи: «Зоологией я увлекаюсь потому, что хочу знать жизнь и строение животных»; «Физика нравится мне потому, что интересно знать обо всем, что меня окружает. Мне интересно, почему, например, в одних предметах мы видим свое отражение, а в других нет».

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетво­рение от исследовательской деятельности. Им нравится мыс­лить, делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение по­знавательной потребности и познавательных интересов вызыва­ет у подростков не только состояние скуки, апатии, безразли­чия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтерес­ным» предметам. При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, прие­мы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает как в учебнике, или же заставля­ет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки стано­вятся скучными и не нравятся».

В исследованиях Г. И. Щукиной показано, что в познава­тельных интересах подростков одного и того же класса наблю­даются большие различия. У одной группы учащихся интересы носят аморфный (расплывчатый) характер, характеризуются изменчивостью и ситуативностыо. У другой — интересы захватывают широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом. У третьей группы подростков ярко проявляются стержне­вые, доминирующие интересы.

Интересы подростков различаются и по направленно­сти их познавательной деятельности. Одни учащиеся предпо­читают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявля­ют большую активность при использовании знаний в практиче­ской деятельности. Одни учащиеся склонны к репродуктивной деятельности, другие — к творческой, исследовательской деятель­ности.

Наряду с познавательными интересами существенное зна­чение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростка очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, для развития личности. Это связано с усиленным ростом самосознания современного подростка, с убеждением быть культурным, всесторонне развитым. Если убеждения и интересы сливаются, то это создает у подростка эмоциональный тонус и определяет его активное отношение к учению. Если же он не видит жизненного значения знаний, то него могут сформироваться негативное отношение и отрицательное отношение к учебным предметам.

Эмоциональное благополучие подростков во многом зависит от переживания ими успеха или неуспеха в учебной деятельности. Так страх перед неуспехом приводит к тому, что они начинают искать благовидные причины, чтобы не пойти в школ у или уйти с урока.

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми. Для эмоционального благополучия подростка важно, чтобы оценка и самооценка совпадали.

Отношение подростка к учению обусловлено прежде всего качеством работы учителя и его отношением к учащимся.

Зарубежные психологи также отмечают у подростков ряд особенностей и связывают их с особенностями развития их мышления и интеллекта:1. Так Ж. Пиаже делит процесс когнитивного развития на четыре основные стадии: сенсорно-моторную, предоперационную, конкретно-операционную и формально-операционную.2. На сенсорно-моторной стадии дети осваивают последовательности сенсомоторных действий.3. Предоперационная стадия — это период обретения речи, когда ребенок учится общаться с миром, манипулируя символами.4. На стадии конкретных операций у детей появляются некоторые способ- ности к логическим рассуждениям, хотя эти рассуждения все еще весьма конкретны — они сводятся к овладению понятиями классов, отношений и количеств.5. На формально-операционной стадии дети могут пользоваться логически­ми рассуждениями и абстрактными понятиями, не зависимыми от конк­ретных объектов. У них появляется способность к интроспективному мышлению (мысли о мыслях); абстрактному мышлению (выход за гра­ницы реального к возможному); логическому мышлению (способность учитывать все значимые факты и мысли и делать из них верные выводы) и гипотетическому мышлению (формулирование гипотезы и ее доказа­тельство с учетом многих переменных). Именно на формально-операциооной стадии мышления и находятся подростки.6. Уровень развития формального мышления влияет на образ мысли и поведение подростков. Умение разобраться в том, что есть, и предста­вить себе то, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалис­тов.7. Индивиды, овладевшие формальным мышлением, при формировании си­стемы ценностей склонны ориентироваться на долговременные ценности в отличие от тех, кто еще не достиг стадии формального мышления.8. По мнению зарубежных психологов подростков иногда обвиняют в лицемерии, поскольку у них часто слово расходится с делом, например, акция «Чистый город».9. У подростков есть все возможности для креативного поведения, но поскольку они постоянно находятся под давлением и вынуждены приспосабливаться, их креативность не возрастает, а, наоборот, убывает.10. Иногда подростки проявляют псевдоглупость — тенденцию выбирать слишком сложный подход к простым задачам.11. У подростков развивается эгоцентризм, который проявляется в появлении мифа «воображаемой аудитории» и мифа «о собственной исключительности». Они очень застенчивы и почти все время ощущают себя как будто на сцене.12. Появление способности анализировать свои мысли приводит к тому, что подростки начинают больше мечтать и чаще использовать образное мышление. В то же самое время содержание грез становится более позитивным и конструктивным, в них реже присутствует чувство вины или неудачи.13. Овладев формально-операционным мышлением, подростки начинают размышлять о себе и формировать свою идентичность.14.Интеллектуально одаренные девочки думают, что быть способным учеником означает хорошо учиться, не прикладывая к этому особых усилий. Они считают, что их будущие успехи зависят скорее от того, нравятся ли они окружающим, чем от их талантов.15. Выходя из своего идеалистического кризиса, подростки вступают в процесс децентрации и начинают профессиональную деятельность или серь­езную профессиональную подготовку, чтобы утвердиться в своих жизнен­ных планах и принять социальную роль.16. Не все подростки достигают стадии формальных операций, и не все под­ростки одного возраста находятся на одной и той же стадии развития.17. Получены данные, позволяющие выделить пятую стадию развития: ста­дию выявления проблем. На этой стадии появляется способность нахо­дить еще не поставленные проблемы.

Педагогика.

особенности психики подростка

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник: http://cyberpedia.su/13xaf2c.html

Причины и последствия психических расстройств у подростков

особенности психики подростка

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов жизни.

В момент гормональной перестройки обостряются и манифестируют многие болезни, в том числе, психические расстройства.

К счастью, психика ребенка в этом возрасте еще довольная подвижна, поэтому большинство заболеваний поддаются корректировке.

Как избавиться от компьютерной зависимости подростку? Узнайте об этом из нашей статьи.

Виды патологии

особенности психики подростка

Психологическое расстройство не является в полном смысле психическим заболеванием.

От последнего оно отличается тем, что обычно не сопровождается соматическими заболеваниями и легче лечится.

В психиатрии выделяют ряд отклонений, характерных именно для пубертатного периода. По этиологическому фактору психические расстройства подразделяются на экзогенные и эндогенные.

В возникновении первых виноваты внешние обстоятельства: наркотики, алкоголь, травмы, серьезные заболевания. Вторые являются следствием врожденных патологий: хромосомных мутаций, генетических заболеваний.

Если близкие родственники ребенка страдают от заболеваний психики, то вероятность наследования составляет 25%.

В подростковом возрасте проявляются следующие виды психических расстройств:

    особенности психики подростка

  1. Ипохондрия выражается в убежденности, что у подростка имеется тяжелое заболевание. При этом ребенок физически ощущает симптомы болезни, пытается убедить в этом окружающих. Он настолько поглощен мнимой болезнью, что перестает общаться с друзьями, ходить в школу. Все время он посвящает «лечению».
  2. Дизморфофобия (мания) — это отклонение, выраженное в патологическом страхе быть неидеальным. Ребенок считает себя неполноценным внешне и внутренне. Он убежден в своем уродстве, которое приводит к отсутствию друзей и успехов.
  3. Анорексия относится к расстройству пищевого поведения. Обычно страдают девочки. Они в погоне за стройностью отказываются от еды, изнуряют себя диетами. При этом, даже дойдя до истощения, они убеждены, что у них есть лишний вес.

    Иногда анорексия сменяется булимией, когда человек начинает поглощать огромное количество пищи и не чувствует насыщения.

  4. Дереализация — состояние, при котором подросток воспринимает окружающий мир как нереальный, иллюзорный. Больной видит искаженные картины, меняются вкусовые и слуховые ощущения.
  5. Деперсонализация — расстройство психики, характеризующееся «потерей» собственного «я». Ребенок воображает себя вымышленным персонажем. Он начинает придумывать собственные научные теории, касающиеся смысла жизни. Они захватывают его настолько, что он перестает ходить в школу и общаться с друзьями. Непонимание окружающих вызывает у ребенка приступ агрессии.

    особенности психики подростка

  6. Девиантное поведение — это тип поведенческого расстройства, характерный для пубертатного периода. Подросток игнорирует общественные правила, хочет принадлежать к определенной неформальной группе, отрицает все нормы. Такие дети склонны к суициду. Крайним проявлением девиантного поведения является гебоидное поведение. Обычно оно проявляется на фоне шизофрении. Отличительными признаками являются: садизм, сексуальные извращения, агрессия, общественная изоляция.
  7. Социализированное расстройство поведения выражается в сочетании в одном ребенке дружелюбности и агрессии. С некоторыми людьми подросток сохраняет нормальные отношения, ненависть и агрессия обычно направлена на педагогов или родителей. Расстройство проявляется в лживости, воровстве, прогулах школы. При этом ребенок не общается с плохой компанией и внешне выглядит вполне «примерным» школьником.
  8. Невроз подростка относится к обратимым заболеваниям, отличается частыми сменами настроения, депрессией, страхами. Это отклонение тяжело диагностировать, так как многие родители не обращаются к врачам, списывая поведение ребенка на «трудный возраст». Выделяют неврозы навязчивых состояний, истерические, депрессивные, астенические, ипохондрические.
  9. Шизофрения. Данное заболевание диагностировано у 2% населения. Дебют болезни приходится на пубертатный период. Зачатую шизофрению сложно отличить от подросткового кризиса. Основные симптомы патологии характерны почти для всех подростков: замкнутость, молчаливость, грустные настроения, нежелание общаться.

    Если эти проявления дополняются бредом, галлюцинациями, странностями поведения, то речь идет о шизофрении.

    Симптомы и признаки

    особенности психики подростка

    Все подростки время от времени ведут себя странно.

    Они протестуют, стремятся к самовыражению не всегда привычными способами, грустят, проявляют агрессию.

    Такое поведение считается нормальным и не требует корректировки.

    Насторожить родителей должны следующие симптомы:

    1. Длительная меланхолия (более 3-4 недель).
    2. Неконтролируемая жестокость, опасная для окружающих.
    3. Попытки суицида, членовредительства.
    4. Внезапные приступы страха, паники, сопровождаемые нарушением дыхания и сердечного ритма.
    5. Длительный отказ от еды.
    6. Неряшливость, безразличие к своему внешнему виду.
    7. Плохая концентрация внимания, ухудшение памяти, восприятия.
    8. Невозможность адаптироваться в коллективе.
    9. Постоянная смена поведения от патологической веселости до приступов меланхолии.
    10. Отказ от общения не только с родителями, но и с друзьями.
    11. Длительные истерические припадки.
    12. Ощущения болей и других симптомов болезней, которых на самом деле у ребенка нет.

    к содержанию ↑

    Возможные последствия

    особенности психики подростка

    Психические расстройства у подростков нельзя оставлять без внимания.

    При отсутствии адекватной терапии они перерастут в полноценные заболевания психики, которые невозможно будет вылечить.

    Это сделает ребенка инвалидом или приведет к самоубийству.

    К возможным последствиям психических расстройств относятся:

    • тяжелая шизофрения;
    • суицид;
    • задержка психического развития;
    • развитие эпилепсии.

    к содержанию ↑

    Диагностика

    Правильная постановка диагноза — это длительный и сложный процесс. Важно дифференцировать психические расстройства от серьезных заболеваний психики, установить причину и стадию патологии.

    Первый шаг — это беседа с родителями, подростком. У психиатров есть специальные тесты, при помощи которых они делают первоначальные выводы.

    Очень важно изучить семейный анамнез, выяснить, есть ли среди близких родственников те, кто страдает психическими отклонениями.

    Для исключения или подтверждения органических поражений мозга назначают энцефалографию, МРТ головного мозга, рентген.

    Лечение

    особенности психики подростка

    Для терапии психических расстройств применяют методы медикаментозного воздействия и психотерапию.

    Тактика лечения зависит от тяжести заболевания. В некоторых случаях (анорексия, булимия) требуется помещение в стационар, иначе ребенок может погибнуть.

    Лечение психических расстройств проводится в несколько этапов:

    • купирование приступов;
    • стабилизация;
    • адаптация;
    • профилактика

    Психотерапия проводится как индивидуально, так и в группах. Она включает в себя следующие методы:

    • беседа;
    • аутотренинг;
    • применение гипноза;
    • метод внушения.

    Если психотерапевтических методов недостаточно, то назначают медикаментозную терапию.

    Психотропные средства применяют в малых дозировках и непродолжительное время, чтобы не спровоцировать синдром привыкания.

    Выбор лекарства зависит от вида расстройства:

    1. Седативные средства назначают при повышенной агрессии, бессоннице.
    2. Нейролептики помогают в случаях острого психоза. Они снижают психическую возбудимость, снижают агрессию, подавляют эмоциональную напряженность.
    3. Транквилизаторы купируют приступы тревоги, беспокойства, эмоциональной напряженности. Эффект достигается за счет седативных свойств средства, при этом восприятие окружающей действительности не меняется.

    особенности психики подростка

  10. Антидепрессанты помогают справиться с депрессией. Лекарства снижают апатию, вялость, улучшают настроение, нормализуют сон, аппетит.
  11. Нормотимики приводят в порядок проявление эмоций. Назначают при деперсонализации и других биполярных расстройствах.
  12. Ноотропы улучшают мозговое кровообращение, нормализуют когнитивную сферу.

Также в качестве вспомогательных средств применяют отвары трав: мяты, мелиссы, ромашки, валерианы. Эффективны настойка элеутерококка, женьшеня.

Все препараты имеют ряд побочных эффектов, из-за которых их нельзя применять длительное время:

Дополнительно назначают физиотерапевтические методы: магнитотерапия, лазеротерапия. Большую роль в лечении играют родители ребенка.

Важно, чтобы они поддерживали подростка, предотвращали стрессовые ситуации, помогали справиться с болезнью. Больной нуждается в понимании, а не критике и осуждении.

Этап стабилизации предполагает закрепление результатов, устранение остаточных явлений болезни. При адаптации психотропные препараты постепенно отменяются.

Профилактика

особенности психики подростка

Профилактика психических расстройств делится на первичную и вторичную.

Первичная заключается в недопущении возникновения заболевания.

Вторичная — это закрепление результата лечения и предотвращение рецидива.

Не допустить возникновение заболевания иногда невозможно, учитывая наследственную природу многих болезней. Однако, существенно снизить риски помогут следующие меры:

  1. Здоровый образ жизни.
  2. Отказ от вредных привычек.
  3. Занятия спортом.
  4. Активная общественная жизнь подростка.
  5. Хобби, общение с друзьями.
  6. Поддержка родителей.
  7. Избегание стрессовых ситуаций и травм головы.

Вторичная профилактика заключается в недопущении рецидива болезни. К сожалению, при некоторых расстройствах этот период должен продолжаться всю жизнь.

Родителям следует пристально следить за поведением ребенка, чтобы вовремя заметить ухудшение состояния. Меры вторичной профилактики:

  1. Соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Избегание стрессов.
  3. Занятие спортом или хобби.
  4. Нормализация питания.
  5. Прием витаминов.
  6. Полноценный сон.
  7. Своевременное лечение вирусных заболеваний.
  8. Регулярные профилактические осмотры у психиатра, особенно подросткам с отягощенной наследственностью.
  9. Прохождение санаторно-курортного лечения.

к содержанию ↑

Прогноз

особенности психики подростка

Большинство психических расстройств успешно лечатся.

Для этого важно вовремя диагностировать болезнь и назначить адекватную терапию.

Проблема в том, что подростки и родители боятся признать наличие заболевания и не обращаются к специалистам.

Менее благоприятный прогноз имеет шизофрения. Многие больные получают группу инвалидности.

Если пациент не может самостоятельно себя обслуживать, то ему присваивают 1 группу. При сохранении способности трудиться подросток получает 2 или 3 группу, в зависимости от длительности стадии ремиссии.

Психические расстройства подростков легче предупредить. Родители должны научить ребенка справляться с трудностями, не принимать неудачи близко к сердцу, доверять родителям и рассказывать о своих проблемах.

Биполярное расстройство — смертельная опасность для подростка:

Источник: http://psyholic.ru/psihiatriya/psihicheskie-rasstrojstva-u-podrostkov.html

Каковы основные особенности психики подростка?

Сущность подросткового возраста состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, иными словами, достигается тот уровень развития, когда индивид начинает мыслить и чувствовать на другом уровне, т. е. у него возникают новые Желания, которые он может реализовать только в положении «взрослого», а с ним обращаются как с ребенком, вот он утверждая себя, и проявляет крайности.

Имея повышенную активность, подростки многое хотят знать, а еще больше уметь, отсюда склонность за все браться, увлекаться то одним, то другим делом, не всегда завершая задуманное.

Наиболее характерная черта этого возрастного периода — стремление к общению. Подростки совершенно по особому относятся к дружбе. Они готовы идти на жертвы ради друга, ради товарища. В своем сверстнике они прежде всего ценят высокие человеческие качества.

Этот возраст очень эмоционален. Переживания подростков подчас бывают глубокими, особое место в переживаниях занимают проблемы нравственного порядка: чувства верности, справедливости, благородства или, напротив, трусости, лживости, карьеризма.

Следует отмстить, что нервная система, а именно психика подростка, еще находится в стадии незаконченного формирования и является относительно несовершенной, чтобы выдержать длительные и сильные раздражители.

У подростков всегда есть свой кумир. Чем выше личный пример этого человека в глазах подростка, тем больше влияния на него могут оказывать мнения, вкусы и убеждения данного человека.

В людях подростков привлекают внешние, броские проявления личности. Они не всегда умеют рассмотреть за ними действительные мотивы поступков человека. Отсюда возможно подчинение себя ложному авторитету, увлечение псевдогероями, игнорирование глубоких, но скромных людей.

Чаще всего современные подростки отличаются хорошими знаниями, но неустойчивым поведением. Требовательность к другим у них часто выше, чем к себе, поэтому далеко не всегда они относятся вполне критично к своему поведению.

Душевная жизнь подростка, как правило, очень противоречива. С одной стороны, повышенная ранимость, нетерпимость к чужому мнению, неадекватная, часто болезненная реакция на любое замечание или мнение окружающих, с другой — максимализм во всем, переоценка себя, категоричность суждений.

Несформированность и неустойчивость духовных стремлений подростков, периодически наступающая неуправляемость эмоциями, любознательность, но неустойчивость интересов требуют пристального внимания и заботливого отношения к ним со стороны родителей и педагогов.

Подчас суждения подростков направлены на установление истины и справедливости, что связано с самоутверждением собственной позиции и личности в целом.

Основной особенностью психики подростка является противоречие между притязанием и возможностями. Очень часто подростки хотят безотлагательно совершать подвиги, открывать новые материки, лететь в космос, а им приходится заниматься будничным делом — учиться, с чем они не всегда согласны и относятся к чему как к неприятной обязанности.

Источник: http://host.net.kg/interesting/454-kakovy-osnovnye-osobennosti-psikhiki-podrostka.html

«Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка»

страница1/6
Дата03.06.2019
Размер29,77 Kb.
ТипРеферат
Название учебного заведения

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Подростковый возраст. Особенности развития психики подростка».

План

1. Введение …………………………………………………………………………. 2

2. Социальная ситуация развития ……………………………………………. 3-5

3. Физиологические и психологические изменения подростка …………. 6-8

4. Кризис подросткового возраста ………………………………………………. 9-10

5. Заключение ……………………………………………………………………. 11

6. Список литературы ……………………………………………………………. 12

  1. Введение.

Развитие человека в период с 11 до 15 лет называют подростковым периодом, при котором отмечается сильный подъем жизнедеятельности, значительное перестроение организма. В данном возрасте происходит интенсивное формирование личности, энергичный рост интеллектуальных и моральных сил, физическое созревание человека.

Подростковый возраст — это переходный возраст, ему характерен переход от состояния детства к взрослой жизни, от незрелого возраста к зрелому. Подросток — это уже не ребенок, но еще не является взрослым человеком. Данное развитие длится до шестнадцатилетнего возраста и завершается превращением подростка в девушку или юношу.

К этому возрасту подросток созревает в половом отношении, однако его духовное и физическое развитие далеко от завершения, созревание духовное и физическое наступает позже на четыре года.

В подростковый период ломается многое, являющееся у подростка уже сложившимся, привычным. Данное явление затрагивает практически все стороны его жизнедеятельности. Особо заметны изменения характера учебной деятельности — начинается систематическое усвоение основ наук, что приводит к перестройке мышления и изменению привычных форм работы, иной организации приемов запоминания, внимания. Наблюдается перемена и в отношении к окружающей действительности — подросток уже не ребенок, потому требует к себе иного отношения.

Отечественные психологи считают, что развитие интеллектуальной сферы — это не «саморазвитие», а следствие воспитания и обучения, специально организованного опыта, который учитывает возрастные возможности учащегося.

Обучение, воспитание, соответствующая деятельность, опыт направляют и стимулируют психическое развитие. Лишь при соответствующих условиях и правильном воспитании будет происходить нормальное развитие подростка.

Следствием этого является теория о том, что у понятия возраста, его особенностей нет безусловного значения, а, потому, у подросткового возраста также отсутствуют точные, определенные границы, потому как он весьма зависим от определенных условий жизнедеятельности, бывающие значительно различны.

Возрасту более определенно соответствуют возрастные изменения в организме — вес, рост, состояние желез внутренней секреции. При характерности возрастных особенностей психики отмечается довольно широкая изменчивость — разнообразные индивидуальные варианты определенных условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания школьника.

Источник: http://psihdocs.ru/podrostkovij-vozrast-osobennosti-razvitiya-psihiki-podrostka.html

Лекция Особенности физического и психического развития подростков. Половое развитие и воспитание.

Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском и подростково-юношеском возрасте.

Подростковый возраст начинается у мальчиков примерно в 10-12, у девочек в 9-10 лет. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16— 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность грудина 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см.

Подростковый возраст является одним из главных периодов роста и формирования организма; в это время совершается перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играют изменения в нервной и эндокринной системах. Большое значение в подростковом возрасте приобретает деятельность так называемого мозгового придатка (гипофиза), расположенного в межуточном отделе головного мозга, щитовидной и половых желез. В подростковый период происходит быстрый рост тела, всех органов и тканей. Если в детском возрасте основное влияние на рост оказывает гормон роста, выделяемый гипофизом, то теперь бурные темпы роста обусловлены главным образом влиянием половых гормонов и гормона щитовидной железы.

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.

Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус–гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса.

Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и закрепления других социально значимых условных рефлексов.

Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка.

Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной железы.

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам.

Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте.

У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать–пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать–тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.

Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к шестнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.

Уровень полового созревания отражает состояние нейроэндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.

У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития.

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к

внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать–тринадцать лет, у мальчиков — в четырнадцать–пятнадцать.

Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний.

особенности психики подросткаДеятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей.

Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области

сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.

Один из важнейших показателей состояния сердечнососудистой системы – артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климатогеографических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший уровень АД выявляется в тринадцать–четырнадцать лет.

Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертоническую болезнь.

В период полового созревания в основном завершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддерживать достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.

Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма.

Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки – могут привести в подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977–1999 гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти–семнадцати лет она снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена кальция.

Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования специфической для подросткового возраста патологии костной ткани – остеохондропатий, а также деформаций позвоночника и грудной клетки, число которых ежегодно возрастает.

Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (в том числе элементы оздоровительной гимнастики во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).

Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте четырнадцати–пятнадцати лет.

У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми при движении.

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).

Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки.

особенности психики подросткаВ подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.

Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться.

Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении.

Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать–тринадцать лет, у девочек – на тринадцать–пятнадцать. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.

Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и

заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблагоприятным влияниям среды.

От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.

Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.

Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека.

Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

Стремление к взрослости.

При характеристике особенностей личности младшего школьника отмечалось, что дети этого возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью; у них слабо развита самостоятельность.

Самостоятельность начинает ярко проявляться именно в ‘ подростковом возрасте. В этот период учащиеся многое могут делать самостоятельно и стремятся расширить сферу такой деятельности. В этом они находят возможность удовлетворения бурно развивающейся потребности быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую.

Прежде всего это проявляется в стремлении подростка приобщиться к жизни а деятельности взрослых.

Первую очередь перенимаются более доступные, чувственно воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (виды отдыха, развлечения, косметика, различные украшения, лексикон и др.). Усвоение внешних признаков «мужскоп» или «женской» взрослости делает подростка взрослым в собственных глазах, а также, как ему кажется, и в глазах окружающих, что очень важно в плане самосознания. Такая взрослость приобретается путем подражания. И это самый легкий способ достижения ощутимой взрослости.

Стремление быть взрослым очень ярко проявляется и во взаимоотношениях со старшими. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности.

В становлении взаимоотношении подростка со взрослыми могут возникать противоречия. Т. В. Драгунова рассматривает три варианта развития противоречия. Для первого варианта характерно углубление противоречия и усугубление конфликта, который может длиться очень долго. Это возникает при ус.човии полного расхождения тенденций взрослого и стремлений подростка, когда взрослые к претензиям подростка на большую самостоятельность, доверие и уважение относятся как к необоснованным, а подросток в свою очередь протестует (в различной форме) против старого стиля отношения к нему взрослых. При такой ситуации негативизм подростка может стать упорным и глобальным, что, в свою очередь, порождает ряд отрицательных последствий в формировании его личности: появление ответных агрессивно-деспотичных тенденций, лживости, ханжества, приспособленчества и др. При такой ситуации «взрослый теряет авторитет и к нему может возникнуть отношение как к «пережитку прошлого», что оправдывает в глазах подростка неприятие им требований, оценок, взглядов взрослого».

Второй вариант характеризуется тем, что противоречие проявляется эпизодически в силу непоследовательности поведения взрослых, когда они вынуждены, вопреки своим взглядам, уступать подростку и разрешать то, чго не разрешали раньше. В результате конфликтов становится „меньше, но возможность их возникновения все время остается. При такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений.

Третий вариант развития противоречия характеризуется постепенным исчезновением противоречия и конфликтов. Это бывает в тех случаях, когда взрослые осознают взросление подростка, изменяют к нему свое отношение и не дают разрушаться взаимному доверию, возникшему ранее.

Конфликтной ситуации может вообще не быть, если взрослые строят свои взаимоотношения с подростком на основе учета его взросления.

Самосознание, самооценка, самовоспитание подростка. Психическое развитие подростка тесно связано и с таким важнейшим новообразованием личности, как самосознание. Именно в этот период наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку. Если младший школьник в оценке своей деятельности и качеств своей личности доверяется учителю, то подросток стремится иметь свою оценку, свое мнение.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте. Но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у подростка часто возникают ‘конфликты с окружающими.

Самооценка оказывает огромное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, подростки могут создавать программу самовоспитания. Наиболее ярко это проявляется в их идеалах. Именно содержание идеала служит программой самовоспитания подростка. При этом выбор идеала зависит от характера самооценки. Если самооценка адекватная, то выбранный идеал способствует формированию таких качеств, как высокая требовательность, самокритичность, уверенность в себе, настойчивость, а если самооценка неадекватная, то могут формироваться такие качества, как неуверенность или излишняя самоуверенность, некритнчность и др.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Если они чувствуют малейшую несправедливость к себе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом.

Особенно часто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие от аффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Он горячо реагирует на все (напри­мер, переживает вместе с героями кинофильмов). Но, не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них порой сильное влияние.

Эмоциональные переживания подростков, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большую устойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужно проявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.

Нередко чувства подростка бывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то же время знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, и грубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств. Например, у подростка не все получается в учебной, трудовой или общественной деятельности. В связи с этим у него возникают досада, раздражение, стремление все бросить.

У подростка существенно возрастает чувство товарищества, также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, это чувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространено ложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиеся скрывают поступки других.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

Источник: http://infopedia.su/14x30f2.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2020 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты