Психоанализ как теория бессознательного — психоанализ считает что психика определяется бессознательным

21.11.2019

Суперэго (Сверх-Я) — это критическая инстанция, представляющая, во-первых, совокупность моральных требований, норм, запретов, а во-вторых, систему идеалов. В первом своем качестве Суперэго выполняет функцию совести, во втором — функцию идеала, стремления к совершенству. Суперэго — это внутренний судья, продолжающий в личности ту роль, которую выполняли родители для ребенка. Суперэго — продукт влияний, исходящий от общества (родителей, других людей, средств массовой информации).

Психоанализ как теория бессознательного

Долгое время психология была наукой о сознании. Когда Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач, психолог, разрабатывал теорию психоанализа, концепция бессознательного уже витала в воздухе. Но именно он первым отважился на проникновение в глубины неосознаваемой душевной жизни, и в этом историческое значение психоанализа.

Психоанализ рассматривает психику, или душевную жизнь, с трех точек зрения: динамической, топической (учение о структуре душевной жизни) и энергетической (экономической, по выражению Фрейда). Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательными или бессознательными намерениями и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. В этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно, сознательное проявление душевной жизни с другим — бессознательным.

Рассматривая вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным, Фрейд исходит из того, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом оказывается в сфере сознания. Причем переход в сознание — это отнюдь не обязательный процесс, ибо далеко не все психические акты становятся сознательными. Фрейд сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание — с примыкающей к ней узкой комнатой, салоном. На пороге между передней и салоном стоит на посту страж (цензура), который не только пристально рассматривает каждое душевное движение, но и решает вопрос о том, пропускать ли его из одной комнаты в другую или нет.

Итак, в психике Фрейд выделяет три уровня: сознательное, предсознательное, бессознательное.

Сознательное имеет свойство переживания и осознания действительности и бессознательного.

Предсознательное — это область бессознательного, примыкающая к сознанию и способная быть осознанной. Это процессы, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения; это также информация, полученная на уровне допороговой чувствительности (неосознаваемые ощущения); информация (мысли, чувства, образы), бывшая в фокусе сознания и потерявшая в настоящий момент свою актуальность, но еще не ушедшая в хранилища долговременной памяти.

Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, в отношении которых отсутствует субъективный сознательный контроль, и во влиянии которых субъект не отдает себе отчета[6]. В бессознательном образ действительности и отношение к ней составляют нераздельное целое. Отражаемая реальность сливается с переживаниями человека, с его отношением к миру, поэтому здесь невозможен контроль и оценка результатов.

К бессознательным явлениям относятся инстинкты, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре» или вытесненные. Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а потому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно: в ошибочных действиях (в обмолвках, описках, ошибках памяти, «несчастных случаях»), сновидениях, неврозах, процессах сублимации (замещения запретных влечений социально приемлемыми действиями). Бессознательное обладает большой жизнеспособностью.

Цензура — это психическая инстанция,отделяющая предсознательное и бессознательное от сознательного. Цензура вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, а также оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании.

Зигмунд Фрейд(1856-1939) – создатель психоанализа, теории и метода психотерапии – первым создал научную концепцию бессознательного, положив в основу своей теории клинические наблюдения и опыт своей врачебной деятельности по лечению неврозов. В своей завершенной форме в его теории психика личности выступила в виде динамической модели взаимодействия трех компонентов: ид, эго и суперэго.

Ид (Оно) — это врожденные бессознательные влечения (инстинкты) — Эрос и Танатос. Эрос — влечения к жизни (сексуальный инстинкт или «либидо», инстинкт самосохранения, пищевой инстинкт, т.е. все то, что приводит к продолжению и сохранению жизни). Танатос — инстинкт смерти (инстинкт разрушения и саморазрушения). Ид — движущая сила личности, ее жизненная энергия. Ид подчинено принципу удовольствия, который регулирует течение всех психических процессов. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме. Страдание соотносится с ростом напряжения, возбуждения, а удовольствие с его спадом. Организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение различными способами, чтобы испытать чувство удовольствия.

Эго (Я) — составляющая психики личности, которой присущесвойство осознания и переживания действительности и бессознательного. Эго следует принципу реальности. Функциями Эго являются — самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание

угрожающих влияний, контроль над требованиями исходящими от Ид. Эго вынуждено служить требованиям Ид и в то же время вырабатывает ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. Принцип реальности, на котором основывается деятельность Эго, Фрейд рассматривал в качестве силы, противостоящей принципу удовольствия, т.к. он обеспечивает соответствие бессознательных влечений к получению удовольствия с требованиями внешнего мира (реальности). Эго и принцип реальности формируются в процессе становления личности, при котором происходит переход от безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его принципом реальности.

Суперэго (Сверх-Я) — это критическая инстанция, представляющая, во-первых, совокупность моральных требований, норм, запретов, а во-вторых, систему идеалов. В первом своем качестве Суперэго выполняет функцию совести, во втором — функцию идеала, стремления к совершенству. Суперэго — это внутренний судья, продолжающий в личности ту роль, которую выполняли родители для ребенка. Суперэго — продукт влияний, исходящий от общества (родителей, других людей, средств массовой информации).

В результате развития человека с накоплением жизненного опыта складывается «Эго», формируется инстанция «Сверх-Я» и вытесняется «Ид». Если человек, опираясь на Эго совершит действие под влиянием Ид, но противоречащее нормам Суперэго, то он испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Если человек под влиянием Эго, при анализе реальной ситуации, или в угоду моральным требованиям Суперэго вытеснит желания, идущие из Ид, то в результате возникает невроз. Избежать невроза возможно посредством сублимации – способа перевода энергии влечений Ид в социально приемлемую форму. Например, если сексуальное влечение не может быть удовлетворено, то энергия Ид может быть направлена (сублимироваться) на какую-либо творческую, политическую и т.п. деятельность. Вся человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются Фрейдом как средство удовлетворения внутренних влечений и результат сублимации.

Дата публикования: 2014-11-02 ; Прочитано: 759 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/3-19362.html

Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации

Представление о бессознательных психических процессах. Структуры личности с точки зрения Фрейда. Защитные механизмы внутреннего конфликта. Этапы реализации инстинкта жизни. Сущность психотерапевтических методов свободных ассоциаций и анализа сновидений.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления10.11.2014
Размер файла17,0 K

психоанализ считает что психика определяется бессознательным

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема бессознательного в психоанализе: определения, факты, интерпретации

Психоанализ — это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного, предсознательного и бессознательного, — в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности — Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта — инстинкт жизни и инстинкт смерти. Борьба между инстинктами, как правило, происходит в бессознательном слое.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо — энергия, которая связана с инстинктом жизни. Энергия, связанную с инстинктом смерти и агрессии, — Оно (Ид). Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

Вторая структура личности — Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством Я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая таким образом, объем Я.

Третья структура личности — Супер-Эго — не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Супер-Эго служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-Я, то Оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины.

Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются:

* вытеснение (желание вытесняется в бессознательное),

Вытеснение является самым неэффективным механизмом Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей «добропорядочный» вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам.

Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, Фрейд выделял три больших этапа.

Первый этап — либидо-объект — характерен тем, что ребенок нуждается постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до одного года и носит название оральной стадии, так как удовлетворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадий происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реализовать свои либидозные желания. Для этого типа личности характерна определенная зависимость, инфантильность. бессознательный психический фрейд психотерапевтический

Второй этап, который длится до начала полового созревания, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Этап состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно до трех лет, — анальная, при которой ребенок не только учится навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный характер, который характеризуется упрямством, часто жесткостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую стадию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные отличия, интересоваться своими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал критической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для людей, фиксированных на этой стадии. В этот период нарастает напряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует родителя противоположного пола. Эта напряженность ослабевает к шести годам, когда наступает латентный период в развитии сексуального инстинкта. В этот период, который длится до начала полового созревания, дети обращают большое внимание на учение, спорт, игры.

В подростковом возрасте дети переходят на третий этап, который также называется либидо-объект, так как для удовлетворения сексуального инстинкта человеку опять необходим партнер. Эта стадия также называется генитальной, так как для разрядки либидозной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные для его пола и его типа личности.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепции, которая объясняла особенности психики различных народов способами прохождения основных этапов в развитии либидо.

Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Для Фрейда бессознательное характеризуется некой двойственностью, выявляемой не столько при феноменологическом описании бессознательных процессов как таковых, сколько при раскрытии динамики их функционирования в человеческой психике. С одной стороны, в ходе описания психических процессов, не являющихся сознательными, обнаруживается так называемое скрытое, латентное бессознательное. Его характерным признаком является то, что представление, будучи сознательным в какой-то момент, перестает быть таковым в следующее мгновение, но может вновь стать сознательным при наличии определенных условий, способствующих переходу бессознательного в сознание.

С другой стороны, динамика развертывания психических процессов такова, что она свидетельствует о наличии в человеческой психике какой-то противодействующей силы, препятствующей проникновению бессознательных представлений в сознании. Согласно Фрейду, «есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным». Первый вид бессознательного основатель психоанализа называет «предсознательным», второй — «вытесненным бессознательным». Отсюда — идеи Фрейда о «топике» человеческой психики, состоящей из бессознательного, предсознательного и сознания.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждений человека по Фрейду. Концепции Фрейда о «трансфере» и «Эдиповом комплексе», их место в его теории личности. Метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Отношение Фрейда к символике.

реферат [29,1 K], добавлен 18.01.2011

Основные факты биографии Зигмунда Фрейда — основателя психоанализа. Структура личности: я, оно, сверх-я. Топографическая модель сознания. Основные инстинкты человека: жизни и смерти. Защитные механизмы психики: отрицание, вытеснение, проекция и регрессия.

презентация [3,8 M], добавлен 21.05.2014

Психоаналитическая теория австрийского психиатра З. Фрейда. Понятие бессознательного психического. Структура личности и динамика отношений сознания и бессознательного. Защитные механизмы, их осознание и развитие личности. Содержание критики теории Фрейда.

реферат [44,9 K], добавлен 25.11.2009

Компенсаторная роль сновидений и общая методика их анализа. Практический способ интерпретации и понимания снов: детальный анализ символов, несоответствий, количество и пол персонажей. Исследование теорий психоанализа Фрейда и свободных ассоциаций Юнга.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 30.12.2010

Исторические факты жизни Зигмунда Фрейда. Сущность и значение учения психоанализа. Структура личности по Фрейду. Особенности концепции либидо. Сущность понятия невротического симптома. Характеристика психотерапевтических методов психоанализа З. Фрейда.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 27.06.2012

Детство и юношество, профессиональное становление Зигмунда Фрейда, его интерес к гипнозу и применению метода свободных ассоциаций и анализа сновидений. Зарождение и развитие психоанализа. Основные труды Фрейда и их значение для современной психологии.

реферат [32,9 K], добавлен 14.04.2012

Личность З. Фрейда. Влияние идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма на формирование его мировоззрения. Исследование неврозов с помощью изучения сновидений анализанта с использованием метода свободных ассоциаций. Познание бессознательного.

реферат [12,3 K], добавлен 20.08.2016

Три слоя в структуре личности по Фрейду. Определяющая роль бессознательного, энергетическая основа личности. Инстинкты жизни и смерти — основа биологического внутреннего конфликта. Механизм сублимации как источник творчества. Отношение Фрейда к символике.

реферат [12,1 K], добавлен 07.12.2009

Структура личности и ее действия. Детерминированность социальных действий сознательными и бессознательными факторами. Фрейдовская концепция бессознательного. Взаимодействие сознательного, предсознательного и бессознательного. Анализ свободных ассоциаций.

контрольная работа [23,7 K], добавлен 16.04.2012

Психоанализ З. Фрейда: предположение о бессознательных психических процессах, признание теории сопротивления и подавления, детской сексуальности и Эдипова комплекса. Понятие защитных механизмов как внутреннего предохранителя. Личность как триединство.

курсовая работа [25,4 K], добавлен 25.11.2009

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00478304_0.html

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.

Психоанализ — одно из наиболее известных направлений зарубежной психиатрии, возникшее в нач 20в. Предметом психоанализа является взаимосвязь сознания и бессознательного и содержание сферы бессознательного. Фрейд создал теорию, согласно которой психика человека содержат 3 компонента: компонент предсознание, компонент сознание, компонент бессознательное. Содержание предсознания – это латентные знания, т.е. те знания, которыми обладает человек, но которые не актуализированы в данный момент в его сознании. При необходимости эти латентные знания достаточно легко могут переходить в сферу сознания, т.е. актуализироваться. Содержание сознания – совокупность представлений, знаний, установок, стереотипов. Содержанием сферы бессознательного являются неосознанные инстинкты и влечения агрессивного и сексуального характера.

Отличия бессознательного:1)это их действенность. 2) они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. По мнению Фрейда, психич. Жизнь человека определяется его влечениями — главное из которых — сексуальное(либидо).Ф выделил 3 основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия(забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки) и невротические симптомы. В п\а был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов, главные из них – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений, оба метода предполагают активную работу психоаналитика заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов(свободных ассоциаций) или сновидений. Фрейд впервые сделал попытку описать структуру личности, в которой он выделил 3 компонента: ИД или ОНО – является врожденной, существует по принципу удовольствия, ничего не знает о реальности. ИД является энергетическим регулятором личности, источником ее активности. В ИД хранятся ее неосознанные влечения, инстинкты сексуального, агрессивного характера. Когда ребенок начинает сталкиваться с первыми запретами, начинает формироваться 2-я инстанция личности ЭГО или Я. В ЭГО накапливается опыт взаимодействия личности с реальностью.

В последнюю очередь формируется инстанция СУПЕР ЭГО, где хранятся социальные нормы, требования, идеалы, совесть. Существует эта инстанция по принципу долженствования. Инстанция ЭГО испытывает давление и со стороны ИД и со стороны СУПЕР ЭГО. Для защиты от этого давления ЭГО используются механизмы психологической защиты, т.е. способы защиты либо от травмирующих человека информации, либо от социально-неодобряемых намерений, личностных качеств, мотивов и пр. Использование защитных механизмов имеют свои достоинства и недостатки. Достоинствами являются те, что они позволяют сохранить привычный уровень самооценки и самоуважения, внутренний психологический комфорт. Недостатками их использования являются провоцирование возникновения неврозов и препятствуют личностному росту с точки зрения Роджерса, т.к. при их работе существенно затруднена рефлексия. Фрейд впервые описал защитные механизмы. Впервые их экспериментально исследовала Анна Фрейд. Из классического психоанализа выделилась аналитическая или глубинная психика К. Юнга. Он разработал теорию о коллективном бессознательном, согласно которой психика человека содержит 3 компонента: личное бессознательное, т.е. вытесненное побуждение, забытые травмирующие впечатления, которые формируются в индивидуальном опыте человека, сознание, коллективное бессознательное или архаичная психика( национальные инстинкты, а также расовые архетипы, общечеловеческие дарования, мифы и символика Другим направлением психоанализа стало учение Адлера — индивидуальная Ψ. По мнению Адлера, человек стремится к успеху, к самореализации и социальной идентификации. Одним из базовых понятий теории Адлера является комплекс неполноценности. Он считает, что, осознавая свои дефекты, личность стремится компенсировать их и иногда прибегает к гиперкомпенсации. Стремление к самосовершенствованию он считает врожденными у человека. 3 основные жизненные задачи, стоящие перед человеком: работа, дружба, любовь. Неофрейдизм- акцент на примере личн-го роста и возн-е невротического поведения и точки зрения взаимодействия человека и социального окружения. Изучались также особенности самовосприятия, формирования мироощущений и ценностей личности.

психоанализ считает что психика определяется бессознательным

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник: http://cyberpedia.su/13x11d67.html

Словарь-справочник по психоанализу — бессознательное психическое

Связанные словари

Бессознательное психическое

До возникновения психоанализа понятие «бессознательное психическое» было использовано некоторыми мыслителями, в частности, немецким философом Э. фон Гартманом, который провел различие между физически, гносеологически, метафизически и психически бессознательным. Однако если в его труде «Философия бессознательного» (1861) основные усилия были сосредоточены на осмыслении метафизических и гносеологических аспектах бессознательного, то З. Фрейд поставил бессознательное психическое в центр своей исследовательской и терапевтической деятельности.

Для З. Фрейда бессознательное психическое выступало в качестве приемлемой гипотезы, благодаря которой открывались перспективы изучения психической жизни человека в ее полноте, противоречивости, драматичности. Он исходил из того, что рассмотрение психики человека исключительно через призму сознания ведет к искажению действительного положения вещей, поскольку в реальной жизни часто люди не ведают, что творят, не осознают глубинные конфликты, не понимают причины своего поведения. На основании клинического опыта и собственных размышлений он пересмотрел распространенное в то время в академической психологии представление о тождестве сознания и психики.

Идея о бессознательном психическом была выдвинута З. Фрейдом в период возникновения психоанализа. Она нашла отражение в его работе «Толкование сновидений» (1900), где он подчеркнул, что наблюдение над душевной жизнью невротиков и анализ сновидений свидетельствуют о наличии в психике человека таких процессов, которые совершаются без участия сознания: бессознательное – это «истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей сущности, как реальность внешнего мира».

Бессознательное психическое не являлось для З. Фрейда чем-то абстрактным, демоническим, бессодержательным и неуловимым, что может выступать в лучшем случае в качестве отвлеченного понятия, используемого при описании некоторых психических понятий. Подобно некоторым философам, апеллировавшим к данному понятию, он готов был признать за бессознательным эвристическую значимость, то есть рассматривать его в качестве теоретической конструкции, необходимой для лучшего понимания и объяснения человеческой психики. Однако в отличие от тех, кто усматривал в бессознательном лишь теоретическую конструкцию, способствующую установлению логических связей между сознательными процессами и глубинными структурами психики, З. Фрейд рассматривал бессознательное как нечто реально психическое, характеризующееся своими особенностями и имеющее вполне конкретные содержательные импликации. Исходя из такого понимания в рамках психоанализа была предпринята попытка осмысления бессознательного психического посредством выявления его содержательных характеристик и раскрытия специфики протекания бессознательных процессов.

Подвергнув сомнению ранее выдвинутую им теорию совращения (невротические заболевания обусловлены пережитыми в детстве травмами, связанными с сексуальным совращением, соблазнением ребенка со стороны взрослых или его сверстников), З. Фрейд пришел к выводу, что в области неврозов определяющим моментом служит не реальность как таковая, воспринимаемая в качестве какого-то свершившегося факта, а психическая реальность, которая может граничить с вымыслом, воображением, но тем не менее быть весьма действенной в жизни человека. Психическая реальность по большей части не является прерогативой сознания. В ней властвует бессознательное психическое, далеко не всегда попадающее в поле сознания, однако оказывающее существенное воздействие на поведение человека. Это бессознательное психическое по своей природе не пассивно и не инертно. Напротив, оно весьма действенно, активно и способно вызвать к жизни такие внутренние процессы и силы, которые могут вылиться в созидательную деятельность или оказаться разрушительными как для самого человека, так и для окружающих его людей.

В отличие от психологии сознания психоанализ не только апеллирует к бессознательному психическому, но и стремится сделать его объектом познания. З. Фрейд считал, что, подобно физическому, психическое не должно быть в действительности именно таким, как оно нам представляется: одно дело реальность, а другое – представление о ней; одно дело восприятие психической реальности сознанием, и другое – бессознательные психические процессы, являющиеся объектом сознания. Поэтому перед психоаналитиком встает не простой вопрос: как возможно познание бессознательного психического?

Познание бессознательного психического соотносилось З. Фрейдом с возможностью встречи предметных представлений с языковыми конструкциями, выраженными в словесной форме. Отсюда то важное значение в теории и практике психоанализа, которое придается роли языка и лингвистических построений в раскрытии содержательных характеристик бессознательного: в процессе психоаналитического лечения происходит диалог между аналитиком и пациентом, где языковые обороты и речевые конструкции служат исходной базой для проникновения в глубины бессознательного.

При осмыслении проблемы бессознательного психического З. Фрейд выдвинул ряд идей, оказавшихся важными для теории и практики психоанализа. Прежде всего он подчеркнул, что наряду с первичным характером бессознательных процессов они являются динамически активными и подвижными. Вытесненные в бессознательное желания и влечения человека не утрачивают своей действенности, не становятся пассивными, не пребывают в покое. Напротив, находясь в глубинах человеческой психики, они накапливают свою силу и готовы в любой подходящий момент вырваться на свободу, в результате чего человеку подчас не остается ничего другого, как спасаться бегством в болезнь.

В теории психоанализа признание за бессознательным психическим активного характера означало нацеленность на исследование динамики перехода психических процессов из одной системы в другую. В практике психоанализа это предполагало рассмотрение причин возникновения неврозов с точки зрения до поры до времени дремлющего в глубинах психики вытесненного бессознательного, активизация которого с неизбежностью может приводить к образованию разнообразных симптомов, свидетельствующих о психическом заболевании.

Кроме того, З. Фрейд считал, что в отличие от сознания бессознательное характеризуется отсутствием каких-либо противоречий. Логика сознания такова, что она не терпит противоречий, и если они обнаруживаются в мыслях или действиях человека, то в лучшем случае это может расцениваться как недоразумение, а в худшем – как болезнь. Логика бессознательного отличается таким инакомыслием, при котором противоречивость протекания бессознательных процессов не является отклонением от некой нормы. Противоречия существуют лишь в сознании и для сознания. Для бессознательного нет противоречий.

Любой фиксируемый сознанием абсурд не является таковым для бессознательного. Напротив, он не менее смыслозначим для бессознательного, чем какое-либо логически стройное и не противоречивое построение для сознания. С точки зрения теории психоанализа, за противоречивостью и абсурдностью бессознательного психического стоит скрытый, потаенный смысл, выявление которого представляется весьма актуальным для исследовательской работы. В клиническом плане нелогичное с позиций сознания мышление и поведение пациента воспринимается аналитиком в качестве важного эмпирического материала, свидетельствующего об активизации бессознательных процессов, нуждающихся в раскрытии их истоков и конкретного содержания с целью выявления их подлинного смысла и доведения до сознания всего того, что кажется на первый взгляд абсурдным и противоречивым.

Не менее существенно и то, что при раскрытии специфики бессознательного психического З. Фрейд пересмотрел привычные представления о времени. В его понимании время как таковое имеет значимость только для сознания. В бессознательном отсутствует чувство времени. Само бессознательное оказывается как бы вне времени. Так, в сновидении или при невротическом состоянии прошлое и настоящее не обязательно должны следовать друг за другом в той исторической последовательности, в которой происходили реальные или воображаемые события. В бессознательном прошлое и настоящее, как, впрочем, и будущее, могут смещаться в любую сторону, опережая или подменяя друг друга.

Для З. Фрейда вневременность – одна из наиболее характерных особенностей бессознательного психического. В этом отношении он даже полагал, что психоаналитическое представление о вневременности бессознательного может вести к пересмотру идей немецкого философа Канта об априорных, то есть существующих независимо от человеческого опыта и предшествующих ему, формах пространства и времени.

Наконец, наряду с размышлениями о безвременности бессознательных процессов З. Фрейд уделил особое внимание рассмотрению отношений между физической и психической реальностью в плане выявления специфических характеристик бессознательного психического. Именно психическая реальность стала важной и неотъемлемой частью его исследовательской и терапевтической деятельности. Фактически речь шла о том, что при психоаналитическом понимании бессознательного в нем стирались какие-либо границы между вымыслом и действительностью, фантазией и реальностью.

Это вовсе не означало, что подобных границ вообще не существует или их нельзя в принципе провести. Дело вовсе не в этом, а в том, что для бессознательного психического внутренняя реальность имеет не меньшее значение, чем внешний мир. Скорее напротив, чаще всего именно психическая реальность становится для человека более значимой, чем его внешнее окружение. Особенно большое значение эта реальность имеет при возникновении неврозов.

С точки зрения З. Фрейда, бессознательное психическое – это тот объект исследования, который позволяет лучше понять как специфику протекания тех или иных процессов в психике человека, так и причины невротических заболеваний. Так, бегство в болезнь – это уход человека от окружающей его действительности в мир фантазий. В своих фантазиях невротик имеет дело не с материальной реальностью, а с такой, которая, будучи вымышленной, тем не менее оказывается реально значимой для него. В мире неврозов решающей является именно психическая реальность.

Психоаналитик не придает принципиального значения тому, связаны переживания человека с имевшими некогда место действительными событиями или они соотносятся с сюжетами, нашедшими свое отражение в фантазиях, сновидениях, грезах, иллюзиях. Для понимания разыгрывающихся в душе человека внутрипсихических конфликтов важно выявить те элементы психической реальности, которые стали причиной возникновения этих конфликтов. Для успешного лечения нервных заболеваний необходимо довести до сознания пациента значение бессознательных процессов и сил, составляющих содержание психической реальности и играющих определенную роль в жизни человека.

Все это принималось во внимание З. Фрейдом при рассмотрении бессознательного психического. Все это учитывалось им при выявлении специфических характеристик бессознательного как такового.

Источник: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D1%83/%D0%B1%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Глубинная психология. Психоанализ.

Тема 11.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)(Рис.70)

психоанализ считает что психика определяется бессознательным

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896году , а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.

Толчком к исследованию бессознательного и его роли явились исследования в клинике Шарко, а также на его исследования повлияли исследования Брейера.

Взгляды Фрейда можно разделить на 3 области:

· метод лечения функциональных психических заболеваний;

Основные произведения: «Толкование сновидений» (1900), «психопатология обыденной жизни» (1904), «я и оно» (1923).

Развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей враждебной среде.

Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного.

Фрейд считал, что существует 2 базовых врожденных бессознательных влечения – инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (тонатос), которые находятся в онтогонестических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального биологического внутреннего конфликта.

Инстинкт жизни включает в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранения особи и выживания вида.

Инстинкт смерти — ϶ᴛᴏ разрушительные силы, которые бывают направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть, агрессия).

Либидо – форма психической энергии, побуждающая человека стремиться к действиям и мыслям, доставляющим наслаждение.

С точки зрения Фрейда врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Именно в связи с этим фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка.

На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера (перенос, обмен энергии между пациентом и психоаналитиком).

В бессознательном слое располагается одна из структур личности – id («оно») – энергическая основа психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовольствию, к разрядке.

Ego — по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании.

Super-ego – неврожденная структура. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием супер-эго.

В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).

Защитные механизмы:

Поддержание своего психологического здоровья, положительной самооценки человек вырабатывает механизмы психологической защиты, которые помогают предотвратить или смягчить конфликт между id и super ego.

· Вытеснение – самый не эффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности.

· Отрицание наличия внешней угрозы

· Замещение – переключение с одного объекта недоступного на другой более доступный.

· Проекция – вызывающий тревогу импульс приписывается другому

· Рационализация– связана со стремлением супер-эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид

· Регрессия – представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выходя из конфликтной ситуации

· Подавление – отрицание существования какого-либо фактора или события вызывающего тревогу.

· Сублимация– механизм трансформации энергии сексуальных или агрессивных влечений в социально-одобряемые формы деятельности

· Метод свободных ассоциаций

· Метод толкования сновидений

· Метод толкования оговорок

Фрейд выделил 5 базовых стадий формирования структуры личности.

Травмы, полученные при общении с родителями в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявляться позднее во взрослой жизни.

Впервые в круг психологического изучения Фрейд ввел бессознательную психику и ее влияние на поведение человека.

Подчеркнул значение семейного опыта в процессе социализации человека.

Акцентировал внимание на роли сексуальной жизни человека. Сыграл ключевую роль в современной психотерапии, разработав понятия психологической защиты, катарсиса, трансфера.

Альфред Адлер (1870 — 1937)(Рис.71)

психоанализ считает что психика определяется бессознательным

Австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии, один из основоположников современной психотерапии.

Адлер «развернул» психоанализ в сторону социально-педагогической проблематики. Утверждал, что между сознанием и бессознательным существует не причинно-следственная связь, а смысловая.

Адлеровскую психологию называют «эго-психологией», так как он подчеркнул место сознательного Я в структуре личности.

Терапия – продолжение воспитания в случае уклонения человека на ошибочный путь.

Считал, что отношения между пациентом и психоаналитиком должны строиться на принципах доверия, равноправия и дружеского участия, что являлось подходящей основой для лечения неврозов.

Невозможно предлагать общие правила, схемы лечения, так как каждый случай индивидуален.

Ввел понятия комплекс неполноценности, социальный интерес, комплекс превосходства.

Комплекс неполноценности есть нормальное естественное для человека чувство. Причиной неполноценности является неполноценности отдельных органов стимулирующих стремление к компенсации в рамках одной функции.

К социокультурным формам неполноценности относятся возрастные, половые, социальные, моральные и другие.

Возраст – главный и универсальный источник неполноценности, ориентированный на богатство, бедности, власть, безвластие и т.д.

Компенсаторный комплекс превосходства – стремление к превосходству, власти на основе социального чувства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызывает интерес к другим людям, общественным событиям.

Адлера интересует случай «псевдокмпенсации» — стремление в превосходству не находит применения и вызывает конфликты с окружающими.

Адлер выделяет причины невротической компенсации следующие:

· Врожденное несовершенство органов

Социальность – естественная форма жизни человека, сотрудничество с другими людьми.

Социальное чувство – инстинктивная способность видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого.

Цель индивидуальной психологии – восстановить внутреннее психическое равновесия и усилить сознательное «Я».

Задача: активизация познающих, критических и конструктивных сил разума.

Проблемы человеческой природы (1929)

Практика и теория индивидуальной психологии (1920)

Наука жизни (1928)

Стиль жизни (1930)

Социальные интересы: вызов человечеству (1938)

Карен Хорни (1885-1952)(Рис.72)

психоанализ считает что психика определяется бессознательным

С 1919 года Хорни начала собственную практику на основе психоанализа.

Работы посвящены психологии женской психики, в не выведение ее из мужской.

1937г – «невротическая личность нашего времени» посвящена анализу роли социальных факторов в возникновении неврозов.

Психическую деятельность человека невозможно адекватно объяснить его биологической природой. Она выступала за социологическую ориентацию психоанализа.

Рассматривая невротические реакции Хорни соотнесла с раскрытием духовных ценностей западной цивилизации, характеризующуюся проявлением индивидуализма и соперничества.

Причина нервозов – коренная тревога, порожденная чувством беспомощности человека перед лицом врожденного мира.

Хорни обращала внимание на противоречие между потребностями и возможностями духовного удовлетворения индивида.

Стремление к удовлетворению потребности зависит от тенденции поведения личности:

· Стремление к людям

· Стремление против людей

· Стремление от людей

Причины тревоги – отношения родителœей и ребенка – агрессия, отвержение, высмеивание, предпочтение брата или сестры.

Возникает «невротический круг»: стараясь уменьшить тревожность, человек отказывается от реального «я» и уходит к идеальному «я»

Эгопсихология Эрика Эриксона. (1902-1994)(Рис.73)

психоанализ считает что психика определяется бессознательным

Детство и общество (1950)

Истина Ганди (1969)

Самотождественность: кризис юности (1968)

Основатели эгопсихологии З. Фрейд и Э. Эриксон.

Главной частью структуры личности является осознаваемая часть Эго, которая стремится к цельности и индивидуальности.

Отличия от Фрейда:

1) решительный сдвиг акцента от id к ego.

Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривает эго как автономную структуру личности, первым направлением развития которой является социальная адаптация.

Эго-психология описывает людей как более рационального и в связи с этим принимающего осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы.

2) Эрикосн развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья.

Эрикосн подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка.

Развитие эго неизбежно и тесно связано с изменениями особенностей социальный предписаний и системой ценностей.

3) Теория развития эго охватывает всœе жизненное пространство.

4) Теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание. Каждый личный и социальный представляет собой вызов.

Эпигенетический принцип – всœе что растет – имеет общий план.

Последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от него общество, к которому он принадлежит.

1) Личность развивается ступенчато, переход от одной стадии к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста͵ расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

2) Общество старается поддерживать темп и последовательность развития

Эрикосн выделял 8 стадий, путем последовательного прохождения которых формируется личность:

1) Младенчество 0-1год базальное доверие – базальное недоверия

2) Раннее детство 1-3года самостоятельность – стыд и сомнение

3) Возраст игры 4-7 лет инициативность – вина

4) Школьный возраст 6-12лет трудолюбие – неполноценность

5) Юность 12-20 лет эго-идентичность – ролевое смешение

6) Ранняя зрелость 20-25 близость – изоляция

7) Средняя зрелость 26 – 64 продуктивность – инœертность

8) Поздняя зрелость 65-смерть эго-интеграция – отчаяние

Эрих Фромм (1900-1980)(Рис.74)

психоанализ считает что психика определяется бессознательным

Пытался соединить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. Неофрейдизм возникает в коне 30х годов в процессе соединœения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде.

Фромм по другому истолковывает бессознательное.

Противоречивость человеческого существования: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни, авторитарное и гуманистическое сознание.

Обладание и бытие как 2 способа жизнедеятельности индивида.

Он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами.

Вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.

Изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера и отчуждением.

Подлинной ценностью человека является способность к любви. Любовь, по мнению Фромма, основа человеческого существования.

Человеческая природа обусловлена историческими, а не биологическими факторами.

Основной подход к изучению человеческой личности – 2 врожденные бессознательные потребности, а именно потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.

В случае если потребность в укоренении заставляет человека стремится к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремится к общей с ними системе ориентиров.

Примирить 2 противоположные тенденции может только любовь.

Выделяет 2 типа свободы: свобода «от» и свобода «для».

Механизмы психологической защиты: садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Глубинные человеческие потребности:

· Потребность в общении

· Потребность в межиндивидуальных узах

· Потребность в творчестве

· Потребность в ощущениях глубоких корней

· Потребность в стремлении к уподоблению, познанию, освоению бытия.

Источник: http://oplib.ru/psihologiya/view/848791_glubinnaya_psihologiya_psihoanaliz

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *