Перверсия: как перверт ведет себя в психоанализе? — как вести себя на психоанализе
30.05.2018Мы находимся, в лечении первертов, далеко от здорового и невротического поля, здесь действует «обессмысливание», которое несут эти пациенты. Важнейший вопрос терапии таких пациентов: насколько их хроническая потребность отыгрывать свою травму (садомазохизм, насилие, злоупотребление) может быть проанализировано и проработано? То есть эти пациенты одержимы лишь желанием повторять или доступны для вопросов об их способах существования? В первом случае терапевтические отношения придут к безрезультатной конфронтации между аналитиком, который предлагает помощь, и пациентом, который использует энергию аналитика, чтобы побороть его усилия, таким образом, свою разрушительную способность. Во втором случае отношения могут перейти в позитивное русло, делается возможным развитие позитивного переноса, который стремиться к облегчению и улучшению. Мы должны, однако, признать, что наши средства стимулировать второй вариант ограничены. Также социальная одобряемость перверсных форм ухудшает прогноз: насколько они актуально практикуются в повседневной жизни, например, на работе.
Как вести себя на психоанализе
Skype: Alexandr-nechayev
Tel: +38 (063) 63-43-639
- О себе
- Помощь психолога в Киеве
- Отзывы
- Die Psychotherapie auf Deutsch
- Психоанализ
- Как работает психоанализ
- Современный психоанализ: вопросы-ответы
- Лекции
- Курс «Любовь, ненависть и нарциссизм»
- Курс «Психология отношений. Расстройства личности. Диагностика»
- Курс «Депрессия: симптомы и лечение»
- Курс «Психоанализ сновидений и психопаталогий»
- Библиотека
- Блог
- Статьи
- Ответ-онлайн
- Профориентация
- Видео
- Новости
- Новости
- Видео новости
- Тест онлайн
- Услуги и лечение
- Депрессия
- Беспокойство и тревога
- Страхи
- Страх потери
- Страх смерти
- Страх одиночества
- Низкая самооценка
- Проблемы в любви и сексе
- Контакты и стоимость
- О себе
- Помощь психолога в Киеве
- Отзывы
- Die Psychotherapie auf Deutsch
- Психоанализ
- Как работает психоанализ
- Современный психоанализ: вопросы-ответы
- Лекции
- Курс «Любовь, ненависть и нарциссизм»
- Курс «Психология отношений. Расстройства личности. Диагностика»
- Курс «Депрессия: симптомы и лечение»
- Курс «Психоанализ сновидений и психопаталогий»
- Библиотека
- Блог
- Статьи
- Ответ-онлайн
- Профориентация
- Видео
- Новости
- Новости
- Видео новости
- Тест онлайн
- Услуги и лечение
Депрессия
Беспокойство и тревога
Страхи
- Страх потери
- Страх смерти
- Страх одиночества
Низкая самооценка
Проблемы в любви и сексе
Перверсия: как перверт ведет себя в психоанализе?
Перверсия: как перверт ведет себя в психоанализе?
Как унижает, манипулирует и уничтожает перверт? Нарциссизм и перверсия имеют много общего, но есть особенности присущи именно первертам. Как ведут себя перверсные личности в терапии — обратимся к немецким коллегам и моим наблюдениям.
Мы находимся, в лечении первертов, далеко от здорового и невротического поля, здесь действует «обессмысливание», которое несут эти пациенты. Важнейший вопрос терапии таких пациентов: насколько их хроническая потребность отыгрывать свою травму (садомазохизм, насилие, злоупотребление) может быть проанализировано и проработано? То есть эти пациенты одержимы лишь желанием повторять или доступны для вопросов об их способах существования? В первом случае терапевтические отношения придут к безрезультатной конфронтации между аналитиком, который предлагает помощь, и пациентом, который использует энергию аналитика, чтобы побороть его усилия, таким образом, свою разрушительную способность. Во втором случае отношения могут перейти в позитивное русло, делается возможным развитие позитивного переноса, который стремиться к облегчению и улучшению. Мы должны, однако, признать, что наши средства стимулировать второй вариант ограничены. Также социальная одобряемость перверсных форм ухудшает прогноз: насколько они актуально практикуются в повседневной жизни, например, на работе.
Мы должны признать, что терапевтические средства стимулировать возможность перверсных личностей к лечению ограничены. Перверсия далеко не всегда поддается лечению.
Перверты, которые нас посещают, не дают нам распознать в себе первертов. Оба партнера применяют усилия ввести нас в заблуждение или, по крайне мере, представить ситуацию двойственно. «Так один из партнеров может ссылаться на любовь, чтобы легитимизировать свою перверсию. Эта якобы «любовь» создает, общую тему, в которой оба партнера себя находят. Этот союз настолько двусмысленный, что можно было опасаться этим интересоваться — так это сильно выглядит, как недоразумение. Такая склонность скрываться за «невротичным» фасадом была распознана также с помощью теста Роршаха: «Мы выбрали выражение «деформация отношений», т.к. речь идет об очень извращенном процессе отрицать знание другого. Двойная игра, которую перверты ведут в отношениях включает подчинение.
Есть опасность, что этот обман останется незамеченным, аналитики говорят об этом в литературе часто запоздало: «Через некоторое время пациент признался аналитику, что раньше рассказывал аналитику ложные воспоминания, истории о фрустрации и покинутости, так как такие историю аналитику нравятся». Не нужно недооценивать удовольствие, которое получают перверты обманывая и унижая аналитика, таким образом.
Парадоксальное желание терапии и перверсия
Парадоксы первертных отношениях проявляются, конечно, и в психоанализе. «Я прошу Вас о помощи, но ни в чем не нуждаюсь», «Я пришел к Вам, потому что Вы этого хотите», «Я прошу Вас о помощи, но не имею желания» — так звучат некоторые формулировки первертов.
ОНЛАЙН-КУРС «ЛЮБОВЬ, НЕНАВИСТЬ И НАРЦИССИЗМ:
Иногда они принимают манипулятивную или грандиозную окраску. Они могут вводить аналитика в ситуацию, когда он может чувствовать себя почитаем, так как ему разрешено их лечить. Бывает, кто пациент меняет роли и пытается прочить нас: «Вы знаете доктора М.?» — спрашивает он нас по телефону еще до того, как представился. Если такие пары посещают психологов, они затаивают ненависть, бояться о себе размышлять и обдумывать прошлое. Их желание проходить психоанализ — с самого начала амбивалентно: «Помоги мне без того, чтобы меня понять или что-то изменить». Благодаря таким парадоксам пациент увертывается от утверждений, которые вынуждали бы их к персональной позиции.
Перверты не придают значения внутренней ценности сообщения, в нем он видит только чистую, больше или меньше соответствующую правде, очищенную от аффекта информацию. Коммуникация фальсифицируется и разрушается. Парадокс перверсных пар в терапии: «Мы коммуницируем, чтобы стало еще хуже, мы разговариваем, чтобы нас меньше понимали, мы ведем диалоги, чтобы нас разрушали».
Парадокс первертов в терапии: «Мы разговариваем, чтобы нас меньше понимали, мы ведем диалоги, чтобы нас разрушали»
Другая сложность, которая ограничивает доступ к первертам их дефицит любопытства к себе самим, к партнеру, другим и вообще к психическим процессам. Вероятно, эта способность была уничтожена еще тогда, когда будучи детьми, они подергались перверсным маневрам. Они могут сообщать о насильственных действиях, как о мелочах или анекдотах. Поиск причин, знаний о психических процессах, согласование с другими остаются недостижимыми задачами. «Я уже достаточно настрадался, теперь с этим покончено» — сказал нам однажды улыбающийся пациент.
В благоприятных случаях эта ненависть к мышлению может быть лишь анестезией психики, а при этом сохранилась здоровая часть, которая при благоприятных условиях может вновь ожить. И такой возможностью может стать психоанализ, в котором пациент почувствует экзистенциальную безопасность, в последствии чего способность к образному мышлению и символизации вернется.
Перверты могут испытывать сеттинг при помощи невербальных сообщений: жесты, другая невербальная коммуникация могут использоваться, чтобы другого поработать, унизить, подчинить. Аналитику неприятно обращаться к другому нейтрально, если другой осматривает его с полузакрытыми веками. Этими маневрами перверт переворачивает отношения и превращается в того, кто нас осматривает и анализирует. При помощи только взгляда у них получается вызвать у нас ощущение обесцененности. Они могут осознанно вальяжно развалиться на кресле, давая нам понять, какого они небольшого о нас мнения.
Сеттинг включает в себя идентичность как врача, как психиатра или как психотерапевта, которая разрушается. Например, пациент говорит аналитику: «Мне сказали посетить психолога». Эти неточности нужно сразу корректировать, иначе можем дать ему повод обвинить нас, что мы из-за своего молчания склонили его к ошибке.
В заключении скажем, что перверсия — это не обязательно сексуальные отклонения, под этим словом понимается, как в этой статье, определенную психологическую организацию личности. Многие аналитику перверсную структуру приравнивают к нарциссической, некоторые проводят между ними разницу. В этой статье использован второй вариант, к которому я лично также склоняюсь.
Я — Психотерапевт психоаналитической ориентации в Киеве, провожу психоанализ и психоаналитическую психотерапию. Смотрите мои лекции по перверсии и нарциссизму и записывайтесь на прием лично и по скайпу.
Источник: http://www.a-nechaev.com/portfolio/perversiya/
Как вести себя на психоанализе
Вы знаете о психоаналитике ровно столько, сколько вам удаётся о нём узнать на приёме. История ваших отношений с психоаналитиком сессиями начинается и сессиями заканчивается. Его прошлое намеренно скрыто от вас. Он не расскажет вам ничего о своих симпатиях и антипатиях, вы не узнаете ни о его пристрастиях, ни о его убеждениях. Психоаналитик для вас — это чистый лист, на который вы можете наносить всю палитру красок своих чувств и мыслей, рисуя свою(!) историю. Его задача — воспринимать, сохранять и передавать все оттенки ваших переживаний, предлагать вам всегда чистое пространство для написания вашей собственной истории.
Конечно, такая неизвестность — это утопический идеал, и по ходу общения психоаналитик будет всё больше приобретать для вас черты реальной личности. Но это произойдёт отнюдь не сразу. Психонализ (с данным психоаналитиком) закончится, когда вы будете общаться с ним как с реально хорошо вам знакомым человеком. Пока же такого не произошло, вам нужно успеть воспользоваться этой неопределённостью.
Инкогнито психоаналитика служит одной цели — дать вам полную свободу выражать любые(!) свои чувства и адресовать их психоаналитику, как если бы он был именно тем человеком, единственно кому эти чувства можно выразить. На психоаналитика можно гневаться (хотя в обычной жизни он может избегать или противостоять атакам); психоаналитику можно жаловаться (хотя в обычной жизни он сам, возможно, не против был бы пожаловаться) и т.д. Чем больше чувств и мыслей вы можете адресовать своему психоаналитику, тем плодотворней будет работа и тем выше это будет характеризовать его как профессионала. То, в какой мере психоаналитик способен выполнять в рамках терапевтических встреч функции, возможно, не совсем свойственные его складу личности, определяет профессионализм психоаналитика. Такова работа — дать вам возможность увидеть, переосмыслить и пережить то, что в обыденной жизни, скорее всего, никто вам не позволит.
С первой и до последней встречи старайтесь быть искренны с психоаналитиком, всякий раз прислушиваясь к тому, находит ли ваша искренность отклик.
Продолжение следует.
Итоги первых встреч с психоаналитиком
Первые (консультативные) встречи — это самое начало работы, и на этом первом шаге проясняются наиболее принципиальные вопросы.Как следует вести себя с психоаналитиком
Психоанализ закончится, когда вы будете общаться с аналитиком как с реально хорошо вам знакомым человеком. Вам нужно успеть воспользоваться этой неизвестностью для вас аналитика.Как организована психоаналитическая работа
Регулярные встречи по 50 минут в кабинете психологической консультации. Психоаналитическое лечение — это «лечение разговором».Источник: http://help.psyan.ru/page.php?id=0701100110
Часто задаваемые вопросы по психоанализу
Комментарии 0
Мне нравится 2
Как определить какой метод психотерапии мне больше подходит?
Методов психотерапии существует огромное количество, но основные формы психотерапии в большей или меньшей степени можно отнести к одному из двух противоположных полюсов:
— психотерапевтические техники, использующие гипноз, внушение или обучающие самогипнозу (непсихоаналитические техники);
— психотерапевтические техники психоаналитического типа.
Задача многочисленных непсихоаналитических методов (гипноз, нлп, психосинтез, поведенческая психотерапия и т.п.) поскорей сделать так, чтобы вы избавились от мучающих вас симптомов. Для этого используется та власть переноса, которой сам же пациент неосознанно и наделяет психотерапевта. Психотерапевт, работая с вами, будет вести себя в большей или меньшей степени директивно, как родитель с ребенком, что может давать довольно быстрый эффект — симптомы уходят, пусть и временно. Эффект часто оказывается недолгим, поскольку в задачу психотерапевта вовсе не входит анализ переноса — этих незрелых зависимых отношений, которые с неизбежностью неосознанно разыгрываются не только в отношениях с психотерапевтом но и с остальным окружением, что ведет к появлению новых симптомов, и ощущению тщетного хождения по кругу.
Зигмунд Фрейд, также вначале применял гипноз, но достаточно быстро в нем разочаровался, поскольку симптомы видоизменялись и возвращались снова, и перешел к радикально отличающейся технике лечения неврозов, основанной на исследовании и понимании бессознательных причин возникновения симптомов — психоанализу.
Психоаналитик, занимая недирективную, нейтральную позицию, старается вместе с вами обнаружить как перенос проявляется в ваших отношениях с окружающими и с ним самим и помогает найти другие, более зрелые формы отношений. Иначе говоря, перенос здесь не эксплуатируется, как в неаналитических видах терапии, а анализируется, что приводит, в результате, к освобождению от незрелых зависимых отношений с окружением и с самим терапевтом и, как следствие, к освобождению от симптомов, поскольку сами симптомы — лишь сигналы неразрешенных детских конфликтов с родителями.
Психоанализ не подойдет как метод для людей склонных к чрезмерному отреагированию своих эмоций в действии а не на словах (им больше подойдут неаналитические методы). Психоаналитический метод будет полезен для тех людей, которые склонны к саморефлексии, поиску смыслов.
Я понимаю, что дефектные паттерны у меня с детства, но ничего с этим не могу поделать, поскольку просто не умею вести себя иначе. Психоаналитик сразу начнет работать с подсознанием или вначале работа идет с сознательным уровнем?
Помимо вашей воли психоаналитик не лезет в ваше бессознательное. Это вы решаете, что говорить и когда. Вы сознательно понимаете, что ваши дефектные паттерны с детства, но вы не можете их сами изменить и не знаете чем их заменить, как вести себя иначе. Ничего в психоанализе не происходит помимо вашего сознания (это в гипнозе помимо сознания, в обход его работают с подсознанием). В психоанализе, напротив, обращают внимание на то, что человек почему-то ведет себя иррационально — и в отношениях с окружающими и по отношению к самому себе и помогают пациенту задуматься и обнаружить причины такого поведения, после чего человек сам понимает, что он может поступать иначе, так, как прежде он не мог поступать (не задумывался об этом, боялся и т.д.). Это не быстрый процесс, эффективность его зависит напрямую от того, насколько доверяет пациент своему аналитику и как будут складываться их отношения.
Психоанализ начинается с первой сессии, или есть какой-то подготовительный этап
Несколько сессий до начала анализа ( заключения словесного контракта на психотерапию) нужны для того, чтобы пациент и аналитик могли попробовать и решить подходит этот метод и терапевт пациенту или нет.
Возможна ли психоаналитическая психотерапия по скайпу?
Возможна, но обязательно с видеоканалом.
Какова обычная продолжительность курса психотерапии? Когда появляются первые ее результаты и в чем?
Обычно, дату окончания терапии оставляют открытой и сам пациент говорит «завершаем», после чего проводится еще три завершающих сессии. Средняя продолжительность курса психотерапии редко бывает менее трех лет с периодичностью сессий 2 раза в неделю (многое зависит от того, насколько человек хочет изменений и стремится к ним). Но есть и краткосрочный вид психоаналитической психотерапии (20 – 30 сессий), которую применяют в случае ограниченных финансовых и временных возможностей у пациента и в этом случае цели терапии также более конкретны и ограничены. Например, невозможно в ходе такой психотерапии ждать изменений характера, но можно добиться большего контроля за своим страхом, агрессией. Первые результаты могут быть уже и после первых пробных сессий. Опять же, они связаны с тем насколько пациент доверяет аналитику и способен занять зависимую, принимающую позицию и отказаться от сознательного контроля за своими мыслями. Если никаких изменений не возникает, то либо метод не подходит, либо аналитик. А вообще, более глубокие и устойчивые изменения, конечно, требуют времени и здесь у каждого пациента свой шаг. У кого-то больше сопротивления (неосознаваемого) этим изменениям, у кого- то меньше. Так происходит из-за того, что сознательно человек хочет изменений, но в тоже время неосознанно может очень их опасаться, поскольку это для него новое и непонятное.(Лучше привычное «плохо», чем непонятное «хорошо»)
Что такое проработка травм? Происходит ли она во время психоаналитической психотерапии?
Эмоциональное развитие любого ребенка может натолкнуться на препятствия в раннем детстве (до 5 лет). Эти препятствия связаны с его опытом детской зависимости от родителей (ведь ребенок и его психика полностью зависят от родителей). Если отношения были неудовлетворительными для ребенка, то его эмоциональное (иногда и физическое) развитие может пострадать, а может быть и вовсе заморожено. Это и называется травмой. Травма окружена защитами (неосознаваемыми) и чем раньше были препятствия с которыми психика ребенка не смогла справиться, тем мощнее защиты. Эти защиты действуют потом в жизни как анестезия — помогают избежать психической боли при обстоятельствах связанных с переживанием зависимости от кого- либо (уже не родителей, а других людей). Но эти же защиты мешают потом правильно воспринимать реальность (человек не осознает, что он не с родителями а с другими людьми), не дают развиться хорошим отношениям с другими людьми. Действие защит будет обнаруживаться и в отношениях с аналитиком , но он помогает это обнаружить самому пациенту, и это приводит к тому, что человек чувствует себя безопаснее, перестает так защищаться и от самого себя и от окружающих тогда, когда для этого нет тех причин, что были в детстве. Освобождается много энергии, которую он теперь может использовать рациональнее. Это и есть проработка травмы. В отличие от других, более оперативных методов терапии, экономящих на времени и на словах, в психоанализе это постепенный процесс и потому изменения оказываются намного более глубокими и устойчивыми. Но именно поэтому психоанализ занимает намного больше времени, чем другие методы.
Источник: http://psynavigator.ru/publikacii/chasto-zadavaemye-voprosy-po-psihoanalizu
О психоанализе
Психоанализ – это интересно, но сложно. Согласен ли человек открыть все сокровенные закоулки души? Готов ли вспомнить забытые травмирующие эпизоды жизни и достать всех скелетов из пыльных шкафов подсознания? Если такая готовность есть, то вперёд, в увлекательное и страшное путешествие к неизвестным континентам своей души…
Психологическая защита
Путешествие в загадочный мир психоанализа можно начать с любой станции. Обычно начинают с вокзала «Исторические предпосылки» или «Личность Зигмунда Фрейда». Удобнее начать с малоизвестного полустанка «Психологическая защита».
Нет на свете человека, которому бы выпала совершенно счастливая жизнь, лишенная борьбы, болезней, разочарований и прочих проблем. Немалую часть негативных переживаний у взрослеющих людей вызывают приёмы социализации (проще говоря, методы обучения и воспитания). Удары судьбы, большие и малые, люди переживают по-разному. Однако способы, с помощью которых они пытаются «защитить» свою психику от разрушения, с точки зрения психоанализа можно обобщить в следующие группы.
- Вытеснение: удаление из сознания неприятных переживаний, неприемлемых желаний.
- Уход: самозамыкание, «погружение в себя».
- Репрессия: подавление желаний, сознательный отказ.
- Рационализация: объяснение ситуации часто нелепыми или неверными мотивами, оправдание виновного.
- Сублимация: переключение деятельности с запрещенной или травмирующей на другую, разрешенную.
- Самопрощение.
- Перенос вины на других.
О защитных механизмах психики как о приспособительных процессах заговорил впервые Фрейд. Он понял смысл действия перечисленных процессов: человек всеми силами пытается блокировать травмирующие импульсы, избавиться от них окончательно или изменить интенсивность. Чтобы избежать боли, люди изобретают разнообразные способы. В результате травмирующее переживание ослабевает либо «исчезает» совсем. Удобно и экономично, но только на первый взгляд. На самом деле «болевые импульсы» никуда не исчезают. Они не покидают человека, а перемещаться в потайные «уголки» психики – в подсознание – и там продолжают творить свои «чёрные» дела.
Многоэтажная структура личности
Психика человека включает три уровня: сознательное, бессознательное и предсознательное. Понимание этой структуры – следующая важная точка путешествия в теорию и практику психоанализа. Следует уяснить, что взаимодействие сознания и бессознательного слоя психики – непрерывная война. Каждая мысль или действие человека – результат того противостояния.
- Бессознательное (по Фрейду – «Оно»). Источник энергии, психических сил личности. Оно бессловесно, закрыто для сознания, живет по собственным законам. Это внутренняя стихия инстинктов и влечений.
- Сознательное («Сверх-Я»). Нравственное сознание человека, выступает в качестве цензора поведения.
- Предсознательное («Я»). Связывает два других пласта психики, оценивает возможность действий, побуждаемых бессознательными влечениями.
Сознательное – только вершина айсберга. Даже «Я» и «Сверх-Я» представлены в сознании незначительно. Огромная часть психических процессов протекает на бессознательном уровне. Это огромная и загадочная вселенная, информацию из которой можно получить только косвенным путём.
Зашифрованные послания
О процессах, происходящих в бессознательном, свидетельствуют ошибки, оговорки, описки, забывание, утеривание. Эти ошибочные действия в психоанализе считаются показателями беспокойства человека. Анализируя смысл ошибки, можно догадаться о том, какие конфликты вытеснены, влечения подавлены.
Особое место в психоанализе занимают сновидения. Зигмунд Фрейд объяснил символическую природу снов и разработал технику их толкования. Когда сознание засыпает, ослабевает внутренняя цензура и подавленные желания высвобождаются и «виртуально» реализуются. Часто информация во сне организована не явно, а с помощью определенных символов. Например, тёплое озеро может символизировать мать, а перекошенное лицо ангела – умершего отца. Фрейд предположил, что символы сновидений носят постоянный характер и могут быть истолкованы психоаналитиком. Но понять сон полностью можно только с учетом психологического фона сновидца.
Возникает вопрос: почему существует проблема взаимодействия сознательного и бессознательного? И почему так важно «достать» и расшифровать скрытый материал?
Теория психоанализа
Как это ни странно, поведение современного цивилизованного человека во многом определяется внутренними неосознаваемыми влечениями. «Дикие» желания, порой разрушительные или недопустимо сексуальные, отрицаются культурой и религией. Маленькому «человеческому детёнышу» настоятельно рекомендуется вести себя «хорошо». На сознание ведется массированная атака, происходит тщательная обработка и формирование внутреннего цензора. В результате иррациональные влечения вытесняются в область бессознательного, блокируются, подавляются, но никуда не исчезают. Здесь же находятся воспоминания раннего детства, которые во многом определяют развитие личности, но теперь объявлены «вне закона». Попытки перемещения информации в область сознательного приводят к психологическому сопротивлению. Борьба между сознательным поведением и давлением вытесненного материала может приводить к психическим проблемам: неврозам, страхам, депрессиям и т. п.
Решение подобных проблем найдено. Освободиться от воздействия бессознательного травмирующего материала можно через осознание. Поможет в этом квалифицированный психоаналитик. Возможно, в известной шутке есть доля правды: «психоанализ – это когда платишь 35 долларов в час за то, чтобы беседовать с потолком». Тем не менее многолетняя практика изобилует историями счастливого выздоровления. Психоанализ превращает людей в авторов своей жизни, способных к самоанализу.
Лекция: Введение в психоанализ 1 часть
https://youtube.com/watch?v=vJnBsLpHtjo
Лекция: Введение в психоанализ 2 часть
https://youtube.com/watch?v=k8jTNacV2aA
Путь раскрытия истины
Психоанализ начинается с рассказа пациента. Удобно разместившись на кушетке, человек говорит всё, что приходит в голову. Затем психоаналитик раскрывает значения высказываний и заключенных в них символов. Это основной способ работы – метод свободных ассоциаций. Не существует неважных деталей, любая бессмыслица является отражением бессознательного. Психоаналитик располагается так, что говорящий его не видит. Анализант должен полностью погрузиться в свои переживания на 45-50 минут. Рекомендуемая частота сеансов – 4 раза в неделю.
В процессе бесед возникает явление сопротивления. Чтобы избежать травмирующих ситуаций осознания подавленных переживаний, анализант может изобретать разнообразные способы.Например, пропускать встречи, просить снизить частоту сеансов или перенести их на другое время. Сопротивление – сила, которая стремится поддержать болезненное состояние. Для выздоровления важно сломить эту силу. Сопротивления говорит о переносе на психоаналитика ранее пережитых, но подавленных чувств. Это ключевой момент психоанализа: осознание человеком иррациональных влечений возможно при разборе ситуации переноса. Происходит озарение, анализант вдруг начинает видеть ситуацию как бы со стороны и понимает причины своих тягостных переживаний. Происходит «возвращение» в прошлое, первичное обострение симптомов заболевания и исчезновение признаков расстройства при осознании. Такова схема извлечения травмирующего подсознательного материала и излечения с помощью психоанализа.
В процессе психоанализа приходится пережить немало неприятных моментов. На поверхность «всплывает» много такого, от чего человек прятался всю жизнь. Но зато «вместе с ненавистью, завистью и деструктивностью …возвращаются другие части себя, которые прежде были утрачены» (Мелани Кляйн). Это путешествие для смелых, но игра стоит свеч.
Источник: http://kakpravilino.com/o-psixoanalize/
Психоанализ и направления, с ним связанные
Одним из наиболее важных для развития современной психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда[25] (1856—1939).
Возникнув как метод лечения неврозов, психоанализ затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии — в одно из важных направлений философии XX в. Отметим еще раз:
• психоаналитическая теория складывалась не на базе проверки предварительно выдвинутых гипотез, как происходит в академической науке; она возникала из необходимости практической помощи страдающему человеку, и психоаналитические представления формировались как попытка объяснения того, что открывалось в терапевтической практике иногда неожиданно для самого психоаналитика.
Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в душевной жизни и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде.
Например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, фантазиях, оговорках и др.
Почему же возникает эта своеобразная цензура, запрещающая непосредственно осознаваться определенным желаниям и переживаниям? Прежде всего в силу того, что они не соответствуют тем правилам, запретам, идеалам, которые вырабатываются у человека под влиянием взаимодействия с окружением — в первую очередь взаимоотношений с родителями в детстве. Эти желания, переживания как бы аморальны, но, по З. Фрейду, они естественны для человека. Подавленные в прошлом и подавляемые ныне нереализованные желания, конфликт влечения, и запрета (внутренний конфликт) — причина тех сложностей, страданий, которые испытывает человек в психологическом плане, вплоть до невротических заболеваний. Если человек сможет осознать эти, скрытые в прошлом, желания и переживания, он в настоящем сможет хотя бы отчасти зрело управлять своим поведением. Но как же возможно это осознание, если их скрывает бессознательное? Дело в том, что бессознательные желания высокоэнергетичны. Они стремятся к реализации, отчего повышается энергетическое напряжение; стремясь к реализации, бессознательное как бы находит способы обойти цензуру. Сновидения, фантазии, оговорки и пр. — все это своеобразный язык символов, который может быть прочитан и расшифрован при помощи психоаналитика. Терапевтическая задача психоаналитика — помочь страдающему человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить те травматические переживания, которые забылись (то есть были вытеснены из сознания), перевести их в сознание при помощи интерпретации, толкования, что и делает терапевт.
Что же это за переживания, какова их природа? З. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений — стремления к жизни и стремления к смерти и разрушению. Основное место в исходной концепции Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.
Сложившуюся картину Фрейд описывает следующим образом.
В начале жизни ребенком руководит особая психическая инстанция, называемая «Оно» — его желания и влечения; «Оно» руководствуется «принципом удовольствия» и не взаимодействует с реальностью. В каком–то смысле «Оно» можно уподобить живущему внутри человека капризному ребенку, которому дела нет до того, может ли взрослый исполнить его желания. «Оно» целиком бессознательно. Однако желания должны найти себе реалистические формы удовлетворения; для этого из «Оно» (и это происходит достаточно быстро в детском развитии) выделяется структура, называемая «Я», задача которого — найти такие пути, то есть, по словам Фрейда, «Я» выступает как служанка «Оно». «Я» ориентировано на принцип реальности. Продолжая нашу метафору, «Я» можно уподобить живущему в нашей психике относительно зрелому человеку, который в той или иной степени знает мир и может в нем ориентироваться, помогая «Оно» удовлетворить свои желания; при этом, однако, часть желаний не может быть исполнена непосредственно, и «Я» — как положено взрослому — накладывает запреты или отсрочки на эти желания. Иными словами, отношения между «Оно» и «Я» двойственны: с одной стороны, «Я» помогает «Оно», с другой — оказывается инстанцией, частично подавляющей Оно, то есть человек оказывается внутренне конфликтен. Однако конфликтность еще более усугубляется, когда в период формирования нравственных чувств ребенка формируется еще одна инстанция, называемая «Сверх–Я» выступающая как система нравственных запретов и идеалов, в частности, как голос совести, подавляя влечения. («Я» и «Сверх–Я» частично бессознательны.) «Сверх–Я» — это как бы внутренний родитель (собственно, «Сверх–Я» и возникает в результате частичного неосознаваемого отождествления себя с родителями). С этого момента основной внутренний конфликт ребенка — а в дальнейшем и взрослого — это конфликт между желаниями и внутренними нравственными запретами, то есть между «Оно» и «Сверх–Я». «Я» становится своеобразным полем битвы между ними, его задача — помочь реализоваться желаниям, не обижая при этом запреты. В травматической ситуации внутреннего конфликта «Я» вырабатывает психологические защиты, особые формы бессознательной психической активности, которые позволили бы хотя бы временно облегчить конфликт, снять напряжение, а в конкретных жизненных ситуациях так исказить смысл событий и переживаний, чтобы не нанести ущерб представлениям о самом себе как соответствующем некоторому идеалу.
По Фрейду, отголоски детских переживаний можно видеть на протяжении всей жизни человека, и за огромным числом страданий и невротических проявлений взрослого можно увидеть нереализованные сексуальные устремления. Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия) —- центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников, многие из которых ушли от него, не разделяя «пансексуализма», то есть стремления объяснять все через сексуальную проблематику.
Мы уже говорили, что психоанализ рождался как метод психотерапии неврозов, в частности, истерии — заболевания, при котором, как было показано, именно психологические причины, внутренний конфликт вызывают симптомы физических нарушений (параличи, слепота, боли и др.). Как Вы поняли, все люди, согласно Фрейду, неизбежно внутренне конфликтны. За многими проявлениями фантазии, творчества и др. лежит, согласно идеям психоанализа, прежде всего скрытая сексуальная проблематика, все это — как бы символическое воплощение нереализованных желаний. (Вопреки распространенному среди непсихологов мнению, Фрейд не предлагал ожидать за каждым образом непременно сексуальную подоплеку — ее может и не. быть — но в общем случае она для него несомненна.) Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознаваемым — а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю — задача психоанализа как терапевтического метода, с чем вы познакомитесь в дальнейшем.
Учение Фрейда, которое мы изложили крайне неполно и схематично, а оно к тому же трансформировалось в процессе своего развития — всегда вызывало самые противоположные мнения, от восторгов до абсолютного неприятия. Вместе с тем относительно ряда открытий Фрейда ему воздает должное подавляющее большинство современных психологов.
Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само по себе существование бессознательного признавалось рядом авторов и до Фрейда; однако динамика влияния бессознательного на сознание, взаимодвижение содержаний, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе когнитивным пространством (то есть сферой преимущественно познавательной), но стало частью живой, эмоциональной, мотивированной человеческой жизни, во многом детерминированной бессознательным.
Сексуальная сфера человеческой жизни, значение которой сейчас отрицать было бы странно, вошла в круг психологического изучения также благодаря Фрейду (кстати, далеко не сразу пришедшему к идее сексуальной обусловленности неврозов и долго ей сопротивлявшемуся. Вопреки мнениям и слухам, сам Фрейд был очень строг в сексуальной жизни). Другой вопрос, какое значение придавать сексуальности — например, сводить ли к ней любовь или нет, соотносить ли с ней высшие этические проблемы человека и т. д. Так называемый пансексуализм Фрейда — то есть стремление объяснять основные переживания человека проблемами, связанными с сексуальностью — неоднократно критиковался в том числе и учениками венского врача, который, будучи человеком очень непростым в общении, часто в этих случаях прерывал с ними отношения.
Далее, Фрейд привлек особое внимание к роли детского, прежде всего — семейного опыта в развитии личности; значительное число психотерапевтов, в том числе и непсихоаналитиков, включает его проработку в процесс помощи тем, с кем работают.
Наконец, идея психологической защиты — одна из центральных в современной психотерапии. Не всеми разделяются теоретические объяснения, предложенные Фрейдом, но, как правило, признается, что именно его идеи повлияли на большинство терапевтических систем, в том числе далеко от нега ушедших; лидеры значительного числа крупных психотерапевтических направлений прошли школу психоанализа.
Фрейдовский психоанализ действительно представлял абсолютно новую психологическую систему: в литературе можно встретить термин «психоаналитическая революция». Он оказал грандиозное влияние на искусство: оно проявляется — иногда вполне непосредственно, через перенос символов — в фильмах Ф. Феллини и И. Бергмана, прозе А. Мердок, живописи С. Дали и др.
Отметим, однако, что Фрейд распространил на всех людей те закономерности, которые он увидел при работе с невротиками, то есть людьми нездоровыми; правомерность этого спорна, и, как мы увидим вскоре, многие современники и авторы, творившие позже, будут подчеркивать необходимость рассмотрения прежде всего здоровой психики, высших тенденций человека.
Так, Л. С. Выготский[26], превосходно знавший психоанализ, говорил о необходимости вершинной психологии — в противовес психоаналитической глубинной; в гуманистической психологии центральным станет представление об исходной доброте (а не агрессивности, как в психоанализе) человека и личностном росте; ряд психологических направлений будет обсуждать проблемы, близкие к проблемам духовности, от которых Фрейд, по сути, уходил, представляя человека прежде всего с позиций естественнонаучных.
Фрейд — как и другие крупнейшие представители психоанализа и близких к нему направлений — не пользовался в работе экспериментальным методом; психоанализ, под которым его создатель понимал не только метод лечения и не только теорию, но и метод исследования психики, предполагал работу преимущественно на основе по специальным правилам построенной беседы психоаналитика и пациента. Основные психоаналитические положения вообще очень трудно поддаются экспериментальной проверке, что вызывает нарекания со стороны академически ориентированных психологов.
Еще один вопрос, который у Вас, быть может, возник: если психоанализ возник как метод лечения, то почему он рассматривается в русле психологии, а не медицины?
Во–первых, медики (психиатры) рассматривают его и как часть медицины. Во–вторых, сам Фрейд настаивал на том, что психоанализ — прежде всего часть психологии, так как представляет картину психической жизни человека в целом, и часто подчеркивал, что он не столько врач, сколько исследователь. Более того, он полагал, что специалист в области психоанализа не должен непременно обладать медицинским образованием, и говорил о так называемом неклиническом анализе и его возможностях. Отметим, что, хотя среди психоаналитиков значительное число составляли медики, ряд выдающихся представителей этого направления таковыми не являлись — например, один из величайших психологов и философов XX в. Эрих Фромм.
Разумеется, психоанализ как направление не соотносится только с именем своего основателя. Многие ученики Фрейда (или те, кого он считал учениками), в большинстве не разделяя пансексуализма своего учителя, развивали собственные учения о содержании и роли бессознательного в психической жизни, разрабатывали собственные подходы к психотерапии.
Среди ближайших учеников Фрейда наиболее известны А. Адлер и К. Г. Юнг. Строго говоря, их теории трудно назвать психоанализом во фрейдовском смысле — в связи с чем основатель психоанализа в определенный момент порвал с ними отношения. Соотносясь с психоанализом в некоторых аспектах — в частности, в признании бессознательного — эти теории стали оригинальными направлениями психологической мысли, серьезно повлиявшими на современную психологию.
Направление, основанное австрийским (с угрозой прихода к власти фашизма эмигрировавшим в США) психологом Альфредом Адлером (1870—1937) называется «Индивидуальная психология»; название подчеркивает отношение к каждому человеку как к неповторимой индивидуальности; человек движим своими целями в присущем именно этому человеку «жизненном стиле».
Центральной идеей Адлера является идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется, по Адлеру, исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать.
Переживание неполноценности (помимо возможного переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов — точнее, отношения к себе окружающих в связи с дефектом) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых, полагал Адлер, — обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, то есть братьями и сестрами (Адлер полагал при этом очень важным порядок рождения и предлагал различные модели развития для единственного ребенка, старшего ребенка, одного из «средних» детей, младшего ребенка). Опыт отношений, получаемый ребенком до 5–летнего возраста, является решающим для развития детского характера и более того — именно этот период, по Адлеру, определяет характер человека вообще (отметим сразу спорность этого положения).
Итак, исходным является чувство неполноценности. Первоначально Адлер полагал, что компенсация должна идти по линии самоутверждения, следования зову «воли к власти»; впоследствии, однако, он стал говорить о самоутверждении за счет обретения чувства превосходства. При этом существуют два пути — конструктивный и деструктивный (формирование характера, собственно, и связывается с формируемой стратегией самоутверждения).
Конструктивный, здоровый путь означает самоутверждение в деятельности во благо другим и в сотрудничестве с ними; деструктивный, нездоровый — за счет унижения других и эксплуатации.
Выбор пути самоутверждения зависит от развития и «сохранности» социального интереса — под ним Адлер понимал чувство сопричастности человечеству, готовности к сотрудничеству; оно, по–видимому, врожденно, но само по себе слишком слабо и в неблагоприятных условиях приглушается или извращается — в силу переживаемого в детстве отвержения, агрессии со стороны близких, либо, напротив, в силу избалованности, когда нет нужды заботиться о сотрудничестве.
В первом случае человек в будущем будет как бы мстить человечеству, во втором — требовать привычного отношения, и в обоих случаях оказывается в позиции не дающего, а берущего. Именно это — ключевой момент терапии: человек с «ошибочным жизненным стилем» как бы существует в условном мире, мире, в котором он не обнаруживает собственной неполноценности, замаскированной позицией «берущего», псевдосильного; это, однако, не снижает тревоги, ибо переживание неполноценности сохраняется — хотя и не осознается. Задача терапевта — восстановить реалистические отношения пациента с миром, раскрыть его навстречу другим.
Согласитесь, если это и психоанализ, то совсем другой, где место сексуальной проблематики — отнюдь не на первом плане. Идея Адлера о важности чувства безопасности в развитии ребенка — одна из главных идей ряда психотерапевтических направлений, базирующихся на психоанализе и гуманистической психологии.
Совершенно особую мировоззренческую систему предложил швейцарский психолог, врач и философ Карл Густав Юнг (1875—1961) — автор, влияние которого на мировую культуру сопоставимо по масштабам с влиянием Фрейда (а в настоящее время его идеи обретают еще большую популярность). Сам Фрейд в недолгую пору их дружбы считал его наиболее талантливым из своих учеников и полагал своим преемником; однако их теоретические расхождения были очень велики, прежде всего потому, что для атеиста и материалиста Фрейда были неприемлемы взгляды Юнга, непосредственно связанные с религией и мистическими учениями.
Основы теории Юнга, называемой «Аналитическая психология» — учение о коллективном бессознательном, существующем в душевной жизни наряду с личным бессознательным и сознанием (и во взаимодействии с ними). Если личное бессознательное формируется в развитии индивидуального опыта человека и представляет содержания, им вытесняемые (речь идет примерно о том же, что относил к сфере бессознательного Фрейд), то в коллективном бессознательном запечатлен опыт человечества, передаваемый наследственно.
Каждый из нас — его носитель в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного является тем глубинным, сокровенным, что определяет особенности поведения, мышления, чувствования. Если содержание личного бессознательного составляют комплексы (именно Юнг ввел это понятие в значении систем черт, образов и переживаний, выстраивающихся вокруг определенного «центрального» переживания и существующих в нас бессознательно и автономно, наподобие самостоятельной личности, относительно независимой от нашего сознания и других комплексов), то содержание коллективного бессознательного составляют архетипы — первоформы, своего рода образцы поведения, мышления, видения мира, существующие наподобие инстинктов; усмотреть непосредственно их невозможно, но можно видеть их проявления в феноменах культуры, прежде всего в мифологии: Юнг обратил внимание на то, что в мифах разных народов, в том числе не общавшихся между собой, присутствуют одинаковые образы — Матери–Земли, Дитя, Воина, Бога, рождения и смерти и т. д. Они, полагал Юнг, и есть воплощение архетипов, и люди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим «образцам», взаимодействующим с содержаниями индивидуального бессознательного и сознания.
Центральное место в «Аналитической психологии» занимает индивидуация — процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Душевная жизнь выступает как бесконечное странствие внутри себя, открытие потаенных, бессознательных структур, требующих — особенно в кризисные моменты жизни — осознания и включения в душевную целостность. Душа, по Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, исполненную энергии, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа исполнена противоположностей (сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное и др.); проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой; в процессе индивидуации человек должен «открыть себя» и принять. Наши скрытые стороны требуют принятия, являясь нам в сновидениях, символически «взывая» к нам; нужно уметь увидеть смысл призыва, игнорирование же — типичное для неподготовленного человека — приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития и кризисным переживаниям, заболеваниям. Важнейшие из открываемых инстанций, воплощающих в различной степени взаимодействующие структуры коллективного и личного бессознательного — «Тень» (своего рода антипод «Я», то есть знания о себе), «Анимус» и «Анима» (мужское начало и женское начало; по Юнгу, в каждом человеке есть и типичные мужские черты — сила, логицизм, агрессивность и т. п. — и типично женские — нежность, эстетизм, заботливость; помимо того, что есть генетические различия, «культурный стереотип» ориентирует на развитие лишь одной стороны); центральным же является архетип «самости», своего рода образ Бога в себе; эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно — ибо, по Юнгу, душа бессмертна.
Как видите, развитие психоанализа в значительной мере уходит от классических фрейдовских представлений по целому ряду вопросов, прежде всего это касается положений о сексуальной детерминации человеческого поведения. Из наиболее ярких последователей З. Фрейда центральное место ей отводил, пожалуй, только Вильгельм Райх (1897—1957), в центре концепции которого оказывается «оргонная энергия» (своего рода вселенская энергия любви), требующая в индивиде свободного выражения; если эта энергия, изначально чистая и светлая, блокируется запретами и сдерживанием, то, по В. Райху, это приводит к ее извращенным проявлениям, в частности, в форме агрессии, скрываемой под приличествующими социальными масками. Сдерживание энергии на различных уровнях проявляется и телесно — в виде «мышечных панцирей», скованности, зажатости; так как Райх утверждал единство души и тела, то, воздействуя на тело (мышечные упражнения, в том числе мимические, работа с дыханием, массаж) возможно высвобождение энергии и облегчение душевных страданий. Основной причиной, делающей невозможным естественное проявление оргонной энергии, Райх считал жесткую систему норм и запретов, существующую в патриархальном обществе, что в особенности проявляется в традициях семейного воспитания. Знаменитый термин «сексуальная революция» был введен именно В. Райхом, подразумевавшим под ним, однако, не сексуальную вседозволенность (как это часто трактуется сейчас), но создание таких условий, при которых возможна естественная реализация оргонной энергии, — если это будет так, то, по Райху, не будет половых извращений, проституции и т. п., которые суть проявления именно подавленной, деформированной оргонной энергии.
Другие крупные представители неофрейдизма (этим термином обозначают те теории и практики, которые, родившись в русле психоанализа, в той или иной степени пересмотрели его положения), не отрицая значение сексуальности, не придавали ей первостепенного значения, в большей степени обсуждая проблемы личностного роста и возникновения невротических тенденций с точки зрения взаимоотношений человека и социального окружения, формирования восприятия мира и самовосприятия, ценностных аспектов становления личности.
Так, КаренХорни (1885—1952), создатель теории, иногда называемой «Культурно–философская психопатология», полагала исходным моментом в развитии личности так называемую «базальную тревогу» переживание враждебности мира по отношению к человеку. С точки зрения влияния культуры, она определяется предлагаемыми ею противоречивыми ценностями, что особенно характерно для интенсивно развивающихся культур; это приводит к патологическим внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что–то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего–либо определенного. В результате человек «убегает» от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни обозначает как «базальное зло» (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.). В результате ребенок оказывается во внутренне противоречивой ситуации: он любит родителей, привязан к ним, но, с другой стороны, переживает их враждебность и собственную бессознательную ответную агрессивность; не в состоянии осознать истинный источник угрозы конфликта, ребенок переживает его как неопределенную опасность, исходящую от мира, что и означает тревогу. Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения, при которых вероятность угрозы субъективно уменьшается. Невротические тенденции соотносятся с тем фактом, что личность начинает вести себя однопланово, реализуя лишь ту тенденцию, которая бессознательно избрана как уменьшающая потенциальную опасность и соответствует желаемому идеальному образу самого себя (так называемое «идеальное Я»), в то время как другие остаются нереализованными.
Хорни обсуждает три основные тенденции личности: стремление (направленность) к людям, стремление (направленность) против людей и стремление (направленность) от людей. Эти тенденции характерны и для здоровой личности — все люди в различные моменты жизни могут стремиться к взаимодействию, бывают агрессивны или стремятся к одиночеству; но если у здоровой личности эти тенденции уравновешивают друг друга, то невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит в реальности не к уменьшению тревоги, но, напротив, к нарастанию — в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются; в результате невротик попадает в ситуацию «невротического круга», так как, стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению.
Моделью может служить фрагмент из «Маленького принца» А. Сент–Экзюпери: на вопрос, почему он пьет, Пьяница отвечает: «Потому что мне совестно!»; на вопрос, отчего ему совестно, следует ответ: «Совестно, что я пью».
Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего «реального Я», в пользу иррационального «идеального Я», позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезопасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу.
Если бы невротик мог сформулировать, почему он ведет себя так, как ведет, он ответил бы:
«Если я буду всем помогать, никто меня не обидит» (тенденция «к людям»),
или «Если я буду сильнее всех, никто не посмеет меня обидеть» (тенденция «против людей»),
или «Если я от всех спрячусь, никто не сможет меня обидеть» (стремление «от людей»).
Эти тенденции, закладывался в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности. Фокус терапии, предлагаемой Хорни, — восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути (ибо невротические тенденции могут возникать на разных этапах жизни), причем Хорни, в отличие от Фрейда, не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний. Она была и более оптимистична в том отношении, что не полагала детство, фатально определяющим психическую жизнь человека.
Крупнейший специалист в области возрастного развития Эрик Эриксон (1902—1990) главную роль в формировании личности отвел человеческому «Я», которое не просто служит «Оно» (как утверждал Фрейд), но отвечает за главное — психическое здоровье личности, ее «идентичность» (в представлении Эриксона это означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Развитие личности Эриксон рассматривал с точки зрения усиления «Я» и продвижения к идентичности (его теория часто называется «Эго — психология» или, что то же самое, «психология Я»). На пути «интеграции Я» личность проходит, по его представлениям, 8 стадий развития, охватывающих путь человека от рождения до смерти; каждая стадия представлена как кризис, ставящий человека перед условным (не обязательно осознаваемым) выбором в сторону усиления «Я» или его ослабления; наиболее принципиальным для становления идентичности является возраст отрочества. Сами стадии, по Эриксону, заданы генетически, но позитивное или негативное разрешение кризиса определяется особенностями взаимодействия с социумом.
Проблемы отношений человека с социумом и их влияния на развитие личности — в центре внимания и других психоаналитиков.
Так, Г. Салливан (1892—1949), создатель теории «межличностной психиатрии», полагал, что межличностные отношения всегда представлены в человеке, и уже первое вхождение ребенка в мир есть вхождение его в более широкую сферу, чем просто отношения с матерью — уже в том, как мать берет ребенка на руки, проявляются те отношения, в которые вступала мать на протяжении своей жизни.
Для Эриха Фромма (1900—1980) главная проблема — проблема обретения личностью психологической свободы, истинной жизни в условиях общества, старающегося эту свободу подавить, нивелировать человеческую личность, в связи с чем человек чаще всего «убегает от свободы»[27] — ведь бытие самим собой означает возможность риска, отказа от привычной стереотипной безопасности, — и становится конформистом, разрушителем или авторитаристом, полагая, однако, что это и есть свобода. Тем самым человек лишает себя настоящей, полноценной жизни, подлинной свободы, которая является свободой для мира (а не от мира), подменяя истинные ценности мнимыми, из которых главной оказывается ценность обладания[28]. Концепция Фромма называется «Гуманистический психоанализ».
Таким образом, психоанализ весьма разнообразен, и часто при сравнении той или иной психоаналитической концепции с теорией З. Фрейда обнаруживается больше различий, чем сходства. Вместе с тем те классические положения, о которых речь шла выше — роль бессознательных компонентов в психической жизни, роль детского опыта взаимоотношений со взрослыми, проблема внутреннего конфликта, формирование психологических защит, — присутствуют практически в любой психоаналитической концепции, что и дает возможность говорить о психоанализе как направлении.
В отношении же З. Фрейда приведем слова В. Франкла (о котором речь ниже), сравнившего его роль с ролью фундамента здания: фундамента не видно, он скрыт под землей, но здание без него не стояло бы, точно так же идеи З. Фрейда лежат в основе подавляющего большинства направлений современной психотерапии, в том числе далеко от Фрейда ушедших, но сумевших развиться благодаря тому, что было от чего отталкиваться (впрочем, достаточно многочисленны психологи, работающие в рамках ортодоксального фрейдизма).
Мы уделили психоанализу достаточно много внимания в силу того, что это направление имело на психологию в целом, особенно западную, и психологическую практику в частности влияние, несоизмеримое с влиянием других направлений.
К нашей стране это относится в меньшей степени. В 20–е гг. психоанализ был популярен, но затем — в силу причин не только научных, но и политических — объявлен реакционным лжеучением. В последние годы, однако, отношение к нему стало более объективным и уважительным, работы крупнейших психоаналитиков — в том числе всех упомянутых — широко издаются, организованы психоаналитические сообщества и т. д.
Итак: в психоанализе и связанных с ним направлениях разрабатываются проблемы бессознательной детерминации человеческого поведения; области его приложения — прежде всего психотерапия (в том числе неврачебная) и воспитание, прежде всего — семейное.
Бихевиоризм
Другим влиятельным направлением, также существующим (и также изменившимся со времени своего основания) до настоящего времени и которому также иногда приписывается «революционное» значение, стал в начале XX в. бихевиоризм (от английского слова behavior— поведение), программу которого провозгласил в 1913 г. американский исследователь Джон Уотсон (1878—1958). Как и психоанализ, бихевиоризм противостоял тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании как предмете психологии, однако основания для противостояния были совершенно иные. Бихевиоризм складывался как научно–исследовательское направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни.
Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т. п., не могут считаться научными; все они — продукт человеческого самонаблюдения, то есть субъективны, наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.
Один из крупнейших бихевиористов, Беррес Фредерик Скиннер (1904—1990), называл подобные понятия «объяснительными фикциями» и лишал их права на существование в науке.
Что же может быть, с точки зрения бихевиористов, предметом изучения? Ответ: наблюдаемая активность организмов, то есть поведение. «Поток сознания мы заменяем потоком активности», — объявил Д. Уотсон (адресуясь таким образом к теории «потока сознания» У. Джеймса). Он провозгласил следующие задачи бихевиоризма: объяснять поведение человека, предсказывать поведение человека, формировать поведение человека. Укажем, что на формирование идей бихевиоризма сильное влияние оказала русская физиология, в частности работы В. М. Бехтерева, после разочарования в психологии Вундта, разрабатывавшего на основе учения о рефлексе так называемую «объективную психологию» (позже — «рефлексологию»), и И. П. Павлова, чьи представления о формировании условного рефлекса получили в бихевиоризме название «классическое обусловливание».
Активность — внешняя и внутренняя — описывалась в бихевиоризме через понятие «реакция», которым обозначались те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами — сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S–R, в соответствии с которой воздействие, то есть стимул (S) порождает ответное поведение организма, то есть реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона — научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение! Следовательно, нужно проводить
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Источник: http://cyberpedia.su/15×1125.html
Читайте также:- Теория психоанализа - теория психоанализа
- Защитные механизмы психики - защитные реакции психики
- Влияние алкоголя на психику - влияние алкоголя на психику
- Лабильность - что это такое? Значение понятия в медицине и психологии - лабильная психика что это такое
- Психолог и психотерапевт в чем разница: чем отличаются от психиатра, отличия от клинического специалиста, что общего, чем занимаются? | - психолог и психотерапевт в чем разница
- Психолог в Чебоксарах - психолог чебоксары
- Куда позвонить, если вам тревожно: телефоны бесплатной психологической помощи в период пандемии; Нож - психолог по телефону
- Психические явления и их свойства - психическое явление
- Сеанс психотерапии: первый особый сеанс при депрессии, гипотиреозе, неврозах - сеанс психолога
- Ответы психолога - ответ психолога
Добавить комментарий