ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ; Студопедия — системное качество организма и психики человека

16.06.2018

Ученые пришли к выводу, что движение– это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством –способностью отвечать на воздействия.Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Системное качество организма и психики человека

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира.

Ученые пришли к выводу, что движение– это способ осуществления материи, важное свойство, которое присуще ей. Любая материя всегда пребывает в движении, изменяется. Также любая материя, включая человеческий мозг, обладает всеобщим качеством –способностью отвечать на воздействия.Отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия. При переходе к неживой природе изменяются и формы ее движения. Следует отметить, что живому материалу присущи биологические формы отражения и на определенном этапе развития живой материи возникает психика человека как форма отражения.

Предварительные условия развития психики называют предпосылками развития.К ним относятся природные свойства организма человека. Во второй половинеХIХ в. и первой половинеХХ в. в научном сознании укрепилась идея о том, что врожденные особенности, наследственность обусловливают всю жизнь человека, его развитие. Благодаря многочисленным исследованиям ученые пришли к выводу, что без человеческого мозга не могут возникнуть и человеческие психические качества.

После многочисленных исследований было установлено, что человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни. Для того чтобы стать человеком, необходимо определенное строение мозга, условия жизни, воспитание.

Л.С. Выготский считал, что процесс психологического развития человека происходит по историческим законам, а не по биологическим. Но отличие от эволюционного процесса заключается в том, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, который изменяется по эволюционным законам. Каждая ступень в развитии высших психических функций возникает вместе с изменениями центральной нервной системы. Высшие психические функции не могут быть поняты без биологического изучения. В онтогенезе человека представлены два типа психического развития: биологический и исторический. Оба процесса связаны отношением преемственности и последовательности.

Чрезвычайная пластичность, обучаемость – важнейшие особенности человеческого мозга, которые отличают его от мозга животного.

Овладевая культурным миром прошлых поколений, дети усваивают общественный опыт, знания, умения, психические качества, свойственные человеку. В процессе усвоения общественного опыта рефлекторные механизмы объединяются в сложные формы – функциональные органы мозга. Каждая такая система работает как единое целое, выполняет новую функцию, которая отличается от функции составляющих ее звеньев: обеспечивает речевой слух, музыкальный слух, логическое мышление и иные свойственные человеку психические качества.

Природные предпосылки необходимы для психического развития, но психические качества ребенка зависят от условий жизни и воспитания.

Источник: http://studopedia.ru/14_53117_psihika-cheloveka-kak-predmet-sistemnogo-issledovaniya.html

Понятие психики

План:
1. Характеристика психики
2. Функции психики
3. Общие закономерности
4. Эволюция психики

1. Характеристика психики
Психика, а именно закономерности ее возникновения, формирования и проявления, является предметом изучения современной психологии.

Психика – это системное качество головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений окружающего мира. Главное качество, функция психики, а также одна из базовых категорий психологии – отражение. Отражение – это многоуровневый активный процесс переработки информации об объекте отражения и создания адекватной модели этого объекта. Психика – это «субъективный образ объективного мира», т.к. мы отражаем действительность через призму нашего внутреннего мира.

Физиологическая основа психики – головной мозг, а именно нервная система и особенности ее работы. При этом важно не только наличие определенных отделов мозга, но главное множественных связей между ними. Чем больше этих связей, отношений, чем они сложнее, тем совершеннее психика, тем богаче опыт человека.

Для полноценного функционирования психики необходимы следующие условия:
— Полноценная деятельность мозга;
— Постоянный приток внешней информации;
— Взаимодействие с людьми и объектами культуры, в которых сконцентрирован опыт человечества в целом.

Функции мозга включают обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Мозг человека выполняет высшую функцию — мышление. Одной из функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

системное качество организма и психики человека

Головной мозг человека:

1. Полушарие большого мозга (Конечный мозг)
2. Таламус (Промежуточный мозг)
3. Гипоталамус (Промежуточный мозг)
4. Средний мозг
5. Мост
6. Мозжечок
7. Продолговатый мозг

системное качество организма и психики человека

системное качество организма и психики человека

2. Функции психики:
— Активное отражение воздействий окружающей действительности;
— Регуляция поведения и деятельности. Поведение – это внешняя форма проявления психики;
— Осознание человеком себя и своего места в окружающем мире, а, следовательно, адаптация и правильная ориентация в нем.

Нервная система бывает:
— центральной (головной и спинной мозг) (ЦНС)
— периферической (нервные окончания – рецепторы – которые воспринимают различные виды энергии (механическую, химическую, электромагнитную) и преобразуют ее в нервный импульс.

системное качество организма и психики человека

Самый молодой и совершенный отдел нервной системы – кора головного мозга. Здесь образуются мышление и сознание человека, высшие уровни мышления у животных. Единица нервной системы – нервная клетка – нейрон.

3. Общие закономерности

Все органы человека имеют строго определенное представительство в коре головного мозга (при этом, чем более развит и задействован орган, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга);
В обработке информации в итоге принимает участие вся нервная система и головной мозг (принцип системной деятельности головного мозга);

Психика разнообразна в своих формах и проявлениях:
— Психические процессы – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и последующее осознание человеком воздействий окружающей среды. Они делятся на познавательные процессы (ощущение, восприятие и т.д.) и эмоционально-волевые процессы.
— Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Это направленность, способности, темперамент, характер.
— Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент. Это активность, пассивность, усталость, апатия, бодрость, тревога и др.
— Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, умений, навыков.

4. Эволюция психики

Этапы развития психики

1) антропсихизм (Декарт) — психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3) биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуще и растениям);

4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);

6) критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности

Дарвин после экспедиции совершенной им пришел к выводу, что все виды достигли своего многообразия в результате изоляции, когда та или иная группа была отделена от другой морским проливом или горной цепью. Дарвину нужно было объяснить, почему эволюция данной группы шла именно в таком направлении. Дарвин основывался на теории о человеческом обществе Томаса Мальтуса.1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят от одной формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся миллионы лет».

По мнению Мальтуса рост численности населения происходит гораздо быстрее, чем рост источников пропитания. В случае голода или войны, когда пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в борьбе за существование побеждает сильнейший.

(Как животном мире осуществляется борьба за существование?)

С точки зрения теории эволюции даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору, обладают поведением адаптированным к их образу жизни.

Человек смог выработать способность устанавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение, путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым неудачно.

Эволюционная теория утверждает, что наиболее приспособленные к данной среде особи оставят больше потомства, чем менее приспособленные, потомки которых постепенно будут уменьшаться и исчезать. Эта теория позволяет понять, как происходила эволюция поведения и психики со времени появления жизни на Земле до наших дней. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Источник: http://helpiks.org/5-18231.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика Организм и психика

Резюме

Научная психология представляет собой некоторый «смыс­ловой подуниверсум», определœенную субкультуру, поддерживаемую сообще­ством людей, исследующих явления, относящиеся к внутренней, ментальной жизни человека, и вырабатывающих согласованный, упорядоченный взгляд на эти явления. Для вхождения в эту культуру и эффективного освоения принятых здесь взглядов крайне важно овладение специфическими понятиями и термина­ми. Специфический характер психологических феноменов заключается в кажу­щейся их очевидности для любого человека. Между тем для обнаружения мно­гих психических явлений требуется специальная организация исследования.

Основными категориями психологии являются категории мотива, образа, действия (деятельности), общения и личности. Основными объяснительными принципами, препятствующими беспредельному расползанию мысли при по­строении психологических теорий, являются принципы детерминизма, систем­ности и развития.

Подобно другим наукам психология имеет свой предмет, объект и методы исследования. В качестве объекта психологии выступают прежде всœего люди и группы людей, а также животные, группы животных и продукты творческой, созидательной деятельности человека. Предметом психологии являются запе­чатленные в системе чувственных и умственных образов, мотивов, действий, от­ношений между людьми и личности как ядра этой системы закономерные связи субъекта с физическим и социальным миром. Специфика предмета и объекта психологии определяет и специфику некоторых методов исследования, напри­мер использование опросников и проективных методов.

Вопросы и задания

для самоконтроля

1. В чем отличие донаучной психологии от научной?

2. Что означает выражение «психика как особая форма жизнедеятельности»?

3. Опишите и сравните предмет и объект психологии.

4. Перечислите, какие, по вашему мнению, качества человека могут проявлять­ся в том, как он обычно оформляет свою внешность?

Глава 2

Как уже говорилось выше, выживание организма, его суще­ствование связано с соблюдением определœенных внутренних условий, заданных эволюцией данного вида. Это и определœенная температура тела, и кислотно-ще­лочной баланс, и осмотическое давление, и концентрация соли и сахара в плаз­ме крови, и многие другие физиологические функции и параметры. Несоблю­дение каждого из этих условий может оказаться для организма губительным. К примеру, одним из важнейших параметров внутренней среды является кис­лотно-щелочное равновесие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оценивается по концентрации водородных ионов в крови (рН крови) и колеблется в очень узких пределах от 7,32 до 7,45. Сдвиг рН на 0,3 может быть опасным для жизни, поскольку от этого показателя зависит активность ряда ферментов, проницаемость мембран, синтез белка и т.д.

В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность со­хранять относительное динамическое постоянство внутренней среды, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляет одно из базовых свойств всœего живого. Это свойство получило на­звание гомеостаза (от греческих homoios — равный и stasis — состояние). Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активно­го взаимодействия организма со средой: поглощаемые с пищей, водой и при га­зообмене вещества, уподобляясь химическому составу организма, входят в его морфологические структуры и, разрушаясь, отдают скрытую в них энергию, после чего продукты распада удаляются из организма, при этом разрушенные молекулы заменяются новыми, что в то же время не приводит к нарушению це­лостности структурных элементов организма.

Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось не­сколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная и психическая. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом. Из перечисленных для нас наибольший интерес представляют три последние системы, поскольку они принимают участие в возникновении психи­ческих феноменов.

Эндокринную систему образуют несколько желœез внутренней секреции, функционально связанных друг с другом. Вещества, выделяемые этими желœеза­ми, называются гормонами. Гормоны оказывают влияние на различные обмен­ные процессы, обеспечивающие гомеостаз. Οʜᴎ интенсифицируют или ослабля­ют деятельность органов и систем организма в зависимости от характера нару­шений гомеостаза. Активность желœезы варьируется по принципу отрицательной обратной связи: если уровень гормона в крови ниже, чем это требуется организ­му в данных условиях, она усиливается и наоборот. Стоит сказать, что для нас важно то, что актив­ность желœез эндокринной системы определяется как внутренними, так и внеш­ними факторами. В частности, при изменении условий среды — температуры, освещенности, физической нагрузки — их активность также может изменяться в соответствии с потребностями организма. На этом примере видно, что для реги­страции этих изменений необходимы особые, чувствительные к ним аппараты.

Эндокринная система имеет несколько уровней регуляции, отличающихся друг от друга по степени интегрированности ее ответных реакций. Высшим цен­тром регуляции эндокринных функций является гипоталамус — особое образо­вание в основании мозга, в котором происходит слияние нервных и эндокрин­ных элементов в единую нейроэндокринную систему. Это образование служит своеобразным посредником между нервной и эндокринной системами регуля­ции гомеостаза. Нервная и эндокринная системы, выполняя сходные функции по управлению состоянием внутренней среды организма, отличаются друг от друга не только механизмами (в эндокринной системе это гуморальная регуля­ция, ᴛ.ᴇ. регуляция с помощью веществ, растворенных в крови, в нервной — это регуляция с помощью передачи нервного импульса по нервному волокну), но и скоростью и продолжительностью регулирующего воздействия. Эффект воздействия при нервной регуляции имеет локальный характер, ᴛ.ᴇ. проявляется в том мес­те, куда направляется соответствующий сигнал, при эндокринной регуляции эффект действия длительный и не имеет локального характера, поскольку гор­моны разносятся кровью по всœему организму. К примеру, гормоны щитовидной желœезы усиливают окислительные процессы во всœех тканях.

Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутрен­ней среды организма по типу нервной регуляции: здесь находятся центры голо­да, жажды, поддержания температуры тела, водно-солевого обмена и половой активности. В то же время в нем имеются особые нервные клетки, обладающие функциями желœезы и продуцирующие нейрогормоны. Именно с помощью этих нейрогормонов осуществляется связь между нервной и эндокринной система­ми. Отдельные группы клеток в гипоталамусе продуцируют гормоны, которые непосредственно влияют на определœенные органы, к примеру гормон, который способствует задержке воды в организме при ее недостатке.

При этом важно отметить то, что, к примеру, при длительном дефиците воды этого механизма оказывается недостаточно, и с изменением осмотического дав­ления и концентрации воды в клетках включаются нервно-психические меха­низмы регуляции: через химические рецепторы в центральную нервную систе­му наступают импульсы о начинающемся нарушении водно-солевого гомеостаза; на основании этого в ней возникает так называемое мотивационное возбуж­дение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ человек субъективно переживает как жажду; действия начинают направляться на ее устранение, формируется поведенческая реакция на удов­летворение потребности в воде; при этом активизируется деятельность слухо­вых, обонятельных и зрительных органов в комплексе с центрами, направляю­щими движения.

Особенно высокую активность гипоталамус проявляет при реакциях орга­низма на стресс, когда происходит мобилизация всœех сил для бегства, отраже­ния нападения или другого выхода из опасной или трудно преодолимой ситуа­ции. Здесь мы вплотную подошли к интересующей нас теме — участию психики в регуляции поведения, связанного с поддержанием гомеостаза.

Из изложенного видно, что живой организм представляет собой открытую систему. Поддержание внутренних условий его существования возможно толь­ко за счет непрерывного обмена веществом с окружающей средой. В процессе эволюции одним из механизмов приспособления к окружающей среде, очень важным по последствиям, стала способность к перемещению в пространстве (П.К. Анохин). При изменении условий существования в данном месте в небла­гоприятную сторону организм, обладающий этой способностью, может переме­ститься в более благоприятные условия. Вместе с тем, он может сам активно за­хватывать пищу и избегать опасных объектов.

С обретением способности к активному перемещению в пространстве воз­никла крайне важность в особых органах, информирующих организм о происхо­дящих при этом изменениях в окружающей среде. Перемещаясь в пространстве, организм сам создает постоянно изменяющиеся условия, в которых он находит­ся. При этом важным условием выживания становится знание об этих измене­ниях, оно обязательно должно предшествовать наступлению биологически зна­чимых событий. Для организма поздно реагировать на огонь после того, как он в него попал, гораздо эффективней располагать органом, предупреждающим о возможном наступлении биологически значимого события, к примеру реагирую­щим на тепловое излучение до столкновения с его источником.

По этой причине в процессе эволюции сформировалась система, которая взяла на себя функцию упреждающей регистрации биологически значимых событий — психика. Психика возникает тогда, когда возникает система специализирован­ных клеток, обладающих чувствительностью к биологически нейтральным воз­действиям в отличие от раздражимости — свойственной любой живой клетке способности реагировать на биологически значимые воздействия (А.Н. Леонтьев). Психика возникает тогда, когда появляется способность строить образ окру­жающей среды, в котором находят отражение ее свойства. Психический образ окружающей среды строится на основе активных преобразований нервной си­стемой информации, которую доставляет к чувствительным клеткам, рецепто­рам, энергия биологически нейтральных средовых воздействий — энергия электромагнитных излучений определœенного спектра, энергия звуковых волн, хими­ческая энергия веществ. При этом количества энергии достаточно для того, чтобы доставить информацию, но далеко не достаточно, чтобы причинить вред организму.

Средства доставки организму информации о происходящих вокруг событиях должны быть надежными, ᴛ.ᴇ. они всœегда должны быть в наличии. Этими сред­ствами являются те наиболее устойчивые физические и химические свойства среды, которые присутствуют постоянно или значительную часть времени. Это — световое излучение, воздушная среда, растворенные и летучие химиче­ские вещества, сила гравитации, само по себе тело животного, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ для нерв­ной системы при построении ею образов выступает чем-то внешним, под­контрольным. Средовые факторы, служащие средством доставки информации нервной системе, обладают одним очень важным свойством — они способны к изменениям, в которых в

определœенной форме воплощается и таким образом «переносится» структура свойств объектов: частота отраженных колебаний, их амплитуда, последовательность и продолжительность. Структура этих изменений, в свою очередь, переносится на структуру ответных изменений, наступающих в нервной системе при ее взаимодействии со средой, порождая ее психический образ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психика животных развивается одновременно со всœе усложняющимися перемещениями в пространстве, а качества психических образов определяютсяДуша же есть суть бытия и форма (logos). такого естественного тела, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в себе самом имеет начало движения и покоя. В случае если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Аристотель

средой обитания этих животных. Процесс построения психических образов неразрывно связан с процессом приспособления к данной среде при активном перемещении в ней.

Для успешного перемещения организма в пространстве нервная система должна также хорошо «знать» взаимное расположение частей тела. Психическим образом, который при этом возникает, является так называемая «схема тела», представляющая со­бой устойчивую психическую структуру, в которой отражена конструкция тела, его пропорции, масса, скоростные характеристики, которые принимаются в рас­чет при построении движений и согласовании их с особенностями наличной фи­зической среды. У каждого человека — свой собственный образ своего собствен­ного тела. В его формировании, как и в формировании любых других образов у человека принимают участие социальные факторы.

Итак, потребность в объектах и средовых условиях определяется особеннос­тями строения и физиологии организма данного вида, а также его индивиду­альными особенностями. Сохранение гомеостаза обеспечивается потреблением характерных для вида веществ и пребыванием в определœенных средовых усло­виях. У животных поведение, связанное с удовлетворением потребностей, при­обретает определœенную форму, которая зависит от характера необходимых для этого объектов и условий и строения тела. Объекты, условия и схема тела пред­ставлены животным в виде психических образов.

Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу — биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяет­ся крайне важностью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются со­циально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личнос­ти — совокупности социально обусловленных и социально значимых психоло­гических свойств. Существование человека как личности тоже связано с сохранением своеобразного «личностного гомеостаза». Он представляет собой совокупность некоторых обязательных условий, соблюдение которых только и по­зволяет человеку существовать как личности. «Личностный гомеостаз» задает­ся некоторыми социально обусловленными «константами», существенное изме­нение которых влечет за собой тяжелые последствия для личности. К таким, условно говоря, константам можно отнести, к примеру, самооценку (или Я-концепцию) и интериоризированные, ᴛ.ᴇ. усвоенные личностью, ставшие для нее внутренним императивом, социальные нормы и ценности. Их колебания, свя­занные с совершением определœенных социально значимых поступков, болезнен­но отражаются на внутреннем состоянии личности, что проявляется в форме тревоги, гнева или чувства вины.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, поведение человека как организма и личности определяется как биологическими, так и социальными потребностями, к числу которых П.В. Симонов относит прежде всœего потребность следовать социальным нор­мам, производными от которой являются потребности в уважении, привязанно­сти и любви окружающих.

В силу особой роли, которую в организации поведения играют знания об окружающем мире и его образ, потребность познания, которая у человека зани­мает особое место, также играет самостоятельную роль в структуре потребнос­тей животных.

Читайте также

Резюме Научная психология представляет собой некоторый «смыс­ловой подуниверсум», определенную субкультуру, поддерживаемую сообще­ством людей, исследующих явления, относящиеся к внутренней, ментальной жизни человека, и вырабатывающих согласованный, упорядоченный. [читать подробенее]

Резюме Научная психология представляет собой некоторый «смыс­ловой подуниверсум», определенную субкультуру, поддерживаемую сообще­ством людей, исследующих явления, относящиеся к внутренней, ментальной жизни человека, и вырабатывающих согласованный, упорядоченный. [читать подробенее]

Резюме Научная психология представляет собой некоторый «смыс­ловой подуниверсум», определенную субкультуру, поддерживаемую сообще­ством людей, исследующих явления, относящиеся к внутренней, ментальной жизни человека, и вырабатывающих согласованный, упорядоченный. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/pedagogika/view/539751_organizm_i_psihika

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

;color:#000000″>В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Четких критериев одаренности пока не выработано, хотя большинство специалистов сходятся во мнении, что для одаренных детей характерно опережающее развитие, т.е. опережение своих сверстников по ряду психических параметров.

;color:#000000″>Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. ;color:#000000″>

;background:#ffffff»> Теоретико-фундаментальной основой формирования спортивной одаренности с позиций теории и методики физического воспитания, спортивной медицины, антропологии и генетики являются работы следующих авторов: Л.П. Матвеев, Ю.Д. Железняк, В.П.Губа, Н.Ж. Булгакова, Т.С. Тимакова, Б.А. Никитюк, Р.Н. Дорохов, Э.Г. Мартиросов, СВ. Хрущев, В.Б. Шварц.

;background:#ffffff»>Цель контрольной работы – теоретический анализ проблемы развития детской одаренности в спорте.

  1. ;color:#000000″>Подобрать и проанализировать литературу по данной теме.
  2. ;color:#000000″>Раскрыть основные понятия, виды, классификации.
  3. ;color:#000000″>Выявить психологические и возрастные особенности развития детей в спорте.

«>§ 1 Реалии спортивной генетики и природа спортивной одаренности

«> Понятие спортивной одаренности оказывается одним из центральных в теории спортивного отбора. Однако, осознание того, что высокие достижения в спортивной деятельности возможны только при наличии спортивной одаренности, пришло не сразу. Для 60-х и 70-х годов была свойственна дискуссия о том, что является решающим в достижении спортивных успехов, природная талантливость или труд, воспитание, тренировка. В этой дискуссии часто звучали крайние точки зрения. Характерным для прошлых лет может быть высказывание известного лыжника В.Веденина о том, что чемпионом может стать любой целеустремленный человек. [2, » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c «>. » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»> 56]

«>В последние годы уже стали преобладать представления, согласно которым спортивная одаренность предполагает комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки (Т.С.Тимакова, 1985). В настоящее время широко известно, что одаренность спортсмена — это относительно консервативное свойство, в основе которого содержатся природные задатки (Л.П.Матвеев, 1991) .

«>Современную точку зрения на спортивный талант отражает также высказывание В.П.Филина (1991): «Спортивный талант подразумевает комплекс способностей как реализуемых в специфической деятельности морфофункциональных и психофизиологических задатков, являющихся биологическим потенциалом развития». [7, » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c «>. » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»> 24]

«>Обобщая имеющиеся представления о природе спортивной одаренности, можно дать такое определение: «Спортивная одаренность — это врожденные особенности человека, обуславливающие определенный предельный уровень его спортивных достижений». По аналогии с этим понятием «Спортивная талантливость — это врожденные особенности человека, обуславливающие высокий уровень спортивных достижений». Разницу в этих понятиях иллюстрирует такой пример: умение плавать или потенциальные способности к плаванию уже говорят о наличии определенной степени одаренности к этому виду спорта. При этом она может быть низкой, средней и т.п. А талантливость предполагает потенциальные возможности достичь высоких результатов. [5, » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c «>. 14]

«>Такой подход делает правомерной постановку вопроса об измерении спортивной одаренности. Очевидно, она может быть измерена в качественной шкале, в том числе в терминах спортивной квалификации, или в количественной — в величинах максимального спортивного результата и других. Природа спортивной одаренности, как целостной категории, просматривается более рельефно на фоне ее взаимосвязей с ключевыми понятиями теории физического воспитания, такими как физические качества, задатки, двигательные способности, умения, навыки и т.д.

«>В настоящее время сложились устойчивые взгляды на эти взаимосвязи, сформировавшие четко очерченную систему знаний. Согласно современным воззрениям, в основе двигательных способностей содержатся врожденные физические задатки, определяющие индивидуальный уровень спортивных возможностей, которые развиваются и проявляются в процессе спортивной деятельности.

«>Известно, что интегральной. характеристикой имеющихся у человека в данный момент двигательных возможностей являются двигательные качества, формирующие его «подготовленность», как целостный эффект спортивной тренировки. При этом двигательные качества определяются по наличному уровню проявлению какой-либо стороны двигательных возможностей человека, независимо от того, чем они обусловлены — природными задатками, их развитием или знаниями, умениями, навыками. В этом заключается причинная двойственность, заложенная в любом двигательном качестве: с одной стороны, его развитие опосредуется природными задатками, а с другой — тренировкой. [5, » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c «>. 48]

«>В известном смысле понятие способность может выступать в качестве основы для прогнозирования достижения спортивных результатов новичками или спортсменами низших разрядов на будущее. В связи с этим главным при отборе становится выявление потенциальных способностей, а не выявление двигательных качеств, что согласуется с определенными принципами эффективного спортивного отбора, упомянутыми ранее.

«> Приведенные суждения являются достаточно исчерпывающим обоснованием того, что спортивные способности, основанные на природных задатках, являются базисом спортивной одаренности.

«>Известно, что морфофункциональные, психологические и другие особенности составляют качественную основу двигательных способностей Указанные функциональные взаимоотношения морфофункциональных особенностей и двигательных способностей переводят проблему диагностики спортивной одаренности в плоскость выявления тех из них, которые достаточно хороню могут отражать необходимые для определенного вида спортивной деятельности и являться критериями при отборе. [2, » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c «>. 87]

«>В связи с ориентацией при определении спортивных способностей на относительно устойчивые и «прогнозируемые» внимание многих ученых обратилось на признаки, характеризующиеся высокой степенью наследственной обусловленности.

«>В результате спортивная генетика, имеющая главную направленность на решение задач спортивного отбора, начала накапливать эмпирические данные, использование которых весьма полезно для понимания механизмов формирования спортивной одаренности и выбора эффективных критериев перспективности спортсменов. Эти данные были получены как в исследованиях с близнецами, так и в парах родители-дети. [ » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>11]

«>Многими авторами была убедительно показана преимущественная роль генетических факторов в развитии различных двигательных качеств: вьыосливости, взрывной силы (А.К.Москатова, 1983; В.Б.Шварц, 1976, 1984), быстроты (В.Б.Шварц, 1984; Л.Г.Манукян, 1984), быстроты освоения двигательных навыков (В.П.Кореневич, Л.П.Сергиенко, 1984), скорости спринтерского бега (цит. по А.К.Москатовой, 1983).

;color:#0f1419″>§ 2 Спортивная одарённость

«>Очевидно, что ;color:#0f1419″> ;color:#0f1419″>выдающиеся спортивные достижения — это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. ;color:#0f1419″> «>Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие — наследственным способностям, таланту. Сложность поиска спортивных талантов удачно выразила Н.Ж. Булгакова. Допустим, мы хотим разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу. [12]

«>Рослым будем считать человека, который входит в 1% самых высоких в своей возрастной и половой категории людей — в среднем один на каждые 100 обследованных, т.е. вероятность разыскать такого человека 0,01. Те же требования предъявим к людям с более высоким уровнем быстроты. Значит, если представим, что такие люди попадаются в равной мере часто среди людей разного роста (в действительности, по данным Г.С. Туманяна, это не так: длина тела и скоростные качества отрицательно взаимосвязаны между собой), то вероятность встретить человека рослого и с высоким уровнем развития быстроты равна уже 0,0001. Если этот человек к тому же должен овладеть, например, высоким уровнем развития ловкости или выносливости, то возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона. [11]

«>При этом следует заметить, что требования к выдающимся спортсменам не исчерпываются перечисленными двигательными качествами. Спортсмен экстракласса должен отвечать большому числу обязательных условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.

«>Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).

;color:#0f1419″>Проблема способностей — это проблема индивидуальных различий между людьми. ;color:#0f1419″> «>Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы.

«>Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного из замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой пить развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.

;color:#0f1419″>Условно различают три уровня развития способностей: [13]

;color:#0f1419″>1. «>Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы,склонности и т.д.

;color:#0f1419″>2. «>Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

;color:#0f1419″>3. «>Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

«>В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифферинцировок, «чувство темпа», «чувства ритма», способность к адекватным оценкам функционального состояния.

«>В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифферинцировки, точная пространственно-временная ориентировка, «чувство ритма». В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.

«>Некоторые специалисты одним из проявлений «двигательной одарённости» считают способность быстро, «буквально на лету», схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление. [7, » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c «>. 29]

«>В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Академик Астауров Б.Л. отмечает, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.

«>Роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточна. В частности, установлено большая наследственная обусловленность роста по сравнению с массой тела. Значительная наследственная предрасположенность обнаружена (по данным В.М. Зациорского, Л.П. Сергиенко) в латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), в относительной силе мышц и максимальной ЧСС. По результатам исследования Шварца В.Б. генетически обусловлены анаэробные процессы. [8, » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c «>. 76]

«>На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало, что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, сто вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности. [16]

«>Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема критических или чувствительных ;color:#0f1419″>(сенситивных) периодов развития ;color:#0f1419″>. ;color:#0f1419″> «>Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, «не имеющих наследственного предрасположения», наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте. [15]

«>При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст.

«>Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

«>§ 3 Профессионализм тренера как условие развитие одаренности детей и подростков в спорте

;color:#000000″>Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ, является развитие системы поддержки талантливых детей. Президент РФ указал, что в ближайшие годы в России должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. [5, с. 2]

;color:#000000″> ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»> ;color:#000000″>В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, учреждения дополнительного образования детей рассматриваются как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. [1, с. 1] Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно — деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей. [2, с. 8]

;color:#000000″>Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Особенно актуальна эта проблема для российского села. Выявить, создать условия для развития одарённых обучающихся, поддержать способных детей в их обучении и развитии, значит формировать новый сельский прирост населения, конкурентоспособный, выживающий и преуспевающий. ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>

;color:#000000″>Наряду с интеллектуальной, творческой, социальной одаренностью принято выделять психомоторную или спортивную одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

;color:#000000″>Создание условий для развития и носит системный характер и строится на следующих принципах: [3, ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c ;color:#000000″>. 57]

;color:#000000″>- выявление спортивно одаренных детей идет на протяжении всего процесса обучения;

;color:#000000″>- индивидуально-личностная основа деятельности учреждения спортивной направленности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени;

;color:#000000″> — отбор детей для занятий в секции спортивной школы, не имеющих медицинский противопоказаний, постепенный и поэтапный, так как эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна;

;color:#000000″> — обеспечиваться гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

;color:#000000″> — в процесс обучения включены элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка. [2, с. 14]

;color:#000000″>На каждом этапе процесса обучения, учитывая возрастные особенности спортсмена, тренеры – преподаватели спортшколы выстраивают учебно — тренировочный процесс таким образом, чтобы проявляющиеся способности не угасли, а раскрывались в полной мере, имея под собой высокую мотивационную базу. Опытный тренер уже на первом этапе может выделить одаренного ребенка, который физиологически и психологически соответствует спортивной программе того или иного вида спорта.

;color:#000000″>Глубокое понимание основных психофизиологических механизмов вестибулярных реакций тренерами и спортсменами позволяет, в известной мере, использовать скрытые резервы человеческого организма для дальнейшего повышения спортивного мастерства и технических результатов.[4, с. 66]

;color:#000000″>На первом этапе обучения сложность отбора спортивно одаренных детей заключается в том, чтобы правильно определить способность юного спортсмена к тому или иному виду спорта, т.е. изначально, как можно точнее, определить одаренность, выражающуюся в соответствии модельными характеристикам определенного вида спорта. В дальнейшем тренер углубляет знания об индивидуальных способностях спортсмена, с которым работает. Он учитывает, что личностные и индивидуально — типологические особенности формируются на базе наследственно — врожденных задатков. Учитывается спортивная программа, в основу которой положены результаты анализа особенностей личности, характерных для данного вида спорта. [3, с. 41]

;color:#000000″>На учебно-тренировочном этапе в спортивной школе сопровождение одаренных детей строится с учетом их возрастных предпосылок развития способностей, путем составления индивидуальных планов тренировок одаренных спортсменов, соблюдая при этом здоровый баланс, уделяя внимание, всем сторонам развития, не допуская состояния перетренированности. Для этого в планах тренеров — преподавателей предусмотрены восстановительные мероприятия для спортсменов.[4, с. 66]

;color:#000000″>Ставя перед спортсменом конкретные и посильные задачи, задавая определенный тренировочный режим и актуализируя нужные мотивы деятельности, тренеры — преподаватели создают благоприятные условия для поэтапного и оптимального формирования спортивно важных свойств личности одаренного ребенка, влияя на динамику спортивных результатов. Это в свою очередь снижает соревновательный и социальный стресс, повышает эффективность тренировок, сохраняет здоровье, является профилактикой травм и заболеваний, дает информацию о состоянии спортсмена, которая в дальнейшем используется при управленческих решениях, педагогических воздействиях. Тренер поощряет за старание, даже если результат далек от желаемого, награждает за участие, а не только за победу. Помимо культивирования высокого соревновательного духа формируют необходимый дух сотрудничества.

;color:#000000″> В рамках работы со спортивно одаренными детьми тренеры спортшколы понимают и стремятся повышать свою квалификацию для того, чтобы уметь модифицировать упражнения и стимулировать творческий самостоятельный характер воспитанников. Администрация спортивной школы понимает значение дополнительного стимулирования одаренных детей. Для этого обеспечивает спортсменов экипировкой, выделяет премии, изыскивают возможность для участия их в учебно-тренировочных сборах и профильных лагерях, организует встречи с ведущими спортсменами района, области и России. Пиком проявления одаренности спортсмена является его деятельность в группах спортивного совершенствования.

;color:#000000″>Таким образом, созданные условия для развития спортивной одаренности являются важной и необходимой основой всего процесса обучения в спортивной школе, которые помогают раскрыть потенциал юных дарований в избранном виде спорта.

;background:#ffffff»>§ 4 Обучение одаренных в спорте детей

;color:#000000″> Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

;color:#000000″> Учитель должен знать типы одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная типы одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные типы одаренности. Учитель легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными.

;color:#000000″> Учителя редко останавливаются еще на одном виде одаренности, проявляющемся хотя и очень заметно, но в контексте средней общеобразовательной школы, не представляющем все же специального интереса. Речь идет о психомоторной или спортивной одаренности. [ ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>3, c. 23]

;color:#000000″> Ребенок, который занимается спортом, проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений; прекрасно владеет телом при маневрировании; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков. Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

;color:#000000″> Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренные дети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпах развития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией» понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов в сочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитием другого. [ ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>8, c. 59]

;color:#000000″> Распространенный вид диссинхронии вызван неравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных процессов – последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности в психомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется: преподаватели и тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективных детей и подростков для занятий спортом.

;color:#000000″>Однако, многочисленные исследования показали ;color:#000000;background:#f3f3ed»>, ;color:#000000″> что одаренность в психомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферы ребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицит свободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуют развитию их интеллектуальных способностей. Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не интеллектуалы, но если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут хорошо учиться Лишь у некоторых спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности — это относится даже к таким, казалось бы, далеким от интеллекта видам спорта, как борьба или бокс. Многие выдающиеся спортсмены, оставив спорт, становятся политиками (О.Шишигина), удачливыми бизнесменами (А.Винокуров) и, талантливыми педагогами (Ж.Тасеменов). [16]

;color:#000000″> В детском спорте высоких достижений необходимо неукоснительно соблюдать следующее правило: нормальное развитие ребенка ни в коем случае не должно ставиться под угрозу ради кратковременного успеха в спорте. Детский спорт высоких достижений должен быть организован таким образом, чтобы оптимальная спортивная результативность приходилась на период юности и зрелости. Результат, стремление к успеху, материальные и научные интересы не должны становиться самоцелью и тормозить разностороннее развитие ребенка. В рамках спорта высоких достижений ребенок должен иметь достаточное для полного самовыражения поле деятельности. Следовательно, спортивная подготовка детей предполагает и подведение их к самостоятельной деятельности.

;color:#000000″> Занятия спортом высоких достижений не должны иметь отрицательных последствий для будущей жизни юного спортсмена и мешать его учебе в школе. Спортивные интересы детей не могут служить основанием ни для их ущемления, ни для создания им привилегированного положения; дети должны иметь возможность для социальных контактов не только в рамках тренировочно-соревновательного процесса, но и за пределами спорта — в семье, среди друзей и т.д.; следует всячески избегать социальной изоляции юных спортсменов, которая может возникнуть вследствие их особого положения; нужно оставлять им достаточно времени и возможности для занятий на досуге теми видами деятельности, к которым у них есть склонность. ;color:#3e3a3b»> ;color:#000000″>Во многих видах спорта проблема совмещения тренировок и учебы в школе, которые пересекаются по времени, возникает достаточно рано. Расставляя акценты: спортивная карьера или успешная учеба в школе или ВУЗе, многие родители и дети делают выбор в пользу спорта, подчас пренебрегая той составляющей жизни, что осталась «за бортом». Известно, что успех достигается, если нагрузка поступает равномерно с разных сторон, а любая крайность и одержимость приведут лишь к «перекосу» и проблемам.

;color:#000000″> Жесткий спортивный режим вынужденно ограничивает кругозор ребенка — когда он целыми днями проводит на катке, у него самого вряд ли появится потребность заниматься чем-то еще, кроме спорта. Но спортивная действительность такова, что неизвестно, в какой момент успешно стартовавшая спортивная карьера может вдруг закончиться. В этот момент встает вопрос: куда идти, куда податься? Чтобы этого не произошло, не следует давать ребенку замыкаться исключительно в рамках одного лишь спорта. Спортсмену важно понимать и помнить, что есть и другая жизнь, вне катка, и когда спорт для него по той или иной причине заканчивается, это не крах всей жизни и не конец пути. И в этом случае общеобразовательная школа дает отличную возможность влиться в общественную жизнь, расширить кругозор и научиться налаживать социальные контакты. [17]

;color:#000000″> Социальная жизнь в школе куда важнее, чем это может показаться на первый взгляд — она позволяет увидеть, что жизнь вне спорта существует. Вдобавок, ограничение интеллектуальных возможностей спортсмена также впоследствии может затруднять его социальную адаптацию после завершения спортивной карьеры, что порой является одной из причин так называемого «кризиса завершения спортивной карьеры» и депрессии.

;color:#000000″> В пользу совмещения спорта и учебы в школе говорит еще и тот факт, что это способствует развитию навыков самоконтроля, умению планировать свое время, ставить цели и достигать их.

;color:#000000″> Чтобы детский спорт высоких достижений отвечал этим требованиям, нужно обеспечить выполнение следующих организационных мер:

;color:#000000″>1. Участие в тренировочно-соревновательном процессе должно оставлять ребенку достаточно времени для других занятий — учебы, общения с семьей, друзьями и т.д.

;color:#000000″>2. Соблюдение режима дня юного спортсмена.

;color:#000000″>3. Соревнования для определенных возрастных групп должны проводиться на строго определенном уровне. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы предотвратить нежелательное в детском возрасте стремление к высшим спортивным достижениям как символу успеха, а с другой, чтобы избежать опасности переоценки личности ребенка и его соревновательных результатов.

;color:#000000″>4. Тренер несет ответственность не только за спортивную подготовку вверенных ему детей, но и за их общее воспитание для настоящего и будущего. Он должен иметь достаточно четкое представление об основных проблемах биологического, психического и социального развития детей и уметь пользоваться этими знаниями на практике. Для постоянного пополнения педагогических знаний тренер должен регулярно проходить курсы повышения квалификации.

;color:#000000″>5. Следует регулярно информировать родителей о том, каково положение их детей в спорте и учебе, об их перспективах и риске, связанном со спортивной и учебной деятельностью. Это нужно для того, чтобы родители могли выбрать верную педагогическую позицию и в нужный момент поддержать своих детей. [4, ;color:#000000″ xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>c ;color:#000000″>. 141]

;color:#000000″> Родители играют важную роль в процессе педагогического руководства детьми, занимающимися спортом. Нужно поддерживать его и помогать – обеспечить такой образ жизни, чтобы ребенок мог совмещать и школу, и спорт.

;color:#000000″>Спорт – это школа выживания, где учатся терпеть боль, сильную усталость, заставляют себя рано вставать по утрам и жить по жесткому расписанию. В то же время спорт – монетка в копилку личностного роста, уверенности в себе, ресурс как способность выживать, преодолевать сложности, взрослеть. Тот, кто рано заканчивает со спортом, но не видит без него своей жизни, может найти себя «за бортиком» катка. Есть масса возможностей развиваться в спорте «по другую сторону бортика»: спортивным психологом, юристом, агентом, менеджером. В Казахстане эти профессии практически не освоены. Именно поэтому так важно не замыкаться в юности на одной лишь спортивной карьере, пренебрегая образованием».

;color:#000000″> Школа должна обеспечивать юным спортсменам нормальный процесс обучения. Для достижения оптимальных результатов в учебе, нужно разрабатывать учебные программы для одаренных в спорте детей

;color:#000000″>Это можно переформулировать так: чем должны отличаться программы для одаренных детей от обычных учебных программ? Кажется, все причастные к образованию люди понимают, что обучению одаренных следует быть особым, отвечать самым существенным потребностям спортивных детей. Однако немногие знают, как воплотить в жизнь эту идею.

;color:#000000″> При разработке учебных программ следует исходить из положений, основанных на общих особенностях одаренных. На сегодняшний день уровни развития познавательных интересов одаренных в спорте детей не достигают своей высшей ступени, т.е. большинство школьников имеют средний, а нередко и низкий уровень развития интереса. Эти факты подтверждаются в проведенном исследовании психологической службой специализированной школы-интерната для одарённых в спорте детей. На основе результатов этой диагностики мы рекомендуем следующие методы для наиболее рациональной организации педагогического процесса.

;color:#000000″>Методические рекомендации для одаренных в спорте детей и учителей общеобразовательных школ, ученики которых занимаются профессиональным спортом. ;color:#000000″>[14]

;text-decoration:underline;color:#000000″>1. Педагогика сотрудничества ;color:#000000″> — совместный труд учителя и детей

;color:#000000″>- Учение без принуждения. Центральная точка – исключение методов принуждения из соображения гуманности. Попытки принуждать детей учиться изматывают педагога, подрывают его веру в свои силы, в разумность происходящего в школе.

;color:#000000″>- Идея опоры — ключевые слова, знаки исключающие возможность зубрежки. Ученики не только следят за мыслью учителя, но и сами могут проходить путями учительской мысли.

;color:#000000″>- Сверхмногократное повторение с включением зрительной, слуховой и моторной памяти приводит к тому, что ученик все равно будет иметь необходимые знания и умения.

;color:#000000″>- Добиваться насыщенности заданиями открытого типа и иметь свободный выбор (несколько заданий на выбор)

;color:#000000″>- Коллективная работа

;color:#000000″>1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;

;color:#000000″>-Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

;color:#000000″>2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

;text-decoration:underline;color:#000000″>3.Элементы тьюторства определение

;color:#000000″>Общение через социальную сеть,

;color:#000000″> Работа в малых группах

;color:#000000″> Творческие работы

;color:#000000″> При разработке любой программы и отдельного занятия следует постоянно держать в уме то, что развитие способностей идет наиболее эффективно при использовании активных форм обучения групповых дискуссий, мозгового штурма, ролевой игры, групповых и индивидуальных проектов.

;color:#000000″> Целью развития детско-юношеского спорта является воспитание физически и нравственно развитого юного гражданина, укрепление здоровья детей, подростков, юношей и девушек путем совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях, развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также создание необходимых условий для самореализации спортивно одаренных детей.

«>Спортивная одаренность — это врожденные особенности человека, обуславливающие определенный предельный уровень его спортивных достижений.

«>Для того чтобы развивать задатки ребенка, необходимо создать оптимальные условия.

  1. «>Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник. М., 1991. — 543 с.
  2. «>Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. — М.: ФиС. 1970.
  3. «> Платонов К.К. Проблема способностей. — М., 1972. — 312 с.
  4. «> Румынский терминологический словарь //Терминология физического воспитания и спорта. — Румыния, 1974.
  5. «>Сальников В.А. Латентное время напряжения и расслабления мышц и основные свойства нервной системы // Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л., 1975, с. 23 — 30.
  6. «> Теория и методика физического воспитания: Учебник /Под ред. Б.А. Ашмарина. М., 1990. — 121 с.
  7. «>Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И.А. Обучение в спорте. М., 1992.
  8. «> Фарфель В.С. Двигательные способности //Теор. и практ. физ. культ. 1977.
  9. «> Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» //Психологический журнал. 1933, с. 3 — 10.
  10. «>Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.,1994. -317 с.
  11. ;color:#000000″>http://mksosh31.ucoz.ru/index/aktivnye_formy_i_metody_obuchenija_uchashhikhsja/0-229
  12. ;color:#000000″>http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26703-aktivnye-metody-i-formy-obucheniya.html
  13. ;color:#000000″>http://edu.resurs.kz/metod/metodi-obucheniya-v-shkole
  14. ;color:#000000″>http://www.slideboom.com/presentations/59875
  15. ;color:#000000″>http://murzim.ru/index.php?do=murzim&mcatname=narodnye-sredstva
  16. ;color:#000000″>http://edu.resurs.kz/metod/metodi

системное качество организма и психики человека Узнать стоимость написания работы —>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник: http://samzan.ru/126409

Система психики человека

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором
системное качество организма и психики человека

Вернуться назад на Психика человека

Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.

Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.

Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.

Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.

Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.

Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.

Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением.

У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:

1. Бессознательное – неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.

2. Подсознание – представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.

3. Сознание – проявление высших психических чувств, функций и процессов.

4. Сверхсознание (надсознание) – устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).

Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания.

В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния:

1. Психические свойства. Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:

• сила: устойчивость клеток к раздражению;

• подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;

• уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;

• резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;

• лабильность – гибкость нервной системы. Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).

2. Психические процессы. Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные. Познавательные процессы:

• ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;

• восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;

• внимание – состояние концентрации;

• память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;

• воображение – способность к созданию несуществующего образа;

• мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей. Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации. Эмоционально-мотивационные процессы:

• чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;

• эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;

• мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;

• воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.

3. Психические качества (личностные характеристики). Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:

4. Психическое состояние.

Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.

Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.

Для человека психика имеет ряд важных функций:

• Коммуникативная функция – отражение действительности, которое обеспечивает возможность общения. Эта функция дает возможность обращаться к прошлому, будущему и настоящему. Коммуникативная функция дает возможность реализации человеческой потребности в общении.

• Познавательная функция позволяет познавать окружающий мир и осознавать свое место в нем.

• Регулятивная – обеспечение различных форм поведения человека.

Психика человека отражает внешнюю среду, регулируя процесс адаптации и внутреннее содержание поведения. При этом поведение является внешней формой проявления психики.

Элементы психической деятельности неразрывно связаны с деятельностью мозга. Важно ощущать собственную психику как самостоятельное образование, зависящее от собственных чувств и воли.

Психический процесс
Психологическая адаптация
Психологические факторы
Психологическое обеспечение
Психология женщин

Источник: http://center-yf.ru/data/stat/sistema-psihiki-cheloveka.php

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *