Психоаналитик: прием, методы лечения | Food and Health — психоаналитика

15.03.2019

Как показывают научные исследования, человеку обычно не удается вспомнить то, чему подсознание оказывает определенное сопротивление. В своем подсознании клиент хочет что-то изменить, забыть, прекратить свои страдания и неосознанно сопротивляется. Главная задача – избавить его от старой, неудовлетворительной модели поведения.

Психоаналитик

Очень многие задаются вопросом, кто это такой и чем он отличается от психиатра или психолога.

Психоаналитик – это специалист, который занимается психоанализом. Для того чтобы заниматься этой сферой деятельности, необходимо получить дополнительное высшее образование.

Чем занимается?

Главная задача его работы – помочь индивидууму разобраться с самим собой. Специалист помогает пациентам переориентировать свой жизненный путь, выявить скрытые факторы в психологическом поведении.

Если вы заметили какие-либо психические нарушения, которые не дают вам возможности вести полноценный образ жизни, то первым делом стоит обратиться за консультацией к врачу данной категории.

Это своего рода психотерапевт, который имеет базовые знания психологии, профессионально подготовлен.

Как проходит прием у психоаналитика?

У специалиста есть один медицинский инструмент – это слово. Только им он лечит.

На приеме у врача происходит общение, результат которого может оценить степень, важность психологических воздействий. В процессе разговора врач должен интерпретировать все важные события, поделиться ими с пациентом. Стоит углубиться, ознакомиться с самыми дальними переживаниями, заново их пережить. На сегодняшний день ситуации можно воспринимать по другому, то есть интерпретировать происходящее. Таким образом человек сможет сам понять, что именно травмировало его подсознание и оставило глубокий след.

Фрейд называл такое лечение “терапия правды”.

Результат воспоминаний, осознания и понимания правды дает клиенту возможность узнать истину всех своих прошедших переживаний.

Психоанализ может длиться несколько месяцев с регулярными долгими разговорами. Лечение будет считаться успешным, если человек сможет самостоятельно искать причины своих подсознательных конфликтов, успешно их решать.

Методы лечения

Существует несколько методов психоанализа, которые помогают добраться до глубины человеческого подсознания. Давайте их рассмотрим

Свободная ассоциация

Чтобы добиться свободной ассоциации, должны быть максимально комфортные, благоприятные условия.

Во время лечения человек должен быть максимально расслабленным. Его просят присесть на мягкий стульчик со спинкой, проговорить все свои мысли, воспоминания вслух (абсолютно все, что приходит в голову). Это могут быть даже абсурдные, тривиальные, нелогичные мысли. Важное условие такого лечения – отсутствие врача. Клиент должен его только слышать. Таким образом пациент сможет максимально расслабиться.

Основная цель свободных ассоциаций – дойти до самой глубинной связи, которая находится на самой глубине человеческого подсознания. Таким образом специалист сможет выяснить причины, которые так подавляют человека.

Интерпретация сопротивления

Как показывают научные исследования, человеку обычно не удается вспомнить то, чему подсознание оказывает определенное сопротивление. В своем подсознании клиент хочет что-то изменить, забыть, прекратить свои страдания и неосознанно сопротивляется. Главная задача – избавить его от старой, неудовлетворительной модели поведения.

Очень важно, чтобы специалист правильно умел работать с сопротивлением. Только тогда можно добиться положительного результата.

Анализ сновидений

Существует еще один интересный метод, который позволит раскрыть все тайны бессознательного. Для этого нам нужно провести анализ сновидений. Фрейд всегда утверждал, что содержание сновидения – вытесненные желания человека. Он проводил множество исследований и пришел к выводу – через сон можно определить неудовлетворенные желания человека, его переживания.

Психоаналитики склонны утверждать: если правильно работать со снами, то можно понять глубину индивидуума, его симптомы, мотивационные конфликты.

Эмоциональное переучивание

Это процесс поощрения пациентов использованием новых, интеллектуальных озарений их привычного образа жизни. Каждая из методик психоаналитического лечения приводит к тому, что пациент начинает глубоко осознавать причины своего поведения.

Такой способ терапии проводят уже на заключительном этапе, так как сначала необходимо самостоятельное осознание.

Как найти хорошего специалиста?

Не стоит искать через рекламы, газеты или интернет. Если человек действительно обладает знаниями этой сферы деятельности, имеет большой результативный опыт, то он не будет нуждаться в рекламе.

Человек, который получил квалифицированную помощь, остался доволен результатом, обязательно расскажет об этом своим друзьям и знакомых.

Психоаналитики не принимают на территории простых больниц. Они работают на территории частных клиник, так как для результативного общения нужно благоприятная, комфортная атмосфера, а у государственной больницы, к сожалению, нет таких условий. Психоаналитик работает самостоятельно, не просит помощи у других специалистов.

Детский психоаналитик

Детскому специалисту нужно добиться расположения к себе, то есть максимально заинтересовать разговором. Момент беседы можно разбавить ролевыми играми, общаться, поощрять за хорошее поведение.

Зачем ребенку такая помощь?

Детский врач поможет разобраться с проблемами общения, поведения со сверстниками. Также поможет найти истинные причины гиперактивности, отсутствия усидчивости, мнительности, нарушения внимания, застенчивости, упрямства, рассеянности, неуверенности и еще многих детских проблем на психологическом уровне.

В чем преимущества квалифицированного психоаналитика?

Настоящий врач дает пациентам больше пространства. Всегда доброжелательно, уважительно, не директивно относится к клиентам. Внимательно выслушивает все свободные ассоциации, пытается выяснить провоцирующие факторы проблем внутреннего самопознания. В этом врачу помогут его знания, опыт, осознанное сопереживание.

Всегда прислушивается к чувствам, возникающих во время процесса общения с пациентом, а затем анализирует все услышанное.

Помните, что в процессе работы между врачом и пациентом не должно быть никаких отношений, только разговор – и все. Причем во время проведения некоторых методик лечения пациент и вовсе не видит специалиста. Происходит так называемый разговор с самим собой наедине.

Всю полученную информацию психоаналитик не имеет права разглашать. Все остается только между ними.

Источник: http://foodandhealth.ru/vrachi/psihoanalitik/

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Психоанализ тревоги, депрессии, неврозов, неудовлетворенности отношениями в Москве

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия взрослых и детей в Москве

психоаналитикаКак часто в последнее время можно услышать: «Нужна помощь психолога, консультация психотерапевта! Есть ли в Москве хорошие психоаналитики?». Действительно, в жизни современного человека все больше стрессов. Растут требования, нужно справляться со множеством проблем. Все чаще звучат жалобы на неудовлетворенность отношениями, ощущение пустоты, подавленность, потерю смысла жизни. Да и с детьми тоже становится все труднее сладить и родители задумываются о необходимости отдать ребенка в детскую психотерапию, чтобы помочь ему преодолеть возникшие трудности, и начинают непростые поиски детского психоаналитика.

Когда может помочь психоанализ?

психоаналитикаПсихоаналитик и психоаналитический психотерапевт по отзывам многих клиентов, обратившихся за помощью и консультацией, помогают обрести утраченный самоконтроль, вылечить депрессию, тревогу, избавиться от страхов и неврозов. Это не быстрая помощь — у каждого клиента свой темп и своя глубина проблемы. Психоаналитическая психотерапия — это обоюдная работа психоаналитика и клиента, позволяющая решить ряд конкретных проблем: в отношениях с близкими, при тревоге, ощущении безысходности, частых ссорах, психической импотенции, психосоматических расстройствах, бессонницах, фобиях; при душевной боли, переживании горя, потере смысла жизни, проблемах с партнером, стеснительности, ощущении зависимости, невозможности забыть прошлое, излишнем весе.

Детская психоаналитическая психотерапия

психоаналитикаРабота с детьми методом психоаналитической психотерапии может осуществляться с самого раннего детства при трудностях с кормлением, когда младенец не берет грудь, при запорах, младенческих бессонницах. Она обычно проводится в виде игровой психотерапии. Психологическая помощь дошкольникам нужна в случаях, когда, например, ребенок в 2 года или 3 года еще не говорит, если ребенок часто капризничает, не отпускает маму, не может без нее оставаться, заикается, не слушается взрослых, плохо спит, боится чего-то или имеет какие-то страхи. Если у ребенка есть проблемы с посещением детского сада, плохое поведение в саду, истерики при расставании с мамой, если он растет в семье без отца: что там говорить: Трудно Быть Ребенком!

Контакты

Если Вам нужен психоаналитик, психоаналитический психотерапевт, психоаналитическая консультация в Москве, услуги и помощь психоаналитика и психолога для взрослой или детской психотерапии (или психоанализа ребенка), если Вы хотите избавиться от душевной, психической боли — обратите внимание на информацию, представленную на нашем сайте и обращайтесь к нам, опытным психотерапевтам, за помощью!

Супервизии, учебные программы и семинары по психотерапии в Москве для начинающих психологов

Мы также предлагаем супервизионную помощь и практические семинары для начинающих специалистов: психологов, психотерапевтов, которые помогают развивать психоаналитическое мышление и свою профессиональную квалификацию при работе с различными пациентами и различными сложностями, возникающими в процессе психотерапии и психологического консультирования.

Если Вам кажется, что психоаналитическая психотерапия Вам не подходит по каким-то причинам, возможно, Вам сможет помочь кто-то из наших друзей — квалифицированных московских психологов и психотерапевтов, работающих в других направлениях.

Отцы и дети: кто должен принести себя в жертву?

психоаналитика

В этом году аннонсирован выход на большие экраны фильма «Прометей 2. Чужой: Завет». Это продолжение сюжетных линий, закрученных и оставленных без ответа в первом фильме «Прометей», приквеле к «Чужому». Попробуем взглянуть на фильм «Прометей» с точки зрения психоанализа. Тема, затронутая … Читать далее →

Как начинается психоаналитическая психотерапия?

Если Вы обращаетесь к психотерапевту, то, судя по всему, у вас есть что-то, что вы не понимаете в себе, от чего хотели бы избавиться, что-то, что желали бы преодолеть. Это могут быть разные вещи: невротические симптомы, навязчивости, проблемы в отношениях … Читать далее →

Закончить психотерапию? Бросить психоаналитика? Почему?

Иногда возникает сильное желание бросить своего психотерапевта, психоаналитика, прекратить психотерапию. Есть ли смысл обсуждать это? Ведь решение клиент уже принял. Такая ситуация может возникнуть на разных стадиях психотерапии, иногда даже в самом начале работы. Почему? 1. Возможно, клиент понял, что … Читать далее →

Дошкольник плачет в магазине

Маленькие дети порой представляют собой загадку для родителей. Не всегда понятно, о чем он думает, как он воспринимает то или иное, какую ждать реакцию на свои слова, как лучше поступить в разных ситуациях. Давайте попробуем разобраться, что же происходит в … Читать далее →

Эгоизм, расизм, фашизм, тоталитаризм? Спасибо, нет! Альтруизм!

Все ли психотерапевты в Москве успели посмотреть в кинотеатрах фильм «Облачный атлас»? Фильм оставляет смутное чувство, что что-то не до конца сказано, что много линий соединяются и разбегаются. Сюжет отсылает к различным культурно-историческим образам и философским идеям. Проведу линии вразнобой, … Читать далее →

Психоанализ: почему? для кого? каким образом?

В чем состоит идея психоанализа? Психоанализ основан на наблюдении, что у каждого человека есть такие неосознаваемые или позабытые им мысли, фантазии, переживания, которые могут влиять на его нынешние эмоции, поступки и отношения с другими людьми. Они вызывают сильный стресс, ощущение … Читать далее →

Слова в психоанализе

Психоаналитическая психотерапия, психоанализ — это лечение психики, избавление от трудностей и проблем с помощью слов. Фрейд сначала полагал, что если с помощью слов, вербализации проговорить то, что было забыто, вытеснено из сознания — вспомнить, по сути — наступит исцеление и … Читать далее →

Посоветуйте хорошего психотерапевта (психоаналитика)…

Посоветуйте хорошего психотерапевта, психолога! В Москве такие есть? А действительно, как узнать, что это на самом деле хороший психотерапевт, психоаналитик? Во-первых, это, обычно, психолог, клинический психолог или врач, получивший специализацию по психотерапии. Во-вторых, я не соглашусь с теми, кто считает,что … Читать далее →

Зависть разрушает жизнь

Заметки по к/ф «Клик: с пультом по жизни». Как выключить неприятные чувства? Главный герой Майкл – мужчина, которому всегда чего-то не хватает. В его жизни постоянно есть на что раздражаться. Вроде все есть – красавица жена, любящая и верная, двое … Читать далее →

Основные принципы детского психоанализа

психоаналитика

Закон нормального психического развития ребенка состоит в том, что развитие идет по пути становления автономии ребенка, от первоначального и необходимого психического слияния с матерью к постепенному формированию чувства независимости и отдельности у ребенка. Это означает, что ребенок постепенно выходит из … Читать далее →

Источник: http://psycorpus.ru/

psiho_analiz

Психоанализ — это всерьез и надолго

Психоаналитики не астроэнергоаналитики и не волшебники, мы не делаем фокусов.

Это подготовленный специалист, умеющий диагностировать и лечить заболевания, преимущественно психогенного происхождения, целенаправленно применяя в качестве лечебного средства вербальное и психологическое воздействие и взаимодействие. Фармакологические средства являются дополнительными (если показано) при психотерапии.

Психотерапевт должен иметь базовое психологическое или медицинское образование и иметь специальную психотерапевтическую квалификацию, которая предполагает дополнительное психотерапевтическое образование.

Это психолог или психиатр, получивший дополнительное высшее образование по специальности «психоаналитик», прошедший свой личный анализ у опытного квалифицированного психоаналитика и имеющий опыт лечения пациентов с обязательным контролем материала сессий (супервизией) со стороны опытного коллеги.

Психоаналитик — это специалист в области психоанализа — глубинной психологии — метода изучения и лечения психических нарушений и расстройств.

Таким образом, когда психические проблемы уже не дают вести удовлетворяющую и полноценную жизнь, то обращаться надо к психоаналитику. Что касается психоаналитика, то он является психотерапевтом по определению, это так сказать базовая ступень, в силу своей профессиональной подготовки.

Подготовка психоаналитика помимо изучения теории, состоящей из основ психологии и психопатологии, включает в себя прохождение будущем психоаналитиком своего собственного личного психоанализа, а также практики так называемых супервизий или контроля, предполагающих пролонгированную во времени работу психоаналитика над материалом клинических случаев под наблюдением опытного коллеги-психоаналитика. Такая длительная неформальна подготовка, позволяет психоаналитику изнутри изучить процесс психотерапии и на своем опыте испытать, что значит быть пациентом и подвергаться превратностям лечения психоанализом.

Кто такой психолог, почему он так себя называет и какой психологической помощи можно от него ожидать? Это — специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Это специалист с высшим психологическим образованием , который владеет методами оценки психических явлений и умением их корректировать.

Психолог занимается измерением психики. Он определит какой у Вас интеллект, темперамент, и др.. поможет измерить скорость определенных психических процессов. Наверное, правильно будет сказать, что психолог-это наиболее общее понятие для специалиста в области психических феноменов.

Психологи, как правило, имеют базовое гуманитарное образование (психологическое) и ту или иную специализацию в области общей или прикладной психологии. Соответственно, клинический психолог это наиболее подходящая гуманитарная специализация на стыке психологии и медицины, подходящая с точки зрения образования, необходимого для оказания квалифицированной психологической помощи.

Если же без фармакологического воздействия не обойтись и достоверно диагностировано тяжелое психическое заболевание (шизофрения или маниакально-депрессивный психоз), обращаться надо к психиатру.

Психиатр — это врач, получивший специальную подготовку по психиатрии и владеющий методами диагностики, лечения, профилактики и экспертизы психических заболеваний. Психиатр специализируется на фармакологическом лечении психических заболеваний с акцентом на их физиологические причины.

Источник: http://psiho-analiz.livejournal.com/1778.html

Почему психоанализ и зачем психоаналитик?

«Познай то, что перед лицом твоим,
и то, что скрыто от тебя, откроется тебе. «

«Евангелие от Фомы» (апокриф)

психоаналитика

На сегодняшний день как слово «психоанализ», так и имя Зигмунда Фрейда являются своего рода «брендами» (торговыми марками общепризнанной ценности). Не надо читать многостраничные «Лекции по введению в психоанализ» (одно из базовых учебных изданий работ основателя психоанализа — Зигмунда Фрейда) или посещать специальные курсы на факультете психологии, чтобы — пусть и не совсем точно, но достаточно живо — представить себе смысл выражений «оговорочка по Фрейду», «эдипов комплекс» или понять, что имеется в виду, когда упоминают «психоаналитическую кушетку». Вполне расхожим ст ал миф о том, что на Западе чуть ли не каждый представитель среднего класса имеет своего психоаналитика. Условным подтверждением этому представлению выступает тот факт, что кинематограф (в первую очередь, разумеется, Голливуд) с завидным постоянством выпускает на экраны кинотеатров фильмы, в которых психоаналитик и оказываются в центре детективных, романтических или курьезных сюжетов (вспомним «Цвет ночи» с Брюсом Уиллисом, «Окончательный анал из» с Ричардом Гиром, «Анализируй это» с Билли Кристалом). В нашей, российской, действительности психоанализ обосновался (точнее, сказать, возобновился) не так давно, но, без сомнения, прочно: огромное количество изданий трудов как самого Фрейда, так и других представителей психоаналитической традиции, обширные интернет-ресурсы, посвященные глубинной психологии, деятельность психоаналитических сообществ и кабинеты психоаналитиков создали значительный культурный резонанс — и психоанализ преодолел длившееся десятилетиями «вытеснение» из нашей культурной и психотерапевтической жизни.

Вместе с тем, наблюдения за общественной жизнью и практика психологического консультирования показывают: популярные представления о психоанализе имеют такую степень обобщения, что меняют его суть практически до неузнаваемости (к сожалению, это касается и уровня осведомленности о психоанализе некоторых психологов, психиатров и психотерапевтов). Пожалуй, нечто подобное происходит с любой углубленной отраслью науки — будь то физика, история или психология. Но если знание общей теории относительности вряд ли способно оказать существенное влияние на повседневную жизнь простого обывателя, то некоторые положения психоанализа имеют немалую практическую ценность — и не только с области лечения неврозов, депрессии, страхов, но и в обыденной жизни.

У этой проблемы (неверного представления о сущности и основных положениях психоанализа) есть и общекультурный а спект. В 1921 году в работе «Трудности психоанализа» Зигмунд Фрейд говорит о трех революциях, нанесших серьезный удар по челове чес тву — а именно по его нарциссическим представлениям (то есть образу себя — коллективному «Я»). Первая революция была со вершена Николаем Коперником (1473-1543), доказавшим, что Земля является одной из планет, меньших, чем Солнце, и вращается вокруг последнего (а не наоборот). Вторую совершил в XIX веке Чарльз Дарвин, показав биологическое родство человека с прочими видами живых организмов (составляющих в своей совокупности эволюционную лестницу), и поставил, тем самым, под сомнение уникальность и и сключительность происхождения человечества. Фрейд своей наукой о бессознательном наносит третий удар по нарциссизму человечества: оказывается, человек не в состоянии полностью управлять своей жизнью посредством рассудка, ибо последний — отнюдь «не хозяин в своем доме». Человеческая душа испытывает значительное влияние неосознаваемых психических сил и, в силу ограниченности сознательного контроля, мы оказываемся не столько творцами, сколько жертвами своих судеб. Психоаналитическая революция была подхвачена и развита многочисленными последователями Фрейда (К.Г. Юнгом, А. Адлером, К. Абрахамом, В. Райхом, О. Ранком и многими другими), оказав колоссальное влияние на всю человеческую культуру. Однако так ли широко представлены в го ловах наших современников эти ключевые идеи психоанализа? Можем ли мы сказать, что данные психоаналитических исследований столь же распространены, как понимание того, что Земля — лишь спутник третьеразрядной звезды на окраине заурядной галактики, а человек, как примат, делит в биологическом плане семейство с хоть и симпатичными, но все-таки животными?

Психоанализ существует уже более 100 лет. За это время человечество вполне могло бы освоить ключевые его понятия и выявленные закономерности (хотя бы на уровне, так сказать, средней школы). Но для большинства людей Фрейд остается фигурой не столько научной, сколько анекдотической, а сделанные им открытия — тайной за семью печатями. Причин у такого положения вещей множество (это и психологический шок от открытия — а точнее, признания — колоссальной роли сексуальности в жизни людей, в том числе наличия ее у детей, и клиническая направленность психоаналитической теории (акцент на болезненных явлениях душевной жизни), и реальность описанных психоаналитиками психологических защит, «избавляющих» сознание от неприятных и травматических переживаний, и многое-многое другое). Не вдаваясь в эти и иные подробности, хотелось бы осветить некоторые важные — в контексте оказания психологической помощи — моменты в теории и практике психоанализа.

Итак, начнем с того, что ключевым для психоаналитической концепции словом является «бессознательное». Все это слово слышали, все — так или иначе — представляют его значение. Фрейд в своем знаменитом труде «Толкование сновидений» дает, в частности, следующее определение:

«Бессознательное — это большой круг, включающий в себя меньший сознательного; все сознательное имеет предварительную бессознательную стадию, между тем как бессознательное может остаться на этой стадии и все же претендовать на полную ценность психического действия. Бессознательное — есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мире, и раскрываемое данными сновидения в столь же незначительной степени, как и внешний мир показаниями наших органов чувств.»

В самом деле, очевидно, что границы сознания невелики — и в данный момент мы способны принять во внимание ограниченный объем информации. К примеру, мы с легкостью вспоминаем дату своего рождения (хотя до этого были заняты чем угодно еще); представить одновременно несколько предметов нам удается, лишь объединив их в единый сюжет-картинку (иначе — лишь по очереди); нередко случается так, что требуется совершить усилие, чтобы найти причину собственного смутного беспокойства или раздражения. В этих примерах одно и то же содержание оказывается то в сознаваемом, то в бессознательном виде, и граница между этими двумя областями души имеет проницаемый характер. Те же самые «оговорочки по Фрейду» дают понять, что на самом деле имеет сказать человек, когда в его речи звучат ошибки — и чаще всего дело касается или забавных курьезов, или досадных мелочей (примерно такое впечатление вызывает «краткий пересказ» широко известной работы Фрейда «Психопатология обыденной жизни»). Образ бессознательного в представлении большинства — это такой резервуар воспоминаний, курьезов, не вполне приличных образов и словечек, агрессивных и животных влечений — в общем, всего того, что полагается всячески скрывать и сдерживать — в соответствии с нормами морали и культурными стереотипами. Таким образом, все на своих местах: приличия — в поведении и сознании, сомнительные проявления — в бессознательном, а значит подавлены и сдерживаемы, то есть сравнительно безопасны. Эти представления, в общем-то, верны. Но отражают они лишь поверхностное и, я бы сказал, теоретическое понимание проблематики бессознательного.

Существенным, с практической точки зрения, моментом следует признать открытый психоанализом фа кт того, что бессознательными являются сами процессы душевной жизни и силы, их направляющие. При том, что мы скл онны считать себя вполне осведомленными относительно мотивов и причин своего поведения, сделанное Фрейдом открытие бросает тень на наши способности отдавать себе подлинный отчет о происходящем в нашей душе, а следовательно — и в нашей жизни. Оказывается, выбор того или иного стиля поведения, склонность к той или иной работе, особенности нашего романтического идеала, привычки и сексуальные предпочтения складываются не в силу нашего сознательного и контролируемого выбора, а лишь осмысливаются и оформляются сознанием — будучи уже сформированными скрытыми душевными процессами. При этом речь ведь идет о жизненно важных реальностях — это ли не удар по нашему образу личностной состоятельности? (Если читателю после этих слов трудно сдержать раздражение по поводу категоричности высказываемого, смею напомнить, что средневековому человеку смириться с тем, что Земля кругла (да еще и вращается вокруг Солнца!) было не менее затруднительно; подобно этому, и сегодня редкий ребенок легко и охотно принимает на веру рассказы взрослых о нашей планете)

Другой принципиально важный момент психоаналитической теории касается человеческой судьбы. Точнее, речь идет о невротическом конфликте — источнике болезненных симптомов, страданий и травматических событий (будь то невроз, депрессия, страхи, тревожность, психосоматические заболевания, панические атаки, сексуальные нарушения, трудности в общении и т.д., и т.п.). «Каким образом связаны человеческая судьба и невротический конфликт? — спросите вы. — Разве что невроз влияет на нас и усугубляет нашу жизнь, то есть меняет судьбу в худшую сторону?». Проблема, на самом деле, глубже — а в психоанализе это означает, опять-таки, «бессознательнее»! Фрейд в своих научных изысканиях обнаружил удивительную закономерность: пациенты вновь и вновь сталкивались с болезненными для себя ситуациями, а то и попросту — хотя и бессознательно — провоцировали их. Исследовав множество подобных случаев, Фрейд сформулировал следующее положение: вне психоаналитического лечения пациент обречен на навязчивое повторение невротического конфликта и травматических ситуаций и переживаний — такова структура и динамика психического функционирования. Примеров тому достаточно не только в клинике, но и в обычной жизни: то и дело мы сталкиваемся с людьми, которых буквально преследуют одни те же несчастья (будь то несправедливый руководитель, травмы конечностей или неверный партнер). Фрейд противопоставляет магическим, демоническим и фаталистским трактовкам подобных явлений научное объяснение, в частности, разъясняющее, почему не следует ждать чудес самопроизвольных исцелений. психоаналитика

Бессознательный характер течения большинства душевных процессов создает серьезные затруднения для вмешательства в них, особенно в тех случаях, когда имеют место глубокие конфликты и нарушения, как правило, уходящие корнями в прошлое — вплоть до раннего детства. Тот общественный резонанс, который сопровождает развитие психоанализа, породил несколько популярных формул, имеющих реальную связь с психоаналитической теорией, но, как это часто бывает с популярными версиями научных концепций, представляющих крайне упрощенный и, в силу этого, гротескный характер. Доходит до того, что пациент искренне не понимает, зачем ему нужна психоаналитическая помощь, если он из прочтенных книг уже знает, что в детстве желал свою мать и испытывал ревностную неприязнь к отцу (речь идет об эдиповом комплексе). Понимание сути психоаналитической терапии нередко сводится к образу чисто интеллектуального рассмотрения личной истории пациента: якобы психоаналитик попросту «переливает» свои знания в голову пациента, переводя его бытовые и неточные о писания на научный язык. Может быть, по ходу что-то и уточняется, и пациент вспоминает и узнает нечто забытое или неизвестное, но все происходящее остается эдакой учебной процедурой с элементами детектива — что называется, «успеть вспомнить».

В самом деле, Фрейд постулировал интерпретацию психоаналитика как ключевое психотерапевтическ ое средство, а вызванное верной аналитической интерпретацией озарение пациента — поворотным переживанием в целительном процессе. Но верная интерпретация — это далеко не то же самое, что прочитанный в психоаналитической литературе пассаж об инфантильной сексуальности или сущности базисного дефекта. Кроме того, успех психоаналитического лечения напрямую зависит не столько от восприятия теоретических положений (пусть даже в конкретном и адекватном их приложении), сколько от готовности пациента воо бще что-либо воспринимать и критически рассматривать. Речь идет о проблеме специфических сопротивлений, стоящих на пути проработки болезненных конфликтов и составляющих значительную часть содержания работы в кабинете психоаналитика. Именно сопротивления, вкупе с патологическими психологическими защитами, определяют специфику и характер данного клинического случая. Они же составляют ключевую терапевтическую проблему, в отношении которой так разнятся психологические практики. Фактически именно отношение к сопротивлению (вкупе с переносом — специфическим отношением пациента к своему психотерапевту) составляет базовое отличие психодинамического подхода в психотерапии (в противовес, скажем, поведенческому или когнитивному): лишь в психоанализе, как терапевтическом и исследовательском методе, осуществляется проработка сопротивления и переноса. В свою очередь, игнорирование этих реальностей оставляет психотерапевтические усилия на поверхности душевных процессов, ставя под вопрос эффективность предпринимаемого лечения.

Разговор о психоанализе, освещение роли психоаналитика — темы не новые. Программа недавнего визита в Москву Славоя Жижека, известного словенского философа и теоретика культуры, включала лекцию «Почему все еще важен психоанализ?». Сама постановка вопроса свидетельствует о некотором забвении этого подлинно революционного течения психологической мысли и вуалировании его практической значимости. В век ускоренного социального обмена товарами, деньгами и услугами неторопливая, вдумчивая практика исследования глубин человеческой души может показаться архаичной, не отвечающей так называемому духу времени. Однако есть смысл задуматься, как раз, об обратном: насколько сложившийся дух времени отвечает сути глубинных потребностей человека? Душа человеческая сегодня буквально разрывается от представляемых цивилизацией соблазнов, оставаясь, между тем, не более счастливой, чем она была в начале прошлого века, на заре становления первого — Венского — психоаналитического общества. Похоже, научно-технической прогресс зашел так далеко, что сделал личность человека уже не целью, а средством собственного развития. И посреди возводимых корпораций и небоскребов — много ли мест, где то мятежная, то мятущаяся человеческая душа могла бы найти приют, опору, защиту и понимание? Зигмунду Фрейду в свое время стоило немалых трудов утвердить такое место — кабинет психоаналитика. Психоанализ не повернул исторический процесс в иное русло, многие «проклятые вопросы» человеческого бытия остаются актуальными, если не обострились. Но для многих и многих людей является отрадным тот факт, что двери многочисленных психоаналитических кабинетов по всему миру и по сей день остаются открытыми.

на фотографиях — Зигмунд Фрейд (1937)
и кушетка в кабинете основателя психоанализа

Психотерапия

Когда необходима психотерапия и на что она нацелена? Подлинный психотерапевтический процесс предполагает своим результатом освобождение не просто от симптомов, а от самой болезни.

Психологическая консультация

Обращение к психологу может быть мотивировано как ситуативным затруднением, так и затяжным жизненным кризисом. Консультация психолога ни к чему не обязывает, но может сыграть в вашей жизни огромную роль. Что происходит в кабинете психолога и чего следует ждать от психологической консультации?

Психолог

Сегодня мало кто при упоминании о психологе нахмурит брови. Появилась даже мода на психологию. Редкий глянцевый журнал обходится без колонки психолога, а услуги именитых психотерапевтов обходятся не дешевле услуг популярных стилистов.

Понять или пережить? Вот в чем вопрос…

Столкновение с трудно разрешимой проблемой вызывает естественную реакцию – снять ее. Способы бывают разные. Один из наиболее уважаемых в цивилизованном обществе – анализ и решение. Психоаналитическая психотерапия является одной из разновидностей такого подхода.

Что такое сексуальность?

Сексуальность — наряду с агрессивностью — одна из наиболее вытесняемых из человеческого сознания сфер. Между тем, это именно то, что с вами происходит, когда вы оглядываетесь на промелькнувшую рекламу нижнего белья или рассматриваете попутчиков в метро.

Источник: http://go-psy.ru/article12.htm

Статья №4: Кто такой психоаналитик? Система образования и этические требования

психоаналитика

В вопросе о том, кого считать психоаналитиком, на самом деле тесно сплетены два вопроса. Первый касается подготовки самих аналитиков, второй – гласных и негласных требований к тем, кто не только осуществляет пси-терапию, но и делает это под именем «психоанализ». И это, пожалуй, самый спорный и болезненный вопрос, т.к. затрагивает интересы частных людей и групп, в т.ч. их финансовые и репутационные ресурсы. По нему нет консенсуса даже внутри психоаналитического сообщества.

Профессиональная этика

Очевидно, что моральные требования к врачам, психологам, юристам и ряду других профессий очень высоки из-за того, что их работа может оказать большое влияние на благо клиента, его репутацию и судьбу в целом. И именно психоанализ своим появлением дал импульс к детальной разработке профессиональной этики психологов и психотерапевтов [прежде считалось, что их поведение не имеет никакой специфики и подчиняется нормам врачебной морали – прим. автора].

«Тот, кто совершает настоящую работу в анализе — это говорящий, субъект-анализант, даже если его к этому побуждает аналитик, который указывает ему, как действовать, а также помогает своими интервенциями». Ж. Лакан

При этом там, где многие остановились на сугубо формальных требованиях к этикету, Фрейд пошел дальше и поднял вопрос о личном анализе психоаналитиков. От человека, чтобы услышать уникальность чужого бессознательного, требуется нечто большее, чем благие пожелания и несколько лет в институте. Как позже скажет Лакан, в психоанализе платят двое: клиент платит деньгами и утраченными иллюзиями, а аналитик платит своей личностью, которая не должна присутствовать в анализе. Также Фрейд введет практику супервизий, которые он видит не только как средство обучения психоанализу, но и как постоянную необходимость смотреть на свою работу со стороны, получать критику, не взирая на опыт и регалии.

Нормы и процедуры

По этой причине допуск к практике у психоаналитиков один из самых строгих, хотя он обычно и устроен не через большие институции, вроде государственного лицензирования или системы высшего профессионального образования. Ключевое условие допуска: личный анализ и/или дидактический анализ, а также свидетельства других психоаналитиков. Так, например, в МПА (Международная психоаналитическая ассоциация) учитывается мнение аналитика кандидата, у которого он прошел дидактический анализ. Плюс к тому нормой, позволяющей приобрести статус психоаналитика МПА, считается 600 часов дидактического анализа, 400 часов стажа и 400 часов супервизий [похожие, но часто сниженные требования есть и в других ассоциациях, например, у гештальт-терапевтов – прим. автора]. Поскольку в рамках школ МПА длинна сессии традиционно составляет 50 минут, а частота сессий не превышает 2-3х в неделю, то сами можете посчитать сколько времени и денег вам потребуется только на соответствие норме. Впрочем, эта схема негибка и часто оборачивается политикой закрытых дверей, а потому некоторые признают ее устаревшей и необязательной.

Последователи Лакана, объединившиеся в AMP (Association Mondiale de Psychanalyse), заменили эту систему процедурой пасс (pass – по фр. «прохождение»). Эта процедура не предполагает количественных норм, но ставит высокие требования к самоизменению. Лакан отвергал слишком строгие формальные границы, в том числе временные, так как бессознательное не знает времени и всегда уникально. Кроме того, Лакан уделял большое внимание вопросу о том, на чем строится желание быть аналитиком, в связи с чем отвергал возможность кому-либо извне решать за субъекта. В ходе пасс кандидат должен представить свой анализ в форме случая психоаналитикам школы, которые будут оценивать не только уровень проработки симптома, но и должны подтвердить способность кандидата отделять себя от собственных фантазмов и идентификаций.

психоаналитика

Работа психоаналитика не в том, чтобы стать зеркалом или удобным экраном для клиента, скорее он создает пустое место, куда устремляется речь.

Таким образом психоаналитика в большей степени определяет не знание, а умение и опыт. Кроме того, не существует единого мнения о том, какими знаниями и навыками должен обладать будущий психоаналитик. Так, например, в одних странах аналитиков готовят из психиатров и медиков, а в других – из специалистов гуманитарных наук.

Исходя из этих особенностей, стоит также различать психотерапию, ориентированную теорией психоанализа, и психотерапию, ориентированную этикой психоанализа. Обычные клиенты хотя и не специалисты в этой области, однако и они могут в процессе понять, кто перед ними. В первом случае психоаналитические положения – лишь один из инструментов по изучению человека как объекта. Во втором отношение к субъекту, его запросу и переносу являются определяющими в работе, а теория помогает направлять эту работу.

Аналитик как продукт анализа

Собственно теория в психоанализе провоцирует поиск и учит изобретать. Единственный материал для психоаналитика – речь или то, что может быть рассмотрено в качестве таковой, но именно поэтому анализ возможен только там, где создаются особые условия для речи. Аналитический дискурс – это трудно, просто потому что у каждого из нас за плечами годы обыденного опыта пользования языком. Как однажды заметил психоаналитик Михаил Соболев, это похоже на детскую игру «Ни да, ни нет»: там, где в речи субъекта появляется требование, необходимо суметь не ответить на него, оставив нехватку или вопрос. И здесь нет готовых средств, в каждом случае приходится что-то изобретать.

Психоанализ – это взаимодействие двух людей в одном помещении, т.е. по сути определенного рода встреча двух бессознательных. Поэтому психоанализ по переписке или скайпу – штука крайне сомнительная; даже учитывая, что Фрейд прошел свой «анализ» в письмах Флиссу. Это взаимодействие ассиметрично: субъектом с бессознательным здесь является только клиент, а аналитик занимает пустое место, к которому обращена речь.

«Аналитическое лечение требует от врача и от больного тяжелого труда, направленного на устранение внутренних сопротивлений». З. Фрейд

Однако каждый аналитик – все-таки человек со своим бессознательным, а потому идеальных аналитиков, равно подходящих каждому, не существует и не может существовать. Любой профессионал и пси-специалист не исключение – это не только исполнитель функции, но и человек, за которым стоит некоторый симптомокомплекс. Или говоря проще, мы те, кто мы есть, благодаря нашим особенностям, в т.ч. бессознательным, а иногда и связанным со страданием. За желанием помогать другим в их проблемах, за способностью к эмпатии, наблюдательностью или умением анализировать и т.д. и т.п. чаще всего стоят личные травмы, симптомы и желания психотерапевта. Проработав свою историю психоаналитик, не становится человеком без биографии, но он научается использовать «свой багаж» для пользы дела.

Есть аналитики, которым лучше удается работа с истерией или обсессивными неврозами, а есть те, кто успешно работает с психотиками. Кто-то в силу своего желания работает преимущественно с детьми, кто-то со взрослыми. Я уж не говорю о том, что ошибки допускают все. Поэтому стоит помнить, что безуспешный или неприятный опыт взаимодействия с определенным аналитиком – еще не повод для генерализаций в духе «все они таковы».

К тому же в России и странах СНГ ситуация далека от идеала: увы, психоаналитиком может назваться кто угодно. Даже те, кто просто читал Фрейда, но никогда не проходил свой анализ, тем более у хорошо проанализированного психоаналитика из школы. Однако, чем больше общество знает о психоанализе, тем меньше шансов у откровенных шарлатанов и просто людей, занятых не своим делом.

Итог рассуждения об этом предрассудке довольно прост: психоаналитик – это тот, кто хорошо знает теорию, относительно успешно прошел свой анализ и обнаружил в нем своё уникальное желание, позволяющее ему быть этичным аналитиком. Остерегайтесь подделок.

Источник: http://concepture.club/post/mify-i-predrassudki-o-psihoanalize/kto-takoj-psihoanalitik-sistema-obrazovanija-i-eticheskie-trebovanija

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *