Психоанализ и философия неофрейдизма — психоанализ это в философии

25.12.2018

Харьковский национальный университет

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ»

Портал Рефератов

Рефераты

  • Главная
  • Финансы деньги и налоги
  • Философия
  • Физика и энергетика
  • Спорт и туризм
  • Социология и обществознание
  • Программирование компьютеры и кибернетика
  • Медицина
  • Математика
  • Литература
  • География и экономическая география
  • Государство и право
  • Иностранные языки
  • История
  • История экономических учений
  • Кулинария и продукты питания
  • Культура и искусство
  • Маркетинг реклама и торговля
  • Музыка
  • Химия — рефераты
  • Экономика и экономическая теория
  • Экономико-математическое моделирование
  • Экономическая география
  • Эргономика

Рекомендуем

Психоанализ и философия неофрейдизма

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет

им. В. Н. Каразина

Реферат на тему:

Психоанализ и философия неофрейдизма

Источник: http://www.0zd.ru/filosofiya/psixoanaliz_i_filosofiya_neofrejdizma.html

Конспект лекций по философии

Психоанализ

психоанализ это в философии

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

    Вводный урок бесплатно; Большое число опытных преподавателей (нейтивов и русскоязычных); Курсы НЕ на определенный срок (месяц, полгода, год), а на конкретное количество занятий (5, 10, 20, 50); Более 10 000 довольных клиентов. Стоимость одного занятия с русскоязычным преподавателем — от 600 рублей, с носителем языка — от 1500 рублей

1. Психоанализ — направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 — 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде «случайных», спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, «странностей».

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая;

При топографическом подходе бессознательное представляет­ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть «ненужных посетителей» прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как сово­купность трех слоев — Оно, Я, Сверх-Я.

«Оно» — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.

• «Я» — сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.

• «Сверх-Я» — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, «внешняя цензура»: законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

«Я» пытается подчинить себе «Оно». Это редко удается сделать. Обычно «Оно» в скрытых или открытых формах подчиняет «Я». Фрейд сравнивает «Я» со всадником и лошадью: всадник («Я») с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь («Оно») — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также «Сверх-Я» — нормы и запреты — часто подчиняет «Я».

Таким образом, «Я» человека (по Фрейду — «несчастное че­ловеческое Я») испытывает мощное давление с трех сторон:

бессознательного — «Оно»;

• норм, запретов — «Сверх-Я»;

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие «цензуру»

желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

4. Что является «ядром» бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую «первую психо­аналитическую систему», которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — «вторую психоаналитическую систему».

Согласно первой психологической системе в основе бессозна­тельного лежит «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

• «выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация по­давленной энергии и преобразование ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии — ритуалы. Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество — религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подав­ляются все больше и больше. Это приводит:

• к массовым психозам, всенародной депрессии;

• к необходимости конструирования более сложных, изощрен­ных ритуалов.

7. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером спо­собствует укоренению в «бессознательном» толпы иллюзии са­моценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лиде­ру), безопасности.

Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич­ность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

8. На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма, разработанное его продолжателями — Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 — 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 — 1957) считается основателем так на­зываемого фрейдо-марксизма.

Основная идея его концепции заключается в том, что в ос­нове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество бес­пощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим лю­дям, подчиняться начальству, властям — это приводит к «невро­тизации» человека, гибели его истинного «Я», самости.

Единственный способ спасти человека — полное ниспровер­жение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепоще­ние, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы — «зашифрованная» история человечества, высшие истины.

Цель философии — помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действитель­ность.

Эрих Фромм (1900 — 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования:

патриархат и матриархат;

• гуманистическое и авторитарное сознание;

• власть и подчинение;

• стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

• «свобода от» и «свобода для» — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, — помочь человеку решить

эти противоречия. Главный способ их решения — культивирова­ние всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни» повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины.

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 — 1979).

Главное произведение Маркузе — «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное «одномерное общество» воспи­тывает нормального, но «одномерного человека», обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одно­го направления — потребления. Человек-потребитель постепен­но становится «винтиком», зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, «прорыв» одномерного обще­ства Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепо­щенности, в сексуальной революции.

Источник: http://www.studfilosed.ru/konspekt-lektsij-po-filosofii/242-psixoanaliz.html

Роль психоанализа, какое место он занимает в философии?

психоанализ это в философииВ прошлом веке одним из самых популярных направлений в философской сфере стала концепция психоанализа. Влияние данного направления трудно переоценить, учитывая, насколько сильно философия отпечаталась во многих отраслях науки и культуры. Философские школы взяли это направление на вооружение и сделали его популярным, после чего духовная культура, а также — кино, архитектура, театр и многие другие течения искусства, оказались под воздействием философии психоанализа. Также очень быстро философия нашла единомышленников и в Западном мире, где были основаны многочисленные психологические службы помощи и школы.

  • Психоанализ
    • Открытия психоанализа
    • Топографическая модель психического аппарата
  • Трансформация концепции психоанализа в сферу философии
  • Влияния других учёных и новые наработки
    • Разногласия гениев и новые веяния в изучении философии
  • В заключение

Психоанализ

Собственно, что собой являет философия психоанализа?

Если разложить все по полочкам, то начинать нужно с самого малого: для начала стоит разобраться в самом понятии психоанализа.

Психоанализ — это направление в современной психологии, которое объясняет роль подсознательных и иных психических процессов в жизни человека и социуме.

В своё время психоанализ, как новое течение в психологии, открыл величайший учёный-психиатр с Австрии — Зигмунд Фрейд, позже многие стали называть все отрасли учения великого гения — фрейдизмом. Смело можно утверждать, что до открытия психоанализа психология была слаборазвитой наукой, не умеющая объяснить целиком поведение человека. Новое направление в философии дало толчок дальнейшему ускоренному развитию психологии. С этих пор психологам нетрудно было описывать динамику поведения человека, но, кроме всего, — приступить к тщательному изучению внутреннего мира человека и личности в целом.

До Фрейда многие пытались обосновать гипотезу о неисчерпаемости человеческой психики и мышления, но никому не удавалось сделать это настолько глубоко и профессионально, как Зигмунду Фрейду. Подобные фрейдизму учения можно обнаружить в трудах таких известных психологов, как П.Жане, И.Герберт, Г.Фехнер и многих других. Веский вклад в развитие данного направление было сделано также Артуром Шопенгауэром.

Первоначально Зигмунд Фрейд взял за основу гипноз. Теория о том, что забытое, несбывшееся, впечатления, страхи, аффективные переживания пропадают из памяти навсегда была поддана сомнениям. Гений психологии объяснил это другим образом: все вышеперечисленное и последствия этого не исчезают из памяти, а поддаются вытеснению — активному удалению из сознания в подсознательное. Человек это все забывает, попросту не помнит, но информация, перекодировавшись, занимает более дальние уголки в памяти, поистине — никуда не пропадая навсегда.

Соответственно, в основе психоанализа лежит предположение о доминирующей роли подсознательного и бессознательного в психике человека, о влиянии на мозг различных факторов — в первую очередь — сексуальной энергии влечения — на банальное поведение, поступки и мысли человека. Та самая информация, которую принято в психоанализе считать вытесненной, различными методами и формами воздействует на психическую жизнь индивида. Совершенно незаметно для самого человека оно может принимать любой облик и всплывать на поверхность.

Чаще всего, как свидетельствуют психологи, бессознательное проявляется в следующем:

  • психоанализ это в философииневрозах;
  • психозах;
  • импульсах;
  • при истерике;
  • срыве;
  • конфликте.

Иначе говоря, сознательное существо внутри человека пытается защититься, создать невидимый барьер против вытеснения природных импульсов.

Открытия психоанализа

В свою очередь, он сделал два гениальных открытия в области психоанализа, которые по праву считают фундаментальными. Итак, психоанализ:

  1. Бессознательное — особая форма психической реальности, которая присуща любому человеку. За психофизиологическими доводами — контролирует наше подсознание в значительной степени.
  2. Реакция вытеснения негативных эмоций, неудачного опыта и в общей сумме — всего, что даёт сбой в психике человека, нарушает баланс и психологическое здоровье, блокируя при этом один из главных компонентов ПЗ — психологический барьер.

Учёный также утверждал, что все негативные эмоции, нереализованость, несбывшиеся мечты, неоправданный потенциал и многое другое подобного рода — накапливается в человеке и спустя некоторое время проявляется в поведении в виде некоторых странностей, уникальных неприсущих этому типу характера поступков, речевых оговорок (знаменитое выражение «оговорка по Фрейду» — непроизвольное название человеком того, что он на самом деле имел в виду, но хотел скрыть).

Отдельная тема по подсознательному и бессознательному в концепции Фрейда — это сны. Как утверждал учёный, сны — это скрытый потенциал человека, его стремления и сожаления о том, что все это не было реализовано в действительности.

Топографическая модель психического аппарата

Существует также модель психического аппарата или топографическая модель:

  1. психоанализ это в философииСознание — это центральная часть психики; способствует логическому поведению индивида в общественной среде, но порядком не всецело, потому что тоже может подвергаться бессознательным влияниям памяти. В целом, сознание и бессознательность — это понятия-антиподы, совершенно противные друг другу, но, как доказывает психология, бессознательное практически всегда берёт верх и побеждает. Особую роль в определении играет тот факт, что принцип удовлетворённости — играет первичную роль. И когда индивид не получает удовольствия от желаемого — у него модифицируется бессознательное и начинается внутренний конфликт.
  2. Бессознательное — часть психики, в которой происходит постоянный конфликт с сознанием и реалистическими представлениями человека.
  3. Предсознательное — часть психики, которая подразумевает бессознательное в свободном смысле слова, но частично осознаваемое при правильном подходе и внедрении в саму суть. К этой части относят свободные воображения человека, его ассоциации и их практическое применение.

Трансформация концепции психоанализа в сферу философии

В скором времени учение психоанализа, под действием динамического развития, стало приобретать другие оттенки, а влияние сказываться на различных отраслях наук, в том числе и философии.

Зигмунд Фрейд, как творец концепции психоанализа, проводя постоянные параллели с другими формами подсознательного и влияния на разум человека, пришёл к выводу, что понятие либидо или сексуального желания, как проявление обычного полового инстинкта человека, должно рассматриваться под другим углом психоанализа. После чего в обиход было введено новое понятие — философия психоанализа. Фрейдизм трактует философию психоанализа как метод для пояснения специфического вида человеческой энергетики, которая под действием тех или иных обстоятельств воздействует на всю его жизнь.

Зигмунд Фрейд в своей концепции придавал особое значение изучению любви. Сначала он связывал с либидо только сам факт эротической любви, но позже расширил горизонт изучаемого и включил в понятие также другие виды любви, в собственности такие как — эгоизм, влюблённость в самого себя, себялюбие, любовь к окружающим, любовь к детям, любовь к родителям, любовь к друзьям.

Чем глубже учёный погружался в изучение данного понятия, все более и более осознавал, что любовь, как импульс либо вырывается наружу, если человек сознательно обнажает свои чувства, либо подавляется, модифицируется и отправляется «на сохранение» в дальние уголки мозга, иными словами — трансформируется в бессознательное. Спустя некоторое время, накопленные неиспользованные эмоции любви перерождаются, то есть — сублимируются в другие сферы деятельности людей — творчество, общественная деятельность, проявление инициативы, активация скрытых талантов — все это проявления неиспользованной любви, сублимация.

На основе этого тезиса Фрейд сделал вывод: все культурные наработки человечества были созданы путём переработки не активированного биологического сексуального инстинкта, были сублимированы в творчество. Этот тезис дал Фрейду все основания утверждать, что величайшие шедевры европейской культуры были созданы невротиками, психопатами, или же людьми, чьи нормальные физиологические инстинкты были своего времени подавлены, трансформированы в подсознание, и сублимированы в сильный поток вдохновения.

Влияния других учёных и новые наработки

психоанализ это в философииЗигмунд Фрейд отличился не только исследованиями на этом поле деятельности, в частности, он признавался, что особое влияние на него оказали философские труды Фридриха Ницше. Исследуемая им книга «Так говорил Заратустра» подвергалась тщательному психологическому анализу, с внедрением в мельчайшие описанные подробности.

На протяжении долгого времени Зигмунд Фрейд работал со швейцарским врачом-психологом Карлом Густавом Юнгом. Оба психолога считались приверженцами философии психоанализа, поэтому занимались теоретическими и практическими исследованиями в этой отрасли. Впоследствии Карл Юнг отошёл от Фрейда и занялся самостоятельным изучением предмета. Либидо, в трактовке каждого учёного, приобретало разный характер, а появление и хранение бессознательного в памяти человека и вовсе оказалось предметом частых споров. Все же, совместные наработки Юнга и Фрейда оказались достаточно вескими и значительными для развития психоанализа, более того — дало толчок развитию новой концепции как отрасли психоанализа — аналитической психологии.

Разногласия гениев и новые веяния в изучении философии

психоанализ это в философииТак как Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное, сублимация и величайшие труды талантливых людей это все трансформация не активированной сексуальной энергии и только то Карл Густав Юнг — поддал эту теорию некоторым сомнениям, расширив рамки понимания, не ограничиваясь строгими определениями, которые пропагандировал Зигмунд Фрейд.

Он написал стоящий внимание труд по психологии «Метаморфозы и символы либидо»(1912), в котором охарактеризовал все проявления жизненной человеческой энергии (а не только сексуальной), эмоции, которые образует и ощущает человек, как проявление бессознательного желания или стремления. В его понимании, либидо на протяжении всей человеческой жизни подвергается многочисленным трансформациям и превращениям, не всегда связанным с сексуальной энергией.

Что немаловажно, учёный приводит доводы, что либидо человека может модифицироваться совершенно в иную сторону, как будто возвращаться в начальную форму существования, под действием жизненных обстоятельств, происшествий и сознательных поступков самого индивида.

Одним из самых интересных открытий, сделанных Юнгом, был факт существования психологической памяти человека. Попросту говоря, бессознательное, которое накапливалось в памяти наших предков, начиная из первобытных времён, вместе с генетическим материалом передавалось потомкам и, естественно, время от времени давало о себе знать, проявлялось в поведении и поступках. Поразительно, но зачастую некоторые поступки людей трудно объяснить, а, возможно, и объяснять не нужно — это всего лишь «голос из прошлого», модифицированное либидо предков.

Юнг также занимался исследованием конфликта культур — Восточной и Западной — сквозь призму философии психоанализа. В трудах было чётко описано соотношение выражаемого человеческого поведения в социуме под воздействием подсознания. Важную роль в этом отображении сыграли стереотипы и верования различных масс людей. Восточная культура характеризуется преобладанием в культе веры в жизнь после смерти, перерождение, мистификацию и формирует индивидуальность человека сквозь призму коллективного подсознания, уменьшая при этом значение неповторимости каждой личности. В Западной культуре большое место занимает именно осознанность, практицизм, рациональность и чувствуется влияние науки на все сферы жизни, в том числе и на религию.

На рубеже веков многие философы занимались изучением подобных тем, так же как и Юнг, в особенности — внимание привлекала философия психоанализа европейских культур. В свою очередь, учёный выдвигал своё мнение и говорил, что европейская культура «сильно больна и нуждается в срочном лечении». Он предлагал несколько путей решения проблемы, основные из них это:

  • необходима модифицирующая интеграция подсознательного (бессознательного);
  • необходима модифицирующая интеграция сознательного в психике каждого индивида.

Учёный утверждал, что только в таком случае и при таких обстоятельствах возможно формирование настоящей индивидуальности. Иными словами — человек самостоятельно должен оперировать своим сознанием, распределять вещи по порядку важности в своей жизни, не подвергаясь навязываниям со стороны близких, родителей, общества, времени, религии. Должен сделать себя сам таким образом, чтобы его индивидуальность была ярко выраженной. Начинается индивидуальность с осознания важности культуры своего народа, понимания специфики и концепции.

Вскоре после распада дуэта учёных, Юнг в открытую критиковал Зигмунда Фрейда и называл его «великим разрушителем, который попросту разбивает оковы прошлого», а также «он, уподобляясь ветхозаветным пророкам, без сожаления разрушает утвердившиеся в обществе стереотипы, и придаёт гласности порчу, которая способна глубоко поразить светлые умы его современников».

Юнг отмечал, что учение фрейдизма не идеально, оно не может до конца исчерпывающе объяснить все то, для чего, в конце концов, родилось, не может основательно доказать что и как, для чего и кого, а может лишь дать указание, направить, предложить действенную программу. Психоанализ способен разрушить только ненастоящие ценности 19 века, а Фрейд не смог докопаться до «марианской впадины» человеческого мозга, которая, несомненно, самая главная.

В заключение

психоанализ это в философииФилософия психоанализа, несомненно, была создана великими учёными-психологами, исследователями глубин человеческого мозга явно непросто так. В первую очередь учёные пытались объяснить влияние на жизнь человека подсознания, его роль в судьбе каждого самостоятельного индивида и последствия проявлений бессознательной информации в повседневной жизни.

Зигмунд Фрейд рассматривал концепцию либидо как сексуальную неудовлетворённость человека, эротическую любовь, жажду наслаждений, которой не дали выйти наружу и быть удовлетворённой. Трансформация этой неиспользованной энергии в творчество и сильное вдохновение позднее получила название сублимации.

Все же, Карл Юнг расширил рамки понимания философии психоанализа. Это учение показалось ему не столь ограниченным, как трактовал его сам Зигмунд Фрейд. В итоге длительные изучения человеческого разума, подсознания, сознательного и бессознательного показали ему другие результаты совершенно отличительные от Фрейда.

Философия психоанализа — это, в первую очередь, направление в психологии, которое родилось в XIX веке, но, кроме всего, это направление, сформированное под влиянием различных культур и культуры в целом.

психоанализ это в философииСтоит также упомянуть о вопросе, которым активно занимается философия психоанализа — о комплексах. Наверное, любой из нас хоть раз в жизни слышал подобное выражение как комплекс неполноценности, или комплекс Эдипа, комплекс Электры. Примечательно, что это не пустые слова, а крайне важная тема в изучении психологии, философии и психоанализа в целом.

Как доказывают современные учёные, понятия комплекса очень тесно связано с философией, потому что неполноценность может проявляться от недостаточного соприкосновения индивида с культурой своего народа, что порождает отсутствие индивидуальности, признаков сознательной самостоятельности и тому подобного.

Все же эти учения послужили для многих поколений врачей-психотерапевтов, психологов, философов, дали им вескую базу для продолжения исследований, хотя нельзя всецело утверждать, что когда-нибудь наступит момент и все придётся прекратить. Нет, философия — наука неисчерпаемая, а в дуэте с психоанализом, вообще не имеющая завершения.

Источник: http://psiho.guru/filosofiya/rol-psihoanaliza-kakoe-mesto-on-zanimaet-v-filosofii.html

Психоанализ это в философии

Философия психоанализа — одно из наиболее известных направлений в европейской философии XX века, оказавшее самое существенное воздействие не только на многие философские школы, но и на всю духовную культуру — искусство и литературу, театр и музыку, политические и социальные доктрины. Популярность психоанализа породила и популярность разнообразных психологических служб в западном мире.

Отличительная особенность психоанализа состоит в том, что он обращен к человеку, ориентирован на постижение человеческой психики во всем ее многообразии.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд — врач-психиатр, продолжатели его философских традиций Карл Густав Юнг, Карен Хорни и Эрих Фромм также были практикующими врачами-психоаналитиками, однако философия психоанализа шире утилитарной цели врачебной помощи. Кроме динамической концепции психики и создания эффективных методов лечения неврозов психоанализ сформировал немало концепций и оригинальных гипотез, связанных с проблемами философской антропологии, философии культуры, философии жизни, сделал далеко выходящие за рамки врачебной деятельности выводы, которые вызывали множество споров, не прекратившихся и до настоящего времени.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился и прожил практически всю свою жизнь в Австрии, только после захвата в 1938 году Австрии фашистами он эмигрировал в Великобританию. Большая часть жизни Фрейда была связана с Веной, где он окончил медицинский факультет университета, работал, здесь вышли в свет его первая фундаментальная работа по психоанализу «Толкование сновидений» (1899), которую до сих пор считают своей библией все психоаналитики, и вообще подавляющее большинство его работ, как медицинского, так и философского характера, которые ввиду их чрезвычайной популярности сразу же переводились на разные языки, в том числе и на русский. Здесь же проходила его деятельность, направленная на создание международных организаций врачей-психоаналитиков, которые и сейчас работают практически во всем мире.

Творчество Фрейда, если говорить о его философском аспекте, можно разделить на два этапа. Первый касается создания концепции бессознательного (конец XIX века — до 1920 года), когда на основе экспериментальных данных он делает вывод о существовании в психике каждого человека достаточно четко выраженных структурных образований, которые характеризуются как сознание, предсознание и бессознательное. В противовес рационалистической европейской философской традиции Фрейд уделяет особое внимание именно бессознательному, определяя его как ту часть психики, в которую вытеснены неосознанные желания человека, имеющие иррациональный и вневременной характер.

Реализации этих желаний и идей мешает та часть психики, которую Фрейд назвал предсознанием. Оно осуществляет цензуру желаний, характеризующих бессознательные стремления человека, здесь же находится источник конфликта человека с самим собой, поскольку бессознательное подчинено принципу удовольствия, а предсознание считается в первую очередь с реальностью. Его задача — обуздать желания бессознательного, не дать им проникнуть в сознание и реализовываться в какой-то деятельности, поскольку именно они могут стать источником невротического поведения.

Анализируя бессознательное, Фрейд вводит в широкий философский обиход понятие либидо как сексуального желания или полового инстинкта. Фрейдистская философия усматривает в нем такой вид энергетики человека, который оставляет неизгладимый след на всей его жизни. Позже Фрейд связал с либидо не только эротическую любовь, но и все другие виды любви — себялюбие, любовь к детям, родителям, вообще к человечеству. Исследуя либидо, Фрейд делает вывод, что этот импульс может быть, во-первых, разряжен в каком-то действии, во-вторых, подавлен и вытеснен назад в бессознательное, в-третьих, сублимирован, то есть переключен на другие, более высокие сферы деятельности людей: искусство, мораль, политику.

Отсюда главный вывод философии психоанализа: вся человеческая культура создана на основе биологически обусловленного процесса превращения сексуального инстинкта человека в другие, сублимированные виды деятельности. Это позволило ему охарактеризовать европейскую культуру как культуру, созданную невротиками, людьми, чьи нормальные сексуальные влечения были в свое время подавлены и затем трансформировались в замещающие виды деятельности.

На втором этапе творчества (1920-1939) Фрейд уточняет концепцию бессознательного, включая в сферу инстинктивных импульсов первичные космические позывы — Эроса и Танатоса (жизни и смерти). Наиболее существенная разработка этого периода — динамическая концепция психики человека, включающей такие структуры, как Оно, Я и сверх-Я. Оно, по мнению Фрейда, — кипящий котел инстинктов, рождающий все последующие противоречия и трудности человека. Структура Я призвана реализовать (запрещать) импульсы Оно, согласуя их с требованиями той социальной реальности, в которой живет человек, а сверх-Я выступает как судья, общественный надзиратель над всей психикой человека, соотнося его мысли и поступки с существующими в обществе нормами и образцами поведения.

Каждый из «этажей» психики человека живет своей жизнью, но реализация плодов их деятельности чаще всего искажена, ибо жизнь человека в обществе подчинена не его биоэнергетике, а тому культурному окружению, в которое он включен. Вся европейская культура, по мнению Фрейда, является культурой запрета, и все главные табу касаются именно бессознательных импульсов, поэтому развитие культуры предполагает развитие неврозов и несчастий людей, ведет к увеличению чувства вины каждого человека, отказу от собственных желаний.

Сам Фрейд признавался, что на него оказала значительное влияние философия жизни Ф. Ницше. При этом, исследуя глубинные стороны сознания автора книги «Так говорил Заратустра», Фрейд рассматривал ее не только с позиций философского анализа, но и как врач-психоаналитик.

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский врач, психолог и философ, в течение ряда лет работал вместе с Фрейдом как практикующий врач и одновременно как один из приверженцев философии психоанализа. В дальнейшем Юнг разошелся с Фрейдом во взглядах на природу бессознательного, на понимание либидо, на первичные формы адаптации человека к окружающему его миру социума. Внесенные им в философию психоанализа новые положения во многом укрепили позиции психоаналитической философии и вместе с тем позволили создать новое, продуктивное направление в философии культуры, а также развить его собственную концепцию — аналитическую психологию.

Анализируя бессознательное, Юнг считает неправомерным все психические импульсы Оно сводить к сексуальности, трактовать либидо лишь как энергию влечений, а тем более выводить всю европейскую культуру из сублимаций индивида. В своей работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг характеризует как либидо все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Он показывает, что либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, зачастую весьма далеких от сексуальности; более того, оно может трансформироваться и возвращаться вспять из-за каких-то жизненных обстоятельств, что приводит к воспроизводству в сознании человека целого ряда архаических образов и переживаний, связанных с первичными формами жизнедеятельности людей еще в дописьменную эпоху.

На этой основе Юнг создает культурологическую концепцию, основанную на понимании бессознательного в первую очередь как коллективного и безличного, а уж затем как субъективного и индивидуализированного. Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов культуры, которые нельзя описать, осмыслить и адекватно отразить в языковых формах. В этом смысле Юнг претендует на создание нового типа рациональности, не поддающегося традиционному европейскому логицизму.

Исследуя соотношение индивидуального и социального бытия человека, Юнг приходит к выводу, что в истории человечества эта проблематика выражается по-разному, в зависимости от специфики восточных и западных культур. Восток, с его мистическим колесом жизни, реинкарнацией и переселением душ, формирует человека при абсолютизации коллективного бессознательного, принижая всякое личностное начало в человеке. Западная культура, как это сложилось к XIX веку, характеризуется преобладанием рациональности, практицизма и научности во всех сферах бытия, а господствующая во многих европейских странах протестантская мораль, основанная на индивидуализме и возвышающая субъекта, отмечена пренебрежением к коллективно-бессознательным основам культуры. Обращенность европейской культуры к достижению, успеху, к личностной победе приводит к серьезной ломке психики человека.

Вслед за многими другими философами на рубеже XIX — XX веков Юнг повторяет, что европейская культура больна и ее надо лечить. Он предлагает свой путь решения: необходима интеграция сознательного и бессознательного начала в психике человека; только в таком случае формируется подлинная индивидуальность, то есть такой человек, который хорошо представляет особенности архетипических основ своей культуры и имеет четкое представление о специфике своих личностных психических особенностей.

Из концепции архетипов культуры несколько позже вырастает теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной гуманитарной науке. Слово «менталитет» (от лат. mens — образ мыслей) обозначает совокупность установок и предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности.

Таким образом, в том числе и благодаря Юнгу бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход оказался значительно более плодотворным, нежели господствовавшая до того концепция классического рационализма.

Юнг отмечал, что «Фрейд — великий разрушитель, разбивающий оковы прошлого», что он «подобно ветхозаветным пророкам безжалостно низвергает кумиры, безжалостно предает гласности порчу, поразившую души его современников». Главная же проблема фрейдизма, по мнению Юнга, заключается в том, что его создатель не был способен предложить действительную позитивную программу, потому что психоанализ разрушает только ложные ценности XIX века, но Фрейду остался недоступным тот глубоко лежащий пласт психики, который присущ всем людям.

Концепция Юнга рассматривает бессознательное как определенную совокупность некоторых фундаментальных образов — символов, важных для любой цивилизации (как, например, символ Древа Жизни). Этот и подобные ему символы уже не могут быть описаны лишь в сфере инстинктов. Юнг полагал, что особенностью его подхода к изучению коллективного бессознательного является сочетание строгой научности и метода свободных ассоциаций, позволяющих выходить на более высокий уровень научного обобщения. В последние годы жизни он, в противовес классической причинной связи, традиционно исследуемой европейской наукой, обращается к изучению акаузальных синхронных связей.

С его точки зрения, множество событий, особенно в духовной сфере жизни народов, происходит синхронно, но они не связаны причинно. Этот подход заинтересовал не только гуманитариев — историков и литераторов, но также физиков, работающих над фундаментальными проблемами деления атомов, таких, как В. Паули и Э. Шрёдингер.

Источник: http://studopedia.ru/1_110995_filosofiya-psihoanaliza.html

История философии психоанализа

Проблемы человека, его внутренний мир вызывали не меньший интерес философов, чем проблемы глобального развития. Это нашло отражение в философии психоанализа, попытавшейся найти выход из тупика, в который на начало ХХ века была поставлена философская наука в результате столкновения двух концепций. Первая — позитивизм, оперирующий исключительно естественнонаучными познаниями, вторая — иррационализм, который опирался на предположения, осознанные через интуицию, веру, чувства.

психоанализ это в философии

Возникновение психоанализа

Философия психоанализа оказала неоценимое влияние на развитие философской науки, а также на духовную культуру общества. Родоначальником психоанализа стал врач-психиатр из Австрии З. Фрейд, создававший, прежде всего, метод лечения больных. На его основе была сформирована концепция философских взглядов на сущность человека и культуры.

З. Фрейд и его последователи — Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм — это практикующие врачи, преследующие цели излечения больных и понимающие, что философия психоанализа намного обширнее врачебной практики, и с ее помощью возможно создание новых методов лечения. Именно психоанализ дал толчок к формированию новых концепций, взглядов на философские вопросы, таких как философия антропологии, жизни, культуры. Его особенность заключалась в его направленности исключительно к человеку, его психике, проблемам.

психоанализ это в философии

Что такое психоанализ

Как говорилось выше, Фрейд был практикующим врачом-психиатром, по 10 часов ежедневно вел прием больных. Поэтому психоанализ – это медицинский метод излечения, часть психотерапии, первоначально применяемая для больных истерией. И уже в дальнейшем, в процессе работы над ним, он был принят как философская доктрина. Суть ее заключается в том, что определенные патологические представления, большая часть которых носит сексуальный характер, вытесняются из области сознания и действуют из сферы бессознательности, откуда под разными облачениями проникают в сферу сознания, разрушая единство человеческого «Я» и окружающего его мира.

Фрейд и его работы

Фрейд родился и практически всю жизнь провел в Вене. Здесь он получил медицинское образование в университете, после чего занялся медицинской практикой. Именно здесь увидели свет его работы по философии психоанализа, которые пользовались невероятным успехом и имели достаточно мощную критическую оценку. Выводы, которые он в них излагал, взбудоражили общество и вызывают споры по сей день. Это был вызов классической философии, в которой основное внимание уделялось человеческому сознанию.

В 1899 г. выпускается его первая работа по психоанализу «Толкование сновидений», которая до сих пор не утратила актуальности и является настольной книгой многих ведущих практикующих психиатров. Буквально через год выходит его новая книга «Психопатология обыденной жизни». Следом за ней идут «Остроумие и его отношение к бессознательному» и другие значительные работы. Все его произведения, носящие как философскую, так и медицинскую направленность, тут же переводились на разные языки мира. Они и в наше время пользуются огромной популярностью.

Классическая философия утверждала, что сознание является основной регулирующей составляющей человеческой жизни. Философия психоанализа Фрейда устанавливала, что под ним располагаются пласты бессознательных желаний, устремлений, влечений. Они наполнены энергией, от них зависит личная жизнь каждого человека и, вместе с этим судьба, цивилизаций.

Конфликт бессознательного с сознанием, неудовлетворенность сокровенных желаний приводят к расстройству психики, душевным заболеваниям. Современная западная философия психоанализа вышла из работ Фрейда. Метод психоанализа получил широкое распространение среди врачей в странах Западной Европы и особенно Америки.

психоанализ это в философии

Два этапа в философской деятельности З. Фрейда

Врачебная практика, наблюдение больных давали ученому большой объем информации к размышлению. На ее основе была проведена работа, сформировавшая определенные взгляды на вопросы психоанализа З. Фрейда – философия с определенными аспектами, которые можно разделить на два этапа. Первый – формирование концепции бессознательного, длительность его продолжалась с 1900-1920 гг. Второй длился до конца жизни. Именно на этом этапе исследуется бессознательное, включая сюда инстинктивные космические позывы жизни и смерти.

Первый этап

В начале своей практики, собирая и анализируя экспериментальные данные, Фрейд делает удивительные выводы о наличии в психике людей ранее не известных образований, имеющих определенную структуру и характеристики. На основании сделанных выводов он описывает их как сознание, подсознание и бессознательное.

Несмотря на то что западная философская школа делала акцент на сознании, философия психоанализа Фрейда все внимание уделяла бессознательному. Она определяет его как часть психики, куда выталкиваются неосознанные человеком желания, находящиеся за пределами разума и вневременного пространства.

Второй этап

На основании пересмотра концепции в философии психоанализа Зигмунда Фрейда бессознательное получило некоторые уточнения. Дальнейшее его изучение привело к тому, что к инстинктивным позывам были добавлены еще два – смерть и жизнь. Именно в это период была описана структура психики, а также концепция конфликта между бессознательным и сознательным как принцип человеческого существования.

психоанализ это в философии

Три составляющие структуры психики

Если изложить философию психоанализа Фрейда кратко, то необходимо заметить, что человеческая психика имеет три структуры, которые можно охарактеризовать как:

1. Бессознательное (Оно). Этот слой психики наследуется человеком от далеких предков. Именно в нем находятся два основных инстинкта человека:

  • Продолжение рода – это сексуальные влечение и энергия, или, по определению Фрейда, — Либидо.
  • Самосохранение. Определяет агрессивное поведение.

Бессознательное, по определению Фрейда, находится за пределами разумного, другими словами оно иррационально и безнравственно (аморально).

2. Подсознание (Я). Формируется на основание жизненного опыта. «Я» разумно, и, в соответствии с реальностью, старается перевести бессознательное «Оно» в соответствие с моральными принципами «Сверх-Я». Его цель ограничить рефлекторные импульсы «Оно» в соответствии с действующими требованиями реальности, в которой находится человек.

3. Сознание (Сверх-Я). Его можно определить как совесть или судью, контролирующего и наказывающего бессознательное «Оно». Именно в нем сосредоточены все нормы морали, нравственности, все идеалы человека.

При этом каждая составляющая живет своей жизнью и не зависит от других. Даже знакомясь с философией психоанализа кратко, можно сделать вывод, что сознание есть насилие над природными инстинктами.

Значение либидо

Фрейд в созданной им философии психоанализа в бессознательное «Оно» вводит понятие либидо (половое влечение или желание) как составляющий инстинкт. Причем его энергия настолько велика, что в жизни человека оно оставляет незабываемый след. Исследуя его, он приходит к выводу, что либидо включает в себя кроме эротической любви и все другие ее виды: к себе, детям, родителям, животным, Родине и так далее.

Иногда бессознательное (Оно) посылает мощный сексуальный вызов, но он по какой-то причине возвращается обратно, или просто его импульс становится менее интенсивным, разряженным, переключается на другие, более высокие области деятельности человека. Это может быть искусство, наука, политика, общественная деятельность и так далее.

Из этого Фрейд делает логический вывод, что культура, мораль и любая другая деятельность человека есть сублимированная (перенаправленная и преобразованная) сексуальная потребность. Согласно философии психоанализа Фрейда, любая культура на Земле, в том числе и европейская — плод деятельности невротиков, чьи влечения сексуального характера были подавлены и преобразованы в другие виды человеческой деятельности.

психоанализ это в философии

Психоанализ и философия неофрейдизма

Идеи Фрейда были подхвачены его последователями, их работы по развитию и дальнейшему осмыслению психоанализа привели к новым взглядам на него. Его ученики и последователи шли дальше, осмысляя и развивая психоанализ. В философии 20 века психоанализ занимает значительное место. Наиболее известными представителями неофрейдизма являются Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.

Они признавали определенную роль бессознательного, роль инстинктов, но при этом считали, что немаловажными являются и социальные факторы, к которым относятся общественные связи, взаимоотношения людей, а также культура. Они полагали, что условия, в которых человек проживает, существенно влияют на поведение его в обществе и содержание его деятельности.

Расхождения с Фрейдом состояли прежде всего в том, что они, по сравнению с ним, принимающим только сексуальную энергию, признали в развитии личности участие сознания и общественного фактора. То есть они склонились в сторону классической философии, признающей только роль сознания.

Роль неофрейдистов в разработке теории бессознательного велика. Это можно объяснить тем, что ими исследуется не только индивидуальное, но и общественное сознание при разделении его на сознательное и бессознательное. Они оперируют таким понятием, как сверхкомпенсация – ответная социальная реакция на чувство неполноценности. Это основа для появления великих людей, наделенных недюжинными способностями.

Отсюда следует вывод: если Фрейд пытался выяснить причину совершения человеком определенных поступков, то его последователи, используя базовые идеи философии психоанализа, старались объяснить социальное устройство жизни, в которой этот человек живет.

психоанализ это в философии

Карл Юнг и его учение о «коллективном бессознательном»

От последователей Фрейда впоследствии отошли и образовали свои направления А. Адлер (личностная психология) и К. Юнг (глубинная психология). Представитель философии психоанализа К. Юнг – швейцарский врач-психиатр, философ, коллега Фрейда в течение нескольких лет. Его работы расширили и укрепили позиции в данном направлении. Именно Юнг создает новое течение в философии культуры – аналитическую психологию.

Он был поборником методов лечения больных и философии психоанализа Фрейда. Юнг, полностью разделявший медицинские и философские взгляды своего старшего товарища и учителя, со временем разошелся с ним в отношении бессознательного. В частности, это касается либидо.

Юнг не был согласен с философией психоанализа Фрейда в том, что все импульсы «Оно» причислялись к сексуальности, он трактовал его намного шире. Либидо по Юнгу – это все виды энергии жизни, которые человеком воспринимаются как бессознательные желания, стремления.

По Юнгу, либидо не находится в неизменном состоянии, а подвергается трансформации и сложным превращениям в силу тяжелых жизненных ситуаций, и все это далеко от сексуальности. В связи с этим в сознании людей возникают переживания и образы, которые связаны с древними событиями начала жизнедеятельности людей. Это не просто слова, эти факты Юнг брал из своей медицинской практики. Именно философия психоанализа Юнга придает бессознательному «Оно» коллективное и безличное начало, а уже после этого субъективное и индивидуальное.

Что такое архетипы

Коллективное бессознательное составляет архетипы – универсальные базовые врожденные структуры, они являются причиной переживаний событий из древней истории зарождения человечества, которые могут являться человеку в сновидениях и быть причиной волнений и психических расстройств, именно они являются той средой, из которой формируется духовная жизнь человека и вся культура человечества.

Определения большинства архитипов стало нарицательным и вошло в обыденную жизнь людей, как поговорки, например:

  • Маска — лицо человека, которое он «натягивает» при любых контактах с посторонними, а также на официальных встречах;
  • Тень — второе лицо человека, которое состоит из вытесненных в подсознание порочных черт характера или неприемлемых качеств.

Большое значение для человека, по определению Юнга, имеет архетип «Мое истинное Я» или «Самость», которое представляет собой синтез всех архетипов. Постижением этого своего «Я» человек должен заниматься на протяжении всей жизни. Первые результаты этого развития, по мнению Юнга, появляются не ранее среднего возраста.

В это время человек уже обладает достаточным жизненным опытом. Еще для этого необходимы обязательный высокий уровень развития интеллекта, настойчивая работа над собой. Только достигнув заветной вершины, личность может реализоваться в полной мере, понять «непостижимое», закрытое простым смертным. Познают его единицы, большинству этого не дано.

психоанализ это в философии

Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»

Немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм, последователь учения Фрейда, привнес в психоанализ понятия экзистенциализма, а также марксизма. Он сформулировал свою концепцию в книге «Душа человека». Понятие «экзистенциализм» можно определить как философию выживания, которая стоит на двойственности человеческой сущности. Дихотомия – это раздвоенность, постепенное деление на две сущности, внутренняя связь которых более ощутима, чем внешняя. Примером может служить человек, который по сути своей является биологическим существом, но наличие у него разума выводит его из этого круга, делает в природном мире чужаком, разделяет его и природу.

Философия экзистенциализма и психоанализа – это, по определению Фромма, гуманистический психоанализ, призванный изучать личность человека с точки зрения взаимоотношений его и общества, а именно отношение человека к себе, окружающим его людям и обществу.

Огромное значение Фромм придавал любви. Он утверждал, что возникновение чувства, его развитие меняют человека, делают его лучше, открывают в нем скрытые глубины, качества, способные его облагородить, поднять на небывалую высоту. В нем проявляется ответственность за другого, чувство привязанности к любимому, к целому миру. Это ведет человека от пагубного эгоизма к гуманистическим чувствам и альтруизму.

Источник: http://fb.ru/article/366068/istoriya-filosofii-psihoanaliza

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты