Психоанализ по Фрейду, кратко и понятно про психоанализ — психоанализ это что

19.08.2019

Мы привыкли главную роль отводить сознанию и полагать, что игра страстей происходит преимущественно в подсознании, но Фрейд утверждает, что даже трудная интеллектуальная работа может происходить подсознательно и не доходить до сознания. Например, в состоянии сна происходит решение сложной задачи, над которой человек бился накануне безрезультатно.

Кратко и понятно о психоанализе Фрейда

психоанализ это чтоПсихоанализ — это способ выявления переживаний и действий человека, обусловленных бессознательными мотивами с целью лечения психических болезней. В начале прошлого века он был введён австрийским учёным З. Фрейдом и широко применялся вместе с гипнозом.

Внутренний конфликт

Главной особенностью теории Фрейда и его психоанализа является то, что в человеке скрыт конфликт между его внутренними бессознательными силами, такими как libido, Эдипов комплекс и враждебной средой, которая диктует и навязывает ему различные законы и правила поведения.

Те законы и нормы поведения, которые навязывает ему внешняя реальность, подавляют энергию бессознательных влечений и эта энергия высвобождается в форме невротических симптомов, страшных сновидениях и других расстройствах психики.

По теории психоанализа Фрейда личность состоит из трёх компонентов:

психоанализ это чтоБессознательное представляет собой сексуальные и агрессивные инстинкты, стремящиеся к удовлетворению своих влечений во внешней реальности.

Эго (Я) способствует приспособлению индивида к реальности, сохраняет информацию об окружающем мире в сознании человека в интересах его жизнедеятельности и самосохранения.

Супер-эго является вместилищем моральных норм, запретов и поощрений человека и служит, таким образом, как бы совестью человека. Нормы усваиваются человеком бессознательно в процессе воспитания и поэтому проявляются в человеке как чувство страха, вины и угрызения совести. Таким образом, неспособность бессознательной энергии свободно высвобождаться ведёт к конфликту человека с окружающей средой и появлению у него различных психических заболеваний.

Задачей психолога или психотерапевта является выявления в пациенте бессознательных переживаний и представлений и вытеснение их из сферы Оно (бессознательного) в сферу сознание человека, т. е. освобождение с помощью катарсиса.

психоанализ это чтоВ процессе психотерапевтического сеанса негативный трансфер (перенос чувств и ощущений больного по отношению к своим близким на личность психотерапевта) пациента к психологу сменяется на положительный эмоционально окрашенный. Таким образом, самооценка пациента возрастает и происходит постепенное выздоровление, но нужно учитывать, что перед этим психолог должен войти в доверительное отношение к пациенту, чтобы снизить его сопротивление к процессу психотерапии. При жизни З. Фрейда для лечения психических расстройств широко применялся гипноз, но после его трудов все чаще стали применять на практике внушение, аутогенную тренировку и самовнушение.

Я и Оно

психоанализ это чтоПод сознанием Фрейд в своей теории психоанализа подразумевал поверхностный слой личности человека по отношению к внешнему миру. Чувственные восприятия, приходящие извне, а также ощущения и чувства, которые приходят изнутри являются осознанными. С помощью словесных представлений все наши ощущения и чувства становятся осознанными и появляются в сознании.

Словесное представление — это следы воспоминаний в нашей памяти, которые остались благодаря восприятиям каких-либо процессов, происходящих в прошлом. Любые процессы, чтобы быть осознанными личностью, должны пройти во внешнее восприятие и стать воспоминаниями, которые затем обретут словесную форму и станут мыслительными процессами.

С помощью словесно-образных звеньев различные восприятия могут быть вытеснены из сферы бессознательного в предсознательное, а потом в сознание. Это внутреннее восприятие ощущается сознанием как удовольствие или неудовольствие и является первичным, чем ощущения приходящие извне.

Ощущения воспринимаемые как удовольствия не побуждают к действию и ощущаются как понижение энергии, а вот неудовольствие мотивирует нас на совершение поступков и ведёт к повышению энергии.

психоанализ это чтоТаким образом, если наше libido скрыто в бессознательном и пытается проявиться в личности в виде сексуальных чувств или стремлений, то для сублимации и получения удовольствия его необходимо перенести в сферу сознания, т. е. сделать осознанным. По Фрейду и его теории психоанализа для того чтобы это сделать, необходимы так называемые посредствующие звенья, а для ощущений, притекающих в сознание естественно, такой необходимости нет.

Фрейд называет сущность исходящую из поверхностного сознательного (W) как Я, а те области, куда эта сущность собирается проникнуть обозначает словом Оно.

Личность представляется как бессознательное и непознанное Оно, которое сверху охвачено Я, появляющимся из системы W. Я это только изменённая под влиянием внешнего мира и посредством осознанного восприятия часть Оно. Я пытается заменить внешним миром и реальностью принцип удовольствия, который безраздельно властвует в сфере Оно. Для Я характерно восприятие, а для сферы Оно — влечение. Для Я характерно разумность и мышление, а для сферы Оно —страсти.

Я, в теории психоанализа, представляет место откуда исходят как внешние, так и внутренние восприятия. Если искать анатомическую аналогию, то Я подобно человечку в мозгу, который находится вниз головой, смотрит назад и управляет левым полушарием мозга и речевой зоной.

Подсознание

психоанализ это чтоМы привыкли главную роль отводить сознанию и полагать, что игра страстей происходит преимущественно в подсознании, но Фрейд утверждает, что даже трудная интеллектуальная работа может происходить подсознательно и не доходить до сознания. Например, в состоянии сна происходит решение сложной задачи, над которой человек бился накануне безрезультатно.

Примечательно, что у некоторых людей такие высшие проявления личности, как совесть, самокритика и чувство вины проявляются бессознательно, что вследствие может привести к разного рода психическим заболеваниям. Вследствие этого Фрейд в своей теории психоанализа делает заключение, что не только наиболее глубокое и непознанное в Я, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным. Так, демонстрируя и говоря о сознательном Я, Фрейд называет его как Я-тело и подчёркивает его прямую и неотъемлемую связь с бессознательным.

https://youtube.com/watch?v=COYW40JlQ_4

Два рода влечений

психоанализ это чтоИтак, по теории психоанализа Фрейда мы выяснили, что личность состоит из сознательного (сверх Я), предсознательного (Я) и бессознательного (Оно). Из нашей обычной жизни мы знаем, что человек может жить не только в гармонии с собой, но и находиться в конфликте с собой в тех случаях, когда он хочет достичь чего-то, но не может. По Фрейду получается, что человек не может подчинить себе свою внутреннюю степень бессознательного, вследствие чего получается конфликт.

Как считает Фрейд, в основе этого конфликта лежит влечение, основанное на энергии сексуального характера. Он выделяет два вида влечения: с одной стороны — эротическое, сексуальное влечение или эрос, любовь, а с другой стороны — влечение к ненависти, распаду, смерти.

Если человек может подчинить своему Я эту бессознательную энергию или libido, как назвал её Фрейд, то происходит её высвобождение и человек живёт гармоничной жизни. В другом случае накапливаясь в мускулах тела, эта энергия накапливает свою разрушительную силу и устремляется на внешний мир.

Сублимация — защитный психологический механизм, при котором энергия сексуального влечения личности преобразовывается в социально-приемлимые формы активности (например, в творчество).

Мышление и мыслительные процессы тоже подчиняются сублимированию эротического влечения. Само сублимирование осуществляется сугубо под контролем Я внутри личности.

психоанализ это чтоВ обычной жизни или реальности нет такого понятия, как хорошо или плохо, т. е. с человеческой точки зрения, смерть или распад чего-либо это плохо. Например, если мы возьмём вселенную и в ней происходит распад звёзды, то это не плохо, потому что из распавшихся компонентов образуются другие звёзды, а также планеты и различные объекты вселенной. В человеческой жизни ненависть, распад, разложение и смерть — это не совсем приемлемые вещи и человек пытается, переключаясь на любовь, добро и созидание, избежать их проявления, а вследствие того, что человек сложная биологическая конструкция, сделать ему это весьма непросто.

Теория психоанализа Фрейда предостерегает личность не только от становления на путь ненависти, но и от нарциссизма, т. е. самолюбования. Оно (бессознательное) стремится к обладанию объектом путём перенесения libido в Я. Теперь Я получается наделяется свойствами libido и провозглашает себя любовным объектом, то есть объектом для любования.

Источник: http://psiho.guru/metodiki/kratko-i-ponyatno-o-psihoanalize-freyda.html

Психоанализ это что

Психоанализ часто путают с психотерапией, – и это понятно: он настолько прочно утвердился в общественном сознании, настолько часто демонстрируется в фильмах, книгах и карикатурах, что между ними хочется поставить знак равенства. На самом же деле, психоанализ – одно из направлений психотерапии. Но именно из этого направления она и родилась.

Для того, чтобы разобраться во всех нюансах, мы составили список из десяти вопросов о психоанализе – и ответили на них.

1. Что такое психоанализ?

Психоанализ – это метод лечения психологических заболеваний, разработанный в конце XIX века Зигмундом Фрейдом (некоторые рассматривают его также как философское направление, и мы с этим согласны, поскольку психоанализ предоставляет множество инструментов для осмысления не только внутренного устройства человека, но и жизни в целом).

В основе психоанализа лежит утверждение Фрейда о том, что психика человека состоит из трех частей: Эго, Супер-Эго и Ид (В русском переводе – Я, Сверх-Я и Оно).

Ид – это вместилище всех первичных инстинктивных желаний, которые подчиняются исключительно принципу удовольствия и не признают никаких препятствий на этом пути.

Супер-Эго – набор социальных и моральных норм, которые, как правило, сообщаются ребенку родителями, и призваны сдерживать желания Ид.

Эго представляет собой некую срединную область, в которой желания Ид смешиваются с запретами и установками Супер-Эго. Фактически, это личность человека, – то, с помощью чего он выражает себя.

Между этими тремя областями часто возникают конфликты.

Если Супер-Эго слабое, то мы получаем человека, для которого не существует хорошо или плохо , а существует только я хочу (согласитесь, довольно неприятный человек). Если Супер-Эго, наоборот, слишком развито, то это может привести к запрету на самые естественные и социально одобряемые желания – любить и быть любимым, работать, смеяться, быть успешным и проч. Такой человек будет постоянно оглядываться на запреты Супер-Эго и слишком много рефлексировать. Это будет очень неуверенный в себе человек.

Решением таких конфликтов и занимается психоанализ.

2. Что такое бессознательное?

Это очень важная вещь. Согласно Фрейду, в нашей психике существует огромная область, которую мы не осознаем, но которая, однако, влияет на наше самоощущение и поведение. В эту область вытесняются все желания, не соответствующие установкам Супер-Эго, все травмирующие события и воспоминания.

Оказываясь в бессознательном, они никуда не уходят, но копятся и время от времени прорываются наружу – в снах, в оговорках по Фрейду , в спонтанных действиях и проч.

Очень простой пример.

Ребенок злится на маму за то, что она проводит больше времени на работе, чем с ним (отметим, что у ребенка нет способности к логическому мышлению, и он не в состоянии выстраивать сложные связи вроде мама на работе, потому что в семье мало денег, и она просто пытается обеспечить меня – ребенок просто видит, что мамы нет и злится).

Так вот, значит, ребенок злится на маму – однако культурные и социальные нормы (Супер-Эго) говорят ему, что это совершенно недопустимо. Поэтому он вытесняет эту злость в бессознательное, где она и откладывается. Спустя 10-20-30 этот человек обращает внимание на то, что не может разговаривать с матерью без сильного и непонятно откуда взявшегося раздражения. Это раздражение – и есть вытесненная в бессознательное злость.

3. В чем историческая важность психоанализа?

На этот вопрос лучше всего ответил сам Фрейд, который сказал однажды, что за всю историю человечества, тому были нанесены три величайших оскорбления. Первое – когда Коперник заявил, что Земля не является центром Вселенной. Второе – когда Дарвин доказал, что человек произошел от обезьяны. И третий, самый чувствительный удар по человеческой мании величия было суждено нанести современному психоаналитическому исследованию, которое указало Я , что оно не является даже хозяином в своем доме, а вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно .

4. Психоанализ – это что-то про секс?

Да, но исключительно в той степени, в которой про секс – вся наша жизнь. Причем даже не про секс , а про любовь .

Фрейд считал либидо главной движущей силой – однако трактовал его в более широком, нежели чем это принято сейчас, ключе. Либидо – писал он – это те влечения, которые связаны со всем, что попадает под определение любовь».

Любовь к женщине, любовь к детям, любовь к своей работе, рыбалке, тосканским закатам – все это либидо. Таким образом, сексуальное желание, стремление к деньгам или мечта написать великий роман проистекают из одного и того же источника.

5. Почему психоаналитики кладут пациентов на кушетку?

Этому есть два объяснения: несерьезное и серьезное. Первое звучит так: Фрейд было тяжеловато все время сидеть с пациентами лицом к лицу, поэтому он клал их на диванчик, чтобы не маячили перед глазами.

Второе, которое, впрочем, вытекает из первого, заключается в том, что принятый в психоанализе метод свободных ассоциаций (когда пациент говорит обо всем, что приходит ему в голову) требует отстранения, требует того, чтобы пациент не видел перед собой аналитика, не испытывал никакого давления и, следовательно, позволил бы своему бессознательному выражать себя максимально свободно.

6. Психоаналитик почти ничего не говорит, за что он получает деньги?

Психоанализ можно сравнить с воспитанием – но не в дидактическом значении этого слова, а в смысле – создания атмосферы, благоприятной для безопасного выражения себя и формирования здоровых паттернов поведения.

Психоаналитик такую атмосферу создает, но как и любой воспитатель, вынужден сталкиваться с агрессией, обидой, злобой или, наоборот, с чрезмерной любовью своего пациента. Однако в отличие от родителей или учителей, психоаналитик не может позволить себе реагировать на нее – он должен впустить ее в себя, осмыслить, переработать и вернуть пациенту в безопасном виде. Это довольно утомительно.

Психоаналитик действительно говорит не очень много, – однако делает это ровно тогда, когда это необходимо. И в той форме, в которой это необходимо. И с правильной интонацией. И с пониманием того, какой эффект окажет его комментарий на пациента и на какие мысли того натолкнет.

Для того, чтобы этому научиться, психоаналитик тратит много лет на свое образование – на знакомство с теми процессами, что происходят в бессознательном и на развитие способности эти процессы выявлять и исследовать.

7. В чем должен заключаться результат психоанализа?

Это сложный, почти философский вопрос. Есть первый и самый простой результат – избавление от симптомов. Но есть и другой.

Он заключается в том, что человек учится справляться с амбивалентностью бытия. В том, что он перестает делить все на только плохое или только хорошее и понимает, что и то, и другое заключено в каждом человеке или явлении. Он понимает, что нет яркого сверкающего идеала, а есть только то, что подходит ему в большей или меньшей степени. Что он сам не идеален. Что все постоянно меняется. И так далее. В общем, человек узнает себя и проникается той глубокой философской нотой, которая очень хорошо выражена в стихотворении древнегреческого поэта Архилоха:

В меру радуйся удаче, / В меру в бедствиях горюй. / Познавай тот ритм, что в жизни / Человеческой сокрыт .

8. Кто может называться психоаналитиком?

Тут, как всегда, путаница в терминологии. Психоаналитиками называют себя все, кому не лень, однако большинство из них не имеют на это права.

Права на это имеет только тот, кто является членом или кандидатом Международной психоаналитической ассоциации (IPA), которая была основана Фрейдом. Для того, чтобы вступить в нее необходимо соответствовать ряду требований: a) психоаналитическое образование; b) не менее 400 часов личного психоанализа у аналитика IPA; c) не менее 80 часов супервизии у аналитика IPA в течение двух лет; d) описание анализа двух пациентов

9. Сколько стоят услуги психоаналитика?

В Москве хорошие (и настоящие) психоаналитики, как правило, стоят от 4 до 10 тысяч рублей за одну сессию.

10. Есть ли психоаналитики на Ясно ?

Нет – они, как мы уже увидели, слишком дорого стоят, а мы не хотели бы грузить вас такими ценами.

Кроме того, психоаналитики редко работают по видео-чату, предпочитая личные встречи. Ну и кушетка с видео-чатом не очень хорошо сочетается.

С другой стороны, у нас есть несколько психоаналитически ориентированных психотерапевтов. Они используют психоанализ в качестве фундамента, они знакомы со всеми его инструментами, однако не так строго придерживаются его правил, как того требует классическая традиция (что не делает их менее эффективными).

Источник: http://yasno.live/blog/10-questions-on-psychoanalysis

Психоанализ и биология: как работает бессознательное?

Психоанализ и его эффективность подтверждены исследованиями биологов и богатой клинической практикой психоаналитиков. Как работает психоанализ и где находится бессознательное?

Начнем с клинического примера. Пациент, мужчина, 44 лет, рассказывает сновидение в конце первого года психоанализа: «Я стою у колодца и смотрю вниз. Знаю, что там внизу, в темноте, есть еще пять человек. У меня большое чувство вины». Пациент дал собственную интерпретацию, с которой согласился психоаналитик: «На продленке в школе, кроме меня в группе, было еще пять человек и меня мучили угрызения совести, что внимание уделяется им не так много из-за меня… Да, я фантазирую, что и у Вас, кроме меня, еще пять человек и на меня Вам приходиться тратить много сил, так что им остается мало».

Через пару месяцев у пациента умерла мать и бабушка рассказала страшный семейный секрет: «После рождения пациента, мать сделала пять абортов!» И эта вина матери из-за абортов были бессознательно «переданы» пациенту и поэтому он также начаа чувствовать вину за их смерть, НЕ ОСОЗНАВАЯ того, что произошло в действительности, т. е. бессознательное существует и влияет на нас помимо нашей воли!

А теперь сопоставим психоанализ и биологию. Кора головного мозга анализирует окружающую реальность и ищет те ее проявления, с которым Вы уже познакомились в прошлом, сравнивая их друг с другом. Лимбическая система производит активные биологические вещества — нейромедиаторы, которые отвечают за гормоны. Нейромедиаторы подсказывают: «Это для тебя хорошо» или «Это для тебя плохо, избегай это». Тело не всегда выполняет указания нейромедиаторов, поскольку кора головного мозга может это отменить. Кора рационально анализирует информацию, а лимбическая система побуждает нас к действию.

психоанализ это чтоНа картинке показано: кора головного мозга принимает стимул «Парень рассказывает мне что-то по телефону»: а лимбическая система бессознательно интерпретирует это чувствами: «Это хорошо» или «Это плохо»

Развитая кора головного мозга отличает нас от животных, благодаря ей образуются новые нейронные связи и пути. Однако, кора мозга видит вокруг лишь большо количество не связанных между собой деталей, а только лимбическая система создает у нас ощущение того, что является для нас «хорошо» и что является «плохо», тем, что включаются в работу нейронные связи, которые вырабатывают или гормоны радости (дофамин, эндорфин, окситоцин и серотонин) или гормоны стресса (например, кортизол). Кора — это наши вербальные мысли, а лимбическая система словами не оперирует, поэтому чувствуем мы бессознательно.

Нейронные пути формируются в результате нашего индивидуального жизненного пути, именно поэтому мы реагируем на разные события по разному. Положительный опыт создает нейронные связи, которые продуцируют гормоны счастья, а негативный, травматический опыт — нейронные пути, вырабатывающие гормоны стресса. И человек хочет избежать в будущем нейронных связей, которые сформировались в результате травмы. Пример: мальчика хвалили за его выступления перед родителями. Это сформировало положительные нейронные связи «Вступление на публике — это радость». Он может стать успешным актером, так как эти положительные нейронные связи будут активированы и постоянно приносить гормоны радости. Конечно, успех — это не только «положительные нейронные связи», но и трудолюбие, талант и правильные жизненные решения с долей удачи.

Другой пример, отец унижал девочку и это сформировало нейронные связи «Отношения с любовным объектом — это стресс, обида, боль». Такая девочка будет избегать отношений с мужчинами, чтобы избежать длительной активации этих нейронных связей. Паттерны негативных отношений постоянно повторяются в жизни из-за работы лимбической системы и психики — психоанализ это называет «перенос».

Кора головного мозга может «скорректировать» старые нейронные цепочки! Этим процессом занимается психоанализ! При помощи перепроживания травматического опыта в кабинете и интерпретации, негативные нейронные связи меняются!

Психоанализ возник на заре двадцатого века благодаря таланту известного австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, который доказал, что наше сознание — это только маленькая частица личности. На нашу повседневную жизнь оказывает могучее влияние бессознательное — наши тайные влечения и травмы стремятся выйти наружу. Однако бессознательному противостоит наша психическая цензура (родительские и общественные запреты), и на стыке этого конфликта и рождаются всевозможные психические травмы, неврозы, фобии и т.д.

психоанализ это чтоКарина бросила ребенка и ушла в притон, по «велению» своего бессознательного. И только в психоанализе поняла это…

Пример влияния бессознательного на нашу жизнь. Успешная деловая женщина Карина, после рождения дочери, начала выпивать. Ее трагедию наблюдали все знакомые, но никак не могли что-то исправить: через некоторое время Карина отдала дочь в детский дом, а сама пошла жить к алкоголичке нетрадиционной ориентации. Она лишилась бизнеса, жилья и ребенка.
С точки зрения «простой жизни» это объяснить сложно, однако психоаналитическая разгадка этого горя Карины кроется в том, что еще в раннем детстве, мать-алкоголичка отдала ее в приют. Карина даже не помнила своей матери, но события прочно отложились в ее бессознательном. После рождения ребенка, каждая мать вновь проживает свои ранние проблемы и психические конфликты, которые уже были в ее жизни. Карина, после появления на свет дочери, вновь бессознательно переживала конфликты оральной фазы своего развития (с рождения и до года жизни), когда мать пила, когда Карине не хватало ее теплоты и ласки, когда ее сдали в детский дом. И что же получается: она также, как и мать, отказалась от дочери, и начала пить. Карина вновь ощутила острую потребность в материнской заботе и поэтому нашла заменитель матери — пьющую женщину нетрадиционной ориентации.
К счастью, позже Карина обратилась за помощью к психоаналитику и она начала выкарабкиваться из данной проблемы: она уже ушла от женщины, бросила пить и скоро заберет дочь из приюта.

После рождения ребенка, каждая мать вновь проживает свои ранние проблемы и психические конфликты, которые уже были в ее жизни

Психоанализ — личностно ориентированный метод, т.е. в центре его внимания будет личность пациента в целом. В процессе психоанализа происходит самосознание и самопонимание личного бессознательного — ключи к изменению психологических установок, преодолеванию тревоги и страха. Однако, для психологических изменений нам нужен объект, т.е. психоаналитик, на которого мы спроецируем наши эмоции — без этого невозможно понять глубинные аспекты нашей сущности! Именно поэтому разговор по душам с другом не заменит психотерапию, т.к. в обычной беседе каждый слушает сам себя, и только в диаде с психоаналитиком возможны целительные трансформации.

Источник: http://www.a-nechaev.com/psikhoanaliz/

Психоанализ как метод психотерапии

психоанализ это что

Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.

Психоанализ, как психологическая практика работы с клиентом, базируется на идеях его отца -основателя Зигмунда Фрейда. Подробно о зарождении метода, а также о теории личности, которая легла в основу психоанализа, написано в соответствующих статьях. Поэтому, для исчерпывающего понимания этой статьи, необходимо ознакомится с предыдущими.

На чем основана идея метода психоанализа

По мнению Фрейда, вследствие противоречия между разными структурами личности возникает неизбежное напряжение, которое проявляется в форме невротических состояний, невротического поведения или (и) расстройств психики. Основное противоречие, в рамках такой структуры личности, можно усмотреть между природными желаниями (и происходящими из них устремлениями ИД) и Супер Эго, ограничивающим эти устремления. Что же при этом происходит?

Естественные природные устремления личности вступают в противоречие с социальными и личными установками, исток которых превосходно осознает ЭГО (Я), в отличие от первых (ИД), находящихся в подсознании. Природные позывы ИД в большинстве случаев (но не всегда) рассматриваются ЭГО, как неприемлемые и угрожающие идеалам Супер Эго, а вместе с этим и социальным нормам.

*Эти утверждения не в полной мере относятся к обществам, где желания ИД рассматриваются как социально приемлемые и естественные, это, отчасти, касается положения, в так называемых, примитивных сообществах.

Задача Эго состоит в том, чтобы снизить психологическое напряжение (невроз), не вступая в конфликт с личностными идеалами и моралью.
В случаях, когда напрямую, через удовлетворение этих желаний этого сделать нельзя, то фрустрации от невыполнения проблемных стремлений отчасти нивелируются психологическими защитами.

По Фрейду, неудовлетворенные импульсы в большинстве своем подавляются и вытесняются в область бессознательного, где, тем не менее, продолжают свое существование, в не осознаваемой личностью форме.
Вытесненные стремления проявляются в виде психологического напряжения (невроза), что естественно, причиняет страдания личности.

В результате своей работы с пациентами страдающими от неврозов, Фрейд выяснил, что некоторое облегчение приносил факт вспоминания и осознания травмирующего содержимого, когда оно, по тем или иным причинам, всплывало (вспоминалось) из подсознания. Но для этого терапевтического эффекта требовалось выполнение несколько условий.

Для начала, нужно было вспомнить обстоятельства развития травмирующей ситуации, во-вторых нужно было осознать, ее изначальный смысл.

Один из постулатов Фрейда говорит о том, что вытесненный материал всегда стремится вернуться в сознание, однако, блокируется психологическими защитами.
Именно эти блокировки и представляли из себя проблему, потому что мешали воспоминаниям. Кроме того, даже если содержимое подсознания и проявлялось в сознании пациента, то отнюдь не в явном виде, а чаще в завуалированной, закодированной форме, в виде тех или иных символов.

Способы «извлечения» из бессознательного воспоминаний о травмирующих событиях и их последующая интерпретация, являются одними из основных методов психоанализа, этот процесс занимает довольно продолжительное время.
В классическом психоанализе Фрейда используется следующий материал, источником которого является анализант (клиент) — свободные ассоциации, перенос, сновидения и их истолкования, оговорки, забывания, анализ сопротивления, а также, метод интерпретаций.

Метод свободных ассоциаций

психоанализ это что

Суть метода заключается в том, что пациент сообщает психотерапевту все, что на данный момент ему приходит на ум, нисколько не заботясь о содержании своего словесного потока, даже если оно совершенно неприемлемо для самого пациента.
Исходным понятием (темой) может быть что угодно — предмет, цифры, образ, слово и т.п., или же вовсе отсутствие какой-либо темы.

Как получается, что подавленный материал, тем не менее, может выйти в сознание? При использовании метода свободных ассоциаций (когда элементы выдаваемого материала не связаны рационально), частично блокируется контролирующая функция сознания, а значит, психологические защиты работают не столь эффективно, что позволяет вытесненному материалу вырваться наружу, в явном, а чаще, зашифрованном виде.

При проведении такого сеанса, длительность которого, как правило, около часа, пациент расслабленно лежит на кушетке и не видит психоаналитика, это важно потому, что чем более расслаблен пациент, тем меньше с его стороны сопротивление терапии.

Бессвязный монолог клиента, в компании наблюдающего его аналитика, дает ценнейший материал для последующей работы, ведь каким бы абсурдным не казался этот поток слов, все равно, наше мышление изначально движется в направлении значимых для нас понятий, которые, рано или поздно, дают о себе знать.
При исследовании имеют значение следующие факты — содержание высказываний клиента, их последовательность. Особенное значение имеет тот материал, что вызывает трудности или внутреннее сопротивление.

Последующее выделение значимого материала и его интерпретация — важная задача психоаналитика, поскольку достоверность этой интерпретации, определяет успех всей терапии в целом.

Толкование сновидений

психоанализ это что

В основе работы со сновидениями лежит идея, что они, даже в большей степени, чем свободные ассоциации, являются источником подсознательного материала.

Чем более травматична информация, тем лучше она защищена и зашифрована и, соответственно, тем больше ее значение для клиента.

Иногда сновидения сообщают нам о наших устремлениях вполне очевидным образом, обычно такое происходит в тех случаях, когда желаемое не является запретным с точки зрения морали и идеалов. В большинстве же случаев содержимое сновидения приходится интерпретировать, а оно выражает наши тайные устремления и подавленный, неприемлемый материал, в символической форме.

Задача интерпретации сновидений весьма сложна и требует от психолога немалого опыта и интуиции, ведь некоторые символы могут иметь для пациента особое значение, другие же, несмотря на их кажущуюся значимость нет. По этой причине, даже общепринятые значения, часто требуют тщательной проверки через работу с клиентом.

Метод интерпретации

Как уже было сказано ранее, интерпретация важнейший инструмент психоаналитика при работе с свободными ассоциациями и сновидениями. Ведь одно дело получить материал, и совсем другое, истолковать его правильно.
При интерпретации происходит рационализация полученного бессознательного материала — осознание вместе с клиентом истинных причин невротических симптомов, а также подлинного смысла стремлений клиента. Именно интерпретация может привести к терапевтическому результату, естественно, лишь при условии правильного истолкования.

Анализ сопротивления

Истоком сопротивления является не осознаваемый клиентом механизм психологических защит, который мешает выявлению содержания подсознания. Задачей психолога является не разрушение этих механизмов, поскольку они являются, во многих случаях, необходимыми элементами личности, но помощь в осознании факта их наличия и их деятельности самим клиентом.

Анализ переноса

В психоанализе аналитик занимает позицию некой закрытости и отстраненности от клиента. Это приводит к тому, что он, чаще всего, воспринимается клиентом, как абстрактная символическая фигура. Считается, что именно по этой причине и происходит, так называемый перенос, который означает, что клиент бессознательно наделяет психолога чертами значимой для него личности, перенося свое эмоциональное отношение к этой личности на фигуру аналитика. Происходит как бы наполнение пустого содержимого новыми смыслами. Это могут быть, например, черты отца или матери (в зависимости от половой принадлежности аналитика) или черты другой значимой фигуры. Через последующий анализ возникающих фантомных отношений между клиентом и образом значимого человека, выявляются аспекты полученных (чаще всего в детстве) травматических переживаний.

Стадии психоанализа

Подводя итог, рассмотрим последовательность работы аналитика с клиентом, которая состоит из нескольких условных этапов.

Первый этап — поиск травмирующего события в прошлом клиента. Это работа со сновидениями, с оговорками, использование метода свободных ассоциаций, проведение бесед.

Второй этап — очень условно, начинается с того момента, когда травма обнаружена и идентифицирована самим клиентом, как травматическое переживание.
Клиент выражает себя посредством переживания вновь обнаруженного события, а также его рационализации, то есть понимания, как именно оно привело к проблемам. Это весьма болезненный этап, именно на нем формируется то, что мы назвали выше переносом или проекцией. Чаще всего это выражается в довольно таки негативном отношении к аналитику со стороны пациента.

Третий этап — выражается в переоценке травмирующих событий и снижении их значимости, вплоть до безразличия и равнодушного отношения. На этом этапе важно понять, что видимый результат не является очередной защитой или имитацией спокойного отношения клиента к проблеме.

Разумеется, границы всех этих этапов весьма условны. Это связано с тем, что проблемы не приходят поодиночке и видимое решение какой то одной из них вовсе не означает окончания работы, которая может продолжаться одновременно на нескольких стадиях.

В заключение

Психоанализ Фрейда, при всей неоднозначности отношения к нему со стороны как общества, так и ученых, совершенно точно стал настоящей революцией в психологии. Практически все методики психотерапии и направления в психологии, так или иначе, используют идеи и элементы психоанализа. Эти идеи легли в основу многих теорий о структуре человеческого сознания и именно от них в своей работе до сих пор отталкивается большинство психологов. Что касается самого психоанализа, как метода работы с клиентами, то он до сих пор жив, очень неплохо себя чувствует, активно используется в работе с людьми и приносит хорошие результаты. Можно смело сказать, что и на сегодняшний день это один из самых распространенных методов в психотерапии.

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/articles/analysis-method/

Что такое психоанализ личности. Что такое психоанализ

Психоанализ – это не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

По определению психологического словаря , психоанализ (терапия психоаналитическая) – это психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Первоначально сложился как метод лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений философии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется в трех основных смыслах:

1) теоретическое направление в психологии;

2) особая методология исследования психики;

3) метод психотерапевтический: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами.

Основные технические средства психоанализа: 1) метод ассоциативный – анализ ассоциаций свободных; 2) анализ снов и толкование сновидений –метод анализа снов; 3) анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни – метод анализа ошибок.

Философский словарь дает следующее определение :

1) В узком смысле слова – психотерапевтический метод, разработанный З.Фрейдом в конце 90-хгг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживании бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов.

2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на базе их. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З.Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество. Современные преемники и продолжатели этого движения относятся к так называемому «классическому», или «ортодоксальному» психоанализу – наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его. В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30–50-е гг. Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институциализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда учениками — А.Адлером, К. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

Следовательно, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях: как метод психотерапии, как метод изучения психологии личности и как систему научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Фрейдизм – и в этом его заслуга – стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач. Не случайно свои научные взыскания З.Фрейд начал с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию .

В научную литературу понятие «психоанализ» было введено в конце Х1Х в. для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые данное понятие было использовано в статье об этиологии неврозов, опубликованной на немецком языке 15 мая 1896 г. Словарь по психоанализу Лапланша и Понталиса дает следующие определения психоанализа: метод исследования, опирающийся на выявление бессознательных значений слов, поступков, продуктов воображения человека (снов, фантазий, бреда); метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения .

Энциклопедичный YouTube

Профессор В.В.Петухов о психоанализе

Психоанализ за 5 минут

Ольга Гамаюнова — Как лечит психоанализ: от Фрейда к современности

ЧТО ТАКОЕ ПСИХАНАЛИЗ ФРЕЙДА И КАК ОН РАБОТАЕТ

Один день из жизни психоаналитика. Бренд-фильм «Инсайт»

Субтитры

История

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений ». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене , утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера ; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории» .

Топографическая модель психического аппарата

Позднее (в 1923 г.) Фрейд предложил новую, структурную модель психики:

В целом структурная модель была шагом вперед в развитии психоаналитической теории, позволив описать более широкий спектр психических расстройств и создать новые инструменты психотерапии. Её значительным достижением стала в частности теория защитных механизмов. Однако, некоторые аспекты ранней теории были потеряны в новой — например, понятие бессознательного было в ней не столь четко определено. Сам Фрейд не завершил работу по пересмотру своей теории и продолжал использовать обе модели достаточно произвольно. В дальнейшем аналитики нового поколения предпринимали различные попытки завершения этой работы. В частности, американские аналитики Дж. Арлоу и Ч. Бреннер предложили систематический пересмотр всех понятий психоанализа в русле структурной модели . С другой стороны, в Британии Р. Фейрберн и М. Кляйн вписали структурную модель в теорию объектных отношений, описывая происхождение фрейдовских инстанций в ранних отношениях ребенка и в результате действия процессов проекции и интроекции .

Защитные механизмы

Фрейд выделил и описал следующие защитные механизмы психики:

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) — психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной.

Комплексы

Расщепление сознания

Основная статья: Расщепление сознания (психоанализ)

«Понятие расщепления разрабатывалось Фрейдом преимущественно в статьях „Фетишизм“ (Fetischismus, 1927), „Расщепление Я в процессе защиты“ (Die Ichspaltung im Abwehrvorgang, 1938) и в „Очерке психоанализа“ (Abriss der Psychoanalyse, 1938) в связи с размышлениями о психозе и фетишизме» .

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. Оральная фаза (0 — 1,5 года), в личности проявляется только Ид — желание;
  2. Анальная фаза (1,5 — 3,5 года), формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;
  3. Фаллическая фаза (3,5 — 6 лет), интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры ;
  4. Латентная фаза (6 — 12 лет), сексуальное затишье;
  5. с 12 лет — Генитальная фаза или взрослая стадия.

Основные школы психоанализа

За более чем сто лет истории психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

Психопатология

Взрослые пациенты

Различные психозы включают в себя нарушение автономных эго-функций (интеграция мышления, способность к абстрактному мышлению, отношение к реальности и тестирование реальности). При депрессиях с психотическими элементами также может быть нарушена функция самосохранения (иногда из-за подавляющего депрессивного аффекта). При расстройствах интеграции Я (часто приводящих к тому, что психиатры называют «несвязанные ассоциации», «перерыв в течении ассоциаций», «скачка идей», «повторение бессмысленных слов или фраз» и «ускользание мыслей») также нарушается развитие самостно-объектных репрезентаций. По этой причине клинически психотики также демонстрируют ограничения в эмоциональном тепле, сочувствии, доверии, идентичности, близости и / или стабильности в отношениях (из-за тревоги самостно-объектного слияния).

Пациенты с ненарушенными автономными эго-функциями, но имеющие проблемы с объектными отношениями часто диагностируются как «пограничные» (borderline). Для пограничных пациентов также характерны нарушения, связанные с контролем над импульсами, аффектами или фантазиями, но их способность тестировать реальность остается более или менее неповрежденной. Взрослые, не испытывающие чувство вины и стыда и демонстрирующие преступное поведение, как правило, диагностируются как психопаты, или, согласно DSM-IV-TR, как люди с антисоциальным расстройством личности.

Паника, фобии, конверсии, навязчивые идеи, компульсивные побуждения и депрессии (аналитики называют их «невротическими симптомами») не всегда вызваны нарушениями эго-функций. Наоборот, они вызываются интрапсихическими конфликтами. Как правило, эти конфликты связаны с сексуальными и враждебно-агрессивными желаниями, чувством вины и стыда, фактами реальной действительности. Конфликты могут быть и осознанными, и бессознательными, но в любом случае они формируют тревожность, депрессивный аффект и гнев. В конечном итоге различные элементы конфликта находятся под управлением защитных механизмов — по своей сути, защитные механизмы — это «выключающие» механизмы, благодаря которым человек не осознает данный элемент конфликта. «Вытеснение» — термин для обозначения механизма, который вытесняет определенные мысли из сознания. «Изоляция аффекта» — термин для обозначения механизма, который не позволяет чувству быть осознанным.

Невротические симптомы могут проявляться как отдельно, так и в сопровождении нарушений эго-функций, нарушений объектных отношений, нарушения силы Я. То есть обсессивно-компульсивные шизофреники или страдающие от панических атак пациенты с пограничным расстройством личности — далеко не редкость.

Исследования

Более сотни лет клинические описания единичных случаев в журналах Modern Psychoanalysis, Psychoanalytic Quarterly, International Journal of Psychoanalysis и Journal of the American Psychoanalytic Association оценивали эффективность психоанализа при неврозах и расстройствах характера и личности. Психоанализ, модифицированный техниками объектных отношений, был эффективен при многих сложных случаях нарушений в сфере интимности и межличностных отношений (см. многочисленные публикации Отто Кернберга). Как терапевтический метод, психоаналитические техники могут быть полезны и при одноразовых консультациях . Психоаналитическое лечение в других случаях может длиться от года до многих лет, в зависимости от серьёзности и сложности патологии.

Психоаналитическая теория была объектом критики и споров, начиная с момента своего зарождения. Фрейд отмечал это ещё в самом начале своей карьеры, когда медицинские круги Вены подвергли его остракизму за находку того, что истерические конверсионные симптомы характерны не только для женщин. Критика психоаналитической теории началась с Отто Ранка и Альфреда Адлера (в начале 20 века), продолжилась в рамках бихевиоризма (например, Вольпе) в 1940-х и 1950-х, и существует по настоящее время. Критика исходит от тех, кто не согласен с положением о существовании бессознательных механизмов, мыслей или чувств. Критиковалось также утверждение о «детской сексуальности» (описание того, что дети в возрасте от двух до шести лет фантазируют о зарождении). Критика приводила к модификациям психоаналитической теории, таким как работы Рональда Фейрбэрна, Михаэля Балинта и Джона Боулби. В последние десятилетия, критика сосредоточилась на вопросе эмпирической вирификации — несмотря на множественные эмпирические проспективные исследования (см., например, работы Барбары Милорд и её коллег из Медицинской школы Корнеллского университета). В современной научной литературе можно найти исследования, поддерживающие многие идеи Фрейда, например, бессознательное, регрессию и т. д.

Психоанализ был использован как инструмент исследования детского развития (см. журнал The Psychoanalytic Study of the Child), и развился в гибкий, эффективный метод лечения ментальных нарушений . В 1960-е, ранние (1905) представления Фрейда о детском развитии и женской сексуальности подверглись пересмотру. Это привело к активным исследованиям в 1970-х и 1980-х и последующим новым концепциям женского сексуального развития, которые скорректировали некоторые положения Фрейда . См. также многочисленные работы Элеаноры Галенсон, Нэнси Ходоров, Карен Хорни, Франсуазы Дольто, Мелани Кляйн, Сельмы Фрайберг и других. В последнее время, исследователи включившие в свою работу теорию привязанности (например, Алиса Либерман, Сюзан Коатс и Даниэль Шехтер) исследовали роль родительской травматизации в развитии у маленьких детей способностей к ментальной репрезентации себя и других .

Несколько мета-исследований показали, что эффективность психоанализа и психодинамической психотерапии сравнима по результативности или превосходит другие виды психотерапии или лечение антидепрессивными препаратами . Эмпирические исследования говорят о том, что «классический» долговременный психоанализ — когда пациент лежит на кушетке как минимум три раза в неделю — также эффективен . Обзорная работа 2005 года по рандомизированным и контролированным исследованиям заключает, что «психоаналитическая психотерапия (1) эффективнее, чем отсутствие лечения или стандартное лечение и (2) эффективнее коротких форм психодинамической психотерапии» . Эмпирическое исследование эффективности психоанализа и психоаналитической психотерапии стало популярным в среде психоаналитически ориентированных исследователей.

Исследования эффективности психодинамического лечения в некоторых популяциях показали противоречивые результаты. Исследования Бертрама Кэрона и его коллег из Мичиганского государственного университета говорят о том, что грамотное применение психодинамической терапии может быть успешно в случае больных шизофренией. Более поздние исследования сомневаются правильности этого утверждения. Так, отчет Центра изучения результативности лечения больных шизофренией (Schizophrenia Patient Outcomes Research Team, PORT ) не рекомендует использование психодинамических форм психотерапии при шизофрении, указывая что дополнительные исследования необходимы для подтверждения их эффективности. Однако, рекомендация PORT основана на экспертных мнениях клиницистов, а не на эмпирических данных. Существуют эмпирические данные, противоречащие этой рекомендации .

Существуют различные формы психоанализа и психотерапии, практикующие психоаналитическое мышление. Например, помимо классического психоанализа, психоаналитическая психотерапия. Другие примеры распространенных терапевтических методов, которые используют находки психоанализа: психотерапия на основе ментализации (Mentalization-Based Treatment) и психотерапия, фокусированная на переносе (Transference-Focused Psychotherapy).

Критика

Уже при самом своём появлении психоанализ подвергся критике, в частности такими авторами, как К. Ясперс , А. Кронфельд , К. Шнайдер , Г.-Й. Вайтбрехт и многие другие . Первоначально неприятие концепции Фрейда европейскими психиатрами было решительным и повсеместным — за немногими исключениями, как, например, Э. Блейлер и В. П. Сербский . Например, Э. Крепелин утверждал :

На основании разностороннего опыта я утверждаю, что продол­жительные и настойчивые расспросы больных об их интимных переживаниях, а также обычное сильное подчеркивание поло­вых отношений и связанные с этим советы могут повлечь за со­бой самые неблагоприятные последствия.

Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику

К. Ясперс относился с безусловным уважением к Фрейду как личности и учёному и признавал значительный вклад его теорий в науку, однако считал психоаналитическое направление исследований непродуктивной вульгаризацией идей Шопенгауэра и Ницше , «порождением мифотворческих фантазий», а само движение психоанализа — сектантским. Он называл психоанализ «популярной психологией», позволяющей обывателю легко объяснить что угодно. Фрейдизм для К. Ясперса, так же как и марксизм , — суррогат веры. По мнению Ясперса, «психоанализ несет значительную долю ответственности за общее снижение духовного уровня современной психопатологии » .

Подвергается критике психоанализ и в конце ХХ — начале ХХI века. В спорах вокруг учений З. Фрейда обсуждаются такие основные пункты: научность используемых им понятий, реальный лечебный эффект психоаналитической терапии, а также долгосрочные влияния фрейдизма на общество .

Джон Килстром в своей статье «Фрейд всё ещё жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет и что и большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остаётся спорной.

Многие десятилетия психоанализ Фрейда упрекали в научной несостоятельности. Сейчас эти упрёки можно признать справедливыми лишь в части архаической версии психоанализа. Современная психодинамическая теория построена на положениях, получивших многочисленные эмпирические подтверждения. В частности, подтверждены (а) существование бессознательных когнитивных, аффективных и мотивационных процессов, (б) амбивалентность аффективной и мотивационной динамики и их функционирование в параллельном режиме, (в) происхождение многих личностных и социальных диспозиций в детстве, (г) ментальные репрезентации «Я» и «Других» и их взаимоотношений, (д) динамика развития (Westen, 1998). Для эмпирической психологии подтверждение указанных выше положений является сенсацией. Скажем, в когнитивной психологии феномен бессознательного стал получать признание лишь около 15 лет назад (см., например, Kihlstrom, 1987, 2000).

Дорфман, Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки

В 1994 году Клаус Граве с группой учёных опубликовал мета-анализ 897 самых значимых эмпирических исследований, опубликованных до 1993 года, посвящённых изучению эффективности психоанализа и сходных психотерапевтических методик . Граве пришёл к следующим выводам:

В этой же работе Граве провёл мета-анализ 41 работы, в которых сравнивалась эффективность различных методов терапии. Граве заключил:

По мнению психоаналитика Петера Куттера, Айзенк и другие критики психоанализа в своих исследованиях пользуются методиками, прямо противоположными психоанализу, не применимыми к бессознательным процессам .

Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, хотя во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространен, факультеты психологии нередко относятся к нему лишь как к историческому артефакту .

В своей статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис дал свою оценку потенциального вреда от применения психоанализа . В частности, Эллис утверждал следующее:

Психоаналитическая терапия во многих отношениях основана на поиске того, что, вероятно, не существует (подавленные детские воспоминания), предположении, которое, вероятно, ошибочно (что детский опыт является причиной проблем пациентов), и терапевтической теории, которая почти не имеет шансов быть верной (что перевод подавленных воспоминаний в сознание есть существенная часть курса лечения).

Согласно утверждению американского философа науки , известного критика психоанализа А. Грюнбаума , прочный терапевтический успех, на котором основывается утверждение Фрейда об этиологической доказательности метода свободных ассоциаций, никогда не имел места в действительности, а временные терапевтические результаты вполне объяснимы не подлинной эффективностью этого метода (то есть его эффективностью в обнаружении и снятии вытеснений), но лечебными факторами иного свойства — эффектом плацебо , то есть временной мобилизацией надежд пациента врачами. «Не слишком ли это просто, чтобы быть истиной — то, что некто может уложить психически озабоченного субъекта на кушетку и выявить этиологию ее или его заболевания с помощью свободной ассоциации? Сравнительно с выяснением причин основных соматических заболеваний это выглядит почти чудом, если только истинно », — пишет А. Грюнбаум. Он упоминает, что, согласно данным тщательных исследований, так называемые «свободные ассоциации» в действительности не свободны, но зависят от едва заметных подсказок психоаналитика пациенту и потому не могут надёжно ручаться за содержание предполагаемых вытеснений, которые ими якобы снимаются.

Многие специалисты из области нейробиологии , когнитивной психологии , философии науки и теории познания считают , что методы и теории психоанализа не имеют под собой научных оснований, а сам психоанализ зачастую рассматривают как псевдонаучную теорию .

Реакция на критику

Со своей стороны психоаналитики обвиняют многих критиков в предвзятости и скрытой поддержке иных видов помощи (медикаментозного психиатрического лечения, поведенческой терапии и т. д.) . Они противопоставляют этой критике новые исследовательские проекты, опирающиеся как на традиционное психоаналитическое изучение отдельных случаев, так и на объективные количественные методы .

Психоанализ литературы

Психоанализ в XX веке широко применялся при анализе литературного творчества, понимаемого как проявление неосознанных влечений автора. Ему близки методы патографического анализа литературы и психиатрического литературоведения .

Ассоциации и школы

См. также

Примечания

  1. Psychoanalysis // Encyclopædia Britannica .
  2. Erich Fromm (1992:13-14) The Revision of Psychoanalysis
  3. Лейбин В. М. Психоанализ (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) / Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов , В. Л. Абушенко , Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий).
  4. Dufresne T. .- Stanford University Press, 2007.- 180p.- ISBN 0-8047-5548-5 , ISBN 978-0-8047-5548-1 .
  5. Hansson, Sven Ove , Science and Pseudo-Science // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Fall 2008 Edition), Edward N. Zalta (ed.),
  6. Freudian psychoanalysis // Robert T. Carroll
  7. Cioffi F. Freud and the question of pseudoscience .- Open Court Publishing, 1998.- 313p.- ISBN 0-8126-9385-X , ISBN 978-0-8126-9385-0
  8. Webster R. Why Freud was wrong: sin, science and psychoanalysis.- London: Harper Collins, 1995
  9. Grünbaum A. The foundations of psychoanalysis: a philosophical critique.- Berkeley: University of California Press, 1984
  10. Tallis RC (1996), «Burying Freud», Lancet 347 (9002): 669-671
  11. Crews F. C. // Times Higher Education , 3.03.1995
  12. Лейбин В.М. Психоанализ // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  13. NYTimes: Freud is Widely Taught at Universities, Except in the Psychology Department
  14. Stengel E (1953), Sigmund Freud on Aphasia (1891), New York: International Universities Press

Свои истоки теория психоанализа берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда — метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого — катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных — труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ».

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты — защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие психоанализа Фрейда характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства — основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше — они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ». И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

Любой сеанс базируется на одном главном правиле — пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда в краткой форме.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия — это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап — это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений — очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ — это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда — от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

Психоанализ — это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — первой трети XX в.
В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.
Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного.
Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.
Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.
В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе применяется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.
Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы — это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.
Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов — потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут
быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.
Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.
Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.
Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа — индивидуальную психологию, в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.
Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие «психосоциальная идентичность»: устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.
К. Юнг, один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа — аналитическую психологию. Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человека коллективного бессознательного. По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта — они существуют уже при рождении в виде архитипов, которые унаследованы от предков.
А согласно К. Хорни, неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство «коренной тревоги». Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Лекция, реферат. 4. Психоанализ как одно из направлений в психологии — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Источник: http://evaplit2.ru/sajjding/chto-takoe-psihoanaliz-lichnosti-chto-takoe-psihoanaliz.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *