ПСИХОЛОГиЯ: Рекомендации и советы педагогам — рекомендации педагога психолога
26.07.20196. Используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
ПСИХОЛОГиЯ
Блог педагога-психолога МАОУ «СОШ №56 г. Челябинска» Ледковой Оксаны Юрьевны
Страницы
- Главная страница
- Дистанционное обучение
- Образование
- Достижения
- Достижения учеников
- История психологии
- Детский психолог — Кто он?
- Притчи и крылатые фразы
- Рекомендации и советы педагогам
- Рекомендации и советы для заботливых родителей
- Рекомендации и советы учащимся
- Психологическая поддержка ребенка
- Младший школьный возраст
- Средний школьный возраст
- Старший школьный возраст
- Психологическая библиотека
- Медиатека
- Интервью
- Видео с Людмилой Петрановской
- Детские рисунки
- Педагог-психолог России 2014
- Психологическая диагностика
Рекомендации и советы педагогам
Это аванс на весь долгий и трудный день.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с гиперактивностью часто забывают его.
4. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.
6. Используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологом и социальным педагогом помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
Источник: http://ledkova.blogspot.com/p/blog-page_7.html
Рекомендации педагога-психолога педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация пятиклассников | 58.5 КБ |
Особенности познавательной сферы | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ В ШКОЛЕ.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы);
• новые дети в классе (или я сам в новом классе);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова — самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
Для современного пятиклассника, приходящего в школу первого сентября, зачастую все оказывается новым: учителя, иногда и одноклассники, и даже обучение — предметное.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Дети очень способные живут в быстром ритме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и может быть, поэтому физиологическая сопротивляемость стрессу у них низкая.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. .
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми — одно из главных условий успешной адаптации детей.
Проблемы привыкания, приспособления неизбежно возникают у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения как в начальной, так и в средней, и в старшей школе. Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическим своеобразием возраста.
Возрастные психологические особенности пятиклассников
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования младшего подростка.
Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь — от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм — первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание. Другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Рекомендации по организации работы с пятиклассниками
в начале учебного года
Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10—11 лет — при переходе в среднюю школу, достигая пика к 13—14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно может быть самым разным.
Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.
Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников.
Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.
Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.
Меры, облегчающие знакомство
детей друг с другом и учителей с детьми:
1. Дети не знают имен учителей — на протяжении первой четверти, приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными буквами написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников — на первой неделе классному руководителю надо познакомить класс с новичками в неформальной обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до первого сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе:
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними);
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и требованиями по предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
• не перебивать ни учителя, ни ученика;
• поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
• опоздания не допускаются;
б) организация учебного процесса:
• наличие необходимых учебных пособий;
• соблюдение правил оформления тетрадей (наличие
полей, запись даты и т.д.);
в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
• проявлять уважение друг к другу;
• звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-предметник.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».
Предварительный просмотр:
- Особенности познавательной сферы
Низкий уровень произвольности познавательных процессов. Низкий уровень развития мышления.
Несформированность важнейших учебных умственных действий.
- высокая личностная или школьная тревожность, вызванная нарушениями общения с педагогами или со сверстниками, а также семейными проблемами
- низкий уровень учебной мотивации, вызванный объективным педагогическим отставанием по программе, низким уровнем психологической готовности к обучению на данной школьной ступени, интеллектуальной пассивностью и др. в целом низкая учебная мотивация может быть следствием двух совокупностей факторов.
Низкий уровень речевого развития
- высокая личностная или школьная тревожность
- низкий уровень учебной мотивации
- специфические логопедические проблемы
- социально – педагогические условия развития (характер и стиль общения в семье, особенности речевого развития той субкультуры, которой принадлежит семья и референтная группа школьника)
Низкий уровень развития тонкой моторики
- специфические нейропсихологические проблемы
- леворукость
- психофизический инфантилизм.
Низкий темп умственной деятельности и низкая учебная работоспособность
- особенности нервной системы
- высокая личностная или школьная тревожность
- нарушения общения в школе (с педагогами и сверстниками)
- стиль семейного воспитания (гиперпротекция)
- негативный эмоциональный фон внутрисемейных отношений
- Особенности поведения и общения школьников
Нарушения общения со сверстниками и педагогами преимущественно агрессивного характера
- Агрессивность как сформировавшаяся черта личности ребенка и подростка (личностная акцентуация). Она может быть связана как с определенными социально-педагогическими условиями жизни ребенка вне школы, в частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье, особенностями подростковой референтной группы, кроме того, она может быть отражением определенных клинический проблем.
- Агрессивность защитного характера, как проявления тревожности, неуверенности школьника в принятии его значимыми взрослыми или сверстника, неадекватное проявление внутренней незащищенности
- Агрессивность как отражение несформированности продуктивных форм общения, связанная со стилем семейного воспитания, условиями жизни.
- Агрессивность как отражение непринятой одаренности ребенка, нестандартности личности ребенка.
Нарушения общения со сверстниками, проявляющиеся в форме замкнутости, избегания контактов со сверстниками и педагогами
- объективно обусловленные особенности общения ребенка и подростка, связанные с особенностями интеллектуального или эмоционального развития,
- особенности защитной психологической природы, связанные с высокой личностной или школьной тревожностью. В этом случае замкнутость ребенка часто сочетается с недоверчивостью, опасливостью, особенно – по отношению к новым жизненным ситуациям. Такого ребенка во многих случаях характеризует непродуктивный тип учебной и социальной мотивации — ориентация на избегание неудачи.
- Замкнутость как отражение низкого уровня сформированности продуктивных средств общения, связанного со стилем воспитания и общения в семье.
Нарушение общения со сверстниками и педагогами преимущественно в форме негативистической демонстративности – сознательном нарушение правил и норм школьного поведения.
- Несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная чаще всего с особенностями стиля семейного воспитания.
- Непризнанная окружающими одаренности и нестандартность личности ребенка или подростка
- Высокая личностная тревожность, приводящая к неуверенности в принятии значимыми взрослыми и сверстниками.
- Как демонстрация подростковой независимости, связанная в большинстве случаев с нарушением нормального эмоционального контакта школьника с педагогами и сверстниками.
Нарушения общения с педагогами и сверстниками, проявляющиеся в чрезмерной исполнительности, конформности ребенка. Общение такого школьника характеризует «прилипчивость», демонстративная лояльность.
- высокая личностная тревожность, проявляющаяся в неуверенности ребенка в любви и принятии значимыми взрослыми и педагогами. Иногда такое поведение выступает своеобразной формой компенсации семейных проблем ребенка (например, таких стилей семейного воспитания как гипоопека)
- эмоционально-личностная инфантильность ребенка, проявляющаяся в высокой конформности, несформированности представлений о своем «Я», мотивационной незрелости. Часто такие особенности провоцируются и поддерживаются определенным стилем семейного воспитания, отношением к ребенку.
Двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями
- В случае, если расторможенность и неугомонность сочетаются с высокой активностью (учебной, познавательной, социальной или какой-либо другой) и целенаправленностью, можно говорить об особенностях нервной системы, проявлениях общей одаренности и высокой познавательной мотивации школьника. В этом случае подобные поведенческие проявления могут свидетельствовать о неполной, недостаточной реализации ребенком своего потенциала.
- Особенности поведения защитной психологической природы. Расторможенность как демонстративное проявление может возникать на фоне нарушений общения школьника с педагогами и сверстниками
- Двигательная расторможенность на фоне высокой импульсивности поведения, слабой его целенаправленности может свидетельствовать об определенных особенностях нервной системы ребенка, неблагоприятном неврологическом статусе
- Двигательная расторможенность как избалованность свидетельствует об особенностях стиля семейного воспитания и отношения к ребенку.
Нарушение поведения преимущественно в форме депрессивности.
- депрессивность, обусловленная объективными факторами – усталостью, низкой энергетикой. Такие особенности поведения могут свидетельствовать об общей соматической ослабленности ребенка, психологической или психофизическом истощении, а также об особенностях нервной организации ребенка – слабом типе нервной системы, прежде всего. При этом необходимо учитывать, что сам по себе такой тип нервной деятельности не выступает причиной депрессивного состояния школьника. Он становится провоцирующим фактором в условиях, неблагоприятных для обучения и развития детей такого типа.
- Депрессивное поведение защитной психологической природы. Такое поведение может быть вызвано сочетанием различных социально-психологических условий: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворенной потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, непризнанная одаренность.
- Общая замедленность темпа деятельности психофизической природы, ошибочно принимаемая за отклонение в поведении.
Нарушения поведения, проявляющаяся в расторможенности влечений ребенка и подростка
- расторможенность влечений социально –педагогической природы, связанные с особенностями среды жизнедеятельности ребенка, особенностями семейного воспитания.
- Расторможенность влечений психологической защиты природы, чаще всего приобретающей черты негативистической демонстративности. Имеет своим основанием нарушения общения со значимыми взрослыми и сверстниками.
Проявление невротических симптомов в поведении школьника, таких, как плаксивость, нарушения речи, навязчивые движения или звуки, психосоматические проявления (боли, аллергические реакции, энурез и прочее)
- как проявление ранее существовавших психосоматических нарушений и заболеваний.
- Высокая тревожность как отражение серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми, сверстниками в семье.
- Высокая тревожность как устойчивая черта личности (определенный тип акцентуации характера)
Что касается проблем, возникающих в системе отношений школьника с окружающими людьми , — негативная оценка этих отношений, восприятие их как неблагоприятных, непродуктивных, то они в большинстве случаев обусловлены объективными нарушениями в отношениях. Это может быть отвержение, неприятие со стороны значимых взрослых или сверстников, социальная изоляция школьника, неприятие и отвержение социального окружения самим ребенком. Возможной причиной может быть также глубокая внутренняя конфликтность личности самого школьника, проецирующая себя в систему внешних отношений.
Наконец, низкая самооценка в преобладающем большинстве случаев является вторичным фактором, производной определенных нарушений в обучении, поведении или самочувствии ребенка. Снижение самооценки часто происходит вслед за изменением социальной ситуации, системы социальных отношений ребенка.
Источник: http://nsportal.ru/user/352385/page/rekomendatsii-pedagoga-psihologa
Рекомендации педагога психолога
—> —>
—> —>Статистика —> |
—>
—>Приветствую Вас Гость | RSS —>Главная | —>Регистрация | —>Вход | ||||||
—>МАУДО «ЦДОД» г.Усинска —> | ||||||
—> —> Рекомендации классным руководителям и учителям-предметникам 5-х классов Что необходимо учитывать руководителям, педагогам, воспитателям, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно? — Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика. Что необходимо грамотно осуществлять? — Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания. — Процесс социализации ребенка в коллективе. Что поможет ребенку учиться успешнее? — Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка. — Ориентация на успех. — Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий. — Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. — Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. Рекомендации классным руководителям 5-х классов. Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции — лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности. Если классный руководитель — лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей? 1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними. 2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка). 7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей. Рекомендации учителям-предметникам. 1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов. 2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста. 3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). 7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся. 8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. 12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика. 13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.). 14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике. 15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях. 16. Не допускайте педагогического манипулирования. 17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение. 19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели. 20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов. • Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям. • Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные в учебниках. • Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее. • Будьте с детьми вежливыми. • Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа. • Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины. • Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу. • Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему. • Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника. • Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) — это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться. • Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из • Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски). • Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте. Источник: http://cdod-usinsk.ucoz.ru/publ/sovety_psikhologa/sovety_psikhologa_pedagogam/rekomendacii_pedagogam/1-1-0-93 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ласточка» ЯМР
Добро пожаловать на страничку педагога-психолога I-квалификационной категории Екатерина Анатольевна Птицына Девиз моей деятельности! «Я, ты, он, она — вместе лучшие друзья» Чтобы психика ребёнка Не внушала взрослым страх, Им психолог нужен тонкий, Подсказать, когда и как, Объяснить и то, и это, Персональный сделать тест, Дать родителям ответы, Почему их сын не ест… Психология – наука, Непростая, братцы, штука. Без психолга в наш век Жить не сможет человек! Ф.И.О. : Екатерина Анатольевна Птицына Дата рождения: 18.06.1974 года Место работы: МДОУ № 21 «Ласточка» ЯМР Образование: высшее педагогическое. Окончила Ярославский государственный педагогический университет им.К.Д.Ушинского в 2013 году. По специальности дошкольная педагогика и психология детства. В 2011 году прошла курсы повышения квалификации в ИРО г.Ярославля по теме: «Особенности психологического сопровождения детей в условиях внедрения инноваций в образовательном учреждении». Педагогический стаж: общий — 27 лет; педагогический – 22 года; в учреждении – 15 лет. Стаж в занимаемой должности более 4 года. Профессиональные интересы: Постоянное совершенствование во владении педагогическими технологиями, через самообразование и КПК. Интерес к детям — одна из составляющих педагогической профессиии.
Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом. Основными задачами психологической службы в ДОУ являются: Функции психологической службы ДОУ Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Цель моей деятельности: Осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития) на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Основная функция психолога в дошкольном учреждении – создание условий для охраны физического и психического здоровья детей, забота об их эмоциональном благополучии, развитие способностей каждого ребёнка. Деятельность педагога-психолога идет по следующим направлениям:
Организация психологического сопровождения. В ДОУ функционирует психологическая-педагогическая служба. Ее деятельность включает диагностическую, профилактическую и коррекционную работу, которая осуществляется (психолог, учитель-логопед, старшая медицинская сестра) в тесной связи с медицинским, педагогическим и методическим блоками. Основные задачи: 1.Оказание специализированной помощи детям с целью повышения социально-психологической ориентации в обществе, социализация личности ребенка. 2. Поиск новых форм и методов работы с детьми из группы риска. 3.Проведение консультационной работы с педагогическим коллективом, направленной на создание положительного социально-психологического климата в коллективе. 4.Оказание социально-психологической помощи семьям. Вывод: в детском саду ведется целенаправленная работа по сохранению и укреплению психологического и физического здоровья детей. Важная роль в этой работе отводится организации питания и закаливанию детей, созданию психологической комфортности для дошкольников. Психолог в детском саду? Нужен! Основная задача психолога — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. А теперь о наиболее распространенных «мифах» о психологе в детском саду:
Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.
Письмо об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО 24.12.2001 г. № 29/1886-6 Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения; Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения; Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ; Организационно-методическая:
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы работы на будущий год Психологическое просвещение: это повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции; тематические выставки психологической литературы; беседы; семинары; родительские клубы; оформление информационного пространства ДОО (наглядная информация для родителей, памятки, мини-библиотеки и пр.). Коррекционно-развивающая: систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Коррекционная работа с детьми проводится по результатам диагностики, по запросам родителей и воспитателей, по наблюдениям психолога. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности, познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с педагогами и родителями). Консультативная: Индивидуальная
— проводится по запросам и результатам диагностики; — экспресс-обзор групп по результатам диагностики познавательной сферы.
— проводится по запросам и результатам диагностики. Групповая — родительский клуб «Малышок»; — экспресс-выступления на родительских собраниях; — тематические встречи с родителями по заранее выбранной проблеме; — оформление информационных листов в каждой группе; — подбор психологической литературы для библиотеки родителей.
Методическая: — формирование банка данных ПМПк; — участие в методических объединениях педагогов-психологов; -курсы повышения квалификации; — методическая помощь в организации и проведении открытых занятий, семинаров по плану; — изучение психолого-педагогической литературы. Психологическая диагностичестика: психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью: выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; психолого-педагогическое изучение личности ребенка. Психологическое обследование каждого ребенка проводится: при поступлении в детский сад; при переходе на новый возрастной этап; в процессе подготовки детей к школе. П сиходиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям: Познавательная сфера — наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представления); — логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках). — запоминание, сохранение и последующее воспроизведение. — формирование субъективного образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. 4. Мелкая моторика; — мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психологической деятельности. Эмоционально-волевая сфера
Коммуникативная сфера По результатам диагностики организуется подгрупповая работа и индивидуальная коррекционная работа. Психодиагностические методики используются для работы по индивидуальным запросам педагога и родителей. В ДОУ разработана единая схема диагностических методик познавательной и эмоциональной сферы. Психологическая профилактика: Работа по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста имеет четыре основные направления: развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации; развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений; развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами); развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний. Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиолигическими особенностями детей. Работа проводится по подгруппам. Предпочтение отводится групповым играм. В случае, если ребенок по каким-то причинам избегает игры в группе, ему отводится индивидуальная роль, однако подчеркивается, что он играет вместе со всеми. Перечень документации педагога-психолога; Лист психологической адаптации;
Работа педагогов-психологов ДОУ в эпоху новых стандартов ФГОС – это совокупность трёх систем требований: Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ. Стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования: В связи с этим перед педагогом-психологом ставятся следующие задачи: Работа с родителями. Основная тематика консультаций:
Работа с педагогами. Основная тематика консультаций:
Паспорт кабинета педагога-психолога
Полезные психологические сайты Источник: http://ds21-yar.edu.yar.ru/uslugi_naseleniyu/soveti_pedagoga_psihologa.html Педагог — психолог12 советов родителям будущих первоклассников | Первые шаги ребенка в школе | |||||
Для дошкольников | Особенности познавательной сферы первоклассников – возможности и границы | |||||
Первый раз в первый класс | ||||||
Адаптация первоклассников к школе | Первые шаги ребёнка в школе | |||||
Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в обучении у учащихся первых классов 11 рекомендаций для предотвращения СЭВ ( Синдрома эмоционального выгорания) | Гиперактивный ребенок | Ваш ребенок пятиклассник | Памятка для родителей Переходный возраст | Советы родителям при подростковом возрасте | Первая помощь при остром стрессе | |
Приёмы предупреждения суицидов | Рекомендации для родителей | Профилактика суицида | Рекомендации родителям по снижению агрессивности и тревожности у детей | О трудностях и конфликтах и как их избежать | ||
Памятка для родителей «Признаки употребления ПАВ» | ||||||
Профилактика вредных привычек | ||||||
Как научить ребенка вежливости и хорошим манерам? | ||||||
Рекомендуемая литература для родителей | ||||||
Советы психолога «Дети и деньги» | ||||||
Советы психолога «Дети и карманные деньги» | ||||||
Анкета для раннего выявления родителями химической зависимости у подростка | Приёмы предупреждения суицидов | |||||
Добавить комментарий