Сознательное и бессознательное в психике человека — сознательное и бессознательное в психике человека

11.10.2019

Сознание в структуре личности, его характеристики. Признаки, характеризующие бессознательные процессы. Понятие «бессознательное» в психоаналитических теориях З. Фрейда, и К.Г. Юнга. Архетипические образы в психике человека. Психологические типы людей.

Сознательное и бессознательное в психике человека

Особенности работы человеческой психики. Сознание в современной трактовке. Эмоциональные компоненты сознания. Изучение феномена бессознательного. Культ бессознательного как источника творчества. Сознание и бессознательное в концепциях З.Фрейда и Л.Юнга.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.10.2009
Размер файла33,4 K

сознательное и бессознательное в психике человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сознательное и бессознательное в психике человека

1. Сущность сознания

2. Понятие бессознательного

3. Сознание и бессознательное в концепциях З.Фрейда и К.Юнга.

«Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек задумывается и выносит решения. Подобные действия называются осознанными. Однако он зачастую поступает необдуманно, даже не всегда понимая, почему он поступил так , а не иначе. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, спонтанно. Слова, которыми он характеризует это состояние, разные: необдуманно, неосознанно, интуитивно, по велению души или зову сердца. Но все они выступают в таком случае синонимами слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, конечно же, нет.

Понятие «бессознательное» можно толковать более или менее широко в зависимости от его соотнесенности с понятием «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в памяти возникают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть, из бессознательного. Анализируя, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. В результате появляются все новые вопросы, ответы на которые касаются тайны человеческого бытия.

1. Сущность сознания

В течение многих веков идут бурные дискуссии вокруг сущности сознания и возможностей его познания. По представлениям, возникшим еще на заре человечества и сохранившимся в настоящее время в религиозных верованиях и в идеалистической философии, материя есть нечто косное и неизменное, простое, а мысль, духовное — активное, творческое, сложное. Люди верили, что в человеческом организме присутствует некая особая, сверхъестественная сила — душа, являющаяся носителем и причиной всех наших дум, чувств и желаний. Подобные представления, мистифицирующие сознание, неизменно являлись препятствием на пути исследования как явлений природы и событий общественной жизни, так и самой сущности человека. Здесь лежат, начала агностических утверждений о том, что постигнуть суть сознания — это такая же тщетная попытка, как например, попытка утопающего вытащить самого себя из воды за волосы.

Метафизический материализм сводил сознание к пассиво-созерцательному отражению мира, не учитывая его социально-исторической сущности, его с вязи с общественной практикой, исходя в тоже время из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Основоположники диалектического материализма впервые представили последовательно материалистическое и вместе с тем диалектическое объяснение сущности сознания и его происхождения, выявив социально-исторический, специфически человеческий уровень детерминации явлений психики, сознания. Отправной точкой понимания сознания здесь является научная трактовка сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственного труда и общественный отношений.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатом, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание.

Сознание человека возникло и развивалось в ходе общественной практики, и история его становления, наверное, включает всего несколько десятков тысяч лет истории цивилизации. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная трудовая деятельность при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Вне всякого сомнения, подобная деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом, предполагая в итоге создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознавался бы целью их сотрудничества. В этом смысле сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

Особое важное значение для развития человеческого сознания имеет творческий характер деятельности человека. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений, мыслей и чувств. Все они материально воплощаются в предметах творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Так, точно знанию своей анатомии и физиологии человек не в малой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, он имеет возможность через процедуры сравнения, аналогии уточнить знание о своем теле. Но сравнить феномен своей психики и, особенно, сознания, ему не с чем, ибо сознание — уникальная способность , присущая только человеку.

Можно попытаться определить структуру сознания, представить его в виде круга, разделенного на четыре части. Первая часть является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Вторая часть — логико-понятийная. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в существенные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Эти две части образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания.

Третью часть можно связать с эмоциональной компонентной сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее, сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся:

1. инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, видения, стрессы, галлюцинации);

2. эмоции (гнев, страх, восторг); чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальных составляющих (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть).

Главным регулятором и целью этой сферы является то, что Фрейд назвал «принципом удовольствия».

Четвертая часть может быть соотнесена с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой сознания. Это высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий , интуиции различных видов. Целью этой сферы выступают красота, правда и справедливость. Последние две части образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступает собственное «я», другие «я».

Можно соотнести данную схему сознания с фактом межполущарной асимметрии мозга, где внешнепредметной, аналитической, соответствует работа левого полушария, а ценностно-эмоциональной, интуитивной — правого.

Сознание в современной трактовке — это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека , в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

М.К. Мамардашвили, крупный философ и гуманист, определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь, в соотнесении увиденное, прочувственное, переживаемое и подуманное. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание — это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «Я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человека, например, не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, и наделяет переживание смыслом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном внимании к данному предмету и т.д.

Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

а. когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

б. Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

в. Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

г. Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Философы всегда искали связь сознания с чем-то запредельным Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что лежит где-то в его глубине или же за его пределами. У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях , когда, казалось бы, ничто о ней не напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Глубоко религиозные люди часто отождествляют его с голосом Бога, Христа, ангелов. Порой они сомневаются, чей это голос: Бога или дьявола.

Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Осознать сразу все невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внутреннего внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на осознаваемое посредством тех процессов, которые не осознаются. И все же неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.

В любом случае, философы заметили, что неосознаваемое, в определенной мере присуще самому сознанию, выходит за рамки сознания. Так, Платон свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому он доверял. Он всегда к нему прислушивался и с ним советовался. Его внутренний голос можно отнести к осознаваемому. Но возникает вопрос: кому же принадлежит этот голос? Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью голос и не можем определить, кому он принадлежит, то открываем дверь и видим его обладателя. В случае же с голосом Платона все попытки изменения ситуации ни к чему не приводят. Значит, есть нечто неосознаваемое, которое невозможно перевести в свою противоположность.

2. Понятие бессознательного

Действительно, сознание отнюдь не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. По словам Э. Фромма, «большая часть того, что осознается, нереально».

Тем не менее неосознанные действия можно разделить на два вида: во-первых, на действия, никогда не осознававшиеся, а во-вторых, — на ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Вообще сознательная индивида возможна только в том случае, если максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, в том числе и мышление. Но сознание в большинстве случаев может взять под контроль действия, совершаемые автоматически, «по привычке», и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Однако еще Спиноза и Маркс выявили, что некая часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания, поэтому общее поле психики оказывается шире сознания как такового .

Совокупность психических явлений, состояний и действий, протекающих вне контроля разума, охватывается понятием бессознательного. Термины «бессознательное» и «подсознательное» «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни, и разнообразие форм и проявлений бессознательного достаточно велико.

Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном , в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результатов.

К бессознательному относится рефлекторное неосознанное действие, выступающее то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательному относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым , и др).

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология» 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).

Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX в началось собственно психологическое изучение бессознательного (И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, Т.Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж.Шарко и др.) позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З.Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения.

Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по его мнению . могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда К.Г.Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.

В современной глубинной психологии понятие бессознательного широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека, как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное и коллективное бессознательное влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.

Согласно Л.С. Выготскому, бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, а многое сознательное вытесняется в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами человеческого сознания. Бессознательное влияет на поступки людей, обнаруживается в их поведении. И вот по этим следам и проявлениям можно учиться распознавать бессознательное и изучать его.

Таким образом, система знаний о личности не может развиваться без интенсивного изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего определяется значение их исследований.

3. Сознание и бессознательное в концепциях З.Фрейда и Л.Юнга

На рубеже XIX и XX в. наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека. В этот период для многих мыслителей стало очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область «внутренней» жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения.

Австрийский врач-невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), занимаясь практически психоанализом, сделал вывод, что бессознательное не только статично присутствует в человеческой психике, но и выступает в качестве скрытой причины их сознания и сознательных действий. Психоанализ Фрейда стал попыткой синтезирования двух факторов исследования человеческой природы: естественных элементов человеческого существа и психических влечений человека, его внутреннего мира. Подобная постановка вопроса предполагала более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивается с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного в рационального в человеке. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа , и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может считаться сознательной сущностью психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам».

Разделив психику человека на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, как существенные характеристики личности Фрейд обе эти сферы представил неравнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное — лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. В результате дифференциации различных инстанций в психике человека он создал модель личности, состоящую из комбинаций трех элементов:

«Оно» — глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость» , основа деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» Безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

«Я» — сфера сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющей деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

«Сверх-Я» — внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям «принципа реальности».

Иными словами, Фрейд пришел к выводу, что природа заложила в человека мощную силу — бессознательное («Оно»), которое постоянно пытается «диктовать условия», руководствуясь только «принципом удовольствия». Однако в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательное влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. «Сверх-Я», отражающее традиции, социальные запреты, идеалы, власть родителей, совесть и т.д., служит своеобразным социальным фильтром, который отражает «Я» от внешнего мира.

По своему содержанию «Сверх-Я», ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного создания», которое , подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии с «Оно», так и со «Сверх-Я».

По словам Фрейда, «Я» не является «хозяином в собственном доме» и сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно». Бессознательное «Оно» — это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит «Сверх-Я» — представитель общества.

Всей силой «Оно» (бессознательного) управляет «либидо» — гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Либидо (лат.: влечение, желание, стремление, страсть) — понятие для обозначения сексуального желания (полового инстинкта). С точки зрения учения о либидо, процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Тем самым, согласно Фрейду, человеческая жизнь в целом есть сфера господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию.

Разрешение сексуальных проблем имеет большое значение, как в индивидуальном развитии человека, так и в историческом процессе. Во втором случае сексуальные инстинкты становятся причиной и содержанием (часто скрытым от сознания) морали, искусства, науки, религии, права и т.д.

Фрейд описал способы превращения либидо. Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии и лишен своей энергии — либо посредством стыда и морали в целом, либо посредством сублимации.

Сублимация — (лат.: возвышать, возвеличивать) — психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных, низших) на цели несексуального свойства — социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные).

Сублимация — один из механизмов превращения инстинкта либидо, необходимость которого диктуется культурой с ее правилами сексуального поведения. Действие этого механизма состоит в том, что импульсы либидо, прямая реализация которых социально неприемлема, разряжается в деятельности, допустимой и поощряемой обществом. Иначе говоря, сублимация — это процесс переориентации влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Тем самым либидо — это сублимация сексуального влечения в различных видах научной и художественной деятельности , в культуре в целом.

Как врач-психотерапевт, Фрейд видел свою задачу в том, чтобы помочь больному осознать бессознательное и уйти из-под влияния «Оно». Решение этой задачи — предоставить возможность «Я» свободно и разумно конструировать самое себя. Пока человек живет в обществе , ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход — в установлении между ними компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательности. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей.

Показательна в этом отношении ситуация в искусстве, где фрейдовская идея бессознательного прочно обосновалась в творчестве целой плеяды писателей, художников, философов и др. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на бессознательное. «Сверх-Я» при этом практически полностью тгнорируется. Но тем самым подменяется и весь смысл теории Фрейда. Если в новое время люди «освободились» от Бога, то в новейшее время последователи Фрейда в искусстве предложили людям освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Мир искусства занялся бесстыдным показом скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний, забыв о главной теме в учении Фрейда: победить «Оно».

В конечном счете критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического исследования и наблюдения, рассмотрение художественных произведений под углом зрения психологии художника и писателя, выявления причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, — все это составляет сильные стороны его психоаналитического учения.

Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе столько явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно не обоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом, что многие его теоретические положения (признание врожденности и наследственности «первичных влечений» человека, теория сексуального развития ребенка, мифологическое объяснение «сексуальных комплексов», антиисторический подход к анализу культурных и социальных процессов общества, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества) не только были поставлены под сомнение теми мыслителями, кто не разделял общефилософских рассуждений Фрейда, но подверглись критике даже приверженцами фрейдизма.

Одним из первых с критикой теоретических постулатов Фрейда выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), считавший, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту. Соглашаясь с основными его идеями о том, что природа мозга никак не объясняет сознательные процессы, что человек не творит психику по своему произволу, он предположил, что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.

Основные расхождения Юнга с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества только с позиции либидо.

В трактовке бессознательного Юнг исходил из того, что:

а). бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненных из сознания в процессе исторического развития человека;

б). бессознательное — это вместилище утраченных воспоминаний, а также аппарат интуитивного восприятия, значительно превосходящий возможности сознания;

в). бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития.

Если Фрейд полагал, что бессознательное является основным элементом психики индивидуума, то Юнг разделил цельное понятие на «индивидуальное» и «коллективное бессознательное». Первое отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Второе представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей, а также дочеловеческое животное существования.

«Носителями» коллективного бессознательного (которое имеет всеобщую сверхличностную природу), согласно Юнгу являются архетипы. Они составляют содержание (структуру) бессознательного, присущи от рождения всем людям и содержат в зародыше возможности всех психических процессов.

Архетипы (греч.: начало и образ) — это некие мифические образы, которые являются общими для всего человечества и представляют собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов и потенций. Это «дремлющие мыслеформы», которые вневременны, внепространственны, образы-символы. Архетипы — это некие доопытные структуры, которые являются человеку через сны, образы, мифы и в которых заключена колоссальная энергия, могучая безличностная сила. Они выступают регулирующими принципами творчества, составляют основу общечеловеческой символики и потому не могут быть «схвачены» разумом, это тайна.

Согласно Юнгу, человеческая психика включает в себя многообразные архетипы. Важнейшие из них: Анима (женское начало), Анимус (мужское начало), Отец, Мать-Земля, Колесо-Солнце, Старый мудрец, Герой, Спаситель, Чудовище, Тень (низший человек в нас, личное бессознательное), Персона (совокупность социальных ролей), Самость (целостность человека как индивидуальности) и др.

При всем своем различии архетипы имеют нечто сходное , общее. Их общность проявляется в следующем. Во-первых, все они имеют архаический характер и могут быть рассмотрены как своего рода глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает только интуитивным путем. Этот образ проявляется на «поверхности» сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов. Архетипы, по Юнгу, находят свое воплощение в мифах и сновидениях, служат питательной почвой для воображения и фантазий, составляют исходный материал для произведений литературы и искусства. Во-вторых у Юнга — это фундаментальные образы-символы, принципиально противостоящие сознанию. Их нельзя дискурсивно (логически) осмыслить и адекватно выразить в языке.

Анализируя формы взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Юнг выделил две крайности, равноопасные, с его точки зрения, и для индивидуального и для социального бытия человека. Первую из них он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворенным в архаической структуре «коллективного бессознательного». Другая крайность выражена, по Юнгу, научно-практической экспансией европейского «Я», где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность нашей психической жизни. В противовес этим крайностям Юнг развивает учение об индивидуальности, т.е. интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур.

Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Тем не менее его концепция мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом. В обоих случаях бессознательное представляет внутреннее и сущностное ядро, образуемое психическим миром человека..

Сам Юнг считал, что учение о бессознательном заставляет «Я» усомниться в своем единовластии и вернуться к религии, поскольку только верующий человек свыкается с мыслью, что не является «монархическим владыкой в своем доме», что решает все-таки не он, а Бог. Религиозный человек находится под непосредственным воздействием бессознательного, которое он именует совестью. Учение о бессознательном должно подтолкнуть культуру к переосмыслению того понимания человека, которое родилось в эпоху европейского Возрождения.

Проблема сознания человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследователями, стремившимися осмыслить законы природы. Хотя теперь мы знаем, что сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку, без преувеличения можно добавить, что сознание — это только верхушка айсберга того целого состояния, большая часть которого скрыта от взора самого сознания.

В любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое, тесно переплетающиеся между собой , и трудность в понимании существования бессознательного состоит в том, что нам являются лишь отдельные фрагменты, причем уже в виде зафиксированных сознанием психических процессов. И все же внимательные, прямые наблюдения за тем , как всплывают из глубин подсознательного или погружаются в него эти фрагменты (а также косвенные наблюдения психологов, психиатров, философов, писателей, например за процессами творчества, снами, психическими патологиями), позволяют обоснованно судить о существовании бессознательного и анализировать его.

Несмотря на исключительную значимость и место неосознанных форм психики, человек — это прежде всего сознательное существо, причем понимание сознания меняется в зависимости от того, какое мировоззрение доминирует в обществе. Поэтому философы не изобретают то или иное понимание сознания, а только воспроизводят реальную для данной эпохи структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней.

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.-М.: Проспект, 1996. Разд.II. Гл. IX.

2. Альгин А.П. Философия: Учебное пособие, — СПб.:Изд-во СЗАГС, 2007.

3. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. Изд.2-е, доп.. — М.: Контур, 1998. Разд. V. Тема 44.

4. Мир философии. Книга для чтения: В 2 ч. — М.: Политиздат, 1991. Ч 1. Разд. IV.

5. Патнэм Х. Философия сознания. Перевод с англ. Макеевой Л. Б., 202 Назаровой О. А., Никифорова А. Л.; предисл. Макеевой Л. Б. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

6. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. — М., 2000.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. — М.: Гардарика, 1999. Разд. II, Гл. 11.

8.Философия: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

9.Фрейд З.Я Я и Оно. — М.: Новый век, 2001.

10. Фромм Э. Душа человека. — М.: Назрань АСТ, 1998.

11. Юнг К. Психология бессознательного. — М.: Олимп, АСТ, 1998

Подобные документы

Характеристика сознания как явления человеческой психики. Особенности структуры сознания, его специфические свойства. Понятие бессознательного, его разграничение с сознательными процессами. Основные психологические характеристики бессознательного.

реферат [36,4 K], добавлен 08.06.2013

Проблема соотношения сознания и бессознательного в понимании З. Фрейда. Неофрейдизм как направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века. Анализ взглядов К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Г. Салливана на проблему бессознательного.

реферат [30,7 K], добавлен 29.11.2012

Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.

курсовая работа [59,8 K], добавлен 28.11.2010

История возникновения представлений о бессознательном. Взгляд мыслителей прошлого на теорию бессознательного. Фрейд и его теория бессознательного. Толкование сновидений. Сознание и бессознательное как феномен. Психоанализ и традиционная психология.

реферат [31,8 K], добавлен 12.11.2008

Раскрытие специфики сознания через анализ осознаваемой деятельности и через бессознательное. Роль и место сознания и бессознательного в деятельности людей. Различия сознательного и бессознательного способов освоения действительности, типы сознания.

реферат [21,6 K], добавлен 18.02.2010

Сознание в структуре личности, его характеристики. Признаки, характеризующие бессознательные процессы. Понятие «бессознательное» в психоаналитических теориях З. Фрейда, и К.Г. Юнга. Архетипические образы в психике человека. Психологические типы людей.

курсовая работа [23,8 K], добавлен 09.03.2015

Взгляды зарубежных и отечественных психологов на проблему соотношения сознания и бессознательного: эта проблема в работах Фрейда, Выготского, взгляд Юнга, теория Ясперса. Приоритет психической установки в теории Узнадзе, исследования украинских учёных.

курсовая работа [109,0 K], добавлен 16.10.2009

Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности. Бессознательное проявление в психике и поведении человека. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению.

курсовая работа [30,1 K], добавлен 02.06.2007

Структура личности и ее действия. Детерминированность социальных действий сознательными и бессознательными факторами. Фрейдовская концепция бессознательного. Взаимодействие сознательного, предсознательного и бессознательного. Анализ свободных ассоциаций.

контрольная работа [23,7 K], добавлен 16.04.2012

Изучение особенностей психики, сознания и бессознательного, как трех центральных и основных психологических вопроса о принципах построения психологической науки. Характеристика психических процессов. Виды памяти и их особенности. Закономерности мышления.

реферат [38,5 K], добавлен 09.11.2010

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00029801_0.html

Сознание и бессознательное и их роль в психике человека

сознательное и бессознательное в психике человека

Концепция сознания как предмета психологии впервые обратила внимание исследователей на самого носителя психики – субъекта. Четкую границу между осознаваемыми и неосознаваемыми процессами может провести только сам человек, ведь для наблюдателя со стороны психика функционирует как нечто цельное. Впервые выделил две структуры – сознание и бессознательное – всем известный Зигмунд Фрейд. Точнее, ему принадлежат идеи о важности бессознательных процессов в формировании мотивов поведения. Именно в бессознательном лежит источник (причина) всех поступков человека. В таком случае становится понятным, почему поведение человека зачастую кажется противоречивым, непоследовательным. На сознательном уровне человек полагает о себе одно, но бессознательный пласт психики в итоге заставляет действовать его совершенно по-другому. Это своего рода «невидимые силы», управляющие людьми. Впрочем, некоторые компоненты подсознания вполне могут быть осознаны человеком, например, в процессе психоанализа. Сознание и бессознательное, в общем, не имеют целью конфликтовать друг с другом. Тем не менее именно в противоречии компонентов этих структур лежит, согласно Фрейду, причина внутренних конфликтов человека. С точки зрения психоанализа в сознание допускаются те сведения о самом себе, которые человек готов принять. В области бессознательного коренятся все вытесненные события (чаще негативные), а также неприемлемые для человека факты о нем самом.

Поскольку сознание является наиболее удобным полем исследования ученых, его изучению уделено очень много внимания, в этой области проводятся различные опыты.

сознательное и бессознательное в психике человека

  1. Наличие внимания. Собственно говоря, внимание – главная характеристика сознательных процессов. Внимание, в свою очередь, связано с деятельностью человека, а действие возбуждает сознательную активность.
  2. Непрерывность сознания. Часто сознание сравнивают с потоком, который не прерывается.

сознательное и бессознательное в психике человека

И сознание, и бессознательное содержат в себе отдельные компоненты. К сознательным компонентам относятся телесные ощущения, которые есть на данный момент и содержатся в памяти индивида. Пласт логико-понятийных компонентов содержит некие общие понятия, логические суждения, доказательства. Эмоциональный уровень сознания включает все переживания, чувства, воспоминания, регулятором которых служит «принцип удовольствия». И, наконец, ценностно-мотивационный слой сознания включает принципы, идеалы, фантазии. Все эти компоненты всегда присутствуют в структуре сознания в различных формах.

Источник: http://www.syl.ru/article/101334/soznanie-i-bessoznatelnoe-i-ih-rol-v-psihike-cheloveka

Сознательное и бессознательное в психике человека

Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Сознание и подсознание находятся с собой в постоянном взаимодействии. Психика человека имеет два уровня:

— высший, образуемый сознанием.

— низший, образуемый бессознательным (или подсознательным).

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

Бессознательное отличается от сознательного тем, что отражаемая им реальность сливается с переживаниями субъекта, поэтому в бессознательном невозможны произвольный контроль осуществляемых субъектом действий и оценка их результатов. Бессознательное проявляется в следующих формах: сновидения, эмоциональное заражение, паника, интуиция, аффект, гипноз, непроизвольное запоминание (забывание), ошибочные действия (описки, оговорки) и т.д., а также в стремлениях, чувствах, поступках, причины которых не осознаются личностью.

Выделяется четыре классапроявленийбессознательного:

1. Надсознательные явления: творческая интуиция и другие явления индивидуального научного творчества.

2. Неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и смысловые установки).

3. Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения).

4. Проявление субсенсорного восприятия (сверхвосприятие).

Большой вклад в разработку проблемы бессознательного внес австрийский психиатр Зигмунд Фрейд(1856–1939). Согласно его теории бессознательного в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное.

Предсознание – это скрытые, латентные знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют.

В свое время З.Фрейд сравнил человеческое сознание с айсбергом, который на 9/10 погружен море бессознательного. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые присущи ему и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Бессознательное оказывает сильное влияние на наше поведение,действия. Они с трудом переходят в сознание, благодаря таким механизмам, как вытеснение и сопротивление.

По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

Фрейд выделил три основные формыпроявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия(забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы. Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд. Вот один пример из его врачебной практики.

Молодая девушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершей сестры, на мгновение подумала о своем шурине (муже сестры): «Теперь он свободен и сможет на мне жениться». Эта мысль была тут же ею вытеснена как совершенно неподобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушка совершенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она с большим трудом и волнением вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.

Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей причины.

Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. В повседневной жизни возникает много неприятных переживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и тем не менее они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые «прорываются» в ошибочных действиях.

Вот несколько случаев из наблюдений 3. Фрейда. Первый относится к анализу «провала» его собственной памяти. Однажды Фрейд поспорил со своим знакомым по поводу того, сколько в хорошо известной им обоим дачной местности ресторанов: два или три? Знакомый утверждал, что три, а Фрейд – что два. Он назвал эти два и настаивал, что третьего нет. Однако этот третий ресторан все-таки был. Он имел то же название, что и имя одного коллеги Фрейда, с которым тот находился в натянутых отношениях.

Следующий пример относится к оговоркам. 3. Фрейд считал, что оговорки возникают не случайно: в них прорываются истинные (скрываемые) намерения и переживания человека. Однажды председатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобы собрание состоялось, открывая его, произнес: «Разрешите считать наше собрание закрытым».

А вот пример ошибочного действия. Когда Фрейд был молодым практикующим врачом и ходил к больным на дом (а не они к нему), он заметил, что перед дверями некоторых квартир он вместо того чтобы позвонить, доставал собственный ключ. Проанализировав свои переживания, он нашел, что это случалось у дверей тех больных, где он чувствовал себя «как дома».

В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциацийи метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод свободных ассоциаций) или сновидений. С той же целью используется уже частично знакомый вам ассоциативный эксперимент.

В ассоциативном эксперименте испытуемому или пациенту предлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемые слова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Если вы читали рассказ К. Чапека «Эксперимент доктора Роуса», то можно составить себе представление о том, как это все происходит. Краткое содержание рассказа. В чешский городок приезжает американский профессор-психолог, чех по происхождению. Объявляется, что он продемонстрирует свое профессиональное мастерство. Собирается публика – знать города, журналисты и другие лица. Вводят преступника, который подозревается в убийстве. Профессор диктует ему слова, предлагая отвечать первым пришедшим в голову словом. Сначала преступник вообще не желает иметь с ним дело. Но потом игра «в слова» его увлекает, и он в нее втягивается. Профессор дает сначала нейтральные слова: пиво, улица, собака. Но постепенно он начинает включать слова, связанные с обстоятельствами преступления. Предлагается слово «кафе», ответ – «шоссе», дается слово «пятна», ответ – «мешок» (потом было выяснено, что пятна крови были вытерты мешком); на слово «спрятать» – ответ «зарыть», «лопата» – «яма», «яма» – «забор» и т. д. Короче говоря, после сеанса по рекомендации профессора полицейские отправляются в некоторое место около забора, раскапывают яму и находят спрятанный труп.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и даже странными. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Источник: http://studopedia.ru/3_34534_soznanie-i-bessoznatelnoe.html

Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

Философское осмысление реальностей современного мира. Характеристика истоков образования, идейных принципов философской науки. Основные понятия в философии. Сущность природы человеческого сознания. Сознательное и бессознательное в психике человека.

РубрикаФилософия
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления28.12.2008
Размер файла44,0 K

сознательное и бессознательное в психике человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Российской Федерации

Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра Философии и Социальных Наук

Дисциплина: Философия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека

Выполнил:

студент 3 -го курса ИрГУПС

Проверил:

Любовь к мудрости 5

Природа человеческого сознания 8

Сознательное и бессознательное в психике человека 11

Список литературы 17

Тему своей контрольной работы — «Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека», я выбрал не случайно. Дело в том, что когда на семинаре мне попался вопрос «Сознательное и бессознательное», то я был очень увлечён и в результате заполнил кое-какие бреши в отсутствующих у меня понятиях о сознании. И теперь, я хочу рассмотреть данный вопрос более подробно и с самого начала.

Философия — одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Так в истории было всегда. Но, пожалуй, никогда ещё время не ставило так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в переживаемый сейчас период истории, в самом начале III тысячелетия.

С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнени-ем думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не чёткое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как устроен мир? Как соотнесены в нём материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что есть истина и как отличить её от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совесть, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы её место и роль в обществе?

К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьёзные и напряжённые. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие темы рождены потребностью в об-щей ориентации, самоопределении человека в мире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняш-него дня философская мысль стремится разоб-раться в тех вопросах миропонимания, что вол-нуют людей и вне занятий философией. От ясного понимания мира, жиз-ни, самих себя зависит многое — и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей. (2, стр.7-8)

И вот теперь я подошёл к тому, чтобы разобраться, прежде всего, а что же это такое — Философия?

Любовь к мудрости

Общие представления о мире и челове-ке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением. Явление это многомерно, оно формирует-ся в различных областях человеческой жиз-ни, практики, культуры. К духовным образо-ваниям, причисляемым к мировоззрению, от-носят и философию. Её роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что же такое Философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое об-щее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Ми-ровоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания, это не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Разнородные «бло-ки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, на-строений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщённо представ-лены познавательная, ценностная, поведен-ческая сферы в их взаимосвязи. (2, стр.7-8)

Философия (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость) буквально означает «лю-бовь к мудрости», форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нём человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др.; основные направления философии XX в. — неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нём человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык. (1)

В отличие от мифологического и религи-озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес-няют фантастический вымысел, сюжеты, об-разы и самый дух мифологического мышле-ния, предоставляя их сфере художественно-го творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы, переосмысливаются с пози-ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обы-денным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким обра-зом, прогрессирующее отмежевание от ми-фологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного созна-ния, его ограниченности.

Кроме познания мира, любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе че-ловека, его судьбе, о целях человеческой жиз-ни и её разумном устройстве. Ценность муд-рости усматривалась и в том, что она позво-ляет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Счи-талось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, об-раз жизни. Важность этого жизненно-прак-тического аспекта мудрости глубоко понима-ли и первые философы, и великие мыслите-ли более позднего времени.

Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной уста-новки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верования-ми, идеалами. В древнегреческой философии было схвачено и передано последующим ве-кам прозрение того, что знаний самих по себе недостаточно, что они обретают смысл толь-ко в сочетании с ценностями человеческой жизни. Гениальной догадкой ранней фило-софской мысли было и понимание того, что мудрость — не что-то готовое, что можно от-крыть, затвердить и использовать. Она — это стремление, поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. Это путь, который каждый из нас, даже приобщаясь к мудрости великих, к опыту веков и наших дней, всё же должен пройти и сам. (2, стр.15)

Рассмотрев общее понятие философии, я принимаюсь к рассмотрению такого вопроса, как — природа человеческого сознания.

Природа человеческого сознания

Сознание, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — это высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. (1)

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своём прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Всё это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания. (4, стр.132)

Проблема сознания всегда привлекала при-стальное внимание философов, ибо определе-ние места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его дей-ствительностью предполагает выяснение при-роды человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагива-ют исходные мировоззренческие и методоло-гические установки любого философского на-правления. Естественно, что подходы эти бы-вают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой фор-мы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением чело-века как своеобразной реальности, как носи-теля особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении созна-ния человека к его бытию, вопрос о включен-ности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предостав-ляет человеку сознание, и о той ответственно-сти, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм.

Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высо-коорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические исто-ки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения жи-вых существ к среде, в рамках которых в каче-стве их «обслуживающих механизмов» возни-кают соответствующие регуляторы поведения.

Появление человека современного типа (homo sapiens) ознаменовалось значительным прогрессом в изготовлении орудий труда. Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека. Изготовление простейшего орудия труда связанно с мысленным предвосхищением его предназначения, структурных и функциональных особенностей, общественного разделения процесса его изготовления. Всё это стимулировало развитие аналитической и синтетической деятельности, развитие человеческого интеллекта.

При взаимодействии с себе подобными, у человека возникли сознательные, оторванные от непосредственной биологической цели, действия, связанные с мышлением и волей человека.

Труд стимулировал человека к осознанию значения своих действий в системе действий других людей. Трудовая деятельность древнего человека потребовала: 1) осознание человеком значений совершаемых им трудовых действий; 2) появления знакового обозначения этих значений — слова; 3) социального взаимодействия людей, развития социальной коммуникации и основного средства этой коммуникации — речи. (3, стр.25-29)

Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания — нервной системы и её наиболее высокоорганизованного отдела — головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознаёт при помощи мозга, но сознание — не функция мозга самого по себе, а функция определённого, специфического типа взаимоотношения обще-ственно развитого человека с миром. (2, стр.432)

Сознание — это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание, в свою очередь, результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот — чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства — радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти — гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нём. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Сознательное и бессознательное в психике человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания.

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.

Сознание ведь далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует ещё и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека.

Бессознательный уровень психической деятельности представляет собой врождённую инстинктивно-рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей — сохранение организма и вида (продолжение рода). Однако генетически обусловленная программа поведения человека не автономна, она находится под контролем более высоких и более поздно сформированных мозговых структур. И лишь в отдельных критических для индивида ситуациях (например, в состоянии аффекта) данная сфера психики человека может перейти в режим автономной саморегуляции. (3, стр.37)

Существует также бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, кото-рая управляет мышлением, воображением, вниманием, опреде-ляя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направлен-ность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознаёт у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп — ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы сознательных явлений, лежит непроизвольное забывание имён, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера, относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от созна-ния личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возни-кают из столкновения бессознательных намерений человека, дру-гих его побуждений с сознательно поставленной целью поведе-ния, которая находится в противоречии со скрытым мотивом. Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимо-действию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений». Что в свою очередь так же указывает на присутствие диалектики: единство и борьба противоположностей.

Забывание имён представляет собой другой пример бессоз-нательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознатель-ными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неу-довлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся на подсознательном уровне. (4, стр.139-142)

Подсознательный уровень психической деятельности — обобщённые, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения — умение, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно-эмоциональная сфера, т.е. неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения.

Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую структуру: автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне и интуиция — на высшем. Автоматизмы подсознательного уровня — это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы — цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). Эти поведенческие автоматизмы разгружают сознание для более квалифицированной деятельности. Сознание освобождается от постоянных повторных решений стандартизированных задач.

В подсознание вытесняются и различные комплексы — нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии (нарциссизма, неполноценности и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к гиперкомпенсации, черпая большой энергетический потенциал в сфере подсознания, они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Подсознательные проявления всегда присутствуют в процессах сознания, они ответственны за переработку подпороговых (неосознаваемых) воздействий, формируют неосознанные побуждения, эмоционально ориентируют сознание на наиболее значимые стороны деятельности. Подсознание — это сфера внутренних состояний и установок, в том числе и установок высшего, нравственного уровня. Подсознание активно включается во всех случаях, когда исчерпываются возможности сознательной деятельности (при аффектах, стрессовых состояний, в ситуациях крайнего психического перенапряжения).

Высшая сфера подсознания — интуиция (называемая иногда даже сверхсознанием) — это процесс мгновенных озарений, комплексного охвата проблемной ситуации, всплывания неожиданных решений, неосознанное предвидение развития событий на основе спонтанного обобщения предшествующего опыта. Однако интуитивные решения не возникают только в сфере подсознания. Интуиция удовлетворяет запрос сознания на определённый комплексный блок ранее полученной информации.

Внесознательная сфера психики человека — глубинная сфера его психики, конгломерат архетипов, сформированный в значительной мере в процессе эволюции человека.

В сфере внесознательного таятся и корни такого феномена, как вера, надежда и любовь, различные парапсихологические явления (ясновидение, телепатия). Фобии, страхи, истерические фантазии, спонтанная тревожность и радостное предчувствие — всё это тоже сфера подсознания. Готовность индивида действовать в различных ситуациях определённым образом, без предварительного обдумывания, импульсивно также относится к проявлениям внесознательной сферы психики.

Сфера подсознательного очень устойчива, неподвижна. Поведение на подсознательном уровне поддаётся некоторой корректировке лишь методами психотерапии и гипноза.

Процессы, начинающиеся в неосознаваемой сфере, могут иметь продолжение в сознании. И наоборот, сознательное может вытеснять в подсознательную сферу.

Сферу бессознательного З.Фрейд считал источником мотивационной энергии, находящейся в конфликте с сознанием.

В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик — К.Г.Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах — представлениях, сформированных у человечества в далёком прошлом. Где не мысль, не сознание, а чувство, подсознание говорят нам, что для нас хорошо, а что плохо.

Сознание вооружено понятиями, подсознание — эмоциями и чувствами. На уровне подсознания происходит мгновенная оценка воспринимаемого объекта или явления, их соответствия нормам, зафиксированным в подсознании. (3, стр.37-40)

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную жизни.

Анализ материалов по проблеме сознания и бессознательного в психике показывает, что психика — это сложное явление, которое имеет иерархическое строение, а именно четыре основных уровня: раздражимость, чувствительность, поведение высших животных, сознание человека. Сознание — это высший уровень развития психического отражения, связанный с использованием речи, присуще только человеку. В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическими развитиями. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь.

Но в психике человека не только сознательные процессы, но и процессы которые не контролируются субъектом, так называемые бессознательные. Они противостоят сознанию, но в то же время находятся в неотрывной связи с ним. В бессознательной жизни, главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовную развитость человека.

Со времен зарождения цивилизации, человека интересует его душа и все этапы эволюции, от перерождения до истинного сознания.

Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.

Философское осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития — одно из важных условий того, чтобы чело-веческая деятельность могла реализовывать-ся как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь Электронный ресурс. — Электронная текстовая программа (700 Мб): Propaganda Art, 1999-2000. 1 электронный оптический диск (CD-ROM): цв.; 12 см. — Системные требования: Win 95/98, процессор 486, 16 МВ. — Загл. с экрана. — Диск помещён в контейнер 14х12,5 см.

2. Введение в философию [Текст]: Учебное пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.; 3-е издание, переработанное и дополненное — М.: Республика, 2005. — 623 с.

3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст]: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА· М, 2000. — 624 c.

4. Психология [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 4-е изд. / под ред. Р.С. Немова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

Подобные документы

Исследование особенностей сознания, продукта взаимодействия двух факторов: мозга человека и среды. Характеристика бессознательного, сосредоточившего в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

реферат [15,5 K], добавлен 24.06.2012

Современная наука о природе сознания. Метафора сознания в античной философии. Христианство: открытие внутреннего духовного мира. Сознание в классической европейской философии. Сознательное и бессознательное. Противоречивое единство языка и мышления.

реферат [71,6 K], добавлен 14.04.2008

Философское понимание развития мира, исторические формы диалектики, ее альтернативы. Особенности философского понимания природы, природа и человек, природные факторы, условия жизни. Происхождение и сущность сознания, сознательное и бессознательное.

курс лекций [91,1 K], добавлен 14.10.2009

Философское понятие, компоненты, свойства и функции сознания как высшего уровня духовной активности человека. Эволюция представлений о сознании и отражении окружающего мира в истории философии. Основные подходы к пониманию и интерпретации сознания.

презентация [31,2 K], добавлен 08.01.2014

Возрождение и наследие античной философии и культуры. Учение о человеке как ключевая тема софистов. Мифологическое, религиозное как формы сознания. Философское осмысление мира. Этапы взаимоотношения науки и философии. Основные задачи философии политики.

реферат [23,1 K], добавлен 25.02.2010

Мировоззрение и его сущность. Дофилософские формы мировоззрения. Философское осмысление мира, его основные типы и способы. Предмет и структура философского знания. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 31.05.2007

Рассмотрение понятия, структуры и происхождения сознания. Основы возникновения человеческого языка. Понятие идеального, различные концепции идеального. Сознательное и бессознательное как стороны единой психической реальности человека, их роль в жизни.

реферат [52,3 K], добавлен 12.08.2015

Философское осмысление глобального мира. Феномен глобализации, его воздействие на национальную культуру, экономику, политику, выявление зависимости национальной экономики от корпораций. Особенности проявления философской культуры современного мира.

контрольная работа [26,1 K], добавлен 05.04.2013

Исторические типы философии. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира. Философские проблемы сознания. Диалектика как философская система. Научное познание. Специфика познания социальной действительности.

книга [343,8 K], добавлен 15.05.2007

Материалистические взгляды Эпикура. Антропологическая философия Фейербаха. Определение бытия. Противоположность марксистской и гегелевской диалектики. Формы чувственного познания и абстрактного мышления. Соотношение сознания и бессознательного в психике.

контрольная работа [25,7 K], добавлен 16.10.2012

Источник: http://knowledge.allbest.ru/philosophy/3c0a65635a3ac68a4d43a88421216c27_0.html

Сознательное и бессознательное в психике человека

Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью кот

jar—> txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые

Сознательное и бессознательное

Человек функционирует не только на уровне сознания. Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательный уровень. Бессознательное – это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает).

Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи.

Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии.

Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук. Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает.

1) бессознательные психические процессы – не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие;

2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.); 3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, – желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень. Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.

В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке. В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду. Бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны.

В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания. К числу таких ситуаций относятся следующие:

1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях;

2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления;

3) при разрешении конфликтных ситуаций;

4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу.

Похожие вопросы

найдено похожих страниц:10

Источник: http://cribs.me/obshchaya-psikhologiya/soznatelnoe-i-bessoznatelnoe

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *