Свойства психики человека; Студопедия — свойства психики человека

20.09.2018

· Творческая природа человеческой психики.Психика человека — особая форма активности, предполагающая: а) не только исследование, но и б) творческое преобразование окружающего мира и самого себя.

Свойства психики человека

· Образный характер. Образ – это некая субъективная психическая реальность, возникающая во внутреннем мире человека в акте восприятия им объективной реальности, в процессе контакта с внешним миром. Речь идет в данном случае об образе восприятия. Однако существуют и образы воображения, сновидений, галлюцинаций и т.п., отображающие некие субъективные (внутренние) реальности. Образ, с помощью которого человек описывает окружающий его мир (образ мира) и образ самого себя (образ «Я») – основной строительный материал психики человека. Существует тесная взаимосвязь этих образов, так как они являют собой не только наглядные картинки и изображения, полученные с помощью ощущений, но и несут в себе определенный смысл и значимость для конкретной личности.

В образе мира и образе «Я» находит стремление человека выразить себя в мире, а также эмоции, смыслы, мысли, действия, которые сопровождают этот процесс. Для раскрытия этого утверждения приведем следующие аргументы: 1) образ мира – это не только наглядное представление о внешнем мире: последний познается на языке собственных ощущений, потребностей, эмоций, мыслей, ценностей, поэтому в нем всегда есть собственное смысловое поле человека; 2) в свою очередь, образ «Я» не является полностью вымышленным, какой бы богатой фантазией мы не обладали. Особенность образа «Я» в том и состоит, что он создается на основе собственных предположений, гипотез и допущений, поэтому может иметь немалое количество неточностей и иллюзий, но затем постепенно будет приведен в соответствие с требованиями и законами внешнего мира. Если этого не произойдет, то человек не сможет правильно сориентироваться в жизненных смыслах, увидеть приоритеты, согласно которым следует выстраивать свое поведение, чтобы не погибнуть и как биологический вид, и как личность.

· Психика как форма осознания человеком своего отличия от остального мира, а именно: выделение себя как некоторой самостоятельной и отличной от всего окружающего реальности. Это находит выражение в: а) способности найти границу между собственным образом (образом «Я») и образом своего окружения; б) переживании непохожести и отличия от окружающих, что лежит в основе нашего чувства «Я».

Более того, переживание этого чувства является началом психической жизни человека, своеобразным первокирпичиком, из которого будет выстроено всё «здание» психики. Именно чувство непохожести пройдет с человеком через всю его жизнь, он будет бороться за него, переживать, находя, а, порою, и теряя определенный баланс между собственными желаниями и аналогичными устремлениями других, отстаивая тем самым право на проявление своей индивидуальности и неповторимости.

· Творческая природа человеческой психики.Психика человека — особая форма активности, предполагающая: а) не только исследование, но и б) творческое преобразование окружающего мира и самого себя.

Именно активность позволяет человеку убедиться: а) в факте своего существования; б) в необходимости активности как формы защиты границ своего существования (образа «Я»). Последнее невозможно осуществить, не преодолевая сопротивление тех, кто нас окружает, ибо именно они могут претендовать на те же жизненные блага, что и мы.

«Получение» достойного своим возможностям жизненного пространства предполагает: а) не только адаптацию к ситуации, но и б) выход за её границы, создание нового, оригинального социального пространства.

В этом обнаруживает себя творческая природа психики: для изобретения чего-либо нового и для его использования надо изменить не только окружающее жизненное пространство, но и самого себя, способ своего восприятия. А это предполагает созидание нового в психике, т.е. появления в ней не существовавших ранее психических фактов.

· Тесная связь мышления и речи. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей по законам данного языка. Язык – это система знаков любой природы (слова, жесты, мимика и т.п.), выступающая в качестве средства человеческого общения и мышления. В человеческой психике существует тесная связь мышления с речью, результатом чего и является появление словесно-логического мышления. Именно возникновение этого типа мышления свойственно только человеку. Единицей, связывающей мышление и речь, выступает значение слова, которое помогает оформлять собственные мысли в понятные как себе, так и другим людям высказывания.

· Сложность и неоднозначность проявления психического в поведении человека, так как:

а) одно и то же поведение может обеспечиваться и направляться различными психическими механизмами (потребностями, мотивами, эмоциями, особенностями темперамента, характера, сознанием);

б) то или иное психическое образование (например, эмоция интереса) может порождать различные по своему содержанию виды поведения деятельности;

в) мы в состоянии понять поведение человека лишь в том случае, если знаем, как он сам воспринимает и осмысливает мир и самого себя. При этом поведение или поступок будет не иметь значения до тех пор, пока не станет понятным, как сам человек воспринимает и оценивает их.

В качестве иллюстрации данного тезиса может служить ваша учебная деятельность в стенах вуза. Внешне её содержание во многом одинаково и выполняется она в сходных условиях, а вот внутренние её психологические регуляторы у всех разные. Так, кто-то учится по желанию родителей, кто-то по своему, а кто-то с целью интереса к будущей профессии или приобретения материального благополучия в будущем и т.д.

Описанные нами свойства психики наиболее ярко обнаруживают себя в психических явлениях, которые конкретизируют предмет психологической науки и, естественно, по определенным основаниям могут быть классифицированы. Поэтому следующий вопрос лекции направлен на изучение классов психических явлений.

Источник: http://studopedia.ru/8_126907_svoystva-psihiki-cheloveka.html

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

свойства психики человека

Главное меню

Структура психики человека.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/389-strykturapsy

Свойства психики человека

Вместе с тем, психические расстройства и снижение интеллекта в старческом возрасте не всегда являются постоянным и только прогрессирующим явлением. Это могут быть ночные эпизоды дезориентации и беспокойства (сумеречное состояние), ухудшение состояния психики и памяти, связанное с утяжелением соматических заболеваний или не совсем правильным лечением, снижением индивидуальной переносимости лекарств и т. д.

Ухудшение ориентации может и не быть связано с психической функцией, а обусловлено нарушением восприятия цвета, снижением слуха и остроты зрения.

Для старого человека, не имеющего психических отклонений, по мере увеличения возраста характерными являются:

В целом, основные задачи ухаживающего персонала или родственников заключаются в:

Депрессия — состояние угнетенного настроения, безразличия к себе, окружающему миру и событиям. Лица с депрессивным синдромом становятся безынициативными, беспомощными. Но они не просят о помощи, так как не испытывают каких-нибудь надежд на изменение своей жизни. Чаще на состояние депрессии обращают внимание родственники. Следы глубокой печали при внешнем безразличии к собственным проблемам и жизни окружающих людей, внешняя неподвижность мысли в сочетании с длительным нахождением в одной и той же позе являются довольно выраженными признаками заболевания. Эти больные склонны обвинять себя во всех несчастьях, происшедших в их жизни, ощущать свою ненужность на земле. Так как в состоянии депрессии больных могут посещать суицидальные мысли, необходимо ограничить возможность контактов пациентов с острыми предметами, лекарственными средствами, снять задвижки в комнатах, в том числе в ванной.

Несмотря на внешнюю отрешенность, такие больные все же подвержены стимулирующему влиянию окружающей среды, и это необходимо использовать при уходе за ними. Однако делать это нужно тонко и не проявлять излишней эмоциональности, возбужденности, неумеренных чувств. Нельзя вовлекать больного в ситуации, требующие сильных ощущений. Нужно просто быть рядом, говорить спокойным голосом, использовать улыбку, смотреть в глаза, избегать резких движений и быть при этом достаточно настойчивым в достижении цели (накормить больного, повести на прогулку и т.д.), не обременять необходимостью принятия решений, ограничить обучение чему-либо.

Деменция — старческое слабоумие, развивается исподволь, медленно и в ряде случаев становится непосредственной причиной смерти больных.

Именно прогрессирующий характер деменции определяет существенные трудности реабилитации таких больных. Сложность реабилитации на поздних этапах связана с полным отсутствием способности больных к обучению, восприятию какой-либо информации при том, что такие больные длительное время обладают излишней речевой активностью, надоедливы в общении и излишне, неадекватно обстановке, эмоциональны.

Дальнейшее развитие заболевания приводит с годами ко все большей потере памяти, интеллекта, затем речевым расстройствам и другим грубым нарушениям психики. Появляется неадекватность поведения, бестолковость. Так, больной по несколько раз в день может ходить за одними и теми же покупками, набирать по несколько батонов хлеба — «на всякий случай», проверять по несколько раз, взял ли он с собой ключи и при этом не запирать дверь, «потому что у меня нечего воровать» и т. д.

В дальнейшем утрачивается долговременная память — больные не помнят своего адреса, не могут сориентироваться на местности и во времени, дают о себе и родственниках противоречивые сведения. Затем возникает полная дезорганизованность в действиях, невозможность выполнять простейшие действия в доме, нарушения гигиены и физиологических отправлений. Движения становятся бесцельными, суетливыми и хаотичными; речь состоит из бессвязных, бесконечно повторяемых фраз, бессмысленных слов или их обрывков. Многие больные испытывают тягу к огню, но возникновение пожара вызывает у них не только испуг, но и паралич действий, что может послужить причиной их смерти.

На каком-то этапе еще возможно направить действия больного по подсказке (последовательность умывания, уборки постели, одевания, приема пищи). Трудность ухода состоит в постоянном наблюдении за больным, ограничении и устранении опасных для его жизни ситуаций, недопустимости острых психотических состояний (приступы злобы и агрессии) путем коррекции поведения окружающих лиц. Отвлечение — один из приемов предупреждения приступов агрессии больного.

В дальнейшем меняются также физические способности — походка и другие движения становятся несовершенными и незаконченными. Так, человек перестает наступать на ступню и передвигается способом, близким к ходьбе «на цыпочках», на стул садится боком и не полностью, движения становятся бессмысленными и повторяемыми. Но со временем набор и этих движений становится все более скудным, больные утрачивают подвижность, сидя часами в одной и той же позе, часто очень неудобной. Развиваются контрактуры мышц от бездействия. Терминальное состояние застает больных в эмбриональной позе.

По мере исчезновения психических и физических возможностей самообслуживания больного сестра вынуждена брать на себя весь груз по обеспечению повседневного ухода за ним.

К началу страницы

Источник: http://www.rondtb.msk.ru/know-how/psychol.htm

Психические процессы, состояния и свойства

Психическая функциональная система в действии — это психический процесс. Рас­смотрим основные психические процессы, наиболее часто выделяемые авторами учеб­ников и руководств по психологии.

Первый «блок» психических процессов, инициирующий и направляющий пове­дение, — это процессы психической регуляции. Если когнитивные (познавательные) процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации, то роль про­цессов психической регуляции состоит в обеспечении направленности, интенсивно­сти и временной организации поведения. Рассмотрим кратко основные из них.

Под мотивацией понимается совокупность психических процессов, обеспечивающих уровень энергетики и направленность поведения. Наряду с эмоциональными процес­сами мотивация инициирует поведение человека и придает определенную субъек­тивную окраску этому поведению. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности —приводящего к возникновению мотивацион­ного напряжения субъективного отражения нужды человека в чем-либо. Опыт удов­летворения потребностей в ходе деятельности приводит к формированию мотива как устойчивого психического образования. А. Н. Леонтьев называл мотив «опредмеченной потребностью». Однако, скорее всего, мотив есть образ «идеального предмета» удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте. В конкретной ситуа­ции мотив актуализируется и возникает мотивационная тенденция к действию.

На основе мотива и отражения реальной ситуации формируется цель действия, план поведения и происходит принятие решения. Формирование и выдвижение це­лей описывается теориями целеполагания.

Эмоциональные процессы обеспечивают избирательное отношение человека к различным аспектам действительности. Психологическая функция эмоций заключа­ется в оценке явлений окружающей действительности и результатов поведения ин­дивида. Эта оценка внутренне проявляется в форме эмоционального переживания, а внешне — в эмоциональной экспрессии. В основе эмоций лежат физиологические процессы активации различных кортикальных и вегетативных систем, но исследования показали, что физиологическое возбуждение — это необходимое, но недостаточ­ное условие для возникновения специфических эмоций. В эмоции проявляется оцен­ка индивидом возможностей для удовлетворения своих потребностей (не только в данной ситуации, но и в перспективе), поэтому эмоциональные процессы тесно свя­заны с мотивационными. Для возникновения эмоции как определенного психологического процесса необходима не только мотивация, сопровождающая мотивационное напряжение, но и когнитивная интерпретация ситуации как благоприятной или неблагоприятной для достижения цели.

В традиционной психологии процессы принятия решения практически не рассмат­ривались. Сегодня им уделяют все большее внимание. Центральный момент приня­тия решения — выбор варианта действия, который позволит достичь наилучшего ре­зультата. В основе принятия решения лежит субъективное переживание человеком вероятности множества событий, а также субъективные оценки полезности или вре­да для себя этих событий. Важное значение имеет также оценка степени трудности достижения того или иного исхода. При выборе действия человек руководствуется различными стратегиями и правилами принятия решения. Основным является «правило субъективной оптимальности». Субъективная оптимальность складывается из уверенности в правильности выбранного решения, меры неудовлетворенности им после выбора, отсутствия желания «переиграть решение», т. е. выбрать иной вариант. В старой традиции процессы принятия решения относят к разряду так называемых волевых процессов, которые, на наш взгляд, являются лишь аспектами мотивационной регуляции поведения, а именно мотивационным процессом, позволяющим преодолевать ситуативные трудности «здесь и теперь» ради достижения внеситуативных, отсроченных целей.

Процессы контроля обеспечивают так называемую «произвольную регуляцию» целеустремленного поведения. Эти процессы следуют за мотивационной активацией и принятием решения. Благодаря им возможно выполнение действия и достижени необходимого результата. В теории психической регуляции выделяются следующие процессы контроля поведения: определение цели, формирование ожиданий, оценка условий реализации поведения, оценка результатов (интерпретация обратной связи и представление о самоэффективности). Их можно свести к двум основным «блокам» процессов: 1) процессы, предшествующие действию; 2) оценочные процессы. Теория функциональных систем П. К. Анохина описывает основные этапы контроля и планирования поведения. Особое значение в ней отводится механизмам «обратной связи», которые обеспечивают возможность для сравнения параметров текущего желаемого состояний среды. Они информируют исполнителя о том, что сделано что еще нужно сделать для достижения цели, кроме того они обеспечивают эмоциональную оценку эффективности.

Удовлетворение потребностей возможно только тогда, когда человек обладает информацией о ситуации, в которой он должен действовать. Отражение окружающего мира обеспечивает познавательные процессы. Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации. Совокупность познавательных процессов обеспечивает отражение важных для жизнедеятельности сторон объективной реальности и создание образа мира. Познавательные процессы свою очередь делятся на группы по разным основаниям.

Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на наши органы чувств. Ощущение связано отражением отдельных сторон, аспектов реальности, а восприятие отражает объекты в их целостности. Образы восприятия часто называют первичными образами.

Процессы памяти, представления и воображения име­ют дело со вторичными образами — результатами фикса­ции, воспроизведения или преобразования первичных образов. На основе вторичных образов строится система личного опыта и функционирует мышление.

Мышление — это процесс опосредованного и обобщен­ного познания действительности. Результатом мышления является субъективно новое знание, которое нельзя вы­нести из непосредственного опыта (содержания ощуще­ний, восприятия, представлений). Продукты фантазии тоже являются результатом преобразования прошлого опыта индивида. Но продукт фантазирования может не иметь ничего общего с объективной реальностью. Результаты же мыслительного процесса всегда претендуют на истинность и верифицируе­мы. Мышление обеспечивает прогнозирование будущего и процесс принятия реше­ния.

Познавательные процессы отражают пространственно-временные характеристи­ки объективного мира и соотносятся с ними. Память соотносима с прошедшим вре­менем, в ней хранятся следы пережитых мыслей, образов, действий, эмоций и чувств. Отражением актуальной реальности, обеспечивающим адаптацию к настоящему, ведают сенсорно-перцептивные процессы. Воображение, прогнозы, фантазии, процес­сы целеполагания соотносимы с будущим. И наконец, мышление — процесс, который как бы связывает прошлое, настоящее и будущее, становится над временем, устанав­ливая связь причин (прошлого), следствий (будущего) и условий реализации при­чинно-следственных отношений (настоящего). Не случайно в мышлении решающую роль играет обратимость операций, которая дает возможность восстановить началь­ные условия исходя из результата действия, решить и прямую и обратную ей задачу.

Третьим «блоком» психических процессов являются коммуникативные процессы, обеспечивающие общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. До недавнего времени психологи, вслед за Ф. де Соссюром, противопоставляли речь и язык, считая, что предметом психологии является речевое поведение. Однако се­годня более обоснована точка зрения о единстве речи и языка, так как люди говорят только на основе языка, будучи его носителями. Коммуникативный подход к психо­логии речи и языка сводится к представлению, что речь и язык обеспечивают взаимо­действие людей.

Язык — это система знаков (акустических образов), соотнесенная с системой значе­ний (понятий). Языковой знак (например, слово) представляет собой единство озна­ченного и означающего. Субъективные значения называются смыслами. Речь представ­ляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми.

Особо выделяется невербальное общение — передача информации с помощью поз, мимики, пантомимики и т. д. Психологи выделяют также невербальные составляю­щие речевого поведения — тембр голоса, высоту, интонацию, громкость, — которые обеспечивают выражение эмоций в речи и понимание эмоционального состояния го­ворящего, а также субъективного смысла сказанного.

· Психический процесс — психическая функциональ­ная система в действии.

Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивиду­альной психики,относи­тельно неизменная во времени.

Психические свойства — индивидуально-психологи­ческие особенности, опре­деляющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Как любая система, психика человека обладает системными свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Люди отличаются друг от друга эмоциональной чувствительностью, уровнем интеллекта, временем реакции, совестливостью, дружелюбием и т. д. Психологи предпочитают говорить об индивидуально-психологических особенностях людей, а не просто о свойствах психики, подчеркивая этим, что выраженность психических свойств проявляется во внешне наблюдаемых различиях в поведении и деятельности людей. К числу основных групп психических свойств относят особенности темперамента, способности (общие и специальные), личностные черты. Считается, что психические свойства индивида относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

В работах Б. Г. Ананьева, В. С. Мерлина, В. М. Русалова, В. Д. Шадрикова и других отечественных психологов подробно разработана теория индивидуально-психологических свойств. Темперамент является наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека. Как правило, речь идёт об эмоционально-мотивационных особенностях: собственно эмоциональности, активности, темпе, пластичности (В. М. Русалов) и т. д. Классическая теория четырех темпераментов (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик) в настоящее время подвергается ревизии. Условно можно отнести темперамент к индивидуальным свойствам подсистемы психической регуляции поведения (мотивации, эмоции, принятие решения и т. д.).

Способности являются свойствами психических функциональных систем, определяющих продуктивность деятельности; они имеют индивидуальную меру выраженности, не сводятся к приобретению знаний, умений и навыков, но влияют на скорость и легкость овладения ими. Различают общие и специальные способности. Общие способности соотносятся с психикой как целостной системой, специальные — с отдельными ее подсистемами. По мнению В. Д. Шадрикова и В. Н. Дружинина, способности являются свойствами систем, функционирование которых обеспечивает отражен реальности, процессы приобретения, применения и преобразования знания.

Свойства (или черты) личности характеризуют индивида как систему его субъективных отношений к себе, к окружающим людям, группам людей и миру в целом которая проявляется в общении и взаимодействии. Личность является самым интересным и, может быть, самым загадочным предметом психологического исследования. В свойствах личности проявляются психорегулятивные и мотивационные особенности психики конкретного человека. Совокупность личностных свойств образует структуру личности.

Психическое состояние представляет собой внутреннюю целостную характеристику индивидуальной психики, относительно неизменную во времени. По уровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место между процессами и свойствами.

Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические состояния детерминируют активность «здесь и сейчас». По­скольку состояние характеризует в данный момент времени целостную психику, оно является многомерным и включает в себя параметры всех психических процессов (эмоциональных, мотивационных, познавательных и др. Каждое психическое состо­яние характеризуется одним или несколькими параметрами, выделяющими его из множества состояний. Доминирование в состоянии того или иного познавательного психического процесса, эмоции или уровня активации определяется тем, какую дея­тельность или поведенческий акт обеспечивает это состояние.

Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

— эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);

— активационные (уровень интенсивности психических процессов);

— тонические (психофизиологический ресурс индивида);

— тензионные (уровень психического напряжения);

— временные (длительность состояния);

— знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).

Подробно классификация психических состояний изложена Л. В. Куликовым в хрестоматии «Психические состояния» *.

* Психические состояния / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Таким образом, психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас», на котором строится здание современной психологии.

Сознание и бессознательное

Представление о сознании возникло в философии, является одним из ее основных понятий и означает высший уровень психической активности человека как социаль­ного существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание — одна из послед­них тайн.

Вплоть до Нового времени сознание отождествляли с психикой в целом; Р. Декар­том оно трактовалось как созерцание субъектом содержания собственного внутрен­него мира. Такое понимание обусловило первые (конец XIX в.) собственно психоло­гические определения сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей (У. Джемс, Э. Б. Титченер), а также метод его изучения — систематическое самонаблюдение (интроспекцию), направленное на выделение элементов сознания — ощущений, образов и аффектов.

Представление о бессознательном как совокупности психических процессов, опе­раций и состояний, не представленных в сознании субъекта, в философии было впер­вые сформулировано в XVIII в. Г. В. Лейбницем. В XIX в. бессознательное становит­ся предметом психологических исследований (И. Ф. Герберт, Г. Т. Фехнер, В. Вундт). Новый стимул для его изучения дали работы 3. Фрейда в области психопатологии в конце XIX в. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на последнее значительное влияние. Таким образом, к началу XX в. сложилось представление о двух уровнях психического, сознательном и бессознательном, а их изучение получило различное развитие в от­дельных направлениях психологии.

В советской психологии сознание являлось одним из ключевых понятий. В тео­рии С. Л. Рубинштейна в становлении сознания субъекта наряду со взаимодействи­ем с природной реальностью акцентировалась роль социального взаимодействия, прежде всего общения. В теории деятельности А. Н. Леонтьева порождение, функци­онирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта.

В западной психологической науке с начала XX в. и на протяжении многих деся­тилетий сознание и бессознательное исследовались в рамках двух различных мето­дологических подходов, сформулированных В. Дильтеем, — понимающей и объясни­тельной психологии. Парадигмальное разнообразие сохраняется и в современной психологии. В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как фено­менальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подраз­деляемая на представления, образы и волевые действия; их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями.

В современной психологии, несмотря на разделяемое всеми понимание феномена сознания, определения типов сознания расходятся. Так, Э. Тулвинг различает:

— простое осознание внешних раздражителей;

— осознание символических репрезентаций окружающего;

— осознание себя и личностного опыта, протяженного во времени.

Г. В. Фартинг предложил различать первичное сознание—простое перцептивное осознание внешних и внутренних раздражителей, и рефлексивное сознание — осмысление собственных сознательных переживаний. Разнообразие определений, скорее способствует исследованию различных аспектов феномена сознания — как эпифеномена и как интенциональной и регулирующей действия ментальной структуры.

В рамках понимающей психологии бессознательное в настоящее время исследуется в психодинамических теориях личности. Оно трактуется как скрытые психические структуры — биологически (3. Фрейд) или социально (Г. Салливан, К. Хорни) обусловленные мотивы, мотивационные ожидания (А. Адлер), подавленные воспоминания и переживания, организованные в комплексы (К. Юнг). Они являются источником психической энергии и, будучи зашифрованы для сознания, обнаруживают себя в поведении и содержании сновидений в семиотически переозначенной форме.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом который ввел представление об уровнях строения психики; в современной терминологии их можно описать следующим образом:

— бессознательное — принципиально не доступное сознанию содержание, включающее ценностные установки, ориентации, мотивы и составляющее энергетическо ядро личности;

— подсознательное — эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа;

— досознательное — содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным, например подпороговое восприятие и схема реализации автоматически действий;

— сознание — рефлексивное содержание сознания, поддающееся произвольной регуляции.

В современной психологической науке выделяют различ­ные состояния сознания, дифференцируемые как по харак­теру феноменальных переживаний, так и по совокупности поведенческих и психофизиологических показателей:

— бессознательное состояние — экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реак­ции; проявления познавательных и эмоциональных процес­сов отсутствуют

— сон — состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающих­ся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последователь­ностей; допускает подпороговое восприятие и частичное запоминание содержания сновидений;

— бодрствование — состояние осознания окружающего мира и себя, доступное са­монаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осозна­ния — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

· Сознание — высший уровень психической активности человека как социального существа.

Бессознательное— совокупность психиче­ских процессов, операций и состояний, не пред­ставленных в сознании субъекта.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания — гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и др.).

В отличие от понимающей психологии, направленной на описание и толкование феноменов субъективных переживаний, современная когнитивная психология наце­лена на объяснение причин и механизмов сознания и бессознательного. В ее рамках уровни строения психики представлены как уровни переработки информации. Такое переформулирование позволило поместить рассматриваемые феномены в контекст экспериментального исследования, где наряду с самонаблюдением в контролируе­мой ситуации используют объективные методы регистрации поведения и психофизиологических коррелятов. Это позволило приблизиться к пониманию структуры и механизмов действия бессознательного. Варьирование экспериментальных задач, в частности, позволило сделать первые шаги в реконструировании глубинных психи­ческих структур, таких как установки, убеждения, мотивы, эмоциональные комплек­сы переживаний. Варьирование условий стимуляции сделало возможным изучение досознательного уровня, например, механизмов подпорогового восприятия и науче­ния, структуры когнитивных репрезентаций, сценариев автоматических действий и условий преодоления ими порога бессознательного.

Сознание в последние десятилетия является предметом исследования когнитив­ной нейронауки, ставящей цепью описание нейрональных механизмов его отдель­ных проявлений. Такому подходу способствовали разработка новых методов иссле­дования активности мозга — функционального магнитного резонанса и магнитной энцефалографии, — а также привлечение методов нейропсихологического анализа частных случаев. Так, к пониманию нейрофизиологических основ состояний созна­ния позволило приблизиться изучение так называемых быстрых движений глаз во время сна. Наблюдения за пациентами с комиссуротомией (расщепленным мозгом) привели к представлению, что полушария мозга обеспечивают две независимые си­стемы сознания при ведущей роли левого полушария для процессов познания. Наконец, изучение нейропсихологических феноменов одностороннего игнорирования пространства и «слепого видения», при котором пациенты с поражением задних отделов коры не способны к осознанному восприятию зрительных стимулов, но тем не менее угадывают их локализацию, обнаружили, что осознанное восприятие предполагает интеграцию двух кортикальных путей — дорсального («где») и вентрального («что»), — которая осуществляется префронтальной корой головного мозга. Интенсивно продолжающиеся исследования сознания в рамках нейронауки направлены на изучение механизмов, которые реализуют интегрирование восприятия и поведения в индивидуальную временную перспективу и в модель «Я».

Источник: http://lektsia.com/8×1869.html

Ваш психолог

Лучший помощник в области психологии

Книги по психологии

Статти по психологии

Книги по автору

Масару Ибука
Милтон ЭриксонМясищев В. Н.

Периодика

Авторизация

«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человече­ский мозг. . Труд создал самого чело­века».

свойства психики человекаФ. Энгельс

Работе «Рефлексы головного мозга» Сеченов вплотную подошел к реше­нию основного вопроса о происхож­дении психики. Причиной возникно­вения психического он считал ощу­щения, связанные с деятельностью органов чувств (зрение, осязание, слух, обоняние и др.). Психический акт, заключал он, не может появить­ся в сознании без того, чтобы этому не предшествовало внешнее чув­ственное возбуждение. Возникнове­ние мысли подчиняется этому же за­кону, утверждал И. М. Сеченов.

Душевная деятельность возни­кает в результате воздействия внеш­него мира на органы чувств. Ощу­щения, происходящие при этом, являются единственным и истинным источником развития разума, а вместе с ним и по­знания окружающей человека действительности.

«. отрывать разум от органов чувств — значит отрывать явление от источника, последствие от причины. Мир действи­тельно существует пом-имо человека и живет самобытной жизнью, но познание его человеком помимо органов чувств
невозможно, потому что продукты деятельности органов чувств суть источники всей психической жизни», — писал И. М. Сеченов

Решив основной вопрос об источниках происхождения пси­хической деятельности, И. М. Сеченов не остановился на этом и развивал свое материалистическое учение далее.

В связи с этим надо заметить, что и среди философов идеа­листов было немало таких, которые признавали чувства и ощущения человека основой. его душевной деятельности. Однако они считали ощущения присущими внутреннему ми­ру человека и не связывали их возникновение с воздействия­ми внешнего мира. Если же воздействия окружающего внеш­него мира и допускались другими, то они считали вместе с тем, что между этими воздействиями и возникающими ощуще­ниями прямой связи и точного соответствия нет. Именно такое направление в философии и физиологии Фейербах назвал в свое время «физиологическим идеализмом». Основателем его являл­ся известный немецкий физиолог XIX столетия И. Мюллер.

Ввиду особой важности вопроса рассмотрим его подробней.

Главнейшим для понимания единства организма и среды является вопрос о значении качества воздействующих на орга­низм факторов внешней среды, как называют их в физиоло­гии, — раздражителей. Эта мало освещаемая тема имеет глу­бокое философское значение, без учета которого невозможно правильно оценить материалистическую сущность учения Пав­лова об организме и об отношении его к среде обитания и о возникающей в связи с этим психической деятельности.

Допавловская физиология, находившаяся на механистиче­ских и идеалистических позициях, игнорировала всю пробле­му качества раздражителей и реакций в целом. Это вытекало из того, что механицизм принципиально отвергает категорию качества, оперируя лишь с количественными понятиями и определениями. Ненаучность этих взглядов очевидна, ибо они порождают антиисторичный, антиэволюционный подход к яв­лению, отрицают возможность истинного развития, сводят сложные процессы к простым. В этом отношении поучительно вспомнить сопоставление двух теорий развития: механистиче­ской и диалектической, данное В. И. Лениным и показываю­щее мертвенность, безжизненность механистической теории[15].

В физиологии механистическое отрицание категории каче­ства проявилось в так называемом «законе. специфической энер­гии». Его сущность сводится к тому, что якобы независимо от качества и характера внешнего раздражения в органах чувств всегда возникает та реакция, которая зависит от присущей этому органу специфической энергии. Удар по глазу, луч све­та или перерезка на операции зрительного нерва порождают всегда световое ощущение.

Исходя из правильно описываемых фактов, автор «закона» И. Мюллер сделал вместе с тем глубоко реакционный, идеали­стический вывод, суть которого состоит в признании полного разрыва между внешней средой и организмом. Роль внешних раздражителей сводится как бы к роли курка в ружье, роли пускового механизма. Не важно, чем и с какой силой нажать курок — ружье выстрелит с такой же силой, и характер вы­стрела будет зависеть от того, сколько пороха в заряде, каков патрон и т. д. По отношению к организму это означает, что ре­акции того или иного органа предуготовлены, а внешние воз­действия лишь пускают в ход эти «специфические» реакции. Таким образом, между организмом и средой создается ничем не заполненная пропасть. При таком представлении о соотно­шении организма и среды, конечно, исключается уверенность, присущая материалистам, в возможности достоверного и пол­ного познания окружающего нас внешнего мира. Запах и цвет розы существуют лишь как наше ощущение и порождаются нашими нервами; вопрос об их не зависимом от нас существо­вании неразрешим.

Не удивительно, что Гельмгольц (последователь Мюлле­ра) стал открыто выражать неверие в возможность познания мира с помощью органов чувств, рассуждать о знаках, симво­лах от внешнего мира, которые мы якобы только и способны воспринять.

В. И. Ленин, создатель материалистической теории точного и полного отражения в нашем мозгу восприятий от окружаю­щих нас качественно различных раздражителей, подверг за­служенной критике «закон специфической энергии» как по­пытку обоснования идеализма в физиологии. Ленин подчерки­вал, что «. «физиологический» идеализм означает только то, что одна — школа естествоиспытателей в одной отрасли естество­знания скатилась к реакционной философии, не сумев прямо и сразу подняться от метафизического материализма к диалек­тическому материализму» К

Идеализм этого физиолога, указывал В. И. Ленин, заклю­чался в том, что, изучая соотношение между нашими ощуще­ниями и деятельностью органов чувств, он склонен был отри­цать, что наши ощущения являются образом объективной ре­альности.

Совершенно определенную позицию в этом вопросе занял И. М. Сеченов. Он говорил, что сходства и различия, которые находит человек между чувствами, возникающими от тех или иных предметов, отражают действительные сходства и разли­чия предметов. И. М. Сеченов считал, что качества световых, слуховых и прочих ощущений, а именно цвет предметов, высо­та тонов и прочее полностью зависят от действительных свойств возбуждения, возникающего в наших органах чувств под воз­действием внешних раздражений.

И. П. Павлов настойчиво вводил в физиологию понятие о роли и значении качества раздражителей и реакций. Начиная от первых работ по физиологии кровообращения, затем при изучении пищеварения и особенно в период исследований по физиологии высшей нервной деятельности, он неустанно обра­щался вновь и вновь к качественным особенностям раздражи­телей. В этом смысле настойчивые искания И. П. Павловым наиболее верной материалистической позиции весьма показа­тельны. Вначале, подчиняясь столетним традициям, он искал объяснения наблюдаемых им объективных явлений зависимо­сти качества слюноотделения от «наслаждений» и «психиче­ских состояний» животного. Однако, убедившись в бесплодно­сти этого подхода, он решительно встал на путь объективного физиологического объяснения всех реакций животного. Это не было, конечно, случайным, наоборот, у Павлова это органиче­ски связывалось с его представлениями о единстве организма

свойства психики человека

Изобретение орудии труда и возникновение речи явились предпосылками к очеловечиванию обезьяны.

«й среды. Если Павлов подчинил экспериментальному анализу эту проблему в целом, то важнейшей ее составной частью яв­лялся вопрос о том, как формируется под влиянием разнооб­разных, качественно отличных друг от друга раздражителей

свойства психики человекаВнешнего мира, высшая нервная деятельность животного и чело­века.

Первоначально Павлов прово­дил изучение высшей нервной деятельности только на живот­ных. Однако постоянной задачей этих опытов являлось стремление найти пути к объяснению процес­сов психологической деятельности человека. В полном соответствии с этим Павлов, как только яви­лись возможности, включил в круг своих исследований непо­средственные наблюдения над высшей нервной деятельностью человека, проводившиеся им в психиатрической клинике.

Это выдвинуло вопрос О СХОД; стве и различиях психики живот­ных и человека.

Решая его с правильных мето­дологических позиций, Павлов сумел найти верные пути для изу­чения этой труднейшей задачи.

Считая, что среда обитания является главной причиной, кото­рая определяет характер реакции животного, Павлов при­шел к следующему заключению. Общим и для животных и для человека является биологическая, природная или, как выра­жался Павлов, «общеприродная» среда. Наряду с этим чело­век живет юд непосредственными влияниями только ему при­сущей социальной, общественной среды, чего животные не имеют. Эти обстоятельства и должны послужить ключом, как полагал Павлов, для установления сходства и различия выс­шей нервной деятельности человека и животных.

Биологическая среда воздействует на глаза животных и человека световыми раздражителями, на их органы слуха зву­ковыми, на кожу теплом и холодом. Наряду с этими внешни­ми, по отношению к телу, раздражениями можно представить разнообразные воздействия на центральную нервную систему со стороны тела и его органов. Мышечное чувство, ощущения
голода, жажды, сытости, болевые ощущения, возникающие во внутренних органах, являются примерами, подтверждающими возможность раздражения от органов тела. Любое из этих воздействий может приобрести значение условного раздражи­теля, как это и было показано выше.

Все условные рефлексы, возникающие при непосредствен­ном воздействии на глаз, ухо, кожу и другие органы чувств, Павлов обозначил как деятельность первой сигнальной систе­мы. Она является в известной мере общей и у животных и у человека, особенно в его раннем периоде созревания.

«Для животного, — писал И. П. Павлов, — действитель­ность сигнализируется почти исключительно только раздра­жениями и следами их в больших полушариях, непосредствен­но приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от нашей социаль­ной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая си­гнальная система действительности, общая у нас с живот­ными» [16].

Павлов подчеркивал, что социальная, общественная среда является специальной для человека и именно это отличает его от животных. В соответствии с идеями Энгельса Павлов за­ключил, что труд, созданный общественной практикой, явился новой чертой формировавшегося человеческого общества.

«Труд создал самого человека», — говорил Ф. Энгельс. В практике трудового общения у первобытных людей появи­лась потребность что-то сказать друг другу. Возникла члено­раздельная речь, формировался язык. Это заложило фунда­мент для развития мышления.

Стремясь подчеркнуть эту особенность эволюции высшей нервной деятельности человека, Павлов говорил, что человек есть существо говорящее. Слово как условный раздражитель, речь как условнорефлекторпая деятельность, бесчисленное ко­личество условных рефлексов, протекающих на этой основе, и составляют, по учению Павлова, специфически человеческую вторую сигнальную систему.

Приобретая в ходе эволюции вторую сигнальную систему, человек приобрел и высшие качества мышления, связанные со способностью отвлечения (абстрагирования) и обобщения.

Животные (особенно высшие — собака, обезьяна) также обладают умственными способностями, на чем’ мы останови­лись выше. Однако мыслительная функция животных ограни­
чена пределами первой сигнальной системы. Это означает, что она заключается лишь в конкретном, образном или, как гово­рят, чувственном мышлении. Можно говорить о представле­нии у обезьян образа воробья, курицы, гуся, но обезьяне со­вершенно недоступно обобщенное понятие о птице. Мышление понятиями требует обобщенных и отвлеченных представле­ний, оно может возникнуть только на основе речи.

свойства психики человекаВ идеалистических учениях о душе вопросы, касавшиеся происхождения речи человека, ее отношения к мышлению, за­нимали всегда весьма значительное место. Не случайно эти же вопросы привлекали самое пристальное внимание служителей церкви. В противовес марксистскому материалистическому учению о происхождении языка как общественного явления, обусловленного трудовой практикой, религия считает, что воз­никновение языка есть ре­зультат божьего вмешатель­ства.

Идеалистические. пред­ставления о душе и речи по существу совпадают, так как одним из важнейших признаков одухотворенно­сти, то есть наличия души, является речь. Животные — это бессловесные твари, так как, не получив от бога ду­ши, они не обрели и дара ре­чи, говорят церковники.

Учение о первой и второй сигнальной системах услов — порефлекторной деятельно­сти, о неразрывной связи и взаимоотношениях этих си­стем показывают факты пе­рехода от мышления кон­кретного, образного к мыш­лению понятиями; абстрак­циями. Естественнонаучные данные, добываемые шко­лой Павлова, подтвержда­ют таким образом идеи В. И. Ленина, указавшего на постепенность развития процесса сознания.

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — та-

Философское учение классиков марксизма и физиологические исследо — вания Павлова разбили религиозные и идеалисти­ческие представления о божественном происхож­дении человеческого со­знания.

Ков диалектический путь познания истины, .позна — ния объективной реально­сти»,—писал В. И. Ленин[17]. ^

свойства психики человекаВопрос о развитии пси­хики в связи с развитием всего живого мира был выдвинут в русской науке давно.

Еще Н. Г. Чернышев — ский утверждал наличие исторической связи между психическими явлениями в мире животных и явле­ниями сознания у человека. Чернышевский подчеркивал, что при разрыве этой исторической преемственности явлений со­знание человека может представляться каким-то чудом, чем — то изолированным, как это и изображают идеалисты.

Позже И. М. Сеченов выдвигал задачу изучения истори­ческого развития психических процессов в ходе эволюции все­го животного мира.

Огромное значение в борьбе с идеалистическими представ­лениями имеет материалистическое учение о причинной зави­симости’ происхождения речи, языка в результате трудовой об­щественной практики, а также раскрытие Павловым физио­логических, материальных процессов, лежащих в основе речи.

Возникновение и развитие умственных способностей от их низшего уровня до самых высоких форм мышления — все это — стало отныне доступным для научного материалистиче­ского исследования. Идеалистическое учение о душе было са­мой неприступной до недавнего времени крепостью идеализма и религии. Марксистская философия и материалистическая наука разрушили эту крепость и развеяли без остатка биб­лейскую сказку о душе.

Одним из величайших достижений марксистской филосо­фии является разработка Лениным теории познания, получив­шей название теории отражения. В нашем мозгу запечатлева­ются (отражаются) материальные процессы внешнего мира, существующего независимо от нас. Следует подчеркнуть, что павловское учение об условных рефлексах животных и о двух сигнальных системах головного мозга человека является есте­ственнонаучным подтверждением ленинской теории отраже­ния. Кора головного мозга обеспечивает способность человека, как учил Павлов, правильно, точно отражать окружающую объективную действительность.

свойства психики человека

НАУКА ПОЗВОЛЯЕТ ПРОИЗВОЛЬНО МЕНЯТЬ ПОЛОВЫЕ ПРИЗНАКИ КУР

1—нормальный петух; 2 — петух после кастрации; 3 — кастриро­ванный петух после пересадки яичника; 4 — нормальная курица; 5 — кастрированная курица; б — кастрированная курица после пе­ресадки ей семенников.

Источник: http://vash-psiholog.info/m/259-2013-11-13-15-39-42/21359-osobennosti-psixicheskoj-deyatelnosti-cheloveka.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *