Тестовые задания — выберите правильное определение психики

03.08.2019

Задание 7. Выберите правильный вариант ответа:

Выберите правильное определение психики

Психология

Тема 1. Введение в общую психологию

Тестовые задания.

Задание 1.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

Задание 2. Дайте определение предмета научного исследования.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

Задание 3.. Дайте определение объекта научного исследования.Выберите правильное суждение и прокомментируйте Ваш выбор:

Задание 4. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

Задание 5. Самое существенное свойство психики это:

Задание 6. Прокомментируйте следующие суждения:

Задание 7. Выберите правильный вариант ответа:

Задание 8. Сравните понятия по предложенному образцу:

А) 1- психика, 2- сознание; Б) 1- сознание, 2 – отражение; В) 1-психика, 2- сознание;

Задание 9. Выберите правильный вариант ответа:

  1. Недостатком метода интервьюирования является: а) структурированность; б) гало-эффект; в) неструктурированность; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  2. К ситуативному тестированию относятся: а) анкетирование; б) опросники типа «карандаш-бумага»; проективные тесты; в) имитация реальных условий жизни; г) наблюдение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Надежность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Валидность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание10. Выберите правильные варианты ответа:

Источник: http://studopedia.ru/6_170107_testovie-zadaniya.html

Первая часть

1. Определение психологии как науки о душе было дано:

а) более трех тысяч лет тому назад;

б) более двух тысяч лет тому назад;

2. Психическое отражение на стадии элементарной сенсорной психики имеет форму:

б) элементарных ощущений;

в) отражения вещей;

3. Особенности онтогенетического развития психики изучает психология:

4. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:

5. Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:

а) поза, мимика, интонация;

6. Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это исторически развивающийся вид деятельности:

7. Как соотносятся понятия навыка и умения:

а) они синонимичны;

б) умение формируется позже навыка;

в) это не связанные понятия;

г) навык сложнее умения.

8. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой, является:

г) учебная деятельность.

а) всегда врожденные проявления;

б) встречаются только у низших животных;

в) имеют мало отношения к выживанию;

г) простейшие сенсомоторные акты.

10. Развитие организма человека называется:

11. Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразовании и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называются:

12. В младшем возрасте ведущей является деятельность:

13. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

14. Самосознание можно определить как:

а) повышенное внимание к себе;

б) уровень притязаний;

в) направленность личности;

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:

16. Высший регулятор поведения – это:

17. Из следующих понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» — наименее широким по содержанию является понятие:

в) субъекта деятельности;

18. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является :

19. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности,

20. Высшая ступень развития творческих способностей называется:

1. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер

в) представляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий отражения.

2. Выберите правильное определение психики:

а) внутреннее переживание;

б) отражательная деятельность мозга;

в) душевная субстанция;

г) субъективный образ объективного мира.

3. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает психология:

б) социальная;
в) педагогическая;

4. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним — это:

5. Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

6. Деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности ради удовлетворения своих потребностей, на создание материальных и духовных ценностей, называется:

7. Специфическая форма научения, процесс фиксации информации в памяти называется:

8. Термин «условный рефлекс» предложен:

г) В.М. Бехтеревым.

9. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже отражает такой подход к развитию личности, как:

10. Развитие человека как вида называется:

11. Термин интроспекция означает:

а) следствие интериоризации;

в) внутреннее состояние;

г) результат исследования.

12. Направленность личности — это:

а) система устремлений;

б) особая способность;

в) врожденное предрасположение;

13. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

в) всегда высокой степенью (уровнем) ясности;

14. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и мастерства в системе межличностных отношений называется:

15. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо — это:

16. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» — наиболее широким по содержанию является понятие:

в) субъекта деятельности;

17. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающая главные тенденции её поведения — это:

18. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

в) личностным смыслом;

19. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

20. О наличии способности к какому-нибудь виду деятельности свидетельствует (ют):

а) низкий темп обучения соответствующей деятельности;

б) большие энергетические затраты по выполнению данной деятельности;

в) индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;

г) отсутствие связи с направленностью.

Часть

1. Применительно к отражению какого явления допустим научный термин «Ощущение»?

2. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен:

а) проводниковым отделом;

3. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется:

в) проводящими нервными путями;

4. Восприятие – это:

а) сумма ощущений;

б) отражение предмета в целом;

в) реализация наблюдения;

г) адекватное понимание.

5. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

6. Вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений, — это:

7. Константность восприятия – это свойство:

в) генетически обусловленное;

8. Как называется внимание, объектом которого является внутренний мир человека:

9. Степень сосредоточенности сознания на объекте это:

а) концентрация внимания;

б) объем внимания;

в) устойчивость внимания;

10. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

а) В.М. Бехтеревым;

11. Нейропсихологические проблемы памяти в отечественной науке изучал:

12. Связь между различными объектами действительности и ее отражение в сознании называется:

13. Явление, выражающееся в улучшении воспроизведения сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным, это:

г) временная связь.

14. Форма мышления, отражающая существенные свойства объектов, это:

15. Основанием классификации мышления на наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) форма существования материи;

г) активность субъекта.

16. Творческая деятельнсоть, основанная на создании новых образов, называется:

17. Воображение, которое не стимулирует человека к активным действиям, называют:

18. Какая из названных функций не относится к речи:

а) средство мышления;

б) передача опыта;

в) реализация общения;

г) обозначение предмета.

19. Как называется одновременное проявление двух противоположных эмоций:

б) чувственный тон;

20. Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности — это:

1. Чувствительность измеряется:

б) по субъективной шкале;

г) с помощью закона Фехнера.

2. Восприятием часто принято называть:

3. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

4. Какое из перечисленных свойств не относится к восприятию:

5. Переключаемость внимания проявляется как:

а) непроизвольные колебания внимания;

б) намеренный перенос внимания с одного объекта на другой;

в) неспособность сосредоточения на объекте;

г) отвлеченное внимание.

6. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании обеспечивает:

7. Понятие «ориентировочный рефлекс» введено в научный словарь:

а) В.М. Бехтеревым;

8. Закономерность, согласно которой человек дольше помнит о незаконченной работе, была установлена:

б) Г. Эббингаузом;

9. Запоминание, которое осуществляется без специальной цели запомнить, называется:

10. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

11. Вычленение признака в объекте и отвлечение от остальных называется:

12. Мышление, которое осуществляется без логического анализа условий задачи и без осознания пути нахождения решения, называют:

13. Вид мышления, опирающегося на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами, называется мышлением:

14. В случае, если человек не верит в реальность воплощения образа воображения, то это:

а) предвосхищение будущего;

в) фантастическое воображение;

15. Как называется соединение частей или свойств реально существующих объектов в необычных сочетаниях:

16. Выберите одно из правильных пониманий речи:

а) вторая сигнальная система;

б) мышление вслух;

в) набор условных рефлексов на слова;

г) орудийное использование языка.

17. Переживание субъектом соответствия или несоответствия актуальной потребности и реального или воображаемого объекта, способного или неспособного ее удовлетворить, называется:

18. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется:

19. Критерием (ями) проявления воли не является (ются):

а) волевое действие;

б) волевые качества человека;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель индивидуального развития.

20. Возможность человека определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений. Знаний, характеризует его:

Оглавление

Квалификационная характеристика специалиста………………………. 3

Определение набора компетенций, которые формируются у студентов

1. Организационно-методический раздел………………………………………4

2. Распределение часов курса по формам и видам работ………………………5

3. Содержание учебного курса…………………………………………………..7

7. Рекомендуемая литература………………………………………………. 119

Методические указания по самостоятельной работе студентов……………130

Контрольные вопросы, выносимые на зачет и экзамен……………………. 138

Дата публикования: 2014-11-04 ; Прочитано: 986 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с) .

Источник: http://studopedia.org/3-174610.html

1. Выбрать правильное определение умственной отсталости

Название1. Выбрать правильное определение умственной отсталости
страница1/10
Дата конвертации13.05.2013
Размер0.78 Mb.
ТипДокументы
Приложение 1.

Тест «Общие сведения об умственной отсталости»

1. Выбрать правильное определение умственной отсталости:
А. Умственная отсталость — это обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, наиболее распространенная степень умственной отсталости. Эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт.
Б. Умственная отсталость — стойкое и необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения центральной нервной системы.
В. Умственная отсталость – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах развития.

  1. Выделить основные признаки олигофрении и деменции:
Признак олигофренииПризнак деменции
  1. Снижение интеллекта.
  1. Нарушение внимания.
  1. Несформированность произвольной деятельности.
  1. Трудности в обучении, неуспеваемость.
  1. Органическое нарушение ЦНС.
  1. Эмоциональные нарушения.
  1. Стойкость дефекта.
  1. Недоразвитие познавательной деятельности.
  1. Непрогредиентное состояние.
  1. Диффузное поражение головного мозга.
  1. Текущее состояние.
  1. Раннее повреждение ЦНС.
  1. Позднее повреждение ЦНС.
  1. Нарушение сформированных образований.

3. Какую степень интеллектуального снижения можно предположить у детей при наличии признаков
1. Ребенку 7 лет. Не умеет сам одеваться. Двигательно, не ловок. Во время обследования незнакомыми специалистами смеялся, пытался обнять, на замечания не реагировал. Предъявляемые картинки не заинтересовали его (он их брал, отодвигал в сторону). В тоже время, когда удавалось привлечь его внимание, он выбирал из 3-4 картинок ту, которую называли. Словарный запас крайне ограничен. Названия частей тела знает, правильно показывает. Правую — левую стороны путает. Родовые категории (одежда, обувь, пища и т.д.) не усвоены, хотя дома с ребенком много занимаются родители и логопед.

2. Ребенку 6 лет 9 месяц. Себя полностью обслуживает. Движения не достаточно сформированы. В момент обследования волнуется. Узнает и называет знакомые изображения. Словарный запас бедный. Серию последовательных картинок раскладывает с помощью, объяснить сам причины зависимости не может. При классификации предметных картинок по родовым категориям обращает внимание на высшие контрольно-ситуационные признаки. Действия по словесной инструкции доступны. Различает правую — левую стороны. Переносный смысл слов-понятий, скрытый смысл текстов не понимает.
4. Выделить первичные и вторичные дефекты развития:

2. снижение памяти

3 нарушение звукопроизношения

4. недоразвитие фонематического слуха

5. нарушение зрения

6. двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях

7. трудности пространственной ориентации

8. трудности формирования письма, чтения, счета

9. трудности мыслительных операций

5. Обведите в кружок номера, соответствующие признакам умственной отсталости:
1. органическое поражение головного мозга

2. мозаичность нарушения компонентов познавательной деятельности

3. стойкое нарушение познавательной деятельности

4. благоприятный прогноз развития высших форм мыслительной деятельности

5. временный характер трудностей обучения

олигофрениядеменцияОбщие1,2,3,4,5,6,7,8,Различия

    1. 1 пример: имбецильность

2 пример: дебильность

Первичные признакиВторичные признаки
1,5,62,3,4,5,7,8,9

      Приложение 2.

      Памятка «Общие сведения об умственной отсталости»

      1.Причины умственной отсталости.

      Биологические факторыСоциальные факторы
      • Эндогенные (внутренние):

      генетические поражения хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.

      • Экзогенные (внешние):

      внутриутробные нарушения / тяжелый токсикоз, интоксикации разного характера, краснуха, и другие заболевания матери в тяжёлой форме/
      родовые травмы /асфиксия, внутричерепная травма/
      заболевания, перенесенные в раннем возрасте /менингиты, энцефалиты, травмы и др./
      посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и др. деменция

      • Неблагоприятные социальные условия:

      — тяжелое материальное положение в семье, конфликтные ситуации, аморальные семьи с низким уровнем развития и т.д.

      — длительная депривация / пребывание с раннего возраста в больнице, детском доме/, приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта и т.п.

      — отсутствие своевременной коррекционно-развивающей работы с ребенком.

      2. Первичные и вторичные дефекты развития / по Л.С. Выготскому/

      Первичные признаки (поражение головного мозга)Вторичные, третичные признаки (нарушение познавательной деятельности)
      Слабость замыкательных функций коры головного мозга, затруднения в выработке новых условных связей, инертность нервных процессов и т.п.
      Осложняют созревание высших психических функций (память, словесно-логическое мышление и др.), которое идет в процессе социального развития, и создают тем самым вторичные и третичные признаки.
      Наслоения, которые надстраиваются над первичными.

      Вторичные и третичные признаки легче поддаются коррекции, т.к. они более молоды по времени возникновения и более податливы в работе.

      3. Умственная отсталость

      ОЛИГОФРЕНИЯ ДЕМЕНЦИЯ

      Различия:
      • Раннее действие вредности
      • Недоразвитие психики
      • Законченный процесс (непрогредиентное состояние)
      • Позднее действие вредности
      • Повреждение психики (разрушение уже сформированных образований)
      • Текущий процесс (прогредиентное состояние)
      Сходства:
      • Органическое повреждение центральной нервной системы.
      • Нарушение познавательной деятельности и личности в целом.
      • Необратимое состояние

      4. Общие закономерности психического развития:

      • Поступательный, поэтапный характер развития психики;
      • Наличие сензитивных (наиболее благоприятных) периодов в развитии каждой психической функции;
      • Прохождение детьми всех периодов развития (возрастные границы могут быть разные).

      5. Специфические закономерности умственной отсталости:

      • Замедленный темп психического развития;
      • Замедленный прием и переработка информации;
      • Неравномерность физического и психического развития;
      • Дисгармоничность в развитии психики (высшие психические функции менее развиты);
      • Ослаблена роль второй сигнальной системы (трудность в словесной регуляции поведения).

      Источник: http://kk.convdocs.org/docs/index-281582.html

      Основные функции психики 623

      Согласно методологии психологической науки, психика (психическое) выполняет определенные функции:

      · отражения воздействий окружающей действительности,

      · регуляции поведения и деятельности людей,

      · осознания ими своего места в окружающем мире.

      Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

      • это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;

      • при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);

      • психическое отражение – правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

      В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

      Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

      Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

      Психическое «отражение», выражающееся в процессах ощущения, восприятия, представления и осознавания, дает возможность индивиду в дальнейшем проанализировать, понять внешние и внутренние особенности текущей жизненной ситуации и на основе результатов этого анализа организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной субъектом актуальной потребности (желания, мотива, цели и т.п.). Т.е. мы видим, что само по себе «отражение», как и психомоторные процессы, и речь, и сознание – это психические функции, подчиненные мотивации, т.е. запускающим и управляющим процессам. «Отражение» (в психологии – это первичные познавательные процессы) всегда «работает» на удовлетворение каких-то желаний и интересов. Активность «отражательных» процессов всегда поддерживается или прекращается мотивацией.

      Итак, главная функция психики заключается в организации оптимального поведения по осуществлению актуальных потребностей индивида, с учетом своих физических и психологических возможностей и особенностей окружающей среды.

      Источник: http://studepedia.org/index.php?post=87770&vol=1

      Способ определения типа психики индивидуума

      выберите правильное определение психики

      Владельцы патента RU 2550283:

      Изобретение относится к области психологии и медицины и может быть использовано для определения типа психики индивидуума с более высокой надежностью определения их результатов. Формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики. Выбирают и измеряют внешние параметры исследуемого индивидуума и индивидуумов выборки. Сравнивают выбранные и измеренные внешние параметры исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки и относят тип психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего наибольшее сходство по внешним параметрам. При этом выборка индивидуумов может быть с различными известными типами психики, определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность или определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность, и типа темперамента. Способ позволяет обеспечить более высокую надежность получаемых результатов при определении типа психики индивидуума за счет определения значимого сходства внешних параметров индивидуумов с близкой психической структурой личности. 3 з.п. ф-лы, 2 табл.

      Предлагаемое техническое решение относится к области психологии и медицины и может быть использовано для определения типа психики индивидуума с более высокой надежностью определения их результатов.

      Аналогичные технические решения известны, см., например, описание изобретения к патенту Российской Федерации №2203619, которое содержит следующую совокупность существенных признаков:

      — определяют значения полюсов (характеристик) типа психики исследуемых индивидуумов по четырем взаимно ортогональным шкалам:

      характеризующие предпочитаемой личностью (индивидуумом) вид информации соответственно интегральной или дискретной, динамической или статистической, описательной или оценочной, конкретной или абстрактной;

      — определяют по комбинации полюсов (характеристик) тип личности исследуемого индивидуума.

      Общими признаками предлагаемого технического решения и охарактеризованного аналогичного технического решения являются:

      — определение типа психики индивидуума.

      Известно также аналогичное техническое решение, см. описание изобретения к патенту РФ №2201131, который содержит следующую совокупность существенных признаков:

      — выбирают и измеряют внешние параметры индивидуумов в виде амплитуд колебательных процессов, происходящих в правом и в левом полушариях головного мозга индивидуумов;

      — определяют разности амплитуд колебательных процессов, происходящих в правом и левом полушариях головного мозга индивидуума;

      — выявляют степень согласованности этих колебательных процессов путем оценки их когерентности;

      — для типов психики определяют соответствующие им значения внешних параметров:

      — стабильный, если ни одно из полушарий не доминирует и согласованность колебательных процессов в полушариях высокая;

      — дестабильный, если ни одно из полушарий не доминирует и согласованность колебательных процессов в полушариях низкая;

      — логический, если доминирует левое полушарие и согласованность колебательных процессов в полушариях средняя;

      — интуитивный, если доминирует правое полушарие и согласованность колебательных процессов в полушариях средняя;

      — логический стабильный, если доминирует левое полушарие и согласованность колебательных процессов в полушариях высокая;

      — логический дестабильный, если доминирует левое полушарие и согласованность колебательных процессов в полушариях низкая;

      — интуитивный стабильный, если доминирует правое полушарие и согласованность колебательных процессов в полушариях высокая;

      — интуитивный дестабильный, если доминирует правое полушарие и согласованность колебательных процессов в полушариях низкая;

      — измеряют внешние параметры исследуемого индивидуума;

      — определяют тип психики исследуемого индивидуума, соотнося значения его внешних параметров и внешних параметров, определенных для того или иного типа психики.

      Общими признаками предлагаемого технического решения и выше охарактеризованного технического решения являются:

      — выбор внешних параметров индивидуумов;

      — измерение внешних параметров исследуемого индивидуума;

      — определение типа психики индивидуума.

      Известно также аналогичное техническое решение см., описание изобретения к патенту РФ №2355293, которое содержит следующую совокупность признаков:

      — проводят тестирование индивидуумов, предусматривающее многократный опрос индивидуумов с помощью карт;

      — осуществляют оценку полученных ответов индивидуумов;

      — определяют тип психики индивидуумов по полученным ответам и в соответствии с типами информационного метаболизма (ТИМ).

      Общими признаками предлагаемого технического решения и технического решения, охарактеризованного в патенте РФ №2355293, является:

      — определение типа психики индивидуумов.

      Известно также аналогичное техническое решение, опубликованное на сайте и озаглавленное как «Классификатор внешних признаков», которое содержит нижеследующую совокупность существенных признаков:

      — выбирают внешние параметры индивидуумов;

      — задают обобщенные значения внешних параметров, соответствующие тем или иным типам психики индивидуумов;

      — измеряют внешние параметры исследуемого индивидуума;

      — сравнивают значения внешних параметров исследуемого индивидуума с обобщенными значениями, заданными для того или иного типа психики;

      — определяют тип психики исследуемого индивидуума.

      Общими признаками предлагаемого технического решения и выше охарактеризованного технического решения являются:

      — выбор внешних параметров индивидуумов;

      — измерение внешних параметров исследуемого индивидуума;

      — определение типа психики индивидуума.

      Технический результат, который невозможно достичь ни одним из охарактеризованных аналогичных технических решений, заключается в обеспечении более высокой надежности получаемых результатов при определении типа психики индивидуума и основывается на значимом сходстве внешних параметров у некоторых индивидуумов с близкой психической структурой личности.

      Причиной невозможности достижения указанного технического результата является то, что существующие способы определения типа психики с учетом внешних параметров индивидуумов соотносят значения внешних параметров исследуемых индивидуумов с некими обобщенными значениями, заданными для различных типов психики.

      В отличие от аналогов в заявленном методе не задаются обобщенные значения внешних параметров индивидуумов для отдельных типов психики, а сравниваются внешние параметры исследуемых индивидуумов непосредственно с внешними параметрами индивидуумов из сравнительной выборки индивидуумов с различными известными типами психики.

      В основе метода лежит наблюдение о том, что индивидуумы, имеющие высокую степень сходства внешних параметров, с большой вероятностью имеют один тип психики, тогда как обратное не верно. Индивидуумы с одинаковыми значениями отдельных характеристик и даже их пар в целом не обладают достаточно выраженным сходством, т.е., например, попытки выявить общие внешние параметры у всех сенсориков не будут эффективными. Более того, даже индивидуумы с совпадающими значениями всех характеристик типа психики достаточно выраженными внешними сходствами не обладают. Но среди индивидуумов с совпадающими типами психики есть группы индивидуумов с ярко выраженными сходствами внешних параметров. Поэтому сравнение исследуемого индивидуума с индивидуумами выборки с различными известными типами психики напрямую будут иметь гораздо большую эффективность.

      Так, в существующих аналогах (см., например, «Классификатор внешних признаков» на ) индивидууму с относительно широким лицом по характеристике «интуиция-сенсорика» с большей вероятностью будет присвоено значение «сенсорика», таким образом, для интуитивных индивидуумов (т.е. имеющие по характеристике «интуиция-сенсорика» значение «интуиция»), обладающих относительно широкими лицами, равно как и для сенсорных индивидуумов с относительно узкими лицами, точность определения их типа психики существенно снижается.

      В то же время при использовании предлагаемого способа при наличии в сравнительной выборке индивидуумов, имеющих близкие к исследуемому индивидууму значения внешних параметров, тип психики исследуемого индивидуума будет с большей степенью вероятности определен верно, поскольку степень сходства значений внешних параметров исследуемого индивидуума и индивидуумов в сравнительной выборке будет оцениваться непосредственно, а не с помощью заданных обобщенных значений внешних параметров.

      Существующие аналоги позволяют наметить лишь общие тенденции значений внешних параметров у индивидуумов с теми или иными типами психики и способны в лучшем случае лишь объяснить общий характер этой взаимосвязи, нежели создать полноценный инструмент для определения типа психики.

      Предлагаемый способ определения типа психики не предполагает каких-либо ограничений числа «типовых портретов» или шаблонных наборов значений или диапазонов значений внешних параметров для каждого типа психики, поскольку сравнение значений внешних параметров производится не с шаблоном (заданными обобщенными значениями) внешних параметров, а с потенциально неограниченным числом существующих в реальности и включенных в сравнительную выборку вариантов значений внешних параметров для каждого типа психики.

      Выявление таких шаблонов, тем не менее, возможно на основе предлагаемого способа, но их использование для определения типа психики, по сути, означает сравнение значений внешних параметров исследуемого индивидуума со значениями внешних параметров одного или нескольких индивидуумов из сравнительной выборки на основе весов внешних параметров, характеризующих их сходство между собой (т.е. внешним параметрам, значения которых характерны для группы индивидуумов, придаются относительно большие веса, менее характерным — относительно меньшие веса).

      Выявление обобщающих внешних параметров типов психики является, по сути, не решенной на текущий момент научной задачей, а всесуществующие на этот счет предположения (включая рассмотренные аналоги) не представляются состоятельными в достаточной для определения типа психики степени. Предлагаемый способ позволяет обойти эту не решенную научную задачу путем формирования выборки из реальных индивидуумов (а не заданных обобщенных значений), что позволит решить проблему определения типа психики, не дожидаясь решения упомянутой научной задачи, а возможно, будет способствовать и ее решению.

      Учитывая характеристику и анализ известных аналогичных технических решений, можно сделать вывод, что задача по созданию средств по определению типа психики индивидуума, имеющих более высокую надежность результатов, является актуальной на сегодняшний день.

      Технический результат, указанный выше, достигается тем, что в предлагаемом способе определения типа психики индивидуума формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики, выбирают и измеряют внешние параметры исследуемого индивидуума и индивидуумов выборки, сравнивают выбранные и измеренные внешние параметры исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки, и относят тип психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего сходство по внешним параметрам.

      Сравнение выбранных и измеренных внешних параметров исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки и отнесение типа психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего большее сходство по внешним параметрам, позволяет с более высокой надежностью определить тип психики индивидуума.

      Сравнение выбранных и измеренных внешних параметров исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки и отнесение типа психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего достаточное сходство по внешним параметрам, позволяет максимально быстро определить тип психики индивидуума, так как при сравнении внешних параметров исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки возможно достаточное совпадение внешних параметров уже при первых сравнениях, тогда на данном этапе уже возможно определить тип психики индивидуума, не продолжая сравнение.

      Возможно формирование выборки индивидуумов с различными известными типами психики, определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность. На основе проведенных исследований указанные характеристики типов психики являются наиболее связанными с внешними параметрами индивидуума (см. табл. №1 и №2).

      Возможно формирование выборки индивидуумов с различными известными типами психики, определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность и типа темперамента. На основе проведенных исследований указанные характеристики типов психики являются наиболее связанными с внешними параметрами индивидуума (см. табл. №1 и №2).

      Проведенный анализ известных аналогичных технических решений показал, что ни одно из них не содержит всей совокупности существенных признаков предлагаемого технического решения, что позволило сделать вывод о наличии критериев патентоспособности «новизна» и «изобретательский уровень».

      Техническая сущность предлагаемого способа определения типа психики индивидуума заключается в следующем.

      Способ определения типа психики индивидуума, заключающийся в том,

      — формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики,

      — выбирают и измеряют внешние параметры исследуемого индивидуума и индивидуумов выборки,

      — сравнивают выбранные и измеренные внешние параметры исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки,

      — и относят тип психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего сходство по внешним параметрам.

      Практический способ определения типа психики индивидуума заключается в следующем:

      1) Формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики.

      Необходимым условием для признания группы индивидуумов выборкой является наличие в ней как минимум одного индивидуума, так как в случае выявления достаточно высокого сходства внешних параметров исследуемого индивидуума и индивидуума, составляющего выборку, тип исследуемого индивидуума может считаться определенным и без дополнительных сравнений. Такой подход может быть востребован, к примеру, для поиска в большой группе исследуемых индивидуумов хотя бы одного, обладающего тем же типом психики, что и индивидуум в первоначальной выборке. Более общий случай подразумевает наличие в выборке по меньшей мере по одному индивидууму на каждый тип психики.

      Предлагаемый метод допускает использование любой типологии психики. В примере (Таблица №1) тип психики определен на основе характеристик: Рациональность (Р) — иррациональность (И), Логика (Л) — этика (Э), Интуиция (С) — сенсорика (С), Экстраверсия (Э) — Интроверсия (И)) и типа темперамента (сангвинический (с), холерический (х), флегматический (ф), меланхолический (м)).

      Условие достаточности выборки: для конкретного определенного набора внешних параметров выборка будет достаточной, если она обеспечивает точность метода не ниже некого уровня, заданного пользователем. Таким образом, достаточность выборки можно рассматривать в привязке к набору внешних параметров и уровню точности метода. Точность метода может определяться как процент правильно определенных типов психики исследуемых индивидуумов.

      Точность метода растет с общим количеством индивидуумов в выборке, а также с количеством индивидуумов выборки на каждый тип психики. При подборе индивидуумов сравнительной выборки необходимо учитывать факторы, способные самостоятельно повлиять на внешние параметры индивидуумов (возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, наличие лишнего веса, наличие заболеваний или значимых дефектов внешности, голоса, проведенных пластических операций и т.д.).

      Определение типа психики индивидуумов выборки производится одним или несколькими из известных способов, например, с помощью тестов, экспертной оценкой посредством интервью, наблюдения и т.д. В примере тип психики индивидуума номер 1 определен как РЛСИс: рациональный логико-сенсорный интроверт, сангвиник (значения характеристик типа психики — рациональность, логика, сенсорика, интроверсия, тип темперамента — сангвинический). Аналогичным образом определен тип психики остальных индивидуумов сравнительной выборки.

      2) Выбирают и измеряют внешние параметры индивидуумов. Под внешними параметрами понимаются любые параметры, характеризующие индивидуума, которые могут быть восприняты органами чувств других индивидуумов и/или обнаружены техническими, медицинскими или диагностическими процедурами.

      Примеры таких параметров с перечнем объектов сравнения и возможными величинами и данными для сравнения приведены в таблице №2 сгруппированными в разделы — статические внешние параметры, описывающие, главным образом, визуально воспринимаемые объекты в неизменном состоянии, динамические внешние параметры, характеризующие изменения визуально воспринимаемых объектов (главным образом, мимика и движения тела и его частей) и речевые внешние параметры, характеризующие звуки речи и сопутствующие им. Количество внешних параметров, принимаемых в рассмотрение, не ограничивается. Измерение значений параметров может осуществляться как посредством количественного измерения объектов сравнения, так и посредством типизации/классификации объектов, балльной оценки экспертным методом и т.д. В примере, в таблице №1 выбраны и измерены следующие внешние параметры: отношение ширины лица к высоте; лицевой угол (угол наклона лица по отношению к вертикали), измеренный в градусах; форма носа; частота смены направления взгляда (раз/мин); мимические паттерны, т.е. наличие или отсутствие характерных мимических движений/деформаций или их комбинаций; скорость речи (знаков/мин); речевые паттерны, т.е. наличие или отсутствие тех или иных характерных речевых особенностей.

      3) Сравнивают внешние параметры у исследуемого индивидуума и у индивидуумов выборки. Целью данного этапа является оценка степени сходства каждого в отдельности из рассматриваемых внешних параметров у исследуемого индивидуума с таким же внешним параметром индивидуумов сравнительной выборки. Оценка может производиться как формализованными, в том числе алгоритмическими методами, (например, методом оценки вероятностей в соответствии с нормальным или иным предполагаемым типом вероятностного распределения значений параметров), так и неформализованными, например, с помощью экспертной оценки сравнения значений. В примере результаты сравнения представлены оценками степени сходства параметров, где 2 баллами оценен ближайший к исследуемому индивидуум, 1 баллом следующий за ним и 0 баллами — все остальные.

      4) Относят тип психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего сходство по внешним параметрам. Задачей данного этапа является оценка степени сходства индивидуумов в целом на основе оценки степени сходства значений внешних параметров индивидуумов по отдельности. Одним из способов реализации такой оценки может быть система весов, учитывающих значимость тех или иных внешних параметров. В не формализованном варианте такая оценка может быть получена, например, экспертным методом на основе оценки степени сходства значений параметров. Отметим, что оценка степени сходства индивидуумов и выбор наиболее близкого(-их) индивидуума(-ов) по степени сходства внешних параметров могут осуществляться в несколько этапов, при этом на разных этапах веса одних и тех же внешних параметров могут быть разными. Дополняющим или альтернативным условием сравнения может выступать принятие в качестве достаточного некого уровня сходства внешних параметров, при достижении которого во время сравнения исследуемого индивидуума с индивидуумами выборки дальнейшее сравнение прекращается, тип психики считается совпадающим с индивидуумом, сходство внешних параметров которого с внешними параметрами исследуемого индивидуума достигло заданного уровня.

      В рассматриваемом примере полученные индивидуумами в п. 4 баллы взвешивают относительно весов, определенных экспертным методом. В качестве дополняющего условия принято следующее: сходство не менее 80% внешних параметров исследуемого индивидуума с индивидуумом, имеющим большее сходство внешних параметров, должно быть оценено на выборке, состоящей не менее чем из 5 произвольно подобранных индивидуумов, не менее 1 балла, сходство не менее 50% параметров должно быть оценено в 2 балла.

      Максимальную взвешенную оценку по степени сходства внешних параметров с исследуемым индивидуумом получил индивидуум с номером 5. При этом 6 из 7 (85,7%) внешних параметров имеют балл 1 или 2, 4 из 7 (57,1%) имеют балл 2, таким образом, дополняющее условие достаточности сходства внешних параметров данных индивидуумов выполнено.

      Индивидуум номер 5, определенный как наиболее сходный по внешним параметрам с исследуемым индивидуумом, обладает известным типом психики со значениями характеристик: Иррациональность, Этика, Интуиция, Интроверсия, Меланхолический тип темперамента, следовательно, тип психики исследуемого индивидуума относят к этому же типу психики. Исследованный индивидуум после определения типа психики может быть включен в сравнительную выборку, что увеличит точность последующих исследований.

      В результате сравнения выбранных и измеренных внешних параметров исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки и отнесения типа психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего сходство по внешним параметрам, определяют тип психики исследуемого индивидуума.

      В то же время, предлагаемый способ определения типа психики индивидуума за счет сравнения выбранных и измеренных внешних параметров исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки и отнесения типа психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего большее сходство по внешним параметрам, позволяет достичь более высокой надежности получаемых результатов при определении типа психики индивидуума.

      выберите правильное определение психики

      выберите правильное определение психики

      1. Способ определения типа психики индивидуума, заключающийся в том, что формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики, выбирают и измеряют внешние параметры исследуемого индивидуума и индивидуумов выборки, сравнивают выбранные и измеренные внешние параметры исследуемого индивидуума с таковыми же внешними параметрами индивидуумов выборки и относят тип психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющего большее сходство по внешним параметрам.

      2. Способ определения типа психики индивидуума по п. 1, отличающийся тем, что относят тип психики исследуемого индивидуума к типу психики индивидуума из выборки, имеющему сходство по заданным внешним параметрам, являющееся достаточным для определения типа психики индивидуума.

      3. Способ определения типа психики индивидуума по п. 1, отличающийся тем, что формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики, определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность.

      4. Способ определения типа психики индивидуума по п. 1, отличающийся тем, что формируют выборку индивидуумов с различными известными типами психики, определенными на основе характеристик этика-логика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, рациональность-иррациональность, и типа темперамента.

      Источник: http://findpatent.ru/patent/255/2550283.html

      Читайте также:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

      2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

      Контакты