Виды психических состояний и их характеристика — психические состояния виды
29.03.2019Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей: малых и больших групп, народов, обществ. В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний: общественное мнение и общественное настроение.
Виды психических состояний
- Психические познавательные процессы
- Функции и виды внимания
- Виды и процессы воображения
- Понятие и классификация ощущений
- Восприятие, его виды и свойства
- Сущность, функции и виды чувств и эмоций
- Эмоциональные состояния человека
- Волевые качества личности
- Воля человека
Классификация и виды психических состояний
![]() | |||
![]() | ||
Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором |
![]() |
Вернуться назад на Психические состояния
Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом. Причем эта связь является настолько тесной, что различные состояния очень сложно выделить, «развести». Так, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др.
Тем не менее существуют различные системы классификации психологических состояний. Наиболее часто выделяют состояния личности, состояния сознания, состояния интеллекта. Применяются и другие классификации, рассматривающие кризисные, гипнотические и другие состояния. При этом применяются различные критерии классификации. Наиболее часто виды состояний выделяются на основе следующих шести критериев.
Виды состояний по источнику формирования:
• обусловленные ситуацией, например реакцией на брань;
• личностно-обусловленные, например резкая эмоциональная реакция, нередко возникающая у холериков.
Виды состояний по степени внешней выраженности:
• поверхностные, слабо выраженные, например настроение легкой печали;
• глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.
Виды состояний по эмоциональной окраске:
• положительные, например поэтическое вдохновение;
• отрицательные, например уныние, апатия;
• нейтральные, например равнодушие.
Виды состояний по длительности:
• кратковременные, например вспышка гнева, продолжающаяся несколько секунд;
• продолжительные, длящиеся иногда годами, связанные с чувствами мести, скуки, депрессии;
• средней продолжительности, например связанные с чувством страха во время авиационных перелетов.
По степени осознанности:
• неосознанные, возникающие, например, во время сна;
• сознательные — состояния мобилизации всех сил, например у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.
Виды психических состояний по уровню проявления:
• физиологические, например голод;
• психологические, например воодушевление, энтузиазм;
• психофизиологические.
По указанным критериям может быть дана всесторонняя характеристика, по сути дела, любого конкретного состояния из всего многообразия встречающихся психических состояний.
Так, состояние, вызванное чувством страха:
• может быть обусловлено или внешней ситуацией, или личностными причинами;
• может более или менее глубоко затрагивать психику человека;
• характеризуется как отрицательная эмоция;
• имеет обычно среднюю продолжительность;
• достаточно осознается человеком;
• реализуется как на физиологическом, так и на психологическом уровне.
На основе этих критериев могут быть описаны такие, например часто встречающиеся состояния, как тревога, любовь, утомление, восхищение и др.
Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей: малых и больших групп, народов, обществ. В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний: общественное мнение и общественное настроение.
Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.
Состояние напряженной трудовой деятельности, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.).
Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.
Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности, стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.
Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.
Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.
Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.
Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.
Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.
Состояние релаксации — это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.
Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.
Состояние сна — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.
Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга — чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.
Состояние бодрствования — противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.
То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.
Психический процесс
Психологическая адаптация
Психологические факторы
Психологическое обеспечение
Психология женщин
Источник: http://center-yf.ru/data/stat/vidy-psihicheskih-sostoyaniy.php
Психические состояния виды
В состояниях, в отличие от восприятия и мышления, отражаются не свойства предметов и явлений действительности, а их отношение к объекту, оценка и переживание. Поэтому так велико многообразие конкретных психических состояний. И каждое из них оказывает на жизнедеятельность человека и успешность его профессиональной деятельности существенное влияние.
Одним из психических состояний, оказывающих как положительное, так и отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, является настроение, или эмоциональный фон, в который окрашены события внешней и внутренней жизни человека. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Во-первых, настроение непредметно, личностно, и, во-вторых, оно не является переживанием, приуроченным к какому-либо частному событию. Вследствие своей «беспредметности» настроение возникает часто вне сознательного контроля — мы далеко не всегда в состоянии сказать, отчего у нас то или иное настроение. Однако это не означает, конечно, что настроение человека не зависит от его сознательной деятельности; это означает лишь, что человек часто не осознает этой зависимости, не попадающей в поле его сознания. Настроение в этом смысле — эмоциональная оценка личностью того, как на данный момент складываются для нее обстоятельства (Рубинштейн С. Л., 1959; Левитов Н. Д., 1964; «Психические состояния», 2000).
Настроение оказывается тесным образом связано с тем, как складываются для человека жизненно важные отношения с окружающими, и с тем, как проходит его деятельность. Настроение проявляется в деятельности, влияет на взаимоотношения с окружающими. Поэтому настроение человека существенно зависит от особенностей характера — от того, склонен ли он переоценивать трудности и падать духом или, напротив, способен сохранить уверенность в том, что справится с этими трудностями.
К психическим состояниям, дезорганизующим поведение, общение и деятельность, можно отнести состояния аффекта, страсти и депрессии («Психология эмоций», 1984; «Психология психических состояний», 1998; «Психические состояния», 2000).
В аффективном состоянии в действия человека вклиниваются непроизвольные, органические реакции, которые, будучи достаточно «выразительными», могут подменять действие или входить в него как составная часть, дезорганизуя его моторный компонент. В аффекте в той или иной мере может быть нарушен сознательный контроль над выбором действия и, как следствие, возрастает вероятность появления ошибок в работе вплоть до создания аварийной ситуации.
В отличие от аффекта страсть в зависимости от рода деятельности может выполнять как дезорганизующую, так и организующую функцию. Она может способствовать сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель, так как в страсти ярко выражен волевой момент стремления, который преобладает над эмоциями. По этой причине страсть собирает все силы и бросает их на что-то одно, но именно поэтому она может быть и пагубной.
Еще одним примером состояния, оказывающего отрицательное влияние на успешность и надежность деятельности, является фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели. Переживание неудачи в удовлетворении субъективно значимой потребности или желания приводят к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости и служат объяснением некоторых немотивированных конфликтов и поступков. Неблагоприятными последствиями фрустрации могут быть неадекватные действия, вплоть до отказа от деятельности и, как следствие, развитие состояний апатии, депрессии.
Эти и другие эмоциональные состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на профессиональную деятельность человека, но существуют состояния, возникающие только в профессиональной деятельности и определенным образом связанные с содержанием, динамикой эффективности выполняемой работы и условиями ее выполнения (Немчин Т. А., 1983; «Психическая напряженность», 1989; «Психологические проблемы», 1991; «Проблемность», 1999).
Совместный учет влияния отдельных переменных предполагает рассмотрение их в контексте целостной ситуации, приводящей к развитию того или иного состояния. В силу этого психическое функциональное состояние человека, возникающее в конкретной ситуации, всегда уникально.
Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются более общие классы ПФС. Это проявляется, например, в том, что каждый из нас может легко субъективно отличить состояние утомления от эмоционального возбуждения, «хорошее» рабочее состояние от апатии, вялости, сонливости. При решении прикладных задач классификация и содержательное описание различных видов ПФС имеет принципиальную важность (Левитов Н. Д., 1964; Леонова А. Б., 1981).
В классификации ПФС, предложенной В. И, Медведевым и А. Б. Леоновой, в качестве оснований предложены показатель деятельности — «надежность», критериями которой являются безотказность, безошибочность и своевременность выполнения необходимых функций каждым элементом работающей СЧМС, и психофизиологический показатель состояния — «цена деятельности», которая определяется по соотношению величин физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение работы на заданном уровне. С помощью критериев надежности функциональное состояние характеризуется с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и, в конечном итоге, влияния этого состояния на здоровье человека (Леонова А. В., 1981).В результате авторами во множестве функциональных состояний было выделено два основных класса — допустимых и недопустимых, или разрешенных и запрещенных, состояний. Недопустимыми считаются такие степени изменения ПФС, при которых эффективность деятельности переходит нижние границы заданной нормы (оценка по критерию надежности) или при которых появляются симптомы накопления утомления и перехода его в различные формы переутомления (оценка по критерию цены деятельности).
Кроме того, существует классификация ПФС на нормальные и патологические состояния. Патологические состояния возникают в результате чрезмерного напряжения физиологических и психических ресурсов человека и являются потенциальным источником развития различных заболеваний. Очевидно, что работа с патологическими состояниями относится к области медицины. Однако существует обширная группа предпатологических — пограничных — состояний, возникновение которых может привести к болезни. Их специальное выделение и анализ должны привлекать внимание психологов, а также других специалистов, занимающихся проблемами оптимизации трудовой деятельности. Так, хроническое утомление можно рассматривать как пограничное состояние по отношению к переутомлению, борьба с которым требует медицинского вмешательства. В рамках рассматриваемой классификации не только патологические, но и пограничные состояния относятся к категории недопустимых. Эта классификация функциональных состояний носит выраженный эмпирический характер. Ее детализация ведется на основании анализа конкретных видов функциональных состояний, возникающих в реальных ситуациях (Леонова А. Б., 1981).
В основании другой максимально общей классификации функциональных состояний лежит критерий адекватности ответной реакции человека (или функционального состояния) требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции все состояния человека можно разделить на две группы — состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.
Состояния адекватной мобилизации характеризуются полным соответствием степени напряжения функциональных возможностей требованиям, предъявляемым конкретными условиями. Эти требования определяются эмпирическим или расчетным путем, исходя из наших знаний о механизмах функционирования организма и структуры рабочего процесса. Состояние адекватной мобилизации может нарушаться под влиянием внешних и внутренних причин: продолжительности деятельности, повышенной интенсивности нагрузки, накопления утомления и др. В таком случае можно говорить о возникновении состояния динамического рассогласования, когда ответ организма неадекватен нагрузке или требуемый психофизиологический ответ превышает актуальные возможности человека.
С точки зрения такой общей классификационной схемы могут быть охарактеризованы практически все состояния в деятельности человека, исключая патологические состояния, являющиеся следствием чрезмерного развития состояния динамического рассогласования. Эта классификация оказывается весьма продуктивной, так как на основании критерия адекватности общая характеристика состояния, его оценка (например, по шкале «допустимое-недопустимое») и прогноз развития даются с содержательной точки зрения.
Можно предложить еще более общую классификацию ПФС по направленности влияния на благоприятные и неблагоприятные состояния, в основе которой лежит трехуровневый критерий: положительные или отрицательные эмоции испытывает человек, продуктивен или нет для деятельности данный уровень активации, велика ли степень истощенности психофизиологических ресурсов.
Исходным представлением для большинства современных исследователей является идея о существовании некоторого упорядоченного множества, или континуума, состояний. Однако содержание такого континуума описывается с помощью разных понятий, разрабатываемых в рамках конкретных аспектов изучения проблемы.
Один из подходов предложен А. А. Генкиным и В. И. Медведевым (Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я., 1987), в соответствии с которым все ПФС располагаются в континууме «экстенсивные состояния — интенсивные состояния». К экстенсивным ими отнесены качественно неоднородные классы состояний, имеющие разную нейрофизиологическую основу и психологическое содержание, что затрудняет сопоставление этих состояний. Так, принципиально различными являются состояния утомления и монотонии, эмоциональной напряженности и стресса. Состояния, для которых возможно упорядочение с помощью некоторой единой шкалы, т. е. имеющие принципиальное сходство по своему содержанию, были включены в группу интенсивных. Традиционно выделяют различные уровни бодрствования, разные степени утомления, разную степень выраженности эмоциональной напряженности.
Выделение состояний человека в процессе длительно выполняемой деятельности ведется на основе динамики работоспособности, оцениваемой по характерным изменениям как в деятельности, так и в состоянии (Крепелин Э., 1898; «Проблемы функционального комфорта», 1977; Леонова А. Б., 1981; «Психологические проблемы», 1991).
В настоящее время в любой деятельности выделяются два континуума ПФС, развивающихся у человека в зависимости от собственных возможностей и требований, которые предъявляет к нему специфика деятельности: состояния монотонии и утомления.
Несмотря на множество подходов к определению утомления, наиболее важным в прикладном аспекте является анализ специфических изменений ПФС, к которым приводит развитие этого состояния, в сравнении с фазами работоспособности человека. Наиболее часто утомление определяется как временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. При этом специфика утомления существенно зависит от вида нагрузки, времени, необходимого для восстановления исходного уровня работоспособности, и уровня локализации утомления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое утомление, а также специфические виды утомления: мышечное, сенсорное, интеллектуальное и т. д. (Крепелин Э., 1898; Ильин Е. П., 1972; Асеев В. Г., 1975; Леонова А. Б., 1981).
В процессе анализа работоспособности вне концепции утомления выделяются три близких, но не тождественных состояния, приводящих к снижению эффективности работы при длительном ее выполнении: монотония и психическое пресыщение (Ильин Е. П., 1972; Асеев В. Г., 1975). Если утомление можно охарактеризовать как реакцию, связанную с нарастанием напряжения, которое определяется продолжительностью работы, то эти состояния являются следствием однообразия деятельности,выполняемой в специфических условиях (бедность внешней среды, ограниченное поле работы, несложные стереотипные действия и т. д.). Одинаковая направленность изменения внешней характеристики этих состояний — падение эффективности труда — еще не служит доказательством их идентичности.
Различия проявляются и в поведенческом плане, и в субъективной представленности этих состояний. Для монотонии характерно погружение человека в дремотное состояние, «выключение» из процесса деятельности. Состояние психического пресыщения связано с развитием аффективного эмоционального комплекса переживаний и попытками внесения разнообразия в привычный стереотип выполняемых действий. Нарастание утомления сопровождается возрастанием специфических ошибок «невнимательности», снижением точности и скорости действий, появлением симптомов, свидетельствующих об истощении резервов организма.
Различия между этими состояниями становятся более отчетливыми, если проанализировать их с точки зрения изменений на физиологическом и психологическом уровнях. Для состояния монотонии основная тенденция состоит в общем снижении активности обеспечивающих деятельность процессов. Состояниям утомления, напротив, свойственна диссоциация этих процессов по мере нарастания напряжения, что проявляется в росте рассогласования между отдельными показателями (Асеев В. Г., 1975).
В развитии состояния утомления выделяют несколько различных стадий, содержание и приспособительное значение которых более полно раскрываются при рассмотрении их внутри более общей шкалы динамики работоспособности.
Традиционным способом выделения этих фаз является анализ так называемой «кривой работоспособности», отражающей зависимость между эффективностью деятельности и временем ее выполнения. Понятие «кривая работы» впервые было использовано Э. Крепелином (1898), проанализировавшим ряд влияющих на ее особенности факторов.
В современных исследованиях она описывается с точки зрения адаптационных возможностей организма и личностно-мотивационных факторов. Включение в анализ работоспособности наряду с показателями эффективности выполнения деятельности показателей функционирования основных психофизиологических систем позволяет прослеживать более тонкую динамику состояний, в которой выделяют несколько фаз.
Организм мобилизуется еще до начала работы, что отражается в неспецифическом росте активности физиологических систем. Содержание фазы мобилизации, или предстартовой фазы, состоит в подготовке к началу выполнения конкретной поведенческой задачи: энергетической мобилизации резервов, формировании плана и стратегий поведения, внутреннем «проигрывании» ключевых элементов деятельности.
Фаза первичной реакции типична для момента начала деятельности и характеризуется кратковременным снижением почти всех показателей функционального состояния. Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате изменения характера поступающих раздражителей. Ее длительность зависит в первую очередь от степени тренированности специалиста, его опыта и знания характера выполняемой работы.
Существует определенное соотношение между фазами мобилизации и первичной реакции. Если специфическая сторона фазы мобилизации выражена достаточно отчетливо, то фаза первичной реакции может отсутствовать, и человек сразу переходит в третью фазу.
Фаза гиперкомпенсации — одна из наиболее сложных фаз, занимающая весь начальный период работы. Она является как бы логическим продолжением первой фазы и отражает процесс мобилизации при непосредственном включении в деятельность. Однако между этими фазами имеется существенная разница. Если первая характеризует процесс подготовки организма к общему алгоритму работы, то во время третьей происходит приспособление человека к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения работы в конкретных условиях. При этом процесс генерализации, доминирующий в период приспособления, постепенно сменяется выработкой четкого динамического стереотипа.
В этой фазе нет еще точного соответствия реакций организма характеру работы и величине нагрузки: организм реагирует с большей силой, чем это необходимо. Происходит как бы поиск оптимального режима работы, в процессе которого, используя систему обратной связи, организм вырабатывает наилучшее соответствие своих реакций требуемым условиям. Внешним проявлением этой фазы является начальное повышение всех показателей функционального состояния психофизиологических систем, обеспечивающих работу, особенно резко выраженное в двигательной сфере. В отличие от предыдущей, эта фаза всегда имеет место, однако у хорошо тренированных людей длится короткое время. Отличие этой фазы состоит в динамичности ее показателей — регистрируемые параметры довольно резко изменяются на протяжении коротких отрезков времени.
Фаза компенсации, или «функционального комфорта», по определению Л. Д. Чайновой («Методы и критерии», 1978; Чайнова Л. Д., 1983) характеризуется определенной стабилизацией показателей, оптимальной работоспособностью и мобилизацией основных и компенсаторных механизмов. Это позволяет, затрачивая минимальные средства, полностью соответствовать предъявляемым деятельностью требованиям. Показатели функционального состояния организма незначительно превышают исходный уровень или соответствуют ему, преобладают положительные эмоции.
При определенной интенсивности и длительности работы перестает обеспечиваться оптимальный уровень функционирования физиологических систем. Происходит своеобразная перестройка, и необходимый уровень работы систем поддерживается за счет ослабления менее важных функций. При этом качественно меняется характер компенсаторных реакций: компенсация осуществляется за счет менее выгодных (энергетически и функционально) процессов. Для этой стадии, называющейся фазой субкомпенсации, характерны нарушения внимания, вследствие чего происходит увеличение числа ошибочных действий. Мотивация направлена на продолжение деятельности, эмоциональный фон стабилен.
Включение дополнительных компенсаторных средств поддерживает относительно стабильное функциональное состояние рабочих систем, однако уровень их функционирования значительно ухудшается, что приводит к скрытому или явному снижению эффективности труда. При продолжении деятельности происходит истощение вспомогательных резервов и развивается следующая фаза.
Фаза декомпенсации характеризуется неуклонным ухудшением функционирования систем, причем снижаются показатели и наиболее важных для данного вида труда функций. Эта фаза характеризуется как выраженными вегетативными нарушениями — тахикардией, учащением дыхания, так и нарушением точности и координации движений, появлением большого количества ошибок в работе, за которыми лежат выраженные изменения внимания, памяти, ослабление интеллектуальных функций. Трансформируется ведущая мотивация деятельности, при этом начинают доминировать мотивы прекращения работы. При продолжении работы фаза декомпенсации может перейти в фазу срыва.
В фазе срыва наблюдается значительное расстройство регулирующих механизмов, ярко выражена неадекватность реакций организма на сигналы внешней среды, резкое падение работоспособности вплоть до невозможности продолжения работы. Нарушение деятельности внутренних органов, осуществляющих вегетативные функции, может привести к коллаптоидному состоянию и обморокам. Возникшие изменения требуют длительного отдыха и даже лечения.
В том случае, когда выполнение деятельности заканчивается на четвертой или пятой фазах, перед окончанием работы может возникнуть специфическое состояние. ‘Сущность его заключается в срочной мобилизации дополнительных резервных сил организма и резком повышении работоспособности. Выраженность и длительность этой стадии — фазы конечного порыва — во многом определяются характером вызвавшей ее мотивации. Наибольший эффект достигается в том случае, когда она связана со стимулами большого социального значения — конкуренцией, чувством ответственности перед коллективом, материальными стимулами, сознанием важности решаемых задач и т. п.
С фазы субкомпенсации начинается устойчивое нарушение работоспособности, когда ее исходный уровень снижен уже до начала работы и деятельность сопровождается отрицательными переживаниями — развивается переутомление. Переутомление — это хроническое состояние, в развитом виде относящееся к патологическим состояниям. Основной признак переутомления — резкое снижение надежности, сопровождаемое астеническим синдромом, истощением и, как результат, развитием психосоматических заболеваний. Если развитие утомления можно считать приспособительной реакцией организма, то состояние переутомления в любой форме — явление отрицательное (Леонова А. Б., 1981).
В последние десятилетия акцент в области прикладных исследований функциональных состояний сместился с изучения разных видов утомления на анализ состояний напряженности, стресса и связанных с ними пограничных состояний (Лазарус Р., 1970;Наенко Н. И., 1976; Ханин Ю. Л., 1976; Завалова Н. Д., Пономаренко В. А., 1983; Немчин Т. А., 1983; Чайнова Л. Д., 1983; Бодров В. А., 1995; «Проблемность», 1999). Это связано с качественными изменениями в содержании труда (преобладанием управляющих и контролирующих функций человека в условиях автоматизированного производства), информационной насыщенностью труда и многообразием воздействующих на индивида нагрузок социально-психологического и психологического характера (прежде всего эти нагрузки воздействуют на когнитивную и эмоционально-волевую сферы).
Эти ситуации характеризуются триадой признаков: стрессогенностью виздействия, напряженностью состояния, резким снижением эффективности и надежности деятельности вплоть до отказа от выполнения деятельности (например, при потере сознания).
Стрессогенность воздействия может быть вызвана интенсивностью физических стимулов, переутомлением, снижением ресурсов или перегрузкой информацией, депривацией различных потребностей при высокой субъективной значимости ситуации для конкретного человека, оценивающего ее как ситуацию, угрожающую его жизни, здоровью или престижу.
В этих условиях развиваются состояния, образующие следующий континуум: адекватная форма ответа — реакция тревоги -психическая или эмоциональная напряженность — стресс — дистресс.
Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее целенаправленный характер, связанный с формированием плана действий, направленных на устранение или минимизацию воздействия экстремальных условий. Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния. Адекватная форма ответа связана со специфичными изменениями восприятия, внимания, памяти, особенно кратковременной и оперативной. Увеличивается продуктивность и гибкость мышления, значительно возрастает удельный вес операций поиска и реализации эвристических решений и т. д. Адекватная реакция сопровождается значительным возрастанием роли волевых качеств личности. Исследования показывают, что адекватный ответ протекает на фоне выраженного усиления эмоционального компонента, участвующего в формировании ответа (Леонова А. Б., 1981).
Реакция тревоги мало связана со спецификой условий, и ее выраженность зависит от силы воздействующих на человека факторов. Одним из наиболее существенных признаков этого состояния является изменение мотивов деятельности, когда на первый план выдвигается переживание страха, мотивы «ухода» из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-либо один из множества мотивов. Появляется резко выраженное эмоциональное напряжение.
А. Б, Леоновой (1981) выделены две формы состояния тревоги крайней степени — пассивная и активная. Однако в обоих случаях существенной является выраженная утрата сознательного контроля над поведением.
При пассивной форме реакции наступает своеобразная оцепенелость, прекращение активной деятельности, Рабочие движения могут продолжаться, но они теряют осмысленный целенаправленный характер, Поступающие сенсорные сигналы почти не воспринимаются. Человек часто не понимает обращаемой к нему речи. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальному фактору, даже в виде попытки ухода от него, Трудно говорить о характере мыслительной деятельности человека, находящегося в таком состоянии, так как из-за полной утраты контакта не удается провести исследования. При ретроспективном анализе обычно обнаруживаетея полная или частичная амнезия. Синдром раздвоения сознания приводит к снятию эмоциональной окраски собственных переживаний. Так, при опросе лиц, переживших стихийной бедствие, часто приходится слышать такую характеристику своих переживаний: «Как будто это и я, и не я, а кто-то другой, со стороны». Классическим примером активной формы реакции тревоги крайней степени является состояние паники.
Психическая напряженность может возникнуть в трудовой деятельности, когда существуют специфические факторы, предъявляющие к человеку и его знаниям, возможностям и ресурсам повышенные требования, или когда на пути к поставленной перед человеком цели возникает преграда. Психическая напряженность может возникнуть на любой фазе работоспособности: фазе врабатывания, когда происходит адаптация к требованиям деятельности, фазе компенсации (для поддержания уровня успешной деятельности), фазе утомления (для поддержания усилий по выполнению деятельности) и в фазах декомпенсации.
Психическая напряженность ощущается обычно как раздражительность, усталость, повышенная эмоциональная возбудимость, негативные переживания. В физиологическом состоянии наблюдается гиперфункция некоторых процессов: учащенный пульс, повышенное давление и др. Вместе с тем уменьшается время реакции, растет вариативность временных показателей, увеличивается число ошибок, ложных тревог и др., как при состоянии тревоги и декомпенсации, которые сопровождаются напряженностью.
Усугубление действия этих факторов приводит к возникновению стресса, причины которого кроются в несоответствии адаптационных возможностей человека темпам развития производства, недостаточной эффективности приспособления новой техники к особенностям человека, а также в быстрой изменчивости форм коллективного взаимодействия и социального общения.
Однако не каждый стресс является деструктивным (Лазарус Р., 1970; Селье Г., 1972; Селье Г., 1979; Шипош К., 1980). Стресс может быть конструктивным, так как стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой. Г. Селье назвал положительный стресс эустрессом (от греч. eu— первая часть сложных слов, означающая «хороший», и англ. stress — стресс), а ослабляющий, чрезмерный стресс — дистрессом. Кроме того, в профессиональной деятельности выделяют такие виды стресса, как информационный и эмоциональный. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализированная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивациоиной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия этих решений. Например, компьютерный стресс, вызванный внедрением компьютерной техники на производстве, сопровождается повышением умственных нагрузок и рабочего напряжения и приводит к появлению жалоб на беспокойство, раздражительность, нервозность, снижение настроения и повышенную утомляемость (Бодров В. А., 1995). Имеются данные о вероятности возникновения у людей, подолгу работающих на компьютере, невротических реакций, реакций гнева, состояния тревоги, раздражительности и подавленности (у 25-70% профессиональных пользователей ЭВМ) (Lasarus R. S., 1966; Kahn R. L, 1970; Lasarus R. S., Launier R., 1978; Бодров В. А., 1995).Существуют большие индивидуальные различия в реакциях на стрессовые и другие трудные ситуации. Одни люди в высшей степени восприимчивы к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям. Если множество позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, напряженность постоянно растет, вследствие резкого ослабления иммунной системы страдает здоровье. Поэтому в процессе профессионального отбора на многие специальности, связанные со стрессогенными ситуациями, происходит тщательная проверка на стрессоустойчивость.
Этот перечень неблагоприятных для деятельности и здоровья человека функциональных психических состояний говорит о необходимости использования средств оптимизации функционального состояния. Такая необходимость часто возникает в работе психолога-практика на производстве: при рационализации сложившейся системы труда в целом или отдельных ее элементов, при организации профессионального обучения, проведении психологического отбора, расстановке кадров и др. (Леонова А. Б., Кузнецова А. С, 1993).
Источник: http://studopedia.ru/11_75760_vidi-psihicheskih-sostoyaniy.html
Лазер Вирта
Энциклопедия экономики
Виды психических состояний
Виды психических состояний человека
Реферат
«Психика человека и ее составные элементы»
1. Психика человека 3
1.1. Сущность понятия «психика»3
1.2. Структура психики человека 4
1.3. Функции психики 9
1.Психика человека
Человеческая психика и по сей день остается неизведанной тайной. Ученые всего мира пытаются найти программы психической деятельности, благодаря которым можно предсказать реакции человека на определенные воздействия. И даже при самом предсказуемом варианте невозможно на 100% угадать состояние психики.
1.1Сущность понятия «психика»
Носителем психики является нервная система человека. Фактически психика – это свойство и основная функция мозга, которые заключается в отражении действительности. При этом отражение является субъективным (переломленным через собственные эмоции и сознание), а действительность является объективной.
Отражение фиксируется в виде образов, которые для конкретного человека являются идеальными. Эти образы являются основой для построения отношений с окружающей средой. Таким образом, обычные нервные клетки осуществляют связь центральной части мозга с внешним миром.
Психика возникла и активно формировалась длительный эволюционный период как способность живого организма взаимодействовать с окружающим миром и адаптироваться к среде.
Психические механизмы привыкания к среде постоянно совершенствовались от организма к организму и получили свою высшую степень развития у человека – сознание. Человеческая психика является по факту отражательно-регуляционной деятельностью, которая обеспечивает взаимодействие со средой.
Однако психику нельзя считать только системой образов реального мира. Внутренний мир человека имеет свои правила функционирования. Отражение действительности можно назвать идеальным, так как оно основывается на исторически сформированных идеях. В то же время психика — личностно-индивидуальное явление, весьма субъективное, так как обусловлена собственным жизненным опытом.
Таким образом, психика – это отражение действительности, существующее в виде образов, на основе которого происходит взаимодействие человека с окружающей средой.
Психика человека взаимосвязана с нейрофизиологическими процессами и факторами социума. В отличие от человеческой психики у животных психика является чисто биологическим явлением. У человека психика имеет форму сознания, наряду с которым существует несколько уровней:
1.Бессознательное — неосознанные и неконтролируемые мысли и действия.
2.Подсознание — представления и желания, которые не воспринимаются сознанием.
3.Сознание — проявление высших психических чувств, функций и процессов.
4.Сверхсознание (надсознание) — устойчивые образования, сформированные в процессе творческой или научной деятельности (озарения, идеи).
1.2Структура психики человека
Психика человека имеет сложную структуру, ядром которой является сознание. Кроме сознания существуют области: подсознания и надсознания. В структуре психики принято выделять несколько функциональных компонентов: свойства, процессы, качества и состояния.
1.Психические свойства
Психические свойства образуют индивидуальность человека. Отдельные особенности поведения могут быть личностной особенностью для одного человека и исключением для другого. Особенности личности могут передаваться по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К таким личностным особенностям относятся свойства нервной системы:
· сила: устойчивость клеток к раздражению;
· подвижность: скорость перехода от торможения к возбуждению и наоборот;
· уравновешенность: баланс процессов возбуждения и торможения;
· резистентность – способность к сопротивлению неблагоприятным факторам;
· лабильность – гибкость нервной системы.
Комбинация этих свойств определяет типы нервной системы (высшей нервной деятельности).
2.Психические процессы
Это устойчивые образования, формирование и развитие которых обусловлено внешними условиями жизнедеятельности. Психические процессы подразделяются на две большие группы: познавательные и эмоционально-мотивационные.
· ощущения – начальная форма источник, источник первичных знаний об окружающем мире;
· восприятие – процесс создания образа окружающей действительности;
· внимание – состояние концентрации;
· память – способность отражать опыт в процессе сохранения информации;
· воображение – способность к созданию несуществующего образа;
· мышление – высший процесс познания, суть которого в способности находить суть вещей.
Речь – высшая психическая функция, которая заключается в способности усвоения условных единиц, благодаря которым становится возможно восприятие и передача информации.
Эмоционально-мотивационные процессы:
· чувства – высшее проявление психики человека, отражающее внутренний мир и способность воспринимать других людей; высшими чувствами являются любовь, дружба, патриотизм и т. д.;
· эмоции – способность переживать и передавать значимые ситуации;
· мотивация – процесс управления деятельностью человека, побуждения к действиям;
· воля – элемент сознания, заключающийся в способности действовать в соответствии с принятым решением часто вопреки обстоятельствам.
3.Психические качества (личностные характеристики)
Личностными характеристиками называют устойчивые образования, которые возникают под воздействием окружающей действительности и генотипа человека. К ним относятся:
4.Психическое состояние
Устойчивый фон деятельности: активный и пассивный.
Психика является сложной субстанцией, деятельность которой обусловлена свойствами, процессами, качествами и состоянием.
Эйфория, фрустрация, бодрость, депрессия, счастье – это все психические состояниячеловека. Каждое из них характеризует индивида в определенный момент жизнедеятельности и оказывает огромное влияние на ее продуктивность.
Если быть точнее, то на успешность человека влияет целая цепочка проявлений его внутренней активности – психические процессы, состояния и свойства.
Состояния в этой триаде играют промежуточную роль. Процессы психики – эмоции, воображение, внимание – в каких-то ситуациях могут перетекать в статические состояния. А те – тревога, зависть, страх – при частом повторении преображаются в устойчивые свойства индивида.
Характеристики психического состояния:
1. Целостность. Каждое состояние проявляет себя в единстве своих структурных компонентов на конкретном временном промежутке.
2. Лабильность. Любое состояние подвержено изменениям во времени, имеет в своем развитии начальную, пиковую и конечную фазы.
3. Устойчивость. По сравнению с процессами, находящимися в постоянной динамике, состояния – относительно стабильны.
4. Наличие антипода. У любого состояния есть пара с противоположным знаком: удивление – безразличие, радость – печаль и т.д.
Факторы формирования психических процессов и состояний:
1. Настроение – не осознаваемое до конца эмоциональное переживание желаний, запросов, потребностей.
2. Отношение к предстоящей деятельности – проявление интереса к работе.
3. Мотивация – осознанное стимулирование собственной активности, подключение к интересу воли.
4. Оценка шансов на успех – прогнозирование результата приложения усилий.
5. Степень энергетичности – пробуждение активности либо ее угасание, связанное с потерей интереса, его удовлетворением либо отсутствием сил.
Виды психических состояний человека
В психологии используют несколько критериев для систематизирования обширного спектра различных состояний. Наиболее распространена классификации по преобладающим психическим процессам:
- познавательным: сконцентрированность, любопытство, сомнение;
- эмоциональным: отчаяние, радость, тоска;
- волевым: спокойствие, пассивность, уверенность.
По воздействию на личность и ее деятельность состояния делятся на:
©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Массовые (массовидные) психические явления, их классификация.
Массовидные явления психики – это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах (свыше 30 человек) или массах людей. К массовидным явлениям психики относятся:
— Массовое сознание – средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, представления, оценки, социальные нормы. Представление о массовом сознание будет иметь абстрактный, обобщённый характер, поскольку его характеристика не будет относиться ни к одному конкретному представителю данной массы людей.
— Массовое настроение – это общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой. Отличается от индивидуального настроения тем, что последнее зависит от случайных обстоятельств жизни и часто меняется. Настрой масс людей гораздо устойчивее и определяется социальными условиями, в которых в данный момент находится соответствующая масса людей.
— Массовое (обобщённое) мнение определяется как обобщённое (коллективное) мнение масс людей по какому-то вопросу. Оно практически никогда не бывает единым, и поэтому социологи определяют его в виде некоторого рода вероятностного распределения индивидуальных мнений большинства людей.
— Массовые психические состояния – это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе на данный момент времени. Динамика массовых психических состояний соответствует динамике массовых настроений.
— Массовыми коммуникациями называют сложившуюся в современном обществе практику обмена информацией между массами людей с помощью различных материальных и технических средств (телефон, печать, радио, интернет). Посредством массовых коммуникаций устанавливают общее в психологии и поведении масс людей, обменивающихся между собой информацией (например, разделяемые ими общие социальные установки).
— Массовые социальные установки – это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них. В массовых социальных установках (как и в индивидуальных) выделяют три компонента: знания масс людей о том или ином социальном событии (объекте), эмоциональное отношение к нему и реальные или потенциальные действия, предпринимаемые в отношении данного события (объекта).
— Мода – представляет собой то, что в данный момент пользуется наибольшей популярностью среди масс людей. Сюда относятся идеи, мысли, произведения искусства, литературы, всё то, что со временем изменяется.
— Слухи – это не вполне достоверная, непроверенная, официально не подтверждённая информация, распространяемая исключительно от индивида индивиду в процессе общения.
— Религия (вера) – это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности своего убеждения. Вера может быть во что угодно (НЛО, парамедицина).
— Реклама – разновидность социальной активности людей, направленная на массовое сознание с помощью массовой коммуникации.
2. Социально – психологические аспекты личности. Индивидуальность человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врождёнными свойствами, так и приобретёнными в процессе воспитания.
Причины образования и развития психических состояний
Академик Б. Г. Ананьев обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, которая является интегральным свойством, объединяющим его природные и личностные особенности. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. В индивидуальности выделяют базовые и программирующие свойства. К базовым относятся темперамент, характер, способности человека. Через них раскрываются динамические характеристики психики эмоциональность, темп реакций, активность, пластичность, чувствительность) и формируется определённый стиль поведения и деятельности личности. Базовые свойства личности – это сплав её врождённых и приобретённых в процессе воспитания и социализации черт. Главной движущей силой развития индивидуальности являются её программирующие свойства – направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организатор поведения «Я». Механизмами саморегуляции служат самооценка и «Я – концепция».
Индивидуальность есть единство свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойства, развивающиеся по определённой генетической программе. Первичными свойствами индивида являются возрастно – половые и индивидуально – типологические (конституция, особенности организации нервной системы и пр.), вторичными – динамика психофизиологических функций (темп психических реакций, эмоциональность) и структура физиологических потребностей (еда, движение, сон, информация) как потребности самосохранения. Интеграцией природных свойств является темперамент и задатки. Индивид себя формирует и реализует в деятельности, где становится субъектом деятельности. Понимание человека как субъекта деятельности включает в себя три компонента: сознание как отражение действительности, деятельность как преобразование реальности и творчество как создание чего-то нового и оригинального. В деятельности формируются: познавательная сфер психики (восприятие, память, мышление, внимание), волевая и эмоциональная.
Исходными характеристиками для личности являются статусно – ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека.
По Н. Д. Левитову, психическое состояние — это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности»
Разнообразные виды психологических состояний тесно связаны друг с другом. Причем эта связь является настолько тесной, что различные состояния очень сложно выделить, «развести». Так, состояние напряженности очень часто тесно связано с состояниями утомления, монотонности труда, агрессии и др.
Тем не менее, существуют различные системы классификации психологических состояний. Наиболее часто выделяют состояния личности, состояния сознания, состояния интеллекта. Применяются и другие классификации, рассматривающие кризисные, гипнотические и другие состояния. При этом применяются различные критерии классификации. Наиболее часто виды состояний выделяются на основе следующих шести критериев.
Виды состоянийпо источнику формирования:
1. обусловленные ситуацией, например реакцией на брань;
2 .личностно-обусловленные, например резкая эмоциональная реакция, нередко возникающая у холериков.
Виды состояний по степени внешней выраженности:
3 .поверхностные, слабо выраженные, например настроение легкой печали;
4. глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.
Виды состояний поэмоциональной окраске:
1. положительные, например поэтическое вдохновение;
2. отрицательные, например уныние, апатия;
3. нейтральные, например равнодушие.
Виды состоянийпо длительности:
1. кратковременные, например вспышка гнева, продолжающаяся несколько секунд;
2. продолжительные, длящиеся иногда годами, связанные с чувствами мести, скуки, депрессии;
3. средней продолжительности, например связанные с чувством страха во время авиационных перелетов.
Постепени осознанности:
1. неосознанные, возникающие, например, во время сна;
2. сознательные — состояния мобилизации всех сил, например у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.
Виды психических состояний поуровню проявления:
1. физиологические, например голод;
психологические, например воодушевление, энтузиазм;
По указанным критериям может быть дана всесторонняя характеристика, по сути дела, любого конкретного состояния из всего многообразия встречающихся психических состояний. Так, состояние, вызванное чувством страха:
1. может быть обусловлено или внешней ситуацией, или личностными причинами;
2. может более или менее глубоко затрагивать психику человека;
3. характеризуется как отрицательная эмоция;
4. имеет обычно среднюю продолжительность;
5. достаточно осознается человеком;
6. реализуется как на физиологическом, так и на психологическом уровне.
На основе этих критериев могут быть описаны такие, например, часто встречающиеся состояния, как тревога, любовь, утомление, восхищение и др.
Характеристика основных психических состояний личности:
Наиболее типичными состояниями, свойственными большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности являются:
Оптимальное рабочее состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние оператора, работающего на конвейерной линии, токаря, вытачивающею деталь, преподавателя, ведущего обычное занятие). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления.
Состояние напряженной трудовой деятельности, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика-испытателя во время испытания новой машины. артиста цирка при выполнении сложного трюка и т.д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требованиями к работнику. Оно также может определяться сильной мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерна очень высокая активность всей нервной системы.
Состояние профессиональной заинтересованности имеет огромное значение для эффективности трудовой деятельности. Для такого состояния характерны: осознание значимости профессиональной деятельности. стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на объектах, связанных с данной областью. Творческий характер профессиональной деятельности может породить у работника психические состояния, близкие по своему характеру к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного; возрастанием силы воображения.
Важное значение для эффективной профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным составляющим ее элементам.
Монотония — состояние, развивающееся при длительных повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например, состояние водителя-дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информацией. Преобладающие эмоции, которые сопровождают это состояние. — скука, равнодушие, снижение показателей внимания, ухудшение восприятия поступающей информации.
Утомление — временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти.
Па физиологическом уровне наблюдается чрезмерное усиление процессов торможения центральной нервной системы.
Стресс — состояние длительного и повышенного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания.
Виды психического состояния
Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающим возможности адаптации организма.
Оно характеризуется психическим напряжением, чувством неблагополучия, тревоги, беспокойства, а в последней стадии — равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощение необходимых организму запасов адреналина.
Состояние релаксации — это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил, возникает во время занятий аутогенной тренировкой, во время молитвы. Причиной непроизвольной релаксации является прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации — занятие психологическим саморегулированием, а также молитва, другие религиозные обряды, которые рассматриваются верующими людьми как способ общения с высшими силами.
Преобладающие ощущения в этом состоянии — расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло.
Состояние сна — особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды.
Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга — чередование медленного и быстрого сна, которые могут рассматриваться и как самостоятельные психические состояния. Сон связан с необходимостью упорядочивания информационных потоков, полученных во время бодрствования, и необходимостью восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, время от времени у него возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активизация различных отделов нервной системы.
Состояние бодрствования — противопоставляется состоянию сна. В наиболее спокойном виде бодрствование проявляется в таких формах активности человека, как, например, чтение книги, просмотр нейтральной по эмоциональному уровню телепередачи и т.п. При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность нервной системы.
То или иное соотношение между указанными состояниями, динамика их развития играют важную роль как в повседневной жизни человека, так и в его производственной деятельности. Поэтому психологические состояния являются одним из основных объектов изучения как в общей психологии, так и в такой отрасли психологический науки, как психология труда.
Физиологические особенности психических состояний.
Как и все явления человеческой психики, психические состояния причинно обусловлены. Они в такой же степени имеют отражательную природу, как и познавательные психические процессы, чувства и воля. Отражательная природа психики проявляется в рефлекторной деятельности. Известный советский психолог. С.Л. Рубинштейн утверждал: «Сказать, что психическая деятельность есть деятельность мозга, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия, значит, в конечном счете, сказать, что это деятельность рефлекторная».
Вместе с тем следует особо подчеркнуть, что психическая деятельность ни в коем случае не сводится к рефлекторной, хотя по своему происхождению и основана на рефлексе. Это относится ко всем психическим явлениям, тем более к психическим состояниям, в которых выражается весь внутренний мир человека как относительно устойчивое и целостное отражение, в значительной степени преобразованное в индивидуальные психологические особенности функционирования психических процессов, свойств и качеств личности и социально-психологические особенности коллектива.
Свойства психических состояний
Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода.
При этом психические процессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга (рис. 8).
Виды психических состояний человека
8. Взаимосвязь основных видов проявления психики, по М. Гамезо, И. Домашенко
Психические состояния влияют на протекание психических процессов; и, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности.
Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких параметров:
· влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);
· преобладающих форм психики (эмоциональные, волевые, интеллектуальные);
· глубины (глубокие, поверхностные);
· времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);
Начало научной разработки понятия психического состояния в отечественной психологии было положено статьей Н.Д. Левитова, написанной в 1955 г. Ему же принадлежит и первый научный труд по этому вопросу – монография «О психических состояниях человека», изданная в 1964 г. Согласно определению Н.Д. Левитова, психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Психические состояния, как и прочие явления психической жизни, имеют свою причину, которая заключается чаще всего в воздействии внешней среды. Любое состояние есть продукт включения субъекта в какой-либо род деятельности, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом влияние на успешность данной деятельности. Непрерывно сменяясь, психические состояния сопровождают протекание всех психических процессов и видов деятельности человека.
Если рассматривать психические явления в плоскости таких характеристик, как «ситуативность – долговременность» и «изменчивость – постоянство», можно сказать, что психические состояния занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности. Между этими тремя видами психических явлений существует тесная взаимосвязь и возможен взаимный переход. Установлено, что психические процессы (такие как внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния (например, тревога, любопытство и т. д.) способствуют развитию соответствующих устойчивых свойств личности.
На основании современных исследований можно утверждать, что неврожденные свойства человека являются статической формой проявления тех или иных психических состояний либо их совокупностей. Психические свойства являются долговременной основой, обусловливающей деятельность личности. Однако на успешность и особенности деятельности большое влияние оказывают и временные, ситуативные психические состояния человека.
Можно дать и такое определение состояний: психическое состояние – это сложное и многообразное, относительно устойчивое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее активность и успешность жизнедеятельности индивида в сложившейся конкретной ситуации. На основе приведенных выше определений можно выделить свойства психических состояний.
Целостность. Данное свойство проявляется в том, что состояния выражают взаимоотношение всех компонентов психики и характеризуют всю психическую деятельность в целом на протяжении данного отрезка времени.
Подвижность. Психические состояния изменчивы во времени, имеют динамику развития, проявляющуюся в смене стадий протекания: начало, развитие, завершение.
Относительная устойчивость. Динамика психических состояний выражена в значительно меньшей степени, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных).
Полярность. Каждое состояние имеет свой антипод. Например, интерес – безразличие, бодрость – вялость, фрустрация – толерантность и т. д.
Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 381 | Нарушение авторских прав
Общая характеристика психических процессов.
Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта
психические процессы: ощущение, восприятие, мышление, воображение и память.
Говоря о психических процессах, мы различаем процессы познавательные, эмоциональные и можем также говорить о волевых процессах. Один и тот же процесс может быть и, как правило, бывает и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.
1. Общее понятие об ощущениях
Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды.
Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.
Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом.
2. Восприятие
Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.
Психические состояния
Процесс мышления
Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, его семантическое (понятийное) поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.
4. Воображение
Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность.
Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, генерировать аутообразы — создавать образы от себя.
5. Понятие памяти и ее классификация
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Классификация видов памяти по характеру психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования. Каждый психический процесс имеет общий объект отражения и единую отражательно-регуляционную специфику.
Психические процессы являются формами отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности центральной нервной системы и выступают в качестве первичных регуляторов поведения.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Дата добавления: 2017-03-12; просмотров: 734 | Нарушение авторских прав
Классификация психических состояний
Психические состояния
Понятие о психических состояниях
Одним из основных классов психических явлений, изучаемых психологией, являются психические состояния. Интерес к этой проблеме весьма велик, и это связано с бурным развитием прикладных отраслей психологии, изучающих условия эффективности деятельности человека в различных сферах человеческой практики. .
В настоящее время, к сожалению, не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний.
Наиболее распространенным является представление о состояниях как относительно устойчивых психических явлениях, имеющих начало, течение и конец, т. е. динамических образованиях. Общепринятым является и мнение о состояниях как психических явлениях, отражающих особенности функционирования нервной системы и психики человека в определенный период времени или адаптационного процесса.
Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний. Трудность классификации психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» — например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций.Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые. Обобщая текущие характеристики функционирования основных интеграторов психики (личности, интеллекта, сознания), используют термины состояние личности, состояние интеллекта, состояние сознания. Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния.
Одной из наиболее известных является концепция Д. Левитова.
Психическое состояние
Он определяет психическое состояние —как целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.
Раскрывая суть этого определения, Левитов говорит том, что всякое психическое состояние есть нечто целостное, характеризующее на определенное время всю псих.деятельность, и обладающее опред. своеобразными и типическими чертами т.е. это своего рода синдром. . Например, состояние утомления достаточно своеобразно и типично, чтобы отличить его от противоположного состояния бодрости и работоспособности.
Н. Д. Левитов предпринял попытку классификации психических состояний, хотя при этом он отмечает, что эта классификация во многом условна. По его мнению, основными классами состояний являются следующие:
1) Состояния личностные и ситуативные. В первых прежде всего выражаются
индивидуальные свойства человека, во вторых — особенности ситуаций, которые
часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции. То обстоятельство,
что психические состояния часто бывают личностными, т. е. выражают ту или другую черту человека, не мешает определять их как временные характеристики психической деятельности. Если, например, человек склонен к аффектации, аффект все же является временным целостным психическим состоянием, которое в определенное время начинается и кончается.
2) Состояния более глубокие и более поверхностные, в зависимости от силы их влияния на переживания и поведение человека. Страсть как психическое состояние гораздо глубже настроения.
3) Состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Такое подразделение особенно важно с практической и, в первую очередь, с педагогической точки зрения. Апатия может служить примером отрицательного состояния, а вдохновение — примером состояния, положительно влияющего на деятельность человека.
4) Состояния продолжительные и кратковременные.
Так, настроения могут иметь разную продолжительность: от нескольких минут до суток и ряда дней.
5) Состояния более или менее осознанные. Например, рассеянность чаще бывает несознательным психическим состоянием, решительность всегда сознательна, утомление может иметь разный уровень осознанности.
Однако эта классификация имеет и некоторые существенные недостатки, главный из которых заключается в том, что нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами. Это связано с тем, что использованы характеристики, большинство из которых может быть отнесено к психическим процессам. В результате возможно невольное смешивание отдельных понятий. Например, Н. Д. Левитов говорит о рассеянности как о психическом состоянии, но у нас есть более существенные основания рассматривать рассеянность в качестве характеристики внимания.
В. А. Ганзен с соавторами предпринял попытку систематизации состояний. С этой целью были отобраны и подвергнуты анализу 187 терминов, определяющих психические состояния человека. В результате проведенного анализабыли выделены 63 понятия, обозначающие состояния человека. Эти понятия распределились на две группы: 1) состояния, характеризующие аффективно-волевую сферу психической деятельности человека; 2) состояния сознания и внимания. Каждая группа имеет общие характеристики, отражающие наиболее типичные, стержневые особенности входящих в нее состояний: «напряжение—разрешение» для группы волевых состояний; «удовольствие—неудовольствие» для группы аффективных состояний; «сон—активация» для группы состояний сознания и внимания.
Несколько иначе подходит к рассмотрению проблемы состояний Е. П. Ильин. Ильин выделяет особый вид состояний — психофизиологические состояния, которые связаны с психическими и физиологическими структурами человека. . По определению Ильина, психофизиологическое состояние — это целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата.
Данное Ильиным определение психофизиологического состояния предполагает, что оно реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние является как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функциональных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Таким образом, по мнению Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение).
По мнению автора данной концепции, в любом психофизиологическом состоянии должны быть обязательно представлены все вышеперечисленные уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях.
Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве ее специфического свойства.Так как в каждом психологическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т.
д.), что создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой.
![]() |
Классификация психических состояний
Date: 2015-07-22; view: 958; Нарушение авторских прав
Источник: http://laservirta.ru/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B9/
- Отечественные концепции развития психики - кто автор концепции развития психики
- Консультация психотерапевта: врач психотерапевт Атаева Наира (Москва) психотерапия, консультация психолога онлайн - консультации психолога
- Какова зарплата психолога в России в 2020 году? | Финансовый базис - зарплата психолога
- Психологическое волонтерство - волонтер психолог
- Уроки французского психоанализа: Десять - уроки психоанализа
- Ковалев, Сергей Викторович - ковалев психолог
- Психология - Высшее образование - ИМТП (Москва) - образование психолога
- Об Институте Практической Психологии и Психоанализа | Институт Практической Психологии и Психоанализа - иппип институт практической психологии и психоанализа
- Дистанционное обучение психологии: высшее образование на психолога - психолог дистанционное обучение высшее образование
- Психические расстройства у женщин: симптомы и признаки, лечение психозов - психические расстройства у женщин
Добавить комментарий