Все о юридической психологии — юридический психолог

11.10.2019

Разговор с психологами и юристами о том, насколько часто они сталкиваются с мужчинами, пострадавшими от домашнего насилия, и как вообще сильный пол в таких случаях оказывается в роли жертвы.

О юридической психологии

Бурное развитие юридической психологии, использование ее знаний в деятельности сотрудников правоохранительных органов связано с рядом объективных факторов. юридический психологЭта деятельность осуществляется в условиях, важным аспектом которых выступает психологическая реальность и игнорирование этого аспекта снижает ее эффективность.

Юридическая психология изучает взаимодействие между психологией и законом и занимается приложением психологических знаний к решению правовых вопросов. Являясь пограничной наукой между психологией и правоведением, она остается психологической дисциплиной, специфично лишь приложение и использование закономерностей человеческого поведения применительно к сфере правовой регуляции.

Несмотря на молодость, юридическая психология имеет богатую историю и с уверенностью и оптимизмом смотрит в будущее.

Сайт «Юридическая психология» представляет для вас топ лучших, на наш взгляд, книг по юридической психологии. В список вошли самые значимые, популярные, признанные и качественные книги.

Долгое время в социальной психологии господствовала идея эффекта свидетеля. Согласно нему, очевидцы преступлений чаще всего предпочитают оставаться в стороне и не оказывать помощь пострадавшим. Между тем новое исследование ставит большой знак вопроса над данным эффектом.

Разговор с психологами и юристами о том, насколько часто они сталкиваются с мужчинами, пострадавшими от домашнего насилия, и как вообще сильный пол в таких случаях оказывается в роли жертвы.

В среднем одна из каждых пяти женщин когда-либо подвергалась сексуальному насилию. Однако до сих пор существует множество ложных представлений о том, как надо вести себя в таких ситуациях, и о том, что к таким ситуациям приводит.

Средства массовой информации постоянно рассказывают о случаях криминального гипноза, когда люди отдают мошенникам последнее, не умея впоследствии объяснить, зачем они это сделали и что с ними вообще случилось. Насколько достоверны эти рассказы.

Добавлено учебное пособие Б.И.Бараненко «Психология оперативно-розыскной деятельности», в котором раскрывается сущность и структура психологии ОРД, система получения и практической реализации психологических знаний при осуществлении ОРД.

В раздел «Классики юридической психологии» добавлена книга Маттиаса Геринга «Криминальная психология».

В «Учебных материалах» размещено пособие «Криминалистическая психология» под ред. проф. Б.Г.Ганчевски, в котором излагаются основы криминалистической психологии, рассматриваются основы моделирования диагностики правды и лжи; методы психологического профилирования в криминалистике.

Размещено научно-практическое пособие «Полиграф в практике расследования преступлений», в котором определяются основные принципы и порядок проведения психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

В «Психологическом практикуме» новые детективные загадки с участием детектива Людовика, майора Анискина, доктора Квика и Шерлока Холмса.

Для любителей детективных задач, решение которых является не только увлекательным досугом, но и позволяет развивать у себя необходимые качества личности, в «Практикуме» размещены логические задачи с участием детектива Людовика, майора Анискина, доктора Меридита и многих других.

Сайт представляет собой информационный проект по оказанию помощи тем, кто изучает юридическую психологию. На страницах сайта размещены учебные и методические материалы, которые могут быть полезными преподавателям и слушателям учебных заведений юридического профиля, а также другие психологические материалы, которые представляют интерес для всех, кого интересует психология.

Источник: http://www.yurpsy.com/

Короленко, 12

Вы здесь

Юридический психолог: секреты профессии

Зачем юристу быть психологом? Казалось бы, юрист и психолог – это две самостоятельные профессии, так зачем их объединять в одну? Дело в том, что участие в любом процессе требует от юриста глубокого понимания психологии личности. Можно обладать опытом в общении с разными людьми, в анализе ситуаций, но только профессиональные знания психологии дают объективную базу, предлагают эффективные способы решения проблем.

Секретами профессии юридического психолога делится доцент кафедры теории и истории государства и права Омской юридической академии, кандидат психологических наук, доцент Татьяна Ильинична Рогозина.

юридический психолог

– Татьяна Ильинична, по дополнительной профессиональной образовательной программе «Юридический психолог» в академии можно получить профессиональную переподготовку в дополнение к основному направлению. Что притягивает студентов в данном курсе?

– Дополнительную профессиональную образовательную программу «Юридический психолог» получают те, у кого есть интерес к своему внутреннему миру, кто пытается видеть причинно-следственные связи поведения людей. Другими словами, студентов притягивает познание себя и других.

– В чем отличие юридической психологии от других направлений данной науки?

– Если брать такие прикладные направления психологии, как медицинская психология, инженерная, возрастная, – это все разделы, изучающие аспекты личности в сфере аспекты гражданской жизни. А в рамках юридической психологии изучают правовую психологию (психологические аспекты права), криминальную (психологические аспекты преступления), психологию оговора и лжесвидетельства, предварительного следствия (психологические аспекты расследования преступлений, психологическая экспертиза и пр.), пенитенциарную психологию (психологические аспекты ресоциализации заключенных).

юридический психолог– Юридический психолог – довольно узкий специалист…

– Да, но тем не менее на базе нашего образования выпускников на должность психолога охотно принимают образовательные учреждения. Юридический психолог работает в сфере действия правовых отношений. В обычной жизни знания, умения и навыки юридической психологии не только не мешают, но и помогают. К примеру, возьмем личностный блок самого себя: человек знает методы воздействия на личность, стратегии выхода из внутриличностного конфликта, из конфликта с окружающей средой, он владеет методами кинестики (умеет определять по поведению, мимике, жестам других людей, что они думают и чувствуют по поводу поступающей информации), видят особенности поведения других людей и могут выстроить правильную программу взаимодействия с ними.

– Насколько важно для специалистов органов внутренних дел знание психологии?

– Очень хорошо, если специалисты помимо знания юриспруденции еще и психологически подкованы. Возьмем, к примеру, написание ориентировки на потерявшихся людей. По такому описанию разве можно найти человека: белая шапка, черная куртка, черные брюки, кроссовки «Адидас»? Нужно смотреть на форму бровей, мочки уха, наличие татуировок, мелкие приметы типа щербинки между зубов. Именно из таких «мелочей» состоит портрет личности, главное – научиться обращать на них внимание. На рынке труда юристы со знанием юридической психологии очень выгодно отличаются от тех, кто не изучал данную дисциплину. Даже когда соискатели описывают в резюме свои знания, умения и навыки, у них добавляется 10–15 строчек по юридической психологии: владение психологическим портретом, знание, когда нужно назначать судебную экспертизу, как выглядит отчет по этой экспертизе, знание психологических аспектов следственного эксперимента, психологии допросов, психограммы юриста, а также своих собственных психологических качеств, над которыми нужно работать, чтобы быть успешным в сфере юриспруденции.

юридический психолог

Виктория Аверченко в Омской юридической академии получает дополнительную специализацию юридического психолога. Уже заканчивает обучение: в мае будет сдавать государственный экзамен. Виктория имеет высшее юридическое образование (юридический факультет ОмГУ).

– Что вас привлекло в этой специализации?

– Сфера деятельности юридического психолога – правоохранительные органы и органы государственной власти. Спектр задач юридического психолога очень широкий: подбор сотрудников, работа с криминалитетом и пр. Я сейчас работаю в психологической лаборатории СИЗО-2 общественным помощником. В рамках СИЗО психологи исследуют каждого заключенного, проводят работу с сотрудниками, занимаются поддержанием психологического климата.

юридический психолог

– Насколько важна роль психолога в местах заключения?

– В соответствии с юридическими нормативами, конвенцией о правах человека и пр., с начала 2000-х в нашей стране идет работа по улучшению условий содержания заключенных, в том числе и поддержания психологического климата. Соответственно психолог необходим: к примеру, он должен выявлять среди заключенных потенциальных суицидентов, нарушителей режима и пр.

Но деятельность юридического психолога не ограничивается работой в местах не столь отдаленных. Специалисты также могут проводить психологические тренинги. Так, Виктория провела практическое занятие по психологии у студентов первого курса – тренинг на межличностную коммуникацию.

– Когда мне предложили провести такой тренинг, я сразу согласилась. Ребятам понравилось, отзывы дали очень хорошие.

Источник: http://www.korolenko12.ru/article/yuridicheskiy-psiholog-sekrety-professii

Юридический психолог

Уважаемые студенты, обучающиеся в других Вузах!

На факультете «Юридической психологии» есть бюджетные места для перевода по направлению 37.03.01 «Психология», по специальности 37.05.01 «Клиническая психология» и по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения»

Прием документов осуществляется с 10-го по 21-е февраля 2020 года.

По вопросам перевода обращаться по телефонам:

8(495)632-99-97 и 8(499)259-01-94 .

Уважаемые абитуриенты!

Приглашаем всех интересующихся юридической психологией на презентацию образовательных программ факультета в рамках дня открытых дверей МГППУ

26-го апреля факультет проведет прямую трансляцию в ОФИЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ VK

в 12:00, где преподаватели и студенты ответят на любые вопросы абитуриентов по поводу факультета

12-40 День открытых дверей магистратуры «Юридическая психология и детство: экспертиза, сопровождение и профилактика» кафедры юридической психологии и права факультета Юридической психологии МГППУ. Идентификатор конференции: 931 2920 6836 Пароль: 8KfKLr

14-00 Презентация кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ. Международные связи, студенческий и экспертный обмен в подготовке специалистов по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Идентификатор конференции: 735 8414 7533

15-00 Онлайн-презентация магистерской программы «Медиация в социальной сфере»

17-00 Онлайн — презентация практик факультета «Юридическая психология» Идентификатор конференции: 789 8690 2569 Пароль: 0H5UJK

Кроме того, в 19:00 мы проведем эфир в инстаграме

УВАЖАЕМЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ, СТУДЕНТЫ, МАГИСТРАНТЫ и АСПИРАНТЫ.

C 18 по 21 мая 2020 будет проходить заочная Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии! Приглашаем к участию всех учащихся, инетерсующихся научными и прикладными аспектами юридической психологии. Форма для регистрации по ссылке , тезисы можно отправлять на адрес почты Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Подробности в информационном письме.

Уважаемые слушатели ШЮП!

Следующая лекция Школы юридического психолога в дистанционном формате посвящена теме

«Международный обмен технологиями в области управления социальными рисками детства: опыт Германии» https://www.youtube.com/watch?v=Z6nz0Hox8iQ

Факультет юридической психологии МГППУ активно развивает связи с отечественными и зарубежными психологическими институтами и практиками, общественными и государственными организациями. Студенческое научное общество факультета (СНО ФЮП) в 2018 году получило грант Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) на создание межфакультетской площадки международного студенческого и экспертного обмена. В рамках этого проекта состоялось несколько событийных площадок (семинары, конференции, мастер-классы и стажировки) в сотрудничестве с немецкими и финскими организациями и экспертами в области профилактики социальных рисков детства. Студенты и специалисты стали участниками стажировок и научных командировок в Финляндию и Германию. Одним из ключевых партнеров такого сотрудничества уже более 10 лет является одна из крупнейших русскоязычных общественных организаций Земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия) — Союз «Принятие. Доверие. Перспектива» (Der Verein AVP Akzeptanz Vertrauen Perspektive e.V.(AVP e.V.), Дюссельдорф).

В лекции «Международный обмен технологиями в области управления социальными рисками детства: опыт Германии» представлена часть материалов, полученных в рамках проекта СНО. Основы системы защиты детства в Германии представит руководитель AVP Сергей Аруин. Из интервью с федеральным судьей и руководителем молодежного арестного центра Дюссельдорфа Эдвином Пютцем и комиссаром Главного полицейского управления Дюссельдорфа Дирком Зауерборном вы узнаете, как на практике реализуются меры по предупреждению преступности в подростково-молодежном сегменте немецкого общества.

Более подробно узнать о немецком опыте в реализации современных технологий защиты детства вы сможете из научного доклада, который сделали по результатам стажировки представители СНО факультета http://sno.mgppu.ru/deutchfinal

Слушатели ШЮП, просмотревшие видео, могут отправить письмо с подтверждением просмотра в свободной форме на адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

У слушателей есть возможность посмотреть запись предыдущих занятий :

«Участие психолога в производстве психолого-лингвистической экспертизы» (лектор Гурина О.Д.) доступна по ССЫЛКЕ

«Социальный остракизм» (лектор Бойкина Е.Э.) ССЫЛКА

«Судебная психологическая экспертиза и иные формы участия психолога в процессуальной деятельности» (лектор Гурина О.Д.) ССЫЛКА

Профстажировки 2.0| Печать |

Уважаемые студенты факультета !

Предлагаем Вам принять участие в проекте «Профстажировки 2.0». Это – новый механизм взаимодействия студента образовательной организации и работодателя, задействующий студенческие работы и стажировки в качестве социального лифта для молодежи:

Уважаемые студенты и сотрудники факультета, предлагаем Вашему вниманию методическое пособие «ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ»

УВАЖАЕМЫЕ АБИТУРИЕНТЫ 2019 ГОДА.

Сообщаем, установленные Ученым Советом МГППУ минимальные баллы для приема в МГППУ (бакалавриат, специалитет) на бюджетные места и места по договорам с оплатой стоимости обучения в 2019-2020 учебном году, по следующим специальностям и направлениям:

1. 44.05.01 (050407.65) «Педагогика и психология девиантного поведения», специалитет. Специализация – «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения». Количество бюджетных мест — 50.

1) русский язык — 45 баллов;
2) математика — 39 баллов;
3) обществознание (профилирующий) — 45 баллов.

2. 37.05.01 (030401.65) «Клиническая психология», специалитет. Специализация – «Патопсихологическая диагностика и психотерапия». Количество бюджетных мест — 25.

1) русский язык — 45 баллов;
2) математика — 39 баллов;
3) биология (профилирующий) — 45 баллов.

3. 37.03.01 (030300.62) «Психология», бакалавриат. Профиль – «Юридическая психология». Количество бюджетных мест — 24.

1) русский язык — 45 баллов;
2) математика — 39 баллов;
3) биология (профилирующий) — 45 баллов.

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ!

Каждую неделю по средам с 18:00 до 20:00 на факультете «Юридическая психология» проходит День открытых дверей .

Вашему вниманию будут представлены основные образовательные программы факультета (первое высшее, магистерские программы, аспирантура), а таже, Вы сможете получить консультацию по вопросам перевода и восстановления на факультет.

Ждем Вас по адресу: Шелепихинская наб., д. 2А, корп. 3, каб. 303Б (карта)
Тел.
: 8 (499)-256-60-55.

НОВОСТИ

Следующее занятие Школы Юридического Психолога пройдет 10-го апреля (17-00, Сретенка 29, 505 каб) и будет посвящено очень актуальной в последнее время ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ экспертизе.

Этот вид экспертного исследования назначается для изучения устной и письменной речи (мимических, пантомимических, вокалографических, графических и других признаков), помогает установить личностные качества, психические состояния и процессы, проявившиеся в речи, а также авторство письменного/устного текста.

Целью экспертизы является выяснение истинности/ложности, возможности/ невозможности описательных высказываний об объекте посредством проведения тщательного исследования

Возможные вопросы, решаемые в ходе психологической экспертизы (исследования психологии и психофизиологии человека):

-установление смысловой направленности текста и изображений;

— определение структуры формируемых текстом и изображениями психологических состояний предрасположенности субъекта к конкретной деятельности в конкретной ситуации (или так называемых «установок»);

-установление признаков психологического воздействия; — установление особенностей процесса контактов между членами общества, включающих различные формы обмена информацией, совместной деятельности, взаимного влияния (или так называемой «коммуникативной ситуации» исследуемого объекта).

Психологическая экспертиза направлена также на решение задач, касающихся установления индивидуально-психологических особенностей, аффекта, иных эмоциональных состояний лица и др.

Лекцию проведет аспирантка факультета Гурина Оксана Дмитриевна , специалист в области психолого-лингвистической экспертизы.

Взаимодействие с Университетом МВД и Академией ФСИН

Студенты факультета Юридической психологии МГППУ (направление подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения») в рамках договора о сотрудничестве поделились опытом коррекционно-профилактической работы с будущими психологами, курсантами Университета МВД России им. В.Я.Кикотя (Москва, 05.04.2018).

Был проведен мастер-класс «Народные игры как средство профилактики девиантного поведения».

Кроме того, студенты факультета Юридической психологии МГППУ провели мастер-класс для курсантов Академии Федеральной службы исполнения наказания в рамках Всероссийской научно-практической конференция XXVIII Психологическая школа «Современные психокоррекционные и психотерапевтические направления в работе пенитенциарных психологов» 30 марта 2018 г. в Академии ФСИН России (г. Рязань).

Был проведен мастер-класс «Особенности использования фольклорной игропрактики в профилактике девиантного поведения детей и подростков».

Мастер-класс по фольклорной игре от ЮП в Университете МВД им. В.Я. Кикотя

13 декабря 2017 года студенты факультета юридической психологии (1-2 курс) в порядке обмена опытом встречались с курсантамиУниверситета МВД им. В.Я.Кикотя, в рамках Всероссийского круглого стола «Профилактика девиантного поведения». С курсантами был проведен мастер-класс по фольклорной игре, используемой как средство профилактики девиантного поведения.

ЮП в Школе –интернате имени преподобного Сергия (Радонежского)

«Школа-интернат имени Преподобного Сергия» — образовательное учреждение, которое создано в октябре 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и находится под крылом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. В школе-интернате живут, учатся и воспитываются в лучших традициях православного воспитания и образования мальчики в возрасте от 7 до 18 лет. Это дети со всей России — сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Созданная годами воспитательная и образовательная среда дает этим детям возможность не только получить среднее общее образование, но и трудовые навыки, навыки послушания и духовно-нравственное воспитание».

Студенты разных курсов четырежды выезжали на игровые встречи с подростками в октябре-декабре 2017г. Заключен договор о психологической практике в Интернате, проведена первая практика (психодиагностическая).

Источник: http://jp.mgppu.ru/

Юридический психолог

юридический психолог

1. Предмет, задачи и структура юридической психологии.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающим миром.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Предмет юридической психологии- различные явления психики, индивидуально-психологические особенности участников различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

  • разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, трудового, семейного законодательства и процесса его применения;
  • осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;
  • обеспечить и глубокое понимание юристам объекта своей деятельности — поведение человека;
  • психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов специализации;
  • раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;
  • раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;
  • изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений;
  • выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.
  • Юридическая психология является пограничной между психологией и правоведением, но в то же время остается психологической, а не правоведческой дисциплиной, она использует методы и методологические принципы общей и социальной психологии.

    Структура юридической психологии, круг исследуемых ее проблем определяется логикой правового регулирования. Практические рекомендации юридической психологии строго соотносится с нормами материального и процессуального права.

  • судебная психология;
  • психология оперативно-розыскной деятельности;
  • военно-юридическая;
  • пенитенциарная (исправительно-трудовая);
  • психология профессиональной деятельности юриста;
  • криминальная психология;
  • криминалистическая психология.
  • 2. Взаимодействие юридической психологии с другими дисциплинами.

  • с общей психологией — юридическая психология является отраслью прикладной психологии;
  • с уголовно-процессуальным правом, которое изучает правовое положение участников уголовного судопроизводства, проблемы теории доказательств, порядок условно-процессуальной деятельности от ее начала до завершения, правила деятельности всех органов расследования, суда, прокуратуры, а юридическая психология помогает в решении сложных вопросов доказательственной теории, формировании внутреннего убеждения;
  • с уголовным правом, что помогает в изучении ряда уголовно-правовых проблем: психологические особенности личности преступника, эмоционально-волевая мотивационная сфера преступника, уровень его интеллекта, кроме того, УК РФ содержит ряд понятий, имеющих психологических характер: деяние, совершенное по легкомыслию, особая жестокость, аффект, беспомощное состояние потерпевшей стороны;
  • с гражданским правом — решение вопроса о дееспособности участников правоотношений, вопросы компенсации морального вреда, проблема признания сделок недействительными вследствие необычного состояния психики гражданина, непонимания им значения своих действий, т.е. качеств, которые способствуют введению в заблуждение человека принятии им решений правового характера;
  • с криминалистикой, особенно с разделами, посвященной следственной тактике и методике расследования;
  • с криминологией, что отражается в изучении ценностных ориентаций, потребностей, уровня правосознания, психических и психофизиологических особенностей личности преступника;
  • с судебной психиатрией;
  • с гражданско-процессуальным правом.
  • 3. Правосознание

    Правосознание — сфера осознания, с отражением правозначимых явлений, совокупность взглядов и идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву и законности, их представление о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном.

    Основой правосознания является присвоение личностью тех социальных ценностей, которые охраняются правом данного общества.

    Правосознание личности формируется в процессе ее социализации систематического формирования у личности правовых ориентаций, формирования престижа права в системе ее социальных норм.

    Правосознание людей определяется правовыми устоями общества, практикой правоприменения, реальными условиями жизнедеятельности людей, нравственным опытом и традициями общества, системой распространенных оценочных отношений к правозначимым явлениям. Наиболее устойчивые нормативно-ценностные позиции личности образуют сферу ее правозначимых установок — вызывают стереотипную готовность к определенным действиям в правозначимых ситуациях.

  • общественное — сфера общественного сознания, отражающая правозначимые явления общественного бытия; оно взаимодействует с правовой идеологией — системой господствующих правовых идей, взглядов и установок, определяет направленность и механизмы праворегуляции;
  • групповое — зависит от узкогрупповых интересов, которые нередко противостоят общественным интересам, стихийно, может быть асоциальным;
  • индивидуальное — определяется правосознание малых социальных групп, в которое включена личность, условиями ее бытового формирования.
  • Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правозначимых поведенческих актов, особом структурно-личностном образовании — солидарности личности с правом или в правовом негативизме — отрицании правовых ценностей.

    4. Методы юридической психологии

    Методы, используемые в юридической психологии, имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования.

  • метод структурного анализа — направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении. Данный метод является главным в изучении психических качеств различных субъектов права, личности преступника, психологии различных видов юридической деятельности;
  • метод структурно-генетического анализа — направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития;
  • метод качественного анализа и метод количественного анализа — позволяют в совокупности выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления;
  • метод естественного эксперимента — применяется при изучении влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний, когда одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов, при этом испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие;
  • метод беседы — метод доверительного общения с обследуемым лицом, при этом используется прием косвенных вопросов и исключаются какие бы то ни было наводящие вопросы;
  • метод изучения гражданских и уголовных дел и судебных ошибок;
  • биографических метод;
  • метод обобщения независимых характеристик;
  • анкетный метод;
  • метод судебно-психологической экспертизы;
  • личностоно-дигностические тесты.
  • 5. Личность в юридической психологии.

    Личность — человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

  • биологический — личность изучается с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их явления на поведенческие и социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные свойства личности передаются по наследству;
  • экспериментальный — изучение личности идет от исследования перцептивных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении;
  • социальный — изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается как часть общества;
  • гуманистический — в основе изучения — ведение в каждом человеке личности — ее духовное начало, исследуется ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.
  • Формирование личности по мнению ряда ученых, происходит уже к 4-му месяцу жизни ребенка, когда появляются качественно новые формы реагирования на приходящие к нему сигналы в виде положительных (улыбка) или отрицательных (выражение тревожности) реакции при восприятии им окружающих людей.
    Но активное формирование у ребенка своего «Я» происходит приблизительно
    с трех лет.

  • ранний детский возраст;
  • детство;
  • отрочество;
  • юность;
  • зрелость;
  • старость
  • Психологи выделяют различные типы личности, в зависимости от их ведущих, наиболее устойчивых свойств. Одни из них имеют в своей основе свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека.

  • интроверты — личность ориентируется на субъективные факторы, собственные переживания, свой внутренний мир;
  • экстраверты — личность ориентируется на внешние обстоятельства, окружающие объекты.
  • Контактная информация

    Сайт: www.ametist-e.ru
    E-mail: [email protected]
    Телефон: (343) 213 90 93
    +7 902 8 700 430
    Адрес: Екатеринбург,
    Розы Люксембург 37, офис 77

    юридический психолог
    Звоните и записывайтесь!

    Часы работы Центра:
    с 14 до 22 часов.

    Обязательна предварительная запись.

    Важное уведомление

    Обратите внимание, специалисты нашего Центра очень востребованы, график расписан на недели вперёд, поэтому запись ведётся минимум за двое суток,
    в экстренных случаях
    на следующий день
    (при этом специалист назначается Центром)

    Источник: http://www.ametist-e.ru/art/psihologi/yuridicheskaya-psixologiya-eto-chto/

    Юридическая психология в работе юриста

    Прежде чем копировать бланк, естественно следует тщательно проверить изложенные в нем части законодательства. Спустя время они могут потерять силу. Свободные ресурсы всегда радостны. Качественный шаблон укрепит в решении неудобств при изготовлении официального документа. Это поможет сэкономить на договоре специалиста.

    юридический психолог

    Под работой практического юриста предполагаются ежедневные контакты с людьми, в процессе которых делаются выводы о чертах характера людей, их поведении и привычках, догадки о мотивах действий.

    Юридическая психология – это раздел социальной психологии, который за предмет изучения берет психологические особенности деятельности, напрямую связанные с уголовным и конституционным правом человека.

    Юридическая психология помогает анализировать поведение человека, его скрытые мотивы, установки, личностные особенности, которые имеют значение для грамотной и правильной работы юриста. Зная психические закономерности, юрист не только понимает психическую деятельность подсудимого, но и управляет ею. Самосовершенствовать свою личность, перевоспитывать преступника, преодолевать сопротивление следствию со стороны лжесвидетельствования – это все входит в область юридической психологии.

    В юридической психологии объектом является психика человека в условиях взаимодействия с законом. Предмет выделяется в соответствии от условий и причин исследования. Им может быть как психологическое состояние испытуемого, так и его индивидуальные особенности. Юридическая психология непрерывно развивается, устанавливает связи с другими науками, выделяет новые направления правовой психологии.

    Ваши родные пострадали от рук преступника? Вы не знаете, как защитить свою семью? Вас обвиняют в уголовном деле? Компания «Феникс» предлагает услуги адвоката по уголовным делам и оказание поддержки на любой стадии процесса. Уголовный адвокат компании «Феникс» – гарантия победы в суде!

    Юридическая психология в работе юриста

    Под работой практического юриста предполагаются ежедневные контакты с людьми, в процессе которых делаются выводы о чертах характера людей, их поведении и привычках, догадки о мотивах действий.

    Юридическая психология – это раздел социальной психологии, который за предмет изучения берет психологические особенности деятельности, напрямую связанные с уголовным и конституционным правом человека.

    Юридическая психология помогает анализировать поведение человека, его скрытые мотивы, установки, личностные особенности, которые имеют значение для грамотной и правильной работы юриста. Зная психические закономерности, юрист не только понимает психическую деятельность подсудимого, но и управляет ею. Самосовершенствовать свою личность, перевоспитывать преступника, преодолевать сопротивление следствию со стороны лжесвидетельствования – это все входит в область юридической психологии.

    В юридической психологии объектом является психика человека в условиях взаимодействия с законом. Предмет выделяется в соответствии от условий и причин исследования. Им может быть как психологическое состояние испытуемого, так и его индивидуальные особенности. Юридическая психология непрерывно развивается, устанавливает связи с другими науками, выделяет новые направления правовой психологии.

    Ваши родные пострадали от рук преступника? Вы не знаете, как защитить свою семью? Вас обвиняют в уголовном деле? Компания «Феникс» предлагает услуги адвоката по уголовным делам и оказание поддержки на любой стадии процесса. Уголовный адвокат компании «Феникс» – гарантия победы в суде!

    Мы выполняем любые работы по Юридической психологии, в кратчайшие сроки по приятным ценам! Заполните форму ниже, и получите ответ в течении 15 минут.

    Большинство психологов не отрицает, что решение творческой задачи интуитивным путем проходит бессознательно или подсознательно. (Правильнее предположить, что интуиция появляется, в сфере подсознания, а не бессознательно. Сфера бессознательного более простая (элементарные чувства, установки). В сфере подсознания проходят процессы, оказывающие решающее влияние на течение сознательной жизни индивида.

    Интуитивное решение проявляется при определенных условиях.

    1. Если налицо ситуация напряженных поисков (поисковой деятельности) следователя.

    Эта ситуация выражается параллельно в двух сферах: в эмоциональной и мыслительной. Следователь во время поиска несколько возбужден (эмоциональная сфера). Он стремится снять это возбуждение, вызванное поисковой доминантой, с помощью мыслительного процесса, направленного на решение проблемной ситуации (мыслительная сфера). Именно поисковая деятельность следователя и определяет особенность последующей ориентировки в ситуации, когда встречается неосознаваемый продукт (т.е. когда наступает ситуация подсказки) и выдвигается правильная версия по делу.

    Наиболее благоприятные условия для верного решения дела складываются в тот момент, когда следователь перебрал все возможные варианты по делу, но еще не достиг стадии, на которой гаснет поисковая доминанта. Основным условием здесь является целеустремленность и настойчивость, увлеченность делом.

    2. «Оказалось, что чем больше насыщать содержание прямого продукта действия в ситуации подсказки, чем больше этим заинтересовывать испытуемого, тем менее возможно решение задачи».

    В условиях творчества следователя это означает, следующее: интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содержательна прямая цель действия, в котором следователь наталкивается на неосознанный продукт, объективно содержащий ключ к решению задачи.

    3. Успех решения задачи зависит «от степени автоматизации того способа действия, которым осуществлялось выполнение подсказки. Чем менее автоматизирован был этот способ, тем лучше решалась задача».

    Натолкнуться на интуитивное решение больше шансов, делая что-либо непривычное.

    Еще одно условие возникновения интеллектуальной интуиции — предварительное упрощение проблемы.

    Внешне интуитивный процесс протекает так быстро, что отдельные его этапы сливаются в единый, непрерывно текущий познавательный акт, в котором, если его «специально не анализировать, нельзя выделить переход от одного этапа к другому.

    Интуиция — это стремительный переход от одних утверждений к другим, иногда с таким быстрым проскакиванием отдельных звеньев рассуждения, что посылки и промежуточные процессы не вычленяются, хотя при тщательном восстановлении хода мыслей их можно было бы обнаружить.

    Психологический процесс перехода интуиции из подсознания в сознание происходит своеобразно. При переходе интуиции в сферу сознания субъект ощущает эмоциональный фон (приятный, угнетающий и т.п.), содержание которого от него скрыто. В результате целенаправленного поиска смысла эмоционального фона интуиция появляется в сфере сознания.

    Но иногда субъект усилием воли снимает этот эмоциональный фон. В результате этого процесс перехода может затухать, т.е. повернуть обратно в подсознательное (например, при мощных самовнушениях).

    Вот почему для следователя большое значение имеет мастерство самонаблюдения, самопознания, являющееся одновременно опосредованным объективным знанием.

    Интуиция, как часть творческого мышления, не включает, а предполагает сознательное, дискурсивное мышление, способность развернуть догадку в системе доказательств, найти ее фактические основания, объяснить процесс ее формирования и в конце концов обнаружить ее правильность или ошибочность.

    Основное назначение интуиции в процессе расследования состоит в том, что она создает гипотезы. Она играет важную вспомогательную роль в процессе доказывания, но совершенно безразлична с точки зрения конечных результатов этого процесса для принятия процессуальных решений.

    С точки зрения формальной логики следователь, раскрывая (расследуя) сложное преступление, решает задачу с огромным количеством неизвестных, которую по сложности можно приравнять к любимой кибернетиками задаче — шифру замка сейфа с десятью дисками (каждый от 0 до 99). Подсчитано, что для решения этой задачи «формальным» путем потребуются биллионы биллионов проб. Однако если к диску будет присоединен звонок, звон которого раздается при нужном положении диска, решение задачи потребует всего около 50 проб.

    Следователь умеет «слышать» звон там, где его не слышит средний человек. Для него характерен на этой стадии выдвижения версий и отбора доказательств интуитивный, эвристический склад мышления.

    Было бы неразумным отмахиваться от возникающих у следователя интуитивных догадок, если они приводят к более углубленному исследованию обстоятельств дела.

    С другой стороны, интуиция является эвристическим процессом и ее заключения носят вероятностный характер.

    Тема: Предмет и система юридической психологии

    История психологического исследования проблем правоохранительной деятельности насчитывает около сотни лет. Она началась с проблем судопроизводства и с названия «Судебная психология». Такое положение сохранялось до 70-х годов, когда официально была зарегистрирована наука «Юридическая психология».

    Смена названия была вызвана радикальными изменениями в понимании того, что психологические проблемы укрепления законности и правопорядка не сводятся к расследованию преступлений. К новому подходу вынуждало и реальное состояние психологических исследований, развернувшихся в правоохранительных органах и вышедших далеко за рамки традиционной проблематики. Начались исследования психологических проблем правового воспитания населения, укрепления законности, работы с кадрами правоохранительных органов, профессиональной деформации и психологической подготовки сотрудников, психологических причин совершения преступлений и их профилактики, управления в правоохранительных органах и оперативно розыскной работы, исправления осужденных и социальной реабилитации освобожденных из мест лишения свободы и др. Тенденция расширения юридико-психологических исследований продолжала укрепляться и развиваться в 80-е годы в связи со все обостряющейся потребностью общества в укреплении законности и правопорядка и комплексного подхода в этой работе.

    Особенную остроту актуальность решения всего комплекса психологических проблем деятельности правоохранительных органов приобрела в 90-х годах, когда задача создания правового государства была объявлена задачей обновления нашего общества, а уровень преступности резко повысился, став поистине государственной проблемой. Ширились, отвечая потребностям практики, и исследования проблем юридической психологии, накапливались их результаты, представляющие несомненный практический интерес. Однако все это не находило достаточного отражения в публикациях по юридической психологии, доступных широкой студенческой аудитории и корпусу сотрудников правоохранительных органов.

    Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства, а также и вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц, например создание профессиограммы юридических профессий. Глубокое исследование указанных вопросов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности).

    Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов развитой системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

    Изучение юридической психологии в значительной степени затрудняется отсутствием научно-методической литературы по данной дисциплине.

    Для раскрытия данной работы ставятся следующие цели:

    рассмотреть юридическую психологию как отрасль психологической науки;

    раскрыть предмет, методы, задачи и систему юридической психологии;

    выполнить контрольное тестирование по данной дисциплине.

    1. Юридическая психология — отрасль психологической науки

    Психология — это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека[1]. Термин «психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.

    Долгое время психология развивалась как составная часть философии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме общей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составляют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.

    Перед оперативными, следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов, решение которых требует не только широкого кругозора, юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситуациях, которые находят свое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.

    Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею[2]. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

    Потребность обращении к психологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако, приуменьшением роли естественного в жизни и развитии личности обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, психофизики и других наук, пограничных с психологией и естествознанием. — Вся система научного знания ощущает потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и естественные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юриспруденцию и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.

    Теоретической базой для юридической психологии является общая психология, поскольку используется ее понятийный и категориальный аппарат, знания об общих закономерностях и законах психической деятельности человека.

    Большинство ученых правоведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек — право».

    2. Предмет юридической психологии

    Современное развитие науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой стороны — интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих между собой ранее обособленные друг от друга науки.

    С этой точки зрения выделение такой науки, как юридическая психология, которая оказывается связующим звеном между психологической и правовой науками, представляет собой закономерное явление.

    Юридическая психология — прикладная наука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию[3]. Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призвана изучать юридическая психология.

    Таким образом, предметом юридической психологии является изучение психических явлений, механизмов, закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.

    3. Задачи юридической психологии

    Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные.

    Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.

    Частные задачи юридической психологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:

    1) исследование психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

    2) психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

    3) разработка социально-психологических основ профилактики преступлений;

    4) исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи);

    5) исследование психологических закономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

    6) разработка рекомендаций по совершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительных органов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающих работать в указанных органах[4] .

    4. Методы юридической психологии

    В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительной деятельности.

    К ним относят следующие[5] :

    Метод наблюдения. Под методом наблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное, целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявлений психики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебного разбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.

    Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверности его качественных особенностей.

    Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

    Наблюдение бывает: непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.

    При непосредственном наблюдении изучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этого наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.

    Опосредствованное наблюдение встречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенном другими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела — в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т.д.

    Невключенное наблюдение — это наблюдение со стороны, в котором исследователь — постороннее для исследуемого человека или группы лицо.

    Включенное наблюдение характеризуется тем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так, например, при исследовании института народных заседателей был использован метод включенного наблюдения. Оно проводилось выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследователь получил разработанный учеными подробный опросник, относящийся к ходу процесса и к совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник был анонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, но судей не информировали об исследовании.

    Преимущество включенного наблюдения — непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий, которые при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.

    Все сказанное относится к методу объективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованиях применяется также метод субъективного наблюдения — интроспекции (самонаблюдения). Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью, психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своей внутренней жизнью, за своим психическим состоянием.

    Метод беседы. Целью психологического исследования является как можно более глубокое познание личности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения к различным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простого наблюдения оказывается малопригодным.

    В таких случаях с успехом применяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе с людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

    Метод беседы в значительной степени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходные требования. В частности, предпосылкой его успешности является создание обстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободный рассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют и контролируют изложение.

    Анкетный метод. Это опрос большого круга лиц по строго установленной форме — анкете. Метод основывается на анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективные данные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материал подвергается статистической обработке и анализу. В области юридической психологии анкетный метод применяется достаточно широко — от судебно-следственной и исправительной сфер деятельности до области правореализации.

    Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения» (телефонный опрос). Главное его достоинство — полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.

    Разновидностью опроса является метод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительно определенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться по четко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразные сведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюирование следователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме, трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности и путях ее снижения и т.д.

    Для характеристики психологических особенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущность этого метода заключается в собирании и анализе материалов биографического характера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюда относятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников, собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.

    По своей сущности к биографическому методу близок метод обобщения независимых характеристик, цель которого — собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от друга источников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболее полное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, с которыми исследуемый находился в тех или иных отношениях.

    Экспериментальный метод — ведущий метод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений в специально созданных для этого условиях и по своей сущности и видам подразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.

    Существует также еще один вид экспериментального метода, который может быть использован в юридической психологии — это формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучение психических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путем внедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, с помощью которых формируются профессионально важные качества будущего специалиста-юриста.

    Наконец, можно отметить еще одну разновидность экспериментального метода — ассоциативный эксперимент, впервые предложенный английским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Суть его в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом, которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т.е. интервал между словом и ответом (определения причастности подозреваемого к совершению преступления).

    Разновидностью экспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является метод тестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используется для решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, для выявления личностных параметров.

    Метод анализа продуктов деятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценным объективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческой психики.

    Анализ продуктов деятельности позволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способы работы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т.д.[6] .

    Метод психологического анализа документов. Документ в широком значении этого слова (т.е. то, что записано, нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеет отношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическую психологию. Анализ документа — метод, позволяющий добыть такие сведения. Различают документы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.

    5. Система юридической психологии

    Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: [7]

    1) Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.

    2) Правовая психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации, психологические закономерности правовой социализации личности, а также психологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.

    3) Криминальная психология — раздел, изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как в целом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственная преступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), а также психологию преступных групп.

    4) Следственно-оперативная психология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений.

    5) Судебная психология — раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

    6) Психология исправительной деятельности — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты эффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполнения уголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы их ресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.

    Заключение

    Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем, изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуются методология и методы исследования.

    Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями, относящимися ко всем основным областям ее проблематики. Психологическая наука все более активно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной практики.

    Сложный и многоплановый курс юридической психологии призван обеспечить понимание юристами социально-психологической сущности правового регулирования, психологических особенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовое регулирование объективно обусловлено социальными и социально-психологическими закономерностями. Лишь синтезировав правовые знания со знанием психологии человеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом.

    Изучая юридическую психологию, юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности и условия формирования социально адаптированного и девиантного поведения личности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психология вооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходом к организации следственной и судебной деятельности.

    Возникнув как самостоятельная отрасль знаний в конце XIX в. юридическая психология в настоящее время становится составной частью юридического образования, интегрируя все отрасли права на их единой основе — на основе «человеческого фактора».

    Контрольное тестирование

    1. Предмет юридической психологии:

    А — закономерности возникновения, особенности протекания психических процессов у человека;

    Б — закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;

    В — пограничные психические расстройства личности;

    2. К задачам юридической психологии относятся:

    А — синтез психологических и юридических знаний; обеспечение морально психологической закалки юристов; раскрытие психических особенностей различных субъектов правоотношений;

    Б — раскрытие особенностей протекание нейрофизиологических процессов в мозге; установление психологических контактов с больными людьми;

    В — синтез психологических и юридических знаний; научная организация труда педагогов; морально-политическая закалка личности.

    3. Раздел юридической психологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений, психологические аспекты правотворчества, правосознания — это:

    А — криминальная психология;

    Б — возрастная психология;

    В — правовая психология.

    4. Раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты имущественных, экономических и личных отношений, регулируемых гражданским правом — это:

    А — судебная психология;

    Б — психология гражданско-правового регулирования;

    В — криминальная психология.

    5. Раздел, изучающий психологию десоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступного поведения. психологию личности преступника и преступных групп — это:

    А судебная психология;

    Б — криминальная психология;

    В — психология исправительной деятельности;

    6. Психология исправительной деятельности решает проблемы:

    А — установления вменяемости — невменяемости; установление формы вины; изучения социального окружения;

    Б — ресоциализации и реадаптации осужденных после отбывания наказания; проблемы исполнения уголовного наказания;

    В — проблемы исполнения уголовного наказания; проблемы эстетического воспитания.

    7. Методологическую основу исследований по юридической психологии составляю:

    А — системный подход, детерминизм, научная обоснованность;

    Б — анкетирование, тестирование, системный подход;

    В — детерминизм, эксперимент, включенное наблюдение.

    8. Наиболее древним по происхождению является раздел юридической психологии, изучающий:

    А — психологию преступного умысла;

    Б — правовое мировоззрение;

    В — психологию судебной деятельности.

    10. Основатель антропологической школы, автор теории преступных типов:

    11. Русские судебные ораторы, впервые интегрировавшие в своей деятельности знания по праву, психологии и социологии:

    В — Кони, Плевако.

    12. Автор научных концепций, пограничных между психологией и психиатрией, а также трудов по патопсихологии:

    13. Биологическую основу для формирования личности составляют:

    А — характер, темперамент, тип нервной деятельности;

    Б — темперамент, экстраверсия, нейротизм;

    В — знания, умения, навыки.

    14. Психологическое состояние, связанное с накоплением отрицательных эмоций в результате невозможности удовлетворения желаний » конфликт желания » — это:

    15. Человек как носитель совокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы его деятельности и поведения — это:

    16. Индивидуально-психологические особенности личности, в которых отражается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов:

    Источник: http://bfmac.com/obshhie-yuridicheskie-voprosy/yuridicheskaya-psihologiya-v-rabote-yurista.html

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2017-2020 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

    Контакты