Выдающиеся отечественные психологи их вклад в психологию — отечественные психологи

25.04.2020

«>Нечаев Александр Петрович

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-05

;font-family:’Monotype Corsiva'»>Задание № 2

;font-family:’Monotype Corsiva’;color:#434343″>Выдающиеся отечественные психологи, их вклад в психологию

«>Ананьев Борис Герасимович

«>Отечественный психолог, основатель ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Пытался преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности, индивидуальности, субъекте деятельности. Исследовал жизненный путь человека в его целостности. В области детской и педагогической психологии разрабатывал проблемы формирования умственной деятельности, сознания и самосознания, характера и воли в условиях школьного обучения, изучал пространственное восприятие и представление детей. Основные работы: «Психология педагогической оценки» (1935 г.), «Очерки психологии» (1945 г.), «Человек как предмет познания» (1969 г.), «О проблемах современного человекознания» и др.

«>Басов Михаил Яковлевич

«>Советский психолог, ученик А. Ф. Лазурского. В своих работах обосновывал необходимость объективного исследования психической деятельности, а не поведения в понимании бихевиористов и рефлексологов. Для обозначения своего понимания поведения, включавшего в качестве необходимой составной части переживания, Басов одним из первых вводит в психологию термин «деятельность», пытаясь рассматривать последнюю в ее социально-культурной и исторической обусловленности. Известен также своими исследованиями в области детской психологии и педологии, где использовал различные варианты объективного наблюдения и естественного эксперимента

«>Божович Лидия Ильинична

«>Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности. В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает «человека, достигшего определенного уровня психического развития». Этот уровень распознается ею как состояние, когда «в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь «собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды». Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является «активность», заключающаяся в «сознательном воздействии на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием» Божович являлась не только крупным теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись на практике в суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом Так, эти работы были посвящены проблемам мотивации, проблемам обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности.

«>Бехтерев Владимир Михайлович

«>Организовал первую в Петербурге клинику нервных болезней, при которой создал первое в России, если не во всем мире, нейрохирургическое отделение, заложив основы новой дисциплины – нейрохирургии. Он довершил организацию психиатрической клиники и создал лаборатории анатомии мозга, физиологии мозга, экспериментальной психологии. С 1897 г. В.М. Бехтерев основал кафедру нервных и душевных болезней в Петербургском женском медицинском институте. Он организовал также ряд научных обществ и журналов и руководил ими. Сюда относятся журнал «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии”, журнал «Психология криминальной антропологии и гипнотизма” . В это время достигает наивысшего расцвета научная деятельность В.М. Бехтерева. Под его руководством был подготовлен ряд докторских диссертаций, выросла плеяда блестящих молодых ученых, создана крупная психоневрологическая школа, получившая название петербургской. Бехтерев основал психоневрологический институт, который представлял собой высшую школу нового типа. Сюда принимались без ограничения все лица, имеющие среднее образование.

«>Одним из важных направлений своей деятельности Бехтерев считал борьбу с пьянством. В 1912 г. он открыл антиалкогольный институт, лечил больных гипнозом. Он развил широкую организационно-практическую деятельность. Госпиталь для душевнобольных воинов он реорганизовал в психоневрологический институт. Организовал институт по изучению мозга и психической деятельности, воспитательно-клинический институт для нервнобольных детей.

«>Блонский Павел Петрович

«>Отечественный психолог и педагог, один из основоположников советской психологической науки. Профессор Московского университета. Вел научно-исследовательскую работу в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования, возглавлял Академию социалистического воспитания. Последние годы жизни работал в Институте психологии, в котором руководил лабораторией мышления. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Разрабатывал комплексный подход к изучению личности, сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти. Исследования П.П.Блонского посвящены изучению процессов памяти, восприятия, воли, формированию мышления, проблемам детской сексуальности, воспитанию и обучению детей, психодиагностике развития. Основные работы: «Очерк научной психологии» (1921 г.), «Педология» (1925 г.), «Педагогическое тестирование» (1927 г.), «Память и мышление» (1935 г.) и др.

«>Выгодский Лев Семенович

«>Отечественный психолог, один из основоположников советской психологии. Разработал культурно-историческую теорию развития высших психических функций, послужившую основой для отечественной психологической школы, его работы и в настоящее время сохраняют свою актуальность, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Д.Б.Эльконин и др. Определил методологические принципы отечественной психологии, изучал структуру сознания, разработал положение о «зонах актуального и ближайшего развития» ребенка, исследовал связь мышления и речи. Заложил основы отечественной психолингвистики. Занимался вопросами генетической психологии, проблемой способностей. Основные работы: «История развития высших психических функций» (1931 г.), «Проблема возраста» (1932-1934 гг.), «Мышление и речь» (1934 г.), «Психология искусства» (1987 г.), «Методика рефлексологического и психологического исследования» (1924 г.), «Педагогическая психология» (1926 г.), «Педология школьного возраста» (1928 г.) и др. Несмотря на то, что Л.С.Выготский прожил короткую жизнь, всего 36 лет, его влияние на отечественную и мировую психологию велико, а его работы ив настоящее время сохраняют свою актуальность.

«>Гальперин Петр Яковлевич

«>Советский психолог, в 1930-х гг. был членом Харьковской школы психологов, автор оригинальной теории поэтапного формирования умственных действий , а также конкретного решения проблемы предмета психологии в диалектико-материалистическом духе: психология есть наука об ориентировочной деятельности субъекта. Теория Гальперина нашла широкое применение в практике педагогической психологии, психологии обучения взрослых, коррекции педагогически запущенных детей, психодиагностике интеллектуального развития и др. Во время войны Гальперин занимался проблемами восстановления движений у раненых с использованием идей деятельностного подхода. Ряд работ Г. посвящен проблемам установки, внимания, инстинктов, истории психологии и др.

«>Запорожец Александр Владимирович

«>Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства — величайшее завоевание человеческой цивилизации.

«>Зейгарник Блюма Вульфовна

«>Советский психолог и патопсихолог. Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского университета. Образование получила в Берлинском университете, ученица М.Вертгеймера, В. Келера, К.Левина. Первая научная работа (1927 г.), выполненная под руководством К.Левина, вскоре приобрела мировую известность в связи с открытием явления зависимости продуктивности запоминания от внутренней динамики потребностей («эффект Зейгарник»). Вместе с Л.С.Выготским работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины. Позднее возглавила лабораторию психологии Института психиатрии Минздрава РСФСР. Более 40 лет научной деятельности связано с МГУ. Удостоена Ломоносовской премии первой степени, а также премии им. Курта Левина Американской психологической ассоциации за выдающиеся достижения в области клинической психологии. Основные работы: «Патология мышления» (1962 г.), «Патопсихология» (1976 г., 1986 г.), «Теория личности в зарубежной психологии» (1982 г.

«>Зинченко Петр Иванович

«>Советский психолог, представитель Харьковской школы, с середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти; в 1960 г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те. Наиболее крупные достижения З. связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы Зинченко (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А. Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности. На основе теории деятельности Зинченко открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач; структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли амер. когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему название «эффект генерации» (лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется). Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости, должен называться «эффектом Зинченко». Исследования Зинченко имели тесную связь с педагогической практикой

«>Корнилов Константин Константинович

«> Научную деятельность начал в качестве сотрудника Г.И.Челпанова. Возглавлял Московский институт психологии. Активно работал над созданием материалистической психологии. Центральное место в его взглядах занимало положение о психике как особом свойстве высокоорганизованной материи. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера Корнилов участвовал в разработке проблем педагогич. психологии и психологии личности.

«>Ланге Николай Николаевич

«>Русский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России. Сформулировал концепцию стадиальности (фазовости) процесса восприятия, предполагающую смену фаз восприятия от более общего характера к более частному, дифференцированному. Всякое ощущение, по Ланге, начинается с «простого толчка» в сознании («что-то случилось»), затем осознается род раздражителя (цвет, звук, поверхность), форма предмета, место в пространстве. Ланге видел в этом основу всех простейших психических процессов («Психологические исследования», 1893). Им была разработана моторная теория внимания, согласно которой движение рассматривалось как условие, не только сопровождающее, но и улучшающее восприятие. Двигательный компонент, считал он, присутствует в процессах мышления наряду с такими составляющими, как память. Исходя из этого, полагал, что воля — это импульс, предшествующий любому сознательному движению. Этот импульс не осознается человеком, осознается лишь само движение в виде сопровождающих его суммы «обратных» ощущений.

«>Леонтьев Алексей Николаевич

«>Выдающийся отечественный психолог, основатель деятельностного подхода в психологии. Как ученый отличался чрезвычайно широкими интересами и способностью глубоко и оригинально прорабатывать каждую тему. В его трудах разрабатывалась общепсихологическая теория деятельности, проблемы развития психики в фило-, антропо- и онтогенезе, механизмы психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, проблемы человеческого сознания, личности и многое другое. При исследовании этих проблем А.Н.Леонтьев работал не только как выдающийся теоретик, но и как блестящий экспериментатор. Вместе с Л.С.Выготским и А.Р.Лурией разрабатывал культурно-историческую концепцию развития высших психических функций. Выдвинул и детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением не только в отечественной, но и в мировой психологической науке. Разработал структуру деятельности. Основные идеи изложены в работах «Деятельность. Сознание. Личность», «Индивид и личность», «Проблемы развития психики», «Формирование личности», «Развитие памяти», «Потребности, мотивы и эмоции» и др.

«>Лурия Александр Романович

«>Основоположник отечественной нейропсихологии — нового направления сложившегося на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Разработал новый понятийный аппарат нейропсихологии, основанный на общепсихологических представлениях о высших психических функциях, создал принципиально новую теорию системной динамической локализации (мозговой организации) высших психических функций. Ввел новый метод изучения последствий локальных поражений головного мозга, позволивший по-новому подойти к пониманию нейропсихологических синдромов и предложил новую классификацию нарушений высших психических функций: речи, произвольных движений и действий, памяти, мышления. Предложил и опробовал на практике новые методы клинической нейропсихологической диагностики и восстановления нарушенных функций. Результаты этих исследований позволили ему сделать существенный вклад в решение сложной междисциплинарной проблемы «мозг и психика». Лурия имеет важные достижения и в других областях психологической науки.

«>Совместно с Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др. психологами создавал методологические и теоретические основы общей психологии, разрабатывал теорию культурно-исторического развития психологии. Л. существенно обогатил современные представления о высших психических функциях, их системном психологическом строении, изменчивости, пластичности, опосредованности, прижизненном характере формирования, произвольном уровне регуляции. Он внес также важные идеи в общепсихологические представления об эмоциях. С помощью оригинальной «сопряженной моторной методики» исследовал аффективные комплексы и показал, что они представляют собой целостные системные образования, включающие различные компоненты (словесные, двигательные, вегетативные и др.). Способ выявления «аффективных следов преступления», предложенный Лурия, стал предвестником созданных позже «детекторов лжи». Лурия систематически разрабатывал проблему речи, ее психологическую структуру, роль в опосредовании психических процессов, вопросы о соотношении речи и мышления, речи и сознания. Разработал понятие о «произвольном сознательном действии» как общепсихологической категории. Внес серьезный вклад в историческую психологию.

«>Мерлин Вольф Соломонович

«>Отечественный психолог, доктор психологических наук, профессор, создатель дифференциальной психофизиологической школы, автор теории интегральной индивидуальности личности. Занимался онтогенезом индивидуальности, изучал индивидуальный стиль деятельности (учебной, учебно-производственной, трудовой) и его социально-психологические предпосылки, индивидуальный стиль общения. Разработал концепцию темперамента. Изучал отдельные свойства темперамента и его признаки, связь темперамента со свойствами нервной системы, а также с особенностями выполняемой человеком деятельности. Основные работы: «Очерк теории темперамента» , «Очерк интегрального исследования индивидуальности», «Проблемы интегрального исследования индивидуальности»

«>Морозова Наталия Григорьевна

«>Советский психолог, дефектолог, педагог, участница «большой пятерки» учеников Л. С. Выготского, под руководством которого начинала работу по изучению аномалий психического развития детей. Основные области научных интересов — детская и специальная психология. Занималась сопоставлением познавательных интересов и процесса их формирования у детей с нормальным и аномальным развитием, теоретическим и практическим решением проблем обучения и воспитания детей с отставанием умственного развития. Автор более 100 работ.

«>Мясищев Владимир Николаевич

«>Отечественный психолог, невропатолог и психотерапевт. На основе идей А.Ф.Лазурского разрабатывал концепцию отношений личности, согласно которой ядром личности является индивидуально-целостная система отношений к внешнему миру и к самому себе, сложившаяся в результате интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений, являясь движущей силой, определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности и поведение. Основные положения концепции отношений личности конкретизируются в патогенетической концепции неврозов и психотерапевтической практике. Основные работы: «Личность и неврозы» (1960 г.), «Психология отношений», «Структура личности и отношение человека к действительности» (1982 г.) и д

«>Нечаев Александр Петрович

«>Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных «>психологии, главным образом — на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.

«>После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.

«>Павлов Иван Петрович

«>Выдающийся российский физиолог, разработавший учение о высшей нервной деятельности (ВНД), сыгравшее значительную роль в становлении и развитии объективной психологии (Нобелевская премия 1904 г. за работы по физиологии пищеварения). Единицами поведения организма, по Павлову, являются безусловные (врожденные) рефлексы (реакции на строго определенные раздражители из внешней среды) и условные рефлексы — реакции на вначале безразличный раздражитель, который становится небезразличным (приобретает сигнальное значение и начинает вызывать реакцию) на основе однократного или многократного его сочетания с безусловным раздражителем. Впоследствии Павловым были выделены др. типы рефлексов (ориентировочный, цели, свободы), которые способствуют лучшему приспособлению организма к меняющейся среде (см. Оборонительный рефлекс, Ориентировочная реакция). Павлов разработал также учение о 2-х сигнальных системах для характеристики отличия ВНД человека от ВНД животного. Творчество Павлова оказало значительное влияние на развитие бихевиоризма, зоопсихологии, психологии и психофизиологии индивидуальных различий (Б. М. Теплов и др.). В 1950-е гг. в нашей стране наблюдалась определенная вульгаризация учения Павлова в работах некоторых физиологов, не видевших разницы между психологией и физиологией ВНД.

«>Рубенштейн Сергей Леонидович

«>Выдающийся сов. психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философско-психологическое образование получил в Марбурге. Первоначальную формулировку принципа единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода, можно усмотреть в статье «Принцип творческой самодеятельности» (1922), но лишь в 1934 г. Рубенштейн сформулировал его в психологических терминах (человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, изначально практической) и поставил во главу программы создания психологии на основе философии марксизма (см. Единства сознания и деятельности принцип). В 1956 г. Рубенштейн воссоздает сектор психологии, публикует работы «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959). Рубенштейн сформулировал общефилософский принцип детерминизма (который кратко формулируется им как «внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, которая получила развитие в трудах его учеников и последователей, напр. применительно к проблеме мышления (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.). В сфере интересов Р. находились многие проблемы общей психологии (мышление, эмоции, способности, темперамент и пр.), педагогической психологии, философии, логики и т. д. Философско-методологический потенциал идей Р. еще не исчерпан и пользуется возрастающим вниманием психологов, в т. ч. в ряде др. стран

«>Сеченов Иван Михайлович

«>Российский физиолог, автор программы построения психологии как самостоятельной науки, сформулированной им в 1860-70-е гг., которая представляла собой последовательно материалистическое и детерминистское решение проблем природы психического, предмета и методологии психологии. В основе этой программы лежало знаменитое открытие Сеченова в опытах с лягушками ) явления «центрального торможения», которое впервые в науке позволило материалистически объяснить явления произвольного поведения человека. По Сеченову, предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и животных), которые Сеченов призывал изучать в их истории (развитии) и в системе связей друг с другом. Основным методом психологии должен быть метод объективного наблюдения развития психических процессов, которое происходит от внешних форм в виде развернутых рефлексов — напр., действий с предметами внешнего мира — до кажущихся исключительно внутренними, а на самом деле «свернутых» форм действий — напр. мыслей о предметах. Не используя термин «интериоризация», Сеченов , по сути, излагает одну из первых концепций интериоризации, идеи которой будут развиты в XX в. При этом идея интериоризации используется Сеченовым и для объяснения формирования моральных норм в поведении человека, которые изначально представляют собой внешние запреты и правила, а впоследствии становятся «внутренними» запретами и правилами поведения самого индивида. Идеи Сеченова (о возможности объективного экспериментального исследования мышления, о бессознательной психической жизни, идеи активности и целевой детерминации применительно к работе н. с., об обратной связи как факторе регуляции поведения и др.), опередив свое время, оказали значительное влияние на развитие отечественной психологии и физиологии (В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, деятельностный подход в психологии и др.) и предвосхитили многие исследования в мировой науке XX в.

«>Смирнов Анатолий Александрович

«>Советский психолог, автор трудов по многим проблемам общей, возрастной и педагогической психологии, а также истории психологии. Наибольшую известность принес Смирнову цикл исследований по психологии памяти. В них: 1) экспериментально доказана связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъекта (запоминается прежде всего то, что является целью или имеет прямое отношение к ней), 2) показано, что эффективность запоминания увеличивается в случае, когда данная деятельность требует большей интеллектуальной активности (чем, напр., при решении задачи только на «запоминание»), 3) обнаружены также возрастные различия в непроизвольном запоминании. В теоретическом плане эти исследования внесли свой вклад в разработку принципа единства сознания и деятельности в отечественной психологии.

«>Теплов Борис Михайлович

«>Советский психолог, основатель отечественной школы дифференциальной психологии. Развивая учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, Теплов выдвинул программу изучения физиологических основ индивидуально-психологических различий человека. Теплов и его ученики изучали свойства нервной системы , создавали приемы их объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и формирование на их основе индивидуального стиля деятельности и др. Особую роль сыграл Теплов в разработке проблемы способностей, рассмотрев в ставших классическими трудах «Психология музыкальных способностей» и «Ум полководца» проблему природных задатков и формирования способностей в конкретных типах деятельности. Ряд трудов Теплова посвящен теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода) и истории психологии

«>Тихомиров Олег Константинович

«>Советский психолог, начал научную работу под руководством А. Р. Лурия, исследовал роль речи в регуляции движений у дошкольников, затем перешел к проблематике мышления, которой занимался всю жизнь. Тихомиров рассматривал познание как форму деятельности, творчество как порождение новообразований в процессах деятельности, отстаивал положение о несводимости психических процессов к информационным и вместе с тем придавал большое значение информационным технологиям в развитии деятельности. Постоянным сюжетом его работ было сопоставление естественного и искусственного интеллекта. Автор многих научных книг и учебника «Психология мышления».

«>Узнадзе Дмитрий Николаевич

«>Советский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы. УЗНАДЗЕ был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. УЗНАДЗЕ понимал установку как «границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой подход, по мысли УЗНАДЗЕ, позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат непосредственности», т. е. признание прямого и непосредственного действия объективных условий (стимулов) на сознание. Опосредствующим звеном выступает именно установка — целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности. Установка возникает при «встрече» имеющейся у субъекта потребности, с одной стороны, и объективной ситуации ее удовлетворения — с др. В многочисленных теоретических и экспериментальных исследованиях грузинской школы были изучены виды установок, их свойства, условия возникновения. Идеи УЗНАДЗЕ в настоящее время разрабатываются в основном грузинскими психологами и находят свое практическое применение в педагогической психологии, психотерапии и т. п. Дискуссионными проблемами теории установки являются ее соотношение с др. общепсихологическими теориями современной психологии, в частности с теорией деятельности (в вариантах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна). УЗНАДЗЕ также автор трудов по теории познания, общей, экспериментальной, возрастной психологии и университетских учебников по психологии. Программные работы УЗНАДЗЕ на рус. языке: «Основные положения теории установки» (1961), «Экспериментальные основы психологии установки».

«>Ухтомский Алексей Алексеевич

«>Российский физиолог, один из основателей физиологической школы Ленинградского университета, широко известен как автор учения о доминанте, которое прежде всего описывает взаимоотношения между очагами возбуждения в цетральной нервной системе, но нашло также широкое применение в психологии в качестве средства гипотетического объяснения разнообразных явлений от аффектов и внимания до интуиции, творческого мышления и личности. Л. С. Выготский («Этюды по истории поведения», 1930) цитирует ставшие афоризмом слова Ухтомского:

«> « Природа наша возделываема. Сами фундаменты, хотя и медленно, необходимо должны изменяться по мере роста все новых и новых условных связей». Глубокий смысл для психологии имеет и понятие функционального органа, предложенное Ухтомским.

«>Эльконин Даниил Борисович

«>Представитель отечественной психологической школы. В начале своей научной карьеры несколько лет в сотрудничестве с Л.С.Выготским изучал проблемы детской игры. Глубоко приняв его идеи, Д.Б.Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их развивал и конкретизировал, создав собственное научное направление в детской и педагогической психологии. Д.Б.Эльконину принадлежит теория периодизации детского развития. Разработал понятия кризисов развития, психических новообразований, ведущего и основного видов деятельности и другие. Его работы посвящены также проблемам теории и истории детства, особенностям психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностике, вопросам развития речи и обучения детей чтению. Несколько работ посвящены научным взглядам Л.С.Выготского. Автор большого числа работ, среди которых «Природа детства и предмет детской психологии», «Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского» (1966г.), «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» (1967 г.), «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) и многие другие.

отечественные психологи Узнать стоимость написания работы —>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

Источник: http://samzan.ru/192037

Отечественная психологическая наука

В нашей стране психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии сыграли труды А.И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» [22], которая внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Труды его создали естественнонаучную основу для современной психологии. По мнению советского ученого С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченов был крупнейшим русским психологом того времени. Научная деятельность И.М. Сеченова оказала влияние на исследования В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

Благодаря открытию И.П. Павловым механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

Позднее, на рубеже веков, экспериментальные исследования были продолжены учеными А.Ф. Лазурским, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпановым.

В конце XIX — начале XX в. психологические знания стали активно использоваться в клинике С.С. Корсаковым, И.Р. Тархановым, В.М. Бехтеревым. Психология стала проникать в педагогический процесс. В частности, широкую известность получили работы выдающегося российского ученого П.Ф. Лесгафта, посвященные типологии детей.

Заметную роль в истории отечественной психологии сыграл Г.И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране Психологического института. На смену основателям отечественной психологической науки пришли новые талантливые ученые: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, которые не только продолжили исследования, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х гг. XX в.

В этот период возникло несколько научных школ и направлений. Так, сформировалась известная психологическая теория развития психики человека Л.С. Выготского.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) — советский психолог, создатель культурно-исторической теории психики человека. Окончил юридический факультет Московского университета и историко-философский факультет университета имени Шанявского (1917). Научно-педагогическую деятельность начал в Гомеле. С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, в Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, Институте дефектологии. Был профессором Института психологии в Москве.

Суть культурно-исторической теории развития психики человека выражается в том, что развитие психических функций человека происходит в процессе опосредованного общением освоения ценностей культуры. Л.С. Выготский разделял психические функции на низшие и высшие.

Низшие функции (натуральные) — данные природой (сенсорная — восприятие, мнемическая — запоминание, моторная — двигательная). Натуральные функции преобразуются в высшие — культурные (механическая память становится логической; ассоциативное течение представлений — мышлением или творческим воображением; импульсивные действия — произвольными и проч.).

Высшие функции (произвольное внимание, произвольная память, логическое мышление) присущи только человеку. Высшие психические функции развиваются в процессе, освоения индивидом ценностей культуры, опосредованного общением.

В филогенезе происходит процесс интериоризации (от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению внешней социальной деятельности. Внешние средства — знаки (зарубки, жребий, громкое слово) преобразуются во внутренние (образ, элементы внутренней речи и т. п.), с помощью которых человек начинает управлять собой.

В онтогенезе существуют две стадии интериоризации:

В развитии всех высших функций Л.С. Выготский выделяет определенные стадии, следующие за стадиями развития натуральных функций:

Принцип развития сочетается с принципом системности. Л.С. Выготский ввел понятие «психологические системы», под которыми понимал целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (связи мышления и памяти, мышления и речи). В построении таких систем главная роль отводилась первоначально знаку, а затем значению как «клеточке», из которой разрастается ткань человеческой психики.

Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Знак (слово) — «психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Если К. Маркс писал об орудиях труда как средстве общения с природой, направленном на внешний мир, то Л.С. Выготский называл знак орудием изменения внутреннего мира человека. Ведь, прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Такой доречевой «материал», полученный от более ранних структур психического развития (низшие функции), «окультуривается» знаком и получается качественно новое строение, возникают высшие психические функции.

Значение — обобщенная форма отражения субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Л.С. Выготский раскрыл свое понимание категории «реакция». Он считал главной для человека особую реакцию — речевую. Эта реакция, конечно, тоже является телесным действием, но в отличие от других телесных действий дает сознанию личности иные измерения:

В системе четырех координат (организм, общение, смысл, культура) Л.С. Выготский пытался объяснить любой феномен психической жизни: в психические функции (внимание, мышление, память и проч.) вводились особые регуляторы — знаки, созданные культурой. Далее он перешел к изучению низших и высших психических функций.

Таким образом, поведение человека кардинально отличается от поведения животных, ибо оно социально по своему генезису, т. е. внутренне связано с общением людей и неотрывно от исторически возникающих культурных средств его управления.

На основе разработки проблем культурно-исторической теории Л.С. Выготский создал новое направление в детской психологии, включающее следующие положения:

Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) — советский психолог, философ, профессор, действительный член АПН

СССР, родился в семье богатого адвоката. После окончания с золотой медалью Одесской гимназии обучался в Германии во Фрейбургском и Марбургском университетах. В 1914 г. приезжает в Одессу, где сначала преподает в гимназии философию и психологию, а затем читает курс лекций в университете. Становится профессором этого университета. С 1930 г. работает в Ленинградском государственном педагогическом институте: заведующий кафедрой ЛГПИ с 1932 по 1942 г., с 1942 до 1950 г. является заведующим кафедрой психологии МГУ и одновременно директором Института психологии АПН СССР (1942-1945) и с 1945 г. — зав. сектором психологии Института философии АН СССР.

С.Л. Рубинштейн разработал принцип единства сознания и деятельности в философии, психологии, педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и проч.)

Рубинштейн выделил основные особенности деятельности:

Предметом изучения психологии Рубинштейн считал психику. Сущность психики заключается в отражении объективной действительности. В свою очередь, психика есть явление вторичное, как свойство материи, и связано с ее носителем — мозгом (особым образом организованной материей).

Возникновение и развитие человеческой психики и сознания осуществляются:

«Способности людей формируются не только в процессе усвоения продуктов, создаваемых человеком в процессе исторического развития, но также и в процессе их создания. Процесс же создания человеком предметного мира — это и есть вместе с тем развитие им своей собственной природы».

Развитие личности детерминируется многими факторами: психофизиологические, психические, социально-психологические и социальные. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «без сознания нет личности, но личность к сознанию не сводится». «Психофизиологическая природа не вытесняется и не нейтрализуется, а опосредствуется общественными отношениями и перестраивается — природа становится человеком».

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) — советский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР. Окончил Московский университет, отделение общественных наук, работал в Институте психологии и в Академии коммунистического воспитания в Москве вместе с Л.С. Выготским. С 1931 по 1935 г. возглавлял в Харькове группу молодых исследователей, с 1942 по 1945 г. руководил научной работой в Опытном восстановительном госпитале под Свердловском, с 1966 г. был деканом и зав. кафедрой общей психологии психологического факультета МГУ.

Опираясь на идеи культурно-исторической теории, детально разработал общепсихологическую концепцию (теорию) деятельности — деятельностный подход, суть которого в том, что психология есть наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессе деятельности индивида.

Методом изучения психики является анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, которая исследуется в ее филогенетическом, онтогенетическом, историческом, функциональном развитии.

Основные принципы: развитие и историзм, предметность, активность, интериоризация-экстериоризация, единство строения внешней и внутренней деятельности, системный анализ психики, зависимость психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных этим образом отношений субъекта в предметной действительности.

Категория деятельности используется как объяснительный принцип психики. Важнейшие характеристики деятельности — субъектность и предметность.

Специфика предметной детерминации деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъекта не непосредственно, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности. Деятельность человека всегда социально обусловлена.

Субъектность проявляется в активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; в личностном смысле (значение для меня), придаваемом мотивами различным событиям, действиям.

Деятельность рассматривается в трех планах: генетическом, структурно-функциональном и динамическом.

Генетический план деятельности предполагает, что исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая преобразование социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность.

Структурно-функциональный план деятельности построен на принципе анализа «по единицам» (Л.С. Выготский), при котором любая реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменятся содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый), вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный).

Динамический план деятельности предполагает изучение механизмов, обеспечивающих движение самой деятельности: над- ситуативная активность, определяющая саморазвитие деятельности и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая целенаправленный характер деятельности в постоянно изменяющейся действительности.

Уровни деятельности:

Действие — произвольная, преднамеренная, опосредованная

активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Это основная единица анализа деятельности. Действие всегда происходит опосредованно, через такие средства, как знаки, роли, ценности, нормы и проч. Применяя эти средства, субъект овладевает действием, превращая его в «личностное», принадлежащее ему самому. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительская и контрольная части. По способу функционирования действие является преднамеренным и произвольным.

Функция произвольного контроля и регулирования действий в онтогенезе осуществляется сначала взрослым в процессе совместной деятельности с ребенком. Затем вследствие интериоризации схем поведения и социальных норм ребенок сам начинает контролировать свои действия.

Преднамеренность действия возникает после принятия решения субъектом о том, что образ будущего результата действия соответствует мотиву его деятельности. Тогда этот образ действия приобретает для субъекта личностный смысл и выступает для него как цель действия.

При наличии намерения у субъекта возникает целевая установка — готовность к достижению предвосхищаемого результата действия. Целевая установка связана с образом предвидимой цели, в котором не представлены однозначно конкретные условия и способы ее эффективного достижения. Образ предвидимой цели задает лишь общие направления построения действия. Исполнительная часть действия определяется конкретными условиями ситуации.

В ходе выполнения действия осуществляется контакт субъекта с предметным миром, преобразование (внешнее или мысленное) предметной ситуации и достигаются определенные результаты, личностный смысл которых оценивается эмоциями. В процессе действия могут образовываться новые цели, изменяться место действия в структуре деятельности. Действие — это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель — это образ желаемого будущего результата. Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Крупная цель может подразделяться на более мелкие, достижению которых соответствуют свои действия. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей.

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В.М. Бехтерева. Является основателем ленинградской психологической школы, был деканом факультета психологии ЛГУ (1968-1972).

Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человека. Б.Г. Ананьевым был предложен один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии.

Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.

Б.Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.

Согласно теории Б.Г. Ананьева, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Это понятие также используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социального существа, использующего орудия труда, не отрицая биологической сущности человека. Человек как индивид обладает определенными первичными и вторичными свойствами (рис. 3).

Другое понятие — «личность», характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо (рис. 4). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер и т. п.

отечественные психологи

Рис. 3. Структура понятия «индивид»

Следующее понятие, которое выделял Б.Г. Ананьев, — «субъект деятельности» (рис. 5). По своему содержанию оно занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Прежде чем охарактеризовать человека как субъекта деятельности, необходимо уяснить смысл понятия «субъект», которое как философская категория чаще всего употребляется совместно с понятием «объект», т. е. они всегда находятся в определенной взаимосвязи. Объект — это существующий независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающее в виде цели, на которую обращена активность человека — субъекта воздействия. В зависимости от того, па что или па кого обращена активность человека, тот или иной предмет может выступать в качестве объекта, также объектом может быть и сама деятельность человека.

отечественные психологи

Рис. 4. Структура понятия «личность»

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности, что, в свою очередь, формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность.

Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости (рис. 6).

Рис. 6. Структура понятия «индивидуальность»

Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Врожденные характеристики и разнообразные условия воспитания порождают широкую вариативность проявлений индивидуальности.

Таким образом, человек — один из наиболее сложных объектов реального мира, а его структурная организация носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность.

Б.Г. Ананьевым позднее были выполнены фундаментальные историко-психологические исследования. Поиск средств для исследования развития во всей его сложности привел к формированию нового методологического подхода. Б.Г. Ананьев наглядно продемонстрировал преимущества комплексного, междисциплинарного подхода к проблеме человека, что позволило психологии действительно стать наукой о человеке во всей его сложности и многогранности. Антропологизм как принцип построения психологической науки позволил по-иному взглянуть на сам предмет психологии, который в концепции Б.Г. Ананьева предстает как многоуровневая системная организация психики.

Темы для рефератов

Источник: http://studref.com/355885/psihologiya/otechestvennaya_psihologicheskaya_nauka

Отечественные психологи

СТО ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ. 4

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ. 4

БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. 5

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАИЛОВИЧ. 7

БЛОНСКИИ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ. 10

БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА. 12

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ. 13

ВВЕДЕНСКИЙ НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ. 15

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ. 16

ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ. 18

ГАННУШКИН ПЕТР БОРИСОВИЧ. 20

ГРОТ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ. 22

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. 24

ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ. 26

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ. 27

ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА. 29

КРАВКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ. 30

ЛАЗУРСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ. 32

ЛАНГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ. 34

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. 36

ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ. 37

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ. 39

ОХОРОВИЧ ЮЛИАН ЛЕОПОЛЬД. 41

ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ. 43

ПЕТРОВСКИЙ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ. 45

РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ. 47

РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. 49

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАИЛОВИЧ. 51

СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. 53

ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ. 55

УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ. 57

УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ. 59

ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ. 62

ШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ. 63

ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ. 65

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИ. 67

АБРАХАМ КАРЛ. 67

АДЛЕР АЛЬФРЕД. 68

АЙЗЕНК ХАНС ЮРГЕН. 70

БЕРГСОН АНРИ. 74

БИНЕ АЛЬФРЕД. 78

БИНСВАНГЕР ЛЮДВИГ. 80

БРЕЙЕР ЙОЗЕФ.. 82

БРЕНТАНО ФРАНЦ.. 84

ВАЦЛАВИК ПАУЛЬ. 87

ВЕРТГЕЙМЕР МАКС. 88

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.. 90

ГАЛЬТОН ФРЕНСИС. 92

ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ФОН. 94

ГРОФ СТАНИСЛАВ. 95

ДЖЕМС УИЛЬЯМ.. 97

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ.. 99

КЕЛЕР ВОЛЬФГАНГ. 105

КЕЛЛИ ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДР. 106

КЕННОН УОЛТЕР БРЕДФОРД. 108

КЕТТЕЛЛ РЕЙМОНД БЕРНАРД. 110

КЛЯЙН МЕЛАНИ. 112

КРЕЧМЕР ЭРНСТ. 114

ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН. 118

ЛИНДЕМАНН ЭРИХ. 121

ЛИРИ ТИМОТИ. 123

ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ. 124

ЛОРЕНЦ КОНРАД. 126

МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ.. 128

МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД. 130

МИД МАРГАРЕТ. 132

МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ. 134

МОРЕНО ДЖЕКОБ ЛЕВИ. 135

МЭЙ РОЛЛО РИЗ. 137

ОЛПОРТ ГОРДОН. 139

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ.. 146

РОДЖЕРС КАРЛ. 149

САЛЛИВЕН ГАРРИ СТЭК. 150

СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК. 152

СОНДИ ЛЕОПОЛЬД. 154

ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС. 156

ТОРНДАЙК ЭДВАРД ЛИ. 158

УОТСОН ДЖОН. 160

ФЕРЕНЦИ ШАНДОР. 161

ФЕСТИНГЕР ЛЕОН. 163

ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР. 165

ФРАНКЛ ВИКТОР. 166

ФРЕЙД ЗИГМУНД. 170

ХОЛЛ СТЭНЛИ ГРЕНВИЛЛ. 176

ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН. 180

ЭРИКСОН ЭРИК. 181

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ. 186

ЯСПЕРС КАРЛ. 188

ВВЕДЕНИЕ

Книга «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе. Например, «200 великих психологов» или «300» и даже больше. Вопрос о том, кто более или менее велик, вообще вряд ли имеет смысл. Психологию можно сравнить с ночным небом, на котором, кроме звезд, видных невооруженным глазом, есть еще множество светил, которые человек может увидеть только с помощью сильной оптики. Но тем не менее они существуют и тоже являются частью Вселенной. Так же и психология, в истории которой есть множество забытых, полузабытых или просто «не столь великих» ученых, которые не попали в эту книгу.

Но это вовсе не принижает их значимости, т.к. если в природе существует закон сохранения энергии, то в науке есть закон сохранения мысли. Однажды высказанное мнение или предложенная гипотеза становятся мощным генератором мысли: порождают согласие или несогласие, оформляемые в одной или даже нескольких теориях, влекут за собой создание научных школ или же целых направлений в науке, не говоря уже о возникновении новых методов, и новаторство в сфере категориально-понятийного аппарата.

Во многом история психологии как науки — это памятник стремлению человека к самопознанию. Стремление заглянуть внутрь себя, понять то, что движет поступками и даже мыслями, и привело к поразительному разнообразию теорий, направлений и школ в психологии. И самое удивительное не то, что каждый ученый, исследовавший человеческую психику, находил что-то новое, а то, что результаты его изысканий почти никогда напрямую не опровергали выводов его предшественников. Данный парадокс, пожалуй, связан прежде всего со сложностью и многомерностью объекта исследования психологии — человеческой души.

Теперь и читатель, знакомящийся с книгой «100 великих психологов», имеет уникальную возможность окунуться в мир тайн, которые ученые разгадывают уже не одно столетие и, надо заметить, постоянно натыкаются на новые сюрпризы, которые преподносит им человек, и это, естественно, стимулирует их творческую активность. Возможно, чтение данной книги для кого-то будет не только приятным времяпрепровождением, но и стимулом к осмыслению проблем, которые привлекали и привлекают до сих пор просвещенные умы.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ

АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ

Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р.И. Черановского.

В этом кабинете проводились исследования умственной одаренности детей, их психологических особенностей в разном возрасте. Дипломная работа Ананьева, выполненная под руководством Черановского, также затрагивала подобные проблемы. Она была посвящена исследованию эволюции миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте.

В сентябре 1927 г. Б.Г. Ананьев был направлен на стажировку в ленинградский Институт мозга, а в 1928 г., после завершения учебы во Владикавказе, окончательно переехал в Ленинград. Основными проблемами, занимавшими его в то время, были проблемы классификации наук и методов психологии, вопросы формирования психики. При этом молодой ученый выступал за принятие и использование теоретических выводов всех научных школ, ратовал за установление принципиальной и дружественной атмосферы в науке.

Пытаясь поступить в аспирантуру Института мозга, Ананьев прочел на одной из конференций свой доклад «О социальной полезности музыканта (с психофизиологической точки зрения)». Доклад был посвящен музыке, ее власти над слушающими и ответственности исполнителя перед ними. Ананьев приводил также большое количество экспериментальных данных, подтверждающих теорию, сравнивал воздействие музыки с гипнозом. В марте 1929 г. он был принят в аспирантуру Института мозга.

В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим лабораторией психологии воспитания, в то же время организовал в одной из школ Ленинграда психологическую службу. В его лаборатории проводились исследования характеров школьников, в которые были вовлечены многие учителя Ленинграда. На основе этих исследований и полученных эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал свою первую монографию «Психология педагогической оценки», которая была опубликована в 1935 г.

В 1936 г. исследования в области педологии были запрещены, А.А. Таланкин, заведующий сектором психологии Института мозга, был арестован и осужден, а через год Б.Г. Ананьев был избран на его пост. В том же 1937 г. он стал кандидатом педагогических наук.

Из-за запрета педологии ему пришлось искать для себя новую сферу деятельности. Одним из направлений его исследований стала психология чувственного отражения. Он написал в этом русле несколько статей, основной мыслью которых была гипотеза о генезисе чувствительности. По его мнению, с самого начала индивидуального развития человека чувствительность выступает как функция целостного организма, а сенсорные процессы играют значительную роль в этом развитии.

Кроме того, он обратился к истории отечественной психологии, пытаясь выразить свое собственное отношение к этому предмету. По мнению ученого, на историю науки необходимо опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников он считал необходимым для дальнейшего развития собственных взглядов. В 1939 г. Б.Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию, посвященную истории психологии.

Когда во время войны Ленинград оказался в кольце блокады, весь Институт мозга был эвакуирован. Ананьев попал в Казань, а затем — в Тбилиси, где работал, как и многие психологи того времени, в психопатологическом кабинете госпиталя. Он наблюдал больных, перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением у них функции речи, утраченной в результате боевого ранения.

В 1943 г. Б.Г. Ананьев вернулся в Ленинград, где возглавил образованную в Ленинградском государственном университете кафедру психологии. Он сам подобрал большую часть преподавательского состава кафедры, организовал работу психологического отделения философского факультета. В это время он опубликовал большое количество работ, которые касались изучения осязания и других видов чувствительности, психологии речи, некоторых проблем детской психологии. Также Б.Г. Ананьев продолжал заниматься историей психологии и психологией личности. В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки истории русской психологии XVIII—XIX вв.». В некоторых статьях отчетливо просматривалась его идея о связи формирования характера и познания человека человеком, о некоторых закономерностях формирования человеческого самосознания.

На рубеже 1940—1950-х гг. Б.Г. Ананьев обращается к изучению нового направления, эмпирические основы которого были заложены в его работе в Институте мозга. Ученый занялся исследованием билатеральности мозга и его функций.

В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном юбилею Б.Г. Ананьева, ученый выступил с речью, в которой он обосновывал необходимость комплексных исследований человека, синтезирующих все существующие антропологические знания. Эту же мысль он выразил в статьях «Человек как общая проблема современной науки» и «О системе возрастной психологии», опубликованных в том же году. Однако эта идея в то время не была принята психологами.

Активная деятельность ученого была приостановлена болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес инфаркт. В следующее десятилетие своей жизни Борис Герасимович занимался исключительно научно-публицистической деятельностью, в 1962—1966 гг. он написал серию статей. В них он попытался реализовать замысел, возникший у него ранее, обобщил все исследования своих предшественников, а также свои собственные, обосновывая комплексный подход в исследовании человека. Большое влияние на него оказал опыт предшественников, в первую очередь В.М. Бехтерева.

В это же время Б.Г. Ананьев начал работу над книгой «Человек как предмет познания». Для этого в его лаборатории стали проводиться различные исследования. Первая группа этих исследований была посвящена изучению возрастной динамики психофизиологических функций у взрослых людей. Основой при этом послужил сравнительно-генетический метод, который давал возможность постоянно определять нормы развития взрослого человека различных возрастных групп.

Вторая группа исследований, наоборот, концентрировалась на исследовании нескольких людей в течение пяти лет. Это позволяло изучить целостное развитие индивидуальности на протяжении длительного времени. Таким образом, две группы исследований дополняли друг друга, что позволило Б.Г. Ананьеву получить более глубокие представления о различных возрастных статусах, о роли отдельных факторов в общем развитии личности. С другой стороны, исследования первой группы давали основу для большей объективности исследований второй группы.

В 1966 г. в Ленинградском университете был основан факультет психологии, включавший кафедры общей психологии, педагогики и педагогической психологии, эргономики и инженерной психологии Год спустя Б.Г. Ананьев стал деканом этого факультета. По его инициативе при ЛГУ был открыт Институт комплексных социальных исследований, а также лаборатория дифференциальной антропологии и психологии. Ученый активно участвовал в учебной и научной работе факультета. Он организовал такую совершенно новую форму обучения студентов, как творческие встречи с известными, маститыми учеными. За время работы Ананьева на факультете в ЛГУ приезжали А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, ученые из Киева и Тбилиси.

В начале 1970-х гг. Б.Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.

Научное значение трудов Б.Г. Ананьева трудно переоценить. Несмотря на то что ему пришлось отказаться от исследований в области педологии, ученый продолжил активную научную работу в различных областях психологии: от исторических основ науки до изучения чувствительности и некоторых психологических функций. Кроме того, Б.Г. Ананьев сделал многое и для дальнейшего развития психологической науки в стране, воспитания психологов. Как и другие великие ученые, он не до конца был понят современниками, однако впоследствии его научное наследие было оценено по заслугам.

Источник: http://studopedia.ru/19_226295_otechestvennie-psihologi.html

Вклад отечественных психологов

В развитие психологической науки

Основоположником отечественной научной психологии считается Иван Михайлович Сеченов(1829 – 1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получили физиологическую трактовку. Схема их протекания такая же, как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью.

Экспериментальное направление в психологии развивал Владимир Михайлович Бехтерев(1857 – 1927). Он основал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), затем Психоневрологический институт (1908) – первый в мире центр по комплексному изучению человека. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексию.

Одним из основателей экспериментальной психологии в России принято также считать Николая Николаевича Ланге (1858 – 1921). Он работал над проблемами познавательных психических процессов и их физиологическими основами.

Вклад в исследование памяти и индивидуальных различий людей внес Александр Петрович Нечаев (1870 – 1948).

Владимир Александрович Вагнер (1849 – 1934) является основателем сравнительной психологии в России.

Усилия Ивана Петровича Павлова(1849 – 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы значительно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Значительный вклад в развитие психологии XX в. внесли нижеперечисленные ученые.

Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) – выдающийся российский психолог и педагог. Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению личности, сформировал генетическую теорию памяти.

Лидия Ильинична Божович (1908 – 1981) – российский психолог. Основная область исследований – педагогическая и детская психология.

Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) – выдающийся российский психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе освоения индивидом ценностей культуры, многие методологические принципы психологической российской науки.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – российский психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности.

Александр Владимирович Запорожец (1905 – 1981) – видный российский психолог. Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте, теорию перцептивных действий.

Константин Николаевич Корнилов (1879 – 1957) – известный российский психолог. Разрабатывал принципы изучения личности, проблемы психологии воли и характера.

Алексей Николаевич Леонтьев(1903 – 1979) – выдающийся отечественный психолог. Вместе с Л.С. Выготским и А.Р. Лурией разрабатывал культурно-историческую теорию, выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся признанным теоретическим направлением в отечественной и мировой психологической науке.

Борис Федорович Ломов (1927 – 1989) – российский психолог. Заложил основы разработки проблем инженерной психологии. Изучая общие проблемы методологии психологии, сформулировал принципы системного подхода к анализу психических явлений, показал место и роль психологии в системе других наук.

Александр Романович Лурия (1902 – 1977) – российский психолог, основоположник нейропсихологии в нашей стране. Основное внимание уделял экспериментальному исследованию локализации высших психических функций.

Вольф Соломонович Мерлин (1892 – 1982) – отечественный психолог. Занимался проблемами дифференциальной психологии и психофизиологии.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в психологии, принципы детерминизма, личностного подхода.

Борис Михайлович Теплов (1896 – 1965) – отечественный психолог. Занимался проблемами психологии индивидуальных различий. Разработал психологическую концепцию способностей.

Даниил Борисович Эльконин (1904 – 1984) – отечественный психолог. Выдвинул концепцию периодизации возрастного развития, заложил основы детской психологии.

Отрасли психологии

Современная психология – сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований (рис. 6).

Выделение различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности; во-вторых, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих отраслях.

Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. Эти принципы являются одной из важнейших основ классификации психологии на отдельные отрасли.

отечественные психологи

Рис. 6. Отрасли психологии

Рассмотрим отдельные отрасли психологии.

По характеру деятельности

Психология трудаизучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни.

Инженерная психологияставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека.

Авиационная психологияисследует психологические закономерности деятельности человека в процессе летного обучения и выполнения полетов.

Космическая психологиявключает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости.

Педагогическая психологиязанимается исследованием психологических особенностей и закономерностей процессов обучения и воспитания. В задачи педагогической психологии входят изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения; психическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания и т.д.

Психология обучения изучает психологические основы дидактики, частных методик, программированного обучения и т.д.

Психология воспитания исследует психологию ученического коллектива, психологические основы исправительно-трудовой педагогики.

Медицинская психологиязанимается исследованием нарушений психической деятельности при различных заболеваниях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Нейропсихологияизучает соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами.

Психофармакологияисследует влияние лекарственных препаратов на психическую деятельность человека.

Психотерапияизучает и использует средства психического воздействия для лечения больного.

Психопрофилактика и психогигиенаразрабатывает систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психологияисследует психологию правонарушителей и преступников, а также вопросы, находящие отражение в судебной практике.

Судебная психологияизучает психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемых и т.д.).

Криминальная психологиязанимается психологическими проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления и т.д.

Исправительно-трудовая(пенитенциарная) психология изучает психологию заключенных в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т.д.

Военная психологияисследует психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих в ее разных формах и видах.

Психология спортаизучает закономерности проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревнований и тренировочной деятельности.

Психология торговливыясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов и т.д.

Психология искусстваизучает психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусства (литература, музыка, живопись и т.д.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности.

По развитию

Возрастная психологияисследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

Специальная психологияизучает отклонения в развитии психики.

Патопсихологияисследует отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Олигофренопсихологияизучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга.

Сурдопсихологияисследует психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты.

Тифлопсихологияизучает психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная психологияисследует филогенетические формы психической жизни.

Зоопсихологияизучает особенности и закономерности психики животных на разных этапах развития животного мира.

Этологияисследует врожденные механизмы поведения животных.

Источник: http://megalektsii.ru/s22596t2.html

Какие отечественные психологи занимались проблемами игры

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Эльконина, Д.В.Менджерицкой, А.В.Черновой, П.Г.Саморуковой, Н.В.Коротковой и другими) показали, что общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях служит основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей.

Проблема игровой деятельности очень актуальна в настоящее время, поэтому она исследована в трудах таких знаменитых педагогов и психологов как: Л.И. Божович, А. К. Бондаренко, З.М. Богуславская, Р.С. Буре, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.С. Денисенкова, Л.Е. Журова, А.В. Запорожец, Е.В Зворыгина, Г.И. Капчеля, К.А. Климова, Е.Е. Кравцова, А.М. Леушина, М.И. Лисина, Б.П. Никитин, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.

Многие отечественные психологи занимались изучением проблемы влияния игры на умственное развитие ребёнка-дошкольника.

А.В.Запорожец отмечал: «Важная роль игры в психологическом развитие ребёнка отмечается тем, что она вооружает дошкольника доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с

помощью внешних предметных таких содержаний, которые при других условиях были бы недосягаемы и, следовательно, не могли бы по-настоящему освоены».

С. Выготский отмечал: «Особенностью игровой деятельности детей является способность действовать в познаваемой, т.е в мысленной, а не видимой ситуации. В игре осуществляется постепенный переход действий в умственный план у младших дошкольников — игровые действия с опорой на предметы — заместители выполняются очень развёрнуто, у старших дошкольников они сокращены и обобщены, а игровой предмет заменяется словом».

Рассмотрению игры как многообразной практической, познавательной деятельности ребёнка большое внимание уделяет А. Люблинская. Она обрисовала игру как форму приобретения и уточнения знаний, средство действенного освоения знаний, как способ перехода от незнания к знанию. А.Люблинская видит в игре проявление мыслительной деятельности ребёнка, специфическую форму анализа воспринимаемого ребёнком явления и последующего синтеза.

Известным детским психологом Д.Б. Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений.

В исследованиях В.А. Недоспасовой показано, что игра — важная деятельность для интеллектуального развития ребёнка, так как в ней формируется механизм возможной смены позиций и координирование своей точки зрения с другими. Это способствует формированию интеллектуальных операций.

Существенным для понимания развивающего значения игры представляются также соображения, высказанные Л.А. Венгером. Он подчёркивал, что через содержание игры, а также поставленные перед ней дидактические задачи может происходить усвоение знаний, умений, развитие тех или иных способностей.

Но самое главное — в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский, подчёркивая, что «. в игре же дитя — зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же сознаниями».

Значительный вклад в разработку игры внёс П.Ф. Лесгафт. Он рассматривал игру как упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. П.Ф. Лесгафт подчёркивал большое значение «подражательных» игр, содержание которых связано с социальным окружением ребёнка. Он рекомендовал использовать стремление детей к игре, побуждать их к творчеству и самостоятельности.

Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой, видного педагога и общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она рассматривала игру как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Е.И. Тихеева обращала внимания внимание педагогов на необходимость руководить играми дошкольников.

Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детских садах содержится в работах А.П. Усовой. По мнению А.П. Усовой в игре ребёнок не учится жить, а живёт собственностью жизнью, на своём опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо».

Д.В. Менджерицкая изучала проблему игры, разрабатывала её основы. Главное внимание в её работах обращается на сюжетно-ролевую игру и те педагогические условия, при которых наиболее эффективно формируется игровая деятельность детей и их взаимоотношения.

Д.В. Менджерицкая создаёт научное направление исследования игры, в основе которого лежит идея развития ростков творчества. Она не переставала доказывать, что именно в тесной связи с развитием творчества способностей формируются все стороны личности ребёнка.

Важным этапом в развитии теории и практики детской игры являются работы Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковои. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка. Она не мистическое, внутренне присущее ребёнку качество, а исторически сложившаяся деятельность, которой овладевает ребёнок. Ей присуща добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является не продуктивной деятельностью. Кроме того, это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром»

Дата публикования: 2015-01-10 ; Прочитано: 4393 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/7-94881.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *