Психика человека — охарактеризуйте структуру психики человека

23.04.2020

Понятие о темпераменте и его физиологические основы. Анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека. Темперамент и свойства человека. Характер и черты личности. Основные компоненты, определяющие темперамент.

Психика человека

Понятие, структура (психические свойства, процессы и состояния) и природа психики человека. Основные сложные структурные образования личности: темперамент, жизненная позиция, характер и способности. Содержание понятий «сознание» и «бессознательное».

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления08.01.2013
Размер файла17,4 K

охарактеризуйте структуру психики человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру

Психика (от др.-греч. «дыхание, душа») — сложное понятие в философии, психологии и медицине.

Психика — это особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; это способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.).

Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека.

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

В структуре психики обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы

2) психические состояния

3) психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс, как составляющее структуры психики, это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные — активные и пассивные переживания; волевые — решение, исполнение, волевое усилие; и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В структуре психики различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием, входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния; при одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются:

1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности. 2) эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека:

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую изобирательность и уровень активности человека); психика личность сознание бессознательное

2) темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему отношений и способов поведения.

2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Первая характеристика сознания дана уже в самом его наименовании: со-знание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире.

Вторая характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». Отделение «я» от «не-я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д.

Четвертая характеристика сознания — наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется расстройством именно в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке — это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях, когда казалось бы ничто о ней не напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа; когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может; когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что сознание — это свойство высокоорганизованной материи мозга. Поэтому основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.

3. Соотнесите психологические понятия и их определения

1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;

2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;

3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

а) Сознание — 1) высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;

б) Самосознание — 3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя;

в) Бессознательное — 2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа.

1. Введение в психологию. Москва: «Академия», 1996;

2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995;

3. Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983;

4. Д.И. Дубровский «Информация. Сознание. Мозг». Москва: «Высшая школа», 1980;

5. М.К. Мамардашвилли «Проблема сознания и философское призвание». Москва, 1988;

6. З. Фрейд «Психология бессознательного», 1990;

7. З. Фрейд «Психоанализ и русская мысль», 1994;

8. Джордж Хендерсон «Психологический анализ культурных установок». Москва: «Добросвет», 1997;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие термина и основная структура психики человека. Главные психические процессы человека и их сущность. Психические состояния, возникаемые при различных стрессовых ситуациях и их воздействие на деятельность людей. Психические свойства человека.

контрольная работа [35,2 K], добавлен 27.11.2008

Характеристика психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы теории эволюции Ч. Дарвина. Нейрофизиологические основы психики человека, соотношение психического и физиологического в науке психофизиологии.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 09.04.2009

Основные функции психики человека: отражательная, регулирующая, побуждающая, смыслообразующая, контролирующая и ориентирующая. Развитие психики в филогенезе и онтогенезе. Мир психических явлений человека: процессы, свойства, состояния и образования.

презентация [337,3 K], добавлен 10.11.2015

Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание — высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.

лекция [278,0 K], добавлен 12.02.2011

Понятие, теории и типологии темперамента, их психологическая характеристика. Роль темперамента в деятельности человека. Фрагменты истории характерологии. Понятие характера, факторы его формирования и способы определения. Виды и структура способностей.

курсовая работа [798,9 K], добавлен 21.12.2011

Психология как наука, этапы ее развития, объект, предмет и задачи. Структура психики человека. Сознание и бессознательное. Психические познавательные процессы. Личность и межличностные отношения. История развития педагогики. Педагогический процесс.

курс лекций [1,8 M], добавлен 14.12.2010

Психика как субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, регулирование взаимодействия человека с внешней средой. Психические свойства и процессы (познавательные, эмоционально-мотивационные, личностные характеристики).

реферат [27,0 K], добавлен 22.06.2009

Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности. Бессознательное проявление в психике и поведении человека. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению.

курсовая работа [30,1 K], добавлен 02.06.2007

Сущность сознания как высшей ступени развития психики человека: формирование, проявление, значение. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Соотношение сознания и бессознательного.

курсовая работа [2,5 M], добавлен 18.06.2014

Понятие о темпераменте и его физиологические основы. Анализ основных типов характера, а также рассмотрение основных черт характера человека. Темперамент и свойства человека. Характер и черты личности. Основные компоненты, определяющие темперамент.

курсовая работа [25,9 K], добавлен 27.04.2011

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00234714_0.html

Структура человеческой психики

Современная наука исходит из того, что по своей сути человек — двусоставное существо. Его эволюция привела в конечном ито­ге к вытеснению природного (животного) начала в человеке со­циальным (культурным, цивилизованным). Она подразделяет­ся на два крупных этапа — биологический и социальный (или культурный). Первый длиннее, второй короче.

Биологическая эволюция длилась неизмеримо дольше культурной — 2,5 млн. лет. Развитие человека 40 тыс. лет на­зад прекратилось. К этому времени сформировались те фунда­ментальные признаки, и сегодня отличающие его от других животных: прямохождение, развитой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более про­должительное детство, овладение орудиями труда и огнем. Они послужили условием перехода от биологической к куль­турной эволюции. Все, что человек приобрел в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с культурой и обществом.

Развитие человека можно представить как процесс вытесне­ния природного начала социальным. Биологически передние конечности человека не приспособлены к тому, чтобы держать ложку или карандаш, застегивать пуговицы или перебирать клавиши рояля. Они превращаются в чувствительные инстру­менты пианиста только в процессе культурной эволюции.

У человека и животного есть общие и отличительные чер­ты. С высшими животными человека роднит наличие психики(от греч. psychikos — душевный) — совокупности душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, па-

мять и т.п.). А отличает от животных наличие сознания— высшей формы психики.

Психика — свойство высокоорганизованной материи по­добно тому, как мышление является функцией (но не частью) мозга. Психикаособая форма отражения действитель­ности, появляющаяся на определенной ступени биологиче­ской эволюции. Ее содержание — результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи гово­рят о личности, они подразумевают прежде всего психику.

Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр 3. Фрейд (18561939).Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области че­ловеческой культуры — мифологию, фольклор, художест­венное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только то природное начало, которое проявляется, когда человек некультурно себя ведет, но и то, что он от себя и от других скрывает. А еще точнее — что прячет от нас сама природа.

В структуре личности Фрейд выделил три главных компо­нента — «Оно», «Я» и «Сверх-Я», лежащие соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания.

Подсознание («Оно»)включает:

биологические потребности: сексуальные желания, отправления естественных надобностей, потребность в пище, защите от холода и т.д., вытесненные желания и влечения за­претного свойства (интимные побуждения);

вытесненные желания: безуспешные попытки добить­ся чьей-то любви, нереализовавшиеся мечты, затаенная оби­да, скандальные или компрометирующие поступки и т.п.

Наше подсознание впору уподобить социальному дну лич­ности, куда, как в сточную канаву, сливаются все осадки ду­ши и неудачно прожитые мгновения. Но это будет лишь поло­вина правды. Одновременно подсознание — природные запасы души. Как из недр качают нефть, которая дает энер­гию и свет, так и подсознание служит для нас неистощимой кладовой энергии.

«Оно» — зерно, из которого произрастают в процессе соци­ализации «Я» и «Сверх-Я». Это строительный материал лич­ности, резервуар инстинктивной психологической энергии — либидо. Мы не способны заглянуть в наше подсознание иначе, как осознав его, сделав объектом мысли, рефлексии. Но сло­ва, проникающие в подсознание, искажают первозданный об­раз. Точно так современный физик, пытающийся заглянуть в субатомный мир с помощью электронного микроскопа (он уве­личивает в 40 000раз), сбивает элементарную частицу с ее тра­ектории, т.е. искажает первоначальную картину. Ситуацию с бессознательным точно угадал еще в XIX веке русский поэт Ф. Тютчев, сказавший: «Мысль изреченная есть ложь». Бес­сознательное, согласно Фрейду, принципиально не может из­речь себя словами, но лишь косвенно: в оговорках, снах, фанта­зиях, бреду. Подсознанием правит принцип удовольствия, с которым приходится постоянно бороться, часто делая то, что не нравится, что должно делать.

Структура психики по З.Фрейду

Сознание,или «Я»(Ego), — компонента личности, управ­ляющая нашими контактами с внешним миром. Когда чело­век появляется на свет, у него есть только биологические по­требности, требующие немедленного удовлетворения, которое

доставляет организму удовольствие (снимает напряжение). Однако постепенно родители, а затем и окружающие приуча­ют ребенка ограничивать проявление естественных надобнос­тей, вести себя по правилам, сообразуясь с реальной обстанов­кой, делать то, что должно.

Так, в процессе воспитания человек приучается ограни­чивать себя. Со временем формируется его «Я», им управ­ляет другой принцип — принцип реальности. Он вынужда­ет нас во всем слушаться рассудка, логических аргументов, извлекать из всего выгоду, манипулировать обстоятельст­вами и людьми, все подвергать критике и сомнению, не по­верять первому встречному душевные порывы, обманы­ваться в своих ощущениях, скрывать мысли от окружающих. Рациональное «Я» делает нас не только чер­ствыми, бездушными, прагматичными, но также предпри­имчивыми, расчетливыми, способными добиваться успеха и выходить из трудных обстоятельств. Мы обязаны своему «Я» появлением самого совершенного орудия — логики мышления, механизма принятия решений. Достижения цивилизации — во многом результат деятельности «Я». Можно выразиться и так: фундамент социальной жизни людей, все, что выступает предметом изучения социологии, во многом порождены им.

Сознание двухчастно: а) рассудок, разум, логика, б) цензу­ра. Рассудок отбирает из окружающего мира лишь то, что со­ответствует самосохранению и утверждению «Я». Остальное отбрасывает. Но тот, кто занимается подобной сортировкой, и называется цензором.

Сверхсознание— «Сверх-Я». Эта часть структуры лично­сти разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество. «Сверх-Я» Фрейда — это закрепившиеся в человеке культур­ные нормы, правила, требования, запреты, стереотипы, зако­ны. «Сверх-Я» — среда обитания нравственных чувств.

Иначе понимал сверхсознание П. Сорокин (1898—1968) — выдающийся русско-американский социолог, продолжив­ший традицию русских религиозных философов П. Флорен­ского, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Соловьева.

Нравственные законы, составляющие содержание сверхсознания человека, абсолютны, в то время как законы логики и социальные нормы, которыми руководствуется в борьбе за существование наше «Я», всего лишь относитель­ны.Сознание и сверхсознание, по Сорокину, — два совершен­но разных мира. Один погружен в преходящее и временное, другой наполнен абсолютным и вечным. Нравственность и мораль — это заповедники самых возвышенных и вечных ис­тин, где человеку дышится необычайно легко.

Беда наступает, когда два мира путают местами. Когда аб­солютное люди превращают вотносительное, в обществе на­ступает хаос, а культура разрушается. Нравственное совер­шенствование личности можно представить только как вертикальное восхождение вверх — к Богу, в то время как обыденное существование «Я» разворачивается исключи­тельно в горизонтальной плоскости — в мире относительных ценностей. В вертикальной плоскости размещены бескорыст­ная альтруистическая любовь к ближнему, к Богу, сострада­ние, совесть, чувство вины, долга и т.д.

Поясняющий пример

Для изучения альтруистической любви П. Сорокин проанализировал около 4600 жизнеописаний святых и 500 американцев — современных носителей энергии любви. Он собирал исторические и личные свидетель­ства, экспериментально проверял их на студентах кол­леджей, пациентах больницы. И пришел к выводу: альт­руистическая любовь необходима для здоровья не только отдельных индивидов, но также социальных ин­ститутов, общества в целом. Спасение человечества в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством благодати творческой любви. П. Сорокин установил, что в сравнении с другими груп­пами населения религиозные люди отличаются наи­большим долголетием. Таким способом П. Сорокин ввел в научный оборот религиозные понятия и ценно­сти, придав им значение фундаментальных категорий.

Не все достигают вершин духа. Но великие религиозные деятели (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Мохандо

Ганди), великие духовные лидеры (Леонардо да Винчи, Ми-келанджело, Сократ, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) и мно­жество подвижников духа — аскетов, монахов, благочестивых аристократов и т.п. — знали, что такое творческое вдохновение, озарение, нравственная жертва. Яркие тому примеры — Елиза­вета Федоровна, сестра русской императрицы (продала все свое имущество и основала в начале XX в. Марфо-Мариинскую оби­тель милосердия), наша современница монахиня мать Тереза. Обыкновенные люди обладают не столь ярким самоосознанием, но, совершая небольшие нравственные поступки, они формиру­ют свою личность и укрепляют стабильность общества.

Понятия:психика, подсознание, сознание, сверхсознание.

Вопросы и задания

1. Чем похожи и отличаются психика животных и людей?

2. Охарактеризуйте структуру психики человека.

*3. Проанализируйте роль природных и социальных факто­ров в процессе эволюции человека. Укажите роль таких факторов, как возникновение речи, развитие мозга и осво­ение огня.

*4. Расскажите о теории 3. Фрейда и понимании сверхсозна­ния П. Сорокиным. Проведите между ними разграничение.

*5. Почему развитие человека можно представить как про­цесс вытеснения природного начала социальным?

*6. Как связаны в теории Фрейда принцип реальности и цензура?

‘Проблема.Когда говорят о «внутреннем голосе» челове­ка, какую составляющую его психики имеют ввиду?

Практикум.Перед вами таблица. Слева даны названия уровней психики по Фрейду, а справа — определения. Но те и другие не согласуются по строке. Какому названию какое определение должно соответствовать?

НазваниеОпределение
ПодсознаниеСовокупность рассудочных правил
СознаниеОбласть нравственных чувств
СверхсознаниеСфера вытесненных желаний

§ 18 (§ 39). Элементы человеческой психики и сознания

Важную роль в организации психической жизни человека иг­рают инстинкты и рефлексы— то, что совершенно им не кон­тролируется и полностью задано природой. Инстинкт само­сохранения (выживания) — самый важный из них, обуслов­ливающий многие действия людей. Вы обожглись или уколо­лись и тут же отдернули руку. Болевой стресс — это физиоло­гическое предупреждение, что вы переступили черту и нару­шили инстинкт самосохранения. Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.

Рядом располагаются потребности— также малоуправляе-мые побудители действий. Вы проголодались и немедленно спе­шите утолить голод. Из курса обществознания для 8—9 классов вам известно, что, согласно теории А. Маслоу, потребности обра­зуют некую иерархию. Вслед за потребностями следуют при­вычки— приобретенные человеком способы удовлетворять по­требности и реагировать на инстинкты. Привычек у каждого — десятки и сотни тысяч. Они, как мельчайшие атомы, соединяю­щиеся в молекулы, составляют ткань повседневного поведения. Ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д. — ваши повседневные помощники, присутствие которых вы и не должны замечать. Они — как хорошие слуги: все делают авто­матически, вовремя и подходящим способом.

Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одномдействуют автоматически, неосознанно. Но спо­соб их приобретения разный. Привычки надо тренировать, они закрепляются только после долгого повторения. Сколь­ко месяцев требуется родителям для того, чтобы научить ре­бенка ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать их? Дни, месяцы, годы? Сколько уходит времени и сил, чтобы отучить его ползать и научить передвигаться на двух ногах? А сколько еще полезных и важных привычек приходится ро­дителям привить ребенку, отправляющемуся в долгое плава­ние по жизни?! Не открывай дверь незнакомым, чисти зубы два раза в день, не плюй на пол и т.д. и т.п.

Привычкирезультат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, режестихийного. Вы

приехали на месяц в гости к родственникам и вскоре поняли, что утром лучше вставать попозже. Тогда освободится ванная и туалет, вы не будете мешать, раздражать их и т.д. Вскоре у вас вырабатывается привычка вставать позже. Но вот вы вер­нулись домой, и привычка отмерла за ненадобностью. Это на­ши временные помощники. Множество привычек вы приобре­таете вшколе, на улице, привозите с собой из лагеря отдыха, из туристического похода и т.д.

Итак, привычки бывают: временные и постоянные, инди­видуальные и коллективные. Пример коллективной привыч­ки — просмотр телесериалов. Каждый день, побросав все до­машние дела или одновременно с ними, многие жадно всматриваются в телеэкран. Потом события обсуждаются при встречах с соседями и знакомыми, за праздничным столом, об­суждаются по телефону и т.д. К телевизорам в определенное время автоматически устремляются миллионы людей всех воз­растов, сословий, национальностей. Когда время просмотра из­меняется или сериал прекращается, у них возникает ощуще­ние, будто их в чем-то обокрали.

Более сложным образованием выступают мотивыосмыс­ленные побудители действия. Сыщик, раскрывая преступле­ние, в первую очередь старается обнаружить скрытые мотивы поступка — корыстную цель, определенный интерес. Один стре­мился присвоить тетушкино наследство, другой — свести счеты сдавним соперником, а третий — отомстить за поруганную честь. Сыщик помнит заповедь: узнай мотивы, и ты устано­вишь виновника, а следовательно, и причины преступления.

В большинстве своем преступления мотивированы, т.е. ос­мыслены, но бывают среди них и немотивированные: винов­ный не знает, почему он схватил нож и ударил. Следователь не находит у него разумных объяснений, т.е. мотивов. Итак, в строгом смысле слова «мотив» и «потребность» — не одно и то же. Мотивразумно объясненная причина поведения, ос­мысленное действие. Потребностьвсего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровож­даемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.

Выше этажом в нашей психике расположен огромный мир чувств. С определением чувства вы встретились в первой гла-

ве этой книги. Чувств очень много, и они разнообразны по сво­ей природе — от простейших ощущений и промежуточных эмо­ций-переживаний до сложнейших социальных чувств.

Сложность чувств объясняется тем, что одни из них опре­делены нашей физиологической конституцией. Их комбина­цию чаще всего именуют темпераментомтипом психиче­ского склада индивида. Различают сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, на­пример чувство порядочности, чувство долга, чувство уваже­ния к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли.

Сила волиспособность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, преодо­левать препятствия. В основе труда, как и в основе воспита­ния, лежит сила воли. На ней, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного об­разования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое, определяющее характер человека. Какие бы­вают характеры? Чем различаются характер и темперамент?

Иметь характер еще не значит стать личностью. Лич­ностьвысшее достижение человеческих усилий, ре­зультат кропотливой работы над своим духовным ми­ром. Характер придает человеку индивидуальность. Если у вас есть характер — вы индивид, но еще не личность.

Разнообразие мира чувств есть душевное богатство челове­ка. Отзывчивость, сострадание, чистосердечность и многое

Все названные выше элементы внутреннего мира человека образуют сложные конфигурации, поэтому наши поступки — чаще всего результат целой совокупности мотивов, целей, ценностей, устремлений. Одной из таких конфигураций вы­ступает деятельность.

Деятельность внутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая со­знанием.Деятельность включает: цель, средства, резуль­тат, действия (сам процесс).

Отдельные действия краткие: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в це­почку и повторяются изо дня в день, мы говорим о деятельнос­ти. Однократное посещение магазина — действие, но повторя­ющееся хождение туда — это уже деятельность. Отдельные действия, связанные с домашним хозяйством, объединяются в домашнюю деятельность (или работу). И так повсеместно. Занятие, работа, деятельность — это рядом расположенные понятия. Человеческое общество развивается благодаря дея­тельности людей.

Поскольку деятельность проявляется во всех сферах обще­ства, то ее виды классифицируются в соответствии с формами жизнедеятельности общества. Так, например, политическая деятельность относится к сфере политики, экономическая де­ятельность — к сфере экономики и т.д.

Ведущие в современном обществе виды деятельности — познавательная, информационная, интеллектуальная, ду­ховная, творческая. Приобщение к духовным ценностям вы­ступает не просто возможностью или пожеланием, но настой­чивой необходимостью. Общество, отставшее в развитии фундаментальных наук, высоких технологий, образования и культуры, обречено быть периферией мировой цивилизации. И наоборот. Страна, испытывающая материальные трудно­сти, падение экономики и производства, но сохранившая ин­теллектуальный потенциал, способна в короткие сроки на­верстать упущенное.

Понятия:инстинкты, рефлексы, потребности, привычки, мотивы, чувства, разум, дух, личность, деятельность.

Вопросы и задания

1. Проведите различие между следующими понятиями: душа, разум, инстинкты, чувства, потребности, привычки.

2. Почему привычки являются более простым психичес­ким образованием, чем мотивы? Ответ аргументируйте.

3. Выберите в качестве объекта кого-то из членов своей семьи, знакомого или друга. Составьте его духовный и душевный портрет. Какие качества вы выделили бы в нем особо?

4. Приходилось ли вам когда-нибудь испытывать или тре­нировать силу воли? Расскажите об этом.

5. Раскройте проблему мотивов на конкретных примерах, например на своем собственном поведении или действиях литературных героев.

*6. Как вы думаете, чего больше должно быть в человеке — духовного или душевного богатства? Обоснуйте свою точку зрения.

*7. Охарактеризуйте взаимосвязь духовного, интеллекту­ального, художественного и информационного видов дея­тельности. В чем они сходны и чем различаются? ■ Проблема.Можно ли считать личностью каждого человека? Практикум.Продолжите высказывания:

Источник: http://allrefrs.ru/1-67671.html

Охарактеризуйте структуру психики человека

Если придерживаться наиболее признанной на сегодня в науке эволюционистской концепции развития жизни на Земле, то следует признать, что психика является мощным адаптивным механизмом, а ее глобальной, стержневой функцией является способствование выживанию организмов и биологических видов за счет повышения эффективности их взаимодействия с окружающим миром. Эффективность этого взаимодействия увеличивается благодаря повышению интенсивности и адекватности поведения индивида, наделенного психикой, а также благодаря увеличению доли совместных действий особей в общей жизнедеятельности вида. Этим трем факторам повышения выживаемости соответствуют три основные функции психики : стимуляция активности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с себе подобными. Последнюю функцию (особенно применительно к человеку ) целесообразно обозначить как общение, включающее в себя не только коммуникативную (передача информации) составляющую, но и перцептивную (восприятие и понимание человека человеком), и интерактивную (обмен действиями)

Каждая из трех означенных функций представляет собой единство двух компонентов. Первая — активности и реактивности, вторая — познания (отождествляемого некоторыми исследователями с психическим отражением в целом) и регуляции, третья — взаимодействий и взаимоотношений. Специальных пояснений этим двуединствам здесь не приводим, поскольку все необходимые обоснования каждого из них представлены ниже в главе, посвященной общению и деятельности, и частично в заключительном разделе, а также в научной литературе [24, 79, 80, 166, 506]. Если каждую функцию представить в виде одной из ортогональных осей в трехмерном евклидовом пространстве, то получим каркас трехмерной модели функциональной структуры психики (рис. 3.2).

охарактеризуйте структуру психики человека

Представленная модель имеет фронтальную плоскость, образованную осями «активность» и «психическое отражение», горизонтальную плоскость, образованную осями «психическое отражение» и «общение», и сагиттальную плоскость, образованную осями «активность» и «общение».

В контексте нашего дальнейшего изложения первоочередной интерес представляет фронтальная плоскость модели, идея и первая редакция которой были предложены в 80-х гг. В. А. Ганзеном [166]. Ее последующая модернизация осуществлена в наших работах [498, 506, 520 и др.].

Строгость и стройность модели Ганзена предопределились опорой на четыре принципиальных положения. Первое состоит в учете дихотомической организации мира, а следовательно, и психики. Единство противоположностей, заключенное в реальных объектах и обеспечивающее как их равновесие, так и развитие, позволяет при анализе объектов реальности раздваивать их на пары (диады), а при синтезе — объединять их в единое целое. Область пересечения членов этих пар дает третий промежуточный элемент, который чаще всего можно рассматривать как границу между ними. Взаимодействие человека со средой есть целостное явление. Дихотомический подход позволяет выделить в этом взаимодействии такие первичные пары, как субъект — объект, отражение — регуляция, активное — реактивное поведение и т. д.

Второе положение, по сути являющееся частным проявлением первого, заключается в том, что психика рассматривается как система с двумя фундаментальными противоположными свойствами, присущими всем объектам реальности: неоднородностью и целостностью. Неоднородность (и соответственно тенденция к дифференциации частей психики как целого) выражается в существовании различных психических функций и проявляется в различных психических явлениях. Это дает возможность использовать при изучении и описании психики метод системного анализа. Целостность психики (и соответственно тенденция к объединению ее частей) заключается в неразрывном единстве всех ее функций и проявлений, что обеспечивает интеграцию всей внутренней психической жизни индивида и его непрерывную взаимосвязь с окружающим миром. Это свойство психики дает возможность при ее изучении и описании применять системный синтез.

Таким образом, реализация указанных двух положений позволяет представить функциональную структуру психики как трехуровневое иерархическое образование, где уровнем наивысшей степени общности является уровень интеграции, раздвоение интегративной функции на психическое отражение и регуляцию дает второй субординационный уровень, а раздвоение функций отражения и регуляции на активные и реактивные формы дает третий уровень — уровень парциальных функций. Эта субординация может быть описана в общенаучных категориях, что представлено графически на рис. 3.3 а.

охарактеризуйте структуру психики человека

Третье принципиальное положение — это использование базисного метода для структурирования информации, полученной при изучении психики. Идея метода состоит в соотнесении совокупности элементов описания объекта (в нашем случае психики) с совокупностью элементов выбранного базиса. Это соотнесение осуществляется путем выявления соответствия (или близости) характеристик описываемого явления компонентам базиса. Данный метод придает описаниям упорядоченность, устойчивость и относительную полноту. Важным качеством этого метода является «открытость» полученных с его помощью описаний, т. е. возможность внесения дополнений и коррекций без коренных изменений в целом. Именно это обстоятельство позволило в дальнейшем модернизировать рассматриваемую модель.

Четвертое важнейшее положение постулирует возможность исчерпывающего описания любого объекта действительности через пространственно временные и информационно энергетические показатели. Следуя дихотомическому принципу и опираясь на философский анализ категории «материя», пространство и время рассматриваются как диалектическая пара форм существования материи, а энергия и информация — как диалектическая пара условий способа существования материи, т. е. движения. Это позволяет ввести основополагающий для систематики свойств различных объектов базис, названный В. А. Ганзеном «пентабазисом СПВЭИ». Пентабазис включает в себя пять базовых частей: субстрат (С), пространство (П), время (В), энергия (Э), информация (И). Пространство, время, энергия и информация определяют неоднородность и многообразие проявлений (свойств) объектов, в том числе психики, что отмечалось при изложении принципа целостности. Субстрат символизирует синтез всех этих свойств в одном объекте, интеграцию частей в единое целое.

Целенаправленное применение перечисленных принципов позволило В. А. Ганзену представить функциональную структуру психики человека в наглядной форме в виде графической схемы, где каждая триада психологических понятий реализует какую-либо парциальную функцию психики на третьем уровне их конкретизации (реактивное познание, реактивную регуляцию, активное познание, активную регуляцию) и функцию интеграции.

Перцепция в форме ощущений и восприятий осуществляет реактивное отражение, так как эти процессы непроизвольны, безусловны, непосредственны, причинно-следственны. Иначе говоря, на этом уровне психического отражения инициатива во взаимодействии между субъектом и объектом принадлежит объекту как раздражителю, как причине возникновения психического процесса. Непосредственность означает прямое взаимодействие субъекта с объектом. Безусловность означает, что результат взаимодействия (ощущение) возникает независимо от воли субъекта; он не в состоянии его изменить или устранить. Причинно-следственность указывает на направление процесса — от объекта к субъекту: изменения в объективном мире вызывают изменения в субъективном мире, т. е. появление, изменение или исчезновение ощущения, но не наоборот (вспомним принципы объективности и детерминизма). Ощущения и восприятия позволяют ориентироваться в среде и отвечать на вопросы «что?» и «где?». Следовательно, они соотносятся с базисным понятием пространства. Мышление в образной (представления) и знаковой (речь) формах выполняет активное отражение, так как позволяет путем активных преобразований информации (в первую очередь путем логических рассуждений) проникнуть в сущность явлений, скрытую от непосредственного чувственного познания через ощущения и восприятия. Этот психический процесс сопоставим с информационной частью пентабазиса. Аффект реализует функцию реактивного приспособительного регулирования в форме эмоций и чувств. В них обобщен опыт индивида и предшествующих поколений, что позволяет соотнести аффект с базисным понятием времени. Воля выполняет активное регулирование через волевые действия, побудителями которых выступают мотивы. Воля как движущая сила сопоставима с понятием энергии. Интеграция производится сознанием и так называемыми «сквозными» процессами (память и внимание). Память объединяет информацию в одном хранилище, а внимание «связывает» субъекта с объектом психической деятельности. Сознание олицетворяет собой высшего интегратора, в котором объединены все психические функции. Психика в целом функционирует в некоторой среде. На «входе» расположены первичные психические процессы — ощущения и эмоции. На «выходе» — действие и речь как явления, результирующие внутреннюю работу психики.

Эту схему мы пока принимаем за исходную для системного изложения дальнейшего материала. Наложением на нее ряда дополнений и изменений можно получить более подробную схему функциональной структуры психики человека.

Источник: http://murzim.ru/nauka/psihologija/vvedenie-v-psihologiju/26593-funkcionalnaya-struktura-psihiki-cheloveka.html

Охарактеризуйте структуру психики человека

Психология изучает внутренний мир психических явлений, процессов, состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Структуру человеческой психики составляют психические процессы, психические свойства, психические состояния.Ряд ученых в состав структуры психики включают психические образования.

Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Психические процессы делятся на: познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь), эмоциональные и волевые.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним относятся активность, пассивность, бодрость, усталость, апатия и другие.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений, а также привычки.

Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения.

На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения.

На высшей его стадии сформировались сознание и самосознание людей, специфика их проявления в общественной жизни.

Психическое отражение характеризуетсярядом особенностей:

1. Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

5. Преломляется через индивидуальность человека.

Источник: http://studopedia.ru/9_56340_vopros—raskrit-strukturu-psihiki-oharakterizovat-priznaki-psihicheskogo-otrazheniya.html

Психика человека как система, ее структура, компоненты и элементы

2.4. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного

Психика – сложная система, подсистемы которой состоят из иерархически организованных изменчивых элементов. Основные свойства психики – системность, целостность , нерасчлененность. Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования, подробно рассмотренные в Лекции 1.

С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.

Бессознательное (англ. unconscious mind, the unconscious) – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции.

Бессознательное может рассматриваться как источник мечтаний, спонтанных мыслей, которые появляются без всякой видимой причины, хранилище забытых воспоминаний, центр неявных знаний. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата Зигмундом Фрейдом. Различные проявления бессознательного исследуются в прикладной клинической и экспериментальной психологии. Типы бессознательных явлений показаны на рис. 2.7.

охарактеризуйте структуру психики человека

Часто понятие «бессознательное» заменяется термином «подсознание» (англ. subconsciousness), который не является строго научным с точки зрения психологической науки. На рис. 2.8 показаны различные психологические характеристики, отнесенные к феноменам сознания и подсознания.

охарактеризуйте структуру психики человека

Предсознание (англ. preconscious) – это

Понятие «предсознание» обозначает феномены психики, которые в данный момент находятся за фокусом сознания, однако тесно с ним связаны, влияют на его функционирование и с изменением условий сравнительно легко переходят в его сферу.

Понятие «неосознаваемое» (англ. nonconscious) обозначает автоматические, в том числе и рефлекторные, действия, не контролируемые сознанием (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе).

Сверхсознание (англ. higher consciousness ) – разновидность неосознаваемого, это эмоционально-образная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций.

Проявления сверхсознания: преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.). Физиологический механизм сверхсознания – правополушарная доминанта.

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, способствующее функционированию сознания.

2.5. Структура сознания

Феноменологическая психология – основанное на идеях и методах феноменологии направление психологии, в рамках которого на дескриптивном (описательном) уровне исследуется феномен сознания вне связи его с физическим миром. Основным методом изучения сознания в феноменологической психологии является интроспекция в сочетании с методами изучения мозговой активности.

На рис. 2.9 представлены эмпирические характеристики, формы, функции, компоненты, свойства и уровни ясности сознания человека.

охарактеризуйте структуру психики человека

По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.

По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [5, С. 137-138].

Сознание как процесс – поток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в «фокусе внимания» субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на «периферии сознания» и являются слабоуправляемыми.

Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.

Свойства сознания человека:

Эмпирические характеристики сознания:

Краткие итоги

Психика – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы организма.

Стадии развития психики животных: стадия сенсорной психики _ стадия перцептивной психики _ стадия интеллекта.

Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования. С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.

Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

Бессознательное – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, которое также способствуют функционированию сознания.

Источник: http://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16752?page=3

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *