Зигмунд Фрейд – краткая биография основателя психоанализа | Winners Academy — философия психоанализа кратко

07.07.2019

Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд – австрийский психиатр, психолог и невролог. Наибольшую популярность ему принесла теория психоанализа, основателем которой он является. За свою жизнь он издал около 24 публикаций (книг, научных работ по медицине), был удостоен премии Гёте.

философия психоанализа кратко

Зигмунд Фрейд (полное имя – Сигизмунд Шломо Фрейд) – австрийский психолог, невролог и психиатр. Ему принадлежит заслуга основания психоанализа – теории об особенностях поведения человека и причинах этого поведения.

В 1930 году Зигмунд Фрейд был удостоен премии Гёте, именно тогда его теории получили признание обществом, хотя и оставались «революционными» для того периода времени.

Краткая биография

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберг (современная Чехия), население которого насчитывало около 4500 человек.

Его отец — Якоб Фрейд, был женат во второй раз, от первого брака у него было двое сыновей. Занимался он торговлей тканями. Мать Зигмунда – Натали Натансон, была вдвое моложе отца.

В 1859 году из-за вынужденного закрытия бизнеса главы семейства, семья Фрейдов переехала сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Зигмунду Шломо было на тот момент 4 года.

Период учебы

Первое время Зигмунда воспитывала мать, но вскоре этим занялся отец, который хотел лучшего будущего для него и всячески прививал сыну любовь к литературе. Это у него получилось и Фрейд-младший сохранил эту любовь до конца своей жизни.

Учеба в гимназии

Прилежность и способность к обучению позволили Зигмунду в 9 лет поступить учиться в гимназию – на год раньше обычного. На тот момент у него уже было 7 братьев и сестер. Родители выделяли Зигмунда за его талант и стремление изучать все новое. Вплоть до того, что остальным детям запрещалось заниматься музыкой, когда он занимался учебой в отдельной комнате.

В 17 лет юный талант окончил с отличием гимназию. К тому моменту он увлекался литературой и философией, а также знал несколько языков: немецкий в совершенстве, английский, французский, итальянский, испанский, учил латынь и греческий.

Не нужно говорить, что за весь период учебы он был учеником №1 в своем классе.

Выбор профессии

Дальнейшее обучение для Зигмунда Фрейда было ограничено рамками из-за еврейского происхождения. На выбор ему оставалась коммерция, промышленность, медицина или юриспруденция. После некоторых раздумий он выбрал медицину и поступил в Венский университет в 1873 году.

В университете он стал изучать химию и анатомию. Однако больше всего ему нравилась психология и физиология. Отчасти из-за того, что в университете лекции по этим предметам читал известный Эрнст фон Брюкке.

Также Зигмунд был под впечатлением от популярного зоолога Карла Клауса, с которым в дальнейшем проводил научную работу. За время работы под руководством Клауса «Фрейд быстро выделился среди других учеников, что позволило ему дважды, в 1875 и 1876 годах, стать стипендиатом Института зоологических исследований Триеста».

После университета

Будучи рационально мыслящим человеком и поставив перед собой цель добиться положения в обществе и материальной независимости, Зигмунд в 1881 году открыл врачебный кабинет и занялся лечением психоневрозов. Вскоре после этого он стал применять кокаин в лечебных целях, пробуя сначала его действие на себе.

Коллеги на него косились, некоторые называли авантюристом. Впоследствии ему стало ясно, что от кокаина неврозы вылечить не получится, а вот привыкнуть к нему достаточно просто. Фрейду стоило большого труда отказаться от белого порошка и завоевать себе авторитет чистого врача и ученого.

Первые успехи

В 1899 году Зигмунд Фрейд выпустил книгу «Толкование сновидений», которая вызвала негативную реакцию в обществе. Ее высмеивали в прессе, некоторые из коллег не хотели иметь с Фрейдом ничего общего . Но книга вызвала большой интерес за рубежом: во Франции, Англии, Америке. Постепенно отношение к доктору Фрейду менялось, его истории завоевывали все больше сторонников и среди медиков.

Знакомясь со все большим количеством пациентов, в основном это были женщины, жаловавшихся на различные недомогания и расстройства, используя методы гипноза, Фрейд построил свою теорию о бессознательной психической деятельности и определил, что невроз — это защитная реакция психики на травмирующую идею.

В дальнейшем он выдвинул гипотезу об особой роли неудовлетворенной сексуальности в развитии невроза. Наблюдая за поведением человека, его поступками — особенно плохими, Фрейд пришел к выводу, что в основе действий людей лежат бессознательные мотивы.

Теория бессознательного

Пытаясь отыскать эти самые бессознательные мотивы — возможные причины неврозов, он обратил внимание на неудовлетворенные влечения человека в прошлом, которые приводят к конфликтам личности в настоящем. Эти чужеродные эмоции как бы мутят сознание. Они были истолкованы им как главное свидетельство существования бессознательного.

В 1902 году Зигмунду предоставили должность профессора невропатологии в Венском университете, а через год он стал организатором «Первого международного психоаналитического конгресса». Но международное признание его заслуг пришло к нему только в 1930 году, когда город Франкфурт-на-Майне наградил его премией Гёте.

Последние годы жизни

К сожалению, последующая жизнь Зигмунда Фрейда оказалась наполнена трагическими событиями. В 1933 году в Германии к власти пришли фашисты, евреи стали подвергаться гонениям, книги Фрейда сжигали в Берлине. Дальше хуже — он сам оказался в венском гетто, а его сестры в концентрационном лагере. Его все же смогли вызволить, в 1938 году он вместе с семьей уехал в Лондон. Но жить ему оставалось всего год: он страдал от рака полости рта, вызванного курением.

23 сентября 1939 года Зигмунду Фрейду было введено несколько кубиков морфия, дозы, достаточной для прерывания жизни ослабленного болезнями человека. Он умер в 3 часа утра в возрасте 83-х лет, тело его было кремировано, а прах помещен в специальную этрусскую вазу, которая хранится в мавзолее Голдерс-Грин.

Источник: http://www.vdovgan.ru/zigmund-frejd/

Ассоциация Философского Искусства

НовостиВсе новости
01.02.2018

Друзья!

4 февраля 2018 года

состоится очередной семинар

доктора философских наук,

профессора

НАЗИПА ХАМИТОВА

«ФИЛОСОФИЯ КИНО И ПСИХОАНАЛИЗ».

Новая тема:

«ЖЕНС КАЯ КРАСОТА И ДЕСТРУКТИВНОСТЬ»

Источник: http://aphy.net/articles/51-magbookath/506-khamitov-outside-the-psycho-analysis-of-freud

Эрих Зелигманн Фромм

философия психоанализа кратко

Краткая биография

Эрих Зелигманн Фромм – немецкий психолог, психоаналитик, социолог, философ, один из крупнейших представителей неофрейдизма — родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 г. Его родители были ортодоксальными иудеями, и Эрих получил прекрасное для своей среды образование. В родном городе он учился в гимназии, где обучение общеобразовательным предметам сочеталось с преподаванием иудейских религиозных традиций и теоретических основ вероисповедания. После окончания гимназии Фромм вошел в число тех, кто организовал «Общество еврейского народного образования».

С 1919 г. по 1922 г. являлся студентом Гейдельбергского университета, где основным объектом изучения являлись психология, социология и философия. По окончании учебного заведения Эрих Фромм получил степень доктора философии. Увлекшись идеями Зигмунда Фрейда, порвал с прежними ценностями и приоритетами, проявил огромный интерес к изучению психоанализа, который начал объединять с практической медициной. Завершив требуемую в обязательном порядке психоаналитическую подготовку, в 1925 г. организовал частную практику. Она стала неиссякаемым источником для наблюдения за людьми, изучения социальной и биологической составляющей в психике человека.

С 1930 г. Э. Фромм преподавал психоанализ в университете Франкфурта, на протяжении 1930-1933 гг. занимал должность консультанта по психоанализу и директора отдела социально-психологических исследований в Институте социальных исследований Хоркхаймера. Позднее Фромм совершенствовал познания в психоанализе в Берлинском психоаналитическом институте, и завязанные здесь знакомства помогли ему в дальнейшем попасть в Чикаго. Уже в 1932 г., осенью, его пригласили читать курс лекций в университете этого американского города. Когда в 1933 г. в Германии пришли к власти нацисты, Фромм эмигрировал в Швейцарию (Женеву), в следующем году — в Нью-Йорк.

В 1940 г. Фромм получил американское гражданство и работал преподавателем в Беннингтон-колледже, являлся членом нью-йоркского Американского института психоанализа. В 1943 г. содействовал в открытии нью-йоркского отделения Вашингтонской школы психиатрии, которая затем была реорганизована в Институт психиатрии, психоанализа и психологии У. Уайта. На протяжении 1946-1950 гг. Фромм возглавлял этот институт. В 1948-1949 гг. являлся почетным профессором Йельского университета; кроме того, был профессором университетов в Мичигане и в Нью-Йорке.

Период биографии с 1951 г. по 1974 г. был связан с проживанием в Мексике, работой в качестве профессора психологии в Национальном автономном университете (до 1965 г.). В 1960 г. психолог становится членом социалистической партии США и даже пишет для нее программу, которая так и не была принята за основу. Научные изыскания и преподавательскую деятельность Фромм сочетал с участием в политической жизни. В 1962 г. он был одним из наблюдателей, присутствующих на проходившей в Москве конференции по разоружению.

Перенеся инфаркт в 1969 г., Фромм, к тому же страдавший туберкулезом, начал проводить лето в Швейцарии. В 1974 г. он окончательно перебрался в эту страну, местом его жительства стало Муральто либо Локарно. В 1977 г. и в 1978 г. он перенес, соответственно, второй и третий инфаркты, а в 1980 г., 17 марта, скончался.

Биография из Википедии

Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из города Познани, входившей в те времена в состав Пруссии (до 1920 года), и являвшейся административным центром одноимённой провинции. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции.

Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию. Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Макс Эйтингон, Вильгельм Райх и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии помогла ему получить должность профессора в Чикаго.

В 1925 году Фромм завершил обязательную психоаналитическую подготовку и открыл собственную частную практику. В целом Фромм был активным практикующим психоаналитиком на протяжении 35 лет. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлён им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (1929—1932).

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в 1934 году в Нью-Йорк, США. Там он преподавал в Колумбийском университете.

В 1943 году Фромм помог сформировать Нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии, а в 1946 году выступил в качестве сооснователя Института психиатрии Уильяма Алансона Уайта.

В 1950 году Фромм переехал в Мехико, где преподавал в Национальном автономном университете Мексики до 1965 года.

Будучи в Мексике, Фромм посвятил себя исследованию Нового времени, исследованию социальных проектов прошлого и настоящего; издал книгу «Здоровое общество», в которой выступил с критикой капиталистической системы. В 1960 году Фромм вступил в Социалистическую партию США и написал её Программу, которая, впрочем, из-за партийных споров была отвергнута. Фромм продолжил заниматься политической деятельностью, выступал с лекциями, писал книги и участвовал в митингах.

В период с 1957 по 1961 год также преподавал психологию в Мичиганском государственном университете, а с 1962 года — в Нью-Йоркском университете. В 1962 году участвовал в качестве наблюдателя на конференции по разоружению в Москве.

В 1968 году у Фромма случился первый инфаркт. В 1974 году он переехал в Муральто (или Локарно). Вскоре после окончания работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт. Он скончался в Швейцарии в своем доме в 1980 году.

Социально-философские идеи Фромма

По убеждению Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но он не увеличил знаний о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фрейд пытался представить психоанализ в качестве естественной науки, но совершил ошибку, уделив недостаточно внимания проблемам этики. Между тем нельзя понять человека, если рассматривать его под углом зрения вытеснения сексуальных влечений, а не во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в соответствии с которыми ему надлежит жить. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать, что «человеческая натура — страсти человека, и тревоги его — продукт культуры».

… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчуждённость, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определённые условия жизни. Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.

В своей книге «Бегство от свободы » (1941) Фромм исследовал сложную ситуацию, в которой оказывается человек западной культуры, где стремление к индивидуальности ведёт к одиночеству, ощущению своей ничтожности и бессилия. Он провёл анализ периода становления личности эры капитализма — периода формирования новой философии, нового взгляда на человека и смысл его жизни. Большое внимание он уделяет периоду Реформации и учениям Лютера и Кальвина, видя в их идеях истоки современного капиталистического уклада. На примере психологического анализа мировоззрений Лютера и Кальвина Фромм пытается дать более развёрнутую и полную картину исторических процессов и их влияния на человека, определить причины бегства человека от самого себя и от собственной свободы. Во второй своей книге «Человек для самого себя» 1947 г., которая по сути является продолжением «Бегства от свободы», Фромм рассматривает проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей: «Наше поведение во многом определяется ценностными суждениями, и на их обоснованности зиждется наше психологическое здоровье и благополучие Согласно последним данным, неврозы рассматриваются как симптом моральной несостоятельности (хотя „приспособление“ никоим образом не может рассматриваться как симптом морального благополучия)».

Для Фромма неврозы — это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплёку. Во многих случаях невротические симптомы суть конкретное выражение морального конфликта. Это означает, что успешность терапевтических усилий в первую очередь зависит от понимания и решения моральной проблемы человека.

… неврозы — это выражение моральных проблем, а невротические симптомы возникают как следствие неразрешённых моральных конфликтов.

Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций в мире, благодаря которым формируется его социальный характер (промежуточное звено между социально-экономической структурой и господствующими в обществе идеями, идеалами), в осмыслении нравственных проблем, способствующих пониманию того, что человек является единственным существом, наделённым совестью. И что любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая к безумным поступкам.

Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мёртвому) биофилию (любовь к жизни и живому) и выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Эрих Фромм показывает необходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того, чтобы, в первую очередь быть самим собой.

В контексте обсуждаемых Фроммом проблем гуманистический психоанализ представляет собой такую терапию, которая нацелена не столько на приспособление человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и задатков, реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не в роли наставника по приспособлению, а в качестве «целителя души».

Быть означает давать выражение всем задаткам, талантам и дарованиям, которыми наделён каждый из нас. Это значит преодолевать узкие рамки своего собственного «я», развивать и обновлять себя и при этом проявлять интерес и любовь к другим, желание не брать, а давать. Лучше всего, вероятно, модус бытия может быть описан символически, как это подсказал мне Макс Хунзигер. Синий стакан кажется синим, когда через него проходит свет, потому что он поглощает все другие цвета и, таким образом, не пропускает их. Значит, мы называем стакан «синим» именно потому, что он не задерживает синие волны (волны длиной

440—485 нм, которые мы воспринимаем как синий цвет), то есть не по признаку того, что он сохраняет, а по признаку того, что он сквозь себя пропускает.

Эдипов комплекс

Многие психоаналитики пересмотрели основополагающую идею Фрейда о природе Эдипова комплекса. С точки зрения Фромма, основатель психоанализа неверно интерпретировал миф об Эдипе. Фрейд опирался на трагедию Софокла «Царь Эдип», в то время как необходимо принимать во внимание всю трилогию Софокла, включая такие её части как «Эдип в Колоне» и «Антигона». В понимании Фромма миф об Эдипе может рассматриваться не как символ инцестуозной любви между матерью и сыном, а как «реакция ребёнка на давление родительского авторитета, который есть неотъемлемая черта патриархальной организации общества».

Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/ehrih-fromm

Психоаналитическое направление развития личности ребенка по з фрейду

философия психоанализа кратко

Психоаналитическое направление — это направление в зарубежной психологии и психотерапии XX века, основателем которого является австрийский психиатр З. Фрейд.
Психоаналитическое направление включает концепции, родоначальником которых является психоанализ.

В центре психоаналитического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики (мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами).
Таким образом, к данному направлению можно отнести психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера.

Содержание:

  • Психоанализ З. Фрейда
  • Аналитическая психология К. Юнга
  • Индивидуальная психология А. Адлера

Давайте кратко рассмотрим теории З. Фрейда, К. Юнга и А. Адлера.

Психоанализ З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа. По его стопам пошли многие признанные психологи и мыслители, которые не только продолжали развивать его теорию, но и создали свои собственные психологические направления на основе психоанализа.

Фрейд посвятил свои работы изучению бессознательного в человеке. Он ввел в психологию ряд важных тем, таких как бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и многие другие.

З. Фрейд читал, что сексуальное влечение определяет психическое развитие личности. Он выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет и далее до старости). На каждой из этих стадий существуют своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности. Фрейд считал, что каждый человек в своем развитии проходит через эти стадии, т.е. они являются универсальными.

З. Фрейд утверждал, что психика состоит из 3 компонентов. Эту мысль он обозначил как трёхкомпонентную структурную модель психики. Психика, по Фрейду, состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.
Эго (Я) — рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.
Супер-Эго (Сверх-Я) — усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

З. Фрейд выделял инстинкты жизни и смерти, которые сосредоточены в Ид.
Инстинкты жизни (Эрос) — инстинкт, который включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида.
Либидо – определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Инстинкты смерти (Танатос) — разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотива­ции.

Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.

Подробнее о психоанализе можно прочитать тут.

Аналитическая психология К. Юнга

Карл Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, последователь З.Фрейда, создавший свое психологическое направление, получившее название «Аналитическая психология».

К. Юнг считал, что структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций.
Личное бессознательное — область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.
Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Исследовав мифологию и фольклор разных стран и народов, Юнг пришел к выводу, что существуют определенные образы в представлениях людей, которые схожи у всех. Он назвал их архетипами. Карл Юнг считал, что именно коллективное бессознательное в виде архетипов, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие человека.
В качестве примера можно привести такие архетипы как Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» также были внесены Юнгом.
Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Интроверты — это такие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.

Подробнее об аналитической психологии Карла Юнга можно прочитать тут.

Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, последователь З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии.

По мнению Адлера, поведение человека определяется не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.

А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект.
Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.

Также он ввел термин «стиль жизни», который означает сложившуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».

По мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Второе проявляется через чувство общности.
Чувство общности (общественный интерес) — чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.

Социальным механизмом, который помогает преодолеть недостатки и стать более умным и знающим, является компенсация (повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый).

Адлер изучал вопрос о том, как порядок рождения влияет на черты и характер ребенка.

Подробнее о порядке рождения и индивидуальной психологии Адлера можно прочитать тут.

Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия. Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер. Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.

Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.

Как бы неоднозначно не оценивал ученый мир вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии, метод психоанализа широко применяется, как популярная психотерапевтическая техника во всем мире.

философия психоанализа кратко

Что такое психоанализ?

В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.

Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения — беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.

Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.

Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.

философия психоанализа кратко

Психоанализ развития личности

Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.

  • Ид – «Оно» — бессознательное влечение, либидо, инстинкты, удовольствие, заложенные с рождения;
  • Эго – «Я» — осознание на определенном этапе развития своего «я», существующего в реальности;
  • Супер-эго – «Супер-Я» — появление внутреннего цензора, самоконтроля, совести, позволяющих повиноваться общественным законам, контролировать свое поведение.

Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.

Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет. Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.

философия психоанализа кратко

Стадии психосексуального развития личности:

  • Оральная – период грудного вскармливания – бессознательное получение удовольствия младенцем в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка, период появления «ид».
  • Анальная – стадия приучения ребенка к горшку, процессу осознанной дефекации. В это время у ребенка появляется осознание того, что он может отдать или не отдавать (фекалии), и, в зависимости от этого, получить похвалу или наказание. Его попка в этот период приковывает всеобщее внимание, это ему доставляет определенное удовольствие.
  • Фаллическая – период с 3 до 6 лет. Начало формирования «эго». Рассматривание внешних половых признаков, сравнение их, желание дотронуться, начало мастурбации. Проявления Эдипова комплекса.
  • Латентная – период до начала полового созревания. Ребенок занимается учебой, увлечениями. Спокойствие в плане сексуального развития.
  • Генитальная – совпадает с периодом полового созревания, гормональной перестройкой организма, переходом к полноценной сексуальности, формирования «супер-эго» — внутреннему механизму регулирования и сдерживания, завершает формирование личности. Генитальный тип личности для Фрейда являлся идеальным.

О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.

Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.

философия психоанализа кратко

Защитные психологические механизмы по Фрейду

Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:

  • Отрицание;
  • Замещение;
  • Рационализация;
  • Вытеснение;
  • Проекция;
  • Регрессия;
  • Сублимация.

Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний. Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы. И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.

Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.

К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.

Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум. Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений. Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.

Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.

философия психоанализа кратко

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

философия психоанализа кратко

Вклад Фрейда в развитие психологии

В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.

Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.

Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.

Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.

философия психоанализа кратко

Вывод

Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов.

А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.

Источник: http://luxeth.ru/psihoanaliticheskoe-napravlenie-razvitija-lichnosti-rebenka-po-z-frejdu/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты