Что такое внимание? Особенности, качества, формы и объекты внимания — что такое внимание

25.07.2019

Качества внимания интеллектуального вида направлены на более серьезное функционирование и эффективную работу таких необходимых познавательных процессов, как мышление, память и воображение. Из-за этого человек намного лучше может запомнить и воспроизвести полученную информацию, а также создать более ясные образы в процессе воображения и продуктивно думать. Благодаря тому что такой вид характеризуется наличием внутреннего характера и почти недоступен для проведения исследований, он меньше всех изучен, поэтому сложно дать четкое определение, что такое внимание.

Что такое внимание? Особенности, качества, формы и объекты внимания

Как известно, внимание в жизни каждого человека играет большую роль. Но не все знают, что существует довольно обширное количество его видов, форм и качеств, характеристики которых существенно отличаются друг от друга.

Понятие внимания

Внимание – это не самостоятельный познавательный процесс. Если задать вопрос о том, что такое внимание, то можно сказать, что само по себе оно ничего не показывает и отдельно не существует. Однако оно представляет собой один из важнейших компонентов в составе познавательной деятельности, так как создает и управляет функционированием. Любая познавательная деятельность проводится сознательно, поэтому внимание осуществляет еще и функцию сознания.

что такое внимание

Как правило, оно является особым состоянием сознания. Благодаря вниманию направляются и сосредотачиваются различные познавательные процессы, чтобы более полно и четко отражать действительность. Кроме того, это понятие тесно связано со многими сенсорными и умственными процессами. А больше всего заметна эта связь в ощущениях и многочисленных восприятиях.

Характеристика внимания и его процессы

что такое внимание

  1. Устойчивость представлена в виде длительности привлечения внимания к одним и тем же объектам либо же к одинаковым задачам.
  2. Процесс концентрации и формы внимания являются увеличением интенсивности сигналов, когда ограничено поле восприятия. Они предлагают длительную задержку внимания на каком-то объекте, а также отвлекают от остальных воздействий, которые не имеют значения для человека в этот момент.
  3. Сосредоточенность видна как результат концентрации на определенном объекте, чтобы получить наиболее полную информацию и необходимые данные о нем.
  4. Функция распределения и процессы внимания считаются субъективно переживаемой способностью удерживать конкретное количество различных предметов в одно и то же время.
  5. Способ переключаемости представляет собой степень скорости перехода от определенного одного вида деятельности к совсем другому (в случае присутствия рассеянности имеется плохая переключаемость).
  6. Предметность связана, прежде всего, с возможностью выделить какие-либо сигналы согласно поставленной задаче, значимости, актуальности и так далее.

Основные виды внимания

что такое внимание

Внимание проявляется с помощью сенсорных и интеллектуальных процессов, а также посредством практических действий с использованием целей и задач различной
деятельности. Благодаря этому существуют такие основные виды внимания: моторное, сенсорное, преднамеренное, интеллектуальное и непреднамеренное.

Величина объема определяется числом объектов, куда можно направить и сконцентрировать внимание субъекта в конкретные секунды времени. Он вычисляется через специальные приборы — тахистоскопы. В один миг человек может обратить свое внимание сразу на несколько присутствующих объектов, как правило, их количество – от четырех до шести.

Моторное внимание

Что такое внимание, известно многим, а если речь идет о моторном его виде, то он характеризуется определенными дополнениями. Как правило, моторное внимание направлено обычно на движение и действия, которые совершаются человеком. Оно позволяет более твердо и понятно осознавать разные приемы и методы, которые
применяются на практике. Моторная разновидность внимания управляет движениями и действиями, а также контролирует их. Они, как правило, направлены на какой-то определенный предмет, особенно тогда, когда обязаны быть очень четкими и ясными.

Сенсорное внимание

что такое внимание

Сенсорное внимание может возникнуть тогда, когда объекты действуют на чувствительные органы. Такие формы внимания обеспечивают довольно четкое отражение всех предметов и их характеристик. Это проявляется в присутствующих ощущениях человека. Из-за сенсорного внимания образы, которые могут возникать в сознании, представляют собой ясные и отчетливые предметы. Такая разновидность может быть зрительной, слуховой, обонятельной и так далее. Как правило, у
людей особенно проявляются зрительные и слуховые его виды, первые из которых в психологии изучены лучше всего, так как их довольно легко понять и зафиксировать.

Интеллектуальное внимание

Качества внимания интеллектуального вида направлены на более серьезное функционирование и эффективную работу таких необходимых познавательных процессов, как мышление, память и воображение. Из-за этого человек намного лучше может запомнить и воспроизвести полученную информацию, а также создать более ясные образы в процессе воображения и продуктивно думать. Благодаря тому что такой вид характеризуется наличием внутреннего характера и почти недоступен для проведения исследований, он меньше всех изучен, поэтому сложно дать четкое определение, что такое внимание.

Произвольное внимание

Произвольное или преднамеренное внимание появляется тогда, когда человек имеет цель либо задачу быть внимательным по отношению к какому-то предмету и к умственным действиям. Как правило, такой вид внимания направлен на регулировку сенсорных и моторных процессов, а также внутренних познавательных действий. Преднамеренная разновидность вполне может стать произвольной в тех случаях, когда человеку нужно проявлять волевые усилия, чтобы его внимание было направлено и сосредоточено на определенном предмете, который следует познавать.

что такое вниманиеПроизвольное еще называется активным либо же волевым. Характеристика внимания этой разновидности заключается в том, что непосредственная инициатива его возникновения принадлежит человеку, а метод его появления уже осуществляется посредством усилия и воли субъекта.

Когда направленность внимания тесно связана с осознанной целью, то здесь речь идет о так называемом произвольном виде, который естественно сопровождает деятельность человека. Появляется он в тех ситуациях, когда субъект поглощен какой-либо деятельностью. Помимо этого, такое внимание тесно связано с системой ассоциаций. Это может быть очень актуально тогда, когда объект внимания продолжает фиксировать цель, однако при этом уничтожает волевое усилие. Этот вид начинает свое проявление в тех случаях, когда деятельность становится более увлекательной и проводится без каких-либо особых усилий.

Что касается условий формирования произвольного вида внимания, здесь можно выделить четкую постановку цели, планомерную организацию работы, применение свойств умственной деятельности, умение надолго концентрироваться. Это основные особенности внимания подобного вида.

Непроизвольное внимание

В той же ситуации, когда направленность и сосредоточенность имеют непроизвольный характер, актуально непроизвольное внимание. Одной из основных форм такого вида считается установка, то есть состояние полной готовности либо же предрасположенности человека к какому-либо действию.что такое внимание

Непреднамеренная (непроизвольная) разновидность внимания появляется самостоятельно без определенной цели со стороны субъекта. Ее вызывают существенные для человека качества различных предметов и многочисленных явлений. Характеристика внимания этого вида сводится к тому, что основным из его проявлений и провоцирующих факторов служит новизна предмета.

Кроме того, непроизвольное внимание могут привлечь и многие яркие раздражители (внезапный свет, громкие звуки, резкие запахи и другие). В некоторых случаях этот вид может вызвать и не слишком видимые раздражители (тогда, когда они полностью соответствуют интересам, потребностям и установкам человека).

При непроизвольном внимании довольно большое значение принадлежит оформлению текста (особенно в детских книгах). Эта форма в первую очередь зависит от различных внешних свойств раздражителей и носит вынужденный характер, причем продолжается она совсем недолго. Внутренние причины непроизвольного внимания представлены в ожидании каких-то определенных впечатлений. Поэтому прежде чем начинать читать, важно составить примерное представление о данной книге.

Значение внимания

что такое внимание

Вообще, особенности внимания таковы, что оно является основным условием успешного результата любой интеллектуальной деятельности. Его функции представляют собой улучшение других видов работы, к которым оно фиксируется, но при этом оно не имеет своего специального деятельного продукта. Кроме того, в некоторых источниках по психологии можно прочитать, что внимание является такой организацией психической деятельности, с помощью которой восприятия, ощущения, мысли осознаются яснее остальных, а последние, в свою очередь, отходят на второй план или вовсе не воспринимаются.

Таким образом, внимание является сознательно регулируемым сосредоточением на каком-то объекте. Оно не зависит от присутствующих свойств этого предмета (привлекательность, внешние и внутренние качества, интерес наблюдателя). Фиксируется оно благодаря самому человеку в зависимости от его деятельности.

Если человек приблизительно знает, что такое внимание, то он понимает, что хороший результат и успех различной работы зависят именно от того, как правильно поставлена цель и как запланированы этапы по ее достижению. Также немаловажное значение имеет момент, связанный со степенью четкости направления его усилий в процессе деятельности.

Источник: http://fb.ru/article/162799/chto-takoe-vnimanie-osobennosti-kachestva-formyi-i-obyektyi-vnimaniya

Что такое внимание

Основные свойства внимания.

Особенности внимания младших школьников.

Что такое внимание

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание человека не в состо-янии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что на него воздействует. Он выделяет то, что пред-ставляет для него интерес, соответствует его потребнос-тям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. К.С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вы-зывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действи-ем и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

Внимание— это направленность и сосредоточенностьнашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно — предметы, явле-ния, отношения, свойства предметов, действия, мыс-ли, чувства других людей и свой собственный внутрен-ний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че-ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание — характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслу-шиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь раз-личить какой-либо зрительный или звуковой образ, за-пах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памя-ти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что -то отчетливо представить себе. Таким образом, внима-ние— это способность выбирать важное для себя и сосре-

доточивать на нем свое восприятие, мышление, припо-минание, воображение и др.

П.Я. Гальперин отмечал, что, во-первых, внимание ниг-де не выступает как самостоятельный процесс. И для са-мого человека, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности. И во-вторых, внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

И у школьника и у студента, как бы талантливы или способны они не были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, если они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и резуль-таты учебной работы.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явле-ния, внутреннее — на собственные мысли, чувства и пере-живания.

За вниманием всегда стоят потребности, мотивы, цели, установки субъекта. Направленность внимания определяет-ся как готовность к действию. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечи-вает глубину, полноту и ясность отображения в сознании объектов, с которыми субъект взаимодействует.

Внимание — необходимое условие качественного выпол-нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон-троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког-да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Физиологическую основу внимания составляют ориен-тировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздра-житель, падающий на нас, вызывает соответствующее дви-жение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомить-ся относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в по-являющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет. соответствующими органами чувств».

Благодаря ориентировочно-исследовательскому рефлек-су воздействие нового объекта на нервную систему чело-века становится более сильным и многообразным. В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под-вергаются воздействию новых раздражителей, создается до-статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми-нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше-го учение о доминанте — очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью). Наличие доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет по-нять такую степень сосредоточенности человека на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра-жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они ос-таются незамеченными.

К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в пси-хической деятельности: « . внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».

Внимание и личность

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внима-тельностью.Внимательный человек — это человек наблюда-тельный, он достаточно полно и точно воспринимает ок-ружающее, и учение и трудовая деятельность у него про-текает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Внимательность человека
проявляется не только в по-
знании мира и осуществлении
деятельности, но и в отноше-
ниях с другими людьми. Чут-
кость, отзывчивость, понима-
ние настроений и пережива-
ний другого человека, способ-
ность уловить малейшие
нюансы его чувств и желаний
и умение учесть все это в сво-
ем поведении и общении с
ним отличают внимательного
к людям человека и свидетель-Рис. 10. Мимика внимания
ствуют о достаточно высоком(народный артист СССР
развитии личности.В.И. Качалов)

Внимание к человеку является внешним проявлением внутренней культуры, или интеллигентности, в основе ко-торой уважение к другому человеку.«Мне представляет-ся, — вспоминала народная артистка СССР С. Гиацинтова, — эталоном таких качеств артист Художественного театра Ва-силий Иванович Качалов. По улице шел он — и то залюбу-ешься. И скромно, и празднично. Он непременно запоми-нал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекатель-ной, существом нежным, достойным заботы. Мужчины чув-ствовали себя умными и очень Качалову нужными в дан-ный момент. Василий Иванович как бы ,,впитывал в себя чужие жизни, лица, характеры, и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство»».

Внимание имеет свое внешнее выражение — особен-ность позы, поворот головы, выражение и движение глаз (рис. 10).

Виды внимания

Внимание может быть непроизвольным (непреднаме-ренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «про-извольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающее волю, желание.

Непроизвольное вниманиене зависит ни от нашего же-лания, ни от нашей воли или намерений. Оно происхо-дит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.

Что может привлекать к себе непроизвольное внима-ние? Таких объектов и явлений очень много, их можно разделить на группы:

— яркие световые явления (молния, красочная рекла-ма, внезапно включенный или выключенный свет);

— неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);

— что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);

— предметы и явления, вызывающие у человека эмоци-ональное удивление, восхищение, восторг (картины ху-дожников, музыка, различные проявления природы: за-кат или восход солнца, живописные берега реки, ласко-вый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом

многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.

Вспомните басню И.А. Крылова «Любопытный»:

Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» — «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;

. Уж подлинно, что там чудес палата! Куда на выдумки природа даровата! Каких зверей, каких там птиц я не видал! Какие бабочки, букашки, Козявки, мушки, таракашки!

Одни, как изумруд, другие, как коралл! Какие крохотны коровки!

Есть, право, менее булавочной головки!» — «А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я, чай, подумал ты, что гору встретил?» — «Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:

Слона-то я и не приметил».

Внимание человека может привлекать все, что для него интересно и важно. Мы смотрим, например, интересныйфильм или какую-либо интересную для нас телепередачу, и внимание без всяких стараний направлено на экран. Обыч-ный человек не обратит внимания в лесу на какие-то сле-ды. Но внимание охотника, следопыта будет буквально поглощено этими следами. А внимание грибника будет на-правлено на другое:

Гриб прячется за пень, На пень садится птица. Нам вехой наша тень, Чтобы с пути не сбиться.

Б. Пастернак. «По грибы»

Книга по собаководству вызовет непроизвольное вни-мание кинолога (человека, который профессионально изу-чает собак). Эта книга будет неинтересной и не привлечет внимание человека, которому собаки безразличны.

Интересно для человека чаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями, с тем делом, ко-торое для него важно.

Кроме силы и неожиданности раздражителей, непро-извольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей. Известно, что переход от тишины к шуму,от тихой речи к громкой привлекает внимание. Например: «Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.В саду шумел мокрый ветер. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют „мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шум-ливый, беспокойный сад. Было только слышно, как поса-пывает во сне кот» (К. Паустовский. «Прощание с летом»). Педагоги часто пользуются этими переходами как сред-ством овладения вниманием учащихся. Если педагог вдруг снизит силу голоса или же замолчит на минуту, то не-вольно обратит на себя внимание учеников.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внут-ренним состоянием организма. Человек, испытывающийчувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой.

Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно ска-зать, что не мы обращаем внимание на те или иные объек-ты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие — ото-рваться от интересной книги или другого интересного заня-тия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с

произвольным (преднамеренным) вниманием,когда человек

ставит себе определенную цель и прилагает усилия, стара-ния для ее достижения. Иными словами, у человека есть оп-ределенные намерения и он прилагает усилия (сам, по сво-ей доброй воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах.

Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществлять длительную и пла-номерную трудовую деятельность.

Учебная деятельность предъявляет высокие требования к уровню развития произвольного внимания. Развитию и укреплению произвольного внимания способствуют:

— осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

— интерес к конечному результату деятельности за-ставляет напоминать самому себе, что надо быть внима-тельным;

— постановка вопросов по ходу выполнения деятельно-сти, ответы на которые требуют внимания;

— словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;

— определенная организация деятельности. Произвольное внимание иногда переходит в так назы-

ваемое послепроизволъное внимание. Одним из условий та-кого перехода является интерес к определенной деятель-ности. Пока деятельность не очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточиться на ней. Например, чтобы решать математическую задачу (писать сочинение), надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится для человека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем — все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности и его уже не отвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, что внимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное или послепроизволь-ное (постпроизвольное).

Источник: http://studopedia.ru/18_35379_chto-takoe-vnimanie-vnimanie-i-lichnost-vidi-vnimaniya.html

Что такое внимание?

что такое внимание

Внимание – это психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания человека на том или ином объекте. Внимание – эволюционный аспект, который развился из настороженности, бдительности, готовности к действию по первому сигналу. В этой статье подробнее разберемся с тем, что такое внимание и для чего оно нужно. Если говорить более простым и понятным языком, внимание – это сосредоточение зрения, слуха или мыслей на каком-либо объекте или деятельности.

Когда человек сконцентрирован на определенном объекте, все остальные события становятся для него своего рода фоном, однако направленность внимания может быстро меняться, и фон может резко превратиться в объект.

О способах привлечения внимания окружающих читайте в статье Как привлечь внимание.

Зачем человеку нужно внимание?

Внимание необходимо человеку для сосредоточенного, а значит, более аккуратного, четкого и правильного выполнения каких-либо действий. Развивать внимание очень важно, ведь человек, умеющий концентрироваться на определенной задаче, может достигать больших результатов.

Кроме того, внимательный человек, сам того не осознавая, обеспечивает себе более безопасную жизнь, чем человек невнимательный – ему проще избегать несчастных случаев, бытовых травм и т.д.

О развитии навыка внимания читайте в статье Как развивать внимание.

Внимание как отношение

Слово «внимание» зачастую употребляется и в значении — заботливое отношение. Фразу «окружить вниманием», наверное, слышал каждый из нас.

Источник: http://elhow.ru/ucheba/opredelenija/v/chto-takoe-vnimanie

Значение слова &laquoвнимание»

что такое внимание

ВНИМА́НИЕ, -я, ср.

1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком-л. объекте, направленность мысли на что-л. Направить внимание на что-л. Слушать со вниманием. Отвлечь внимание противника.Бестужев прислал мне «Звезду» — эта книга достойна всякого внимания. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 30 янв. 1823. [Наташа] была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, — ни жеста Пьера. Л. Толстой, Война и мир. Читаю [лекции] я по-прежнему не худо; как и прежде, я могу удерживать внимание слушателей в продолжение двух часов. Чехов, Скучная история.

2. Заботливое отношение, расположение к кому-л. Гостеприимные удэгейцы окружили нас всяческим вниманием: одни принесли мясо, другие чай, третьи сухую рыбу. Арсеньев, Дерсу Узала. Какие хорошие вещи — человеческая взаимопомощь, человеческое внимание друг к другу. Панова, Кружилиха. Другие шоферы ревниво отмечали особое внимание редактора к Махову. Ажаев, Далеко от Москвы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

ВНИМА’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Психический процесс, при к-ром из нескольких одновременных впечатлений нек-рые воспринимаются особенно ясно (псих.). Изучение способности внимания. 2. Интерес, заботливое отношение, стремление вникнуть. Сосредоточить в. на чем-н. С должным вниманием. Без внимания. Достойный внимания. Привлекать в. 3. Предупредительное, благосклонное отношение. Благодарю за в. Оказать в.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

внимание

1. сосредоточенность мысли или слуха и зрения на чём-либо ◆ Подарите мне полчаса вашего внимания… только полчаса! Умоляю вас! Чехов, «Драма», 1887 г.

2. перен. заботливое отношение к кому-либо или чему-либо ◆ Ей нравилось его внимание. ◆ С тех пор, сказавши себе раз навсегда, что муж ей не товарищ, она всё внимание своё устремила исключительно на один предмет: на округление головлёвского имения, и действительно, в течение сорокалетней супружеской жизни, успела удесятерить своё состояние. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы», 1875 г.

3. перен. интерес к кому-либо, к чему-либо; заинтересованность в ком-либо, чём-либо ◆ Вот однажды, проходя перед одной кофейной, я увидал человека, который тотчас же приковал к себе всё моё внимание. Тургенев, «Сон», 1877 г. ◆ Не обращая никакого внимания на ворчанье Каштанки, свинья подняла вверх свой пятачок и весело захрюкала. Чехов, «Каштанка», 1887 г.

4. в знач. междометия, неизм. выражает призыв смотреть, слушать, обратить внимание [1] на что-либо ◆ — Внимание, господа! — продолжал Голепухин. Аверченко, «Борцы»

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: свинчивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Виды внимания в психологии. Функции и виды внимания

Человек — сложно устроенное существо. 3 составляющих определяют индивидуума: дух, разум и тело. Каждая его ипостась выполняет свои функции. Психика, являясь отражением реальности, помогает приспособиться к окружающей обстановке, как-то изменить ее или поменяться самому. Психика человека осуществляет несколько жизненно важных процессов, которые помогают в деятельности. Внимание в жизни человека сложно переоценить. Оно помогает нам учиться, мыслить, отбирать нужную информацию и так далее. Что именно делает для нас внимание, чем оно характеризуется, и как его развивать? На все вопросы мы постараемся дать ответы.

что такое внимание

Психический процесс — внимание

Многие слышали и часто употребляют в речи такое словосочетание, как внимание человека. Психология определяет это понятие как процесс направленной и сосредоточенной фиксации сознания на конкретных объектах, вследствие чего они представляются четко и ясно.

Внимание отвечает за несколько важных действий в нашем сознании, с помощью них мы можем воспринимать информацию, выбирать из большого ее количества именно то, что нам необходимо. Основными функциями этого психического процесса являются:

Какие виды этого психического процесса бывают?

Поскольку внимание многогранно, из-за того что в его действии имеет место и работа других психических процессов, то и его разновидности классифицированы с нескольких сторон. Итак, виды внимания в психологии разделяют в зависимости от ведущего анализатора, деятельности, в которой участвует этот процесс, направленности на конкретный объект и так далее.

По виду деятельности, в которой принимает участие этот психический процесс, он бывает:

В некоторых случаях эти виды объединяются в один процесс. Это происходит при сложных хирургических операциях, у инженеров, работающих с аппаратурой, и так далее.

Виды внимания в психологии также различаются по анализатору: обонятельное, слуховое, вкусовое, кинестетическое, зрительное и другие.

Внимание может отличаться по направленности:

что такое внимание

  1. Непроизвольное внимание наблюдается у детей младшего возраста почти всегда, пока они не умеют проявлять волю. Этот вид бывает и у всех взрослых, когда мы видим что-то интересное, яркое или слышим внезапный звук. Для сосредоточения не прилагаются в этом случае никакие усилия. Проверкой может быть внезапный хлопок руками в кругу знакомых — даже те, кто не участвует в разговоре, посмотрят, что там происходит. Иногда для каждого человека бывает свой объект непроизвольного внимания. Это зависит от его потребностей в конкретный промежуток времени.
  2. Произвольным считается внимание, которое контролируется волей. Для достижения поставленной цели, даже если нам что-то неинтересно, мы заостряем внимание на конкретном действии или объекте. Процесс удержания этого вида психического процесса на объекте может быть усилен с помощью действий, направленных на этот объект, и удаления каких-либо отвлекающих раздражителей. Развитие внимания произвольного начинается в возрасте 3-4 лет, когда ребенок уже способен по необходимости удерживать его на объекте или выполнять определенные действия, которые ему неинтересны. Яркий пример — выучить стишок в детском саду или собрать игрушки.
  3. Послепроизвольное, другими словами — переходящее, сначала требует определенных усилий, затем переходит во внимание непреднамеренное (непроизвольное). Это бывает при подготовке к экзаменам — сначала трудно себя заставить, потом информация нас заинтересовывает, и мы окунаемся в нее с головой.

Что такое свойства внимания в психологии?

Они помогают нам понять, какие психические операции мы выполняем. Также с их помощью мы можем охватывать вниманием несколько объектов, менять фокус, в зависимости от обстоятельств. Свойства внимания делятся на две подгруппы на основании того, какое количество объектов или действий мы хотим охватить: направленные на один объект и множество.

что такое внимание

Направленные на один объект:

Следующая группа включает в себя свойства внимания в психологии, которые направлены на некоторое количество объектов.

Взаимосвязь памяти и внимания

Память и внимание в психологической науке считаются двумя тесно связанными процессами. Сначала мы адаптируемся к изменяющейся ситуации, выделяя необходимые нам объекты, затем их запоминаем. Здесь уже подключаются виды и свойства памяти.

что такое внимание

Кроме этого, они похожи по качеству получения информации. И память, и внимание зависят от того, получили ли они чувственный опыт при концентрации на объекте и его запоминании. Такой механизм восприятия связан с нашим отношением к информации, а также эмоциональным настроем в данный момент.

Поистине очень интересно устроена наша психика. Мы можем идти по улице, зная, где перешагнуть ямку на дороге, и совсем не отдавать себе в этом отчет. Мы часто делаем многие вещи автоматически, думая совсем о другом. Как так получается? В этом состоит основная характеристика внимания и видов памяти: распределяя информацию извне, подключая процессы запоминания, переключения и концентрации, мы без ошибки найдем дорогу домой, сконцентрировавшись на проблемах учебы или работы.

Эмоции и внимание, или Какая польза от впечатлений?

Принимая полезную информацию, мы хотим, чтобы она хорошо запомнилась. Но не всегда это возможно — мы могли в этот момент отвлечься, переключиться на что-то другое и так далее. Поэтому на помощь здесь приходят наши впечатления. Интерес к впечатляющему объекту делает нас внимательными, а также возникшие эмоции помогают развиваться долгосрочной памяти. Сосредотачивая внимание на том, какие эмоции у нас возникали и впечатления остались после определенной информации, мы с легкостью сможем вспомнить ее суть.

Особенности внимания детей

Ребенок рождается как чистый лист — беспомощный, нежный и трепетный. С самого начала у него, при нормальном течении беременности и родов, присутствуют все психические процессы, которые развиваются в течение всей жизни. Что касается внимания, то этот процесс психики также присущ ребенку — он фокусирует свой взгляд на маме, изучает ручки, ножки, занимается с игрушками, любит рисовать и смотреть мультики. Вся его деятельность не обходится без внимания. При этом есть маленький, но очень важный нюанс — малыши не могут специально заострять на чем-то внимание. В раннем детстве действующий вид внимания — непроизвольный. С его помощью ребенок активно познает и приспосабливается к окружающей среде, как определяет наука психология. Виды и свойства внимания в этом возрасте направлены на познание и восприятие новой информации обо всем, что окружает малыша.

что такое внимание

Только к 3-5 годам начинает формироваться произвольное внимание, с помощью которого ребенок может выполнять уже некоторые поручения, задания, но ему еще очень сложно сосредоточиться на объекте продолжительное время. В этот период на первый план выходит непроизвольное внимание.

В школьном возрасте, когда происходит становление целостной личности, постепенно набирает обороты развитие произвольного и послепроизвольного внимания. Очень существенную роль в развитии этого психического процесса, его видов и свойств играет учитель. Именно учителя помогают ученику организовать свое внимание, тем самым развивая такие свойства, как концентрация, распределение, избирательность, переключаемость. В период средней школы ребенок уже определяется с тем направлением, какое ему интересно, в котором он хотел бы развиваться. Если нет никаких проблем со здоровьем (например, гиперактивность, которая напрямую зависит от свойств внимания), после школы у него нет проблем с усвоением информации и сосредоточением на ней.

Каким изменениям подвергается внимание в юношеском и зрелом возрасте?

В юношеском возрасте основной вид деятельности — учебно-профессиональный. Именно в данной деятельности продолжает свое развитие обсуждаемый психический процесс. В механизм, который определяется как развитие внимания, в этом возрасте входят такие структуры личности, как направленность, способности, мотивация, формирование мировоззрения и другие. Юноши и девушки обращают свое внимание на то, что прежде всего им интересно, а потом уже заставляют себя воспринимать информацию, проявляя интерес к ней впоследствии. Таким образом, в юношеском возрасте у человека функционируют все виды внимания и его свойства, продолжая развиваться.

Развитие внимания (психология определяет детство и юность как пиковые для рассматриваемого психического процесса) в зрелом возрасте происходит благодаря сформированным ранее ценностным ориентациям уже взрослого человека. Желание не оставаться на достигнутом уровне, постоянный поиск новой информации, стремление познавать больше нового, практиковать, совершенствоваться — вот основные внутренние движущие силы, мотивы, помогающие человеку развивать не только внимание, но и другие когнитивные процессы. В этом возрасте все-таки могут быть и определенные ограничения, которые мешают процессу развития, например, низкий уровень образованности, стрессы, деструктивные личностные качества и привычки.

Психический процесс у пожилых людей

Сам возраст наталкивает нас на мысль о том, что теоретически могут возникнуть проблемы внимания. Снижение памяти и функциональности внимания действительно имеет место среди людей пожилого возраста. В период после 60-65 лет происходят структурные изменения в головном мозге, которые сопровождаются нейрофизиологическими и нейрохимическими процессами старения. Также снижаются компенсаторные функции мозга из-за изменения пластичности нейронов. Вследствие этого пожилой человек не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, а это значит, что поражается одна из основных функций внимания. Кроме того, людей в пожилом возрасте начинают атаковать различные сосудистые и дегенеративные заболевания. Поддержать организм можно, если следить за питанием, выполнять несложные задачки, вести здоровый образ жизни.

что такое внимание

Диагностика внимания

Чтобы изучить особенности внимания человека, психологи используют тестовые материалы. Их множество, но каждый тест направлен на конкретный вид и свойство внимания. Есть универсальные методики, которые позволяют узнать уровень развития внимания в общем. Чаще всего такие тесты используются для диагностики у детей, подростков и молодежи. В зрелом возрасте применяют узконаправленные вопросники с профессиональным уклоном.

Основными методиками для изучения внимания являются: методика Мюнстерберга, таблицы Шульте, методика «10 слов» и некоторые другие, в зависимости от цели исследования. Эти задачи определяет наука психология. Тема «Внимание» в последнее время поднимается очень часто, так как проблемы, связанные с этим психическим процессом, атакуют детей дошкольного и школьного возраста, даже взрослые страдают от нехватки концентрации, распределения и переключения.

Как развивать этот процесс психики?

Развитием внимания занимаются не только психологи, но и медики, логопеды, дефектологи, педагоги. Так как от этого процесса психики зависит многое в нашей жизни, существуют целые программы по исследованию и развитию отдельных видов и свойств.

что такое внимание

В психологической практике повышение уровня функционирования внимания осуществляется двумя способами: индивидуальные коррекционные занятия и групповые, иногда элементы коррекции этого процесса мы можем наблюдать в тренингах развития личности. Для этого специалистом подбираются специальные упражнения, в зависимости от того, с какой возрастной группой он будет работать. Развивать внимание можно и самостоятельно, подыскав некоторые упражнения-картинки, на которых нужно что-то найти или отследить либо выполнить определенные действия.

Источник: http://www.syl.ru/article/167233/new_vidyi-vnimaniya-v-psihologii-funktsii-i-vidyi-vnimaniya

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *