Деятельность школьного психолога — сайт школьного психолога

13.12.2019

Положення про службу системи освіти України

Деятельность школьного психолога

Роль психолога в школе, его должностные обязанности. Ознакомление с отчетной документация как непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога, его план работы. Программа изучения личности учащегося, работа с одаренными детьми.

РубрикаПедагогика
Видотчет по практике
Языкрусский
Дата добавления28.03.2011
Размер файла29,1 K

сайт школьного психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отчет по практике

деятельность школьного психолога

Целью прохождения учебно-ознакомительной практики по педагогической психологии является закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний через ознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретения первичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьной психологической службе.

Кабинет психолога создан на базе обычного класса, находится на втором этаже. Кабинет разделен на зоны:

1.Учебная зона — парты для занимающихся, стулья и доска

2.Рабочая зона — стол, стул, компьютер и шкафы

3.Зона релакса — кресла, цветы, ковер

Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.

В кабинете находится литература по направлениям:

Ш Общая психология

Ш Психологические процессы

Ш Педагогическая психология

Ш Основы медицинской психологии

Ш Основы конфликтологии

Ш Возрастная психология

Ш Методическое обеспечение (учебники)

Время работы: с 8.00 до 16.30, среда — методический день

Задача практики

Ш Ознакомится с нормативными документами

Ш Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Ш Психолого-педагогический анализ одного урока

Ш Изучить одаренных детей. Провести ряд методик.

Ш Проанализировала результаты и подобрать коррекционно — развивающие упражнения.

Роль психолога в школе

Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа — хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа — это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.

Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.

Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого — всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.

Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.

От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.

Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.

I.Основная часть

Ознакомление с документами

Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление со следующими документами:

1. Приказ о введении в штат должности психолога

«О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» *

Письмо Министерства народного образования от 30 мая 1989 года № 542/ 13т

Министерство народного образования направляет для руководства инструктивное письмо Гособразования СССР от 27 апреля 1989 года № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования».

Указанное письмо доведите до сведения дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений.

Заместитель министра Г. Д. КУЗНЕЦОВ

О введении должности психолога в учреждениях народного образования

Государственный комитет СССР по народному образованию осуществляет ряд практических мер, направленных на обеспечение кадрами психологов учебно-воспитательных учреждений народного образования. В ряде университетов и педагогических институтов открываются специальные факультеты переподготовки учителей по направлению «Психология» («Практическая психология в системе народного образования») со сроком обучения 9 месяцев.

Педагогические работники учреждений народного образования, прошедшие переподготовку и получившие квалификационное свидетельство, должны будут активно использовать полученные знания по психологии. Это позволит эффективнее выявлять творческий потенциал учащихся, преподавателей и воспитателей, а также возникающие в педагогическом процессе трудности и способствовать улучшению качества учебно-воспитательного процесса.

Государственный комитет СССР по народному образованию разрешает органам народного образования при наличии специалистов, получивших квалификационное свидетельство специальных факультетов переподготовки учителей по направлению «Психология», или специалистов, имеющих законченное высшее психологическое образование, вводить в штаты дошкольных учреждений, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений должности психологов.

Учителям, преподавателям и воспитателям, выполняющим помимо основной работы работу по совместительству в качестве психологов, оплата труда производится в порядке, установленном постановлением Совета Министров СССР от 22 сентября 1988 года № 1111 (приказы Гособразования СССР от 3 октября 1988 года № 362 и от 7 апреля 1989 года № 328).

Изменения в штаты учебно-воспитательных учреждений вносить в установленном порядке в пределах общего фонда заработной платы работников учреждений народного образования.

По согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС при установлении должностных окладов и продолжительности отпуска психологам применять постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 15 сентября 1987 года № 558/26-34.

Наказ Міністерства освіти України

Положення про службу системи освіти України

На видання статей 21,22 Закону України «Про освіту», з метою організації дільничності психологічної служби та соціально-педагогічного патронажу у системі освіти.

1. Затвердити Положення про службу системи освіти України.

2. Міністерству освіти Автономної Республіки Крим, управління освіти обласних, Київської і Севастопольської міських державних адміністрацій, голова Рад ректорів (директорів) вищих навчальних закладів освіти — забезпечувати управління діяльністю обласних, районних (міських) центрів практичної психології і соціальної роботи (постійно).

3. Українському науково-методичному центру практичної психології і соціальної роботи — здійснювати науково-методичне забезпечення діяльності психологічної служби системи освіти, забезпечувати дотримання державних вимог до змісту її діяльності, форм і методів роботи практичних психологів і соціальних педагогів (постійно).

4. Вважати Положення про службу системи освіти України, затверджене наказом Міністерства освіти України від 01.07.93 №230 і зареєстроване в Міністерстві юстиції України 26.07.93 за № 101, таким, що втратило чинність.

5. Контроль за виконанням даного наказу покласти на Першого заступника міністра Андрущенко В.П.

2. Должностные обязанности

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц их заменяющих) в проблемах личностного развития обучающихся (воспитанников).Ведет документацию в установленной форме и использует её по назначению Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений в развитии и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).

Должен знать Закон Российской Федерации «Об образовании», Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основы дефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

3. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования

Источник: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2ac78b5d53b88421306d37_0.html

Детская психология

Школа. Протокол исследования

сайт школьного психолога

Речь пойдет о моем опыте и моем субъективном виденье психологической службы системы образования.

Для психолога школа – неблагодарная публика. Дети, учителя, родители – мало кто из них понимает, зачем нужна психология (в научном, а не в бытовом ее смысле). Лишь редкие исключения осознают происходящее в кабинете психолога – это те, кто сам идет за результатами диагностик, слушает и следует рекомендациям, ну и, конечно же, приносит папки и файлы в виде взяток. Остальные, в большинстве своем, используют «лишний, ничем не задействованный кадр» для своей выгоды – замены, поездки в прокуратуру, управление образования, клепание тематических презентаций, стендов, перетаскивание мебели и т.д.

Психологическая служба системы образования – молодая структура. Когда я училась в школе, эта структура только набирала обороты и о существовании практического психолога знали только те, кто был в группе риска. Сейчас – это неотъемлемая часть процесса образования и воспитания.

Г-н Панок в своей книге «Психологическая служба»* описывает работу практического психолога словом «сопровождение». Это сопровождение не хаотичное, происходящее от случая к случаю, хотя и так тоже случается. Это научно обусловленная, продуманная, цикличная модель ведения учеников от момента их поступления в 1-й класс и до выпуска со школы. Эти циклы включают в себя множество разных задач: от групповой диагностики до личностного консультирования. Ключевым моментом работы практического психолога на каждом этапе сопровождения является психолого-педагогический консилиум (ППК).

Чтобы что-то укоренилось, особенно «в системе», должно пройти немало лет. В случае с психологической службой системы образования лет прошло недостаточно. Конечно, если есть должностная инструкция, есть законы и правила, есть научные пособия и ставка психолога, то и выполненная работа должна быть. И она есть, но чаще всего на бумаге, а вот что там за теми, упорядоченными в папки планами и отчетами, было или не было – общая тайна администрации и, собственно, психолога.

Не хочу обобщать, но в моем случае ППК – этот главный момент, смысл и цель, собственно, школьной психологии – де факто не проводился. В этой школе так не было заведено и об этом нужно было молчать. Это значит, что проделанная работа по, например, адаптации учеников 5-го класса к средней школе не была доведена до общественности, а была обсуждена только с классными руководителями тех самых пятиклассников и пошла, так сказать, своей дорогой – в отчет. Суть ППК в том, чтобы вокруг решения проблемы объединить весь педколлектив – и классных руководителей, и учителей-предметников, и администрацию, и психолога, коллективно создать план действий по разрешению этой проблемы и, точно так же, всем вместе воплощать этот план в жизнь. В общем, при отсутствии ППК работа ведется не целостно, как должно быть в идеале, а точечно – устранением симптомов. И это, простите, есть нехорошо.

Школьные психологи со стажем говорят, что с годами улучшилось их взаимопонимание с администрацией школ, что теперь их «сопровождение» берется во внимание и ставится наравне с другими школьными структурами – но это, за редкими исключениями, преувеличение. Но, опять-таки, на все нужно время. Безусловно, прогресс есть, все не так уж и плохо, хотя и далеко от идеала, описанного Виталием Григорьевичем. Тем не менее, чем чаще психолог появляется на собраниях, совещаниях, принимает участие в мероприятиях, выступает с лекцией или даже просто общается с детьми или взрослыми, тем выше становится психологическая культура и осознанность общественности в вопросах психологии, а значит, просветительская функция сотрудником исполняется (не будем заострять внимание сейчас на ее качестве, это тема для отдельной статьи).

Конечно, у небезразличного учителя, директора или родителя есть все шансы использовать данный министерством образования школьный кадр по назначению, а у добросовестного практического психолога есть возможность профессионально, согласно инструкции и кодексу сопровождать жителей школы. Как говорится, было бы желание.

*Панок В.Г. «Психологічна служба. Навчально-методичний посібник для студентів і викладачів»

Источник: http://psychologies.today/shkolnyi-psicholog/

—>Официальный сайт МОУ-СОШ № 1 г.Аткарска —>

—>Приветствую Вас Гость

Версия для слабовидящих

Добро пожаловать на официальный сайт МОУ-СОШ №1 города Аткарска Саратовской области!

—>

—>

—> —>Меню сайта —>
—>
  • Визитка школы
  • Расположение школы
  • Презентация сайта
  • Достижения сайта
  • Карта сайта
  • Новостная лента
  • Домашнее задание
  • Локальные акты
  • Документы КПМО
  • Публичный доклад
  • Самообследование
  • Предписания
  • Учебная работа
  • Методические объединения
  • Педагогический опыт
  • Методическая копилка
  • Воспитательная работа
  • Дополнительное образование
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 А класс
  • 3 Б класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 А класс
  • 9 Б класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Основной государственный экзамен (ОГЭ)/9 класс
  • Единый государственный экзамен (ЕГЭ)/11 класс
  • Промежуточная (годовая) аттестация
  • Олимпиады
  • ВПР
  • РПР
  • Школьный клуб

—> —> —> —>

—> —>Электронный дневник —>

—>

—> —>Модернизация общего образования —>
—>

—>

—> —>Противодействие терроризму и экстремизму —>

—> —> —> —> —>

—> —>Статистика —>

—> —>

—> —>Государственная система правовой информации —>
—> —>

—>
—>

—> —>Результаты независимой оценки качества образования —>

—>

—> —>Телефон доверия —>
сайт школьного психолога

—>

—> —>Фонд «Содействие развитию Аткарского района» —>

Страничка школьного психолога

Консультации и вопросы психологу

Упражнения тренинга эффективного общения.
Цели тренинга : научить чувствовать и понимать других людей, себя; преодолевать и раскрывать себя.

Рекомендации психолога по оптимизации общения с детьми.
Рекомендации психолога учителям.
Принципы общения классного руководителя с родителями.

Интересно, часто ребенок видит вокруг себя читающих взрослых? Бесполезны наши требования, увещевания, или советы взяться за книжку, если сами в этот момент готовы усесться перед телевизором. Мы предлагаем несколько советов, которые помогут родителям сформировать и поддерживать интерес их ребенка к чтению.

Рекомендации родителям «Как подготовить ребенка к школе»
Скачать презентацию

Источник: http://atk1school.ucoz.com/index/0-8

Будни школьного психолога

Тест хронотипа

сайт школьного психолога
Хронотип – это характеристика работы организма, его работоспособности и определение пика активности для каждого конкретного человека.
Определяют три хронотипа человека: «жаворонок», «сова» и «голубь».

1.Трудно ли вам вставать рано утром?
Да, почти всегда — 3 балла;
иногда — 2 балла;

Личностный опросник Г.Ю. Айзенка

Личностный опросник Г.Айзенка
Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся особенностей вашего поведения. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, но обязательно отвечайте.

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут вас ободрить или утешить?

Настольные книги школьного психолога

В профессии психолога зачастую нет готовых ответов и рецептов, специалисту нужно постоянно узнавать что-то новое, чтобы помочь школьнику или учителю. Самыми лучшими помощниками являются книги.сайт школьного психолога Порой, прочитав книгу опытного коллеги-психолога, понимаешь, как действовать дальше; видя схожие проблемы в работе, понимаешь, что ты не один на этом поприще и набираешься силы духа. Некоторые книги полезны обилием тестов и упражнений, некоторые — философскими основаниями работы психолога. Далее приводится рекомендуемый список книг для чтения школьному психологу.

Кабинет школьного психолога

Несколько лет кабинетом психолога в школе была маленькая комната 2х3 метра, после строительства нового здания школы психологу наконец выделили большой кабинет, в котором можно проводить групповые занятия и приятно пригласить родителей на беседу. Элементы в кабинете:
Ковер для тренингов, подвижных игр. Гимнастический мяч, кресла-груши, шатёр для детей.

сайт школьного психолога

Деятельность психолога в старшей школе

Настал черёд поговорить о том, какую психологическую работу можно проводить в старших классах. В статье о важности точного запроса, написано о том, что необходимо чётко определить цель работы и желаемый результат, чтобы и учитель, и психолог поняли, была ли работа эффективна. Часто учителя просят психолога провести что-нибудь в их классе, но не всегда знают, что же можно сделать. Поэтому целесообразно составить список основных видов психологической работы со школьниками 5-11 классов и предложить его учителям. На доске в учительской можно повесить подобное объявление

Запрос учителя

Учителя часто обращаются к школьному психологу: провести диагностику или тренинг в классе, поработать с учеником, провести урок по психологии. Однако не всегда учитель целенаправленно приходит в кабинет к психологу и четко излагает запрос и цель работы.
сайт школьного психологаЧасто учителя подходят в коридоре, на шумной перемене, когда случайно увидят психолога — это можно объяснить: не всегда есть время подойти в кабинет и поговорить. В данном случае трудно точно понять, чего бы хотел учитель: «Возьмите Васю Иванова, посмотрите! Он какой-то чудной, странный. Не знаю, что с ним и делать» или «А вы к нам придёте в класс? Проведёте что-нибудь по психологии?». Трудно понять в чем странности Васи: залезает ли под парту на уроке, дерётся? Или не может второй год освоить чтение и письмо?

Этика предоставления результатов диагностики

Одним из ключевых направлений деятельности психолога является диагностика, которая проводится как планово, так и по запросу. После обработки результатов и получения вывода возникает вопрос: кому, как и когда предоставлять эти результаты и стоит ли их предоставлять? Возникает этот вопрос, как правило, у опытных психологов, которые уже «набили шишки». Например

сайт школьного психолога

Игра в доббль при работе с трудными детьми

К психологу часто присылают «трудных» детей, которые не слушаются учителя или дерутся с одноклассниками. При работе с такими хулиганами из младших классов хорошо использовать игру доббль. Эта игра позволит Вам установить контакт с ребёнком, а ребёнку — увлечься игрой и забыть о том, что его в наказание привели к страшному психологу. Игра незатейливая, поэтому правила быстро усваиваются. Можно играть вдвоём с ребёнком, втроём. Дети могут поиграть между собой, чтобы лучше познакомиться

Уроки личной безопасности

Детей на улице и дома подстерегает множество опасностей: от звонка непрошеных гостей в квартиру до приглашения поучаствовать в лотерее или поехать на съёмку сериала. Особенно опасным периодом являются каникулы, когда дети много гуляют и предоставлены сами себе. Хорошо, что в школе есть уроки ОБЖ, однако они начинаются только с 5го-6го класса, тогда как дети из 2х-4х классов уже достаточно самостоятельны и также нуждаются в знаниях об элементарных правилах личной безопасности. Правда, и на уроках ОБЖ рассказывают про достаточно редкие ситуации: наводнение, землетрясение, цунами и прочие явления. А вот про бытовые опасности рассказывают мало. Например, такие как:

Пальчиковые куклы в работе психолога

В работе с младшими школьниками перед психологом нередко стоит задача коррекции поведения ребёнка. Иногда дети, попавшие из тепличной и не совсем тепличной домашней среды в класс, начинают «выкидывать фокусы«: кривляться, драться с одноклассниками, постоянно привлекать к себе внимание, исподтишка вредить одноклассникам, не слушаться учителя, а также не обзавестись ни одним приятелем в классе за учебный год. В силу возраста воспитательные беседы мало влияют на детей, поэтому в работе с ними можно использовать игру в пальчиковых кукол. Пальчиковый театр — это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи.

Источник: http://psy-office.ru/

Для чего нужен психолог в школе?

сайт школьного психолога

Многие родители до сих пор не понимают, зачем в школе нужен психолог, ведь дети находятся под постоянным присмотром учителей, которые смогут решить все проблемы. Однако не всегда педагогический состав может найти подход к ребенку.

Основная функция психолога в школе — осуществлять психолого-педагогическое сопровождение как учащихся, так и коллектива учителей. Многие считают, что детский и школьный психолог — это одно и то же, на самом деле это не так. Детский психолог следит за развитием ребенка с младенчества и в течение всего периода детства, а школьный сопровождает детей именно в школьной жизни.

Обязанности психолога в школе. Несмотря на кажущуюся легкость работы психолога в школе, у него много обязанностей и функций, так как работать необходимо с детьми разных возрастов. Первое знакомство ребенка с психологом в школе должно состояться еще перед первым классом в подготовительной группе. Это необходимо для прогнозирования возможных проблем и адаптации детей в новом коллективе.

Обращаясь к психологу, родители помогут своему малышу с легкостью перенести предстоящие школьные нагрузки. Одна из обязанностей детского психолога — присутствовать во время подготовительных занятий, консультировать родителей и учителей. Однако только на этом работа с первоклассниками не заканчивается.

Чтобы сплотить коллектив и адаптировать детей к школьной обстановке, специалист проводит с детьми занятия. Важно, чтобы на них присутствовал и педагог. Детей учат познавать внутренний мир других людей, общаться не только с помощью слов, но и жестов. Особенно важно для школьного психолога показать, что все люди равны, что позволит правильно относиться к детям с ограниченным возможностями.

Школьный психолог обязан видеть и знать атмосферу во всех классах, предотвращать или решать конфликтные ситуации, а также работать с коллективом, в который приходят новые ученики. Нередки случаи, когда процесс адаптации проходит долго и трудно, специалист обязан в этой ситуации помочь.

Психолог в школе должен работать сообща с учителями и родителями, особенно это касается детей, которые чувствуют себя изгоями в классе. Основная задача – найти причину возникшей ситуации. Родители нередко стремятся уйти от проблемы и переводят ребенка в другой класс или даже школу, но это не только ничего не решит, но и может усугубить состояние ребенка.

сайт школьного психолога

С какими проблемами обращаются к школьному психологу учителя и ученики?

Несмотря на то, что психолог должен быть в курсе всех проблем, он не всегда может их увидеть. В этом случае к специалисту должны обратиться учителя или ученики. Преподаватель может привлечь психолога, если видит, что ребенок плохо усваивает его предмет и причина тому – психологические проблемы. Немаловажно обратиться к психологу и классному руководителю, если в коллективе возник серьезный конфликт или непонимание между учениками.

Ученики обращаются к психологу в школе реже, чем их преподаватели, большая часть из них – подростки, которых интересуют вопросы индивидуального развития, взаимоотношения с родителями, выбор профессии. В таком возрасте могут возникать и сложные психологические проблемы, которые требуют значительного вмешательства психолога. В таких ситуациях, как правило, школьный психолог дает направление в психологический центр, где с ребенком также будет работать психотерапевт и невролог.

Проведение тренингов школьным психологом

Проведение тестов и тренингов – одна из основных обязанностей школьного психолога. Тренинги предназначены для психопрофилактических работ, иногда специалисты делают их развивающими. Проводят их в игровой форме, чтобы дети могли развлечься, но при этом вынести из занятия глубокий смысл.

Часто такие мероприятия посвящены предотвращению зависимости от компьютерных игр, табакокурения, алкоголизма, профилактике асоциального поведения. Психологическая диагностика в школе основывается на тестах, опросах и анкетировании.

Темы выбираются в зависимости от возраста и обстановки в классе. Как правило, первая и основная часть посвящена игре и обыгрыванию проблемы, просмотру видеозаписей, а вторая – серьезному обсуждению темы и выводам, которые школьники могут сделать из занятия.

Обращение родителей к психологу

Как правило, основного спектра проблем, по которым родители могут обратиться к школьному психологу, не существует. Все ситуации, которые связаны с личностным, индивидуальным, социальным, психологическим развитием требуют помощи специалиста.

Поводом для обращения родителей к психологу в школе может стать отставание в учебе, трудности в саморазвитии, профессиональном определении, разногласия с учителями и родителями. Учителя и психологи советуют познакомиться со специалистом заранее, обсудить с ним возможные проблемы, высказать свои тревоги и сомнения. Такое взаимодействие полезно ребенку, родителям, психологу и педагогам.

сайт школьного психолога

Советы родителям от психолога школы

Самый главный совет, который может дать школьный психолог родителям, — быть внимательными к своим детям. Это поможет правильно оценивать состояние ребенка и при необходимости вовремя придти ему на помощь. В то же время, важно и в школьнике тренировать внимательность, которая поможет ему в процессе обучения.

Функции психолога в школе на этом не ограничиваются. Они стараются проявить в детях интерес, в чем также должны помогать и родители. В этом помогут различные забавы и развивающие игры, подобранные под круг интересов ребенка. Прекрасным вариантом станут и прогулки на свежем воздухе, походы, поездки.

Психологи категорически запрещают обращать внимание на неудачи и особенное значение уделять даже самым незначительным победам. Самый лучший пример – это собственные родители, также можно рассказывать о жизни успешных людей.

Не стоит ждать от ребенка немедленных результатов, воспитание – это долгий и кропотливый процесс. Психологи рекомендуют родителям читать специальную литературу, при необходимости обращаться к специалистам и ни в коем случае не угнетать малыша.

Нередко родители обращаются к школьному психологу с проблемой непослушания. В этом случае специалисты рекомендуют обращать внимание не на поведение ребенка, а на свои просьбы и распоряжения. Прежде всего, они не должны содержать злость, крики и раздражение.

Все просьбы и распоряжения должны быть посильны ребенку, они не должны вызывать сильного эмоционального и физического напряжения. Конечно, они понятными и здравыми. Родители должны помнить, что, если просьба дана, то ребенок должен ее обязательно исполнить, иначе в следующий раз другая будет проигнорирована.

Помимо общих советов, существуют и специальные для родителей разных возрастов. Так, школьный психолог рекомендует внимательно относиться к первокласснику, особенно в начале учебного года. Самое главное – во всем поддерживать ученика, показать ему его значимость и важность нового положения. Специалисты также советуют еще перед сентябрем рассказать о правилах и нормах поведения и общения в школе. Взрослые также должны понимать, что процесс обучения достаточно сложный, поэтому у ребенка может что-то не получаться, в этом случае его нужно поддерживать и хвалить любые успехи.

сайт школьного психолога

Психологические проблемы могут возникнуть не только у первоклассников, но и учеников младшей школы. Школьный психолог рекомендует не запускать ситуацию и как только появились какие-то проблемы или особенности в поведении у ребенка, стразу же обратиться к специалисту. Чтобы школьник чувствовал себя комфортно, ему понадобится помощь мамы и папы, иногда и других близких родственников.

Для этого стоит ему помочь наладить распорядок дня, правильно организовать рабочее место и помочь в приготовлении домашних заданий. При этом ни в коем случае нельзя нагружать ребенка дополнительными упражнениями, достаточно только того, что задают в школе.

Обращаясь к классному руководителю, можно уточнить, чем занимается психолог в школе, какую работу он проводит с классом, в котором учится ребенок, как при этом ведут себя ученики. При необходимости стоит поговорить с самим специалистом, иногда возникают ситуации, когда он вызывает родителей к себе на беседу.

Родители старшеклассников и выпускников стремятся как можно больше времени уделить подготовке ученика к поступлению в ВУЗ. Однако не стоит на него давить и заставлять постоянно сидеть над учебниками. Такая подготовка не только бесполезна, но и опасна для здоровья человека. Важно, чтобы он смог отдохнуть, пообщаться с друзьями, развлечься и т. д.

В последнее время все чаще появляется такое понятие, как гиперактивность. Нередко родители не могут справиться с такими детьми, возникают частые проблемы и недопонимания. Школьные психологи рекомендуют в этом случае чаще хвалить ребенка и как можно меньше говорить слово «нельзя».

Все разговоры должны проходить в спокойной и дружелюбной атмосфере. Распорядок дня должен быть четким и строгим, по возможности стоит избегать шумных мест и беспокойных компаний, которые стимулируют нарастание гиперактивности.

Критерии оценки психолога

Критерии оценки школьных психологов до сих пор остаются открытыми, так как часто администрация школы не знает всех функций, которые должен выполнять специалист. Однако все-таки оценить эффективность труда можно.

сайт школьного психолога

Основной критерий – сохранять благополучный для воспитания и обучения коллектив, участвовать в образовательных и развивающих процессах. Грамотный специалист не должен забывать и о соблюдении прав личности, о гармонизации образовательной и социальной сфере.

Критерием оценки является и общешкольная работа специалиста. Он должен обеспечивать охрану здоровья и жизни детей в процессе воспитательного и образовательного процесса, а также выполнять правила пожарной безопасности и охраны труда.

Школьный психолог обязан заниматься консультативной помощью и психологической диагностикой, использовать стоит только актуальные современные методы. Немаловажно также вести документацию и консультировать обучающий состав по возникающим проблемам. Критерием оценки является и умение составлять развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.

Психолог должен проводить работу не только со всем классом, но и отдельными учениками и их родителями. Не всегда проблему удается решить с помощью бесед и консультаций, иногда требуется целый курс занятий. Компетентность специалиста отражается и в его общении не только с учениками, но и педагогическим составом. К сожалению, не всегда в нем царит мир и спокойствие.

В критерии оценки включается и участие в методических советах и родительских собраниях. Школьный психолог должен активно принимать участие в работе всего педагогического коллектива, помогать налаживать отношения педагогов и учеников, детей и родителей. При необходимости вызывать родителей и давать им необходимые рекомендации.

Немаловажным аспектом является и работа с трудными подростками и детьми из неблагополучных семей, иногда эта деятельность осуществляется в тесной взаимосвязи с детской комнатой полиции.

Несмотря на опыт работы, психолог должен постоянно совершенствовать свою работу. Для этого проводятся регулярные курсы повышения квалификации на базе специальных институтов, центров подготовки и переподготовки. Каждый психолог обязан совершенствовать свои знания и навыки. По окончании курсов выдается диплом или сертификат по определенному направлению. Профессиональная компетентность складывает из двух особенностей: опыта школьного психолога и полученных знаний.

Школьный психолог должен быть в каждой школе, он способен вовремя заметить проблемы и оказать психологическую помощь. Его присутствие важно не только для учеников, но и их родителей и всего педагогического коллектива.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/dlya-chego-nuzhen-psixolog-v-shkole/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *