Феномен бессознательного и психоанализ — Общая психология — бессознательное и психоанализ

15.08.2018

Во-первых, это экспансивные влечения (Эрос), которые включают в себя сексуальные влечения и стремление к самосохранению. Во-вторых, это разрушительные влечения (Танатос), выражающиеся в агрессии, которая порой может быть направлена и на себя самого. Эти две энергии, которые Фрейд иногда называет «инстинктом жизни» и «инстинктом смерти», стараются реализовать себя, невзирая ни на какие внешние обстоятельства. Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Познавательные процессы как таковые и их конкретные особенности обусловлены влечениями. Познание по Фрейду – следствие реализации мотивации, поэтому психоаналитический подход рассматривают как первую мотивационную теорию личности.

Феномен бессознательного и психоанализ

В то время как гештальтпсихология в целом сохранила представление о предмете психологии предложенное классической психологией сознания (непосредственно представленный субъекту опыт познания), появившееся в тот же период психоаналитическое направление кардинально пересмотрело весь проект построения психологической науки. В учении Зигмунда Фрейда (1856–1939) предметом психологии стала динамика взаимодействия двух качественно различных форм психического – сознательного и бессознательного. Сразу отметим, что вне зависимости от конкретной трактовки бессознательного очевидна невозможность его познания при помощи какого-либо варианта метода самонаблюдения (бессознательное ведь не осознается!).

Вероятно, поэтому Фрейд назвал свой подход не традиционно – по предмету исследования, а именно по методу – психоанализ.

бессознательное и психоанализ

Рис. 2.6. Зигмунд Фрейд

Фрейд исходил из того, что психика человека имеет эволюционное происхождение и предназначена для обеспечения решения главных задач любого биологического существа – выживания и размножения вида. Отсюда, движущие силы жизни и развития аналогичны у человека и животного, врожденны и бессознательны. Фрейд назвал эти силы влечениями, разделив их на три группы.

Во-первых, это экспансивные влечения (Эрос), которые включают в себя сексуальные влечения и стремление к самосохранению. Во-вторых, это разрушительные влечения (Танатос), выражающиеся в агрессии, которая порой может быть направлена и на себя самого. Эти две энергии, которые Фрейд иногда называет «инстинктом жизни» и «инстинктом смерти», стараются реализовать себя, невзирая ни на какие внешние обстоятельства. Предполагалось, что главную роль в психической жизни человека играют не ощущения или формы восприятия, а мотивы, которые, преломляясь в аффектах, определяют психологический строй жизни личности. Познавательные процессы как таковые и их конкретные особенности обусловлены влечениями. Познание по Фрейду – следствие реализации мотивации, поэтому психоаналитический подход рассматривают как первую мотивационную теорию личности.

Подчеркивая безличную универсальную для всего живого природу данной мотивирующей структуры психики, Фрейд использовал для ее обозначения термин «Оно». «Оно» рождается вместе с ребенком, является источником энергии психической жизни (которая преобразуется из биологической энергии), эгоистично и подчиняется принципу удовольствия. Другими словами, конечная цель любой активности человека – удовлетворение влечений «Оно». Содержание «Оно» составляют энергетически заряженные невербальные бессознательные представления. Фрейд не обсуждает это специально, однако понятно, что в животном мире бессознательная психика успешно может выполнять свои функции через реализацию инстинктивного поведения и образование условных рефлексов (см. гл. 3). Почему же у человека над мощным аппаратом бессознательной психики надстраивается сознание, имеющее свойство субъективной представленности? Дело в том, что по Фрейду различие между человеком и животным заключается только в том, что животное адаптируется к физическим условиям жизни, а человек должен встраивать свое существование в социальную систему. Спецификой человека является необходимость постоянной координации с другими людьми и, как следствие этого, отказ от прямой немедленной реализации своих потребностей ради сохранения социального равновесия. Ребенок слишком беспомощен, чтобы удовлетворить даже самые простые потребности, ему нужна помощь взрослого. Поэтому возникает качественно иная структура психики, которая ориентируется на требования реальности. А иной принцип функционирования всегда означает иное устройство и содержание. Эту структуру Фрейд назвал «Я». «Я» ребенка слабо и вначале пытается жить по установлениям «Оно» (поэтому ребенок эгоистичен, капризен, зол), но со временем, постоянно наталкиваясь на противодействие взрослых, «Я» приобретает возможности для адаптации в социальном мире и начинает существовать, соответствуя принципу реальности [1] . Развитие «Я» связано с овладением речью и формированием абстрактно-логического мышления. Таким образом «Я» способно мыслить, воображать, вспоминать. Основными способами согласовывания работы «Я» и «Оно» являются механизмы психологической защиты (тематика, активно исследовавшаяся дочерью Фрейда Анной). С помощью различных защитных механизмов происходит обуздание «Оно», направление его энергии в социально приемлемое русло. С точки зрения субъективного опыта содержания «Я» осознаваемы. Однако это осознание может быть актуальным (осознаваться в данный момент времени) и потенциальным (быть осознанным при определенных условиях). Для различения этих двух типов содержания Фрейд вводит разделение на сознание и предсознание.

Очевидно, что принцип удовольствия и принцип реальности находятся в состоянии конфликта друг с другом. Если бы этот конфликт постоянно носит открытый характер, существование человека было бы непереносимым (представьте себе, что вам никогда не позволяют делать то, что вы хотите и заставляют делать то, что вы не хотите). В реальной жизни человека конечно дело так не обстоит. Поэтому Фрейд предположит, что помимо органического бессознательного у человека прижизненно в результате воспитания формируется «культурное» бессознательное. Происходит это за счет защитного механизма идентификации со своими родителями. Ведь родители не только ограничивают ребенка, они удовлетворяют его потребности и являются для него воплощением силы. Кроме того, поскольку ребенок ограничен в социальных контактах, на родителях сосредотачиваются все влечения ребенка. Ребенок фантазирует, что он и его родители – одно и то же (мальчик думает «Я такой же сильный как папа», а девочка – «Я такая же красивая как мама»). Таким способом ребенок присваивает образ своего родителя, который включает в себя и его мировоззрение, ценности и ограничения. Формируется третья структура личности – «Сверх-Я». «Сверх-Я» – это своеобразное отражение социального мира и требований, предъявляемых им человеку. Содержание сферы «Сверх-Я» составляют моральные запреты (табу), нормы социального общежития, религиозные установления, образ «идеального Я», к которому хочется стремиться. У человека возникает внутренняя потребность жить в согласии с социальными требованиями, «Сверх-Я» корректирует поведение взрослого автоматически, бессознательно за счет социальных по источнику форм переживания удовольствия – неудовольствия. Иными словами, человек живет по правилам не под страхом внешнего наказания, а потому что чувствует потребность в этом. Когда он преступает принятые нормы, у него возникают крайне неприятные психологические состояния – чувство вины, муки совести, депрессия, тревога.

Таким образом, по мере развития человека область бессознательного изменяет и свой объем, и свою структуру. С одной стороны, область бессознательного расширяется за счет формирования «Сверх-Я» (этот процесс можно считать позитивным). С другой стороны, в бессознательное вытесняются негативно аффективно заряженные представления ситуаций неудовлетворения потребностей. Механизм вытеснения является защитным, так как позволяет на время забыть о проблемах, но на самом деле у человека создается своеобразная «память неудач», которая накапливается в области бессознательного и затем, достигнув критической массы, прорывается во вспышках, казалось бы, немотивированной агрессии и различных невротических симптомах.

В модели Фрейда постулируется наличие особой активной инстанции между предсознанием и бессознательным. Эта инстанция называется цензурой. Задачей цензуры является «информирование» сознания о напряженном потребностном состоянии «Оно» для того, чтобы влечения могли быть максимально реализованы. По мнению Фрейда, если сигналы от «Оно» конфликтны по отношению к «Сверх-Я», то они поступают в пространство сознания всегда в преобразованной символической форме. Они проступают в сознании не в прямом виде, а камуфлируются в шифрах казалось бы случайных оговорок, описок, непреднамеренных действий и сновидений.

Подобное понимание механизма «просачивания» бессознательного в сознание определило главные методы психоанализа как исследовательские, так и психотерапевтические. Фрейд считал, что только через «сбои» в работе психики можно проникнуть в сферу бессознательного. Конечно для этого нужно было разгадать «шифр» цензуры, а под силу это только профессиональному психоаналитику. Сам человек не способен осознать свое бессознательное, но он должен поверить терапевту в том, что его интерпретация патологических симптомов верна и совместно найти способ хотя бы частичного исполнения вытесненных желаний. Для того, чтобы заставить бессознательное «заговорить» в лабораторных условиях Фрейд использовал метод свободных ассоциаций, когда от пациента требовалось говорить все, что приходит в голову в ответ на ключевые слова. Предполагалось, что такая процедура выявляет смысловые связи между сознательными и бессознательными содержаниями, которые могут служить своеобразными «мостиками» для вторичного осознания последних.

Наиболее эффективной формой психологической защиты Фрейд считал сублимацию [2] . В результате сублимации энергии бессознательных влечений преобразуются таким образом, что объектом этих влечений становится социально приемлемая цель. Например, человек с ярко выраженными танатозными влечениями может «канализовать» ее, выбрав военную или медицинскую карьеру.

Тот факт, что психическая жизнь человека разворачивается не только в плане сознания, был зафиксирован еще в монадологии Г. В. Лейбница. Однако именно в учении Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая на рубеже XIX-XX вв. (учения об энергиях). Первое систематическое изложение психоаналитической теории было представлено в книге «Толкование сновидений» (1900), однако на протяжении всей жизни Фрейд многократно пересматривал положения своей теории. Полное собрание сочинений З. Фрейда насчитывает 23 тома. По Фрейду, гармоничная личность та, которая максимально овладела умением сдерживать порывы «Оно» за счет усиления функции сознания. Ученый предложил свою концепцию развития личности (см. гл. 10) и описал последствия фиксации (застревания) на каждом из этапов ее становления.

Среди учеников Фрейда, существенно преобразовавших его концепцию, выделяются Альфред Адлер (1870-1937) и Карл Густав Юнг (1875-1961).

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности (Эрос и Танатос) на более конкретные. Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти, превосходстве и потребности в общности (привязанности и принадлежности к социальной группе). Центральным для концепции Адлера стало понятие компенсации. Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими – отсюда термин «комплекс неполноценности«. Стремление преодолеть этот комплекс определяет процесс развития человека. По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом). Адлер придерживался мнения, что нормальное развитие предполагает баланс между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности: таким образом человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Важной частью концепции Адлера является понятие стиля жизни – того уникального способа, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Юнг существенно расширил саму модель психики, предложенную Фрейдом: наряду с индивидуальным бессознательным он постулирует наличие коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном в форме архетипов (греч. archetipos – первообраз) фиксируется весь опыт человечества. Архетипы, согласно Юнгу, наследуются и являются универсальными для всех представителей человеческого рода. Они проявляются в сновидениях, мифах, ритуалах и индивидуальном творчестве. Юнг описал два вида психологической направленности личности – интровертивную (энергия из внешнего мира направляется на активную внутреннюю работу) и экстравертивную (внутренняя энергия направлена на внешний мир), создав учение о восьми психологических типах. Типы были выделены им на основе анализа вариантов сочетаний психологической направленности с преобладающей у данного человека одной из четырех психических функций (ощущение, чувство, мышление, интуиция), например интровертивный мыслительный тип или экстравертивный интуитивный тип.

Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мироощущение XX в. Можно сказать, что психоанализ стал мировоззрением и проник во все сферы жизни (особенно в художественное творчество). Для психологической науки, при всей умозрительности психоаналитических построений, ценной оказалась переориентация исследований па проблемы мотивации, эмоций и личности и интерес к выявлению роли бессознательного в их функционировании.

Источник: http://studme.org/38501/psihologiya/fenomen_bessoznatelnogo_psihoanaliz

Бессознательное и психоанализ

Психоанализ.

Одним из влиятельнейших идейных течений ХХ в. является психоаналитическая философия, или фрейдизм. Основателем психоанализа в его классической форме был австрийский психолог врач-психиатр З. Фрейд. Взгляды Фрейда изложены в его трудах: «Толкование сновидений» (1899), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность в культуре» (1930) и др.

Психоанализ – особый метод терапии в практике лечения неврозов, основы которого были заложены З. Фрейдом. На базе психоанализа возник ряд научных течений в психологии и психиатрии ХХ в. Некоторые из них можно охарактеризовать не только как узкоспециализированные в рамках соответствующих наук, но и как психоаналитическую философию: идеи и открытия, сделанные в области психологии и психиатрии, получили здесь философское обобщение.

Основными идеями психоаналитической философии являются:

1) фундаментальное положение психоанализа – роль бессознательного в жизни людей. До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия «бессознательного» («Оно»). Он ввел новое измерение в философию. С т.з. Фрейда бессознательное стоит за множеством наших действий и, прежде всего, за такими как фантазии, сны, оговорки, за забытыми впечатлениями. Именно бессознательное обуславливает сферу сознания и оказывает на него мощное, порой скрытое, воздействие.

В структуре психики человека он выделяет следующие сферы:

а) бессознательное («Оно», «Ид») – определяющий глубинный план человеческой психики, функционирует на основе врожденных, естественных, генетически первичных явлений. Это вытесненные из области сознания желания и влечения, главное место среди которых занимают сексуальные. Это аморальное и эгоистическое начало в человеке. Господствует в нем «принцип удовольствия». Фрейд вводит в свою теорию понятия о двух «первичных позывах» – инстинкта жизни «Эрос» и инстинкта смерти «Танатос». Силам Эроса принадлежит жизнестроительная, оптимистическая роль, которые борются со стремлением живой материи вернуться в более простое, неорганическое состояние, из которого она возникла;

б) сознательное («Я», «Эго») – это ум человека, его «эго», которое выступает посредником между бессознательным и внешним миром: с одной стороны, на нее давит «Оно», а с другой – «Сверх-Я». В «Я» имеет место «принцип реальности». Именно «Я» направляет импульсы, идущие из сферы бессознательного в приемлемые для общества рамки и позволяет их реализовывать цивилизационным путем. Если же это не удается, то тогда и возникают различные неврозы как у личности, так у и общества в целом. Для фрейдизма характерна трактовка социальных катаклизмов как проявлений общественных неврозов;

в) подсознательное («Сверх-Я», «Супер-Эго») – это внутренняя, личная совесть. Она образуется под влиянием системы общественных запретов. Это внутренний цензор, который формируется за счет переноса «внутрь» различных внешних авторитетов (например, авторитетов отца). Оно формируется к пяти годам, когда у ребенка появляется чувство вины и стыда. «Сверх-Я» перхватывает агрессивные и сексуальные импульсы, идущие из «Оно», трансформируя их в угрызения совести из-за несовместимости этих стремлений требованиям авторитетов. Если «Оно» обусловлено генетически, «Я» – индивидуальным опытом, то «Сверх-Я» есть результат влияния других людей, общества. Бессознательное, вытесненное за порог сознания обусловливает большинство психических действий человека: в культуре, искусстве, политике, науке. Действия человека тем самым приобретают иррационалистическую окраску, потому что он не управляет своим подсознанием.

2) бессознательное состоит, прежде всего, из сексуальных инстинктов, влечений – либидо, которые общество оценивает как постыдное и греховное. Они вступают в конфликт с сознанием, ориентированным на социально принятые формы поведения и способы удовлетворения желаний. Культура основана на отказе от удовлетворения желаний, она уменьшает счастье человека и увеличивает в нем чувство вины, тревоги из-за невозможности реализовать желания. «Я» и «Сверх-Я» стремятся подчинить себе сферу бессознательного «Оно». При этом происходит лишь мнимое разрешение конфликта, поскольку вытесненные в бессознательное сексуальные желания в любое время могут вырваться на поверхность и стать причиной нового конфликтов.

3) учение о сублимации. Сублимация (sublimare – высоко поднимать, возносить)– это особый вид отклонения инстинктов от присущей им направленности и переключение их энергии на достижение социальных и культурных целей. Сублимацией Фрейд объяснял возникновение религии, искусства, общественных учреждений, а также в любом творчестве. На пути сублимации достигается реальное разрешение конфликта между бессознательным и «Сверх-Я». Сублимация, по Фрейду, проявляется в творчестве, поэтому с позиции сексуальных взглядов он анализировал творчество Леонардо да Винчи, Гете, Шекспира, Достоевского (В работах: «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства», «Гете: воспоминания детства в вымысле и реальности», «Достоевский и отцеубийство»).

Заслуга Фрейда заключается в том, что он открыл запретную тему в осмыслении человека, роли сексуальных и агрессивных инстинктов в жизни человека и их легализации. Но вместе с тем, человеческая природа заперта у Фрейда в жестких рамках внутренних психических сил, и ими детерминирована. Но жизнь человека гораздо сложнее, шире и разнообразней сферы его сексуальных интересов. Многие центральные идеи Фрейда были отвергнуты позднее даже фрейдистами (учение об «Эдиповом комплексе», архаическом убийстве отца, о доминировании сексуальных влечений и т.п.). Тем не менее Фрейд оказал колоссальное влияние на развитие ре только современной психологии. Но и философии и культуры запада в целом

Наиболее известными последователями Фрейда были: немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм (1900-1980), основатель аналитической психологии швейцарский психолог, философ и культуролог Карл Густав Юнг (1875-19610, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер (1870-1937), основатель сексуально-экономической теории австро-американский врач Вильгельм Райх (1879-1957), идеолог «новых левых» Герберт Маркузе (1898-1979) и др. Эти философы уточнили и обновили исходные положения психоанализа, поэтому их концепции получили название неофрейдизма. Неофрейдизм не является целостным учением, различные его представители существенно расходятся друг с другом во многих важных вопросах, связанных с трактовкой природы человеческой личности.

Заметное влияние на современную философскую культуру оказали такие крупнейшие течения как феноменология, неотомизм, философская антропология, интуитивизм и др.Психоанализ — учение, громко и скандально известное за пределами научно-теоретического круга и широко вошедшее в современное общественное сознание. На протяжении целого столетия он коснулся целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темы жажды агрессии. Возникнув в начале века в исследованиях 3. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно-философские аспекты, став синтетической дисциплиной по изучению человека, В ходе своего существования и развития он породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Психоанализ представлен именами 3. Фрейда. К.-Г. Юнга, Р. Адлера, В. Райха, К. Хорни, Р. Ассаджиоли, Э. Фромма, В. Франкла, Э. Берна и др. Современное направление трансперсональной психологии также вырастает из психоаналитических корней. Психоанализ дал множество синтезов с другими направлениями философской мысли.

Фрейд Зигмунд (1856—1939), австрийский врач, начал свою исследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Его интересовали случаи истерического паралича, заикания, фобии и другие случаи сбоя в организме и поведении, которые невозможно было объяснить чисто физиологическими причинами. Наблюдая за больными, анализируя поведение людей после гипноза, Фрейд приходит к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические образования, не доходящие до сознания больного. Это страхи, обиды, потрясения, которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится или боится. Будучи забыты, они не могут быть отреагированы и вызывают болезненные симптомы. Обнаружив это, Фрейд вместе с другим врачом Брейером в 1890—1897 гг. создает катартический метод лечения истерии. Катарсис — это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу врач должен снять амнезию, вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождение от страшного и стыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Вмешательство врача прерывает «бегство в болезнь», позволяет человеку осознать то, от чего он в ужасе отворачивался. Болезненные симптомы (параличи, заикания) снимаются, и человек выздоравливает, хотя ценой этого оказывается осознание: встреча лицом к лицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.

В 1897—1920 годах Фрейд создает оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей. Борьба сознания и бессознательного с его точки зрения — постоянная закономерность психической реальности. Образование бессознательного идет с младенчества, оно образуется путем вытеснения из ясных пластов психики тех комплексов переживаний, которые неприемлемы для человека. По Фрейду, это прежде всего переживания сексуального характера. Психика младенца руководствуется «принципом удовольствия». Для него «все дозволено», а удовлетворение желаний происходит галлюциноторно (всякое представление — уже реальность). Однако, с ростом ребенка и развитием его психической жизни возникает необходимость следовать «принципу реальности». То, что соответствует реальности и требованиям сознания — принимается, то, что не соответствует — вытесняется в систему бессознательного. Вытесненные страхи и запретные желания никогда не умирают и не теряют своей силы.

Фрейд строит следующую модель человеческой психики: бессознательное, предсознательное и сознание. Предсознатель-ное выступает как некий страж, который находится между сознанием и бессознательным и лишь по согласию сознания пропускает туда впечатления, отбрасывая неприемлемое в область бессознательного. Предсознательное связывает бессознательное со словом. Быть сознательным для Фрейда — значит иметь непосредственное и надежное восприятие, выражаемое в словах. Бессознательное же в словах невыразимо, это то психическое, восприятие которого требует особых процедур, технических приемов.

Бессознательное для Фрейда — это мощное энергетическое начало. Он сравнивает его с лошадью, а сознание — со всадником. Всадник обычно управляет лошадью, но если она понесет, то ему почти невозможно с нею справиться.

Поскольку запретные влечения и страхи вытеснены в бессознательное, но обладают огромной энергией, они все время стремятся выбраться «наружу», проникнуть в сознание, и ищут для этого окольные пути. Отдушиной для вытесненных влечений оказываются: 1) невротические симптомы; 2) символы разного рода, являющиеся человеку по преимуществу в снах и грезах; 3) описки и оговорки.

Символика бессознательного очень интересует Фрейда. Символ и открывает, и скрывает содержание бессознательного, ибо являет собой соединение страшного и стыдного с приличным и допустимым. Фрейд даже составляет словник бессознательной символики снов.

Метод психоанализа предполагает скрупулезный и внимательный анализ снов, описок, оговорок. Он пользуется также методикой «свободных ассоциаций». Терапевт ведет с пациентом беседу таким образом, чтобы тот проговаривал все, что ему приходит в голову. Из этого «всего» и вылавливаются замаскированные своей случайностью и незначительностью символы бессознательного, которые затем должны быть истолкованы психоаналитиком. В ходе работы с больными Фрейд открыл ряд защитных механизмов сознания от «атак» бессознательных содержаний. Их ярким примером является проекция (перенос, трансфер). При проекции мы бессознательно переносим собственные запретные влечения и неодобряемые качества вовне — на других людей, приписывая им то, чего стыдимся в себе (зависть, гнев и т.д.) Другой защитный механизм — рационализация. При рационализации человек сознательно приписывает своим поступкам совсем не те причины, которые породили их на самом деле, а те, которые удовлетворяют требованиям сознания.

Одной из ведущих идей 3. Фрейда выступает идея доминирования в человеческой жизни либидо — полового влечения. Фрейд считает важнейшими инстинктами инстинкт самосохранения и продолжения рода, однако свое внимание он сосредоточивает именно на половом инстинкте, который, как он полагает, присущ человеку от рождения. С гипертрофией темы либидо связана фрейдовская концепция «Эдипова комплекса», впоследствии отвергнутая практически всеми продолжателями и интерпретаторами психоанализа. По Фрейду, ребенок испытывает травму рождения, переходя от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, и он хочет вернуться обратно ко внутриутробной гармонии. Именно мать оказывается первым объектом эротического влечения, подчинения «принципу удовольствия». Отец является преградой для инцестуозного единения ребенка с матерью, он отрывает его от матери и требует самостоятельности, поэтому у ребенка существует на бессознательном уровне желание убить отца. Так и поступили, по Фрейду, древние сыновья. Убив отца, они раскаялись в содеянном, испытали страх и стыд, и теперь в каждом человеке — в каждом мужчине — есть «Эдипов комплекс» — восхищение отцом, смешанное с ненавистью и желанием его смерти, а также сопровождающие это желание страх и стьщ. Фрейд считает, что многие поступки людей на самом деле движимы «Эдиповым комплексом», который скрыт от сознания.

В 1920—1939 годах Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека. Он говорит о сексуальном влечении Эросе и влечении к смерти Тана-тосе. Собственно, Эрос оказывается у позднего Фрейда уже не столько сексуальным влечением, сколько сферой любви, тяготения ко всякой органической жизни, чем-то вроде божественного Эроса у Платона. Он глубоко конструктивен. Соответственно, Танатос является фундаментальной деструктивной силой, ведущей к разрушению, убийству и самоубийству, влекущей людей к возвращению всего живого в неорганическое состояние. Оба инстинкта — созидание и распад — пронизывают всего человека, каждую его клетку.

В этот период Фрейд изменяет и свое представление о структуре внутреннего мира. Теперь он строит следующую триаду:

1. Оно — сфера бессознательного, где буйствуют вытесненные влечения и страхи. Оно подчиняется принципу удовольствия;

2. Я (Эго) — разумная и рассудительная часть внутреннего мира, подчиняющаяся принципу реальности;

3. Сверх-Я (Супер-Эго) — бессознательная инстанция морального контроля, содержащая культурные требования и ограничения влечений. Это — внутренний цензор. Сверх-Я образуется по Фрейду за счет идентификации с отцом, который выступает не только как соперник, но и как авторитет. Сверх-Я перехватывает агрессивные стремления людей и направляет их внутрь, преображаясь в совесть, которая терзает человека упреками за его несоответствие требованиям авторитета. Чем больше человек отказывается от реализации своих желаний, тем больше его страдания, так как от Сверх-Я ничего нельзя скрыть. Поэтому, чем добродетельней человек, тем суровее и подозрительней делается совесть.

Разумная и рассудительная часть нашей личности — Я — оказывается «несчастным Я», так как оно находится «между молотом и наковальней»: с одной стороны на него давят запретные влечения, а с другой — его терзает представляющая Сверх-Я совесть. Фрейд считал, что обнаружение им «несчастного Я» — мощнейший удар, который когда-либо был нанесен по человеческой самовлюбленности. Первый удар нанес Коперник, показавший, что Земля — не центр вселенной. Второй удар нанес Дарвин, объяснивший, что человек — потомок высших приматов. Фрейду же принадлежит прерогатива развенчания рационалистических иллюзий, ибо, как показывает психоанализ, сознательное Я — не хозяин даже в собственном доме.

3. Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Сверх-Я с его жесткими ограничениями — результат культурного процесса, тех новых ограничений в сфере влечений, которые порождаются спецификой человеческого общежития. Люди становятся невротиками в результате прессинга культурных и моральных норм. Однако, порождая ограничения, культура создает возможности трансформации запретных влечений, которые Фрейд именует сублимацией. Сублимация — это возвышение, «возгонка», облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально-одобряемую форму. Такими видами сублимации являются по Фрейду религия и искусство. С его точки зрения художественные произведения, начиная от древней мифологии — не что иное, как сублимация Эдипова комплекса. Искусство, таким образом — вид терапии, освобождение от внутренних противоречий. Религия же — это «общечеловеческий невроз навязчивости». Древние сыновья, убив отца и убоявшись, поставили на его место тотем, которому стали поклоняться. Так возникает фигура Бога. В Боге человек ищет защиты, как ищет ее в отце: он одновременно поклоняется ему и боится его.

Фрейдовское понимание культуры может быть названо пансексуализмом, и большинство последователей Фрейда отвергли его как упрощенное понимание сложных многогранных культурных процессов.

Необходимо отметить, что Фрейд был безрелигиозным автором, считал себя материалистом и желал сделать психоанализ поистине научным методом. Пафос его учения — рационалистический. Фрейд полагал, что все тайны бессознательного могут быть при помощи психоанализа прояснены, а все невротики излечены. Его лозунг: «Там, где было Оно, должно стать Я!» С точки зрения Фрейда разум способен возобладать, несмотря на мощь и силу влечений.

В целом, философско-теоретические заслуги основоположника психоанализа могут быть резюмированы следующим образом. Фрейд

— впервые рассмотрел бессознательное не как онтологическую характеристику действительности (в духе Шопенгауэра или Ницше), а как самостоятельную психическую реальность, равнозначную объективной реальности;

— указал на наличие смысла у бессознательных процессов, он создает феноменологию бессознательного, ради уяснения его роли, функций, значимости в жизни человека;

— рассмотрел внутреннее строение бессознательного, его динамику, а также создал пространственные модели: Оно, Я, Сверх-Я;

— поставил вопрос о том, как можно познать бессознательное, и выяснил, что говорить о нем можно только на языке сознания. Психоаналитическая процедура — беседа, в которой участвуют слова-символы;

— создал «археологию человеческой психики». Для объяснения сегодняшних проблем человека он обращается к далекому прошлому — раннему детству. Источником бессознательных содержаний он считает в первую очередь инфантльные впечатления;

— предложил объяснение, в рамках своей концепции, механизмов, при помощи которых бессознательное участвует в мире становления и развития культуры.

Широко известны труды Фрейда: «Психопатология обыденной жизни» (М., 1910); «Толкование сновидений» (М., 1913); «Лекции по введению в психоанализ», т. 1—2 (М., 1922); «Основные психологические теории в психоанализе» (М.-П., 1923); «Очерки по психологии сексуальности» (М.-П., б/r); «Остроумие и его отношение к бессознательному» (М., 1925) и др.

Юнг Карл Густав (1875—1961) — основатель аналитической психологии, развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Он пришел к своим взглядам самостоятельно, его знакомство и дружба с Фрейдом начались в 1907 году, когда взгляды Юнга — практикующего психиатра — уже достаточно сложились, а уже в 1913 году последовал разрьш между этими крупными психоаналитиками ввиду крупных теоретических расхождений.

Особенностью всего творчества Юнга является его глубокий, всю жизнь продолжающийся интерес к оккультным наукам, стремление связать психологию и алхимию, теоретически истолковать те загадочные мистические явления, которые были не чужды самому Юнгу: с детства его посещали странные символические сны, он чувствовал глубокую двойственность своего «я», ощущал таящиеся за дневным отчетливым сознанием головокружительные глубины бессознательного.

Важнейшими работами Юнга являются «Психологические типы» (1921), «Отношение между я и бессознательным» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Психология и алхимия» (1944), «Символика духа» (1948) и др.

Формируя собственный оригинальный подход к пониманию бессознательного, Юнг выступил против фрейдовского натурализма, сведения сложнейших явлений культуры и сознания к физиологическим влечениям. Тем более не устраивал его пан-сексуализм. Юнг считает, что существует множество человеческих проявлений, которые невозможно вывести из либидо. Собственно, ссора между Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Сон, содержащий инцест, был прямо истолкован Фрейдом как проявление инфантильной сексуальности и Эдипова комплекса, в то время как Юнг настаивал на следующем понимании: бессознательное постоянно рождает сознание, инцест — это символ погружения духа в бессознательное, а мать — символ этого бессознательного (другим его символом является вода, к примеру, озеро).

Такое толкование стало возможно, потому что Юнг пришел к выводу: бессознательное не сводится к резервуару вытесненных влечений, которые можно при помощи психоаналитической процедуры «поднять» в сознание, чтобы избавиться от них. Оно шире и глубже. Под индивидуальным бессознательным существует другой, тайный пласт, выводящий нас за пределы индивида — коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное принципиально внелогично, оно не может быть прямо и непосредственно высказано в слове, освещено светом сознания. Сны поэтому не являются «маскировкой вытесненного», проходящей через «цензора», они указывают на подъем из глубин внутреннего мира неких инстинктивных сил, характерных для всех людей.

По Юнгу, для сознательного и бессознательного характерны единство, а не борьба. Глубинные пласты внутреннего мира несут функцию смыслообразования, коллективное бессознательное выражает себя в сакральном (священном), а это — не болезнь и не невроз.

Юнг не согласен с фрейдовской редукцией сегодняшнего состояния человека исключительно к впечатлениям далекого детства. Бессознательное не только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так, самого Юнга в 1912 году посещали страшные образы надвигающейся катастрофы, ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась первая мировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод о предсказательной силе бессознательного.

Наконец, в отличие от Фрейда Юнг считает невозможным вести психоанализ по одной предзаданной схеме. При таком механическом варианте личность больного теряется и все сводится к вопросу, кто доминирует в истолковании, пациент или аналитик? Вместо сотрудничества идет борьба воль. Чтобы анализ был успешен, и пациент, и терапевт должны принадлежать к одному психологическому типу. Таких основных типов Юнг называет два: интроверты и экстраверты. Интроверт — личность погруженная в глубины своего внутреннего мира, действующая, в первую очередь, по своей внутренней логике» воздействие извне она расценивает как давление и вторжение. Экстраверт, напротив, тот, кто активно выражает себя в коммуникации, он энергичен и ориентирован на других. Пациенту-интроверту нужен аналитик-интроверт, и наоборот, тогда они поймут друг друга. Юнг придает огромное значение самопониманию пациента: в конце концов, мой сон — это мой сон, и только я могу придать ему верный смысл!

Рассмотрим подробнее главные теоретические идеи ученого, сделавшие его одним из наиболее выдающихся и популярных авторов нашего столетия. Юнг утверждает, что под слоем личного бессознательного, содержащего вытесненные влечения, находится сфера коллективного бессознательного, обладающего сверхличной всеобщей природой. Это значит, что оно не имеет границ и присуще всем людям. Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, они принадлежат к некой иной реальности и выступают организаторами психики. Это лишь «возможности представления», в некотором смысле «априорные идеи», закодированные в структуре головного мозга. Они проявляются только в форме их восприятия, через внутренний опыт. Архетипы — регулятивные принципы для формирования некоего творческого материала. Это — «дремлющие мыслеформы». Они всегда реализуются через образы конкретной культуры, во внутреннем опыте конкретных людей, поэтому невозможно сделать их механический список. Юнг сравнивает коллективное бессознательное с симпатической нервной системой, которая, не имея специальных органов, сохраняет жизненное равновесие. Это начало, не содержащее обособленных «я». Бессознательное есть то, что Библия называет «сердцем» и что содержит в себе не только хорошее, но и дурное. Архетипы могут быть рассмотрены как «автопортреты инстинктов», это прототипы конкретных образов. Так, например, восприятие настоящих отца и матери укоренено в архетипических пра-фор-мах «Великой Матери» и «Великого Отца».

Архетипы приходят к человеку через сны, образы, мифы, художественные произведения, они выражают себя через психические реакции и отклонения в поведении. Юнг описывает несколько выявленных им основных архетипов.

Юнг выделяет такие архетипы, как Персона и Тень. Персона — это совокупность наших социальных ролей, те маски, которые мы носим, не будучи тождественны им. Тень — это «низший человек в нас»: наши страхи, инфантильные желания, сексуальные комплексы, агрессивные влечения. Обычно Тень проецируется на других, потому что человек не хочет признавать за собой неодобряемых им самим и культурой качеств. Встречу с собственной Тенью трудно выдержать, однако опыт показывает, что устранить ее невозможно. Просто подавить ее никак не удается. Чтобы устранить невроз, страдание, связанное с Тенью, ее надо научиться принимать и сосуществовать с ней. Обнаружение и признание собственной Тени позволяет прекратить ее проецирование на других — приписывание им собственных негативных качеств.

Важнейшим архетипом по Юнгу является Самость. Это психологический образ Бога, центр тотальной, беспредельной личности, это целостность человека как индивидуальности. К Самости ведет процесс нндивидуации. Индивидуация — интеграция коллективного бессознательного в отдельной личности. В ходе индивидуации человек излечивается от невроза, разрешает свои внутренние противоречия и проблемы. Юнговская терапия основывалась на объективации образов бессознательного и вступлении в диалог с ними, пробуждение религиозного и мифологического сознания должно привести к восстановлению утраченных моментов личности, помочь в достижении целостности внутреннего мира. Однако, путь этот долг, он практически бесконечен, поэтому символом индивидуации является квадрат, заключенный в круг.

Архетипы, согласно Юнгу, по природе своей таинственны, они не охватываются разумом, потому способ их существования — сакральные символы, хранителями которых выступают религия и эзотерические учения. Юнг говорит об архетипах как о «нуминозных» — «священных», однако за вычетом моральных и рациональных аспектов. Архетипы обладают колоссальной энергией, это энергия безличного, которая может стать огромной разрушительной силой. Природность архетипов, заряженность их эмоциями делает их опасными, и люди всегда относятся к архетипам с трепетом, выражая их в величественных и грозных образах. Именно присутствие в архетипах гигантской природной силы заставляло человечество на протяжении всей его истории укреплять сознание. Символы проецируют архетипы вовне, как бы ослабляя их мощь. Юнг отвергает мистику, бросающую человека в хаотическую бездну бессознательного, и высоко ценит религиозную символику, которая не придумывается рациональным умом, а спонтанно возникает, вырастает в лоне культуры.

Говоря о современности, Юнг подчеркивает, что наше время — время «символической нищеты». Возобладавший в Европе рационализм открыл двери «психической преисподней», ибо сакральные символы оказались разрушены. Массовый отход от религии привел к «расколдованию мира», материя физиков — это не «Материя — Великая Мать», образ, насыщенный эмоциями, а интеллект — не Дух-Отец Всего. В реке не живет русалка, змея не воплощает мудрость. Однако, забытые сакральные символы представляли нам архетипы. Лишившись этой представленности, архетипы оказались загнаны внутрь человеческой души. Они приходят к нам в снах, но язык снов для современного человека также не понятен. Таким образом, внешняя интеллектуальность связана с внутренней первобытностью. Архетипы наступают на человека изнутри, и ничто не хранит нас от их могучей силы.

Потеряв собственную священную символику, европейцы кинулись на Восток в тщетной надежде найти там новых богов. Однако, считает Юнг, этот путь порочен. Мы не можем принять культуру Востока и чужие символы, получаются только эрзацы, театральность, подражательство. Необходимо осознать «ничто», находящееся перед нами, и вернуться к традициям собственной культуры.

Впрочем, так или иначе, но у нынешних людей нет больше форм для культурных проекций бессознательного. Если процесс «расколдования мира» продолжится, то все божественное и демоническое вернется в человеческую душу. Но запертое внутри бессознательное делается революционным, оно неизбежно выплескивается наружу в виде войн, бунтов, революций, в виде актов насилия.

Юнговская структура личности, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является всецело биологическим, природно данным, у Юнга же бессознательное включает и социальные моменты. Юнгу, как и Фрейду, присуща психологизация культурных и социальных процессов. Впрочем, такой подход к исследованию закономерностей общественного развития характерен не только для «новаторов» типа К. Юнга, но и для многих других неофрейдистов, включая К. Хорни, Г. Салливэна, Э. Фромма.

Источник: http://studopedia.ru/19_410100_psihoanaliz-z-freyda-problema-bessoznatelnogo-freydizm.html

Проблема бессознательного и психоанализ

Важное место в научных и философских исканиях XX века заняла проблема бессознательного, которая в рамках классической философии специально не исследовалась. Методом изучения бессознательного послужил психоанализ, который был разработан австрийским психиатром З.Фрейдом (1856-1939

Сознание, по Фрейду, очень важно для жизни, с его помощью люди ориентируются в мире. Но кроме «Я», или сознания, в психике имеется «Оно» – бессознательное и «Сверх — Я» – усвоенные (принятые) индивидом нормы культуры. По Фрейду, нашими действиями руководит не только наше «Я», но и «Оно», в которое входят первичные природные влечения человека. Последние сводятся к двум: во-первых, сексуальные желания (Эрос), а во-вторых, влечение к смерти (Танатос), которое, будучи обращено вовне, становится стремлением к разрушению и агрессии. Сфера бессознательного также постоянно пополняется за счёт сознания: неразрешимые психические конфликты, травмы, неприемлемые желания и т.п. не исчезают, а подвергаются вытеснению в бессознательное. Бессознательное представлено и памятью человека. Бессознательное проявляется в сновидениях, постгипнотическом поведении, оговорках, описках, импульсивных поступках, ошибочных действиях и т.д. Изучение этих проявлений служит важной частью психоанализа.

Фрейд отмечал, что наше «Я» руководствуется принципом реальности, поскольку стремится выжить и поэтому учитывает объективные условия жизни. «Оно» же, будучи неразумным, целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между «Я» и «Оно». «По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади» (10,с.432). «Я» не может победить «Оно» в прямом столкновении, поскольку в последнем, по Фрейду, сосредоточена вся психическая энергия человека. «Я» обращается за помощью к «Сверх – Я» — культурным нормам, которые оформились в виде части самого бессознательного, чтобы воздействовать на него.

«Сверх – Я» как внутренний цензор либо вытесняет неприемлемые желания и тревожные идеи в сферу бессознательного, либо производит сублимацию – использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии не по прямому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. В случае сублимации примитивные влечения «Оно» принимают форму научного, художественного или религиозного творчества. Если же неприемлемые желания не сублимируются, а обратно вытесняются в сферу бессознательного, то они продолжают действовать на человека и проявляются в виде неврозов с их немотивированной тревогой, заставляя его чувствовать себя больным и несчастным.

Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям, т.е. в психоанализе излечение происходит через осознание травмирующих ранее бессознательных психических факторов.

Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и всей культуры XX века. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд чрезвычайно усилил некоторые важные, но всё же не единственные факторы человеческой жизнедеятельности. Нельзя всю совокупность мотивов (движущих сил) поведения человека свести к бессознательным, сексуальным или агрессивным устремлениям: помимо их существует множество других потребностей. Явно преувеличена также в учении Фрейда роль сублимации; культурное творчество, помимо влияния на него сублимации, обладает своими собственными мотивами – потребностями в истине, красоте, добре, справедливости, сострадании, которые имеют не биологическую, а социальную сущность. Наконец, надо отметить неисторический характер учения Фрейда, у которого столкновение мира бессознательного и мира культуры имеет непреодолимый характер и не зависит от исторического прогресса.

Швейцарский учёный К.Юнг (1875-1961) изучал самопроизвольное проявление фольклорных и мифологических мотивов в снах пациентов. Он постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного боле глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое есть отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга и генетически наследуемое. Содержание его имеет не природный, а культурный характер и составляет общечеловеческие первообразы, или архетипы, например, образ матери-земли, героя, мудрого старца, демона и т.п. Коллективное бессознательное зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, т.е. выходит в сферу сознания, у современных людей через сновидения. Поэтому для Юнга главным показателем действия коллективного бессознательного были сновидения. Он полагал, что коллективное бессознательное – это источник жизненных сил, вдохновения, ощущения полноты жизни, и задача культуры заключается в создании адекватных символических средств для выражения бессознательных сил.

Дата публикования: 2015-09-17 ; Прочитано: 1677 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/12-51376.html

NeoPsyhology

Бессознательное и психоанализ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, (мышечные ощущения). Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательная память — это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь — это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений — ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорил Фрейд, касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа. Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод психоанализа.

Психоанализ (от греч. душа и разложение) – направление в психологии, основанное Фрейдом в конце XIX в. – первой трети XX в. Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и полового влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека– в обмолвках, описках, сновидениях и т.д. Центральное положение психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение — либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.

Психоанализ видит главную проблему в том, что человек не догадывается о противоречии внутри себя. В ясном осознании «Я» своих запретных влечений, обеспечиваемом психоаналитической дешифровкой смысла невротических симптомов, Фрейд видел средство восстановления психического здоровья. Если говорить проще, то при помощи психоанализа обнаруживается то место в психике, в котором наблюдается давление и образуется, так называемая, выпуклость. Обнаружив это место и устранив в нем возникшее противоречие, человеку возвращается здоровая психика.

Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин «Trieb», переводимый либо как «инстинкт», либо как «влечение». Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тут совершается переход слепой и немой энергии в артикулируемый смысл. Эти потоки психической энергии «инвестируются» в определенные идеальные образы культуры, творимые жизненной энергией желания.

Чувство общности
Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство тождества с человечеством, симпатия и любовь к людям, хотя эти самые люди могут и раздражать его, и вызывать его гнев. Можно сказать, что самоактуализированный человек ощущает себя членом большой семьи, воспринимает людей как своих братьев. Именно потому, что он любит их, их н .

Влияние семьи на развитие психологической травмы. Понятие психической травмы
Психическая травма – это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если р .

Основные методы психологических исследований
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, позволяющие выявлять закономерности изучаемых явлений. «Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» С.Л. Рубинштейн. Определение: Метод — это способ научного познания какой-либо реальности (в психологии – психической). По своем .

Источник: http://www.neopsyhology.ru/neopss-291-1.html

Основные понятия психоанализа

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Бессознательное — Основные понятия психоанализа.

В качестве прилагательного термин относится к психическому содержанию, недоступному в данный момент осознанию, что можно видеть на примерах ошибочных действий, сновидений, бессвязных мыслей и умозаключений. Все, что исключается из области сознания, даже если частично (предсознательное) и может быть пробуждено посредством фокусировки внимания, принадлежит сфере, называемой описательное бессознательное .

В качестве существительного термин бессознательное означает одну из динамических систем, описанных Фрейдом (1915) в его ранней топографической теории психического аппарата. Фрейд полагал, что определенная часть психического содержания и психической активности, репрезентирующая влечения, никогда не была сознательной. На их пути стоит жесткая цензура, налагаемая предсознательным на систему бессознательного (первичное вытеснение). Остальное содержание достигло сознания, но затем было вытеснено (собственно вытеснение). Вытеснение осуществляется посредством особой энергии — контркатексиса. Концепция распределения и взаимодействия психических энергий составила третий, экономический, подход фрейдовской метапсихологии. Содержание бессознательного может быть в целом отождествлено с Оно (в понятиях структурной теории), но некоторые аспекты Я (защитные механизмы, аффекты и др.) и Сверх-Я (моральные стандарты) также носят бессознательный характер. Это открытие привело к тому, что Фрейд разработал вторую топографическую модель, ныне известную как трехкомпонентная модель или структурная теория.

Основные черты бессознательного как системы сводятся к следующим:

а) содержания бессознательного являются «репрезентаторами» влечений;

б) эти содержания управляются особыми механизмами первичных процессов, а именно сгущением и смещением;

в) содержания бессознательного, сильно нагруженные энергией влечений, стремятся вернуться в сознание и проявиться в поведении (возврат вытесненного), однако они способны найти доступ к системе «Предсознание-Сознание» лишь в результате компромиссов, будучи искажены цензурой;

г) чаще всего подвергаются фиксации в бессознательном детские желания.

На заметку. Такие операции, как увеличение груди, ринопластика, пластика лица бывают крайне необходимы, когда речь идет о поднятии самооценки человека, поэтому важно, чтобы они были безопасными. Революционный метод увеличения груди собственным жиром, называемый липотрансфером, призван решить эту задачу.

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Телефоны: +7(925)741-17-49, +7(925)859-11-45, +7(916)726-40-70

Источник: http://www.psychoanalyse.ru/idea/unconscious.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты