Гуманистический психоанализ» а — презентация гуманистический психоанализ э фромма
12.08.2018Э.Фромм (1900-1980) – самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Главное открытие Фромма связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. Он анализирует все сферы общества – его экономическую, социальную и политическую структуру и в связи с их влиянием на внутренние духовные изменения человека. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера: Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.
Гуманистический психоанализ» Э.Фромма
Э.Фромм (1900-1980) – самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Главное открытие Фромма связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. Он анализирует все сферы общества – его экономическую, социальную и политическую структуру и в связи с их влиянием на внутренние духовные изменения человека. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера: Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.
Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источник: http://studopedia.org/8-73887.html
Гуманистический психоанализ Э. Фромма Представления о природе человека
Дата | 24.04.2016 |
Размер | 45,5 Kb. |
Гуманистический психоанализ Э. Фромма
Представления о природе человека Эрих Фромм (1900 — 1980) был одним из тех ученых психодинамической ориентации, кто, признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего, Фромм полагал, что поведение человека невозможно полностью раскрыть в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врожденными потребностями и социальными нормами культуры. В отличие от Фрейда, Адлера и Юнга, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, философию и социологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. И хотя позднее он продолжил свое образование в Берлинском психоаналитическом институте и даже вел частную практику, в выборе тем и методов своих исследований Фромм все же остался скорее философом и социологом, нежели психологом. Все его творчество пронизано интересом к проблеме становления личности в обществе, сложной динамике «природных», биологических и социальных влияний в человеке. В чем заключается его вклад в философию и психологию? – прежде всего в том, что Фромм явился одним из первых последовательных реформаторов психоанализа. Фромм предложил новый подход в изучении человеческой личности: она (личность) может быть постигнута через изучение своих отношений – к миру, природе, другим людям и самому себе. Следовательно, основная задача психологии заключается в изучении отношений человека. Теоретические разработки Фромма во многом изменили классический метод психоанализа. Во-первых, Фромм считал, что психоанализ должен рассматривать, помимо простейших биологических стремлений человека, такие понятия как истина, любовь, справедливость, свобода и т.д. во-вторых, Фромм предложил считать психоанализ не только (и не столько) методом управляемой интроспекции, но и своеобразной исповедью, выражением себя, и через это освобождением от своих проблем. В-третьих, Фромм пытался использовать методы психоанализа для анализа социально-исторических явлений. Основные положения теоретических работ Фромма можно изложить следующим образом:
Сущность человека может быть представлена не через имманентную субстанцию, а как противоречие, неразрывно присущее человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух формах. Во-первых, по своей природе человек – это животное. Но его биологической природы (инстинктов) недостаточно для выживания. Он может выжить, лишь производя материальные блага, удовлетворяя свои потребности и развивая культуру. Во-вторых, человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Таким образом, он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Это осознание себя делает человека чужим в мире и преисполненным страха. Данная уникальная ситуация определяет основные страсти и желания человека. Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти. Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия, которые становятся модусами (способами) его существования: Иметь или Быть. Иметь – значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биологическим потребностям, вырастающим из инстинкта самосохранения. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется преимущественно в форме накопления материальных благ, что доставляет человеку чувство иллюзорного благополучия и самодостаточности. Иллюзорного потому, что данная жизнь «отрывает» человека от других людей, от социума, и, в конце концов, от собственного «Я». А без этого подлинная реализация себя, счастье и самодостаточность невозможны. Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других. Эта тенденция обретает силу в специфических условиях человеческой экзистенции. Содержание человеческой истории – это непрерывное стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые определяют их экзистенциальную сущность. Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада). Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций, которые определяют его общение и деятельность: любовь к жизни, любовь к людям и свобода. Любовь к жизни (биофилия) представляет собой тотальную ориентацию, полностью определяющую жизнь человека. В самой элементарной форме оно проявляется в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Другой аспект этой тенденции – стремление к интеграции и объединению. Жизнь стремится к другой жизни; она стремиться расти, развивая свою структуру. У человека любовь к жизни выражается в так называемой продуктивной ориентации. Продуктивно ориентированному человеку приятно созидать, а не разрушать, он хочет творить и развиваться. Основной этический принцип биофилии: добро есть все, что служит жизни, зло есть все, что служит смерти. Любовь к жизни развивается, если в обществе существуют для этого основные предпосылки: безопасность, справедливость и свобода. Любовь к людям. Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, несмотря на это, открыты по отношению друг к другу. Человек достигает полной зрелости, когда он полностью освободится от «слепой» любви к самому себе. Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек (вспомним определение свободы К. Маркса). Она представляет собой осознание: 1. того, что хорошо, а что – плохо; 2. того, какое средство ведет к достижению цели; 3. того, что стоит за осознанными желаниями; 4. того, какие реальные возможности выбора существуют; 5. того, какие последствия ведет за собой каждое решение; 6. осознание необходимости объединения с другими людьми и желание действовать. Деформации личностного развития Деформации личностного развития связывались Фроммом с наличием у человека следующих патологических тенденций: некрофилии, нарциссизма и инцестуозной привязанности. Некрофилия, согласно классическому пониманию этого термина, представляет собой любовь к мертвому, часто выражающуюся в стремлении сексуально обладать мертвым телом. Фромм понимал этот термин в более общем плане, как влечение ко всему неживому (трупы, смерть, болезнь, распад). Некрофилы испытывают удовольствие, разрушая, а не созидая. Для некрофилов характерна ориентация на прошлое (в нем они видят свои цели, желания и т.д.), а не на будущее. Для них характерна ориентация на грубую силу при разрешении формальных и личных проблем. Некрофил любит все, что не является живым, неорганическое (техника, машины и механизмы). Он вступает в отношения с объектом или человеком, только тогда, когда обладает им. Некрофилов привлекают ночь и темнота. Вообще, все, что направлено против жизни, против роста притягивает некрофила. Некрофилия, считал Фромм, характерна для современной западной цивилизации; она, считает Фромм, создала нового человека – Homo mechanicus, который любит машины и полон отвращения ко всему живому. Нарциссизм в классическом психоанализе рассматривается как направленность либидо на самого субъекта. У Фромма под этим термином понимается сконцентрированность человека на самом себе, любовь к самому себе, ведущая к неспособности отделить себя от другого, представить себя на его месте. Характерная черта нарциссического человека – отсутствие интереса к внешнему миру. Объектами нарциссической склонности становятся личность человека, ее отдельные черты, а также его знания, дом, «его» люди и т.п. Биологическая функция нарциссизма – самосохранение, поэтому нельзя сказать, что нарциссизм – это всегда деформация личности. Фромм полагал, что существует оптимальный (биологически необходимый) уровень оптимизма, который позволяет человеку сотрудничать с окружающими и одновременно заботиться о себе. Патологический нарциссизм ведет к самоизоляции индивида. В зависимости от объекта, на который направлен нарциссизм, Фромм выделял доброкачественный, злокачественный и общественный его виды. Доброкачественный нарциссизм направлен на результат собственных усилий (свои знания, умения, достижения и т.п.). Злокачественный нарциссизм направлен на то, что человек имеет, не затрачивая особых трудов со своей стороны. Общественный нарциссизм направлен на результат общественного труда, общественного развития (государство, национальная культура) и может быть полезен обществу, сплачивая его. Инцестуозные привязанности в детстве характерны для большинства людей. Они выражаются в привязанности к матери, ее заботе и опеке. Впоследствии многие люди перерастают эти детские привязанности и строят собственную жизнь сами. Однако те люди, которые по какой-либо причине не смогли «освободиться» от инцестуозной привязанности к матери, строят свою жизнь под сильным влиянием с ее стороны. Доброкачественная форма инцестуозных привязанностей ведет к тому, что человек (здесь – мужчина) будет искать жену, напоминающую свою мать. Злокачественная форма инцестуозной привязанности ведет к т. н. «инцестуальному симбиозу», стремлению слиться, стать частью матери. Это приводит к потере собственной индивидуальности и несовместимо, по Фромму, с настоящим желанием жить. Источник: http://psihdocs.ru/gumanisticheskij-psihoanaliz-e-fromma-predstavleniya-o-prirode.html Тема 7 Гуманистический психоанализ Э. Фромма
|
- Навигация по данной странице:
- Тема 8 Философский психоанализ Г. Маркузе
Тема 7 Гуманистический психоанализ Э. ФроммаАнтропологическо-философская концепция человека. Экзистенциальные дихотомии и исторические противоречия человеческого существования. Иметь или быть как две формы существования человека. Свобода человека и его отчуждение. «Свобода от» и «свобода для». Механизмы бегства от свободы. Авторитаризм и конформизм. Динамическая концепция характера человека. Типы характера. Неплодотворные и плодотворные ориентации человека. Социальный характер. Социальное бессознательное. Основная функция социального характера. Агрессивность и деструктивность. Доброкачественная и злокачественная агрессия. Формы насилия. Синдром распада и синдром роста. Некрофилия и биофилия. Психоанализ и этика. Авторитарная и гуманистическая совесть. Вера и надежда. Нравственные силы человека. Гуманизация современного общества. Психодуховное обновление. Любовь как разрешение проблемы человеческого существования. Искусство любить. Цели психоаналитической терапии. Социальная адаптация и «лечение души». Терапия невротических симптомов и терапия трудностей жизни. Психоаналитик как целитель души. Э. Фромм: «Человек может реагировать на исторические противоречия, аннулируя их посредством своей деятельности, но он не может аннулировать экзистенциальные дихотомии несмотря на то, что может реагировать на них различными способами». «Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого». «Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляет самую суть его характера; отсюда характер можно определить как (относительно постоянную) форму, в которой канализируется энергия человека в процессах ассимиляции и социализации». «Что же такое социальный характер? С помощью этого понятия я обозначаю ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга». «Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е. деструктивность и жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только человека; она приносит биологический вред и социальное разрушение». «Если гуманистическая этика основывается на познании природы человека, то современная психология, особенно психоанализ, должны быть одним из мощнейших стимулов развития гуманистической этики. Но, хотя психоанализ во многом расширил наши знания о человеке, он тем не менее ничего не прибавил к нашим знаниям о том, как должен жить человек и что он должен делать». «Мы находимся в эпицентре кризиса современного человека. У нас в запасе не так много времени. Если мы не начнем сейчас, может оказаться слишком поздно. Но надежда есть, потому что существует реальная возможность того, что человеку под силу заново утвердить себя и сделать технологическое общество гуманным». «Любовь — действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность». «Согласно одной концепции, целью аналитического лечения является приспособление. Согласно другой точке зрения, целью лечения является не столько приспособление, сколько оптимальное развитие способностей человека и реализация его индивидуальности. В этом случае психоаналитик является его наставником по приспособлению, а пользуясь выражением Платона, «целителем души»». Контрольные вопросы 1. Как и каким образом Э. Фромм рассматривает проблему человеческого существования? 2. В чем состоит специфика «свободы от» и «свободы для»? 3. Почему человек испытывает страх перед свободой и каким образом он пытается убежать от нее? 4. Что Э. Фромм понимает под индивидуальным и социальным характером? 5. Какие виды агрессивности и насилия выделяются Э. Фроммом? 6. Как возможно возрождение гуманистической этики и что значит быть человеком? 7. Чем отличается гуманистический психоанализ Э. Фромма от классического психоанализа З. Фрейда? 1. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма. — М., 1974. 2. Ленбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. — С. 217-236. 3. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990. 4. Фромм Э. Душа человека — М., 1992. 5. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992. 6. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993, М., 1998. 7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994, М., 1998. 8. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995. 9. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М., 1995. 10. Фромм Э. Человеческая ситуация. — М., 1995. 11. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. — М., 1996. 12. Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998. 13. Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998. Тема 8 Философский психоанализ Г. МаркузеФилософские и социальные импликации психоанализа. Критика неофрейдистов культурной и социальной ориентации. Принцип удовольствия и принцип реальности. Диалектика цивилизации. Подавление (репрессия) и прибавочное подавление (дополнительная репрессия). Принцип производительности как господствующая историческая форма принципа реальности. Ограниченность принципа производительности. Фантазия и утопия. Великий Отказ. Освобождение инстинктов. Нерепрессивная цивилизация. За пределами царства отчужденного труда. Прометей как культурный герой репрессивной цивилизации. Орфей и Нарцисс как символы нерепрессивного эротического отношения к действительности. Самосублимация сексуальности. Новый вид чувственности. Свободная игра творческого воображения. Эротизация человека. Эрос и Танатос. Маркузе Г.: «В противоположность ревизионистам я полагаю, что нет необходимости в культурной или социологической ориентации теории Фрейда, ибо в ее подлинном существе она уже является «социологической», а «биологизм» Фрейда в своем глубинном измерении — социальной теорией, которая постоянно выхолащивалась неофрейдистскими школами». «Вводя термин «прибавочное подавление», мы сосредоточили обсуждение на институтах и отношениях, которые создают социальное «тело» принципа реальности. Они не просто репрезентируют изменчивые внешние проявления одного и того же принципа реальности, но фактически изменяют сам принцип». «Непримиримый конфликт существует не между работой (принцип реальности) и Эросом (принцип удовольствия), а между Эросом и отчужденным трудом». «Фрейдовская интерпретация бытия в терминах Эроса возвращает нас к ранней философии Платона, которая понимала культуру не как репрессивную цивилизацию, но как свободное саморазвитие Эроса». «В образах Орфея и Нарцисса примиряются Эрос и Танатос Они возвращают опыт мира, который не завоевывается, а освобождается, опыт свободы, которая должна пробудить силу Эроса, связанного репрессивными и окаменевшими формами отношений между человеком и природой. Эта сила несет не разрушение, а мир, не страх, а красоту». «Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жестокость и смерть освобождением. Его язык — песня, его труд — игра. Жизнь Нарцисса — это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности». «Картина нерепрессивной цивилизации, которую нам дает побочная линия мифологии и философии, указывает новое отношение между инстинктами и разумом. Достижение гармонии между свободой инстинктов и порядком ведет к перевороту в цивилизованной морали: освобожденные от тирании репрессивного разума инстинкты стремятся к свободным и прочным экзистенциальным отношениям — они рождают новый принцип реальности». Контрольные вопросы 1. Возможно ли развитие нерепрессивной цивилизации? 2. Какие понятия для характеристики репрессивной цивилизации вводятся Г. Маркузе? 3. Что представляет собой новый принцип реальности? 4. Почему Г. Маркузе обращается к образам Орфея и Нарцисса? 5. Что такое самосублимация сексуальности? 6. За что Г.Маркузе критикует ревизионистов классического психоанализа? 1. Буржуазная философия XX века. – М., 1974. — С. 209-214. 2. Кельнер М. С., Тарасов К. Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. — М., 1989. – С. 75-87. 3. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философские исследования учения Фрейда. — Киев, 1995. Источник: http://dogmon.org/akademiya-pedagogicheskih-i-socialenih-nauk.html?page=15 Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.
Гуманистический психоанализ (Э. Фромм)Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования. Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера: Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан. Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить. Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни. Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то). Смысл существования чел. Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства». Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить. Список литературы П. П. Горностай. Гуманистический психоанализ (Э. Фромм) Похожие рефераты: Биография психолога Э. Фромма Концепция радикального гуманизма Фромма, ее авторитарные и гуманистические составляющие. Исследование тоталитарных режимов и роли социального характера в развитии общества. Понятие «свободы» в психологии и изучение экзистенциальных потребностей человека. Источник: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/gumanisticheskiy_psichoanaliz_e_fromm_2.html Тема 6. Теория и методология гуманистического психоанализа Э.Фромма.Ключевые категории. Гуманистический психоанализ. Социальный характер; типы социального характера. Социокультурные базовые потребности человека. Экзистенциональные дихотомии. Социальные типы ориентации. Патологическое/здоровое общество. Проблема отчуждения человека от общества. Свобода выбора. Идентичность. Предмет исследования – изучение законов и принципов человеческого фактора в общественно-историческом развитии, выявление роли психологических факторов в общественно-историческом развитии. Объект исследования – социальное поведение и современное Западное общество (в контексте критики).Методология исследования– гуманистический психоанализ. Методы анализа. Метод глубокой герменевтики.Сравнительно-исторический анализ. Понятие человека. Гуманистическое понимание природы человека. Поведение человека определяется не инстинктами, а социокультурными потребностями. Движущая сила социального поведения – социокультурные потребности. Потребность в коллективизме .Потребность в самоутверждении. Потребность к привязанности, укорененности. Потребность в самотождественности (осознание своей принадлежности к человеческому роду). Потребность в культурных образцах, формах поведения. Объективные и психологические причины формирования социокультурных потребностей: общество, малая группа, социализация, психические свойства человека и его особенности. Сущность социального поведения человека определяется тремя дихотомиями:жизнь/смерть,кровосмешение/укорененность,тождественность/стадность. Системы ориентации социального действия: мазохизм, садизм, солидарность. Понятие общества. Патологическое общество дегуманизирует личность, порождает отчуждение. Отчуждение. Утрата человеком самости, творческой способности. Превращение человека в товар. Здоровое общество. Основное положение гуманистического психоанализа:общество должно соответствовать гуманистической природе человека, должно создавать условия для развития личности. Взаимодействие общества и человека. Общество оказывает сильное воздействие на личность и формирует социальный характер. Общество потребления — патологично и формирует соответствующий социальный характер. Механизм взаимодействия — социальный характер – совокупность социокультурных установок, норм для подражания, которые детерминируют его поведение. Определенный тип, присущий большинству членов группы. Назначение социального характера. Функции социального характера. Типизация социальных характеров: плодотворная и неплодтворная ориентация, рецептивная ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем); эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или хитростью); стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать); рыночная ориентация, ныне доминирующая. Задачи социологии. Выявление законов социального поведения отдельного индивида, закономерностей развития общества, путей создания здорового общества. Значение теории и методологии гуманистического психоанализа Фромма для развития психологической парадигмы и всей современной социологии. Литература, обязательная для изучения 1. Лебон Г. Психология масс. Минск. 2000. 2. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология CIC — начала CC веков: Тексты. М., 1996. 3. Тард Г. Законы подражания. С.-Петербург, 1892. 4. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996. 5. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. 6. Парето В. Трансформация демократии // Западно-евройпейская социология XIX- начала XX веков: Тексты. М., 1996. 7. Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. 1995. № 10; Там же. 1996, №№ 1, 2, 7, 10. Дополнительная литература 1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М. Экслибрис- Пресс, 2009. -С. 304 2. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 3. История социологии: Учебн. пособие / А. Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997. 4. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000. 5. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. 6. З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого «Я», издательство «Современные проблемы», Н. А. Столляр, М., 1926 г. 7. З. Фрейд.Введение в психоанализ. Лекции. М.: “Наука”, 1995.Лекции 29 – 35. 8. З.Фрейд. Психоаналитические этюд. Минск: ООО «Попурри», 1997. 9. Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: 1989 г 10. Э. Фромм. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П.Ильин.1997. 11. Э. Фромм. Здоровое общество. – В кн.:Психоанализ и культура. – М.: Юристъ,1995. 12. Гофман А. Б. «Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов», 13. Л. Уорд «Психические факторы цивилизации», стр. 21, в кн:Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г 14. Ф. Гиддингс. Социология как наука о человеческом обществе и человеческом поведении. Стр. 33. в кн: Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г 15. Г. Тард. Законы подражания. — СПб. 16. Фрейд З. «Я» и «ОНО». 17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «издательство АСТ – ЛТД», 1998. 18. Фромм Э. Искусство любви. 19. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. (Пер. с англ.).СПб.:Акад. Проект, 2000. 20. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М. 1996 21. Гиддингс Ф. Направления дальнейших исследований в социологии // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. — М.: Научная книга. 2004. 22. Уорд Л. Психические факторы цивилизации // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. — М.: Научная книга. 2004. 23. Зборовский Т. Е. История социологии: Учебник. — М.: 2004. 24. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1. Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций. Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. Источник: http://cyberpedia.su/16x13a2d.html Читайте также:
|
Добавить комментарий