Гуманистический психоанализ» а — презентация гуманистический психоанализ э фромма

12.08.2018

Э.Фромм (1900-1980) – самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Главное открытие Фромма связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. Он анализирует все сферы общества – его экономическую, социальную и политическую структуру и в связи с их влиянием на внутренние духовные изменения человека. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера: Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Гуманистический психоанализ» Э.Фромма

Э.Фромм (1900-1980) – самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». Главное открытие Фромма связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. Он анализирует все сферы общества – его экономическую, социальную и политическую структуру и в связи с их влиянием на внутренние духовные изменения человека. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физического тела и лиц другого пола, то есть осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеческого существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеческого существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”. Пути удовлетворения этой основной потребности и выражается в двух основных способов существования. Стремление иметь ® потребительское общество, невозможность удовлетворить всё возрастающие потребности человека в потреблении. Разделение обладания на экзистенциальное (не противоречащее ориентации на бытие) и характерологическое, выражающее направленность на обладание. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера: Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Дата публикования: 2015-01-26 ; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/8-73887.html

Гуманистический психоанализ Э. Фромма Представления о природе человека

Дата24.04.2016
Размер45,5 Kb.

Гуманистический психоанализ Э. Фромма

  1. Представления о природе человека
  2. Развитие личности
  3. Деформации личностного развития

Представления о природе человека

Эрих Фромм (1900 — 1980) был одним из тех ученых психодинамической ориентации, кто, признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего, Фромм полагал, что поведение человека невозможно полностью раскрыть в терминах инстинктивных побуждений биологической природы. Он утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, а личность является продуктом взаимодействия между врожденными потребностями и социальными нормами культуры.

В отличие от Фрейда, Адлера и Юнга, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, философию и социологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете. И хотя позднее он продолжил свое образование в Берлинском психоаналитическом институте и даже вел частную практику, в выборе тем и методов своих исследований Фромм все же остался скорее философом и социологом, нежели психологом. Все его творчество пронизано интересом к проблеме становления личности в обществе, сложной динамике «природных», биологических и социальных влияний в человеке.

В чем заключается его вклад в философию и психологию? – прежде всего в том, что Фромм явился одним из первых последовательных реформаторов психоанализа. Фромм предложил новый подход в изучении человеческой личности: она (личность) может быть постигнута через изучение своих отношений – к миру, природе, другим людям и самому себе. Следовательно, основная задача психологии заключается в изучении отношений человека.

Теоретические разработки Фромма во многом изменили классический метод психоанализа. Во-первых, Фромм считал, что психоанализ должен рассматривать, помимо простейших биологических стремлений человека, такие понятия как истина, любовь, справедливость, свобода и т.д. во-вторых, Фромм предложил считать психоанализ не только (и не столько) методом управляемой интроспекции, но и своеобразной исповедью, выражением себя, и через это освобождением от своих проблем. В-третьих, Фромм пытался использовать методы психоанализа для анализа социально-исторических явлений.

Основные положения теоретических работ Фромма можно изложить следующим образом:

  1. Личность – принципиально «открытая система». Она открыта для воздействий со стороны окружающего мира, и она изменяется в результате этих воздействий.
  2. Человек – изначально социальное существо. Невозможно изучать человека вне социального окружения и вне конкретных социально-исторических условий.
  3. Человек открыт для самосозидания. Его можно соразмерять лишь с самим собой, с собственным еще не реализованным потенциалом.

Сущность человека может быть представлена не через имманентную субстанцию, а как противоречие, неразрывно присущее человеческому бытию. Это противоречие проявляется в двух формах. Во-первых, по своей природе человек – это животное. Но его биологической природы (инстинктов) недостаточно для выживания. Он может выжить, лишь производя материальные блага, удовлетворяя свои потребности и развивая культуру. Во-вторых, человек – это единственное животное, обладающее интеллектом и самосознанием. Таким образом, он находится одновременно внутри природы (как живое существо) и вне ее (так как может осознать себя отдельно от природы). Это осознание себя делает человека чужим в мире и преисполненным страха. Данная уникальная ситуация определяет основные страсти и желания человека. Человек, по Фромму, это единственное животное, для которого его существование является проблемой; он должен ее решить и от этого ему никуда не уйти.

Человек может реализовать в своей жизни два варианта разрешения этого противоречия, которые становятся модусами (способами) его существования: Иметь или Быть.

Иметь – значит обратиться к собственным инстинктивным стремлениям и биологическим потребностям, вырастающим из инстинкта самосохранения. Удовлетворение примитивных потребностей осуществляется преимущественно в форме накопления материальных благ, что доставляет человеку чувство иллюзорного благополучия и самодостаточности. Иллюзорного потому, что данная жизнь «отрывает» человека от других людей, от социума, и, в конце концов, от собственного «Я». А без этого подлинная реализация себя, счастье и самодостаточность невозможны.

Быть – значит отдавать, жертвовать собой ради других. Эта тенденция обретает силу в специфических условиях человеческой экзистенции. Содержание человеческой истории – это непрерывное стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые определяют их экзистенциальную сущность.

Общество может содействовать раскрытию данного потенциала, но может и препятствовать развитию этих внутренних побуждений. В результате такого воздействия личность либо развивается (синдром роста), либо деформируется (синдром распада).

Развитие личности характеризуется наличием у человека следующих основных тенденций, которые определяют его общение и деятельность: любовь к жизни, любовь к людям и свобода.

Любовь к жизни (биофилия) представляет собой тотальную ориентацию, полностью определяющую жизнь человека. В самой элементарной форме оно проявляется в стремлении жить. Она присутствует у всех живых организмов. Другой аспект этой тенденции – стремление к интеграции и объединению. Жизнь стремится к другой жизни; она стремиться расти, развивая свою структуру. У человека любовь к жизни выражается в так называемой продуктивной ориентации. Продуктивно ориентированному человеку приятно созидать, а не разрушать, он хочет творить и развиваться. Основной этический принцип биофилии: добро есть все, что служит жизни, зло есть все, что служит смерти. Любовь к жизни развивается, если в обществе существуют для этого основные предпосылки: безопасность, справедливость и свобода.

Любовь к людям. Любовь к человеку (непатологическая) – это такое отношение между двумя людьми, которые переживают себя как самостоятельные величины и которые, несмотря на это, открыты по отношению друг к другу. Человек достигает полной зрелости, когда он полностью освободится от «слепой» любви к самому себе.

Свобода связана с ясным осознанием ситуации, в которой находится человек (вспомним определение свободы К. Маркса). Она представляет собой осознание:

1. того, что хорошо, а что – плохо;

2. того, какое средство ведет к достижению цели;

3. того, что стоит за осознанными желаниями;

4. того, какие реальные возможности выбора существуют;

5. того, какие последствия ведет за собой каждое решение;

6. осознание необходимости объединения с другими людьми и желание действовать.

Деформации личностного развития

Деформации личностного развития связывались Фроммом с наличием у человека следующих патологических тенденций: некрофилии, нарциссизма и инцестуозной привязанности.

Некрофилия, согласно классическому пониманию этого термина, представляет собой любовь к мертвому, часто выражающуюся в стремлении сексуально обладать мертвым телом. Фромм понимал этот термин в более общем плане, как влечение ко всему неживому (трупы, смерть, болезнь, распад). Некрофилы испытывают удовольствие, разрушая, а не созидая. Для некрофилов характерна ориентация на прошлое (в нем они видят свои цели, желания и т.д.), а не на будущее. Для них характерна ориентация на грубую силу при разрешении формальных и личных проблем.

Некрофил любит все, что не является живым, неорганическое (техника, машины и механизмы). Он вступает в отношения с объектом или человеком, только тогда, когда обладает им. Некрофилов привлекают ночь и темнота. Вообще, все, что направлено против жизни, против роста притягивает некрофила. Некрофилия, считал Фромм, характерна для современной западной цивилизации; она, считает Фромм, создала нового человека – Homo mechanicus, который любит машины и полон отвращения ко всему живому.

Нарциссизм в классическом психоанализе рассматривается как направленность либидо на самого субъекта. У Фромма под этим термином понимается сконцентрированность человека на самом себе, любовь к самому себе, ведущая к неспособности отделить себя от другого, представить себя на его месте. Характерная черта нарциссического человека – отсутствие интереса к внешнему миру. Объектами нарциссической склонности становятся личность человека, ее отдельные черты, а также его знания, дом, «его» люди и т.п.

Биологическая функция нарциссизма – самосохранение, поэтому нельзя сказать, что нарциссизм – это всегда деформация личности. Фромм полагал, что существует оптимальный (биологически необходимый) уровень оптимизма, который позволяет человеку сотрудничать с окружающими и одновременно заботиться о себе. Патологический нарциссизм ведет к самоизоляции индивида.

В зависимости от объекта, на который направлен нарциссизм, Фромм выделял доброкачественный, злокачественный и общественный его виды. Доброкачественный нарциссизм направлен на результат собственных усилий (свои знания, умения, достижения и т.п.). Злокачественный нарциссизм направлен на то, что человек имеет, не затрачивая особых трудов со своей стороны. Общественный нарциссизм направлен на результат общественного труда, общественного развития (государство, национальная культура) и может быть полезен обществу, сплачивая его.

Инцестуозные привязанности в детстве характерны для большинства людей. Они выражаются в привязанности к матери, ее заботе и опеке.

Впоследствии многие люди перерастают эти детские привязанности и строят собственную жизнь сами. Однако те люди, которые по какой-либо причине не смогли «освободиться» от инцестуозной привязанности к матери, строят свою жизнь под сильным влиянием с ее стороны. Доброкачественная форма инцестуозных привязанностей ведет к тому, что человек (здесь – мужчина) будет искать жену, напоминающую свою мать. Злокачественная форма инцестуозной привязанности ведет к т. н. «инцестуальному симбиозу», стремлению слиться, стать частью матери. Это приводит к потере собственной индивидуальности и несовместимо, по Фромму, с настоящим желанием жить.

Источник: http://psihdocs.ru/gumanisticheskij-psihoanaliz-e-fromma-predstavleniya-o-prirode.html

Тема 7 Гуманистический психоанализ Э. Фромма

страница15/28
Дата16.05.2016
Размер1.6 Mb.
ТипПрограмма курса

Тема 7 Гуманистический психоанализ Э. Фромма

Антропологическо-философская концепция человека. Экзи­стенциальные дихотомии и исторические противоречия челове­ческого существования. Иметь или быть как две формы сущест­вования человека.

Свобода человека и его отчуждение. «Свобода от» и «свобода для». Механизмы бегства от свободы. Авторитаризм и конфор­мизм.

Динамическая концепция характера человека. Типы характе­ра. Неплодотворные и плодотворные ориентации человека.

Социальный характер. Социальное бессознательное. Основ­ная функция социального характера.

Агрессивность и деструктивность. Доброкачественная и злокачественная агрессия. Формы насилия. Синдром распада и синдром роста. Некрофилия и биофилия.

Психоанализ и этика. Авторитарная и гуманистическая со­весть. Вера и надежда. Нравственные силы человека.

Гуманизация современного общества. Психодуховное обнов­ление. Любовь как разрешение проблемы человеческого сущест­вования. Искусство любить.

Цели психоаналитической терапии. Социальная адаптация и «лечение души». Терапия невротических симптомов и терапия трудностей жизни. Психоаналитик как целитель души.

Э. Фромм: «Человек может реагировать на исторические про­тиворечия, аннулируя их посредством своей деятельности, но он не может аннулировать экзистенциальные дихотомии несмотря на то, что может реагировать на них различными способами».

«Свобода принесла человеку независимость и рациональ­ность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция не­переносима, и человек оказывается перед выбором: либо изба­виться от свободы с помощью новой зависимости, нового под­чинения, либо дорасти до полной реализации позитивной сво­боды, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого».

«Ориентации, посредством которых человек соотносит себя с миром, составляет самую суть его характера; отсюда характер можно определить как (относительно постоянную) форму, в ко­торой канализируется энергия человека в процессах ассимиля­ции и социализации».

«Что же такое социальный характер? С помощью этого поня­тия я обозначаю ядро структуры характера, свойственное боль­шинству представителей данной культуры, в противовес инди­видуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежа­щие одной и той же культуре, отличаются друг от друга».

«Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (т.е. деструктивность и жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе; она является спецификой только человека; она приносит биологи­ческий вред и социальное разрушение».

«Если гуманистическая этика основывается на познании при­роды человека, то современная психология, особенно психоана­лиз, должны быть одним из мощнейших стимулов развития гума­нистической этики. Но, хотя психоанализ во многом расширил наши знания о человеке, он тем не менее ничего не прибавил к нашим знаниям о том, как должен жить человек и что он должен делать».

«Мы находимся в эпицентре кризиса современного человека. У нас в запасе не так много времени. Если мы не начнем сей­час, может оказаться слишком поздно. Но надежда есть, потому что существует реальная возможность того, что человеку под силу заново утвердить себя и сделать технологическое общество гуманным».

«Любовь — действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объ­единяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность».

«Согласно одной концепции, целью аналитического лечения является приспособление. Согласно другой точке зрения, целью лечения является не столько приспособление, сколько оптима­льное развитие способностей человека и реализация его инди­видуальности. В этом случае психоаналитик является его на­ставником по приспособлению, а пользуясь выражением Плато­на, «целителем души»».

Контрольные вопросы

1. Как и каким образом Э. Фромм рассматривает проблему человеческого существования?

2. В чем состоит специфика «свободы от» и «свободы для»?

3. Почему человек испытывает страх перед свободой и каким образом он пытается убежать от нее?

4. Что Э. Фромм понимает под индивидуальным и социаль­ным характером?

5. Какие виды агрессивности и насилия выделяются Э. Фроммом?

6. Как возможно возрождение гуманистической этики и что значит быть человеком?

7. Чем отличается гуманистический психоанализ Э. Фромма от классического психоанализа З. Фрейда?

1. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины». Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма. — М., 1974.

2. Ленбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. — М., 1977. — С. 217-236.

3. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

4. Фромм Э. Душа человека — М., 1992.

5. Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

6. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М., 1993, М., 1998.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994, М., 1998.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1995.

9. Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избран­ные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М., 1995.

10. Фромм Э. Человеческая ситуация. — М., 1995.

11. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. — М., 1996.

12. Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998.

13. Фромм Э. Догмат о Христе. — М., 1998.

Тема 8 Философский психоанализ Г. Маркузе

Философские и социальные импликации психоанализа. Критика неофрейдистов культурной и социальной ориентации.

Принцип удовольствия и принцип реальности. Диалектика цивилизации.

Подавление (репрессия) и прибавочное подавление (допол­нительная репрессия).

Принцип производительности как господствующая истори­ческая форма принципа реальности. Ограниченность принципа производительности.

Фантазия и утопия. Великий Отказ. Освобождение инстинктов.

Нерепрессивная цивилизация. За пределами царства отчуж­денного труда.

Прометей как культурный герой репрессивной цивилизации. Орфей и Нарцисс как символы нерепрессивного эротического отношения к действительности.

Самосублимация сексуальности. Новый вид чувственности. Свободная игра творческого воображения. Эротизация челове­ка. Эрос и Танатос.

Маркузе Г.: «В противоположность ревизионистам я полагаю, что нет необходимости в культурной или социологической ориен­тации теории Фрейда, ибо в ее подлинном существе она уже явля­ется «социологической», а «биологизм» Фрейда в своем глубин­ном измерении — социальной теорией, которая постоянно выхо­лащивалась неофрейдистскими школами».

«Вводя термин «прибавочное подавление», мы сосредоточи­ли обсуждение на институтах и отношениях, которые создают социальное «тело» принципа реальности. Они не просто репре­зентируют изменчивые внешние проявления одного и того же принципа реальности, но фактически изменяют сам принцип».

«Непримиримый конфликт существует не между работой (принцип реальности) и Эросом (принцип удовольствия), а меж­ду Эросом и отчужденным трудом».

«Фрейдовская интерпретация бытия в терминах Эроса воз­вращает нас к ранней философии Платона, которая понимала культуру не как репрессивную цивилизацию, но как свободное саморазвитие Эроса».

«В образах Орфея и Нарцисса примиряются Эрос и Танатос Они возвращают опыт мира, который не завоевывается, а осво­бождается, опыт свободы, которая должна пробудить силу Эро­са, связанного репрессивными и окаменевшими формами отно­шений между человеком и природой. Эта сила несет не разру­шение, а мир, не страх, а красоту».

«Орфический Эрос преобразует бытие: он укрощает жесто­кость и смерть освобождением. Его язык — песня, его труд — игра. Жизнь Нарцисса — это красота и созерцание. Эти образы указывают на эстетическое измерение как источник и основу их принципа реальности».

«Картина нерепрессивной цивилизации, которую нам дает побочная линия мифологии и философии, указывает новое от­ношение между инстинктами и разумом. Достижение гармонии между свободой инстинктов и порядком ведет к перевороту в цивилизованной морали: освобожденные от тирании репрессив­ного разума инстинкты стремятся к свободным и прочным эк­зистенциальным отношениям — они рождают новый принцип реальности».

Контрольные вопросы

1. Возможно ли развитие нерепрессивной цивилизации?

2. Какие понятия для характеристики репрессивной цивили­зации вводятся Г. Маркузе?

3. Что представляет собой новый принцип реальности?

4. Почему Г. Маркузе обращается к образам Орфея и Нар­цисса?

5. Что такое самосублимация сексуальности?

6. За что Г.Маркузе критикует ревизионистов классического психоанализа?

1. Буржуазная философия XX века. – М., 1974. — С. 209-214.

2. Кельнер М. С., Тарасов К. Е. «Фрейдо-марксизм» о человеке. — М., 1989. – С. 75-87.

3. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философские исследования уче­ния Фрейда. — Киев, 1995.

Источник: http://dogmon.org/akademiya-pedagogicheskih-i-socialenih-nauk.html?page=15

Psinovo.ruсайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

  • Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития Размещено
  • Презентации для дошкольников
  • Психологический анализ урока
  • Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина
  • Эмоционально-волевая сфера дошкольника
  • Функции образования и их роль в современном обществе
  • Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса
  • Знание того, как личные черты характера могут повлиять на финансы, станет
  • Психология жестов утверждает, что Ни один человек не способен
  • Они наблюдали за контактом отцов и детей в 474 американских
  • К помощи дельфинов прибегают некоторые специалисты, сталкиваясь
  • В течение двадцати лет специалисты исследовали
  • Определения психологии
  • Предмет психологии
  • Психологические термины
  • Объект психологии
  • Разделы психологии
  • Место психологии в системе наук
  • История психологии
  • Кто такой психолог?
  • Здоровые новости
  • ПОМОГИ САЙТУ!

Гуманистический психоанализ (Э. Фромм)

Теория личности Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитической теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологических, политических, экономических, религиозных, культурных факторов ее формирования. Личность, с точки зрения Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-историческую обусловленность характера и личности человека, Фромм вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества. В работе «Человек для себя» Фромм описывает следующие социальные типы характера: Рецептивная ориентация (берущая) – чел.

представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится «быть любимым», а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел.

агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел.

не верит, что может получить что-то из внешнего мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан. Рыночная ориентация (обменивающая) – личность рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей.

Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции.

Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, является идеалом гуманистической этики – человек воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить. Характер любого чел.

представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе «Душа человека», Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни. Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личности человека, в его природе заложены экзистенциальные потребности, является важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творческом созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рациональном. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то). Смысл существования чел.

Фромм видит в различных способах решения основной проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная современным западным обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой.

В работе «Бегство от свободы» Фромм описал механизмы такого «бегства». Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личности, слить свое «Я» с кем-нибудь или чем-нибудь внешним для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.

Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизненным интересам, преодолением скованности и изолированности. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой.

Человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. «Я» и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием. В противовес механизмам «бегства от свободы» существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми.

Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить. Список литературы П. П. Горностай. Гуманистический психоанализ (Э. Фромм) Похожие рефераты: Биография психолога Э. Фромма Концепция радикального гуманизма Фромма, ее авторитарные и гуманистические составляющие.

Исследование тоталитарных режимов и роли социального характера в развитии общества. Понятие «свободы» в психологии и изучение экзистенциальных потребностей человека.

Источник: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/gumanisticheskiy_psichoanaliz_e_fromm_2.html

Тема 6. Теория и методология гуманистического психоанализа Э.Фромма.

Ключевые категории. Гуманистический психоанализ. Социальный характер; типы социального характера. Социокультурные базовые потребности человека. Экзистенциональные дихотомии. Социальные типы ориентации. Патологическое/здоровое общество. Проблема отчуждения человека от общества. Свобода выбора. Идентичность. Предмет исследования – изучение законов и принципов человеческого фактора в общественно-историческом развитии, выявление роли психологических факторов в общественно-историческом развитии.

Объект исследования – социальное поведение и современное Западное общество (в контексте критики).Методология исследования– гуманистический психоанализ. Методы анализа. Метод глубокой герменевтики.Сравнительно-исторический анализ.

Понятие человека. Гуманистическое понимание природы человека. Поведение человека определяется не инстинктами, а социокультурными потребностями.

Движущая сила социального поведения – социокультурные потребности. Потребность в коллективизме .Потребность в самоутверждении. Потребность к привязанности, укорененности. Потребность в самотождественности (осознание своей принадлежности к человеческому роду). Потребность в культурных образцах, формах поведения. Объективные и психологические причины формирования социокультурных потребностей: общество, малая группа, социализация, психические свойства человека и его особенности. Сущность социального поведения человека определяется тремя дихотомиями:жизнь/смерть,кровосмешение/укорененность,тождественность/стадность. Системы ориентации социального действия: мазохизм, садизм, солидарность. Понятие общества. Патологическое общество дегуманизирует личность, порождает отчуждение. Отчуждение. Утрата человеком самости, творческой способности. Превращение человека в товар. Здоровое общество.

Основное положение гуманистического психоанализа:общество должно соответствовать гуманистической природе человека, должно создавать условия для развития личности. Взаимодействие общества и человека. Общество оказывает сильное воздействие на личность и формирует социальный характер. Общество потребления — патологично и формирует соответствующий социальный характер. Механизм взаимодействия — социальный характер – совокупность социокультурных установок, норм для подражания, которые детерминируют его поведение. Определенный тип, присущий большинству членов группы. Назначение социального характера. Функции социального характера. Типизация социальных характеров: плодотворная и неплодтворная ориентация, рецептивная ориентация (люди надеются на помощь других в решении своих проблем); эксплуататорская ориентация (стремление получить желаемое силой или хитростью); стяжательская ориентация (как можно больше принести в дом и как можно меньше из него отдать); рыночная ориентация, ныне доминирующая.

Задачи социологии. Выявление законов социального поведения отдельного индивида, закономерностей развития общества, путей создания здорового общества.

Значение теории и методологии гуманистического психоанализа Фромма для развития психологической парадигмы и всей современной социологии.

Литература, обязательная для изучения

1. Лебон Г. Психология масс. Минск. 2000.

2. Лебон Г. Психология народов и масс // Западно-европейская социология CIC — начала CC веков: Тексты. М., 1996.

3. Тард Г. Законы подражания. С.-Петербург, 1892.

4. Тард Г. Социальная логика. СПб., 1996.

5. Зборовский Г. Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004.

6. Парето В. Трансформация демократии // Западно-евройпейская социология XIX- начала XX веков: Тексты. М., 1996.

7. Парето В. О применении социологических теорий // Социологические исследования. 1995. № 10; Там же. 1996, №№ 1, 2, 7, 10.

Дополнительная литература

1. Губина С.А. Курс лекций по истории социологии. Зарубежная социология. Учебное пособие.- М. Экслибрис- Пресс, 2009. -С. 304

2. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т.

3. История социологии: Учебн. пособие / А. Н. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т. Г. Румянцева, А. А. Грицанов; под общ. ред. А. Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 1997.

4. Капитонов Э.А. История и теория социологии. М., 2000.

5. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000.

6. З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого «Я», издательство «Современные проблемы», Н. А. Столляр, М., 1926 г.

7. З. Фрейд.Введение в психоанализ. Лекции. М.: “Наука”, 1995.Лекции 29 – 35.

8. З.Фрейд. Психоаналитические этюд. Минск: ООО «Попурри», 1997.

9. Э. Фромм. Бегство от свободы. М.: 1989 г

10. Э. Фромм. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Издатель В.П.Ильин.1997.

11. Э. Фромм. Здоровое общество. – В кн.:Психоанализ и культура. – М.: Юристъ,1995.

12. Гофман А. Б. «Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов»,

13. Л. Уорд «Психические факторы цивилизации», стр. 21, в кн:Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г

14. Ф. Гиддингс. Социология как наука о человеческом обществе и человеческом поведении. Стр. 33. в кн: Хрестоматия по общей социологии, сост. В.П, Култыгин, А.Г. Кузнецов, М., «Научная книга», 2004г

15. Г. Тард. Законы подражания. — СПб.

16. Фрейд З. «Я» и «ОНО».

17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: ООО «издательство АСТ – ЛТД», 1998.

18. Фромм Э. Искусство любви.

19. Фромм Э. Кризис психоанализа: очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. (Пер. с англ.).СПб.:Акад. Проект, 2000.

20. Гиддингс Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М. 1996

21. Гиддингс Ф. Направления дальнейших исследований в социологии // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. — М.: Научная книга. 2004.

22. Уорд Л. Психические факторы цивилизации // Хрестоматия по общей социологии. Сост. В. П. Култыгин, А. Г. Кузнецов. — М.: Научная книга. 2004.

23. Зборовский Т. Е. История социологии: Учебник. — М.: 2004.

24. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.

презентация гуманистический психоанализ э фромма

презентация гуманистический психоанализ э фромма

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

презентация гуманистический психоанализ э фромма

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

презентация гуманистический психоанализ э фромма

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник: http://cyberpedia.su/16x13a2d.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты