Как стать клиническим психологом? 10 главных вопросов — работа клиническим психологом

12.10.2019

Есть и более короткие программы, посвященные отдельным аспектам работы медицинского психолога, например, программы по перинатальной психологии. Они рассчитаны на практикующих специалистов, которые хотят получить более глубокие знания в конкретной области своей профессиональной деятельности. Все доступные программы представлены этой странице.

Как стать клиническим психологом? 10 главных вопросов

работа клиническим психологомКлинический психолог – традиционно востребованное образование у тех, кто хочет получить не просто перспективную, но и благородную профессию, помогать людям в тяжелых жизненных ситуациях. Но перед тем, как окончательно определиться с будущей специальностью, стоит познакомиться с ней поближе. Где учиться на клинического психолога? Какие перспективы ждут после получения диплома? Куда можно будет устроиться на работу? Узнать это вам помогут ответы наших преподавателей на 10 главных вопросов о профессии клинического психолога.

  1. Чем занимается клинический психолог?

Клиническая психология – это отрасль науки, которая стоит между медициной и психологией. Она изучает связь психических процессов с различными заболеваниями и состояниями, отличными от нормальных. Решив стать клиническим психологом, вы свяжете свое профессиональное будущее с консультированием, диагностикой, терапией психологических проблем у людей, которые страдают от стрессов, зависимостей, болезней и т. д.

  1. Куда поступить на клинического психолога, чтобы сэкономить время и деньги?

Стандартный вариант получения образования клинического психолога – поступить в вуз на соответствующую специальность. Но у тех, кто уже окончил какой-либо вуз, есть возможность пройти профессиональную переподготовку и получить диплом, дающий право на работу в частных структурах, а если у Вас есть базовое высшее психологическое образование, то и в государственных структурах, всего за 1-1,5 года.

  1. Почему объем программ профпереподготовки по специальности «Клинический психолог» намного меньше, чем программ высшего образования?

Программы профпереподготовки имеют максимальную практическую направленность. В их учебных планах содержатся только общепрофессиональные и специальные дисциплины, которые необходимы для получения новой квалификации и дальнейшей работы по специальности. Программы вузовского (в том числе второго высшего) образования содержат больше теоретического материала, общеобразовательных дисциплин. Отсюда и отличия в продолжительности обучения.

  1. Повышение квалификации короче и дешевле, чем курсы профпереподготовки. Я могу пройти их и работать клиническим психологом?

Нет. Переподготовка – это программы для тех, кто только планирует стать медицинским психологом. Повышают же квалификацию уже практикующие специалисты, которым необходимо расширить, актуализировать, углубить свои профессиональные компетенции. Такие программы рассчитаны на освоение за 16-250 часов и посвящены конкретным аспектам работы медицинского психолога, например:

Программы по теме

В нашей Академии реализуются дистанционные программы обучения, которые позволяют осваивать программу курсов заочно – по индивидуальному графику через интернет-портал. Вам не нужно посещать занятия по строго установленному расписанию. Знакомьтесь с материалами электронной библиотеки, смотрите вебинары в записи и онлайн, проходите аттестационные тесты и общайтесь с преподавателями и сокурсниками в удобное время в любом месте, где есть доступ в интернет.

  1. Какое образование нужно иметь, чтобы пройти профпереподготовку на клинического психолога?

Если вы планируете работать в государственных организациях, то вам нужно иметь высшее психологическое образование или переподготовку по психологии, а уже после проходить переподготовку на клинического психолога. Но в частных структурах допускается работа с дипломом о профпереподготовке, полученном на базе любого высшего профессионального образования.

Чтобы повысить квалификацию, нужно иметь диплом любого вуза или ссуза.

  1. Сложно ли поступить на курсы клинических психологов?

Процедура зачисления на курсы требует от вас только предоставления документов, подтверждающих необходимый уровень образования. Никаких вступительных испытаний Академия не проводит.

  1. По какой программе лучше получить образование клинического психолога?

Наша Академия предлагает пройти образование по большой программе от 1000 часов, которые включают общепрофессиональные и специальные дисциплины. Она подходят для тех, кто осваивает профессию с нуля:

Если у Вас уже есть высшее психологическое образование или профессиональная переподготовка по психологии, либо высшее медицинское и ординатура или интернатура по психиатрии, или неврологии, то Вам можно пройти программу с углубленным знанием в области психотерапии:

Есть и более короткие программы, посвященные отдельным аспектам работы медицинского психолога, например, программы по перинатальной психологии. Они рассчитаны на практикующих специалистов, которые хотят получить более глубокие знания в конкретной области своей профессиональной деятельности. Все доступные программы представлены этой странице.

  1. Сколькопридется учиться на клинического психолога?

Срок обучения зависит от выбранного курса. Большие программы профпереподготовки рассчитаны на 1-1,5 года, маленькие – на несколько месяцев. Повышение квалификации занимает в среднем 6-8 недель.

  1. Где можно работать, окончив курсы для клинических психологов?

С дипломом о профпереподготовке можно получить должность медицинского психолога в учреждениях системы здравоохранения (клиниках, хосписах, роддомах, реабилитационных центрах и т. д.), кризисных центрах. Такие специалисты востребованы в различных частных организациях, например, центрах омоложения, наркологических центрах, центрах диетологи и т. д. Без клинических психологов не обходится работа спасательных служб.

У вас еще есть вопросы о том, как и где лучше учиться на клинического психолога? Задайте их менеджерам нашей Академии по телефонам: 8 (800) 200-47-15 и 8 (3522) 55-77-70.

Подберем программу для Вас!

Внимание! С 1 по 11 мая сотрудники академии продолжают работать дистанционно!

Источник: http://adpo.edu.ru/news/376

Клинический психолог: особенности профессии и обязанности специалиста

работа клиническим психологом

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Что это за профессия?
  2. Чем отличается от психотерапевта?
  3. Плюсы и минусы
  4. Должностные обязанности
  5. Особенности обучения и переподготовки
  6. Зарплата
  7. Где работать?

Клиническая психология уделяет внимание изучению человеческого интеллекта, эмоциональной сферы, физиологических проявлений, а также социальных и поведенческих особенностей личности. Все эти знания необходимы клиническому психологу. Нужно знать, в чем заключаются особенности профессии и обязанности специалиста, прежде чем связать сою жизнь с этой профессией.

Что это за профессия?

Содействие человеку в укреплении и защите его психического здоровья – такую функцию выполняет клинический психолог. Деятельность этого специалиста регламентирует не только наука психология, но и медицина. Опираясь на них, он проводит диагностику и коррекционную работу по поводу разнообразных проявлений расстройства психики человека.

Проблемы в этой сфере могут относиться как к психологическим аспектам, так и к медицинским.

работа клиническим психологом

История появления

Становление официально признанной клинической психологии произошло в XIX веке, когда в Лейпциге появился Институт экспериментальной психологии. Позднее, в 1917 году, была основана Американская ассоциация психологов, где статус ученого стал рассматриваться как его профессия. В конце XX века немец Э. Крепелин начал применять в психологии экспериментальные методы, а З. Фрейд разработал теорию возникновения расстройства психики, рассматривая ее вне привязки к медицине.

В России патологические процессы со стороны психики исследовали И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский. При клинике Казанского университета в 1885 году была открыта научная лаборатория, а позднее на ее базе появился Психоневрологический институт им. Бехтерева. В конце XX века Россия значительно продвинулась в сфере клинической психологии, и было сформировано прикладное направление, называемое патологическая психология, которая базировалась на стыке психологии и психиатрии.

Кроме того, уже появилась нейропсихология, которая имела под собой основу из трех фундаментальных наук – неврологии, нейрохирургии и психологии.

работа клиническим психологом

На сегодняшний день клиническая психология – это самая распространенная и востребованная прикладная отрасль психологии, которая имеет большой потенциал для дальнейшего развития как в России, так и за рубежом.

Направления деятельности

Деятельность клинического психолога определена потребностями пациента и включает в себя такие разделы научных знаний, как патологическая и соматическая психология, неврологическая и нейропсихолоия. Теоретическое и практическое применение знаний в этих областях позволяет найти решение вопроса в процессе диагностики и экспертизы состояния человеческой психики, способствует благоприятному психологическому настрою пациента во время его лечения при различных заболеваниях не только психики, но и внутренних органов, способствует оптимизированию лечебных подходов и внутрибольничной среды к скорейшему выздоровлению человека, выявляет спектр взаимоотношений врача и больного, а также отношений пациентов между собой, отслеживает изменения, которые происходят в психике человека в процессе течения его заболевания.

работа клиническим психологом

Клинические психологи выполняют определенные практические функции.

работа клиническим психологом

На сегодняшний день клиническая психология стала одной из востребованных и развивающихся быстрыми темпами отраслей психологии.

Современный мир заставляет человека испытывать высокие психологические нагрузки и переживать частые стрессовые ситуации различной степени тяжести, что проявляется ростом числа людей, страдающих разнообразными отклонениями в психическом здоровье и нуждающихся в грамотной профессиональной помощи.

работа клиническим психологом

Чем отличается от психотерапевта?

Современная подготовка специалистов по психологическому профилю в системе российского высшего образования осуществляется следующим образом:

работа клиническим психологом

Психотерапевт – это профессионал, знания которого базируются на изучении психологии и медицины. Он оказывает помощь в лечении психических заболеваний, пограничных состояний, легких и серьезных расстройств психики.

Клинический психолог – это специалист с высшим медицинским образованием, который, не прибегая к медикаментозному лечению, работает с нарушениями не только воли и внимания, но и мышления, а также спектра эмоций. Чаще всего этот специалист имеет дело с лечением неврозов, которые присущи людям с относительно здоровой психикой.

Востребованность специалистов с этими смежными профессиональными направлениями с каждым годом не теряет своей актуальности и находится на довольно высоком уровне.

работа клиническим психологом

Плюсы и минусы

Будущим абитуриентам, выбирающим для себя направление клинической психологии, следует знать, что эту специальность можно приобрести только после окончания медицинского вуза, но специалист этого профиля не считается врачом и не имеет лицензии, дающей ему возможность оказывать медицинские услуги.

Данная профессия имеет свои плюсы и минусы. Положительными ее сторонами являются:

работа клиническим психологом

Однако помимо плюсов профессиональная деятельность клинического психолога имеет и свои отрицательные нюансы:

Помимо плюсов и минусов стоит отметить, что клиническим психологом можно стать, только если вы не являетесь вирусоносителем какого-либо заболевания, не страдаете неврологическим или психическим расстройством, а также мигренью, ваши речь, слух и зрение на уровне нормы, в анамнезе нет сердечно-сосудистых болезней и нарушений памяти.

работа клиническим психологом

Должностные обязанности

Профессиональные стандарты должности клинического психолога подразумевают следующие трудовые обязанности:

работа клиническим психологом

Данный перечень должностных обязанностей подразумевает наличие определенных теоретических базовых знаний и практических навыков, а также опыта работы.

Особенности обучения и переподготовки

Согласно положениям профессионального стандарта, специальность клинического психолога предусматривает наличие одного из вариантов образования:

работа клиническим психологом

Помимо указанного базового образования каждый специалист должен стремиться к росту профессионализма и получать новые квалификации:

работа клиническим психологом

Получить образование для работы клиническим психологом можно в следующих высших учебных заведениях:

Стоит заметить, что профессиональную подготовку по направлению «Клиническая психология» следует проходить только в тех учебных учреждениях, которые имеют государственную аккредитацию.

Зарплата

На рынке труда клинический психолог имеет высокий уровень востребованности. Специалист, только что окончивший вуз и не имеющий опыта работы по специальности, в некоторых регионах России может зарабатывать 15000-17000 руб. Средний уровень заработной платы для работников государственных учреждений составляет около 25000 руб. В Москве и Санкт-Петербурге зарплаты выше и составляют они примерно 47000-50000 руб. В Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге заработная плата может быть на уровне 30000-37000 руб.

работа клиническим психологом

Где работать?

Психолог-клиницист может осуществлять свою трудовую деятельность в медицинских клиниках, центрах реабилитации, частных медицинских учреждениях. Имея базовую медицинскую и психологическую подготовку, он может хорошо разбираться в причинах психосоматических нарушений, неврозах, работать в паре с врачом-психиатром. Клинический психолог может проводить групповую диагностику и психотерапию, принимать участие в медицинских освидетельствованиях, осуществлять гештальт-терапию, работать в центрах оказания помощи при чрезвычайных ситуациях.

Кроме того, этот специалист может реализовать себя в оказании психологической помощи детям и подросткам, взрослым людям и старикам.

Он может специализироваться на семейной психотерапии, а также заниматься частной практикой.

Источник: http://vplate.ru/professii/klinicheskij-psiholog/

История открытия и методы клинической психологии

работа клиническим психологомВ современной психологической практике часто происходит смешение и размытие границ отдельных отраслей науки. Задаваясь вопросом, что такое клиническая психология, многие путают ее с психиатрией или считают побочной отраслью. Но клиническая психология является отдельным, самостоятельным направлением, которое активно развивается. Она способствует повышению уровня психологической грамотности психотерапевтов и их клиентов, помогает исследовать, излечивать и предупреждать психологические заболевания.

Отличия клинической психологии от других отраслей

Клиническая психология — широкопрофильная отрасль психологической науки, занимающаяся повышением уровня здоровья народонаселения, профилактикой и реабилитацией, социальной помощью и развитием адаптационных возможностей.

Предметом изучения выступают:

Клиническая психология изучает общепсихологические проблемы. К ним относятся определение оптимального соотношения биологической и социальной составляющей, изучение нормы и патологии, поиск методов изучения причин психического развития и распада.

Особенности клинической психологии, отличие от психиатрии

работа клиническим психологомПсихиатрия и психология занимаются решением одной проблемы — лечением расстройств психики. Но методы, способы подготовки специалистов и подхода к решению задачи различаются. Клиническая психология ближе к психотерапии: психолог не имеет права прописывать медикаменты, работая только с немедикаментозными методами лечения. Если пациент нуждается в приеме лекарств, его направляют к психиатру.

Как развивалась клиническая психология: становление науки в России

Процесс развития клинической психологии начался с ряда исследований, проведенных французскими исследователями в конце 19 века. В России аналогичные исследования начали проводить с 1885 г. Первую полноценную лабораторию в Российской Империи основал академик В. Бехтерев. На базе лаборатории появился Психоневрологический институт, в котором изучали различные психопатологии. Наибольший вклад в развитие науки внесли: В. Мясищев, В. Осипов, Г. Вырубов. На основании полученных ими результатов психологи смогли вывести клиническую психологию в научное поле, развить и популяризовать ее на территории советской России.

Подразделы клинической психологии: в чем отличия отдельных отраслей

Современная медицинская психология включает 4 основных дисциплины:

работа клиническим психологом

  1. Патопсихологию. Занимается изучением психических нарушений, возникших в результате поражения ЦНС. Исследует причины заболеваний, закономерности развития, способы коррекции. Практическая задача патопсихологии — исследование влияния методов лечения на индивидуальные особенности личности.
  2. Нейропсихологию. Изучает роль ЦНС и головного мозга в процессе развития психики. Также рассматривает нейронные сети и философию сознания. Задача нейропсихологии — изучение нарушения психических функций и методы восстановления, прогнозирование проблем клинической и общей психологии.
  3. Психосоматику. Направление, изучающее проблематику больных, подверженных соматическим расстройствам. Сфера психосоматики включает подготовку больного к извещению о диагнозе, психологическую помощь и сопровождение, подготовку к лечению и последующее избавление от психосоматических расстройств.
  4. Психокоррекцию и психотерапию. Работает над созданием основ психотерапии, направленной на помощь людям, нуждающимся в реабилитации. Воздействие психотерапевта помогает восстановить личный социальный статус, поддержать психическое здоровье, провести своевременную профилактику.

Направления разрабатываются параллельно, дополняя и совершенствуя друг друга. Психолог, работая над одним из них, обязан также учитывать последние достижения в области других направлений. Поэтому подготовка квалифицированного специалиста занимает от 4 до 10 лет.

Методы работы клинического психолога: особенности взаимодействия с клиентом

Клинический психолог, работая с клиентом, использует те же методы, которыми пользуется психотерапевт. Выбор наиболее эффективного метода зависит от особенностей клиента, психологической задачи, состояния психики, анамнеза. Выделяют следующие методы:

работа клиническим психологом

  1. Биографический метод. Заключается в сборе информации о важных жизненных событиях, представленных самим пациентом. Важны не только перечисленные факты, но и сама манера изложения.
  2. Анамнестический метод. Изучение предварительной диагностики и методов лечения позволяет скорректировать лечение в ситуации, когда врач затрудняется в постановке диагноза.
  3. Экспериментально-психологический метод. Проведение различных психологических проб выявляет скрытые патологии, помогает получить больше данных для постановки диагноза.
  4. Изучение продуктов творчества. Проективные методики (рисование, лепка, аппликация) позволяют человеку выразить внутренние переживания, которые ему сложно высказать. Через творчество врач может понять его глубинные страхи, стремления, особенности мировоззрения.
  5. Наблюдение. Метод заключается в свободном наблюдении за пациентом в условиях медицинского кабинета, бытовой и рабочей деятельности. На основании наблюдений врач подбирает дальнейшие методы диагностики.
  6. Беседа. Представляет собой опрос в свободной форме. В отличие от стандартного опроса позволяет человеку чувствовать себя комфортно, располагает к откровенности и настраивает на совместную работу врача и пациента.
  7. Психофизиологические методы. Помимо оценки психических качеств включают оценку развития физиологических особенностей пациента, его когнитивные реакции.

Часто психолог комбинирует методы. Взаимодействие способов изучения позволяет получить полную картину заболевания и собрать дополнительные данные, необходимы для назначения правильного лечения.

Чем психолог отличается от психиатра: к кому обращаться за помощью

работа клиническим психологомКлинический психолог консультирует людей, имеющих психические заболевания. Он исследует заболевание и применяет методы коррекции, используя только методики, не требующие назначения таблеток. Клинический психолог совмещает знания психолога и врача, чтобы найти оптимальный метод лечения. Больной, нуждающийся в помощи, вначале может пройти консультацию у клинического психолога. В случае необходимости он получит направление к психиатру.

Как работает клинический психолог: область воздействия

Психотерапия направлена на изменение психоэмоционального состояния пациента. Задача проведения терапии — улучшить коммуникативные навыки, облегчить самочувствие человека, помочь ему адаптироваться в социуме, изменить линию поведения. Психотерапия может быть индивидуальной и групповой, использовать различные методики.

Проблемы, с которыми работает клинический психолог, обширны. Он помогает справиться с тревожностью, посттравматическим синдромом, социофобией, паническими атаками. Также он работает с индивидуальными запросами, направленными на устранение последствий детской травмы,

Где и с кем имеет право работать клинический психолог?

работа клиническим психологомМедицинский психолог может заниматься практической и теоретической работой. Если он занимается исключительно исследовательской работой, то его область задач ограничена проведением исследований. Он не консультирует и не занимается просветительской работой.

Психолог, занятый в сфере психокоррекции, занимается диагностикой, подбором терапии и непосредственно лечением. Он постоянно находится в контакте с больным, следит за влиянием терапии. Он работает и с нервными расстройствами, и с заболеваниями головного мозга, имеющими физиологическую природу (онкология, инсульт).

Медицинский психолог также взаимодействует с членами семьи больного, занимается семейным консультированием. Отдельное направление работы представляет коррекция поведения детей: устранение страхов, тревожности, нервных проявлений. Медицинское образование позволяет клиническому психологу работать просветителем: выступать на конференциях, проводить лекции.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете кто такой клинический психолог и каковы его отличия от обычного психолога.

Источник: http://mystroimmir.ru/psihologiya/klinicheskaya.html

Особенности организация работы клинического психолога в медицинских учреждениях другого профиля

страница50/69
Дата22.02.2016
Размер14,9 Mb.
ТипКнига
Особенностиорганизация работы клинического психолога в медицинских учреждениях другого профиля.Кризисную помощь оказывают учреждения, входящие в систему охраны психического здоровья. Основными учреждениями кризисной помощи являются кабинеты социально-психологической помощи, телефоны экстренной психологической помощи и кризисные отделения.

Работа клинического психолога в этих учреждениях имеет ряд особенностей. Психодиагностическое направление работы предполагает, в дополнение к общепринятым, наличие специальных знаний для проведения экспресс-дифференциальной диагностики степени риска суицидального поведения, личностных особенностей, выбора мишеней для проведения кризисного вмешательства. Психокоррекционная деятельность требует наличия специальных навыков для установления контакта с пациентами в кризисных состояниях, специальной подготовки для проведения различных форм кризисной интервенции. В кризисных учреждениях с участием клинического психолога должны найти отражение специальные мероприятия по профилактике «синдрома профессионального сгорания», что имеет особое значение для сотрудников телефонов экстренной психологической помощи.

Дополнительная подготовка клинического психолога требуется в профильных кризисных учреждениях, например в центрах помощи женщинам, перенесшим насилие. Клинический психолог должен приобрести знания в области психологического анализа и работы с так называемыми гендерными проблемами и проблемами жертв насилия.

Специальную подготовку в области кризисной педагогики и детской клинической психологии должны получать клинические психологи, работающие в детских и подростковых кризисных центрах.

Клиники восстановительной терапии и нейрореабилитации. Особенностью работы этих учреждений является ориентация на топическую диагностику неврологических расстройств и расстройств высших корковых функций. Клинический психолог для работы в учреждениях подобного профиля должен быть дополнительно подготовлен по клинической нейропсихологии, восстановительному обучению и коррекционной педагогике.

Сексологические клиники и центры. Работа в этих учреждениях предполагает дополнительную подготовку клинического психолога в вопросах семейно-супружеских отношений, сексологии и сексопатологии.

Медицинские учреждения соматического профиля. Клинический психолог должен быть хорошо осведомлен и иметь достаточный опыт работы по изучению и коррекции внутренней картины болезни и отношения пациента к болезни. При проведении психодиагностики должен уметь анализировать роль психологического фактора в этиопатогенезе психосоматических и соматических расстройств, использовать психологические и психокоррекционные методы в работе с пациентами, которая предполагает необходимость продолжительного психологического воздействия в ситуации низкого осознания пациентом и медицинским персоналом психологических механизмов болезни. Мероприятия по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса должны быть в значительной мере ориентированы на проблемы самого персонала и специалистов клиник, действующих в условиях интенсивного взаимодействия с пациентами и их родственниками, сложностей в межперсональном общении, постоянного взаимодействия в диаде «врач-пациент», поскольку врачи общесоматических медицинских учреждений пока мало осведомлены в области коммуникации и недостаточно учитывают психологические факторы в этиопатогенезе соматических заболеваний.

Учреждения (отделения) паллиативной медицины. К числу таких учреждений относятся активно создаваемые в настоящее время хосписы и отделения паллиативной терапии онкологических диспансеров, центров СПИД. Особенность работы клинического психолога с умирающими больными предполагает знакомство с терминальными состояниями. Основной задачей терапии является подготовка пациента к смерти и сопровождение его до окончания жизни, работа по созданию терапевтической среды и терапевтического сообщества, проработка экзистенциальных проблем, связанных со смертью. Мероприятия по психологическому обеспечению лечебного процесса должны предусматривать, наряду с другими, и профилактику «синдрома эмоционального сгорания» персонала.

Роль клинического психолога в общей системе оказания медицинской помощи. В соответствии с современной концепцией организации психологической помощи в здравоохранении, клинический психолог — это специалист с базовым высшим психологическим образованием, получивший дополнительное образование по клинической психологии.

Положения о клиническом психологе и ряд других документов, использование которых необходимо для практической организации психологической помощи в учреждениях здравоохранения, утверждены приказом Минздрава России от 30.10.95 г. №294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» и Приказом Минздрава России от 26.11.96 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь».

Ниже представлены рекомендации по организации работы клинического психолога в психотерапевтическом кабинете, психоневрологическом диспансере, психотерапевтическом отделении, а также в других подразделениях психотерапевтической и психиатрической служб.

Клинический психолог работает в тесном содружестве с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом, другими специалистами бригады, осуществляющими оказание психотерапевтической и психиатрической помощи. Он самостоятельно проводит необходимые консультативно-диагностические, психодиагностические, психокоррекционные мероприятия в лечебных, реабилитационных, психопрофилактических и психогигиенических программах для пациентов с реакциями дезадаптации, стресса, неврозов (F40-F48) и других непсихотических и психосоматических расстройств. Совместно с лечащим врачом (психиатром, психотерапевтом, интернистом), в качестве консультанта или сотрудника терапевтической бригады, клинический психолог принимает участие в лечении и реабилитации больных с психическими и соматическими расстройствами в стадии ремиссии и с другой патологией, в развитии которой существенную роль играют психосоциальные факторы.

Различия в контингентах обслуживаемых пациентов влияют на содержание индивидуальных психотерапевтических, психопрофилактических и реабилитационных программ, средние сроки лечения и планирование работы психотерапевтического учреждения (подразделения) предполагают преимущественное применение тех или иных психотерапевтических методов.

Консультативно-диагностические мероприятия проводят по направлению врача-психиатра или врача-психотерапевта в случаях первичного обращения пациентов в психотерапевтический кабинет или другое психотерапевтическое подразделение. В ряде случаев клинический психолог является первичным консультантом и на этом этапе общения с пациентом осуществляет первичную психодиагностическую работу. Особое значение консультативно-диагностическая функция клинического психолога приобретает в детских поликлиниках, психологических реабилитационных центрах. Здесь клинический психолог, с использованием его специальной подготовки, рекомендует дальнейшее ведение пациента врачом-специалистом (детским психиатром, детским неврологом). При обращении за психологической помощью людей с психологическими проблемами без признаков патологии клинический психолог может осуществлять функцию куратора по отношению к клиенту.

При уточнении показаний и противопоказаний для самостоятельного ведения пациента клинический психолог по согласованию с врачом-психиатром или врачом-психотерапевтом составляет и реализует индивидуальную психокоррекционную программу. При необходимости врач-психотерапевт поручает клиническому психологу проведение патопсихологического обследования для обеспечения дифференциальной клинической диагностики, приглашает соответствующих специалистов-консультантов. По окончании консультативно-диагностических и первоочередных терапевтических мероприятий клинический психолог дает психологическую оценку состояния пациента, производит разработку психологической составляющей функционального диагноза.

При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом, или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.

Психокоррекционная работа клинического психолога проводится по индивидуальному плану. На начальных этапах ведения пациента большое значение имеет создание психотерапевтического контакта, атмосферы доверия со стороны пациента. Психотерапевтическая программа составляется для достижения лечебного эффекта в оптимальные сроки. Для этого используют методы индивидуальной, семейной, групповой психотерапии, мероприятия по созданию психотерапевтической среды и (или) терапевтического поля. Проведение отдельных психотерапевтических и социотерапевтических мероприятий клинический психолог осуществляет совместно с другими сотрудниками психотерапевтического кабинета или отделения — специалистом по социальной работе (социальным работником), методистом по арттерапии, инструктором по трудовой терапии. В сотрудничестве с ними клинический психолог использует методические и нормативные документы, в частности, методические рекомендации о сотрудничестве врача-психотерапевта и клинического (медицинского) психолога, утвержденные Приказом Минздрава России от 26.11.96 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь» (Приложение 3), а также рекомендации лечащего врача — руководителя бригады.

В ходе реабилитационной работы клинический психолог ведет группы суппортивной (поддерживающей) психотерапии, проводит заседания клуба бывших пациентов, осуществляет периодические консультации с семьей пациента, проводит различные виды тренинга, принимает участие в работе социального работника, по поручению врача участвует в проведении других социально-реабилитационных мероприятий (терапия средой, терапия занятостью, решение социальных вопросов и др.).

Учитывая высокую эффективность использования психологических и психотерапевтических методов при осуществлении мероприятий первичной, вторичной и третичной психопрофилактики, клинический психолог принимает также участие в проведении психопрофилактических мероприятий. Это особенно необходимо при проведении первичной профилактики применительно к психически здоровым людям: работа со средствами массовой информации по пропаганде здорового образа жизни и достижений психотерапии и психологического консультирования; формирование современного имиджа психотерапевтических учреждений; встречи клинических психологов и специалистов по социальной работе с населением; лекции и беседы на предприятиях и в медицинских учреждениях; издание популярной литературы. Важным направлением деятельности учреждений психотерапевтического и психиатрического профиля по первичной профилактике психических расстройств является активная методическая и практическая работа с врачами всех специальностей по ознакомлению с основами психотерапии. Контакты с лечебно-профилактическими учреждениями позволяют своевременно выявлять больных с психическими расстройствами, которые обращаются в территориальные поликлиники. Важной стороной этого сотрудничества является проведение психопрофилактических мероприятий с самими медицинскими работниками для повышения уровня их психологических знаний, предотвращения конфликтов с пациентами и их родственниками, профилактики так называемой профессиональной деформации («синдрома эмоционального сгорания»).

Необходимо создание в психотерапевтических учреждениях условий для обращения за помощью психически здоровых лиц с психологическими проблемами. Для этой цели можно использовать группы личностного роста, семинары и тренинги, развивающие практические и коммуникативные умения. Привлечение указанных лиц благотворно влияет на имидж учреждений психиатрической и психотерапевтической помощи, снижает «порог обращаемости» населения на территории обслуживания, увеличивает вероятность ранней обращаемости страдающих психическими расстройствами.

Существующая практика показывает, что затраты труда врачей-психотерапевтов и клинических психологов могут измеряться несколькими способами.

1. На основе измерений числа посещений пациентов на день приема. При этом на основе хронометража устанавливают фактическое среднее время приема одного пациента, которое определяет план приема на врачебную должность или должность клинического психолога.

2. В качестве единицы измерения трудовых затрат используют условный законченный случай, оцениваемый на основе разработанных и унифицированных медико-экономических стандартов и клинико-статистических групп. Это более сложный вариант планирования объема медицинской и психологической помощи, учитывающий специфику и технологию организации всей системы здравоохранения региона. В этом случае определяют параметры времени и методы, необходимые для лечения пациентов с определенным диагнозом до выздоровления и подтвержденные применением критериев улучшения состояния больного. При выздоровлении или улучшении состояния пациент переводится в соответствующую клинико-статистическую группу.

3. Промежуточный вариант, учитывающий разработанные условные единицы для измерения затрат труда врачей и психологов. Каждому элементу работы врача (и психолога) присваивают определенное количество условных единиц. Например, первичная встреча — 5 баллов, проведение симптоматической психотерапии — 10 баллов, личностно-ориентированной психотерапии — 25 баллов. Далее проводят анализ количества баллов, «отработанных» за определенное время.

Два последних варианта оценки трудовых затрат позволяют осуществлять более гибкое управление лечебным процессом, создавать контрактные условия оплаты труда, исходя из интенсивности и качества проведенных мероприятий. В настоящее время эти более сложные системы организации помощи создаются в некоторых регионах Российской Федерации. Они требуют более широкого привлечения интеллектуальных и экономических ресурсов с использованием компьютерной техники.

Практика организации работы врача-психотерапевта и клинического психолога в психотерапевтическом кабинете показывает, что основное время приходится на индивидуальный прием пациентов. Продолжительность приема одного пациента составляет 50 мин. Десятиминутный перерыв для отдыха позволяет переключиться на прием другого пациента. В рабочем графике выделяется время для первичного приема (впервые обратившихся пациентов) и время для повторного приема (пациентов, уже проходящих психотерапию). При распределении общего времени одна его треть отводится на первичных пациентов, а две трети — на повторных. Следовательно, при общей продолжительности рабочего дня 5 ч 40 мин, врач-психотерапевт принимает ежедневно 1-2 первичных пациентов и 2-3 повторных.

В графике работы выделяется время для групповой психотерапии. Продолжительность занятия группы составляет в среднем 1 ч 30 мин. Перерыв после работы с группой — 15 мин. Групповая психотерапия может проводиться через день. Более интенсивной она бывает при наличии должности клинического психолога, который принимает участие в ведении тренинговых групп и групповой психотерапии. Продолжительность сеансов семейно-супружеской психотерапии соответствует продолжительности группового занятия.

При планировании работы на неделю врач-психотерапевт вносит в свой график и проведение других мероприятий: выделяет специальное время для осуществления мер психопрофилактики вне психотерапевтического кабинета (лекции, встречи с населением, работа со средствами массовой информации), клинико-терапевтических конференций, встреч с пациентами психотерапевтического кабинета с участием клинического психолога, социального работника (специалиста по социальной работе) и консультанта (супервизора). Планируют также осуществление психопрофилактических мероприятий в коллективе лечебно-профилактического учреждения.

При проведении психодиагностической работы эмпирически принятой нормой является 2,5 полных исследования пациентов в день. В зависимости от особенностей лечебно-профилактического учреждения, график работы клинического психолога может включать психодиагностические и психокоррекционные (психотерапевтические) мероприятия с соответствующим расчетом времени.

Обучение специалистов в области клинической психологии. Процесс интеграции клинико-психологической помощи в учреждения здравоохранения ставит задачи разработки основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области клинической психологии. Важнейшей задачей является создание и реализация так называемого непрерывного образования в виде последовательной системы взаимосвязанных учебных программ, позволяющих осуществлять планомерную базовую и дополнительную подготовку клинических психологов. Программы непрерывного обучения и примерные тематические учебные планы подготовки по специальности клинической (медицинской) психологии представлены в приказе Минздрава России от 26.11.96 г. № 391 «О подготовке медицинских психологов для учреждений, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь». Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686) утверждена специальность «клиническая психология». Обучение строится на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022700 «Клиническая психология», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 17 марта 2000 г.

В настоящее время подготовка клинических психологов для работы в учреждениях здравоохранения состоит из двух основных разделов: додипломная подготовка по специальности клиническая психология в медицинских вузах, в университетах и иных высших образовательных учреждениях и дополнительная подготовка (переподготовка) психолога по клинической психологии в медицинских научных и высших образовательных учреждениях.

Опыт оказания психологической помощи с привлечением психологов, имеющих дополнительную подготовку по клинической психологии, показал достаточно высокую эффективность их деятельности. Это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, сама логика и история развития клинической психологии предполагает реальную стажировку психологов с учетом особенностей их работы в условиях лечебно-профилактических учреждений различного профиля. Динамика развития системы охраны психического здоровья предполагает переподготовку психологов по клинической психологии для работы не только в учреждениях здравоохранения, но и в учреждениях образования, социального обслуживания, социальной защиты и др.

Клинический психолог должен профессионально владеть всем спектром подходов и методов, которые обеспечат его успешную психодиагностическую и психокоррекционную работу с различными категориями пациентов, обратившихся за помощью в указанные учреждения. Это не исключает в дальнейшем необходимости усовершенствования клинических психологов в условиях специализированных клиник.

Учитывая значительный дефицит кадров клинических психологов, существующая система подготовки предполагает возможность использования специалистов с различным базовым психологическим образованием.

Исходя из уровня додипломной психологической подготовки предусматривается соответствующий объем дополнительной подготовки и переподготовки, который позволяет восполнить недостающие курсы Государственного образовательного стандарта (табл. 12).

Таблица 12. Этапы подготовки клинического психолога (специальность 022700 «Клиническая психология»)

1-й вариант
п/пЭтап подготовкиДокумент об образовании
1.Среднее или среднеспециальное образованиеАттестат о среднем образовании
2.Высшее образование по специальности «Клиническая психология» на факультете клинической психологииДиплом о высшем образовании по специальности «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии»
3.Послевузовское очное или очно-заочное дополнительное образование по специальности «Клиническая психология» продолжительностью до 1 года в учреждениях последипломного образования, имеющих лицензию на проведение послевузовского образованияДиплом о переподготовке
4.Циклы общего и тематического усовершенствования по клинической психологииУдостоверение о прохождении цикла общего и тематического усовершенствования
2-й вариант
п/пЭтап подготовкиДокумент об образовании
1.Среднее или среднеспециальное образованиеАттестат о среднем образовании
2.Высшее образование по специальности «Психология» на факультете психологииДиплом о высшем образовании по специальности «Психолог. Преподаватель психологии» или приравненный к нему
3.Послевузовское очное или очно-заочное дополнительное образование по специальности «Клиническая психология» продолжительностью до 2 лет в учреждениях последипломного образования, имеющих лицензию на проведение послевузовского образованияДиплом о переподготовке
4.Циклы общего и тематического усовершенствования по дисциплинам клинической психологииУдостоверение о прохождении цикла
3-й вариант
п/пЭтап подготовкиДокумент об образовании
1.Среднее или среднеспециальное образованиеАттестат о среднем образовании
2.Высшее образование по гуманитарной специальности.

Второе высшее образование по специальности «Психология» на факультете психологии или защищенная кандидатская диссертация по психологической специальности

Диплом о высшем образовании.

Диплом о втором высшем образовании по специальности «Психолог. Преподаватель психологии» или приравненный к нему. Диплом кандидата психологических наук

3.Послевузовское очное или очно-заочное дополнительное образование по специальности «Клиническая психология» продолжительностью до 2 лет в учреждениях последипломного образования, имеющих лицензию на проведение послевузовского образованияДиплом о переподготовке
4.Циклы общего и тематического усовершенствования по дисциплинам клинической психологииУдостоверение о прохождении цикла

Для психолога, обучающегося на факультете клинической психологии, послевузовское дополнительное образование (очное или очно-заочное) продолжается до 1 года; для выпускника факультета психологии другой специализации — до 2 лет, для психолога, имеющего второе высшее образование (укороченная программа высшего образования) — до 2 лет. Кроме того, допустимо обучение специалиста по клинической психологии с другим базовым высшим образованием, защитившего кандидатскую диссертацию по психологической специальности, путем переподготовки продолжительностью до 2 лет.

Содержанием дополнительной подготовки (переподготовки) психологов по клинической психологии является освоение теоретико-методологических, клинических, нейрофизиологических и психологических основ клинической психодиагностики, психотерапии и психокоррекции, психопрофилактики в различных клинических группах пациентов. Основными принятыми формами последипломного обучения являются лекции, практические занятия, семинары, научно-практические конференции и др.

В последнее время больше внимания обращается на необходимость расширения выбора методов обучения психологическим основам психотерапии для освоения учащимися психотерапевтических техник. Необходимость использования таких форм подготовки и повышения квалификации, в которых акцент был бы сделан на развитие чувствительности клинического психолога к явлениям и процессам, происходящим в его взаимоотношениях с пациентом, оправдывается необходимостью развивать умение использовать обратную связь с пациентом, организовать гибкое и эффективное общение, осознание психологом влияния собственных установок, наклонностей и ценностей на процесс взаимоотношений с пациентом.

В разной степени этим целям соответствуют формы обучения в тренинговых психотерапевтических группах. На участие в тренингах при дополнительном образовании отводится более 500 ч. Тренинговые психотерапевтические группы можно разделить на следующие типы: методические тренинговые группы, ориентированные на обучение методам психотерапии; тренинговые группы, ориентированные на групповую динамику; тренинговые группы, ориентированные на личностное развитие.

Цель методических тренинговых групп — овладение отдельными методами и приемами психотерапии. У клинического психолога должно быть создано представление о диагностическом и терапевтическом потенциале отдельных методик в работе с различными контингентами больных. Оптимальная численность участников методических тренинговых групп — 10-15 человек. Общая продолжительность работы группы зависит от метода психотерапии.

Цель тренинговых групп, ориентированных на групповую динамику (динамические тренинговые группы), заключается в ознакомлении участников с групповой динамикой на собственном опыте, повышении чувствительности к групповым процессам, усвоении навыков распознавания и анализа групповых феноменов, а также использовании групповой динамики в психотерапевтических целях. Оптимальная численность динамических тренинговых групп — 10-12 человек. В такие группы могут включаться специалисты разного уровня подготовки. Продолжительность занятий в группах — не менее 24 ч, оптимальная продолжительность — 40 ч.

Тренинговые группы, ориентированные на личностное развитие (личностные тренинговые группы), имеют различные названия: лабораторный тренинг, тренинг сенситивности, группы развития личности, группы личностного роста и т. д. Личностное развитие, личностный рост, основанный на самопознании, является непременным условием профессионального совершенствования клинического психолога. Основной целью групп личностного роста является развитие самопознания — познание самого себя, становление адекватной самооценки, отношения к себе, развитие саморегуляции. Оптимальная численность групп личностного тренинга — 10-12 человек. Продолжительность занятий — не менее 30 ч (оптимально — 60 ч). Опыт показывает, что наиболее эффективной формой организации работы является марафон (несколько дней подряд по 8-10 ч).

В качестве эффективной формы подготовки клинических психологов получают распространение группы Балинта. Занятия проводятся в малых группах (до 12 человек). Каждый должен принять участие не менее чем в 30 занятиях, во время которых обсуждаются проблемы, реально возникающие у психотерапевтов в процессе проводимой ими индивидуальной и групповой психотерапии. Каждый участник занятий представляет несколько подобных ситуаций из своей практики. Возникающие проблемы обсуждаются группой (различные способы понимания ситуации, анализ поведения клинического психолога в его взаимоотношениях с пациентом и др.).

Важнейшим компонентом подготовки в области психотерапии является супервизия — надежный способ повышения качественной психотерапевтической подготовки. В отличие от врачей-психотерапевтов, супервизия при обучении клинического психолога затрагивает два основных аспекта работы: проведение психодиагностики и использование психотерапевтических методов.

В зависимости от этапа обучения или предпочтений преподавателя и учащегося могут использоваться различные соотношения таких технических подходов, как дидактический или когнитивный, поведенческий, гуманистический, динамический или личностный.

Дидактический подход позволяет заполнить пробел в знаниях и опыте клинического психолога при их прямой передаче или с помощью активного совместного обсуждения проблем. Подвергаемый супервизии получает рекомендации и указания по проведению работы в клинике, диагностике личности, определению и выбору психотерапевтических мишеней и методов.

В центре такой ориентации на обучение главным объектом анализа является пациент. Данный вариант супервизии применяется на начальных этапах обучения. Преобладание такого подхода к супервизии может, однако, приводить к недостаточному формированию инициативы и самостоятельности обучаемого клинического психолога.

Поведенческий подход позволяет учащемуся перенять конструктивные способы мышления и поведения преподавателя, который на основе моделирования и положительного подкрепления ускоряет освоение нового опыта. Однако и при этом подходе супервизор занимает лидирующую, директивную позицию, что ограничивает развитие индивидуального стиля проведения психотерапии.

Динамический или личностный подход наполнен обсуждениями с супервизором незамеченных вначале и обнаруженных супервизором мешающих психотерапии установок, эмоциональных реакций, стереотипов поведения как у пациента, так и у обучаемого клинического психолога. Следует подчеркнуть, что в данных случаях речь идет лишь о выявлении у обучаемого «слепых пятен», а не об анализе и интерпретации его неосознаваемых эмоциональных и защитных реакций.

Необходимым элементом обучения является также гуманистический подход, позволяющий супервизору создать доверительную атмосферу отношений с обучающимся, учебный союз по типу сотрудничества, совместного исследования психотерапевтического процесса с использованием при необходимости эмоциональной поддержки и эмпатической проработки переживаний клинического психолога. В ряде случаев полезным оказывается использование аудиовидеозаписи, анализ которой позволяет прояснить некоторые стороны психотерапевтического процесса.

Важной формой супервизии, особенно на начальном этапе обучения, является групповая супервизия по типу балинтовских групп.

Супервизия в ходе психотерапевтической подготовки клинических психологов осуществляется в три этапа, и в соответствии с образовательным стандартом, ей отводится не менее 150 ч. Из них примерно 50 ч отводится на супервизию психодиагностической работы и около 100 ч — психокоррекционной и психотерапевтической деятельности. Супервизия психотерапевтической работы проводится в три этапа.

На первом, «вводном», этапе (не менее 35 ч) супервизия проводится в рамках балинтовских групп. На втором, «базисном» этапе (также не менее 35 ч) предпочтительна индивидуальная форма супервизорских консультаций, в ходе которых супервизор активен, прибегает иногда к встречам с пациентом для уточнения и прояснения клинической или психотерапевтической ситуации, осуществляет корректирующий консультативный диалог с клиническим психологом. На третьем, «продвинутом», этапе (не менее 30 ч) супервизор предоставляет инициативу в обсуждении процесса психотерапии самому психологу, способствуя развитию у него творческого подхода к терапии, поддерживает более свободное поведение в диалоге с супервизором. Материалом для обсуждения и анализа являются записи клинического психолога о своих встречах с пациентом. Результаты супервизии отражаются в совместной оценке преподавателя и клинического психолога и касаются достигнутого по результатам консультаций с супервизором.

Эффективное обучение психотерапии предполагает использование видеотехники, специальных теле- и кинофильмов, стенограмм психотерапевтических сеансов. Возможность возвращаться при необходимости к воспроизведению хода занятий терапевтических групп и групп лабораторного тренинга психотерапевтов, углубленный анализ отдельных эпизодов занятий, основанный на данных стенограммы и видеозаписи, позволяют значительно повысить эффективность психотерапевтического образования.

Следующим этапом в подготовке клинического психолога после получения им диплома о прохождении полного курса дополнительной подготовки в период самостоятельной практики являются циклы общего и тематического усовершенствования (не реже одного раза в пять лет). Эти образовательные программы реализуются на факультетах последипломного образования кафедрами психотерапии и клинической психологии, на факультетах клинической психологии медицинских вузов, в образовательных центрах профильных научно-исследовательских институтов.

Источник: http://psihdocs.ru/boris-dmitrievich-karvasarskij-klinicheskaya-psihologiya.html?page=50

Работа «клинический психолог» в Москве, 10 свежих вакансий

Клинический психолог

9 апреля 2020 – Нам нужен Клинический психолог : Обязанности: Консультации и психологическая поддержка, связанные с расстройством здоровья в связи с заболеваниями Взаимодействие с операторами контакт-центра по медицинским вопросам; Отчетность. Квалификация: Высшее медицинское .

Клинический психолог

9 апреля 2020 – Нам нужен Клинический психолог : Обязанности: Консультации и психологическая поддержка, связанные с расстройством здоровья в связи с заболеваниями Взаимодействие с операторами контакт-центра по медицинским вопросам; Отчетность. Требования: Высшее медицинское .

Психолог

17 апреля 2020 – Наша компания является онлайн сервисом по подбору психолога для клиента. На рынке онлайн психологических услуг мы работаем 2 года и за это время уже 100 тысяч клиентов со всего мира нашли своего психолога. В связи с последними событиями в мире рост заявок .

Корпоративный психолог

15 апреля 2020 – 20 лет мы помогаем людям и стремимся делать это на высочайшем уровне качества! Мы — многопрофильные медицинские центры Поликлиника.ру , стоматологические клиники Зуб.ру , центр профессионального здоровья Медосмотры.ру , клиническая и зуботехническая .

Корпоративный психолог

15 апреля 2020 – 20 лет мы помогаем людям и стремимся делать это на высочайшем уровне качества! Мы — многопрофильные медицинские центры Поликлиника.ру , стоматологические клиники Зуб.ру , центр профессионального здоровья Медосмотры.ру , клиническая и зуботехническая .

Психолог клинический

30 марта 2020 – Требования: Высшее образование по специальности психология (предпочтение клиническим психологам). Чёткая дикция, грамотная речь.. Опыт работы в наркологическом (психиатрическом) стационаре от 2 лет. Предпочтение кандидатам имеющим опыт работы в частных .

Врач-психиатр-участковый

18 апреля 2020 – Должностные обязанности. Оказывает населению психиатрическую помощь. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ .

Заведующий поликлиникой-врач-терапевт

18 апреля 2020 – Осуществляет руководство деятельностью структурного подразделения в соответствии с положением о структурном подразделении, его функциями и задачами. Совершенствует формы и методы работы, планирование и прогнозирование деятельности структурного подразделения, .

Массажист/Массажистка

10 апреля 2020 – Вакансия компании: сфера-см Требования: Целеустремленные, трудолюбивые Медицинская книжка Массажист должен знать: — психологию профессионального общения; — основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики .

Научный сотрудник в Центр нейроэкономики/когнитивных исследований (Постдок)

24 марта 2020 – Мы, Высшая школа экономики – один из крупнейших университетов России, ведущий центр образования, научных исследований и разработок. Сегодня в Вышке учится более 45 000 студентов и аспирантов, работает более 7000 преподавателей, ученых и административных .

«Клинический психолог»: перспективные вакансии в регионе Москва

На рынке труда различают три формы занятости: сменный график. Другое название указанной специализации – клинический психолог. В регионе Москва специализация клинический психолог является очень востребованной, поэтому количество вакансий по всем специализациям в категории достигает 63 позиции. Даже если согласиться на менее чем 20000 руб, за работу клинический психолог в Москва надо побороться. Но у вас получится!. По запросу специальности клинический психолог показатель медианы зарплаты за месяц составляет 20000 руб. Количество вакансий по региону Московская область достигает количества в 0 позиций. Данная специализация может иметь и другие направления:. Города, где вакансия клинический психолог также пользуется большой популярностью, как и в Москва:

Медиана зарплат клинический психолог в Москве за 2 месяцаработа клиническим психологом

  • Егорьевск
  • Алексино-Шатур
  • Большое Гридино
  • Иваново
  • Верейка

Медиана зарплаты для вакансии «клинический психолог» в других городахработа клиническим психологом

Клинический психолог является полным названием этой специализации по справочнику вакансий данного региона. Максимальный уровень заработной платы по указанным вакансиям за месяц зафиксирован на отметке в 45000 руб. По данным поисковых порталов, в регионе Москва насчитывается 37 вакансий по заданной позиции. Использованные данные характеризуют регион Московская область. Средний уровень дохода представителей специальности — 27100. Страница на сайте запрошена 0 раз за месяц. Наибольшее количество рабочих мест по вакансии «клинический психолог» организовали такие компании, как

  • «Православная служба Милосердия при Марфо Мариинской Обители Милосердия»;
  • «Научно исследовательский Центр детской нейропсихологии»;
  • «Детский сад Чудо Садик»;

Поиск работы и самые актуальные вакансии: Москва. Категория к которой относится данная специализация. Предлагаются «сменный график», «полный день», «Частичная занятость» формы занятости. Хорошее место работы в регионе Москва для специализации «клинический психолог» найти нетрудно. Умелые специалисты на должность «клинический психолог» чаще всего получают зарплату в размере 20000 руб. Если заглянуть за рамки региона, то можно обнаружить ещё порядка 122 вакансии. Помимо вакансии «клинический психолог» в регионе Москва востребованы специалисты на должности:

  • «Нейропсихолог в Детскую академию речи (Мичуринский проспект)»;
  • «Нейропсихолог»;
  • «Медицинский психолог».

По этой специальности саммое популряное значение зарплаты — 20000 руб. Следует отметить, что страница запроса в общем рейтинге находится на 0 месте. При этом величина минимальной зарплаты за месяц равняется 10000 руб.

Источник: http://workius.ru/r/%D0%BC%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0/v/%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2020 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты