Лакановский психоанализ; Институт Свободных Искусств и Наук ММУ — лакановский психоанализ

29.03.2019

В программу входит изучение французского языка в группах по уровню.

Лакановский психоанализ

лакановский психоанализ

Основное

Новая программа на октябрь 2019 года.

Сроки и стоимость обучения:
Посеместровое развитие программы
67 000 руб. в семестр / 215 000 руб. в год с программой магистратуры
Начало обучения 1 октября 2019.
Срок приёма документов с 1 мая до 30 сентября 2019 года.

Обучение

Образовательная программа, позволяющая:

Базовым модулем программы является семестр. Каждый следующий семестр — новый виток развития программы, но также и возможность присоединиться к ней.

Программа каждого семестра состоит из нескольких авторских лекционных курсов семестровой длительности, семинаров и клинических разборов.

Каждый лекционный курс будет строиться вокруг отдельной темы, семинарские занятия строятся исходя из ожиданий и вопросов слушателей, их собственных интересов и уровня знаний.

Основные направления работы семинаров:

Программа делает ставку как на интерес преподавателя к важным для него вопросам психоанализа, которые он раскрывает в своих лекциях, так и на желание самих студентов проводить исследования и работать в области психоанализа, а также обсуждать свою работу в ходе семинаров.

В программу входит изучение французского языка в группах по уровню.

Важной частью программы являются занятия с приглашенными из Франции (Université Rennes 2) специалистами по Лакановскому психоанализу.

Методика

Преподаватели Лаборатории ориентированы AMP(WAP) — Всемирной Ассоциацией Психоанализа.

Образовательная программа создана в сотрудничестве с университетом Ренн-2, где ведутся исследования в русле психоанализа лакановской ориентации.

Построение образования по модульному принципу, то есть регулярная смена тем авторских курсов и их относительная автономия, позволяет студентам присоединиться к программе в любой удобный семестр или же вернуться в нее после перерыва.

Выпускник

Программа

1 семестр (сентябрь — январь 2019-2020 годов)

1) Психоаналитический взгляд на вопросы сексуальной идентичности
Начиная с открытий Фрейда, комплекса Эдипа и рока кастрации, одним из главных вопросов психоанализа станет вопрос о разнице и отношениях между полами. Мы рассмотрим развитие теории сексуальности Фрейда, идущую от симметричности Эдипова комплекса для обоих полов к открытию «примата фаллоса», по отношению к которому субъект определяется, в качестве мужчины или женщины в вопросах сексуальных отношений. Этот тезис Фрейда о « примате фаллоса » и есть отправная точка лакановской теории сексуации. Лакан подчеркивает в этом тезисе необходимость учитывать язык для того. чтобы всерьез рассматривать проблемы сексуальных различий для человеческого существа. Развивая идеи Фрейда и впоследствии выходя за рамки этих идей, Лакан укажет на определяющее значение фаллоса уже в качестве функции и именно от способа принятия на себя этой функции будет зависеть идентификация с одним или другим полом. Одним или другим? Согласно Лакану, существует пол мужской и Другой пол, для которого фаллический норматив справедлив не полностью. С этой Другой стороны можно увидеть разнообразие версий сексуальной идентичности, некоторые из которых, в виде клинических случаев, мы также рассмотрим в нашей совместной работе.
Ведущая курса — Инга Метревели

2) Объект в психоанализе: к вопросу о психозе
Одна из фундаментальных гипотез психоанализа Фрейда — гипотеза о влечении. Эта гипотеза ставит вопрос об объекте влечения. Именно из этого вопроса и из размышлений о фрейдовском понятии кастрации Лакан выводит свой объект “а”, вступая одновременно в полемический диалог с другими психоаналитическими теориями объектов: с теорией Мелани Кляйн о плохих и хороших, внутренних и внешних объектах, теорией Дональда Винникота о переходном объекте. Лакан настаивает, что нельзя говорить об объекте в психоанализе, не говоря одновременно о функции означающего, о функции языка. Именно благодаря этому учение Лакана позволяет, в том числе, картографировать специфические функции объекта в психозе — как в его дестабилизациях, так и в том, что называют “изобретениями” и в чем психотический субъект может найти определённый способ излечения.
Ведущий курса: Глеб Напреенко

Преимущества программы

Как поступить

Адрес: Ленинградский проспект, д. 17 (ст.м. «Белорусская»).
Пожалуйста, предупредите нас заранее о своем приезде, написав нам на почту ([email protected]) или по whatsapp по номеру +7-903-267-42-14

Начало приемной кампании — 1 мая 2019 года.
Подробнее о поступлении…

Источник: http://ilas-miu.com/faculties/lakanovskij-psihoanali/

Лакановский психоанализ в терапии невротических расстройств

Лакановский психоанализ—наиболее таинственное и труднопонимаемое направление в современной психотерапии. Данная статья Клевцова Д.А. знакомит с одним из ключевых понятий ЛП—синтомом.

Жак Мари Эмиль Лакан (фр. Jacques-Marie-Émile Lacan; 1901— 1981) — французский философ (фрейдист, структуралист , постструктуралист ), врач-психиатр и психолог. Одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа .

Цель лакановского психоанализа, создать фантазм (исцеляющий вымысел) на месте симптома. Терапевтическим образом видоизменить, перенаправить симптом. Создать т.н. СИНТОМ—синтез, гибрид симптома и фантазма.

Это достигается путем либо удачной интерпретации, либо, удачно рассказанной истории (нарративный подход), метафора* и метонимия** которой имеет непосредственное отношение к глубинной проблеме клиента. И тогда, симптом исчезает как сюрприз.

Однако прежде чем произвести терапевтическую интервенцию, нужно понять: ЧТО хочет бессознательное (Реальное) клиента?

Предполагается, что проблема клиента не может никак «разродиться»; найти свое символическое воплощение в жизни клиента. Будучи подавленным, нерожденное желание клиента («глупость» маленького Ганса) маркирует себя симптомом. Т.е., извращением желания клиента. Симптом всегда «выходит боком». Типичный пример: вместо беременности—миома; вместо рождения ребенка—«рождение» миоматозного узла матки.

Психотерапевт, слушая клиента, задает себе вопрос: ЧТО делает симптом?

Или, пользуясь фразой следователя Подберезовикова: —Какова его сверхзадача?

Понимая при этом, что бессознательное клиента ищет объект своего желания.

Теперь, задача психотерапевта подобрать нужные слова (Символическое) для того, чтобы «означаемое нашло свои означающие»; внести некий символический порядок, Букву Закона, Имя Отца.

Для того чтобы ТО, ЧТО «ищет свое имя»—обрело свое имя; стало именуемым; получило наименование. Трансформировать симптом в—исцеляющий фантазм.

(Фантазм—это продукт фантазии).

Как, например, в этом случае, когда Символическое*** психоаналитика вовремя «вспомнило» о рассказе из сборника Итало Кальвино «Незримые города».

Города и мертвые. 4

«Аргия совершенно отличается от других городов тем, что в ней вместо воздушного пространства – земля. Ее улицы полностью похоронены под землей, комнаты в домах до самого потолка засыпаны мелкой глиной, на каждую лестницу, словно негатив, накладывается лестница из земли, а вместо неба с облаками ее крыши придавлены каменистыми слоями почвы. Неизвестно, удается ли жителям передвигаться по городу, расширяя прорытые червями ходы и трещины, из которых пробиваются корни растений: влага изнуряет тело, и вряд ли у них есть много сил: должно быть, они неподвижно лежат в темноте.

Наверху, где мы находимся, не видно никакого следа Аргии; однако есть такие, что говорят: «Это здесь, под нами», и им приходится верить, потому что эти места пустынны. По ночам, приложив ухо к земле, иногда можно услышать, как внизу захлопывается дверь».

В результате такой «нарративной интерпретации», у клиентки исчезла (как сюрприз) клаустрофобия, по поводу которой она безуспешно лечилась на протяжении ряда лет.

Конструирование фантазма на месте симптома—завершающий этап лакановского психоанализа.

*метафора—вытесненное означаемое связано сходством с означающим, похоже на него; например, вся фрейдовская —фаллическая и вагинальная—символика сновидений.

**метонимия—означаемое и означающее связаны, но не сходством, а смещением, они рядом; лакановский пример: —«я вижу тридцать парусов на горизонте» (вместо «тридцать короблей с парусами»).

***Реальное, Воображаемое, Символическое—лакановское, структурное разделение психики человека; приблизительно соответствует фрейдовской структуре—Оно, Эго, Супер-Эго.

1. Калина Н.Ф. «Основы психоанализа», 2000.

2. Кальвино И. «Замок скрестившихся судеб», сборник сочинений, 2001.

Источник: http://www.drugselfcare.ru/psixoterapiya-ee-vozmozhnosti-i-ogranicheniya/lakanovskij-psixoanaliz-v-terapii-nevroticheskix-rasstrojstv.php

Что такое Лакановский психоанализ

«Никто не знает, что такое благо для пациента»: как работает психоанализ по Лакану

Работы Жака Лакана входят в списки «самых сложных книг для восприятия». Он был нацелен на практический результат в лечении, но его труды наполнены идеями о реальности, которые окрашивают ее в сюрреалистические тона. «Афиша Daily» поговорила с психоаналитиком Ингой Метревели, которая работает по Лакану, о том, как все это помогает ее клиентам.

Кто такой Жак Лакан?

Жак Лакан (1901–1981) — французский психоаналитик, философ и психиатр. Он оказал серьезное влияние на психоанализ. В 20 лет Лакан общался с богемой и учился на медицинском факультете в Университете Парижа, очарованный сюрреализмом и иррациональной стороной творчества. Когда он отучился и стал психиатром, то находился под сильным влиянием Фрейда. Его первые семинары и психоаналитические группы работали под девизом «назад к Фрейду». Но чем дальше Лакан разбирался в психоанализе, тем больше он формировал собственное учение, которое в конце вышло за границы концепций идейного наставника.

Что такое психоанализ Лакана?

Традиционный психоанализ имеет нарративную структуру. У каждого симптома здесь есть тайный смысл, который надо разгадать, обговорить, потому что он является метафорой для вымещенного знания в бессознательном. Это знание не дает покоя и создает ощущение в теле: от волнения или страха до приступов ярости. Разгадав метафору, психоаналитик переводит знание в слова, то есть в символическое поле. Это решает проблему. Излечение происходит благодаря рассказу о болезни.

Лакан целит в измерение вне смысла. Согласно его методике, мы можем разгадать метафору болезни, но она не проходит из-за того, что мы ее обговорили. Потому что у любого симптома есть измерение реального, которое не удается схватить с помощью придания ему смысла, ведь реальное — бессмысленно. Это то, что мы испытываем в теле и не можем ухватить с помощью речи. Для психоаналитика лакановской ориентации не так важна речь, как результат, и интерпретация становится интерпретацией, только когда она несет терапевтический эффект.

На чем основан психоанализ Лакана?

Важная черта лакановского психоанализа — это обилие записей психоаналитических идей в виде математических схем и использования топологии. Одной из самых известных и сложных моделей является «Борромеев узел» Лакана. Это триада сцепленных колец: Воображаемого, Символического и Реального. Особенность этого узла в том, что, убрав хотя бы одно из трех измерений, два оставшихся также расцепятся. Согласно этой топологической модели, мир представляется как увязывание между собой трех регистров психического, равнозначных и глубоко отличных друг от друга. То, каким образом и за счет чего окажутся они между собой связаны, и определяет особенности бытия каждого конкретного субъекта.

Как работают психоаналитики лакановской ориентации?

Психоаналитик Инга Метревели получила степень PhD по психоанализу в университете «Париж 8», где преподавали философы Жиль Делез, Мишель Фукои Ален Бадью. Чуть раньше некоторые из них посещали семинары Жака Лакана, где воспринимали его прогрессивные идеи об изнанке человеческого рассудка. Сегодня Лакан только добрался до России, и здесь появились психоаналитики, которые отучились в Париже и вернулись, чтобы вести частную практику и рассказывать о тенях в сознании человека. Правда, по словам Метревели, среди тех, кого признает Всемирная психоаналитическая ассоциация, — всего пять человек.

Источник: http://cdz-alter.ru/blog/lacan-psyhoanalis

Лакановские семинары

лакановский психоанализ

Свои Семинары Жак Лакан начал проводить в 1951 на квартире своей будущей жены Сильвии Батай. Изначально семинары задумывались как работа с пятью основными клиническими случаями Зигмунда Фрейда, первый (1951/52) был посвящён Случаю человека с крысой, второй (1952/53) Случаю человека с волками. Поскольку запись на этих семинарах не велась, мы знаем о них только по воспоминаниям и конспектам, сделанным участниками семинара много лет спустя.

Свои публичные семинары Лакан начинает в 1953 году в Клинике Святой Анны, где основными его слушателями становятся врачи-психиатры и психоаналитики. Несмотря на большую философскую эрудицию, все его выводы напрямую касаются психоаналитической техники и имеют большое клиническое значение. В госпитале Св. Анны он проводит семинары:

лакановский психоанализ

В 1964 году в связи с расколом внутри Французского Общества Психоанализа [Société Française de Psychanalyse], Лакану было запрещено вести семинары в Клинике Св. Анны. С этого времени он начинает вести семинары в университете, ориентируясь, главном образом, уже не на врачей, а на учёных-гуманитариев и студентов. По приглашению Фернана Броделя и Клода Леви-Стросса 11-й сезон своих семинаров Лакан начинает в Эколь Нормаль Суперьёр, самом влиятельном университете Франции. Хотя Лакан вынужден покинуть стены клиники, он продолжает работать с душевнобольными и вести “презентации больных” вплоть до 1981 года. В Эколь Нормаль он проводит семинары:

В связи со студенческими выступлениями 1968 и кризисом университетов Лакан вынужден покинуть стены Эколь Нормаль и перенести свои семинары на Юридический Факультет Университета Париж-7 “Дени Дидро”, где помимо академического сообщества адресатом его речи становится ещё и полис. О социально-политическом значении семинаров говорит хотя бы тот факт, что несколько лекций 1969 года были сорваны экстремистски настроенной молодёжью. Тем не менее, Лакан выступает здесь со следующими семинарами:

Свой последний семинар 1980 “Dissolution” Лакан проводит в Каракасе, где его учение ассимилировалось наиболее быстро, а лакановские школы развивались наиболее активно. Поэтому неудивительно, что Латинская Америка считается столицей современного психоанализа.

Жак Лакан предпочитал речь письму и никогда не издавал своих семинаров и не занимался их редактированием; из всего колоссального наследия самим Лаканом были написаны лишь «Письмена» (Écrits, 1966) и «Другие письмена» (Autre écrits, 2001). По этой причине сегодня существует несколько версий семинаров, записанных и расшифрованных несколькими его учениками: Международная лакановская ассоциация издала 28 из 30 семинаров под редакцией Шарля Мелмана, Школа Фройдова Дела и Школа лакановского психоанализа также публикуют свои версии семинаров.

Сегодня лакановские семинары переведены на десятки языков, и работа над ними входит в обязательную программу подготовки психоаналитиков во всем мире.

Источник: http://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7

Современный психоанализ

лакановский психоанализ

Очень часто возникает нежелательное отношенное к психоанализу в силу того, что существует предубеждения относительно длительности лечения.
Прежде всего, чтобы ответить на этот вопрос надо сказать, что существуют на данный момент два основных психоаналитических направления:

Ортодоксальный фрейдовский психоанализ
Лакановский психоанализ

Ортодоксальный психоанализ, основан только на теории Фрейда и придерживается четких рамок относительно частоты посещения, времени провождения консультаций и продолжительности лечения. А именно сеанс длиться не менее 45-50мин. и частота должна быть не менее раз в неделю.

Лакановский психоанализ (Лакан -французский психоаналитик, который на основе Фрейдовской теории создал собственную теории психоанализа, в которой пришел к выводу, что разрешение Эдипого комплекса не всегда достаточно для разрешения проблем у пациента).

Итак, в отличие от Ортодоксального психоанализа, в Лакановском психоанализе вопрос частоты и продолжительности лечение и самого сеанса носит индивидуальный характер. Лакан, говорил, что в работе с пациентом время носит не хронологический характер, а логический. Иными словами для каждого пациента индивидуально подбирается частота посещений специалиста, а также индивидуально рассматривается вопрос продолжительности сеанса. Если пациенту (особенно па первичный консультациях не хватает 45 мин, то сеанс может продлиться более длительное время). В то же время сам сеанс не должен иметь эффект чистого катарсиса. Пациент не должен приходит выговариваться и уходить. Пациент приходит на консультацию, чтобы работать, работать над своей проблемой. Тот факт, что он не знает, сколько именно у него времени в запасе, заставляет его оставлять пустословие за дверью и говорить на консультации по существу. Сам же психоаналитик (лакановский) обычно останавливает сеанс на том моменте, когда пациент приходит к важному заключению, давая возможность пациенту услышать, что он сам сказал и тем самым обеспечивая дальнейшую работу ( обдумывание над сказанным) после ухода от психоаналитика.

Что касается продолжительности лечения, в частности в лакановском психоанализе опять надо иметь ввиду понятия чистого или прикладного психоанализа. Если это чистый психоанализ он может длиться долгое время, так как пациент решает разобраться во «всем своем бессознательном». В то время как прикладной психоанализ, который применяется в клиниках имеет перед собой цель разобраться и помочь пациенту решить конкретную проблему с которой он пришел. В данном случае бывает достаточно

Также важно отметить, что лакановский психоанализ не имеет возрастных ограничений. Как говорит, Лакан, с того момента, как ребенок начинает говорить, он становится субъектом бессознательного, а это значит с ним можно работать.
Психолог-психоаналитик Акопян Рузанна

Источник: http://www.depressia.com/psihoterapiya/sovremennyy-psihoanaliz

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *