Массовидные явления психики, виды и понятие; Студопедия — массовидные явления психики
07.02.2020Мотивы обращения к религии: желание получить простое и непротиворечивое представление о мире; ожидание счастливой загробной жизни; инте5рес к религиозному культу, к участию в религиозных обрядах; веру по традиции или на всякий случай.
Массовидные явления психики
Массовидные явления психики — это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах или массах людей.
В научной литературе по психологии масс чаще всего выделяются и обсуждаются следующие явления психики, относящиеся к данной группе: массовое сознание; массовое настроение; массовое или общественное мнение; массовые психические состояния; массовые коммуникации; массовые социальные установки; мода; слухи; вера (религия); массовые реакции людей на рекламу — коммерческую и политическую.
Массовым сознанием называется средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, представления, оценки, социальные нормы. Массовым настроением можно назвать общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой, который мало зависит от настроения отдельных индивидов и в гораздо большей степени определяется социальными условиями, в которых в данный момент времени находится соответствующая масса людей.
Массовое (или общественное) мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Оно практически никогда не бывает единым.
Массовые психические состояния — это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе на данный момент времени. Они, как и настроения, описываются в тех же терминах, с помощью которых характеризуются индивидуальные психические состояния (настроения) людей.
Массовыми коммуникациями называют сложившуюся в современном обществе практику обмена информацией между массами людей с помощью различных материальных и технических средств, включая средства связи: печать, радио, телевидение, телефон, Интернет и т. п.
Массовые социальные установки — это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них.
Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей (это касается и мыслей, идей, произведений литературы или искусства, всего того, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения).
Мода как массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции:
• выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;
• дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;
• облегчение поиска себе подобных среди масс людей;
• привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;
• повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;
• обновление и развитие культуры.
Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершенное, чем старое. Соответственно, переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе — это, соответственно, признак его развития.
Мода, как и слухи, непостоянна, имеет циклический характер. Здесь можно отметить моменты ее возникновения, признания массами, распространения и заката. На каждом из этих этапов проявляются определенные закономерности, и в движении моды по указанным этапам ее цикла могут принимать участие различные люди с закрепленными за ними специфическими функциями.
Влияние моды на психологию масс в большинстве случаев является положительным и может проявляться в следующем: улучшение массового настроения; повышение удовлетворенности масс людей; возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются; облегчение общения людей; предупреждение и устранение возможных межличностных конфликтов.
Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.
Рекламой называют действия, направленные на популяризацию среди масс людей кого-либо или чего-либо.
Основная задача так называемой рекламы состоит в том, чтобы привлечь внимание людей к соответствующему объекту или событию, ознакомить людей с ним, раскрыть его положительные стороны, добиться благоприятного отношения к нему, побудить людей к действиям, направленным на предпочтительный выбор именно этого объекта или события.
Главной причиной появления и развития рекламной деятельности является конкурентная борьба или между производителями тех или иных товаров, или с иными поступающими людям предложениями. Поэтому рекламная деятельность в истории жизни людей появилась и стала развиваться в то время, когда возникла конкуренция на рынке сбыта товаров (коммерческая реклама), когда появилась демократия, а вместе с ней — конкуренция между людьми на политической арене (политическая реклама).
Существуют, соответственно, две основные разновидности рекламы — коммерческая и политическая. Первая направлена на повышение спроса на те или иные товары или услуги, предлагаемые коммерческими организациями. Политическая же реклама связана с популяризацией среди населения тех или иных идей, людей или политических организаций. С современной политической рекламой связывают так называемое РR-движение.
Теоретические модели рекламы:
1. Модель АIDА (соответствующая аббревиатура происходит от начальных букв английских слов, означающих внимание, интереc, желание и действие). В соответствии с этой моделью, рекламное воздействие начинается с привлечения внимания людей к рекламируемому товару. Затем решается вопрос о вызове интереса к данному товару, возбуждении желания его прибрести и побуждении реальных действий, направленных на его приобретение.
2. Модель АССА (это сокращенное название происходит от английских слов, переводимых на русский язык терминами интерес, понимание, убеждение и действие). данная модель предполагает следующую последовательность актов воздействия рекламы на потребителя: привлечение внимания; обеспечение наилучшего восприятия и понимания аргументов в пользу соответствующего товара; убеждение потребителя в необходимости приобрести данный товар; побуждение к соответствующим практическим действиям.
З. Модель DIВАВА. Эта аббревиатура составлена из начальных букв немецких слов, означающих, соответственно, выявление потребностей и интересов людей; отождествление нужд потребителя с тем, что предлагается в рекламе; «подталкивание» потребителя к выводу о необходимости совершить соответствующую покупку; учет предполагаемой реакции потребителя на рекламу; обеспечение благоприятных условий (ситуации) для совершения покупки рекламируемого товара.
4. Модель DАGМАR.
В соответствии со значениями этих слов рекламирование товара по данной модели проходит через четыре этапа:
1) узнавание потребителем марки рекламируемого товара;
2) информирование о качестве данного товара;
З) убеждение в необходимости приобрести товар;
4) побуждение и обеспечение благоприятных условий для совершения действий, направленных на приобретение рекламируемого товара.
Люди, участвующие в рекламной деятельности, могут быть специалистами в разных областях: производителями соответствующих товаров, социологами, политиками, художниками, актерами, журналистами, психологами.
Еще один существенный психологический момент, связанный с рекламой, — это мотивы обращения людей к рекламе. Они могут быть двух типов: потребительские и психологические.
Потребительские мотивы связаны с потребностями людей, с их нуждами, касающимися тех или иных товаров.
Психологические же мотивы связаны с личностными особенностями потребителей, с их стремлением удовлетворить мотивы престижа называемого личностного роста. В их число входят следующие: повышение своего статуса в глазах окружающих людей за счет приобретения соответствующего товара; повышение самооценки, связанное с тем, что человек ощущает себя обладателем соответствующей ценности — товара.
Религия рассматривается как массовидное явление психики по той причине, что она также формирует психологию масс людей и определяет их социальное поведение.
Единого определения религии нет, а ее психологическое понимание многозначно. У данного массовидного явления есть социальные и психологические корни, которые находятся в самой психологии людей.
Они представляют собой следующее:
1. Потребность людей в познании себя и окружающего мира, в формировании мировоззрения или определенного взгляда на происхождение и устройство мира (в религиозных писаниях представлена сравнительно простая и доступная всем людям картина мира).
2. Стремление людей к единству, к установлению друг с другом нормальных взаимоотношений (эти отношения прописаны во многих религиозных учениях).
З. Желание людей вместе бороться против угрожающих им опасностей (в религиозных учениях предусмотрены для этого соответствующие культы и обряды, с помощью которых люди якобы в состоянии уберечь себя от опасностей).
4. Избавление людей от переживаний и тревог (совместные молитвы, исповеди, проповеди, обещания загробной жизни, как правило, успокаивают верующих).
5. Стремление навести порядок в обществе (в религиозных учениях содержатся четкие предписания относительно того, как следует организовать общественную жизнь).
Основные социально-психологические функции религии следующие:
• сплочение людей, при этом религия выполняет социально-образующую, или интегрирующую, функцию;
• облегчение страдания людей;
• удовлетворение потребности людей в общении, особенно одиноких;
• способствование нравственному самосовершенствованию человека (верующие люди ведут себя, как правило, более нравственно, чем неверующие);
• обеспечение значительной части людей, прежде всего тех, кому по разным причинам недоступна научная картина мира, простым и понятным взглядом на мир;
• содействие установлению социального равенства людей (во всех религиозных учениях утверждается, что перед Богом все равны).
Мотивы обращения к религии: желание получить простое и непротиворечивое представление о мире; ожидание счастливой загробной жизни; инте5рес к религиозному культу, к участию в религиозных обрядах; веру по традиции или на всякий случай.
Основные категории: массовидные явления психики, регуляторы социального поведения в больших группах, мода, реклама, религия, слухи.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2006.
2. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
1. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. Второе издание. – М.: СПб., 2007.
2. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. – М.: СПб.. 2004.
Источник: http://studopedia.ru/7_147307_massovidnie-yavleniya-psihiki-vidi-i-ponyatie.html
Психология массовидных явлений
Массовидные явления как социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация). Характеристика массовидных явлений психики, которые более всего изучены в социальной психологии масс: мода, паника, религия.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.11.2016 |
Размер файла | 23,3 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Массовидные явления (массовидные явления психики) — социально-психологические явления, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.). Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших. Сюда относятся многообразные виды поведения толпы, истерия массовая и паника массовая, слухи, моды, подражание, заражение, внушение и пр., а также социально-психологические особенности народов, настроения общественные, мнение общественное и пр. Систематическое изучение явлений массовидных началось в рамках двух независимых течений в XIX в.: в психологии народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сигеле, В. Парето). Ныне они исследуются в психологии групп больших, в психологии пропаганды, в психологии торговли.
Большой социальной группой называют такую совокупность людей, которая включает в себя десятки и сотни тысяч людей, объединенных друг с другом но определенным социально-демографическим признакам, например по полу, возрасту, профессии, образованию, социальной принадлежности, вероисповеданию и т. п.
Большие социальные группы отличаются от малых и средних не только по величине, но и по организованности. Самой организованной из всех социальных групп является малая группа. Официально существующие средние социальные группы также отличаются сравнительно высоким уровнем внутренней организации, но кое в чем они все же уступают малым группам. В средних социальных группах, как правило, отсутствуют между всеми их участниками, например, определенные личные и деловые взаимоотношения, а члены таких групп не всегда лично знают друг друга и не во всех ситуациях ведут себя одинаково, не действуют как единый, слаженный механизм. В психологии и поведении участников средних социальных групп, кроме того, гораздо меньше общего, чем в психологии и поведении членов малых социальных групп.
Еще менее, организованными, выступают большие социальные группы. Большинство их участников не только не имеют между собой определенных взаимоотношений, но чаще всего лично друг друга не знают (иногда даже и не подозревают о существовании друг друга). Люди, входящие в состав одной большой социальной группы, могут проживать на значительном расстоянии друг от друга, например, находиться в отдаленных друг от друга регионах большой по территории страны или даже в разных государствах (например, те, кто придерживается одной и той же веры, имеют одинаковый возраст, профессию, образование и т. п.).
«Толпа — это универсальное средство «усреднения людей» — писал в своей работе Гюстав Лебон. В толпе исчезает личность. Чувства и мысли индивидов толпы нивелируются, она обладает как бы единой душой. Можно привести массу примеров, как вполне простое скопление людей начинает мыслить одинаково и становится неуправляемым. Причем люди делают это неосознанно, просто «как все». Нередко толпу используют как инструмент — политические митинги, шествия, демонстрации. Поэтому психология толпы всегда актуальная тема для исследования со стороны психологии.
Исследованием толпы занимались многие специалисты. Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы. Представитель немецкой психологии народов Вундт изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Основное развитие идея получила в 1900 году в первом томе десятитомной «Психологии народов».
В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. Основная идея его концепции — принципиальный вопрос о том, что существует нечто, кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. В России конца XIX — начала XX веков оригинальные исследования массовидных явлений проводили М. Г. Михайловский (субъективная социология), затем В.М. Бехтерев (коллективная рефлексология), А. Л. Чижевский (гелиопсихология). В 30е же годы большая часть исследований в области социальной и политической психологии были сочтены неактуальными для социалистического общества и идеологически вредными.
Цель данной работы изучить психологические особенности толпы и массовидных явлений.
Акстуальность моей работы в том, что эта тема изучается по сей день и несет свой вклад в изучение психологии.
Задачи — определить, как формируется толпа, какие ее виды можно выделить, каковы у толпы особенности и характеристики и что влияет на поведение толпы и массовидные явления.
У социальных объединений, называемых большими социальными группами, нет внутренней организации, единых органов управления. Они не имеют общей, объединяющей их цели или совместной деятельности. С точки зрения классификации социальных групп, они представляют собой не реальные, а номинальные группы, то есть выделяются лишь для конкретных исследовательских целей. Такие группы принято называть массами людей, имея в виду низкий уровень их организованности и указанные выше признаки. Именно их обычно выделяют и исследуют социологи. Интересующее нас в данной главе понятие «массовидные явления психики» характеризует именно такие социальные группы.
Имеются и определенные отличия в социально-психологических явлениях, характеризующих малые, средние и большие социальные группы, в частности, в особенностях складывающихся в них взаимоотношений.
Малые социальные группы описываются через прямые или непосредственные межличностные взаимоотношения и общение лицом к лицу, то есть через отношения, которые представляют отдельных людей, вступающих друг с другом в контакты. В средних социальных группах преобладают межгрупповыё отношения, то есть отношения, складывающиеся между отдельными составляющими их малыми группами. В больших социальных группах главным образом представлены широкие социальные отношения, то есть отношения, характеризующие общество в целом. В большинстве случаев эти отношения не носят индивидуально-психологического характера. Это, например, экономические, правовые, политические и другие виды отношений.
Массовидные явления психики — это феномены, описываемые в психологических терминах и возникающие и существующие в больших социальных группах или массах людей. В научной литературе по психологии масс чаще всего выделяются и обсуждаются следующие массовидные явления психики: массовое сознание, массовое настроение, массовое, или общественное, мнение, массовые психические состояния, массовые социальные установки, мода, слухи, вера (религия) и массовые реакции людей на рекламу — коммерческую и политическую. Дадим краткие определения перечисленным видам массовидных явлений психики.
Массовым сознанием называется средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценности, представления, оценки, социальные нормы. Если исходить из содержания индивидуального сознания человека и переносить представление о нем на понимание сознания людей, входящих в ту или иную большую социальную группу, то мы получим самое общее понимание того, что представляет собой массовое сознание. Правда, в этом случае оно будет иметь абстрактный и слишком обобщенный характер, поскольку его характеристика не будет полностью относиться ни к одному конкретному представителю данной массы людей. Среди соответствующей массы людей могут оказаться индивиды, чье сознание будет существенно отличаться от сознания других ее участников и от среднего сознания всей массы людей.
Массовым настроением можно назвать общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой. Отличие массового настроя от индивидуального настроения заключается в том, что настроение отдельно взятых индивидов зависит от случайных обстоятельств их жизни, оно часто и периодически меняется. Настрой масс людей является гораздо более устойчивым. Он мало зависит от настроения отдельных индивидов и в гораздо большей степени определяется социальными условиями, в которых в данный момент времени находится соответствующая масса людей. Кроме того, для настроя масс людей не характерны столь глубокие периодические колебания, которые свойственны индивидуальному настроению. Так, например, в изменениях психологического настроя масс людей почти никогда не встречаются такие крайности, как эйфория или депрессия. Индивидуальному настроению они, в свою очередь, присущи.
Массовое, или общественное, мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Оно практически никогда не бывает единым, и поэтому социологи — именно они чаще всего и занимаются изучением общественного мнения — представляют его в виде некоторого рода вероятностного распределения индивидуальных мнений большого количества людей. В данном распределении (как правило, выборочном) называются разные точки зрения представителей одной и той же массы людей по обсуждаемому вопросу и указывается количество людей, придерживающихся той или иной точки зрения. Массовое (общественное) мнение устанавливается по тому воззрению, которого придерживается большинство участников данной массы.
Массовые психические состояния — это состояния, которые характеризуют большинство людей в соответствующей массе на данный момент времени. Они, как и настроения, описываются в тех же терминах, с помощью которых характеризуются индивидуальные психические состояния (настроения) людей. Что касается динамики массовых психических состояний, то в отношении ее справедливо все то, что выше говорилось о динамике массовых настроений.
Массовыми коммуникациями называют сложившуюся в современном обществе практику обмена информацией между массами людей с помощью различных материальных и технических средств, включая средства связи: печать, радио, телевидение, телефон, Интернет и т. п. Посредством массовых коммуникаций устанавливают общее в психологии и поведении масс людей, обменивающихся между собой разнообразной информацией, в частности разделяемые ими общие социальные установки.
Массовые социальные установки — это более или менее единообразное и устойчивое отношение масс людей к тому, что происходит с ними и вокруг них. Трехкомпонентная структура индивидуальных социальных установок может быть перенесена и на массовые социальные установки. В них также можно выделить знания масс людей о том или ином социальном событии или объекте, эмоциональное отношение к нему, реальные или потенциальные действия, предпринимаемые массами людей в отношении данного события или объекта.
Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью среди масс людей. Это не обязательно и не только мода в узком ее понимании — мода на какие-либо конкретные предметы быта или одежды; это также мода на мысли, идеи, произведения литературы или искусства, на все то, что со временем изменяется и может на некоторое время стать популярным среди масс населения.
Под слухами понимают не вполне достоверную, непроверенную, официально не подтвержденную информацию, распространяемую среди масс людей исключительно из уст в уста, то есть непосредственно от человека к человеку в процессе общения людей друг с другом.
Вера или религия — это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности своих убеждений. Традиционно под верой понимается то, о чем говорится в религиозных писаниях и что определяется представителями религии как истинное. Это, например, суждения о том, существует или не существует Бог, о том, как устроен мир, как он возник, кто им управляет, каким образом должен вести себя человек в этом мире, от чего зависит его судьба, и другие вопросы. Вера как массовидное явление психики традиционными религиозными учениями не ограничивается. Это может быть вера людей во что угодно, и не обязательно в то, что признается и провозглашается представителями официально существующих религий.
Иногда массовидным явлением психики также называют рекламу. Строго говоря, это не совсем верно, так как реклама — это только разновидность социальной активности людей. Сама по себе реклама не выступает как массовидное психологическое явление и представляет собой скорее социальное явление. Психологическим аспектом рекламы, относящим ее к массовидным психическим явлениям, становится восприятие и реагирование масс людей на рекламу.
Перейдем к более подробному обсуждению отдельных массовидных явлений психики, прежде всего тех, которые более всего изучены в социальной психологии масс: слухи, мода, паника, религия и реклама.
человеческий масса психика
Толпа — стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.
Есть типичные жизненные ситуации и обстоятельства, в которых легко образуется многочисленное скопление людей (толпа). К ним относятся следующие:
— стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары);
— общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.);
— массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.);
— политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста);
— места массовых гуляний и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек) и др.
Толпой обычно называют такое скопление людей, которое в той или иной степени соответствует следующим признакам:
— многочисленность (в малочисленных группах с трудом возникают или совсем не возникают типичные психологические феномены толпы);
— высокая контактность, т. е. каждый человек находится на близком расстоянии с другим, фактически входя в персональные пространства;
— эмоциональная возбужденность (типичными психологическими состояниями данной группы являются динамические, неуравновешенные состояния: повышенное эмоциональное возбуждение, волнение людей и т. п.);
— неорганизованность, или стихийность (толпа чаще всего образуется стихийно, изначально имеет слабую организованность);
— отсутствие общей, всеми осознаваемой цели (общая для всех цель, как правило, отсутствует или, при ее наличии, слабо осознается большинством людей; кроме того, цели могут легко утрачиваться, первоначальные цели часто подменяются другими, нередко подставными и т. п.).
Таким образом, под толпой необходимо понимать стихийно возникшее (или утратившее организованность) и характеризующееся отсутствием общей для всех осознанной цели многочисленное скопление людей, находящихся в непосредственных контактах друг с другом и в состоянии повышенного эмоционального возбуждения.
Различные виды толп выделяются на основании того, каким вышеперечисленным признакам они соответствуют или какие новые специфические признаки у них появляются.
По степени активности толпы делятся на пассивные, активные и агрессивные.
Пассивные (спокойные) толпы отличаются прежде всего отсутствием эмоционального возбуждения. В таком состоянии люди слабо связаны друг с другом, они не обмениваются информацией и не могут совершать какие-то совместные действия. Люди, включенные в пассивные толпы, либо спокойно стоят в ожидании чего-то (например, встречающие на вокзале заранее ожидают приходящий поезд или собравшиеся на митинг ожидают его начала), либо хаотично и относительно независимо друг от друга спокойно передвигаются (например, люди, рассматривающие на площади исторические и культурные памятники, или так называемые транспортные толпы, образующиеся в метро или рядом с вокзалами).
Активной толпой является всякая толпа, находящаяся в состоянии разной степени эмоционального возбуждения. Эмоциональная заряженность способствует появлению психологической готовности людей совместно действовать, у них формируются сходные социальные установки на определенные формы поведения, возрастает теснота связей между людьми, интенсивность обмена информацией и т. д. При этом необходимо различать толпы в состоянии установочной (внутренней) активности, которые психологически готовы совместно действовать, но еще не действуют, и реально действующие толпы, т. е. активные и внутренне, и внешне.
В агрессивной толпе уровень эмоционального возбуждения и, соответственно, внутренней и внешней активности существенно возрастает. Здесь принципиально появление нового состояния: накапливается психическое напряжение людей, основанное на возможных чувствах фрустрации, отчаяния, гнева и др. Чтобы толпа перешла из просто активного состояния в агрессивное, необходим всем понятный возбуждающий стимул (например, слух), вызывающий общее возмущение, негодование. И все же главная особенность агрессивной толпы — это деструктивное (разрушительное) поведение по отношению к окружающим предметам и людям. Например, типичными агрессивными толпами нередко становятся группы спортивных болельщиков-фанатов, поведение которых приводит к большим разрушениям на стадионах, улицах, во дворцах спорта.
Толпы, объединенные чувством страха, вызванного опасностью для жизни или нормального функционирования людей, делятся на спасающиеся и панические.
У них много общих характеристик:
— сильное эмоциональное возбуждение, основанное на остром переживании страха;
— низкий уровень осознания своих действий;
— некритичное отношение к обстановке и т. д.
Такие толпы могут возникать в различных общественных местах (театрах, гостиницах и т. п.) в случаях пожаров или другой опасности, на улицах и площадях крупных городов в условиях неожиданно приближающейся природной угрозы (урагана, грозы и т. п.). Однако между ними есть и различия. Панические толпы отличаются от спасающихся прежде всего более высокой степенью угрозы для людей, полной утратой всякой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, а их психическое состояние характеризуется так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут вести себя неадекватно.
Спасающиеся толпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.
Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская (иногда ее называют мародерской). Она представляет собой скопление чрезвычайно активно действующих людей, нацеленных на захват различных материальных ценностей, ставших легко доступными в результате стихийных бедствий — землетрясений, наводнениях, крупных пожаров, техногенныхкатастроф и т.п.
Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни. Они могут принципиально различаться друг от друга по степени своей организованности и целенаправленности и в зависимости от этого приобретать или утрачивать признаки толпы. Жизненная практика
показывает, что даже тщательно организованные акции, с одной стороны, под влиянием различных факторов или просто со временем легко могут терять организованность и целенаправленность, а с другой — могут вызвать, не желая того, образование новых толп, затрудняющих организованное проведение этих акций. Поэтому для управления демонстрирующими группами людей целесообразно знать и учитывать психологию толпы.
«Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» В. Швебель
С одной стороны, человек — это исключительно социальное существо. С другой стороны, в этом и слабость человека, т.к. наше сознание постоянно подстраивается под действия большинства. И зачастую именно это и убивает индивидуальность личности.
В данной работе, опираясь на исследования по психологии и социологи, были получены ответы на поставленные задачи, такие как само понятие толпы и мотивация ее формирования, какие виды толпы можно различить, а так же что такое массовидные явления, так же было выяснено, какими свойствами обладает толпа, по каким критериям ее можно охарактеризовать и в чем состоят особенности поведения именно толпы как самостоятельного существа.
1. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1996
2. Майерс Д. Социальная психология. — М., Норма. 2001
3. Лебон Г. Толпотворение // Новое время. №3. 1998
4. Википедия. Свободная энциклопедия. — www.wikipedia.
5. Психология толпы. — www.psyfactor.org.
6. Большая научная библиотека. — www.sci-lib.com.
7. Материал с сайта. — http://azps.ru/
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Предмет и задачи социальной психологии, история её развития, методы и методология. Психология общения, межличностных и межгрупповых отношений. Социально-психологические аспекты личности, больших и малых групп, массовидных явлений, конфликтных ситуаций.
шпаргалка [194,0 K], добавлен 09.04.2014
Сущность и значение психологии как науки о психике и психических явлениях. Предмет психологии в традиционных представлениях. Основные типы явлений, которые изучает современная психология. Различие между психическими явления и психологическими фактами.
контрольная работа [843,8 K], добавлен 19.06.2014
Происхождение слова «психология» и её история. Задача психологии — исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.
курсовая работа [56,0 K], добавлен 02.12.2002
Субъекты стихийного массового поведения: публика и масса, толпа. Особые психологические механизмы существования действующей толпы — паника и слухи. Психология масс, слухи как условие существования толпы. Социальный контроль, управление человеком.
реферат [1,3 M], добавлен 01.08.2010
Философское и общепсихологическое обоснование сущности оценки как психического явления. Психологический анализ оценочных явлений различной природы. Системный анализ состава, структуры и закономерностей взаимодействия оценочных явлений различного уровня.
дипломная работа [126,5 K], добавлен 11.08.2010
Предмет изучения социальной психологии, основные причины ее двойственности в системе научных знаний и история развития идей. Задачи социальной психологии и решаемые ею проблемы общества. Анализ социально-психологических явлений в системе марксизма.
курсовая работа [52,9 K], добавлен 06.07.2009
Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.
книга [199,5 K], добавлен 10.02.2009
Причины двойственного положения социальной психологии в системе научных знаний. Изучение психологических явлений, характеризующих индивида и общество как субъектов социального взаимодействия. Классификация методов социально-психологического исследования.
контрольная работа [36,7 K], добавлен 24.10.2011
Особенности психологии в системе наук. Классификация методов психологического исследования. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психики в филогенезе.
шпаргалка [56,4 K], добавлен 22.09.2010
Понятие толпы, механизм ее формирования. Классификация, психологические свойства и особенности толпы. Основные характеристики толпы. Термин «толпа» в социальной психологии. Активация индивидов в единое целое. Факторы, особо влияющие на поведение толпы.
реферат [27,7 K], добавлен 18.03.2011
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
- Рубрики
- По алфавиту
- Закачать файл
- Заказать работу
- Вебмастеру
- Продать
- весь список подобных работ
- скачать работу можно здесь
- сколько стоит заказать работу?
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00733723_0.html
Глава 38. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Глава 38. ПСИХОЛОГИЯ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
§ 38.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПОЛИТИЧЕСКИХ МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Политические массовидные явления обычно связываются только с толпой или митингом. Но когда человек выходит из толпы, возвращается с митинга в семью, в аудиторию, в коллектив, он изменяет свойства человека политического: свои оценки власти, отношение к власти, взаимодействие с властью. Каждый раз, перемещаясь в новую общественную среду, он изменяет свои психолого-политические особенности. Политическое поведение человека целиком определяется той общественной средой, в которой он находится в момент политического действия (высказываний, поступков, мнений и т. п.). Каждое массовидное явление развивается на основе своего, доминирующего психологического параметра: одно массовидное явление – толпа – определяется влиянием эмоций, другое – аудитория – объединяется процессом понимания проблемы, третье – партия – строится на основе направленности ее членов и т. д. Поведение каждого массовидного явления может быть как конструктивным, мирным, созидательным, так и, напротив, деструктивным, агрессивным, разрушительным. Например, если собрание или совет, семья или парламент справляются со своими политическими функциями, то и человек – их член демонстрирует соответствующие психологические качества: дисциплинированность, разумность, доброжелательность, респектабельность. А если по каким-либо причинам это не удается, то массовидное явление регрессирует к деструктивным и агрессивным действиям. Тогда и люди, «наполняющие» регрессирующее массовидное явление, регрессируют вместе с ним.
Это означает, что массовидное психолого-политическое явление – любая совокупность людей, если она имеет с человеком психологические связи национального, профессионального, территориального, социального и иного характера, соответственно которой он изменяет форму, стиль, экспрессию, смысл, характер своего политического поведения, т. е. свои психолого-политические особенности.
Для объединения людям не обязательно находиться в одном месте, в одно время, заниматься одним делом и принимать осознанное решение о «вступлении» в массовидное явление; людей невольно объединяют в то или иное массовидное явление вне территории и времени психолого-политические состояния, вызываемые действиями политической власти.
Общественная среда, политическое общество представляет собой строгую целостную систему массовидных явлений психолого-политического характера, состоящую из 16 объединений людей (рис. 30).
Рис. 30. Психология политического общества
Классификация этих явлений позволяет быстро и точно идентифицировать каждый их тип и прогнозировать политическое поведение его членов. Для этого используется система признаков, присутствующих в одних группировках и отсутствующих в других. Объединения имеют обобщающие характеристики:
1, 2, 3, 4 – исполнители политики, объединенные единой жизненной позицией – отношением к труду. Их участие в политике в основном описывается как политический труд (Г. В. Суходольский, А. И. Юрьев, А. М. Зимичев, В. Ф. Сержантов);
5, 6, 7, 8 – творцы политики, объединяющиеся на основе общей картины мира. Именно в этих массовидных явлениях выполняется политическая деятельность в полном объеме этого понятия (Е. В. Егорова, Н. М. Ракитянский, А. А. Собянин);
9, 10, 11, 12 – повинующиеся политике, объединившиеся на основе общего образа жизни. Люди, оказавшиеся членами этих явлений, могут обнаруживать только большую или меньшую политическую активность (Д. В. Ольшанский, А. И. Донцов, И. П. Волков, А. Ю. Сунгуров);
13, 14, 15, 16 – распространяющие политику, связанные единым мировоззрением. Члены этих массовидных явлений выполняют основной объем политической работы (А. А. Деркач, В. В. Цалобанов, Н. Н. Обозов, А. А. Реан).
Кроме этого, каждое массовидное явление имеет сходные черты с некоторыми другими массовидными явлениями, находящимися в иных группах: 1, 5, 9, 13 – объединение людей по признаку политической целеустремленности и толерантности к отрицательным праксическим психическим состояниям; склонны к соучастию в политических действиях; 2, 6, 10, 14 – объединение людей, чувствительных к целеполаганию политики, имеющих развитые гуманитарные психические состояния; стремятся к сознательной политической деятельности; 3, 7, 11, 15 – объединение людей, настаивающих на целесообразности политики; обладают развитыми эмоциональными состояниями; оказываются невольно сопричастными к политическим действиям; 4, 8, 12, 16 – объединения людей, имеющих четкую политическую целенаправленность; обыкновенно связаны совместной политической работой. Краткая психолого-политическая характеристика каждого массовидного явления позволяет предполагать особенности политического поведения входящих в него людей (известные объединения людей определяются и характеризуются далее как психолого-политические массовидные явления).
§ 38.2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ ПОЛИТИКУ
Политика не делается одним человеком, хотя роль личности в истории недопустимо преуменьшать. Успех политических проектов, реформ достигается только в составе группы единомышленников, способных работать на пределе своих возможностей столько времени, сколько потребуется для достижения цели. Далеко не каждая совокупность объединившихся людей обладает такой работоспособностью и другими психологическими особенностями. Качества политического человека, необходимые для исполнения, реализации, обнаруживаются в составе четырех массовидных явлений:
1. Команда как психолого-политическое массовидное явление формируется для исполнения политики группой лиц, готовых дисциплинированно выполнить строго предписанные, конкретные действия. Определяющим признаком команды является психология политической воли, которая имеет решающее значение для преодоления внутренних организационных проблем и внешних препятствий в виде сопротивления оппонентов. Отличается энергичностью и неутомимостью. Команду следует отличать от малой группы. Команда обладает жесткой структурой, ее члены имеют строго определенные обязанности, которые лишь в малой степени перекрывают друг друга. Команда снабжена инструкцией и осмысленно действует с партнерами и задачами (Д. Мейстер). Команде присущи смелость, решительность, выносливость и жесткость. Отрицательной стороной команды является ее приспособленчество к путчу – попыткам политического переворота, который обычно инициируется небольшой группой лиц, недовольных властью. Такая группа имеет психологическую структуру и качества команды.
2. Правительство как психолого-политическое явление формируется для исполнения политической программы управления обществом из высокообразованных специалистов. Определяющим признаком правительства является психология политического мышления управляющих и управляемых. Действует в рамках осуществления интеллектуальной экспансии. Выполняет свои функции за счет использования гуманитарных состояний общества – терпимости и принципиальности. В случае неспособности выполнить свои функции правительство деградирует к коррупции: преступной деятельности в сфере политики, заключающейся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Типичные формы коррупции – подкуп, взяточничество за законное и незаконное предоставление благ и преимуществ, протекционизм – выдвижение работников по признакам родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений. Психологические причины коррупции в правительстве кроются в несоответствии его коррумпированных членов чрезвычайно высоким требованиям к их мышлению. Они выполняют профессиональную управленческую деятельность высшего уровня – труд такого интеллектуального класса, который имеет высшую самоценность. Члены правительства решают политические задачи такой сложности, что они не поддаются классификации (таксономии), принятой для самых сложных технических систем.
3. Армия как психолого-политическое массовидное явление формируется для исполнения политических задач методами физического подавления и уничтожения противников подразделениями специально подготовленных лиц. Определяющим для нее является психология политического аффекта с точки зрения ее толерантности к аффекту и создания аффекта у противника, вызываемого предполагаемым или реальным насилием. Действует методами физического воздействия. Выполняет свои функции, используя эмоциональные состояния противника – степень его готовности или растерянности. Ведущей психологической характеристикой армии является ее устойчивость, как в состоянии покоя (в мирное время), так и во время боевых действий (на поле боя). Качество армии характеризуют способность сохранять боеспособность, предписанные модели поведения, внешнего вида, обращения, независимо от поддержки или сопротивления, которые она встречает.
В случае конфликта с властью армия прибегает к мятежу – стихийному вооруженному выступлению против нее. Мятеж – проявление политического сопротивления со стороны силовых структур государства – армии, полиции, служб безопасности. В России мятежи традиционно именовались бунтами – стихийными восстаниями в форме неспокойного, протестующего поведения, призывающего к решительным действиям. Мятеж в форме бунта – именно то, что отличает русскую политическую жизнь от всех зарубежных аналогов.
4. Коллектив как психолого-политическое массовидное явление формируется из числа специалистов для исполнения задач, связанных с производством потребительной стоимости. Определяющей для коллектива является психология политических стереотипов, обязательных для реализации профессиональных обязанностей и соблюдения технологии производства. Действует методами экономического принуждения. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния общества: восхищения и возмущения результатами политики. Общество на протяжении всей своей истории тратит огромные усилия на формирование политических стереотипов в сознании человека: потребности в труде, трудовой мотивации, готовности к трудовым затратам, получению конкретных результатов, удовлетворения от труда. Только в процессе труда индивид превращается в субъекта, в личность и индивидуальность.
В случае невозможности исполнения своего предназначения коллектив прибегает к забастовкам – борьбе в форме коллективного прекращения работы на одном или нескольких предприятиях. Типичные забастовки: предупредительные, перекатывающиеся, или ступенчатые, забастовки наоборот (продолжение работы, несмотря на закрытие предприятий), периодические, перемежающиеся (перекатывающиеся из цеха в цех, парализующие работу предприятия), забастовки усердия (или работа строго по правилам) и др. Психология политических стереотипов с большим трудом и затратами формируется всеми институтами власти государства. Ее разрушение – самая сильная социальная катастрофа, которая может постичь общество.
§ 38.3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВИДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ПОЛИТИКУ
Как правило, на поверхности политической жизни заметны люди и их объединения, которые исполняют политику от имени общества, государства, большинства, но более важны и менее заметны массовидные явления, в недрах которых политика созидается, формируется, формулируется. Люди, которые входят в состав таких групп, обладают совершенно особенными, специальными способностями, которые позволяют им не только в индивидуальном порядке изучать механизмы власти, проектировать их, но и работать над этими проблемами в составе объединений, деятельность которых регламентирована многовековыми традициями, взаимной ответственностью и дисциплиной. Таких массовидных явлений четыре:
5. Парламент – создается из числа избранных лиц для творения политики в форме обсуждения социально-экономических конфликтов и голосования по их поводу. В своей основе парламент имеет психологию политической речи. Предназначен для поиска, обучения и эксплуатации лиц, способных брать на себя ответственность за политические решения. Выполняет свои функции, опираясь на праксические состояния: напряженность или расслабленность членов парламента и членов общества.
В случае возникновения неразрешимых конфликтов подвергает несогласных с большинством обструкции – противодействию в форме срыва обсуждения как метода борьбы. Срыв заседания выполняется путем создания шума, произнесения длинных, не относящихся к делу речей, бесконечному обсуждению регламента и т. п. Таким образом не допускается или задерживается принятие нежелательного для меньшинства решения. Классическим примером политической обструкции является полемика около трибуны 9 июня 1989 г. на I Съезде народных депутатов СССР. Выступает С, председательствует Г. Происходит такой диалог: – «Г.: Все-таки заканчивайте, С. Два регламента уже использованы. – С: Я заканчиваю. Опускаю аргументы. Я пропускаю очень многое. – Г.: Все. Ваше время, два регламента истекло. Прошу извинить меня. Все. – С: Я настаиваю. – Г.: Все, товарищ С. Товарищ С, Вы уважаете Съезд? Хорошо, все. – С. (Не слышно)» и т. д. (I Съезд народных депутатов СССР. Стенограф, отчет. Т. III. С. 328).
6. Совет – возникает из числа посвященных инициативных людей для творения опережающей политики, содержащей новизну решений, неожиданность действий. Определяющим признаком совета является психология политических представлений. Совет предназначен для использования индивидуальных свойств и способностей его участников. Действует, используя целеполагание. Выполняет свои функции с опорой на гуманитарные состояния членов совета: расположенность и критичность своих членов к политическим решениям.
В случае невозможности разрешения проблемы правовыми методами совет организует переворот (коренное изменение в жизни общества или резкий поворот, перелом в развитии общества). Примером политического переворота, осуществляемого высшим государственным советом, может послужить история нэпа в СССР, когда после смерти Ленина, по словам Зиновьева, «партию лихорадило… в партии разразился кризис… назревал переворот». 20 июля 1926 г. начался стремительно нарастающий политический переворот. Был жестоко подавлен нэп.
7. Нация – возникает для творения исторической политики как реакция на опасность утраты жизненного пространства народом, имеющим общность языка, территории, черт экономической жизни, характера, интересов и др. Определяющей характеристикой нации является психология политической памяти. Нация использует жизненный опыт предыдущих поколений. Действует методами формирования целесообразности. Выполняет свои функции на основе эмоциональных состояний сограждан – равнодушия или любопытства к истории своего народа.
В случае нарастания опасности утраты жизненного пространства осуществляет революцию (коренной переворот в социально-экономической структуре общества) или глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания. Революция возникает в результате постепенного нарастания противоречий, накапливавшихся в процессе эволюционного развития, которые разрешаются переворотом, скачком, резкими переменами. Революцию не может подготовить, организовать, осуществить ни толпа, ни митинг, ни правительство, она всегда является плодом национальной политики. Революция направлена на изменение системы власти таким образом, чтобы жизненный путь нации получил представленность в науке, культуре, экономике, праве государства.
8. Собрание – возникает для творения политики кругом персонально ответственных за нее лиц как реакция на снижение эффективности власти. Определяющим признаком собрания является психология политического восприятия. Действует методами формирования целенаправленности. Выполняет свои функции, манипулируя праксическими состояниями участников собрания: расслабленностью и напряженностью.
В случае неэффективной политики попадает в кризисное состояние (затруднительное положение, вызванное разногласиями), прерывает функционирование политической системы с позитивным для нее или негативным исходом. Политические кризисы многообразны – кризис конкретной политики, власти, правительства, парламента, кризисы отношений законодательной и исполнительной власти, кризис доверия и т. д. Действительное значение понятия «кризис» в переводе с греческого – «суд». Российские психолого-политические кризисы традиционно именуются смутами.
§ 38.4. ПСИХОЛОГИЯ СОВОКУПНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, ПОВИНУЮЩИХСЯ ПОЛИТИКЕ
Каждый человек обязательно выступает членом массовидных явлений, конечных «пунктов назначения» политических проектов – объединений людей, повинующихся политике. Изменения в законодательстве, социальные реформы, военные конфликты или смутные времена касаются каждого политического человека, даже если он себя таковым и не считает. Он должен обладать достаточным запасом жизнеспособности для жизни в политическом обществе, и эти силы ему дают массовидные явления с особенными психолого-политическими свойствами. Рассмотрим эти явления.
9. Толпа – образуется из случайных лиц, соучаствующих в неповиновении власти в момент пика социально-экономической напряженности в обществе. Главной характеристикой толпы является психология политических страстей. Толпа нагнетает и разряжает нервно-психическое напряжение людей, поставленных в безвыходное положение. Выполняет свои функции с использованием праксических состояний: хладнокровия и стресса лиц, создающих толпу или пытающихся ее разогнать.
В случае неразрешения общественной проблемы толпа начинает беспорядки – массовые народные волнения, являющиеся выражением протеста против власти (Кабанес и Насс, 1906; Г. Лебон, 1896; С. Сиголе, 1893; Г. Тард, 1903; В.М.Бехтерев, 1923; С.И.Смирнов, 1906 и др.) Существо беспорядков связано со скачком интенсивности изменений в общественной жизни, который может оказаться непосильным для массы людей, по разным причинам оказавшихся одновременно в одном месте. Беспорядки сопровождаются нарушением режима жизни, порядка движения транспорта, нарушением функционирования всех систем обеспечения, перерастают в вандализм. Толпа не останавливается перед кровью и покушением на жизнь всех, кто по каким-либо причинам покажется ей для этого пригодным. Объяснение этому – толпа формируется на базе индивидных страстей и напрочь утрачивает все субъектные, личностные качества составляющих ее людей, а тем более качества индивидуальности.
10. Семья – образуется из кровно связанных людей, повинующихся политике настолько, насколько она соответствует естественной потребности продолжать свой род. Главной психологической характеристикой семьи является психология политических переживаний. Реализует половые свойства человека и его гражданские чувства ответственности за судьбу своих близких и дальних родственников. Действует, используя чувства. Выполняет свои функции с опорой на гуманитарные состояния: общительность и замкнутость родных и близких людей.
В случае возникновения серьезных проблем в отношениях семьи и общества она порождает мафию – тайную преступную семейную организацию, применяющую методы насилия. В политике мафия осуществляет незаконное, преступное воздействие на лиц, государственные и общественные учреждения и организации с целью достижения незаконных экономических, политических или кадровых результатов. Подобное взаимодействие семьи с обществом не является типичной только для сицилийцев, калабрийцев и неаполитанцев. В России нет четкого деления членов мафии на fratellos (братья); capo (глава, шеф), consigliari (советников), но система семейной, родовой, родственной поддержки, защиты от государственной власти по «зову крови» присутствует. В случае ослабления политической власти или, напротив, чрезмерного ее усиления она, семейная поддержка, вновь оживает вместе с самыми старинными суевериями. Члены семьи, рода, общины связываются круговой порукой, и в действие вводятся самые древние механизмы защиты «своих» от «чужих».
11. Население – образуется из массы людей, повинующихся политике для удовлетворения потребности в сохранении жизни на территории совместного проживания лиц различных национальностей, профессий, социального положения. Характеризует население психология политических чувств. Население образуется для сопряжения и балансировки взаимодействия людей, имеющих временно общие точки взаимодействия и сотрудничества. Действует, используя сопричастность населения к общему социально-экономическому механизму. Выполняет свои функции с опорой на эмоциональные состояния: сытость и голод лиц, вступивших в профессиональную и территориальную кооперацию.
В случае серьезных этнических, социально-экономических и иных проблем происходит восстание населения – массовое вооруженное выступление против власти. С психолого-политической точки зрения решающую роль в его провоцировании играет неадекватность социально-экономических изменений, которые вызывают негативные чувства у населения.
12. Митинг – образуется из предварительно информированных людей, повинующихся или сопротивляющихся политике, в связи с изменениями в традиционном образе жизни общества. Характеризует митинг психология политических настроений (Б. Д. Парыгин, 1966; Д.В.Ольшанский, 1995; О.В.Суханов, 1992). Митинг формулирует свое отношение к возможным изменениям образа жизни и органам власти. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния: любовь и ненависть к носителям перемен.
При отсутствии достаточного противодействия митинг перерастает в демонстрацию – организованное по признаку совместности политическое выступление в поддержку или против власти. Демонстрация является пространственным образованием индивидов. Решающее значение в прохождении демонстраций имеет характер людей, в ней участвующих. Выполнение демонстрации определенным образом требует специальной подготовки ее участников.
§ 38.5. ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП ЛЮДЕЙ, РАСПРОСТРАНЯЮЩИХ ПОЛИТИКУ
Политика не может быть реализована без поддержки объединений людей, которые вне служебных обязанностей, по своей инициативе занимаются ее распространением. Именно в этой среде вырастают, готовятся, воспитываются политические лидеры. Для этого требуется обладание способностью к обучению, общению и сотрудничеству. Такого рода психолого-политические массовидные явления делятся на четыре типа.
13. Партия – создается для распространения политики кругом лиц, борющихся за свои материальные интересы, моральные ценности и личную безопасность. Ведущей характеристикой партии является психология политического воспитания. Партия отстаивает и навязывает обществу свою волю методами организованной борьбы. Выполняет свои функции, опираясь на праксические состояния: спокойствие и тревожность членов партии.
Несогласных с деятельностью партии подвергают остракизму (изгнание, изоляция), который в современной политической жизни именуют: исключением, выведением из состава, уходом в отставку, увольнением, сокращением, уходом на пенсию, отъездом, арестом, осуждением, ссылкой, расстрелом, исчезновением без вести. Все это методы лишения подвергнутого остракизму возможности влиять на политическую жизнь общества. Изгнание физическое, или информационное, или материальное, или административное распространяется как на отдельных лиц, так и на целые народы.
14. Аудитория – возникает из числа специалистов для распространения политики методом обсуждения и понимания ее механизмов и методов ее реконструкции. Определяющей характеристикой аудитории является психология политического обучения. Формирует новые психолого-политические знания, умения и навыки. Действует, используя психологию доказательства. Выполняет свои функции с опорой на гуманитарные состояния общества: конформность и фанатичность. Аудитория – уникальное место, единственное в своем роде, предназначенное для достижения понимания, как суд предназначен для достижения истины в споре.
Аудитория не всегда выполняла свое предназначение и, более того, часто трансформирует непонимание в судилище.
15. Малая группа – создается для распространения политики непосредственным образом на основе неформальных отношений случайно объединенных лиц. Основой малой группы является психология психического заражения. Малая группа предназначена для организации моральной, физической, экономической, правовой самозащиты своих членов. Выполняет свои функции на основе эмоциональных состояний дружелюбия и враждебности членов малой группы.
В случае напряжения в отношениях членов малой группы развивается конфликт – столкновение противоположных сил и интересов, распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями. Выступает в форме:
1) межличностного конфликта, который определяется как ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно в конкурентной борьбе стремятся к достижению цели, которая может быть достигнута лишь одной из сторон;
2) в форме межгруппового конфликта, когда конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Конфликт – наиболее изученная форма психологического противостояния людей, объединенных в массовидное явление (Е. С. Кузьмин, 1974; И.П.Волков, 1979; Н.В.Гришина, 1983; Н. Н. Обозов, 1979; В. С. Агеев, 1990; Г. М. Андреева, 1984; А. И. Донцов, 1984; Я. Л. Коломинский, 1976). В начале 90-х годов создались условия для описания конфликтов людей с властью, а тем более – больших масс людей с представителями власти.
16. Публика – создается для распространения политики в местах сбора людей, наблюдающих за специально организованным зрелищем (концерт, спектакль, художественная выставка, религиозная служба и т. д.). Основной характеристикой публики является психология политического заражения. Публика выполняет функцию распространения стереотипов восприятия и стандартов политического поведения среди членов общества. Выполняет свои функции с опорой на мотивационные состояния: симпатии и антипатии к искусственно спроектированным политическим образам и моделям поведения в произведениях театрального, изобразительного, литературного искусства.
В случае политических затруднений публика организует заговоры – тайное соглашение о совместных действиях против власти. Это уговор, сговор нескольких лиц, выступающих индивидуально или в качестве лидеров политических сил о совместных действиях против кого-либо или для достижения определенных политических целей. Заговор – особая разновидность политической интриги, отличающаяся максимальной конспиративностью и негативной, деструктивной направленностью. Заговоры направлены на интеллектуальное и моральное подавление соперника, политическое отстранение оппонента. Заговоры возникают среди людей, не имеющих прямого отношения к власти. Общественной средой для заговора выступает публика, имеющая право и возможность собираться в общественных местах: церквах, театрах, на выставках, на празднествах, в пивных и пр. Лица, собирающиеся там для созерцания зрелища, отправления гражданских актов, ознакомления с произведениями искусства, именуются публикой. Подражают новой манере поведения, способу понимания общественных явлений, стилю в одежде, форме выражения своих чувств, оценке действующих политиков, манере общения с представителями существующей власти.
Психолого-политическая классификация массовидных явлений, которые фундаментально и по-своему изучены в сопредельных науках, позволяет, во-первых, составить полный список психолого-политических объединений людей, во-вторых, знать психологические особенности людей, которые обнаруживаются в этих массовидных явлениях, и, в-третьих, предвидеть содержание как позитивных, так и негативных событий в каждом массовидном явлении.
Источник: http://psy.wikireading.ru/27020
Массовидные явления психики
Явления психики массовидные, Поведение массовое стихийное, Поведение коллективное
1. Явления социально-психологические, возникающие в человеческих массах (группа, толпа, население, нация и пр.).
2. Совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушённые образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей, как результат коммуникаций в группах больших.
3. Сходство психических состояний, настроений, стереотипов, установок, поведенческих реакций в рамках большой социальной группы, обусловленное механизмами заражения, внушения, подражания, конформизма, эмоционального резонанса (циркулярная реакция).
Источник: http://www.slovochel.ru/javl-massobidnoe.htm
С. 66-69. Массовидные явления и синхронизация психических процессов во времени1
Дата | 19.04.2016 |
Размер | 45,5 Kb. |
Парапсихология и психофизика. — 1998. — №1. — С.66-69. Массовидные явления и синхронизация психических процессов во времени 1 Т.Н.БерезинаФеномен существования каких-то общих, единых, коллективных явлений в психике большого числа людей всегда привлекал пристальное внимание исследователей. Швейцарский психолог К.Юнг предположил, что в основе самой человеческой психике лежат единые врожденные “кирпичики” — архетипы. Последователи Дюркгейма сосредоточили свое внимание на изучении “коллективных представлений” — общих, распространенных мнений, представлений индивидуумов о жизни вообще, об обществе, политике, религии и т.д. В настоящее время в социальных науках разработаны специальные теории коллективного поведения, предметом изучения которых являются массовые спонтанные реакции людей на критические (пограничные) ситуации , возникающие объективно и внезапно. Основными характеристиками такой ситуации являются ее непредсказуемость, непривычность и новизна. К таким реакциям, в частности, относятся массовидные явления, представляющие собой совпадающие оценки и установки, принятые стереотипы и внушенные образцы поведения, связанные с более или менее одновременно переживаемыми психическими состояниями людей. К массовидным явлениям относят многообразные виды поведения толпы, массовую истерию, массовую панику, слухи, распространение моды. Таким образом, отметим здесь два важных фактора, представляющих собой условия формирования массовидного явления: первый — это временное условие — одновременность переживаемого, и второй — это синхронизация состояний сознания индивидуумов, т.е. наличие сходного состояния сознания у большой массы людей. Согласно концепции С.А.Рыбцова, массовидные явления представляют собой психический аналог вирусной инфекции, однако материальный носитель (сам “вирус” ) до сих пор не выявлен. В качестве примера массовидного явления рассмотрим возникновение паники. Прежде всего паника, как и отмечено выше, является реакцией на непредсказанную непривычную и новую ситуацию (эффект новизны — запомним это). Панике обычно предшествует короткая стадия неподвижности, когда люди пытаются отреагировать на незнакомую ситуацию привычным образом. После чего возникает фаза лихорадочной “активности ради активности”. Очевидцы, пережившие явление паники, отмечают эффект одновременности, ощущение того, что паника не распространяется во времени, а мгновенно охватывает огромные массы людей, которые приходят в лихорадочное движение. Или же скорость распространения паники настолько велика, что предполагает, что “носитель сообщения” выходит за возможности традиционных вербальных и невербальных форм коммуникации. Тем более, что, как известно, некоторые “коллективные” феномены наблюдаются уже в животном мире. Когда одна птица в стае проявляет признаки тревоги, то прочие птицы также настораживаются. Другие “заразные” типы поведения у социальных животных, прежде всего живущих стаями птиц: сон и пищевое поведение (по Н.Тинбергену). Как и в случае человеческих массовидных явлений, здесь большое значение имеют факторы одновременности и синхронизации поведенческой активности (заставляющей предполагать и синхронизацию психических состояний, воздержимся от того, чтобы называть их состояниями сознания). У животных эти феномены называются “симпатической индукцией” или социальным облегчением”, предполагающим как передачу состояний (тревоги) в стае, так и более сложные приспособительные реакции, облегчающие достижение положительного результата для особи. Например, серебряный карась в группе ест больше, чем в изоляции, и быстрее растет, причем не только из-за количества съедаемой пищи, но и под действием каких-то других факторов. Да что говорить, если даже успехи тараканов в тестах на ориентирование лучше, если их содержать по две-три особи, а не поодиночке (по Н.Тинбергену). Если же от животных вернуться обратно к человеку, а именно к попыткам искусственно вызвать аналоги массовидных явлений. Исходя из гуманистической парадигмы, и эволюционно важной именно положительной роли феномена “социальной индукции”, мы рассмотрим только те исследования, где синхронизация психических процессов в группе предпринималась с целью повышения индивидуальных возможностей человека, направленных на благо своего вида. Одно из наиболее известных, и считающееся достоверным — исследование эффекта Махариши. Основная гипотеза, лежащая в основе данного эффекта — если взять определенное количество человек, входящих в данный социум (например, живущих в одном городе), и эти люди будут одновременно коллективно медитировать на определенную тему (синхронизация состояний сознания), то они окажут модифицирующее влияние на основную массу людей, т. е. вызовут у них мысли, чувства, желания, близкие к медитативной теме. Количество индивидуумов, необходимых для медитации не так уж велико. оно равно квадратному корню от 1% всех представителей социума, например, для Москвы — это будет около 300 человек (исходя из численности 9 млн человек). Другой пример, исследования А.Г.Ли по синхронизации усилий в группах операторов с целью реализации явления телекинеза. Суть экспериментов сводилась к следующему: собирались люди с обычными способностями к телекинезу (т.е. без всяких видимых проявлений), после специального гипнотического настроя, они объединялись в группы, далее они синхронно и одновременно пытались привести в движение вертушку. Автор отмечает наличие хотя бы слабого положительного эффекта во всех экспериментальных группах. Добавим, первое, в опытах участвовали люди заинтересованные, т.е. те, кто хотел раскрыть у себя необычные способности. Второе, состав групп менялся, т.е. реально один и тот же оператор участвовал в малом количестве опытов, при этом условия от эксперимента к эксперименту могли хоть и незначительно меняться, например, бралась другая вертушка, участники опыта изменяли положение и т.д. Рассмотрим подробнее опыты Махариши. Эффект Махариши неоднократно подтверждался и исследованиями самого Махариши-Махеш-Йога, и его последователями. В частности, показано статистически значимое влияние группы йогов, практикующих ТМ-медитацию на показатели жизнедеятельности в 6 штатах Америки: снижение уровня преступности, количества самоубийств, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий. Другое подтверждение эффекта Махариши было получено его последователями во время войны Ливана и Израиля. В США работали три группы йогов, организовавшие сеансы одновременной медитации с целью примирения воюющих сторон, сеансы проводились с ноября 1983 года по май 1984, а также с конца 1984 года до начала 1985. Согласно данным, в этот период боевая активность падала до 32-37%. С другой стороны, научное сообщество Америки по разному оценивает достоверность сообщения Университета Махариши, разумеется, большинство ученых полагают, что он нуждается в дополнительном, более тщательном изучении, хотя многие достаточно высоко оценивают соответствующую программу Университета Махариши.Что же касается данных, опровергающих существование эффекта Махариши, то они или не были получены, или же их публикация прошла незамеченной. В целом, в качестве дополнения хочется высказать ряд замечаний. Первое, эксперименты, показавшие наличие эффекта Махариши, представляют собой скорее явления уникальные, в смысле разовые, т.е. каждый из них задумывался и ставился как явление новое и непривычное (например, многие йоги первый /а чаще и последний/ раз участвовали в подобном явлении, с каждым разом изменялась структура /хотя бы и незначительно/ структура эксперимента, ставились новые /пусть и близкие/ задачи). Все это отличается от традиционного научного исследования, где обычной процедурой является многократное повторение одного и того же эксперимента и целью набора статистически достоверных результатов. Вывод: эффект новизны, обычно исчезающий в стандартном научном исследовании, так или иначе, скорее всего, сопровождал опыты Махариши. А наличие фактора новизны, еще выше мы отмечали как важное условие возникновения естественного массовидного. Второе, также вероятно, все эксперименты ставились людьми заинтересованными (учениками и последователями Махариши), поэтому все участники опыта были, во-первых, мотивированы на получение положительного результата, во-вторых, верили в возможность получения его на практике. Это дополнение не в малейшей степени не снижает достоверность сообщения, только уточняет условия получения эффекта. Вероятно, до сих пор, ни одна большая группа равнодушных исследователей не проводила проверочного эксперимента. Кстати, проведение экспертизы ряда других паранормальных феноменов независимыми и равнодушными к результату исследователями чаще всего не подтверждает первоначально заявленных открытий. В частности, я имею в виду проводимую под эгидой ЦРУ программу “Аномальные феномены сознания” 1973-1989г, цель программы была — выяснить возможно ли существование пси-способностей (экстрасенсорных способностей) и оценить возможность их использования в сборе развед. данных. И хотя в этом случае, выводы комиссии были достаточно обтекаемыми “уровень достоверности научных результатов высок, но не достигнуто понимание условий, при которых реализация феноменов носит регулярный характер и могла бы найти применение на практике”, однако “на практике” ЦРУ свернуло программу. Вывод, к условиям реализации эффекта Махариши, следует так же отнести и мотивированность и заинтересованность в результате участников эксперимента. Исходя из нашего же предложения — рассматривать феномены такого рода как искусственные аналоги “массовидных явлений” и даже более “социальной индукции”, встречающейся еще в животном мире — этому явлению можно дать простое объяснение. Просто данный феномен реализуется только в условиях заинтересованности (ориентировочного поведения) индивидуумов. Отсутствие таковой реакции не включает механизм “симпатической индукции” и массовидного явления не наблюдается. Сравните с поведением оказавшегося в паникующей толпе действительно равнодушного человека (например, ему точно известно что опасности не существует, или он находится под воздействием транквилизаторов или что-то еще). Для того, что бы тебя захватила паника, нужно, прежде всего, потерять спокойствие. И третье, о чем стоит поговорить, анализируя феномен массовидных явлений, связано с психологической способностью индивидуумов к синхронизации своих психических процессов с другими индивидуумами. Исследователи, занимающиеся исследованием искусственных коллективных явлений, часто отмечают, что в разных группах одно и то же явление реализуется по разному. Например, в одних группах (исследования А.Г.Ли) способность к телекинезу была выражена сильнее и сохранялась до и после гипноза, в других исчезала слишком быстро. Объяснений этому факту приводится достаточно много, но здесь мы бы хотели остановиться лишь на одном из аспектов проблемы, а именно возможно ли использование искусственных массовидных явлений с целями нанесения вреда человечеству. Обычно обывателю свойственно бояться психического воздействия, а с наличием эффекта синхронизации оно представляется обманчиво близким. Выше мы бегло обмолвились, что нет, поскольку у этого феномена явный приспособительный эффект, самой эволюцией выведенный на благо практикующего его вида. Здесь мы поговорим немного о другом, что такое синхронизация с точки зрения участников эксперимента. Мы попросили участников одного из наших экспериментов (исследование по изучению взаимодействия субъективных миров индивидуумов /Т.Н.Березина, 1997/)поделиться своими переживаниями, связанными с синхронизацией своего Я с Другими. Большинству людей свойственно беспокоиться о целостности своего психического Я и неосознаваемо отторгать взаимодействующих Других. При проведении экспериментов по вызыванию искусственных массовидных явлений, это может проявляться на поведенческом уровне в том, что каждый их участников “тянет одеяло на себя”, желает проявления именно у себя необычного качества, не настроен на групповые достижения, испытывает антипатию к одному из членов группы, боится, что у него “уведут” достижения, считает себя более сильным, чем остальные и т.д. Нами даже было предположено существование специального психологического свойства личности, наличие которого, облегчает синхронизацию, отсутствие же делает почти невозможным большинство трансперсональных взаимодействий. Это качество было названо триопсихологичностью (термин введен Э.Мансуровым), и определялось нами как дивергентность эмоциональной функции, по аналогии с дивергентностью мышления (по Гилфорду). По Э.Мансурову, наличие этого качества, в частности, делает возможным разделять положительные эмоции Другого человека (симпатизировать тому, что симпатично ему) без инверсии. Так или иначе, эгоистичные устремления индивидуума не способствуют синхронизации психических процессов, что ставит преграду перед попытками использовать данное явление во вред виду. Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, код проекта 97-06-08089 Источник: http://psihdocs.ru/s-66-69-massovidnie-yavleniya-i-sinhronizaciya-psihicheskih-pr.html Читайте также:
|
Добавить комментарий